» » О целомудрии. Что такое целомудрие и что оно значит в православии Целомудрие души

О целомудрии. Что такое целомудрие и что оно значит в православии Целомудрие души

Материал, представленный ниже, является авторской работой священника Максима Каскуна (Московская область), опубликованной в сети Интернет в формате видеолекций. Автор данного проекта «ierei063» с целью более лаконичной подачи информации оптимизировал его лекции таким образом, чтобы без потери основной мысли значительно уменьшить объем материала, предоставляя возможность читателю быстро и точно уловить основную мысль.

Батюшка проделал серьезную, заслуживающую уважения работу, из различных источников, в том числе из трудов Святых отцов, собрал информацию по теме, четко систематизировал и раскрыл её. Разработкой данного материала он занимался весьма долго, и я не претендую на авторство, но с целью экономии собственного времени, видя сей достойный труд, дерзаю разместить «сокращенную версию» у себя на сайте. Желающих обратиться к оригинальному материалу прошу переходить на Интернет-проект иерея Максима Каскуна, который так же нуждается в поддержке своих трудов.

Благочестие, целомудрие и чистота

Целомудрие есть чистота души и тела.

Чистота — отчуждение ума от мыслей греховных и блудных, а сердце от ощущений и блудных влечений.

Целомудрие тесно связано с такими добродетелями, как благочестие и чистота.

Понятие «Целомудрие» очень широкое, рассмотрим примеры целомудрия:

  1. Сохранения приличия в одеждах, поведении, взглядах;
  2. Сохранение девства до законного, Богом благословленного брака;
  3. Сохранение верности в браке или «ложе брачное» нескверное, то есть нескверность супружеских отношений (часто упоминается об это в таинстве венчания);
  4. Целомудрие можно восстановить, конечно, однако, как и любая другая восстановленная вещь, восстановленное целомудрие — оно уже не настолько чисто, оно не такое крепкое, но тоже имеет право на жизнь. Когда человек пал во грехи, осознал их, покаялся, исправился и очистился и изменил свою жизнь и стал жить целомудренно

Как сохранить или приобрести целомудрие:

Борьба, воздержание, пост, молитва, умеренность, сопротивление греховным помыслам — это прямые добродетели.

Но важно также понимать и избегать следующего: рукоблудия (онанизма, кстати, это тяжкий смертный грех), блудного осязания, скоктания - это все один шаг до смертного падения, недовольства, раздражительности, лености, многоспания, гнева, осуждения, многоглаголания, сквернословия — как страстей, которые очень быстро опустошают душу, и тогда человек «награждается» духом уныния, после которого целомудрие очень быстро осквернится.

Потеря целомудрия в буквальном смысле слова происходит через плотское падение: блуд, прелюбодеяние, частичная потеря целомудрия — это онанизм.

Легко люди соблазняются и падают посредством сближения, прикасания, прочих телесных позывов — очень опасная грань.

Очень большой акцент делает Святая Церковь на такую добродетель, как «Чистота», и те, кто ходит регулярно на Богослужения, услышав слово «Чистота», невольно вспомнят, как диакон или священник на ектении призывает людей помолиться также «О Богохранимой Стране Нашей Российской, Властех и Воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком Благочестии и чистоте».

Игнатий Брянчанинов ясно и четко в своих трудах пишет о понятии «Чистота»:

«Чистота — это добродетель, противоположная блудной страсти.

Это отчуждение тела от действительного впадения в грех и от всех действий, приводящих ко греху, отчуждение ума от помышлений и мечтаний блудных, а сердца от ощущений и влечений блудных, а за тем последует и отчуждение тела от плотского вожделения».

«Услаждение блудными помыслами есть блуд сердца и осквернение человека, соделающее его неспособным к общению с Богом.

А блуд тела есть изменение всего человеческого естества от смешения с другим телом, являясь совершенным отчуждением от Бога, есть душевная смерть и погибель.

Из первого состояния нужно - трезвление. Из второго - покаяние».

«Чистота супругов состоит в том, чтобы сохранять верность и не осквернять супружеское ложе».

Очень надеюсь, что читатель четко понимает границы дозволенных супружеских отношений, и вопрос о том, как можно осквернить ложе, оставим на размышление и благоразумие каждого, дабы здесь не упоминать срамных ситуаций, которые потоком текут с Запада несколько последних десятилетий.

