» » Рисунок к произведению золотой петух автор куприн. Конспект урока по литературе на тему "Золотой петух" (5 класс)

Рисунок к произведению золотой петух автор куприн. Конспект урока по литературе на тему "Золотой петух" (5 класс)

Cлайд 1

Cлайд 2

КУПРИН Александр Иванович русский писатель-реалист. Одно из самых громких имен первой четверти 20 века, автор вошедших в золотой фонд русской литературы произведений «Молох», «Поединок», «Гранатовый браслет», «Гамбринус» и других.

Cлайд 3

Цитатный план рассказа «ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ». 1. « Случилось это чудо.» 2. « Я не вдруг понял, что это пели петухи.» 3. « Я знаю силу и пронзительность петушиного крика.» 4. « Что за странное, что за необыкновенное утро!» 5. « Великий золотой петух выплывает на небо в своем огненном одиночестве.» 6. « Целый день я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки.» 7. « Золотой Петух сразу же был восторженно принят литературной критикой.»

Cлайд 4

Ответы на вопросы. 1. Что восхитило рассказчика в петушином хоре, что он ус-лышал в нём? Ответ №1. Последними земными звуками, которые я слышал, поднимаясь в беззвучном полёте на воздушном шаре, всегда были свистки уличных мальчишек, но ещё дольше доносился победоносный крик петуха.

Cлайд 5

2. Передаётся ли Куприным особое звучание петушиного пения? Как это сделано в рассказе? Да. Например:«Какой человеческий оркестр не показался бы жалким в сравнении с этим волшебным и могучим хором, где уже не было слышно отдельных колен петушиного крика, но полнозвучно льётся мажорный аккорд на фоне пурпурно-золотого do! »

Cлайд 6

В рассказе я заметила много эпитетов. Например: чудесная, солнечный, горячий(песок), пахучие вкусные(травы), бесконечных, бурных, сияющий и т.д. 3. Какие образные средства позволяют почувствовать настроение писателя? Ответ №3.

    Где родился А.И. Куприн?

А) в г. Орле Б) в г. Наровчате в) в г. Петербурге

2. Где мальчик начал обучаться с шести лет?

А) в сиротском приюте б) в Петербургской гимназии в) дома

3. Где еще он учился?________________________________________________________________

4. Во сколько лет А. И. Куприн начал писать стихи?

А) с 10 лет б) с 13 лет в) с 6 лет

5. Как зовут родителей? ______________________________________________________________

6. Назовите жанр произведения А.И. Куприна «Золотой петух» ?____________________________

7. Какое чудо произошло однажды?

А) песня скворца б) свист черного дрозда в) пение петухов

А) с оркестром б) с пением соловья в) с хором

9. О какой прекрасной птице упоминается в этом произведении?

А) Феникс б) Жар птица в) Ястреб

10. Почему главный герой произведения так сильно восхищается простым пением петуха? Как вы думаете?

Ответы: 1. В Наровчате. 2. В сиротском приюте

Проверочная работа. А. И. Куприн «Золотой петух», 5 кл.

    Где родился А.И. Куприн?

А) в г. Орле Б) в г. Наровчате в) в г. Петербурге

2. Где мальчик начал обучаться с шести лет?

А) в сиротском приюте б) в Петербургской гимназии в) дома

3. Где еще он учился?________________________________________________________________

4. Во сколько лет А. И. Куприн начал писать стихи?

А) с 10 лет б) с 13 лет в) с 6 лет

5. Как зовут родителей? ______________________________________________________________

6. Назовите жанр произведения А.И. Куприна «Золотой петух» ?____________________________

7. Какое чудо произошло однажды?

А) песня скворца б) свист черного дрозда в) пение петухов

А) с оркестром б) с пением соловья в) с хором

9. О какой прекрасной птице упоминается в этом произведении?

А) Феникс б) Жар птица в) Ястреб

10. Почему главный герой произведения так сильно восхищается простым пением петуха? Как вы думаете?

Коршакова А.Г.,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ «Мезенская СОШ»

Урок-мастерская по рассказу А.И. Куприна «Петух»

Выявление художественной идеи рассказа, роли художественно-изобразительных средств в рассказе средствами мастерской.

