Детальным изучением и развитием речи занимается наука логопедия. Термин, обозначающий это направление научного познания, греческого происхождения, он был образован слиянием двух слов: «речь» (logos) и «воспитание, обучение» (paideia). Таким образом, сам термин раскрывает суть логопедии и ее направленность.
Помимо воспитания речи, эта наука, являясь одной из отраслей специальной педагогики, уделяет особое внимание дефектам речи, причинам их возникновения, их механизмам, симптомам и протеканию. Логопедия изучает патологические отклонения речевого развития и речевой деятельности с целью нахождения новых методов и программ обучения лиц с подобными дефектами для постановки правильной речи.
Объектом изучения логопедии являются лица, у которых диагностированы любые речевые отклонения (кроме физиологических недостатков). Как и любое другое направление научного изучения, логопедия имеет собственные принципы, задачи, методы и программы обучения индивидуумов с выявленными расстройствами речевой деятельности.
Когда зародилось направление
История логопедии не имеет точной даты возникновения, а насчитывает несколько тысячелетий. Можно выделить четыре этапа развития данного направления (самостоятельного на сегодняшний день) коррекционной педагогики. Как демонстрирует тенденция развития отрасли, она формировалась на основании знаний, полученных медициной и педагогикой, а потому имеет непосредственную связь с ними.
Научное познание речевых расстройств и нахождение методов для их коррекции началось не так давно, когда медицине стали известны основные механизмы анатомического и физиологического аспектов, благодаря которым человеку удается осуществлять речевую деятельность. Примерно в середине 19 столетия появились первые заметки относительно теории расстройств речи, автором которых был врач-невропатолог П. Брок. Немногим позднее свой научный труд с описанием центра сенсорной стороны речевых возможностей опубликовал другой невропатолог – К. Вернике.
Обе эти работы стали причиной многочисленных споров и дискуссий относительно механизмов, обеспечивающих систему речи. Стоит заметить, что этот научный конфликт стал отличным предлогом для сбора новых данных и знаний о возможных нарушениях речевой деятельности человека.
В связи с этим постепенно стали появляться результаты исследований речевых нарушений, которые проводили с экспериментальной целью не только невропатологи, но и лингвисты, психологи, физиологи, педагоги и другие специалисты.
Таким образом, логопедия как наука, зарождалась постепенно, на фоне развития и совершенствования других наук. И теперь, являясь самостоятельной отраслью коррекционной педагогики, логопедия не изолирована от других направлений. Более того, она тесно взаимодействует с прочими направлениями научного познания индивидуумов.
На просторах России прорывом в становлении логопедии стало событие, когда государство решило оказывать помощь детям с речевыми отклонениями. В не таком далеком 1917 году были изданы особые декреты о необходимости включения дошкольных и школьных учреждений (в т.ч. частных) в общую систему просвещения советского народа.
Согласованием этих документов занимались ведущие советские инстанции. Благодаря этим декретам, побуждающим правительство вплотную заняться вопросом оказания помощи детям с дефектами речи (в т.ч. аномальными), в области организации воспитательного и обучающего процессов было положено начало кардинальным изменениям.
Основные понятия
Нарушениями речевой деятельности, которыми занимается логопедия, считаются отклонения в работе мышц речевого аппарата, нарушения в произношении звуков или интонации, недоразвитость речи, патологическое развитие на фоне заболеваний и другие аномалии.
Подобные дефекты изучаются и определяются специалистами различных научных областей. В ходе изучения дефектов речи каждое отклонение рассматривается в соответствии с целями, задачами и методами каждого из научных направлений.
Значение логопедии при этом – исследование расстройства с целью его предупреждения, а также устранения при помощи особых программ коррекционного воспитания или обучения. Поэтому логопедия считается ответвлением именно специальной педагогики. Ее структуру на сегодняшний день составляют:
- Дошкольная и школьная логопедия.
- Логопедия для детей подросткового возраста.
- Логопедия для взрослых.
Теоретические основы логопедии позволяют исследовать этиологию нарушений речевой деятельности посредством эволюционно-динамического метода в сочетании с принципом единства диалектических, биологических и социальных аспектов развития речевого аппарата.
