» » Составить устное рассказ на волге о картине. Подготовка к сочинению по картине И.Е

Составить устное рассказ на волге о картине. Подготовка к сочинению по картине И.Е

Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873 гг. Государственный Русский музей.

“Мастерство такое, что и не видать мастерства” Лев Толстой (об Илье Репине).

Репин (1844-1930 гг.) написал “Бурлаков”, когда ему ещё не было 30. Впереди у него долгая и плодотворная жизнь. Шедевры “Иван Грозный и сын его Иван”, “Не ждали” или “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”.

Но “Бурлаки” будут всегда его первым и главным шедевром. Вспоминая Репина, мы вспоминаем именно эту картину. Вершина его творчества достигнута в самом начале пути.

Картина была популярна всегда. И при жизни художника. И тем более в Советское время. Она была везде. В учебниках, на календарях, почтовых марках и открытках.

Когда картина слишком популярна, появляется иллюзия близкого знакомства с ней. Поэтому мало у кого возникает желание узнать о ней что-то большее.

Но раз вы читаете эту статью, значит вы преодолели этот барьер. Поэтому с удовольствием посмотрю на картину вместе с вами поближе.

Были ли бурлаки в живописи до Репина

В европейской живописи Репин был не первым, кто обратился к теме бурлаков.

А ещё был вариант “Бурлаки, идущие через бурелом”. Но Репин его уничтожил. Его забраковал Иван Шишкин, указав Репину на неправильно изображённые деревья.

А уж эскизов и рисунков за 5 лет работы Репин создал несчетное количество.

Илья Репин. Эскиз к картине “Бурлаки на Волге”. 1870 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Istpravda.ru

Злободневность “Бурлаков”

Итак, от прямодушной злободневности Репин отказался. И румяных дачников рядом с бурлаками писать не стал.

Но Репину это не помогло. Он создал себе репутацию художника, который пишет о тяжком труде угнетенных. И публика ждала от него таких работ и впредь.

Но Репин всячески от роли “художника угнетённых” открещивался. Впоследствие старался к подобным темам не возвращаться.

Он даже прямо признавался, что разговаривая с бурлаками, в пол-уха слушал их жалобы на тяжкую судьбу. Его интересовали лишь их лица и позы.

Но что делать, Репин сам “виноват”. Написал вдалеке пароход, как олицетворение прогресса. Прочитывается это однозначно: есть, что использовать в качества буксира, но людей все равно мучают.

Да и сами бурлаки уж слишком потрепанные. На них не одежда, а лохмотья цвета пота и грязи. Вспомните, какие чистенькие и аккуратные бурлаки в Италии.

В довершение Репин показал своих бурлаков на фоне идиллистического пейзажа. Поздняя весна, светлое небо, бежевый песок, безоблачное небо. На таком фоне обтрепанность этих бедолаг выглядит ещё более вызывающей.

На самом деле Репин здесь не преувеличил. В бурлаки часто шли бродяги и бездомные. Иногда крестьяне после неурожайных лет, то есть испытывающих сильную нужду. Ведь труд был хоть и тяжёлый, но помогал жить в межсезонье (лето и зима), не думая о голоде.

В Советское время картину “Бурлаки” тоже стали воспринимать, как символ угнетения народа “проклятой” буржуазией. Именно поэтому Советское правительство так хотело, чтобы Репин вернулся из эмиграции. Считая его предвестником “правильной” живописи, то есть соцреализма.

Кто позировал Репину для “Бурлаков”

Изображённые бурлаки – это реальные люди. Всех их Репин лично знал, приглашал на беседы.

Художник сокрушался, что многие приходили позировать, умывшись и постригшись. Что не соответствовало задумке художника.

Но вот пришёл Канин (самый передний в упряжке). Мужчина лет 45. Он специально готовиться не стал для встречи с художником. В баню не ходил, рубашку праздничную не надел. Репин сразу понял, что он будет среди его “бурлаков”.

Канин когда-то пел в церковном хоре. Был расстрижен, то есть лишён церковного сана. И вот уже 10 лет “тянет лямку”. В артели бурлаков “построил карьеру”. Благодаря своему уму и упорству он стал предводителем упряжки, “шишкой”. Он лучше всех знает береговую линию. Он задаёт темп всей группе.

Он напоминал Репину греческого философа, попавшего в рабство к римлянам. Человек недюжего ума выполняет самую тяжёлую и примитивную работу, пусть и в качестве старосты.

По правую руку от Канина – нижегородский боец. Зимой он зарабатывает участием в кулачных боях. А весной-осенью “тянет лямку”. Ему ещё не более 40 лет, сил физических ещё достаточно. Его ставят в первую упряжку, как одного из самых сильных и добросовестных.

По левую руку от Канина – моряк Илька. Он умеет усердно и упорно работать, поэтому тоже в первом ряду. Но видно, что человек он угрюмый. Он один пронизывает нас недобрым взглядом. Такой легко матернется и пошлёт куда подальше.

Позади первой тройки – мужчина с трубкой. Он одет приличнее всех. Его рубаха – это не лохмотья, как у его товарищей. На нем настоящая шапка, а не повязанная тряпица.

Скорее всего, он из крестьян. У которого дома жена или мать. Которые и следят за его одеждой. Он явно лениться: идёт прямо, не сильно натягивая лямку. Да ещё трубку успевает покурить.

За ним идёт мужчина лет 60. Он исхудавший, отчаянно вытирает рукавом пот со лба. Скорее всего, он болен чахоткой, и это его последний бурлачный сезон.

