» » Мышление зависит от. Виды, процессы мышления

Мышление зависит от. Виды, процессы мышления

Термин “мышление” представителями различных наук понимался по-разному. Под мышлением подразумевали всю психологию человека и противопоставляли реально существующему материальному миру (французский философ XVII в. Р. Декарт). В конце XIX в. под мышлением стали понимать один из познавательных процессов. С середины XX в. выясняется, что оно представляет собой довольно сложный процесс и точно определить мышление как понятие не представляется возможным. До сих пор не существует единого, общепринятого определения мышления.

И все же мышление в современном его понимании можно определить с разных сторон, как один из познавательных, психических процессов человека. Цель его состоит в познании окружающего мира с помощью органов чувств или при помощи иных психологических процессов.

Мышление - это процесс решения задач, вопросов, проблем путем преобразования исходных условий по определенным правилам и законам логики.

Мышление - это процесс обобщенного познания человеком действительности на уровне понятий (знания о самом главном и существенном, которые связаны с определенным словом, содержанием.

Мышление - это также процесс опосредствованного (при помощи специальных средств) познания человеком действительности.

Мышление - это вид деятельности, благодаря которому человек, включая его в другие познавательные процессы, превращает их в высшие психические функции. Высшие формы восприятия, внимания, воображения, памяти и речи человека самым тесным образом связаны с мышлением.

Особенности мышления

Мышление - это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Оно выступает как главный инструмент познания. Мышление – это опосредствованное (познание одного посредством другого) познание. Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:

1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.



2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

3. Мышление исходит из "живого созерцания", но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем эти связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для данного, конкретно наблюдаемого явления.

4. Мышление всегда естьотражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме.

5. Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В своей сущности оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое "созерцание" внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружающего мира.

Мышление тем не менее отличается от других познавательных процессов, например, от восприятия, воображения и памяти.

В образе восприятия содержится всегда только то, что непосредственно воздействует на органы чувств. В восприятии всегда более или менее точно, прямо или косвенно содержится или отражается информация, воздействующая на органы чувств.

В мышлении всегда представлено то, чего в действительности, в физическом виде не существует. Понятие о явлениях и предметах является результатом мышления. Мышление отражает лишь существенное и игнорирует множество случайных, несущественных признаков предметов и явлений.

Воображение и мышление - сугубо внутренние и разные процессы. Тем не менее они существенно отличаются. Результатом мышления является мысль, а итогом воображения - образ. Мышление помогает человеку глубже и лучше познавать окружающий мир. Результатом воображения не является какой-либо закон. Чем дальше образ фантазии отходит от действительности, тем воображение лучше. Чем ближе к действительности находится продукт мышления, тем оно совершеннее.

Человек с богатым воображением не всегда является творчески одаренной, интеллектуально развитой и человек с хорошо развитым мышлением не всегда обладает хорошей фантазией.

Память запоминает, хранит и воспроизводит информацию об окружающем мире. Она не привносит нового, не порождает и не изменяет мысль. Мышление же, напротив, порождает и изменяет именно мысли как таковые.

Основные виды мышления человека . Существует несколько подходов к классификации видов мышления: эмпирический (опытным) и статический, логический, генетический принципы.

Итак, у человека можно выделить следующие основные виды мышления:

теоретическое и практическое,

продуктивное (творческое) и репродуктивное (нетворческое),

интуитивное (чувственное) и логическое,

аутистическое и реалистическое,

наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Теоретическим называется мышление, которое совершается в уме, без обращения к практическим действиям, т.е., мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Например, доказательство какого-либо неочевидного положения путем умственного преобразования уже известных положений, определение понятий, формулирование и обоснование теорий, объясняющих какие-либо явления действительности.

Практическим называют мышление, целью которого становится решение некоторой практической, жизненной задачи, отличной от тех чисто познавательных задач, которые были названы теоретическими. Такое мышление может содержать в себе и умственные, и практические действия человека. Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.

Продуктивным или творческим называют такое мышление, которое порождает какой-либо новый, ранее не известный материальный (предмет, явление) или идеальный (мысль, идея) продукт. Продуктивное (творческое) мышление - мышление на основе творческого воображения.

Репродуктивное или воспроизводящее мышление имеет дело с задачами, решение которых было найдено. В репродуктивном мышлении человек идет уже пройденным, известным путем. В результате такого мышления ничего нового не создается. Поэтому его иногда называют также нетворческим.Репродуктивное (воспроизводящее) мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

Названия «продуктивное» и «репродуктивное» применительно к мышлению появились и стали использоваться на рубеже XIX - XX вв. В настоящее время предпочтение отдается названиям: «творческое мышление» и «нетворческое мышление».

Интуитивным называют мышление, особенность которого заключается в наличии у человека особой интеллектуальной способности и особого чувства - интуиции. Интуиция - это умение быстро находить правильное решение какой-либо задачи без долгих рассуждений и быть убежденным, чувствовать его правильность, не располагая вескими доказательствами истинности данного решения. Человеком руководит интуиция, и она же ведет его мышление по правильному пути.

Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира.

Интуитивное мышление, как правило, неосознается. Человек не знает, не может дать сознательного отчета в том, каким образом он пришел к тому или иному решению, не может его логически обосновать.Дискурсивное мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия.

