» » Профориентация в начальной школе родительские уроки. Внеклассное занятие по профориентации для младших школьников

Профориентация в начальной школе родительские уроки. Внеклассное занятие по профориентации для младших школьников

Управление образования администрации города Осинники

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 35»

Профориентационная работа в начальной школе

Методическая разработка

Выполнил:

учитель начальных классов

Полевщикова Лариса Александровна

Осинники 2016

Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3- 5

ГЛАВА I………………………………………………………………… 6- 11

1.1.Сущность профориентационной работы……………… 6

1.2. Возрастные особенности младших школьников……… 7- 8

1.3.Формы и методы профориентационной работы ……… 9- 11

ГЛАВА II. Профориентационные занятия в нашей школе……… 12- 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..……………………………………………...14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………….………………………………...15-16

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……….…………………………………………………17

ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………18-23

ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………24

ПРИЛОЖЕНИЕ 4…………………………………………………………25

ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………………….26

Введение

Если Вы не знаете, в какую гавань держите путь,

То никакой ветер не будет Вам попутным.

Сенека

Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, предусматривает профильное обучение, целью которой является самоопределение обучающихся, формирование адекватного представления о своих возможностях.

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.

Обучение в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам; у отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д. Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, з акладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, родственников, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.

Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Обратим внимание на то, что с каждым годом появляются всё новые профессии. Надо готовить детей к тому, что им придётся регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает их ценными специалистами, востребованными на рынке труда. Престижность профессии должна учитываться – но после учёта интересов и способностей обучающихся. Электромонтёр или слесарь не менее полезен для общества, чем экономист и юрист. Главная задача педагога - помочь обучающимся выявить круг своих интересов по отношению к будущей профессии, которая должна не только приносить им чувство удовлетворения, но и чувство полезности, создание нужного и важного для своей Родины, для государства.

Таким образом , возникает необходимость в предпрофильном обучении и воспитании младших школьников, которое выполняет подготовительную функцию, и является подсистемой профильного обучения.

Цель исследования :

развитие познавательных способностей обучающихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

Задачи исследования :

    формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;

    познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;

    воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий;

    развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка.

Объект исследования: знакомство с миром профессий

Предмет исследования: формы и методы профориентационной работы

5

Гипотеза исследования : создание условий для реализации личности обучающихся, расширение его кругозора по отношению к миру профессий способствует осознанному первичному профессиональному самоопределению.

Глава I

1.1 Сущность профориентационной работы

Профессия (от лат. «professio» – официально указанное занятие, специальность) – род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.

Ориентация – умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.

Профориентация – система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

Профессиональная ориентация в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение обучающимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

1.2 Возрастные особенности младших школьников

Для младших школьников профориентационных занятия направлены на создании у детей конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Именно эти представления создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания. Содержание и структура занятий в начальных классах определяется возрастными особенностями младших школьников.

Восприятие детей 2–4-го классов становится уже более дифференцированным. Тем не менее, необходимо продолжать использовать в работе упражнения на сравнение двух схожих объектов, явлений, слов, значений, ситуаций и т.д. Очень важно во 2–4-м классах развивать способность к интерпретации (объяснению). Если в первом классе некоторым детям сложно перечислить и объяснить, что изображено на картинке, то во втором-четвертом нам необходимо развивать умение детей описывать , какие события изображены на картинке и оценивать происходящее на ней. Если у дошкольников и первоклассников наблюдение носит целостный (нераздельный, недифференцированный) характер, то во 2–3-м классе взрослому необходимо развивать умение устанавливать внутренние взаимосвязи между наблюдаемыми предметами и явлениями, умение сравнивать ситуации, явления, предметы между собой. По-прежнему важно развивать у детей умение аргументировать свою точку зрения.

Если первоклассники могут сохранять внимание в течение лишь 30–35 минут, то во 2–4-м классах это время увеличивается до 40–45 минут. К окончанию 3–4-го классов школьники должны уметь быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Также важно развивать умение распределять внимание . Эта способность развивается при использовании

парных и групповых форм работы. Например, назвать качества, необходимые для определенной профессии, детям начальных классов легче в парах.

По-прежнему активно развивается воображение детей, которое необходимо использовать для развития пространственного мышления, стратегического мышления и прогностичности.

Третий класс - переломный в жизни детей. Именно с третьего года обучения они начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии. Становится устойчивой самооценка. Появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки.

1.3 Формы и методы профориентационной работы .

Основой этой формы работы является собственно проведение самого профориентационного занятия. Но дополнительными структурными элементами могут быть:

Беседы с приглашенными специалистами . Только важно помнить, что специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. Обычно, в первую очередь, обращаются к родителям, которые могут в субботний день прийти и рассказать о своей профессии. Важно помнить, что многие родители стесняются выступать перед аудиторией и сами не смогут составить план выступления – с ними надо работать.

Оформление уголка профессии в пространстве класса. В этом уголке могут быть книги, фотоматериалы, так или иначе связанные с профессией. В процессе проведения занятия к этому уголку необходимо обращаться, чтобы он не был чем-то искусственным, нерабочим.

Организация экскурсий на предприятия города или области. В проведении экскурсии главное - сосредоточиться на одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий. Для целей профориентации важно показать существенные характеристики профессии.

