» » Мамлеев юрий александрович. Мамлеев Ю

Мамлеев юрий александрович. Мамлеев Ю

Будь то книга про Землю в будущем, превратившуюся в филиал ада, или рассказ из советских времен про маму, изрезавшую за испорченный дефицитный ковер сынишке руки, так что их пришлось ампутировать — закадровый посыл всегда неизменен: мир - надматериален, Россия - страна особой, высокой духовности. В этом вопросе Мамлеев - славянофил. А главный спор с современными западниками - была ли Россия двести лет назад страной изуверства и дикости, или территорией святости.

Если русский мир у автора «Вселенских историй» близок потустороннему, то западный - мир бездуховности, поклонения деньгам, и вообще там живут полуроботы. Поэтому-то, умерев, благополучная жительница Америки Элизабет, в одном из рассказов книги, попадает в ад обезличенный, мертвый. Ни тебе чертей, сковородок: одна беспросветная тоска и блуд духа. Очень близок в этом Мамлеев оказывается к Виктору Пелевину. С последним, «вторым вампирским» романом которого неожиданно выдвигает общую идею: посмертное мучение душ в аду лишено воспринимающего субъекта. То есть это игра форм, из которых вынут луч сознания. Интересная перекличка.

Рассказы в этом сборнике дополняют роман: «Вселенские истории». В романе две сестры (в противовес трем сестрам, потому что не хотят никуда уезжать), вступают в духовный кружок. С одним из участников которого, писателем Румовым, знакомится странный иностранец - адепт антихриста. Запад откликается на лекции адепта горячо, но в России его ждет провал. Сцена лекции в Москве - кульминация абсурда, во время которой сатаниста предлагают укусить, чтобы проверить, говорит ли он правду.

Начинается роман с веселой пирушки, а заканчивается разговором о будущем России. С оптимистическим взглядом на которое Мамлеева хочется согласится. Просто потому, что если лет через двадцать не повернем к лучшему, верить в добро станет совершенно невозможно.

Юрий Мамлеев. Вселенские истории: роман, рассказы

В книгу апологета метафизического реализма вошёл очередной апокалипсический роман и семь рассказов, живо напоминающих читателю о тех самых, любимых метафизиками «Шатунах». Роман же выглядит сиквелом или приквелом предыдущего романа «После конца», текста о том, что бывает после конца всего. «Сказал отец — всему конец», поёт Леонид Фёдоров в новой песне. Тема Мамлеева - старая, очень старая песня. Как только Богослов написал «Откровение», так сразу и услышали люди эти нечеловеческие песни. Но, кроме огромного интереса к «концу всего», у Юрия Витальевича есть не менее интересная, сквозная тема - исследование русскости в метафизическом аспекте. Есть люди, а есть русские. Роман «Вселенские истории» - о простых американских «техномистиках» и о наших шатунах. Отличия между ними огромные. Наши-то, они хоть и упыри в периоды обострения, но чтобы съесть человека, это нет. Как нет? Ну, иногда, под настроение, наш шатун может кого-нибудь съесть, но токмо ради любопытства, чтобы через приобщение к смерти другого, через убийство найти своё собственное положение (в смерти). Шатуны даже посмертные бывают, а в новом романе, в картинных эпизодах московской кухонной эзотерики, фигурирует и совсем Сверхпокойник.

В первой части романа всё просто, один голландец съедает швейцарца, по обоюдному согласию, причём швейцарец ест сам себя, во славу нового способа самоубийства. Юмор, сами понимаете, у Мамлеева совсем иной, нежели у Сорокина. Но интрига романа, пройдя через традиционные посиделки метафизиков на кухнях во второй части, в третьей неожиданно приводит к очень интересному персонажу, американцу - смертологу. Это профессия такая, смертолог. Смертолог Аллен отвечает в романе за демонический аспект гнозиса, яростно кричит о невыносимости жизни: «Я устал, устал от своего нелепого человеческого тела, которое скоро сгниёт, от этого идиотского мира, созданного по ошибке...». Кроме того, Аллен (чужой) не простой смертолог, а посланец тёмной силы, предтеча Антихриста. Но наш герой Румов тоже не лыком шит - на «достоевскую» истерику американца он отвечает страшным стихом - Но явь, как гнусный и злой подлог, кривлянье жадных до крови губ. Молю: исчезни железный бог, огромный, скользкий на ощупь труп.

