» » Означает крест константина. История развития формы креста

Означает крест константина. История развития формы креста

Прообразуя Христа-Пастыря, Господь сообщил посоху Моисея чудодейственную силу (Исх. 4:2-5) в знак пастырской власти над словесными овцами ветхозаветной церкви, затем и посоху Аарона (Исх. 2:8-10). Божественный Отец, устами пророка Михея, говорит Единородному Сыну: "Паси народ Твой жезлом Твоим, овец наследия Твоего" (Мих. 7:14). "Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец" (Ин. 10:11), - отвечает Небесному Отцу возлюбленный Сын.

Граф А. С. Уваров, описывая находки катакомбного периода, сообщил о том, что: "глиняная лампа, найденная в римских пещерах, показывает нам весьма ясно, каким образом рисовали загнутый посох вместо всего символа пастыря. На нижней части этой лампы посох изображен пересекающим букву X, первую букву имени Христа, что в совокупности образует монограмму Спасителя" (Христ. симв. стр. 184).

Вначале форма египетского жезла была подобна именно пастушескому посоху, верхняя часть которого загнута вниз. Все архиереи Византии награждались "посохом пастыря" только из рук императоров, а в XVII веке все Российские патриархи получали свой первосвятительский жезл из рук царствующих самодержцев.

7. Крест "Бургундский" или "Андреевский"

Святой мученик Иустин Философ, разъясняя вопрос о том, откуда язычникам еще до Рождества Христова стали известны крестообразные символы, утверждал: "То, что у Платона в Тимее говорится (...) о Сыне Божием (...), что Бог поместил Его во вселенной наподобие буквы X, он также заимствовал у Моисея!. Ибо в Моисеевых писаниях рассказано, что (...) Моисей по вдохновению и действию Божию взял медь и сделал образ креста (...) и сказал народу: если вы посмотрите на этот образ и уверуете, вы спасетесь чрез него (Числ. 21:8) (Ин. 3:14). (...) Платон прочитал это и, не зная точно и не сообразивши, что то был образ (вертикального) креста, а видя только фигуру буквы X, сказал, что сила, ближайшая к первому Богу, была во вселенной наподобие буквы X" (Апология 1, § 60).

Буква "X" греческого алфавита уже со II века служила основанием для монограммных символов, и не только потому, что она скрыла имя Христа; ведь, как известно, "древние писатели находят форму креста в букве X, который называется Андреевским, потому что, по преданию, на таком кресте кончил свою жизнь Апостол Андрей", писал архимандрит Гавриил.

Около 1700 года помазанник Божий Петр Великий, желая выразить религиозное отличие православной России от еретичествующего Запада, поместил изображение Андреевского креста на государственном Гербе, на своей ручной печати, на военно-морском флаге и.т.д. Его собственноручное объяснение гласит, что: "крест Святого Андрея (принят) того ради, что от сего Апостола приняла Россия святое крещение"

Крест "монограмма Константина"

8. Крест "монограмма Константина"

Святому Равноапостольному Царю Константину "во сне явился Христос Сын Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов", повествует церковный историк Евсевий Памфил в своей "Книге первой о жизни блаженного Царя Константина" (гл. 29). "Это знамя случилось видеть и нам собственными очами, - продолжает Евсевий. - Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста (...), а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа (...), из середины которых выходила буква "Р". Эти буквы Царь впоследствии имел обычай носить и на шлеме").

"Комбинация (совмещенных) букв, известная под именем монограммы Константина, составленная из двух первых букв слова Христос - "Хи" и "Ро", - пишет литургист архимандрит Гавриил, - эта Константиновская монограмма встречается на монетах Императора Константина".

Как известно, эта монограмма получила довольно широкое распространение: отчеканена была впервые еще на известной бронзовой монете императора Траяна Декия (249 -251 гг.) в Лидийском городе Меонии; была изображена на сосуде 397 года; вырезана была на надгробных плитах первых пяти веков или, к примеру, фресочно изображена на штукатурке в пещерах святого Сикста

.

9. Крест монограммный "послеконстантиновский"

"Иногда буква Т, - пишет архимандрит Гавриил, - встречается в соединении с буквой Р, что можно видеть в усыпальнице святого Каллиста в эпитафии". Эта монограмма имеется и на греческих плитах, найденных в г. Мегаре, и на надгробиях кладбища святого Матфея в г. Тире.; Словами "се, Царь ваш" (Ин. 19:14) Пилат в первую очередь указал на благородное происхождение Иисуса из царской династии Давида, в отличие от безродных самозваных четвертовластников, и мысль эту письменно изложил "над головою Его" (Мф. 27:37), что, конечно же, вызвало недовольство властолюбивых первосвященников, похитивших у царей власть над народом Божиим. И именно поэтому Апостолы, проповедуя Воскресение распятого Христа и открыто "почитая, - как видно из Деяний Апостольских, - царем Иисуса" (Деян. 17;7), терпели от духовенства через обманутый народ сильные гонения.

