» » Роман А. Толстого "Петр Первый"

Роман А. Толстого "Петр Первый"

Роман А.Н.Толстого “Петр Первый” Роман А.Н.Толстого Петр Первый А.М.Горький назвал первым в нашей литературе настоящим историческим романом, книгой - надолго. Отразивший одну из интереснейших эпох в развитии России - эпоху коренной ломки патриархальной России и борьбы русского народа за свою независимость, роман А.Н.Толстого Петр Первый всегда будет привлекать читателей своим патриотизмом, необыкновенной свежестью и высоким художественным мастерством. Этот роман знакомит читателя с жизнью России конца XVII - начала XVII века, рисует борьбу новой молодой России, стремящейся к прогрессу, с Россией старой, патриархальной, цепляющейся за старину, утверждает неодолимость нового. Петр Первый - это огромное историческое полотно, широчайшая картина нравов, но прежде всего - это, по словам А.С.Серафимовича, книга о русском характере.Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей, художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до наших дней тема Петра не сходит со страниц художественной литературы. К ней обращались Пушкин, Некрасов, Л.Толстой, Блок и др.Свыше двадцати лет волновала тема Петра и Алексея Толстого: рассказ День Петра был написан в1917 году, последние главы его исторического романа Петр Первый - в 1945. Не сразу сумел А.Н.Толстой глубоко, правдиво и всесторонне нарисовать Петровскую эпох, показать характер петровских преобразований. На Петра я нацеливался давно, еще сначала февральской революции, - писал А.Н.Толстой.- Я видел все пятнана его камзоле,- но все же Петр торчал загадкой в историческом тумане. Об этом свидетельствуют и его рассказ День Петра, и трагедия На дыбе (1928). Характерно, что к Петровской эпохе А.Н.Толстой обратился в 1917 году; в далеком прошлом пытался он найти ответы намучившие его вопросы о судьбах родины и народа. Почему именно к этой эпохе обратился писатель? Петровская эпоха - время преобразовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси- воспринималась им как нечто напоминавшее 1917год.В рассказе День Петра Толстой стремился показать Петра Первого своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь родной страны. Да, полно,- пишет он, хотел ли добра России царь Петр? Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой и ревностью: как это его двор и скот, батраки и все хозяйство хуже, глупее соседского? Отрицательное отношение к Петру и его преобразовательской деятельности связано было, как полагают исследователи, с неприятием и непониманием А.Н.Толстым в 1917 году Октябрьской революции. В пьесе Надыбе дана более широкая характеристика времени Петра и его окружения. Эпоха дается по-прежнему в мрачных тонах. Через ряд эпизодов проходит мотив трагического одиночества Петра. Он одинок в своей огромной стране, ради которой живота не жалел; народ против преобразователя. Одинок Петр и в среде своих птенцов: Меньшиков, Шафиров, Шаховской- все лгуны и воры. Одинок Петр ив своей семье - ему изменяет Екатерина. Несмотря на то, что в трагедии На дыбе (на дыбу поднята Петром вся Русь) Петр нарисован уже большим государственным деятелем, он по-прежнему оставался для Толстого загадкой - отсюда и утверждение писателем бесперспективности его преобразовательской деятельности и изображение краха всех его многолетних трудов. Стихия побеждает Петра, а не наоборот, как у Пушкина в поэме Медный всадник. Одним из лучших произведений советской литературы&n
bsp; на историческую тему сталпревосходный, по словам А.М.Горького, роман А.Н.ТолстогоПетр Первый.Начало работы над этим романом совпадает с событиями, важными в жизни нашей страны. 1929 год - год исторического перелома. Именно в это время Толстой снова обращается к изображению Петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского, когда трещит и рушится старый мир,с нашим временем, чувствует определенное созвучие между этими двумя эпохами.ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ РОМАНА ПЕТРПЕРВЫЙ 1. Прежде всего писателю нужно было определить, что будет для него основным в романе, и с этих позиций отбирать соответствующий материал в трудах историков, исторических документах, мемуарах. Этим основным для Толстого, по его словам, явилось становление личности в эпохе. Об этом он говорил и в беседе с коллективом редакции журнала Смена: Становление личности в исторической эпохе - вещь очень сложная. Это одна из задач моего романа.

2. Иначе решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях. Весь ход повествования, вся система художественных образов должны были подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательских мероприятий, их историческую закономерность и необходимость.3. Одной из важнейших задач было для Толстого выявление двигающих сил эпохи - разрешение проблемы народа, его исторической роли во всех преобразованиях страны, наконец, изображение сложных взаимоотношений Петра и народа. Таковы основные задачи, к разрешению которых Толстой смог подойти лишь в конце 20-х годов. Идейный замысел романа нашел соответствующее выражение в композиции произведения, во всех ее компонентах.