Аллен, особого рода техномистик, курирует «от антихриста» ценное в Америке - институт бесконечной жизни, Дом бессмертных. И здесь самое интересное - в этот дом, естественно, попадают только мультимиллиардеры, готовые стать киборгами, цепляющиеся жадно за последнее дыхание, но не подозревающие, в лапы какого Зверя они попадают. Вот и представьте себе отношение русского мистика Румова к такой ерунде, как бесконечная физическая жизнь. Дрянь, чистая противобожеская дрянь. Над такой мировой дрянью, вожделенной для всего чужого, нерусского мира, у нас смеются даже в Комеди-клабе: киборги заполонили всю плОнету!

Биография

Юрий Витальевич Мамлеев родился 11-го декабря г. в Москве. В г. закончил Московский лесотехнический институт, получил диплом инженера. С 1957 г. по 1974 г. преподавал математику в вечерних школах. Но основной сферой его деятельности была литература . Его рассказы, романы, философские эссе распространялись в Самиздате, так как их было невозможно публиковать в советских издательствах. На его квартире в Южинском переулке собирались в 60-е годы многие деятели (люди) «неофициальной культуры» того времени. Среди них такие поэты и художники, как Леонид Губанов , Генрих Сапгир , Лев Кропивницкий , Александр Харитонов , позднее Вениамин Ерофеев и многие другие известные сейчас представители творческой интеллигенции, проявившие себя в искусстве, философии, литературе. Из-за невозможности публикации своих произведений Ю. Мамлеев вместе с женой эмигрировал в 1974 г. в США, где преподавал и работал в Корнельском университете (Cernell University), выступал в других престижных университетах США , а позже, в 1983 г., переехал в Париж , во Францию, где преподавал русскую литературу и язык в Медонском институте русской культуры, а потом в знаменитом Институте восточных цивилизаций в Париже. В период вынужденной эмиграции его произведения были переведены на европейские языки, его творчество получило признание на Западе. После изменения режима в России Юрий Мамлеев одним из первых приехал в Россию. С начала 90-х годов его книги стали широко публиковаться в России. За это время (с начала 1990-х по 2008 г.) опубликовано 27 его книг, включая книги по философии, появилось множество статей, интервью в прессе, выступлений по радио и телевиденью. Одновременно продолжалась публикация его книг на Западе. Как на западных, так и на русском языках появилось много статей, исследований о его творчестве, защищены дипломы и диссертации. Пьесы Юрия Мамлеева ставились в России и на фестивале в Австрии, в Граце (на немецком языке). С 1994 г. по 1999 г. Юрий Мамлеев как индолог преподавал индийскую философию на философском факультете МГУ. Он член исполкома Общества российско-индийской дружбы. Занимался и общественной деятельностью: был членом Комиссии по возвращению гражданства при Президенте РФ. Он является членом французского Пен-клуба (международной организации писателей), Союза писателей России, Союза театральных деятелей, русского Пен-клуба. Он создал новое литературное течение (метафизический реализм), основы которого изложены в главе «Метафизика и искусство » его философской книги «Судьба бытия». Авангард этого течения организован как секция при Союзе литераторов России, и Ю. Мамлеев - Президент Клуба метафизического реализма ЦДЛ. Как философ, Юрий Мамлеев, помимо преподавания индийской философии в МГУ, известен своими главными философскими работами: «Судьба бытия» (опубликована в журнале «Вопросы философии» за 1993 г. № 10, 11 и потом - в сборнике «Unio mistica», Терра, 1997) и «Россия Вечная» (см. «Россия Вечная», Аиф-принт, 2002). В «Судьбе бытия» Ю. Мамлеев обосновал собственное философское учение. Как индолог, он исходил из некоторых положений Веданты (признанной сейчас во всем мире в качестве одной из вершин человеческой мысли). Но далее Ю. Мамлеев вышел за пределы Веданты, создав учение метадуализма, особенно в главе «Последняя доктрина», которая вносит нечто принципиально новое в мировую метафизическую Традицию. В книге «Россия Вечная» Ю. Мамлеев исследует глубины русской культуры и духа. В результате им создана совершенно новая трактовка русской идеи, фактически цельное философско-патриотическое учение, не имеющее нигде аналогов. Творчество Ю. Мамлеева неоднократно отмечалось различными литературными грантами и премиями: в 2000 году он получил высоко престижную Пушкинскую премию (Германия), международную премию имени Андрея Белого (1993 г.). О Мамлееве и его творчестве можно прочесть статьи в литературных и иных энциклопедиях, словарях (в том числе и на иностранных языках), в энциклопедическом словаре «Отечество» (издательство РЭ, 1999), в который включены наиболее выдающиеся люди России в области культуры, науки, политики и т. п. за весь период существования Руси и России (от древней эпохи до настоящего времени). Произведения Мамлеева публиковались на английском, французском, немецком, итальянском, голландском, греческом, чешском, румынском, болгарском, сербском, иврите, китайском языках. О творчестве Мамлеева вышло исследование Розы Семыкиной. «О «соприкосновении мирам иным»: Ф.М. Достоевский и Ю.В. Мамлеев» (Барнаул: Барнаульский государственный педагогический университет, 2007). Лауреат премии «Словесность» Союза литераторов (2008).

