» » Современный урок как основа эффективного и качественного образования. Сообщение на тему: «Современный урок как основа эффективного и качественного образования

Современный урок как основа эффективного и качественного образования. Сообщение на тему: «Современный урок как основа эффективного и качественного образования

Сценарий педагогического совета

«Современный урок = эффективный урок»

Ужегова Светлана Валерьевна,

заместитель директора по УВР

МБОУ «СОШ №7» г.Лысьва Пермский край

Цель: осмыслить понятия «современный урок « и «эффективный урок» применительно к собственной педагогической деятельности

Задачи:

    Определить критерии эффективного урока

    Определить цели, результаты, технологии, методы и приемы эффективного урока

    Проанализировать с позиции современных требований и эффективности урока свою педагогическую деятельность

Форма: интерактивный семинар в рамках ТРКМЧП

Стадия вызова

Итак, наш педагогический совет посвящен уроку, и выбор этой темы не является случайным. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии, но урок остается главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Урок определяет лицо школы, является ее «визитной карточкой».

За период своей педагогической деятельности учитель дает более 25 тысяч уроков, каждый ученик за время своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков.

Все остальное (кружки, факультативы, секции, инд занятия) играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая то, что закладывается в уроке. Именно поэтому урок должен не только вооружать учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но и вызывать у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировать их творческое сознание.

Любой урок - это потенциал для решения новых задач нового урока.

Каким же должен он быть – урок, чтобы по возможности в полной мере реализовать все свои функции?

Беспристрастная и все знающая статистика свидетельствует о том, что в настоящее время более 60% учителей по-прежнему тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций, а иногда и просто нежеланием что-то менять в комфортном, любовно созданном для себя мире.

Но так ли уж плох традиционный урок, на котором обучалось и воспитывалось не одно поколение выпускников – в том числе талантливых, успешных и счастливых людей, с точки зрения эффективности? Полностью ли он исчерпал свой потенциал или вполне может решать задачи, стоящие перед современным образованием и обществом в целом? Может, зря школьная администрация «тормошит» учителя и требует от него современных подходов?

Давайте попробуем в этом разобраться.

Интеллектуальная разминка «+ и – традиционного урока с позиции эффективности» - 7 минут (2 ряда, работа в парах-тройках – найти аргументы )

Подведение итогов: примерно одинаковое количество аргументов, и это вполне ожидаемый результат: традиционное – это не значит плохое и неэффективное,

НО общество диктует нам свои условия, и известное высказывание В.И.Ленина «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», многократно доказавшая свою состоятельность и правоту, в полной мере относится и к школе как одному из значимых социальных институтов.

Предлагаем вам познакомиться с точкой зрения на урок и ожиданиями от учителей наших учащихся – тех, ради кого мы здесь, собственно, и находимся. При подготовке к педсовету мы провели анкетирование среди учащихся старших классов нашей школы.

Результаты анкетирования

Как видим, наши дети, приходя в школу, рассчитывают и хотят получить нечто другое, чем «традиционный урок» и «традиционный учитель». И это не только их право и не столько их прихоть, а требование современного социума.

И, наконец, анализ ситуации по поводу эффективности и современности урока глазами администрации (справка по результатам ВШК ).

Это обобщенная информация за период времени, достаточный для объективной оценки.

При этом мы, конечно, прекрасно знаем и помним о так называемом минимальном пороге «30% сотрудников, готовых к изменениям», при котором УЖЕ возможно развитие системы. Но поверьте, уважаемые коллеги, анализ посещенных уроков показал, что у нас ЕЩЕ есть к чему стремиться.

Стадия осмысления

    Групповая работа «Составляющие современного урока» (см.приложение).

Задача: КРИТИЧЕСКИ осмыслить информацию, вычленить главное , существенное и в любой графической форме (кластер, таблица, схема, диаграмма, список и т.п.) в виде слайда презентации или текстового документа представить своим коллегам.

    Представление результатов работы групп.

Стадия рефлексии

Групповая игра-ассоциация «Формула современного урока» : подобрать слова к словосочетанию «современный эффективный урок». Слова должны начинаться с букв, имеющихся в слове «развитие».

Результаты работы групп размещаются на общем стенде в учительской.

Приложение 1.

