» » О птицах много знаем мы. Конспект НОД по экологии в средней группе «О птицах много знаем мы

О птицах много знаем мы. Конспект НОД по экологии в средней группе «О птицах много знаем мы

Под музыку «Почемучка» (в исполнении С. Парамонова) входят дети.
- Уважаемые гости! Вам – почёт, а хозяевам – честь. Сегодня вы убедитесь, как ваши дети познают природу не только умом, но и сердцем. Поприветствуем друг друга аплодисментами . (Дети поднятыми руками приветствуют родителей).
– Мы входим в лес. В жуткой тишине леса не слышно птичьих голосов. Они смолкли перед непогодой. Дождь проходит, и снова лес наполнился замечательными звуками птичьего пения. Как хорошо, что тишина была недолгой!
- Да. Мы не можем себе представить мир без птиц. Улицы без милых суетливых воробьёв. Лес – без кукования кукушки. Двор – без милой, говорливой сороки. Что может случиться без птиц?
«Птицы загрустили» (Л. Кондратенко)
Мальчишка из рогатки
Стрелял в весёлых птиц.
Он целился украдкой
В ласточек, скворцов, синиц.
И птицы загрустили,
Не стали щебетать,
И все они решили
Туда не прилетать.
В садах уже не слышен
Весёлый перелив.
В них нет ни красных вишен,
И нет в них спелых слив.
Всё сохнет, увядает,
Страдает всё село,
Страдает и не знает,
Что в нём произошло.
Мальчишка из рогатки
Стрелял в весёлых птиц.
-От имени всей нашей группы мы очень благодарны Природе за то, что она создала птиц на радость людям.
-А в жизни бывают такие истории, когда безжалостные дети плохо обращаются с птицами.

Инсценировка «Дельный совет».
Как-то Петя Борю встретил.
Стал хвалиться Боря Пете:
- Ух, я знаю много гнёзд!
Знаю, где щегол, где дрозд.
Знаю, где живут скворцы!..
- Если знаешь, помолчи!
Не болтай! – заметил Петя,
- Будь полезен им хоть этим!
-Среди недоброжелателей птиц могут оказаться и животные.

Инсценировка «К воробью крадётся кошка».
К воробью крадётся кошка:
«Ты меня не бойся, крошка!
Воробьёв я обожаю –
Никогда не обижаю».
Воробей ответил кошке:
«Я с тобой знаком немножко.
При знакомстве у куста,
Кто мне вырвал полхвоста!»
- Мал воробей, да удал.
(Повторяют хором все дети).

Так как же надо беречь птиц и подкармливать их зимой?
Покормите птиц (А. Яшин)
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
«Ты гнёзда разорять, не смей!»
Ты гнёзда разорять, не смей!
Не трогай птичьих гнёзд!
Ты в наши гнёзда не смотри,
Не становись на пни!
Яичек тёплых, не бери –
Зачем тебе они?
Через неделю или две
Зайди послушать в сад –
Птенцы в молоденькой листве
Тихонько запищат.

Так обращаются ко всем людям птицы. Их призыв мы принимаем.
- Знание возбуждает любовь. Чем больше узнаём о птицах, тем больше мы их любим.
«Почему скворец весёлый?»
Почему скворец так весел?
Почему?
Спел за утро столько песен!
Почему?
Потому скворец весёлый,
Что в скворечне у скворца
Появились новосёлы
Три малюсеньких птенца.
Был скворец простым скворцом,
А сегодня стал отцом.
-Еще о смехе. – Очень ценным для здоровья являются юмор и смех.

А Я считаю, у взрослых нет чувства юмора, и они не будут смеяться.
-Тогда посмеяться над анекдотами помогут нам наши коллеги. Вы согласны, ребята?
Рассказывает анекдот.
«Летит реактивный самолёт. Одна сорока говорит другой. – Смотри, как птица быстро летит! Вторая сорока отвечает: - И ты бы так летела, если бы тебе хвост подожгли».
Ведущий 2. (ребёнок).
«Летят две маленькие птички колибри. Навстречу им слон. Одна птичка говорит другой: - Нам бы его только завалить, а там мы его запинаем».
-Смех заменяет 200 граммов сметаны. Спасибо за пищу – духовную и физическую.
Хоровое исполнение стихотворения «Ласточка» (Н. Рубцов) с использованием невербальных средств.
Ласточка носится с криком,
Выпал птенец из гнезда.
Дети окрестные мигом
Все прибежали сюда.
Взял я осколок металла,
Вырыл могилку птенцу.
Ласточка рядом летала,
Словно не веря концу.
Долго носилась, рыдая.
Под мезонином своим…
Ласточка! Что ж ты, родная,
Плохо смотрела за ним!
Инсценировка «В парке плакала девочка».

В парке плакала девочка: "Посмотри-ка ты, папочка,

У хорошенькой ласточки переломлена лапочка, -

Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю"...

И отец призадумался, потрясённый минутою,

И простил все грядущие и капризы, и шалости

Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.


Подводим итог пословицей «Мы много знаем о птицах. Но то, что мы знаем, - ограничено, а то, чего мы не знаем – бесконечно»
Завершающий конец.

Исполнение песни «Просьба». Слова Р. Рождественского, Музыка А. Пахмутовой.
В руке у каждого ребёнка лепная птичка.
После исполнения песни дети дарят птичек гостям.

Предварительный просмотр:

«Радужные Добрята»

29 и 30 ноября в стенах нашего комплекса прошел конкурс экологических агитбригад «Эколята».

Много эмоций, подготовки и волнения ребята перенесли за тот отрезок времени, который соединил их с выступлением.

Старшая группа «Непоседы», в составе Олега, Ангелины, Ромы, Маши, Кирилла, Матвея и Евы презентовала свое выступление в гостях центрального сада. Ребята были выразительны, лаконичны, организованы, коммуникабельны и современны. Без единой запинки, на одном дыхании воспитанники Татьяны Геннадьевны Ш. рассказали о проблемах природного ресурса, подтверждая вышесказанное презентацией из местного экологического фонда родного города. Ребята грозно, отлично вживаясь в роль, показали сцену «Суд над человеком» и завершили свое выступление зажигательным одноименным флэш-мобом «РАДУГА», привлекая к себе главных болельщиков – родителей, которым пришлось даже забрать ребят со сцены – уж так им понравилось быть в эпицентре.