Интервью

Список основных книг на русском языке

1. Юрий Мамлеев. Изнанка Гогена. Третья волна, Париж, 1982.

2. Юрий Мамлеев. Живая смерть (сборник рассказов). Третья волна, Нью-Йорк – Париж, 1986.

3. Юрий Мамлеев. Шатуны (роман). Третья волна, Нью-Йорк – Париж, 1988.

4. Юрий Мамлеев, Татьяна Горичева. Новый град Китеж (философские работы). Париж, 1988.

6. Юрий Мамлеев. Сборник рассказов. Молодежный книжный центр, Москва, 1990.

7. Юрий Мамлеев. Вечный дом (повесть и рассказы). Художественная литература, Москва, 1991.

9. Юрий Мамлеев. Избранное. Терра, Москва, 1993.

10. Юрий Мамлеев. Шатуны (роман). Терра, Москва, 1996.

11. Юрий Мамлеев Судьба бытия. «Unio mistica», Терра, Москва, 1997.

12. Юрий Мамлеев. Черное зеркало (сборник рассказов). Москва, Вагриус, 1999.

13. Юрий Мамлеев. Бунт луны (сборник рассказов). Москва, Вагриус, 2000.

14. Юрий Мамлеев. Черное зеркало (переиздание). Москва, Вагриус, 2001.

15. Юрий Мамлеев. Блуждающее время (роман). Москва – С.-Петербург, Лимбус-пресс, 2001

16. Юрий Мамлеев. Россия Вечная. Аиф-принт, Москва, 2002.

17. Юрий Мамлеев. Изнанка Гогена (сборник рассказов). Вагриус, Москва, 2002.

18. Юрий Мамлеев. Основные тайны (сборник рассказов). Вагриус, Москва, 2002.

19. Юрий Мамлеев. Основные тайны (сборник рассказов). Вагриус, Москва, 2002.

20. Юрий Мамлеев. Шатуны (роман). Ad Marginum, Москва, 2002.

21. Юрий Мамлеев. Задумчивый киллер (сборник рассказов). Вагриус, Москва, 2003.

22. Юрий Мамлеев. Американские рассказы (сборник рассказов). Вагриус, Москва, 2003.

23. Юрий Мамлеев. Конец века (сборник рассказов). Вагриус, Москва, 2003.

24. Юрий Мамлеев. «Мир и хохот» (роман). Вагриус, Москва, 2003.

Список основных публикаций на иностранных языках

1. The sky above Hell and other stories. Taplinger, New York, 1980.

2. Iouri Mamleiev. Chatouny. Paris, Robert Laffont, 1986.

3. La derniere comedie. Paris, Robert Laffont, 1988.

4. Der Moder aus dem Nichts. Wien, Residenz Verlas, 1992.

5. The Pengnin book of new Russien writing. Russia’a Fleurs du Mal. Pengnin book, London, 1995 (Yuri Mamleyev. An individualist’s Notebook).

6. Russische Erzahler am Ende. Eine Anthologie. Berlin, Verleg, 1995.

7. Fleurs du mal. Albin Michel, Paris, 1997.

8. The Pengnin book of New Russien writing. USA, New York, 1997.

9. Эта же антология вышла в Голландии (на голландском языке).

10. Oi periqtdriakoi. Aqhna, Греция, 1993.

11. Il killer metafisico. Roma, Italy, Voland, 1997.

12. Chatouny (второе издание, paper book, карманное издание). Paris, Le Serpent a Plumes, 1998.

13. Der Tod des Erotomanen. Solzburg-Wien, Residenz Verlas, 1998.

14. Шатуны в 1998 вышли в Праге.