КОМПОЗИЦИЯИ СЮЖЕТ РОМАНА Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории... Нужна прежде всего, как и во всяком художественном полотне, - композиция, архитектоника произведения. Что это такое - композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения художника... В моем романе центром является фигура Петра I. Итак, в центре повествования Толстого - Петр, формирование его личности. Однако роман не стал пусть и мастерски написанной биографией Петра. Почему? Толстому важно было показать не только Петра как большого исторического деятеля, но и эпоху, которая способствовала формированию этого деятеля. Становление личности Петра и изображение эпохи в ее историческом движении определило композиционные особенности романа. Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности своего героя, он создает многоплановую композицию, что дает ему возможность показать жизнь самых различных слоев населения России, жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники, дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических событий, в столкновении общественных сил. Поражает широкий охват событий Петровской эпохи, разнообразие созданных персонажей.Действие переносится из бедной крестьянской избы Ивашки Бровкина на шумные площади старой Москвы; из светлицы властной, хищной царевны Софьи - на Красное крыльцо в Кремле, где маленький Петр становится очевидцем жестокой расправы стрельцов с Матвеевым; из покоев Натальи Кириловны в Преображенском дворце - в Немецкую слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи, по которым медленно двигается войско Голицина; из Троицко-Сергиевской лавры, куда ночь
ю из Преображенского дворца бежал Петр, - в Архангельск, под Азов, за границу. Первые главы романа рисуют ожесточенную борьбу за власть между двумя боярскими группами - Милославскими и Нарышкиными, представляющими старую, боярскую, допетровскую Русь. Ниту, ни другую группу не интересовали ни интересы государства, ни судьба народа. Толстой подчеркивает это почти однотипными замечаниями, оценивающими правление одних и других. И все пошло по старому. Ничего не случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов... кислые столетние сумерки - нищета, холопство, безделье (после победы Милославских); но вот победили Нарышкины - ...стали думать и править по прежнему обычаю. Перемен особенных не случилось Это понимает и сам народ: Что Василий Голицын,что Борис - одна от них радость. Толстой показывает, что народ играет решающую роль ив тех событиях, которые разыгрываются в Кремле. Только при поддержке народа Нарышкиным удается сломить Милославских ит. д. Недовольство народа своим положением проявляется в ряде массовых сцен. Примерно с четвертой главы первой книги Толстой показывает, как все более обостряются отношения между возмужавшим Петром и Софьей, что приводит в дальнейшем к падению былой правительницы. Петр станоновится самодержавным правителем и со свойственной ему решительностью, преодолевая сопротивление боярства, начинает борьбу с византийской Русью. Упиралась вся Россия,- пишет Толстой. Страшились перемен, ненавидели быстроту и жестокость но вовводимого не только боярство, но и поместное дворянство, и духовенство, и стрельцы: Стал не мир, а кабак, все ломают, всех тревожат... Не живут - торопятся... В бездну катимся... Сопротивлялся и народ - мало было прежней тяготы - волокли на новую непонятную работу - на судостроительные верфи в Воронеже. Бегство в леса дремучие, на Дон - ответ народа на все тяготы жизни в период правления Петра.Первая книга кончается жестоким подавлением Петром стрелецкого мятежа. Ее финал лучше прочесть вслух: Всю зиму были пытки и казни... Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей. Вторая книга, по словам самого Толстого более монументальна, более психологична, она рассказывает о том как сдвинулась с места Русь - начинается с изображения неохотно пробуждающейся Москвы, кончается картиной строящегося Петербурга. Монументальность романа проявляется не в изображении больших событий крупным планом, а в изображении строительства новой России. Борьба старого и нового становится определяющей в развитии действия романа. Толстой показывает в каких сложных условиях возникает молодая Россия, какие трудности пришлось преодолевать Петру на пути преобразования Руси. Во второй книге по сравнению с первой изображено меньше исторических событий, действие концентрируется вокруг подготовки к Северной войне, ее начал нарвская конфузия, лихорадочная деятельность по укреплению обороны, строительство заводов, первые успехи в войне со шведами - взятие Нотебурга, выход к устью Невы и основание города-крепости, которую решено было назвать Питербурх. Большое место от ведено в этой книге психологическим характеристикам. Каждый из эпизодов частной и общественной жизни помогает ярче представить ту или иную сторону эпохи Петра, его преобразований (например, описание жизни семей Буйносовых и Бров

Одной переломных для российской истории эпох было время Петра. Свыше четверти века Алексея Толстого интересовала личность царя-преобразователя и его эпоха. Первое знакомство будущего писателя с детищем Петра — Петербургом — произошло в студенческие годы.

Изначально этот город воспринимался Толстым как чужой по духу, культурным традициям. Кроме того, знакомство с Петербургом происходило в период увлечения начинающего автора символизмом, и столица империи была воспринята в контексте символистского мифа Петербурга, что нашло отражение в первых произведениях Толстого.

Рано проявившийся интерес писателя к истории усилила Первая мировая война и события революции. Именно в этот период Толстой остро почувствовал актуальность петровской темы, созвучной, по его восприятию, драматически напряжённой и противоречивой революционной эпохе. «Должно быть, скорее инстинктом художника, чем сознательно, я искал в этой теме разгадки русского народа и русской государственности», — писал Толстой, подчёркивая связь
современного материала с проблемами, волновавшими его на протяжении всего творческого пути. Как справедливо отмечал А.Серафимович, «Пётр Первый» — это и есть «прежде всего книга о русском характере», к постижению которого Алексей Толстой стремился всю жизнь.

Одним из первых произведений Толстого на тему Петра стал рассказ с подчёркнуто нейтральным названием — «День Петра» (1918). На самом же деле день Петра — это метафора его жизни, наполненной государственными делами. Но какова цель всего, что делает Пётр, как оцениваются его преобразования? В изображении Толстого царь-реформатор одинок, он «одной своей страшной волей» перестраивает государство, идя наперекор всем, разрушая вековые устои русской жизни. «Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой и ревностью: как это — двор его и скот, батраки и всё хозяйство хуже, глупее соседского?»

