» » Политическое устройство франции в начале 20 века. История Франции (кратко)

Политическое устройство франции в начале 20 века. История Франции (кратко)

В ходе Второй мировой войны Франция частично была оккупирована Германией, а частично управлялась лояльным Германии правительством маршала Петена. При этом как на территории Франции, так и за ее пределами действовало движение Сопротивления, участники которого боролись за освобождение страны. Лидером этого движения был генерал Шарль де Голль, который к концу войны стал национальным героем. После освобождения Франции он стал главой временного правительства.

События

1946 г. - принятие конституции Четвертой республики (1946-1958). Де Голль выступал за президентскую республику с самими широкими полномочиями президента, однако в итоге была принята конституция, согласно которой Франция по форме правления стала ближе к парламентской республике, а власть президента была достаточно слабой. Де Голль подал в отставку и перешел в оппозицию.

1946 г. - начало деколонизации Франции: независимость получили ее протектораты Сирия и Ливан. В дальнейшем Франция утратила практически все свои колонии - в Индокитае, Африке и др.

1954 г. - начинается антифранцузское восстание в Алжире. Алжир обладал статусом не колонии, а одного из департаментов Франции, в нем жило большое число этнических французов. Борьба была очень ожесточенной и расколола французское общество на тех, кто был готов отказаться от Алжира, и тех, кто готов был удерживать его любой ценой.

1958 г. - на пике алжирского кризиса де Голль становится премьер-министром с чрезвычайными полномочиями. Принимается конституция Пятой республики (действует по настоящее время), президентские полномочия существенно расширены, в январе 1959 г. президентом становится де Голль.

1962 г. - провозглашена независимость Алжира.

1966 г. - Франция выходит из НАТО. Франция была одной из стран - основательниц НАТО, однако де Голлю было не по душе доминирование США, при нем Франция стремилась проводить независимую внешнюю политику.

Май 1968 г. - массовые выступления студентов и рабочих, известные как Красный май . Первыми выступили студенты, многие из которых разделяли левые идеи; они протестовали против общей атмосферы несвободы в стране и лично де Голля, которого считали узурпатором, принадлежащим к тому же ушедшей эпохе. Студенческие демонстрации разгонялись полицией, однако вскоре к студентам присоединились миллионы рабочих, недовольных своим положением. Правительству удалось погасить волнения, но положение де Голля пошатнулось; в 1969 г. он вышел в отставку. После отставки де Голля и вплоть до сегодняшнего дня Франция отличается относительной политической стабильностью.

Октябрь - ноябрь 2005 г. - массовые беспорядки во Франции. После деколонизации многие жители бывших колоний (в первую очередь из Африки - как Черной, так и арабской) иммигрировали во Францию и получили французское гражданство. При этом уровень их интеграции во французское общество оказался довольно низким. Для этой социальной группы характерно компактное проживание в неблагополучных районах и высокий уровень безработицы. Именно в таких районах осенью 2005 года вспыхнули массовые беспорядки, выражавшиеся в столкновениях с полицией, поджогах машин и магазинов, погромах и мародерстве. Эти события запустили очередной виток дискуссии о проблемах социальной интеграции мигрантов.

7 января 2015 г. - террористическая атака исламистов на редакцию сатирического журнала Charlie Hebdo, публиковавшего среди прочего карикатуры на пророка Мухаммеда. Погибли 12 человек, по числу жертв этот теракт является крупнейшим в истории Франции. Действия террористов вызвали многомиллионные акции протеста и солидарности с жертвами по всему миру (см.: Charlie Hebdo).

Заключение

Послевоенная история Франции, на первых порах сопряженная с определенной нестабильностью, связанной с процессами деколонизации, в дальнейшем характеризуется достаточно устойчивым развитием и отсутствием значительных потрясений, за исключением событий мая 1968 года. В настоящий момент основные угрозы и проблемы во Франции связаны с положением выходцев из бывших французских колоний, а также с исламистским терроризмом.

В 1946 году, на следующий год после окончания Второй мировой войны, во Франции установилась т.н. Четвёртая республика , просуществовавшая до 1958 года. Этот период истории Франции характеризуется восстановлением экономики и промышленности, связанным с «планом Маршалла» (американская финансовая помощь странам Европы взамен на фактическую зависимость во внешних делах). В 1949 году Франция вступила в НАТО . Этот же период времени характеризуется началом падения колониальной Франции: Сирия и Ливан обрели независимость. Тогда же Франция поддерживала реакционный режим в Индокитае, посылая туда свои войска. В 1951 году вместе с ФРГ, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом Франция вступила в Европейское объединение угля и стали - прообраз Евросоюза (ЕС).

Рис. 1. Шарль де Голль ()

В 1958 году к власти пришёл генерал (см. Рис. 1). В том же году на референдуме (всенародном голосовании) была принята Конституция Пятой республики , которая значительно расширила функции президента. В годы правления де Голля Франция переживала распад колониальной системы. В 1960-х гг. Франция потеряла практически все свои колонии - Алжир, Тунис, Чад, Мали, Сенегал и прочие. В 1968 году начались т.н. «Майские события ». Французская молодёжь и студенчество из-за кризиса перепроизводства оказались в состоянии массовой безработицы, ухудшились условия жизни. В университетских городках царили жёсткие административные порядки. В начале мая 1968 года студенческую демонстрацию жестоко разогнала полиция. К объявившим забастовку студентам присоединились профсоюзы, члены которых также находились в удручающем социально-экономическом положении. Манифестации безжалостно подавлялись войсками и полицей, что ещё больше вызывало гнев со стороны бастующих и симпатии простых французов. Всё больше и больше французов требовали отставки де Голля и социальных преобразований. В итоге «Красный Май» положил начало кризису Пятой республики и через год отправил в отставку президента де Голля (см. Рис. 2).