15. В Югославии в 90-х вышел сборник рассказов.

16. Кроме того, много публикаций в журналах в USA, France, Germany, Australia, Italy, Poland, Венгрия, Чехия.

17. Цветы зла (антология) - на итальянском. Roma, Italy, Voland, 2003.

18. В октябре 2003 года немецкое издательство «Зуркамп» выпустило роман Юрия Мамлеева «Блуждающее время» на немецком языке.

О нем

Роза Семыкина. О «соприкосновении мирам иным»: Ф.М. Достоевский и Ю.В. Мамлеев (Барнаул: Барнаульский государственный педагогический университет, 2007).

Ссылки

  • Собрание сочинений Мамлеева на сайте "Русская виртуальная библиотека"
  • Мамлеев, Юрий Витальевич в библиотеке Максима Мошкова
  • Клуб метафизического реализма ЦДЛ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мамлеев Ю." в других словарях:

    Мамлеев русская фамилия. Известные носители: Мамлеев, Диниахмед Набиулиевич (1905 1976) Герой Социалистического Труда, Заслуженный строитель РСФСР, почётный гражданин Череповца. Мамлеев, Дмитрий Фёдорович (1929 2012) советский и … Википедия

    Юрий Витальевич (род. 1931), русский прозаик. В 1975 92 в эмиграции (США, Франция). Романы Московский гамбит (1985), Шатуны (1988), Вечный дом (1991) (посвящены жизни городской полубогемной интеллигенции) о деформации личности, вплоть до распада… … Русская история

    Юрий Витальевич Мамлеев (11 декабря 1931, Москва) писатель и философ, драматург и поэт. Его произведения переведены на основные европейские языки. Основатель философско патриотической доктрины (учения) «Вечная Россия» (она изложена в книге… … Википедия

    Юрий Витальевич (р. 1931, Москва), русский прозаик. Родился в семье профессора психиатрии. По окончании Московского лесотехнического ин та (1955) преподавал математику и физику в школах. С нач. 1950 х гг. изучал философию, теософию, оккультные… … Литературная энциклопедия

  • В духе двадцатого века.
  • Да. Надо сказать, что всю всемирную историю можно назвать историей людоедства. Войны шли всегда, кровь лилась постоянно, я уж не говорю о колониализме, стремлении одних народов подавить, уничтожить другие, и люди настолько к этому привыкли, что считают это нормальным. На самом деле это страшная аномалия. Ни один вид не уничтожает сам себя, кроме человека. Поэтому христианство считает этот мир падшим, хотя человек сам по себе божественного происхождения и, так как он стоит над природой, в нем есть бессмертие. Но это не повод для грусти, это вызов, испытание. Человек, несмотря на самые страшные времена, должен остаться человеком, и духовным человеком, и жить по принципам любви.


Фотография: из личного архива Юрия Мамлеева

  • Как вы подготавливали себя к тому, чтобы начать видеть незримую часть зримого? Что вы читали?

  • Наш круг тогда интересовался всеми аспектами духовной жизни человека, тем более что все это было полузапрещено. Но нужно отделить практику литературную от религиозных исканий. Как видеть мир глазами писателями и творить свой космос? Это необъяснимо, это рождается само. Что касается религиозного поиска, то для большинства из нашего круга было понятно, что православие является истинным христианством, так как оно обращено к первоистокам. Но мы с большим вниманием и уважением относились и к мусульманству, изучали и его тоже. А что касается философии, то мы шли вполне классическим путем: сначала философия немецкая, Кант, Гегель, Шопенгауэр, затем русская. Также нас невероятно обогатило знакомство с индийской философией, она намного превосходит европейскую по глубине мысли и богопознания.