Каждая деталь пейзажа говорит об обречённости задуманного самодержцем: «Лихое, невесёлое было житьё в Петербурге. Вздувшаяся река била в бревенчатые набережные; качались, трещали крутобокие барки; снег и косой
дождь наплюхивал целые озёра на площадях и улицах. < … > На чёрном пожарище выгоревшего в прошлый четверг гостиного двора … торчали четыре виселицы. < … > В грязи, в жёлтом тумане, на забиваемых в болотный ил сваях возникали каждый день всё новые амбары, длинные бараки, гошпитали, частные
дома переселяемых бояр. < … > Строился царский город на краю земли, в болотах, у самой неметчины. Кому он был нужен, для какой муки ещё новой надо было обливаться потом и кровью и гибнуть тысячами, — народ не знал».

Характеристика дела Петра в авторской речи совпадает с мнением народа: «Но всё же случилось не то, чего хотел гордый Пётр; Россия не вошла, нарядная и сильная, на пир великих держав. А подтянутая им за волосы, окровавленная и обезумевшая от ужаса и отчаяния, предстала новым родственникам в жалком и неравном виде».
Пот, кровь, жестокость петровских преобразований будут позже показаны и в романе «Пётр Первый», но авторское неприятие сменится на признание объективной необходимости реформ, что скажется в выборе конфликтов, расстановке персонажей, подборе средств изобразительности.

Почти через десять лет после рассказа появится пьеса «На дыбе» (1928). По-прежнему Толстой подчёркивает трагическое одиночество Петра, воплощает мысль об обречённости его дела, страшных последствиях реформ. Но дело было не только во влиянии Мережковского, о котором неоднократно говорил сам Толстой. Нельзя не обратить внимание на название пьесы, написанной уже после того, как были созданы первые главы нового романа, посвящённые детству Петра.

Историческая аналогия позволила Толстому выразить отношение не только к прошлому, но и к современным событиям. Вызвавшая резкую критику пьеса была в 1930-е годы дважды переработана Толстым и поставлена на сцене под новым названием «Петр Первый». Переработка шла прежде всего по линии исторической концепции произведения: менялась оценка дела Петра.

Это было, по определению Толстого, «вхождение в историю через современность, воспринимаемую марксистски». В чём это выражалось? На первый план выдвинулось изображение народа как активного деятеля истории. По-новому решалась проблема исторической личности, усиливалась идея её зависимости от исторических событий, связь с ведущими тенденциями эпохи. Основополагающим становился принцип изображения жизни в развитии, борьбе противоречий, острых столкновениях нового со старым. «Человека, — писал А.Н.Толстой, — равно как исторический отрезок времени — можно понять только диалектически — в движении, в борьбе, в противоречии». Расставлялись акценты в изображении духовенства, купечества.

Роман А.Н.Толстого “Петр Первый”

Шемякина Людмила


Роман А.Н.Толстого " Петр Первый " А.М.Горький назвал " первым

в нашей литературе настоящим историческим романом ", " книгой -

надолго ".

Отразивший одну из интереснейших эпох в развитии России -

эпоху коренной ломки патриархальной России и борьбы русского

народа за свою независимость, роман А.Н.Толстого " Петр Первый"

всегда будет привлекать читателей своим патриотизмом, необыкно-

венной свежестью и высоким художественным мастерством.

Этот роман знакомит читателя с жизнью России конца XVII -

начала XVII века, рисует борьбу новой молодой России, стремя-

щейся к прогрессу, с Россией старой, патриархальной, цепляющейся

за старину, утверждает неодолимость нового. " Петр Первый "- это

огромное историческое полотно, широчайшая картина нравов, но

прежде всего - это, по словам А.С.Серафимовича, книга о русском

характере.

Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей,

художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до на-

ших дней тема Петра не сходит со страниц художественной ли-

тературы. К ней обращались Пушкин, Некрасов, Л.Толстой, Блок и др.

Свыше двадцати лет волновала тема Петра и Алексея Толстого:

рассказ " День Петра " был написан в 1917 году, последние гла-

вы его исторического романа " Петр Первый " - в 1945. Не сразу

сумел А.Н.Толстой глубоко, правдиво и всесторонне нарисовать Пет-

ровскую эпох, показать характер петровских преобразований.

" На Петра я нацеливался давно, еще с начала февральской

революции, - писал А.Н.Толстой.- Я видел все пятна на его кам-

золе,- но все же Петр торчал загадкой в историческом тумане ".

Об этом свидетельствуют и его рассказ " День Петра ", и тра-

гедия " На дыбе " (1928).

Характерно, что к Петровской эпохе А.Н.Толстой обратился в

1917 году; в далеком прошлом пытался он найти ответы на му-

чившие его вопросы о судьбах родины и народа. Почему именно

к этой эпохе обратился писатель? Петровская эпоха - время пре-

образовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси- вос-

принималась им как нечто напоминавшее 1917 год.

В рассказе " День Петра " Толстой стремился показать Петра

Первого своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь род-

ной страны. " Да, полно,- пишет он, хотел ли добра России царь

Петр? Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой

и ревностью: как это его двор и скот, батраки и все хозяй-

ство хуже, глупее соседского? " Отрицательное отношение к Петру

и его преобразовательской деятельности связано было, как пола-

гают исследователи, с неприятием и непониманием А.Н.Толстым в

1917 году Октябрьской революции.

