» » Сценические игры. Сборник упражнений, заданий и игр

Сценические игры. Сборник упражнений, заданий и игр

Задайте себе вопрос: верю я тому, что изображает актер или не верю. И ваш ответ будет для вас определяющим – хорошо он играет свою роль или нет. Так судил о достоверности актерской игры К.С. Станиславский. То, что зритель называет «переигрыванием», профессионалы называют: наигрышем.

Актеры и режиссеры говорят в таких случаях: он наигрывает, ты наигрываешь...и т.д. Наигрывать, значит - перебарщивать, фальшивить. Наигрыш происходит, когда внутреннее существование актера, не соответствует его внешним проявлениям: внешнего больше. Мы видим, что актер внутренне вялый, а пытается изображать заинтересованность, отчаяние, возмущение. Достоверность достигается правильным внутренним существованием актера при изображении персонажа. В том и состоит актерская профессия – в умении не просто показывать что-то от образа, но одновременно самому проживать то, что происходит с его персонажем. «Внутреннее существование» – это профессиональный термин и является частью актерской техники.

В театральных и кино вузах обучают, как проживать то, что проживает персонаж и, одновременно, видеть себя со стороны и управлять своей игрой. В конечном итоге – зритель чувствует то же, что и актер, если актер переигрывает или недоигрывает, то он вызывает чувство неловкости, оставляет нас равнодушными. Противоположностью наигрышу, является другая крайность – “дешевая мхатовская правденка», это выражение используют педагоги театральной студии МХТ, когда актер бормочет себе под нос, пытается играть, «как в жизни». Может, в кино на крупном плане такое бормотание будет как раз убедительно и к месту, но не в театре – где требуется донести до последнего ряда свою речь и актерскую энергию. Одной только естественной жизненной органики для театра мало, требуется определенная сценическая энергия, большая, чем в жизни. Найти золотую середину между двумя крайностями - наигрышем и «невыразительной правденкой», – одна из актерских задач, которую он решает в процессе репетиций. Но, случается, что актер находит точный рисунок внутреннего и внешнего существования, только на десятом спектакле.

В кино с этим сложнее, надо быть готовым в конкретный день и час выдать все самое лучшее - камера зафиксировала твою игру и ничего уже поправить нельзя. В репетиционный период, тем не менее, приходится и переигрывать, чтобы ощутить амплитуду эмоции. «Не наиграешь, - не сыграешь» - говорят в таких случаях актеры. Если себя не отпустить, не почувствовать свой максимум, - что иногда и достигается переигрыванием, то будешь бояться сильных проявлений, страх ведет к той же актерской фальши. Законы работы актера с образом на камеру, в кино и телесериалах, те же, но с той существенной разницей, что здесь иная крупность: по одним глазам можно понять – врет актер или нет. В кино не надо рассчитывать на зрителя в «последнем ряду», как в театре, зритель в кино и на телеэкране разглядывает актера в микроскоп – игра должна быть деликатнее. Вопрос «верю или не верю» принципиален не только для зрителя: чем больше актер сам верит в предлагаемые обстоятельства своего персонажа, тем вероятнее его успех. Но зритель не должен разбираться во всех тонкостях актерской «кухни».

Доверяйте интуиции – если вы под впечатлением от какой-то роли, значит для вас, актер, ее исполняющий, - хороший актер.

Здравствуйте. Спасибо за очень подробный и интересный ответ.

В дополнение к заданному вопросу хотелось бы узнать, корректно ли судить о мастерстве киноактера при просмотре фильма в дублированной озвучке? Можем ли мы делать выводы об игре иностранных актёров, смотря фильмы в российских кинотеатрах?

Ответить

Ещё 1 комментарий

Я предпочитаю смотреть зарубежный фильм с титрами, либо с закадровым голосом синхронного переводчика, нежели дублированный. Мне важно слышать тембр голоса актера и его подлинные интонации и темперамент. У нас есть замечательные актеры, работающие на дубляже, – Анна Каменкова, Сергей Чонишвили, Андрей Ташков и еще целый ряд имен можно перечислить. Из ушедших - Володя Вихров, мой бывший однокурсник, озвучивавший роли Ален Делона и не только, а также великолепный Владимир Кенигсон – чьим голосом разговаривал у нас Луи Де Фюнес, Жан Габен и Тото. Но все чаще, в последние годы, дублирование картин производит ужасающее впечатление – это настоящая халтура, исполненная непрофессионалами или бездарями. Озвучивание своих ролей было нормой в советское время, звук не писался вчистую во время съемок, да и сейчас без него, бывает, не обойтись. На озвучивании можно подправить роль, голосом доиграть то, что было недотянуто на съемках. Тоже, очевидно, и при дублировании. Иногда и в отечественном кинопроизводстве при озвучивании, актера, исполнявшего роль, заменяют. Самый известный и успешный пример – Валентина Талызина, «отдавшая» свой голос героине Барбары Брыльской в «Иронии судьбы». Или Александр Дьяченко – озвучивавший работы Донатаса Баниониса. Мы уже не можем разделить полюбившийся персонаж от конкретного тембра и интонации. Так что – дело не столько даже в замене голоса, сколько в качестве этой замены. И все же, в случае плохого дублирования – насколько оно может испортить хорошую игру актера? Испортить, безусловно, может. Но есть тут сложность... Восприятие картины, как и работы актера зрителем, многосоставной процесс – он зависит и от качества сценария, сюжета, темы фильма, его диалогов – насколько они интересны. И от визуального образа всего фильма – работы операторов, художников и, конечно, режиссера и композитора. Всегда заметно расхождение в уровне фильма и уровне озвучивания – если оно есть. Плохой дубляж – всегда упрощает и банализирует общую идею, тогда как гениальный дубляж не может превратить грубую поделку в шедевр. Хорошее дублирование – незаметно для зрителя, звук составляет одно целое с образом и проявлениями актера на экране. Если же вас раздражает звук дубляжа, это говорит само за себя – испортили при озвучивании: не дотянули драму, огрубили тонкую комедию, работают не в жанре. Актер, исполняющий роль, здесь не при чем. Лично я всегда могу отличить хорошую игру актера от плохого дубляжа. Но впечатление все равно бывает испорчено. И еще – немаловажным является и качество перевода иностранных картин. Плохой перевод может превратить самого гениального автора в графомана.

Существует несколько систем актерской игры, соотносящихся с разными типами «драматического» в жизни персонажей. Например, система Станиславского непосредственней всего соотносится с чеховской драматургией и рождена одной с ней исторической ситуацией. В чеховских персонажах наиболее драматично их расхождение с жизнью, непонимание ее задач и своего места в ней. Эта жизнь настолько буднична, скучна, тягуча, обыкновенна, что поведение персонажей, мало-мальски сохранивших свое «я», кажется на ее фоне эксцентрическим, декоративным, театральным (Нина Заречная и Треплев, Раневская и Гаев…), и сами они сознают свою лишность и ненужность для всего окружающего. И вот основная задача системы Станиславского - добиться правды актерских чувств на сцене, играть так, чтобы возвратить персонажам недостающую им в жизни естественность и простату. Если человек в жизни актер, то пусть актер на сцене будет больше всего и прежде всего человеком.

В соответствии с лирическим характером чеховской драматургии система Станиславского тоже имеет по преимуществу «лирическую» ориентацию: поскольку герои Чехова всей слабеющей силой своей человечности противятся пошлости и обыденности окружающей жизни, то нужно встать на их сторону, разделить их внутреннее терзания и принять как свои, внести от себя дополнительную силу жизнечувствия в их угасающее «я». Сопереживание персонажу, всепонимающая и всеотзывчивая любовь к нему, готовность отождествится с ним во всем, целиком перелиться в его личность - такова основная установка системы Станиславского. (В данном кратком анализе мы, разумеется, не притязаем на характеристику всей системы Станиславского, выделяя лишь тот ее аспект, который соотносится с намеченной типологией игры).

