» » Система образов свои люди сочтемся. "Свои люди - сочтемся": описание и анализ комедии, постановки

Система образов свои люди сочтемся. "Свои люди - сочтемся": описание и анализ комедии, постановки

Пьеса Николая Островского « Свои люди – сочтемся» щедро насыщена гоголевскими традициями. Она, подобно «Мертвым душам», метко описывала недостатки и пороки, но не дворянского, а уже купеческого мира. В основу сюжета легла обычная распространенная в тех годах история о мошенничестве в среде купечества.

Двуличие и метаморфозы героев комедии

Самсон Большов – знатный купец в городе, он занимает у своих товарищей большую суму денег, но не имеет никакого желания ее отдавать, чтоб еще больше приумножить свое состояние.

Воспользовавшись тем, что в Москве уже довольно широкого распространения получила тенденция объявления себя банкротом, Большов придумал гениальную на его взгляд аферу, заручившись поддержкой своей дочери Липочки.

Девушка страстно мечтала выйти замуж. Но в ее понимании жених должен отвечать всем запросам высшего общества: быть благородного происхождения, модно одеваться, иметь состояние.

Но отец приготовил для дочери другую партию – приказчика Лазаря Подхалюзина. Брак с непримечательным Лазарем вызывает у Липочки настоящую истерику, ведь ее девичьи мечты необратимо крушатся.

Однако девушка не может идти против воли своего отца и выходит за него замуж. Тем временем, Большов воплощает свою аферу в жизнь – он переписывает на имя Подхалюзина все свое имущество, объявляет себя банкротом и отправляется в тюрьму.

Но в тюрьме Большов не страдает, ведь он свято верит в свой предварительный договор с дочерью и Подхалюзиным: они должны были сразу внести залоговую суму за его освобождение.

Но Подхалюзин и Липочка решают не тратить деньги на свободу отца и не платят за него выкуп. Таким образом, молодое семейство без тени зазрения расходует отцовское благосостояние, тем временем пока их отец сидит в заключении.

Двуличие Липочки

Липочка, которая на первых страницах романа предстает перед нами светлой и доброй девушкой, в ходе развития сюжета оказывается достойной своего жадного алчного отца.

Для Большова, который не смотря на свое желание разбогатеть обманным путем, все таки существуют понятия чести и семейного родства. Он даже подумать не мог, что его родная дочь сможет бросить его в беде.

Но у Липочки были совсем другие взгляды на жизнь: она без сомнений идет в сговор с мужем, которого ранее ненавидела и делит с ним семейные богатства.

Двуличие Подхалюзина

Приказчик Подхалюзин, во время службы у Большова, мастерски завоевывает его доверие к себе. Более того, играя роль покорного слуги, ему удается манипулировать купцом.

Ради денег приказчик готов на многое, в том числе и изменить свой образ жизни, чтобы максимально соответствовать запросам Липочки. Жизненная мудрость не помогает Большову раскусить истинные планы своего будущего зятя, и он без сомнения передает ему все свое состояние.

Из множества героев, только Большов вызывает у читателя подобие жалости. В своем поступке он руководствовался желанием еще больше разбогатеть, но не следует забывать, что он сохранил в своей душе понятия доверия, чести, семейных отношений, как надежного жизненного оплота.

К сожалению, это не было присуще двуличным Липочке и Подхалюзину, которые в погоне за деньгами потеряли все духовные ценности.