Группа №1

Что такое «эффективность»? Критерии эффективного урока.

Под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребёнка.

Критерии:

    Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока.

Известно, что в школе учащиеся наиболее активны на уроках трудового обучения, иностранного языка, физкультуры, во время проведения практических и контрольных работ. На всех остальных уроках комбинированного типа активность учащихся остаётся очень низкой. Лишь четвёртая часть учащихся внимательна, трудолюбива. Четвёртая часть совсем не работает. Остальные малоактивны. Очевидно, что необходимо планировать деятельность каждого ученика на всех этапах урока.

    Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других.

Именно переживания стимулируют изменения и последующее развитие интеллекта. Если ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров.

    Мотивация познавательной деятельности на уроке.

    Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока.

С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой.

5. Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке, с последующей самопроверкой или взаимопроверкой.

6. Достижение целей урока.

«Эффективность» в переводе с латинского – «эфектос» – означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий.

Эффективность:

    конкретность поставленной цели и задачи

    заинтересованность учителя и ученика

    результативность

    качество материала

    формирование умения и навыков

    разнообразие методов

    эмоциональная подача материала

    индивидуальная работа

    выбор типа урока

    прогнозирование результата урока

    учебные возможности ученика

    мастерство

    умение общаться

    доступность

    активная работа учащихся

    результаты

    самостоятельность учащихся

    творчество

    ТСО и ИКТ

    современные технологии

    сотрудничество

    эмоциональная атмосфера

    насыщенность урока, моторная плотность урока

    цель: умение поставить и добиться её на практике; цель – результат

    обратная связь

    работа

    наибольший результат

    наименьшие «затраты»

    педагогическая находка учителя

    умение дать – умение взять

    заинтересованность, доступность

    личность учителя

    взаимодействие учителя и ученика

    умение мыслить

    сотрудничество учителя и ученика

    стиль общения

    достижение целей

    толчок к поиску

    польза.

Группа №2

От чего зависит эффективность урока. Подготовка учителя к уроку.

    Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

    • четко определить и сформулировать для себя его тему;

      определить место темы в учебном курсе;

      определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно; и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

      Спланировать учебный материал

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания, целью которых является:

    узнавание нового материала;

    воспроизведение;

    применение знаний в новой ситуации;

    применение знаний в незнакомой ситуации;

    творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:

    задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

    задания, способствующие осмыслению материала учеником;

    задания, способствующие закреплению материала учеником.

Продумать "изюминку" урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

    Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

    Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

    • что контролировать;

      как контролировать;

      как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

    Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

    Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

Группа № 3

Цели урока и что такое результат эффективного урока?

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? Общепринято в науке, что цель - это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом - в уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося.

Учитель для себя всегда ставит цель. Ученику эта цель может не сообщаться, но создаются условия, при которых ученик сам выводит цель урока.

Цель зависит от содержания урока, уровня профессионального мастерства учителя, от типа урока, от методов и форм работы, от уровня класса и возможностей учеников. Большую роль играют интуиция, личность учителя, владение им ситуацией на уроке, наличие у него психологических знаний.

Цель образовательная – «что?»

Цель развивающая, деятельностная – «как?»

Цель должна быть конкретной, реальной, диагностируемой (проверяемой в измеряемых показателях), адекватной ресурсам и соотнесённой с возрастными и психологическими особенностями учеников.

Каждый этап урока может иметь свою цель.

При постановке целей следует обращать внимание на следующее:

    проблемность материала

    принятие ее учащимися

    воздействие на эмоции и чувства

    стиль общения

    применение учащимися знаний на практике

    развитие способностей учащихся

    содержание материала

    интеллектуальные способности учащихся

    совокупность решений множества задач

    ожидание результата.

Результат – это:

Конечный продукт

Достижение целей

Выполнение поставленных задач

Использование знаний в новых ситуациях

Использование знаний в жизни

Содержание урока – это ступенька к результату

Правильный подбор методов и приёмов – это результат

Качество знаний и умений

Саморазвитие, самообучение, самообразование.

Результат эффективности деятельности на уроке зависит от профессионализма учителя.

От чего именно?

а) знания предмета б) культуры общения в) любви к детям г) технологической и методической компетентности учителя д) принятия учащимися целей урока е) направленности урока на конкретный, значимый для ребенка результат ж) многообразия видов деятельности и дидактических средств.

