» » Опора организма. Надежная опора человеческого организма

Опора организма. Надежная опора человеческого организма

Скелет – опора организма.

Цели урока

Деятельностная цель – создание условий для формирования познавательных и регулятивных УУД в ходе самостоятельной работы при изучении опорных систем растений и животных.

Предметно-дидактическая цель – формирование представлений об опорных системах живых организмов.

Планируемые результаты обучения:

Метапредметные – уметь применять смысловое чтение для извлечения информации, показать владение навыками оценки и самооценки, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями

Предметные – определять опорные системы организмов и знать их значение и особенности строения.

Личностные – формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных мотивов, направленных на изучение природы; формирование валеологических ценностных ориентаций.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: проблемные, частично-поисковые.

Средства обучения: учебник Сонин Н.И. Биология. Живой организм.6 кл.-М.Дрофа.2013, рабочая тетрадь, раздаточный материал (инструктивные карты, тесты), наглядное пособие «Скелет», натуральные объекты (раковины моллюсков, насекомые, рак речной, кости птицы).

Ход урока:

I. Организационный момент (1 мин.)

Цель этапа:

настроить обучающихся к учебной деятельности и на получение новых знаний, создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Форма контроля: педагогическое наблюдение.

    Этап проверки домашнего задания (2+5 мин.)

Цель этапа: выяснить степень усвоения заданного на дом материала,

определить и ликвидировать типичные недостатки в знаниях

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задает вопрос.

Слушает ответы.

Отвечают

Предлагает выполнить проверочную работу по теме «Обмен веществ»

Выполняют проверочную работу.

Проверяют по шаблону, самооценка по критериям.

Форма контроля: самопроверка по шаблону.

Вопрос: - Какие свойства живых организмов вы уже знаете?

Давайте проверим, как вы усвоили информацию об обмене веществ.

Проверочная работа. (5 минут)

Вариант 1.

1.Какие веществ поглощает растение в результате обмена веществ?

теплокровных:

Проверочная работа.

Вариант 2.

1.Какие вещества выделяет животные в результате обмена веществ?

Список веществ: глюкоза, кислород, углекислый газ, белок, вода, жир, мочевина, азот, хитин, крахмал.

2.Из списка животных выбрать названия холоднокровных:

Проверка по шаблону.

Вариант 1.

    кислород, углекислый газ, вода.

    лиса, синица, заяц, лошадь, обезьяна, лебедь, ёж.

Вариант 2.

    углекислый газ, мочевина, вода.

    рак речной, карась, майский жук, акула, медуза, скорпион, тарантул.

Критерии оценивания:

10-9 б –«5»

8 -7 б – «4»

6 -5 б – «3»

Отметка в листе самооценки.

II .Этап актуализации опорных знаний. Формулировка учебной проблемы. Определение темы урока. (2 мин.)

Цель этапа: зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний,организовать фиксацию затруднений в выполнении заданий.

Ответ необходимо пояснить. (Опора, механическая ткань, защита)
проблема : Почему у растений опорные образования довольно однотипны, а животных – различны? (Верны ли наши предположения мы поймем в конце урока).

Как бы вы назвали наш урок сегодня?

Тема урока: Скелет- опора организма

III . Этап целеполагания (1 мин.)

Цель этапа: Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности

Цель урока: знакомство со строением и значением опорных систем, типами скелетов животных, их сходством и отличиями.

    Этап открытия нового (10 мин.)

Цель этапа : о рганизовать усвоение учащимися нового материала в группах,

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предлагает познакомиться с текстом учебника, выписать ответ на вопрос.

Демонстрирует натуральные объекты (скелеты животных, спилы деревьев, раковины, кости, панцири раков, кораллы).

Дополняет ответы обучающихся, углубляет представление о составе и строении опорных систем.

Самостоятельно работают с текстом учебника. Выписывают.

Самопроверка и коррекция записей.

Дополняют кластеры.

Отвечают на вопросы.

Слушают пояснения учителя.

Форма контроля: индивидуальный самоконтроль и групповой контроль.

Самостоятельная работа с текстом учебника п. 15 с. 97-98.

