» » Педагог в моей жизни. Учитель моей жизни

Педагог в моей жизни. Учитель моей жизни
Рейтинг
Подробности
- спросили Ходжу Насреддина
- Учитель – это зеркало, - объяснил мудрец.
- Если он настоящий вы увидите своё отражение,
если нет – красивую раму.

Слово «учитель» впервые я услышал задолго до того как пошёл в школу, до того как узнал, что значит это слово. Так мой отец называл своего первого тренера, легенду Сталинградских шахмат – Дмитрия Макаровича Гречкина. Так называли моего деда – профессора Яхтенфельда, его студенты и аспиранты. Они оба рано ушли из жизни, что добавляло к этому слову дополнительный ареол таинственности, порой вызывало священный трепет…
Много позже в пединституте мы запоминали слова Яна Амоса Каменского: «Tabula rasa» - «Чистая доска». Пожалуй, трудно более точно и более кратко охарактеризовать ребёнка вступающего на жизненный путь, встречающегося с педагогом. И каждый последующий учитель на этом пути оставляет свой отпечаток на этой чудесной доске…
… В моей жизни было и есть много таких встреч. У каждого учителей из них был свой предмет, специальность: дед – агроном-селекционер, «Дим Юрич» – научный сотрудник областного краеведческого музея, Маргарита Викторовна Жукова – физик, директор школы, которую я закончил, мои институтские преподаватели – Нина Борисовна Скорбилина, Людмила Павловна Разбегаева, мои первые коллеги Светлана Алексеевна Таева, Галина Михайловна Шелестова. Они по-своему расчерчивали мою «доску». И не возможно точно определить кто из них какой именно след оставил в формировании моей личности. Но не могу я представить себя нынешнего, будущего, хотя бы без одной чёрточки, одного штриха нанесенного ими.
… Одним из первых учителей стали память о деде, бабушкины рассказы о нём…
… с ними впитывалось бережное отношение к ученикам, к их чувствам, к тому доверию, которое они оказывают тебе.
Мой учитель истории предопределил нет не моё поступление на истфак, а не равнодушное отношение к преподаваемому предмету, стремление раздвинуть установленные рамки … А в 7 классе Нелля Ивановна Колесова привела нас на урок в музей. Не вольно здесь в музее у меня появился новый учитель – тот самый «Дим Юрич». У него я научился, нет, не столько навыкам экскурсовода или реставратора, сколько навыку извлекать информацию, вкусу к её поиску и анализу.
… Маргарита Викторовна. Между собой мы звали её «железной леди». Не из-за явного внешнего сходства с тогдашним премьер-министром Великобритании. А благодаря её поразительному умению держать удар в любой ситуации, умению добиваться своего так что оппонент не чувствовал себя проигравшим или униженным. А ведь это так важно для любого человека, а особенно для подростка.
… Нина Борисовна была первым человеком в институте, кто позволил нам не быть, но ощутить себя учителями. Сколько раз на практике, а потом в работе мы вспоминали те бесчисленные ситуации, которые мастерки моделировались ею на занятиях по педагогике, многих скользких моментов удалось нам избежать, памятуя об уроках Нине Борисовне. Но самое главное каждый день, входя в аудиторию, класс мне кажется, я слышу её слова, чтобы там не делалось, атмосфера ни за что не должна быть «весёленькой, как на кладбище»…
… Студент-старшекурсник порой чувствует себя самым опытным, самым знающим, самым-самым. В такой момент пересеклись наши дороги с блестящим методистом Людмилой Павловной Разбегаевой. Именно её лекции и семинары поставили многих перед выбором идти или не идти в школу. Но, прежде всего мы учились у неё быть критичным по отношению к самому себе, к своим работам, заниматься самоанализом, а не самокопанием, искать своё место в жизни, в профессии…
Известно в школе как в любом коллективе молодые кадры далеко не всегда встречают приветливо. В такой ситуации ободряющее слово, приглашение выпить чая на перемене стоит очень дорого. Таким человеком для меня стала Светлана Алексеевна Таева. Это потом узнал я, что постоянная собранность, приятие любой ситуации и редкая готовность прийти на помощь первому встречному по первому зову у Светланы Алексеевны следствие тяжелейших жизненных обстоятельств – чеченской войны…
… Когда по воле случая я пришёл работать в как принято говорить «частную» школу за спиной было лет семь работы в различных образовательных учреждениях. И всё же первое время ощущения настороженности не проходило. Не проходило, пока в школу не входила Галина Михайловна поразительный пример умения решать все вопросы, не повышая голос, сохраняя удивительное терпение к детям, родителям, коллегам.
… На «День учителя» принято рисовать своих учителей. Смотря на такие рисунки будто смотришь в зеркало, в зеркало которое не может обмануть, подретушировать. Через это зеркало смотрят на меня глаза моих учителей, самых строгих в жизни – моих учеников. У них учусь я доверять и прощать, верить и надеяться, не сдаваться, не смотря ни на что.
«Многому я научился у своих наставников, ещё большому – у своих товарищей, но больше всего – у своих учеников».

