» » Организация общения детей. Конспект занятия по развитию свободного общения детей средней группы со сверстниками и педагогом «Лучшие друзья Формирование взаимоотношений детей в средней группе

Организация общения детей. Конспект занятия по развитию свободного общения детей средней группы со сверстниками и педагогом «Лучшие друзья Формирование взаимоотношений детей в средней группе

Юлия Варламова
Конспект занятия по развитию свободного общения детей средней группы со сверстниками и педагогом «Лучшие друзья»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №3 «Ручеёк»

Разработка НОД

на тему «Лучшие друзья»

(средний возраст)

г. Выкса 2014

Цель:

развитие свободного общения со сверстниками и педагогом; расширение представлений о дружбе.

Задачи:

Способствовать развитию выразительной речи;

Развивать умения составлять небольшие рассказы о друге, передавай свои личные впечатления;

Формировать умение замечать внешние и внутренние качества других детей и выражать это словами;

Развивать умение выбирать водящего с помощью считалки;

Способствовать формированию доброжелательных отношений между детьми;

Предварительная работа:

беседы о дружбе, друзьях, взаимовыручке;

обсуждения конфликтных ситуация в группе и нахождение путей их разрешения;

рисование портретов друзей;

п/и «Мы – веселые ребята»;

игры на сотрудничество «Черепаха», «Змея»;

рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, слушание и исполнение песенок о дружбе.

Средства:

трафареты (мальчик, девочка, восковые карандаши, цв. карандаши, фломастеры, листы бумаги, фотоколлаж, ватман тонированный, заготовки цветов, простые карандаши.

Способы:

организационный момент, загадка, вопросы, работа с трафаретами, рассказы детей о друзьях, п/и «Мы – веселые ребята»,рассказ воспитателя о подруге, игра «Комплименты», рассматривание фотоколлажа.

Ход ОД:

Организационный момент

Восп. : - Утром солнышко встает,

Подружиться всех зовет!

В круг скорее становитесь,

Крепко за руки держитесь!

(дети встают в круг, берутся за руки)

Восп. : - Отгадайте загадку. Он тебя всегда поймет, и на выручку придет. Много есть людей вокруг, но важней всех – верный …

Дети: - Друг!

Восп. : - Знаете, ребята, у меня очень много друзей. Но есть одна самая близкая подруга. Её зовут Маша. Мы с ней очень любим вместе гулять в парке, отдыхать. Я могу доверить ей свою тайну, а она выручит меня в трудную минуту. Ребята, а у вас есть друзья? Кого мы можем назвать своим другом?

Дети: - Друг – это тот, кто всегда поможет в беде, тот, с кем тебе интересно, с кем у тебя много общего. Другу можно доверит тайн, положиться на него в трудную

Восп. : - Есть ли у вас друзья?

Дети: - Есть (перечисляют).

Восп. : - Для того, чтобы мы получше узнали ваших друзей, я предлагаю вам их нарисовать, а затем немного рассказать о них.

(Дети выбирают себе трафарет-фигурку мальчика или девочки, в зависимости от того, кто их друг – девочка или мальчик; обводят трафарет, дорисовывают недостающие детали. Во время работы вести с детьми беседу:

Кого изображаешь?

Какие у него глаза, уши, прическа, губы, нос?

Какое у него обычно выражение лица?

Что тебе нравится в твоем друге)

После окончания работы:

Восп. : - Кто желает рассказать о своем друге? (рассказы 3-4 детей из 4-5 предложений)

Восп. : - А что вы любите делать вместе со своими друзьями больше всего?

Дети: - Играть.

Физкультминутка: П/и «Мы - веселые ребята» (выбор водящего с помощью считалки)

После игры:

Восп. : - (показывает на лежащий на столе кусок ватмана). Это зеленая полянка.

Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?

Дети: - Грустное, печальное, скучное.

Восп. : - Как вы думаете, чего на ней не хватает?

Дети: - Цветов.

Восп. : - Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А как можно порадовать друг друга? Как можно поднять друг другу настроение?

Дети: - Сказать ласковое слово, предложить поиграть вместе, подарить что-нибудь и т. д.

Восп. : - А хотели бы вы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в игру «Комплименты». Что такое комплименты?

Дети: - Похвала, когда говорят о твоих хороших особенностях.

(Дети по очереди берут по одному цветочку, говорят комплименты любому ребенку и приклеивают цветок на полянку. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.)

Восп. : - Я тоже хочу сделать вам всем комплимент. Вы очень умные, добрые, дружные ребята. Я вас очень люблю.

(Воспитатель приклеивает цветок на поляну)

Восп. : - Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

Дети: - Веселое, счастливое, радостное.

Восп. : - Именно поэтому нужно внимательней относиться друг к другу, говорить хорошие слова. Раз, два, три – круг скорее собери!

(Дети снова становятся в круг)

Восп. : - Ребята, ссоритесь ли вы с друзьями?

Какие слова вы говорите, когда хотите помириться с другом?