Рис. 2. «Красный Май» в Париже ()

В 1969 году к власти пришёл голлист (сторонник де Голля) Жорж Помпиду . Началось «30-летие благополучия» . Были проведены социальные и экономические преобразования, произошла модернизация сельского хозяйства, большие капиталовложения делались в компьютеризацию и информатизацию Франции. Во внешней политике наметился процесс сближения капиталистической Франции и СССР.

Преемником Помпиду в 1974 году стал Валери Жискар д’Эстен , продолживший модернизацию французской промышленности и экономики. Особый упор стал делаться на развитие и высокотехнологичные программы. Во внешней политике Франция стала постепенно возвращаться в лоно американской политики и северо-атлантического альянса - НАТО. Вторая половина срока пришлась на сильный экономический кризис, итогом которого стала политика «жёсткой экономии», что привело к фактическому прекращению финансирования французских территорий в тропической Африке и в скором времени их потере.

В 1981 году новым президентом Франции был избран социалист Франсуа Миттеран (см. Рис. 3). При нём начался экономический подъём, были реализованы многие социальные программы, был начат поворот на очередное сближение с СССР.

Рис. 3. Франсуа Миттеран и Михаил Горбачев ()

В 1995 году новым президентом стал Жак Ширак , при котором Франция вернулась на позиции голлизма во внешней политике, т.е. дистанцирования от США, оставаясь в блоке НАТО. Во внутренней политике Ширак придерживался либерализма и в то же время позволял себе государственное вмешательство в рынок.

В 2007 году президентом Франции был избран Николя Саркози . При нём Франция стала играть одну из ведущих ролей в европейской политике. Являясь, в условиях разразившегося экономического кризиса 2008 года, ведущей европейской державой, Франция наряду с Германией явились форпостами политики и экономики ЕС. Во внешней политике Франция Саркози являлась убежденной сторонницей евроинтеграции . Во время грузино-осетинского конфликта 2008 года Саркози выступал в роли посредника между враждующими сторонами.

В 2012 году Саркози проиграл выборы президента, уступив свое место социалисту Франсуа Олланду (см. Рис. 4).

Рис. 4. Президент Франции Олланд ()

Список литературы

  1. Шубин А.В. Всеобщая история. Новейшая история. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. - М.: Московские учебники, 2010.
  2. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история, 9 класс. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Сергеев Е.Ю. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. - М.: Просвещение, 2011.

Домашнее задание

  1. Прочитайте параграф 19, стр. 197-200 учебника Шубина А.В., и ответьте на вопрос 4 на стр. 202.
  2. Почему внешняя политика Франции была направлена на лавирование между СССР и США?
  3. Чем можно объяснить события «Красного Мая»?
  1. Интернет-портал Coldwar.ru ().
  2. Интернет-портал Marksist.blox.u/ ().
  3. Эксперт ().

ГЛАВА I. ФРАНЦИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Политическая система и политические объединения

В последней четверти XIX в. во Франции был установлен республиканский режим. Вторую империю сменила Третья республика. Основным законом страны стала Конституция 1875 года, государственным символом - сине-бело-красный флаг, гимном - «Марсельеза», главным национальным праздником 14 июля - День взятия Бастилии. В стране были введены демократические свободы - избирательное право, свобода объединений в союзы и ассоциации, собраний, митингов, шествий, слова, вероисповедания и т.п.

Согласно Конституции 1875 года, главой исполнительной власти в стране являлся президент республики. Он назначал и отстранял от должности председателя совета министров и других министров, но был лишен права принимать единолично какие-либо важные решения. Президент республики представлял Францию на международной арене, подписывал декреты и обнародовал законы, мог возвращать законы на повторное обсуждение в парламент, обладал правом помилования.

Законодательная власть в стране принадлежала двухпалатному парламенту. Нижняя палата - Палата депутатов - избиралась на всеобщих выборах сроком на четыре года, верхняя - Сенат - специальными коллегиями выборщиков на девять лет с переизбранием трети ее состава каждые три года (не считая нескольких десятков пожизненных сенаторов). Право голоса имели только мужчины не моложе 21 года, кроме военнослужащих. На конгрессе - совместном заседании обеих палат - избирался президент республики сроком на семь лет и принимались поправки к конституции.

Обе палаты занимались рассмотрением и принятием законов и утверждением бюджета. Сенат имел право «задерживающего вето», т.е. мог вернуть на повторное рассмотрение законы, принятые Палатой депутатов. Однако центром политической жизни страны была нижняя палата парламента. Партии и объединения, располагавшие большинством мест в Палате депутатов, формировали правительство, которое несло, перед парламентом ответственность. Кабинет обязан был уходить в отставку, если того требовало более половины депутатов. Во французском парламенте конца XIX в. заседали представители различных политических направлений: монархисты, республиканцы, клерикалы, радикалы, социалисты и др.

В период становления Третьей республики высшие государственные лица и парламент страны получили постоянные резиденции, существующие по сей день. Резиденцией президента Франции стал Елисейский дворец, председателя совета министров - Матиньонский. Заседания Палаты депутатов проходили в Бурбонском дворце, Сената - в Люксембургском.

Начало XX в. для Франции стало временем образования основных политических партий страны и складывания классической французской многопартийной системы. На правом фланге политического спектра Франции находились Демократический альянс и Республиканская федерация.

Демократический альянс был образован в 1901 г. республиканцами различных оттенков, представлявшими собой мелкие политические группы. Основным лозунгом партии стал девиз консерваторов «ни революции, ни реакции».

В 1903 г. умеренные республиканцы провозгласили создание Республиканской федерации. Партия активно выступала в защиту традиционного уклада жизни, критиковала реформы, направленные на модернизацию общественных отношений, в особенности антиклерикальное законодательство, а также проповедовала национализм. Обе правые партии выражали интересы французской крупной буржуазии.