Греческая буква "Р" (ро) - первая в слове по-латински "Pax", по-римски "Rex", по-русски Царь, - символизирующая Царя Иисуса, находится над буквой "Т" (тав), означающей Его крест; и вместе они напоминают слова из благовестия Апостольского, что вся наша сила и мудрость в Распятом Царе).

Таким образом, "и эта монограмма, согласно толкованию святого Иустина, служила знамением Креста Христова (...), получила такое обширное значение в символике только после первой монограммы. (...) В Риме (...) стала общеупотребительною не прежде 355 года, а в Галлии - не прежде V века"

10. Крест монограммный "Солнцеобразный"

Уже на монетах IV века встречается монограмма "I"исуса "ХР"иста "солнцеобразная", "ибо Господь Бог, - как учит Священное Писание, - есть солнце" (Пс. 84:12). Самая известная, "константиновская", "монограмма подвергалась некоторым изменениям: прибавлена была еще черта или буква "I", пересекающая монограмму поперек" (Архим. Гавриил, стр. 344).

Этот "солнцеобразный" крест символизирует исполнение пророчества о всепросвещающей и всепобеждающей силе Креста Христова: "А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцелением лучах Его, - возвещал Духом Святым пророк Малахия, - и будете попирать нечестивых; ибо они будут прахом под стопами ног ваших"

11. Крест монограммный "трезубец"

Когда Спаситель проходил близ моря Галилейского, Он увидел рыбаков, забрасывающих сети в воду, будущих Своих учеников. "И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков" (Мф. 4:19). А позднее, сидя у моря, Он поучал народ Своими притчами: "подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода" (Мф. 13:47). "Признав в снарядах для рыболовства символическое значение Царствия Небесного, - говорится в "Христианской символике", - мы можем предположить, что все формулы, относящиеся к тому же понятию, иконно выражались этими общими символами. К таким же снарядам надо отнести трезубец, которым ловили рыбу, как теперь ловят баграми".

Таким образом, трезубчатая монограмма Христа издавна означает причастность к Таинству крещения, как уловление в сети Божьего Царства. Например, на древнем памятнике скульптора Евтропия высечена надпись, говорящая о принятии им крещения и заканчивающаяся монограммой-трезубцем.

12. Крест монограммный "константиновский"

Из церковной археологии и истории известно, что на древних памятниках письменности и архитектуры нередко встречается и вариант совмещения букв "Хи" и "Ро" в монограмме святого Царя Константина, Богоизбранного преемника Христа-Господа на престоле Давидовом.

Только с IV века постоянно изображаемый крест стал освобождаться от монограммной оболочки, терять свою символическую окраску, приближаясь к настоящей своей форме, напоминающей то букву "I", то букву "X".

Эти изменения в изображении креста произошли благодаря появлению христианской государственности, основанной на его открытом почитании и прославлении.

13. Крест круглый "нахлебный"

По древнему обыкновению, как свидетельствуют Гораций и Марциал, христиане надрезывали выпекаемый хлеб крестообразно, чтобы было легче его ломать. Но еще задолго до Иисуса Христа сие было на Востоке символическим преобразованием: надрезаемый крест, разделяющий целое на части, соединяет их употребивших, исцеляет разделенность.

Такие круглые хлебы изображены, к примеру, на надписи Синтрофиона разделенными на четыре части крестом, а на надгробии из пещеры святой Лукины разделенными на шесть частей монограммой III века.

В прямой связи с Таинством причащения на потирах, фелонях и других вещах изображали хлеб как символ Тела Христова, преломляемого за наши грехи.

Сам же круг до Рождества Христова изображался как неолицетворенная еще идея бессмертия и вечности. Ныне же верою уразумеваем, что Сам "Сын Божий есть бесконечный круг, - по слову святого Климента Александрийского, - в коем все силы сходятся".

14. Крест катакомбный или "знамение победы"

"В катакомбах и вообще на древних памятниках несравненно чаще встречаются кресты четвероконечные, чем какой-либо другой формы, - отмечает архимандрит Гавриил. Этот образ креста особенно сделался важным для христиан с тех пор, как Сам Бог показал на небе знамение креста четвероконечного". О том, как все это произошло, обстоятельно повествует знаменитый историк Евсевий Памфал в своей "Книге первой о жизни блаженного Царя Константина".

"Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, - говорил Царь, - я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью "Сим побеждай!" Это зрелище объяло ужасом как его самого, так и все войско, которое следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо. Было это в 28-й день октября 312 года, когда Константин с войском шел против Максентия, заключившегося в Риме.