  • Расскажите про ваш Южинский кружок. Он сейчас в миф превратился.
  • Как вам жилось в Америке?
  • Как вы считаете, есть люди, абсолютно невосприимчивые к вещам мистического характера?
  • Это вопрос антропологический. В обычное время значительная часть людей живет просто бытом, обычной жизнью. Вот сейчас на Западе есть такое понятие, как индифферентизм. Равнодушие к вопросам религии. Это не атеизм, атеизм требует позиции и четкого осознания отсутствия высшей силы. А вот индифферентизмом наполнен весь мир. Люди интересуются только собой, только бытом. Но культуру, политику и науку всегда делало меньшинство.
  • В древности существовали так называемые тайные науки: астрология, алхимия, предсказательство и другие. Это были традиционные герменевтические науки, основанные на простом факте контакта с невидимым миром, который легко достигался в древнем мире. Потом наступил период, когда занавес опустился по целому ряду причин. И ключи к этим наукам были потеряны. Оккультизм же родился позже, в XVII–XVIII веках, и означал увлечение этими тайными науками. Оккультизм - это, попросту говоря, профанация, хотя и там были какие-то проблески истины. Мы никогда не занимались оккультизмом.
  • Наверное, поэтому так изменилось отношение к смерти?
  • Безусловно. Еще Сомерсет Моэм отметил, что в конце девятнадцатого века неожиданно произошел перелом. До этого люди умирали с улыбкой, полные веры и уверенности, что они переходят в иной мир и что ничего страшного в этом нет. А затем с распространением атеизма и материализма в отношении смерти возник совершенно жуткий страх небытия, исчезновения навеки. Поэтому я считаю, что атеизм - это такой капкан, который порабощает человека. Религия означает любовь и победу над смертью, а атеизм - это абсолютное торжество смерти. И весьма странно, что атеизм в Советском Союзе связывался с оптимизмом. Это абсурд.
  • Но все-таки вы же сами считаете, что Бог милостив…
  • Конечно. Но поскольку вселенная устроена так, что человеку дана полная свобода воли, он способен избрать и путь, обратный от спасения. То есть, грубо говоря, человек осуждает сам себя. Это так же, как если заядлый уголовник, мрачный тип, попадает на концерт классической музыки - он не выдержит там и пяти минут. И так же грешнику в раю - просто некомфортно, он привык к атмосфере зла и насилия, к которым его влечет натура. И представление о вечном аде - это явное преувеличение. Вечен только Бог, ад - это временное решение. Хоть и очень неприятное.
  • Подавляющее большинство персонажей ваших книг стремятся к запредельному, но не через светлые способы, а через темные. Как вы считаете, если человек идет через мрак, это на нем сказывается?

    Мрак тоже есть разный. Настоящий мрак - это тот, что не допускает человека до веры, оставляя его на положении животного, это даже ниже демонического уровня. Но есть в человеке некая тайна, потому что он создан так, что одна его часть устремлена наверх, а другая уходит вниз, в темное пространство. В человеке все соединено: и мрак, и свет. Бог дал человеку полную свободу, в том числе свободу быть богоборцем. Существует такое положение, выраженное в богословских книгах: чтобы найти истинный свет, надо познать истинный мрак. Собственно, это классический эзотерический путь. Литература опасна тем, что вы волей-неволей, описывая человека, следуете всему, что есть в мире. А в мире есть такое, что не приснится. Что-то такое и должно происходить с моими читателями, через ужас они постигают катарсис и очищение.

    Что бы вы посоветовали тем, кто еще не познал катарсис?

    Я бы выразил это в такой триаде: познание личности, веры и родины. В чем она заключается? Личность - нужно найти самих себя, исследовать многоцветие разных аспектов бытия. Что до веры, то без нее человек себя обрекает на полную отрезанность, на беспомощность - до смерти и после смерти. Это абсурдная ситуация, когда в человеке заложен образ и подобие божие, а он от самого лучшего, что в нем есть, отказывается. У нас есть много абсурдов в жизни, но это самый тяжелый по своим последствиям. Ведь конечная цель личности - это победа над смертью. Мы жили в то время, когда еще оставались люди, которые родились в исторической России, и я спрашивал их, в чем же разрыв между людьми их поколения и нашего. И ответ был однозначный: тогда люди были жизнерадостней. Все это благодаря вере. И последнее, Родина. Да, патриотизм всегда использовался властью в своих целях. Но есть патриотизм духовный, патриотизм внутренней России, мистической. В душе каждого человека рождается его Россия.

