» » Новый завет. Кто отец лжи? Отец лжи и человекоубийца

Новый завет. Кто отец лжи? Отец лжи и человекоубийца

- ♦ (ENG father of lies) наименование Сатаны (Ин. 8:44) …

Эта статья или раздел содержит информацию об одной или нескольких запланированных или ожидаемых книгах. Содержание может меняться коренным образом по мере приближения даты выхода книги и появления новой информации. Художник, Творение и Отец Лжи:… … Википедия

отец - А. Различные значения слова отец светов: Иак 1:17 источник или зачинатель: Быт 4:20,21 благосклонный к нуждающимся: Иов 29:16 советник: Быт 45:8 уважаемый пророк: 4Цар 6:21 уважаемый священник: Суд 17:10 один из родителей человека: Быт 4:18… … Библия: Тематический словарь

Отец - евр. ав Отец. Отцовская власть пользовалась в Израиле большим почтением и благословение отца ценилось очень высоко (Быт. 27:27 и дал.; 49). За преступление против отца или матери строго наказывали (Исх. 21:15 и дал.; Втор. 21:18 и дал.). В образе … Словарь библейских имен

father of lies - Отец лжи … Вестминстерский словарь теологических терминов

У этого термина существуют и другие значения, см. Сатана (значения) и Дьявол (значения) Сатана из поэмы «Потерянный Рай» Сатана (ивр. שָׂטָן‎ противник, обвинитель) термин, ведущий своё происхождение из Библии, где относится к ангелу, в исламе … … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Сатана (значения) и Дьявол (значения) Сатана из поэмы «Потерянный Рай» Сатана (ивр. שָׂטָן‎ противник, обвинитель) термин, ведущий своё происхождение из Библии, где относится к ангелу, в исламе … … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Сатана (значения) и Дьявол (значения) Сатана из поэмы «Потерянный Рай» Сатана (ивр. שָׂטָן‎ противник, обвинитель) термин, ведущий своё происхождение из Библии, где относится к ангелу, в исламе … … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Сатана (значения) и Дьявол (значения) Сатана из поэмы «Потерянный Рай» Сатана (ивр. שָׂטָן‎ противник, обвинитель) термин, ведущий своё происхождение из Библии, где относится к ангелу, в исламе … … Википедия

Книги

  • Дерево лжи , Хардинг Ф.. 3 фишки книги: - Лауреат премии Costa – книга 2015 года! - Тайны и мистика на каждой странице. - Невероятно захватывающий сюжет. Описание: Очередная книга Фрэнсис Хардинг - очередной…
  • Дерево лжи , Хардинг Ф.. Отец Фейт священник, путешественник и любитель древностей. Фейт обожает отца, а он доверяет ей свои секретные исследования. Отец берет ее с собой в пещеру, где сажает в землю привезенное…

Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 8, с 42 по 51 стих.

42. Сказал Господь пришедшим к Нему Иудеям: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.

43. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего.

44. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.

45. А как Я истину говорю, то не верите Мне.

46. Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?

47. Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога.

48. На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?

49. Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня.

50. Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий.

51. Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.

(Ин. VIII, 42-51)

Господь говорит, что те, кто станут Его учениками, будут свободны. Иудеи тут же начинают задавать вопросы: «О какой свободе Ты говоришь? Мы и так свободны, мы не дети греха, но считаем себя детьми Божиими: мы семя Авраамово. Отчего же ты нас освободишь?» Спаситель отвечает, что если бы Бог действительно был их Отцом, как они Его называют, то они любили бы Его. В чем разногласие между пониманием иудеев самих себя и словами Христа? Господь постепенно раскрывает это и говорит: «Посмотрите на себя: какой дух сейчас наполняет вас? Вы злитесь, раздражаетесь, не понимаете и не желаете согласиться, хотя то, что Я делаю во всем согласно с волей Божией. Нет ничего, что противоречило бы ей». И это было абсолютно так. Как бы ни старались уличить Его во лжи, в каком-то искажении или обмане, никогда ничего не получалось. Все негативное отношение ко Христу было субъективным, иудеи просто не желали слушать Его, отсюда и речь Его была им непонятна и неприятна.