Дети: - Извиняемся, просим прощения, говорим «мирилку».

Восп. : - А как можно помириться без слов?

Дети: - Обнять друг друга, погладить по голове, взяться за руки и заглянуть в глаза друг другу, подарить игрушку, посмотреть книгу вместе и просто улыбнуться.

Восп. : - Возьмите друг друга за руки, посмотрите друг другу в глаза и подарите самую добрую, самую теплую улыбку. А я приглашаю вас и наших гостей рассмотреть наш фотоколлаж «Я люблю своих друзей».

В настоящее время в теории и практике педагогической психологии все большее значение придается детской коллективной деятельности. Создание самостоятельных, самоорганизующихся детских коллективов - интересный объект для педагогическо-психологического наблюдения, для изучения детских взаимоотношений.

Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.

Способы сотрудничества формируются у детей постепенно. Вначале совместной деятельности дети выполняют несложные задания, которые объединяют результаты деятельности всех участников в общий итог. А затем задание постепенно усложняется. Наиболее сложными заданиями являются такие, которые ставят перед детьми задачу идентичного выполнения всех действий, тесной согласованности друг с другом в процессе деятельности, например, расписывание узором волшебных сапожек, скатерти - самобранки. При такой форме объединения особую роль играет совместный поиск: дети должны обсудить, что они нарисуют, какие элементы узора они включают и где их разместят.

Сформированные на занятиях способы сотрудничества оказываются достаточно устойчивыми, если разъяснения воспитателя о нормах поведения и отношения к сверстникам сразу реализовывались детьми в собственной практической деятельности. Накопленный опыт согласования действий дети переносили в другие виды совместной деятельности (в труд, в игру), а также в повседневное общение.

Как известно, что в дошкольном возрасте игра является одной из основных форм организации детской жизни, в процессе которой дети как-то влияют друг на друга, приобретают для себя жизненные привычки. Игровая деятельность влияет на формирование всех психических процессов: произвольности, воображения, образного мышления и др. Именно эта деятельность в дошкольном возрасте является ведущей и определяет дальнейший путь психического развития ребенка.

Детские взаимоотношения кроме совместной деятельности на занятиях, строятся, также в процессе игровой деятельности (в дидактических, сюжетно - ролевых играх и играх подвижного характера).

Возраст 5 лет является периодом расцвета ролевой игры, когда ее содержанием становятся отношения между людьми, а подчинение игровому правилу, заданному в роли, определяет смысл игровой деятельности. В такой игре наиболее интенсивно формируются психические качества и особенности личности ребенка.

В ролевой игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью. Игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников. Очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры Д.Б.Эльконин, в игре интеллект направляется за эмоционально - действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой деятельности..

В игре как в грядущей деятельности дошкольника осуществляются те поступки, к которым ребенок будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время. Совершая поступок, даже если этот поступок проигрывает, ребенок не знает нового переживания, которое связано с выполнением эмоционального порыва, который сразу был реализован в действии этого поступка.

Ролевая игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. При этом, дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время не в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. По этому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни.

Кроме игр и занятий существует трудовая деятельность, пока еще чаще совместная со взрослыми, которые выступают не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса. Совместная работа с детьми как форма организации их деятельности может применятся в средних группах, когда осваиваются какие-то новые трудовые процессы. Участие воспитателя предупреждает нежелательное поведение детей. Фиксируя и поощряя промежуточные успехи детей, воспитатель ведет их к достижению конечной цели.

Таким образом, можно сделать вывод, что все виды деятельности детей влияют на их взаимоотношения. Чем чаще они участвуют в совместной деятельности, тем лучше и прочнее их взаимоотношения.

Особенности детских взаимоотношений в группе детского сада обусловлены также генезисом половой роли ребенка. Рождаясь, люди женского и мужского пола сразу попадают в сложившуюся систему отношений, где женщинам отведена пассивная роль, а мужчинам активная. При этом значимость активного («мужского») всегда выше пассивного («женского») в соответствии с иерархией отношений.

В 3-5 летнем возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания. Важный компонент развития - осознание себя как представителя определенного пола. Усвоение образцов поведения, соответствующих полу, неотъемлемой частью входит в общий процесс социализации дошкольника. Оно осуществляется не только через семью, но и через сверстников. В дошкольном возрасте усвоение гендерных признаков поведения может происходить и через игру. Группа детского сада - это, по существу, первое детское общество, возникающее на основе сюжетно ролевой игры, где имеются благоприятные условия для формирования качеств общественности, начал коллективизма.

Например, в образовательных методиках детских садов обучающие игры для девочек и мальчиков различно ориентированы. В игровой комнате отведены части отдельно для девочек и для мальчиков. У девочек воспроизведена домашняя обстановка (внутренний, «пассивный» мир), мальчики изучают типы машин, правила дорожного движения, виды профессий. И если на образовательных занятиях девочек знакомят с понятиями (но не дают навыков), формирующимися у мальчиков в обучающих играх, то мальчиков не учат о ком-нибудь заботиться. Мальчикам дарят книги познавательного характера, а девочкам - детскую кулинарию.

