» » Рассказать детям о 10 заповедях. Епископ Александр Милеант

Рассказать детям о 10 заповедях. Епископ Александр Милеант

УРОКИ 7,8

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ

«…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всей крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Лк.10:27.

Сегодняшний урок мы начнем игрой. Давайте назовем ее «Мы – законодатели». Итак, вы плывете на океанском лайнере. Начинается шторм. Вы со своими семьями и друзьями оказываетесь выброшенными на необитаемый остров. Изо дня в день вы смотрите на безбрежный океан в надежде, что появится какое-то судно. Наконец, вы начинаете осознавать, что, возможно, здесь предстоит прожить долгие годы. Приходит к вам и понимание того, что необходимы законы, по которым вы будете жить на этих самых островах. Законы – это правила, которые люди должны выполнять. Они есть в каждой стране. Как называется свод законов, по которым живут россияне? Правильно. Конституция.

А кто может сказать, от чего зависит будущее общества, его сила?

Даня: «Во главе государства должен стоять умный человек».

Умный человек может быть одновременно тираном (жестоким).

Родион: «Государство должно иметь хорошо обученную армию, чтобы с ним считались. В стране должен быть большой золотой запас».

У нас хорошо обученная армия, но в ней иногда оскорбляют честь и достоинство новобранцев. А золотой запас, как показывает исторический опыт, может быть разворован.

Будущее любого общества – и нашей страны тоже - зависит от нравственного облика подрастающего поколения. Из вашей среды вскоре выдвинутся духовные и политические лидеры. Вы пополните ряды общественных деятелей, рабочих, создадите свои семьи. Какими будете вы – таким будет и общество, в котором вы живете; такими будут и армия, и президент, и благосостояние народа.

Итак, делимся на три команды. Каждая команда обитает на своем острове. Каждой команде после десятиминутных рассуждений – размышлений предстоит сформулировать основной принцип, или девиз, под которым будут создаваться законы на ее острове. Результаты обсуждений будут докладывать капитаны команд.

Филипп: «На нашем острове будет действовать принцип – «Наивысшее благо для наибольшего числа людей».

А кто из твоих островитян знает, что есть наивысшее благо для человека? Апостол Павел, например, некогда почитал за благо «жестоко гнать Церковь Божию и опустошать ее». Гал.1:13,23. Он говорит о себе: «Я даже до смерти гнал последователей сего учения, связывая и предавая в темницу мужчин и женщин». Дея.22:4. Когда же к нему пришло духовное прозрение, он понял, что то, что он принимал за благо, было страшным заблуждением, ошибкой. Апостол Павел глубоко раскаивался в содеянном и позже писал, что он, некогда гнавший христиан, «ныне благовествует веру, которую прежде истреблял». Гал.1:23. Видите – даже Апостол Павел ошибался в определении, что есть благо.

Ваня: «Наша группа провозгласила принцип: «Все решает большинство».

Воплощая свой принцип на практике, вы, возможно, столкнетесь с такими проблемами:

1. Обладает ли меньшинство какими-либо правами?

3. Ваня, а что если большинство решит, что именно ты должен нырять в кишащий акулами океан, чтобы добыть пищу? Смех.

Андрей: «А наш девиз такой: «Делай то, что тебе нравится, что доставляет удовольствие». Оживление в классе. Ваня: «Я, пожалуй, переберусь на твой остров». Дружный смех.

А задумывались ли вы над тем, что то, что сегодня доставляет удовольствие, завтра может обернуться страданием? Курильщику доставляет удовольствие процесс курения, возможная расплата за это – рак легких. Состояние опьянения, вызывающее эйфорию (приподнятое настроение), оборачивается на следующий день тяжким похмельем (болезнью). Употребление наркотиков, создающих кратковременную иллюзию счастья, приводит к полному разрушению организма и ранней смерти. Любители много и вкусно поесть расплачиваются утратой стройности, ожирением и т.д.

Сергей: «Ну и как же тогда нам жить на этих островах? По каким законам»?

Чтобы ответить на этот вопрос, я расскажу вам историю об Александре Смите, вынужденном поселиться, как и вы, на одном из островов Тихого океана.

28 апреля 1798 года вспыхнул мятеж на военном британском корабле «Баунти». Причиной мятежа (восстания) явилось жестокое обращение капитана с матросами. Мятежники в количестве 9 человек высадились на острове Питкэрн. 8 человек умерли от употребления самодельного спирта. В живых остался только один моряк, и это был Александр Смит. На острове, кроме него, жили аборигены – шестеро мужчин, десять женщин и девочка пятнадцати лет. Смит случайно наткнулся на Библию и прочитал ее. Я думаю, на Смита произвели сильное впечатление слова из книги пророка Исайи. «Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти». Ис.48:17». Бывший мятежник воспринял эти слова как обращение Бога лично к нему и принял Божие водительство.

В результате началось моральное и духовное перерождение этого человека. По вечерам он собирал вокруг себя аборигенов и читал им Библию.

Смит решил создать с аборигенами общество, которое жило бы по законам, изложенным в библейском учении. Каждое сообщество людей выбирает эталон (образец), в соответствии с которым строит свои нравственные и духовные основы.

Через 20 лет остров Питкэрн случайно обнаружили два военных британских корабля. Экипажи кораблей нашли на острове христианскую общину в полном смысле этого слова. На Питкэрне не было тюрьмы, потому что там не было правонарушений; не было больницы, потому что там не было больных; не было сумасшедшего дома, потому что там не было сумасшедших. Не было там и неграмотных, и нигде в мире жизнь и собственность человека не были в такой безопасности, как там. Отличительными чертами населения острова являлись миролюбие, высокая нравственность и благочестие.

Арина: «А какой принцип лежал в основе тех законов, по которым жило население этого острова»?

Прочтите стих из Евангелия от Луки, написанный на доске, и сами ответьте на этот вопрос.

Филипп: Эти принципы - «Любовь к Богу и ближнему». Да. Любовь к Богу и ближнему - основа десяти заповедей, по которым жило население острова.

Лиза: «А что такое «заповедь»?

Слово «заповедь» означает «правило, служащее руководством для кого-нибудь или чего-нибудь». Десять заповедей – это нравственный закон, духовная «конституция» для всего человечества. Настя: «А как они появились»?

На прошлом уроке мы узнали о том, что евреи, наконец, совершили исход из Египта, где пробыли в рабстве четыреста лет. В стране пирамид они постоянно видели грубое идолопоклонство. Не только видели, но и сами иногда принимали в нем участие. Бог повел их на юг, к горе Синай, чтобы там обучить Свой народ, подготовить

его к высшей ступени религиозной жизни. Он дал израильтянам заповеди, религию, благодаря которым нация рабов стала светом в духовном отношении для народов древнего мира. Бог даровал Синайское законодательство народу через Моисея. Лиза, кто такой Моисей?

Лиза: »Моисей – вождь еврейского народа. Он провел израильтян посуху через Красное море к горе Синай».

Да. 10 заповедей размещались на двух каменных скрижалях. «Скрижали было дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии». Исх.32:16. Обращаю внимание детей на репродукцию картины Рембрандта «Моисей и скрижали» и на репродукции картин Юлиуса Шнорра.

Бог Ветхого Завета предстает Богом страшным и, в Его святости, недоступным.

Илья: «Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась.

И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом». Исх.19:18,19.

«И проведи для народа черту со всех сторон, и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти». Исх.19:12.

«И сказал Господь Моисею: сойди и подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу видеть Его, и чтобы не пали многие из него». Исх.19:21.

«Весь народ видел громы и пламя и звук трубный, и гору дымящуюся; и, увидев то, народ отступил, и стал вдали». Исх.20:18.

В Евангелии раскрывается Бог уже доступный и простой, но какой ценой! Он стал Человеком и через это отдал Себя во власть злобы и неправды земной. Он отдал Себя на распятие.

Слова, из которых состоят заповеди, просты и общедоступны, но исполнены такого глубокого значения, что составили основу нравственности для всего человечества. Давайте последовательно ознакомимся с ними. Дети поочередно читают текст из книги «Исход», глава 20, стихи 1 – 17.

  1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения. . . Не поклоняйся им и не служи им
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно
  4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; А день седьмый – суббота Господу Богу твоему
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе
  6. Не убивай
  7. Не прелюбодействуй
  8. Не кради
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

10.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего

Первые четыре заповеди учат, каким должно быть отношение человека к Богу.

Первая заповедь гласит: «Я Господь, Бог твой». Он говорит нам: « . .это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю; и никто не избавит от руки Моей». Втор. 32:39. Надо понять и принять всеобъемлющую невидимую основу жизни. Отвержение невидимого Бога - результат духовного невежества.