«Если у человека есть телесная чистота, но нет чистоты душевной, то Бог не почивает в нем. Потому что в таком человеке живут лукавство, гордость, злоба и подобные страсти. Его жизнь - один сплошной обман. Начинайте свой подвиг именно с этого и старайтесь стяжать душевную чистоту».

» собрала много комментариев... Спасибо всем, кто высказал свое мнение! Но особенно мне помогли комментарии Инги о том, что целомудрие — это не просто отсутствие физического контакта с чужими мужчинами... Наибольшее значение имеет целомудрие на духовном уровне .

Наверное, гораздо проще вбить своим детям в голову запрет на интим до брака. И гораздо сложнее привить им культуру целомудрия, которая предполагает настоящую верность своему мужчине. Когда мы не просто не изменяем, но и не мечтаем о других мужчинах. Не просто храним себя для единственного, а действительно всем своим нутром чувствуем: «Мой муж для меня — первый и единственный. Мне другого мужчины не надо». Не сравниваем с другими. Не примеряем на себя роль чужой жены...

Наверное, целомудрие — это когда мы полностью принимаем своего мужчину. Ведь это как с детьми... Каждая мама любит своего ребенка. Каждая мама дорожит своим малышом, каким бы он ни был. Разве можно найти мать, которая всерьез рассуждает: «Ах, как бы мне найти другого ребенка... Ах, если б у меня был не этот сын, а тот, что у соседки»? Однако выходя замуж, мы часто не осознаем, что наш выбор уже сделан. Никак не можем перестать выбирать, перестать оценивать (пусть даже неосознанно) других мужчин...

Целомудрие — это любовь. Безусловная любовь, построенная не на принципах купли-продажи (ты мне столько-то внимания уделил, и я тебе — столько-то), а на принципах служения друг другу. Я не буду углубляться в эту тему, я сама сейчас смутно понимаю, какой должна быть та самая безусловная любовь...

Целомудрие на духовном уровне — это качество, которое нужно постоянно развивать. Ведь каждая женщина способна не провожать похотливым взглядом чужого самца, не флиртовать с коллегами и не упиваться мечтами о мускулистом мачо. Физическая верность — это легко, это — элементарно, об этом смешно говорить. Целомудрие заключается в том, что мы перестаем сравнивать. Татьянин муж в два раза больше зарабатывает, Марусин — чаще дарит цветы, а у Ани жених гораздо умнее. Этот навык бесполезно объяснять своим детям, нужно постоянно погружаться в него самой. Самой приучаться к мысли, что мой муж — первый и единственный , пусть он в чем-то хуже других мужей. Пусть у него есть масса недостатков, пусть он не всегда все делает только так, как мне бы хотелось... Но мне другого мужчины не надо. Чужие мужья — это чужие мужья. Это — совсем не мое дело. А мой муж — это человек, с которым я планирую дожить до глубокой старости. И вместо того, чтоб мечтать о таких же подарках, как у Маши, нужно помочь своему мужу стать успешнее, стать увереннее в себе, смелее, амбициознее... Ведь я уже сделала свой выбор.

Вспоминается пьеса Жан Жироду «Ундина», над которой я работала в институте: «А я и не знала, что у людей выбирают. Первый встречный водяной становится твоим мужчиной на всю жизнь... Больше уже выбирать нельзя». Конечно, мы выбираем. Иногда более осознанно, иногда — поддавшись на влияние страсти... Но нужно уметь выходить из «режима выбора». Все. Точка. Отвыкаем подбирать себе кандидатов. Ни один мужчина не будет совершенным. Да и я сама не совершенна. Наша задача — научиться любить, научиться служить . Научиться быть верной своему мужчине. Духовно расти вместе с этим мужчиной. На одном из семинаров ведущий рассказывал о браках в древней Индии. Браках, о которых договаривались родители детей. Без любви, без страсти. Люди вступали в брак с осознанием, что им нужно построить крепкую семью. С осознанием, что им предстоит прожить с этим человеком всю свою жизнь, ведь разводов тогда не было. И обычно, они сразу шли навстречу друг другу. Ведь никому не хотелось жить в среде ссор и обид. Каждый вкладывался в отношения в силу своих возможностей. И это логично — кто не мечтает о хорошей семье? А отсутствие любви здесь даже может быть плюсом — нет никаких разочарований и разрушенных ожиданий. Конечно, у нас совсем другая ситуация. Мы выходим замуж по любви. Но почему бы не начать относиться к браку так же ответственно? Не корить себя за неправильный выбор, а добросовестно строить семью, не смотря по сторонам?