Ведение школьниками « Профессионального портфолио ». В которое они будут вкладывать интервью с родителями, вырезки из газет, свои рисунки и письменные работы.



Формирование представлений младших школьников о профессиях осуществляется в процессе обучения при помощи различных методов и средств обучения. При проведении профориентационных занятий включаю различные психологические игры. (Приложение 3 ).

Рассказ, беседа, дискуссия, наглядные методы обучения, иллюстративные пособия, плакаты, таблицы, картины, и т.п., что позволит обучающимся не только более прочно усвоить необходимые понятия, но и создаст более яркий образ того будущего, которое их ожидает.

Мини-лекция о содержании профессии. Лучше всего рассказывать о профессии самому специалисту, беседуя с ним, и задавая вопросы. Лучше, конечно, вести эту беседу прямо на рабочем месте, но так как сделать это не всегда получается по объективным причинам, то мы должны представить эту профессию максимально наглядно. Рассказ о профессии должен длиться не более 5–7 минут, с сопровождением наглядных материалов: фотографий, рисунков, орудий труда и др. Рекомендуется представлять рассказ о профессии в форме истории об одном дне специалиста, о его биографии. Но независимо от выбранной формы, лекция должна быть проведена на языке ребенка начальных классов и включать в себя такие моменты, как: условия труда, орудия труда, история профессии (откуда произошло слово, как менялся облик профессии и т.д.), ограничения при работе по этой профессии, интересные случаи. Эта информация может быть разделена на отрывки и рассказываться фрагментами.

Методика неоконченных предложений. Обучающимся предлагаются незаконченные предложения, которые они должны продолжить. Выявляется отношение учащегося к трудовой деятельности, интерес к той или иной профессии, наличие потребности участвовать в трудовой деятельности.

Таким образом , одна из целей предпрофильной подготовки - дать ребёнку возможность попробовать себя, свои силы в разных видах деятельности, творчества. Разнообразие своего опыта, увлечений, дел позволяет ребёнку лучше понять, что именно ему нравится, к чему лежит душа, что у него лучше получается, а что не нравится, не интересно или получается не очень хорошо. Такое самопознание необходимо для того, чтобы подросток мог уже осознанно выбрать дальнейшее направление своей специализации, исходя из своих интересов и представлений о своих способностях.

ГЛАВА II

Профориентационные занятия в нашей школе.

В начале учебного года было проведено обследование обучающихся по их интересам и склонностям к разному роду деятельности. Психолог на основе анкетных данных сделал вывод: из 28 обучающихся выделилось 6 групп. I - склонность к работе с людьми – 42%; II - склонность к исследовательской деятельности – 20%; III - склонность к практической деятельности – 38%; IV - склонность к эстетическим видам деятельности – 34%; V - склонность к экстремальным видам деятельности – 29%; VI - склонность к планово-экономической деятельности – 13%.

Между интересами и склонностями много общего, но есть и различие. Интересы выражаются формулой «хочу знать» , а склонности – формулой «хочу делать» . Можно с удовольствием смотреть фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов и собирать их автографы, но при этом не стремиться к профессиональной деятельности в области кино. Можно быть фанатом футбольной команды, посещать все игры с ее участием, но при этом не делать даже утренней зарядки. Профессию надо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями. А интерес формируется в реальном деле – пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет.

Были даны рекомендации учителю и родителям обратить внимание на их интересы и склонности. Также на родительском собрании было проведено анкетирование, где выяснилось, что родители советуют своим детям выбрать такую профессию, которая им нравится. Интересно, что для многих родителей вопрос о выборе профессии был один из самых трудных в их жизни. В результате рекомендаций психолога, родителей, желания самих

детей мной разработана рабочая программа для 3-го класса, которая была утверждена на школьном методическом объединении. Профориентационные мероприятия включены (в Приложение 4 ). Эта программа направлена на развитие у обучающихся основ позитивного отношения к профессиям и первичной заинтересованности в тех или иных профессиональных областях.

В ноябре запланирована экскурсия на предприятие ООО «Осинникихлеб», где ребята сами понаблюдают за особенностями профессии на производстве.

В настоящее время возрастает роль социального партнёрства школ и учреждений дополнительного образования. Такие занятия как: театральная студия, ритмопластика, этика, хоровой класс способствуют раскрытию и развитию творческих способностей обучающихся нашего класса. На Станции юных техников ребята с1-го класса обучаются по специальной программе, главной целью которого является развитие технического мышления. В Доме детского творчества ребята обучаются шахматному мастерству, различным прикладным искусствам, которые способствуют развитию логического мышления и коммуникативных функций.

В результате на профориентационных занятиях ребята получат знания о мире профессий; познакомятся с наиболее популярными профессиями нашего города (есть вероятность, что ребята выберут профессию в нашем городе); формируют положительное отношение к трудовой деятельности; обогащаются представления младших школьников о качествах, необходимых им в труде, понимание общественной значимости труда. Таким образом, к концу 3 класса ребята моего класса не только познакомятся с миром профессий, но и смогут сделать первые пробы выбора.