Логическим называют такое мышление, которое осознается как процесс, может быть доказано и проверено с точки зрения его правильности или ошибочности путем логических правил.

Есть предположение, что преобладание у человека интуитивного или логического мышления в какой-то степени обусловлено генетически. Ученые допускают, что у людей, для которых ведущим является правое полушарие головного мозга, преобладает интуитивное мышление, а у людей, для кого ведущим выступает левое полушарие головного мозга, ведущим является логическое мышление.

Аутистическое мышление - особый вид мышления, который далеко не всегда открывает человеку истину или приводит к правильному решению той или иной задачи. «Аутизм» переводится на русский язык как «витание в облаках», «свободный полет фантазии», «оторванность от действительности». Речь идет о мышлении, которое не принимает в расчет или слабо ориентируется на реальную действительность, решая задачи без учета объективных жизненных обстоятельств. Такое мышление в большинстве случаев является не вполне нормальным с точки зрения обычного понимания нормы. Это мышление, однако, нельзя назвать и больным (патологическим), так как его наличие у человека не свидетельствует о присутствии какого-либо заболевания.

В противоположность аутистическому мышлению выделяют реалистическое мышление. Этот вид мышления всегда руководствуется реальной действительностью, ищет и находит решение задач в результате внимательного изучения этой действительности, и найденные решения, как правило, соответствуют реальной действительности. Аутистически мыслящих людей иногда называют фантазерами, а реалистически мыслящих - прагматиками, реалистами.

Наглядно-действенным называется мышление, процесс которого сводится к реальным, практическим действиям человека с материальными предметами в наглядно воспринимаемой ситуации. Внутренние, умственные действия практически сводятся к минимуму, задача в основном решается за счет практических манипуляций с предметами. Наглядно-действенное - это простейший из известных видов мышления, свойственный многим животным. Наглядно-действенное мышление - это мышление, непосредственно включенное в деятельность.

Оно представляет собой генетически самый ранний вид мышления человека.

Наглядно-образным называют мышление, при котором задачи человеком решаются путем внутренних, психологических действий и преобразований образов предметов. Данный вид мышления появляется у детей в возрасте 3-4 лет. Образное мышление - это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.

Словесно-логическим называют высший по уровню развития вид мышления человека, возникающий лишь в конце дошкольного возраста и совершенствующийся на протяжении всей жизни. Такое мышление имеет дело с понятиями о предметах и явлениях, полностью протекает во внутреннем, умственном плане, для него не является обязательной опора на наглядно воспринимаемую ситуацию.

Отвлеченное мышление - это мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.

Процессы мышления. Процессы мышления это процессы, с помощью которых человек решает задачи. Это могут быть как внутренние, так и внешние процессы, в результате которых человек открывает для себя новые знания, находит решения возникающих перед ним задач. В разных видах мышления: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом - эти процессы выступают как различные.

В наглядно-действенном мышлении они представляют собой целенаправленные практические действия человека с реальными предметами, приводящие его к заданной цели. Эти действия определяются условиями задачи и направлены на их преобразование таким образом, чтобы за минимальное число сравнительно простых действий привести человека к желаемой цели - искомому решению задачи.

В наглядно-образном мышлении его процесс представляет собой уже чисто внутренний, психологический процесс, содержанием которого становится манипулирование образами соответствующих предметов.

Под процессами, характеризующими словесно-логическое мышление, понимаются внутренние рассуждения человека, где он действует с понятиями по законам логики, осуществляя поиск нужного решения задачи через сравнение и преобразование понятий.

Под суждением понимают некоторое высказывание, содержащее в себе определенную мысль. Под рассуждением имеют в виду систему логически связанных друг с другом суждений, выстроенная последовательность которых приводит к выводу, представляющему собой искомое решение задачи. Суждения могут быть утверждениями о наличии или отсутствии у какого-либо предмета или явления конкретного признака. Логически и лингвистически суждения обычно представлены простыми предложениями.

В психологии и в логике наиболее детально изученными оказались процессы, относящиеся к словесно-логическому мышлению. Веками в процессе поиска правильных способов действий с понятиями - таких, которые гарантируют избежание ошибок, люди выработали правила действий с понятиями, которые получили название логических операций мышления.

Логические операции мышления - это такие умственные действия с понятиями, в результате которых из обобщенных знаний, представленных в соответствующих понятиях, получают новые знания, причем - истинные. Основные логические операции мышления следующие: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и конкретизация.

Сравнение - это логическая операция, в результате которой два или несколько разных объектов сравниваются между собой с целью установить, что общее и различное имеется в них. Выделение общего и различного является итогом логической операции сравнения. Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между ними.

Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Анализ - это логическая операция разделения некоторого сложного или составного объекта на отдельные части, элементы, из которых он состоит. Иногда также выясняются связи, существующие между частями или элементами, для того чтобы определить, каким образом внутренне устроен соответствующий сложный объект.

Синтезом называют логическую операцию объединения частей или элементов в некоторое сложное целое. Как и в случае анализа, это иногда делается для того, чтобы далее определить, как устроено сложное целое, какими особенными свойствами оно отличается от элементов, из которых состоит. Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

В мышлении человека редко случается так, чтобы оно включало в себя только одну логическую операцию. Чаще всего логические операции присутствуют комплексно.