Неужели понятие целомудрия относится только к женщинам? Конечно, нет! Очень показательна известная фраза Федора Достоевского, сказанная им перед смертью: «Аннушка, я тебе даже мысленно не изменил» .

Если я написала что-то не так, где-то опять не заметила более глубоких аспектов — пожалуйста, поправьте меня. Целомудрие на духовном уровне — тема, которая меня сильно заинтересовала. Тема, оказавшаяся гораздо более глубокой, чем просто отсутствие посторонних сексуальных связей.

Добродетель, которая противостоит греху блуда, по учению святых отцов Церкви - целомудрие. Под целомудрием следует понимать не только телесную чистоту, но и непорочность помыслов, так как сказано в Священном Писании: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:28).

Мы подготовили подборку советов афонских святых и старцев о том, как взрастить в душе добродетель целомудрия.

Преподобный Иосиф Исихаст

«Не могу вам описать вам, как любит наша Пресвятая целомудрие и чистоту. Поскольку Она - Единая Чистая Дева, то и всех таковых нас любит и желает. Нет другой жертвы, более благоуханной перед Богом, чем чистота тела, которая приобретается кровью и страшным подвигом. Поэтому понуждайте себя, очищая душу и тело; совершенно не принимайте нечистых помыслов».

«Итак, не ищи другого способа приблизиться к Богу. Только от всей твоей души возлюби Его. Тогда не будешь заботиться о своем теле, а будешь мучить его, чтобы победить страсти. А силу для этого дарует тебе Он. И чем больше ты очищаешься от страстей, тем больше умиротворяешься, и целомудрствуешь, и постигаешь Бога».

Схиархимандрит Кирик Афонский

«Слово целомудрие по смыслу святых древних отцов означает не частную добродетель какую-либо, а трезвение во всей жизни и деятельности человека, когда он хранит себя от всякого дела, слова и помышления, неугодного Богу».

«Во всех делах твоих, да предваряют у тебя телесное целомудрие и чистота совести, так как без них суетно пред Богом всякое дело».

Преподобный Паисий Святогорец

«Сегодня приходили студентки и просили меня: «Помолитесь, Геронда, чтобы мы сдали экзамены». А я им на это ответил: «Буду молиться, чтобы вы сдали экзамены на целомудрие. Это самое основное. После этого можно расставить по местам и все остальное». Правильно я им сказал или нет? Да, если сегодня на лицах юных видны скромность, целомудрие, то это великое дело. Весьма великое дело!»

«Какие же несчастные искалеченные девушки подчас ко мне приходят! Они беспорядочно живут в грехе с молодыми людьми, не понимая, что цели, которые те преследуют, нечисты. И таким образом несчастные становятся калеками. "Что мне делать, отче?" - спрашивают они меня. "Владелец кабака, - отвечаю я им, - хотя и водит дружбу с пьяницей, но дочь свою за него замуж не выдает. Прекратите греховные связи. Если те, с кем вы грешите, вас действительно любят, то они оценят это должным образом. Если же они вас оставят, то это будет значить, что они вас не любят, и вы не будете зря тратить время».

Святитель Григорий Палама

«От праздного воззрения на телесную красоту, человек нагло предается и всем противоестественным мерзостям. Итак, ты исторгай из себя горькие корни, чтоб не принесли они смертоносных плодов, но возрасти плод целомудрия и святыни».

Преподобный Максим Грек

«Возлюби же худость риз и брашен, и священное бдение - матерь целомудрия».

Монах Симеон Афонский

«Что можно редко встретить? Чистую Любовь. Что невозможно вернуть? Целомудрие».

В Православной Церкви, с самого начала ее установления, во все времена христианства и доныне существует прекрасный обычай девства.

Девство имеет свое особенное значение для тех, которые могут сохранить его в чистоте. Девство – особенный дар Божий и потому дается немногим. Сам Господь наш Иисус Христос говорит: «Не все вмещают слово сие, но кому дано... Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19,11–12).

Святые Отцы Церкви о девстве

Преимущества девственного состояния указывает святой апостол Павел в Первом своем послании к Коринфянам: «Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения... Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо, а не выдающий поступает лучше» (1 Кор. 7,33,35,38).