В пьесе очень ярко показаны изменения жизненных ориентиров главных героев. Ради материального достатка они предают родного человека, обрекают его на мучения, страдания и позор.

http://briefly.ru/ostrovskij/svoi_ljudi/

В пьесе автор с присущим ему юмором описывает купеческую среду со своими привычками и стремлениями. Главные герои произведения одновременно недалеки и самонадеянны, упрямы и недальновидны. Каждый из персонажей пьесы заслуживает пристального внимания.
Самсон Силыч Большов, купец, глава семьи, превыше всего озабочен своими денежными делами. Он невежествен и корыстен, именно эти его качества и сыграли с ним злую шутку. Его жена, Аграфена Кондратьевна, представляет собой типичную купеческую жену. Не получившая никакого образования, она, тем не менее, весьма высокого мнения о себе, но живет только насущными, бытовыми проблемами.Дочь Олимпиада Самсоновна, или Липочка, дурно воспитана, необразованна, даже не умеет как следует танцевать. Но вместе с тем она твердо уверена, что заслуживает самого выгодного жениха. Особенно смешны и нелепы рассуждения Липочки о желании выйти замуж за благородного. Приказчик Лазарь Елизарыч Подхалюзин, за которого в результате и выходит замуж Липочка, корыстен, эгоистичен, у него нет ни малейшей благодарности к купцу Вольтову, которому Подхалюзин, можно сказать, обязан всем. Подхалюзин превыше всего ценит свою собственную персону. И в результате добивается того, что для него так важно.
Остальные персонажи дополняют нарисованную автором картину купеческого быта. Все герои пьесы одинаково примитивны, в них нет ни малейшего намека на благородство, стремление к прекрасному и возвышенному. Пределом мечтаний для них является обеспечение будничных, повседневных нужд.
Интересны отношения “отцов” и “детей”. В дочери не заметно ни малейшего почтения к матери Во время ссоры они обмениваются нелестными друг для друга характеристиками. Липочка совершенно лишена такого качества, как уважение к старшим. Она равнодушна к своим матери и отцу и думает только о себе. Она мелочна, глупа и полностью соответствует семейной атмосфере, которая изображена в данной пьесе.
“Отцы” относятся к своим “детям” также с полнейшим равнодушием. Для купца Большова дочь - только средство для увеличения капитала.

В пьесе “Свои люди - сочтемся” показан мир бездуховных людей, в котором каждый живет по собственным законам. “Дети”, взрослея, перенимают отношение “отцов” к жизни, поэтому у них не возникает ни малейшего сомнения в том, как поступить дальнейшем.

Антагонизм богатых и бедных, зависимых, «младших» и «старших»(выражение Добролюбова) здесь развернут и продемонстрирован не в сфере борьбы за равноправие или свободу личного чувства, а в сфере борьбы корыстных интересов, стремления разбогатеть и зажить «по своей воле». Все высокие ценности, к которым устремлены мечты и действия передовых людей эпохи, подменены своими пародийными двойниками. Образованность – не что иное, как желание следовать моде, презрение к обычаям и предпочтение «благородных кавалеров «бородастым» женихам. В комедии Островского идет война всех против всех, и в самом антагонизме драматург вскрывает глубокое единство персонажей: добытое обманом удерживается только насилием, грубость чувств – естественное порождение грубости нравов и принуждения.

В пьесе была достигнута очень высокая ступень обобщения. Опираясь на индивидуализацию, драматург создал типы, давшие плоть и облик целому явлению русской жизни, вошедшие в культурную память нации как «типы Островского».

8.2.Анализ пьесы «Гроза»

http://briefly.ru/ostrovskij/groza/

Действие драмы происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. В купеческих домах, за высокими заборами, за тяжелыми замками льются невидимые слезы, творятся темные дела. В душных купеческих хоромах царит произвол самодуров. Тут же разъясняется, что причина нищеты – бессовестная эксплуатация бедных богатыми. В пьесе выступают две группы обитателей города Калинова. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «темного царства». Это Дикой и Кабаниха, угнетатели и враги всего живого и нового. К другой группе относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «темного царства», но по- разному выражающие свой протест против этой силы.