В пьесе " На дыбе " дана более широкая характеристика вре-

мени Петра и его окружения. Эпоха дается по-прежнему в мрач-

ных тонах. Через ряд эпизодов проходит мотив трагического оди-

ночества Петра. Он одинок в своей огромной стране, ради кото-

рой " живота не жалел "; народ против преобразователя. Одинок

Петр и в среде своих " птенцов ": Меньшиков, Шафиров, Шаховской-

все лгуны и воры. Одинок Петр и в своей семье - ему изменяет

Екатерина. Несмотря на то, что в трагедии " На дыбе " (на ды-

бу поднята Петром вся Русь) Петр нарисован уже большим го-

сударственным деятелем, он по-прежнему оставался для Толстого

загадкой - отсюда и утверждение писателем бесперспективности его

преобразовательской деятельности и изображение краха всех его

многолетних трудов. Стихия побеждает Петра, а не наоборот, как

у Пушкина в поэме " Медный всадник ".

Одним из лучших произведений советской литературы на истори-

ческую тему стал "превосходный", по словам А.М.Горького, роман

А.Н.Толстого "Петр Первый".

Начало работы над этим романом совпадает с событиями, важ-

ными в жизни нашей страны. 1929 год - год исторического перелома.

Именно в это время Толстой снова обращается к изображению

Петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского,

"когда трещит и рушится старый мир", с нашим временем, чув-

ствует определенное созвучие между этими двумя эпохами.

ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ РОМАНА "ПЕТР ПЕРВЫЙ"

1. Прежде всего писателю нужно было определить, что будет

для него основным в романе, и с этих позиций отбирать соот-

ветствующий материал в трудах историков, исторических документах,

мемуарах. Этим основным для Толстого, по его словам, явилось

"становление личности в эпохе". Об этом он говорил и в беседе

с коллективом редакции журнала "Смена": "Становление личности

в исторической эпохе - вещь очень сложная. Это одна из задач

моего романа".

2. Иначе решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях. Весь

ход повествования, вся система художественных образов должны

были подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательских меро-

приятий, их историческую закономерность и необходимость.

3. Одной из важнейших задач было для Толстого "выявление

двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы народа, его истори-

ческой роли во всех преобразованиях страны, наконец, изображение

сложных взаимоотношений Петра и народа.

Таковы основные задачи, к разрешению которых Толстой смог

подойти лишь в конце 20-х годов. Идейный замысел романа нашел

соответствующее выражение в композиции произведения, во всех ее

компонентах.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА

"Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде

истории... Нужна прежде всего, как и во всяком художественном

полотне, - композиция, архитектоника произведения. Что это такое -

композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения

художника... В моем романе центром является фигура Петра I."

Итак, в центре повествования Толстого - Петр, формирование его

личности. Однако роман не стал пусть и мастерски написанной

биографией Петра. Почему? Толстому важно было показать не только

Петра как большого исторического деятеля, но и эпоху, которая

способствовала формированию этого деятеля.

Становление личности Петра и изображение эпохи в ее истори-

ческом движении определило композиционные особенности романа.

Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности

своего героя, он создает многоплановую композицию, что дает ему

возможность показать жизнь самых различных слоев населения России,

жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества

представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники,

дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических

событий, в столкновении общественных сил.

Поражает широкий охват событий Петровской эпохи, разнообразие

созданных персонажей.

Действие переносится из бедной крестьянской избы Ивашки Бров-

кина на шумные площади старой Москвы; из светлицы властной,

хищной царевны Софьи - на Красное крыльцо в Кремле, где малень-

кий Петр становится очевидцем жестокой расправы стрельцов с Мат-

веевым; из покоев Натальи Кириловны в Преображенском дворце -

в Немецкую слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи,

по которым медленно двигается войско Голицина; из Троицко-Сер-

гиевской лавры, куда ночью из Преображенского дворца бежал

Петр, - в Архангельск, под Азов, за границу.

Первые главы романа рисуют ожесточенную борьбу за власть между

двумя боярскими группами - Милославскими и Нарышкиными, представляю-

щими старую, боярскую, допетровскую Русь. Ни ту, ни другую

группу не интересовали ни интересы госсударства, ни судьба народа.

Толстой почеркивает это почти однотипными замечаниями, оценивающими

правление одних и других. " И все пошло по-старому. Ничего не

случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов...

кислые столетние сумерки - нищета, холопство, безделье" (после

победы Милославских); но вот победили Нарышкины - "...стали ду-

мать и править по прежнему обычаю. Перемен особенных не случилось"

Это понимает и сам народ: "Что Василий Голицын, что Борис -

одна от них радость".

Толстой показывает, что народ играет решающую роль и в тех

событиях, которые разыгрываются в Кремле. Только при поддержке

народа Нарышкиным удается сломить Милославских и т. д. Недовольство

народа своим положением проявляется в ряде массовых сцен.

Примерно с четвертой главы первой книги Толстой показывает,

как все более обостряются отношения между возмужавшим Петром

и Софьей, что приводит в дальнейшем к падению былой правительницы.