Следующий день ознаменовал себя выступлением подготовительной к школе группе «Рябинка», в состав команды вошли Матвей Т., Даная С., Тимур Т., Карина Ф., Сережа Л.. «Мы знаем о птицах…» назвали свое выступление выпускники и достойно поведали коллегам обо всех хитростях птичьей жизни. Была в их выступление и проза и монолог, сцена и анекдот, радость и грусть, поучение и игра слов. Песня «Раненная птица» привела в восторг выпускников и болельщиков. Руководитель группы Евгения Владимировна Р. достойно и спокойно презентовала зрителям мультимедийную «красную книгу» о занесенных в нее птиц Чувашии.

Дружно и весело ребята провели перерыв, пока жюри, как нам казалось, компетентное, подводило итоги.

Наши воспитанники заняли призовые III места. Но, к сожалению, жюри не смогли объяснить ребятам и болельщикам-родителям критерии оценок.

Ребята получили большое удовлетворение от выступления – они МОЛОДЦЫ! Смелые и показательные наши артисты! А вот жюри нас подвело, мы верили в их компетентность, а, к сожалению, впереди оказались чувства и личные отношения.

Воробьишка
Воробьишке серому
Холодно зимой,
Он сидит на лавочке
Рядышком со мной.
Стал чирикать что-то,
Смотрит мне в глаза.
Я ему насыпала
Крошек и пшена.
Он клевал так жадно,
Знать, голодным был,
Ведь снежок пушистый

Землю всю укрыл.
Негде воробьишке
Корма взять зимой
И ему поможем
Только мы с тобой!

Слышишь трели соловья?
Он выводит их любя.
И поет их для людей,
И для всех своих друзей.
Восхитительно поет!
Радость пением несет.
Стой, послушай, не спеши,
Соловей поет в тиши!

Прилетели снегири
С собой зиму привели.

Лебедей все люди знают,
Кормят их, не обижают.

Кулик ходит по болоту
Сторониться он кого-то.
Просто любит быть один,
Сам себе он командир.

А фламинго так хорош,
Краше птицы не найдешь.

А кукушечка в лесу
Дарит нам свое ку-ку.

Грачи прилетят и весну принесут,
Кусты и деревья тогда зацветут.

Дрозд поет, весну встречает,
Пением своим пленяет.

А сорока на хвосте
Новости несет уже.
Натрещавшись, замолчала:
"Ах, устала я, устала."

Птица - мудрая сова,
Знает обо всем, всегда.

ПУСТЬ ЖИВУТ ОНИ ДЛЯ СЧАСТЬЯ

Голуби, орлы, вороны,
Соловьи и снегири.
Лебедь, кулик и фламинго
И кукушки, и грачи.

Дрозд, чижи, сорока, сойка,
Аист, сокол, воробей,
Ласточки, удоды, дятлы.
Сколько маленьких друзей!

Пусть живут они для счастья,
Радуют людей всегда
И мелькают в синем небе
Нежные их два крыла!

Важные вороны

Птицы улетели в тёплые края,
Лишь вороны важные не спешат туда.
Над домами кружатся, каркают, шумят.
Показать, наверное, всем они хотят,
Что хозяева они, все для них осталось.
До весны вся птичья власть

Им теперь досталась.

ЦЫПОНЬКА

Маленькая цыпонька по траве идет.
Маленькая цыпонька зернышки клюет.
Маленькую цыпоньку на руки возьму.
Маленькую цыпоньку маме отнесу.

КУРИЦА И ЯЙЦО

Курица снесла яйцо:
"Посмотрите, вот оно,
Гладкое, огромное,
То яйцо снесенное.

Под крыло его кладу,
Очень я его люблю.
Там цыплёнок - мой сынок,
Вылупится точно в срок.
Вырастет петух большой,
Голосистый, озорной.
Мой защитник от врагов -
Чужих кур и петухов!"

Гусь

Гусь гогочет га-га-га -
Эй, малыш, иди сюда.
Я тебя не ущипну,
Просто травкой угощу.
Мы побегаем немножко
Ты меня не бойся, крошка.
Хочешь, побежим купаться?
Будем в озере плескаться,
А потом придем домой,

Мы теперь друзья с тобой!

Вечером, в сарае, птиц,
Мама закрывает,
Ну, а утром, чуть рассвет,
Сразу открывает.
И бегут они гурьбой
Все к своим корытам
Там насыпано зерно
И вода налита.
А потом гуляют все -
Куры и цыплята,
Утки парами идут,
Гуси и гусята.
Мамы-куры за детьми
Зорко наблюдают:
"Куд-куда" - кричат им в след
И не отпускают.
А гусята по траве,
Ходят осторожно,
Спрашивают маму все:
"Мама, туда можно?"
Утки парами идут,
Важно так шагают
И друг другу тихо так
Что-то объясняют.
Птичий двор всегда шумит,
Но живут все дружно.
Никого тут, никогда,
Защищать не нужно.
И я тоже, как могу,
Маме помогаю -
Принесу всегда воды,
Мусор подметаю.
"Я люблю свой птичий двор," -
Мама мне сказала, -
С ними весело всегда,
Как бы не устала."

У леса, на опушке,
Сидевши на суку,
Кукушка куковала,
Неся свою тоску.

Пр.: Ку-ку, кукушка,
О чём кукуешь ты?
Кукуешь только летом,
Молчишь среди зимы.

На зиму попрощавшись,
Ты в Африку летишь.
Морозы переждав там,
Обратно к нам спешишь.

Пр.: Ку-ку, кукушка,
О чём кукуешь ты?
Кукуешь только летом,
Молчишь среди зимы.

Подкладываешь яйца
В чужие гнёзда тут,
Детей своих не знаешь,
Не видишь, как растут.

Пр.: Ку-ку, кукушка,
О чём кукуешь ты?
Кукуешь только летом,
Молчишь среди зимы.

Ты очень одинока
И грусть твоя слышна
В той песне, что из леса,
Доносится всегда.

Пр.: Ку-ку, кукушка,
О чём кукуешь ты?
Кукуешь только летом,
Молчишь среди зимы.