Рисуя образы представителей «темного царства»- Дикого и Кабаниху, автор совершенно ясно показывает, что деспотизм и жестокость их держатся на деньгах. Это деньги дают Кабанихе возможность и распоряжаться у себя в доме, и командовать странницами, которые постоянно всему свету разносят ее нелепые мысли, да и вообще диктовать нравственные законы всему городу. Основной смысл жизни Дикого - обогащение. Жажда денег изуродовала его, превратила в безрассудного скрягу. Нравственные устои в его душе основательно расшатаны.

Против «отцов» города восстают молодые силы жизни. Катерина, главная героиня пьесы,- натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, где ей приходиться жить, эти качества не только не присущи большинству людей, им просто не доступно их понимание. Ее трагедия состоит в том, что девушку заставляют жить в неволе, заставляют изменить своим нравственным убеждениям. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве». Самоубийство ее как бы на миг осветило беспробудный мрак «темного царства».

Это произведение было напечатано в 1860 году, в период об­щественного подъема, когда начали рушиться крепостнические устои, и в душной, тревожной атмосфере действительно собира­лась гроза. В русской литературе гроза издавна была олицетворением борь­бы за свободу, и у Островского это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение.

Н. А. Добролюбов, говоря о новаторстве Островского-драматурга, считал, что его произведения не подходят под привыч­ные правила, и называл их «пьесами жизни». В них по-новому развиваются действия и характеры. Следуя за Грибоедовым и Го­голем, Островский выступает как мастер драматургического кон­фликта, реалистически отражающего общественные противоре­чия эпохи.

В «Грозе» конфликт вовсе не сводится к истории трагической любви Катерины и Бориса. Сама эта история отражает типические конфликты эпохи 60-х годов XIX века: борьбу между отжива­ющей моралью самодуров и их безответных жертв и новой мора­лью людей, в душе которых пробуждается чувство человеческо­го достоинства.

Акценты в понимании трагической судьбы Катерины могут быть расставлены по-разному. С точки зрения социальной, ее трагедия определена условиями ее существования, невозможностью вырваться из города Калинова, несмотря на то, что это желание превратилось у нее во всепоглощающую страсть. Победа «темного царства» в конфликте с Катериной предрешена. Вызов, который она бросает калиновскому миру, обрекает ее на поражение: ведь для того, чтобы ее мечты сбылись, либо она должна покинуть Калинов (что невозможно), либо должен рухнуть весь социально-бытовой уклад. «Пленница» калиновского мира, Катерина сталкивается, таким образом, с прочной «каменной стеной»: на ней уже образовались «трещины», однако она по-прежнему незыблема. Патриархальным укладом жизни недовольны многие персонажи (Тихон, Кулигин, Кудряш и Варвара), но их недовольство не перерастает в открытый протест.
Философский аспект трагедии Катерины - ее противостояние судьбе. В этом конфликте героиня также не может победить: она должна либо подчиниться воле судьбы, смирившись со своей участью жертвы «темного царства», либо решить спор ценой ухода из жизни.
Психологическая сторона ее трагедии - неразрешимое противоречие между сознанием греха и неукротимой волей, побуждающей ее совершать поступки вопреки внутреннему моральному запрету
Для понимания трагической судьбы героини важны все три взаимосвязанных аспекта ее трагедии: социальный, философский и психологический. Только с учетом всей сложности трагических противоречий, возникших в «Грозе», можно правильно оценить положение Катерины. В банальной ситуации измены купеческой жены «упаковано» значительное социально-бытовое и философско-психологическое содержание. Супружеская измена из чисто бытового факта превратилась в трагедию личности, для которой любовные отношения стали не причиной, а следствием ее противостояния окружающему миру. «Грех» Катерины не в том, что она нарушила бытовой запрет, а в том, что осмелилась подвергнуть сомнению незыблемость существующего порядка вещей. Её судьбу определило столкновение двух исторических эпох.
Впервые в драматургии Островского трясина привычного существования стала не только предметом сатирического осмеяния, но и источником высокой трагедии. Таким образом, трагическое и комическое в «Грозе» - два полюса авторского отношения к патриархальному купеческому быту.