Учитель в моей жизни

Учитель – «ведущий за собой», педагог, наставник… Это профессия или призвание? Что значит быть учителем? Трудно ли быть настоящим учителем?

Как много сразу возникает вопросов. Хочется ответить на каждый и очень подробно, обстоятельно поразмышлять.

И учителей в жизни может быть много и разных. Ведь учитель – это каждый человек, встречающийся на пути и дающий свои уроки в огромной школе, имя которой - Жизнь. Но традиционно понятие «учитель» мы соотносим с образом школьного учителя. С образом учителя-предметника, учителя-воспитателя, учителя-наставника. А каждый молодой учитель, только переступив порог школы, мечтает стать настоящим учителем.

Стать настоящим учителем…. Трудно ли это? Да, безусловно, непросто.

Это значит быть таким учителем, о котором бы всегда с благодарностью и теплотой в сердце говорили и вспоминали ученики. Настоящий учитель - не тот человек, кто сообщает научную информацию, а тот, кто помогает сформироваться твоему мировоззрению, кто прививает нравственные ценности и помогает определиться с отношением к жизни и с выбором будущей профессии. Настоящий учитель – это тот, кто дарит своё сердце детям, кто посвящает своему делу всю жизнь и видит в этом истинное предназначение.

В моей жизни было много настоящих, хороших учителей. Обо всех я вспоминаю с особой теплотой и трепетом. Но сейчас мне бы хотелось рассказать об одном учителе, который в моей жизни сыграл важную роль, помог мне определиться с выбором профессии, смог зажечь искру желания стать настоящим учителем. Для меня таким учителем стал Маськанов Иван Иванович – учитель физики, заслуженный учитель Республики Татарстан. Когда вспоминаю о нём и о его уроках, то мне сразу хочется перенестись в детство и опять учиться в школе, сидеть за партой, с огромным интересом слушать подробные последовательные объяснения.

Помню, что мне очень нравилась атмосфера взаимопомощи и поддержки, которая царила на его занятиях. Никогда не забуду, как Иван Иванович умел чутко воспринимать наше изменяющееся настроение, как умел поддержать, дать нам возможность почувствовать себя настоящими исследователями. Все ученики с большим уважение относились к учителю. Мы так хорошо понимали Ивана Ивановича, что порою казалось, что он открывает нам не только физику, но весь этот большой мир. Для нас Иван Иванович был настоящим учителем, наставником, ведущим за собой в мир знаний и самой жизни.

Иван Иванович умел видеть потенциал каждого ученика. Следя за выполнением работы, учитель мотивировал наше движение к цели. И часто он любил повторять: «Действуй смело и не ищи оправданий».

Именно Иван Иванович помог мне поверить в свои силы. Он ставил меня в пример другим ученикам. Позже помог мне с подготовкой к поступлению в Казанский государственный педагогический университет.

Я искренне благодарна судьбе за то, что такой учитель в моей жизни был… Нет, не был, а есть… Этого человека нет в живых, но он есть в моей памяти, в моем сердце, в моей работе… Я возвращаюсь к его урокам, когда нужен совет… Всегда буду говорить о нем с чувством благодарности, признательности, восхищения.

Сегодня – я тоже учитель! Каждый идет своим путём. Мой путь имеет сердце! Если идешь с удовольствием, то это твоя дорога. И мне очень хочется открыть детям такой путь, по которому они шли бы с чувством удовлетворения и с гармонией в душе, реализуя свои желания и мечты.