Группа № 4

Современные образовательные технологии.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.

Педагогические технологии

Достигаемые результаты

Проблемное обучение

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Дифференцированное обучение

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Проектные методы обучения

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Исследовательские методы в обучении

Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Лекционно-семинарско-зачетная система

Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

Информационно-коммуникационные технологии

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Систему инновационной оценки «портфолио»

Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

ТРКМЧП

Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

Стимулирование самосточтельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Группа № 5

Методы и приемы, способствующие проведению эффективного урока.

Метод - способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач.

Классификация методов – это их разделение на группы на том или ином основании. По источнику знаний выделяют словесные, наглядные, практические МО.

Словесные методы направлены на формирование теоретико-фактических знаний, а также на развитие словесно-наглядного мышления и речи уч-ся.

Наглядные МО ориентированы на формирование наглядно-образного мышления, развитие памяти, познавательного интереса и эмоциональной сферы уч-ся.

Практические МО направлены на формирование практических умений, самостоятельного мышления уч-ся, развитие навыков учебного труда в ходе выполнения ими практических заданий.

В группе словесных методов выделяют следующие:

    объяснение – вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия. Термины, устанавливаются причинно- следственные связи и зависимости, раскрывается логическая природа того или иного явления;

    рассказ – это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер;

    работа с печатным источником информации – это метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания;

    описание – вид устного изложения, в котором даётся последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений;

    рассуждение – вид устного изложения, в котором даётся последовательное развитие положений, доказательств, подводящих уч-ся к выводам;

    беседа – это форма овладения уч-ся информацией в вопросно-ответном рассуждении.

В диалоговом общении. Различают несколько видов бесед: катехизическая (предполагает в ответах уч-ся репродуктивную деятельность) и эвристическая (продуктивная, творческая деятельность).

Основными признаками эвристической беседы являются:

1) уч-ся осознают целевые установки беседы;

2) уч-ся ориентированы на самостоятельные выводы;

3) в беседе предусмотрены простые и сложные вопросы.

В группе наглядных методов обучения выделяют: демонстрацию, показ образца, иллюстрацию.

В группе практических МО выделяют:

    наблюдение – непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков;

    опыт – самостоятельно выполняемая уч-ся работа по изучению нового материала, требующая практических и исследовательских умений, а также умений обращения с оборудованием;

    лабораторную работу, упражнения и др.

По основанию «степень познавательной активности уч-ся» выделяют следующие методы обучения:

    объяснительно-иллюстративные – методы, которые отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том. Что учитель сообщает готовую информацию разными способами, а именно: с использованием демонстраций, показа; уч-ся же воспринимают, осмысливают и дополняют её. А при необходимости воспроизводят полученные знания;

    репродуктивные – способствуют формированию знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу;

    методы проблемного обучения: проблемное изложение учебного материала рассчитаны на вовлечение уч-ся в познавательную деятельность в условиях словесного обучения. Когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути её решения, а уч-ся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют и переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового мышления. Методы проблемного обучения наиболее полно решают задачи развития уч-ся при обучении;

    частично-поисковые или эвристические методы, используемые для подготовки уч-ся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования;

Приемы развития интеллекта учащихся

    эвристическая беседа

    проблемное изложение учителя

    исследовательская работа

    рассказ

    объяснение

    схемы

    опорные таблицы

    заполнения классификационных таблиц своими примерами или распределения готовых примеров в таблицу

    сравнения и сопоставления сравнительного анализа двух фрагментов текста.

    диалоговое общение

    моделирование

    защита своего мнения

    формулирование вопросов

    рецензирование

    задания-максимумы

    метод свободного выбора

    ученики в роли учителя

    обучение действием

    обсуждение в группах

    ролевая игра

    дискуссия

    семинар

    ученик как исследователь

    дебаты

    мозговой штурм

    межпредметные сравнения

    проблемные ситуации, вопросы

    практическая работа

    эксперимент

    опыты

    системно-структурный анализ

    проекты

    презентации.