Это чудесное явление креста среди белого дня засвидетельствовано и многими современными писателями со слов очевидцев. Особенно важно свидетельство исповедника Артемия перед Юлианом Отступником, которому при допросе Артемий говорил: "Христос свыше призвал Константина, когда он вел войну против Максентия, показав ему в полдень знамение креста, лучезарно сиявшее над солнцем и звездовидными римскими буквами предсказавшее ему победу на войне.

Быв сами там, мы видели Его знамение и читали буквы, видело его и все войско: много свидетелей этому и в твоем войске, если только ты захочешь спросить их". "Силою Божией святой Император Константин одержал блистательную победу над тираном Максентием, творившим в Риме нечестивые и злодейские поступки" (гл. 39). Таким образом, крест, бывший прежде у язычников орудием позорной казни, стал при Императоре Константине Великом знамением победы - торжества христианства над язычеством и предметом самого глубокого почитания.

Например, согласно новеллам святого Императора Юстиниана, подобные кресты должны были ставиться на договорах и означали подпись, "достойную всякого доверия" (кн. 73, гл. 8). Изображением креста скреплялись также и деяния (решения) Соборов. В одном из императорских постановлений говорится: "повелеваем всякое соборное деяние, которое утверждено знамением святого Креста Христова, так хранить и так ему быть, как оно есть".

Вообще же такая форма креста наиболее часто употребляется в орнаментах

для украшения храмов, икон, священнических облачений и иной церковной утвари.

15. Крест на Руси "патриарший" или на Западе "лоренский"

Факт, доказывающий употребление уже с середины прошлого тысячелетия так называемого "патриаршего креста", подтверждается многочисленными данными из области церковной археологии. Именно такая форма шестиконечного креста была изображена на печати наместника византийского Императора в городе Корсуни.

Этот же вид креста имел широкое распространение и на Западе под названием "лоренского".

Для примера из русской традиции укажем хотя бы на хранящийся в Музее древнерусского исскуства имени Андрея Рублева большой медный крест преподобного Авраамия Ростовского XVIII века, отлитый по иконографическим образцам XI века.

16. Крест четырехконечный или латинский "immissa"

В учебнике "Храм Божий и церковные службы" сообщается, что "сильным побуждением для почитания прямого изображения креста, а не монограммного, было обретение Честного и Животворящего Креста матерью святого Царя Константина, равноапостольною Еленою. По мере распространения прямого изображения креста он приобретает постепенно форму Распятия".

На Западе наиболее употребительным ныне является крест "иммисса", который раскольники - поклонники мнимой старины - пренебрежительно называют (почему-то по-польски) "крыж латински" или "рымски", что значит - Римский крест. Этим хулителям четвероконечного креста и истовым почитателям осмиконечия, видимо, необходимо напомнить, что, согласно Евангелию, казнь крестная была распространена по Империи именно римлянами и, конечно же, считалась римскою.

"И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятою кровью Которого обагрился, - обличал раскольничье умствование святитель Димитрий Ростовский. - И, проявляя чудесную силу, какой-либо крест не сам собою действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его".

Принятый Вселенской Церковью в употребление "Канон Честному Кресту" - творение святого Григория Синаита - воспевает Божественную силу Креста, содержащую все небесное, земное и преисподнее: "Кресте всечестный, четвероконечная сила, Апостолом благолепие" (песн. 1), "Се четвероконечный Крест, имеяй высоту, глубину и широту".

Начиная с III-го века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

17. Крест папский

Эта форма креста наиболее часто употреблялась в архиерейских и папских богослужениях Римской церкви в XIII-XV веках и поэтому получила название "папского креста". На вопрос о подножии, изображенном под прямым углом ко кресту, ответим словами святителя Димитрия Ростовского, сказавшего: "Лобызаю подножие крестное, аще косое, аще не косое, и обычай крестоделателей и крестописателей, как церкви непротиворечащий, не оспариваю, снисхожу".

18. Крест шестиконечный "Русский православный"

Вопрос о причине начертания нижней перекладины наклоненной достаточно убедительно разъясняется литургическим текстом 9-го часа службы Кресту Господню: "Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений к познанию богословия". Иными словами, как на Голгофе для двоих разбойников, так и в жизни для каждого человека крест служит мерилом, как бы весами его внутреннего состояния.

Одному разбойнику, низводимому во ад "тяготою хуления", произнесенного им на Христа, он стал как бы перекладиной весов, склонившейся вниз под этой страшной тяжестью; другого разбойника, освобожденного покаянием и словами Спасителя: "днесь со Мною будеши в раю", крест возносит в Царство Небесное.

Эта форма креста на Руси употреблялась издревле: к примеру, поклонный крест, устроенный в 1161 году преподобной Ефросинией княжной Полоцкой, был шестиконечным. Шестиконечный православный крест, наряду с другими, использовался в Русской геральдике: например, на гербе Херсонской губернии, как поясняется в "Российском гербовнике", изображается "серебряный Русский крест".