Заповедь, предостерегающая от поклонения кумирам (идолам), я думаю, вам тоже понятна. Бог вечности не может быть ограничен образом из дерева, камня.

Пророк Иеремия говорит о том, как изготовляются идолы-«боги», которым поклоняются язычники. «. . .вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора,

Покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось.

Они как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра сделать не в силах». «Так говорит Господь: не учитесь путям язычников». Иерем.10:3-5, 2.

Заповедь, призывающая нас не произносить имя Господа напрасно, означает, что мы не должны произносить имя Господа механически, поверхностно, без чувства благоговения, почитания. «Свято и страшно имя Его!», - восклицает царь Давид. Пс.110:9.

Соблюдение субботы прекращением всякой работы в седьмой день было древним обычаем, но теперь этот обычай был подтвержден законодательно. Бог установил в истории Израиля для народа день отдыха. День покоя был задуман не только для того, чтобы человек мог расслабиться физически. Это было время для единения с Богом. Свободное время для единения с Богом. Человек не должен пренебрегать духовной стороной своей жизни. В первом столетии христианской эры возникло празднование не субботнего, но воскресного дня.

Почтение к родителям (пятая заповедь) издавна считалось нравственной обязанностью детей. «Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностию к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные!» Пр.30:17. Моисей наставляет свой народ: «Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их;… Тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя». Втор.21:18,21.

Дети: «Ого, ничего себе»!

Да, это – грозные ветхозаветные предостережения детям, пренебрегающим послушанием родителям. Новый Завет также призывает к повиновению отцу и матери и почитанию их.

«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость». Ефес.6:1. В отчем доме отец и мать обучают своих детей повиновению. Не научившийся повиновению дома, будет пренебрегать дисциплиной в школе, на работе, в государстве. Обзаведется семьей, но и к супруге будет относиться неуважительно. Он не будет почитать Бога. Иисус Христос «был в повиновении» у земных родителей, и поэтому позже Он смог обратиться к Богу со словами: «Отче наш, Сущий на Небесах, да святится имя Твое. . «.

А что означает «почтение» к родителям?

Родион: «Надо быть вежливыми с ними. Слушаться их»

Это правильно. Но надо понимать, что почтение – это не холодная вежливость, но сердечное отношение. Родителям нужна душевная теплота. Делитесь с ними своими радостями и печалями. Чем старше будут становиться ваши родители, тем более они будут нуждаться в вас. Именно в вас, в вашем внимании. Это так просто – прикоснуться к человеку, погладить его, спросить, как у него дела, как настроение, сказать ему: «Я люблю тебя». Рассказать о какой-то проблеме, попросить совета. Эти ваши действия улучшат физическое и духовное состояние ваших родителей. Любовь творит чудеса: утоляет печали, исцеляет болезни.

Родителей не выбирают. Их надо воспринимать такими, какие они есть. Господь сказал Израилю: «Проклят злословящий отца или матерь свою». Втор.27:16. Бывает так, что человек конфликтует с матерью, обижает ее, а потом сокрушается: «И почему у меня в жизни так много неприятностей, неудач»? И не понимает, что это – результат того, что он нарушил духовный закон, запрещающий злословить мать. С посторонними о родителях тоже надо говорить уважительно. Почтение должно выражаться и в словах, и в делах.

Иосиф, будучи наместником Египта, не только позаботился о пропитании своего отца в голодное время, но при встрече «поклонился ему лицем своим до земли». Быт.48:12.

Царь Соломон при встрече с матерью «встал перед нею, и поклонился ей, и сел на престоле своем. Поставили престол и для матери царя, и она села по правую руку его». 3 Царств 2:19. Иисус Христос в последние мучительные мгновения своей земной жизни, будучи на кресте, заботился о Той, Которая родила Его.

«При кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын Твой.

Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе». Ин. 19:25-27.

Только тогда, когда у вас появятся свои дети, вы поймете, какой огромной любовью полны к вам сердца ваших родителей. Не отплатите неблагодарностью. Английский драматург Вильям Шекспир вкладывает в уста своего героя короля Лира, отвергнутого своими двумя дочерьми, такие слова:

«Дуй, зимний ветер, дуй,

Ты не так жесток, как человеческая неблагодарность.

Насколько больней, чем быть укушенным змеей,

иметь неблагодарного ребенка».

А укус змеи, как вы знаете, иногда может быть смертелен.

И не забывайте о существовании духовного «закона жатвы». Что посеешь – то и пожнешь. Вот вам пример. Сын ведет отца, по щекам которого струятся слезы, в дом престарелых, при этом утешая его: «Тебе там будет лучше». Отец отвечает: «Я плачу не о себе, но о тебе. По этой же дороге я вел отца в дом престарелых. Настанет момент, и твой сын поведет тебя по этой же дороге».

Шестая заповедь - «не убивай». Эта заповедь направлена на защиту жизни человека в обществе. Человеческая жизнь свята. Никто не вправе отнять ее у другого по собственному желанию. Жизнь – это дар Божий, и только Он властен над ней. Лишить жизни себя или другого – значит попытаться занять место Бога. Человека можно убить не только оружием, но и клеветой, раздражением, гневом. Причиной многих несчастий и пожаров, приведших к человеческим жертвам, явились небрежность и халатность. Будем помнить, что наша небрежность, клевета, несправедливый поступок могут превратить нас в убийц.

Заповедь « не прелюбодействуй» (не нарушай верность) провозглашает защиту семьи, утверждает святость брачных уз. Господь сотворил мужчину и женщину. Приготовил для них прекрасный дом – Эдемский сад. Там было все необходимое для человеческой пары. Благословил их. Весь мир был храмом Господа, а Священником был Он Сам.

Господь установил правила брака, от исполнения которых зависит счастье супругов, будущее детей, благосостояние каждого поколения. Человек, разрушающий семью, разрушает будущее общества. Брак взят Господом под защиту. В Израиле прелюбодеяние (нарушение верности супругу, супруге) каралось смертной казнью. "Да будут преданы смерти прелюбодей и прелюбодейка». Лев.20:10. Прелюбодеев забивали камнями. Брак – это пожизненная связь между одним мужчиной и одной женщиной. Оправданием для развода может послужить только неверность одного из супругов.

«Не кради»! Кража – это воровство, хищение чьей-либо собственности (частной или государственной). Господь говорит: «Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга». Лев.19:11.

«Неверные весы – мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему». Пр.11:1. Воровство в Синайском законодательстве заклеймено как преступление.

«Всякий, кто крадет, истреблен будет». Зах.5:3.

Приобретающий богатство неправдою: он оставит его на половине дней своих, и глупцом останется в конце дней своих». Иерем. 17:11.

Кража – это не только ограбление банка, инкассатора, но и уклонение от уплаты налогов, воровство яблока из чужого сада и просто бесплатный проезд. След на совести остается один и тот же.

«Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего». Чем совершеннее наша духовная жизнь, тем меньше мы судим других, а больше себя. Эта заповедь борется со словесными прегрешениями. Дар речи – главный признак человека. При помощи слов можно сделать много добрых дел: утешить скорбящих и болящих, выступить в защиту справедливости, благовествовать Христово Евангелие. Нельзя использовать дар слова со злыми намерениями – для унижения, оскорбления человека, чернения его репутации. Ложное свидетельство – это не только ложь в суде, но и распространение ложного слуха. Клевета причиняет людям настоящие страдания. Человек, распространяющий клевету, теряет уважение людей. «Кто разглашает клевету, тот глуп». Пр.10:18.

Старайтесь избегать суждений о других людях, когда в этом нет необходимости. Помните, что суд над людьми – это, в основном, дело Господа.

Новый закон не только осуждал внешнее злое дело, он проникал глубже и осуждал саму мысль злую, заповедав «не пожелай» ничего такого, что противоречит основным законам нравственности. Грех появляется тогда, когда кто-то хочет, не приложив своего труда, присвоить принадлежащее другому имущество. Желание необходимо пресечь в самом начале, когда оно еще слабо.

Филипп: «А если не жить по заповедям - тогда что?».

Прочти нам стихи из Второзакония, главы 11, стихи 26-28.

Филипп: «Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие:

Благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня,

А проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня».