Формирование навыков выразительного чтения, пересказа, лексической работы, работы в группах;

Воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе анализа рассказа.

Ход урока.

1.Вступление .

А) Мы входим в мир, как в двери мастерской. Мы можем сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. Творческого вдохновения всем нам!

Б) Организационный момент (повторение правил, определение ролей)

2. Индуктор

Утро… Какие слова притягивает к себе это слово? Утренние слова! Ловите!

3.Чтение начала текста (ученик)

Какие вопросы, на ваш взгляд, требуют обдумывания?

(ответы на вопросы по первой части текста, составленные учащимися дома)

Как, по вашему мнению, должен завершиться данный текст?

4. Разрыв

…Я не вдруг понял, что это пели…(магнитофонная запись «Крик петуха»)

Подберите ассоциации.

Самоконструкция, социоконструкция.

5. Чтение остального текста учителем.(Название рассказа учащимся не сообщается)

Выразите одним словом свои впечатления. (Работа по цепочке)

Презентация: 1- 7 слайды

7. Восстановите последовательность микротем текста (работа в группах). Совместная проверка с использованием презентации и обсуждение итогов работы.

8 слайд - План

    Пробуждение человека и природы.

    (Непонятные звуки).

    Удивительное открытие

а) волшебный хор петушиного племени

б) (чудесная фуга)

4. Что случилось сегодня с петухами?

5. (Великий Золотой Петух).

6. Встреча с лошанским петухом

7. (Но разве не позволен и мне?)

Самоконструкция, социоконструкция

8. Работа в группах.

Давайте наметим маршрут дальнейшей работы. Какие слова в данном тексте чаще всего повторяются, являются ключевыми?

(петух, музыка, цвет, чудо, солнце)

9 слайд – заповеди 6, 1

Задание группе музыкантов:

    Выпишите из текста слова, входящие в тематическую группу «Музыка»

    Объясните толкование незнакомых слов (9 слайд - см. гиперссылку- презентация «Музыкальный словарик», подготовленная учащимися дома)

    Укажите месторасположение данных терминов в тексте. С какой целью их использует автор?

    Какие изобразительно-выразительные средства использует автор для характеристики звуковой гаммы рассвета? Что помогают понять они в тексте.

Задание группе художников:

    Выпишите из текста слова, входящие в тематическую группу «Цвет», составив на доске цветовую палитру текста.

Укажите месторасположение их в тексте. С какой целью их использует автор в каждом случае?

    Какие изобразительно-выразительные средства использует автор для характеристики цветовой палитры текста?

Задание группе

    Выпишите из текста слова, входящие в тематическую группу «Чудо».

    Познакомьтесь с происхождением этого слова по этимологическому словарю. О каком чуде рассказывает Куприн?

    Какие эмоции вы связываете со словом «чудо»? А какие эмоции испытывает герой текста? Составьте на доске эмоциональный ряд текста. Как он связан с содержание текста?

    Объясните значение слова «экстаз»

9.Выступление групп. (Тематические группы слов записываются учащимися на доске)

Отметьте знаком «+» предложения, содержащие уже известную вам по рассказу А.И.Куприна информацию.

- Что в статье показалось вам интересным, помогающим понять рассказ А.И.Куприна?

Какие слова, словосочетания, фразы в тексте рассказа передают слияние музыки и цвета?

10 слайд – орган

11. Индуктор .

Золотой, пурпурный, розовый, мажорный, чудесный, гимн, хор, восторг, радость, старые, пожилые, молодые…

К какому слову подобраны ассоциации? (праздник)

12.Работа со «Словарем поэтических образов» Н.Павлович

Кто же творит чудо, превращая обыкновенный рассвет в праздник? Кого Куприн называет чудотворцем?

(человек, племя петухов, лошанский петух, Солнце-Петух)

Знакомство со словарем (рассказ учителя с показом некоторых страниц электронной версии словаря).