Заключение

Профессиональное самоопределение личности – сложный длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Психологические особенности младшего школьника особенно благоприятны для развития у него первых профессиональных интересов, и чем глубже и шире будет осуществляться этот процесс в младших классах, тем эффективнее будет формирование профессионального самоопределения в старших классах.

Таким образом, обучающиеся получают возможность попробовать себя, свои силы в разных видах деятельности, творчества. Это поможет осознанно выбрать дальнейшее направление своей специализации, исходя из своих интересов и представлений о своих способностях.

Список используемой литературы

1. Антоненко, А. А. Подпрограмма «Самореализация и самоопределение школьников» [Текст] / А.А. Антоненко, С.Н. Лавринова, Н.Г. Гайнутдинова // Начальная школа. - 1996. - № 4. - С. 48-59.

2. Васильева, Т.В. Путешествие по городу мастеров: Экспериментальная программа. III класс [Текст]/Т.В. Васильева. – Кемерово: ОблИУУ, Институт общего среднего образования, 1996. – 83 с.

3. Денисова, Т.Л. Элементы профориентации на уроках трудового обучения в начальных классах [Текст] /Т.Л. Денисова //Профессиональная ориентация в учебно-воспитательном процессе школы и педвуза/ Отв. ред. Т.И. Шалавина.- Новокузнецк: НГПИ, 221.- С.34-36

4. Елькина О.Ю. «Формирование продуктивного опыта младших школьников в подготовке к выбору профессии» [Текст]/О.Ю. Елькина. – Кемерово, 1997. – 46 с.

5. Землянская, Е.Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников [Текст]/Е.Н. Землянская// Начальная школа. – 2002. -№ 12. – С. 40-43

6. Игумнова, Е.Л. Банкир, фермер иль портной... Кто же я буду такой? [Текст]/Е.Л. Игумнова. – Новосибирск: Призвание, 1994. – 174 с.

7. Климов, Е.А. Как выбирать профессию [Текст]/Е.А. Климов. – М., 1990. – 158 с.

8. Кочетов, А.И. Содержание, формы и виды трудового воспитания школьников [Текст]/А.И. Кочетов. – Минск, 1984. – 160 с.

13. Ожегов, С.А. Словарь русского языка: около 57 000 слов [Текст]/под ред. Чл.-корр АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд. – М.: Русский язык, 1986. – 797 с.

14. Осовская, С.Н. Город мастеров [Текст]/С.Н. Осовская// Школьный психолог. – 2006. -№ 13. – С. 12-15

15. Пряжников, Н.С. Работа по профориентации в младших классах [Текст]/ Н.С. Пряжников // Педагогика. – 1993. - № 5. – С. 33 – 37.

Интернет ресурсы

    ?

    http://www.google.ru/search?

Приложение 1

Анкета для родителей

    Как вы готовите себя к выбранной профессии?

    Знали ли вы, где можно было получить подготовку к выбранной профессии?

    Где вы читали о выбранной профессии?

    С кем беседовали о выбранной профессии?

    Когда вы выбрали профессию?

    Происходили ли изменения в вашем выборе?

    Кто на вас оказал наибольшее влияние при выборе профессии?

    На что вы ориентировались, выбирая профессию?

    Ч то, по вашему мнению, необходимо, чтобы быть хорошим специалистом?

    Какую профессию вы бы хотели определить для своего ребёнка?

Приложение 2

Профессиональные склонности

Склонность - это влечение к какому-либо занятию. Чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов и отметьте его в бланке.

I

II

III

IV

V

VI

Сумма баллов

    Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности

а) общаться с самыми разными людьми;
б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на

сцене и т.д.
в) заниматься расчетами; вести документацию.

    В книге или кинофильме меня больше всего привлекает

а) возможность следить за ходом мыслей автора;
б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
в) сюжет, действия героев.

    Меня больше обрадует Нобелевская премия

а) за общественную деятельность;
б) в области наук;
в) в области искусства.

    Я скорее соглашусь стать

а) главным механиком;
б) начальником экспедиции;
в) главным бухгалтером.

    Будущее людей определяют

а) взаимопонимание между людьми;
б) научные открытия;
в) развитие производства.

    Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь

а) созданием дружного, сплоченного коллектива;
б) разработкой новых технологий обучения;
в) работой с документами.

    На технической выставке меня больше привлечет

а) внутреннее устройство экспонатов;
б) их практическое применение;
в) внешний вид экспонатов (цвет, форма).

    В людях я ценю, прежде всего

а) дружелюбие и отзывчивость;
б) смелость и выносливость;
в) обязательность и аккуратность.

    В свободное время мне хотелось бы

а) ставить различные опыты, эксперименты;
б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
в) тренироваться.

    В заграничных поездках меня скорее заинтересует

а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;
б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
в) деловое общение.

    Мне интереснее беседовать о

а) человеческих взаимоотношениях;
б) новой научной гипотезе;
в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.

    Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал

а) технический;
б) музыкальный;
в) спортивный.

    В школе следует обратить особое внимание на

а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;
б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;
в) укрепление дисциплины.

    Я с большим удовольствием смотрю

а) научно-популярные фильмы;
б) программы о культуре и искусстве;
в) спортивные программы.

15.Мне хотелось бы работать

а) с детьми или сверстниками;
б) с машинами, механизмами;
в) с объектами природы.