Подробно о последствиях исполнения заповедей Божиих или отвержения их мы будем говорить на следующем уроке. Домашнее задание: выучить десять заповедей.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

познакомиться с содержанием Декалога

Задачи:

  • запомнить порядок и формулировку заповедей
  • понять смысл каждой из десяти заповедей

Использованная литература:

  1. Дорофеев В., прот., Янушкявичене О.Л. Основы православной культуры: Учебное пособие, 3 класс. – М., 2009. Уроки 12, 13.
  2. Сосунцов Е.Ф, свящ. Уроки Закона Божия для детей. – М., 2002. Уроки 20-25.

Дополнительная литература:

  1. Николай (Велимирович), свт. Вера святых. – М.: Покров, 2004.
  2. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. – СПб., 2006. Главы «Синайское законодательство», «Десять заповедей Закона Божия».
  3. Библия, пересказанная детям старшего возраста. – СПб.: Печатный Двор, 1991. Глава XII.

Ключевые понятия:

  • Закон
  • Заповедь
  • Декалог

Словарь урока:

  • Кумир (идол)
  • Суббота
  • Почитание родителей

Содержание занятия (открыть )

Иллюстрации:






Проверочные вопросы:

  1. Что называется кражей?
  2. Кому он этим вредит?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме.

Просмотр видеоматериалов.

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителя по новой теме, сопровождающийся презентацией .

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Видеоматериалы:

  1. Мультсериал «Истории Ветхого Завета». «Моисей. Дарование Закона»:

  1. Мультфильм «10 заповедей»:

  1. Телепередача «Купелька». «Заповеди Божьи»:

Бог дал Моисею две каменные скрижали, на которых были написаны десять заповедей Божиих, каковые необходимо было выполнять. На горе Синай Бог заключил с израильским народом Завет: израильтяне обещали выполнять заповеди, а Бог обещал, что если они сдержат своё слово, будут избранным божиим народом.

В первой заповеди говорится: Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня. «Я Господь, Бог твой» – означает, что у человека есть Создатель, который Его любит и даёт жизнь, силу, радость, утешение. С Его помощью можно преодолеть любые препятствия, жизненные невзгоды, победить свои злые привычки. И ещё – человек должен знать своего Бога и Его заповеди. Ведь если человек вместо Единого Бога обращается к выдуманному идолу или имеет неправильное представление о Боге, он не сможет приобщаться к благодатным Божественным дарам. А это значит, что человек не сможет быть в полноте любви, радости, истины.

Вторая заповедь: Не делай себе кумира (идола). Идолами в то время назывались изображения богов, которым люди поклонялись как Самому Богу. Смысл заповеди, конечно, ещё и в том, чтобы люди ничего и никого в своей жизни не ставили выше Бога. В наше время идолами могут быть телевизор или компьютер, если к ним привязываются, если ради них человек забывает то, что заповедал ему Бог. Кумиром может быть и слава, если человек к ней столь стремится, что забывает Бога, и деньги, если считают, что их количество – самое главное в жизни, и эстрадный певец, если его почитают больше, чем Бога. Ещё в этой заповеди указывается, что на детях даже до четвёртого поколения будет лежать тяжесть грехов наших родителей, а вот за каждое доброе дело тысячи поколений наших потомков будут получать особую милость Божию.

Третья заповедь: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Бог – источник жизни. Взаимоотношения Бога и человека строятся на любви. Поэтому любое пренебрежительное или оскорбительное слово, сказанное по отношению к Богу, упоминание с пренебрежением Его имени является в какой-то мере разрывом этих взаимоотношений. Человек, произнося такие слова, как бы уходит от Источника жизни, любви, радости. Поэтому нельзя произносить имя Божие в суетных разговорах, между делом, для связи речи, легкомысленно, без благоговения.

Четвёртая заповедь: Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней делай, а день седьмой (суббота) да будет посвящён Господу Богу твоему. В настоящее время седьмым днём недели является воскресенье, потому что в этот день воскрес Иисус Христос. Посвящать один день Богу нужно не потому, что Бог в этом нуждается. Это человеку нужно хотя бы один день в неделю посвятить общению с Источником жизни, чтобы напитать свою душу. Обычно в этот день верующие люди ходят в церковь и не занимаются своими хозяйственными делами. Часто после церкви верующие люди идут помогать тем, кто нуждается в помощи: старым, больным. Трудиться ради другого в воскресенье не только можно, но и нужно, если на неделе у тебя не было на это времени.

Пятая заповедь: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле. Это единственная заповедь, в которой упоминается награда за её исполнение. Понять смысл этой заповеди можно следующим образом. Родители, как правило, полагают много трудов для воспитания, обучения, обеспечения всем необходимым своих детей. Им приходится и не спать ночами, и жертвовать своими силами, временем, и много трудиться для того, чтобы прокормить и одеть своих детей. Поэтому каждый человек, у которого здоровая душа, конечно же будет почитать и помогать родителям. Ибо, если этого не делать, душа черствеет, холодеет. Вследствие этого человеку трудно построить свою жизнь, и его дни жизни сокращаются. Может случиться так, что кто-то и не знает своих родителей, либо они по причине порочной жизни или по каким-либо другим причинам не хотят воспитывать своих детей, то и тогда нужно молиться за них и, если возможно и нужно, им помогать. Ведь незримая связь всё равно сохраняется, и это наш долг оказать любовь и помогать людям, от которых мы получили жизнь. Эта заповедь подразумевает, что нужно почитать не только родителей, но и учителей, наставников, правителей, старших по возрасту. В истории немало случаев, когда люди не только оказывали почтение старшим по возрасту, более знатным по положению людям, но и жертвовали ради них жизнью.

Шестая заповедь: Не убивай. Каждому человеку Богом дан бесценный дар – жизнь. Никто не вправе отнять у человека этот дар. Тем более, что грех убийства безжалостно попирает самую главную заповедь любви. Поэтому так тяжек этот грех, поэтому очень тяжелы последствия этого греха для самого преступника. Но не только этот грех относится к нарушению шестой заповеди. Часто жестокое, злое, обидное слово может ранить человека, расстроить его здоровье. И это – тоже грех. Если у человека разрушают веру в Бога, толкают на путь греха, что умерщвляет душу, – это тоже тяжёлый грех: грех духовного убийства.

Седьмая заповедь: Не прелюбодействуй. Этой заповедью предписывается мужу быть верным жене, а жене быть верной мужу. Неженатым людям предписывается сохранять чистоту мыслей и желаний.

Восьмая заповедь: Не кради. Сколь мерзок грех воровства, хорошо понимает каждый человек, у которого было что-либо украдено. Порой не столь жалко пропавшую вещь, может, и цена у неё совсем небольшая, сколько неприятно то, что в твоих вещах копался вор. Иногда в таких случаях говорят, что чувствуешь себя так, как будто сам в грязи испачкался. Возможно, это действительно так. В каком состоянии душа вора? Зная, что он очень опечалит другого человека, заставит его переживать, а, может быть, даже лишит средств к существованию, вор всё равно идёт на преступление. Это, конечно, свидетельство порочности, болезненности души. Поэтому человек, соприкасаясь с вором даже мысленно, ощущает чувство неприязни, брезгливости. Нарушением этой заповеди является любой вид воровства – у человека, у государства, у людей нечестных и так далее. Согрешают против этой заповеди и те, кто нерадиво, некачественно делает свою работу, а получает за неё полную зарплату. Также те, кто не хотят трудиться и живут за счёт труда других людей.

Девятая заповедь: Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Эта заповедь запрещает ложь в любой форме. Каждый человек желает жить в дружбе, любви с другими людьми. Но, представь, если у тебя есть друг и ты узнаёшь, что он врёт тебе. Например, он рассказал какую-либо интересную историю, а потом оказывается, что всё это ложь. Или он пообещал тебе помочь в каком-либо деле, например, выучить домашнее задание, но обманул и не сделал этого, из-за чего тебе пришлось идти в школу с невыученными уроками. Захочется ли тебе поддерживать дружеские отношения с таким человеком? В дальнейшем, когда такой человек вырастет и должен будет работать, доверят ли ему важную, ответственную работу, если будут знать, что человек может соврать, и нет уверенности в том, что он работу сделает добросовестно? Конечно, нет. Поэтому нужно стараться жить так, чтобы ты никогда не допускал даже мелкой лжи. Чтобы все знали, что твоё слово надёжное, твёрдое, как гранит.

Десятая заповедь: Не желай ничего, что есть у ближнего твоего. Шестая, седьмая и восьмая заповеди запрещают человеку наносить вред делом, девятая – словом. В десятой заповеди запрещается иметь даже порочные мысли по отношению к ближним. Из-за желания иметь чужое имущество рождается зависть. А зависть разъедает душу человека, как ржавчина разъедает железо.

