» » Томас Мор «Утопия» – основные идеи. Социально-политические взгляды томаса мора Чем занимался томас мор

Томас Мор «Утопия» – основные идеи. Социально-политические взгляды томаса мора Чем занимался томас мор
Томас Мор (1478-1535) - английский гуманист, писатель, государственный деятель. Учился в Оксфорде, в одной из корпораций, готовящих юристов. Долго колебался между гражданской и церковной службой. Наконец решил стать монахом и жить вблизи монастыря. До самой смерти придерживался монашеского образа жизни: постоянно молился, соблюдал посты. Тем не менее, желание Мора служить своей стране положило конец его монашеским устремлениям. В 1504 г. был избран в Парламент, в 1521 г. посвящен в рыцари за «заслуги перед королем и Англией», в 1529 г. назначается лордом-канцлером. Человек глубоко религиозный и прекрасно образованный в области канонического права, Мор выступал против разрыва короля Генриха VIII с Римом и создания англиканской церкви. Он отказался принести королю присягу, которую обязали дать всех представителей английского рыцарства, так как она противоречила его убеждениям. В 1535 г. Мор был заключен в Тауэр и обезглавлен. За верность католичеству он был канонизирован католической церковью и причислен к лику святых Папой Пием XI в 1935 г.
Из всех литературных и политических произведений Мора наибольшее значение имеет его трактат «Утопия» (1516), содержащий описание идеального города-государства, где нет частной собственности, обобществлены производство и быт, труд — всеобщая обязанность. Эта книга сохранила свое значение и в наше время—не только как талантливый роман, но и как гениальное по своему замыслу произведение социалистической мысли. Мор создал первую стройную социалистическую систему, хотя и разработанную в духе утопического социализма.
«Утопия» делится на две части, мало похожие по содержанию, но логически неотделимые друг от друга. Первая часть произведения Мора — литературно-политический памфлет, содержащий критику современных ему общественно-политических порядков: автор изобличает «кровавое» законодательство о рабочих, выступает против смертной казни и страстно нападает на королевский деспотизм и политику войн, остро высмеивает тунеядство и разврат духовенства. Здесь же он излагает и программу реформ. Во второй части дается описание идеального строя. Во главе государства Мор ставит «мудрого» монарха, допускает существование рабов для выполнения черных работ. Он много говорит о греческой философии, в частности о Платоне. Герои «Утопии» — горячие приверженцы гуманизма.
философия Томас Мор кратко
Описывая социально-экономический строй своей страны, Мор выдвигает исключительно ценные идеи. Прежде всего, в Утопии отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация. Взамен ее устанавливается обобществленное производство. Это большой шаг вперед, так как у предшественников Мора социализм носил потребительский характер. Труд в Утопии является обязательным для всех, причем земледелием занимаются поочередно все граждане до определенного возраста, сельское хозяйство ведется артельно, а городское производство построено на семейно-ремесленном принципе - влияние недостаточно развитых экономических отношений в эпоху Мора. В Утопии господствует ручной труд, который продолжается только 6 часов в день и не изнурителен. Распределение продуктов ведется по потребностям, без каких-либо твердых ограничений.
Несмотря на наличие короля, государственный строй утопийцев — демократия: все должности -- выборные, на любую из них может претендовать каждый совершеннолетний гражданин страны. Интеллигенции Мор предоставляет руководящую роль. Женщины пользуются равными правами с мужчинами, в частности правом на образование. Хотя в трактате отсутствует подробное описание системы образования в Утопии, педагогические воззрения Мора ясно представлены: всестороннее развитие личности, выбор рода занятий в соответствии с наклонностями, воспитание патриотизма, нравственности и добродетели, формирование разумных потребностей, умеренности, презрения к роскоши, соединение обучения с трудом.

Томас Мор (1478-1535) – известный английский философ, общественный деятель, писатель-гуманист, юрист. В течение трёх лет занимал пост лорд-канцлера Англии. Наиболее известен произведением «Утопия», в нём философ привёл пример вымышленного островного государства, на котором изложил своё видение идеальной общественно-политической системы.

Детство

Томас появился на свет в Лондоне 7 февраля 1478 года. Его папа, сэр Джон Мор, был знаменитым в стране юристом, занимал должность судьи королевской скамьи, в период правления Эдуарда IV получил дворянский титул, прославился своею честностью и неподкупностью.

Получать образование Томаса отправили в лучшую в Лондоне грамматическую школу Святого Антония. Здесь он среди прочих предметов в совершенстве овладел латинским языком.

Когда Томасу было тринадцать лет, благодаря своим связям отец определил мальчика на службу в качестве пажа к духовному главе английской церкви Кентерберийскому архиепископу – кардиналу Джону Мортону. Это был очень просвещённый человек, ранее занимавший пост лорд-канцлера Англии. Подросток уважал кардинала, что впоследствии нашло отображение в его произведениях «Утопия» и «История Ричарда III».