Илья Репин. Деталь “Бурлаков на Волге”. 1873 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Особенно бросается нам в глаза молодой деревенский паренёк Ларька. Видимо отправила семья его подзаработать. Может с отцом не смог ужиться, ушёл из дома. Пытается самостоятельно прокормиться. Явно он чуть ли не впервые тянет лямку. К которой никак не может приноровиться.

Позади него, наоборот, очень опытный бурлак. Крепкий старик, не ослабляя силы, ещё умудряется кисет забивать.

Между ними – бурлак, которого видно хуже других. Видно лишь, что это калмык.

Илья Репин. Фрагмент картины “Бурлаки на Волге”. 1873 г. , Санкт-Петербург

За стариком с кисетом идёт отставной солдат Зотов. На нем – все, что осталось от обмундирования: картуз и куртка, правда уже без рукавов.

Позади него человек, по одежде и характерному носу похожий на грека.

Последним идёт человек с самым угнетающим видом. Такое ощущение, что он сейчас упадёт без сил. Его руки безвольно опущены. Голова так низко упала на грудь, что лица не видно. Он, скорее всего, вызывает в вас самую сильную жалость.

Последними в “упряжку” ставили опытных, но слабых или больных. Они шли немного особняком, в своём ритме и смотрели под ноги. Так как их функцией было следить, чтобы бечева не задевала за камни. Так что его понурая поза и отставание от остальных ещё не означает, что ему плохо.

Подведем итог

“Бурлаки на Волге” – культовая Репина. Но не все знают, почему. Это выстраданный шедевр: 5 лет подготовки, сотни эскизов и рисунков, тесное общение с бурлаками, переделка картины.

Первым тему бурлаков поднял не Репин. Но его “Бурлаки” – самые известные.

“Бурлаки” больше интересны не своей злободневностью, а своими персонажами. У каждого из них свой “легко прочитываемый” характер.

Вконтакте










































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: научить понимать содержание картины, её художественные особенности; уметь воспринимать авторскую позицию через проникновение в мир художественных образов; передавать своё отношение к картине; развивать устную и письменную речь.

Слайд № 3..

Оборудование:

  • Презентация
  • Портрет И. Е. Репина;
  • Выставка репродукций картин И. Е. Репина;
  • Репродукция картины "Бурлаки на Волге" (у каждого ученика);
  • Стихотворения Н. А. Некрасова "На Волге", "Размышления у парадного подъезда";
  • Фонограмма русской народной песни "Дубинушка";

Оформление доски: эпиграф, толковый словарь: пейзаж, композиция, антитеза, деталь; орфографический словарь: бурлак, артель, этюд, восторг, негодование.

Ход урока

1.Организационный момент. Постановка целей урока, знакомство с эпиграфом.

Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас плачем зовется -
То бурлаки идут бечевой.
Н.А. Некрасов

2. Сведения о художнике и истории создания картины (возможно в виде сообщения уч-ся).

Слайд № 4 - 10.

Приложение № 1 (или слайд 4)

Илья Ефимович Репин провел детство в небольшом украинском городке Чугуеве. В 1864 году едет в Петербург и становится студентом Академии художеств.

Слайд № 11

Мысль написать бурлаков возникла у Репина в 1868 году, когда он во время прогулки по Неве впервые увидел изможденных, оборванных людей, запряженных в лямку. Художника поразил контраст пестрой праздничной толпы богатых господ на берегу и усталых, измученных, едва идущих бурлаков. Это зрелище врезалось в память молодого живописца.

Слайд № 12.

Репину захотелось глубже узнать жизнь, нравы волжских бурлаков, увидеть их собственными глазами, почувствовать сердцем тяжесть их подневольного труда. Летом 1870 года вместе с друзьями Репин решил отправиться на Волгу. Каждый из бурлаков, встреченных Репиным, имел свою историю, свою судьбу, свой характер. На Волге Репин встретил Канина и мальчика Ларьку, моряка Ильку и многих других героев его будущего произведения.

В первых этюдах преобладала тема страдания, что Репина не устроило, и он повторно едет на Волгу. Один из приятелей оставил в дневнике любопытное описание. Репин делает очередной этюд, несколько зрителей, таких же бурлаков, стоят за спиной художника.

Дивлюсь, - говорит один, - и тут человек, и там человек:Диковинно!

Ведь живой, совсем живой стоит на холсте, - вторит другой.

А третий, который когда-то учился рисовать, объясняет товарищам, кивая на Репина:

Думаешь, это легко!..Ведь он и сам-то всей душой там - на холсте!..

Репин попытался создать монументальное полотно, воспевающее духовную силу, достоинство и красоту русского человека.

Картина "Бурлаки на Волге" первоначально была показана на выставке Общества поощрения художников в 1871 году, а затем (после второй поездки Репина на Волгу) в окончательном, значительно измененном виде - на академической выставке в 1873 году.

11 человек бурлаков, люди различных социальных групп, разных возрастов и характеров, объединенные одной судьбой, связанные одной бурлацкой бечевой. Фигуры, позы, лица бурлаков предельно конкретны, индивидуальны и вместе с тем типичны, характерны. Все они - плоть от плоти многоликого, многострадального народа. Репинские "Бурлаки" будили совесть, заставляли думать о судьбе народной. Ф. М. Достоевский так выразил охватившие его чувства перед картиной: "Нельзя не любить их, этих беззащитных, нельзя уйти, не полюбив их. Нельзя не подумать, что должен, действительно, должен народу. Вся эта бурлацкая "партия" будет сниться потом во сне, через 15 лет вспомнится!"

Достоевскому вторил критик Стасов В. В.: " Никогда еще горькая судьба вьючного людского скота не представала перед зрителями на холсте в такой страшной массе, в таком громадном, пронзительном аккорде. Эти 11 человек, шагающих в ногу, натянувши лямку и натужившись грудью; что это за людская мозаика с разных концов России!"

