» » Очерк четвертый. Дубина народной войны

Очерк четвертый. Дубина народной войны

Дубина народной войны
Из романа «Война и мир» (т. IV, ч. 3, гл. 1) Л. Н, Толстого (1828-1910): «Представим себе двух людей, вышедших со шпагами на поединок по всем правилам фехтовального искусства... вдруг один из противников, почувствовав себя раненым, поняв, что дело это не шутка... бросил шпагу и, взяв первую попавшуюся дубину, начал ворочать ею... Фехто-
вальщик, требовавший борьбы по всем правилам искусства, были французы; его противник, бросивший шпагу и поднявший дубину, были русские... Несмотря на все жалобы французов о неисполнении правил... дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».
Иносказательно: о больших возможностях народной войны.

  • - литейный и пушечный мастер XVII столетия. Его работы пищали: 6-фунтовая "Волк" и 50-фунтовая "Троил" находятся в Москве, подле Оружейной палаты, на Кремлевской площади...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Образовано от дуб с помощью суффикса. Сначала значение этого существительного – только "толстая палка из дуба"...

    Этимологический словарь русского языка Крылова

  • - кто Глупый, непонятливый; дурак, болван. Имеется в виду, что лицо - человек с очень ограниченными умственными способностями, абсолютно неспособный осмыслить простейшую ситуацию, тупой. Говорится с пренебрежением...

    Фразеологический словарь русского языка

  • - Грубо-прост. Бран. Тупица, дурак, болван. Миша хлопнул себя по лбу, будто комара пришиб, - он же и собирался сеть ставить, да, увидев меня, про всё забыл, дубина этакая, безголовая...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - ; мн. дуби/ны, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - ДУБИ́НА, -ы. 1. жен. Толстая тяжёлая палка. 2. муж. и жен., перен. Тупой, глупый человек. | ласк. дубинушка, -и, жен. ...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ДУБИ́НА, дубины, муж. и жен. 1. жен. Толстая деревянная палка. Ударить дубиной по голове. 2. муж. || жен. Мало восприимчивый, тупой человек. С таким дубиной и разговаривать не хочется. Дубина стоеросовая...

    Толковый словарь Ушакова

  • Толковый словарь Ефремовой

  • - дуби́на I ж. Толстая тяжёлая палка. II м. и ж. 1. разг.-сниж. Бестолковый, тупой человек. 2. Употребляется как порицающее или бранное слово...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - дуб"...

    Русский орфографический словарь

  • - тупой, упрямый человек Дубоватый - глупый, тупой Ср. Dumm wie ein Stock. Ср. Bagas - глупец. Ср. Ut bagas constitisti - глуп как палка. См. бревно...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - тупой, упрямый человѣкъ. Дубоватый - глупый, тупой. Ср. Dumm wie ein Stock. Ср. Bagas глупецъ. Ср. Ut bagas constitisti - глупъ какъ палка. См. Бревно!...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Дубина двадцатого века. Жарг. шк. Шутл.-ирон. Bytic, 1991– 2000. Дубина стоеросовая. Прост. Бран. О крайне глупом, несообразительном человеке. ФСРЯ, 146; БМС 1998, 170; БТС, 1271; ЗС 1996, 246; Мокиенко 1990, 106, 112; Арбатский, 105...

    Большой словарь русских поговорок

  • - ДУБИНА, -ы, м. и ж., ДУБИНКА, -и, ж. Милиционер, постовой...

    Словарь русского арго

  • - 1. дуби́на, дуби́ны, дуби́ны, дуби́н, дуби́не, дуби́нам, дуби́ну, дуби́н, дуби́ной, дуби́ною, дуби́нами, дуби́не, дуби́нах 2...

    Формы слова

  • - См. дерево, палка.....

    Словарь синонимов

"Дубина народной войны" в книгах

«Дубина Щербаков…»

Из книги Нежнее неба. Собрание стихотворений автора Минаев Николай Николаевич

«Дубина Щербаков…» Дубина Щербаков - Подлец из дураков, Орясина Степанов - Мерзавец из болванов. 1954 г. 15 декабря.

Из книги История московской войны автора Мархоцкий Николай

Начало народной войны против интервентов в 1609 г

автора Гречена Евсей

Глава одиннадцатая Дубина народной войны Переходя к этой теме, приходится констатировать, что слишком уж много басен нам понарассказывали про так называемую «дубину народной войны». На самом же деле изрядное количество жителей Российской империи в 1812 году ничего ни про

Глава II. Шведское вторжение в пределы России. Битва под Лесной. Начало народной войны против шведов

Из книги Северная война и шведское нашествие на Россию автора Тарле Евгений Викторович

Глава II. Шведское вторжение в пределы России. Битва под Лесной. Начало народной войны против

ОПРИЧНАЯ ДУБИНА

автора

ОПРИЧНАЯ ДУБИНА Осенью 1567 г. в соответствии с решением собора был объявлен новый поход на Ливонию. Когда войска были стянуты в район Орши, царь, собственной персоной выступивший в поход, спешно вернулся в Москву, куда его призывали более важные дела, чем война с Литвой или

Опричная дубина

Из книги Россия времени Ивана Грозного автора Зимин Александр Александрович

Опричная дубина 1 Новое известие о России времен Ивана Грозного, с.