Педсовет “Современный урок- как основа эффективного и качественного образования» « Урок –это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора. эрудиции» В.А. Сухомлинский


План Предисловие «А урок остается!» (Друганова С.Ф.) Выступление психолога «Урок и здоровье ребенка» (Кононова Г.В.) Воспитательная сторона урока (Валитова Р.Х.) Традиционный урок. Его структура. Традиционный урок. Плюсы и минусы (игра «Нападаем-защищаемся) Анкета « Стиль преподавания» Критерии эффективности современного урока Подведение итогов педсовета Решение педсовета


Цель: Осознание основных критериев современного урока Повышение интереса педагогов к современным технологиям Осознание необходимости повышения уровня самообразования Современный - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым (актуальный), деятельный, действенный,насущный, проявляющийся в действительности, закладывающий основу для будущего.


Откуда пошло слово – урок? Слышится в нем что-то и от судьбы (рок), и от дремучего леса (урочище), и от урчания зверя. Ассоциации не из приятных. А на самом деле? Наиболее понятный и привычный смысл (по В.И. Далю) – ученье в назначенный час, срочная задача, назиданье, вперед наука. Но вот происхождение слова заставляет задуматься: «урок» ведет свое начало от древнерусских «урекать», «урочить» – испортить, навредить, изуродовать, наводить сглаз.


Плюсы и минусы традиционного урока

традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение. Традиционный урок – это известные ученые и менее известные учителя- практики.


· Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме. Так может и не стоит ничего менять?


Известная мудрость: очень умный человек учится на ошибках других, просто умный – на своих, а дурак не учится ни на чьих.


Критерии эффективности современного урока Обучение через открытие Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Развитие личности Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Демократичность, открытость Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.


Так что же для нас современный урок? Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес. профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность


Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.


Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. Неоспоримо одно: он должен быть одушевлённым личностью учителя.


Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, - Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. (Н.Рыленков)

План проведения педсовета. Предисловие «А урок остается!» Предисловие «А урок остается!» Требования к организации современного урока. Требования к организации современного урока. Виды самоанализа современного урока. Виды самоанализа современного урока. Традиционный урок. Плюсы и минусы (игра «Нападаем – защищаемся») Традиционный урок. Плюсы и минусы (игра «Нападаем – защищаемся») Мастер-класс учителя Луньковой Л.В. Мастер-класс учителя Луньковой Л.В. Деловая игра «Ассоциация». Деловая игра «Ассоциация». Результаты анкеты учителей «Стиль преподавания» Результаты анкеты учителей «Стиль преподавания» Результаты анкеты учащихся «Школа и я» Результаты анкеты учащихся «Школа и я» Критерии эффективности современного урока. Критерии эффективности современного урока. Подведение итогов педсовета. Подведение итогов педсовета. Решение педсовета. Решение педсовета.


Цель: · Осознание основных критериев современного урока · Повышение интереса педагогов к современным технологиям · Осознание необходимости повышения уровня самообразования « Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора. эрудиции » В.А. Сухомлинский


Цитата Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.


Урок это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Урок это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Урок это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Урок это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.


Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.


Требования к современному уроку урок Соответствие педагогического замысла задачам урока Микроклимат в учебном процессе Познавательная активность учащихся Развитие интереса к предмету Единство деятельности учителя и учащихся Соответствие типа урока средствам и методам




Проводя самоанализ урока, каждый учитель должен ответить на следующие вопросы: Характеристика урока, его место в разделе учебного курса. Характеристика урока, его место в разделе учебного курса. Каков тип урока? Каков тип урока? Какие цели, задачи решались на уроке? Какие цели, задачи решались на уроке? Мотивы выбора структуры урока? Мотивы выбора структуры урока? Распределение времени на уроке. Распределение времени на уроке. Базовое содержание учебного материала. Базовое содержание учебного материала. Как сочетаются выбранные формы обучения с целью урока? Как сочетаются выбранные формы обучения с целью урока? Почему выбраны именно эти методы обучения? Почему выбраны именно эти методы обучения? Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся? Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся? В каких формах и методах осуществлялся контроль знаний? В каких формах и методах осуществлялся контроль знаний? Какие средства обучения использовались? Какие средства обучения использовались? За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся? За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся? Реализованы ли все поставленные задачи на уроке? Реализованы ли все поставленные задачи на уроке? Какова интенсивность и эффективность урока? Какова интенсивность и эффективность урока?