Республиканская партия радикалов и радикал-социалистов (радикалы), возникшая в 1901 г., объединила левые силы, приверженные идеалам демократической республики при сохранении частной собственности на средства производства. Программа радикалов носила умеренно-реформистский характер и предусматривала укрепление и защиту республиканских учреждений, а также активную социальную политику, борьбу с клерикализмом.

Самый левый фланг французской партийно-политической системы представляла Социалистическая партия. Она была образована в 1905 г. и официально носила название Французская секция рабочего интернационала (СФИО). Партия широко пропагандировала социалистические лозунги, но фактически шла по пути социал-реформизма.

Объединения, возникшие во Франции в начале XX в., не сразу приобрели отчетливое организационное оформление. Их интересы разделяли далеко не все политические и государственные деятели. Многие из них представляли мелкие течения и группировки или вообще были независимыми. Среди французских политиков периода Третьей республики наряду с радикалами и социалистами встречались умеренные республиканцы, республиканцы-оппортунисты, независимые социалисты и т.д. За период своей карьеры отдельные политики покидали ряды одного объединения и примыкали к другому, причем порой прямо противоположного толка. Так радикалы и социалисты иногда переходили в правый лагерь. Внутри каждой отдельной партии, как правило, существовало несколько направлений. В связи с этим вполне уместными были и такие определения политиков, как «правый радикал» или «левый республиканец». Представителей партий Демократический альянс и Республиканская федерация часто называли просто правыми, хотя в их рядах находились республиканцы разного толка.

Еще в 1895 г. была основана крупнейшая профсоюзная организация Франции - Всеобщая конфедерация труда (ВКТ). Следуя по пути классовой борьбы, ВКТ спустя некоторое время перешла на позиции анархо-синдикализма. Высшей формой организации рабочего класса анархо-синдикалисты считали именно профсоюзы (синдикаты). Они подчеркивали необходимость классовой борьбы против капитализма путем «прямого действия» - стачки, бойкот, саботаж, но отвергали диктатуру пролетариата и руководящую роль политических партий рабочего класса.

Из книги Наполеоновские войны автора

Наполеоновская Франция и самодержавная Россия в начале ХIХ столетия Для того чтобы охарактеризовать внешнеполитическую ситуацию в Европе, начнем с прихода к власти в 1799 г. во Франции путем правительственного переворота (18 брюмера) честолюбивого и талантливого генерала

Из книги Из истории зубоврачевания, или Кто лечил зубы российским монархам автора Зимин Игорь Викторович

Глава 5 Зубоврачевание в конце XIX – Начале XX века Когда цесаревич Николай Александрович стал императором Николаем II, ему было 26 лет, его жене Александре Федоровне – 22 года. В этом возрасте стоматологические проблемы еще сильно не беспокоят. Однако рождение императрицей

Из книги История нового времени. Шпаргалка автора Алексеев Виктор Сергеевич

81. ФРАНЦИЯ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ Экономическое развитие Франции тормозилось не только нехваткой финансовых средств, но и недостатком сырья и угля, машин и оборудования, которые приходилось ввозить из Англии и Германии. В то же время развитие французской промышленности

Из книги Политическая история Франции XX века автора Арзаканян Марина Цолаковна

ГЛАВА VII. ФРАНЦИЯ В КОНЦЕ XX ВЕКА

автора Сказкин Сергей Данилович

10. Франция в начале XX века (1900–1914 годы)

Из книги История Франции в трех томах. Т. 2 автора Сказкин Сергей Данилович

Третья республика Франция в начале xx века (гл. 9, 10) Классики марксизма-ленинизма Маркс К. Введение к программе Французской рабочей партии. - Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 19Энгельс Ф. Вопреки всему. Приветствие французским рабочим к Первому мая 1893 г. - Маркс К. и Энгельс Ф.

Из книги Дорогой славы и утрат. Казачьи войска в период войн и революций автора Трут Владимир

Глава 1 Казачество в начале XX века

Из книги Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс автора Шубин Александр Владленович

Глава 9 Человечество в начале XXI века «Мы окружены катастрофическими результатами исполнения планов того, что считалось «неизбежной необходимостью» как на Востоке, так и на Западе». Историк Теодор Шанин «Монумент века», сооружённый в Пекине в честь наступления

Из книги Все сражения русской армии 1804?1814. Россия против Наполеона автора Безотосный Виктор Михайлович

Франция наполеоновская и Россия самодержавная в начале ХIХ столетия Для того чтобы охарактеризовать внешнеполитическую ситуацию в Европе, начнем с прихода к власти в 1799 г. во Франции путем правительственного переворота (18 брюмера) честолюбивого и талантливого генерала

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Франция в начале XX в.: на пути к реваншу Военная катастрофа 1870 г. наложила глубочайший отпечаток на всю последующую историю французского общества вплоть до Первой мировой войны. Крушение Империи остро поставило вопрос о выборе новых форм политической организации

автора Бурин Сергей Николаевич

Глава 2 Европа в XIX – начале XX века «Вопрос заключается в том, каким путём будет достигнут единый мировой порядок. Это может произойти в результате отчаяния, путём насилия… Но может быть и результатом переговоров и глубокого понимания взаимных противоречий». Немецкий

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 12. Франция во второй половине XIX – начале XX века Вторая империя и её политикаПосле избрания Луи Бонапарта президентом Франции (декабрь 1848 г.) политические страсти не утихли. Летом 1849 г. после митингов протеста президент предал суду оппозиционных лидеров и отменил

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

Глава 5 Мир в конце XIX – начале XX века «Если суждена ещё когда-либо война в Европе, она начнётся из-за какого-нибудь ужасно несуразного случая на Балканах». Германский политик О. фон Бисмарк Союз России и Франции. Иллюстрация из французского