Джон Мортон действительно оказал неоценимую роль в образовании и воспитании Томаса. Мальчик рос весёлым, обладал остроумием и стремился к знаниям, что произвело на кардинала хорошее впечатление. Позже он сказал о Томасе, что из него в будущем получится «изумительный человек».

Образование

В 1492 году Томас поступил на учёбу в Кентербери-колледж при Оксфордском университете, его наставниками были знаменитые юристы того времени – Вильям Гросин и Томас Линакр.

Учился парень с лёгкостью, но уже в тот период сухие формулировки законов стали привлекать его меньше, чем произведения современных гуманистов. Во время учёбы Томас Мор увлёкся работами мыслителя эпохи Возрождения – итальянца Пико делла Мирандола, юноша переводил на английский язык его биографию и произведение «Двенадцать мечей».

В 1494 году Томас покинул учебное заведение в Оксфорде по настоянию отца и вернулся в Лондон. Сэр Джон Мор хотел, чтобы сын продолжил его дело, и нанял ему для изучения права опытных законоведов. Томас был способным учеником, из него действительно получился превосходный юрист.

Начало юридической карьеры

Он начал свою карьеру в лондонской адвокатской корпорации «Нью Инн». В начале 1496 года молодой человек перешёл в контору с более высоким статусом «Линкольнз Инн».

Наряду с юридической практикой юный Мор стал изучать философские труды древних классиков, особенный интерес у него вызывали сочинения Лукиана и Платона. Также Мор продолжил совершенствовать латинский и греческий языки и работал над собственными произведениями, которые начал ещё в Оксфорде.

В 1497 году Томас Мор получил приглашение на торжественный обед к лорд-мэру. Здесь он познакомился с крупнейшим учёным Северного Возрождения Эразмом Роттердамским, который в это время находился в Англии с визитом.

Между ними завязалась дружба, в результате чего Мор вступил в кружок Эразма и сблизился с гуманистами. Они много и плодотворно работали вместе, оказывали друг другу поддержку в литературных замыслах, переводили труды Лукиана. Позднее, в 1509 году, Роттердамский гостил у Мора дома и сочинил сатирическое произведение «Похвала глупости».

В 1501 году Томасу присвоили адвокатскую категорию высшего ранга – барристер.

Сложный выбор между церковью и миром

Однако Мор никак не мог определиться, посвящать ли всю жизнь карьере юриста? В какой-то период, под влиянием декана лондонского собора Святого Павла Джона Колета, Томас склонился к тому, чтобы связать своё будущее с церковным служением. Долгое время он выбирал между церковной и гражданской службой. В итоге всё-таки принял решение стать монахом и поселиться в картузианском монастыре. Здесь он провёл около четырёх лет.

Тем не менее, желание быть полезным своей стране перевесило над монастырскими устремлениями, и Томас решил оставаться в миру. При этом до конца жизни Мор сохранил привычки, приобретённые в монашеской обители. Всегда очень рано пробуждался и длительно молился, носил власяницы, постоянно соблюдал посты, самобичевался.

Политическая деятельность

В 1504 году Томас был избран в английский Парламент. Начав здесь свою трудовую деятельность, Мор сразу же выступил за то, чтобы уменьшить налоговые сборы в пользу казны английского короля Генриха VII.

За это последовала месть – король арестовал и заключил в тюрьму отца Томаса Мора. Освобождение последовало только после того, как Томас самоустранился от общественной деятельности и заплатил за родителя внушительный выкуп.

В 1509 году Генрих VII скончался, и Мор вернулся к политике. И уже в следующем 1510 году его назначили младшим шерифом Лондона. Все восторгались его красноречием, честностью и справедливостью. На Томаса сразу же обратил внимание пришедший к власти король Генрих VIII, тем более что Мор воспел его в своих изящных латинских стихотворениях. В 1515 году правитель назначил Томаса послом во Фландрию вести переговоры по поводу торговли английской шерстью.

В 1517 году Мор оказал помощь в усмирении Лондона, когда народ поднял против иностранцев бунт.

В 1518 году Томас был избран в члены почтеннейшего органа британского королевства – Тайного Совета.

В 1520 году вблизи города Кале состоялась встреча Генриха VIII с французским королём Франциском I, Томас Мор входил в состав свиты правителя Англии.

В 1521 году Томас получил к своему имени почётную приставку «сэр», за заслуги перед страной и королём его посвятили в рыцари.