    Школа в первую очередь должна

а) учить общению с другими людьми;
б) давать знания;
в) обучать навыкам работы.

    Главное в жизни

а) иметь возможность заниматься творчеством;
б) вести здоровый образ жизни;
в) тщательно планировать свои дела.

    Государство должно в первую очередь заботиться о

а) защите интересов и прав граждан;
б) достижениях в области науки и техники;
в) материальном благополучии граждан.

    Мне больше всего нравятся уроки

а) труда;
б) физкультуры;
в) математики.

    Мне интереснее было бы

а) заниматься сбытом товаров;
б) изготавливать изделия;
в) планировать производство товаров.

а) выдающихся ученых и их открытиях;
б) интересных изобретениях;
в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.

    Свободное время я люблю

    Больший интерес у меня вызовет сообщение о

а) научном открытии;
б) художественной выставке;
в) экономической ситуации.

    Я предпочту работать

а) в помещении, где много людей;
б) в необычных условиях;
в) в обычном кабинете.

Обработка результатов. Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.
7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.
4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.
0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.

Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?

I - склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает способность находить общий язык с разными людьми, понимать их состояние, знать и помнить их особенности.

23
II - склонность к исследовательской деятельности. Профессии, связанные с научной работой. Такие люди отличаются рациональностью, независимостью и оригинальностью суждений, аналитическим складом ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.

III - склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: монтаж, ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; строительство; обработка материалов; управление транспортом; изготовление изделий.

IV - склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий отличает оригинальность и независимость.

V - склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке и здоровью.

VI - склонность к планово-экономической деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием; делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием; схематическим изображением объектов. Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

Приложение 3

Профориентационные игры

Игра «О, счастливчик!» содержит вопросы относительно содержания профессий, условий и предметов труда, а также о труде и качествах профессионалов.

Пример:

Какой современный профессионал соответствует старинному названию «ростовщик»?

а) овощевод, б) банкир, в) воспитатель.

Дерево ценят по плодам, а человека по …

а) деньгам, б) делам, в) глазам.

Какое профессионально важное качество необходимо бухгалтеру?

А) музыкальный слух, б) ловкость рук, в) аккуратность .

«Угадай профессию по жестам», «Вспомни как можно больше слов на букву “…”, связанных с данной профессией», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией» и др.

Приложение 4

Тематическое планирование занятий

Дата

Тема занятия Кол-во

часов

Основное содержание

Ответственные

Введение в мир профессий 5 ч

Зачем человек трудится?

Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде»

Психолог

Какие профессии ты знаешь?

Разминка. Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ обучающихся о некоторых профессиях.

Игра «Угадай профессию!»

Кл. руководитль

Мир интересных профессий

Разминка. Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель.

Кл. руководитель

Чем пахнут ремесла?

Разминка. Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак?

Библиотекарь

Кем я хочу стать?

Разминка. Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?»

Кл. руководитель

Профессии моих родителей 2 ч

Кем работают мои родители?

Защита мини-проектов «Профессия моих родителей»

Обучающиеся,

Родители

Встреча с родителями

Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?»

Кл. руководитель

Итоговые занятия 2ч

Викторина «Что мы узнали?»

Разминка. Викторина «Что мы узнали?»

Библиотекарь

Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»

Праздник для родителей «Все профессии важны, все профессии нужны!»

Кл. руководитель

26

Приложение 5

Профориентация в начальной школе –
первый шаг к выбору профессии.

Логвина Е.В.,
зам.директора по УВР,
гимназия №6

« Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет попутным». Сенека.

В Казахстане с 2015 года начнётся поэтапный переход к 12-летнему образованию. Особенностью концепции является введение предпрофильной подготовки на второй ступени образования.

Одна из важных задач школы – подготовить ученика к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Перед подрастающим поколением всегда стояла проблема профессионального выбора.

Существует много программ по предпрофильной и профильной подготовке учащихся 8-11 классов, но все же подросток не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий велик, а знания о них минимальны и даются отрывочно.

В связи с этим подготовка ученика к выбору профессии должна начинаться уже в начальной школе. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор в старших классах и далее во взрослой жизни, уже в начальной школе его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближайшего окружения, т.е. профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Но проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Поэтому задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы познакомить учащихся с различными профессиями во внеурочной деятельности и внеклассной работе.

Вместе с учителями начальной школы нашей гимназии мы изучили опыт, как казахстанских коллег, так и опыт работы коллег из России, и разработали примерную программу по профориентационной работе в начальной школе, которую назвали "Мир профессий глазами детей".

Актуальность создания программы. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, у них появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая цель. Именно в этот период ребенок начинает задумываться о своей будущей профессии, он фантазирует, каким он будет. Данный возраст характеризуется любознательностью, любопытством, огромным желанием и умением собирать информацию о мире профессий и охотно выбирать соответственную роль в игровой деятельности.

Цель программы: разработка внеклассных занятий, наиболее эффективно формирующих у младших школьников интерес к миру профессий и уважение к людям труда.

Задачи программы.

Создать в гимназии специальную среду, позволяющую воспитывать уважительное отношение к людям всех профессий;

- C формировать у младших школьников представление о многообразии профессий в современном мире;

Обучить школьников через профессиональные пробы практическим навыкам по самообслуживанию в условиях дома, гимназии;

Разработать и обеспечить педагогическое сопровождение процесса профориентационной работы в начальной школе.