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

Глава 2 Европа в XIX – начале XX века «Вопрос заключается в том, каким путем будет достигнут единый мировой порядок. Это может произойти в результате отчаяния, путем насилия… Но может быть и результатом переговоров и глубокого понимания взаимных противоречий». Немецкий

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 11. Франция во второй половине XIX – начале XX века Вторая империя и ее политикаПосле избрания Луи Бонапарта президентом Франции (декабрь 1848 г.) политические страсти в стране на время утихли, наметилась и экономическая стабилизация. Это позволило президенту три года

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

Глава 5 Мир в конце XIX – начале XX века «Если суждена еще когда-либо война в Европе, она начнется из-за какого-нибудь ужасно несуразного случая на Балканах». Германский политик Отто фон Бисмарк Союз России и Франции. Иллюстрация из французского

В начале XX века Франция окончательно превратилась в страну монополистического капитала.

В начале XX в. Франция оставалась аграрно-индустриальной державой. 56 процентов населения страны проживало в деревнях. По темпам промышленного развития Франция отставала от США и Германии, а по некоторым показателям - от Англии и России. Такое положение сложилось отчасти из-за последствий франко-прусской войны 1870-1871 гг. Она нанесла значительный урон хозяйству страны. По заключенному после войны Франкфуртскому миру Франция потеряла Эльзас и Лотарингию - две наиболее развитые промышленные области, а также выплачивала Германии огромную денежную контрибуцию.

В экономике Франции доминировала легкая промышленность: швейная, текстильная, кожевенная. Она значительно опережала традиционные отрасли французской тяжелой промышленности: металлургическую, горнодобывающую и химическую. В стране наряду с продолжающими развиваться бумажной, полиграфической и пищевой появились и новые отрасли экономики - электроэнергетика, авиационная и автомобильная промышленность, судостроение. Сельское хозяйство шло по пути развития как земледелия, так и животноводства.

Концентрация производства и капитала привела к созданию крупных монополий, игравших решающую роль в хозяйственной жизни страны, и формированию финансового капитала. Объединение «Комите де Форж» производило 3/4 чугуна и стали страны, «Комите дез Уйер» практически полностью монополизировало добычу угля. Концерн «Сен-Гобен» господствовал в химической промышленности. Пять крупнейших банков во главе с Французским банком распоряжались 2/3 общей суммы вкладов в стране.

Основу промышленности Франции составляло мелкое производство. Около 60% французских рабочих трудились на мелких предприятиях, занимавших не более 10 человек. Крупные, хорошо оснащенные предприятия были немногочисленными. Высокие таможенные пошлины защищали французских предпринимателей от иностранной конкуренции, что стояло на пути расширения производства. Замедленность темпов промышленного развития при высокой степени концентрации финансового капитала привела к тому, что французская буржуазия предпочитала размещать свободные капиталы за границей. Вывоз капитала стал главной особенностью французского капитализма первой половины XX в.

Заграничные капиталовложения Франции чаще всего представляли собой не производительный, а ссудный капитал, обычно в форме государственных займов, размещаемых главным образом в Европе. Перед Первой мировой войной объем французских капиталовложений за границей в полтора раза превышал капиталовложения в промышленность и торговлю самой Франции. 65% французского экспортного капитала приходилось на Европу, в том числе почти 30% - на Россию.

Французская крупная буржуазия получала от вывоза капитала огромные прибыли. Доходы от него имели и представители мелкой буржуазии и рабочего класса, вкладывавшие свои сбережения в облигации иностранных займов и другие ценные бумаги. Общее число держателей французских ценных бумаг составляло 4-5 млн человек. Из них не менее 2 млн относилось к разряду рантье - людей, живших на доходы от ценных бумаг. Вместе с семьями они составляли 10-12% населения страны, поэтому Францию накануне Первой мировой войны часто называли «государством рантье».

На рубеже XIX-XX вв. во Франции были достигнуты большие успехи в области науки, особенно физики, химии, медицины. В жизнь французов стали входить автомобиль, электричество, телеграф, телефон, фотография. В самом конце XIX в. братья Жан-Луи и Огюст Люмьеры изобрели кинематограф. Все большую популярность в стране приобретал спорт. Французу барону Пьеру де Кубертену принадлежала идея возрождения древнегреческой традиции проведения Олимпийских игр.

Французская колониальная империя в начале XX в. по своим размерам уступала лишь английской. Первые попытки французских колониальных захватов относились к XVI в. - эпохе Великих географических открытий. Начиная с XVII в. колониальная экспансия проводилась при непосредственном участии государства. В течение двух последующих веков Франция завоевала внушительные территории в Азии, Африке, Америке. Накануне Первой мировой войны французские колониальные владения составляли 10,6 млн км 2 с населением 55,5 млн человек (площадь метрополии в это время составляла 500 тыс. км 2 , население - 39,6 млн человек). Франции принадлежали:

в Африке - Алжир, Тунис, Марокко, Французское Сомали, Французская Западная Африка, Французская Экваториальная Африка, острова Мадагаскар и Реюньон;

в Азии - Кохинхина, Камбоджа, Аннам, Тонкий, Лаос, Французская Индия;

в Америке - Гваделупа, Мартиника, Французская Гвиана, острова Сен-Пьер и Микелон;

в Океании - Французская Полинезия, Новая Каледония, Новые Гебриды (совместное владение с Великобританией).