На ток слетались глухари,
Чтоб обсудить всё до зари:
Погоду, встречи, жизнь в лесу
И рассказать про жизнь свою.
Увидеть всех своих друзей,
А также всех родных, детей.
Услышать мнение других
И правду знать о них самих.
Совет послушать чтобы знать,
Когда им в бор всем кочевать.
Там много хвои и зимой,
Питаются все ей одной.
Ну а когда придёт весна,
Вот тут всем станет не до сна,
В лиственный лес вернутся все,
В тёплое время, по весне.
Еды там много, хватит всем,
Они откормятся совсем.
Уже распустятся там почки,
Потом появятся листочки,
Такие вкусные они,
Их очень любят глухари.
А ягод сколько, целый лес,
Вот это чудо из чудес!
И насекомых хватит всем,
Не будет голода совсем!
Но осторожным надо быть,
Лису к себе не подпустить.
Ещё и хищных птиц, таких,
Как беркут, ястреб и других.
Когда ж охотники придут,
Стрелять из ружей здесь начнут,
Охотиться на глухарей:
Родных, соседей и друзей.
Как это страшно! Никогда,
Не приходите к нам сюда!
Хотим мы все спокойно жить,
Чтоб в гнёздах деток выводить.
Чтоб радостно встречать рассвет
И дельный выслушать совет.
Встречаться на току, дружить
И в безопасном мире жить!

Птицы разные бывают

Птицы разные бывают:
Ласточки и воробьи,
Аисты, орлы и утки,
Страусы и снегири.
Совы, рябчики и дятлы,
Цапли, кулики, чижи.
Пеликаны и павлины,
Голуби и глухари.

Все они живут на воле.
Кто-то гнёзда вьёт в траве,
Кто-то на деревьях, скалах,
Ну а кто-то и в дупле.

И всегда в траве гнездятся:
Чибисы и глухари,
Жаворонки и зарянки,
Рябчики и соловьи.
А на дереве: вороны,
Трясогуски и чижи,
Горлицы, сороки, сойки,
Дубоносы и грачи.
В дуплах прячутся готовых
И синицы, и скворцы,
Поползни и галки тоже,
Лазаревки и сычи.

Есть ещё, морские птицы:
Альбатросы, кулики,
Фаэтоны и фрегаты,
Водорезы и скопы.
Буревестники и чайки,
Бургомистры, глупыши,
Чистики, орланы, гаги
И бакланы, и крачки.
А выводят своих деток -
На скалистых берегах
И в пещерах, щелях, ямках,
И безводных островах.

Перелётные же птицы,
Не дождавшись холодов,
Улетают, сбившись в стаи,
От морозов и ветров.
Это ласточки, кукушки,
Мухоловки и стрижи,
Иволги, грачи и цапли,
Аисты и журавли.

Есть зимующие птицы,
Нипочём им холода.
Переносят злую вьюгу
И холодные ветра.
Это кряквы и кедровки,
Галки, сойки и клесты
И вороны, и сороки,
И синицы, снегири.

А домашних птиц все знают -
Куры, гуси, индюки,
Перепёлки и цесарки,
Все живут они с людьми.
Строят люди им сараи,
Чтобы было всем тепло,
Кормят вкусно их и смотрят,
Чтоб не обижал никто.

Вот теперь ты убедился,
Много птиц, не сосчитать
И даны всем птицам крылья,
Чтоб они могла летать.
Голоса даны, как людям
И у каждого он свой,
Птицы сразу различают,
Понимают, кто чужой.
Где б не жили эти птицы,
Кто бы ни были они,
Мы так любим их и ценим,
Помогать им всем должны.
Никогда не обижайте,
Берегите птиц, друзья!
Стройте домики для птичек
И кормите их всегда!

Чирикал воробей на крыше
Рассказывая всем о том,
Как хорошо ему под крышей
Иметь пусть плохонький, но дом.
И с высоты смотреть, как люди
Спешат всегда туда-сюда,
А по дорогам мчат машины
И тормозят лишь иногда.
Как кошки бегают, собаки
Гуляют все на поводках
И в школу топают ребята
Неся тетради в рюкзаках.
И все спешат, бегут куда-то,
И впереди их ждут дела,
А у него все так чудесно,

Спешить не надо никуда.

Белый снег

Ложился белый снег на землю
И укрывал кусты, дома.
Пришла зима и это значит,
Что санки доставать пора.
Ведь скоро грянут и морозы,
Зальют каток и детвора
Под музыку кататься будет
На стадионах до утра.

Зима торжественно приходит,
Хозяйкой чувствуя себя.
Накроет снегом белым-белым
Овраги, парки и поля.
Ведь ждали зиму все ребята
И рады, что она пришла,
И принесла в огнях всем ёлку,
И Новый год нам привела.

Мирно голуби летают,
Мир на землю посылают.
Смех звучит то тут, то там,
Мир, как солнце, нужен нам.

Голуби на крыше
Рядышком сидят.
Голуби воркуют
Будто говорят.
Принесу им хлеба,
Позову их кушать.
Пусть воркуют голуби,
А я буду слушать.

Летают, кружатся орлы,
Все зорко видят с высоты.
Воспитывая молодых орлят,
Внимательными быть велят.

На рассвете соловьи
Дарят песни нам свои.

ВСЁ ЭТО СЛЫШНО ЛИШЬ В НОЧИ

Сверчёк сверчит, комар жужжит.
Фонарики горят.
Всё это слышно лишь в ночи,
Ведь все они не спят.

И по ночам сверчат, жужжат
Под окнами людей,
И ждут, когда откроют им,
Все окна поскорей.

Сайт «Мама может все!» собрал самые интересные стихи про птиц для детей дошкольного возраста. Рассмотрите с детьми картинки и прочитайте стихи. Порассуждайте о том как автор отражает особенности характера тех или иных птиц, как описывает их внешность. Выучите понравившиеся стихи наизусть.

Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.

Снегирь сидит на ветке
В розовой жилетке,
А дятел в ярко-красной
Шапочке атласной.
Вдали мелькают сойки -
Синие ковбойки.

Аист
У обочины дороги
Ходит аист длинноногий.
Самый лучший из отцов,
Ищет пищу для птенцов.

К нам с ветрами прилетели
Стайки ярких свиристелей.
Прилетели свиристели,
Песню севера запели.

Воробей
Мимо сизых голубей
Пролетает воробей.
Воробей такая крошка!
На меня похож немножко.
Шустрый маленький птенец,
Непоседа и боец.
И звенит задорный крик:
— Чик-чирик и чик-чирик!

Зарумянились кустарники
Не от утренней зари.
Эти красные фонарики
Засветили снегири.