Найти и выписать ответ на вопрос:

Каково значение скелета?

Предполагаемый ответ: Значение скелета:

    обеспечивает форму тела

    служит опорой для организма

    защищает от повреждений

    служит местом прикрепления мышц

    позволяет парить в толще воды

Самопроверка.

Демонстрация опорных систем.

Давайте попробуем скелеты животных разделить на 2 группы и обосновать по какому критерию это сделано.

Дополнение кластера

Типы скелетов

Наружный Внутренний

Состав

хитин, известь, рогоподобное вещество костная и хрящевая ткань

Приведите примеры животных, обладающих наружными и внутренними скелетами.

Предполагаемые ответы:

простейшие, моллюски, радиолярии, головоногие моллюски,

членистоногие(насекомые, позвоночные (рыбы, земноводные, птицы

паукообразные, ракообразные)

?Демонстрация опытов (воздействие кислоты на известковые раковины, декальцинированная кость). Пояснения учителя. Состав костной ткани. Строение костей.

Изучение рисунка учебника с. 101 «Внутреннее строение костей».

Соединение костей. Суставы, связки, сухожилия.

Отделы скелета.

Физкультминутка ( на осанку, растирание шейного отдела позвоночника, стимуляция мозгового кровообращения).

V .Этап осмысления и первичного применения знаний.

Цель этапа: Организовать закрепление изученного материала путем выполнения практической работы в паре. организовать фиксацию преодоления

Форма контроля: индивидуальный и групповой контроль.

?Биологическая задача.

Выписка из истории болезни : в травмпункт поступила пациентка 80 лет с жалобой на острую боль в руке после падения в гололед. Наблюдается отечность, гиперемия и изменение формы конечности.

Диагноз: перелом.

Почему старушка получила перелом, а ее внук после многократных падений с горки и велосипеда чувствует себя отлично?

Вывод: соотношение органических и минеральных веществ в составе костной ткани меняется с возрастом, что приводит к изменению их свойств.

Практическая работа «Опорные ситемы». Работа в парах.

Рассмотреть скелеты моллюска, насекомого, позвоночного животного и заполнить сравнительную таблицу. При затруднениях обратитесь к учебнику с. 97-100.

Вопросы для сравнения

Раковины

моллюсков

Панцирь насекомого или рака

Скелет позвоночных

Каков тип скелета?

наружный

наружный

внутренний

Чем образован скелет?

Рогоподобное

вещество, известь, перламутр

Хитин, минеральные соли

Органические,неорганические

Каковы свойства скелета?

Прочный, легкий

Прочный, гибкий

Как растут скелеты?

Достраивают раковину

Делением клеток

*Недостатки

(по сравнению с другим)

тяжелые

Затрудняют рост,линька – критический период

Есть вероятность травмы

*Преимущества

(по сравнению с другим)

Не мешают росту, прочные

Легкие, не сковывают движения

Достаточно легкие и прочные, не мешают росту организма

Вывод:

И обладают таким свойствами, как…….

V .Этап презентации результатов практической работы.

Цель этапа: Организовать презентацию результатов работы, сделать знания, полученные в паре, достоянием класса и самопроверка.

- Какие преимущества и недостатки представленных опорных систем вы обнаружили?

(тяжелые, есть вероятность травмы, мешает росту)

Линька членистоногих (раки, пауки, насекомые).

VI .Этап первичного контроля и закрепления знаний.

Цель этапа: Организовать закрепление и контроль изученного материала

Форма контроля: индивидуальный, взаимопроверка.

VII .Этап рефлексии учебной деятельности. Обсуждение домашнего задания.

Цель этапа: о рганизовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока.

В результате выполнения домашнего задания включить новый способ действий в систему знаний учащихся, тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предлагает подвести итог урока. Оценки.

Продолжить фразы.

Сделать отметки в листах самооценки.

Обсуждают меру своего участия в учебном процессе, оценивают свою работу на разных этапах урока в листах самооценки.

Формулирует домашнее задание: п.15, ответить на вопросы устно, выполнить упражнения по теме в рабочей тетради на печатной основе с. 60-61

Записывают домашнее задание в дневник

- Мы достигли цели?