Абстрагированием называется такая логическая операция, в результате которой выделяется и рассматривается какое-либо частное свойство одного или нескольких разных объектов, причем такое свойство, которое в действительности как отдельное и независимое от соответствующих объектов не существует. Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Обобщение - это логическая операция, в результате которой некоторое частное утверждение, справедливое в отношении одного или нескольких объектов, переносится на другие объекты или приобретает не частный, конкретный, а обобщенный характер. Обобщение - это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Конкретизация - это движение мысли от общего к частному.

Конкретизация - это логическая операция, противоположная обобщению. Она проявляется в том, что некоторое общее утверждение переносится на какой-либо конкретный объект, то есть ему приписываются свойства, присущие многим другим объектам.

Участвуя в целостном, процессе мышления, логические операции взаимно дополняют друг друга и служат цели такого преобразования информации, благодаря которому удается быстро найти искомое решение некоторой задачи. Все процессы мышления и все включенные в него логические операции имеют внешнюю организацию, которую обычно называют формами мышления или умозаключениями.

Поступающей из окружающего мира. Мышление осуществляется в ходе течения мыслей, образов, различных ощущений. Человек, получая какую-либо информацию, способен представить как внешнюю, так и внутреннюю сторону конкретного предмета, предугадать изменение его во времени, представить этот предмет в его отсутствие. Что такое тип мышления? Существуют ли какие-то методики для определения типов мышления? Как ими пользоваться? В этой статье мы рассмотрим основные типы мышления, их классификацию и особенности.

Общая характеристика мышления

Изучая информацию о типах и видах мышления, можно прийти к выводу, что для их определения не существует единой характеристики. Мнения ученых и психологов в чем-то похожи, в чем-то различны. Классификация основных типов мышления - вещь довольно условная, так как наиболее характерные типы и виды мышления человека дополняются их производными, индивидуальными формами. Но прежде чем перейти к рассмотрению различных типов, хотелось бы выяснить, как протекает сам процесс мыслительной деятельности. Мышление можно разделить на некоторые умственные операции, в результате которых образовывается понятие.

  • Прежде всего, посредством анализа человек мысленно разбивает целое на составные части. Это происходит вследствие стремления к более глубокому познанию целого путем изучения каждой его части.
  • В результате синтеза человек мысленно соединяет отдельные части в единое целое, либо группирует отдельные признаки, свойства предмета или явления.
  • В процессе сравнения многие типы и виды мышления способны выделять общее и различное у предметов или явлений.
  • Следующей операцией процесса мышления является абстракция. Это одновременное мысленное отвлечение от несуществующих свойств при выделении существенных признаков предмета.
  • Операция обобщения отвечает за систематизацию свойств предмета или явления, сведение воедино общих понятий.
  • Конкретизация - это переход от общих понятий к единому, конкретному случаю.

Все эти операции могут сочетаться в различных вариациях, образовывая в результате понятие - основную единицу мышления.

Практическое (наглядно-действенное) мышление

Психологи делят типы мышления человека на три группы. Рассмотрим первый тип - наглядно-действенное мышление, в результате которого человек способен справиться с задачей в результате мысленного преобразования ситуации на основании полученного ранее опыта. Из самого названия исходит, что изначально происходит процесс наблюдения, метод проб и ошибок, потом, исходя из этого, формируется теоретическая деятельность. Этот тип мышления хорошо объясняется следующим примером. Человек сначала на практике научился измерять свой земельный участок при помощи подручных средств. И лишь потом на основе полученных знаний постепенно была сформирована геометрия, как отдельная дисциплина. Здесь практика и теория неразрывно связаны между собой.

Образное (наглядно-образное) мышление

Наряду с понятийным мышлением выступает образное, или наглядно-образное. Его можно назвать мышлением при помощи представления. Образный тип мышления наиболее явно наблюдается у дошкольников. Для решения определенной задачи человек пользуется уже не понятиями или умозаключениями, а образами, которые хранятся в памяти или воссоздаются воображением. Этот тип мышления можно также наблюдать у людей, которые по роду своей деятельности призваны принимать решения, взяв за основу лишь наблюдение за предметом или наглядные изображения предметов (план, рисунок, схема). Наглядно-образный тип мышления обеспечивает возможность мысленного представления, подбора различных сочетаний предметов и их свойств.

Абстрактно-логическое мышление

Данный тип мышления не оперирует отдельными деталями, а концентрируется на размышлении в целом. Развивая этот тип мышления еще с раннего возраста, в будущем можно будет не беспокоиться о проблемах с решением важных задач. Абстрактно-логическое мышление имеет три формы, рассмотрим их:

  • Понятие - это объединение одного или нескольких однородных предметов при помощи существенных признаков. Данную форму мышления начинают развивать у маленьких детей, знакомя их со значением предметов, давая им определения.
  • Суждение может быть простым и сложным. Это утверждение либо отрицание какого-либо явления или взаимосвязи предметов. Простое суждение имеет вид короткой фразы, а сложное может быть в виде повествовательного предложения. «Собачка гавкает», «Мама любит Машу», «Водичка мокрая» - именно так мы учим малышей рассуждать во время знакомства их с внешним миром.
  • Умозаключение - это логический вывод, следующий из нескольких суждений. Начальные суждения определяются как предпосылки, а конечные - как заключения.