8.3. Анализ пьесы «Бесприданница»

http://briefly.ru/ostrovskij/bespridannica/

Сатирические комедии и психологические драмы – два направления творчества Островского, в наибольшей степени связанные с пореформенной действительностью.

Лучшей психологической драмой А. Н. Островского по праву считается "Бесприданница". Ее нередко сопоставляют с "Грозой", и в известной мере это справедливо. "Гроза"-главное произведение дореформенной драматургии Островского, "Бесприданница" же вбирает в себя многие мотивы пореформенного творчества драматурга. На сопоставление этих пьес наводит и то, что в обеих перед нами развертывается драма незаурядной женской натуры, приводящая к трагической развязке. Наконец, важно и то, что в обеих пьесах существенную роль играет собирательный образ волжского города, в котором происходит действие. Но различие эпох, изображенных в этих пьесах, привело к совершенному несходству художественного мира "Грозы" и "Бесприданницы".

"Бесприданница" - драма буржуазной эпохи, и это решающим образом влияет на ее проблематику. Если душа Катерины в "Грозе" вырастает из народной культуры, одухотворенной нравственными ценностями православия, то Лариса Огудалова - человек нового времени, порвавшего связи с тысячелетней народной традицией, освободившего человека не только от устоев морали, но и от стыда, чести, совести. В отличие от Катерины, Лариса лишена цельности. Ее человеческая талантливость, стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость -все, что идет от ее богато одаренной натуры, высоко поднимает героиню над окружающими. Но сама житейская драма Ларисы- результат того, что буржуазные представления о жизни имеют над ней власть, влияют на ее понимание людей. Мотив торговли, проходящий через всю пьесу и концентрирующийся в главном сюжетном событии - торге за Ларису, охватывает всех героев-мужчин, среди которых Лариса должна сделать свой выбор. И Паратов здесь не только не исключение, но, как выясняется, - самый жестокий и бесчестный участник торга. Отвечая на восторженные рассказы своей невесты о смелости Паратова, бестрепетно стрелявшего в монету, которую держала Лариса, Карандышев верно замечает: "Сердца нет, оттого он так и смел". И Островский солидарен с этим мнением, хотя Карандышев и не является выразителем авторских оценок. Вообще, такого героя в пьесе нет, зато почти каждый из действующих лиц в той или иной момент верно оценивает ситуацию и людей, в ней участвующих.

Сложность характеров героев -будь то противоречивость их внутреннего мира, как у Ларисы, или несоответствие внутренней сущности героя и внешнего поведения, как у Паратова, - вот в чем психологизм драмы Островского. Паратов для всех окружающих - большой барин, широкая натура, бесшабашный храбрец, и все эти краски и жесты автор ему оставляет. Но, с другой стороны, он тонко, как бы между прочим, показывает нам и другого Паратова, его истинное лицо. В первой же встрече с ним мы слышим признание: "Что такое "жалость", этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно". И сразу мы узнаем, что продает Паратов не только "Ласточку", но и себя самого невесте с золотыми приисками. В конечном итоге, тонко компрометирует его и сцена в доме Карандышева, потому что отделка его квартиры и попытка устроить роскошный обед -это ведь карикатура на стиль и образ жизни Паратова. И вся разница заключается в суммах, которые каждый из героев может на это потратить. Глубоко значительна сцена, характеризующая обоих соперников, домогающихся любви Ларисы. Таким образом, средством психологических характеристик у Островского оказываются не самопризнания героев, не рассуждения о чувствах и свойствах их, но преимущественно их действия и бытовой диалог. Ни один из героев не изменяется в процессе драматического действия, а лишь постепенно раскрывается перед зрителями. Даже о Ларисе можно сказать то же: она прозревает, узнает правду об окружающих ее людях, принимает страшное решение стать "очень дорогой вещью". И только смерть освобождает ее от всего, чем наделил житейский опыт. В этот момент она как бы возвращается к естественной красоте своей натуры. Финал драмы - смерть героини среди праздничного шума, под цыганское пение - поражает своей художественной дерзостью. Душевное состояние Ларисы показано автором в стиле "сильного драматизма" и при этом с безупречной психологической точностью. Она смягчена, успокоена, она всех прощает, потому что счастлива тем, что наконец-то вызвала вспышку человеческого чувства-безрассудный, самоубийственный, нерасчетливый поступок Карандышева, освободивший ее от унизительной жизни содержанки.