Система Брехта акцентирует противоположный полюс драматического синтеза - эпический. Тут задача актера - не сопереживание персонажу, а, напротив, резкое его отстранение, повествование о нем в третьем лице. У Станиславского актер думает о персонаже - «я» («как я бы повел себя в этих условиях?»); у Брехта - «он» («почему он так ведет себя?»). Эта театральная установка связана со спецификой того драматического материала, на основе которого возник брехтовский театр, - с драматургией самого Брехта. Тут персонажи (мамаша Кураж, Галилей, человек из Сычуани и др.) вовсе не расходятся со средой - они яростно к ней приспосабливаются, подчиняются ее диктату, их внутренняя точка зрения на вещи сглаживается и тушуется перед порабощающей их активностью самих вещей.

Человек капитулирует перед историей, становится как все - элементом массы, в нем уничтожается «я» и воцаряется «он». Поэтому и эпичен брехтовский театр, поэтому и «отчуждает» персонажа, что сам персонаж глубоко и необратимо отчужден от себя, лишен внутреннего ядра, которое притягивало к себе сопереживание актера, - остается лишь внешняя разведка личности, ее проекция на экран истории, в плоскость, подлежащую демонстрации. Да ведь сама история в брехтовский период - не та, что в чеховский. Это не медленная, почти уже призрачная, теряющая свой смысл история России последних десятилетий XIX века, в которой высвобождается место для надежды, для хрупких сил новой человечности, - это атакующая, диктаторская, тоталитарная история Германии 30-40 гг. XX века, которая не позволяет человеку хотя бы в виде слабости уйти в себя, но требует его всего без остатка и на место личности ставит толпу.

Брехтовский персонаж (когда бы и где бы он ни жил) вольно или не вольно отождествляет себя с историей, и поэтому актер не имеет внутреннего права отождествлять себя с персонажем: он должен спорить с ним и в его лице - с историей. Отношение актера и персонажа у Брехта - дистанционны и соревновательный: кто кого победит? Актер, имитируя персонажа, всеми силами старается показать, что он не прав, что можно вести себя иначе, лучше, честнее; актер ведет интеллектуальный и нравственный поединок со своим персонажем. Однако этим противопоставлением двух разновидностей актерской игры: перевоплощения и состязания (отчуждения) - не исчерпываются все ее возможности. Ведь лирический, или импровизированный тип игры имеет еще одну разновидность помимо миметической - экстатическую; а эпический, или организованный вид игры включает не только состязание, но и игру случая, судьбы.

Театральная практика XX века знает такие методы и системы, которые приближаются к этим «сверхличностным» разновидностям игры. В качестве яркого примера можно привести метод А. Арто. Персонаж и отношение к нему актера (сопереживательное или соревновательное) перестает быть существенным элементом театральной системы. Актер ориентируется не на персонажа - персону, не на индивидуальный характер, а на самые общие закономерности духовного и физического мироздания, которые он должен проявить в своем теле. Арто присущ интерес не к истории, а к метафизике. У его театра нет современной драматургической основы, как у Станиславского и Брехта, нет пьес с исторически актуальным содержанием. Арто предпочитал иметь дело с мифами и легендами; он мечтал о театральной постановке космогонических мифов Востока и Мексики, а подробно разработанный им план первого спектакля основывался на сюжете покорения испанцами государства ацтеков. Для Арто абсолютное - это космос, извне обступающий человека и сжимающий его «партикулярную» душу оболочкой всевластного тела.

Слово «жестокость», взятое Арто для определения сущности его театра («Le Theatre de la Cruaute»), означает ту непредсказуемость и неумолимость, с какой реальность воздействует на человека, - если это истинная, объективная реальность, а не созданная самим человеком (его фантазией и техникой) для самозащиты и успокоения. «Жестокость» - это не достойная осуждения склонность нравственно свободного человека, а «склонность» самого существования, которое не позволяет человеку быть свободным и как таковое - вненравственно.

«В жестокости есть нечто от того высшего детерминизма, которому подчиняется даже палач…». С точки зрения Арто, современная ему действительность (Франция 20-30 гг. нашего века) слишком уютна и безопасна: человек, окруживши себя комнатным комфортом, приятной атмосферой задушевных разговоров и корректных общественных дискуссий, отрезал себя от подлинной реальности, которая ужасна, кровава, мучительна. Эта реальность космических бездн и органических глубин человека раскрывается в древних мифах, повествующих о преступлениях и войнах, о любви и безумии: эта реальность знакома магическому искусству Востока, и ее надо вернуть в западный мир, обескровленный и обеспложенный удобствами социальной жизни и достижениями исторического разума.

Среднеевропейскому человеку, создавшему вокруг себя тонкий защитный слой цивилизации, нужно донести ужас и величие Рока, который превыше всяких ожиданий и пожеланий. Орудием Рока, напоминанием о жестокости подлинного существования должен стать театр, воздействующий на зрителя столь же резко, наступательно и безжалостно, как некогда - реальность. Театр становится последним прибежищем подлинной реальности, изгнанной из вне театральной среды, которая настолько культивирована и укрощена художественным вкусом и нравственными ограничениями, что из реальности превращена как бы в театр, где разыгрываются парламентские выборы и душещипательные мелодрамы интимных отношений. Только в театре зритель может обрести не-театр: на него с разных сторон обрушивается каскад жутких звуков, перед ним и позади него развертываются жестокие сцены насилия, торжества преступных страстей; он чувствует себя в гуще действительности, похожей на ад, - ибо она не поддается сознательному регулированию и успокоительной расшифровке.

В отличие от традиционной сцены, где все зрелище компактно сосредоточено перед глазами зрителя, у Арто действие происходит одновременно по всему зрительному залу, на разных сценических площадках, оно выведено за пределы созерцаемости, охватывает зрителя со всех сторон и само не может быть охвачено им, как всякое подлинное бытие, в полноте своей необъемлемое восприятием. В театре Арто слову отводится последняя роль, а первая - жестам, пластике, звукам, реальности физического присутствия актеров. Важно не то, что значат данная вещь или слово, а само их бытие, сила голоса, произносящего слово, или величина пространства, занимаемого вещью; при этом размеры вещей и звучание голосов чудовищно преувеличены, доведены до грандиозной какофонии, нагромождение объемов; одна только борода короля имеет длину порядка нескольких метров.

В театре Арто подчеркнуто и выпячено все то, что противоречат воле и сознанию личности, превосходит ее «я», непроницаемо для психологизма и интеллектуализма - ибо принадлежит сфере космоса и органики. По Арто, культура вообще и театр в частности должны быть подобны чуме, перед которой возможно лишь чувство паники, - настолько самодостаточна и безусловна ее реальность. В то время, когда Арто призывал французское общество отрешиться от интеллектуальной болтовни и внять голосу иррационального Рока, Брехт был свидетелем этого ока в немецком обществе и искал против него именно в интеллектуализме. Между «театром отчуждения» Брехта и «театром жестокости» Арто - тот разительный контраст, на который бывают, способны только современники. «Жестокость была для Брехта свойством окружающей социально-исторической реальности, где сверхчеловеческий Рок принял черты государственного тоталитаризма, - и театру надлежало спорить с ним, всячески отдалять, отстранять, занимать по отношению к нему интеллектуальную дистанцию. Арто же исходил из реальности либерального общества, томившегося от избытка удобств и свобод и жаждавшего «высшего детерминизма», который и должен был представить ему «театр жестокости». Искусство находиться не в подражательных, а в дополнительных отношениях с действительностью, возмещая то, чего ей не хватает.

В 60-е годы в американском «нонконформистском» оформилась новая система актерского поведения, соответствующая экстатическому типу игры. В таких труппах, как «Living Theatre» и «Environmental Theatre», главным признается абсолютно искреннее и естественное соучастие актеров и зрителей в жизни на сцене; игра состоит не в приятии, а в отказе от ролей.