Плюсы минусы Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове. Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников. Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда).


На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам. на коллектив позволяет уделять равное внимание и отличникам, и «середнячкам», со «средними» учениками работать проще, меньше головной боли. Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем. Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может. При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности


Традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение. Традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение. Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме. Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме.




Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем. Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем. «Комфорт»- в переводе с английского- поддержка, укрепление. «Комфорт»- в переводе с английского- поддержка, укрепление. «Комфорт» –это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют. «Комфорт» –это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.




Анкета « Стиль преподавания» Анкета « Стиль преподавания» 1. Если класс не приведен в порядок 1. Если класс не приведен в порядок 1) моя реакция зависит от ситуации 2) я не обращаю на это внимание 1) моя реакция зависит от ситуации 2) я не обращаю на это внимание 3) не могу начать урок 3) не могу начать урок 2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте 2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте 1) в зависимости от ситуации 2) нет 3) да 1) в зависимости от ситуации 2) нет 3) да 3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который 3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который 1) предлагает простор для творчеств 1) предлагает простор для творчеств 2)Не вмешивается в мою работу 2)Не вмешивается в мою работу 3)Дает четкие указания 3)Дает четкие указания 4.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана 4.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана 1) в зависимости от ситуации 2) предпочитаю импровизацию 3) всегда 1) в зависимости от ситуации 2) предпочитаю импровизацию 3) всегда 5 Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне 5 Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне 1) предпочитаю выяснить отношения 2) игнорирую этот факт 3) плачу ему той же монетой 1) предпочитаю выяснить отношения 2) игнорирую этот факт 3) плачу ему той же монетой 6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять 6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять 1) я пытаюсь принять его точку зрения 2) перевожу разговор на другую тему 1) я пытаюсь принять его точку зрения 2) перевожу разговор на другую тему 3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку 3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку 7.По- моему в школьном коллективе важнее всего 7.По- моему в школьном коллективе важнее всего 1) работать творчески 2) отсутствие конфликтов 3) трудовая дисциплина 1) работать творчески 2) отсутствие конфликтов 3) трудовая дисциплина 8 Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика 8 Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика 1) нет, это недопустимо 2) затрудняюсь ответить 3) если ученик этого заслуживает 1) нет, это недопустимо 2) затрудняюсь ответить 3) если ученик этого заслуживает 9. Непредвиденные ситуации на уроках 9. Непредвиденные ситуации на уроках 1) можно эффективно использовать 2) лучше игнорировать 3) только мешают учебному процессу 1) можно эффективно использовать 2) лучше игнорировать 3) только мешают учебному процессу 10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией 1) нет 2) когда как 3) не знаю 10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией 1) нет 2) когда как 3) не знаю


Если у Вас больше 1, то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия:побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения Если у Вас больше 1, то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия:побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения


Преобладание второго варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания., испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой


Преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия- приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности. Преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия- приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.












Критерии эффективности современного урока Обучение через открытие. Обучение через открытие. Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Развитие личности. Развитие личности. Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом. Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом. Демократичность, открытость. Демократичность, открытость. Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.




Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «урочить», наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «урочить», наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений,навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.





Разделы: География

Цель доклада:

  • Осознание основных критериев современного урока
  • Повышение интереса педагогов к современным технологиям
  • Осознание необходимости повышения уровня самообразования

"Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора эрудиции" В.А. Сухомлинский.

НО! "Чтобы выжить, надо быстро изменяться" (Правило Черной Королевы) Л. Кэрралл.

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) - океан знаний и рифы противоречий. И это - нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его - одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.

Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводники через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он - всегда старше, за ним - знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это - не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем - живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

Любой урок - имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.

Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный. Актуальный [от лат. actualis - деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще - действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок - современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. И естественно, что весь его не изложишь в одной или двух книгах. Какой бы полной ни была энциклопедия, она не может вместить в себя все знания по географии. При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами.

Глобализация современного общества вносит определенные коррективы уже в процессе подготовки к уроку, которые заключаются в необходимости использования средств массовой информации, что продиктовано скоростью передачи информации, в современном обществе, т.е. если в прошлом веке между случившимся событием и моментом его освящения проходило как минимум 12 часов, то в настоящий момент это время сократилось до получаса.