Бог, кроме десяти заповедей, дал Моисею ещё множество правил, касающихся жизни людей. Сойдя с горы, Моисей записал всё это в Книгу Завета и затем прочитал эту книгу перед народом. Весь народ в один голос обещал исполнять волю Божию.

Проверочные вопросы:

  1. Почему грешно поклоняться идолам?
  2. Почему иконы нельзя назвать кумирами?
  3. Когда мы поминаем имя Божие напрасно?
  4. Почему не следует поминать напрасно имя Божие?
  5. Что значит свято провести день?
  6. Что Бог велит и обещает пятой заповедью?
  7. Как нужно относиться к родителям?
  8. Чем мы можем показать свое почтение к родителям?
  9. Кого и почему нужно почитать кроме родителей?
  10. Почему всякая обида похожа на убийство?
  11. Что называется кражей?
  12. Чему завистник радуется и о чем горюет?
  13. Кому он этим вредит?
  14. О чём говорится в первых четырех заповедях, и о чём - в шести прочих?

Тема: Нравственный закон. Десять заповедей.

Цели: Формировать у учащихся представление о нравственных критериях, заключённых в десяти заповедях православной религиозной культуры. Обсудить нормы христианской этики, как милосердие, сострадание и т.д. принятые в человеческом обществе.

Задачи:

образовательные:

знакомство учащихся с десятью заповедями Моисея;

воспитательные:

формирование у учащихся представлений о законах и ценностях общепринятой морали;

развивающие:

расширение кругозора учащихся;

способствование развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений;

содействие развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля.

Оборудование:

ноутбук, проектор, презентация, текст с десятью заповедями, листы с заготовками,

Ход урока.

1. Орг. момент. Приветствие детям.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Улыбнитесь друг другу. Ведь с улыбки начинается дружба, взаимопонимание и взаимоуважение.

2. Повторение пройденного.

Проверка домашнего задания

Играем в крестики-нолики. На листе расчерчена заготовка. Я буду задавать вопросы. Если вы согласны, то в клеточку ставите крестик, если нет – то нолик. Заполняем сначала верхнюю строку, потом среднюю, потом нижнюю.

Вопросы для игры «Крестики – нолики»

1. Наше государство называется Российская федерация?

2. Территория не является признаком государства

3. Государственным языком в РФ является русский язык

4. Основной закон нашей страны называется Конституция

5. Государство не обязано заботиться о своих гражданах

6. Отдых, учеба, лечение – это обязанности граждан

7. Защищать страну, трудиться, исполнять законы – это обязанности граждан

8. Нравственные законы – те, которые учат людей, как надо жить дружно и заботиться друг о друге

9. Светский – значит «мирской», «общественный»

Проверка (1 ученик у доски)

О каком памятнике природы, культуры вы подготовили презентацию?

(2 – 3 работы)

Чтение мини-сочинений на тему: «В какой России я бы хотел жить?»

(2-3 сочинения)

Обобщение.

Россия не только многонациональное государство. У нас вместе живут люди, исповедующие различные религии. Какие основные религии вы знаете?

А что помогает людям различных национальностей и религий мирно уживаться на одной территории? (моральные, нравственные нормы, законы)

Словарная работа.

Соедини понятие с его значением.

Мораль – принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Нравственность – это нормы человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле.

Закон – установление определенного порядка отношений гражданской, общественной и государственной жизни.

Изучение нового материала

Мотивация учеников на принятие законов нравственности, на поиск нравственных начал в окружающем мире. Рассказ учителя.

Ответ на вопрос о том, какой принцип должен лежать в основе всех человеческих отношений, возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении всех веков. Примерно две с половиной тысячи лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – “просветленный”. Он был царевичем, но оставил свое царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда захотел научить людей быть счастливыми, показать им путь к счастью. Будда считал, что к счастью нужно идти по дороге добрых мыслей, добрых слов и добрых дел. Будда учил: “Не делай другим того, что сам считаешь злом” (слайд 3).

Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (или Учитель Кун). Он тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не

делать зла. Он говорил, что хочет добиться того, “чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодежь любила старших”. Конфуций говорил: “только добро ведет к счастью” (слайд 4).

В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – первопророк, прародитель людей. Он долго жил и у него были дети, внуки, правнуки. Он был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, правильно, он написал книгу, которую называют “Законы Ману”. Смысл законов Ману: “не делай другим того, что причинило бы тебе боль” (слайд 5).

В когда-то существовавшем государстве Иудея, у иудейского народа был вождь – Моисей. Они уважали и чтили его за то, что он освободил их, увел из египетского рабства. Во время пути (при освобождении) иудеи и Моисей испытали много трудностей, но им помогал Бог. Именно в пути на горе Моисей получил от Бога 10 заповедей, по которым должны жить люди
(слайд 6) .

Вы услышали четыре истории. Каждый из мудрецов сформулировал правила, по которым нужно жить людям.

Чему же учат эти правила, что их объединяет?

Ответы учащихся.

Что будет, если законы не будут соблюдаться?

Словарная работа (понятие «заповедь»)

-Работа со словарём Ожегова С.И.

Повторить правила работы в группе.

Каждая группа работает с одним толковым словарём (ищут понятия и озвучивают)

Толковый словарь Ожегова С.И.

заповедь

1. , содержащее религиозно-нравственное
2. - правило, положение, служащее руководящим указанием для кого-чего-нибудь

Вывод делает учитель.

После ответов ребят учитель предлагает их вниманию определение из Библейского словаря В.Вихлянцева (листочки с текстом на столах перед учащимися). Запишите в словарь наиболее понравившееся вам определение.

Заповедь – Изречение, содержащее религиозно-нравственное предписание.

Заповедь – Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого (чего)-нибудь. (С. И. Ожегов)

Заповедь – Строго обязательное правило поведения (Малый толковый словарь русского языка)

Попросим детей дать определение слова заповедь. Затем даем определение:

Заповедь – религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества. Пусть дети выделят главные слова в определении: религиозное предписание, моральная норма.

Изучение нового материала.

Эти заповеди были записаны на скрижалях, каменных плитах, которые получил пророк Моисей на горе Синай от Бога.

Слайд №10 заповедей. Прочитайте все заповеди.

Какие заповеди, говорят об отношениях человека с Богом, а какие касаются отношений людей между собой?

На листочках обведите цифру заповедей, касающихся отношений между людьми (дети должны правильно обвести № 5,6,7,8,9,10)

Слайд №3. Проверяем! Молодцы!

В ходе беседы учителя и обучающихся:

Заповедь пятая:

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

Как вы думаете, почему надо почитать своих родителей? Что такое почитание?

Заповедь шестая:

Не убивай.

Как ты думаешь, почему Христос называет убийцей человека, который смотрит на другого с ненавистью? Чем может «убить» такой человек другого? Злобой, жестокими, несправедливыми словами.

Заповедь седьмая:

Не прелюбодействуй (будь верным, не предавай близких).

Это очень важная заповедь: она учит тому, что, если человек создал семью, он должен быть верен её всю жизнь. Тогда семья будет прочной и счастливой.

Заповедь восьмая: Не кради.

Что общего у убийства и воровства?

Заповедь девятая:

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. (Не лги.)

Какая у христиан есть особая причина, чтобы не лгать? (Они верят, что Бог видит и знает всё. Его не обманешь.)

Заповедь десятая:

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. (Не завидуй.)

Как зависть мешает радости, гасит её?

Вывод: для чего же служат заповеди людям? (заповеди даны людям для того чтобы они могли стать счастливыми)

А какой это счастливый человек? (если он не гордится перед другими, относится к людям с любовью, стремится быть правдивым, поступает по совести, живёт в мире со всеми)

Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения и сегодня? Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди?

13. Закрепление

За выполнение какой заповеди Бог обещает земную награду? (Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.)

Как ты думаешь, какая заповедь предостерегает человека от самого тяжкого преступления?

Какая заповедь говорит нам, что мы не имеем права присваивать себе что-либо, не принадлежащее нам?

Верность какой заповеди – залог сохранения семьи?

- Смысл какой заповеди выражает пословица «Сколь веревочке не виться, а кончик найдется»?

- Какая у христиан есть особая причина для того, чтобы не лгать?

Какая заповедь учит быть счастливым, советует уметь радоваться чужой радостью?

Почему мудрые люди говорят, что «зависть – корень всех зол»?

Как выдумаете, нужны ли современному человеку заповеди?

Индивидуальная работа

ТАБЛИЦА «Люди, любите друг друга!»