В 1529 году впервые в английской истории на должность лорд-канцлера был назначен выходец из буржуазной среды, по рекомендации короля им стал Томас Мор.
«Утопия»

Во время поездки во Фландрию Томас начал работу над первой частью своего самого знаменитого произведения «Утопия». Он завершил её, когда вернулся домой.

Это произведение состоит из двух частей, которые по содержанию мало похожи, но по логике неотделимы друг от друга. Здесь автор поделился своими взглядами, насколько несовершенны политическая и социальная системы. Томас высмеивал разврат и духовное тунеядство, критиковал смертную казнь и кровавые законы о рабочих. Здесь же он предлагал программу реформ, с помощью которых можно было изменить положение.

Вторая часть «Утопии» – это, по сути, и есть гуманистическое учение Томаса Мора. Его основные идеи:

  • Полное равноправие и демократия, несмотря на наличие короля.
  • Глава государства – это, прежде всего, мудрый монарх.
  • Продукты распределяются только по потребностям.
  • Эксплуатацию и частную собственность следует заменить общественным производством.
  • Деньги надо использовать лишь при торговле с другими странами.
  • Труд обязателен для всех, но он не должен изнурять.

Семейная жизнь

В 1505 году Томас женился. Избранницей Мора стала Джейн Кольт – старшая дочь почётного чиновника (эсквайра) с юго-восточного английского графства Эссекса. Согласно некоторым биографическим данным Томас был влюблён в младшую дочь, но из учтивости сделал предложение Джейн. Девушка была тихая и с добрым нравом. Она получила домашнее образование, но друг Томаса, Эразм Роттердамский, предложил ей продолжить обучение и лично занимался с Джейн литературой и музыкой. У супругов родилось четверо детей – три девочки Маргарет, Элизабет, Сесиль и мальчик Джон.

Однако счастье их было не долгим, в 1511 году Джейн скончалась от лихорадки. Томас хотел, чтобы у детей была мать, поэтому в течение месяца после похорон Джейн он женился на обеспеченной вдове Элис Мидлтон. В отличие от Джейн это была прямая, сильная и властная женщина. По свидетельству друзей Томаса брак, несмотря на какой-то расчёт и поспешность, оказался счастливым. Супруги прожили вместе до самой смерти. Общих детей они не имели, Томас воспитывал дочку Элис от предыдущего мужа, как свою родную.

Мор был очень любящим отцом, если уезжал, то всегда писал своим детям письма и просил их обязательно отвечать. Он особенно был заинтересован проблемами образования женщин, считал, что они способны на такие же открытия, как и мужчины. Именно поэтому настаивал на том, чтобы не только сын получил достойное образование, но и дочери.

Казнь

У глубоко религиозного Томаса Мора возникли разногласия с королём Англии Генрихом VIII, когда правитель решил расторгнуть брак со своей супругой. Мор настаивал на том, что это подвластно лишь Папе Римскому. Правящий на тот момент в Ватикане Климент VII тоже был против расторжения брака. Тогда Генрих VIII разорвал все связи с Ватиканом и встал на путь создания в стране англиканской церкви. В результате чего в скором времени была коронована новая супруга короля Анна Болейн.

Это вызвало негодование у Томаса Мора, причём настолько сильное, что он оставил пост лорд-канцлера и оказал помощь монахине Элизабет Бартон в публичном осуждении короля.

Но Парламент проголосовал о принятии «Акта о престолонаследии». Согласно этому документу все рыцари Англии обязаны были присягнуть и признать законными детей Генриха VIII и Анны Болейн. Томас Мор отказался давать такую присягу и его заключили в Тауэр.

В 1535 году его казнили как государственного изменника. Спустя четыре столетия, в 1935 году, его причислили к лику католических святых.

Современники отзывались о Томасе Море как о человеке учёном и ангельски умном. Говорили, что ему нет равных среди людей. Где ещё можно было увидеть мужчину подобной скромности и приветливости, такого высочайшего благородства? Если надо, он радовался жизни и веселился, при иных обстоятельствах был серьёзным и грустным. Это был человек на все времена. Такое название получила и картина, которую сняли о Томасе Море в 1966 году. В 1967 году фильм получил множество наград, в том числе шесть «Оскаров». Томаса Мора играл английский актёр Пол Скофилд.

Родоначальником утопического социализма нового времени считается великий английский гуманист Томас Мор. Он происхо-дил из зажиточной семьи потомственных горожан Лондона. Отец Т. Мора был известным юристом, королевским судьей, удостоившимся дворян-ского титула. Первоначальное образование Мор получил в грам-матической школе Св. Антония. Затем последовало около двух лет учебы в Оксфордском университете, откуда по воле отца Т. Мор перешел в одну из юридических школ Лондона и по ее окончании стал адвокатом. Он пользовался исключительным авторитетом как юрист. Томас Мор выполнял важные дипломатические поручения короля. Он избирался членом парламента и спикером палаты общин. В 1525-1532 гг. он занимал высокий пост лорда-канцлера Англии, смело выступая против чрезмерных требований короля об утверждении новых налогов.