В чем еще смысл слов «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел». Кто Божий, тот находится в согласии с Ним. Господь не является убийцей, а люди ищут убить Христа. Господь не является ни клеветником, ни лжецом, а иудеи стараются оклеветать и оболгать Спасителя во все время Его земной проповеди. Из-за этого разногласия духа, который наполняет их, с Духом Божиим, они и не могут понять, что делает Спаситель мира.

Далее Господь говорит: «Ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня». Эти слова вновь подчеркивают, что Христос и Отец - одно, воля у Них одна, и Он не делает ничего, что было бы противно воле Божией, и не принес какого-то нового учения, которое бы опровергало учение Божие. Этими словами Господь несколько унижает Себя ради умирения иудеев. Являясь премудрым и человеколюбцем, Он использует это для того, чтобы люди успокоились и могли дальше слушать Его.

«Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего» - то есть: «Вы настроены на другое, вы желаете спорить, желаете настаивать на своем; вам хочется остаться при своих мыслях и желаниях, поэтому то, что Я говорю вам, не вмещается в вас и Я кажусь вам противником, и слова Мои неприятны вам. Вы не можете слышать слова Моего, потому что желаете слушать только то, чего хочется вам».

Дальше Христос развивает эту мысль, говоря: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». Спаситель приводит это сравнение, чтобы иудеи остановились и задумались, какого они сейчас духа и что происходит внутри них: они стараются всячески оболгать Господа, исполняясь злобы, и в этом подобны дьяволу. Христос обращает внимание на то, что они противятся воле Божией, и тогда честнее сказать, что отец их дьявол и они исполняют похоти его, уподобляясь ему своим отношением к правде.

«Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины» - будучи создан Богом светлым ангелом, он в этой ангельской славе не устоял, потому что не пожелал слушать Бога, и это сделало его таким, каков он есть теперь. «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» - именно с дьявола начинается искажение правды Божией, соответственно, всякий человек, искажающий истину, снова и снова повторяет ошибку падшего ангела.

«А как Я истину говорю, то не верите Мне. Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?» - очень четкие и простые слова о том, что иудеи постоянно пытаются все оспаривать, стараясь оклеветать Христа. «Но в чем Я нарушаю правду? Где я нарушил истину?». Повторим еще раз, что враги Господа никогда не могли найти, что сказать на это. Почему они тогда не верят? Потому что по своей гордыне желают настоять на своем.

«Кто от Бога, тот слушает слова Божии» - то есть тот, кто от Бога, тот стремится к истине и готов ради нее отвергнуть собственные предпочтения, свою точку зрения, тот готов смириться перед истиной. «Вы потому не слушаете, что вы не от Бога».

«На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?» - вот до чего их доводит гневливость: они начинают так восклицать, открыто оскорбляя Его. Самарянином Христа называют как того, кто нарушает закон, и особенно часто вменялось, что Он что-то делал в субботу. Как говорят толкователи, Спаситель не делал в субботу ничего человеческого, чтобы тем нарушался закон, но делал дела Божии, дела любви: исцелял, просвещал и т.д. Суббота не нарушается Божиими делами, как не нарушалась тем, что по субботам священники обрезывали младенцев, так как это было исполнением воли Божией. И Господь исполнял ее, поэтому в словах иудеев очевидная клевета и хула на Него.

Господь отвечает: «Во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня». Бес не может прославлять Бога, но, наоборот, пытается хулить Его и противиться Ему. Христос говорит: «Посмотрите, что Я делаю: Я прославляю Отца Моего Небесного, и одно это доказывает, что не могу быть заодно с дьяволом. Но вы бесчестите Меня, и тем самым бесчестите Отца Моего».

«Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий». Господь тем самым говорит, что Он пришел спасать и оправдывать людей, и всякого, грядущего к Нему, не прогонит, но призывает помнить, что всякий поступок будет судим. Если человек не раскается в своем богохульстве, суд над ним будет страшен.

К тем же, кто слушает Господа и идет за Ним, Христос относит слова: «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» - то есть не увидит смерти духовной как отделения от Бога, но спасается и идет в жизнь вечную.