Исходя из этого определяются задачи логопедии:
- Изучение индивидуальных особенностей речи для каждой формы речевых отклонений.
- Выявление симптоматики, характера развития и степени отклонения речевой деятельности.
- Определение тенденций развития детей с отклонениями речи.
- Выявление связи между речевым нарушением и формированием психического, физического здоровья и становлением личности.
- Исследование формирования речевого аппарата у детей с различными дефектами развития при наличии у них отклонений речи.
- Выявление природы появления нарушения, его механизма действия, сопутствующих симптомов, а также структуры.
- Разработка педагогических и других методов познания расстройств речевой деятельности.
- Систематизация полученных практических и теоретических знаний для создания основы, позволяющей усовершенствовать методы исследования речевых дефектов.
- Разработка новых методов, приемов и принципов, позволяющих предотвратить и устранить нарушения.
- Формулирование и постановка новых, актуальных вопросов, связанных с организацией программ по оказанию соответствующей помощи лицам с речевыми нарушениями.
Представленные выше задачи данного научного направления рассматривают нарушения речевой деятельности с точки зрения:
- Теории – изучения расстройств речи с целью получения возможности разрабатывать новые методы для профилактики, выявления склонности к отклонениям и их преодоления.
- Практики – применение профилактических мер, методов для выявления и устранения отклонений в речевом аппарате.
Как можно увидеть, теоретическая сторона и практический опыт логопедии тесно связаны, что позволяет осуществлять комплексный научный подход к решению проблем дефектов дикции.
Осуществляя свою непосредственную научную деятельность, эта отрасль опирается на основные принципы логопедии:
1. Принцип системности – рассматривает речь как уникальную систему с собственной сложной структурой, компоненты которой изучаются отдельно для получения общей картины возможностей и строения речевого аппарата.
2. Принцип комплексности – учитывает закономерности и специфические особенности развития индивидуумов при наличии у них речевых дефектов.
3. Принцип развития – при проведении коррекционной и логопедической деятельности предполагает определение основных этапов, задач и выявление осложнений, связанных с ближним окружением лица.
4. Принцип рассмотрения речевых нарушений на фоне психического состояния индивида и его аспектов.
5. Принцип деятельностного подхода – для организации логопедической программы воспитания или обучения ребенка с нарушениями дикции ведущей является его непосредственная деятельность (игры, обучение, практика).
6. Принцип ортогенетических особенностей.
7. Этиопатогенетический и симптоматический принцип.
8. Принцип, принимающий во внимание структуру дефектов дикции.
9. Принцип обходного пути – рассматривает возможность сформировать новый принцип функционирования речи «мимо» компонента, который и является нарушением.
10. Общие дидактические принципы.
Стоит отметить, что основу научного метода составляют логопедические принципы общедидактические, а также специальные (принципы развития, систематизации приемов и взаимосвязанности). Они являются практическим подкреплением теории Р.Е. Левиной относительно комплексного подхода к осуществлению логопедической деятельности, который учитывает особенности индивида (в двигательной, сенсорной, волевой и эмоциональной сферах).
Какие варианты и приемы использует наука
Методы, которые использует эта отрасль науки, позволяют осуществлять основную логопедическую практическую деятельность, подкрепленную теоретическими знаниями. Все методы логопедии, как показала практика, могут быть разделены на группы:
1. Методы организации процессов изучения речевых механизмов (сравнение, комплексное изучение, исследование в динамике).
2. Эмпирические (основанные на приобретенном опыте) методы. В частности, это наблюдение, эксперимент и изучение в психодинамике. Также к ним относится метод биографический, основанный на сборе, систематизации и анализе данных, и праксиметрические примеры по рассмотрению деятельности речи.
3. Методы, связанные с анализом и обработкой посредством ЭВМ данных, полученных в ходе применения количественного и качественного методов.
4. Методы интерпретации, изучающие пути применения теории на практике в отношении изучаемых явлений.
Осуществляющие научную деятельность специалисты
Непосредственными участниками логопедической деятельности являются логопеды. Это специалисты, которые проводят коррекцию речевых нарушений у детей, применяя научные методы. Основной задачей их деятельности является всестороння оценка состояния речевого аппарата индивидуума, а также сопоставление его возможностей с возрастным критериям.