Поэтому неотъемлемой частью подготовки к уроку, как учителя так и ученика является просмотр новостей, для того чтобы излагаемая информация была актуальна на данный момент.

Учащиеся с удовольствием включаются, в процесс просмотра и изучения информационных программ и не зависимо, от темы урока 2-3 минуты мы посвящаем обсуждению наиболее важных и интересных событиям.

В качестве одного из источников информации в современном обществе используется компьютерные технологии (в частности Интернет)

Учителя согласны с мнением, что с применением Интернета на уроках можно расширить кругозор учеников и повысить их интерес к любому предмету школьной программы, в том числе и к географии. Школа должна подготовить учащегося к "плаванию" в нашем информационном мире.

Применение компьютера позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.

В конце четверти на итоговом уроке можно отметить положительной оценкой учащихся, которые сообщили наиболее интересную информацию, более полно освещали происходящие события.

Учитель, владеющий компьютером, должен считать приоритетным использование в процессе обучения информационных технологий. Компьютерная технология развивает идеи программированного обучения, открывает совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров.

Ученик на таких уроках работают активнее: самостоятельно анализируют, сравнивают, описывают, выполняют практические работы на компьютере в виде презентации. Для этого приходится изучить большое количество материала, поработать с сетью Интернет. Тут им на помощь приходит их помощник - учитель, который всегда поможет подобрать материал, объяснит, как лучше его сгруппировать.

Использование компьютера на уроках учитель должен вводить не вместо, а наряду с другими современными технологиями и методиками.

Использование компьютерной технологии на уроках географии имеет ряд преимуществ:

  • Во-первых, это экономит время.
  • Во-вторых, дает возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся.
  • В-третьих, повышение мотивации обучения, усиление интереса учащихся к урокам.
  • В-четвертых, работая на компьютере, каждый учащийся выбирает свой темп работы; одни учащиеся понимают нас с полуслова, а другим требуется повторять одно и тоже несколько раз. Диалог ученика с машиной происходит индивидуально.

Неотъемлемой частью успешной разработки современного урока является умение анализировать свою деятельность и учащихся.

Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий, - это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Для выбора схемы анализа такого урока необходимо учитывать современные критерии качества образованности учащихся, владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации. Самое главное - урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения.

Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания. Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства.

При анализе урока нужно, прежде всего, решить, целесообразно ли применение компьютерной техники на данном уроке. Во многом это зависит от выбранной педагогом методики, поэтому необходимо, в первую очередь, оценить обоснованность и правильность отбора методов, приемов, средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Компьютер не должен применяться на уроке ради формы.

Работа и поведение учащихся на уроке также являются важными составляющими комплексного анализа урока с применением ИКТ. При оценке необходимо определить, как использование компьютерной техники отражается на активности учащихся, их работоспособности на различных этапах урока, как реализуется самостоятельная деятельность, возникает ли возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Особое внимание на уроке с применением компьютерной техники должно уделяться здоровье сберегающим технологиям. При анализе необходимо учитывать соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических требований к уроку. Проведение физкультминуток, зарядки для глаз на таких уроках обязательны.

Влияние использования ИКТ на результативность обучения непосредственно связано с оценкой степени обучающего (чему и в какой степени научились), воспитательного (что и в какой степени способствовало воспитанию учащихся в ходе урока), развивающего (что и в какой степени способствовало их развитию) воздействий проведенного урока. Необходимо проанализировать и то, как использование техники способствовало эффективному закреплению материала и оперативному контролю знаний учащихся и, как следствие, повышению качества обучения.

Исходя из вышесказанного, хочу предложить для проведения анализа и оценки урока с применением информационно-коммуникационных технологий следующую схему.

Которая может быть полезна не только молодому специалисту но и учителю внедряющему в свою работу ИКТ.

Во-первых, анализируются методы деятельности учителя и ученика на всех этапах урока, на которых используются ИКТ по следующим критериям:

1. Методика использования ИКТ на этапах урока (применяется адаптированная методика использования средств ИКТ, применяется авторская методика использования средств ИКТ, используются электронные образовательные ресурсы как источник дополнительной информации по предмету).