(курсивом выделены предполагаемые ответы детей,

на уроке эти клеточки пустые)

Заповедь

От чего предостерегает заповедь

Как заповедь учит поступать

5 «Почитай отца твоего и мать твою»

от неуважения к родителям и

вообще к старшим

слушаться родителей,

уважать и беречь их;

ухаживать за ними в

старости

№6 «Не убивай»

От ненависти, жестокости и желания принести страдания ближнему

Не отнимать чужую и свою жизнь, беречь здоровье и жизнь людей

7 «Не прелюбодействуй»

От предательства

ближнего

Не предавать любимого, быть верным семье

№8 «Не кради»

От причинения страданий ближнему, от зависти

прежде чем взять вещь,

спросить разрешение у

хозяина; всегда возвращать

чужое; довольствоваться

тем, что у тебя есть

9 «Не лги»

от всякой неправды, обмана,

перекладывания своей вины на

другого человека

Говорить правду

10 «Не завидуй»

От ненависти к ближнему, жадности, от корысти, от желания обладать чужим

не хвастаться, делиться с

другими людьми; уметь

радоваться чужой радости

Тема «Нравственный закон человеческой жизни».

    Кто такой Моисей?

а) вождь и законодатель еврейского народа

б) греческий философ

в) писатель

2. Скрижали – это …

а) двери в храм

б) железные плиты, где записан свод законов

в) каменные плиты, где записан свод законов

3. Тора – это …

а) священная книга евреев

б) священная книга иудеев

в) священная книга христиан

4. Как называется священная книга христиан?

а) Библия

б) Коран

в) Тора

5. В каких поступках может проявляться любовь к другим людям?

(Напишите свой ответ)

Итог урока:

Благодарю вас за работу. Вы все молодцы. Запомните то, что услышали сегодня на уроке. Старайтесь следовать заповедям и пусть главным правилом в вашей жизни будут слова «Люди, любите друг друга!», живите честно и по-доброму относитесь к друг другу.

Рефлексия . Если вам понравилось на уроке, улыбнитесь друг другу, и мне. Кому на уроке было интересно и всё понятно, поднимите зелёные кружки, кому было трудно, но интересно- поднимите жёлтые кружки, кому неинтересно и непонятно- красные.

(Если остаётся время)

Можете взять дополнительное задание на карточках «Соотнеси заповедь и пословицу». Карточки готовые заранее распечатаны. Слайд на доске.

6.Домашнее задание:

Уч. стр.86 Сделайте приятное и доброе дело своим близким. Расскажите об этом на след. уроке.

Ресурсы:

    Учебник по курсу «Основы светской этики» (4 класс). М.: Дрофа, 2013. – 174 с. А.А.Шемшурин.

    Библия для детей, М.: ЭКСМО, 2007. – 526с.

    Толковый словарь С.И. Ожегова.

    Школа веры. Центр информационных технологий Московской духовной

академии. 2012. – 271с. Протоиерей Павел Великанов.

    Толстой Л.Н. «Лгун», притча.

7. Интернет-ресурсы:

скрижали Моисея

учебник из дерева

(42 голоса : 4.6 из 5 )

Заповеди – это закон, правила, которые Бог дал людям для того, чтобы они могли различать добро и зло в своих поступках и намерениях. Объяснить ребёнку заповеди можно простыми словами и в стихотворной форме.

  1. «Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня».

Это значит, что Бог Один и в Него нужно верить всей душой. Это также естественно, как верить папе и маме. Бог создал весь мир и заботится о каждом из нас. Нужно любить и почитать Бога, часто вспоминать о Нем, обращаться к Нему в молитве.

«Пусть только Господь царит в твоем сердце,
И только Ему открой сердца дверцу!
Пусть Бог будет смыслом всей жизни твоей!
Пусть Он управляет и властвует в ней!».

  1. «Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им».

Кумир – это всё то, что становится для нас самым главным в жизни вместо Бога. Из-за кумира мы можем забыть о Боге и Его заповедях. Глупец тот, кто готов поменять маму на куклу или папу на компьютер. Например, Кай забыл о Боге – о добре и любви. Снежная королева стала для него кумиром. Разве был он счастлив в ледяном замке со своими идеальными правильными холодными игрушками? Только когда любовь Герды растопила лед в его сердце, он вспомнил о Боге и ожил. На первом месте в жизни христианина должен быть Бог, потом все близкие люди. Любые кумиры – люди или вещи опасны для нашей души, они могут сделать ее холодной и черствой.

«Господь твой пусть будет единственным Богом,
Хоть в жизни всегда разных идолов много,
Служи лишь Ему всей душою своей!
На Бога надейся, а не на людей!».

  1. «Не поминай имени Господа Бога твоего всуе».

Это значит, что нельзя просто так произносить имя Бога. Произносить имя Божие следует со вниманием и благоговением. Любое обращение к Богу – это молитва. По меткому выражению одного священника, когда мы говорим: «Господи», мы как бы снимаем телефонную трубку и набираем номер, и на «том конце» нам немедленно отвечают: «Слушаю». Имя Бога надо хранить бережно в сердце и не выпускать оттуда понапрасну. Если ты по привычке в разговорной речи говоришь: «Господи», прибавь к этому слова: «помилуй» или «слава Тебе». Так упоминание имени Бога станет молитвой.

«Имя Божье напрасно ты не говори!
Уважение твое пусть в словах тех горит.
Пусть с любовью к Нему твое сердце стучит,
Благодарность и вера в нем вечно звучит!».

  1. «Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему ».

Это значит, что должен быть посвящен Богу. Каждый день мы молимся Богу, исполняем Его заповеди, но этот день сугубо посвящаем нашему Небесному Отцу.

«С Богом жизнь для себя христианин выбирает,
И поэтому церковь всегда посещает.
Знать о Господе больше он очень стремится,
И из Библии мудрости Божьей учиться».
Посвящай время Господу – будешь успешен,
И Его вечной милостью нежно утешен».

  1. «Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен».

Это значит, что маму и папу надо слушаться и помогать им. Родители помогают тебе, пока ты растешь и нуждаешься в их помощи и заботе, а потом дети помогают престарелым и уже немощным родителям на закате их жизни. Почитание – это не просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей взрослыми детьми, в том числе душевным вниманием и участием. К этой же заповеди относится уважение к учителям, наставникам, старшим.

«Относись с уважением к папе и маме!
Мудрость, опыт родителей стоят внимания!
Дорожи ими, слушайся и подчиняйся!
Как у Бога характер свой сделать пытайся!
И тогда будет жизнь твоя – благополучной.
Долгой будет она, и, при этом, нескучной».

  1. «Не убий ».

Самое ужасное, что может сделать человек по отношению к другому человеку – лишить его жизни. Жизнь – это дар Божий, и мы не в праве лишать другого человека этого дара. Что касается убийства захватчиков на войне, то это тоже грех, но меньший, чем предательство ближних, отказ защищать их.

Нужно помнить, что убивать людей можно не только оружием, но и словом, делом, подлыми поступками. Также нельзя мучить зверей, птиц, насекомых, домашних животных. Всех их создал Господь, а человеку заповедовал заботиться о них.

«Людей убивает
Не только оружье!
И жизнь сокращают
Порою не ружья,
А грубое слово,
Поступок бездумный
Жизнь рушит другого,
Стар он или юный.
Людей берегите,
Заботьтесь, любите,
Всех благословляйте
И радость дарите!».

  1. «Не прелюбодействуй ».

То есть не переступай через любовь. Не предавай. Это заповедь о верности тому, кто любит тебя, и любим тобою. Верность этой заповеди – залог сохранения семьи.

«Пройдут года. Ты вырастешь. Бог даст тебе супругу(а).
Полюбишь. Вступишь в брак. Всегда будь верен, предан другу.
Над отношеньями трудись. Жди Божьего ответа.
Не изменяй своей любви. Не нарушай завета».

  1. «Не укради ».

Украсть, взять чужое и не вернуть – очень плохой поступок. Некоторые думают, что взять себе вещь, которую нашел на улице – не воровство. Допустим, шел человек и нашел на улице хороший телефон. Он может взять его себе – поступить дурно, а может поступить благородно – найти хозяина этого телефона. Никогда не бери чужое и никогда не воруй – так ты сможешь проявить свою верность святому Богу.

«Тот, кто у людей забрал,
Вещи их, путем нечестным,
Человек тот вором стал,
Это станет всем известно».

  1. «Не лжесвидетельствуй ».

Порой тебе может казаться, что ложь может помочь преодолеть отдельные неприятности, избежать наказания. Но это иллюзия, потому что рано или поздно любой обман обязательно раскроется.