Профессия логопед появилась относительно недавно, примерно во второй половине 20 столетия. Ее возникновение было связано с попытками корректировать речей у лиц с разными нарушениями развития, обосновывая их как явления физиологического характера, требующие медицинских методов лечения. Неэффективность таких мер навела специалистов на мысль о том, что у речевых нарушений может быть психологический характер, требующий иного подхода.
Общение человека с окружающими его людьми – очень важный аспект развития его как личности. Поэтому осуществляющие логопедическо-коррекционную деятельность специалисты оказывают обществу огромную услугу.
Основной задачей логопеда является не только устранение проблем с дикцией, но и выявление причин, спровоцировавших данный дефект. С этой целью специалист использует наиболее эффективные приемы и научные методы, развивая правильную речь совместно с педагогом-дефектологом, который занимается наблюдением за деятельностью и развитием ребенка в целом. Залогом полноценных речевых возможностей является комплексный подход к изучению проблемы с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Остальные задачи, воплощением которых занимается логопед, это:
- Правильная постановка звуков.
- Обогащение словарного запаса.
- Развитие навыков четкого произношения звуков, для чего применяются чистоговорки.
- Построение связных, полноценных, благозвучных речевых высказываний.
- Прививание навыков и правил грамматики.
- Корректировка ошибок.
- Применение мер по предупреждению, выявлению, изучению механизма речевых недостатков, а также их устранению.
- Выявление причин возникновения других дефектов (при их наличии у ребенка), а также определение необходимых мер для оказания ему соответствующей помощи.
Залогом успешности исправления дикции является своевременное обращение к логопеду. При этом логопедия является областью, где от ведущего специалиста успех всего предприятия зависит лишь на 50%, вторые 50% — это усилия пациента и его семьи. При соблюдении этих условий у ребенка есть все шансы овладеть правильной речью. Автор: Елена Суворова
О нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Является одним из разделов специальной педагогики. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
Энциклопедичный YouTube
-
1 / 5
Первые попытки коррекции речевых нарушений описаны в трудах по сурдопедагогике в XVII в. (дефекты речи при сохранённом слухе тогда не выделялись в особую проблему). Как самостоятельная научная отрасль логопедия оформилась во второй половине XIX в. До 30-х гг. XX в. в логопедии преобладало упрощенное представление о речевых нарушениях как дефектах речедвигательной мускулатуры; рассмотрение недостатков речи велось главным образом в русле разработки симптоматических приемов преодоления двигательных трудностей артикулирования . Эти вопросы, наряду с проблемой коррекции дыхательной системы, составляли основное содержание логопедии. Практические коррекционные мероприятия имели преимущественно медицинскую направленность. С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности коренным образом изменилось направление логопедии - на первый план стало выдвигаться педагогическое содержание. Современная логопедия, опираясь на общие принципы дефектологии , а также взаимодействуя с другими науками (психологией , физиологией , языкознанием), рассматривает речь как системное многофункциональное образование, влияющее на психическое развитие.
- Жан Батист Жоффре
- Гурцов, Георгий Александрович
- Спешнев, Яков Тимофеевич
- Енько Петр Дмитриевич
- Лукаш Ольга Леонидовна
- Дитковская, Нина Леонидовна
- Никульшинов, Сергей Никитич
- Рау Фёдор Андреевич
- Рау Наталья Александровна
Классификация нарушений речи
В настоящее время не существует единой классификации речевых расстройств. Попытки создания таковой (М. Е. Хватцев , О. В. Правдина, Р. А. Белова-Давид, М. Зееман, Р. Е. Левина и др.), предпринимались на протяжении всей истории развития логопедии, как науки и области практической деятельности. Безрезультатность классификации речевых нарушений объясняется довольно просто: у человека нет специфических органов для выполнения речевых функций. Порождение речи и голоса осуществляется приспособленными органами и системами, изначально выполняющими иные, другие физиологические функции. Восприятие и понимание речи также осуществляется системами, изначально использовавшиеся для другого. Отсюда и смежность дисциплин, занимающихся кроме логопедии коррекцией и лечением речевых расстройств. Для практических целей более подходит не «линнеевский принцип» - классификация, а разграничение по типам вариантов речевых расстройств (типология).