Священник Анатолий Куликов

Расшифровка: Юлия Подзолова

«Ибо он лжец и отец лжи », — прочитал я однажды утверждение Христа и обратился к словарю, потому что считал, что «ложь», что есть синоним к слову «неправда», может быть как намеренной, так и неосознанной и оказался не прав. Ложь – это намеренное искажение истины, заведомая, несомненная неправда. Ложь, в отличие от истины, не имеет подтверждения, нереальна и существует лишь в виде искажённой информации о правде. То есть, если нам известно и это факт, что планета Земля — шар, то утверждение, что её форма квадрат или конус, что не является реальностью, будет ложью. Земля была шаром даже тогда, когда её не считали таковой, а полагались на чьи-то вымыслы и предположения. Лжи, как и вымыслов, об истине может быть много, истина же одна. Познание истины просвещает человека, поскольку устраняет невежество и обличает ложь. Поэтому и сказал Христос, имея в виду иудеев: «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем ».

Чтобы стать лжецом, надо намеренно исказить истину, а чтобы намеренно исказить истину надо её знать. И так получается, что лжец изначально должен быть осведомлённой и просвещённой личностью, и что его ложь, для того чтобы бы ей распространяться в виде информации, должна сохраняться каким-либо носителем. Им, не говоря уже о самом лжеце, прежде всего, может быть любой дезинформированный человек, или письменные источники, или даже «воздух», как информационное пространство, поскольку сознание опосредуется человеком извне.

Тем удивительнее, как свидетельствует Иоанн, что Христос сказал: «Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас. Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего. Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца вашего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины . Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи ».

По сути, Иисус сказал: вы дети Авраама лишь по плоти, его потомки, но душа в плоти вашей величает отца лжи, ибо, что он делал, то и вы делаете; в чём он не устоял, того и вы избегаете. Но когда и где они могли видеть дела своего отца, которого Иисус называет диаволом, того, кто не устоял в истине, кто был человекоубийца от начала?

Убийцей человека от начала по Библии был Каин. Это он, будучи предупреждённым Господом: если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним , — не устоял в истине и убил брата Авеля. Это его потомок Ламех, продолжив кровавое дело прадеда, тоже убил человека. Каин не устоял в истине под влиянием иной заимствованной, навязчивой мысли, которую он посчитал правильной, верной, названой в Писании сначала грехом, а позднее — «злом от юности». Став жертвой собственного недоразумения, Каин сделался родоначальником зла и лжи. И так получается, что обличаемые Христом «они», в прошлом могли быть свидетелями дел дезинформированных об истине людей, а значит дел изначального лжеца – отца лжи, которого Иисус называет диаволом.

Тем более ставиться понятной убеждённость Иисуса в случае с апостолом Петром, когда на его реплику: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою , — Он ответил: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. Петр, которым Христос намеревался создать Свою Церковь, назван сатаной, только за то, что его человеческая мысль стала соблазном для Христа, так как противоречила озвученной Им воли Бога-Отца. В другой раз Он называет диаволом Иуду, когда говорит: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол , имея в виду его предстоящее предательство. Но больше всех досталось книжникам и фарисеям в Его монологе «горе вам», когда Он назвал их безумными и слепыми, змиями и порождениями ехиднины, и предрёк им осуждение в геенну. Всё ложно влияющее на принятие человеком решений называлось Им легендарными персонажами.

Несколько другое отношение Христа к «вражьему» влиянию на человека мы видим в ситуации, когда с емьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба , как молнию . Христос констатирует факт удивительной взаимосвязи: в то время, когда посланные Им ученики исцеляли людей, в том числе и от безумия, проповедуя Царствие Божие, с неба спал «сатана». Иначе говоря: просветление, очищение от «бесов» больных умом людей приводило к очищению «неба» — информационного пространства. Отсюда следует, что пришествие Царствия Бога на землю возможно лишь в случае обоюдного очищения и «неба», и земли, как обителей и вместилищ дезинформаций. Только тогда, когда ни там, ни здесь, не останется ни одного инфицированного ложью, ни одного лжесвидетеля, ни одного злого от юности, можно будет считать, что Царство Истины восторжествовало. Собственно частично об этом мы и читаем в «Откровение» Иоанна: «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе .

А что же отец лжи, древний змий, великий дракон, называемый диаволом и сатаною? А ничего, пустое место. В ком нет истины, о чём и сказал Христос, того и самого нет.

Есть один текст в евангелии от Иоанна, который многими понимается превратно.
Более того, это неверное понимание, вылилось в представление обо всех иудеях времени Иисуса, как служителях дьявола.
Впоследствии, в этом обвинили и Тору и всех представителей иудаизма.