Социально-психологические исследования межличностных отношений общения и взаимодействия дошкольников в детском саду, проводимое Репиной Т.А., Антоновой Т.В., Рояк Л.А. на протяжении многих лет, показало, что неправильно рассматривать связи, устанавливающие между детьми в группе, как случайные, неустойчивые, ситуативные и непосредственно эмоциональные.

Общество сверстников в группе детского сада наряду с другими функциями выполняет и функцию половой социализации. Наблюдая за общением и деятельностью детей можно сказать, что склонность более благожелательно относиться к сверстникам одного пола, участвовать с ними в совместной деятельности проявляется очень рано. Однако к 4 годам она уже ярко выражается, и дети, которые следуют поведению, предписанному полу, лучше принимаются сверстниками.

Дети среднего дошкольного возраста предпочитают вести себя согласно гендерным моделям, поскольку так их больше вознаграждают и меньше критикуют. Это способствует тому, что к концу раннего возраста дети усваивают свою половую принадлежность. Но они еще не знают, каким содержанием должны быть наполнены слова "мальчик" и "девочка". Дальнейшее логическое обретение пола происходит в дошкольном возрасте. Оно является в бурном усилении половой дифференциации поведения и установок, реализующейся в ролевой игре. Детская группа, детское общество является носителем собственной субкультуры и обладает специфическими функциями в формировании психологического пола ребенка.

В игре дети "отрабатывают" различные формы мужского и женского поведения, знакомятся с их возможностями. При этом установлено, что мальчики предпочитают типичное для их пола поведение, отвергая нетипичное. Девочки же, предпочитая типичное поведение, не отвергают нетипичное. В игре обнаруживается и так называемая доброжелательная пристрастность к детям своего пола: мальчики чаще в качестве партнеров по играм выбирают мальчиков, а девочки -- девочек, да и игры мальчиков и девочек различны. Интересы мальчиков чаше сосредоточены на технике, на соревнованиях, интересы девочек -- на сферах семьи и межличностных отношений. Такая стихийная половая сегрегация способствует лучшему осознанию половых различий. .

Психологи предполагают, что особенности взаимоотношения детей в средней группе детского сада, обусловленные гендерными признаками, следующие:

1. Мальчики в любом возрасте имеют позитивное отношение к представителям обоих полов.

2. Девочки в любом возрасте имеют позитивное отношение к представительницам своего пола и негативное к представителям противоположного пола.

3. Мальчики 4-5 лет более высоко оценивают своих сверстников по таким шкалам, как доброта, послушание.

4. Девочки 4-5 лет оценивают своих сверстников по шкале смелость.

5. Мальчиками 4-5 лет родовые супружеские и родительские понятия осваиваются успешнее, чем девочками.

Мальчики 4-5 лет выбирают для описания детей своего пола в 93,3% случаев темные цвета и лишь в 6,6% --светлые, тогда как для описания девочек в 100% случаев выбирают светлые цвета. В выборке девочек 4-5 лет получены прямо противоположные результаты. В 93,3% случаев они присваивают детям своего пола светлые цвета и лишь в 6,6%- темные. Для описания мальчиков в 100% случаев выбираются темные цвета. Таким образом, и мальчики, и девочки 4-5 лет имеют позитивное отношение к представительницам женского пола и негативное к представителям мужского пола.

Известно, что дети указанного возраста оценивают своих сверстников, ориентируясь на мнение взрослых (родителей и воспитателей). Именно мальчики чаще оцениваются взрослым негативно как непослушные, драчливые и пр. Девочки же больше соответствуют требованиям взрослых, они добры, послушны, спокойны и прочее. В силу этого девочки чаще заслуживают похвал и позитивных оценок.

С одной стороны, дошкольники в первую очередь оценивают своих сверстников по параметрам маскулинности и феминности. С другой стороны, они стремятся вести себя в соответствии с тендерными представлениями, поскольку такое поведение не только одобряется родителями, но и обеспечивает успех у сверстников обоих полов. Вместе с тем, в среднем возрасте у детей активно проявляются соревновательные мотивы, что приводит к появлению в поведении девочек маскулинных особенностей.

Формирование дружеских взаимоотношений

детей средней группы в игре

Щетинина Оксана Борисовна,

ГБДОУ № 62 Кировского района Санкт-Петербурга,

воспитатель

Показателями дружеских взаимоотношений являются:

  • общительность, т.е. активно проявляемое желание установить контакт;
  • доброжелательность, характеризующаяся чуткостью, отзывчивостью;
  • умение согласовывать свои действия с другими участниками игры.

У ребенка пятого года жизни, если он имел опыт общения со сверстниками, уровень доброжелательности довольно высок. Дети хорошо знают любимые игры друг друга и роли в них, играя, объединяются в группки из двух-четырех человек. Игры в «семью», «шофера», «детский сад» возникают по их инициативе, а игры в «магазины», «больницу», «зоопарк», «уличное движение» организуются с помощью воспитателя.