Однако не у всех представителей русского общества картина И. Е. Репина вызвала восторженное отношение. Ректор Академии художеств профессор Бруни охарактеризовал картину "как величайшую профанацию искусства". На академической выставке она появилась только в последние дни перед ее закрытием. А потом полотно попало к великому князю Владимиру Александровичу, который купил "Бурлаков" задолго до окончания работы над ними. С тех пор картина оказалась малодоступной для обозрения широкой публики, которая могла видеть ее только на выставках.

В 1873 году "Бурлаков на Волге" послали в Вену на Всемирную выставку. Один из министров, не зная, что владельцем картины был великий князь, который способствовал появлению картины на венской выставке, негодовал на художника: " Ну, скажите, ради Бога, какая нелегкая дернула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк? Ну, как не стыдно - русский! Да ведь этот допотопный способ транспорта мною уже сведен к нулю, и скоро о нем не будет и помину. А вы пишите картину, везете ее на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретет себе этих горилл, наших лапотников". Однако на картине И. Репина эти лапотники-бурлаки не вызывают у зрителя жалости, да они в ней и не нуждаются. Могучая, пока еще не обнаруженная сила живет в них, и, кажется, нет такой преграды, которая могла бы сдержать ее и встать у нее на пути.

Слайд № 13

3. Комплексный анализ-беседа.

Кто такие бурлаки? Слайд № 14

Это люди, которые тянули по реке суда с грузом (бывало, месяц или два). В долгом пути бурлаки иногда стаптывали 20 пар лаптей. Уже ходили пароходы, но богатым промышленникам и купцам было выгоднее, дешевле запрягать в лямки людей. Группа бурлаков называлась артелью. Передний, головной бурлак был самый опытный из всех. Он, и не оглядываясь, чувствовал, кто как тянет. Чтобы тянуть ровно, идти в ногу, не дремать на ходу, бурлаки пели песни. Любимая песня - "Дубинушка".

Приложение № 2 . (или слайд 15)

Давайте послушаем эту песню (ставится аудиозапись). У этой песни есть второе название - "Эй, ухнем!" Изначально это была крестьянская народная песня, потом стала бурлацкой. Ритм песни хорошо подходит для дружной совместной работы, для одновременного напряжения сил.

Поговорим о композиции картины (композиция - построение). Как расположены люди на картине?

Слайд № 16.

Репин старался так расставить людей, чтобы каждый был хорошо виден. Видны все детали. Репин - замечательный мастер композиции. Он не случайно развернул шествие бурлаков параллельно плоскости холста. Это дало возможность сосредоточить внимание на внутренней сущности каждого из них, на раскрытии индивидуальных характеристик.

Кто самый юный из бурлаков? Опишите его.

Слайд № 17

Это Ларька.Таких мальчиков можно было нередко встретить в артели. Беднякам нечем было прокормить семью, и они отправляли своих детей бурлачить. Мальчика 11 лет сначала брали кашеваром. А через 2-3 года он делался настоящим бурлаком. На лице Ларьки - решимость и нетерпение. О них рассказывает упрямый поворот головы, взгляд, смело устремленный вперед. Волосы непокорно выбились из-под шапки. Ларька резко выпрямился, вцепился в хомут, точно хочет сбросить его, разорвать. Неужели всю жизнь он ничего не увидит больше, кроме бурлацкой лямки?

Опишите "головного" бурлака.

Слайд№ 18.

Это Канин. Встречая артель, Репин любовался Каниным. Канин - расстриженный священник, человек необычной судьбы, олицетворяет на картине и в жизни лучшие черты народного характера: мудрость, философский склад ума, упорство и силушку могучую. Канин мало говорил, постоянно размышлял о чем-то своем. Он не посмеивался над другими и не обижался на товарищей за шутки. Репина привлекали печальные и мудрые глаза бурлака, большой умный лоб, его спокойные, сдержанные движения - он шел в лямке, ничем не выдавая, что работа тяжела для него. Репину очень хотелось знать, о чем мечтает этот сильный, задумчивый, красивый человек. Добрые серые глаза, огромный лоб, лицо, будто озаренное светом мечты, густой загар. В Канине слились множество характерных черт, присущих каждому бурлаку в отдельности.

Давайте опишем остальных бурлаков.

Слайд № 19

Рядом с Каниным, левее - взлохмаченный, темнобородый "нижегородский боец", так прозвали этого бурлака, должно быть, за удаль в кулачных битвах. Это, и в самом деле, - настоящий богатырь! Тянет и тянет без устали и всех увлекает за собой. Вот повернулся к товарищам, чтобы ободрить их веселой шуткой.

По другую сторону от Канина - Илька-моряк. Такая сила в его жилистых руках, в решительном движении, с которым он налегает на лямку! Какая грозная сила в его взгляде!

Слайд № 20

Чуть позади - высокий бурлак с короткой трубкой в зубах. Он не слишком нажимает на ременную петлю, шагает себе, вроде и не думая ни о чем. На нем - шляпа горшком, с узкими полями, такие шляпы называли - бурлацкими.

Слайд № 21.

Утирает пот со лба больной бурлак. Похоже, недолго ему "тянуть лямку".

Слайд № 22

Сосед Ларьки, старик, спокоен. На ходу набивает трубочку табаком - словно ничего ему и не нужно больше. Наверное, и он мечтал прежде о другой жизни, да шли годы - притерпелся. И все-таки в его спокойной уверенности есть тоже своя сила.