Вот этот текст:
Ев Иоанна 8:30

Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.

Тогда сказал Иисус к уверовав­шим в Него Иудеям: если пре­будете в слове Моем, то вы истин­но Мои уче­ники,

и по­знáете истину, и истина сделает вас свободными.

Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?
Иисус отвечал им: истин­но, истин­но говорю вам: всякий, дела­ю­щий грех, есть раб греха.
8:37
Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, по­тому что слово Мое не вмещает­ся в вас.

Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.

Ска­за­ли Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.

А теперь ищете убить Меня, Человека, ска­за­в­шего вам истину, которую слы­шал от Бога: Авраам этого не делал.

Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любо­деяния рождены; одного Отца имеем, Бога.

Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, по­тому что Я от Бога исшел и при­шел; ибо Я не Сам от Себя при­шел, но Он по­слал Меня.

Почему вы не по­нимаете речи Моей? Потому что не можете слы­шать слóва Моего.

Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять по­хоти отца вашего .

Он был человеко­убийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины.

Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.

В чём же суть в конфликта Иисуса с "уверовавшими в Него" иудеями?

Что же имел ввиду Иисус?

Почему они "уверовав" тут же восстали на Него?

Термин «иудей» в Евангелии от Иоанна употребляется в разных значениях.

1. Он обозначает религию и этнос, с которыми отождествляет себя сам Иисус .

На вопрос самарянки:

Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня... (Иоан. 4, 9)

Иисус отвечает:

Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем… ибо спасение от Иудеев . (Иоан. 4, 22)

В этом «мы» — бесспорное свидетельство Иисуса о его принадлежности к иудеям, причём иудейское «знание, чему кланяться

(т. е. поклоняться)» - он признаёт спасительным.

2. Это термин указывает на отличие жителей Иудеи от жителей Галилеи — по обычаям и диалекту:

…Одна служанка… сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.
…И ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. (Матф. 26, 69–73)

…Ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно. (Марк. 14, 70)

Сказано, что

…Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи [т. е. жители Иудеи] искали убить Его. (Иоан. 7, 1)

3. Он обозначает тех или иных отдельных представителей иудейского народа — людей, относящихся к религиозной элите :

…Никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев. (Иоан. 7, 13),

— обратите внимание, что «иудеев» здесь боятся именно сами иудеи — ср. ст. 11, 12, 15.

Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто призна́ет Его за Христа, того отлучать от синагоги. (Иоан. 9, 22),

— но родители слепорождённого и сами были иудеями (в ст. 18–19 говорится о подотчётности их фарисейским властям).
Ср. также ст. 13: «Повели сего бывшего слепца к фарисеям», из чего следует, что боялись именно власть имущих фарисеев, которые и могли отлучать от синагоги (налагать «херем»).

…Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов... (Иоан. 1, 19)

Посылать священников имел право Синедрион или иные властные структуры иудейского общества.

Они и названы здесь «иудеями».
В 8-й главе Иоанна в дискуссию с Иисусом вступают фарисеи:

Тогда фарисеи сказали Ему... (Иоан. 8, 13),

В чём же заключалась их «вера»?

Они поверили, что он — тот Мессия, который освободит страну от римлян :

Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали:

это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир.
Иисус же, узнав, что хотят придти… взять его и сделать царем … удалился... (Иоан. 6, 14–15)

Итак, «уверовавшие» в пророческое посланничество Иисуса намеревались объявить его царём (Мессианским) — и поднять восстание под его руководством.

Миссия же Иисуса была чисто духовной, а не политической , и он сам не раз предупреждал о катастрофических последствиях восстания против Рима (см. Лук. 21, 20–24; 23, 27–31).

Поэтому он и обращался к таким «уверовавшим» с призывом:

…Если пребудете в слове Моем , то вы истинно Мои ученики,
И познаете истину, и истина сделает вас свободными . (Иоан. 8, 31–32)

Здесь он призывает вникать в его учение , познавать истину, им возвещаемую .

Следовательно, воззрения этих людей были далеки от истины .

Здесь слышна и скрытая полемика с призывами зелотов обрести свободу путём восстания , в то время как Иисус предлагает стать свободными через познание истины.

Именно зелотам — сторонникам крайнего, воинственного крыла фарисейства , которые обрекли, в конечном счёте, Иерусалим на разрушение, Иудею на опустошение, её народ — на смерть и рабство, Иисус сказал:

Ваш отец диавол... он был человекоубийца от начала...