МАМЛЕЕВ ЮРИЙ ВИТАЛЬЕВИЧ

Биография и творчество

Юрий Виталевич Мамлеев родился 11 декабря 1931 года в Москве. В 1956 г. окончил Московский Лесотехнический институт, потом преподавал математику в вечерних школах. Наряду с этим занимался литературным творчеством, что со временем стало основным делом его жизни. До 1974 года им были написаны сотни рассказов, два романа, философские работы, стихи. Однако из-за существующего тогда ограничения свободы творчества, эти произведения не были напечатаны. Они были опубликованы позднее за рубежом и в России

В 1974 г. Мамлеев вместе со своей женой, Мамлеевой Фаридой Шарафовной, вынужден был уехать из СССР. С 1975 г. по 1983 г. находился в США, где преподавал русскую литературу и работал в Корнельском университете, город Итака, штат Нью-Йорк. Там же работала в библиотеке университета его жена. В 1983 г. вместе с женой переезжает в Париж, где преподаёт литературу и русский язык в Парижском институте Восточных цивилизаций и языков в Медонском центре изучения русского языка и литературы. За период эмиграции получил международную известность. Его произведения публиковались на западе на русском, английском, французском, немецком и др. языках. Наибольший успех имели следующие книги - "Небо над адом", Нью-Йорк, 1980 г., "Шатуны", Париж, 1986 г., Рим, 1997 г. и Прага 1998 г., "Убийца из Ничто", "Последняя комедия" - Зальцбург, 1992, 1994 гг.

Мамлеев был принят сначала в американский, потом во французский Пен-клуб, о творчестве на Западе и в России существует обширная литературная критика.

В 1991 г. Мамлееву Ю.В. было возвращено советское (российское) гражданство. В России с 1991 г. по настоящее время опубликованы 6 его книг. На Западе и в России периодически принимает участие в международных конференциях, даёт лекции в университетах, выступает на радио и ТВ.

Главной сферой его деятельности - литературное творчество и философия. Он преподает индийскую философию в Московском государственном университете, публикуется в журнале "Вопросы философии" и сборнике "Unio mistica". Член русского Пен-Центра, Союза Писателей, Союза Драматургов и исполкома Международного общества культурных связей с Индией.

Биографические списки о Мамлееве содержаться во многих источниках, в мемуарах, во Всемирном Биографическом Энциклопедическом словаре (Российская Энциклопедия, 1998), <Кто есть кто в России> (1997), <Все шедевры мировой литературы. Русская литература ХХ века> (1997), <На пороге ХХI века> (1998), (1996) и т.д.

Официальная печать оказывается недоступна из-за необычной стилевой манеры писателя, по законам сюрреализма «взрывающего» схематизм одномерного повествования, апеллирующего к иррациональному началу в человеке.

Стремление быть услышанным побудило Мамлеева покинуть Советский Союз. В 1975 году он уезжает в США, а с 1983 года живет в Париже. Эмиграция открывает Мамлееву доступ к широкому читателю: его книги переводятся на многие европейские языки. С 1989 года писатель начинает публиковаться на Родине. В 1990 году выходит в свет книга рассказов «Утопи мою голову», в 1991 году появляются еще два сборника: «Голос из ничто» и «Вечный дом». В 1993 году издательство «Терра» выпускает книгу Мамлеева «Избранное», включающую в себя романы «Шатуны», «Московский гамбит», повесть «Крылья ужаса» и рассказы, созданные в разные годы.

Сверхзадачу своего творчества Мамлеев видит в раскрытии «тех внутренних бездн, которые таятся в душе человека». Соответственно писатель выбирает героя, сосредоточенного на проживании одной, полностью заполняющей его страсти. Например, героиня рассказа «Неприятная история», докторпедагогических наук Анна Карловна Мускина, одержима страстью чревоугодия. Другая ее склонность -приверженность к теории. Гротескность такого сочетания призвана опровергнуть стереотипный взгляд на человека как на рациональное существо, способное укротить в себе слепое начало инстинкта. Мамлеев открывает в человеке пропасть между сознательным и бессознательным, находя ей зримое образное воплощение.

В одиннадцать часов началась научная конференция. Анна Карловна почти ничего не слышала, что говорили выступавшие, потому что была занята своим животом. Он казался ей живым существом, жирным и теплым, как прилепившийся к телу пухлый ребенок. Она шевелила его, слегка покачивала, и от удовольствия изо рта ее текли слюни.

Интерес к иррациональным сферам бытия определил обращение писателя к жанрам, сохраняющим близкое родство с миром. Ряд произведений Мамлеев объединяет в фольклорно-мифологический цикл (рассказы «Голубой», «Сон в лесу», сказка «Ерема-дурак и смерть», поэма-легенда «Блаженство и окаянство»). В текстах этого цикла автор показывает непроницаемость мира для рационального сознания. Человек может не замечать стихийных сил бытия, но в определенный момент жизни он помимо воли вовлекается в таинственное и непонятное. Так происходит с героем рассказа «Голубой», отличником учебы Николаем Рязановым, приехавшим в деревню в поисках «основных тайн». «Старичок в белом» подводит Николая к заколдованной дверке, которая непонятно где: то ли в землянке, то ли в избушке, толи в небе. По мере приближения к дверке герой подхватывается невидимым течением и излечивается от ностальгии по «основным тайнам».