Каждому по силам самостоятельно развивать логический тип мышления, для этого существует масса головоломок, ребусов, кроссвордов, логических задач. Правильно развитое абстрактно-логическое мышление в будущем дает возможность решить множество задач, которые не позволяют иметь тесный контакт с изучаемым предметом.

Типы экономического мышления

Экономика - это та отрасль жизни человека, с которой каждый сталкивается. Ежедневно узнавая что-то из повседневной практики, личность формирует собственные ориентиры, которые касаются хозяйственной деятельности. Так постепенно формируется экономическое мышление.

Обыденный тип мышления имеет субъективный характер. Индивидуальные экономические познания не столь углубленные и не способны предотвратить промахи и ошибки. Обыденное экономическое мышление основывается на односторонних и отрывочных познаниях в этой отрасли. Вследствие этого возможно восприятие части какого-либо события как единого целого или случайного явления - как постоянного и неизменного.

Напротив обыденного стоит научное экономическое мышление. Человек, владеющий им, знает способы рациональной и научно-обоснованной экономической деятельности. Рассуждения такой личности не зависят от чьего-либо мнения, она способна определить объективную истину ситуации. Научное экономичное мышление охватывает всю поверхность событий, отражая экономику во всесторонней целостности.

Философское мышление

Предметом философии является духовный опыт человека, как психологический и социальный, так и эстетический, моральный и религиозный. Как само мировоззрение, так и типы философского мышления берут свое начало в продуктивном сомнении в правильности повседневных мнений. Рассмотрим основные особенности этого типа мышления:

  • Концептуальная обоснованность - это последовательность решения вопросов мировоззрения согласно установленному порядку.
  • Последовательность и систематичность подразумевает построение философом теоретической системы, дающей ответы на множество мировоззренческих вопросов.
  • Универсальность теорий заключается в следующем: философ редко дает ответы на вопросы, волнующие конкретного человека, его теории лишь указывают верный путь для поиска этих ответов.
  • Открытость для критики. Философские суждения поддаются конструктивной критике и открыты для пересмотра основных положений.

Рациональный тип мышления

Какой вид восприятия и обработки информации оперирует компетентностью и знанием, умением и навыком и не берет во внимание такие операции, как чувство и предчувствие, импульс и желание, впечатление и переживание? Верно, рациональное мышление. Это когнитивный процесс, который основывается на разумном и логичном восприятии предмета или ситуации. Человеку в течение жизни не всегда приходится размышлять над чем-либо, иногда он обходится чувствами и привычками, доведенными до автоматизма. Но когда он «включает голову», то старается мыслить рационально. Привлечь такого человека можно лишь фактами, основанными на реальности, и лишь осознав важность конечного результата, он начнет действовать.

Иррациональное мышление

Иррациональное мышление не подчиняется логике и контролю над своими действиями. Иррационалисты - деятельные личности. Они берутся за многие дела, однако в их действиях просматривается нелогичность. Их мысли и суждения основываются не на реальных фактах, а на ожидаемом результате. Иррациональное мышление может основываться на искаженных умозаключениях, на преуменьшении или преувеличении значимости каких-либо событий, персонализации либо сверхобобщении результата, когда человек, единожды потерпев неудачу, делает соответствующий вывод на всю жизнь.

Синтезирующий тип мышления

При помощи данного типа мышления человек на основе различных фрагментов и кусков информации создает целостную картину. Люди-энциклопедисты, библиотекари, офисные работники, ученые, программисты-энтузиасты - все они являются представителями синтезирующего мышления. От них невозможно дождаться интереса к экстриму и путешествиям, их привычным полем деятельности является постоянная рабочая рутина.

Люди-аналитики

Наблюдатели, люди, которые способны докопаться до первопричины события, любители размышлять о жизненном пути, имея в своем арсенале лишь несколько фактов, детективы и следователи - это типичные представители аналитического типа мышления.

Это своего рода научный тип мышления, сильной стороной которого является логика. Этот тип восприятия информации можно сравнить с рациональным, но он более долгосрочен. Если рационалист, решая одну проблему, быстро переходит к решению следующей, то аналитик будет долго копаться, оценивать развитие событий, обдумывать, что могло послужить первопричиной.

Идеалистический тип мышления

Наиболее часто встречающиеся типы мышления человека включают мышление идеалистическое. Оно характерно для людей с несколько завышенными требованиями к окружающим. Они подсознательно пытаются отыскать ранее созданные идеальные образы в окружающих, они склонны питать иллюзии, что влечет за собой разочарование.

Идеалисты максимально точно могут оперировать в своих решениях социальными и субъективными факторами, они стараются избегать конфликтных ситуаций, считая их ненужной тратой времени. По их мнению, все люди могут договориться между собой. Для этого им важно правильно определить конечную цель. Их стандарты могут показаться слишком завышенными, однако качество работы таких людей действительно высокое, а поведение - образцовое.

Люди «Зачем?» и люди «Почему?»

Еще одна характеристика типов мышления была предложена Стивеном Кови. Ему принадлежит идея о том, что разные типы мышления можно разделить всего на два вида. Позже его теорию поддержал и Джек Кенфилд, занимающийся мотивацией человека. Так что же это за теория? Давайте разберемся.