Ожидаемый результат. Программа « Мир профессий глазами детей» позволит выработать у школьников и их родителей понимание важности целенаправленного раннего знакомства с миром профессий и уважительного отношения к любому труду, потребность в получении знаний о многообразии профессий, сформировать отношение к людям любого труда, как к высшей ценности общества.

Разделы программы:

1. Творческие конкурсы и проекты.

2. Внеклассные мероприятия.

3. Встречи с людьми разных профессий.

4. Экскурсии на производство.

Подготовка по профориентации в начальных классах направлена на расширение кругозора учащихся, формирование у детей ценностного отношения к труду.

Кладезью знакомства с миром профессий являются уроки познания мира при изучении тем: в 1 классе «Т руд человека». Во 2-м классе продолжается знакомство школьников с трудом окружающих людей, углубляется представления о разных профессиях - «Профессии наших родителей». В 3-м классе ученики продолжают знакомиться с трудом окружающих людей и их профессиями – « Учитель», «Фермерские хозяйства», «Профессиональные праздники», «Животноводство». В 4-х классах обобщаются и развиваются представления о труде, полученные учащимися в 1-3 классах, воспитывается уважительное отношение к труду, к людям труда, расширяются и углубляются представления о различных профессиях – «Фермерское хозяйство», «Школа и производство». Таким образом, на протяжении 4-ёх лет обучения у младших школьников накапливается богатый запас о профессиях.

Большую помощь учителю в профориентационной работе оказывают уроки технологии. Данная учебная дисциплина базируется на уникальной психолого-педагогической основе - предметно-практической деятельности ребенка. Благодаря этому она обладает огромным развивающим потенциалом.

Организация и проведение внеклассных мероприятий всеми любимое направление профорентационной работы. Сюда мы можем отнести: классные часы, праздники, викторины, конкурсы, проекты.

С удовольствием учителя используют такое направление как организация экскурсий . Учителями и родительским комитетом были организованы экскурсии в библиотеку, в магазин, в медицинский кабинет, на почту, в музей, на швейное производство.

Интересны Беседы с приглашенными специалистами . Только важно помнить, что специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. Обычно, в первую очередь, обращаются к родителям, которые могут прийти и рассказать о своей профессии.

В каждом классе желательно оформить стенд профориентационной направленности под названием «Мир профессий». В этом уголке могут находиться книги, фотоматериалы, так или иначе связанные с профессией. В процессе проведения занятия к этому уголку необходимо обращаться, чтобы он не был чем-то искусственным, нерабочим.

Работая по данной программе всего год, я могу сказать с уверенностью, что обучение по программе позволяет создать условия для начала ознакомления детей с миром профессий, дает направление в правильном выборе учащимся будущей профессии. Результатом всей нашей годичной работы – явилась защита проектов учащимися 1-4-х классов. Тема проектов - «Профессия моих родителей». Ребята с большим удовольствием, с гордостью рассказывали о профессиях пап и мам: «Моя мама – бухгалтер», «Моя мама – учитель», «Профессия моего папы – защищать Родину» и др.

Участие в ученических проектах по профориентации дает возможность каждому школьнику провести исследования в интересующей его области. Выполняя практическую часть работы, учащиеся так же имеют возможность попробовать себя в выбранной профессии, провести первые профессиональные пробы. Благодаря проектам усиливается и их учебная мотивация.

Таким образом, проводя работу по профориентации в младших классах, мы создаём условия для воспитания у школьников сознательного отношения к труду, чувства долга при выборе профессии, любви и уважения к труду и людям труда, бережного отношения к общественной собственности, к природным богатствам и окружающей среде.

И в заключении хочу сказать: “Будущее принадлежит тем, кто свято верен своей мечте”.

Выступление на педагогический совет

Скрябина Л.А.

Профориентация в начальной школе

В настоящее время всё большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира.

Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания.

Чтобы учащиеся научились понимать себя, объективно оценивать свои успехи в разных видах деятельности, начинать эту работу необходимо с младшего школьного возраста.

Цель данного направления: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

Задачи:

Познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;

Формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;

Развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка.

Работа по профориентации в начальной школе является пропедевтической.

Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, уже в начальной школе надо его познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближайшего окружения, т. е. профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Первые профессии, о которых узнаёт ребёнок, - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни. Ребёнок ежедневно наблюдает, как работают люди, что они делают на работе. Родители обычно рассказывают о своей работе лишь в самых общих чертах, не перегружая ребёнка лишней информацией, поэтому случайные детали иногда представляются существенной чертой профессиональной деятельности родителей. Внешняя сторона деятельности взрослых остаётся для детей более существенной, чем её смысл.

Слова «работать, работа, на работе» - одно из первых в словаре ребёнка. Он знает, что если мамы нет дома, значит, она пошла на работу. Папе нельзя мешать, когда он работает. Работать нужно для того, чтобы были деньги, на которые люди покупают всё, необходимое для жизни: еду, одежду, лекарства и т. д. Все взрослые должны работать; не работают только больные и пожилые люди, которые уже вышли на пенсию. Дети тоже не работают, зато они ходят сначала в детский сад, а потом в школу, чтобы выучиться и выбрать себе профессию.