20-30-е годы XVI в. были временем наступления Реформации в Англии. Мор отказался поддержать Генриха VIII , стремившего-ся возглавить реформационное движение и таким образом упро-чить абсолютистские порядки. Он отчетливо сознавал социальные последствия королевской реформации. Секуляризация церковных земель означала новые огораживания, рост нищеты крестьянства и обогащение хищных представителей буржуазии и нового дво-рянства. Чувство социальной справедливости руководило Мором, ставшим в оппозицию к монарху. И он поплатился за это жизнью. 6 июля 1535 г. Томас Мор был казнен по обвинению в «госу-дарственной измене».

Гуманистическое мировоззрение Томаса Мора формировалось уже в студенческие годы в кружке видных оксфордских ученых. Знание древнегреческого языка дало возможность Мору познакомиться с произведениями античных философов, историков, писателей — Платона , Аристоте-ля , Плутарха, Лукиана. Среди довольно обширного творческого наследия Т. Мора главным творением, обессмертившим своего создателя, стала его «Весьма по-лезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Название «Утопия» (в переводе с греческого - несуществующее место) вошло в определение самостоятельного течения социали-стической мысли.

Книга родилась из наблюдений и осмысления Мором окружав-шей его действительности, полной глубоких социальных конфлик-тов. По мнению И.Н. Осиновского, именно английская действительность XVI в. определила формирование взглядов Мора, что дает основание рассматривать «Утопию» в самой тесной связи с его практической и писательской деятельностью. В то же время как произведение общественной мысли «Уто-пия» создавалась не на пустом месте. В ней прослеживается влияние «Государства» Платона и в особенности идеи уничтоже-ния частной собственности и общности имущества.


Талантливый юрист, хорошо разбиравшийся в хитросплетени-ях имущественных отношений феодального общества, искусный дипломат, Т. Мор благодаря гуманистическим убеждениям не стал правоверным защитником феодального строя. Он обличал наибо-лее кричащие пороки европейских монархий. Контраст между богатством немногих и массовой нищетой, вскрытый Мором, не соответствовал, по его убеждению, разумным законам человече-ской природы. Он указывал на конкретные причины, порождав-шие социальную несправедливость. При этом Мор обнаруживал глубокое для своего времени понимание материальных основ общественных противоречий.

Мор восстал не только против «произвола богачей», но и про-тив «чрезмерной власти королей», которые за мзду раздавали должности. Он обвинял их в разорительных для народа последствиях феодальных усобиц и внешних завоеватель-ных войн.

Он не ограничивался анализом отдельных причин, порож-давших социальные бедствия, Он указал па главную и общую причину — господство частной собственности. Размышляя над платоновскими идеями о равенстве во всем как гарантии общес-твенного благополучия, Мор высказывал сомнения в осуществимо-сти такого равенства «…там, где у каждого своя собственность»: «Повсюду, где есть частная собственность, где все измеряют деньгами, там едва ли когда-нибудь будет возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо». Английский гуманист отказывался признавать «удачным» порядок, при котором «все распределяется между совсем немногими», в то время как остальные «вовсе несчастны». В итоге Мор решительно высказался за уничтожение частной собственности. Это и состави-ло существенную черту его утопического идеала коммунистическо-го общества.

Денежное обращение в силу сложившейся ситуации станет ненужным. Мор предсказывал, что в будущем «из золота и серебра не только в общих дворцах, но и в частных домах будут делать ночные горшки и всякие сосуды для нечистот». Основная хозяйственная единица Утопии — семья. Однако семья утопийцев необычная: она формируется как по принципу родства, так и в соответствии с профессиональной принадлежно-стью ее членов. «По большей части каждого выучивают ремеслу старших, ибо к этому чаще влекутся они от природы. Если же кого-либо привлекает к себе иное занятие, то его принимает другое семейство.

Принципам равенства и справедливости, провозглашенным Мором, противоречит существование в Утопии рабства. Рабы нужны утопийцам, чтобы избавить граждан от тяжелого и грязно-го труда. К таким видам труда относятся обслуживание при общественных трапезах, убой и свежевание скота, ремонт дорог, очистка рвов, рубка деревьев, перевозка дров и т.д. Наряду с рабами в Утопии имеются свободные граждане, которые берут на себя неприятные работы из религиозных мотивов, как особый вид служения обществу. Удельный вес рабов в общественном производстве Утопии незначителен. Основными производителями являются полноправ-ные граждане. Рабство, по утопическому плану Мора, должно решить проблему «неприятного труда». Оно служит также мерой наказания за уголовные преступления и средством трудового перевоспитания».