- Сможем ответить на проблемный вопрос?

Почему у растений опорные образования довольно однотипны, а животных – различны?

(образ жизни, подвижность)

Ребята, пожалуйста, продолжите фразы:

    Было интересно

    Было трудно…

    Теперь я могу …

    Я научился …

    Меня удивило …

    Мне захотелось

    Я бы не повторил такой ошибки, как …

    Рассмотреть скелеты моллюска, насекомого или рака, позвоночного животного и сравнить их. При затруднениях обратитесь к учебнику с. 97-100.

    Заполнить таблицу.

    Вопросы для сравнения

    Раковины

    моллюсков

    Покровы насекомого

    Скелет позвоночных

    Каков тип скелета?

    Чем образован скелет?

    Каковы свойства скелета?

    Как растут скелеты?

  1. Вывод: Все эти образования схожи, так как выполняют ……

    и обладают таким свойствами, как…….

  2. Приложение 3.

    Проверочная работа.

    Вариант 1.

    1.Какие веществ поглощает растение в результате обмена веществ?

    Список веществ: глюкоза, кислород, углекислый газ, белок, вода, жир, мочевина, азот, хитин, крахмал.

  3. 2.Из списка животных выбрать названия теплокровных :

    лиса, краб, щука, майский жук, синица, акула, кальмар, заяц, лошадь, обезьяна, скорпион, лебедь, ёж, паук-крестовик.

  4. Проверочная работа.

    Вариант 2.

    1.Какие вещества выделяет животные в результате обмена веществ?

    Список веществ: глюкоза, кислород, углекислый газ, белок, вода, жир, мочевина, азот, хитин, крахмал.

    2.Из списка животных выбрать названия холоднокровных:

    лось, рак речной, карась, майский жук, сорока, акула, медуза, заяц, медведь, обезьяна, скорпион, лебедь, ёж, тарантул.

  5. Проверка по шаблону.

    Вариант 1.

    1.Кислород, углекислый газ, вода.

    2.Лиса, синица, заяц, лошадь, обезьяна, лебедь, ёж.

    Вариант 2.

    1.Углекислый газ, мочевина, вода.

    2.Рак речной, карась, майский жук, акула, медуза, скорпион, тарантул.

  6. Критерии оценивания:

    10-9 б –«5»

    8 -7 б – «4»

    6 -5 б – «3»

    Урок биологии 6класс

    Скелет – опора организма

    Учитель биологии Р.Л. Фостенко


    Скелет –опора организма

    Опорно-двигательная система


    • Что их объединяет?

    Скелет опора организма.

    На каркасе держится всё здание . Такой же крепкий каркас есть и в нашем теле, он называется – скелет


    • Опорно-двигательная система (синонимы: опорно-двигательный аппарат, костно-мышечная система, локомоторная система, скелетно-мышечная система) - комплекс структур, образующих каркас, придающий форму организму, дающий ему опору, обеспечивающий защиту внутренних органов и возможность передвижения в пространстве.

    Значение опорной системы организма.

    • Образует каркас.
    • Придает форму организму.
    • Обеспечивает защиту

    внутренних органов.

    • Дает возможность передвижения

    в пространстве.


    • опорная - фиксация мышц и внутренних органов;
    • защитная - защита жизненно важных органов ( головной мозг и спинной мозг , сердце и др.);
    • двигательная - обеспечение простых движений, двигательных действий ( осанка , локомоции , манипуляции ) и двигательной деятельности ;
    • рессорная - смягчение толчков и сотрясений;
    • Функция кровотворения

    Скелет простейших

    Отличительной особенностью фораминиферов является наличие раковины – защитного образования, которое окружает тело животного снаружи. Это внешний скелет, его строение сложно, а форма разнообразна у разных видов. Раковина большинства фораминиферов известковая, иногда хитиноидная, реже состоит из песчинок, прилипших к слизи, покрывающей тело животного.


    • Радиоля́рии , или лучевики (лат. Radiolaria ) - одноклеточные планктонные организмы, обитающие преимущественно в тёплых океанических водах. Скелет состоит из хитина и диоксида кремния или сернокислого стронция (целестина ). У живой радиолярии скелет находится внутри клетки . Лучи служат для укрепления псевдоподий. Лучевики - сборная группа, которая содержит разные по происхождению формы простейших.