Утка
Я к воде теперь пойду.
Кто там плавает в пруду?
У кустов, где незабудки,
Стерегут рыбёшку утки.
Рядом выводок утят,
Все утята есть хотят.
Им о чём-то говоря,
Утки крякают: — Кря-кря!

Жаворонок полевой,
Нет певца чудесней!
В чистом поле - домик твой.
В ясном небе - песня.

Цыплёнок
Скорлупа в гнезде хрустит.
Любопытный глаз блестит:
Из яйца, как из пелёнок,
Выбирается цыплёнок.
Потянулся, отряхнулся,
Тихо пискнул, оглянулся:
— Что ж, пожалуй, я пойду
И родителей найду!

Курица и петух

Курица кудахчет: «Квох!
Как же я хочу горох.»
А петух ей: « Не трещи.
Лучше встань и поищи.»

Воробушки
О чем поют воробушки
В последний день зимы?
- Мы выжили!
- Мы выжили!
- Мы живы, живы мы!

Воробей скакал по грядке,
Рядом кот играл с ним в прятки…
-Не поймать меня коту,
Я проворный на лету.

Прыг да скок, ну что за птица,
Все на месте не сидится.
С виду нет его храбрей,
Шустро скачет воробей.

По тропинкам, по дорожкам
Скачет серый воробей.
Что он ищет? Ищет крошки
Для себя и для детей.

Зяблик согрелся
Зяблик: - Пинь! Пинь! Пинь!
Шубу скинь! Скинь! Скинь! -
Зяблик распелся -
Зяблик согрелся!

Аист

Аист – долог,
Аист – тонок,
Дом построил без крыльца.
Поглядите – аистёнок
Уродился весь в отца.
Он ещё похож на маму,
Та хлопочет допоздна.
Дай им, дятел, телеграмму,
С новосельем их поздравь!

Кругом -
снег.
А на горке - нет!
Увидали грачи.
Каждый кричит,
Как матрос с корабля:
- Земля!

Воробей

Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чив-чив-чил!

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки - на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.

Воробей

Бедный, бедный воробей,
Он сидит и плачет,
Потому, что вора бей
Имя его значит.
Он совсем не виноват,
Что немного вороват.
Эти дворники и кошки,
Да мальчишка злой
Не дают склевать ни крошки
Воробьишке
Ни одной!
Кто-то кормит голубей –
Не теряйся, воробей!
Хлебный мякиш с лету – хвать!
И на ветку, пировать.
Автор: Екатерина Жданова

Прилетай же!
Милый скворушка-скворец,
Прилетай же, наконец!
Для тебя я дом построил -
Не скворечник, а дворец!

Ласточки

Ливень, ливень льет везде.
Рады птенчики в гнезде:
– Мама дома посидит,
Hикyда не yлетит!

Ласточка
Вместе с весной в гости к нам прилетает,
Черною черточкой в небе мелькает.
Быстрая птица, хвостик стрелой,
Ловко охотится за мошкарой.

Кукушка
Что, кукушка, ты кукуешь,
Наводя на всех тоску?
Может, по птенцам тоскуешь?
Ищешь их – КУ-КУ, КУ-КУ.

Филин
Филин ухает, хохочет,
Напугать в лесу всех хочет.
У меня от этой пташки
По спине бегут мурашки.

Гусь
«Гусь, а правду говорят,
Что ты щиплешь всех подряд?»
«Что ты, – гусь сказал, зевая, –
Всех щипать не успеваю».

Петух
Я красивый петушок,
Шпоры есть и гребешок.
Хвост красиво как раскрашен –
Нравится всем курам нашим.

Пингвин
Ходит маленький пингвин
Среди льдин совсем один.
Мама с папой рыбку ловят,
Ужин малышу готовят.

Скворец
Друзей зовет семья скворцов:
– Всех завтра в гости просим!
Наш адрес: улица певцов,
Скворечник номер восемь.

Павлин
До чего же эта птица
Красотой своей гордится!
Хвост – как веер золотой
У чудесной птицы той!
Автор: Андрей Парошин

Воробей
Снегом запорошены,
Заснежены улицы.
В шубах прохожие
Ёжатся, сутулятся.
Бьют валенком о валенок,
Стоят, трамвая ждут.
Вдруг воробьишка маленький
Тут как тут!
И скачком,
И бочком,
Хвостик серенький
Торчком.
Без пальтишка,
Без сапожек,
Пара пёрышек
Да ножек.
Этот храбрый воробей
Всех смелей и веселей!

Ласточка
Ласточка
Сизокрылая
Под моим окном
Свила гнездышко -
И поет себе,
Заливается,
Весну красную
Прославляючи…


Пингвинята

Мы – два брата, два птенца.
Мы недавно из яйца.
Что за птица – наша мать?
Где ее нам отыскать?
Мы ни с кем здесь не знакомы
И не знаем даже, кто мы.
Гуси? Страусы? Павлины?
Догадались! Мы – пингвины.

Воробей

Воробей мой, воробьишка!
Серый, юркий, словно мышка.
Глазки – бисер, лапки – врозь,
Лапки – боком, лапки – вкось…
Прыгай, прыгай, я не трону –
Видишь, хлебца накрошил…
Двинь-ка клювом в бок ворону,
Кто ее сюда просил?
Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,
Так, вот так, еще чуть-чуть…
Ветер сыплет снегом, злюка,
И на спинку, и на грудь.
Подружись со мной, пичужка,
Будем вместе в доме жить,
Сядем рядышком под вьюшкой,
Будем азбуку учить…
Ближе, ну ещё немножко…
Фурх! Удрал… Какой нахал!
Съел все зёрна, съел все крошки
И спасибо не сказал.

Зяблик

Лишь утро в саду настаёт,
Ещё не проснувшись, я слышу:
Hа ветке то громче, то тише
Без удержу зяблик поёт.
Kупается в алом рассвете,
Прищёлкивает язычком,
Kак будто бы лучшим на свете
Позавтракал он
Червячком!

Чик-чирик!
Теплом уж веет. И порой
Из сада слышен шумный крик.
То там воробушки толпой
Кричат на ветках: «Чик-чирик!»

Довольны птички, что из туч
Им солнце выглянет на миг;
Они встречают этот луч
Веселым криком: чик-чирик!

Тот луч им шепчет, что земля
Вся скоро станет как цветник,
Утонут в зелени поля…
И громче слышно: чик-чирик!