19. Крест осмиконечный православный

Восьмиконечие - наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский, святой Иустин Философ и другие. "А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест, тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. (...) Не было подножия, потому что еще не поднят был Христос на кресте и воины, не зная, до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе", - обличал раскольников святитель Димитрий Ростовский.

Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала "распяли Его", а потом только "Пилат написал надпись и поставил (своим распоряжением) на кресте" (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили "одежды Его" воины, "распявшие же Его" (Мф. 27:35), а уж только потом "поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский" (Мф. 27:3.7).

Итак, четвероконечный Крест Христов, несомый на Голгофу, который все, впавшие в беснование раскола, называют печатью антихриста, именуется в Святом Евангелии все же "крестом Его" (Мф. 27:32, Мк. 15:21, Лк. 23:26, Ин. 19:17), то есть также, как и с табличкой и подножием после распятия (Ин. 19:25). На Руси крест этой формы употреблялся чаще других.

20. Крест седмиконечный

Эта форма креста довольно часто встречается на иконах северного письма, например, псковской школы XV века: образ святой Параскевы Пятницы с житием - из Исторического Музея, или образ святого Димитрия Солунского - из Русского; или московской школы: "Распятие" работы Дионисия - из Третьяковки, датированное 1500 годом.

Видим седмиконечный крест и на куполах Русских храмов: приведем, к примеру, деревянную Ильинскую церковь 1786 года в селе Вазенцы (Святая Русь, СПб, 1993, илл. 129), или можем видеть его над входом в собор Воскресенского НовоИерусалимского монастыря, построенного патриархом Никоном.

В свое время богословами горячо обсуждался вопрос о том, какой же мистический и догматический смысл имеет подножие как часть искупительного Креста?

Дело в том, что ветхозаветное священство получало, так сказать, возможность приносить жертвы (как одно из условий) благодаря "золотому подножию, к престолу приделанному" (Пар. 9:18), который, как и поныне у нас - христиан, по Божию установлению, освящался через миропомазание: "и помажь им, - сказал Господь, - жертвенник всесожжения и все принадлежности его, (...) и подножия его. И освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится" (Исх. 30:26-29).

Таким образом, подножие крестное - это та часть новозаветного жертвенника, которая мистически указывает на священническое служение Спасителя мира, добровольно заплатившего Своей смертью за чужие грехи: ибо Сын Божий "грехи наши Сам вознес телом Своим на древо" (1 Пет. 2:24) Креста, "принеся в жертву Себя Самого" (Евр. 7:27) и, таким образом, "сделавшись Первосвященником навек" (Евр. 6:20), утвердил в Своем лице "священство непреходящее" (Евр. 7:24). Так и утверждается в "Православном исповедании Восточных Патриархов": "На кресте Он исполнил должность Священника, принесши Себя в жертву Богу и Отцу для искупления рода человеческого".

Но не будем путать подножие Святого Креста, открывающее нам одну из таинственных его сторон, с двумя другими подножиями из Священного Писания. - поясняет св. Дмитрий Ростовский. "Давид говорит: "превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его; свято Оно" (Пс. 99:5). А Исаия от лица Христова говорит: "прославлю подножие ног Моих" (Ис. 60:13), - поясняет святитель Димитрий Ростовский. Есть подножие, которому поклоняться велено, и есть подножие, которому поклоняться не указано. Говорит Бог в Исаином пророчестве: "небо престол Мой, а земля - подножие ног Моих" (Ис. 66:1): этому подножию - земле никто не должен поклоняться, но только Богу, Творцу ее. И еще пишется в псалмах: "сказал Господь (Отец) Господу (Сыну) моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих" (Пис. 109:1).

И этому подножию Божию, врагам Божиим, кто захочет поклоняться? Какому же подножию поклоняться Давид повелевает?". На сей вопрос само слово Божие от лица Спасителя отвечает: "и когда Я вознесен буду от земли" (Ин. 12:32) - "от подножия ног Моих" (Ис. 66:1), то "прославлю подножие ног Моих" (Ис. 60:13)- "подножие жертвенника" (Исх. 30:28) новозаветного - Святого Креста, низлагающего, как мы исповедаем, Господи, "врагов Твоих в подножие ног Твоих" (Пс. 109:1), и поэтому "поклоняйтесь подножию (Креста) Его; свято Оно!" (Пс. 99:5), "подножию, к престолу приделанному" (2 Пар. 9:18).

21. Крест "терновый венец"

Изображение креста с терновым венцом употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов. Но вместо многочисленных примеров из древней Греко-Римской традиции приведем несколько случаев его применения в позднейшие времена по источникам, что оказались под рукой.