И святые Отцы Церкви высоко ценили чистоту целомудрия девства и много писали в похвалу девства. По словам Мефодия Тирского или Патарского «девство выше брака. Девство освящено жизнью Господа Иисуса, и тогда когда брак позволен апостолом как мера укротительная против плоти, девство – состояние первого человека, возвышение всего организма человеческого на степень жизни духовной, торжество над материальною жизнью и лучший дар Господу».

Святой Антоний Великий говорит: «Девство есть печать совершенства, подобие Ангелам, духовная и святая жертва; венец, сплетенный из цветов добродетели, благоухающая роза, оживляющая всех, находящихся вблизи ее, приятнейшее благоухание Господу Иисусу Христу, великий дар Божий, залог будущего наследия в Царстве Небесном».

«Девство, – говорит святой Иоанн Златоуст , – есть дело столь великое и чудное, что превосходит все человеческие добродетели. Девство украшало первых людей больше, нежели царей диадима и золотые одежды. Что честнее, сладостнее, светозарнее девства? Ибо оно издает сияние, блистательнейшее самых солнечных лучей, и, отрешив нас от всего житейского, приучает светлыми очами со вниманием созерцать солнце правды. Как драгоценное миро, хотя и в сосуде заключается, наполняя воздух благоуханием, исполняет приятности не только находящихся внутри дома, но и около него стоящих; так и благоухание девственной души, напаяя чувства, показывает сокровенную внутри добродетель».

Тайновидец святой Иоанн Богослов , видевший будущее блаженство, уготованное на небе девственникам, пишет: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах... ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он не пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим» (Апок. 14,1,4,5).

Хотя святые Отцы Церкви жизнь девственную и называют равноангельною, но внушают проводящим такую жизнь не возноситься и не гордиться пред теми, которые вступили в брак. Святой Кирилл Иерусалимский пишет: «И ты, сохраняющий невинность, не от брачных ли рожден? Не презирай серебра потому, что имеешь золото. Да пребудут в благой надежде и брачные, кои живут, как должно в браке, кои вступают в брак по закону, а не по любострастию».

Святые Отцы Гангрийского собора пишут: «Мы и девство, со смирением соединенное, чтим, и воздержание, с честностью и благочестием соблюдаемое, приемлем, и смиренное отшельничество от мирских дел одобряем, и брачное честное сожительство почитаем».

Святой Афанасий Великий говорит: «Два пути в жизни. Один обыкновенный и житейский, то есть брак; другой же ангельский, коего нет превосходнее, то есть девство. Если кто избрал мирской путь, то есть брак, то не подлежит порицанию, но не получит толиких даров, хотя, впрочем, получит некии, ибо и он приносит плод тридесятикратный. Аще же кто воспринял честный и премирный путь, хотя путь его скорбнее и труднее первого, но таковый приемлет более чудные дарования: ибо принес плод совершенный, сторичный».

Не девство соединяет c Богом, а праведность

Но если соблюдающие девство ведут жизнь непристойную, преданы мирским удовольствиям: пьянству, играм, роскоши, изнеженности, всевозможным порокам, не следуют правилам Святой Церкви, не бывают сострадательны и милостивы к бедным, – такое девство не принесет им никакой пользы, как тем юродивым евангельским девам, не запасшим елея в сосудах своих и оставшимся вне чертога брачного. «Господи! Господи! – говорили они, – отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас» (Мф. 25,11–12).

Святой Григорий Богослов пишет: «В жизни возможны два состояния – супружество и девство, и одно выше и Богоподобнее, но труднее и опаснее, а другое – ниже, но безопаснее»... «Ни девство, ни супружество не соединяют и не разделяют нас всецело с Богом или с миром, так чтобы одно само по себе было достойно отвращения, а другое – безусловной похвалы. Напротив того, ум должен быть хорошим правителем и в супружестве, и в девстве, и из них, как из некоторого вещества, художнически обрабатывать и созидать добродетель»... «Хотя супружество имеет земное начало, а безбрачная жизнь уневещивает Всецарю Христу; однако же бывает, что и девство низлагает на тяжелую землю, и супружеская жизнь приводит к Небу. А потому, если бы стали винить, один – супружество, а другой – девство, то оба сказали бы неправду»... «Девственная жизнь лучше, подлинно лучше; но если она предана миру и земному, то хуже супружества».