Внутренняя политика

Монархические группировки – орлеанисты, легитимисты и бонапартисты – соперничали в борьбе за власть. Разногласия между этими течениями затрудняли реставрацию монархии. Национальное собрание, избранное в феврале 1871 г. состояло в подавляющем большинстве из монархисты, лидерами которых была титулованная знать. Поэтому Францию тех лет иронически называли «республикой герцогов». Их объединял только страх перед новым выступлением народа. Национальное собрание в 1872 г. приняло закон, угрожавший заключением в тюрьме на срок от 2 до 5 лет за пропаганду социализма.

21 января 1875 г. Учредительное собрание приступило к обсуждению закона о форме политического строя. Слово «республика» упоминалось лишь в статье, устанавливавшей порядок выборов президента.

Исполнительная власть принадлежала президенту и Совету министров, который назначался президентом.

Конституция просуществовала до 1940 г.

В 1879 г. впервые пост президента занял умеренный республиканец Ж. Греви.

Взяв власть в свои руки республиканцы перевели правительство из Версаля в Париж. Марсельезу сделали национальным гимном, провозгласили национальным праздником Французской республики 14 июля, день взятия Бастилии. Республиканцы снискали себе популярность своими требованиями упразднения Сената, отделения церкви от государства, введения прогрессивно-подоходного налога. В 1880 г. они провели закон об амнистии участникам Парижской коммуны. В 1884 г. был принят закон о легализации профессиональных союзов, а также осуществлены незначительные ограничения эксплуатации детей и женщин-работниц.

Следствием введения протекционистских ввозных пошлин было вздорожание жизни.

Были осуществлены реформы, направленные на введение всеобщего бесплатного светского обучения. Растущее в стране недовольство политикой республиканцев сумели использовать монархически настроенные офицеры, которые призывали к реваншу: требовали возвращения Эльзаса и Лотарингии. Некоторые и них мечтали о новом диктаторе, способном сплотить массы и армию для победной войны с Германией.

Отличительной чертой политической системы Третьей республики была министерская нестабильность. С начала XX в. и до Первой мировой войны во Франции четыре раза проводились выборы в Палату депутатов (1902, 1906, 1910 и 1914). За это время у власти сменилось двенадцать кабинетов. Однако такая частая смена правительств не нарушала деятельности административного государственного аппарата. Вновь назначаемый декретом президента республики председатель совета министров и остальные министры не меняли порядка работы как кабинета в целом, так и отдельных министерств.

В 1902-1914 гг. у власти во Франции стояли главным образом кабинеты, возглавляемые радикалами.

Правительство радикала Эмиля Комба (июнь 1902 г. - январь 1905 г.) основную задачу видело в борьбе с клерикализмом. В 1905 г. был принят закон об отделении церкви от государства: упразднялось выделение государственных средств на нужды церкви (отныне она содержалась за счет верующих); гарантировалась свобода отправления религиозных культов при условии обеспечения общественного порядка; государство отказывалось от права вмешиваться в назначение священнослужителей и определение границ между церковными округами; католические священники стали назначаться исключительно римским папой; церковные здания, построенные до 1905 г., переходили в собственность коммун, которые устанавливали плату за пользование ими. Дипломатические отношения Франции с Ватиканом были прерваны.

Кабинет Комба в 1904 г. принял закон о 10-часовом рабочем дне для мужчин. За несколько лет до этого, в 1898 г., во Франции были введены пособия для пострадавших от несчастных случаев на производстве и первые пенсии по старости для мужчин, достигших 70 лет. Отставая от английского и немецкого, французское социальное законодательство в течение последующих десятилетий находилось в центре внимания внутренней политики страны.

При преемнике Комба республиканце-оппортунисте Морисе Рувье (январь 1905 г. - февраль 1906 г.) парламент законодательно определил срок военной службы, снизив его с трех до двух лет.

Правительство радикала Жоржа Клемансо (октябрь 1906 г. ‑ июль 1909 г.) ставило своей главной целью проведение социально-экономических реформ. Однако новые законы о рабочих пенсиях и коллективных договорах профсоюзов с предпринимателями, сокращении продолжительности рабочего дня, реформировании налоговой системы и др. остались лишь заявленными. Основным направлением деятельности кабинета стала борьба с забастовочным движением. В прокатившейся по стране волне стачек и забастовок участвовали рабочие и крестьяне, требующие улучшения условий жизни и труда. Под руководством анархо-синдикалистов и социалистов бастующие часто прибегали к насильственным действиям против фабричной администрации, штрейкбрехеров и сил правопорядка. Клемансо, убежденный сторонник применения жестких мер, широко использовал армейские части, которые вводились в места стачек и забастовок.

Министерство Клемансо сменил кабинет независимого социалиста Аристида Бриана (июль 1909 г. - ноябрь 1910 г.). Новый председатель совета министров продолжал политику своего предшественника, применяя силовые методы по отношению к бастующим. Наряду с этим в 1910 г. правительство Бриана провело в парламенте закон, подтверждавший обязательную выплату пенсий рабочим и крестьянам.

Франция в системе международных отношений.

В конце XIX - начале XX в. неравномерность развития передовых капиталистических стран Европы привела к возникновению между ними серьезных разногласий и противоречий. На Европейском континенте начали складываться два противостоящих друг другу блока государств. Самую активную роль в этом процессе играла Германия, стремившаяся к переделу мира, в частности колониальных владений, в свою пользу.

В 1879 г. Германия заключила военный договор с Австро-Венгрией. Затем, используя франко-итальянский конфликт из-за обладания Тунисом, Германия нашла себе союзника в лице Италии. В 1882 г. в Вене был заключен первый союзный договор, положивший начало Тройственному союзу. Договор предусматривал, что при неспровоцированном нападении на одного или двух его участников двух или нескольких великих держав, не участвующих в нем, в войну с этими державами вступают все подписавшие договор. Последние в свою очередь обязывались в случае общего участия в войне не заключать сепаратный мир и держать договор в тайне.