Опираясь на идеи Аристотеля, Т. Мор предло-жил оригинальную модель политической системы общества. Уто-пия представляет собой федерацию пятидесяти четырех городов. Во главе каждого города стоят правитель и сенат. Федеральный сенат находится в столице — Амауроте. Граждане ежегодно изби-рают и присылают в амауротский сенат по три представителя. Это старые и умудренные опытом граждане, призванные обсуждать общие дела острова.

Принцип централизма сочетается в утопийском государстве с демократическими началами. Все важные вопросы предвари-тельно обсуждаются в каждой семье. Затем особые должностные лица — сифогранцы, ежегодно избираемые по одному от 30 се-мейств (хозяйств), обсудив дело с гражданами, совещаются друг с другом и объявляют свое решение сенату. Таким образом народ через своих представителей контролирует деятельность сената.

Народ сам выдвигает кандидатов в правители городов, а сифогранты путем тайного голосования выбирают из них наиболее пригодного. Помимо сифогрантов, представляющих категорию низших должностных лиц, граждане избирают высших магистра-тов — траниборов. Они являются ближайшими советниками пра-вителя. Высшие должностные лица и сам прави-тель в Утопии избираются из числа ученых. Мор ссылается при этом на авторитет Платона, утверждавшего, что «государства только тогда будут счастливы, когда царствовать станут филосо-фы».

Утопийская демократия предполагает упрощение законода-тельства. Государством, указывает Мор, весьма успешно управля-ют с помощью малочисленных законов, отличающихся ясностью, простотой и справедливостью. Поэтому в Утопии в законах разби-рается каждый и нет нужды в особом сословии юристов.

Анализируя представления Т. Мора о политическом устройстве общества, исследователи подчеркивают, что утопийская демокра-тия резко контрастирует с системой правления феодальных абсо-лютистских государств, основанной на назначении чиновников сверху и засилье бюрократии .

Т. Мор считал строй Утопии наилучшим с точки зрения земных интересов людей. Он стремился дать рационалистическое обосно-вание своего общественного идеала. Религия, сохраняющаяся в Утопии, очищена от всего, что противоречит разуму: от суеве-рий, вымыслов и «басен». Мор бросил вызов господствовавшей католической церкви, введя в утопийском госу-дарстве систему выборности священников.

В рационализме английского гуманиста проявляется идеалистический характер. Мор считал, что уничтожение частной собственности и переход к обществу справедливости возможны посредством разумных реформ, проводимых просвещенными пра-вителями. Так, объясняя происхождение Утопии, Мор поведал о легендарном основателе государства, мудром правителе Утопе, который привел грубый и дикий народ к просвещению.

Противоречия в социально-политическом учении Т. Мора в ко-нечном счете были обусловлены своеобразием исторических усло-вий, в которых жил и творил английский мыслитель. В его время отсутствовали предпосылки для тех кардинальных общественных преобразований, которые вели бы к устранению эксплуатации и социального неравенства.

При всем том «Утопия» сразу же стала выдающим-ся явлением общественно-политической мысли. Многие гуманисты придерживались мнения, что Т. Мор превзошел античных мыслителей, на которых они равнялись.

англ. Sir Thomas More

английский юрист, философ, писатель-гуманист

Краткая биография

Английский писатель-гуманист, государственный деятель - родился в Лондоне 7 февраля 1478 г. Его отцом был известный юрист, прославившийся своей неподкупностью. Местом, где Мор получал первоначальное образование, стала грамматическая школа св. Антония. В 13-летнем возрасте его направили в дом архиепископа Кентерберийского в качестве пажа. Получив в течение 1490-1494 гг. образование в Оксфорде, продолжил обучение: отец настоял, чтобы сын углубился в изучение юридических наук в лондонских правоведческих школах. В этот же период Мор занимался изучением классических языков, сочинений античных авторов, сблизился с оксфордскими гуманистами, в частности, с Эразмом Роттердамским . Именно Мору была посвящена знаменитая «Похвала Глупости» этого выдающегося гуманиста эпохи Возрождения.

Вероятнее всего, карьера юриста не слишком интересовала Томаса Мора. Еще изучая право, он принял решение поселиться вблизи монастыря и принять монашеский постриг. Однако в итоге Мор вознамерился служить своей стране другим образом, хотя до самой кончины вел очень воздержанный образ жизни, соблюдал посты, постоянно молился.

Примерно в 1502 г. Мор начинает работать адвокатом и преподавать право, а в 1504 г. его избирают в парламент. Выступив за уменьшение сборов для Генриха VII, он попал в опалу и должен был самоустраниться от общественной деятельности. К политике Мор вернулся в 1509 г., когда Генрих VII скончался. В 1510 г. Мор опять избирается в парламент, который созывает уже Генрих VIII. В этом же году его назначают на должность младшего шерифа столицы, помощника городского судьи столицы.