    Выделяют два типа скелета:

    • Наружный скелет Внутренний скелет

    состоит из трех отделов:

    скелета головы,

    скелета туловища, скелета конечностей

    Некоторые простейшие

    Моллюски

    (фораминиферы)

    Некоторые простейшие

    Членистоногие

    (улитки, прудовики, мидии, устрицы)

    Головоногие моллюски

    (радиолярии)

    (раки, крабы, насекомые)

    Позвоночные

    (осьминог, каракатица)

    (рыбы, амфибии, рептилии, птицы, млекопитающие)


    Типы скелета

    Наружный скелет

    представители

    Внутренний скелет

    • жук, рак, рыба, змеи, лягушка, улитка, птицы, простейшие; фораминиферы, радиолярии, головоногие моллюски .

    Особенности наружного скелета.

    состоит из хитина-вещества выделяемого клетками кожи, пропитывается минеральными солями и становится прочнее

    Легкие, но прочные хитиновые покровы

    состоит из извести и рогоподобного вещества

    моллюски (раковина) рак(панцирь) жук


    Особенности внутреннего скелета.

    Осевой скелет

    Периферический скелет

    Скелет туловища

    Скелет головы (череп)

    Скелет конечностей

    • Внутренний скелет - это опорная основа тела позвоночного животного. Скелет участвует в движении тела, осуществляет защиту внутренних органов. К скелету прикрепляется мускулатура. В костях скелета располагаются кроветворные ткани - в частности, красный костный мозг. Также скелет служит как депо веществ - в нём хранятся запасы кальция и др. веществ

    Внутренний скелет позвоночных.

    Вывод:

    1.Позвоночник рыб, состоит из двух отделов - туловищного и хвостового. 2.Тело змей удлинённое, без конечностей. Длина тела от 10 см до 14,4 м. Змеи отличаются большим количеством позвонков (от 200 до450) Грудины , как и грудной клетки , нет, при заглатывании пищи рёбра раздвигаются. Плечевой пояс отсутствует. Рудименты тазового пояса сохраняются у некоторых примитивных семейств змей. 3.В скелете птиц отчетливо выражены черты, связанные с приспособлением к полету. Плоские кости обычно очень тонкие, губчатые. В больших трубчатых костях хорошо развиты полости, заполненные или костным мозгом, или воздухом. Все это обеспечивает повышенную прочность скелета и заметно облегчает его. 4.Тело земноводных разделено на голову, туловище, хвост (у хвостатых) и пятипалые конечности. Голова подвижно соединена с туловищем. . У бесхвостых кости предплечья и голени сливаются. Все кости задней конечности сильно удлинены, образуя мощные рычаги для передвижения прыжками. 5. млекопитающие имеют внутренний скелет броненосцев есть и внешний скелет в виде панциря - как дополнение к внутреннему). Скелет включает череп , позвоночник , грудную клетку , пояса верхних и нижних конечностей и сами конечности


    • 1костей
    • 2.сухожилий
    • 3.связок

    • У растений основной опорой служит механическая ткань. В сочетании с другими тканями она формирует как бы скелет растения.

    • Гидростатический скелет (или гидроскелет ) - система поддержания формы тела (иногда также и движения) некоторых животных, основанная на сжатии полостной жидкости путём сокращения мышечных волокон.
    • Наличие гидроскелета характерно для мягкотелых животных (червей, актиний, медуз).
    • Сосредоточенная внутри мышечных стенок полостная жидкость оказывает давление на мышцы. Давление полостной жидкости и вызываемое им сокращение мышц, в свою очередь, способствуют поддержанию формы тела животного


    • Почему большинство моллюсков ведет неподвижный образ жизни?
    • Почему большинство насекомых хорошо летает?
    • Хитиновый покров у раков очень прочный, как же тогда раки растут?


    1. Охарактеризуйте скелет организма (тип скелета, функции скелета.)


    Охарактеризуйте скелет организма (тип скелета, функции скелета.)