Поскольку реальное бытие человека в обществе проникнуто двуличием, лицедейством, обличено во множество масок, приспособленных специально для службы, для семьи, для друзей, постольку театр - единственное место, где можно и должно быть собой. И нужно не надевать на себя еще одну маску, на этот раз персонажа, а снять с себя все маски, в том числе и эту последнюю, обнажить свою душу и плоть и пробудить зрителя к откровенному общению помимо всех ханжески-фальшивых условностей вне театральной среды. В отличие от Арто, который в своем устремлении к сверхличному тоже почти преодолел категорию персонажа, «перевоплощения» (нужно не перевоплощаться, а быть), абсолютное здесь проявляет себя не как фатум, извне обступающий человека, а как его собственное экстатически-стихийное самоосуществление и тяга к природно-непосредственному слиянию с другими людьми. Не вражда и не угроза, а любовь и доверие - вот пафос этого театра, воскрешающего атмосферу древних ритуальных-оргиастических действ - не для того, чтобы ужаснуть зрителя этой первородной реальностью, как чумой, а чтобы вовлечь в нее, как в рай. Если Арто своими чудовищными фантасмагориями боролся с добропорядочным уютом и «пошлой» задушевностью честных европейских нравов, то Ю. Бек, Р. Шехнер и их последователи проповедают десублимированно-откровенный, натурально чистый и честный театр, противостоящий фантасмагории отчужденных и «рекламно-демонстративных» американских нравов.

Таким образом, выясняется соотносительность театральной игры с тем типом серьезности, который господствует во внетеатральной жизни. Игра на сцене как бы преодолевает, изживает однозначность и односторонность обыденного существования, восстанавливает недоступную ему целостность. Причем в художественной практике театра вновь обнаруживаются те же разновидности игры, которые вначале были выделены в житейском обиходе. Этим ставиться вопрос о единой природе игры, проявляющейся во всей ее разновидностях и соотносимой только с одной, столь же глобальной категорией - серьезностью.

Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Сегодня я хочу представить вам очень талантливую маму, профессионала своего дела, актрису, режиссера — Белоусову Юлию

Играем в театр – зачем?

А и правда – зачем? У нас ведь нет задачи сделать из ребёнка артиста, да и с фантазией у абсолютного большинства детей всё в порядке от природы, и в ролевые игры они играют с большим успехом без нашей взрослой помощи.

Всё верно. Но актёрский тренинг, (а мы будем говорить именно о нём, только в чуть-чуть адаптированном виде) – занятие удивительное и уникальное тем, что знания, навыки, информацию, пищу для размышлений и впечатления получаешь не извне, от учителя или из книжки, а в основном черпаешь из себя самого. И – в равной степени – от своих «коллег», если таковые имеются (в идеале актёрский тренинг – это коллективное дело, но вполне можно заниматься и вдвоём с мамой). То есть, это отличный способ познакомиться с самим собой – разным, контрастным, непривычным, осознать свою творческую смелость, попробовать быть режиссёром своих же придумок, и, конечно же, воплотить их в жизнь здесь и сейчас.

С какого возраста можно играть в такие игры?

С любого. Такие занятия могут быть интересны и полезны как малышам, так и взрослым. Любую игру или упражнение можно при желании адаптировать для крохи и наоборот – сделать сложнее и разнообразнее, стоит только включить свою фантазию. Поэтому возрастной диапазон наших занятий будет примерно таков: от 2-3 лет до бесконечности. Я намеренно не буду говорить о том, что именно развивает то или иное задание – мы с вами прекрасно понимаем, что любая игра развивает у ребёнка абсолютно всё, что бы там ни писали в методичках и на коробках с играми и игрушками.

Договоримся на берегу!

Прежде чем мы с вами отчалим от берега и поплывём по театрально-творческим волнам, хочу обратить ваше внимание на одну вещь, дабы потом избежать разочарований. То, что мы привыкли считать театральной деятельностью наших малышей – утренники в детском саду, например – на самом деле не имеют ничего общего с театром в любом его проявлении и форме. Не хочу никого обижать: утренники – это по-своему отличное, интересное и полезное дело, но… бесконечно далёкое от театра. Поэтому в этой статье вы не встретите советов, «как научить ребёнка выступать на публике и не стесняться», «что делать, чтобы малыш читал стихи громко и чётко» и т.д. Мы не будем сегодня «учить роли», гримироваться и шить костюмы. Зато мы будем играть всякие истории, придумывать настоящие этюды и даже осваивать азы пантомимы. Ну, раз обо всём договорились – вперёд!

Королева Фантазия и Король Воображение

Это наши друзья и помощники, без них просто никуда. Поэтому им будет посвящён целый блок тренинга.

Превращалки . А сейчас мы все – волшебники. Игра чем-то похожа на «море волнуется». Я хлопну в ладоши и скажу, во что будем превращаться, и мы все тут же становимся… мячиком, карандашом, цветком, зубной щёткой … А теперь чуть сложнее: бутон белой розы, увядшая ромашка в вазе, осенний грустный дождик, горячий песок на пляже…. А теперь ещё сложнее: радуга, сомнение, Новый Год, буква «А», весёлое настроение, мамина улыбка.

А теперь скажите, пожалуйста, можно ли сыграть дождь? Нет, не показать, а именно сыграть его (или «в него» – это как хотите)? Конечно, можно! Но только сыграть-то можно историю, а её нужно узнать или сочинить. А что дождь делает? Идёт… Отлично! А ещё? Льёт как из ведра, моросит… Замечательно! А ещё он может играть на крышах, как на барабанах, или рисовать каплями на асфальте, или играть с прохожим, норовя капнуть прямо за шиворот, или пускать пузыри в луже, или… И вот нам уже есть чем заняться, и вопрос «как сыграть дождь» просто не стоит! А дождь – он какой? Какой у него характер? Походка? Настроение сегодня? Может быть, он не выспался или сердится на кого-то? А на кого и за что?… Или наоборот – он очень рад, потому что к нему приехала бабушка! Кстати, а может ли у дождя быть бабушка? И если да, то как же она выглядит?… И вот наш дождик становится живым. И у нас получился маленький этюд, почти спектакль!

Этюд . А теперь попробуем сыграть историю, которую придумал кто-то другой. Я предлагаю обратиться к известной многим книжке А.Усачёва «Жили-были ёжики». Выбор пал именно на это произведение, во-первых, потому что эту сказку читали, наверное, почти все, во-вторых, события этой истории достаточно подробны, на них легко можно посмотреть через «увеличительное стекло» и превратить в полноценный этюд-историю.

Ребята любят «рисовать широкими мазками», поэтому они готовы в двух-трёх жестах показать-рассказать целый мультфильм или сказку. И это здорово! А наша задача – направить их внимание на мелочи, не менее интересные и «вкусные», чем лихие повороты сюжета.

Ежика Вероника попала в банку из-под варенья. Это же целая история! Нужно только чуть-чуть помочь ребёнку её прожить подробно. Для этого можно прямо во время нашего «спектакля» подсказывать малышу то, что ускользнуло от его внимания, можно даже придумывать мелочи, которых не было в книжке, очень важно в этом «суфлировании» магическое слово «вдруг».

Вероника ела малиновое варенье. Запретное – это важно! Значит, ела так, чтобы никто не заметил. Вкусное-е-е-е! Сначала она одним пальчиком брала варенье, а потом увлеклась и стала есть целой лапкой. И вдруг… капнула на платье. Расстроилась? Нет? Ну и правильно – варенье важнее. Ела-ела и наелась! Живот такой большой стал и лапы липкие! Ещё хочет или нет? А это уже не важно: варенье ведь всё равно кончилось, вот на донышке последняя капелька осталась. Вдруг Вероника поняла, что она внутри банки… Это весело: можно нос к стеклу прижать, можно крикнуть наверх – и получится смешное эхо. Сколько игр можно придумать! Ой-ой-ой… А как теперь выбираться-то? Подпрыгнуть? Нет, не достать до горлышка… Может быть, вскарабкаться? Но лапки соскальзывают… А если банку разбить? Силёнок не хватает. Как-то уже не по себе… И к маме так хочется… Что же дальше будет делать Вероника? Звать на помощь? Или придумает какой-то свой выход из сложившейся ситуации?

С подсказками нужно быть как можно деликатнее: если малыш хорошо сам придумывает варианты, то не стоит его мысль перебивать, если только предложить какое-то очень неожиданное обстоятельство – пусть попробует выкрутиться. А если ребёнок стремится «перепрыгнуть» сразу к результату, то чем подробнее будет мамин монолог, тем лучше.