Журавли

У болота в полдень тихий
Ивы нежно шелестят.
На пригорке журавлиха
Обучает журавлят.
Только слышно над лугами,
Где курлычат журавли:
«Раз, два, три! Толчок ногами!
Отрывайтесь от земли!»
Журавлихин голос тонок,
В нём и радость, в нём и грусть.
Самый младший журавлёнок
Говорит: «А я боюсь!»
На сынишку мать взглянула:
«До чего же он несмел!»
Клювом длинным подтолкнула –
Журавлёнок полетел…
Расстояния большие!
Трудный путь для журавлят!
В первый раз в края чужие
Журавлята полетят.
А весной вы их найдёте
Там, где ивы шелестят,
У знакомого болота
С новой стайкой журавлят.


Ворона

– Кра! –
Кричит ворона. –
Кража!
Караул!
Грабеж!
Пропажа!
Вор прокрался
Утром рано!
Грош украл он
Из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую
Коробку!
– Стой, ворона
Hе кричи.
Hе кричи ты,
Помолчи.
Жить не можешь
Без обмана –
У тебя ведь
Hет кармана.
– Как?! –
Подпрыгнула ворона,
И моргнула
Удивленно:
– Что ж вы раньше
Hе сказали?!
Кар-р-раул!
Кар-р-ман!
Укр-р-рали!

Дятел

Что за птица,
Что за птица
К нам на первую страницу
Прилетела и сидит;
Острым клювом
Спозаранку,
Будто делает зарядку,
Наше дерево долбит?
то ты, птица,
Очумела –
Всё стучишь и не поёшь?
На рассвете
То и дело
Спать ребятам не даёшь?
– И совсем не очумела:
Песни петь – не наше дело,
Вот сижу себе, стучу:
Вам же станет
Очень скучно,
Если вдруг я замолчу.
И умолкла…
Но с утра
Снова сыплется кора,
Снова тот же слышен стук:
«Тук, тук-тук!..
Тук-тук!..
Тук-тук!..»
– Это ты опять, приятель?
– Кто ж ещё? – ответил Дятел.

Воробушек качаться захотел
Наш воробушек качаться
захотел,
В гости к тоненькой былинке
прилетел,
Сел на самую вершинку -
цинь-цвиринь:
«Покачай меня, былиночка,
подкинь!..»
Колыхается былинка на ветру.
Ой, как солнце ярко светит
поутру!
Ой, как весело, когда на свете
май!
Ты воробушка, былинка,
покачай!

Галчата

Hа заборе снег мохнатый
Толстой грядочкой лежит.
Hалетели вмиг галчата…
Ух, какой серьезный вид!
Ходят боком вдоль забора,
Головёнки изогнув,
И друг дружку скоро-скоро
Клювом цапают за клюв.
Что вы ссоритесь, пичужки?
Мало ль места вам кругом –
Hа берёзовой макушке,
На крыльце и под крыльцом.
Эх, когда б я сам был галкой –
Через форточку б махнул
И весёлою нырялкой
В синем небе потонул…

Скворцы прилетели
Ждет гостей высокий клен -
Дом на ветке укреплен.
Краской выкрашена крыша,
Есть крылечко для певцов…

В синем небе щебет слышен -
К нам летит семья скворцов.
Мы сегодня встали рано,
Ждали птиц еще вчера.

Ходит по двору охрана,
Гонит кошек со двора.
Мы скворцам руками машем,
Барабаним и поем:

Поживите в доме нашем!
Хорошо вам будет в нем!
Стали птицы приближаться,
Долетели до двора,

Не смогли мы удержаться,
Хором крикнули: - Ура!
Удивительное дело:
Все семейство улетело!

Доктор дятел
Доктор Дятел сел на сук,
По коре стучит: тук-тук.
– Вот что, дерево-рябина, –
Доктор Дятел говорит, –
Вы больны, у вас ангина,
Потому – и хмурый вид.
Вот вам сладкая микстура,
Чтоб прошла температура.
А для каждой вашей ветки
Пропишу сейчас таблетки!


Голубка
Белая голyбка,
Голyбая юбка,
По воде ходила,
Юбкy замочила.
Сизый голyбь говорит:
– Ах, ты, лyжа вредная!
А голyбке говорит:
– Ах, ты, моя бедная!

Гуси
Собрались гуси-лебеди
Лететь на теплый юг,
Веселым нетерпением
Наполнив небо вдруг.
Спешат они, прощаются
До будущей весны…
И вот уж превращаются
В растаявшие сны.
Все меньше дни осенние
И, в ожиданье вьюг,
Мы видим птиц течение,
Спешащее на юг.

Цель: Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах.

Задачи: Формировать понятие «зимующие птицы»;

Развивать внимание, память, любознательность, способность сравнивать, обобщать, логически мыслить;

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»: Расширить знания о зимующих птицах.

«Речевое развитие»: Развивать умение образовывать слова при помощи

суффиксов. Стимулировать проявление речевой активности при решении проблемных ситуаций. Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Зимующие птицы»

«Чтение художественной литературы»: Расширить представление о зимующих птицах с помощью стихов, народных примет.

«Социализация»: Формировать навыки взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.

«Физическое развитие»: развивать мелкую и крупную моторику.

«Музыкальное развитие»: Вызвать эмоциональный отзыв на музыку.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами на участке

Беседы: «Зимующие и перелётные птицы», «Синичка - невеличка», «Как помочь птицам зимой».

Рассматривание иллюстраций о птицах

Изготовление кормушек

Подкормка птиц на участке

Чтение: В. Бианки «Про птиц», «Синичкин календарь», Г. Снегирев «Птицы нашего леса»

Разучивание стихов, пословиц, народных примет о птицах.

Оборудование: макет из фанеры «Чудо- дерево», плоскостные изображения зимующих птиц, «снежок»,мяч, д/игра «Угадай птичку», раскраски с изображением птиц.

Организационный момент:

Воспитатель: Мы за руки возьмемся друг другу улыбнемся и своей улыбкой передадим хорошее настроение друг другу. Теперь к гостям мы повернемся и тоже улыбнемся.

Воспитатель: - Какое сейчас время года? (Зима)

Ух, ты, зимушка - зима, закружила, замела

Все дорожки, все пути - ни проехать, ни пройти.

Ребята, скажите - зима это хорошо или плохо? (и хорошо и плохо)

Я принесла вам «волшебный снежок». Мы будем передавать его из рук в руки и вы расскажите мне: почему вы думаете, что зима это хорошо или плохо?