Формировать взаимоотношения дошкольников в игре лучше всего путем влияния на содержание игр, а также на выбор детьми ролей и их исполнение. Поэтому воспитатель побуждает, например играющих в «семью», к тому, чтобы отец был добрым, заботливым, старался помочь в доме; мать - доброжелательна в отношениях с детьми, а те, в свою очередь, уважали родителей, слушались их.

Очень важно чтобы в жизни шоферы помогали друг другу, а врачи - оказывали помощь по первой просьбе заболевшего. И в игровых взаимоотношениях друг с другом дети в основном проявляют доброту, заботливость, отзывчивость.

Нередки случаи справедливого распределения ролей, отказа от главной роли («Меня уже один раз выбирали»), уступчивости, учета желаний других участников общей игры. Споры, ссоры могут возникать по чисто внешним причинам (из-за места, из-за игрушек), из-за несформированности умения общаться со сверстниками, вследствие создавшейся у части детей в семье привычки удовлетворять свои желания, не считаясь с окружающими, а также из-за застенчивости, замкнутости отдельных участников игры.

При налаживании дружеских взаимоотношений педагогу важно сохранять положительные индивидуальные особенности ребенка, учитывать его личностные стремления, чувства, интересы. Уже сама организация игры (предварительное обсуждение с участием воспитателя игрового замысла, выбор игрушек) предрасполагает детей к объединению, к обдумыванию игры. Они делятся своими планами, прислушиваются к мнению друг друга, согласовывают свои желания.

Педагог привлекает внимание детей к достоинствам одногруппников, советует, кого из них пригласить играть, или, напротив, кому-то из детей предлагает попросить разрешения, чтобы его приняли в игру.

К примеру, такая ситуация: перед прогулкой воспитатель предупреждает:

«Возьмем на участок только те игрушки, которые понадобятся в играх. Сейчас можно договориться, с кем и в какие игры вы будете играть. Вместе подумайте, что вам взять с собой для игры»

Михаил : «Нам с Сережей нужен руль. Мы в «поезд» играть будем». Воспитатель : «А ты договорился с Сережей играть вместе? Он согласен в «поезд» играть?».

Михаил (обращаясь к Сереже): «Ты будешь играть со мной в «поезд»»?

(Сережа принимает предложение друга).

Воспитатель : «Можно пассажиров пригласить - Женю, Веру и других детей».

Даша (берет за руку Нику): «Мы с тобой во что будем играть?».

Ника : «Давай в «дочки-матери». Возьмем себе маленькую дочку, будем ее в ясли водить, гулять будем».

Даша : «Можно еще и большую сестренку ей, как у меня дома».

Лера : «Можно мне сестренкой быть? Я буду помогать с малышкой играть. А ты (обращается к Нике) будешь наша мама».

Воспитатель : «Молодец, Лера, предложила подружке быть мамой. Ника будет хорошей мамой. А кем будет Даша?».

Даша: «Я хотела быть мамой. Но пусть Ника будет, я вчера один раз была» Воспитатель: «Конечно, нужно по очереди. Другим тоже хочется».

В приведенном примере воспитатель вовлекает застенчивых детей (Женю и Веру) в общую игру, подсказывает детям, как согласовать свои действия, оценивает искреннюю уступку главной рол партнерам (пример Даши и Леры). Общительность, доброжелательность Ники и Леры дала возможность воспитателю повлиять на Михаила и Сережу, у которых эти качества проявлялись лишь эпизодически.

Дети наиболее часто нуждаются в уточнении игрового замысла. К примеру, ситуация: Женя, Сережа, Вова и Вера играют в песке, не вступая в контакт друг с другом. Выяснив, что у них нет определенного замысла игры, воспитатель уточняет его: «А я думала, Женя с Сережей гараж строят».

Женя: «Мы и так гараж делаем! Сережа, мы же гараж строим? Давай вместе нагребем, потом сюда машины поедут».

Воспитатель : «У Вовы машина. Он вам много песку привезет, только кому-то надо помочь нагрузить песок в кузов».

Вера : «Я буду помогать Вове, а потом посадим деревья, чтобы красиво было».

Дети начинают активно договариваться о распределении обязанностей. Сережа помогает Жене разгружать песок. Разговор идет оживленный, доброжелательный. Вова радуется общему успеху: «Во, какая гора выросла! Сережа, ты ее похлопай лопатой, а мы еще привезем! Давай, давай, нагружай быстрее, скоро машины приедут!»

Перед педагогом нередко возникает необходимость побуждать детей:

  1. поступать по-дружески;
  2. подчеркивать моральную сторону поведения исполнителей определенных ролей;
  3. одобрять проявления доброжелательности, взаимопомощи, заботы о других.