Также ни в коем случае нельзя придумывать о людях то, что ты не знаешь. Такие предположения называются клеветой и часто порочат совершенно невинного человека.

«Неправду о людях – не произноси!
Для этого помощи Божьей проси,
Чтоб видеть хорошее в ближних своих.
Не злое, а доброе думать о них!
Ложь может несчастье с собой принести,
А правда к победе твоей привести».

  1. «Не пожелай ничего чужого ».

Никогда не завидуй. Зависть мешает радости и не знает границ, ведь всегда найдется кто-то такой, кто, как кажется, живет лучше тебя. Помни пример жадной старухи из сказки Пушкина. Радуйся всему, что у тебя есть, радуйся за близких и друзей, у которых случилось что-то хорошее, благодари за это Бога.
Как же относиться к тому, что у ближнего есть хорошая вещь или талант, которого ты не имеешь? У христиан нет выражения «белая зависть», но есть сорадование – радость о благополучии ближнего. В отличие от мучающей зависти это добродетель.

«Не желай ничего, чем владеет ближний.
Не мечтай, что предмет у кого-то лишний.
Эти мысли тебе принесут страданья,
Ведь за грех принесёшь ты себе наказанье».

Учитель: Кузьмичева Татьяна Сергеевна, высшая квалификационная категория

Школа: МОУ СОШ №22 с УИОП

Предмет: ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»

Тема: « »

Конспект урока по ОРКСЭ Основы православной культуры.

Тема: « Десять заповедей и их роль в жизни человека »

Цель: обсудить с учащимися с такие нормы христианской этики, как милосердие и сострадание.

Задачи:

образовательные:

    знакомство учащихся с десятью заповедями Моисея;

воспитательные:

    формирование у учащихся представлений о законах и ценностях христианской морали;

развивающие:

    расширение кругозора учащихся;

    способствование развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений;

    содействие развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля.

Планируемые результаты

Личностные: способствовать становлению общечеловеческих ценностных ориентаций, формировать целостный социально – ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы. Формировать уважительное отношение к религии. Развивать этические чувства доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

    учить отличать верно выполненное задание от неверного,

    овладеть навыками смыслового чтения

Познавательные УУД:

    овладевать начальными сведениями о сущности и особенности процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием предмета;

    находить ответы на вопросы, используя текст и свой жизненный опыт

    делать выводы в результате работы.

Коммуникативные

    уметь оформлять свою мысль в устной и письменной речи

    слушать и понимать речь других

Предметные результаты.

    Знакомить с основными нормами религиозной морали, развивать понимание их значений в жизни

    Понимать значение нравственности веры и религии в жизни человека и общества

    Осознавать ценности человеческой жизни.

Оборудование:

    ноутбук, проектор,

    слайды, диск по курсу ОРКСЭ (православный модуль),

    текст с десятью заповедями, данными Богом Моисею;

Ход урока:

1. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

Вы узнаете:

Что общего у убийства и воровства.

Как зависть гасит радость.

Разберемся в понятии, которое является темой урока.

Убедимся в существовании традиционных установок, которые помогают людям жить и общаться.

2. Повторение изученного материала.

Беседа

- Что способствует росту души человека?

- А что удаляет от добрых целей?

- Зачем человеку нужна совесть?

- Какие два важных дела Творец поручил совести?

- Что для православных означает раскаяние?

Что значат для православных христиан покаянные молитвы?

Как связано покаяние с необходимостью не осуждать других людей?

- Почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит?

Каяться надо искренне. После этого придет радость. Ведь между душой, совестью, Богом и друзьями больше нет постыдной тайны.

Выслушиваются подготовленные детьми рассказы «Как бы они поступили, если бы услышали от знакомого о злом плане».

Вывод:

Если есть возможность исправить причиненное зло, надо спешить это делать, надо спешить делать добро.

Чтобы полюбить бога, мы должны любить других людей. Помогать им, заботиться о них. Всегда и во всем стараться быть добрым и чем-то жертвовать. Иногда даже заставлять себя делать добро. Любви учатся всю жизнь.

б) Игра «Продолжи фразу»

«Царство божие находится …»(внутри нас, в нашем сердце)

«Бог - это ….» (любовь. И чтобы наша душа могла сродниться с Богом, нам нужно любить Его).

«Чтобы полюбить Бога, мы должны ….»(научиться любить других людей.)

«Любовь-основание …»(всей христианской жизни.)

«Выражение нашей любви …»(добрые дела.)

«Помогает нам отличить добрые дела от злых …»(нравственный закон-совесть.)»

«Бог вложил в наши сердца нравственный закон, чтобы мы ….»(не заблудились на жизненном пути и смогли встретиться с Богом.)

3. Изучение новой темы.

Религия – вера в Бога, создает «мост» между Богом и человеком. Этот мост – наш жизненный путь Бог дал нам совесть, чтобы уберечь и защитить нас на жизненном пути.

Но у кого-то совесть чуткая. У кого-то не очень. Не все различают, что хорошо, а что плохо.

Многие философы в истории человечества пытались сформулировать правила, которые люди должны выполнять для того, чтобы в обществе был порядок.

Для учащихся школ тоже существуют правила.

Какие правила школьников вы выполняете? (ответы детей.)

Чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различить добро и зло в своих поступках и намерениях, существуют заповеди. Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога.

    Словарная работа: Ребята, а как вы понимаете слово «заповедь»? Что это такое? После ответов ребят учитель предлагает их вниманию определение из Библейского словаря В.Вихлянцева (листочки с текстом на столах перед учащимися). Запишите в словарь наиболее понравившееся вам определение.

Заповедь – Изречение, содержащее религиозно-нравственное предписание.

Заповедь - Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого (чего)-нибудь. (С. И. Ожегов)

Заповедь – Строго обязательное правило поведения (Малый толковый словарь русского языка)

Попросим детей дать определение слова заповедь. Затем даем определение:

«Заповедь – религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества».

Пусть дети выделят главные слова в определении: религиозное предписание, моральная норма.

    Учебник, страница 40: Ребята! Послушайте историю Моисея из Библии:

(из личного архива)

Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и

его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Но это не было

обычным землетрясением. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтоб там встретить Бога и получить от Него заповеди. 40 дней Моисей провел на объятой огнем вершине. Этот огонь не обжигал его, потому что он был зн а ком присутствия Бога. Бог сам начертал заповеди на двух каменных плитах (скрижалях). Скрижали были положены в ящик, обитый золотом, который назывался Ковчегом. Моисей поставил ковчег в особой палатке (скиния), где для него было отведено специальное место, которое называлось Святое Святых. Моисей вынес скрижали из огня к народу. Люди же были поражены еще и тем, что вернувшись к ним, сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его, хотя сам он этой перемены в себе не замечал.

(Демонстрация слайда , изображающих гору Синай и Моисея со скрижалями)

Вот об этих заповедях мы и будем говорить сегодня на уроке.

    Как вы считаете, а зачем нужен закон? Обсуждение. Законы устанавливают порядок в жизни людей.

    Какие же законы дал людям Бог через своего пророка Моисея?

слайд

На столах перед учащимися – тексты десяти заповедей.

Бог дал Моисею 10 заповедей. Первые четыре говорят об отношениях человека с Богом. (текст на слайде )

    Я - Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня . ( слайд )

Эта первая заповедь говорит о приоритетах в жизни. Она означает, что Господь должен почитаться превыше всего остального. В жизни человека Бог должен стоять на первом месте и быть центром всех людских отношений. Однако всепоглощающая любовь к Господу вовсе не умаляет ценности человека. Заповедь только подчеркивает необходимость расстановки правильных приоритетов. Мы можем и должны любить и уважать других людей. Проблемы начинаются в тот момент, когда люди начинают предпочитать Богу что-то другое, будь то человек, власть или деньги, тем самым приобретая себе новых богов. И часто эти божки становятся единственным смыслом существования, заменяя собой другие ценности жизни.

2. Не делай себе кумира и ни какого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.

Эта заповедь подчеркивает достоинство человека. Человек создан как венец творения, и если он поклонится иному созданию, то потеряет свое положение царя мироздания, превратившись в его раба. Идолопоклонством называется поклонение не только созданию рук человеческих, но даже Божьему творению. Это и обожествление природы, когда божественным считают всего лишь естественное. Идолопоклонство в настоящее время приобрело много форм. Например, многие люди сегодня поклоняются материальному богатству и процветанию, и тогда модное платье или последняя модель машины становится для них самым важным в жизни. Другие находят идола в одной из рок-звезд, с обожанием внимая каждому слову своего кумира. Есть люди, которые создают культ человеческого тела, и для них на первом месте в жизни оказываются конкурсы красоты или занятия бодибилдингом. Нередко случается, что объектами поклонения становятся человек, государство или партия, возведенные в верховные арбитры истины, законности и источников народного процветания. И наконец, всем нам известны примеры национализма, когда люди, по сути, обожествляют свою нацию. Даже сами религии порой неосознанно сползают в идолопоклонство, когда абсолютизируют нечто относительное, например религиозную книгу, традицию или доктрину.