Д/игра «Хорошо-плохо»

Дети передают «снежок» по кругу, отвечая:

Зима это хорошо: много снега, можно играть в снежки, лепить фигурки из снега, кататься на санках и т. д.

Зима это плохо: холодно, долго на улице не поиграешь, тяжело и опасно ходить по скользким дорожкам, деревья ломаются под тяжестью снега или льда, животным и птицам тяжело добыть себе корм и т. д.

Воспитатель: А снежок наш так сверкает в путь - дорогу приглашает.

(бросает «снежок», дети идут за ним, подходят к чудо - дереву)

А у наших у ворот

Чудо - дерево растет

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное

Ни листочки на нем

Ни цветочки на нем

А на ветках птицы

Голуби, синицы,

Ворона и дятел

Сорока, воробей

Как оказались они здесь

Отвечай поскорей?

Ребята, почему эти птицы не улетели в теплые края (зимующие птицы)

Совершенно верно многие птицы живут у нас круглый год, таких птиц называют зимующие.

Назовите птиц, которые зимуют в нашей местности? (ответы детей)

Воспитатель: Каждую птицу можно узнать по особенностям внешнего вида. Давайте назовём эти особенности.

Д /игра «Подскажи словечко» У сороки белые бока, поэтому её называют. белобокая.

У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют желтогрудая

У голубя сизые крылышки, его называют сизокрылый

У дятла длинный клюв, его называют длинноклювый

У воробья тонкие лапки, его называют тонколапый

У вороны толстый клюв, её называют толстоклювая

(Дети стоят в кругу,воспитатель бросает мяч ребенку называя птицу и её особенность, ребенок образовывает прилагательное)

Воспитатель: Вы ребята не зевайте, а скорее отвечайте

Может ли птица с человеком сравниться?

Что общего у нас с птицами есть?

На трудный вопрос

Ответ у вас есть?

Д/игра «Чем отличаются и чем схожи люди и птицы» Общее (живые, дышим, питаемся, спим и т.д.)

Отличие: у человека ноги - у птицы лапы

у человека нос - у птицы клюв

у человека дети — у птицы птенцы

у человека руки — у птицы крылья

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Птичья полечка» Правила игры таковы: Когда звучит музыка вы танцуете, но как только музыка прекратиться, вы остановитесь, и выполняете задание: если услышите название зимующей птицы - вы присаживаетесь, а если перелетной- разведите руки в стороны.

(после игры дети присаживаются на стулья)

Воспитатель (обращает внимание детей на чудо-дерево):

Мы играли, так шумели

Наши птицы улетели

Внимательно на дерево смотри

Какую птичку не найти?

(проводиться дидактическая игра «Кто улетел?»)

Воспитатель: Птички летали, перышки упали

Каждый перышко возьмет

Своей птичке отнесет.

Д/игра «Чьё перышко?» (дети берут по одному перышку и приносят птичке, которой оно принадлежит, проговаривая «это перо голубиное, это перо воробьиное и т. д.)

Воспитатель: Все птицы умеют разговаривать на своём птичьем языке и издают звуки характерные только для них. Давайте поиграем в

Д/ игру «Кто как говорит?»

Эти маленькие дети точно знают всё на свете

Подскажите, поскорей говорит, что воробей

Воробей - чирикает

синица-тенькает

ворона-каркает

голубь-воркует

сорока-стрекочет

Воспитатель: А хотите, я превращу вас в птичек?

Вокруг себя повернитесь в птичек превратитесь.

Логоритмическое упражнение «Птичка песенку поет»

Птичка песенку поёт: дети ритмично постукивают подушечками

Тинь, тинь, тинь пальцев одной руки о пальцы другой.

Скоро солнышко взойдет поднимают прямые руки вверх

Тинь, тинь,тинь. Машут кистями рук

Комары проснутся скоро Похлопывают по плечам

Тинь,тинь,тинь скрещенными руками.

Вот тогда наемся вволю Хлопают в ладоши.

Тинь, тинь, тинь

Деткам мошек принесу Руки скрещивают перед собой,

Тинь, тинь, тинь помахивают «крыльями»

В клювик наберу росу Открывают и закрывают «клюв», сделанный

Тинь, тинь, тинь из большого пальца и сомкнутых в щепотку

остальных.

Поучу птенцов летать, Приседают, руки в стороны.

Крылья смело расправлять

Тинь, тинь, тинь.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что наблюдая за поведением птиц в природе, можно даже погоду предсказывать. Какие народные приметы связанные с птицами вы знаете?

Если воробей нахохлился - к морозу.

Если воробей перышки приглаживает - к теплу.

Если ворона прячет клюв под крыло - пойдет снег.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что для птиц страшнее голод или холод (ответы детей).

К зиме у птиц тело под перьями покрывается пухом, поэтому им тепло и они не бояться морозов. А вот найти зимой корм птицам нелегко. И птицы могут погибнуть от голода.

Как мы можем помочь птицам зимой (развесить кормушки, подкормить птиц).

Какие правила надо соблюдать, подкармливая птиц зимой?

кормить только полезным кормом

не шуметь возле кормушек

кормить птиц регулярно и в одно и тоже время.

Воспитатель: (показывает карточки с изображением кормушек)

Мы кормушки смастерили,

Мы столовую открыли

Прилетайте, кто захочет!

Мы вас любим очень-очень!

К нам на кормушки прилетели птички. Но они очень пугливы и спрятались. Попробуйте отгадать, какая птичка прилетела к вам на кормушку.

Д/игра «Угадай птичку» (узнать птичку по фрагменту изображения)

Воспитатель: Пора птичек покормить. На столе на тарелочках разные корма. Выберите для своей птичке корм, который она любит (дети, выбирая корм, поясняют свои действия).

Воспитатель: О птицах много знаем мы

И в тоже время мало

И нужно всем:

И вам и нам-

Чтоб их побольше стало!

Воспитатель: - О каких птицах мы сегодня говорили?

Что вам понравилось?

На память о нашей встрече я хочу подарить вам этих птиц, которых вы сможете раскрасить

Задачи урока:

  • продолжить знакомство с птицами;
  • дать понятие о перелётных и зимующих птицах;
  • воспитывать любовь, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

  • понять причины, по которым перелётные птицы покидают родные края;
  • научиться различать перелётных и зимующих птиц.