Клинико-педагогическая классификация
Все виды нарушений, рассматриваемых в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.
Нарушения устной речи
- расстройства фонационного оформления высказывания:
- Дисфония (афония)
- Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания:
Нарушения письменной речи
Психолого-педагогическая классификация
Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения.
Нарушения средств общения
- фонетическое недоразвитие (ФН)
- фонематическое недоразвитие
- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН)
Нарушения в применении средств общения
Нарушения речи: основные варианты
Нарушения речевого развития при олигофрении (смежная область логопедии и олигофренопедагогики).
Нарушения речевого развития при нарушениях слуха (область преимущественно сурдопедагогики).
Научные журналы на русском языке
Журнал «Дефектология»
Научно-методический журнал, орган Российской академия образования , издаётся в Москве с 1969 г. Периодичность - 6 раз в год.
Освещает проблемы теории и практики обучения и воспитания (дошкольного и школьного) детей с нарушениями умственного и физического развития, общего и профессионального обучения взрослых глухих и слепых, дефектологического образования и т. п. Популяризирует передовой опыт специальных школ и дошкольных учреждений. Публикует материалы о новых технических средствах и пособиях для обучения аномальных детей, советы и консультации.
Научно-методический журнал, издаётся в Москве с 2004 г.
Адресован логопедам, работающим с детьми дошкольного и школьного возраста, специалистам органов управления образованием, преподавателям и студентам дефектологических факультетов вузов. В журнале публикуются методические рекомендации для практикующих логопедов, конспекты логопедических занятий и упражнения, официальные документы, статьи по актуальным проблемам логопедии.
Со второго полугодия 2006 г. выпускается приложение к журналу «Логопед», - «Конфетка». Приложение представляет собой иллюстрированную книжку для занятий с ребёнком. Каждый номер приложения посвящён одному отдельно взятому аспекту логопедической работы.
Сетевое издание о коррекционной педагогике и специальной психологии: научно-методический журнал. Данное издание это - методическая и информационная поддержка специалистов, родителей и общественных организаций. Выходит в Интернет с 2000 года.
Логопедия (от греч. lógos - слово, речь и paideía - воспитание, обучение)
отрасль педагогической науки; изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.
Впервые вопросы коррекции недостатков речи нашли отражение в работах по сурдопедагогике (См. Сурдопедагогика), относящихся к 17 в. (в то время понятие глухонемоты ещё мало отличали от слухонемоты и др. дефектов речи у слышащих). Со 2-й половины 19 в. изучение недостатков речи при нормальном слухе приобретает самостоятельное, но по преимуществу медицинское содержание: исправление речи стали рассматривать как лечебную процедуру, которая проводилась врачами или медицинскими сестрами.
До конца 30-х гг. 20 в. преобладали односторонние представления о речи как о совокупности специализированных мускульных движений. Рассмотрение недостатков речи велось чаще всего в плоскости разработки симптоматических приёмов преодоления двигательных трудностей артикулирования. Эти вопросы вместе с вопросами коррекции дыхательной системы составляли основное содержание Л. С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности и появлением теоретических исследований в данной области коренным образом изменилось направление Л. - на первое место стало выдвигаться педагогическое содержание. Современная Л. исходит из представления о сложном строении речевой деятельности, многообразии её функций и способов влияния на психическое развитие человека.
Недостатки речи различны по своим проявлениям, своей природе, степени выраженности и влияния на психическое состояние и развитие. Одни из недостатков касаются произносительной стороны (например, Косноязычие), другие проявляются не только в дефектах произношения, но и в нарушениях чтения и письма (дислексия, дисграфия), захватывают и лексико-грамматическую сторону речи (например, Алалия , Афазия). Наряду с нарушениями средств языка существуют отклонения в формировании речевого поведения, приводящие к заиканию (См. Заикание).