    Охарактеризуйте скелет организма (тип скелета, функции скелета.)


    1. Каково значение скелета?

    Как правило, опорные системы обеспечивают организму характерную форму тела, служат его каркасом, устойчивым к сжатию.

    Кроме того, скелет предохраняет организм от различных повреждений. Например, грудная клетка позвоночных защищает лёгкие и сердце, а череп - мозг.

    2. Обобщите материал о многообразии скелетов у животных. Составьте схему их классификации и сопроводите её примерами.

    3. Сравните два варианта наружных скелетов - раковины моллюсков и панцирь членистоногих. Предварительно выделите критерии сравнения.


    4. Какие преимущества даёт животным наличие внутреннего скелета?

    Внутренний скелет не мешает росту и обеспечивает подвижность.

    5. Какими структурами образован «скелет» растений? За счёт каких особенностей строения клетки эти ткани могут выполнять опорную функцию?

    Растения тоже имеют особые опорные образования, с помощью которых они выносят листья к солнцу и поддерживают их в таком положении, чтобы листовые пластинки как можно лучше освещались. У древесных растений основной опорой служит механическая ткань. В сочетании с другими тканями она формирует своеобразный «скелет» растения, особенно развитый в стебле. Здесь механическая ткань часто образует некое подобие цилиндра, проходящего внутри стебля, или располагается вдоль него отдельными тяжами, обеспечивая его прочность на изгиб. В корне, напротив, механическая ткань сосредоточена в центре, повышая сопротивление корня на разрыв. Клетки механической ткани различны по строению, но имеют общие признаки - очень толстые стенки, придающие им особую прочность. Механическую роль играет также древесина, особенно хорошо развитая в стволах древесных растений.

    6. Механическая ткань плохо развита у водных растений. Как вы думаете, почему?

    Механическая ткань плохо развита у водных растений, т.к. они нуждаются во внутренней опоре в меньшей степени. Их тело в значительной степени поддерживается окружающей водой. Воздух на суше подобной поддержки не создает, так как по сравнению с водой имеет меньшую плотность. Именно по этой причине становится актуальным наличие специализированных механических тканей.

    7. Что такое линька? Сравните, что называют линькой у млекопитающих и членистоногих.

    Линька - процесс смены покровов животных, имеющий разнообразный характер.

    У членистоногих это процесс образования в определённое время под старым панцирем рака нового тонкого хитинового покрова, а старый сбрасывается: животное линяет. Пока новый покров мягкий и эластичный, рак быстро растёт. Этот период для него очень опасен: слабый, малоподвижный, рак легко может стать добычей многочисленных хищников.

    У млекопитающих, живущих в умеренных широтах, как правило, линька происходит два раза в год - весной, когда сбрасывается густая зимняя шерсть, и осенью, когда нарастает тёплый зимний покров. Зачастую меняется и цвет этого покрова, например, у зайцев, белок и др.

    8. Есть ли опорные структуры у растений? Каково их значение?

    Растения тоже имеют особые опорные образования, с помощью которых они выносят листья к солнцу и поддерживают их в таком положении, чтобы листовые пластинки как можно лучше освещались. У древесных растений основной опорой служит механическая ткань. В сочетании с другими тканями она формирует своеобразный «скелет» растения, особенно развитый в стебле.

    9. Почему радиолярия, имея скелет из кремнёвых иголочек, не тонет?

    Наружный слой цитоплазмы образует у радиолярий широкую зону. В этой зоне располагаются разнообразные включения, составляющие главную массу наружного слоя тела радиолярии. Цитоплазма представлена лишь тонкими прослойками между включениями. Основная масса этих включений - слизь, образующая в совокупности слой. Кроме слизи, в цитоплазме радиолярий имеются и другие включения, в частности очень часто капли жира. Все имеющиеся в радиолярии разнообразные включения уменьшают удельный вес животного и могут рассматриваться как одна из форм приспособления к «парению» в толще воды.

    10. Используя дополнительные источники информации, ответьте на вопрос: скелетиками каких простейших образованы толщи таких осадочных пород, как «горная мука»?