Петр станоновится самодержавным правителем и со свойственной ему

решительностью, преодолевая сопротивление боярства, начинает борьбу

с византийской Русью. "Упиралась вся Россия,- пишет Толстой. Страшились

перемен, "ненавидели быстроту и жестокость нововводимого не только

боярство, но и поместное дворянство, и духовенство, и стрельцы:

"Стал не мир, а кабак, все ломают, всех тревожат... Не живут -

торопятся... В бездну катимся..." Сопротивлялся и народ - "мало

было прежней тяготы - волокли на новую непонятную работу - на

судостроительные верфи в Воронеже". Бегство в леса дремучие,

на Дон - ответ народа на все тяготы жизни в период правления

Первая книга кончается жестоким подавлением Петром стрелецкого

мятежа. Ее финал лучше прочесть вслух:"Всю зиму были пытки и

казни... Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по

темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре

чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей".

Вторая книга, по словам самого Толстого "более монументальна,

более психологична", она рассказывает о том как сдвинулась с

места Русь - начинается с изображения "неохотно" пробуждающейся

Москвы, кончается картиной строящегося Петербурга.

Монументальность романа проявляется не в изображении больших

событий крупным планом, а в изображении строительства новой

России. Борьба старого и нового становится определяющей в

развитии действия романа. Толстой показывает в каких сложных

условиях возникает молодая Россия, какие трудности пришлось пре-

одолевать Петру на пути преобразования Руси.

Во второй книге по сравнению с первой изображено меньше

исторических событий, действие концентрируется вокруг подкотовки

к Северной войне, ее начал "нарвская конфузия", лихорадочная

деятельность по укреплению обороны, строительство заводов, первые

успехи в войне со шведами - взятие Нотебурга, выход к устью

Невы и основание города-крепости, которую решено было назвать

Питербурх.

Большое место отведено в этой книге психологическим характе-

ристикам. Каждый из эпизодов частной и общественной жизни помогает

ярче представить ту или иную сторону эпохи Петра, его преобра-

зований (например, описание жизни семей Буйносовых и Бровкиных

и др.) Толстой показывает как новое врывается в быт, рушит старые

устои.Прогрессивный характер петровских преобразований подчеркивается

Толстым в изображении общего оживления страны, в появлении вокруг

Петра новых людей идущих в ногу со временем и понимающих

нужды Росии. Среди них и выходцы из народной среды: Меньшиков,

семья Бровкиных, Федосей Скляев, Воробьев.

"Птенцы гнезда Петрова", люди энергичные, воспитаные Петром,

противопоставлены старому московскому боярству - Буйносову, Лыкову

и другим, изображенным Толстым с иронией. Боярство внешне смирилось,

но продолжало ненавидеть Петра и его нововведения.

Во второй книге с еще большей силой звучит мотив социального

протеста народа. Раздражение звучит и в разговоре мужиков в кабаке

на Варварке, и в поведении мухиков, в их недобрых взглядах,

в выкриках, в открытой ненависти крестьян к помещикам и боярам.

Толстой показывает глухо бурлящий в народе протест, который должен

был вылиться в восстание на Дону под предводительством Булавина.

Чтоб жить " по воле, а не по указу государеву", люди бегут в

леса. Движение раскольников, хотя и реакционое по своей сути,

является одной из форм протеста против усилившегося гнета в

период правления Петра.

В устье Невы заложен город-крепость. Желанное море теперь отсюда -

подать рукой, началось преобразование армии для решительной победы

над шведами и возвращения исконо русских земель - Юрьева и Нарвы.

Третья книга романа посвящена борьбе за Юрьев и Нарву.

" Третья книга - писал сам Толстой,- самая главная часть романа о

Петре, она относится к наиболее интересному периоду жизни Петра.

В ней будет показана законодательная деятельность Петра, его нова-

торство в области изменений уклада русской жизни, поездки царя за

границу, его окружение, общество времени. В третьей части будут даны

картины не только русской жизни, но и Запада того времени - Франции,

Польши, Голландии. Все основные задачи, которые я ставил, приступая к

роману, будут осуществлены в этой части."

Третья книга, как и вторая, начинается с описания Москвы. Прошло не

так много времени, но перед нами другая, обновленная Москва. Во второй

книге показана неторопливая, во многом косная жизнь в столице, и, хо-

тя обитатели ее чувствуют, что назревают большие события, что жить

становится все тревожнее, тем не менее жизнь города течет пока по-

прежнему. В третьей книге Москва предстает иной: крутые перемены про-

изошли в ее жизни. Новое ворвалось в жизнь, изменило привычное ее

теченние. Нет больше челяди у боярских дворов, " ворота закрыты наглу-

хо, на широком дворе - тихо, людишки взяты на войну, боярские сыновья

или зятья в полках унтер-офицерами либо усланы за море, недоросли

отданы в школы." Чувствуется, что жизнь уходит в новую столицу - Пе-

Третья книга - это книга о блестяще одержанных победах русскими над

войсками Карла XII. В ней поставлена проблема культурного развития Рос-

сии, проблема формирования новой интеллигенции. Особенно ярко показан

образ молодой России, победившей в нелегкой борьбе.

Однако и в этой книге не ослабевает, а, наоборот, звучит с новой си-

лой социальный конфликт - рост противоречий между Петром и народом.

Книга осталась, к сожалению, незавершенной.

" Человека,- писал А.Н.Толстой,- равно как исторический отрезок времени -

можно понять только диалектически - в движении, в борьбе, в противоречии".