При логопедическом исследовании, помимо произносительных дефектов, устанавливается уровень лексико-грамматического развития, овладения звуковым составом слова, письменной речью и т. д. Широко исследуется состояние рецепторной деятельности, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и др. Изучение и преодоление недостатков речи ведётся с учётом данных др. областей знания: психологии, языкознания, физиологии, медицины. Нарушения речи преодолеваются педагогическими методами, направление специального обучения и коррекционно-воспитательных мероприятий по мере надобности сообразуется с медицинскими рекомендациями.
Прямое назначение Л. состоит в разработке вопросов речевой патологии, вместе с тем результаты исследований аномального развития речи способствуют расширению представлений в области общей психологии и педагогики речи. В СССР логопедическая помощь оказывается в специальных и массовых школах, дошкольных учреждениях, детских поликлиниках, стационарах и др. Логопедов готовят на дефектологических факультетах педагогических институтов. Научные исследования в области Л. ведутся в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР, педагогических институтах, некоторых научно-исследовательских медицинских учреждениях.
Лит.: Хватцев М. Е., Недостатки речи у школьников, М., 1958; Левина P. Е., Нарушения письма у детей с недоразвитием речи, М., 1961; Очерки по патологии речи и голоса, под ред. С. С. Ляпидевского, в. 1-3, М., 1960-67; Основы теории и практики логопедии, М., 1968; Каше Г. С., Фомичева Т. Б., Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста, М., 1971.
Р. Е. Левина.
Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .
Синонимы :Смотреть что такое "Логопедия" в других словарях:
Логопедия … Орфографический словарь-справочник
Логопедия наука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении средствами коррекционного обучения и воспитания. Является одним из разделов специальной педагогики. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру… … Википедия
- [Словарь иностранных слов русского языка
логопедия - и, ж. logopédie f. <гр. logos слово, речь + paideia воспитание, обучение. Раздел дефектологии, изучающий вопросы постановки правильной речи, предупреждения и устранения ее дефектов. СИС 1985. перен. Поэзия логопедия Измучившейся мычать души. В … Исторический словарь галлицизмов русского языка
логопедия - и в речи медиков логопедия … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
логопедия - Этимология. Происходит от греч. logos слово + paideia воспитание. Категория. Раздел специальной педагогики. Специфика. Занимается исследованием недостатков речи и разработкой методов их предупреждения и преодоления. Психологический словарь. И.М.… … Большая психологическая энциклопедия
- (от греч. logos слово речь и paideia обучение), отрасль дефектологии, изучающая нарушения речи при нормальном слухе и разрабатывающая пути их преодоления и предупреждения … Большой Энциклопедический словарь
- (от греч. logos слово и paideia воспитание) отрасль специальной педагогики, занимающаяся исследованием недостатков речи и разработкой методов их предупреждения и преодоления … Психологический словарь
ЛОГОПЕДИЯ, логопедии, мн. нет, жен. (от греч. logos речь и paideia воспитание) (спец.). Исправление недостатков, пороков речи, срн. логопатия. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ЛОГОПЕДИЯ, и, жен. Раздел дефектологии, занимающийся недостатками речи и их исправлением. | прил. логопедический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Сущ., кол во синонимов: 3 дефектология (6) медицина (189) педагогика (12) … Словарь синонимов
Книги
- Логопедия: методика и технологии развития речи дошкольников , Антипова Ж.В. , В учебнике освещаются теоретические и прикладные вопросы развития речи детей дошкольного возраста, позволяющие понять закономерности овладения родным языком и механизмы становления речевой… Категория: Детская психология Серия: высшее образование: бакалавриат Издатель: Инфра-М ,
- Логопедия методика и технологии развития речи дошкольников Учебник , Микляева Н. (ред.) , В учебнике освещаются теоретические и прикладные вопросы развития речи детей дошкольного возраста, позволяющие понять закономерности овладения родным языком и механизмы становления речевой… Категория:
Логопед — это коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Он не только «ставит» звуки. Такая способствует развитию у детей внимания, зрительного и слухового восприятия. Специалист готовит к полноценной трудовой и общественной жизни ребят с различными отклонениями и нарушениями речи.
Почему у детей бывают отклонения речевого развития?