(Иоан. 8, 44)

Конечно, злой дух (диавол) воздействовал на этих людей, склоняя их к ужасному по своим последствиям восстанию

(Мф. 23, 37–39; Лук. 21, 20–24).

Много у нас всяких грехов и беззаконий, которые препятствуют Святому Духу войти в наше сердце; а лжи и обмана, можно сказать -так же много, как воды, и ложь стала так у нас обыкновенна, что лгать мы и за грех уже не считаем. Но знаете ли, братья, откуда ложь происходит? Какой это тяжкий грех? И какое наказание заслуживает он как в настоящем, так и в будущем веке?

Когда иудеи лгали на Спасителя, будто Он творит чудеса силой князя бесовского, Господь сказал им: «вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити: он человекоубийца бе искони, и во истине не стоит, яко несть истины в нем: егда глаголет лжу, от своих глаголет, яко ложь есть и отец лжи» (Ин. 8; 44). Как бы так сказал: у диавола нет истины, он всегда говорит одну ложь, и говорит от себя; никто его не учит тому, напротив: он сам учит лжи; поистине он - ложь и отец лжи. Видите ли, братья, откуда ложь, кто учит ей, и чьи мы становимся дети, когда друг друга обманываем? - Но не подумайте, что диавол учит нас лгать только посредством лживых людей. Нет; он сам, находясь при устах лживых, действует ими как хочет. Пример и доказательство сему находим в истории Ветхозаветной. Когда диавол хвалился перед Богом, что он может прельстить Ахава, беззаконного царя Израильского, дабы тот вышел на войну против сириан и был там убит, - он так сказал Господу: «изыду и буду дух лжив во устех всех пророков его» (3 Цар. 22; 22). Он не говорит: научу их как лгать; а говорит совсем иначе: сяду в уста их и сам стану обращать языком их, как мне захочется. Кто при этом не содрогнется, кто не поспешит оградить уста свои святым Крестом, чтобы не сел в них лукавый? Но не бойтесь его, когда говорите истину: ложь - престол его, а уста праведные - для него терние, и язык непорочный - меч ему острый! - Не думайте, однако же, будто ложь сама по себе - неважный грех и извинительный, потому только, что она у нас стала грехом слишком обычным. Грехи бывают тяжки или не тяжки, смотря по тому, грешит ли человек в ведении или в неведении, волей или неволей, с намерением или без намерения. Спаситель ясно говорит: «раб, ведевый волю господина своего, и не сотворив по воли его, биен будет много; не ведевый же, сотворив достойная ранам, биен будет мало» (Лк. !2; 47,48). А потому и в Ветхом Завете было такое повеление: если кто согрешит по неведению, то пусть принесет козу однолетнюю в жертву за грех, и очистит священник душу, и прощено будет ей. Если же кто сделает что дерзкой рукой (то есть согрешит волей и разумом, нарочито и умышленно), то он хулит Господа: истребится душа та из народа своего, ибо слово Господне он презрел, и заповедь Его нарушил: истребится душа та; грех ее на ней (Числ. 15; 27-28, 30-31). Апостол Петр согрешил по страху, и опять к лику Апостольскому был причтен; а Иуда согрешил по корысти и «шед удавися». Апостол Павел гнал Церковь Божию по неведению и - помилован, и даже стал учителем вселенной; но он же говорит: "если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников" (Евр. 10; 26,27). Теперь скажите по совести, братья: не лжем ли мы большей частью без всякой нужды, добровольно и умышленно? Какая, например, нужда продавцу божиться, будто товар стоит ему самому такой-то цены, которой и половины он не дал? Разве не в его полной власти продать и без божбы за такую цену, какую сам назначил? Или кто принуждает богатого и властного человека обещать золотые горы тому бедняку, который ищет у него милости, тогда как на деле обещающий вовсе и не думает исполнять своих обещаний? Что за нужда пришедшему на исповедь и желающему открыть втайне, пред одним Богом Сердцеведцем и служителем Его грехи свои, и при таких священных обстоятельствах твердить подобно Евангельскому фарисею: я никого не обидел, я то и то делаю доброе, - «несмь якоже прочии человецы» (Лк. 18; 11), - между тем как вопли