Приемы воздействия воспитателя создают в группе атмосферу доброжелательности, формируют у детей необходимые навыки дружеских взаимоотношений. Интерес к той или иной роли, потребность чувствовать внимание со стороны сверстников помогают развитию у детей дружеских взаимоотношений. Например, воспитание доброты у детей, не умеющих делиться игрушками, будет осуществляться эффективнее, если в общей игре им поручат такие роли, исполняя которые они будут вынуждены обмениваться или делиться игрушками с партнерами. В таких случаях дети уступают игрушку естественно, без принуждения.

В равной мере педагогическое воздействие необходимо и в тех случаях, когда дети беспрекословно подчиняются эгоистическим проявлениям сверстников, подавляющих инициативу остальных участников игры, диктующих всем свои требования. Этих детей в игре целесообразно объединять с партнерами, равными им по умениям, по проявлению инициативы, но отличающимися справедливостью, умеющими сочетать свои интересы с требованиями коллектива, с желаниями других детей. Оказавшись наравне с друзьями, выполняя второстепенные роли, эгоистичные дети приучаются согласовывать личные желания с интересами играющих и таким образом упражняются в проявлении дружеских чувств и отношений. При этих условиях их предложения после обсуждения могут быть приняты, а могут быть и отвергнуты. Постепенно такие дети привыкают к тому, что нужно считаться с мнением других, справедливо распределять обязанности в игре, поступать соответственно выполняемой роли.

Положительному общению в играх во многом способствуют оказание воспитателем помощи детям в выборе сюжета игры, расширении ее содержания, а также привлечение их внимания к играм друзей. Иногда педагогу бывает необходимо включиться в игру, чтобы направить взаимоотношения детей, помочь им правильно поступить в создавшейся ситуации.

В средней группе можно широко использовать игры-инсценировки, содержание которых побуждает детей к положительным формам общения.

Для формирования дружеских взаимоотношений дошкольников могут быть использованы дидактические игры. Для игр можно подбирать стихи, сказки и песни, в которых говориться о дружбе («Два жадных медвежонка», «Кот, петух и лиса», «Что такое хорошо и что такое плохо?» В.Маяковского; «Мы дружные ребята» слова Н.Найденовой, музыка С. Разоренова и др.).

Кроме произведений художественной литературы, игр-драматизаций и подобного, эффективное педагогическое воздействие на детей оказывают музыкальные игры, песни. Музыкальные игры, хороводы, инсценировки углубляют впечатления детей, вызывают желание объединиться в игре, эмоционально выразить общие переживания.

Таким образом, в процессе игр различных видов у детей пятого года жизни воспитываются чуткость и отзывчивость, умение считаться со своими сверстниками, уважать их замысел и право на интересную роль, чувство справедливости. Именно те стороны дружеских взаимоотношений, которые являются предпосылкой для формирования более высокого и сложного чувства - коллективизма, а также коллективных взаимоотношений, складывающихся на старших ступенях дошкольного возраста.

Люба Бажкова
Приобщение детей к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками

Опыт работы по теме :

«Приобщение детей к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками » в старшей логопедической группе «Радуга» .

Дата : апрель 2014г.

Воспитатели : Бажкова Л. А.

Общение и самопознание – это две большие проблемы, которые уже давно волнуют умы человечества. В последние десятилетия интерес к ним во всем мире еще более обострился. И тому множество причин. В наши дни развитие средств связи и передвижения сблизило разные уголки планеты, сделало ее «маленькой» , как сказал Юрий Гагарин, первым взглянувший на Землю из космоса. Но вот парадокс : стремительный и все убыстряющийся темп жизни одновременно вносит между людьми и отчуждение. Отдаляются друг от друга те, кто живет совсем рядом : в одном доме, а часто даже в одной квартире. Разрушение старого, патриархального быта приводит к тому, что мы редко видимся с соседями, мало встречаемся с друзьями, теряем близость со своими родными. Люди ощущают, как в их жизнь вторгается одиночество, и мучительно страдают от него.

Возможности общения дошкольников со взрослыми с возрастом расширяются, содержание его углубляется, чему способствует достигнутый уровень развития речи.

В шести-семилетнем возрасте происходит переход к новой, высшей для дошкольного детства форме общения - внеситуативно-личностной. Личностный мотив общения проявляется в трансформации содержания вопросов, в новых темах для обсуждения, в расспрашивании взрослого о его работе , семье, детях. Взрослый выступает для старшего дошкольника как источник социальных познаний, как эталон поведения в различных ситуациях и как наиболее компетентный судья. И в то же время он воспринимается как особая, целостная личность. Личностное общение углубляет познание ребенком социального мира, приобщает его к моральным и нравственным общественным ценностям, прежде всего, конечно, к ценностям близких людей.