А вот ещё идеи для подобных этюдов из этой же книжки: Вероника прилипла к маслёнку, Вовка играет в футбол и каждый раз прокалывает иголками мяч, Вероника подглядывает в коробку с бронзовиками, Вероника вместо компота выпивает папины чернила и т.д.

Музыка, давай дружить!

Без музыки, пожалуй, нет театра. Она – мощнейшее выразительное средство, действующее лицо, создатель атмосферы спектакля и выразитель чувств и эмоций героев. Давайте послушаем её. Лучше, если музыка будет классической, инструментальной (без слов). Хорошо, если это будет маленькое и простое для восприятия произведение или отрывок на 1.5-2 минуты. И.С. Бах, Д.Кабалевский, С.Прокофьев, П.Чайковский, Р.Шуман писали музыку для детей, в их творческом наследии много таких произведений, которые нам нужны: маленькие, яркие и выразительные, событийные. Можно без труда подобрать что-то интересное именно для вас с малышом. есть небольшой список подходящих для таких игр музыкальных произведений.

А теперь давайте представим, про кого эта музыка? Про то, как кот пил молоко и точил коготки? Здорово! А показать этого кота сможешь? А вот интересно, что произошло с нашим котом во время этого «бум» – а ведь явно что-то произошло, ведь так сильно музыка вскрикнула?!

Чем больше вопросов будет задано ребёнку, тем лучше. Обращайте своё и детское внимание на музыкальные акценты и всевозможные изменения: вдруг музыка стала тихой-тихой, а теперь появилась пауза – тоже ведь неспроста, а теперь изменился темп и тональность – отчего это? и т.д.

А какой характер у этой музыки? Она добрая или воинствующая, задумчивая или игривая? Не обязательно слушать музыку сидя, можно двигаться, только одно условие: слушаться музыку, куда она поведёт и позовёт. А, может быть, у нас получится её нарисовать или слепить? Давай попробуем! Или сочинить сказку (вместе с мамой, конечно), а потом под музыку её сыграть, как этюд?

Озвучание. А вот ещё интересная командная игра. Правда, она не с музыкой, но со звуками. Придумываем вместе цепочку несложных действий. Например, я беру со стола стакан с чаем, кладу туда два кусочка сахара, размешиваю ложкой и выпиваю. Всё это, конечно, не настоящее, а воображаемое. Теперь давайте подумаем, какие звуки мы слышим во время этих действий? Шаги, стук кусочков сахара, звяканье ложки, шум выпиваемой воды… Возможно, что-то ещё? Теперь давайте найдём вокруг себя подходящие предметы, чтобы можно было издать эти звуки – самые неподходящие на первый взгляд предметы, могут стать отличными помощниками. Всё готово? Теперь, если играющих больше, чем двое, нужно распределить звуки между собой. Один из игроков выполняет все действия с воображаемым чаем, а все остальные озвучивают этот процесс. Игра требует пристального внимания от каждого, ведь задача не подловить друг друга, а напротив – максимально точно озвучить фрагмент!

Живое слово

Как же его нам не хватает, как только жизнь ставит нас в ситуацию какого-то «показа»! Слова заученного стихотворения неловко падают куда-то вниз, да ещё норовят и забыться по дороге! Ужас! И до чего же легко мы рассказываем о том, как отдыхали на море, о маленьком котёнке, который со вчерашнего дня живёт у нас дома, о празднике по случаю нашего дня рождения. Всё так и есть: слово может стать живым и выразительным, а значит, интересным слушателю, только в том случае, если оно рождается «картинкой» внутри. То есть, сначала мы представляем в своём воображении то, о чём рассказываем – не сам текст, а очень интересную историю! – а потом уже превращаем нашу картинку в слова. Вот и главный секретик «говорильных» игр: рождение живого слова.

Сказка про… Да про что угодно! У меня в кармане есть автобусный билетик, давайте про него сказку сочинять. Говорить начнёт тот, в чьих руках находится билет. По моей просьбе, билетик передаётся дальше, и повествование продолжает другой рассказчик. Интересно, куда же вырулит сюжет к концу сказки? Передача «эстафеты» происходит на границе событий: «и вдруг…», «а однажды…», «и вот…»

Скажи как будто… Вот ещё игра со словом. Я предложу короткую, но не очень легко произносимую фразу: «слишком солёный суп», например. Для ребят постарше и фразы будут позамысловатее и подлиннее, а для малышей, наоборот – попроще, можно даже ограничиться одним-двумя словами. Главное, чтобы её было можно быстро и легко запомнить. А теперь произнесите её, как будто вы не хотите есть этот противный суп, а теперь как будто солёный суп – ваше любимое лакомство, чем он солёнее, тем лучше. А теперь как будто этот суп сварили вы, и теперь извиняетесь за то, что он вышел пересоленным. А теперь это и не про суп вовсе – это зашифрованное послание, его нужно сказать по секрету, чтобы никто посторонний не услышал. А теперь «слишком солёный суп» — это ваше имя. Представьтесь, пожалуйста! А теперь вы – ведущий концерта и объявляете следующий номер программы. Продолжать можно долго.

«Мама» Какое замечательное слово! Мы его произносим очень часто. А по какому поводу? Давайте вспомним, в каких ситуациях сегодня мы обращались к маме. С утра нарисовали красивый рисунок и пригласили маму полюбоваться. А потом увидели, как на улице гуляют дети и стали уговаривать маму идти гулять. Потом попросили помочь завязать шнурки. А потом позвонил телефон, и мы позвали маму. А на прогулке встретился большой и страшный паук, и от страха мы закричали: «мама!». А после обеда мама прилегла отдохнуть, а нам так нужно было что-то спросить у неё, поэтому тихо, шёпотом, чтобы не разбудить и очень ласково: «мама!». Вот сколько историй приключилось за сегодняшний день, и как по-разному звучало одно и то же слово! А давайте теперь сыграем их как этюд, как маленький спектакль, в котором будет звучать только одно слово.

Две руки – две волшебницы

Руки – это, пожалуй, одно из самых выразительных средств. Как часто, рассказывая что-то или объясняя, мы непроизвольно жестикулируем руками, помогая своему рассказу. Их жесты порой могут сказать даже больше, чем слова.

Муха. Она будто бы летает вокруг нас и жужжит. А мы её – раз! – и поймали в кулачок. Послушаем, как она там, жужжит? А теперь посмотрим на неё, только осторожно – улетит! Открываем по одному пальчику – раз, два, три, четыре, пять, — улетела! Теперь снова найдём её глазками и снова поймаем, только теперь уже другой рукой.

Клей. Мы сегодня клеили (кстати, а какую именно поделку мы делали? Это подарок или просто так, для себя? Красиво получилось?), и на ладошке остался клей. Нужно его счистить каждым пальчиком этой же руки по очереди. Получилось? Теперь на другой ладошке.

Лепка. Можно лепить из пластилина, можно из глины, можно из теста. А можно из своей собственной руки. Сначала нужно ручки размять, разогреть. А теперь можно лепить. Всё что угодно! Стол, гриб, лодочку, домик, кресло. А теперь давайте слепим какое-нибудь существо. Оно может быть самым невероятным и фантастическим. Готово? А как оно передвигается? А погладить его можно, не укусит? А что оно ест на завтрак и где живёт? А что это у него – усики или лапки? У него есть друзья? И самое главное: какое у него имя, ведь имя – это судьба в некотором роде?

Пантомима. Это театр без слов, но они в данном случае и не нужны, всё и так понятно. Давайте слепим воображаемый шарик. Лепим тщательно, он должен быть совсем-совсем круглым, гладким. Вот он становится всё больше и больше, а теперь давайте сделаем его более плотным и маленьким, для этого нужно приложить больше усилий. Ой, он стал тяжёлым и почти коснулся земли, и держать его тяжело – рука сама к земле тянется. А теперь он вдруг стал лёгким. И теперь уже его нужно удержать, чтобы не улетел, даже на цыпочки придётся встать. Давайте теперь его отпустим в небо, пусть летит! И проводим взглядом, вот он, уже совсем в точку превратился.