Часто бывает так, что ребёнок продолжает заниматься тем, же чем занимались его родители – «рабочая династия». С детьми младшего школьного возраста необходимо говорить о том, что на свете есть множество профессий и выбрать свое дело очень трудно. Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему, хорошо заранее понаблюдать за трудом взрослых.

Задумывалась ли я, учитель начальных классов о важности данной проблемы? Нет. Но интуитивно работу в данном направлении все равно проводила и провожу, и достаточно регулярно.

Знакомство с профессиями в своём классе я начинаю с 1 класса. В работе по профориентации я использую самые разнообразные формы: встречи с родителями, с людьми интересных профессий, мастер – классы, создание презентаций о различных профессиях, конкурсы, выставки рисунков, чтение книг, классные часы, викторины и другие виды работы.

1кл. Кл.час «Радуга профессий», разговор о разных профессиях, конкурс рисунков «Радуга профессий» - кем я хочу стать; экскурсия в музей Пожарной безопасности, кл.час «Огонь - друг, огонь - враг» знакомство с профессией пожарный; интересные встречи - рассказ дедушки Волкова В.А. о профессии военного летчика.

2 кл. Кл.час «Я талантлив», групповой проект «Что я умею делать лучше всего». На уроках окр.мира идет знакомство с профессией геолога, сельскохозяйственными профессиями, говорим о «Труд людей осенью», «Весенние работы в саду, огороде, поле». В апреле 2016 года к нам в гимназию приезжал Виктор Игоревич Васильев, актер и председатель Союза кинематографистов Республики Беларусь. Ребята увидели анимационные фильмы «Аист» и «Глупая пани и разумный пан», а также поиграли и смогли почувствовать себя на настоящей съемочной площадке.

3 кл. В рамках интересные встречи – мастер- класс от родительницы Месенгисер Н.С. врач-стоматолог. Рассказала детям о зубах их строении, учила почему надо беречь зубы и как за ними ухаживать.

У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?

Написание сочинения «Кем я хочу стать, когда я вырасту». Вашему вниманию, я представляю выдержки из этих сочинений.

Готовясь к этому педсовету, я стала другими глазами смотреть на данное направление в воспитании наших детей, осознала важность этого момента и теперь пересмотрю план воспитательной работы класса на следующий год

Одной из приоритетных задач современного образования является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору. Реально школьник, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности школьника и ее готовности к выбору будущей профессии – важная проблема, которую необходимо решать, не откладывая.

Для того, чтобы ответить на вопрос об актуальности профориентационных занятий в начальных классах, необходимо кратко описать стадию становления профессионального самосознания в данном возрасте. Стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий охватывает период с 2,5-3 лет и продолжается вплоть до начала предподросткового возраста (10-12 лет).

В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия водителя, медсестры, учителя и др., основываясь на наблюдениях за взрослыми. В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впечатлений взрослого (работника).

На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно.

Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.

Таким образом, основной задачей профориентационной работы в начальных классах является расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе общения со взрослым и организация работы по профессиональному самоопределению.

Обучающиеся 1-4 классов еще далеки от выбора профессии, но правильно поставленная среди них профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения учащихся в старших классах.

В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.

Профессиональная ориентация на уроках математики может осуществляться путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи или при решении задач, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности людей.

Уроки окружающего мира также вносят определенный вклад в решение задач трудового воспитания и профориентации. Например, в рамках изучения темы «Дерево в жизни человека» , можно рассказать о профессиях лесной отрасли (лесничий, лесник, станочник в деревообработке и т.д.). При изучении темы «Природа нашего края» учащиеся знакомятся с особенностями труда людей своей местности. Например, детям предлагается решить кроссворд, в котором по вертикали зашифровано слово, обозначающее профессию, а по горизонтали – предметы труда данного профессионала.

На уроках русского языка младшие школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией: учитель выдает детям карточки с различными названиями профессий, а учащиеся должны написать в своих тетрадях 5-7 предметов труда данного профессионала (например, врач: бинт, таблетки, вата, йод, грелка, зеленка и т.д.).

В структуру уроков начальной школы желательно включать профориентационные игровые процедуры, которые позволят разнообразить уроки и сделать их более эмоционально-насыщенными.

Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, такие как «Магазин» (на уроке математики), «Библиотека» (урок чтения), «Экскурсовод» (урок природоведения (краеведение)). В таких играх, как правило, дидактическая задача урока интегрирована с профориентационной. Например, в игре «Магазин» ученикам предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры решается дидактическая задача (закрепление навыков устного счета) и воспитательная (культура общения).

Таким образом, для более эффективного воспитания в детях интереса к труду взрослых необходимо включать информацию о профессиях в процесс обучения. Беседы, экскурсии, работа с иллюстрациями и языковым материалом могут успешно осуществляться на уроках чтения, русского языка, математики, а также на внеурочных профориентационных занятиях.