Известный русский драматург Александр Николаевич Островский , получивший юридическое образование, некоторое время работал в Московском коммерческом суде, где разбирались имущественные споры между ближайшими родственниками. Этот жизненный опыт, наблюдения, знание быта и психологии мещанско-купеческого сословия и были положены в основу творчества будущего драматурга.

Первым крупным произведением Островского стала пьеса «Банкрот» (1849), позже получившая название «Свои люди – сочтемся» , под которым она и ставится сейчас во всех театрах страны и мира. Однако тогда, в 1850 году, после опубликования в журнале «Москвитянин», пьеса была запрещена к постановке на сцене; более того, за написание этого произведения Островского взяли под негласный надзор полиции.

Именно это обстоятельство позже дало основание В. Ф. Одоевскому, писателю и общественному деятелю, отнести пьесу Островского к разряду русских трагедий: «Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль» , «Горе от ума» , «Ревизор» . На «Банкруте» я поставил нумер четвертый». Читатели «Москвитянина» ставили пьесу Островского в один ряд с гоголевскими произведениями и даже называли купеческими «Мертвыми душами» .

Что же трагического происходит в произведении, которое сам автор отнес к жанру комедии? Уже эта первая комедия демонстрирует черты поэтики, которая будет присуща всем пьесам Островского, составившим репертуар новой русской драмы: сосредоточенность на нравственной проблематике помогает не только анализировать социальные стороны жизни, но и понимать семейно-бытовые конфликты, в которых и проявляются яркие черты характера героев.

В пьесе «Банкрот» сложная композиционная структура, объединяющая описание быта наподобие очерка с напряженной интригой. Замедленная экспозиция включает нравоописательные эпизоды, помогающие читателю понять «жестокие нравы» семьи купца Большова. Небольшие стычки Липочки (дочери купца) с матерью, визиты свахи, встречи Самсона Силыча Большова с потенциальными женихами дочери – все эти сцены почти не приводят к действиям, но дают возможность проникнуть в замкнутый купеческий мир, отражающий на самом деле процессы во всем русском обществе.

Драматург выбрал сюжет, в основу которого положен распространенный в то время случай мошенничества среди купцов. Самсон Силыч занимает у своих собратьев-купцов большую сумму. А вот возвращать теперь долги ему не хочется, и он не придумывает ничего лучше, чем объявить себя банкротом – несостоявшимся должником. Свое приличное состояние (об этом говорит и фамилия Большов, и отчество Силыч) он переводит на имя своего приказчика Лазаря Подхалюзина, а для упрочения сделки отдает за него единственную дочь Олимпиаду. Большова отправляют в долговую тюрьму, но он спокоен, так как верит, что Лазарь внесет за него нужную сумму долга из полученных им денег. Да вот только «свои люди» , Подхалюзин и родная дочь Липочка, не дают ему ни копейки.

В комедии молодого драматурга идет война всех против всех. Традиционный для литературы XIX века конфликт «отцов» и «детей» приобретает истинный размах: автор изображает пошлую и достойную только осмеяния купеческую среду. Поначалу ни один из героев пьесы не вызывает положительного отношения. Липочка мечтает только о женихе «из благородных» и по любому поводу спорит с матерью. Отец-самодур, сам определивший жениха дочери, оправдывает свой поступок следующими словами: «За кого велю, за того и пойдет. Мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю… Даром что ли я ее кормил!»