Крест с терновым венцом можно увидеть на страницах древней армянской рукописной книги периода Киликийского царства (Матенадаран, М., 1991, стр. 100); на иконе "Прославление Креста" XII-го века из Третьяковки (В. Н. Лазарев, Новгородская иконопись, М., 1976, стр. 11); на Старицком меднолитом кресте-тельнике XIV века; на покровце "Голгофа" - монастырском вкладе царицы Анастасии Романовой 1557 года; на серебряном блюде XVI века (Новодевичий монастырь, М., 1968, илл. 37) и т. д. Бог сказал согрешившему Адаму, что "проклята земля за тебя. Терния и волчцы произрастит она тебе" (Быт. 3:17-18).

Крест Константина

Магическая печать с символом «Хи-Ро» (Агриппа, 1533 год)

Крест Константина – монограмма, известная как «Хи-Ро» («хи» и «ро» – первые две буквы имени Христа по-гречески). Легенда гласит, что этот крест император Константин увидел в небе по дороге в Рим, вместе с крестом он увидел надпись «Сим победиши». Согласно другой легенде, он увидел крест во сне в ночь перед битвой и услышал голос: «С этим знаком победишь»). Говорят, что именно это предсказание обратило Константина в христианство. И монограмма стала первым общепринятым символом христианства – как знак победы и спасения.

Розенкрейцерский крест

Крест с розой (розенкрейцерский)

Другое название – крест розы (пятилепестковой). Эмблема ордена розенкрейцеров. Символ гармонии, центра, сердца. Роза и крест символизируют также Воскресение и Искупление Христа. Этот знак понимается как божественный свет Вселенной (роза) и земной мир страданий (крест), как женское начало и мужское, материальное и духовное, духовная и чувственная любовь. Крест с розой есть символ посвященного, который благодаря работе над собой сумел развить в себе любовь, животворящую и преображающую материю.

Масонский крест

Масонский крест (крест в круге)

Масонский крест – это крест, вписанный в круг. Он означает святое место и космический центр. Четыре измерения пространства в небесном круге символизируют тотальность, включающую в себя Великий дух. Этот крест олицетворяет Космическое Древо, распространяющееся горизонтально над Землей и касающееся Небес через вертикальную центральную ось. Такой крест или выполнялся в камне, или изображался на стенах римских готических храмов, символизируя их освященность.

Пацифистский крест

Пацифистский крест (крест мира)

Этот символ разработал Джеральд Холтом в 1958 году для создававшегося тогда движения за ядерное разоружение. Для разработки символа он использовал семафорную азбуку: составил крест из ее символов – для «N» (nuclear, ядерное) и «D» (disarmament, разоружение) – и поместил их в круг, что символизировало глобальное соглашение. Скоро этот крест стал одним из самых распространенных знаков 60-х годов ХХ века, символизируя как мир, так и анархию.

Образы времени

Мудрые обращают годы в месяцы, месяцы – в недели, недели – в дни.

Парацельс

Все бренно в этом мире.

Образ неумолимого времени – дорога. Символ времени – песок, струящийся сквозь пальцы. Атрибуты отмеренного времени – часы, горящая свеча; это символ неуловимости настоящего мгновения.

В составе пантеона богов практически всех древних культур обязательно есть и бог Времени.

Абраксас

Абраксас – символ времени (гностическая гемма)

Абраксас – олицетворение божественных циклов солнечного года. Это мистический образ Верховного Существа, высшего из семи. Оно состоит из пяти эманаций (излучений): Нус (Ум), Логос (Слово), Фронезис (Разум), София (Мудрость), Динамис (Сила). Человеческое тело на изображении олицетворяет Бога. Две выходящие из него опоры-змеи – Нус и Логос (интуиция и быстрое понимание). Голова петуха означает предвидение и бдительность (разум). Две руки держат символы Софии и Динамиса: броню мудрости и плеть власти.

Калачакра

Намчу-вандэн – эмблема Калачакры

Калачакра – буквально «колесо времени», «ход времени». Сокровенная доктрина в буддизме ваджраяны. Астрологическая и астрономическая система, проникшая в Тибет из Индии. Калачакра вводит представление о цикличности времени с периодами 12 и 60 лет (тибетский календарь). Согласно легенде, учение Калачакры было дано Буддой Шакьямуни. По другим данным, это учение принес в Тибет Питоп, или Великий Калачакрапада, который, попав чудесным образом в Шамбалу, был там посвящен царем Кальки в учение Калачакры.

Кронос

Кронос (рим. Сатурн), XV век

Древнегреческий символ времени – титан Кронос – в русском языке стал родоначальником многих слов (частица «хроно» – часть сложных слов, указывающих на их отношение к времени): хронический, хронология, хронoметр и др.

Кронос (рим. Сатурн) – бог Времени, в образе увядающей осени или уходящего Солнца иногда вместе со своим серпом имеет еще и капюшон, который символизирует невидимость, смерть и отступление. Поскольку капюшон покрывает голову, он означает также мысль и дух.