Л. Е. Кизя, кандидат исторических наук В. И. Клоков, Герой Советского Союза УКРАИНА В ПЛАМЕНИ НАРОДНОЙ ВОЙНЫ

Из книги Советские партизаны автора Кизя Лука Егорович

Л. Е. Кизя, кандидат исторических наук В. И. Клоков, Герой Советского Союза УКРАИНА В ПЛАМЕНИ НАРОДНОЙ ВОЙНЫ Героическая история Украины знает немало примеров самоотверженной борьбы ее сынов и дочерей за свободу и независимость своей Родины. Но никогда еще украинский

Дубина народной войны поднялась

Из книги За нами Москва автора Белов Павел Алексеевич

Глава II ПРЕСТУПНЫЕ ЦЕЛИ ФАШИЗМА. НАЧАЛО НАРОДНОЙ ВОЙНЫ В ТЫЛУ ВРАГА НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том восьмой автора Коллектив авторов

Глава II ПРЕСТУПНЫЕ ЦЕЛИ ФАШИЗМА. НАЧАЛО НАРОДНОЙ ВОЙНЫ В ТЫЛУ ВРАГА НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ Свои захватнические замыслы в отношении России, а затем Советского Союза германский империализм вынашивал задолго до второй мировой войны. Начало их практическому осуществлению

Дубина народной войны

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Дубина народной войны Из романа «Война и мир» (т. IV, ч. 3, гл. 1) Л. Н. Толстого (1828-1910): «Представим себе двух людей, вышедших со шпагами на поединок по всем правилам фехтовального искусства... вдруг один из противников, почувствовав себя раненым, поняв, что дело это не шутка...

В. М. Агарков, участник Великой Отечественной войны, ветеран Вооруженных Сил СССР МОЯ СУДЬБА В СУДЬБЕ НАРОДНОЙ Записки танкиста

Из книги Каменный Пояс, 1980 автора Филиппов Александр Геннадьевич

В. М. Агарков, участник Великой Отечественной войны, ветеран Вооруженных Сил СССР МОЯ СУДЬБА В СУДЬБЕ НАРОДНОЙ Записки танкиста За перо я берусь уже на закате жизни. На вопрос о том, сколько жить осталось, не ответит даже лесная всеведка - кукушка. Но главное ведь не в том,

Глава 7 Мифы о так называемой «дубине народной войны»

Из книги 1812. Всё было не так! автора Суданов Георгий

Глава 7 Мифы о так называемой «дубине народной войны» Малая война, партизанская война, народная война… С сожалением приходится констатировать, что слишком много мифов у нас придумано и о так называемой «дубине народной войны».Например, уже много раз цитированный нами

От выступления 1-й армии из лагеря под Дриссой до объявления войны народной

Из книги Описание Отечественной войны в 1812 году автора Михайловский-Данилевский Александр Иванович

От выступления 1-й армии из лагеря под Дриссой до объявления войны

Глава одиннадцатая Дубина народной войны

Из книги Война 1812 года в рублях, предательствах, скандалах автора Гречена Евсей

Глава одиннадцатая Дубина народной войны Переходя к этой теме, приходится констатировать, что слишком уж много басен нам понарассказывали про так называемую «дубину народной войны». На самом же деле изрядное количество жителей Российской империи в 1812 году ничего ни про

XVIII Монархия как верховенство нравственного идеала. - Значение религии и христианства. - Независимость монархии от народной воли. - Подчинение монархии народной вере

Из книги Руководящие идеи русской жизни автора Тихомиров Лев

XVIII Монархия как верховенство нравственного идеала. - Значение религии и христианства. - Независимость монархии от народной воли. - Подчинение монархии народной вере Итак, для того, чтобы единоличная власть могла получить значение Верховной, то есть чтобы могла

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МОУ «средняя общеобразовательная школа № 55» города Рязани

Доклад по литературе по роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»

Тема. «Дубина народной войны»

Рязань 2014

«Представьте себе, - писал Толстой, - двух людей, вышедших со шпагами на поединок по всем правилам фехтовального искусства… вдруг один из противников, почувствовав себя раненым, - поняв, что дело это не шутка… бросил шпагу и взяв первую попавшуюся дубину, начал ворчать ею. Фехтовальщик, требовавший борьбы по правилам искусства, был француз, его противник, бросивший шпану и поднявший дубину, был русский… Несмотря на жалобы французов о неисполнении правил… дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.» Именно с помощью «дубины народной войны» Лев Николаевич раскрывает основной замысел романа-эпопеи «Война и мир».

Отечественная война 1812 г. в изображении Л. Н. Толстого предстает как война народная. Писатель убежден, что войну выиграл русский народ. Дальнейшее развитие народной войны рисуется автором в томе IV, главы которого посвящены сильному и могучему партизанскому движению.

В те годы патриотические чувства и ненависть к врагам охватили все слои населения. Но даже В.Г. Белинский писал: «Патриотизм состоит не в пышных возгласах». Л.Н. Толстой противопоставляет истинный патриотизм такому показному, который слышался в речах и возгласах на собрании московских дворян. Они переживали по поводу того, не наберутся ли крестьяне вольного духа («Лучше ещё набор… а то вернется к нам ни солдат, ни мужик, а только один разврат», - раздавались голоса на собрании дворянства).

Во время пребывания армии в Тарутине стало шириться в партизанское движение, начавшееся до вступления Кутузова на пост главнокомандующего. Очень точно и образно сказало о партизанском движении и народном характере войны 1812 года Л.Н. Толстой, впервые употребив выражение «дубина народной войны» в первой главе третьей части четвертого тома романа «Война и мир».

Партизанское движение в Отечественной войне 1812 года является одним из главных выражений воли и стремлением к победе русского народа против французских войск. В партизанском движении отражен народный характер Отечественной войны.

Движение партизан началось после вступления наполеоновских войск в Смоленск. Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии были истреблены казаками и «Партизанами».

Образ Пети Ростова есть выражение в романе темы партизанской войны, которая показывает, что народ - истинная сила истории. Он раскрывает истинную цену человеческой жизни, человеческих взаимоотношений.

Партизанская война с французами приняла народный характер. Она несла с собой новые методы борьбы, «опрокидывая завоевательную стратегию Наполеона».