Однако поколение «отцов» в лице Самсона Силыча вызывает больше симпатий, нежели «дети». Фамилия героя от слова «большак» - то есть глава семьи. Это показательно, ведь сам он в прошлом мужик, а купец лишь в первом поколении. Став купцом, он усвоил торгашеский закон: «Не обманешь – не продашь» . Большов решается на махинацию ради будущего своей дочери и искренне верит, что со стороны Липочки и ее жениха не может быть никакого подвоха, ведь они «свои люди – сочтутся» . Но жизнь готовит ему жестокий урок.

Молодое поколение в пьесе представлено не в лучшем свете. Липочка говорит со свахой о просвещении и эмансипации, но даже не знает значения этих слов. Она не мечтает о равноправии или свободе личного чувства – ее идеал сводится к стремлению разбогатеть и «зажить по своей воле» . Образованность для нее – всего лишь дань моде и презрение к обычаям, поэтому она предпочитает «бородастым» женихам «благородных» кавалеров.

Автор комедии, показывая «отцов» и «детей», сталкивает два купеческих поколения. Но симпатии остаются на стороне старшего – Большова. Ведь он еще верит в искренность родственных чувств и семейных отношений: свои люди сочтутся, то есть не подведут друг друга. Прозрение приходит в финале: самодур с говорящим именем Самсон становится жертвой своей же аферы. Замыслив подлог, он считает, что обмануть чужого можно, ведь не обманешь – не проживешь. Но он даже не представляет, что к нему такая философия тоже может быть применима. Доверив деньги Подхалюзину, наивный и простоватый купец остается обманутым.

Но если в Большове еще живет наивная, простодушная вера в людей, то для бывшего приказчика нет ничего святого, и он с легким сердцем разрушает последний нравственный оплот – крепость семейных уз. В нем остается лишь изворотливость и гибкость дельца-прощелыги. Прежде ему приходилось только поддакивать и угождать своему хозяину, то теперь тихий приказчик превращается в наглого и жестокого тирана. Ученик превзошел своего учителя - справедливость восстанавливается, но не по отношению к купцу.

Родная дочь в ответ на просьбу отца заплатить долги упрекает отца в том, что у него до 20 лет жила и света не видела. А потом возмущается: дескать, что ж теперь все деньги отдавать и в ситцевых платьях опять ходить? Новоиспеченный зять вообще рассуждает так: «Нельзя же нам самим ни при чем остаться. Ведь мы не мещане какие-нибудь» .

Когда единственная дочь жалеет десять копеек кредиторам и с легким сердцем отправляет отца в тюрьму, происходит прозрение Большова. В нем просыпается страдающий человек, и комедия превращается в трагедию. Не случайно многие исполнители роли Большова (М. Щепкин, Ф. Бурдин) видели в образе купца поруганного детьми, обманутого и изгнанного

Главной темой произведения становится вечный конфликт между отцами и детьми. Проявление безразличия к собственным детям привело к печальному финалу. Образ и характеристика Большова в комедии Островского ‹‹Свои люди -сочтемся!›› с цитатами покажут читателю наглядный пример того, как невежество и корысть могут сыграть против человека злую шутку.

Большов Самсон Силыч – зажиточный купец. Женат. Жаден и расчетлив. Отец Олимпиады. Отрицательный персонаж.

Образ

Самсон Силыч вполне успешный купец. Не каждый может похвастаться, что у него в собственности три торговых лавки в Москве. В семье у него тоже все в порядке. Всю жизнь прожил в браке с одной женщиной, матерью его единственной дочери, Аграфеной Кондратьевной. Воспитывает дочь Олимпиаду Самсоновну, которую все домашние называют не иначе как Липочка.

Происхождения он самого простого, крестьянского. Так же, как и супруга. Не сразу он стал уважаемым купцом. До того как податься в торговлю, Большов занимался продажами голиц для рабочих.