монограмму Иисуса Христа (хризму), а на самом полотнище надпись: лат. «Hoc vince » (слав. «Сим победиши», букв. «Этим побеждай») . Впервые введён императором Константином Великим после того, как накануне битвы у Мульвийского моста (312 год) он по преданию увидел на небе знамение Креста .

Лабарум Константина Великого

Первое упоминание о лабаруме содержится у Лактанция (ум. ок. ). Согласно этому автору, образ лабарума явился Константину во сне накануне битвы у Мульвийского моста (312). Одновременно он услышал голос, произносящий слова: греч. ἐν τούτῳ νίκα - лат. In hoc signo vinces , то есть «с этим знаком победишь ». По настоянию Константина, его солдаты поместили изображение лабарума на своих щитах и на следующий день одержали громкую победу, которая доставила их предводителю императорский трон.

В XX веке шведский геолог Йенс Ормо выступил с предположением, что увиденный Константином в небе крест был атмосферным явлением, вызванным столкновением Земли с метеоритом, которое оставило кратер в Сиренте,

В наше время к Церкви приходят разные люди. Многие не разбираются в церковной символике. Это неудивительно, ведь учение Христа насчитывает более двух тысяч лет. В Православии есть множество таинственных символов. Менялась культура и мировосприятие человека. Неизменным оставалось лишь слово Божие.

Символ Креста

Некоторые знаки и символы различных эпох остались только в истории Церкви. Другие живут на иконах и в книгах. Обращение к силе Животворящего Креста Господня — было и остается великой защитой для каждого человека. Известно, что крестным знамением останавливается демоническое воздействие: диавол и его слуги не могут выносить правильного креста, поэтому зачастую пытаются над ним глумиться (именно таково происхождение сатанинских символов перевернутого креста).
Крест — важный символ для каждого православного христианина. Это сила Божия, зримо пребывающая вместе с нами, на нашем теле, с самого Крещения. Поэтому особенно важно иметь дома православный Крест, правильно изображенный на освященной и приобретенной в храме иконе или выполненный в металле.

На православном Кресте часто можно увидеть ряд надписей и дополнительных изображений, которые кажутся загадочными непосвященному человеку: НИКА, череп, ИС ХС ЦИ, в живой церковной традиции.

Зачастую мы носим нательный крестик бессознательно или ради моды, традиции, не думая о его силе. С одной стороны, это неверно. С другой стороны, в любом случае мы защищаем себя крестом.


Император Константин Великий и Крест

Еще в IV веке произошло одно из величайших чудес в истории: император Византии Константин узнал о христианстве и, в отличие от своих царственных предшественников, не стал воздвигать гонения на учеников Христа, а в сердце своем обратился к Господу Иисусу. И перед одной из страшных битв после сокровенной молитвы император увидел сияющий Крест на небе над полем битвы и услышал Божий глас: «Сим победиши!» — то есть «победишь с помощью этого знамения». Так Крест стал военным знаменем целой Империи, и под знаком Креста долгие века процветала Византия. Константин же со временем принял христианство и был назван Великим и после смерти канонизирован как святой равноапостольный царь — за свои дела и за свою веру.

В это же время, в 326 году матерью Константина Великого царицей Еленой был найден Крест Христов, искавшей его вместе со священниками и епископами, в числе других крестов — орудий казни — на горе Голгофе, где Господь был распят.Она крестилась, услышав проповедь учеников Христа, крестилась мать императора Константина Первого — царица Елена. Она воспитала своего царственного сына честным и праведным человеком. После Крещения Елена захотела найти Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос и который был зарыт на горе Голгофе. Она понимала, что Крест объединит христиан, станет первой великой святыней христианства.

Как только Крест был поднят из-под земли, воскрес умерший, которого проносили мимо в похоронной процессии: поэтому Крест Христов сразу стали называть Животворящим. С тех пор нательные кресты различных форм и из различных материалов носят все христиане.


История Хризмы и Крест

Многие спрашивают, что такое хризма. Это вензель слова «Христос», состоящий из переплетенных букв Х и Р. По сути, хризма и Константинов крест — одно и то же, но Константинов Крест имеет рядом буквы «Альфа» и «Омега», отсылающие к Апокалипсису.

Христограмма использовалась уже в местах собрания первохристиан. Ранние образцы ее найдены в катакомбах, где, как известно, скрывались апостольские общины, а также на саркофагах и памятниках. Далее христограмма появилась в новопостроенных после гонений храмах. Этот символ активно использовался наравне с другими в интерьере.

Увиденный Константином Крест, по преданию, был христограммой — вензелем из букв «Х» и «Р», сплетенных в виде Креста. Она стала государственной печатью самого Константина и его преемников — христианских императоров Византии. Также призма стала военным символом-лабарумом, что было очень важно для империи. Это был штандарт особого вида. Ранее на его месте был римский орел.