Слайд № 23

Между Ларькой и стариком виден калмык. Тень от картуза почти скрывает его лицо с узкими, внимательными глазами.

Слайд № 24

Старательно ступает отставной солдат, единственный из всех обутый в сапоги. Он пока не успел их сносить. И одежда на нем поновее, чем на остальных - не порвалась в лохмотья. Но пройдет солдат сотню-другую верст - истреплет свою одежду, скинет разбитые сапоги, обуется, как все, в лапти.

Слайд № 25

Сердито оглянулся высокий грек. У него красивое и гордое лицо. Он похож на орла.

Слайд № 26

Последний бурлак отстал от остальных. То ли горе его согнуло, то ли идти нет больше сил.

Слайд № 27

Позади, на барке, которую тянут бурлаки, устроились хозяева - те, кого называли "кровопийцами".

Слайд № 28

Давайте опишем пейзаж (пейзаж - изображение природы). Как Репин использует прием антитезы? (антитеза - противопоставление)

Слайд № 29

Темные силуэты людей - яркий фон картины. У Репина пейзаж - Волга, небо, солнечная песчаная отмель, дальний берег.

Репин выбрал для своей картины не очень высокий, но сильно вытянутый в ширину холст. И перед нами открылись бесконечные просторы воды и неба. Голубое небо покрыто легкими облаками. Вдали - туманный берег. Позади, до самого горизонта, сияющая гладь реки. Вокруг пустынно; только слева, у края картины, плывет вниз по течению барка под парусом, а справа дымит маленький пароходик.

Артель движется навстречу зрителям. Бурлаки только что одолели песчаную мель-перекат. Они на мгновение сбились с общего дружного шага. Трое передних уже снова налегли на лямки грудью, но те, кто идут следом, пользуясь короткой передышкой, распрямились в кожаных петлях.

Когда мы смотрим на картину, мы видим всех бурлаков вместе и в то же время каждого порознь. А когда вглядываемся отдельно в каждого, видим его вместе со всеми. Так играет оркестр: у всякого инструмента свой голос, но музыка зазвучит, когда голоса сольются воедино.

Теперь поговорим о цветовой гамме картины.

Слайд № 30

Эту картину называли солнечной. И правда, Репин как будто плеснул на холст живое солнце. Его светом пронизаны дали, оно блестит на глади воды, золотой парус плывущей мимо барки. Солнце раскалило песок отмели, по которой идут бурлаки; этот раскаленный песок, нежная, чуть розоватая дымка над водой сразу переносят зрителя в жаркий летний полдень, когда воздух дрожит и звенит от зноя. Картина не пестрит красками. Репин очень вдумчиво выбирает цвет - желтый, голубой, розовый, но сколько оттенков у каждого цвета! Желтый - то золотой, то блеклый, будто размытый, то коричневый.

Когда Репин пишет природу, краски легкие, радостные, а когда бурлаков, он ищет другие оттенки - краски становятся густыми, мрачными, тревожными. Эти люди словно отлиты из бронзы - дочерна загорелые, смуглые лица и руки. На Канине рубаха неяркого, спокойного цвета - в лад его неторопливым, серьезным думам. У Ильки-моряка рубаха красновато-лиловая, ее беспокойный цвет так же тревожит зрителей, как и яростный взгляд Ильки. Пламенем взметнулась в темной толпе розовая рубаха непокорного Ларьки. Будто молния в туче. Этот звонкий розовый цвет вместе с ярким чистым румянцем на еще не сожженном загаром лице рассказывают о юности Ларьки, о его нежной и горячей душе.

Как вы думаете, почему эта артель столь разна по характеру, возрасту, национальности?

Слайд № 31

Репин пошел бы против правды, напиши он всех бурлаков одинаково бодрыми богатырями. Но Репин пошел бы против правды и напиши он всех низко склоненными, сломленными, послушно тянущими груз.

4. Речевая работа.

Слайд № 32 - 36

Жизнь бурлаков очень точно и ярко отражена в фольклоре, появился даже специальный жанр - бурлацкие песни. Мы уже прослушали одну из них - знаменитую "Дубинушку", поняли, что эти песни отличает особая ритмическая организация. Но есть и другие песни, послушайте некоторые отрывки из них. Какой рисуется в них жизнь бурлака?

Ой, ребята, плохо дело!
Наша барка на мель села!
Ой, ребята, собирайся!
За веревочку хватайся!
Чтоб прибавить барке ходу,
Побросаем девок в воду!
Чтобы барка шла ходче,
Надо лоцмана по шее.

А бурлацкие пожитки,
Что добры, да не велики,
Что добры, да не велики,
Одна лямка да котомка,
Еще третья-то оборка.

На корме сидит хозяин,
Сам хозяин во наряде,
Во коричневом кафтане,
В пирюсеневом камзоле,
В алом шелковом платочке,
В черном бархатном картузе,
На картузе козыречек,
Сам отецкой он сыночек.

Да, эти песни подтверждают горькую правду, изображенную на картине Репина, - жизнь бурлака тяжела и горька, в то время как хозяева живут, купаясь в роскоши. Но в то же время мы слышим в песнях оптимизм, иронию, силу духа. О реалиях бурлаческой судьбы говорят и пословицы:

  • Бурлак что сиротка: когда белая рубашка, тогда и праздник.
  • Кобылку в хомут, а бурлака в лямку.

Кстати, выражение "тянуть лямку", то есть выполнять трудную, долговременную работу давно стало крылатым и вошло в наш обиход благодаря бурлакам.

В качестве эпиграфа к уроку взяты строчки Некрасова из стихотворения "Размышления у парадного подъезда", а теперь в стихотворении "На Волге" подберите отрывок, который наиболее точно смог бы проиллюстрировать картину Репина.

Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки:

Да, Н. А. Некрасов тоже, как и И. Е. Репин болел душой за судьбу русского народа, обманутого, униженного, но не сломленного!

Подберите синонимы к словам:

Картина (холст, полотно);

Рисует (пишет, изображает, показывает, передает).

А теперь подберем эпитеты к следующим словам:

День (жаркий, раскаленный, знойный, трудный, выматывающий и т. д.)

Волга (бескрайняя, могучая, великая и т. д.)

Бурлаки (усталые, больные, непокорные, несломленные и т. д.)

5. Работа с краеведческим материалом.

Слайд № 37-38

Мы с вами живем на Волге, где до сих пор живы еще слова и выражения, относящиеся к тяжелому быту бурлаков. Давайте с ними познакомимся (проекция на экран).

Бахилы - кожаная обувь без подошв и задников с высокими голенищами выше колен, часто - принадлежность одежды бурлака.

Водолив - старший бурлак, он же плотник, отвечающий за сохранность судна и хозяйский груз.

Добавочные - Бурлаки, набираемые в артель взамен заболевших или выбывших.

Завоз - способ передвижения грузового судна против течения, когда характер берега не позволяет бурлакам идти бечевой.

Косной - бурлак, идущий последним в лямке, получающий прибавочную плату, обязан очищать бечеву, когда она задевает за кусты и деревья.

Мурейники - прозвище бурлаков, место отдыха которых находилось в мурье (трюм на парусных судах).

Мурцовка - бурлацкая еда. В большую артельную чашку крошили зачерствевший хлеб, лук, сильно солили и заливали водой, ели из общей чашки деревянными ложками.

Перемена - пункт смены бурлаков. Располагались на разном расстоянии друг от друга: на ровных участках(плесах) между ними было около 25 верст, на труднопроходимых расстояние уменьшалось. От Астрахани до Нижнего Новгорода насчитывалось 57 перемен.

Подсада - третий человек в бурлацкой артели (Первый - шишак, второй - подшишечный, а третий - подсада, и, когда дернуло бечеву, не упал. Киселева Е. Г. Гиляровский на Волге. Ярославль. 1962).

Шишак - глава бурлацкой артели, самый сильный бурлак.

Юшка - бурлацкая еда (сваренное жидко пшено, сдобренное льняным маслом).

6. Составление устного рассказа по плану:

Слайд № 39

1) Композиция

2) Бурлаки

4) Цветовая гамма

5) Мое восприятие картины

7. Подведение итогов.

Слайд № 40

Когда была закончена и выставлена картина И. Е. Репина, зрители будто заново увидели свой народ. Многие считали его забитым, жалким, измученным непосильной работой. А с холста смотрели люди могучие, бодрые, несокрушимые. Пусть солнце нещадно обжигает им лица, пусть кожаная петля натирает грудь, пусть вместо одежды - лохмотья, каждый из этих людей на холсте по-настоящему красив. Красив своей необыкновенностью, величием духа, достоинством, которое сумел сохранить. "Какие громадные силы таятся в нашем народе!" - думали зрители перед картиной "Бурлаки на Волге".

8. Письменное сочинение.

9. Домашнее задание. Подготовить устный рассказ о своих впечатлениях от любой картины русского художника.

Урок-сочинение по картине И. Репина «Бурлаки на Волге».

Урок комплексного применения знаний навыков и умений.

Цель урока: Знакомство с жизнью и творчеством великого художника И. Репина. Найти общее в творчестве великих поэтов Н. Некрасова и художника И. Репина. Привить любовь и интерес к живописи, к творчеству великих…

Наглядность: портрет И. Репина. Картина-иллюстрация «Бурлаки на Волге»

ХОД УРОКА:

1.Постановка цели урока.

2.Слово учителя: Рассказ о картине И. Репина «Бурлаки на Волге»

3.Работа над сочинением.

РАССКАЗ ОБ ОДНОЙ КАРТИНЕ И. Репин «Бурлаки на Волге»

Эта картина знакома всем. Мы впервые узнаем о ней из школьных учебников, из календарей, на открытках. Конечно , это лишь репродукции: подлинник находится в Санкт–Петербурге, Ленинграде, в Русском музее.

В популярности произведения нередко таится опасность: притупляется живой интерес к нему возникает иллюзия достаточного знакомства, и вся глубина чувств, мыслей, стремлений художника может оказаться как бы ненужной зрителю. Творения же большого мастера выражает не только его духовный мир , но и существенные приметы эпохи . Поэтому-то можно снова и снова возвращаться к известной картине и, постигая ее получать новые знания и впечатления.

«Бурлаки на Волге» - одна из вершин творчества Репина и русского искусства Х I Х-века. Замысел полотна возник в студенческую пору, за два с лишним года до окончания Петербургской Академии художеств. Выросший на Украине, художник никогда не бывал на большой судоходной реке, и впервые увидел бурлаков на Неве, в дачном пригороде столицы.

Двигавшееся вдоль берега «темное , сольное, коричневое какое-то пятно » - так передавал впоследствии Илья Ефимович свои впечатлени - о казалось влизи толпой из-под пряди сбившихся впряденных в лямку людей, вид которых потряс художника .

«О Боже , зачем же они такие грязные, оборванные? ... Вот лохмотья!... Лица угрюмые,иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висячий волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели… Вот контраст с этим чистым ароматным цветником господ!»