Десятые годы ознаменованы в биографии Мора привлечением к себе благосклонного внимания короля. В 1515 г. его отправляют во Фландрию, куда он едет вместе с посольством. Находясь на чужбине, Мор начинает работу над первой книгой выдающегося произведения, ставшего фундаментом для утопического социализма. Ее он закончил, когда вернулся на родину, а вторая книга «Утопии» создавалась намного раньше. Появившееся на свет в 1516 г. цельное произведение было оценено монархом.

«Утопия» была не первым литературным опытом Мора: в 1510 г. он осуществил перевод на английский язык биографии ученого Пико делла Мирандолы. Параллельно с «Утопией», вероятнее всего, Мор работал над «Историей Ричарда III», которую не удалось завершить, что не помешало ей считаться одним из лучших произведений национальной литературы эпохи Возрождения.

После опубликования «Утопии» карьера государственного деятеля пошла в гору еще более быстрыми темпами. В 1518 г. Т. Мор входит в число членов тайного королевского совета, начиная с 1521 г. - членом высшего судебного учреждения, т.н. Звездной палаты. В этом же году он становится сэром, получая рыцарское звание вместе с большими земельными наделами. На протяжении 1525-1527 гг. Мор - канцлер герцогства Ланкастерского, а с 1529 г. - лорд-канцлер. Его назначение было беспрецедентным, т.к. Мор не принадлежал по происхождению к высшим кругам.

В 1532 г. Мор по официально озвученной причине слабого здоровья вышел в отставку, но на самом деле его уход был вызван несогласием с позицией Генриха VIII в отношении католической Церкви, созданием им англиканской Церкви. Провозглашавший ее главой короля «Акт о верховенстве» Томас Мор не признал, чем подписал себе приговор. В 1534 г. его посадили в Тауэр, а 6 июля 1535 г. казнили в Лондоне.

В XIX в. католическая Церковь причислила его клику блаженных, в XX в. - к лику святых. Однако Томас Мор вошел в национальную и мировую историю, в первую очередь, как гуманист, мыслитель и выдающийся писатель.

Биография из Википедии

То́мас Мор (англ. Sir Thomas More ; 7 февраля 1478, Лондон - 6 июля 1535, Лондон) - английский юрист, философ, писатель-гуманист. Лорд-канцлер Англии (1529-1532). В 1516 году написал книгу «Утопия», в которой показал своё понимание наилучшей системы общественного устройства на примере вымышленного островного государства.

Мор видел в Реформации угрозу для церкви и общества, критиковал религиозные взгляды Мартина Лютера и Уильяма Тиндейла и, находясь на посту лорд-канцлера, препятствовал распространению протестантизма на территории Англии. Отказался признавать Генриха VIII главой церкви Англии и считал его развод с Екатериной Арагонской недействительным. В 1535 году был казнён в соответствии с Актом об измене. В 1935 году причислен к лику святых Католической церкви.

Образование

Томас родился 7 февраля 1478 года в семье сэра Джона Мора, лондонского судьи Высшего королевского суда, который был известен своей честностью. Начальное образование Мор получил в школе Св. Антония, где он, среди прочего, хорошо овладел латинским языком. Благодаря отцовским связям он в 13 лет попал к кардиналу Джону Мортону, архиепископу Кентербери, человеку просвещённому и некогда занимавшему пост лорда-канцлера. У него Мор в течение некоторого времени служил пажом. Весёлый характер Томаса, его остроумие и стремление к знаниям произвели впечатление на Мортона, который предсказал, что Мор станет «изумительным человеком».

В 1492 году Мор продолжил своё образование в Оксфордском университете, где учился у Томаса Линакра (англ. Thomas Linacre) и Вильяма Гросина (William Grocyn), знаменитых юристов того времени. В годы пребывания в Оксфорде Мор интересовался сочинениями итальянского гуманиста Пико делла Мирандола, чью биографию и сочинение «Двенадцать мечей» он перевёл на английский язык.

В 1494 году Мор по вынуждению отца покидает Оксфорд и возвращается в Лондон, где под руководством опытных законоведов продолжает изучать право. Несмотря на то, что Мор становится превосходным юристом, он уделяет внимание изучению трудов древних классиков, испытывая особый интерес к Платону и Лукиану. Он также совершенствуется в области греческого и латинского языков и работает над собственными сочинениями, начатыми ещё в Оксфорде.

В 1497 году Мор познакомился с Эразмом Роттердамским во время его визита в Англию на торжественном обеде у лорда-мэра. Дружба Мора с Роттердамским сблизила Мора с гуманистами, после чего он стал членом кружка Эразма. В 1509 году Эразм в доме Мора написал своё знаменитое сочинение «Похвала глупости».