Человек живет в двух языковых мирах. Первый – это мир, в котором ценится точность и однозначность высказывания. Депутат в Думе, покупатель в магазине – все они должны сделать так, чтобы их высказывание понималось однозначно. Второй языковой мир – это мир необычных смыслов – поэтические образы, шутки, намеки, придумывание слов, детские слова. Это мир поэтический. В нем часто несходное становится сходным. Ни один из нас не принадлежит только одному из этих миров. Оба они одинаково важны для нас. Словарь образов облегчает путь читателя во второй мир – поэтический. Зачем это нужно делать? Известно, что одни люди любят поэзию, другие к ней равнодушны. Но любить можно только то, что понятно. Чтобы получать радость от поэзии, наслаждаться ее чудесами, необходимо понимать поэтический язык.

Познакомьтесь с несколькими страницами словаря. Какие поэтические образы, строчки, найденные вами, перекликаются с рассказом Куприна? Найдите им соответствия в рассказе.(группам раздаются ксерокопированные страницы словаря)

Составьте группу поэтических образов

(Самоконструкция. Социоконструкция)

1)Петух – … воин, витязь, рыцарь, герой, часовой

Певун, певец

Кудесник

Бог, божок

Труба иерихонская, фанфара

Глашатай новой жизни

2) Пение петуха – гимн

Богослужение, благовест

Огонь, костер

(Петух – трубач

солнцепоклонник

Пение петухов – фуга

славословие)

А если бы вам пришлось на основе текста составлять ряд поэтических образов к слову «солнце», как выглядела бы статья словаря?

(Солнце – петух

музыкант, органист,

Какие поэтические образы повторяются в полученных группах? (группы следует записать на доске)

С какой целью Куприн вводит в рассказ образ птицы Феникс?

11 слайд –мифологическая справка, значение образа

Какие образы из славянских мифов, народных сказок можно было бы ввести в словарную статью? Объясните свой выбор.

12 слайд – Ярила, Даждь-бог, Жар-птица

Чему, кому поют гимн земные петухи и Солнце-Петух?

13 слайд - заповеди 2, 9

В каких частях текста вы почувствовали присутствие автора?

Как завершается рассказ? Каким вы увидели здесь автора?

14 слайд – «А.И.Куприн – художник, близок душою к радостному лозунгу: « Да здравствует…!» (В.Львов-Рогачевский)

Какой заголовок к рассказу вы бы подобрали? (ответы по цепочке)

14. Музыкальная иллюстрация

Многие композиторы в своем творчестве пели тоже пели гимн солнцу. В русских операх «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова, «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Князь Игорь», А.П. Бородина и др.звучат хоры «Славься», в которых образ солнца является центральным. Существуeт и инструментальная музыка, рисующая рассвет..

Прослушайте 3 музыкальных отрывка. Какой из прослушанных отрывков мог бы, по вашему мнению, стать музыкальной иллюстрацией к рассказу Куприна? Аргументируйте свой ответ. Напишите сочинение-миниатюру.

(С.С.Прокофьев Концерт для фортепиано с оркестром № 1; А.Н.Скрябин «Божественная поэма», «Поэма экстаза»; Э.Григ «Утро»; М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» и др.)

(выступление по желанию)

15. Рефлексия

Звучит крик петуха (см. 15 слайд)

1. Сегодня я понял…,

2. Я почувствовал…,

3. Сегодня меня удивило…,

4. Сегодня было (интересно, неинтересно)…, т.к…

5. Сегодня мне было …(трудно, легко и т.д.) работать в группе, потому что…

6. Самое главное для себя я понял, когда…(слушал,читал, смотрел, сравнивал, подбирал и т.д.)…

5 класс

Тема. Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа.

Цель:

    выявить художественную идею рассказа, роль художественно-изобразительных средств в рассказе;

    формировать навыки выразительного чтения, пересказа, лексической работы, работы с учебником;

    воспитывать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе анализа рассказа.

Оборудование: тексты рассказа.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Анализ содержания рассказа А.И.Куприна «Золотой петух».

1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2.Слово учителя.