3.Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. (слайд)

Способность людей к общению - это драгоценный дар, и его нужно охранять от извращения. Язык - главное средство нашего общения. И если слова теряют свой смысл из-за неправильного или слишком частого употребления, то обозначаемые ими сферы человеческого опыта и жизни как бы исчезают. Когда такие слова, как Бог, любовь, мир, истина, употребляются бездумно, мы больше не можем ясно говорить друг с другом о столь священных и важных предметах. Искажение языка извращает слова и их смысл и затрудняет общение. Поскольку религия - едва ли не самая глубокая и богатая часть человеческого опыта, слишком частое и бессмысленное упоминание имени Бога снижает и обесценивает самое священное. Другое назначение заповеди - предотвратить злоупотребление силой религии, силой святого имени. Это накладывает ограничения на авторитет священнослужителя, и особенно на попытки силой заставить людей выполнять религиозные предписания. К сожалению, нередко методом убеждения священнослужителей становится угроза Господней кары для тех, кто не следует их указаниям.

4. Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой - день покоя - да будет посвящен Господу Богу твоему.

Для евреев суббота - седьмой день недели, Шаббат. Согласно истории сотворения мира, описанной в первой книге Библии - книге Бытия, увидев, что все Им сотворенное "хорошо весьма", Господь почил и отдыхал, Поэтому Шаббат празднуется в честь сотворения мира. Смысл жизни не исчерпывается только трудом и пользой, принесенной другим. Часто оказывается слишком легко так погрузиться в повседневные заботы, что мы теряем понимание того, что является самым важным в жизни. Шаббат был установлен для блага человека. Это был день отдыха, молитвы, занятий и размышлений. Это семейный праздник, когда царит особая атмосфера мира и радости.

Остальные касаются отношений людей между собой. Вот об этих пяти заповедях мы и поговорим с вами подробней.

    Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.

Семья является основой общества. Именно в семье дети воспринимают нравственные ценности, знания и навыки, которые потом они воплощают в своей жизни, передают из поколения в поколение. Поэтому общество, в котором искажены или извращены ценности семьи, очень страдает от этого. Связь поколений осуществляется прежде всего через отношения между родителями и детьми. Человек, не выказывающий должного уважения к своим родителям, подрывает один из самых основных столпов общества. И родители, и дети несут ответственность друг перед другом. Родители должны кормить, одевать и учить своих детей, готовить их к самостоятельной жизни. Они должны воспитывать в своих детях нравственность, не только осуществляя моральное руководство, но и, что еще важнее, показывая личный пример. Как сказал православный священник Александр Ельчанинов, "в воспитании детей самое важное состоит в том, чтобы они видели, что их родители ведут напряженную духовную жизнь". Поэтому эта заповедь обращена не только к детям, но и к родителям. Она как бы говорит родителям: "станьте такими, чтобы детям хотелось вас уважать". В свою очередь дети должны уважать и слушаться своих родителей, заботиться о них, особенно когда те достигнут преклонного возраста. Состарившись, люди уже не могут сами зарабатывать себе на жизнь и вносить свой вклад в общество. Однако не труд и не продукты труда определяют ценность человеческой жизни. Хотя работа важна, это еще не все. Пожилых людей следует уважать и заботиться о них. Благодаря жизненному опыту они приобрели мудрость и знание, которых так недостает молодежи. Вот почему во многих традиционных обществах чем старше человек, тем с большим уважением к нему относятся.

Просмотр клипа «Притча о маме».

Учебник, страница 40:

Как вы думаете, почему надо почитать своих родителей? Что такое почитание?

    Не убивай.

(слайд)

В древнееврейском языке были разные слова для обозначения разных типов убийства. Слово, употребляемое в этой заповеди - "расах", - означает преднамеренное убийство, совершенное по злобе. Его следует отличать от убийства в более обобщенном смысле. Хотя убивать всегда нехорошо, иногда это происходит случайно, а иногда и оправданно - например, при защите себя или своей страны во время войны. Эта заповедь выражает веру в то, что человеческая жизнь священна. Поскольку жизнь - Божий дар, каждый человек обладает уникальной и бесконечной ценностью. Право на жизнь, обоснованное ее божественным происхождением, является основой всех прочих прав человека, естественных и законных, и базой цивилизованного общества. Никто не имеет права прервать жизнь, собственную или чужую.

Прослушивание песни «Раненая птица»

Учебник, страница 40-41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди. Как ты думаешь, почему Христос называет убийцей человека, который смотрит на другого с ненавистью? Чем может «убить» такой человек другого? Злобой, жестокими, несправедливыми словами.

    Не прелюбодействуй. (слайд)

Супружеская любовь свята, но в то же время естественна. Свята потому, что Бог есть любовь, а естественна потому, что создана Богом. Неверность разрушает самые близкие и драгоценные человеческие отношения - любовь и доверие между мужем и женой. Заповедь защищает эти взаимоотношения и сердца людей, которым этот поступок причиняет боль. Более того, будучи грехом против любви, прелюбодеяние подрывает семью. Когда супруги неверны друг другу, рушится и родительский авторитет, потому что дети не могут уважать родителей, которые говорят одно, а делают другое. В то же время, поскольку родительская любовь определяется любовью между супругами, ослабление супружеской связи плохо влияет на детей. Они вырастают, не получая необходимых им воспитания и любви. А поскольку семья - основа общества, любые проблемы в семье в конце концов оказывают влияние и на все общество в целом.

Учебник, страница 41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

Это очень важная заповедь: она учит тому, что, если человек создал семью, он должен быть верен её всю жизнь. Тогда семья будет прочной и счастливой.

    Не кради.

(слайд)

Украсть - значит взять, обычно тайком, чужую собственность. В это понятие входит не только воровство, но также и такие поступки, как мошенничество и неуплата долгов. Кража может совершаться не только отдельными людьми, но и группами, а иногда -партиями или правительствами. Эта заповедь учит нас тому, как мы должны относиться к материальному миру. Хотя Господь создал мир и владеет им безраздельно, Он дал человеку право распоряжаться им. Поэтому человек, носитель образа Господа, может сам воплотить свои творческие способности и стать творцом. Таким образом, вещи, которыми мы владеем или которые мы создаем, являются в определенном смысле как бы продолжением нашей личности. Закон против краж существует для защиты естественного желания владеть и пользоваться собственным имуществом. В сообществах, где все соблюдают этот закон, люди не запирают дверей и не волнуются о том, чтобы уберечь свою собственность от воров. Такое положение вещей устраивает всех, как богатых, так и бедных. Состоятельные люди оказываются защищены от краж, а бедные - от притеснения богатых. Если мы владеем чем-то, это отнюдь не означает, что мы можем распоряжаться собственностью в соответствии с любыми своими прихотями, например мы не можем портить или уничтожать ее. Состоятельные люди должны быть великодушны и использовать свое благосостояние во благо всей общины. Закон Моисея утверждал высшую святость принципа частного владения, хотя даже в этой ситуации ценность человеческой жизни ставилась неизмеримо выше, чем ценность собственности. При том, что совершенное убийство каралось смертной казнью, наказание за воровство никогда не было столь жестоким.

Учебник, страница 41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

Что общего у убийства и воровства?

Фрагмент мульфильма «Шапокляк» (когда она ворует билет и вещи у крокодила Гены и Чебурашки)

    Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. (Не лги.)

(слайд)

Ложь отравляет человеческое общение и уничтожает доверие. Когда мы лжем, мы обманываем других и предаем самих себя. Слова обладают большой силой. Как говорит русская пословица, "слово - не воробей, вылетит - не поймаешь". Во времена Ветхого Завета, если кто-то ложно обвинял другого в преступлении, он должен был понести наказание, ожидавшее того, кого он оклеветал. Эта заповедь призвана защитить человеческие отношения; она имеет в виду также ложь, клевету, распространение лживых доносов или суждений о людях с намерением принести им вред. Это дурно и по своим побуждениям, ибо происходит от зависти, ненависти, злобы и отсутствия благородства, и по тем последствиям, которые эта ложь несет обиженным и обманутым людям. К сожалению, религиозные группы также легко впадают в этот грех, нападая на другие религии, чтобы помешать их распространению.