Рейтинг
Подробности
Пусть будет меньше праздников, чем будней,
Но тот, кто стал учителем, поймет:
Какое счастье быть полезным людям,
Учить Его Величество Народ!
Нести Ему дар мудрости, познанья
И доброты своей сердечный свет.
Нет на земле ответственней призванья,
Почётнее и радостнее нет.

Каждый год из стен педагогических учебных заведений выходят тысячи дипломированных специалистов. Но далеко не все они приходят работать в школу. Через год-два часть из них попадает в ситуацию неуспеха, разочаровывается и уходит куда угодно, только бы не возвращаться к учительскому столу. Все знают, что профессия учителя очень сложная.
… Почему бабушка сорок лет посвятила себя служению педагогической деятельности?
Почему последовала примеру своей мамы, Россинская Лилия Раисовна – моя мамочка, выбрав славную профессию «УЧИТЕЛЬ»? Наша семья имеет более ста лет педагогического стажа, подумать только! Целая династия: мама, бабушка, прабабушка…
В памяти всплывают воспоминания и страницы личного дневника, который вели многие девочки из класса.
…Вот мне 9 лет… 10 сентября 2006 г. «Сегодня моя учительница Беляева Мария Михайловна задала на дом сочинение «Кем я хочу стать?»… А, правда, кем же я хочу стать?.. Я знаю: я буду учителем, как МАМА! Ведь учитель несет детям добро и знание!»
15 сентября. «Ура! Учительница читала мою работу вслух! «Молодец, Ульяна, отличное сочинение, - сказала она,- ты еще в 4 классе, но помни всегда, что труд учителя нелегок. Эту профессию нужно очень любить, очень-очень!» Почему она так сказала? Разве другие профессии не так сложны? Разве врач, инженер, каменщик, продавец не должны любить свою работу???»
Яркие картинки сменяют друг друга, унося меня в недалёкое прошлое.
…15 декабря 2008 г. «Мамы еще нет дома. Ах, да, у нее же родительское собрание! …Все-таки учительский труд тяжелый».
24 декабря 2009 г. «Мама много рассказывает о любимой работе. Неудивительно, что я и старший брат Виктор знаем почти весь её родной 10 класс. Саша и Таня, например, такие активисты, всегда забавные праздники устраивают. И завтра нас, детей классного руководителя, приглашают на новогодний бал. Вместе с десятиклассниками мы будем в костюмах танцевать и веселиться!!! Эх, когда же наступит ЗАВТРА?»
…Перелистываю страницы своего детства и понимаю, насколько мне близка была с раннего возраста славная профессия «педагог». Именно мама научила меня восхищаться учительским трудом. И неправда, что «учительские» дети обделены лаской и заботой, внимания доставалось всем!
Без сомнения, учитель – это не только тот, кто нашел свою единственную дорогу в жизни, но и тот, кто умеет помочь найти такую же единственную дорогу другим. Это долг учителя перед каждым учеником и перед всем обществом.
Помочь человеку найти призвание – это не только увлечь своим предметом, но и раскрыть перед ним поэзию труда, помочь увидеть большое в малом.
Говорят, прекрасный педагог должен быть влюблен в своё дело. Именно таким учителем является моя мама, но мне посчастливилось встретить на своем пути и других учителей. Патрикеева Антонина Павловна, Быкова Наталья Николаевна, Валирахманова Дина Ринатовна, Ерохин Сергей Николаевич – вот те педагоги, которых я никогда не забуду.
… А как же мама? Не изменила ли я ей в своей любви? Нет. Исток остается истоком. И какой бы полноводной река не становилась, разве она не начинается с истока, ее породившего, разве она может забыть его?
…Несомненно, жизнь учителя, опыт его деятельности должны быть осмыслены всем народом. Сохранить память об учителях – задача высокая и благородная. Как хочется, чтобы память об учителе никогда не умирала, чтобы сохранялась она в семье, в школах, в городах, в стране. Учитель должен войти в историю нашего общества, как входят врач и ученый, космонавт и художник, потому что все они во многом обязаны своим учителям.
С Годом учителя Вас, ДОРОГИЕ УЧИТЕЛЯ!

Эссе «Учитель в моей жизни».

«Учитель, сколько надо любви и добра,

чтобы слушали, чтобы верили,

Чтобы помнили дети тебя...»