В конце 1919 г. Куприн вынужден был покинуть родину. В середине 1920 г. писатель поселился во Франции. Начался долгий, восемнадцатилетний период его жизни на чужбине.

Примечательно, что в произведениях, написанных за рубежом, писатель уделяет много внимания природе. Восхищаясь французским пейзажем, Куприн, однако, вспоминает черты родной русской природы.

Для всех произведений Куприна этого периода характерна одна особенность: писатель с любовью отмечает черты уходящего, бесконечно милого его сердцу и явно идеализируемого им прошлого.

В 1923 г. появились его новые произведения «Судьба» и «Золотой Петух».

Прошлое России, воспоминания о русских людях, нравах и обычаях, природа и легенды, повествующие о человеческой красоте и благородстве, - вот чему отдаёт Куприн силы своего таланта.

Примечателен небольшой рассказ-поэма «Золотой Петух». В нём писатель славит природу, солнце и пение петухов-солнцепоклонников с такой радостью, что буквально поражаешься его неисчерпаемой влюблённости в жизнь.

3. Обращение к учебнику. Чтение истории создания рассказа «Золотой Петух».

Каким настроением проникнут рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух»?

Какие эпизоды рассказа вам показались наиболее яркими?

Где происходят события, описанные в рассказе?

4. Слово учителя.

В главе «Пригород» книги воспоминаний дочери писателя К.А.Куприной «Куприн – мой отец» рассказывается об этом периоде его жизни.

«С самого приезда в Париж отец мечтал купить домик подальше от шумного города. Тишина и природа ему необходимы. Отцу очень хотелось восстановить гатчинский образ жизни – покопаться в земле.

Дачу сняли в Севр-Виль д, Авре. Как и Гатчина, она была недалеко от железной дороги и в получасе езды от города. Но на этом сходство с Гатчиной кончалось.

Каменный двухэтажный домик с узким покатым садом. Весной он выглядел привлекательно: цвели сирень и пышные рододендроны, южная сторона дома была обвита чайными ползучими розами. Внутри дача была меблирована в буржуазном французском вкусе, со множеством статуэток, золочёных амуров и стеклянных колпаков, под которыми хранились свадебный венец хозяев дома и восковые букеты.

Чужая обстановка, чужая земля и чужие растения на ней стали вызывать у отца горькую тоску по далёкой России.

Ничто ему не было мило. Даже запахи земли и цветов. Он говорил, что сирень пахнет керосином. Очень скоро он перестал копаться в клумбах и грядках».

5. Работа с текстом.

Найдите в рассказе строчки, в которых проявляются чувства писателя, живущего вдали от родины.

Выразительное чтение фрагмента рассказа от слов «Я знаю силу и пронзительность петушиного крика…» до слов «…победоносный крик петуха».

6. Слово учителя.

В этом эпизоде нашли отражение воспоминания А.И.Куприна о полёте на воздушном шаре вместе с С.И.Уточкиным, спортсменом и одним из первых воздухоплавателей и лётчиков, редактором «Одесских новостей» И.М.Хейфецем и корреспондентом газеты «Русское слово» И.А.Гореликом. В полуторачасовом полёте над Одессой они достигли высоты 1250 метров и приземлились за чертой города. Впечатления о полёте были рассказаны писателем в очерке «Над землёй».

7. Работа с учебником.

7.1. Выразительное чтение фрагмента рассказа от слов «Я тогда проснулся ещё до рассвета…» до слов «…от которых, казалось, дрожала каждая частица воздуха».

Какое слово, прозвучавшее в данном эпизоде, передаёт впечатление, испытанное рассказчиком при виде картины пробуждающейся природы?

Как передано ощущение чуда в отрывке? (Чудесна и одухотворенна природа вокруг. Эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры создают картину, наполненную жизнью).

7.2. Исследовательская работа с текстом.

Выпишите эпитеты, олицетворения и метафоры из данного отрывка.

С чем сравнивает рассказчик пение петухов?

7.3. Выразительное чтение от слов «И теперь, в этот стыдливый час…» до слов «…сияющим взглядом его лучезарных глаз».

Как передано в рассказе звучание петушиного пения? Какие музыкальные термины звучат в тексте?