1501 году Мор становится барристером.

Судя по всему, Мор не собирался всю жизнь делать карьеру юриста. Он долго не мог выбрать между гражданской и церковной службой. Во время своего обучения в Lincoln’s Inn (одной из четырёх коллегий барристеров) Мор решил стать монахом и жить вблизи монастыря. До самой смерти он придерживался монашеского образа жизни с постоянными молитвами и постами. Тем не менее, желание Мора служить своей стране положило конец его монастырским устремлениям. В 1504 году Мор избирается в Парламент, а в 1505 году - женится.

Семейная жизнь

В 1505 году Мор женился на 17-летней Джейн Кольт, старшей дочери эсквайра из Эссекса. Согласно биографии, написанной его зятем Уильямом Ропером, Томасу больше нравилась её младшая сестра, но из учтивости он предпочёл Джейн. Друзья Мора описывали её тихой и доброй нравом. Эразм Роттердамский посоветовал ей получить дополнительное образование к тому, которое она уже получила дома, и стал её личным наставником в области музыки и литературы. У Мора с Джейн было четверо детей: Маргарет, Элизабет, Сесиль и Джон.

В 1511 году Джейн умерла от лихорадки. В течение месяца Мор женился снова, выбрав в качестве второй жены богатую вдову Элис Мидлтон. В отличие от первой жены, Элис была известна как сильная и прямая женщина, хотя Эразм свидетельствует, что брак был счастливым. У Мора и Элис не было общих детей, но Мор воспитывал дочь Элис от первого брака как свою собственную. Кроме того, Мор стал опекуном молодой девушки по имени Алиса Кресакр, которая позднее вышла замуж за его сына, Джона Мора. Мор был любящим отцом, который писал письма своим детям, когда он был в отъезде по правовым или государственным делам, и призывал их писать ему чаще. Мора серьёзно заинтересовало образование женщин, его отношение к этой проблеме было в высшей степени необычным в то время. Он считал, что женщины столь же способны к научным достижениям, как и мужчины, и настаивал, чтобы его дочери получили высшее образование, так же, как и его сын.

Религиозная полемика

В 1520 реформатор Мартин Лютер опубликовал три работы: «Обращение к христианскому дворянству немецкой нации», «О вавилонском пленении церкви», «О свободе христианина». В этих работах Лютер изложил своё учение о спасении через веру, отверг таинства и другие католические практики и указал на злоупотребления и пагубное влияние Римско-католической церкви. В 1521 году Генрих VIII ответил на критику Лютера манифестом «В защиту семи таинств» (лат. Assertio septem sacramentorum, англ. Defence of the Seven Sacraments), вероятно, написанным и отредактированным Мором. В свете этой работы папа Лев X наградил Генриха VIII за его усилия в борьбе с ересью Лютера титулом «Защитник веры» (Defensor Fidei) (любопытно, что долгое время после того, как Англия порвала с католической церковью, английские монархи продолжали носить этот титул, а на английских монетах до сих пор присутствуют буквы D. F). Мартин Лютер ответил Генриху VIII в печати, называя его «свиньёй, болваном и лжецом». По просьбе Генриха VIII Мор составил опровержение: Responsio Lutherum. Оно было опубликовано в конце 1523 года. В Responsio Мор защищал верховенство папы, а также таинство других церковных обрядов. Эта конфронтация с Лютером подтвердила консервативные религиозные тенденции, которых придерживался Мор, и с тех пор его творчество было лишено всякой критики и сатиры, которые можно рассматривать как вред авторитету церкви.

В парламенте

Первым деянием Мора в Парламенте стало выступление за уменьшение сборов в пользу короля Генриха VII. В отместку за это Генрих заключил в тюрьму отца Мора, который был выпущен на свободу только после уплаты значительного выкупа и самоустранения Томаса Мора от общественной жизни. После смерти Генриха VII в 1509 году Мор возвращается к карьере политика. В 1510 году он стал одним из двух младших шерифов Лондона.

При дворе короля

В 1510-х годах Мор привлёк к себе внимание короля Генриха VIII. В 1515 году он был отправлен в составе посольства во Фландрию, которое вело переговоры касательно торговли английской шерстью (знаменитая «Утопия» начинается со ссылки на это посольство). В 1517 году он помог усмирить Лондон, взбунтовавшийся против иностранцев. В 1518 году Мор становится членом Тайного Совета. В 1520 году он был в составе свиты Генриха VIII во время его встречи с королём Франции Франциском I неподалёку от города Кале. В 1521 году к имени Томаса Мора добавляется приставка «сэр» - он был посвящён в рыцари за «заслуги перед королём и Англией».