Я вижу жизнь учителя как снаружи, так и изнутри, потому что моя мама – учитель. Смотря на нее, я понимаю, что это нелегкий путь. Я училась у нее, когда была еще совсем маленькая. Она была сначала мне воспитателем в детском саду, а потом и учителем в школе. Я видела, с какой любовью и теплом изо дня, урока в урок она ведет нас по дороге знаний. По моему мнению, в профессии учителя самое главное – любить свое дело. Когда смотришь на преподавателей, часто бывает ощущение, что они знают абсолютно все, но я вижу, сколько усилий нужно приложить для того, что бы на уроках тебя слушали, слышали и понимали. Моя мама проработала в сфере образования и воспитания более 20 лет. Для нее это профессия, которой она посвятила всю свою жизнь. Каждый ее последующий урок не похож на предыдущий. Когда я спрашивала у своей мамы, кем она хотела быть в детстве, она всегда не задумываясь отвечала: «Учителем». К этой мечте она стремилась с раннего возраста. На ее выбор повлияло то, что она очень любит детей.По этому передомной тоже никогда не стоял вопрос о выборе профессии.

Я – учитель и всегда хотела им быть. Игра в « школу» была любимой у нас с сестрами в детстве. Это и определило мое будущее.

Учитель – значит, ни на кого не похожий: мудрый честный справедливый. Учитель – это тот, с кем никогда не бывает скучно, тот, кто много знает, кто без остановки отдает своё сердце и душу детям.

Л.Н. Толстой писал: "Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, прочел много книг, он - совершенный учитель". Таков, я думаю, идеал учителя, к которому надо стремиться.

Вот уже 13 лет я работаю учителем начальных классов и постоянно задаю вопрос: как построить урок, чтобы детям было интересно учиться, а сама я испытывала бы моральное и профессиональное удовлетворение от своего труда.

Без интереса к предмету методически правильно построенный урок с изложением материала на самом высоком научном уровне, с привлечением необходимых примеров из практической жизни не даст желаемого результата: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться», - писал выдающийся педагог 20 века В. А. Сухомлинский.

Развитие у учащихся интереса к учебе, развитие творческих способностей каждого ученика ставлю целью своей работы.

Для того, чтобы «пробудить» ученика, зажечь в нем костер желания узнавать новое, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность, есть только одно средство: интерес через содержание учебного материала, через новые формы уроков, через внеклассные мероприятия, через приближение изучаемого материала к реальной жизни ученика.

Для осуществления поставленных целей применяю занимательное изложение учебного материала, использую фрагменты из художественной литературы, истории, беру примеры, взятые из повседневной жизни, знакомлю детей с достижениями современной науки и техники.

Проведение новых форм уроков (уроков по сингапурской системе преподавания, уроков-путешествий, исследований, проектов, диспутов, контрольных работ в форме ЕГЭ, игр и др.), использование нетрадиционной системы оценки знаний учащихся, проведение внеклассных мероприятий в форме интеллектуальных игр, и т. д. позволяют активизировать детей, деятельность учащихся пробуждают их познавательный интерес.

Современная психология утверждает, что любому человеку необходима игра, чтобы поддерживать его в нормальном состоянии, обеспечивать психологическую разрядку.

Игра способствует развитию творческих способностей, воспитывает у учащихся стремление к победе и к новым знаниям, развивает мышление, внимание, фантазию.

Поэтому в своей педагогической деятельности я часто использую ролевые игры, игровые моменты, ситуации.

На земле все профессии от людей и только три от Бога - учить, судить и лечить. И от нас учителей зависит, каким будет будущее поколение, а значит, и будущее народа. В моем представлении учитель - это, прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник, в терминологии современной педагогики – «тьютор». Не человек, дающий готовые истины, а сопровождающий детей в поиске истины. Современный педагог, по-моему, - это творческий человек, влюбленный в свое дело и детей. У него всегда есть интересные мысли, приемы, новые подходы к разработке уроков и мероприятий. Он - копилка новых идей.

Я осознаю, что моя профессия - одна из самых ответственных. Учитель ведет по ступенькам взросления будущего рабочего и ученого, воина и космонавта, врача и строителя. Труд его сродни труду хлебороба и строителя: из зерен добра и справедливости выращивает он душу учеников, из кирпичиков знаний складывает их разум, помогает найти свои пути в жизни, осознать свой гражданский долг. А главное, своим словом преподает самую трудную на свете науку - быть человеком.