Рисунки на Кресте и рядом с ним

Несмотря на то, что известно из Евангелия и свидетельств историков, как выглядел Крест Христа, символически он изображается по-разному.

В католической традиции Крест изображается только с одной большой перекладиной, лаконично. Однако в Православии Крест традиционно изображается восьмиконечным, с дополнительными нижней и верхней перекладинами. Это воспроизведение известного и реального исторически существовавшего Креста Иисуса Христа.

    Самая верхняя перекладина — это табличка на Кресте Христа с надписью ИНЦИ. Эта надпись известна из Евангелия и означает «Иисус Назарянин Царь Иудейский».

    Самая нижняя, косая перекладина — опора для ног, традиционно ставившаяся на крестах. Ее символический смысл — напоминание об истории двух разбойников, распятых справа и слева от Христа. Правый конец перекладины поднят в воспоминание о благочестивом разбойнике, покаявшемся на кресте в своих грехах, считавшего себя недостойным рая — и первым вошедшим с Христом в Царствие Небесное. Второй конец опущен, в воспоминание о проклинавшем Бога втором разбойнике. Эта история — свидетельство о том, что и сама смерть каждого человека может изменить его загробную жизнь.

    Изображение слева копья, справа трости — орудий казни Спасителя. Копьем римский солдат проткнул уже скончавшегося Христа, чтобы понять, умер ли Он, и из бока Его «истекли Кровь и вода». На трость насажена губка с уксусом, ее подал один из солдат Христу.

    Внизу изображен череп — это голова Адама, то есть символически изображается захоронение первого человека. По преданию, именно около Голгофы он был погребен в древние времена.

Толкования на Священное Писание так поясняют смысл Таинства Крестной смерти Спасителя. Когда-то Адам съел сладкий плод дерева познания добра и зла, но только обрел смерть всему роду людей. А Господь испил с трости горечь уксуса, чтобы вернуть людей от горькой вечной смерти к сладости жизни с Богом, чтобы горечь греха не имела власти над людьми. Господь принял смерть, победил ее и дал возможность вечной жизни тем, кто верует в Него и соблюдает Его заповеди. Христос же был распят там, где был погребен Адам, чтобы жизнь победила именно там, где наступила некогда победившая первого человека смерть.


Символы, сопутствующие Константинову Кресту

Первые христианские символы появились в условиях гонений на учеников Христа. Самих апостолов убивали за проповедь чуждого язычеству учения добра и свободы. Поэтому и использовалась некая тайнопись. Иконопись еще не появилась — ее расцвет начался только с разрешением свободного христианского вероисповедания. Христа изображали только аллегорически. Первыми христианскими знаками и изображениями были

    Добрый пастырь — изображение юного пастуха, часто с овцой на плечах символизирующего Христа Спасителя, Который пасет христиан как свое стадо, заботясь о верующих людях. Это напоминание о притче, сказанной Христом: пастух будет заботиться даже об одной заблудшей овце (о грешнике).

    Агнец — то есть Ягненок, означающий Самого Христа, Который «как агнец против стригущего его был безгласен» и принес Себя в жертву за грехи людские.

    Одних из первых изображений Господа было изображение рыбы, по которому узнавали друг друга некоторые общины первых христиан. Дело в том, что первые буквы греческого перевода фразы «Иисус Христос Сын Божий Спаситель» складываются в греческое слово «ихтус», рыба. Этот символ был близок и апостолам, многие из которых были рыбаками, и первым христианам, большинство из которых было простыми людьми.

    Якорь — символ надежды и веры.

    Чаша для Причастия и копие, которым разрезается хлеб для претворения в Тело Христово, и сам хлеб. Также к символике Причастия относится изображение виноградной грозди или лозы.

    Треугольник — знак Святой Троицы, (Отца, Сына и Святого Духа). Он окружен сиянием в знак святости Бога. В него обычно вписан еще один знак: Всевидящее Око, знак Божьего Всеведения.

    Голубь — вестник добра и мира. Сейчас это уже общемировой символ мира. Он изображается с оливковой ветвью в клюве: по слову Библии, голубь возвестил праотцу Ною о завершении всемирного потопа.

    Восьмиконечная звезда Христа — также ранняя христианская символика. Изначально восьмиконечная звезда обозначала Рождественскую или Вифлеемскую. Исторически засвидетельствовано, что во время Рождения Господа Иисуса Христа на небе была некая новая звезда, небесное явление — возможно, комета. Однако она зажглась на небе как знак пришествия в земную жизнь Мессии, Христа-Спасителя. Вифлеемская звезда, по Евангелию, указала дорогу волхвам, пришедшим благодаря ей поклонится Сыну Божьему и принести свои дары Ему. Вифлеемская звезда — это вытянутый ромб, вписанный в квадрат, именно так образуются восемь ее лучей. Такой знак был богословски осмыслен на иконе «Спас в силах», став знаком силы Христа — неслучайно звезда Вифлеемская стала Его звездой. Октограмму можно увидеть на многих европейских и российских домах под Рождество.