Подписание второго и третьего договоров держав Тройственного союза пришлось соответственно на 1887 г. и 1891 г. Они подтверждали все положения договора 1882 г. Последний, четвертый, договор представители Германии, Австро-Венгрии и Италии подписали в Берлине в 1902 г.

Политика военно-политической группировки Тройственного союза была направлена в первую очередь против Франции и России. Такая ситуация привела к сближению двух держав. В 1891 г. было заключено русско-французское политическое соглашение: стороны условились консультироваться по всем вопросам, могущим «угрожать всеобщему миру», а в случае, если одно из государств оказалось бы под угрозой нападения, договориться о принятии совместных мер. В подписанной через год (1892 г.) русско-французской военной конвенции союзники обязывались оказать друг другу военную помощь в случае нападения Германии.

Одновременно Франция стремилась урегулировать отношения с Италией, пытаясь оторвать ее от Тройственного союза. Как только Франции и Италии удалось разграничить сферы влияния в Северной Африке, начался процесс итало-французского сближения. В результате в 1902 г. в Риме между двумя странами было заключено соглашение, по которому Италия обязалась соблюдать нейтралитет в случае нападения Германии на Францию. Формально Италия продолжала входить в Тройственный союз и участвовала в его возобновлении в 1902 г., тайно информировав Францию об этом акте.

Англия в конце XIX - начале XX в. держалась особняком. Придерживаясь курса «блестящей изоляции», она надеялась добиваться своих целей, играя на противоборстве двух союзов и выступая в роли арбитра. Тем не менее нарастание англо-германских противоречий вынудило Англию приступить к поиску союзников. В 1904 г. было подписано англо-французское соглашение, в 1907 г. - русско-английское. Так в противовес Тройственному союзу была создана Антанта (Тройственное согласие).

Противоречия стран Антанты с Германией постоянно нарастали, выливаясь в открытые международные конфликты, и в конечном счете привели к Первой мировой войне.

48. Англия в конце XIX - начале ХХ в. Кризис "классического" либерализма. Особенности политики социального реформизма. Внешняя политика.

К началу XX в. Англия утратила первое место по объему промышленного производства, но оставалась сильнейшей морской, колониальной державой и финансовым центром мира. В политической жизни продолжалось ограничение монархической власти и усиление роли парламента.

Экономическое развитие. В 50 ‑70-х гг. экономические позиции Англии в мире были прочны, как никогда. В последующие десятилетия рост промышленного производства продолжался, но значительно медленнее. По темпам развития английская промышленность отстала от американской и германской. Причина этого отставания заключалась в том, что фабричное оборудование, установленное еще в середине XIX в., устарело. Для его обновления требовались крупные капиталы, но банкам было выгоднее вкладывать деньги в другие страны, чем в национальную экономику. В результате Англия перестала быть «фабрикой мира» и в начале XX в. по объему промышленного производства оказалась на третьем месте - после США и Германии.

Как и в других европейских странах, к началу XX в. в Англии возник ряд крупных монополий: трест Виккерса и Армстронга в военном производстве, табачный и соляной тресты и др. Всего их насчитывалось около 60.

Сельское хозяйство в конце XIX в. переживало кризис, вызванный ввозом дешевого американского зерна и падением цен на местную сельскохозяйственную продукцию. Землевладельцам пришлось сократить посевные площади, а многие фермеры вообще разорились.

Несмотря на утрату промышленного первенства и сельскохозяйственный кризис, Англия оставалась одной из богатейших стран мира. Она владела громадными капиталами, имела самый большой флот, господствовала на морских путях, оставалась крупнейшей колониальной державой.

Политический строй. В это время происходило дальнейшее развитие системы парламентаризма. Роль кабинета министров и его главы повысилась, а права монарха и палаты лордов были еще более ограничены. С 1911 г. решающее слово при принятии законов принадлежало палате общин. Лорды могли лишь затянуть утверждение законопроектов, но были не в состоянии провалить их совсем.

В середине XIX в. в Англии окончательно сформировалась двухпартийная система. Страной поочередно правили две крупные буржуазные партии, изменившие свои названия и усилившие органы руководства. Тори стали именоваться консерваторами, а виги приняли название либеральной партии. Несмотря на различия в политической ориентации, обе партии энергично защищали и укрепляли существующий строй.

Внутренняя политика либералов и консерваторов. Правящие круги ощущали сильное давление со стороны рабочего класса и мелкой буржуазии, которые добивались улучшения экономического положения и расширения политических прав. Чтобы не допустить больших потрясений и сохранить власть, либералы и консерваторы вынуждены были провести ряд реформ.

В результате их осуществления намного увеличилось число избирателей, хотя права голоса не получили женщины и бедняки-мужчины (до 1918 г.). Было подтверждено право трудящихся на забастовки. С 1911 г. рабочим стали выплачивать пособия по болезни, инвалидности и безработице.

Особенностью политического развития Англии было расширение демократии путем проведения мирных реформ, а не в результате революций, как во Франции и США.

Буржуазный реформизм.

Подъем рабочего движения и обострение классовой борьбы привели наиболее дальновидных деятелей либеральной партии к пониманию необходимости социальных реформ, которые облегчили бы положение трудящихся, ограничили привилегии богачей, установили "классовый мир" и предотвратили возможность революции. Одним из первых идеологов и практиков буржуазного реформизма был видный политический деятель Великобритании Дэвид Ллойд Джордж.

В 1908 г. парламент принял законы о 8-часовом рабочем дне для горняков, занятых на подземных работах, и о пенсиях по старости для трудящихся, достигших 70 лет. Такие пенсии называли "пенсиями для покойников", потому что лишь немногие рабочие доживали до этого возраста, но тем не менее это был шаг вперед в создании системы социального обеспечения. Затем были введены пособия по безработице и по болезни, составлявшиеся из страховых взносов рабочих и предпринимателей при субсидии государства. Предприниматели больше не могли препятствовать профсоюзной агитации и требовать от профсоюзов возмещения убытков, причиненных стачками.