2. Методы использования средств ИКТ (выбранные методы использования средств ИКТ служат активизации познавательной деятельности учащихся, выбранные методы использования средств ИКТ способствуют решению дидактических задач урока, ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока).

3. Организация учащихся при работе с использованием ИКТ (использование средств ИКТ повышает эффективность учебной деятельности учащихся, ИКТ используются как способ самоорганизации труда и самообразования учащихся, как способ расширения зоны индивидуальной активности учащихся, ИКТ дают возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении).

4. Соблюдение санитарно - гигиенических требований (соблюдаются технические требования к проведению урока с использованием компьютера, соблюдаются эргономические требования к проведению урока в компьютерном классе).

5. Влияние использования ИКТ на результативность обучения (использование средств ИКТ способствует достижению всех целей урока, использование средств ИКТ способствует эффективному закреплению материала, использование средств ИКТ способствует оперативному контролю знаний учащихся и повышению качества обучения).

Во-вторых, на основе, проведенного анализа, даются рекомендации и рецензия на урок:

  • выполнение плана урока
  • достижение целей урока
  • как применение ИКТ способствует повышению эффективности и качества обучения
  • какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему
  • общее заключение об уроке

Необходимо отметить, что систематический анализ учебных занятий, проведенных с применением ИКТ, и оформление материала в виде методических рекомендаций, позволяет разработать общую методику использования информационных технологий в учебном процессе.

Современные дети владеют компьютером лучше нас. Учитель в своей работе должен стараться найти этому применение. Мои учащиеся выполняют научно-практические и творческие работы не только в виде рефератов и проектов, но и на компьютере в виде презентаций. Для примера хочу предложить одну из наиболее ярких и интересных презентаций.В заключении следует сказать, что современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Несомненно выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях. Таким образом современный урок сохраняя присущие ему традиционные признаки, в то же время должен рассматриваться не только как вариативная, но и как постоянно развивающая форма.

МОУ « 1-Засеймская средняя общеобразовательная школа»

Доклад

на тему:

« СОВРЕМЕННЫЙ УРОК КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО И КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Подготовила: Черникова Л.А

2016 год

с.1-Засеймье

Человек XXI века - это творческая личность. Он должен быть активным, работоспособным, волевым, уверенным в себе, компетентным коммуникативным, умеющим отстаивать свое мнение.

Сегодня изменились требования и к учителю, и к ученику.

Учитель должен научить ребёнка учиться – уметь добывать знания самому, при этом за учителем сохраняется роль организатора познавательной деятельности, он управляет процессом познания, т.е. планирует, организует выполнение плана, анализирует достигнутые результаты.

Основной формой работы учителя остаётся урок. Поэтому уметь конструировать урок, знать его структуру, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педагога.

Гуманизация общего среднего образования диктует необходимость в применении новых технологий и средств обучения Кроме того, современная концепция школьного образования предполагает дифференцированный подход к обучению, который в наибольшей степени реализуется в школе, когда учащимся предоставляется право выбирать из многообразия профилей наиболее соответствующий их интересам

Педагог должен воспитывать гуманистов, формировать свободную личность, способную к осознанному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями, патриота и гражданина.

Целью современного урока и является создание условий для формирования и воспитания такой личности.

Правильно поставленная задача – 50 % успеха урока.

Когда учитель формулирует педагогическую задачу конкретного урока, он идёт обычно от содержания учебного материала. .

Цель конкретного урока складывается из познавательной деятельности,

воспитательной, развивающей и составляющей

Развивающий аспект является наиболее трудным при планировании педагогом цели урока. Это происходит потому, что иногда учитель стремится формировать новую развивающую цель на каждом уроке, забывая, что развитие ребёнка происходит гораздо медленнее, чем его обучение. Очень часто развитие личности сводится к развитию мышления. Умение мыслить складывается из овладения учащимися умений анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, доказывать, объяснять, ставить и разрешать проблемы.

Кроме этого, на первом месте должна стоять и задача развития речи. Язык – это материальное выражение мыслей, и чем богаче язык, тем богаче мышление.

Перед подготовкой к каждому уроку ставлю перед собой и детьми определенные задачи:

Что будем изучать и чему будем учиться? (Тема)

Как и каким образом будем учиться? (Задания)

Зачем нам это надо? (Т.е связь с жизнью).