Может быть, теперь мы «слепим» кубик и построим из наших воображаемых кирпичиков целый дом? Решать вам. Можно продолжать бесконечно. Тем, кто захочет поиграть в такие игры, хочу пожелать не увлекаться «ролями», а искать и примечать живое и настоящее во всём вокруг: в себе и друг в друге, в своих и чужих реакциях и эмоциях, в словах, поступках, впечатлениях, в окружающем мире. Хоть и говорят, что актёры «играют роль», игра в данном случае — процесс максимально честный, сродни детской игре: всерьёз, до конца, по-настоящему. В этом парадокс актёрского тренинга: играя не играть. Не кривляться и прикидываться, а проживать и чувствовать.

Попробуйте поиграть с малышом в любую из предложенных игр, и своё собственное чутьё обязательно подскажет то направление, куда захочется отправиться дальше.

На этом мы закончим наше занятие. С огромным удовольствием я отвечу на любые ваши вопросы. Творческих успехов всем!

Белоусова Юлия

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.

Детская игра это радостный процесс творчества. Как возбудить и сохранить игровой интерес в актерской игре? Ведь в детских играх почти все люди увлеченно играют. Актеры увлекаются на сцене во время игры не так часто. Для актера это высший пик творческого самочувствия на сцене. Вероятно в детских играх, игроки удерживают в сознании необходимые игровые правила и игра происходит. И выигрыш возможен! Сохраняется вера в свои силы! Значит, актерская игра гораздо сложнее. Правила ее сложнее, чем правила просто детской игры и тогда забава уходит из игры, уходит азарт и интерес, который во многом строится на возможности проявить себя — выиграть, или удержать саму игру, получить удовольствие оттого, что можешь в эту игру играть. Можешь! Обратите внимание на глаголы — забава, потеха, позабавиться. Это состояние присутствует в любой игровой ситуации. Что же тешит играющий человек?

Возьмем одну из самых простых детских игр — «в жмурки». Любая игра сакральна. Скрытый смысл этой игры связан с переходом в другой мир — мир «жмуриков». Мы, играя в детстве в эту игру, и не подозревали, что мы играем со смертью. Мы, с азартом и неким страхом, дразнили игрока-воду, который играл «жмурика» — человека потерявшего связь с нашим миром, потерявшего зрение, — главный канал получения информации о нашем мире. И те, кого поймает «жмурик», выходили из игры со смертью. Они становились за чертой игры, т.е. за чертой жизни, по ту сторону меры. Эта черта-кон всегда манит живущих-играющих. Манит желание раздвинуть границы пространства жизни, потому, что, рискуя, пробегая рядом с игроком-«жмуриком» и не попадаясь ему в руки, мы обретаем свободу, мы вооружаемся умением жить. Жить так, что бы избежать страха смерти. Мы увеличиваем степени возможного риска, степени возможного для себя поведения в этом мире. Так мы обретаем этот мир, мы его присваиваем, мы становимся его хозяевами. Пугающий и чужой нам мир становиться безопасным и родным. Надо только научиться жить в нем, искусно манипулируя его правилами. Именно отсюда растут все желания человека приобрести что-то в этом мире: большую физическую силу, крепкое здоровье, сверх способности, деньги, власть, людское признание и любовь, иметь много детей или родственников, или друзей и т.д. и т.п. Все это, по моему мнению, «одна, но пламенная страсть» приобрести некую сверхвооруженность в этом мире и против этого мира. Приобрести сверхсилу, которая позволит справиться с любыми ограничениями существования в правилах игры этого мира.

Можно совершить некое историческое исследование на тему — как люди, в разные исторические времена приобретали эту сверхсилу. Один из таких путей предложил Христос. Это путь от обратного. Что бы жить свободно и легко в этом мире надо преодолеть страх потерять земное, страх потерять саму земную жизнь. Именно этому учит нас его жизненный путь — смертью смерть поправ…

Но вернемся к игре «в жмурки». Суть правил игры в том, что при отсутствии зрительного канала восприятия (у игрока-воды завязаны глаза), «вода» должен поймать (осалить) игроков у которых глаза открыты и которые гораздо вооруженнее его свободой и средствами избегания проигрыша. Он же может пользоваться только слухом и осязанием. Это как бы слепота случая, который можно обойти, обыграть. Но игра не происходит, если игроки не рискуют, т.е. не дают «жмурику» дополнительные возможности поймать себя. При этом происходит восстановление равенства в силах игроков и воды-жмурика. Только в этой ситуации игроки начинают проявлять максимум своих сил в стремлении поймать или увернуться. Только при ситуации возможности проявления максимальных затрат сил игроков, появляется игровой азарт. При этом в любое время любой из игроков может передохнуть, отойдя в сторонку, или перестав на некоторое время ловить игроков. Но не все игры так безопасны…

При чем же тут актерская игра? Если возникает необходимость перенести игру «в жмурки» на сцену создается ситуация игры в игре. А тут происходит все наоборот! Как в жизни — что бы выжить необходимо идти на встречу смерти. Это путь Христа, это путь Ивана «Дурака». Ду-рачек — делающий наоборот, как рак, пятящийся назад, но двигающийся к цели.

Дело в том, что если эту ситуацию надо разыграть на сцене, то актеру, играющему «воду» нельзя не видеть ситуацию. В противном случае может произойти случайность, которая нарушит запрограммированный ход игры.

Обще известно, что именно запрограммированность хода игры отличает просто игру или жизнь-игру от игры на сцене. В жизни, или игре, нам игрокам, неизвестно кто и когда выиграет. Известно, что мы предполагаем, а Бог располагает. В актерской игре игрок знает заранее, кто и когда выиграет или проиграет то, что стоит на кону. В этом смысле на сцене актер «Бог». Он знает заранее что произойдет. Он творец — автор творения жизни на сцене.

Но в чем же тогда игра? Исчезает одна из главных составляющих игры — желанный выигрыш, в результате проявления своих замечательных качеств. Во что играет актер? С кем он играет? Кто его соперники по игре? Что он выигрывает, или проигрывает? От чего зависит умение игрока актера?

Эти, на первый взгляд, простые вопросы волнуют меня как исследователя актерской игры. У актера есть в игре данный набор средств достижения цели и определенная логика их использования. Это актер изменить не может. Здесь случайность недопустима. А игра тем и увлекательна, что в ней многое строится на случайности. Но актер может изменять, в зависимости от ситуации, то «как» он использует данные игровые средства. Это «как», в актерской школе — «приспособления», и есть та зона случайности, в которой живет и развивается игра актера. Но, удержать свое поведение в рамках заданности, можно только отстранившись от мешающих факторов: собственной логики, знания закрепленного игрового сюжета и его перипетий. Значит, актер должен во время игры постоянно решать задачу нейтрализации одних факторов и доминирования других. Общеизвестно, что для актера важно устранить фактор знания тех случайностей персонажа, которые актеру необходимо «как бы» не знать. Для этого, необходимо одно знание удалить на периферию сознания, погасив к нему интерес, а другое актуализировать при помощи увлечения, фантазии, воображения. Для процесса актуализации актеру постоянно во время игры необходимо создавать в воображении те картины и мысли, которые могут быть в это время у персонажа. Т.е. сознание актера должно быть серьезно занято работой, что бы не осталось свободного места и времени для не актуальной информации.

Так во всем: что бы не видеть «нечто» необходимо занять зрение другим «нечто», всмотреться в другое. При этом не просто направить глаза на другой объект (смотрит в книгу, а видит фигу), а производить исследование, выполнять реальную продуктивную работу в сознании.

Если вернуться к актерской игре «в жмурки», то игроку-воде необходимо постоянно создавать картины внутреннего видения, которые он должен фантазировать на основе звуков и осязания. Если эти картины появятся в сознании, то будут приглушены картины реального зрительного восприятия, которые мешают актеру играть «слепого». При этом актер должен пользоваться этими зрительными восприятиями, что бы исполнить план роли, воплотить художественный замысел. Значит, он удерживает одновременно в сознании два плана поведения. Для этого актер создает в сознании временную установку на двуплановое поведение, которое и есть художественный замысел, работающий на энергии художественной потребности. Сформированная художественная потребность, или сверхсверхзадача, включает в работу энергию потребности воли. Именно тогда воплощается закон поведения в актерской игре, который гласит: необходимо оказаться в нужное время в нужной мизансцене и выполнить задуманное воздействие . Если этот закон выполняют все участники игры, то «случайно» происходит задуманный художественный результат.