С этого дня Репин, по его словам, «не мог отделаться от бурлаков» и бессчетное число раз рисовал по памяти группу фигуры, лица. Талантливый пейзажист Федор Васильев вызвался добыть через покровителей необходимую сумму для поездки на Волгу. Где же, как не на великой русской реке, можно было увидеть и понять настоящих бурлаков, тяжкий труд которых издавна использовался здесь как самый дешевый где зародились и некрасовские строки: «Выдь на Волгу, чей стон раздается…»

Хлопоты Васильева увенчались успехом, в небольшой компании художников

целое лето проработал Репин в местечке Ширяев Буерак, недалеко от Самары.

Широкие просторы реки. Знакомство с бурлаками. Эскизы, этюды, рисунки с натуры, Волга-матушка вознаградила его по-царски, широко и щедро: дав обширный материал для сердца и ума, помогла и в живописных открытиях. «Все мы почувствовали какую-то новизну и в средствах искусства, - вспоминал Илья Ефимович, - и во взгляде на природу; мы постигали и ширь необъятную, и живой колорит вещей»

Вернувшись в августе 1870 года в Петербург, Репин предъявил свои летние работы начальству Академии художеств. Летом 1872 года художник снова на Волге-пишет этюды, делает композицию «Бурлаки, идущие вброд».

Наконец, в начале 1873 года трехметровое полотно завершено и отправлено на выставку. Уже размер его поражал воображение. Никогда еще картина «бытового жанра» не возводилась в ранг эпического произведения, как бы приобретая права «исторической живописи».

...По горячему песку почти прямо на зрителя движутся бурлаки. Разные судьбы и характеры связались общей бечевой. Молодой, не привыкший к лямке Лорька. А рядом -бывалый, еще крепкий старик. В конце упряжки низко склонился человек до предела изнуренный. Впереди - самые выносливые: бывший моряк с недобрым взглядом, потемневший от солнца могучий бурлак –боец, наконец –Канин, любимый персонаж Репина. Это вполне реальный человек, бурлачивший 10 лет, прежде был священником, пел в церковном хоре. Что так круто повернуло его жизнь?...

Там на Волге Канин с его умным, проницательным взглядом, сдержанностью и незлобивостью всецело завладел мыслями живописца.

«Я иду рядом с Каниным, не спуская с него глаз,- описывает волжскую поездку Репин,-я до страсти влюбляюсь во всякую черту его характера и во всякий оттенок его кожи и посконной рубахи!». Художнику кажется, что Канин подобен древнему философу, попавшему в рабство к римлянам. С ним Репин связывает представление о могучей, дремлющей в русском народе силе, которую нельзя подавить…Емкое по содержанию полотно - не просто о тяжести бурлацкого труда, но и судьбе народа, его терпении, о затаенном в нем внутреннем бунтарстве. В народническую эпоху эти фигуры и лица будоражили мысли.

Картину приветствовала передовая часть общества. Картина «Бурлаки на Волге» имело значение для истории русского музея: навсегда оставшись в Петербурге-Петрограде, картина в конце концов оказалась в этом крупнейшем собрании страны.

«Бурлаки на Волге» - одна из самых известных картин великого русского художника Ильи Репина (1844-1930). Картина была создана в период 1870-1873 гг. Искусствоведы определяют жанр данной картины, как натурализм с элементами критического реализма.

Бурла́к — наёмный рабочий в России XVI — начала XX веков, который, идя по берегу (по т. н. бечевнику), тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII—XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива. Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем», которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивания расшивы с места после подъёма якоря.

Когда Достоевский увидел эту картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге», он очень обрадовался, что художник не вложил в нее никакого социального протеста. В «Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил: «...бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: «Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!»

Первое впечатление от полотна - группа измождённых людей под жарким солнцем тянет баржу, преодолевая силу течения великой русской реки. В ватаге - одиннадцать человек, и каждый из них тянет лямку, врезающуюся в грудь и плечи. По изорванным одеждам становится понятно, что на такую работу человека может толкнуть только крайняя бедность. У некоторых бурлаков рубахи настолько ветхие, что лямка попросту протёрла их насквозь. Однако люди упорно продолжают тащить за канат судно.

Если приглядеться к персонажам по отдельности, то можно увидеть, что характер у каждого свой. Кто-то совсем покорился тяжкой судьбе, кто-то философски спокоен, так как понимает, что кончится сезон, а с ним - и тяжёлая работа. Зато семья после этого уже не будет нуждаться.

Композиция картины выстроена так, словно бурлаки идут навстречу зрителю. Однако тянущие лямку люди друг друга не закрывают, поэтому можно заметить, что один из персонажей закуривает, пока остальные всю нагрузку принимают на себя. Тем не менее, все участники ватаги спокойны, видимо в силу большой усталости. К товарищу они отнесутся с пониманием, что ему сейчас нужно чуть передохнуть.

Центральный персонаж шагает со знанием дела. Это пожилой бурлак, судя по всему - главный в ватаге. Он уже точно знает, как рассчитать силы, поэтому ступает ровно. На нём, не смотря на жару, плотная одежда, так как он знает, что лёгкая рубаха быстро истреплется на такой работе. В его взгляде отразились и усталость, и даже некоторая безысходность, но в то же время - осознание того, что дорогу всё же осилит идущий.

С многочисленной критикой на работу Репина отозвался тогдашний публицист Алексей Суворин. Не смотря на это многие коллеги и люди того времени приняли картину восторженно, например Крамской и Стасов. Тем не менее на всемирной выставке картине была присвоена только бронзовая медаль.Полотно очень понравилось великому князю Владимиру Александровичу, который купил ее за три тысячи рублей.

Основное полотно имеет размеры 131,5 см на 281 см, картина находится в Русском Музее в городе Санкт Петербург, меньшее полотно "Бурлаки,идущие вброд", 1872 размер 62 см на 97 см находится в Третьяковской галерее.