Толстой неоднозначно относится не только к народной войне, но и к партизанской. Народная война восхищает писателя как высшее проявление патриотизма, как единение людей всех слоев в их любви к родине и в общем желании не дать врагу захватить Россию. Только война партизанская, то есть освободительная, являющаяся не «игрой», не «забавой праздных людей», а возмездием за разорения и несчастья, направленная на защиту собственной свободы и свободы всей страны, справедлива, по мнению Толстого. Но все-таки любая, даже и справедливая война несет разрушение, боль и страдания, является олицетворением злого, антигуманного начала. Поэтому и партизанская война, воспетая Толстым в романе, является, по мысли автора, проявлением народного гнева, но не воплощением гуманизма и высшего блага. толстой ростов роман война

Народный характер войны показан Толстым различными способами. Используются авторские историко-философские рассуждения о роли личности и народа в истории вообще и войны 1812 года в частности, рисуются живые картины выдающихся исторических событий; народ может изображаться (хотя и крайне редко) как целое, общее и как бесчисленное множество живых рядовых персонажей. Побуждения и чувства всей нации концентрируются в образе «представителя народной войны» полководца Кутузова, ощущаются лучшими представителями дворянства, сблизившимися с народом.

Толстой показывает сочетание грозной силы, мужества и доброты, героического терпения великодушия в русском характере; это неповторимое соединение и представляет, по Толстому, сущность русской души. Сам писатель говорит: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Русские солдаты, встретив капитана Рамбаля и его денщика Мореля, замерзающими в лесу, приносят им каши, водки, подстилают больному Рамбалю шинель. Радостно улыбаясь, смотрят они на Мореля.

Такова главная оценка народной войны в роман Толстого. «И благо тому народу, который в минуту испытания с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью».

Л. Толстой прославил и увековечил на все времена образ «дубины народной войны». Вместе с тем он прославил русский народ, который смело, решительно и безоглядно поднял ее на врага.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История создания романа "Война и мир". Система образов в романе "Война и мир". Характеристика светского общества в романе. Любимые герои Толстого: Болконский, Пьер, Наташа Ростова. Характеристика "несправедливой" войны 1805 года.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2004

    Историческая тема народной войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". События Отечественной войны 1812 года. Анализ истории создания романа. Нравственно–филосовские изыскания автора. Коллективный героизм и патриотизм народа в разгроме французов.

    реферат , добавлен 06.11.2008

    Определение основных особенностей психологического стиля Л.Н. Толстого в изображении внутреннего мира героев постоянном движении, развитии. Рассмотрение "диалектики души" как ведущего приема воссоздания душевной жизни героев в романе "Война и мир".

    реферат , добавлен 23.03.2010

    Тема судьбы народа в годы революции и гражданской войны. Отличие изображения войны М. А. Шолоховым от других авторов. Средства, с помощью которых М. А. Шолохов написал свой великий роман – эпопею "Тихий Дон". Проблема войны, ее влияние на судьбы людей.

    реферат , добавлен 28.11.2008

    Он сам жил той казачьей жизнью, которую описывает в "Тихом Доне". В романе он не просто показывает события гражданской революции и мировой войны, но и говорит об их влиянии на мирный уклад жизни казаков, их семьи, их судьбы.

    сочинение , добавлен 20.01.2003

    Первая мировая война глазами современников. Позиция автора к теме войны и мира в романе "На западном фронте без перемен". Тема любви и мира в сюжетной линии романа. Авторское отношение к изображаемым событиям, средства передачи авторского отношения.

    реферат , добавлен 07.06.2010

    Роман Л.Н. Толстого "Война и мир" – грандиозное произведение не только по описанным в нём историческим событиям, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и придуманных. Образ Наташи Ростовой как самый обаятельный и естественный образ.

    сочинение , добавлен 15.04.2010

    Описание образов князя Андрея Болконского (загадочного, непредсказуемого, азартного светского человека) и графа Пьера Безухова (толстого, неуклюжего кутилу и безобразника) в романе Льва Толстого "Война и мир". Выделение темы родины в творчестве А. Блока.

    контрольная работа , добавлен 31.05.2010

    Определение функций художественных деталей в историческом романе "Война и мир". Роль и своеобразие костюма XIX века. Выявление особенностей использования костюмной детали в творчестве Л.Н. Толстого. Содержательная нагрузка изображения костюмов в романе.

    реферат , добавлен 30.03.2014

    Изучение сущности понятия "Гомеровский вопрос". Выявление границ вымысла и достоверности в поэме "Илиада". Характеристика последнего года Троянской войны по Гомеру. Оценка причин, характера и результатов войны между греками и троянцами по данным Гомера.

"Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие", каждый, кто читал "Войну и мир", не забудет эти слова Льва Толстого.

Поэт-партизан

Недолго ликовал француз. В сентябре захватчики хозяйничали в Белокаменной, а в октябре уже не знали, как спастись - и немалую роль в этой перемене сыграли партизаны. После первых вестей о победах, об отступлении врага Россия наконец вздохнула облегченно.

Все началось с послания князю Багратиону, в котором храбрый гусар и блистательный поэт Денис Васильевич Давыдов предложил снарядить отряд для партизанской войны. Партизанская война - единственный способ одолеть Наполеона, остановить его, сделать невыносимым существование "великой армии" в России. Багратион одобрил планы Давыдова. Слово было за новым главнокомандующим Кутузовым.

Накануне Бородинской битвы Кутузов принимает план Давыдова и Багратиона. Денис Васильевич, получив в свое распоряжение несколько десятков гусар и казаков, немедленно начал "поиски" по французским тылам. Именно поэтому он не примет участия в Бородинском сражении. А ведь Бородино было почти родным для Давыдова... Отец приобрел его сразу после отставки.