Венец девства есть высшая христианства добродетель, она есть красота и венец Церкви. И все девственницы именуются Святою Церковью невестами Христовыми. Святитель Димитрий Ростовский учит: «Отыми у Ангела крылья, и он будет девица. И дай девице крылья, и она будет ангел» (преп. Анатолий, 7, с. 124).

Таинство странное вижу и преславное: небо – вертеп, престол Херувимский – Деву. И все девы, которые терпят от бесов и от людей за сохранение своей чистоты, тоже, подобно Пресвятой Деве, служат Чистейшему Сыну Девы, Господу Иисусу Христу престолом. Оттого-то враг так и ненавидит девственниц и всячески старается их осквернить (преп. Анатолий, 7, с. 239).

Богородица – образец чистоты

Девство имеет великое значение пред Богом. Святая Дева паче естества сподобилась быть Материю Пресущественного Сына Божия и, оставаясь всегда Девою, называется Пресвятою. Впрочем, не всякое девство хорошо и похвально, как Сам Господь объявил во Евангелии о десяти девах: «Из них пять было мудрых и пять неразумных» (Мф.25, 2), т. е. девы неразумные, которые соблюдали только наружное девство, а внутренно осквернялись нечистыми помышлениями, также побеждены были и другими страстями – сребролюбием и тщеславием, завистью и ненавистью, гневом и памятозлобием, и вообще невоздержанием... Почему Господь и упрекает таковых в Евангелии: «истинно говорю вам, что мытари и блудницы», кающиеся, «вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31); мнящиеся же быть «сыны царства извержены будут во тьму внешнюю» (Мф. 8, 12) (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 22).

Замуж выйти не возбраняется и не грех, если девица не обручена жениху, а как только заключат контракт, тогда бесчестьем считается бросить данное обещание и нарушить договор. Мы с тобой теперь невесты, обрученные Господу Иисусу, и дали обет блюсти девство. И если нарушим его, то делаемся повинны, как изменники, как прелюбодеи (преп. Анатолий, 7, с. 123).

Я тебе послал книжку «О девстве» святого Иоанна Златоуста, но, видно, ты не получила. А между тем я ничем не надеялся тебя так утешить, как этою книжкою. Ибо и сам до глубины души тронут ею, зная, как многие из вашей сестры томятся неопределенностью своих ожиданий и надежд, не видя пред собою ничего, кроме скорбей, труда, томления, неясных воздаяний в будущем. А тут, как день, ясно представлены невыгоды брачующихся и красота и высота девства. Прочти эту книжку со вниманием и давай другим для прочтения (преп. Анатолий, 7, с.182).

О целомудрии.

Где обитает целомудрие, там никогда не должен возникать худой помысл в сердце человека праведного.

Пастырь Ерма

Воздержание и целомудрие состоит не в одной только непорочности тела, но и в скромности и благоприличии самого одеяния.

Сщмч. Киприан Карфагенский

Целомудренный из человекоугодия - не целомудрен. Он не за добродетелью гонится, но уловляет славу добродетели.

Свт. Василий Великий

Дело целомудрия есть бесстрастно смотреть на вещи, обыкновенно возбуждающие в нас неразумные мечты и желания.

Авва Евагрий

Если любишь целомудрие, воздерживай чрево.

Авва Евагрий

Нельзя приобрести добродетели целомудрия, если прежде не будут положены основания смирения в сердце.

Прп. Иоанн Кассиан

Для совершенства целомудрия не может быть достаточно одной чистоты телесного воздержания, если не будет к ней присоединена и непорочность духа.

Авва Херимон

Целомудрие сохраняется не пособием строгости (воздержания), а любовью к нему и удовольствием от собственной чистоты.

Авва Херимон

Усердно молись Господу, чтобы даровал тебе дух совершенного целомудрия. Чтоб и в ночных мечтаниях убегать тебе козней лукавого.

Прп. Ефрем Сирин

Целомудрие состоит не только в том, чтобы воздерживаться от блуда и от плотских удовольствий, но чтобы свободным быть и от прочих страстей.

Прп. Ефрем Сирин

Истинно целомудрен, кто не только тело хранит от блуда, но и каждый член телесный, когда, например, глаз и язык соблюдают целомудрие, каждый в собственной его деятельности, и во внутреннем человеке душевные помышления не входят в сочетание с прочими мыслями.