Оборудование.

У учителя: картинки с изображением насекомых и паука-крестовика, карта полушарий,2 набора перелётных и зимующих птиц, на доске рисунок с изображением кормушки и дерева, птицы на магнитах для кормушки, буквы слова “молодец”, презентация к уроку (Приложение ).

у учащихся на партах: цветные карандаши (зелёный и синий), карточка с заданием: допиши предложение…, сигнальные карточки, картинки с изображением солнышка и тучки.

Ход урока

1. Организационный момент.

У. Ребята, посмотрите на наших гостей, подарите им улыбку и улыбнитесь друг другу.

У. Я рада нашей встрече, друзья!

Мы сегодня на уроке будем вспоминать, рассуждать, объяснять и задания выполнять

А чтоб урок пошёл вам впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

2. Проверка домашнего задания.

Игра “Убери лишнюю картинку” . Среди насекомых находится паук-крестовик. Уч-ся необходимо его убрать.

Почему вы его считаете лишним? /здесь все насекомые, а паук –не насекомое

Какой главный и верный признак всех пауков? (8 ног) А - насекомых? (шесть ног)

Почему насекомых так назвали?

3. Введение в тему урока.

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…

Д. Птица.

У. Почему пауки и насекомые боятся птиц?

Д. Они их едят.

У. Догадались, какой теме мы посвятим сегодня наш урок?

Д. Птицам. /Звучит фонограмма с пением птиц/

4. Сообщение темы урока

У. Сегодня мы узнаем много нового из жизни птиц, поэтому тема нашего урока так и называется “Птичьи секреты” / слайд №1/

У. Сегодня на уроке мы
Поговорим о маленьких синицах
О перелётных и зимующих здесь птицах.
О том, как в парке каплями зари
Уже мелькают красногруды снегири.
Что в декабре морозно и светло
От перистого инея бело.

5. Знакомство с новым материалом.

1. Постановка проблемной ситуации.

У. Ребята, а как вы думаете, какие секреты могут быть у птиц?

/ответы учащихся/

Совершенно верно. И как я уже сказала, сегодня на уроке мы попробуем разгадать птичьи секреты.

У . Каждую осень многие птицы улетают из наших краёв, а весной опять возвращаются.

Таких птиц называют перелётными.

Рассматривают птиц в учебнике на стр. 94

Каких из этих птиц вы видели в природе?

Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые сейчас будут вашими помощниками. Сейчас мы будем работать в парах. О чём мы должны помнить, общаясь друг с другом?

Вежливо обращаться друг к другу.
Выслушивать мнение товарища.
Доказывать свои версии, не перебивая.
Быть внимательным друг к другу.
Умеешь сам – научи другого.

Работа в рабочей тетради на стр. 56. Дети находят изображения перелётных птиц, вписывают номера их названий в кружочки. Обводят зелёным карандашом изображения перелётных птиц и закрашивают кружочки около тех птиц, которых они видели в природе. /Работа в парах /

У. Учитель читает до конца первый абзац текста на стр. 94

Дети высказывают свои соображения, куда могут улетать птицы. Слайд №2

- учитель читает первый абзац текста “Птичьи секреты” на “Страничках Умного Совёнка” (стр.

126 учебника) слайд №3

Вместе с учащимися делают ВЫВОД : учёные узнали с помощью колец, которые надевали на лапки птиц, что птицы улетают в тёплые края. На каждом кольце был адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в другой стране встречал окольцованную птицу он сообщал об этом по данному адресу. Так удалось узнать где зимуют птицы. Часть птиц зимует на юге России, а часть улетает в Африку и на юг Азии. /Показ на карте путей перелётов птиц/.

Физминутка

Утром птичка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре полетела
И на веточку присела.

Ученик читает второй абзац текста /слайд №3/

У. - Почему улетают дикие утки, гуси и лебеди, а домашние - нет?/ответы учащихся/

ВЫВОД: зимой исчезают насекомые, реки и озёра покрываются льдом, земля – снегом. Поэтому птицы и улетают в тёплые края, где нет снега, льда, где всегда есть корм. Птицы не остаются на юге на всё лето, потому что летом им там будет очень жарко. Поэтому весной птицы возвращаются из тёплых краёв. И как мы с вами уже знаем таких птиц называют……/перелётными/.

Ученик читает третий абзац текста на стр. 95 учебника. /слайд №4/

Дети высказывают свои догадки, почему птицы заранее знают о приближении трудного, голодного времени.

Помощь Умного Совёнка / стр. 126 учебника/

ВЫВОД: о времени отлёта птицы судят не по погоде, которая может измениться за один день, а по длине светового дня. Это так называемые биологические часы.

Сообщение учителя: Есть ещё одна загадка, по поводу которой учёные спорят до сих пор: как же ориентируются птицы в полёте, ведь им приходится лететь на огромные расстояния. Когда птицы летят днём, они могут ориентироваться по виду местности, а ночью отдыхают. Есть птицы., которые летят ночью. Они, скорее всего ориентируются по звёздам. Но вот ещё загадка: у кукушек первыми улетают в тёплые края молодые птицы, а через несколько дней - старые. Молодым птицам, родившимся в данном году, никто догу не показывает. Вот это до сих пор не разрешённая загадка.(Некоторые учёные считают, что у кукушек есть свой “компас” - магнитное поле Земли.)

У.Ребята, а видели ли вы как летят птицы? /ответы учащихся/

/Слайд №5/

У. Некоторые птицы во время полёта выстраиваются в определённом порядке, например, журавли, утки, гуси косяком или клином. Летящей впереди птице приходится труднее всех – она рассекает воздух. Впереди всегда летят взрослые самые сильные птицы, а за ними молодые и слабые. Когда летящая впереди птица устаёт, она уступает место другой. Мелкие птицы и грачи летят большими скученными стаями.

Учащийся читает последний абзац текста на с. 95 / слайд № 6/

  • учащийся читает 3 абзац текста на стр. 126 (советы Умного Совёнка);
  • учащиеся рассматривают изображения зимующих птиц в учебнике;
  • работа в тетрадях: обводят синим карандашом зимующих птиц, отмечают (закрашивают кружок) птиц, которых они видели в природе.

Физминутка

Игра “Узнай, какая птица”.

А теперь, ребята, мы поиграем с вами в игру. Она называется "Узнай какая птица". Если я назову перелетную птицу, вы должны поднять руки вверх и два раза хлопнуть, если я назову зимующую птицу, вы должны присесть.