На Бородинском поле ранили в ногу родного брата Дениса Васильевича - кавалергарда, ротмистра Евдокима Давыдова. Но Денис Васильевич занимался не менее важным делом, чем герои Бородина. В дни приближения Наполеона к Москве, в дни великой битвы Давыдов уже тревожил французские тылы, отбивал русских пленных, уничтожал обозы.

Летучий отряд Давыдова многие считали обреченным и провожали его как на гибель. Но для Дениса Васильевича партизанская война оказалась родной стихией. После первой же победы над французским отрядом на Смоленской дороге он передает захваченное у врага оружие крестьянам. Как много он сделал для того, чтобы "дубина народной войны" больнее била противника!

Первый отряд Давыдова - всего лишь пятьдесят гусар и восемьдесят казаков - двинулся в тыл "великой армии" накануне Бородина. И сразу же чуть не попал в плен... к русским партизанам! Да-да, это не пустопорожний анекдот, крестьяне действительно приняли гусар за французов. Пришлось Давыдову отпустить бороду и нацепить русский кафтан. А разговаривать с мужиками он умел - никогда не был галломаном. Сам Денис Васильевич так повествует о тех днях: "Сколько раз я спрашивал жителей по заключении между нами мира: "Отчего вы полагали нас французами?" Каждый раз отвечали они мне: "Да вишь, родимый (показывая на гусарский мой ментик), это, бают, на их одежу схожо". - "Да разве я не русским языком говорю?" - "Да ведь у них всякого сбора люди!" Тогда я на опыте узнал, что в Народной войне должно не только говорить языком черни, но приноравливаться к ней и в обычаях, и в одежде. Я надел мужичий кафтан, стал отпускать бороду, вместо ордена Св. Анны повесил образ св. Николая и заговорил с ними языком народным". Да, нам режет ухо слово "чернь". Но в те времена, да еще и в устах Давыдова, оно не имело уничижительного подтекста. В ХХ веке мы переросли это слово, уничтожив сословные предрассудки. Как бы не вернулось теперь в нашу жизнь худшее из старины далекой... В первые недели рейда по французским тылам Давыдов захватил пленных в три-четыре раза больше, чем было бойцов в его отряде. Эти успехи впечатлили Кутузова, майор Давыдов получил подкрепление. Отряд пополняли и крестьяне - народные мстители. Вскоре на счету Давыдова было уже четыре тысячи пленных. И он получает чин полковника.

Наполеон не только приговорил Давыдова к казни, но и вынужден был сформировать кавалерийский отряд в две тысячи сабель, которому поручили уничтожить Давыдова. Однако русские партизаны заманили французскую конницу в ловушку. По России пошла молва о непобедимости Давыдова, о чудесных победах... Голод во французской армии - тоже во многом заслуга Давыдова, захватившего немало продовольственных обозов.

Крупнейшие победы летучего отряда состоялись 28 октября при Ляхове и 9 ноября под Копысом. При Ляхове бригаду Ожеро атаковали четыре русских отряда: кроме давыдовского - партизанские отряды Сеславина, Фигнера и Орлова-Денисова. Давыдов, инициатор операции, командовал авангардом. Им удалось разгромить превосходящие силы французов, а полторы тысячи, включая генерала, сдались в плен. Это - один из ярчайших эпизодов операции, которая останется в истории как изгнание "великой армии" из России. "Наступила ночь; мороз усилился; Ляхово пылало; войска наши, на коне, стояли по обеим сторонам дороги, по которой проходили обезоруженные французские войска, освещаемые отблеском пожара. Болтовня французов не умолкала: они ругали мороз, генерала своего, Россию, нас", - описывал Давыдов финал сражения.

Не только рубака, но и талантливый военный писатель, Давыдов стал теоретиком партизанской войны и историком войны 1812 года. Разумеется, находились оппоненты, считавшие, что Денис Васильевич преувеличил свою роль в партизанском движении. Но будем помнить, что народным героем он стал уже в 1812-м. Молва подхватила его имя, а лубочные художники растиражировали образ. У самого Вальтера Скотта хранился гравированный портрет Дениса Давыдова из серии портретов русских героев 1812 года, которая была выпущена художником Дайтоном.

На гравюре Дайтона Денис Давыдов изображен в облике могучего воина, с черной кудрявой бородой и шапкой волос, в меховой шкуре, накинутой на плечи и застегнутой пряжкой у ворота, с шарфом вместо пояса и шашкой в руке. Подпись гласила: "Денис Давыдов. Черный капитан". Тут не до портретного сходства, но Давыдов будет польщен, узнав об этом из переписки с английским классиком.

И все-таки - народ-победитель!

В последнее время вошло в моду "развеивать мифы" о великом прошлом. Нам говорят: партизанское движение не было народным. Просто офицеры - представители аристократии - выполняли секретные задания, профессионально осуществляли диверсии в тылу врага. А крестьяне и слова такого не знали - "патриотизм"! Вернулись представления времен некоего Дмитрия Рунича, который утверждал: "Русский человек защищал не свои политические права. Он воевал для того, чтобы истребить "хищных зверей", пришедших пожрать его овец, кур, опустошить его поля и житницу". Не верили господа, что "плебеи" способны на высокие порывы, способны думать о чем-либо, помимо хлеба насущного. Не в почете и в наше время понятие "народ", его считают атавизмом советской риторики. Когда-то Суворов доказывал Потемкину: "Позвольте, светлейший князь, донесть: и в нижнем звании бывают герои". Примерно в то же время Карамзин открывал просвещенной публике тайну за семью печатями: "И крестьянки любить умеют". В "Записках охотника" Тургенев показал великодушие, человечность крестьян. И вдруг в ХХI веке о русских хлебопашцах и солдатах 1812 года стали писать, как о животных!..