Так он изображает Петровскую эпоху - в движении, в борьбе нового со

В тексте нет указаний на определенные даты, нет ссылок на числа, ме-

сяцы, и все-таки движиние времени ощущается во всем: в том, как растет

и мужает Петр, как изменяется жизнь страны в целом и Москвы в част-

ности, как новое, с трудом воспринимавшееся ранее, прочно входит в быт

людей. Изменяется внешность людей, их характеры, жизнь, судьба. (Семья Бров-

киных и князь Буйносов). Стремительный бег времени проявляется в общем

оживлении жизни страны, в том, как " представители одних слоев поднимают-

ся быстро вверх, другие не в силах поспеть за бурным темпом событий

и оказываются отброшенными резко назад".

В романе Толстого, в каждой строчке его чувствуется биение пульса большой страны, движение народа, который с честью выходил из всех суровых испытаний: и в созидательном труде и в борьбе добывал славу своей родине.

А.С.Макаренко восхищался бодрым звучанием романа Толстого: " Самое главное и самое прекрасное, что есть в книге, - это живое движение живых людей...-это здоровое и всегда жизнерадостное движение русского народа".

Роман А.Н.Толстого “Петр Первый” Шемякина Людмила 11 кл. Роман А.Н.Толстого " Петр Пе - 46.16 Кб

Об этом свидетельствуют и его рассказ " День Петра ", и тра- гедия " На дыбе " (1928).

Характерно, что к Петровской эпохе А.Н.Толстой обратился в 1917 году; в далеком прошлом пытался он найти ответы на му- чившие его вопросы о судьбах родины и народа. Почему именно к этой эпохе обратился писатель? Петровская эпоха - время пре- образовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси- вос- принималась им как нечто напоминавшее 1917 год.

В рассказе " День Петра " Толстой стремился показать Петра Первого своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь род- ной страны. " Да, полно,- пишет он, хотел ли добра России царь Петр? Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой и ревностью: как это его двор и скот, батраки и все хозяй- ство хуже, глупее соседского? " Отрицательное отношение к Петру и его преобразовательской деятельности связано было, как пола- гают исследователи, с неприятием и непониманием А.Н.Толстым в

1917 году Октябрьской революции.

В пьесе " На дыбе " дана более широкая характеристика вре- мени Петра и его окружения. Эпоха дается по-прежнему в мрач- ных тонах. Через ряд эпизодов проходит мотив трагического оди- ночества Петра. Он одинок в своей огромной стране, ради кото- рой " живота не жалел "; народ против преобразователя. Одинок

Петр и в среде своих " птенцов ": Меньшиков, Шафиров, Шаховской- все лгуны и воры. Одинок Петр и в своей семье - ему изменяет

Екатерина. Несмотря на то, что в трагедии " На дыбе " (на ды- бу поднята Петром вся Русь) Петр нарисован уже большим го- сударственным деятелем, он по-прежнему оставался для Толстого загадкой - отсюда и утверждение писателем бесперспективности его преобразовательской деятельности и изображение краха всех его многолетних трудов. Стихия побеждает Петра, а не наоборот, как у Пушкина в поэме " Медный всадник ".

Одним из лучших произведений советской литературы на истори- ческую тему стал "превосходный", по словам А.М.Горького, роман

А.Н.Толстого "Петр Первый".

Начало работы над этим романом совпадает с событиями, важ- ными в жизни нашей страны. 1929 год - год исторического перелома.

Именно в это время Толстой снова обращается к изображению

Петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского,

"когда трещит и рушится старый мир", с нашим временем, чув- ствует определенное созвучие между этими двумя эпохами.

ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ РОМАНА "ПЕТР ПЕРВЫЙ"

1. Прежде всего писателю нужно было определить, что будет для него основным в романе, и с этих позиций отбирать соот- ветствующий материал в трудах историков, исторических документах, мемуарах. Этим основным для Толстого, по его словам, явилось

"становление личности в эпохе". Об этом он говорил и в беседе с коллективом редакции журнала "Смена": "Становление личности в исторической эпохе - вещь очень сложная. Это одна из задач моего романа".

2. Иначе решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях. Весь ход повествования, вся система художественных образов должны были подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательских меро- приятий, их историческую закономерность и необходимость.

3. Одной из важнейших задач было для Толстого "выявление двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы народа, его истори- ческой роли во всех преобразованиях страны, наконец, изображение сложных взаимоотношений Петра и народа.

Таковы основные задачи, к разрешению которых Толстой смог подойти лишь в конце 20-х годов. Идейный замысел романа нашел соответствующее выражение в композиции произведения, во всех ее компонентах.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА

"Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории.. . Нужна прежде всего, как и во всяком художественном полотне, - композиция, архитектоника произведения. Что это такое - композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения художника... В моем романе центром является фигура Петра I."

Итак, в центре повествования Толстого - Петр, формирование его личности. Однако роман не стал пусть и мастерски написанной биографией Петра. Почему? Толстому важно было показать не только

Петра как большого исторического деятеля, но и эпоху, которая способствовала формированию этого деятеля.

Становление личности Петра и изображение эпохи в ее истори- ческом движении определило композиционные особенности романа.

Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности своего героя, он создает многоплановую композицию, что дает ему возможность показать жизнь самых различных слоев населения России, жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники, дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических событий, в столкновении общественных сил.

Поражает широкий охват событий Петровской эпохи, разнообразие созданных персонажей.