Потребность ребенка в общении со взрослым углубляется стремлением к сопереживанию и взаимопониманию , стремлением к общности взглядов. Поведенчески эта потребность обнаруживает себя, в частности, в феномене большого количества жалоб детей друг на друга . В этот период жалобы детей друг на друга выполняют специфическую функцию. Они связаны с активно идущим процессом усвоения бытовых правил и правил взаимоотношений . Поведение сверстников выделяется в сознании ребенка раньше, чем собственное поведение, и тем более само правило . Когда Петя сообщает воспитательнице : «А Витя рисует на столе!» , это не значит, что он жаждет подвергнуть Витю осуждению или наказанию. Скорее, он хочет убедиться, что, действительно, на столе рисовать нельзя, и, кроме того, сообщить, что ему-то, Пете, это правило известно . Жалоба - это косвенная просьба подтвердить или отвергнуть то, что он для себя выделил как правило , его обязательность, это форма знакомства с правилами .

К 5-7 годам сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребенка того же возраста, становится значимым лицом общения, обгоняя взрослого по большинству показателей общения. Ребенок начинает воспринимать и себя, и другого, сверстника , как целостную личность, проявлять к нему личностное отношение.

С помощью косвенного руководства, чтения художественной литературы (пример положительных персонажей и обсуждение поведения отрицательных персонажей, бесед, личного примера (взаимоотношения в семье , мы стараемся формировать у детей стиль общения ребенка со своими товарищами : мягкость, внимание, эмоциональная отзывчивость, уравновешенность.

Для решения задач по приобщению детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми , мы используем различные формы работы :

Чтение художественной литературы (сказки «Кот, петух и лиса» , «Крылатый, мохнатый да масляный» , «Лиса и журавль» …., В. Осеева «Сам себя наказал» , Н. Григорьева «Родовое дерево» , «Телевизор» , «Общая игра» , Т. Шорыгина «Общительные сказки» );

Беседы по иллюстрациям из пособий «Я и мое поведение» , «Уроки доброты» , «Моя семья» , «Я и другие» ;

Чтение, анализ и пересказ моральных историй («Женя, дедушка и хлеб» , «Игра наоборот» , «Медведь и солнышко» );

Дискуссии на моральные темы («Нужно ли быть вежливым?» , «Хорошо-плохо» ,

Упражнения «Закончи предложение» , «Кто хочет помочь мальчику?» , «Когда дружба мешает, а когда помогает?» ,

Минутки изодеятельности (рисование по произведениям, на определенную тему,

- задушевные беседы : «Можно ли мальчика (девочку) назвать другом?», «Учимся гулять с больными детьми» ,

- игры : «Соседи» , «Упрямые козлята» , «Как хорошо играть вместе» .

Проект «Учимся дружить с книгой»

Проект .

Все эти формы работы помогают нам : воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми ; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия. Также мы воспитываем уважительное отношение к окружающим, учим заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формируем такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

Продолжаем обогащать словарь детей «вежливыми» словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д.) . Побуждаем использовать в речи фольклор (пословицы, поговорки, потешки и др.) .

После бесед, чтения художественных произведений, рассматривания иллюстраций, мы формируем у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников , развиваем стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Современный, быстро меняющийся динамичный мир диктует нам свои правила . Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.

Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными , общественными и социальными ролями

Для решения данной задачи мы организуем с/р игры «Семья» , «Салон красоты» , «Спасатели» , «Корабль» , где формируем у детей определенные качества, присущие девочкам и мальчикам. Во время трудовой деятельности мы приучаем мальчиков заботиться о девочках, выполнять более тяжелую работу.

Развиваем представления об изменении позиции ребенка в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.). У нас есть очень хорошее пособие «Я и другие» , «Я и мое поведение» , «Моя семья» , по которым мы проводим беседы, игровые упражнения, дискуссии, игры на моральные темы.

Для развития осознания ребенком своего места в обществе, расширения представлений о правилах поведения в общественных местах, углубления представлений детей об их обязанностях в группе детского сада, дома, на улице, я разработала проект «Мальчики и девочки – два разных мира, живущих вместе» .Он также помогает нам формировать у детей потребность вести себя в соответствии с общепринятыми нормами .

С помощью проекта дети учатся : - находить отличия мальчиков и девочек (лепка фигур человека, игра «Что нужно маленькой леди, маленькому джельтмену» , библиотека для мальчиков и девочек, мини-проекты «Я-мальчик» , «Я – девочка» , изготовление книжек-малышек «Это мне нравится» , изготовление мнемотаблиц «Кому что нужно?» )

Знакомятся с ролью занятости мужчины и женщины в семье, их взаимоотношениях (рассматривание иллюстраций в пособии «Моя семья» , беседы по ним; выставка семейных фотографий, рассматривание альбомов «Наши мамы (папы) на работе», рисование семьи, чтение произведений);

Формируют навыки доброжелательного отношения друг к другу (беседа «Правила общения со сверстниками и взрослыми » , «Какой я сын (дочь?», «Нужно ли быть вежливым?» , чтение произведений);

Формируются навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности.

С помощью разнообразных форм обучения, мы стремимся прививать этические мерки, которые формируются в результате усвоения норм и правил поведения и отражают отношение ребенка к универсальным человеческим ценностям, и он применяет их не только к собственной личности.