1. Бечевник

Истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.

2. Шишка — бригадир бурлаков

Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено — солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.


3.Подшишельные — ближайшие помощники шишки, чалившиеся справа и слева от него. По левую руку от Канина идет Илька-моряк — артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было — 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово(не так уж и мало - всю Москву на извозчике,то есть такси). За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.


4.«Кабальные», как человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.

5.Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков — деревенский парень Ларька.Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.

6.«Халтурщики»

В каждой артели попадались и просто нерадивые.При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других

.

7. «Надзиратель»

Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.

8. Косный или косной

Косный или косной — так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.


9-10. Расшива и флаг

Вид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 тонн.К порядку полос на флаге относились не слишком внимательно,и иногда поднимали вверх ногами, как здесь.


11 и 13. Лоцман и водолив

Лоцман — человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель.

Водолив — плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.

12. Бечева — трос, к которому чалятся бурлаки. Пока барку вели вдоль крутояра, то есть у самого берега, бечева была вытравлена метров на 30. Но вот лоцман ослабил ее, расшива отходит от берега. Через минуту бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил. В этот момент шишка затянет запевку: «Вот пошли да повели, / Правой-левой заступили. / Ой раз, еще раз, / Еще разик, еще раз...» и т. д., пока артель не войдет в ритм и не двинется вперед.

14. Парус поднимался при попутном ветре, тогда корабль шел гораздо легче и скорее. Сейчас парус убран, а ветер встречный, так что бурлакам тяжелее идти и у них не получается делать широкий шаг.

15. Резьба на расшиве

С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету.

В Западной Европе (например, в Бельгии, Нидерландах и Франции, а также в Италии) передвижение речных судов с помощью живой силы и тягловых животных сохранялось до тридцатых годов XX века. А вот в Германии использование живой силы прекратилось уже во второй половине XIX века. Были и женские артели.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Тема моей исследовательской работы «Предостерегающий характер картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге». Искусство есть посредник того, что нельзя высказать. Я думаю, что одно из самых знаменитых творений Ильи Ефимовича Репина картина «Бурлаки на Волге» относится именно к этой фразе и носит в себе предостерегающий характер.

Катрина была написана в 1870-1873 годах, ещё до революции. Она писалась на Волге в селе Ширяево Самарской губернии. Я каждое лето со своей семьей бываю в селе Ширяево с паломнической поездкой и любуюсь пейзажем, где писалась эта картина. Посетила музей Репина, где жил художник, когда писал картину (Приложение 1). Сама картина находится в Русском музее Санкт-Петербурга. Летом прошлого года мне посчастливилось увидеть картину во время экскурсии в Русском музее. Картина произвела на меня большое впечатление (Приложение 2). Мне стала интересна её история создания, история той эпохи. Считаю, что эта тема актуальна и по сей день.

Цель: изучить историю создания картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге» и историю эпохи.

Задачи:

1. изучить биографию художника Ильи Ефимовича Репина;

2. выяснить причины, побудившие художника написать картину «Бурлаки на Волге»;

3. провести анализ картины;

4. сделать выводы предостерегающего характера картины в ту эпоху.

Объект исследования: история написания картины И.Е.Репина «Бурлаки на Волге».

Предмет исследования : картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге».

Актуальность: считаю, что информационная составляющая данной работы является актуальной для использования в учебных целях, публикациях.

Методы исследования: исследование печатных источников информации, сети интернета.

2. Основная часть.

2.1. Биография художника И.Е.Репина.

Илья Ефимович Репин родился в г. Чугуеве Харьковской губернии в 1844 году. (Приложение 3). Рос он в небогатой семье. Никто и не подумал бы тогда, что мальчишка станет великим русским художником. Его мать первая обратила внимание на ловкость росписи яиц при подготовке к Пасхе. Но денег на развитие таланта в семье не было.

Илья посещал местную школа, там учили топографии. Затем необходимые навыки в рисовании получил в мастерской иконописца Ивана Бунакова. С пятнадцати лет Репин участвовал в росписи многих церквей близлежащих сел. После 4 лет росписи церквей и накопив сто рублей, отправился в Петербург, что бы поступить в Академию Художеств. Но не поступил. Не сдавшись, Репин при Обществе поощрения художников становится слушателем подготовительной школы. Первый его преподаватель в школе был Иван Николаевич Крамской. На следующий год Илью Ефимовича приняли в Академию. В 1871 году он закончил её с отличием и дипломная работа И. Репина картина «Воскрешение дочери Иаира» названа самой лучшей за все время существования Академии искусств. Илья Ефимович уделял особое внимание написанию портретов. Много работ написано выдающихся личностей: химика Д.И Менделеева, М.И. Глинки, Л.Н. Толстого. Отдавал предпочтение написания группового портрета.

2.2. История написания картины «Бурлаки на Волге».

Картину «Бурлаки на Волге» И.Е. Репин создал в 29 лет, еще являясь учеником Академии художеств. Наверное, случайное событие привело его к мысли написать «Бурлаков». В 1868 году Илья Репин и Константин Савицкий, с которым они вместе учились, отправились писать этюды в село Усть-Ижору, расположенное при впадении реки Ижоры в Неву. Как-то раз они увидели рядом с празднично разодетыми дамами и мужчинами, гуляющими по берегу, оборванную и почерневшую от солнца ватагу бурлаков, тянущих тяжелую барку. «О Боже, зачем они такие грязные, оборванные! - воскликнул художник. - У одного разорванная штанина по земле волочится, и голое колено сверкает, у другого локти повылезли, некоторые без шапок; а рубахи-то, рубахи. Истлевшие - не узнать розового ситца, висящего на них полосами, и не разобрать даже ни цвета, ни материи, из которой они сделаны. Вот лохмотья, влегшие в лямку груди, обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара. Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висящих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ.