Действие переносится из бедной крестьянской избы Ивашки Бров- кина на шумные площади старой Москвы; из светлицы властной, хищной царевны Софьи - на Красное крыльцо в Кремле, где малень- кий Петр становится очевидцем жестокой расправы стрельцов с Мат- веевым; из покоев Натальи Кириловны в Преображенском дворце - в Немецкую слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи, по которым медленно двигается войско Голицина; из Троицко-Сер- гиевской лавры, куда ночью из Преображенского дворца бежал

Петр, - в Архангельск, под Азов, за границу.

Первые главы романа рисуют ожесточенную борьбу за власть между двумя боярскими группами - Милославскими и Нарышкиными, представляю- щими старую, боярскую, допетровскую Русь. Ни ту, ни другую группу не интересовали ни интересы госсударства, ни судьба народа.

Толстой почеркивает это почти однотипными замечаниями, оценивающими правление одних и других. " И все пошло по-старому. Ничего не случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов... кислые столетние сумерки - нищета, холопство, безделье" (после победы Милославских); но вот победили Нарышкины - "...стали ду- мать и править по прежнему обычаю. Перемен особенных не случилось"

Это понимает и сам народ: "Что Василий Голицын, что Борис - одна от них радость".

Толстой показывает, что народ играет решающую роль и в тех событиях, которые разыгрываются в Кремле. Только при поддержке народа Нарышкиным удается сломить Милославских и т. д. Недовольство народа своим положением проявляется в ряде массовых сцен.

Примерно с четвертой главы первой книги Толстой показывает, как все более обостряются отношения между возмужавшим Петром и Софьей, что приводит в дальнейшем к падению былой правительницы.

Петр станоновится самодержавным правителем и со свойственной ему решительностью, преодолевая сопротивление боярства, начинает борьбу с византийской Русью. "Упиралась вся Россия,- пишет Толстой.

Страшились перемен, "ненавидели быстроту и жестокость нововводимого не только боярство, но и поместное дворянство, и духовенство, и стрельцы:

"Стал не мир, а кабак, все ломают, всех тревожат... Не живут - торопятся... В бездну катимся..." Сопротивлялся и народ - "мало было прежней тяготы - волокли на новую непонятную работу - на судостроительные верфи в Воронеже". Бегство в леса дремучие, на Дон - ответ народа на все тяготы жизни в период правления

Петра.

Первая книга кончается жестоким подавлением Петром стрелецкого мятежа. Ее финал лучше прочесть вслух:"Всю зиму были пытки и казни... Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей".

Вторая книга, по словам самого Толстого "более монументальна, более психологична", она рассказывает о том как сдвинулась с места Русь - начинается с изображения "неохотно" пробуждающейся Москвы, кончается картиной строящегося Петербурга.

Монументальность романа проявляется не в изображении больших событий крупным планом, а в изображении строительства новой России. Борьба старого и нового становится определяющей в развитии действия романа. Толстой показывает в каких сложных условиях возникает молодая Россия, какие трудности пришлось пре- одолевать Петру на пути преобразования Руси.

Во второй книге по сравнению с первой изображено меньше исторических событий, действие концентрируется вокруг подкотовки к Северной войне, ее начал "нарвская конфузия", лихорадочная деятельность по укреплению обороны, строительство заводов, первые успехи в войне со шведами - взятие Нотебурга, выход к устью Невы и основание города-крепости, которую решено было назвать Петербург.

Большое место отведено в этой книге психологическим характе- ристикам. Каждый из эпизодов частной и общественной жизни помогает ярче представить ту или иную сторону эпохи Петра, его преобра- зований (например, описание жизни семей Буйносовых и Бровкиных и др.) Толстой показывает как новое врывается в быт, рушит старые устои.Прогрессивный характер петровских преобразований подчеркивается Толстым в изображении общего оживления страны, в появлении вокруг Петра новых людей идущих в ногу со временем и понимающих нужды Росии. Среди них и выходцы из народной среды: Меньшиков, семья Бровкиных, Федосей Скляев, Воробьев.

"Птенцы гнезда Петрова", люди энергичные, воспитаные Петром, противопоставлены старому московскому боярству - Буйносову, Лыкову и другим, изображенным Толстым с иронией. Боярство внешне смирилось, но продолжало ненавидеть Петра и его нововведения.

Во второй книге с еще большей силой звучит мотив социального протеста народа. Раздражение звучит и в разговоре мужиков в кабаке на Варварке, и в поведении мужиков, в их недобрых взглядах, в выкриках, в открытой ненависти крестьян к помещикам и боярам.

Толстой показывает глухо бурлящий в народе протест, который должен был вылиться в восстание на Дону под предводительством Булавина.

Чтоб жить " по воле, а не по указу государеву", люди бегут в леса. Движение раскольников, хотя и реакционое по своей сути, является одной из форм протеста против усилившегося гнета в период правления Петра.

В устье Невы заложен город-крепость. Желанное море теперь отсюда - подать рукой, началось преобразование армии для решительной победы над шведами и возвращения исконо русских земель - Юрьева и Нарвы.

Третья книга романа посвящена борьбе за Юрьев и Нарву.

" Третья книга - писал сам Толстой,- самая главная часть романа о

Петре, она относится к наиболее интересному периоду жизни Петра.

В ней будет показана законодательная деятельность Петра, его нова- торство в области изменений уклада русской жизни, поездки царя за границу, его окружение, общество времени. В третьей части будут даны картины не только русской жизни, но и Запада того времени -

Франции, Польши, Голландии. Все основные задачи, которые я ставил, приступая к роману, будут осуществлены в этой части."