Теперь осмыслим этапы освоения актерской игры. Сначала актеры играют в реальную игру, например, «в жмурки». Это завет Михаила Щепкина — брать образцы в природе. Затем подражать природе. Это значит играть в ту же игру, но с правилом «если бы». Если бы глаза были завязаны или закрыты, при этом на самом деле они открыты. Затем играем в повязке, сквозь которую видно, но зритель-наблюдатель не знает видно или нет. Затем несколько человек с повязкой на глазах, а у кого из них повязка просвечивает и сквозь нее видно не известно. Если все игроки, и те, кто видит сквозь повязку и те, кто не видит сквозь нее, ведут себя по одним и тем же законам, т.е. совершают похожие движения, происходит обучение — вести себя так чтобы все видели, а потому думали , что игрок на самом деле не видит. В этой простой детской игре, переведенной в актерскую игру, весь основной смысл актерского обучения.

Если мы понимаем, что форма и есть содержание, а средство и есть цель , то совершенно ясно, что между внутренним миром человека и внешним миром находится некая грань, или тонкая пленочка-форма их взаимообусловленности. И если мы понимаем сценическое действие как движение актера к целям персонажа, то действие, в данном случае возникает на ортоганали удержания верных физических движений, которые соответствуют определенным целям.

Тогда, вероятно, вот так выглядит технология педагогики освоения сценического действия и актерской игры:

1.Освоение навыка создания «мишени» , или адреса воздействия. Это закон создания «видения», или замысла . Умение создавать «видение» это значит, смотрю на партнера по игре, а вижу в нем реальные черты проявления заданного, например, «враждебности», или наоборот «любви ко мне». Причем сам партнер здесь не причем. Это на него «так смотрят» и «так его видят». Смотреть «другими глазами» это то, что позволяет «играть короля». Смотрю на стену в репетиционном зале, а вижу, например, далекий горизонт и гладь моря…

2. Освоение «балета» семиотики соответствующего данной «мишени». Например, семиотика движений тела во время дождя. Логика движений человеческого тела во время ветра. Причем ветра то нет! Это тот самый детский ответ — «ветер дует, потому что деревья качаются». Эта «оборачиваемость» процесса присуща всему художественно образному творческому процессу создания художественной иллюзии. Поэтому актеру необходимо, как минимум, освоить телесную семиотику стереотипов бессловесного поведения. Семиотику стереотипов словесного воздействия. Это освоение первого великого закона актерского искусства — закона идентификации . Художник ведет себя так, что создает мир его окружающий. Этот закон «создания миров» прекрасно понимают в искусстве пантомимы, в сценическом движении. Первым об этом внятно заговорил Этьен Декру, провозгласивший революцию в обучении актера. Но что бы вести себя соответственно чему-либо, это «что-либо» должно быть ясно представлено и удержано в сознании. Поэтому без первого умения не работает второе. Значит необходимо создать «видение» и необходимо уметь его передать по средством своих движений. Тогда в сознании «других» возникает тот же образ, то же «видение».

3.Но в этом случае можно сказать, что талантливый актер, который «создает миры», создает своих партнеров, как персонажей спектакля, совершенно не нуждается в талантливых партнерах. На практике так часто бывает. Зритель ходит в театр на своего любимого талантливого актера. Это явный солист. Но такую практику К.С. Станиславский разрушал и преследовал, как негативную. Он утверждал принцип ансамблевости. Именно этот принцип позволял группе актеров создавать иллюзию целостности происходящей на сцене истории, в которую верил зритель. Вывод очевиден. Для того чтобы создать иллюзию целостности происходящей на сцене истории необходимо, чтобы все актеры вели себя соответственно законам этой истории. Это второй великий закон — закон трансформации . Если закон идентификации обнаруживает связь с миром и строит партитуру движений актера снаружи, т.е. центростремительно, то закон трансформации центробежный. Этот закон строит форму поведения изнутри. «Я чайник…» — и тело принимает наиболее выразительную форму соответствия этому предмету. Значит, закон трансформации говорит — «какой я и как мои движения зависят от меня», а закон идентификации говорит — «каков мир и как мои движения зависят от окружающего мира».

4.И последний закон — это закон противопоставления или контраста, или просто противовеса. Ибо только контраст позволяет нам одно отличать от другого. Это умение строить борьбу, вскрывать конфликт. Строить композицию мизансцены расположения частей тела в пространстве и тел относительно друг друга. Иными словами это освоение законов «сценического взаимодействия».

Можно предположить, что содержание процесса актерского обучения необходимо строить исходя из этой логики и последовательности приобретения умений актера, где одно предполагает другое, а в совокупности позволяет создавать актерскую игру посредством главного — сценического действия.

«Ум, воля, чувство!» — по Станиславскому.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ (ОПИСАНИЕ)

ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА

Кроме предложенных общеразвивающих игр, дополнитель-ный материал можно найти в книгах:

Чистякова М.И. Психогимнастика - М., 1995.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы. - М., 1995.

♦ Уроки театра на уроках в школе / Сост. Ершова А. П. - М., 1992.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

ЭСТАФЕТА

Цель.

Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге. Начиная игру, встают и садятся по очереди, сохраняя темпоритм и не вмеши-ваясь в действия друг друга. Это упражнение можно выполнять в разных вариантах, придумывая с детьми интересные игровые ситуации.

а) ЗНАКОМСТВО. Из-за ширмы появляется какой-либо лю-бимый герой детских сказок (Карлсон, Красная шапочка, Буратино и т.п.). Он хочет познакомиться с детьми и предлагает встать и назвать свое имя четко вслед за предыдущим.

б) РАДИОГРАММА. Игровая ситуация: в море тонет ко-рабль, радист передает радиограмму с просьбой о помощи. Ре-бенок, сидящий на первом стуле, - «радист», он передает по цепочке хлопками или похлопыванием по плечу определенный ритмический рисунок. Все дети по очереди повторяют его, пе-редавая дальше. Если задание выполнено правильно и послед-ний ребенок - «капитан» спасательного судна точно повторя-ет ритм, тогда корабль спасен.

ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ?

Цель. Тренировать слуховое внимание.

Ход игры. Сидеть спокойно и слушать звуки, которые про-звучат в комнате для занятий в течение определенного време-ни. Вариант: слушать звуки в коридоре или за окном.

УПРАЖНЕНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ

Цель. Тренировать зрительное внимание. Ход игры. Педагог произвольно раскладывает на столе не-сколько предметов (карандаш, тетрадь, часы, спички, монету).

Водящий ребенок в это время отворачивается. По команде он подходит к столу, внимательно смотрит и старается за-помнить расположение всех предметов. Затем снова отвора-чивается, а педагог в это время либо убирает один предмет, либо меняет что-то в их расположении. Водящий соответствен-но должен либо назвать пропавший предмет, либо разложить все, как было.

РУКИ-НОГИ

Цель. Развивать активное внимание и быстроту реакции.

Ход игры. По одному хлопку дети должны поднять руки, по двум хлопкам - встать. Если руки подняты: по одному - опус-тить руки, по двум - сесть.

УПРАЖНЕНИЕ СО СТУЛЬЯМИ

Цель. Привить умение свободно перемещаться в пространст-ве, координировать свои действия с товарищами. (Сесть на сту-лья, построив заданную фигуру, надо одновременно.)

Ход игры. По предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко), домик для куклы (квадрат), самолет, автобус.

ЕСТЬ ЛИ НЕТ?

Цель. Развивать внимание, память, образное мышление. Ход игры. Играющие встают в круг и берутся за руки; веду-щий - в центре. Он объясняет задание; если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат: «Да!»; если не согласны, опускают руки и кричат: «Нет!».

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у теленка?

Есть ли клюв у поросенка?

Есть ли гребень у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли рифма у стиха?

Есть ли в нем ошибки?