Внешняя и колониальная политика. Лидеры и консерваторов, и либералов стремились к расширению Британской империи (так с 70-х гг. XIX в. называлась Великобритания вместе с колониями).

В Северной Африке Англия оккупировала Египет и захватила Судан. В Южной Африке главной целью англичан был захват республик Трансвааля и Оранжевой, основанных потомками голландских переселенцев - бурами. В результате англо-бурской войны (1899-1902) 250-тысячная армия англичан одержала победу, и бурские республики стали английскими колониями. В Азии Англия оккупировала Верхнюю Бирму, Малайский полуостров, укрепила позиции в Китае. Войны англичан сопровождались безжалостным истреблением местных жителей, оказывавших колонизаторам упорное сопротивление.

Накануне первой мировой войны Британская империя занимала территорию в 35 млн кв. км с населением свыше 400 млн человек, что составляло более пятой части площади земной суши и четвертую часть населения мира.

Эксплуатация колоний давала Англии огромные прибыли, позволявшие повышать заработную плату рабочим и тем самым смягчать политическую напряженность.

Колониальные захваты приводили к столкновению Англии с другими странами, тоже стремившимися захватить побольше чужих земель. Самым серьезным противником англичан становилась Германия. Это вынудило английское правительство заключить союзные договоры с Францией и Россией.

Колониальная политика и ирландский вопрос в начале XX в. Важную роль в политической жизни Англии продолжала играть колониальная политика. Стремясь создать сплошную цепь английских владений через всю Африку, от Каира на севере до Кейптауна на юге, английские власти вступили в конфликт с двумя небольшими южноафриканскими республиками - Трансвааль и Оранжевая.

В 1899 г. буры начали военные действия против английских войск, расположенных в пограничных британских колониях. Началась англо-бурская война, которая длилась два с половиной года. В 1902 г. война закончилась поражением буров. Трансвааль и Оранжевая республика стали частью Британской империи, получив право на самоуправление, как и другие переселенческие колонии.

В начале XX в. обострилась обстановка в Ирландии. После того как английский парламент отклонил законопроект о гомруле, наиболее радикальная часть ирландской буржуазии и интеллигенции пришла к выводу, что нужно добиваться не гомруля, а полного освобождения Ирландии. В 1908 г. они создали "партию шинн фейн" (по-ирландски "мы сами"), которая провозгласила главными целями создание национального ирландского правительства, возрождение самостоятельной ирландской экономики и превращение Ирландии в процветающую аграрно-индустриальную державу.

Чтобы избежать расширения конфликта, правительство либералов в 1912 г. внесло в парламент новый законопроект о гомруле. Он предусматривал создание ирландского парламента и ответственных перед ним местных органов власти, но высшая правительственная власть должна была сохраняться в руках английского наместника (вице-короля). Вне компетенции ирландского парламента оставались такие важнейшие вопросы, как внешняя политика, управление вооруженными силами, налогообложение.

Несмотря на эти ограничения, проект гомруля встретил ожесточенное сопротивление консерваторов. Не имея большинства в палате общин, они использовали свое преобладание в палате лордов, чтобы помешать принятию законопроекта. В 1912-1914 гг. одобренный палатой общин законопроект дважды отклонялся палатой лордов.

Тем временем началась первая мировая война и правительство либералов пошло на уступки. В сентябре 1914 г. палата общин в третий раз одобрила законопроект о гомруле. Он стал законом, но Олстер исключался из сферы его действия, а проведение закона в жизнь откладывалось до окончания войны.

Де Голль представлял собой интеллектуала особого рода, чья жизнь про-шла в размышлениях на темы разума, власти и философии истории. Он не раз подчёркивал, что французы обладают ясностью мысли, но у них отсутствует воля к действию. По де Голлю, государство должно символизировать мораль-ные и культурные ценности . Он считал французскую цивилизацию по преиму-ществу демократической, сочетающей продолжительную историю культурного развития со свободой, указывая, что «существует многовековой пакт между величием Франции и свободой мира, следовательно, демократия неразрывным образом переплетается с наилучшим пониманием интересов Франции».

Политика голлизма

Политическую философию «голлизма» отражала конституция Пятой республики которую создал де Голль, и была принята 17,5 млн голосов против 4,5 млн.

Главной идеей «голлизма» стала идея «национального величия» Франции. Непре-менным условием достижения национального величия «голлисты» считали компромисс между основными социальными силами, представленными в обществе . Важную роль в обеспечении этого компромисса, по мнению «голлистов», играет парламентская система, сотрудничество между партиями, кото-рые отражают интересы различных сло-ёв общества. Необходимо также усиление роли главы государства — лидера нации.

К началу XX столетия Франция по-прежнему оставалась одной из наиболее мощных по экономическому потенциалу держав мира. Интенсивно проходила модернизация французской индустрии, в том числе формирование новых отраслей - алюминиевой, химической, цветных металлов. По объему продукции тяжелой индустрии Франция занимала тогда второе место в мире, по производству автомобилей - первое. Чрезвычайно бурно в эти годы развивалось металлургическое производство. Началось все более широкое производственное использование электрической энергии. Франция оставалась лидером Европы по использованию водной энергии. Возросли грузопассажирские перевозки на железнодорожном транспорте, увеличилась общая длина железных дорог в стране. Их протяженность в начале века составила уже более 50 тыс. км (Фракция занимала четвертое место в мире после США, России и Германии). Французский торговый флот насчитывал почти полторы тысячи судов общим тоннажем 2 млн. тонн (пятое место в мире). Всемирная выставка в Париже в 1900 г. продемонстрировала высокий уровень французской научно-технической мысли.