Отец-то, Самсон Силыч, голицами торговал на Балчуге; добрые люди Самсошкою звали, подзатыльниками кормили. Да и матушка-то Аграфена Кондратьевна чуть-чуть не поневщица – из Преображенского взята. А нажили капитал да в купцы вылезли, так и дочка в принцессы норовит. А все это денежки.

Характеристика

Создается впечатление, что Большов целеустремленный и всего добился упорным трудом, но это не так. Он просто удачно попал в струю, чем без раздумий воспользовался. Формирование его внутреннего характера и умственного развития остались на прежнем уровне. Самсон Силыч просто пытается соответствовать тем людям и той среде, в которой живет, не более.

По натуре своей Большов черствый и холодный. Он постоянно грубит в разговоре не только подчиненным, но и близким людям, считая, что это правильно. Даже в общении с дочерью проявляет полное равнодушие, ставя превыше всего собственный интересы и выгоду. Это особенно видно в тот момент, когда он настаивал на замужестве Олимпиады с приказчиком. Девушка была категорически против, но слово отца в этой семье закон.

Захотел выдать дочь за приказчика и поставлю на своем, и разговаривать не смей; я и знать никого не хочу.

Только он может распоряжаться судьбой собственной дочери. Ее мнение ему абсолютно безразлично.

Он властен и жесток по отношению к окружающим. Его деспотичность проявляется при каждом удобном случае. Всем, кто ниже по статусу, он ясно дает понять, кто хозяин положения. Все его детство прошло среди унижений и упреков и сейчас он в полной мере наслаждается тем, что может безнаказанно унижать и попрекать других. Ему это доставляет ни с чем ни сравнимое удовольствие.

Заняв крупную сумму денег, Большов изначально не планировал ее возвращать. Прикрываясь ложным банкротством, он пытается таким образом скрыться от сумасшедших долгов перед кредиторами. В итоге переписывает состояние приказчику Подхалюзину, которое по его словам будет неплохим приданым для дочери.

Ему свойственно упрямство.

Коли ему что попало в голову, уж ничем не выбьешь оттедова.

Подлость и хитрость.

Коли он сам других обманывает, так какая же тут совесть!

Напрасно Большов ожидал от дочери и зятя поддержки. Он до последней минуты надеялся спастись благодаря семейным узам, но не тут-то было. Что посеешь, то пожнешь. Вырвавшись из-под родительской опеки, дочь смогла избавиться от этого ига, тяготившего ее. У нее нет к отцу ни жалости, ни сострадания. Оказавшись на грани отчаяния, обманутый дочерью и приказчиком, он понимает, что совершил непоправимую ошибку, получив по заслугам. Нельзя требовать от детей любви, честности, благородства, если у самого отсутствуют моральные качества.

Змеи вы подколодные!...

Ты уж не плати за меня ничего: пусть что хотят со мной, то и делают. Прощайте, пора мне!

Ведь я злостный – умышленный...ведь меня в Сибирь сошлют. Господи! Коли так не дадите денег, дайте Христа ради!


Матерый купец попался в собственную ловушку. Он не учел, что всегда найдутся люди хитрее и предприимчивее. Такими людьми оказались Рисположенский и Подхалюзин без труда сумевшие обмануть его.

Одним из ярких примеров драматургической русской литературы считается комедия Александра Николаевича Островского «Свои люди - сочтемся». В ней автор с присущим ему юмором описывает проблематику взаимоотношений в купеческой среде, наделяя своих героев яркими и самобытными чертами. Предлагаем литературный анализ пьесы по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Год написания – 1849 год.

История создания – Пьеса была опубликована в журнале «Москвитянин», и была очень тепло принята в литературных кругах. Однако из-за поднятой тематики произведение оказалось под запретом, и пьесу смогли поставить в театре лишь после смерти императора Николая I.

Тема – Конфликт двух поколений, который происходит в купеческой среде, живущей по принципу «не обманешь - не продашь».