обиженных им в уши Господа доходят? Судите же после сего: легкий ли грех - ложь, и малое ли зло - язык лживый? Послушайте, братья, не меня, но святого Апостола Иакова, брата Господня, который говорит: "язык небольшой член, но много делает; посмотри: небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык - огонь, прикраса неправды; он оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны... язык - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда!" (Иак. 3; 5,6,8). Поэтому ложь строго наказывается и в здешней и в будущей жизни. Псалмопевец взывает к Богу: «погубиши вся глаголющим лжу; мужа кровей и льстива гнушается Господь» (Пс. 5; 7). «Сладок человеку хлеб лжи, говорит Соломон, но потом исполнятся уста его камения» (Притч. 20; 17). А Сирах говорит: «порок зол человеку лжа: уне - (лучше) есть тать - (вор,) нежели присно лжай - (постоянный лжец), оба же пагубу наследят» (Сир. 20; 24). Авессалом, обманом искавший царства, повис между небом и землей (2 Цар. 18; 9): и Ахитофел, подававший ему коварные советы против Давида, окончил жизнь самоубийством (17; 23). Анания и жена его Сапфира, утаившие часть своего же имения (казалось бы и грех невелик), один за другим пали мертвыми у ног Апостола Петра и погибли (Деян. 5; 5-10). Сам Антихрист, «человек беззакония, сын погибели, придет, - как открывает Апостол, - в знамениих и чудесах ложных, и во всякой льсти неправды; и Господь Иисус убиет его духом уст Своих» (2 Фес. 2; 3-4, 8-10). Лжецы и обманщики часто думают про себя в ослеплении: мы заключили союз со смертью, и с преисподней сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, потому что ложь мы сделали убежищем для себя, и обманом прикроем себя (Ис. 28; 15). Но Господь так разрушает их замыслы: напрасны надежды ваши на ложь! Союз ваш со смертью рушится, и договор ваш с преисподней не устоит. Когда пойдет всепоражающий бич, вы будете попраны! (ст. 17-18). И это - еще в настоящей жизни. А что грозит лжецам в будущей жизни, -послушайте вот слово Самого Господа, сидящего на престоле: «неверным и скверным, и убийцам, и блуд и чары творящим, идоложерцем, и всем лживым» (слышите: лживых Он полагает, так сказать, на одних весах с неверными и другими беззаконниками, и присуждает им одно и то же наказание) - «часть им в езере горящем огнем и жупелом!» (Откр. 21; 8). - Итак, ложь и обман, по учению Христову, происходят от диавола, и он-то, овладев устами и сердцем людей, сплетает в них ложь; поэтому лжецы - дети диавола, который есть отец лжи; ложь не меньше других тяжких грехов, потому что большей частью произносится без нужды, добровольно и с намерением; а за это и наказывается наравне с другими тяжкими беззакониями. Ужели после всего этого мы осмелимся еще играть сим адским огнем, то есть языком лживым, опаляющимся, по слову Апостола, от самой геенны? Ужели не будем в сокрушении сердца взывать с Давидом: «положи, Господи, хранение устам моим и дверь ограждения о устах моих! Не уклони сердце мое в словеса лукавствия!» (Пс. 140; 3-4). За одно слово лживое Анания и Сапфира были поражены судом Божьим. А наши лжи и обманы разве простительнее? Разве не подлежат тому же суду Божьему?.. Ах, как мы обманываемся, если так думаем! Мы, так же как они, лжем перед Духом Божьим, Который и обличает нас в нашей совести; и если не погибаем, как они, то потому только, что долготерпение Божие ждет нашего покаяния. Или вы думаете, говорит нам Господь наш, что они были грешнее вас, когда так строго наказаны? «Ни, глаголю вам, но аще не покаетеся, вси такожде погибнете!» (Лк. 13; 3). Итак, братья, отвергнув ложь, будем говорить истину каждый ближнему своему, прогоним из сердца нашего и от уст наших духа лжи, и дадим место Духу истины, чтобы не быть нам чадами диавола, но чадами Божьими и наследниками оного града пресветлого, Иерусалима Небесного, в который не войдет ничто нечистое, и никто, преданный мерзости и лжи! (Откр. 21; 27). Аминь.

(Из сочинений святителя Георгия Конисского, архиепископа Белорусского)