Формы проведения внеурочных занятий:

  • Классный час «Профессии наших родителей».
  • Устный журнал «В мире профессий».
  • Час общения «Мои любимые увлечения».
  • Путешествие в мир профессий.
  • Встречи с представителями разных профессий.
  • Праздник профессий.
  • Игра «Все профессии нужны, все профессии важны!»
  • Экскурсии на предприятия и в учреждения.
  • Операция «Профессии моих родителей».
  • Конкурс рисунков (сочинений) «Золотые руки бабушки (дедушки)».
  • Конкурс юных умельцев.
  • Конкурс на лучшую поделку.
  • Конкурс юных дикторов.
  • Час общения «Кем я хочу стать».
  • Конкурсная программа, посвящённая пословицам о труде.
  • Праздник «Славим руки матери».

В настоящее время существует много разнообразных технологий и методик ведения занятий с младшими школьниками. Для занятий по профориентации основной является игровая мотивация, которая перерастает в учебную мотивацию. Ребенок становится заинтересованной стороной в развитии своих способностей, так как он может попробовать себя в различных областях взрослой жизни. На каждом занятии рассматривается определенная профессия, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности, применительно к рассматриваемой профессии.

В нашей школе несколько лет реализуется региональный образовательный модуль «Старт в профессию», разработанный Государственным Комитетом Республики Мордовия по труду и занятости населения.

В начальной школе предполагается рассмотрение следующих тем:

Путешествие в мир профессий

Человек и работа

Профессии вокруг нас

Все профессии нужны, все профессии важны

Как получить профессию

Все работы хороши, выбирай на вкус

Выбор профессии будущего

Город мастеров

Профориентационный образовательный модуль направлен на усиление индивидуальных ресурсов и возможностей личности, её активизацию и развитие, формирование социальной компетентности. Модуль предусматривает поэтапное формирование у учащихся умений и навыков, необходимых для принятия осознанного решения по выбору профессии, на окончательном этапе курса. Занятия организуются в соответствии с ведущими сферами возрастной деятельности.

Важным звеном в системе профориентационной работы с обучающимися является взаимосвязь школы с родителями. Практика показывает, что родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей.

В первом классе у нас действовал педагогический проект «Дети- наше будущее»

Под руководством учителя были сформированы группы учеников и родителей по направлениям:

Здоровье, гражданин, интеллект, общение, семья

Родители вместе с детьми представляли материал по следующей схеме:

  1. Название профессии
  2. История её становления, перспективы
  3. В чем заключается необходимость профессии, какую пользу она приносит
  4. Какие достоинства профессии можно определить
  5. Какие качества личности нужно развивать для того, чтобы добиться успеха в этом деле? Какими качествами ты уже обладаешь?
  6. Знание какие предметов школьной программы необходимо, чтобы стать профессионалом в этой области?
  7. За что Вы любите свою профессию?

Затем была коллективная защита проекта- совместное представление родителями и детьми результатов своей работы(в дальнейшем эту работу мы отправили на конкурс методических разработок «Созвездие идей» в рамках республиканской акции и стали победителями)

Профориентация в школе проводится с целью подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии при согласовании их личных интересов и потребностей с изменениями, происходящими на рынке труда. Данная цель реализуется как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Грамотно построенная система профориентационной работы в начальном звене способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества.


Разделы: Начальная школа

Цели:

  • Ознакомление учащихся с психологическими особенностями личности, с миром профессий;
  • Созданий условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии;
  • Осознание учащимися ценности и осмысление важности таких качеств, как ответственность и аккуратность для успешного выполнения профессиональных обязанностей.
  • Развитие у школьников профессиональных интересов, склонностей и качеств, важных для профессионального самоопределения.

Так много разных профессий, и все они очень интересные... Так кем же стать? Какую профессию выбрать? Такой вопрос дети задают себе уже в начальных классах.

Все ли дети так колеблются при выборе профессии? И когда уже надо окончательно ориентироваться?

С этими раздумьями я решила провести небольшое исследование среди старших классов. Учащимся 10-11 классов раздали анкеты и попросили их ответить на следующие вопросы:

  1. Определился ли ты с выбором профессии?
  2. В каком возрасте ты сделал этот выбор?
  3. Кто повлиял на твой выбор?

И вот какую картину мы увидели. Из 32-х опрошенных учащихся 20 человек определились с выбором профессии, причем 13 из них сделали этот выбор еще в детстве, мечтали об этой профессии, целенаправленно шли к ней.

По мнению психологов, если человек сделал свой выбор год назад, то есть вероятность, что через год он опять может поменять свое мнение, а если человек определился с профессией достаточно давно, в раннем детстве, то это уже свидетельствует о его постоянстве. Увы, но результаты нашего анкетирования таковы:

  • Родители - 10%
  • Сам – 8%

Занятия в кружке, секции – 15%

  • Экскурсии – 10%
  • Учителя – 18%
  • Не знаю – 39%

С раннего детства лелеют свою мечту о будущей профессии лишь 6%, а 75% учеников сделали свой выбор год назад, полгода назад или всего месяц назад.

Результаты исследования подтолкнули меня к тому, что если профориентационную работу начинать с начальных классов, то детям в старшем звене будет намного легче выбрать свой жизненный путь, профессию на всю жизнь.

Я разработала примерное планирование занятий по профориентационной работе.

1 класс.