    Диатомит (кизельгур, горная мука, целит) - осадочная горная порода, состоящая преимущественно из кремнистых створок разного вида диатомовых водорослей в смеси с глинистым и кремнистым материалом.

    Тема: Скелет – опора организма

    Движение – это жизнь.

    Цель:изучить скелеты организмов и показать их значение в жизни.

    ЗАДАЧИ:


    • Образовательная – расширить представление учащихся об опорных системах животных организмов и ее значении в жизни, а также показать строение опорных образований у растений .

    • Развивающая – продолжить формирование умений наблюдать, систематизировать, обсуждать, сотрудничать, развивать у учащихся логическое мышление, творческие способности.

    • Воспитательная – формировать у учащихся основы научного мировоззрения, работать с различными источниками информации.
    Оборудование: скелеты позвоночных животных, таблица «речной рак», таблицы «Тип Хордовые. Класс Рыбы. Речной окунь.», «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Скелет человека», рисунки учебника на странице 92, 93, 94, 95; таблицы «Строение ветки липы»., презентация к уроку.

    Тип урока: комбинированный.
    Методы: частично-поисковый, развивающий.
    Ход урока:

    I. Организационный момент.

    II. Проверка знаний об обмене веществ и энергии.

    1. Фронтальный опрос.

    2.Почему обмен веществ и энергии является основным признаком живого организма? /В ходе обмена веществ происходит постоянное превращение одних веществ в другие: из простых образуются сложные, а из сложных простые./ У всех ли организмов происходит одинаково обмен веществ?

    3.Какими признаками характеризуются холоднокровные животные? / не постоянной температурой тела, медленным обменом веществ/

    4. Назовите холоднокровных животных? /змеи, лягушки, рыбы/

    5.Назовите теплокровных животных? /птицы, млекопитающие, человек./ признаки теплокровных: постоянная температура тела, теплоотдача, активный обмен веществ./

    7.Что получает животное из окружающей среды? В чем главное отличие обмена веществ у растений и животных? /слайд 2/

    III. Новый материал.

    Ориентировочно – мотивационный момент.

    На прошлом уроке мы с вами говорили о взаимосвязи всех систем органов. Сегодня будем говорить о системе опоры и движения.

    Тема нашего сегодняшнего урока «Скелет – опора организма».Запишем тему в тетрадь. И ответить нам нужно сегодня на проблемный вопрос: «Какие преимущества дает животным наличие скелета?». /слайд 3/

    Актуализация знаний.

    Учитель: Скелет – опора организма. Скелет –это совокупность костей, составляющих твердую основу./Схему записываем в тетрадь и по мере объяснения заполняем ее./слайд4/

    СКЕЛЕТ

    наружный внутренний

    Простейшие рыбы

    Моллюски пресмыкающиеся /змеи, ящерицы/

    Членистоногие птицы

    -/раки, насекомые/ млекопитающие /собаки, кошки, /

    Найдите в тексте учебника и в рисунках информацию о том, какие именно простейшие какой тип скелета имеют? стр.98 /

    Раковины моллюсков состоят из извести и рогоподобного вещества, они прочные, тяжелые./ слайд 5/

    Скелет членистоногих легче и прочнее, он состоит из хитина, вещества, выделяемого клетками кожи, пропитывается минеральными солями и становится прочнее, образуя панцирь. Что же такое хитиновый покров? /слайд 6, 7/

    Хитиновый покров: стр.99

    Устойчив к высыханию;

    Непроницаем для микроорганизмов;

    Выполняет функцию наружного скелета;

    Не способен растягиваться.

    Какие функции выполняет наружный скелет ?/запишем в тетрадь/

    Характерную форму тела, определяют образ жизни, служат каркасом основой/, устойчивым к сжатию.

    Членистоногие Моллюски

    Состав скелета Состав раковины

    Хитин, минеральные соли известь и рогоподобное вещество

    прочный, легкий прочная тяжелая

    Образ жизни образ жизни

    подвижный неподвижный, малоактивный

    С особенностями строения и состава наружного скелета моллюсков и членистоногих связаны процессы роста.

    Используя текст учебника и собственный запас знаний, ответьте на вопрос: какое значение в жизни рака имеет линька?