Для того чтобы маленький человек заговорил, нужны две главные вещи: социум и предметная деятельность. Причин того, что ребенок не говорит или говорит неправильно, может быть множество: от умственной отсталости, аутизма и до функциональной незрелости.
Сегодня более 40 % детей имеют те или иные проблемы с речью. Эта высшая функция общего психофизиологического развития ребенка совершенствуется в несколько этапов согласно временным нормам.
Существует множество книг для обучения родителей, подготовки их к рождению, воспитанию, правильному уходу за детьми. Главное, в этот период быть очень внимательными к своим малышам. С ребенком нужно разговаривать в таком объеме, который нужен ему для полноценного развития. Младенца нужно научить слушать обращенную к нему речь с самого первого дня жизни.
Очень важно обнаружить те или иные нарушения, и как можно раньше. Для этого существуют профилактические осмотры у врачей. Обычно в каждой детской поликлинике работает и логопед. Это специалист, который поможет решить любые проблемы, связанные с речевым развитием малыша.
Работа специалиста в детском саду
Логопед в ДОУ - это педагог, задача которого заключается в устранении тех или иных ребят. Основной целью деятельности учителя является организация правильной детей с нарушениями. При этом к каждому малышу нужен индивидуальный подход. Существует огромное количество методик, позволяющих совершенствовать детскую речь. Учитель-логопед должен решить, как работать с конкретным воспитанником.
Выявление уровня формирования речи у детей дошкольного возраста
Речь считается выразительной, если для нее характерны сдержанность, точность (правильное изображение окружающей действительности), логичность, ясность, а также правильность, чистота. Одним из принципов дошкольного образования, отраженного в ФГОС, является реализация программы в формах, приемлемых для детей данной возрастной группы. Обучение должно проходить, прежде всего, в виде игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности.
Комплекс задач во всех включает по ФГОС: познавательное развитие, речевое развитие, художественное и физическое развитие.
Вся работа по формированию речи у детей дошкольного возраста проходит в три этапа:
- Подготовительный.
- Основной.
- Заключительный.
С детьми проводятся упражнения по развитию дикции, речевого дыхания, моторики. Выполняется разучивание стихов, этюдов. Огромное значение имеет также пение. Каждый логопед применяет и свои наработанные методики. Ребят с незначительными нарушениями речи по специальным программам в детском саду подготавливают к школе. В обычнм среднем учебном заведении логопед может проводить коррекционные занятия по исправлению дикции.
Тяжелые нарушения речи
С ребятами, которые имеют серьезные отклонения в речевом развитии, работает особый специалист. Кто такой логопед-дефектолог? Именно деятельность этого врача направлена на решение проблем, которые возникли у малыша. К тяжелым нарушениям речи относят:
- алалию;
- афазию;
- некоторые тяжелые формы заикания.
Детьми с серьезными отклонениями занимаются специалисты в медицинских учреждениях по месту жительства.
Рассмотрим одно из наиболее сложных заболеваний. Алалия - поражение ЦНС в период внутриутробного развития. Чаще всего в коре головного мозга обнаруживается новообразование, но не всегда. В онтогенезе на первом этапе у ребенка появляется гуление. Это биологическое явление, характеризующиеся сливанием звуков.
Лепет - следующий этап в формировании речи. Гуление присуще всем новорожденным детям, даже если у ребенка отсутствует слух и зрение. Лепет наблюдается лишь в том случае, если у малыша имеется социально-коммуникативная среда. По лепету можно определить национальность, в нем есть интонация, ритм и звуки, присущие данному языку. Лепетные цепочки однородные и очень длинные. По мере развития ребенка лепет перерастает в понятную речь. Появляются согласные, прообразы слов, затем фразы.
Если малыш не издает звуков на протяжении нескольких месяцев, стоит обратиться за консультацией к врачу. В первую очередь обследует младенца логопед. Это обязательно! Ведь только так можно выявить серьезный недуг. Отсутствие лепета и гуления может свидетельствовать о развитии алалии.
Как правильно должна развиваться речь?