ПЕРЕДАЙ ПОЗУ

Цель. Развивать память, внимание, наблюдательность, фан-тазию, выдержку.

Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоми-нает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза по-следнего ребенка с позой водящего. Детей обязательно следует поделить на исполнителей и зрителей.

ЗАПОМНИ ФОТОГРАФИЮ

Цель. Развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, согласованность действий.

Ход игры. Дети распределяются на несколько групп по 4-5 че-ловек. В каждой группе выбирается «фотограф». Он располага-ет свою группу в определенном порядке и «фотографирует», за-поминая расположение группы. Затем он отворачивается, а дети меняют расположение и позы. «Фотограф» должен воспроиз-вести изначальный вариант. Игра усложняется, если предло-жить детям взять в руки какие-нибудь предметы или приду-мать, кто и где фотографируется.

КТО ВО ЧТО ОДЕТ?

Цель. Развивать наблюдательность, произвольную зритель-ную память.

Ход игры. Водящий ребенок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют на мелодию русской народ-ной песни «Как у наших у ворот».

Для мальчиков:

В центр круга ты вставай и глаза не открывай. Поскорее дай ответ: Ваня наш во что одет?

Для девочек:

Ждем мы твоего ответа: Машенька во что одета?

Дети останавливаются, а водящий закрывает глаза и описы-вает детали, а также цвет одежды названного ребенка.

ВНИМАТЕЛЬНЫЕ МАТРЕШКИ

Цель. Развивать внимание, согласованность действий, актив-ность и выдержку.

Ход игры. Дети сидят на стульях или на ковре, педагог по-казывает карточки с определенным количеством нарисованных матрешек. Через несколько секунд произносит: «Раз, два, три - замри!». Стоять должно столько детей, сколько матре-шек было на карточке (от 2 до 10). Упражнение сложно тем, что в момент выполнения задания никто не знает, кто именно бу-дет «вставшим» и сколько их будет. Готовность каждого встать (если «матрешек» не хватает) или сразу же сесть (если он ви-дит, что вставших больше, чем нужно) эффективно влияет на активность каждого ребенка. Как вариант детям можно пред-ложить не просто встать, а образовать хоровод из заданного ко-личества детей.

ДРУЖНЫЕ ЗВЕРИ

Цель . Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.

Ход игры. Дети распределяются на три группы - медведи, обезьяны и слоны. Затем педагог называет поочередно одну из команд, а дети должны одновременно выполнить свое движение. Например, медведи – топнуть ногой, обезьяны – хлопнуть в ладоши, слоны – поклониться. Можно выбирать других животных и придумывать другие движения. Главное, чтобы каждая группа выполняла свое движение синхронно, общаясь только взглядом.

ТЕЛЕПАТЫ

Цель . Учить удерживать внимание, чувствовать партнера.

Ход игры. Дети стоят врассыпную, перед ними водящий ре-бенок - «телепат». Он должен, не используя слова и жесты, связаться только глазами с кем-либо из детей и поменяться с ним местами. Игру продолжает новый «телепат». В дальней-шем можно предложить детям, меняясь местами, поздоровать-ся или сказать друг другу что-нибудь приятное. Продолжая раз-вивать игру, дети придумывают ситуации, когда нельзя шеве-литься и разговаривать, но необходимо позвать к себе партнера или поменяться с ним местами. Например: «В разведке», «На охоте», «В царстве Кощея» и т.п.

СЛЕД В СЛЕД

Цель . Развивать внимание, согласованность действий, ори-ентировку в пространстве.

Ход игры. Дети идут по залу цепочкой, ставя ногу только в освободившийся «след» впереди идущего. Нельзя торопиться и наступать на ноги. По ходу игры дети фантазируют, где они находятся, куда и почему так идут, какие препятствия преодо-левают.

Например: хитрая лиса ведет своих лисят по тропинке, на которой охотники установили капканы; разведчики идут через болото по кочкам; туристы перебираются по камушкам через ручей и т.п.

Обязательно делить детей на команды, причем каждая команда придумывает свой вариант.

ЛЕТАЕТ - НЕ ЛЕТАЕТ. РАСТЕТ - НЕ РАСТЕТ

Цель . Развивать внимание, координацию.

Ход игры. Педагог или водящий ребенок называет предмет, если он летает, дети машут руками, как крыльями; если не ле-тает - опускают руки вниз. Если растет - поднимают руки вверх, не растет - охватывают себя двумя руками.

ВОРОБЬИ - ВОРОНЫ

Цель . Развивать внимание, выдержку, ловкость.

Ход игры. Дети распределяются на две команды: «Воробьи» и «Вороны»; затем становятся в две шеренги спинами друг к дру-гу. Та команда, которую называет ведущий, ловит; команда, которую не называют, - убегает в «домики» (на стулья или до определенной черты). Ведущий говорит медленно: «Во - о-ро - о...». В этот момент готовы убегать и ловить обе команды. Именно этот момент мобилизации важен в игре.

Более простой вариант: та команда, которую называет веду-щий, хлопает в ладоши или начинает «летать» по залу врассып-ную, а вторая команда остается на месте.

ВЕСЕЛЫЕ ОБЕЗЬЯНКИ

Цель . Развивать внимание, наблюдательность, быстроту ре-акции.

Ход игры. Дети стоят врассыпную - это обезьянки. Лицом к ним - ребенок - посетитель зоопарка, который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки », передразнивая ре-бенка, точно повторяют все за ним.

ТЕНЬ

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию.

Ход игры. Один ребенок - водящий ходит по залу, делая про-извольные движения: останавливается, поднимает руку, накло-няется, поворачивается. Группа детей (3-5 человек), как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все, что он дела-ет. Развивая эту игру, можно предложить детям объяснять свои действия: остановился потому, что впереди яма; поднял руку, чтобы поймать бабочку; наклонился, чтобы сорвать цве-ток; повернулся, так как услышал чей-то крик; и т.д.

ПОВАРЯТА

Цель . Развивать память, внимание, фантазию.

Ход игры. Дети распределяются на две группы по 7-8 чело-век. Одной группе «поварят» предлагается сварить первое блю-до (что предложат дети), а второй, например, приготовить са-лат. Каждый ребенок придумывает, чем он будет: луком, мор-ковью, свеклой, капустой, петрушкой, перцем, солью и т.п. - для борща; картофелем, огурцом, луком, горошком, яйцом, майонезом - для салата. Все становятся в общий круг - это кастрюля - и поют песню (импровизацию):

Сварить можем быстро мы борщ или суп

И вкусную кашу из нескольких круп,

Нарезать салат иль простой винегрет,

Компот приготовить.

Вот славный обед.

Дети останавливаются, а ведущий называет по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок впры-гивает в круг. Когда все «компоненты» блюда окажутся в кру-ге, ведущий предлагает приготовить следующее блюдо. Игра начинается сначала. В следующее занятие детям можно пред-ложить приготовить кашу из разных круп или компот из раз-ных фруктов.

ВЫШИВАНИЕ

Цель. Тренировать ориентировку в пространстве, согласован-ность действий, воображение.

Ход игры . С помощью считалки выбирается ведущий - «иголка», остальные дети становятся, держась за руки, за ним - «нитка». «Иголка» двигается по залу в разных направ-лениях, вышивая различные узоры. Темп движения может ме-няться, «нитка» не должна рваться. Усложняя игру, на пути можно поставить препятствия, разбросав мягкие модули.

ВНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗВЕРИ

(ухо, нос, хвост)

Цель . Тренировать слуховое и зрительное внимание, быст-роту реакции, координацию движений.

Ход игры. Дети представляют, что они находятся в лесной школе, где учитель тренирует их ловкость и внимание. Веду-щий показывает, например, на ухо, нос, хвост и называет то, что он показывает. Дети внимательно за ним следят и называ-ют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторяет: «Ухо!». Дети должны быстро сориенти-роваться и верно назвать то, что показал ведущий.

ЖИВОЙ ТЕЛЕФОН

Цель. Развивать память, слуховое внимание, согласован-ность действий.