Уж такие времена настали, каждый мнит себя героем-одиночкой и презирает "подавляющее большинство". Много лет "властители дум" навязывают нам скептические представления о "народе": если масса, то заведомо серая. Выращена новая поросль "интеллигентов". Это в прежние времена идеологией и смыслом существования интеллигенции было служение народу:

Народ! Народ!

Люблю тебя, пою твои страданья.

Но где герой, кто выведет из тьмы тебя на свет?..

Современные снобы осмеяли такую позицию. На пути самоутверждения сжигается все. Толстовское понимание исторической драмы 1812 года им ненавистно. Кстати, у Л.Н. Толстого можно найти рассуждения о "трутневом населении армии" - о тех офицерах, которые думали только о почестях. А у Дениса Давыдова - принципиальный спор с салонными русофобами:

Всякий маменькин сынок, Всякий обирала, Модных бредней дурачок, Корчит либерала.

"..." А глядишь: наш Мирабо Старого Гаврило За измятое жабо Хлещет в ус да в рыло.

А глядишь: наш Лафайет, Брут или Фабриций Мужиков под пресс кладет

Вместе с свекловицей.

Это стихотворение называется "Современная песня". Беда в том, что она и теперь - снова современная! В нынешних словоохотливых кругах презрение к "народу" (или вообще отрицание такого понятия) воспринимается уже как доблесть.

Партизанская слава

Но вернемся от Давыдова-поэта к Давыдову-партизану. Он видел, что командующие не готовы к генеральному сражению: слишком велик риск, можно потерять армию, а с нею и Россию. Видел и слабость позиций "Великой армии": Наполеон от Немана до Москвы прошел 1200 километров. Таких растянутых коммуникационных линий тогдашняя военная история не знала. В этом - уязвимость победителей лета 1812 года. К войскам Давыдова присоединялись крестьяне, отставшие от армии солдаты, иногда и Кутузов присылал подкрепления. Но массовая поддержка сопротивления - это не байки!

Крестьяне Бронницкого уезда Московской губернии, крестьяне села Николы-Погорелого близ Вязьмы, бежецкие, дорогобужские, серпуховские постоянно поддерживали партизан, пополняли летучие отряды. Нередко группы крестьян выслеживали отдельные неприятельские отряды, уничтожали французских фуражиров и мародеров. Тут уж не шла речь о пощаде. Крестьяне карали неумолимо.

В советские времена в Москве появилась улица Василисы Кожиной. Кто она - легендарная крестьянка-партизан? Говорят, ее мужа убили оккупанты, и она поклялась отомстить. Разные рассказы ходили о ней. Примерно такие: "Староста одной деревни Сычевского уезда Смоленской губернии повел в город партию пленных, забратых крестьянами. В отсутствие его поселяне поймали еще несколько французов и тотчас же привели к старостихе Василисе для отправления куда следует. Сия последняя, не желая отвлекать взрослых от главнейшего их занятия бить и ловить злодеев, собрала небольшой конвой ребят и, севши на лошадь, пустилась в виде предводителя препровождать французов сама... В сем намерении, разъезжая вокруг пленных, кричала им повелительным голосом: "Ну, злодеи французы! Во фрунт! Стройся! Ступай, марш!" Один из пленных офицеров, раздражен будучи тем, что простая баба вздумала им повелевать, не послушался ее. Василиса, видя сие, подскочила к нему мгновенно и, ударя по голове своим жезлом - косою, повергла его мертвым к ногам своим, вскричавши: "Всем вам, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть осмелится зашевелиться! Я уже двадцати семи таким озорникам сорвала головы! Марш в город!" И после этого кто усомнится, что пленные признали над собой власть старостихи Василисы".

Василисе Кожиной - суровой конвоирше пленных - была посвящена популярная серия лубков. До сих пор нам памятен лубок А.Г. Венецианова 1813 года "Французы - голодные крысы в команде у старостихи Василисы" с надписью "Иллюстрация эпизода в Сычевском уезде, где жена сельского старосты Василиса, набрав команду из вооруженных косами и дрекольем баб, гнала пред собой несколько взятых в плен неприятелей, один из которых за неповиновение был ею убит".

Знаменитый портрет простой крестьянки - невиданное дело! - написал художник Александр Смирнов. Под картиной подпись: "Партизан 1812 года. Большую сделала для России пользу. Награждена медалью и денежной премией - 500 рублей". Да не в премии дело, а в подвигах! В том, что не удалось оккупантам сломить свободолюбивый дух русского человека. Где это видано, чтобы женщина не покорялась вооруженному захватчику? А рассказы о Василисе, быть может, были важнее, чем ее смелые деяния. Войну выигрывают не только солдаты и пушки, но и книги, песни, правильно сформулированные лозунги.

Игра со смертью

Энергичным организатором партизанского движения стал Александр Фигнер, начавший войну в чине штабс-капитана. Помните толстовского Долохова? Фигнер - один из его прототипов. Отчаянный храбрец, он пылал ненавистью к врагу, мечтал (как и все партизаны) пленить Бонапарта. Когда враг занял Москву, он направился в оккупированный город. Прирожденный разведчик, актер, он менял наряды, выдавал себя то за француза, то за немца (остзейское происхождение позволяло!). Пленить Наполеона ему, как известно, не удалось. Но Фигнер сумел добыть важные сведения из французского лагеря, а покинув Москву, сколотил небольшой отряд из добровольцев.

Молодых офицеров восхищала безрассудная смелость Фигнера. Он играл со смертью, как бретер. Но не только ради славы и уж совсем не для личной наживы.

Он защищал Отечество.