Люди первого типа живут мыслями о собственном будущем. Все действия людей направлены не на воплощение в жизнь своих желаний, а на размышления о завтрашнем дне. При этом, они не задумываются, наступит ли это «завтра» вообще. Результатом этого является множество упущенных возможностей, неспособность к кардинальным изменениям, а мечты о безоблачном будущем часто так и не становятся явью.

Люди «почему» живут прошлым. Прошлым опытом, прошлыми победами и достижениями. При этом они часто не замечают того, что происходит на данный момент, о будущем могут вообще не задумываться. Причины возникновения многих проблем они ищут в прошлом, а не в себе.

Методика «Тип мышления»

На сегодняшний день психологами разработано множество методик, при помощи которых можно определить собственный тип мышления. Респонденту предлагается ответить на вопросы, после чего его ответы обрабатываются, и определяется доминирующий тип восприятия и обработки информации.

Определение типа мышления может помочь в выборе профессии, многое рассказать о человеке (его склонности, стиль жизни, успех при освоении нового вида деятельности, интересы и многое другое). Прочитав вопрос теста, стоит ответить утвердительно, если вы соглашаетесь с суждением, и отрицательно, если нет.

Методика «Тип мышления» показала, что редко встречаются люди, у которых тип мышления определен в чистом виде, чаще всего эти они комбинируются.

Стоит заметить, что существует множество различных упражнений, позволяющих тренировать и развивать определенные типы мышления. Так, типы творческого мышления можно развивать при помощи рисования, логического, как говорилось ранее, при помощи кроссвордов и ребусов.

1. Мышление - как познавательный процесс

1.1 Общее представление о мышлении

М ышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.

Главными особенностями протекания процесса мышления являются:

  1. Обобщенное и опосредованное отражение действительности.
  2. Связь с практической деятельностью.
  3. Неразрывная связь с речью.
  4. Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа.

Обобщенное отражение действительности означает, что в процессе мышления мы обращаемся к тому общему, что объединяет сходный ряд предметов и явлений. Например, когда мы говорим о мебели, то подразумеваем под этим словом столы, стулья, диваны, кресла, шкафы и т. д.

Опосредованное отражение действительности можно увидеть на примере арифметической задачи сложения нескольких яблок или на определение скорости двух поездов, движущихся навстречу друг другу. «Яблоки», «поезда» - это лишь символы, условные образы, за которыми вовсе не должны стоять конкретные фрукты или составы.

Мышление возникает на основе практической деятельности , из чувственного познания, но выходит далеко за его пределы. В свою очередь, правильность мышления проверяется в ходе практики.

Мышление неразрывно связано с речью . Мышление оперирует понятиями, которые по своей форме являются словами, а, по сути - результатом мыслительных операций. В свою очередь, в результате мышления может происходить уточнение словесных понятий.

Мышление имеет место только тогда, когда имеется проблемная ситуация . Если же можно обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется.

1.2 Качественные характеристики мышления

Мышление, как и другие познавательные процессы человека, обладает рядом специфических качеств. Эти качества в разной степени присутствуют у различных людей, и в разной степени важны при решении различных проблемных ситуаций. Какие-то из этих качеств более значимы при решении теоретических задач, какие-то - при решении практических вопросов.

Примеры качеств (свойств) мышления:

Быстрота мышления - способность находить правильные решения в условиях дефицита времени

Гибкость мышления - умение изменять намеченный план действий, при изменении обстановки или изменении критериев правильного решения

Глубина мышления - степень проникновения в сущность изучаемого явления, способность выявлять существенные логические связи между компонентами задачи

1.3 Мышление и интеллект

Интеллект - совокупность умственных способностей человека, обеспечивающих успех его познавательной деятельности.

В широком смысле под этим термином понимают совокупность всех познавательных функций индивида (восприятие, память, воображение, мышление), а в узком - его мыслительные способности.

В психологии существует понятие структуры интеллекта ,однако, понимание этой структуры варьирует в широких пределах в зависимости от взглядов того или иного психолога. Например, известный ученый Р. Кеттел выделял в структуре интеллекта две стороны: динамическую, или текучую (fluid” ), и статическую или кристаллизованную (crystallized” ). Согласно его концепции, текучий интеллект проявляется в задачах, решение которых требует быстрой и гибкой адаптации к новой ситуации. Он больше зависит от генотипа человека. Кристаллизованный интеллект больше зависит от социальной среды, и проявляется при решении задач, требующих соответствующих навыков и опыта.

Можно использовать и иные модели структуры интеллекта, например, выделив в нем следующие компоненты:

· Способность к обучению (быстрому освоению новых знаний. умений и навыков);

· Способность успешно оперировать абстрактными символами и понятиями;

· Способность к решению практических задач и проблемных ситуаций.

· Объем имеющейся долговременной и оперативной памяти.

Соответственно, тесты на интеллект включают в себя несколько групп заданий. Это тесты, выявляющие объем знаний в определенной области, тесты, оценивающие интеллектуальное развитие человека в связи с его биологическим возрастом, тесты, определяющие способности человека решать проблемные ситуации и интеллектуальные задачи. Помимо этого существуют и специальные тесты на интеллект, например, на абстрактно-логическое или пространственное мышление, на вербальный интеллект и пр. К наиболее известным интеллектуальным тестам относятся:

Тест Стенфорда-Бине : оценивает интеллектуальное развитие ребенка.