Композиция – Особенность композиции пьесы заключается в отсутствии экспозиции. Завязка - купец Большов занимает крупную сумму денег, его дочь Липочка мечтает о замужестве. Развитие событий - Большов признает себя банкротом, и все свои деньги переписывает на Подхалюзина, и для упрочнения сделки женит его на Липочке.

Кульминация - отказ Липочки выплачивать долги отца, оказавшегося в долговой тюрьме. Развязка - логический итог - обманщик обманул обманщика.

Жанр – Пьеса. Комедия.

Направление – Реализм.

История создания

Первым серьезным произведением Александра Николаевича стала пьеса «Свои люди - сочтемся», написанная в 1849 году. Островский в течение трех лет упорно работал над комедией, название которой менялось на протяжении всего творческого процесса: «Несостоятельный должник», «Банкрот», окончательной же версией стало название «Свои люди - сочтемся».

Впервые пьеса была опубликована в 1850 году в мартовском номере журнала «Москвитянин». Ее появление вызвало большое оживление в литературных кругах России, поскольку молодой автор в ироничной форме поднял серьезные проблемы общества. Неудивительно, что остросоциальная пьеса была запрещена цензурой, а Островский оказался под негласным полицейским надзором.

Лишь после смерти императора Николая I в 1859 году постановка пьесы оказалась возможной, но только при условии более «смягченного» ее варианта. Представление комедии на суд публики в оригинальной версии состоялось только в 1881 году.

Тема

Для своего произведения Островский выбрал одну из популярных в 19 веке тем - противостояние двух поколений , «отцов» и «детей». Однако фоном для развития конфликта им был выбран мощный социальный пласт в России - купечество. Сквозь призму взаимоотношений главных героев автору удалось в полной мере раскрыть насущные проблемы общества.

Купеческую среду, в которой царит пошлость и невежество, Островский изображает во всей своей неприглядности. Примечательно, что ни одни из главных героев пьесы не вызывает положительных эмоций. Большов отталкивает своей жадностью и тяжелым характером, а его дочь Липочка видит в образовании лишь дань моде и мечтает лишь об одном - удачно выйти замуж и избавиться от гнета отца-самодура.

Видя смысл жизни только в получении наживы и считая абсолютно нормальным жить по принципу «не обманешь - не продашь», Большов сам остается у разбитого корыта. Для него страшным ударом становится предательство Липочки, которая отказывается выплачивать его долги и равнодушно оставляет «гнить» в долговой тюрьме.

Основная мысль произведения заключается в простой истине - «что посеешь, то пожнешь». Невозможно требовать от своих детей быть честными, благородными и душевно чуткими, если сам не обладаешь этими качествами.

Композиция

При проведении в пьесе «Свои люди - сочтемся» анализа композиции, следует отметить, что в произведении отсутствует экспозиция. Автор не раскрывает перед читателем предысторию событий, и сразу приступает к повествованию.

В завязке Островский знакомит читателя с купцом-самодуром Большовым, который занимает крупную сумму денег, но не спешит ее возвращать. Его дочь Липочка страстно мечтает удачно выйти замуж, и навсегда покинуть дом, в котором так тяжело живется под отцовским гнетом.

Развитие действий пьесы сводится к тому, что Большов, не желающий выполнять свои долговые обязательства, решает признать себя банкротом. Он переписывает все свое огромное состояние на приказчика Подхалюзина, и выдает за него Липочку, чтобы таким образом обеспечить сохранность своего капитала. Большов отправляется в долговую тюрьму, но он не сомневается в том, что Липочка и Подхалюзин вызволят его оттуда.

Кульминация пьесы - решительный отказ Липочки, довольной своей новой жизнью, оплачивать кредиты отца.

Жанр

Александр Николаевич отнес свое произведение к жанру комедии, хотя, по мнению многих литературных критиков, оно имеет в себя ряд трагических черт. Направление - реализм.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 50.