Грач, поползень, дятел, цапля, стриж, ворона, воробей.

У. – Ребята, а как вы думаете, чем питаются зимой птицы, которые не делают запасов?

(ответы детей: семенами, насекомыми, ягодами рябины, калины)

У. Да, ребята, многие зимующие птицы не делают запасы, а питаются тем, что смогут найти. Скорее, всего вы видели, как зимой синицы, воробьи, склёвывают с веток различные семена, липовые орешки, крылатки клёна, ищут жучков, насекомых и достают их из-под коры деревьев. Вы видели красавцев-снегирей. Насекомыми они не питаются. Чем же они тогда питаются? (Ягодами рябины, калины). А вот воробей всеяден. Он питается и насекомыми, и ягодами, и отходами питания человека. С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему?

Нелегко, ребята, птицам зимой найти себе корм. В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод.

/Слайд №7/ Прочитайте высказывание: “Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями ”.

Как вы понимаете выражение?

У. Птицы приносят много пользы людям и природе. Они уничтожают вредных насекомых, переносят семена растений, уничтожают слабых и больных животных. Нужно охранять и заботиться о птицах.

Кто же может помочь птицам в суровое зимнее время? /да, мы с вами/Человек должен помочь птицам, а как? /Развесить кормушки/

А у кого из вас есть дома кормушки? Молодцы. Не забывайте вовремя счищать с кормушек снег и подсыпать корма. Если каждая школа в нашей стране повесит хотя бы одну кормушку, то птицы будут обеспечены кормом.

У. А сейчас я хочу, чтобы мы вспомнили стихотворение о птицах.

Чтение учащимися стихотворения “Берегите птиц” /Т. Евдошенко/

1-й ученик.

О птицах много знаем мы
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам, и нам,-
Чтоб их побольше стало.

2-й ученик.

Для этого побережём
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведём
Певцов наших крылатых.

3-й ученик.

Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых,
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых.

4-й ученик.

Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала;
Пшено едят все воробьи,
Подсыпь, как станет мало.

5-й ученик.

Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады.
Среди зелёной той листвы
Их песенку услышим мы.

6. Проверка усвоения новых знаний.

У. А сейчас я предлагаю вам выполнить задание: нужно дописать предложение…

Карточка №1. Птицы, которые улетают на зиму в тёплые края называются____________ .

Карточка №2 Птицы, которые остаются на зиму у нас, называются_________________ .

(взаимопроверка, затем сигнализируют сигнальными карточками.)

У. А сейчас работаем в группах. Задание: распределить птиц на две группы: “перелётные” и “ зимующие” (проверяем коллективно, ответы на слайде №8, учащиеся сигнализируют сигнальными карточками).

7. Закрепление нового материала.

Многие птицы на юг улетают,
Многие зиму у нас коротают,
Галка, ворона, снегирь, воробей.
Ну-ка, ребята, их вспомним скорей!

Я предлагаю вам провести викторину о наших пернатых друзьях - птицах.

/Если отгадкой будет название зимующей птицы, и она может прилететь на нашу кормушку, то мы будем её помещать на эту кормушку, если нет, то поместим на дерево., а если названную птицу мы не сможем увидеть у нас зимой, то никуда её помещать не будем./ /за ответы учащимся раздаю буквы слова “молодец”/

ВИКТОРИНА “Угадай, кто – я?”

Доктор есть в стране лесной -
В красной шапке расписной,
Под сосною, под ракитой,
Он везде с покорной свитой…
Простучит больному спину,
А потом бока, грудину,
Глянет, как он дышит,
И рецепт пропишет. /Дятел /слайд №9/

2. “Узнай меня по описанию”

“У меня на голове чёрная шапочка, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто я?” /синица / /слайд № 10/

3. Серенький мячик по двору скачет. /воробей / /слайд №11/

4. Листья падают с осин, мчится в небе острый клин /журавли/ / слайд №12/

5. “Меня называют “смотритель леса”. Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда- сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клёна. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?” (поползень) /слайд № 13/

На шесте дворец,
Во дворце певец. /скворец/ /слайд №14/

Кто там прыгает, шуршит.
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым-
Клё-клё-клё – поёт со свистом. /клёст / /слайд №15/ а что интересного вы знаете про эту птицу?

У. Люди с давних времён с большим уважением, любовью и заботой относятся к птицам. Много загадок, сказок, пословиц живут в народе. Существует много народных примет о птицах. Я назову вам некоторые:

Воробьи перелетают стайками с места на место - перед сильным ветром.

Вороны и галки садятся на вершины деревьев - к морозу.

Галки к вечеру собираются дружной гурьбой, кричат - к ясной погоде.

У. А кто из вас знает народные приметы, связанные с птицами? /ответы учащихся/

8. Итог урока. / слайд №16/

Чьи секреты мы разгадывали сегодня на уроке?

Куда же от нас улетают птицы осенью?

Почему же птицы улетают?

Как называют таких птиц?

Как называют птиц, которые проводят зиму у нас?

Как мы должны помогать птицам перезимовать?

Улетели птичьи стаи
Лес в сугробах до ветвей.
Трудная пора настала
Для пернатых для друзей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю
Много птиц осталось здесь.

И заботясь зимой о птицах, я думаю, что мы хоть чуть-чуть их будем согревать в суровое трудное время.

И сегодня мы их тоже можем немного погреть.

Возьмите карточки-настроения: если вам было интересно и вы узнали много нового на уроке, то прикрепите солнышко, если было скучно, урок не понравился, то возьмите тучку.

На доске, из букв, которые вы получили за работу, составьте слово / молодец!/

Я говорю всем вам спасибо за урок, вы молодцы, хорошо потрудились./вручаю медальки за работу на уроке/

Домашнее задание.

  • стр. 94-97 в учебнике читать, отв. на вопросы.
  • сделать кормушки и принести их в школу /иллюстрации с образцами кормушек расположены на книжной выставке./
  • сделать коллективную книжку-самоделку “Птичьи секреты” /Предлагаю рассмотреть макет книжки-самоделки, где каждому учащемуся класса предстоит оформить свою страничку о любой птице./

Если вы захотите больше узнать о птицах, советую вам прочитать книги, которые размещены на нашей книжной выставке.

Дети рассматривают выставку книг о птицах.