Сентябрь Экскурсия на школьный участок. Беседа “Труд людей осенью”.
Октябрь Экскурсия по городу.
Ноябрь Экскурсия на строительную площадку жилого дома. Встреча со строителями
Декабрь Экскурсия на почту. Знакомство с работниками почтового отделения.
Январь Экскурсия в школьный кабинет технологии.

Проведение беседы по материалам экскурсии.

Февраль Телеурок “На животноводческой ферме”.
Март Беседа “Уважение к людям труда” (рассказы родителей о своем труде).
Апрель Беседа. Телеурок “Весенние работы в саду, огороде, поле”.
Май Выставка рисунков “Все работы хороши!”

2 класс.

Сентябрь Беседа “Труд людей осенью”. Беседы о профессиях тракториста, шофера, комбайнера, овощевода.
Октябрь Лес. Работники лесничества.
Ноябрь Работа автоинспектора. Беседа “Будь внимателен на улице”.
Декабрь Знакомство с профессией портнихи.
Январь Работа технического персонала школы. Оказание помощи в уборке.
Февраль Профессии наших пап.
Март Знакомство с профессиями наших мам.
Апрель Экскурсия в библиотеку. Беседа о характере работы библиотекаря.
Май “Защита профессий” внеклассное мероприятие.

3 класс.

Сентябрь Работа на пришкольном участке. Профессия цветовода.
Октябрь Беседы о профессиях каменщика, штукатура, маляра, плотника.
Ноябрь Экскурсия в школьную мастерскую. Профессии слесаря, токаря, шлифовщика.
Декабрь Телеурок “Будь осторожен с огнем”. Беседа о профессии пожарного.
Январь Наши магазины. Работники магазина. Экскурсия в магазин.
Февраль Я – мастер. Сделай своими руками подарки папам.
Март Профессии наших мам. “Мамы всякие нужны, мамы всякие важны”.
Апрель Знакомство с профессией повара.
Май КВН “Мир профессий”.

4 класс.

Сентябрь Мир глазами астронома.
Октябрь Мир глазами географа.
Ноябрь Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с профессией повара.
Декабрь Экскурсия в медицинский пункт. Знакомство с профессиями здравоохранения.
Январь Мир глазами историка.
Февраль Профессия моих родителей (встречи, беседы).
Март Экскурсия в магазин. Знакомство с профессией продавца, кассира.
Апрель Телеурок “Весенние работы в саду, в поле, на огороде”.
Май Беседа “Чем я могу помочь дома”. Творческая работа “Все работы хороши - выбирай на вкус...”.

Подготовка по профориентации в начальных классах направлена на расширение кругозора учащихся, формирование у детей ценностного отношения к труду.

Необходимо начинать профориентационную работу с детьми с 1 класса.

Вот такая работа проводится по каждой профессии:

Первый шаг – разминка, где происходит знакомство с профессией:

  • что я знаю, об этой профессии;
  • что должны уметь люди, занимающиеся данной профессией;
  • какие учебные предметы помогают обрести эту профессию;
  • что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, книг и телепередач.

Второй шаг - экскурсия, иногда бывают виртуальные, после которой проводится анкетирование, на котором видно как меняются интересы детей. К концу 2 класса ребята начинают отдавать предпочтение именно той профессии, которая им нравится.

Третий шаг: дети выполняют творческие работы (рисунки о новых профессиях, мини-сочинения), проводятся игры, беседы с родителями, выпуск газет “Наши родители на работе”.

Четвёртый шаг: совместный труд родителей и детей на приусадебном участке, на пришкольном участке, в огороде. Происходит гармонизация отношений со старшим поколением, возможность участия ребенка в различных посильных делах по дому, хозяйству и формирования у него реалистического взгляда на необходимость и значимость труда для человека.

Профориентационную работу надо начинать с начальных классов, детям в старшем звене будет намного легче выбрать свой жизненный путь, профессию на всю жизнь.

Изучив и проанализировав данную проблему по профориентации в начальных классах, я пришла к следующим выводам:

  1. Профориентационная работа, начатая с 1 класса, выводит младших школьников на более высокий уровень развития.
  2. Разработанная мной система работы, решает проблему по профориентации.

Если профориентационная работа ведется с начальных классов, то к окончанию школы выпускник сможет сделать осознанный выбор своей будущей профессии.

IV. Библиография.

  1. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики.-М.:Педагогика, 1996.
  2. Гузеев В.Основа авторской технологии.- Народное образование. - №9, 1997.
  3. Основы педагогического мастерства / По ред. Зязюна И.Я. – М.: Педагогика, 1989.
  4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М.: Издательский дом “Багиров”, 1998.
  5. Семенова Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников. – Газета “Школьный психолог” №10, 21, 28, 2004.
  6. Родионов В.А. Практическая психология в школе. – Ярославль, Академия Развития, Академия Холдинг, 2003.
  7. Крамов В. Коротко о профессиях. - Издательство “Молодая гвардия”, 1996.
  8. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: “Просвещение.” 1994.
  9. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации.-М.: Владос Пресс. 2003.
  10. Черткова Н.А. Сколько профессий, столько дорог.М.: “Книга”.1993.
  11. Белянкова Н. Профориентационная работа.- Журнал “Воспитание школьников”.№6, 2004.