Прикосновение к тайне возможно лишь в «пороговых» ситуациях. Ситуации «на грани» привлекательны для Мамлеева тем, что позволяют проникнуть внутрь «я», высветить истинные мотивы поступков человека. В рассказе «Управдом перед смертью» Мамлеев разрабатывает типично «пороговую» ситуацию - человек в ожидании конца - но вносит в ее трактовку новые акценты. Писатель отказывается от нравственного критерия в оценке человека, оказавшегося в экстремальных обстоятельствах. По мнению автора, поведение человека в таких условиях диктуется не внушением ума или порывом сердца, а иррациональной силой, дооценочной в своей основе.

Герой рассказа, управдом Дмитрий Иванович Мухеев, узнает, что болен раком. С резкой остротой перед ним встает вопрос: как защититься от приближающегося конца? Пожилой человек начинает искать земные формы бессмертия. Автор своеобразно «комментирует» духовные поиски героя, делая основой сюжета линию последовательного разрушения мухеевских иллюзий. Первой терпит крах иллюзия о том, что человека переживают его дела. Герой узнает о сносе домов, в течение многих лет находящихся в его ведомстве. Другая иллюзия - бессмертная любовь. Описывая неземные чувства, посетившие Дмитрия Ивановича на исходе лет, автор опрокидывает романтику в быт, подчеркивая примитивность и неряшливость объекта любви - жены управдома Варвары, прозванной «шкурой» за стервозный характер. На стыке высокого и низкого рождается мир, в котором на поверхность проступают ранее невидимые, иррациональные силы, подчиняющие себе человека. Любовь проходит, и герой прозревает, смиряясь перед величием неизвестного.

Неслиянность внешнего и внутреннего, эмпирического и метафизического составляет, по мысли писателя, предмет основного жизненного переживания человека. В романе «Шатуны» оно облечено в форму вечного вопроса: в чем смысл смерти? Загадка смерти для мамлеевских героев - это загадка распадения целого, разъединения души и тела. Тайну посмертного существования души - тайну «того» мира - люди пытаются постичь в формах «этого», впадая в разного рода крайности, от садомазохизма и нарциссизма до мистицизма. В романе много героев, и судьба каждого - один из вариантов земного прорыва в неизвестное. Главный герой, Федор Соннов, убивает людей (роман начинается со сцены убийства прохожего) для того, чтобы почувствовать в них духовную природу.

Как только человек исчезал, убитый им, то из предмета раздражения и загадок он постепенно превращался для Федора в"тихое, святое, хоть и непонятное существо.

Знакомая Соннова Анна мечтает о научной регистрации «метафизической» смерти, другой гость сонновской обители, поэт Геннадий Ремин пишет «трупную лирику», мальчик Петенька буквально съедает себя, чтобы телесно ощутить переход «туда». Большую роль в тексте играют диалоги героев,решающих проблему смерти. Свойственная русской литературе напряженность идейно-философских поисков частые отсылки к творчеству Достоевского) здесь сохраняется, но подается в сюрреалистически-игровом регистре, снимающем драматизм личностной одержимости идеей. В экспериментальной среде романа («...я обычно описывал исключительных людей в исключительных обстоятельствах», - признавался Мамлеев) выделяются два плана проживания идеи: раблезиански-телесный и интеллектуально-рефлексивный. Между ними - пустота, провал, возможно потому, что мамлеевские герои нечувствительны к душевной боли. Эта нечувствительность показана как патология, обрекающая человека на самоизоляцию, на уход от реальности.

В своих произведениях Юрий Мамлеев просчитывает тупиковые ходы человеческого существования, заглядывая во внутренние бездны души.