7.4. Лексическая работа.

Определите значения слов «пианиссимо», «фуга», когорта», «легион».

Пианиссимо - ч резвычайно тихое звучание, один из оттенков динамики в музыке.

Фуга - музыкальная форма, являющаяся наивысшим достижением полифонической музыки. В фуге присутствует несколько голосов, каждый из которых в соответствии со строгими правилами повторяет, в основном или изменённом виде, тему - короткую мелодию, проходящую через всю фугу.

Когорта - одно из подразделений римского легиона со времен Мария, который усилил легион до 6000 человек и разделил его на 10 когорт.

Легион - основная организационная единица в армии Древнего Рима. Легион состоял из 5 тыс. пехотинцев и нескольких сотен всадников.

7.5. Слово учителя.

Триумфатор-цезарь. Триумф в Риме – торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь главнокомандующий. Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряжённой четырьмя конями. Сзади шли музыканты. Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял раб, державший над головой золотой венок. Далее двигались его помощники; солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Триумфаторы имели право в праздники носить триумфальное одеяние.

Каков смысл сравнения петуха с римским триумфатором?

Петух – птица Славы, означающая превосходство, смелость, бдительность, рассвет. Два бьющихся петуха означают битву жизни. Прочитайте выразительно фрагмент рассказа, передающий символическое значение образа петуха, от слов «Я слышал эту чудесную музыку с волнением…» до слов «…в священном нетерпении своего огнеликого бога».

Какими цветами в рассказе окрашен восход солнца?

7.6. Выразительное чтение фрагмента от слов «Вот уже золотой огонь…» до слов «…из пепла, дыма и раскалённых углей».

8.Сообщение подготовленного ученика о птице Феникс.

Фе́никс - мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться. Известна в мифологиях разных культур, часто связывается с солнечным культом. Считалось, что феникс имеет внешний вид, похожий на орла с ярко-красным или золотисто-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа, из пепла возрождается сам Феникс. Обычно считалось, что Феникс - единственная, уникальная особь своего вида. Феникс - символ вечного обновления.

В христианском мире Феникс означает триумф вечной жизни, воскресение, веру, постоянство; это символ Христа. В раннем христианстве Феникс постоянно встречается на погребальных плитах: здесь его значение - победа над смертью, воскресение из мертвых. На Руси у Феникса были аналоги: Жар-птица и Финист.

9.Работа с текстом.

9.1.Лексическая работа.

Объясните значение слова «самозабвенный».

Какое настроение звучит в отрывке? Какой смысл приобретает фраза: «И теперь я не понимаю – звенят ли золотыми трубами солнечные лучи, или петушиный гимн сияет солнечными лучами?»?

9.2. Выразительное чтение отрывка от слов «Целый день я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки…» до конца рассказа.

Почему рассказчик называет лоншанского петуха на «вы», а себя «слабым, жалким человеком, не более»? (Человеку свойственно ощущать своё несовершенство перед лицом идеально прекрасной природы, исполненной величия и гармонии).

10.Обращение к учебнику. Чтение статьи «В мире художественного слова А.И.Куприна».

III. Подведение итогов урока.

Какова авторская позиция в рассказе? В каких эпизодах она звучит наиболее отчётливо? (В воспоминаниях рассказчика о далёком прошлом слышен голос автора, скорбящего о разлуке с родиной, в восторженном описании красоты природы и приветственной песне петухов ощущается восхищение автора величием и гармонией мира).

IV. Проверка домашнего задания.

Цитатные планы.

    «Случилось это чудо».

    «Я не вдруг понял, что это пели петухи».

    «Я знаю силу и пронзительность петушиного крика».

    «Что за странное, что за необыкновенное утро!»

    «Великий золотой петух выплывает на небо в своём огненном одиночестве».

    «Целый день я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки».

Пересказ произведения от третьего лица.

V. Домашнее задание.

Инд.задания:

Подготовить сообщение о некоторых фактах родословной семей Бекетовых и Блок;

Подготовить выставку фотографий членов семьи А.А.Блока.