В результате нашей работы, дети становятся все более самостоятельными, независимыми от взрослых . Обогащается их социальный опыт, усложняются взаимоотношения с окружающими , и это позволяет им более полно осознать себя, свои достоинства и недостатки. Дети все чаще начинают оценивать свои личностные нравственные качества, осознавать, дифференцировать эмоциональные состояния. Возрастает самостоятельность и критичность их оценки и самооценки. Дети, прежде всего, оценивают те качества и особенности поведения сверстников и самого себя , которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых в большей степени зависит их положение в группе. На протяжении всего дошкольного детства дети объективнее оценивают других, чем самих себя. Вместе с тем самооценка старших дошкольников, как и младших, часто завышена.

К концу дошкольного возраста возникает важное новообразование - осознание своего социального «Я» и появление на этой основе внутренней позиции - понимание ребенком разного характера отношения к нему людей и стремление занять определенное положение среди взрослых и сверстников .

Для этого мы создаем условия, чтобы ребенок мог охотно вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы, отвечать на них, рассказывать о событиях. Дети учатся участвовать в коллективном разговоре, поддерживать общую беседу, не перебивать собеседника. В процессе общения дети учатся адекватно реагировать на эмоциональное состояние собеседника (выразить сочувствия, помочь, пожалеть) .

Введение

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы, формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.

Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (игре, труде, занятиях и т. д.); имеющей морально ценную значимость. Все это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, и, главное, у него сформируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.

Ребенок дошкольного возраста, приобретая в дошкольном образовательном учреждении важное умение, создавать доброжелательные взаимоотношения с людьми, родными и близкими, сверстниками и детьми постарше, знакомыми и незнакомыми, - должен уметь это делать красиво и правильно, чтобы он и его собеседник получали удовольствие от общения.

Воспитание у ребят культуры поведения включает нравственно-эстетическое отношение к окружающим людям, красоту поведенческих манер и соблюдение правил этикета, принятых в обществе.

Культура поведения – характерный признак хорошего воспитания. Формируя представления о нормах и правилах поведения, необходимо влиять на отношения ребят со сверстниками, родителями, другими людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни. Поэтому воспитание культуры поведения является такой же важной частью воспитательного процесса, как и обучение грамоте, иностранному языку, музыке.

Актуальность проекта

Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям, формируется в целом механизм нравственного становления личности и каждый его компонент: чувства и отношения, мотивы навыки и привычки, поступки, знания и представления, обуславливающие формирование качеств личности, как положительных, так и отрицательных.

Особенностью психического развития детей среднего дошкольного возраста является произвольность, что способствует формированию саморегуляции, самоконтроля в большей степени обеспечивающие устойчивость нравственного поведения.

Привычки нравственного поведения дошкольников носят неустойчивый, ситуативный характер, поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа с учетом индивидуальных особенностей детей.

Формирование культуры поведения и отношений – сложный деятельный процесс, нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат, поэтому воспитателям надо терпеливо повторять использованные методы и подбирать новые, с пониманием относится к тому, что результат будет достигнут сразу и может не совсем в той форме, качестве какие мы ожидаем.

Участники: дети средней группы.

Проблема: необходимость освоения общепринятых норм и правил поведения с окружающими людьми.

Сроки реализации: в течение года.

Цель: создать необходимые условия для повышения уровня формирования культуры поведения, положительных моральных качеств и этических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

- Воспитание дружеских взаимоотношений, положительных привычек, отзывчивости, правдивости, формирование культуры поведения;

Помочь детям осознать красоту нравственного поведения, сформировать первоначальные этические представления;

- Выстроить систему работы по воспитанию культуры поведения детей среднего дошкольного возраста;

- Провести намеченную работу в дошкольном образовательном учреждении;

- Разработать перспективный план работы по формирования культуры поведения детей;

- Формирование моральных черт личности, навыков, привычек, которые позволяют человеку достойно проявить себя в общественной и личной жизни;

- Воспитывать у детей оптимальные формы поведения в обществе, развивать коммуникативные способности.

Методические приёмы:

Прямое обучение

Напоминание

Указание

Беседы

Дидактические игры и упражнения

Словесные поручения

Чтение художественных произведений

Предполагаемый результат:

Ребенок знает правила поведения, называет их;

Правильно оценивает поступки детей;

Мотивирует свою оценку;

Умеет понимать чувства других детей;

Объясняет возможный свой поступок.

План реализации проекта.

Сентябрь.

Беседа: « Как правильно приветствовать друг друга?»

Занятие «Поговорим о настроении»

Изготовление куклы Хорплоши (персонаж придуман В.И.Кульковой)

Развлечение: «Хорплоша в гости к нам пришла и принесла мешок добра»

Анкетирование родителей «О способах воспитания»

Октябрь.

Беседа: « Как много слов прекрасных – волшебных добрых слов!»