Новое время выдвинуло очень актуальные требования к образованию: воспитание людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, с креативным мышлением, компетентных. Я горжусь тем, что я – учитель и люблю свою профессию, своих учеников, стараюсь не останавливаться на достигнутом, постоянно идти вперед и учиться чему-то новому.

Главное в работе – не остаться равнодушной к маленьким победам и поражениям воспитанников, вовремя похвалить, подсказать, направить. Терпеливо стараюсь подобрать ключик к каждому ученику. Хочу, чтобы каждый ученик поверил мне, чтобы в каждом зажегся огонек познания, появилось желание учиться, добывать знания самостоятельно.

Для меня «учитель» – это жизнь. Я не работаю учителем, я живу учителем.


Учитель. Кто же это в понимании людей? Словарь С.И.Ожегова даёт такое определение: «Лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель».

Для меня же учитель – это прежде всего человек, передаёт частичку своих знаний, умений, навыков, опыта общения с окружающим миром. Школьный преподаватель не просто рассказывает школьную программу, он делится СВОИМ жизненным опытом с детьми. Другое, что не все хотят учиться и принимать знания.

Многие дети думают, что учитель – это человек, заставляющий учить скучные уроки, и поэтому не позиционируют его, как обычного человека. А ведь это может быть чья-то дочь, счастливая мать, бабушка, жена, сестра. Или же, если преподаватель – мужчина, то муж и отец. Это же тоже люди! Поэтому, если преподаватель по каким-то причинам не нравится, не стоит за глаза говорить о нём неприятные вещи, нужно постараться его уважать, хотя бы чисто по-человечески.

Стараться избегать конфликтов, ведь с учителем предстоит ещё долго учиться и работать бок о бок, так зачем же нарочно портить с ним отношения?

Учебный процесс должен строиться на взаимоуважении. И так же, как учит своих учеников, он сам может многому у детей научиться. В нашей школе все учителя хорошие: понимают детей и помогают разобраться в сложной ситуации.

В мире много непонятных вещей, часть из них мы изучаем в школе, и не всем они понятны с первого раза. Для этого существует учитель: он сам понимает на высоком уровне то, о чём говорит, и рассказывает об этом ученикам более понятными и доступными словами, стараясь делать каждый урок интересным и познавательным.

Наш учитель русского языка и литературы, Вера Алексеевна Дик, очень сильная личность: она пытается вложить нам что-то в умы, помогает понять урок, учит, как правильно писать сочинения, и помогает в редактировании стихов. И всё это она делает блестяще уже много лет и старается вывести нас в люди.

Всё-таки учитель – профессия не из лёгких: с нами, детьми, наверное, очень сложно. Подрастая, дети входят в подростковый возраст, очень тяжёлый для них, сложный и ответственный. Здесь возрастает роль учителя в целом. Бурлящие через край эмоции и амбиции, юношеский максимализм – вот далеко не полный список того, с чем учителю придётся столкнуться в процессе обучения и помочь преодолеть это подростку.

Вообще, все учителя, обучающие нас каждый день, совершают огромный подвиг – справляются с оравой, несущейся, как вихрь, сметающий всё на своём пути. Им за это памятник надо поставить! При жизни.

И всё же для меня учитель – не только преподаватель из школы. Учитель – это каждый человек, встречающийся на моём пути и преподносящий свои уроки в огромной школе, имя которой –
Ж И З Н Ь.

Рецензии

Час пик миновал. Улицы опустели, маршрутки стали ходить реже. Приближались сумерки. На автобусной остановке никого не было. Поджидая маршрутку, я стоял и приплясывал от холода. Скоро Новый Год, а на душе у меня кошки скребут. Любимая женщина перестала со мной общаться и вернулась к мужу. Я вспомнил легендарную Татьяну Филипповну: «М-м-а!.. Ы-а-г-о!.. У-у-э-а-а!..»,- прозвучало у меня в ушах. Такие женщины встречаются редко, разве, что в пропащем Рубцовске, - та теряла сознание, а очухавшись, бежала в ванну, сшибая всё на своём пути!..

Один поэт принёс в редакцию журнала «РУБЦОВСК» целый ворох стихов о собаках. Редактор, просмотрев писанину сказал:
- Вы пробовали, читать это собакам?
- Пробовал. Облаяли!
- Вот видите! Читатели журнала могут вас и покусать!...(Здесь, разрешается смеяться)

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.