    Дополнительно : в первые годы жизни рак линяет и быстро растет, а с 5 – летнего возраста он подвергается линьке не чаще 1 раза в год и растет медленно. Живут раки до 15-20 лет и достигают 20-25 см. /Яхонтов А.А., 1982 год/

    Физкультминутка./»Здравствуй, солнце!. Массаж точек мозга. .Перекрестные движения/

    3. У позвоночных животных внутренний скелет.

    4. Большинство членистоногих имеют внутренний скелет

    5. Скелет выполняет опорную, защитную функции, а также служит местом прикрепления внутренних органов.

    А теперь поменяйтесь листочками и проверьте ответы по ключу. На доске:

    1- Нет 2- Да 3- Да 4- Нет 5- Да 5 правильных «5» и т. д.

    Откройте тетрадь с печатной основой. Давайте с вами выполним задание №70-71 на стр. 29.

    Рефлексия: напишите на цветных листочках термины и понятия, с которыми мы с Вами сегодня познакомились./ скелет, опора, внутренний скелет…../ Что понравилось на уроке, что нет? Какие трудности были?

    Домашнее задание.

    Творческое задание:

    1. На основе информации урока написать статью для одного из журналов
    docs -> Мифтахова нурия шайхулисламовна система адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе
    docs -> Заполярный филиал
    docs -> Научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики таджикистан (на материале англиЙского языка) 13. 00. 01 общая педагогика

    Цель урока: познакомить учащихся с понятием скелет как опора организма и разнообразием скелетов у разных видов животных.

    Задачи

    Образовательные: ознакомить учащихся с функциями скелета, скелетных мышц, типами скелетов у разных видов животных (наружный и внутренний), опорными образованиями и их функциями у растений.

    Воспитательные: развитие умений и навыков, необходимых для групповой работы, умения анализировать ответы учащихся, самостоятельно работать на уроке; воспитание сознательной дисциплины на уроке.

    Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету, навыков работы с учебником, умения выделять главное.

    Формы работы на уроке: а) индивидуально-групповая; б) самостоятельная; в) работа с учебником.

    Урок проводится по учебнику Сонин Н.И. Биология. 6 кл. Живой организм. – М.: Дрофа, 1997.

    Перед началом урока учитель на доске записывает тему урока («Скелет – опора организма») и размещает информацию о животных.

    Фораминиферы. Отряд Простейшие, класс Корненожки. Размеры 0,1–1 мм, бывают до 20 см. Известковая раковина, склеенная из песчинок. Известно более 1 тыс. современных видов. Значение: мел – в народном хозяйстве.

    Радиолярии (лучевики). Класс Саркодовые. Размеры – до 1 мм. Скелет из кремния. Обитают в морях. Свыше 7 тыс. видов. Значение: образуют радиоляриевый ил.

    Моллюски (мягкотелые). Тип Беспозвоночные. Тело покрыто раковиной. Обитают в морях, пресноводных водоемах, на суше. Известно 130 тыс. видов (до 2 тыс. видов в РФ). Значение: употребляют в пищу.

    ХОД УРОКА

    Оборудование: плакаты с изображением фораминифер, радиолярий, крабов, моллюсков; скелеты птиц; скелет рака; скелеты жуков (членистоногих); скелеты морских звезд.

    На партах у учащихся стоят карточки с указанием групп: 1 и 2 парты (4 чел.) – I группа, 3 и 4 парта – II группа и т.д. (всего 7 групп).

    Учитель просит заранее подготовиться к уроку двум учащимся, которые будут играть роли учителей.

    I. Организационный момент

    Объявление темы урока.

    II. Проверка домашнего задания

    Два ученика – «учителя» – проводят проверку домашнего задания: они задают вопросы, а учащиеся записывают ответы одним словом на листах бумаги. «Учителя» собирают листки с ответами, проверяют ответы учащихся, ставят оценки, исправляют ошибки.