    Звезда с пятью лучами — один из древних символов. Пентаграмма ассоциируется с Пятикнижием, называемым в иудаизме Торой — библейскими книгами, написанными пророком Моисеем. Они также почитаются и всеми христианами. Пять лучей звезды также означают пять ран Господа Иисуса на Кресте. Ассоциации звезды и Господа основываются на словах Книги Откровения, где Христос говорит: «Я потомок и корень Давида, звезда утренняя и светлая».

Да хранит вас Господь Своей благодатью!

Энциклопедия символов Рошаль Виктория Михайловна

Крест Константина (знак «Хи-Ро»)

Крест Константина

Магическая печать с символом «Хи-Ро» (Агриппа, 1533 год)

Крест Константина – монограмма, известная как «Хи-Ро» («хи» и «ро» – первые две буквы имени Христа по-гречески). Легенда гласит, что этот крест император Константин увидел в небе по дороге в Рим, вместе с крестом он увидел надпись «Сим победиши». Согласно другой легенде, он увидел крест во сне в ночь перед битвой и услышал голос: «С этим знаком победишь»). Говорят, что именно это предсказание обратило Константина в христианство. И монограмма стала первым общепринятым символом христианства – как знак победы и спасения.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Рим. Ватикан. Пригороды Рима. Путеводитель автора Блеек Ульрике

**АРКА КОНСТАНТИНА **Арка Константина (52), которая возвышается рядом с Колизеем, представляет собой самую большую античную триумфальную арку, сохранившуюся до наших дней. Ее построили по распоряжению римского Сената в 312-315 годах, чтобы увековечить победу Константина I над

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

УЛИЦА КОНСТАНТИНА ЗАСЛОНОВА С 1821 года этот проезд именовался Глазовской улицей, по Глазову питейному дому, который, в свою очередь, назывался по фамилии домовладельца поручика Ивана Глазова.15 декабря 1952 года Глазовская улица стала называться улицей Константина

Из книги Энциклопедия символов автора Рошаль Виктория Михайловна

Андреевский крест (косой крест) Андреевский крест (косой крест)Его называют также диагональным или косым. На таком кресте принял мученическую смерть апостол святой Андрей. Римляне использовали этот символ для обозначения границы, проход за пределы которой воспрещался.

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века автора Новиков В И

Тау-крест (крест святого Антония) Тау-крест Крест святого АнтонияТау-крест назван так из-за сходства с греческой буквой «Т» (тау). Он символизирует жизнь, ключ к верховной власти, фаллос. В Древнем Египте – знак плодородия и жизни. В библейские времена – символ защиты. У

Из книги Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения автора Новиков Владимир Иванович

Роза и крест Пьеса (1912)Действие происходит в XIII в. во Франции, в Лангедоке и Бретани, где разгорается восстание альбигойев, против которых папа организует крестовый поход. Войско, призванное помочь сюзеренам, движется с севера.Пьеса начинается со сцены во дворе замка, где

Из книги Товароведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Знак «терпение» (Монах с мешком пишет знак «терпение») - Китайская классическая драма Эпоха Юань (ХIII-XIVвв.) Во время проповеди Будды один из святых архатов предался суетным мечтаниям. За это полагались адские муки, но Будда милосердно от­правил провинившегося на землю,

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

29. ЗНАК СООТВЕТСТВИЯ И ЗНАК ОБРАЩЕНИЯ Знак соответствия – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.Применение знака соответствия

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Энциклопедия домоводства автора Поливалина Любовь Александровна

Улица Константина Заслонова С 1821 года этот проезд именовался Глазовской улицей, по Глазову питейному дому, который, в свою очередь, назывался по фамилии домовладельца поручика Ивана Глазова.15 декабря 1952 года Глазовская улица стала называться улицей Константина

Из книги Книга практической мудрости, или Как перехитрить Закон Подлости автора Душенко Константин Васильевич

Арка Константина Во-первых, историки архитектуры и археологи до сих пор не пришли к единому мнению, когда она построена. На первый взгляд это странный вопрос: на фризе с северной и южной стороны написано: votis x и sic x, что означает примерно «В честь десятилетней годовщины».

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

СОВЕТЫ И ПРАВИЛА КОНСТАНТИНА МЕЛИХАНА, ДЖЕНТЛЬМЕНА Бородой нельзя закрыть лысину, но можно отвлечь от нее внимание.* * *Джентльмен должен знать, что нравится его даме, чтобы не оказаться с ней там, где это можно купить.* * *Джентльмен никогда не бросит даму, а сделает так,