Приложение

Краткое содержание: «Шатуны»

Шестидесятые годы. Один из главных героев - Федор Соннов, доехав на электричке до какой-то подмосковной станции, шатается по улицам городка. Встретив незнакомого молодого человека, Федор ножом убивает его. После преступления - абсолютно бессмысленного - убийца «беседует» со своей жертвой, рассказывает о своих «радетелях», о своем детстве, других убийствах. Переночевав в лесу, Федор уезжает «в гнездо», подмосковное местечко Лебединое. Там живет его сестра Клавуша Соннова, сладострастница, возбуждающая себя с помощью запихивания в матку головы живого гуся; в этом же доме живет и семья Фомичевых - дед Коля, его дочь Лидочка, её муж Паша Красноруков (оба - чрезвычайно похотливые существа, все время совокупляющиеся; в случаях беременности Паша убивает плод толчками члена), младшая сестра четырнадцатилетняя Мила и семнадцатилетний брат Петя, питающийся собственными струпьями. Однажды Федор, и так уже надоевший обитателям дома своим присутствием, съедает Петенькин суп, сваренный из прыщей. Чтобы уберечь брата от мести Фомичевых-Красноруковых, Клавуша прячет его в подпол. Здесь Федор, уставший от безделья, от невозможности убивать, рубит табуретки, представляя, что это фигуры людей. В голове его только одна идея - смерть. Наверху тем временем Лидинька, вновь забеременевшая, отказывается совокупляться с мужем, желая сохранить ребенка. Тот насилует её, плод выходит, но Лида заявляет Паше, что ребенок жив. Красноруков зверски избивает жену. Она, больная, лежит у себя в комнате.

Роман вызвал у меня множество смешанных чувств, в основном - отрицательных.
Может, как для советской литературы 60-х гг. это могла быть бомба. Но сегодня... Книга определенно опоздала с изданием на русском языке и не производит должного впечатления.

Критики предлагают 2 варианта трактовки произведения Ю. Мамлеева. Первый - о том, что автор описал ад на земле. Люди сами не заметили, как превратились в монстров, и создали себе арсенал пыток, извращений, чудовищных пороков и т.п. Ценители творчества Мамлеева сравнивают его персонажей с героями картин Босха. Наверное, такая точка зрения оправданна. Действующие лица в "Шатунах" подчеркнуто телесны, у них гипертрофированы отдельные черты личности, преувеличены части тела, пугающе изгажено все - от головы до пят. Вторая трактовка - о том, что даже во тьме и ужасе люди продолжают искать истину, высший смысл и Дух. Эти искания проходят в непривычной форме. Автор опровергает засушенные представления о свете знания и самоценности правды. Для него понимание как раз несет многие печали, а поиски смысла проходят в таких мрачных глубинах, где света и быть не может.

Сюжет романа абсурден. Найти в происходящем логику будет трудно. Традиционную канву романа-воспитания и даже романа об интеллектуально-творческих кружках Мамлеев разрывает, рассыпает на нитки. Он последовательно издевается над сентиментальными представлениями о дружеских объединениях энтузиастов, уютных вечерах с единомышленниками на даче, семейных узах, искренней вере и прочим. Герои-шатуны - это маньяки, садисты, убийцы и вандалы, это интеллектуалы, фанатики и подающая надежды молодежь. Их поведение напоминает механические действия, ползания насекомых. Или пожирающих друг друга пауков в том самом чулане, по Достоевскому. Бога в этом мире нет, хотя многие персонажи любят о нем поговорить. Они изобретают новую религию - поклонение собственному "Я". Доходя до экстаза в самолюбовании и самопожирании, герои обретают собственный Ад или Эдем. В сознании героев они слиты воедино.

Язык книги своеобразен. Но меня он оттолкнул своей предсказуемостью. Автор злоупотребляет уменьшительно-ласкательными формами. У толстых садистов - не лица, а "личики". У мерзких бабищ - не руки и глаза, а "рученьки", "глазыньки". И это бесконечно повторяется, из раза в раз, в каждом втором предложении. То же самое - с излюбленными авторскими эпитетами. Например, слово "извивный" по отношению к любым предметам, частям тела и персонажам стало очень напрягать со временем. Одним из недостатков романа кажется и неизменно ироническое отношение автора ко всему происходящему, ко всем персонажам. В серьезные духовные поиски на этом фоне никак не поверится. Все герои Мамлеева - слишком ничтожные, жалкие и гадкие. Если это ад на земле, то уж очень он скучный. Не пугает, даже своей серостью.

В романе чувствуется что-то не из проходной литературы, но можно ли это назвать глубоким произведением искусства? Сомневаюсь. Или я чего-то очень сильно не поняла здесь.