Тест Векслера: оценивает вербальный и невербальный компонент интеллекта.

Тест Равена: невербальный интеллект.

Тест Айзенка (IQ) -определяет общий уровень развития интеллекта

При исследовании интеллекта в психологии встречается два подхода: интеллектуальные способности являются врожденными или интеллектуальные способности развиваются в процессе индивидуального развития, а также их промежуточный вариант.

1.4 Основные виды мышления

По мере развития психики человека в процессе его социализации, мышление последовательно проходит четыре стадии.

Первый способ мышления ребенка - предметно-действенное мышление (в возрасте от 1 до 3-х лет), то есть, мышление в виде практических действий. Маленькие дети познают окружающий мир и делают первые выводы о его устройстве, пробуя предметы руками, разбирая их и ломая.

Следующая ступень - наглядно-образное - мышление в виде наглядных образов и представлений (зрительных, слуховых, тактильных). Оно наиболее развито в возрасте от 4 до 7 лет, но сохраняется и у взрослых людей. Это мышление опирается на практическую реальность, но уже может создавать и хранить образы, не имеющие прямого аналога в ощущениях (сказочные персонажи).

Абстрактно-логическое (отвлеченное или понятийное) мышление работает в форме отвлеченных понятий, символов и цифр. В этом случае человек оперирует понятиями, не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств. Например, термины этики «справедливость» и «совесть», математические термины «степень» и «производная», экономические термины «баланс» или «прибыль», являются абстрактными понятиями и не могут восприниматься человеком непосредственно его органами чувств.

1.5 Формы мышления

Основными формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - мысль, в которой отражаются общие, существенные признаки предметов и явлений.

Например, в понятие "человек" входят такие существенные признаки, как трудовая деятельность, прямохождение, членораздельная речь и т. д. Отличие понятия от представления состоит в том, что представление - это всегда образ, а понятие - это мысль, выраженная в слове. Кроме того, представление включает в себя как существенные, так и несущественные признаки, а понятие - только существенные. Содержание понятий раскрывается в суждениях.

Суждение - есть отражение связей между предметами и явлениями или между их свойствами и признаками.

Из двух или более суждений можно построить следующую по сложности форму мышления - умозаключение.

Абстрагирование - выделение одной стороны предмета или явления, которые в реальности как отдельная не существует. В результате абстракции формируются понятия. В качестве примера можно взять понятие «надежность», как низкую вероятность поломки какой-нибудь разновидности бытовых приборов.

Обобщение - выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах. Например, произведя анализ продаж отдельных сортов хлеба, хозяин пекарни приходит к выводу, что наилучшим спросом пользуются сдобные булочки, независимо от их размеров и начинок.

Конкретизация - операция, обратная обобщению, выделение у предмета или явления характерных именно для него черт, не связанных с чертами, общими для класса предмета или явления. Например, хозяин мини-пекарни, выяснив повышенный спрос на сдобные булочки, решает выпекать их новый вид - с кунжутом и клубничной начинкой.

Мышление – это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее наиболее существенных признаках и взаимосвязях. Высшая форма мышления понятийная.

Мышление – это активный процесс. Его внутренним источником выступают потребности и мотивы, побуждающие человека к постановке и решению жизненно важных задач. Необходимость в нем возникает в ситуациях, когда для удовлетворения жизненных нужд субъект должен принимать во внимание внутренние, недоступные для восприятия свойства предметов и явлений, осуществлять прогнозы развития событий и процессов, планировать оптимальный способ поведения. Такие ситуации являются критическими для актуализации мышления.

Мышление можно определить как систему особых умственных действий и операций, на основе которых осуществляется субъективное воссоздание познаваемых предметов и явлений в их существенных свойствах, связях и отношениях.

Мышление порождается в контексте социального бытия человека (в предметно-практической деятельности). Оно тесно связано с речью, языком. Мышление – это процесс внутреннего рассуждения, в результате которого происходит решение задачи.

Мышление свойственно только человеку. Однако оно не дано ему в готовом виде. Оно возникает и развивается у него под влиянием обучения и воспитания. Необходимым условием для этого является наличие интеллектуально насыщенной среды и общения с другими людьми.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует. Оно функционирует в тесной взаимосвязи со всеми другими познавательными процессами. Мышление тесно связано со знаниями. С одной стороны, оно порождает знания, с другой стороны, они входят в состав мышления, выступая как инструмент и условие умственных действий.

Процесс мышления представляет собой некоторую последовательность умственных действий и операций, которые можно рассматривать как приемы понимания. Уровень развития мышления определяется тем, насколько широк круг умственных действий, которыми в совершенстве владеет человек. При всем многообразии и содержательной специфике в структуре мышления можно выделить всего лишь несколько наиболее универсальных действий, которые называются мыслительными операциями.

Анализ – мыслительное расчленение предмета, явления или ситуации для выявления составляющих элементов.

Синтез – обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Абстракция – выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечения от остальных.

Сравнение – это мысленное сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними.

Обобщение (или генерализация) – отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей: через сравнение, через раскрытие отношений, связей и закономерностей.

Конкретизация – это мыслительный переход от обобщенного к единичному, отдельному. Данная операция обратна обобщению.