и где? (в жизни, на экзамене)

Я считаю, что задачи урока должны заинтересовать ученика, он должен знать, зачем ему нужны эти знания и где их можно применить.

Цель и содержание определяют методы обучения. Именно здесь проявляется стиль работы учителя. Беседа, диалог – эффективны с точки зрения общего развития ребёнка и его воспитания. Работа мысли совершенствует интеллект, а умение вести диалог развивает коммуникативные качества, формируется творческий подход к обучению. И я думаю, что как раз таки коммуникативные качества и необходимы детям жить в современном мире.

Всем нам известна определенная структура урока.

Обычный урок состоит из следующих этапов

1этап организационный этап

2.этап проверки домашнего задания

3.этап актуализации субъектного опыта учащихся

4.этап изучения новых знаний и способов деятельности

5.этап первичной проверки понимания изученного

6.этап закрепления изученного

7.этап применения изученного

8.этап обобщения и систематизации

9.этап контроля и самоконтроля

10.этап коррекции

11.этап информации о домашнем задании

12.этап подведения итогов занятия

Из этого набора этапов учитель создаёт самые разнообразные комбинации в соответствии с решаемыми на уроке задачами. Хочу подробнее остановиться на предпоследнем этапе. Это информация о домашнем задании.

Домашнее задание обычно задаётся практически на каждом уроке, но очень часто этот этап ограничивается только информацией о том, что нужно выполнить. Я считаю,что обязательно должна быть информация о том, как его выполнить. Вместе с учениками должен быть определён план его выполнения, даны необходимые пояснения.

Очень часто из–за недостатка времени выпадает последний этап – это подведение итогов. Но оно тоже имеют очень важное психологическое значение. Оценка результатов работы класса и отдельных учащихся может стать и стимулом к дальнейшей работе, и доказательством успешности, и важным фактором создания положительного эмоционального настроя.

Самым показательным конечным результатом современного образовательного процесса является состояние здоровья учащихся , при этом под здоровьем понимается состояние полного психического и физического благополучия.

Неправильная поза на уроке, утомление глаз могут привести к нарушениям опорно – двигательного аппарата, снизить зрение. Если мы будем на уроке давать только знания, а не обратим внимание и на здровьесберегающие технологии,то в итоге мы выпустим отличника или хорошиста,но с потерянным зрением, искривлением позвоничника и другими подобными заболеваниями.. Что может сделать каждый учитель для здоровьесбережения на своих уроках?

Во – первых , Это всем известные физкультминутки.

Во – вторых , главное, что позволяет сохранить психическое здоровье – это нравственная атмосфера, которая определяется именно учителем.

В третьих Стараюсь обращать внимание на то,как сидит ученик при той или иной конкретной практической работе, сильно наклоняет голову или сутулится..

Какие требования предъявляет к учителю наш современный информационный век?

Но если мы попробуем их перечислить, то придём к перечню достоинств любого современного культурного человека: гуманизм, честность, справедливость, трудолюбие, эрудиция. Значит ли это, что каждый культурный человек сможет быть педагогом? Наверное, нет. Для успешного выполнения профессиональной работы учителя человек должен обладать определёнными личностными качествами, основой которых является интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре.

Ну и наконец, какой же современный урок без использования информационно –коммуникационных технологий..?

1. Использование готовых электронных продуктов мультимедийных презентаций, ресурсов сети Интернет.

и интерактивной доски Преимущества в использовании этих информационных средств для учителя вполне ясны, а преимущества для учащихся следующие:

    делает занятия интересными и развивает мотивацию.

    предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе. .

    позволяет использовать различные стили обучения, учителя могут обращаться ко всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.

    учащиеся начинают понимать сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.

    учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

И наконец, развивает самостоятельность учащихся.

Если мысленно перенестись в недалекое будущее, чтобы сделать предварительный прогноз, то можно предположить, что методика и технология урока будут получать свое дальнейшее развитие по тем требованиям, которые будут определяться развитием общества, с одной стороны, а с другой, – развитием перспективных направлений и достижений.

Урок будет нацелен на реализацию все возрастающих требований к обучающемуся и к процессу обучения в целом, девиз которого состоит в том, современная личность формируется прежде всего на творческом уроке, в творческой атмосфере