Все это так поразило И. Репина, что впоследствии он бегло, но эмоционально написал этюд увиденной картины. До нашего времени этот сюжет не дошёл, но его видел художник Фёдор Васильев. Репин надолго увлекся темой «Бурлаков».

Чтобы картина была более правдивой, в 1870 году И.Е. Репин поехал на Волгу, что бы наблюдать за жизнью народа, познакомился с его трудом и бытом, для того что бы увидеть красоту русского характера. Он хотел не просто посмотреть на бурлаков и порисовать их, но и пожить среди них, поближе узнать. Художник поселился в селе Ширяево, где провел всё лето. Он обратил внимание на людей с трудной судьбой, на многообразие их характеров. Здесь он встретил одного из любимейших своих героев - Канина, здесь же написал много эскизов к своим «Бурлакам» и сделал много зарисовок. Этим людям он и посвятил свою картину, заставил говорить их через своё творение. Некоторые друзья художника были уверены, что образы измученных бурлаков вызовут у зрителя только жалость да сочувствие, что не будет ничего поэтического. Но художник сумел выразить в своей картине захватывающие зрителя глубокие чувства и мысли.

2.3. Предостерегающий характер картины.

Картина «Бурлаки на Волге» первоначально была показана на выставке Общества поощрения художников в 1871 году, а затем (после второй поездки И.Е. Репина на Волгу) в окончательном, значительно измененном виде - на академической выставке в1873 году (Приложение 4).

Картиной художник пытался донести до дворянства и знати, каков предел настроения народа. Первое впечатление - группа измождённых людей тянет баржу вверх по течению Волги. Одиннадцать человек тянут лямки, которые врезались им в грудь, плечи под знойным солнцем. У бурлаков ветхая одежда, это говорит нам о бедности народа. Но они упорно тянут за канат судно. Если приглядеться к бурлакам отдельно, то можно увидеть, что у каждого свой характер. Кто-то покорился волей тяжкой судьбы, кто-то спокоен, понимая, что при окончании сезона, закончится и тяжёлая работа. Я обратила внимание на третьего бурлака. Он буквально впился в меня своим взглядом полным ненависти.

Изображение бурлаков показывает настроение народа в ту эпоху. Но есть и другие знаки на картине, которые носят предостерегающий характер. На корабле, который тянут бурлаки есть флаг, он развивается левым ветром. И на паруснике парус также развивается левым ветром. А вот дым, проходящего мимо парохода, направлен в другую сторону. Это даёт понять, что мнение народа имеет разногласия.

На переднем плане можно увидеть разорванную корзину и камень. Корзина символизирует достаток, а разорванная корзина, это символ бедствия. Камень - символ утопленника. Это можно объяснить так, что достаток находится на краю бедствия. Придёт время и произойдет упадок у тех, у кого достаток.

Канат, за который тянут бурлаки баржу, привязан к верхушке мачты. Получается хороший рычаг и если они с силой потянут канат, то могут опрокинуть корабль или сломать мачту. Это символизирует, великую силу народа. Художник предсказывает переворот государственной власти, если учесть, что корабль, это символ государства. Также к символу переворота можно отнести и перевернутое расположение цветов российского флага на мачте судна.

В картине художник показывает символическую опасность, которая нависла над Российской империей. Он предоставил возможность знати столкнуться с низами общества, задуматься в каких ужасающих условиях работают бурлаки. Хотя Репин выбрал не самый страшный сюжет жизни бедняков. Художник был расстроен, что зритель не воспринял предостерегающего характера картины.

3. Заключение.

Работая над заданной темой, я много узнала о жизни и творчестве великого русского художника Ильи Ефимовиче Репине. История создания картины «Бурлаки на Волге» подробно описана в автобиографической книге И.Е. Репина «Далёкое - близкое». Работая с литературой, рассматривая картину, я погрузилась мыслями в эпоху дореволюционного времени. Потенциал революции чувствовался и поэтами и художниками, в частности Репиным. И он выразил его в картине «Бурлаки на Волге». Но его современники выводов не сделали.

В 2014 году к 170-летию со дня рождения русского художника на набережной г. Самары установлен бронзовый памятник «Бурлаки на Волге», который увековечивает знаменитую картину Ильи Ефимовича Репина. (Приложение 6). Автором скульптурной композиции является самарский художник Николай Куклев.

Я и мое поколение истинно восхищается творением художника, его смелостью передать через искусство то, что нельзя было высказать.

Список литературы.

1. Репин И. Далекое близкое. М.: издательство Академии художеств СССР, 1960. с. 510.

2. Пророкова С. Репин, М.: Молодая гвардия, 1960. с. 416.

3. Лясковская О. Репин. Жизнь и творчество. М.: Искусство. 1982. с. 480.

4. Стасов В.В. Избранные сочинения. М.: Искусство, 1952. с. 620.

5. http://samaratoday.ru/news/194933

Приложения.

Приложение 1.

В доме-музее И.Е.Репина с. Ширяево Самарской области.

Памятник И.Е.Репину в историко-музейном комплексе с. Ширяево.

Приложение 2.

Посещение г. Санкт-Петербурга.

Государственный Русский музей г. Санкт-Петербург.

Приложение 3.

Илья Ефимович Репин. Автопортрет.

Приложение 4.

Картина И.Е.Репина «Бурлаки на Волге»

Приложение 5.

Бронзовая скульптура картины на набережной г. Самары.