Классификация – это мыслительное распределение предметов и явлений по какому-либо основанию в зависимости от сходства и различия друг с другом.

Операции мышления обычно не выступают в чистом виде, человек использует набор различных операций.

Суждение является основной формой результата мыслительного процесса.

Рассуждение – это работа мысли над суждением. Рассуждение является обоснованием, если, исходя из суждения, оно вскрывает посылки, которые обуславливают его истинность. Рассуждение является умозаключением, если, исходя из посылок, оно раскрывает систему суждений, следующую из них.

Не операции порождают мышление, а процесс мышления порождает операции.

Качества мышления и структура интеллекта

Качество мышления оценивается по множеству показателей. Перечислим их.

Широта мышления – это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей.

Глубина мышления – выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов.

Поверхностность мышления – качество, противоположное глубине мышления, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельность мышления – характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

Критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

Мыслительный эксперимент – это одна из наиболее очевидных форм проявления деятельности воображения в науке.

Считается, что именно Галилей первым дал достаточно методологическое указание на мысленный эксперимент как на особое познавательное образование, квалифицируя его как воображаемый эксперимент.

Мыслительный эксперимент – вид познавательной деятельности, строящийся по типу реального эксперимента и принимающий структуру последнего, но развивающийся целиком в идеальном плане.

Мысленный эксперимент отличается от реального эксперимента, с одной стороны, своей идеальностью, а с другой – присутствием в нем элементов воображения как базиса оценки идеальных конструкций.

Оценка интеллекта

Наибольшей популярностью пользуется «коэффициент интеллектуальности» IQ, который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями своей возрастной и профессиональной группы (средний балл – 100, ниизкий → 0, высокий → 200).

Врожденное слабоумие (олигофрению) следует отличать от приобретенного (деменцией).

Самая тяжелая форма слабоумия – идиотия, IQ=20 (речь и мышление практически не формируются, преобладают эмоциональные реакции).

В зависимости от формы выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, образное и вербальное или словесно-логическое.

Развитие мышления ребенка происходит постепенно.

В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную.

Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребенка; суждение детей – единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному знакомому. Главная роль отводиться памяти. Самая ранняя форма доказательства – пример.

Центральная особенность допонятийного мышления – эгоцентризм. Эгоцентризм обуславливает такие особенности детской логики как: 1) нечувствительность к противоречиям, 2) синкретизм (связывается все со всем), 3) трансдукция (от частного к частному, минуя целое), 4) отсутствие представления о сохранении количества.

Понятийное мышление приход не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов.

Наглядно-образное мышление возникает у дошкольников в возрасте 4-6 лет.

Мышление детей младшего школьного возраста является понятийно-конкретным, т.е формирующийся мыслительные операции еще связаны с конкретным материалом, недостаточно обобщены; образующиеся понятия носят конкретный характер.

Школьникам в среднем и старшем возрасте становится доступно более сложные познавательные задачи. В процессе их решения мыслительные операции обобщаются, формализуются, благодаря чему расширяется диапазон их переноса и применения в различных новых ситуациях (абстракто-понятийное мышление).

Виды мышления.

Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятия предметов, реальное преобразование в процессе действия с предметами.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуации и изменения в них, которые человек хочет получить в результате свое деятельности, преобразующей ситуации.

Словесно-логическое – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Итогом словесно-логического мышления является не образ, а некая мысль, идея, даже не всегда оформленная в речи. Вербальное мышление имеет форму понятий, суждений и умозаключений. Они называются логическими.

В зависимости от характера познаваемой реальности различают два вида мышления: предметное и психологическое. Предметное мышление направлено на познание физических и биологических предметов и явлений. Оно обеспечивает ориентировку человека в окружающей предметной среде. Это мышление может быть хорошо развито у инженеров, биологов, механиков, географов, физиков и т. п. Психологическое мышление позволяет понимать людей. Оно направлено на понимание индивидуальных психологических особенностей другого человека: черт характера, способностей, интересов, эмоциональных состояний, чувств и т. д.

Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей.

Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Основная задача – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

Проводиться также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используют 3 признака:

    временной (время протекания процесса)

    структурный (членение на этапы)

    уровень протекания (осознанность/неосознанность)

Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека.

Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека. Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.

Важным является различие продуктивного (творческого) и репродуктивного (воспроизводящее) мышления, основанного на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта».

Различают также произвольные и непроизвольные мыслительные процессы. Непроизвольные – это трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач

По С.Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное вначале и удовлетворительное в конце.

Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Первый признак мыслящего человека – умение увидеть проблему там, где она есть. От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Применение правила включает две мыслительные операции:

    определить, какое именно правило привлечь для решения;

    применение общего правила к частным условиям задачи.

Автоматизированные схемы действия можно считать навыками мышления.

Мыслительный процесс можно представить в виде следующей цепочки: гипотеза­­ - проверка - суждение.

Мыслительный процесс – это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), которой является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.п.).

Выделяют четыре стадии решения проблемы:

    подготовка;

    созревание решения;

    вдохновение;

    проверка найденного решения.