Третья книга, как и вторая, начинается с описания Москвы. Прошло не так много времени, но перед нами другая, обновленная Москва. Во второй книге показана неторопливая, во многом косная жизнь в столице, и, хотя обитатели ее чувствуют, что назревают большие события, что жить становится все тревожнее, тем не менее жизнь города течет пока по-прежнему. В третьей книге Москва предстает иной: крутые перемены про- изошли в ее жизни. Новое ворвалось в жизнь, изменило привычное ее течение. Нет больше челяди у боярских дворов, " ворота закрыты наглу- хо, на широком дворе - тихо, людишки взяты на войну, боярские сыновья или зятья в полках унтер-офицерами либо усланы за море, недоросли отданы в школы." Чувствуется, что жизнь уходит в новую столицу - Петербург.

Третья книга - это книга о блестяще одержанных победах русскими над войсками Карла XII. В ней поставлена проблема культурного развития России, проблема формирования новой интеллигенции. Особенно ярко показан образ молодой России, победившей в нелегкой борьбе.

Однако и в этой книге не ослабевает, а, наоборот, звучит с новой силой социальный конфликт - рост противоречий между Петром и народом.

Книга осталась, к сожалению, незавершенной.

" Человека,- писал А.Н.Толстой,- равно как исторический отрезок времени - можно понять только диалектически - в движении, в борьбе, в противоречии".

Описание

Исторический роман "Петр 1" - это неисчерпаемый источник подробных и очень интересных сведений о петровском времени, о социальных конфликтах, государственных и культурных реформах, о быте, нравах и людях той бурной эпохи. И что важнее всего- это источник образных представлений о давно ушедшей жизни, оживленной щедрым и жизнерадостным талантом. Печать неповторимого таланта писателя лежит на всем повествовании эпохи Петра, поэтому вместе с историческими знаниями и непосредственно художественными впечатлениями от романа у нас складывается яркое представление о самом писателе, его творческой личности, об особенностях его подхода к жизни.

1. Как эволюционировала "петровская" тема в творчестве А. Толстого?

В первых рассказах о петровском времени: "Наваждение", "День Петра", "Марта Рабе" - А. Толстой (частично под влиянием трактовки Петра как антихриста Д. Мережковским) создал отрицательный образ царя-ирода, фанатичного и жестокого правителя, силой насаждающего свои реформы. Главным его противником был народ. В романе личность Петра представлена противоречивой, но исторически правой.

2. Почему А. Толстой обратился к петровской эпохе?

А. Толстой в 1930-е годы увидел в современной ему действительности много общего с эпохой Петра. 1930-е годы - это время укрепления авторитарной власти, время репрессий, реформ, осуществлявшихся путем насилия над личностью. Для оправдания такой политики необходимо было найти исторические аналогии. Время петровских преобразований соответствовало политическим требованиям сталинской эпохи.

3. В чем особенность романа А. Толстого "Петр Первый"?

Роман (бессмертное произведение) А. Толстого "Петр Первый" - это исторический роман, в котором документальные факты оживлены воображением писателя, дополнены вымыслом. Здесь действуют и реальные исторические личности, и вымышленные писателем. Вместе с тем А. Толстой сохраняет правдивость деталей быта, одежды, обычаев.

4. Какие средства использует А. Толстой для воссоздания колорита петровской эпохи?

Для передачи колорита эпохи А. Толстой исторически и этнографически точно воспроизводит предметные реалии: архитектуру, одежду, еду, хозяйство. Речь персонажей основана на современном языке, если употребляются архаизмы и историзмы, то они тут же разъясняются. Приводятся архаизированные стилизованные письменные документы, которые должны подтвердить историческую достоверность.

5. В чем состоял пафос деятельности Петра (по роману А. Толстого "Петр Первый")?

Деятельность Петра направлена на реформирование России, чтобы превратить ее из отсталой страны в передовую европейскую. Реформы Петра связаны не только с разрушением старого, но в большей степени с созиданием нового. Идея созидательного труда руководит всеми поступками царя. Царь-труженик - это новая трактовка образа царя в историческом романе.

6. Как отражены отношения народа и власти в романе А. Толстого "Петр Первый"?

Отношения народа и власти в романе А. Толстого "Петр Первый" лишены идилличности. Народ выступает как косная сила, сопротивляющаяся новому, бунтующая, бегущая в леса и раскольничьи скиты. Власть жестоко усмиряет народ, использует его в своих целях. Петр приближает к себе талантливых людей из народа, позволяет им выбиться в знать. Формируется семья "птенцов гнезда Петрова" - его единомышленников и сподвижников. Но противостояние народа и власти - более обычное и постоянное явление. Это противостояние снимается только на время войн, когда патриотизм охватывает все слои населения.

7. В чем состоит противоречивость личности Петра (роман А. Толстого "Петр Первый")?

А. Толстой создал образ Петра Первого как личности выдающейся, но противоречивой не менее чем его эпоха. Это труженик, созидатель, но вместе с тем жестокий самодержец, страшный в гневе. Реформы он осуществляет, не заботясь о положении народа: давит народ непомерными податями, сгоняет на строительство заводов, города, бросает в рудники. Он подвержен многим порокам - пьянству, чрезмерной страсти, разгулу. В то же время он может быть отзывчивым на добро, справедливым, нетерпимым к злу, воровству, лжи. А. Толстой следует словам А. Пушкина, считавшего, что "разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами" огромна.