К году жизни у ребенка должны быть в речи фразы, а к двум годам - предложения. В три года большинство ребят уже умеют четко выражать свои мысли и желания. Если же в этом возрасте малыш молчит, паниковать не стоит. В чем проблема, сможет определить логопед. Это может быть всего лишь особенность развития конкретного человека. Однако и оставлять проблему без внимания не стоит.
Отставание в речи обязательно будет наблюдаться, если малыш испытывает недостаток общения. Часто такая проблема наблюдается у ребят, которые воспитываются в Важным фактором является также и психологическая обстановка. Нередко плохо разговаривают те ребята, родители которых проходят бракоразводный процесс. В любом случае причину отклонений в развитии сможет выявить лишь логопед. Кто это еще сделает, если не опытный специалист?
Что делает логопед в школе?
Как правило, все ребята, которые приходят на обучение в первый класс общеобразовательного учреждения, уже умеют достаточно хорошо разговаривать. Однако у некоторых малышей все же имеются некоторые проблемы. Ребята могут не выговаривать те или иные звуки, «глотать» окончания слов. У таких малышей в дальнейшем появляются проблемы с чтением и письмом, развиваются психологические комплексы. Родители к школьному возрасту детей уже знают, кто такой логопед и что он делает в образовательном учреждении.
К основным задачам школьного педагога является коррекция дефектов чтения и письма. Дополнительно выполняются следующие действия:
- исправление произношения;
- коррекция речевого слуха;
- изучение навыков словообразования;
- развитие грамматической речи.
Огромное значение имеет также развитие психологических процессов. Сюда можно отнести внимание, память, мышление. Ребенок должен не только разговаривать, но и думать правильно. На формирование элементарных учебных навыков также может повлиять школьный логопед. Это, в первую очередь, умение внимательно слушать педагога, правильно оценивать результат собственной работы, решать поставленные задачи.
Акватерапия в логопедии
Что делает логопед в ДОУ или общеобразовательном учреждении? Специалист способствует правильному развитию речи ребят. Для этого могут использоваться как проверенные временем, так и новые методики. Был проведен ряд исследований, которые показали, что вода положительно сказывается развитии речи и моторики малышей. Поэтому сегодня в логопедии широко применяется акватерапия. В своей работе специалисты учитывают возрастные, а также психологические характеристики детей. Не забывают логопеды и про элементарные правила гигиены.
Игры с водой способствуют развитию звукового восприятия, повышают жизненный тонус. Таким образом, малыши не только учатся правильно разговаривать, но также укрепляют свой иммунитет. В детских садах чаще всего проводятся групповые занятия. В поликлиниках логопеды работают с маленькими пациентами в индивидуальном порядке.
Игры с водой очень нравятся ребятам. Наиболее популярными в детских учреждениях являются такие занятия:
- «Теплая? Холодная?»;
- «Выжми губку»;
- «Узнай букву на ощупь»;
- «Двигай краба».
Занятия проводятся и с использованием специальной пластиковой емкости. В большинстве случаев используется вода комнатной температуры.
Занятия в домашних условиях
Если у ребенка наблюдаются проблемы с речью, без опытного специалиста не обойтись. Только квалифицированный врач сможет выявить причины заболевания и поможет их устранить. Однако и работа родителей в домашних условиях имеет огромное значение. Основным лекарством является простое человеческое общение. С ребенком нужно разговаривать обо всем, комментировать все действия. Кроме того, малыш должен плотно общаться со своими ровесниками. Не стоит пренебрегать ежедневными прогулками на детской площадке.
Отлично способствуют развитию речи ребят. В домашних условиях можно вместе с малышом перебирать гречку, делать аппликации с использованием бисера и бусин. Рисование - еще одно занятие, пользу которого сложно переоценить. Ребята, которые любят рисовать, прекрасно развиваются по всем показателям.
Подведем итог
Если наблюдаются те или иные проблемы в речевом развитии у ребенка, стоит незамедлительно обращаться к логопеду. Чем раньше удастся выявить недуг, тем больше шансов на удачный исход. Квалифицированный специалист-дефектолог сможет найти подход к любому ребенку. А родителям, в свою очередь, не стоит пренебрегать домашними занятиями.