    III. Объяснение нового материала

    Учитель. Сегодня мы знакомимся с темой «Скелет – опора организма». Вспомните, когда мы с вами уже говорили о скелете? Какую систему органов мы изучали? (Опорно-двигательную систему .)
    Опорно-двигательная система у позвоночных животных состоит из скелета и мышц. Скелет придает форму телу, защищает его от повреждений, служит опорой. Мышцы приводят скелет в движение. Сегодня на уроке мы познакомимся со скелетами позвоночных и беспозвоночных животных.
    У вас на партах лежат карточки с индивидуальными заданиями для каждой группы. Вы должны прочитать вопрос и найти нужный абзац в тексте учебника, содержащий ответ на вопрос. Ответ на вопрос должен быть кратким, из 2–3 предложений.

    I группа

    Какие две группы организмов имеют скелетные образования?

    Ответ. Скелетные образования имеют позвоночные и беспозвоночные животные. Животные отряда радиолярий имеют скелет из кремниевых иголочек. Такой скелет защищает животное от врагов. Раковинные амебы и фораминиферы также имеют скелеты. (С. 92, 1-й абзац.)

    Учитель дополняет ответ, используя доску с записями и таблицы с изображением животных.

    II группа

    Какие функции выполняют опорные системы и какова роль мышц?

    Ответ. Поддержание формы тела. Скелет – его каркас. Скелет предохраняет организм и внутренние органы от повреждений (например, грудная клетка защищает легкие, а череп – мозг). Мышцы крепятся к скелету и приводят его в движение. (С. 92, 2–4-й абзацы.)

    Учитель дополняет ответ.

    III группа

    Какие выделяют типы скелетов? Приведите примеры животных, имеющих наружный скелет.

    Ответ. Наружный скелет имеют простейшие, моллюски, членистоногие – это раковины улиток, мидий, панцири раков, крабов и прочные покровы насекомых. Крылья и покровы членистоногих состоят из хитина, который выделяют клетки кожи. У раков он пропитан минеральными солями и поэтому становится очень прочным панцирем. (С. 92, 5–7-й абзацы.)

    Учитель дополняет ответ.

    IV группа

    Что такое линька и как она происходит у членистоногих?

    Ответ. Периодическое сбрасывание старого покрова и замена его новым называется линькой. Новый покров (хитиновый) нежный и эластичный. Линька обеспечивает возможность изменения формы и размеров организма. Во время линьки животное может стать легкой добычей для хищников. (С. 92–93, 8-й абзац.)

    V группа

    Как устроен внутренний скелет у позвоночных животных и чем он образован?

    Ответ. Внутренний скелет состоит из трех отделов: голова, туловище, конечности. Он образован костной и хрящевой тканями. У некоторых животных он образован хрящевой тканью, но с возрастом она заменяется костной. (С. 93, 9–10-й абзацы.)

    Учитель дополняет ответ.

    VI группа

    Что служит опорой у растений? Какова роль механической ткани в стебле и корне?

    Ответ. Механическая ткань обеспечивает прочность растений. Она образует подобие цилиндра (таблица на с. 93 внизу) и придает прочность на изгиб стеблям и корням растений. (С. 93, 11-й абзац.)

    Учитель дополняет ответ.

    VII группа

    Чем образован скелет позвоночных животных?

    Ответ. Скелет образован костями. Костная ткань состоит из органических и неорганических веществ и обладает высокой прочностью. (С. 94, 1–5-й абзацы.)

    Учитель дополняет ответ, обращает внимание учащихся на подвижные соединения костей, роль связок. Связки образованы соединительной тканью – это особые образования, связывающие кости в суставах. Сухожилия прикрепляют мышцы к костям. Учитель обращает внимание учащихся на схему в учебнике (с. 95), на которой приведены подвижные и неподвижные соединения.

    IV. Закрепление материала

    1. Скелет выполняет … и … функции. (Опорную и защитную .)
    2. Различают … и … скелеты. (Наружный и внутренний .)
    Это задание можно выполнить с учащимися как письменно, так и устно.

    Учитель выставляет оценки учащимся и комментирует их.

    Примечание

    Урок проводится в 6-м классе, несмотря на то, что эту тему дети изучают до 9-го класса. Это связано с тем, что учебник Н.И. Сонина предусматривает концентрическую программу обучения учащихся. Урок лучше проводить в классе, в котором много «сильных» учащихся.