Структура мыслительного процесса решения проблемы может быть представлена следующим образом:

    мотивация (желание решить проблему),

    анализ проблемы,

    поиск решения,

    1. поиск решения на основе одного известного алгоритма (репродуктивное мышление),

      поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов,

      решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов,

      поиск принципиально нового решения (творческое мышление),

      1. на основе углубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключение и т.д.),

        на основе использования аналогии,

        на основе использовании эвристических приемов,

        на основе использования эмпирического метода проб и ошибок,

В случае неудачи:

3.5 отчаяние, переключение на другую деятельность – озарение, вдохновение, инсайд, мгновенное осознание решения (интуитивное мышление),

Факторы, способствующие озарению:

    высокая увлеченность проблемой,

    вера в успех, в возможность решения проблемы,

    высокая информированность в проблеме, накопленный опыт,

    высокая ассоциативная деятельность мозга.

    логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения,

    реализация решения,

    проверка найденного решения,

    коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2).

Способы активизации мышления.

Для активизации мышления можно применить специальные формы организации мыслительного процесса, например «мозговой штурм» или брейнсторминг(метод А. Осборн США), предназначен для продуцирования идей или решений при работе в группе. «Мозговой штурм», который ведет группа, постепенно накапливающая опыт решения различных задач, положен в основу так называемой синектики (У. Гордон США).

Метод фокальных объектов. Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию и косность.

Метод морфологического анализа заключается в том, что вначале выделяют главные характеристики объекта, а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты.

Метод контрольных вопросов предусматривает применение для этой цели списка наводящих вопросов.

Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.

Если выразиться короче, то можно сказать, что мышление - это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

На основании мышления человек, познавая мир, может связывать воедино отдельные события и явления логическими связями. При этом он обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи. Например, мы знаем, нельзя курить на автозаправочной станции, и даже не пробуем этого делать. Наше сознание выстроило логическую связь между взрывоопасностью бензина и курением и дало прогноз того, что может произойти в случае нарушения правил техники безопасности.

Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке.

Главными особенностями протекания процесса мышления являются:

  1. Обобщенное и опосредованное отражение действительности.
  2. Связь с практической деятельностью.
  3. Неразрывная связь с речью.
  4. Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа.

Обобщенное отражение действительности означает, что в процессе мышления мы обращаемся к тому общему, что объединяет сходный ряд предметов и явлений. Например, когда мы говорим о мебели, то подразумеваем под этим словом столы, стулья, диваны, кресла, шкафы и т. д.

Опосредованное отражение действительности можно увидеть на примере арифметической задачи на сложение нескольких яблок или на определение скорости двух поездов, движущихся навстречу друг другу. «Яблоки», «поезда» - это лишь символы, условные образы, за которыми вовсе не должны стоять конкретные фрукты или составы.

Мышление возникает на основе практической деятельности , из чувственного познания, но выходит далеко за его пределы. В свою очередь, его правильность проверяется в ходе практики.

Мышление неразрывно связано с речью . Оно оперирует понятиями, которые по своей форме являются словами, а по сути - результатом мыслительных операций. В свою очередь, в результате мышления может происходить уточнение словесных понятий.

Мышление имеет место только тогда, когда имеется проблемная ситуация . Если же можно обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется.

В настоящее время в науке нет единой теории, объясняющей такой сложный психический процесс как мышление. Каждое крупное направление в психологии имеет свою точку зрения на этот познавательный процесс.

Так с точки зрения гештальт-психологии основа мышления - это способность психики формировать и преобразовывать образы («гештальты»). При этом мышление развивается в замкнутой сфере сознания, и представляет собой интуитивное нахождение нужного результата в виде озарения.

В бихевиоризме мышление есть субъективное отражение сложных связей между стимулом и реакцией.

Ассоциативная психология сводит мышление к сложным ассоциациям между следами прошлого опыта.

Представители деятельностного подхода в психологии рассматривают мышление как особый вид познавательной деятельности, который постепенно формируется у детей в результате социализации и обучения.

С точки зрения ученых, работающих в рамках этого направления, мышление - прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных практических и теоретических задач, связанных с преобразованием действительности.

Качественные характеристики мышления

Мышление, как и другие познавательные процессы человека, обладает рядом специфических качеств (табл. 9.1).

Таблица 9.1. Основные качества (свойства) мышления

Качество(свойство) мышления Содержание качества мышления
Быстрота Способность находить правильные решения в условиях дефицита времени
Гибкость Умение изменять намеченный план действий, при изменении обстановки или изменении критериев правильного решения
Глубина Степень проникновения в сущность изучаемого явления, способность выявлять существенные логические связи между компонентами задачи
Комплексный характер Оптимальное сочетание абстрактно-логического и образного мышления
Критичность Способность находить недостатки в собственном мыслительном процессе или способность адекватно реагировать на критику своего мышления со стороны
Самостоятельность Умение собственными силами разглядеть проблемную ситуацию и разрешить ее своим оригинальным способом, не поддаваясь влиянию стереотипов и авторитетов
Целенаправленность Способность не отклоняться в сторону от намеченной цели в процессе мышления
Широта Способность интегрировать знания из различных областей человеческой деятельности
Интуитивный характер Способность решать задачи при недостатке исходных данных
Экономичность Число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность

Эти качества в разной степени присутствуют у различных людей и в разной степени важны при решении различных проблемных ситуаций. Какие-то из этих качеств более значимы при решении теоретических задач, какие-то - при решении практических вопросов.