Одновременно все более очевидным становилось и нарастание тревожных тенденций в развитии французской экономики . За период 1870-1913 гг. французское производство в целом выросло в три раза, но в те же годы мировое производство увеличилось в пять раз. По этому суммарному показателю Франция переместилась со второго на четвертое место, уступив стремительно набирающим темпы промышленного роста США и Германии. Отставание Франции не носило фатальный характер. Более того, французская экономика, не пережившая столь стремительного взлета на рубеже веков, оказалась менее уязвима для циклических кризисов перепроизводства, приобретавших в этот период мировой, универсальный характер. Кризис 1900 г. сказался, главным образом, на развитии металлургической промышленности, переживавшей бум в предыдущие годы. К 1905 г. уровень производства был не только восстановлен, но и значительно возрос. Причем он почти целиком обеспечивался внутренним спросом. Сравнительно легко пережив кризис 1907 г., французская экономика вступила накануне первой мировой войны в период дальнейшего устойчивого роста. Так, производство стали в 1909-1913 гг. выросло на 54 %. По добыче железной руда Франция вышла в эти годы на третье место в мире, по разработке бокситов - на первое. Однако эти успехи все же не позволили Франции добиться таких же темпов роста, как ее основным конкурентам на мировой арене.

Главной причиной относительного замедления темпов экономического развития Франции была структурная специфика французской экономики. Значительное место в отраслевой структуре французской индустрии занимало производство средств потребления. Ювелирные изделия, парфюмерия, обувь, мебель, текстильные изделия оставались наиболее предпочтительными видами экспорта. Лишь накануне первой мировой войны, встав на путь милитаризации экономики, Франция достигла существенных успехов в наращивании продукции машиностроения, судостроении, строительной промышленности. Но при этом более 80 % станков по-прежнему ввозилось из-за границы.

Процесс концентрации промышленного производства во Франции привел к образованию на рубеже XIX-XX вв. мощных монополистических объединений - металлургического синдиката «Комитэ де форж», сахарного и керосинового картелей, военного концерна «Шнейдер Крезо», автомобильных трестов «Рено» и «Пежо», химического концерна «Сен-Гобен». Тем не менее мелкая промышленность в целом преобладала - в 1900 г. 94 % всех предприятий имели от 1 до 10 работников. По-прежнему значительные масштабы сохранял и некапиталистический сектор. По материалам переписи 1906 г. из 2,3 млн. предприятий только 76,9 тыс. были капиталистическими, из которых лишь 9 тыс. являлись предприятиями индустриального типа, тогда как остальные были мануфактурами.

Несмотря на общий рост промышленного производства, в начале XX в. в сельском хозяйстве во Франции было занято более 40 % населения. Аграрный сектор переживал затяжной кризис, начавшийся еще в 80-е годы XIX столетия. Парцеллярный характер крестьянского землевладения препятствовал формированию экономически эффективных, рентабельных хозяйств. В 1908 г. 38 % крестьянских семей владели земельными наделами менее 1 га. Мелкие хозяйства не давали возможность крестьянам сосредоточить инвестиционные средства, достаточные для технической модернизации производства. Стоимость продукции оказывалась слишком высокой (например, французская пшеница стоила в 20 раз дороже, чем американская). Низкая рентабельность сельскохозяйственного производства стала причиной сокращения площадей виноградников и посевов зерновых культур. Рост животноводства, производства фруктов и овощей не мог компенсировать общие потери аграрного сектора.

Чем больше росли противоречия в развитии реального сектора французской экономики, тем более важной в обеспечении доходов национального бюджета и частного предпринимательства оказывалась роль финансовой системы. Франция уверенно лидировала по уровню централизации банковского капитала. Из 11 млрд. франков общей суммы вкладов внутри страны 8 млрд. сосредоточились в пяти крупнейших банках. Четыре из них обладали монополией на выпуск ценных бумаг. При этом сложилась чрезвычайно разветвленная система банковских отделений, охватившая всю территорию страны и позволявшая привлекать клиентуру из самых дальних регионов.

В начале XX века из 40 млн. французов - 2 млн. были вкладчиками национальных банков. В результате складывалась мощная кредитно-финансовая система, способная обеспечить высокий уровень доходности капиталовложений. Но основной разновидностью финансовых операций стало не промышленное инвестирование внутри страны, а экспорт капитала. Подобная тенденция была универсальной для эпохи монополистического капитализма, но во Франции она приобрела гипертрофированный характер. К 1914 г. из 104 млрд. франков, в которых оценивались ценные бумаги на французском финансовом рынке, лишь 9,5 млрд. приходилось на национальную промышленность. Остальная масса ценных бумаг предоставляла ссудный капитал, преимущественно - зарубежные капиталовложения. Доходность иностранных вложений (4,2 %) превышала доходность внутренних ценных бумаг (3,1 %). Неудивительно, что в таких условиях за период с 1880 по 1914 г. французские капиталовложения за границей утроились и составили 60 млрд. франков. По этому показателю Франция вышла на второе место в мире после Великобритании. Основной сферой размещения капитала были Россия, Испания, Португалия, Австро-Венгрия, Турция. Причем в структуре капиталовложений преобладали централизованные ссудные займы, а не инвестиции в иностранную промышленность.

Такое своеобразное ростовщичество стало отличительной чертой французской экономической системы в начале XX в. Оно не только питало гигантские состояния финансовой элиты, но и обеспечивало существование сотен тысяч мелких рантье. Негативным последствием такой практики явилась угроза инвестиционного голода в самой французской промышленности, чрезмерная зависимость национальной экономики от благополучия финансовой системы. Последствия такой зависимости станут очевидны уже после первой мировой войны.