Занятие «Чтобы счастье и радость людям дарить нужно добрым и вежливым быть»

Уголок Хорплоши. Шкатулка добрых дел.

Развлечение: «Знакомьтесь, Хорплоша! Или «Крупицы добра »

Памятка для родителей: «Искусство наказывать и прощать»

Ноябрь.

Беседа: «Как правильно вести себя за столом?»

Беседа: «Мы идем в гости и принимаем гостей»

Занятие-спектакль в стихах: "Как принять гостей. Как вести себя за столом"

Занятие «Не хочу быть неряхой»

Развлечение ко дню матери.

Создание альбома «Мама, папа я – дружная семья»

Декабрь.

Беседа: «Как правильно беседовать?»

Беседа: «Телефонный этикет»

Занятие: «Театр вежливости»

Конкурс рисунков «Что такое хорошо – Что такое плохо»

Январь.

Беседа: « Как вести себя в общественных местах?»

Беседа: «Знаете ли вы этикет?»

Занятие: «Знакомство с хорошими манерами»

Занятие «Урок Вежливости»

Картотека пословицы и поговорки «О поступках человека»

Февраль.

Беседа: « Добро не умрет, зло пропадет»

Беседа: «Смелые глаза – молодцу краса»

Занятие: «Волшебное путешествие»

Изготовление совместно с родителями книжки-раскладушки «Вежливые слова»

Март.

Беседа: «Кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в дружбе неладен»

Беседа: «Терпение и труд все перетрут»

Альбом рисунков: « Как я помогаю дома»

Беседа: «Ложь человека не красит»

Занятия с детьми. «Честность и правдивость»

Апрель.

Занятие: «Давайте пофантазируем»

Беседа: «Завистливый по чужому счастью сохнет»

Конкурс рисунков: «Как поступать нельзя»

Май.

Беседа: «Кто скоро помог, тот дважды помог»

Занятие: «Сказочный денек»

Беседа: «Нет друга – ищи, а найдёшь – береги»

Занятия с детьми. «Что такое дружба?»

Родительское собрание «Воспитание добротой»

В течение года.

Чтение: русские народные сказки «Заяц хваста», «Хаврошечка», китайская сказка «Каждый своё получил».

С.Маршак «Двенадцать месяцев», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар».

С.Михалков «Ежели вы вежливы», «Дельный совет», «Одна рифма».

В.Осеева «Волшебное слово», «Просто старушка», «Сыновья», «Навестила», «Что легче».

Н.Кузнецова «Мы поссорились с подружкой».

Г.Циферов «Когда не хватает игрушек».

А.Барто «Вовка – добрая душа».

В.Катаев «Цветик-семицветик».

А.Митта «Шарик в окошке».

К.Чуковский «Телефон».

В.Маяковский «Что такое « хорошо» и что такое «плохо».

Л.Толстой «Косточка», «Котёнок».

Р.Милн «Вини Пух и все-все-все».

Н.Носов «Леденец».

А.Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше».

М.Бартенев «Лучший подарок».

В.Одоевский «Мороз Иванович».

Е.Пермяк «Как Маша стала большой».

Е.Кошевая «Мой сын».

Л. Васильева-Гангус «Азбука вежливости».

Г.П. Шалаева, О.М.Журавлёва, О.Г. Сазанова. «Правила поведения для воспитанных детей. В детском саду».

Разыгрывание ситуаций:

«Ты пришёл утром в детский сад»,

«Тебе поручили узнать о музыкальном занятии»,

«Разные формы приветствия и прощания»,

«Вы пришли в детский сад»,

«С кем вы прощаетесь уходя домой»,

«Как можно выразить сочувствие»,

«Как утешить, пожалеть обиженного»,

«Мы пришли в магазин (аптеку, поликлинику),

«Ты вошел в автобус»,

«Как позвонить другу»,

«Тревожные звонки-01,02,03»,

«Кто уступит»,

«Если девочке трудно кто поможет».

Игры:

«Наш тесный круг»

«Мои друзья»

«Угадай настроение».

«Меня никто не любит»

«Мыльные пузыри»

«Давай дружить!»

«Любимое животное»

«Мы вместе поиграем»

«Полоса чёрная - полоса белая»

«Цветочек счастья»

«Мой самый любимый человек»

«Хочу подарить тебе...»

«Я самый лучший»

«Берег левый-берег правый»

«Жизнь в лесу»

«Добрые эльфы»

«Птенцы»

«Муравьи»

«Ожившие игрушки»

Рассматривание альбомов:

«Будь вежлив»,

«Хорошие манеры и привычки»,

«Хорошие манеры».

Настольные игры:

Азбука эмоций «Ребята с нашего двора»,

Этикет. Школа изящных манер « Формулы вежливости»,

Этикет. Школа изящных манер «Культура поведения».

Работа с родителями:

Консультации

Оформление папки-передвижки

Изготовление семейных альбомов, книжек-раскладушек

Конкурсы рисунков

Картотека пословиц и поговорок

Анкетирование родителей по теме.