Легенды о находчивости Фигнера вдохновляли армию. Однажды французам удалось прижать партизанский отряд к непроходимым болотам. Врагов - семь тысяч, фигнеровцев - горстка. Положение безвыходное! Ночью французы не смыкали глаз, сторожили партизан в западне, чтобы утром расправиться с ними. Но, когда рассвело, оказалось, что болотистый перелесок пуст. Русских и след простыл. Что за чудесное спасение? Никакого чуда не было, просто в очередной раз сработала военная хитрость. В темноте Фигнер, рискуя жизнью, по кочкам переправился через болото. В двух верстах от болота стояла тихая деревушка. Фигнер собрал крестьян, рассказал им, что к чему, и они сообща нашли выход. В два счета (каждая минута на счету!) к берегу принесли доски и солому, расстелили дорогу в болоте. Командир первым проверил прочность настила, вернулся в отряд. Он приказал осторожно перевести в безопасное место лошадей - французские часовые подозрительных звуков не расслышали. Потом по цепочке пошли люди. Последние снимали за собой доски и передавали вперед. Даже раненым удалось выбраться из западни, а от дороги и следа не осталось.

Есть ли в этой истории доля преувеличения? В боевой биографии Фигнера, Давыдова, Сеславина было немало невероятных эпизодов - ни один фантазер такого не придумает. Сам Фигнер (как и Долохов) любил эффектную позу, умел, что называется, произвести впечатление. В одном из донесений он признавался:

"Вчера я узнал, что вы беспокоитесь узнать о силах и движении неприятеля, чего ради вчера же был у французов один, а сегодня посещал их вооруженною рукою. После чего опять имел с ними переговоры.

О всем случившемся посланный мною к вам господин ротмистр Алексеев лучше расскажет, ибо я боюсь расхвастаться".

Он понимал, что шумная популярность помогает в сражении, вселяет храбрость в сердца добровольцев. Стоит обратить внимание на изящный слог донесений Фигнера. Яркий человек - во всем яркий! Мастер мистификаций, инсценировок - и невероятный храбрец...

В другой раз партизаны попали в окружение. Французская кавалерия готовилась к бою, Фигнер разделил свой отряд на две группы. Первая, в которую вошли кавалеристы Польского уланского полка, носившие форму, очень похожую на французскую, выскочила из леса и устремилась на своих товарищей, русских партизан. Устроили перестрелку и даже рукопашную схватку. Французские наблюдатели решили, что Фигнер разбит. Пока они собирались с мыслями, партизаны исчезли. А ведь за голову Фигнера Наполеон готов был дорого заплатить. Неуловимый партизан наводил ужас на врага!

Боевые вылазки он не прекращал даже тогда, когда бывалые партизаны нуждались в передышке: "Фигнер, своеобразный во всем, нередко переодевался простым рабочим или крестьянином и, вооружившись вместо палки духовым ружьем и взяв в карман Георгиевский крест, чтобы в случае надобности показать его казакам, которых он мог встретить, и тем доказать свою личность, ходил один на разведки в то время, как все отдыхали".

Легенды о его подвигах распространились и в Европе. Он и в Германии не прекращал тайно проникать в города, занятые французами. В заграничном походе Фигнер сформировал "Легион мести" из немцев, русских, итальянцев - тех, кто был готов сражаться с Наполеоном. Воевал попрежнему в партизанском стиле, с честью носил чин русского полковника. Войска маршала Нея прижали смельчаков к Эльбе. На берегу осталась только сабля храброго полковника. Воды немецкой реки сомкнулись над израненным героем.

Но ему удалось свершить главное: враг был изгнан за пределы России!

Поэт-гусар, фронтовик (замечу попутно: самый почтенный долгожитель в классической русской литературе - прожил почти 94 года) Федор Глинка посвятил герою замечательные стихи:

О, Фигнер был великий воин, И не простой... он был колдун!..

При нем француз был вечно беспокоен...

Как невидимка, как летун,

Везде неузнанный лазутчик,

То вдруг французам он попутчик,

То гость у них: как немец, как поляк;

Он едет вечером к французам на бивак И карты козыряет с ними, Поет и пьет... и распростился он, Как будто с братьями родными...

Но усталых в пиру еще обдержит сон, А он, тишком, с своей командой зоркой, Прокравшись из леса под горкой, Как тут!.. "Пардон!" Им нет пардона:

И, не истратив ни патрона, Берет две трети эскадрона...

("Смерть Фигнера").

Сеславин

Рядом с яростным, удалым Фигнером сражался партизанский вождь, отличавшийся благородством и мудростью.

Один из героев Бородинского сражения - полковник Александр Никитич Сеславин осенью 1812-го получил в командование отдельный летучий отряд. Это его воины первыми приметили отступление Наполеона из Москвы. Отряд Сеславина преследовал французов на всем пути до границ России, устраивал засады, захватывал пленных. Не давал врагу опомниться, навязал французам круглосуточную партизанскую войну, без выходных дней.

Если бы не своевременное донесение Сеславина генералу Д.С. Дохтурову, Наполеон, возможно, смог бы занять плодородные южные губернии и весной 1813 года начать новую кампанию, пополнив армию. Но под Малоярославцем русские преградили "Великой армии" путь к спасению. Отступать пришлось по старой Смоленской дороге, сулившей только голод и свидания с партизанами. В последний период войны сеславинцы захватывали в плен деморализованных французов тысячами. В бою под Вильно лихой отряд первым ворвался в город, а Сеславин получил ранение в руку с раздроблением кости - не первое и не последнее в его боевой биографии. В лазарете провалялся недолго и принял участие во всех основных сражениях европейской кампании 1813 и 1814 года, вплоть до битвы за Париж. В Московском Кремле, возле Арсенала, можно увидеть немало трофейных пушек, отбитых у врага чудо-богатырями Сеславина.

Слава "тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью" - это слова Л.Н. Толстого. Верим, что народ наш не растерял эти качества.

Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ.

Открытый урок по русской литературе. 10 класс.

Тема: "Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною...силой". (Л.Н.Толстой)

(Партизанская война. Платон Каратаев и Тихон Щербатый).

Федорова Анастасия Семеновна, учительница

русского языка и литературы.

Тема урока: "Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною...силой". (Л.Н.Толстой). (Партизанская война. Платон Каратаев и Тихон Щербатый).

Цели: расширить представления учащихся о народной войне 1812г., выяснить, какое значение сыграло партизанское движение в войне, рассказать о судьбе главных героев

(по 4 тому).

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации из романа, тексты для пересказа.

Ход урока.

1. Организационная часть /тема, цель урока/.

2. Вступительное слово учителя.

В 1812году французами одержана победа под Москвой, Москва взята, и вслед за тем, без новых сражений, не Россия перестала существовать, а перестала существовать 600 тысячная армия, потом наполеоновская армия.

Война 1812года была величайшая из всех известных войн. В 4-ом томе романа Толстой рисует развитие народной войны. Главы этого тома посвящены сильному и могучему партизанскому движению.

"Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания войн. Сожжение городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, оставление и пожар Москвы, ловля мародеров и т д - все это были отступления от правил. Партизаны уничтожили великую армию по частям. Они подбирали те опавшие листья, которые сами собой снимались с иссохшего дерева - французского войска, и тогда трясли это дерево, - " пишет Толстой.

3. Работа по тексту (т 4.романа "Война и мир").

Вопросы и задания: 1. О каких партизанских отрядах рассказывает писатель?

Партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск (т.4 , ч.3, гл.3) 24 августа был учрежден первый партизанский отряд Давыдова. Вслед за его отрядом стали учреждаться другие. В октябре, в то время как французы бежали к Смоленску, этих партий различных величин и характеров были сотни. Были партии, перенимавшие все приемы армии, с пехотой, с артиллерией, штабами, с удобствами жизни, были казачьи, кавалерийские, были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому неизвестные.

Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов. Более крупным планом автор рисует партизанские отряды Денисова и Долохова.

Сообщение 1 ученика.

Денисов - один из партизан. У него 200 человек. Он - боевой гусарский офицер, игрок, азартный шумный "маленький человек с красным лицом, блестящими черными глазами, с черными взлохмаченными усами и волосами.

Денисов - командир и друг Н.Ростова, человек для которого выше в жизни честь полка, в котором он служит. Он храбр, способен на дерзкие и необдуманные поступки, как в случае с захватом продовольственного транспорта, участвует во всех компаниях, командуя в 1812г партизанским отрядом, освободившим пленных и в т ч Пьера. Прототипом Денисова во многом послужил герой войны 1812 г. Д.В. Давыдов упоминаемый в романе и как историческое лицо.

Сообщение 2 ученика.

Долохов Федор - "семеновский офицер"...

4. Выразительное чтен ие отрывка из романа "Война и мир".

(глава 3, ч3, стр. 149)

Диалог "Денисов и Петя Ростов " (В то время Денисов говорил с эсаулом...).

Сообщение ученицы "Крестьянин - партизан Тихон Щербатый- "самый полезный и храбрый человек" в отряде Денисова (т4 , ч.3, гл.5-6).

Тихон Щербатый - тип из народа. В нем живет любовь к русской земле, дух бунтарства, все самое привлекательное и смелое, что наблюдал Толстой в крепостных крестьянах.

Выводы: в Тихоне Щербатом воплощены лучшие черты характера крестьянина -мстителя, сильного, смелого, энергичного и смекалистого. Любимое оружие Тихона - топор, которым он "владеет, как владеет волк зубами". Французы для него - враги, которых надо уничтожать. И он выслеживает французов днем и ночью.

Неистребимое чувство юмора, способность шутить при любых обстоятельствах, находчивость и удаль отличают Тихона Щербатого среди партизан.

5. Слово учителя: "Я люблю мысль народную вследствие войны 1812г", - писал Толстой. Отношение "к мысли народной" - важный критерий для писателя. Путь нравственных исканий любимых героев (Пьера, Наташи, Болконского) так или иначе подводил этих героев к сближению с народом. Пьер сближается с Платоном Каратаевым - источником народной мудрости и жизненной философии, носителем идей патриархального крестьянства.

Чтение эпизода "Встреча Пьера с П.Каратаевым" (т 4, ч 1, гл 12, стр151) по ролям.

Вопросы: 1 Какие детали внешности, манеру говорить выделяет Толстой у П.Каратаева?

2.Обратим внимание на язык П.Каратаева. Какие изобразительно - выразительные средства использует крестьянин? (эпитеты, сравнения, пословицы, просторечья)

6. Сообщение ученицы о Платоне Каратаеве.

П.Каратаев - солдат Апшеронского полка, встретившийся П.Безухову в плену. Прозван на службе Соколиком. При первой встрече с этим маленьким, ласковым и добродушным человеком Пьера поражает ощущение чего -то круглого и спокойного, что исходит от Каратаева. Он привлекает всех к себе спокойствием, уверенностью, добротой и улыбчивостью своего круглого лица. Ослабев от лихорадки, Каратаев начинает отставать на переходах, его пристреливают конвоиры - французы. После смерти Каратаева, благодаря его мудрости и неосознанно выражавшейся во всем его поведении народной философии жизни, Пьер приходит к понимании смысла бытия.

Вывод: Каратаев кроткий, добрый, проповедует идею всепрощения, который Тихону Щербатому неведомо. Тихон и Платон - две стороны русской души. Каратаев любит всех людей, даже врагов. Он терпелив и покорен судьбе. Для Толстого русский национальный характер связывался с образом Каратаева, воплощавшего патриархальность, доброту и смирение русского крестьянина. Таким образом, народ -носитель лучших человеческих качеств. Ему принадлежит ведущая роль на войне 1812года.