Прп. Ефрем Сирин

Дела целомудрия зависят не от возраста, но от душевного расположения.

Свт. Иоанн Златоуст

Дивно целомудрие, но оно гораздо удивительнее, когда соединяется с наружной красотой.

Свт. Иоанн Златоуст

Если кто научится целомудрию, то жену свою будет считать милее всех, станет смотреть на нее с великой любовью и иметь с ней большое согласие, а с миром и согласием войдут в его дом все блага.

Свт. Иоанн Златоуст

Ничто так не украшает юного возраста, как венец целомудрия и то, чтобы вступить в брак чистому от всякого распутства.

Свт. Иоанн Златоуст

Чист тот, кто плотскую любовь отражает любовью Божественной и телесный огнь угасил огнем невещественным.

Прп. Иоанн Лествичник

Целомудр тот, кто и в самом сне не ощущает никакого движения или изменения в том устроении, в котором он пребывает.

Прп. Иоанн Лествичник

Целомудр, кто навсегда стяжал совершенную нечувствительность к различию тел.

Прп. Иоанн Лествичник

Никто из обучившихся хранению чистоты да не вменяет себе приобретение ее, ибо невозможное дело, чтобы кто-нибудь победил свою природу, а где природа побеждена, там познается пришествие того, Кто выше естества, ибо без всякого прекословия меньшее упраздняется большим.

Прп. Иоанн Лествичник

Некоторые ублажают скопцов по естеству, как избавленных от мучительства плоти, а я ублажаю повседневных скопцов, которые разумом, как ножом, обучились оскоплять себя.

Прп. Иоанн Лествичник

Представь Господу немощь своего естества, сознавая во всем свое бессилие, и неощутительным образом получишь дарование целомудрия.

Прп. Иоанн Лествичник

Бесы ни о чем другом столько не веселятся, как о злосмрадии блуда, и никакой страсти не любят так, как оскверняющую тело.

Прп. Иоанн Лествичник

Ничто так не потрясает целомудрия, как навык к дерзости, к свободному обращению, отвергшему уставы скромности.

Прп. Иоанн Лествичник

О чистоте.

Телесное, избегающее пятна, позора и бесчестия, служит как бы вступлением к светлости душевной.

Свт. Кирилл Александрийский

Сердце чистое есть то, которое представило Богу память совершенно безвидную (чистую от впечатлений) и не имеющую образов и готово принять одни напечатления Божий, от которых оно обыкновенно делается светлым.

Прп. Марк Подвижник

Со всей осмотрительностью должны быть очищаемы сначала тайники нашего сердца. Ибо чего ветхозаветные желают достигнуть в чистоте тела, то мы должны иметь в тайниках совести, в которой пребывая, Господь - Советник и Подвигоположник - всегда смотрит на подвиг нашего течения и борьбы, чтобы тому, что боимся сделать открыто, мы не допустили возникнуть и внутри неосторожным помышлением, и что стыдимся обнаружить перед людьми, тем не должны оскверниться и тайным согласием.

Прп. Иоанн Кассиан

Никто не может достигнуть чистоты сердца и совершенства иначе, как истинным смирением, которое сначала должен человек оказывать братьям, также и Богу в сокровенности сердца, в полной уверенности, что без покровительства и помощи Его, оказываемой ему ежеминутно, он вовсе не может достигнуть совершенства.

Прп. Иоанн Кассиан

Авва Херимон

Что составляет нечистоту душевную? Нечистые помыслы, сладострастный взор, памятозлобие, обманы и тому подобное.

Прп. Ефрем Сирин

Что составляет нечистоту плотскую? Блуд, прелюбодеяние и всякое плотоугодие.

Прп. Ефрем Сирин

Чистая жизнь в состоянии с великой силой заградить уста и самого диавола.

Свт. Иоанн Златоуст

Предел чистоты состоит в том, чтобы ко всем иметь такое же чувство (плотское), как к предметам неодушевленным.

Прп. Иоанн Лествичник

Признак чистоты - веселиться с веселящимися и плакать с плачущими.

Прп. Исаак Сирин

Чистота жительствующих в супружестве состоит в верности супругов друг другу. Чистота дев и вдовиц, уневестившихся Христу, состоит в верности Христу.

Свт. Игнатий Брянчанинов

Чистота сердца зрит Бога, она воссиявает и цветет в душе не вследствие учения человеческого, но от невидения злобы человеческой.