Ход игры. Между детьми распределяются цифры от 0 до 9. Затем ведущий называет любой телефонный номер. Дети с со-ответствующими цифрами выходят вперед и строятся по поряд-ку цифр в названном номере.

ЯПОНСКАЯ МАШИНКА

Цель . Развивать память, зрительное и слуховое внимание, координацию движений, чувство ритма, согласованность.

Ход игры. Дети сидят в кругу и выполняют одновременно ряд движений:

1) хлопают перед собой в ладоши;

2) хлопают обеими руками по коленям одновременно (пра-вой - по правому, левой - по левому);

3) не выпрямляя локоть, выбрасывают правую руку вправо --вверх, одновременно щелкая пальцами;

4) то же самое делают левой рукой.

Когда дети научатся действовать ритмично и синхронно в\^/ разных темпах, каждому ребенку предлагается запомнить свой порядковый номер начиная с 0. Машинка вновь включается, и дети по порядку номеров на каждый щелчок называют свой номер. На следующем этапе на щелчок правой руки участник игры называет свой номер, а на щелчок левой - любой номер, который задействован в игре, передавая таким образом ход дру-гому ребенку, и т.д. С таким вариантом игры дети справляются во втором полугодии подготовительной группы.

ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА

Цель. Развивать память, внимание, координацию движений, чувство ритма, согласованность движений, закрепить знание алфавита.

Ход игры. Между детьми распределяются буквы алфавита, причем некоторым детям достаются две буквы. Ведущий зада-ет любое слово, например «кот», и говорит: «Начали». Первым хлопает в ладоши ребенок, которому досталась буква «к», вто-рым - ребенок с буквой «о» и последним - ребенок с буквой «т». Конец слова обозначает вся группа общим хлопком или вставанием.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ

УПРАЖНЕНИЯ И ЭТЮДЫ

УГАДАЙ: ЧТО Я ДЕЛАЮ?

Цель. Оправдать заданную позу, развивать память, вообра-жение.

Ход игры. Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.

1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и т.п.

2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котен-ка; натираю пол.

3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.

4. Наклониться вперед. Завязываю шнурки; поднимаю пла-ток, срываю цветок.

ОДНО И ТО ЖЕ ПО-РАЗНОМУ

Цель . Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.

Ход игры. Детям предлагается придумать и показать не-сколько вариантов поведения по определенному заданию: че-ловек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слуша-ет» и т.д.

Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.

Дети делятся на 2-3 творческие группы, и каждая получа-ет определенное задание.

I группа - задание «сидеть». Возможные варианты:

а) сидеть у телевизора;

б) сидеть в цирке;

в) сидеть в кабинете у зубного врача;

г) сидеть у шахматной доски;

д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.

II группа - задание «идти». Возможные варианты:

а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;

б) идти по горячему песку;

в) идти по палубе корабля;

г) идти по бревну или узкому мостику;

д) идти по узкой горной тропинке и т.д.

III группа - задание «бежать». Возможные варианты:

а) бежать, опаздывая в театр;

б) бежать от злой собаки;

в) бежать, попав под дождь;

г) бежать, играя в жмурки и т.д.

IV группа - задание «размахивать руками». Возможные варианты:

а) отгонять комаров;

б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;

в) сушить мокрые руки и т.д.

V группа - задание «Ловить зверюшку». Возможные ва-рианты:

б) попугайчика;

в) кузнечика и т.д.

КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, разви-вать веру и фантазию, расширять знания детей.

Ход игры. Детям предлагается отправиться в кругосветное пу-тешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь - по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через оке-ан на корабле - и соответственно изменять свое поведение.

ИГРЫ НА ПРЕВРАЩЕНИЯ

В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое отношение - это умение с помощью веры, воображения и фан-тазии изменить свое отношение к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая условное превращение.

ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА

Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообрази-тельность, воображение и фантазию.

Ход игры. Предмет кладется на стул в центре круга или пе-редается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый дол-жен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Вари-анты превращения разных предметов:

а) карандаш или палочка - ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, ду-дочка, расческа и т.д.;

б) маленький мячик - яблоко, ракушка, снежок, картош-ка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;

в) записная книжка - зеркальце, фонарик, мыло, шоколад-ка, обувная щетка, игра.

Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.

Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т.д.

ПРЕВРАЩЕНИЕ КОМНАТЫ

Цель . Та же.

Ход игры. Дети распределяются на 2-3 группы, и каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Ос-тальные дети по поведению участников превращения отгады-вают, во что именно превращена комната.

Возможные варианты, предложенные детьми: магазин, те-атр, берег моря, поликлиника, зоопарк, замок Спящей краса-вицы, пещера дракона и т.д.

ПРЕВРАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ

Цель . Та же.

Ход игры. По команде педагога дети превращаются в де-ревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и т.д. Педагог может сам превратиться в злую волшебницу и пре-вращать детей по своему желанию.

ИГРЫ НА ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ

ПРЕДМЕТАМИ ИЛИ НА ПАМЯТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ, НЕ СКАЖЕМ, НО ЗАТО МЫ ВАМ ПОКАЖЕМ!

Цель . Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.

Ход игры. Комната делится пополам шнуром или чертой. С одной стороны находятся выбранные с помощью считалки «Дедушка и трое-пятеро внучат», с другой стороны - остальные дети и педагог, которые будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».

Дети. Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!

Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где побывали? Что вы повидали?

Дети. Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, скажем, но зато мы вам покажем!

Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если разгадка дана правильно, дети говорят верный ответ и после слов «Раз, два, три - догони!» бегут за черту, в свой дом, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока те не пересекли спасительной линии. После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата».

В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол, и т.п.

КОРОЛЬ (вариант народной игры)

Цель . Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.

Ход игры. Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети - работники распределяются на несколько групп (3 - 4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.

Работники. Здравствуй, король!

Король. Здравствуйте!

Работники. Нужны вам работники?

Король. А что вы умеете делать?

Работники. А ты отгадай!

Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстриру-ют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правиль-но, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т.п.), а также придумать характеры действующих лиц (ко-роль - жадный, веселый, злой; королева - добрая, сварливая, легкомысленная).

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Цель . Развивать навыки действия с воображаемыми пред-метами,"воспитывать доброжелательность и контактность в от-ношениях со сверстниками.

Ход игры . С помощью считалки выбирается ребенок, кото-рый приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.

С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить.

РИТМОПЛАСТИКА

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

МУРАВЬИ

Цель . Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Дви-гаться в разных темпах. Тренировка внимания.

Ход игры . По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство.

КАКТУС И ИВА

Цель . Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координи-ровать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.

Ход игры. По любому сигналу, например хлопку, дети на-чинают хаотично двигаться по залу, как в упражнении «Му-равьи». По команде педагога «Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактуса» - ноги на ширине плеч, руки слег-ка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной сто-роной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как ко-лючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотичес-кое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разве-денные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как вет-ви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены. Движение во-зобновляется, команды чередуются.

ПАЛЬМА

Цель. Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.

Ход игры. «Выросла пальма большая-пребольшая»: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на

«Завяли листочки»: уронить кисть. «Ветви»: уронить руку от локтя. «й вся пальма»: уронить руку вниз. Упражнение повторить левой рукой.

МОКРЫЕ КОТЯТА

Цель. Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружиня-щим шагом.

Ход игры. Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слег-ка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, на-прягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четы-рех «лапок», с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.

деятельности художественной литературы» Ознакомление с художественной литературой , как средством развития интеллекта...

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Государственного образовательного учреждения города Москвы

    Исследовательской и продуктивной деятельности , практическое овладение воспитанниками нормами речи «Чтение художественной литературы» Ознакомление с художественной литературой , как средством развития интеллекта...

  • Образовательная программа государственного ц ентр развития ребенка - детский сад № 1619 «лебедушка» южного окружного управления образования

    Основная образовательная программа

    средствами ознакомления дошкольников с художественной литературой Художественная литература

  • Детский сад № 478 южного окружного управления образования департамента образования г москвы

    Основная образовательная программа

    Пособие. Развитие способностей средствами ознакомления дошкольников с художественной литературой . М. Перспектива, 2010. Л.А. Кондрынская, Т.Н. Вострухина. Художественная литература в развитии творческих способностей...

  •