Учебник, страница 41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

Какая у христиан есть особая причина, чтобы не лгать? – Они верят, что Бог видит и знает всё. Его не обманешь.

Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Лгун» ( читает хорошо подготовленный ученик)

10. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его … ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.

(Не завидуй.)

Из всех Десяти заповедей эта - единственная, относящаяся скорее к мыслям, чем к реальным действиям. Поскольку дурные поступки всегда начинаются с дурных желаний, лучше всего пресечь такие желания в корне. Когда кому-то улыбнулась судьба, наделила человека богатством, мы должны радоваться за этого человека, а не испытывать к нему зависти. Если мы сокрушаемся о чужом благополучии или радуемся чужой неудаче, то это прежде всего разъедает нашу собственную душу, делает нас несчастными.

Учебник, страница 41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

Как зависть мешает радости, гасит её?

Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке».

Почему золотая рыбка не стала исполнять все желания старухи?

Как изменялся характер старухи в сказке?

Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.

4. Закрепление нового материала.

Исследовательская работа с текстом

Ученикам предложено поработать с учебником стр. 40-41. Класс делится на группы. Каждая должна прокомментировать одну из заповедей: объяснить, что означает данная заповедь и привести аргументы, подтверждающие её справедливость. В качестве аргументов можно использовать истории из Библии, художественные произведения или реальные истории из личного опыта учеников. Дети читают учебник, обсуждают и представляют свои ответы классу. В ходе каждого выступления учитель демонстрирует соответствующий слайд презентации, дополняет, конкретизирует, приводя свои примеры.

ЗАДАНИЕ .

1)-Что нового вы узнали из текста? Отмечайте новую информацию в таблице.

Все эти заповеди можно свести к одной: «Люди, любите друг друга!». Я желаю, чтобы вы были счастливы, чтобы смеялись, святились и радовались каждому мгновению своей жизни, и чтобы другие, глядя на вас становились тоже счастливы.

Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души

ТАБЛИЦА «Люди, любите друг друга!»

(курсивом выделены предполагаемые ответы детей,

на уроке эти клеточки пустые)

Заповедь

От чего предостерегает заповедь

Как заповедь учит поступать

5 «Почитай отца твоего и мать твою»

от неуважения к родителям и

вообще к старшим

слушаться родителей,

уважать и беречь их;

ухаживать за ними в

старости

№6 «Не убивай»

От ненависти, жестокости и желания принести страдания ближнему

Не отнимать чужую и свою жизнь, беречь здоровье и жизнь людей

7 «Не прелюбодействуй»

От предательства

ближнего

Не предавать любимого, быть верным семье

№8 «Не кради»

От причинения страданий ближнему, от зависти

прежде чем взять вещь,

спросить разрешение у

хозяина; всегда возвращать

чужое; довольствоваться

тем, что у тебя есть

9 «Не лги»

от всякой неправды, обмана,

перекладывания своей вины на

другого человека

Говорить правду

10 «Не завидуй»

От ненависти к ближнему, жадности, от корысти, от желания обладать чужим

не хвастаться, делиться с

другими людьми; уметь

радоваться чужой радости

Вывод: для чего же служат заповеди людям? Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения и сегодня? Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди? Слайд

На слайде предложены ответы на выбор учащихся:

    Нет, потому что они были нужны в древности, когда народ был необразованным; сейчас все люди грамотные, поэтому эти законы им не нужны.

    Да, потому что соблюдение заповедей даёт тебе право считать себя избранным из людей, потому что ты лучше.

Итак, в Библии рассказывается, что Бог дал людям заповеди, чтобы оградить их от зла. Заповеди Моисея показывают людям, что есть ценности, через которые нельзя переступать!

    Работа в группах. Класс делится на 2 группы. Каждая группа получает задание: разгадать кроссворд.

КРОССВОРД :

1 Д

2 М

3 З

4 С

5 С

6 Б

По вертикали:

    Сколько всего заповедей дал Бог человеку?

    Имя пророка, получившего заповеди

    Правила, данные Богом, помогающие различать добро и зло

    Гора, на которой Моисею были даны заповеди

По горизонтали:

    Каменные доски, на которых были записаны заповеди

    Книга, в которой записаны заповеди.

проверка на слайде .

    Работа с пословицами.

О какой заповеди сказано? (Перед детьми каждой группы – пословицы.)

На свете все найдешь, кроме отца и матери.
Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.
Почитай учителя как родителя.

Шила в мешке не утаишь.
Кто сам врет, другим не верит.
Сколько веревочке не виться, а конец будет.

Лучше по миру сбирать, чем чужое брать.
Легко добыто, легко и прожито.
Знает кошка, чье мясо съела.

Не коси глаз на чужой квас.
Кто чужого желает, скоро свое потеряет.
В чужих руках пирог велик; а как нам достанется, мал покажется.

Худой мир лучше доброй драки.

5. Закрепление.

За выполнение какой заповеди Бог обещает земную награду? (Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.)

Как ты думаешь, какая заповедь предостерегает человека от самого тяжкого преступления?

Какая заповедь говорит нам, что мы не имеем права присваивать себе что-либо, не принадлежащее нам?

Верность какой заповеди - залог сохранения семьи?

- Смысл какой заповеди выражает пословица «Сколь веревочке не виться, а кончик найдется»?

Какая у христиан есть особая причина для того, чтобы не лгать?

Какая заповедь учит быть счастливым, советует уметь радоваться чужой радостью?

Почему мудрые люди говорят, что «зависть – корень всех зол»?

- Как выдумаете, нужны ли современному человеку заповеди?

(- Да, потому что нравственные законы важны для любого времени.

- Нет, потому что они были нужны в древности, когда народ был необразованным, сейчас все люди грамотные, поэтому эти законы не нужны.

- Да, потому что соблюдение заповедей дает тебе право считать себя избранным из людей, потому что ты лучше .)

В заповедях Бог открыл свой замысел человеку и указал путь добродетельной жизни. Заповеди, о которых мы говорили, регулируют отношения между людьми и теснейшим образом связаны с верой в Бога. Тогда отношения людей друг с другом обретают высший смысл, становясь абсолютным, непререкаемым законом. Ведь они – договор Бога с человеком!

Исполнение заповедей позволяет душе расти. Нарушение заповедей ведет к бессовестности. Душа теряет чувствительность и в этом смысле становится как мертвая. Заповеди повелевают: человек, не превращай всю свою жизнь только в поиск удовольствий для себя, раскрой свое сердце для других людей, будь милосердным. Чем лучше мы будем соблюдать законы человеческой жизни, тем больше будет добра и любви на земле. Если вы будете правильно себя вести, может быть, глядя на вас, будут также вести себя ваши друзья, знакомые, братья, сёстры и даже взрослые, а потом и ваши дети. Чем больше будет хороших людей, тем прекраснее будет мир.

6.Домашнее задание: с. 40-41, учебника прочитать, ответить на вопросы, собрать пословицы, поговорки, касающиеся заповедей; обсудить с родителями вопросы из учебника .

7. Рефлексия:

- Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям? Расскажите о случаях преодоления себя.

В чем смысл соблюдения заповедей?

Как соблюдать заповеди, находясь в центре современной жизни?

Какие заповеди тебе были известны?

О каких ты узнал на этом уроке?

Какие заповеди заставили тебя задуматься? Над чем?

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что________

Наиболее трудным мне показалось___________

Самым интересным было__________

Я бы хотел попросить своего учителя__________________

Вывод : - Каждый христианин должен соблюдать заповеди , так как:

    Заповеди даны Богом

    Они учат отличать добро от зла

    Выполнение заповедей даёт человеку душевный покой ,
    приближает его к Богу.

Заповеди о любви к ближнему показывают нам границы, которые мы не должны переступать, если не хотим навредить другим людям и самим себе. В заповедях Бог открыл свой замысел человеку и указал путь добродетельной жизни. Эти заповеди регулируют отношения между людьми и связаны с верой в Бога. Тогда отношения людей друг с другом обретают высший смысл, становясь непререкаемым законом. Ведь они - договор Бога с человеком.

Ресурсы:

    Учебник по курсу «Основы православной культуры» (4-5 класс). М.:Просвещение, 2010. – 95 с.А.В. Кураев

    Детская библия.Библейские рассказы в картинках. Институт перевода библии. 1983,1990

    Толковый словарь С.И. Ожегова.

    Толстой Л.Н. «Лгун», притча.

    Песня «Раненая птица»

    Клип «Притча о маме»

  1. Видеоматериалы: фрагменты из мультфильма «Шапокляк».