7. Вопрос: Что пишет Л.Толстой о значении партизанской войны в общей победе русских в 1812г.

Ответ: Партизанская война с французами приняла народный характер. Она несла с собой новые методы борьбы "опрокидывая завоевательную стратегию Наполеона". "Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупою простотой... не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие", - так пишет Толстой о роли партизанской войны в общей победе русских в 1812г. В этих словах гордость Толстого и преклонение перед народной силой, который он любил именно как силу стихийную.

8. Общие выводы.

Вопросы: О чем узнали сегодня? Как вам работалось? Что понравилось? Какой этап урока вам запомнился?

9.Домашнее задание: 1.Прочитать т4, ч.3, гл.7, стр. 163-165, гл.9, стр. 166-168,гл.11. "Сцена гибели Пети Ростова". Ответить на 4 вопрос. Правда о войне в романе Л.Н.Толстого.

I

Бородинское сражение с последовавшими за ним занятием Москвы и бегством французов, без новых сражений, — есть одно из самых поучительных явлений истории. Все историки согласны в том, что внешняя деятельность государств и народов, в их столкновениях между собой, выражается войнами; что непосредственно, вследствие бо́льших или меньших успехов военных, увеличивается или уменьшается политическая сила государств и народов. Как ни странны исторические описания того, как какой-нибудь король или император, поссорившись с другим императором или королем, собрал войско, сразился с войском врага, одержал победу, убил три, пять, десять тысяч человек и вследствие того покорил государство и целый народ в несколько миллионов; как ни непонятно, почему поражение одной армии, одной сотой всех сил народа, заставило покориться народ, — все факты истории (насколько она нам известна) подтверждают справедливость того, что бо́льшие или меньшие успехи войска одного народа против войска другого народа суть причины или, по крайней мере, существенные признаки увеличения или уменьшения силы народов. Войско одержало победу, и тотчас же увеличились права победившего народа в ущерб побежденному. Войско понесло поражение, и тотчас же по степени поражения народ лишается прав, а при совершенном поражении своего войска совершенно покоряется. Так было (по истории) с древнейших времен и до настоящего времени. Все войны Наполеона служат подтверждением этого правила. По степени поражения австрийских войск — Австрия лишается своих прав, и увеличиваются права и силы Франции. Победа французов под Иеной и Ауерштетом уничтожает самостоятельное существование Пруссии. Но вдруг в 1812-м году французами одержана победа под Москвой. Москва взята, и вслед за тем, без новых сражений, не Россия перестала существовать, а перестала существовать шестисоттысячная армия, потом наполеоновская Франция. Натянуть факты на правила истории, сказать, что поле сражения в Бородине осталось за русскими, что после Москвы были сражения, уничтожившие армию Наполеона, — невозможно. После Бородинской победы французов не было ни одного не только генерального, но сколько-нибудь значительного сражения, и французская армия перестала существовать. Что это значит? Ежели бы это был пример из истории Китая, мы бы могли сказать, что это явление не историческое (лазейка историков, когда что не подходит под их мерку); ежели бы дело касалось столкновения непродолжительного, в котором участвовали бы малые количества войск, мы бы могли принять это явление за исключение; но событие это совершилось на глазах наших отцов, для которых решался вопрос жизни и смерти отечества, и война эта была величайшая из всех известных войн... Период кампании 1812 года от Бородинского сражения до изгнания французов доказал, что выигранное сражение не только не есть причина завоевания, но даже и не постоянный признак завоевания; доказал, что сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях, даже не в армиях и сражениях, а в чем-то другом. Французские историки, описывая положение французского войска перед выходом из Москвы, утверждают, что все в Великой армии было в порядке, исключая кавалерии, артиллерии и обозов, да не было фуража для корма лошадей и рогатого скота. Этому бедствию не могло помочь ничто, потому что окрестные мужики жгли свое сено и не давали французам. Выигранное сражение не принесло обычных результатов, потому что мужики Карп и Влас, которые после выступления французов приехали в Москву с подводами грабить город и вообще не выказывали лично геройских чувств, и все бесчисленное количество таких мужиков не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его. Представим себе двух людей, вышедших на поединок с шпагами по всем правилам фехтовального искусства; фехтование продолжалось довольно долгое время; вдруг один из противников, почувствовав себя раненым — поняв, что дело это не шутка, а касается его жизни, бросил свою шпагу и, взяв первую попавшуюся дубину, начал ворочать ею. Но представим себе, что противник, так разумно употребивший лучшее и простейшее средство для достижения цели, вместе с тем воодушевленный преданиями рыцарства, захотел бы скрыть сущность дела и настаивал бы на том, что он по всем правилам искусства победил на шпагах. Можно себе представить, какая путаница и неясность произошла бы от такого описания происшедшего поединка. Фехтовальщик, требовавший борьбы по правилам искусства, были французы; его противник, бросивший шпагу и поднявший дубину, были русские; люди, старающиеся объяснить все по правилам фехтования, — историки, которые писали об этом событии. Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания войны. Сожжение городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, оставление и пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская война — все это были отступления от правил. Наполеон чувствовал это, и с самого того времени, когда он в правильной позе фехтовальщика остановился в Москве и вместо шпаги противника увидал поднятую над собой дубину, он не переставал жаловаться Кутузову и императору Александру на то, что война велась противно всем правилам (как будто существовали какие-то правила для того, чтобы убивать людей). Несмотря на жалобы французов о неисполнении правил, несмотря на то, что русским высшим по положению людям казалось почему-то стыдным драться дубиной, а хотелось по всем правилам стать в позицию en quarte или en tierce, сделать искусное выпадение в prime