В 1529 году король назначил Мора на высший пост в государстве - лорд-канцлера. Впервые лорд-канцлером стал выходец из буржуазной среды.

Конфликт с королём. Арест и казнь

Особого внимания заслуживает ситуация с разводом Генриха VIII, которая привела Мора к возвышению, затем к падению и в конечном итоге - к смерти. Кардинал Томас Уолси, архиепископ Йорка и лорд-канцлер Англии, не смог добиться развода Генриха VIII и королевы Екатерины Арагонской, в результате чего в 1529 году его заставили уйти в отставку. Следующим лордом-канцлером был назначен сэр Томас Мор, который к тому моменту уже был канцлером герцогства Ланкастер и спикером Палаты общин. К несчастью для всех, Генрих VIII не понимал, что за человек был Мор. Глубоко религиозный и прекрасно образованный в области канонического права, Мор твёрдо стоял на своём: расторгнуть освящённый церковью брак может только Папа Римский. Климент VII был против этого развода - на него давил Карл V Испанский, племянник королевы Екатерины.

В 1532 году Мор ушёл в отставку с поста лорда-канцлера, ссылаясь на слабое здоровье. Истинной причиной его ухода стал разрыв Генриха VIII с Римом и создание англиканской церкви; Мор был против этого. Более того, Томас Мор был настолько возмущён отходом Англии от «истинной веры», что не появился на коронации новой жены короля - Анны Болейн. Естественно, Генрих VIII заметил это. В 1534 году Элизабет Бартон, монахиня из Кента, осмелилась публично осудить разрыв короля с католической церковью. Выяснилось, что отчаянная монахиня переписывалась с Мором, который имел схожие взгляды, и не попади он под защиту Палаты лордов, не миновать бы ему тюрьмы. В том же году Парламент принял «Акт о супрематии», провозглашавший короля Верховным главой Церкви, и «Акт о престолонаследии», который включал в себя присягу, которую были обязаны принести все представители английского рыцарства. Принесший присягу тем самым:

  • признавал законными всех детей Генриха VIII и Анны Болейн;
  • отказывался признавать любую власть, будь то власть светских владык или князей церкви, кроме власти королей из династии Тюдоров.

Томас Мор, как и рочестерский епископ Джон Фишер, был приведён к этой присяге, но отказался произнести её, так как она противоречила его убеждениям.

17 апреля 1534 года он был заключён в Тауэр, признан виновным в соответствии с «Актом об измене» и 6 июля 1535 года обезглавлен на Тауэр-Хилл. Перед казнью держался очень мужественно и шутил.

За верность католицизму Мор был канонизирован Римско-католической церковью и причислен к лику святых папой Пием XI в 1935 году.

Произведения

«История Ричарда III»

До сих пор среди специалистов идут споры о том, является ли «История Ричарда III» Томаса Мора историческим или художественным произведением. Во всяком случае, в своих основных сюжетных линиях это произведение совпадает с большинством хроник и исторических исследований, а именно с «Новыми хрониками Англии и Франции» Р. Фабиана, записками Д. Манчини, П. Кармилиано, П. Вергилия, произведениями Б. Андрэ. Повествования хронистов и писателей расходятся с историей, написанной Томасом Мором, лишь в частностях. При этом в «Истории Ричарда III» ярко обозначен характер автора, во многих случаях даны оценки происходивших в 1483 году исторических событий. Так, по поводу избрания Ричарда III королём историк пишет, что это «… не что иное, как королевские игры, только играются они не на подмостках, а по большей части на эшафотах».

Стихотворные произведения и переводы

Томас Мор был автором 280 латинских эпиграмм, переводных произведений, а также небольших поэм. Томас Мор активно занимался переводами с древнегреческого языка, который в его эпоху был гораздо менее популярен, чем латинский.

По мнению Ю. Ф. Шульца, высказанному в статье «Поэзия Томаса Мора», точная датировка подавляющего большинства эпиграмм Мора затруднительна. Тем не менее, как в выборе эпиграмм, так и в поэтических произведениях Томаса Мора основной темой является образ идеального правителя, многие эпиграммы и поэтические произведения идейно близки работе Томаса Мора «Утопия».

«Утопия»

Из всех литературных и политических произведений Мора наибольшее значение имеет «Утопия» (опубликована в 1516 году Дирком Мартенсом), причем эта книга сохранила своё значение для нашего времени - не только как талантливый роман, но и как гениальное по своему замыслу произведение социалистической мысли. Литературные источники «Утопии» - сочинения Платона («Государство», «Критий», «Тимей»), романы-путешествия XVI века, в частности «Четыре плавания» (лат. Quatuor Navigationes) Америго Веспуччи, и, до некоторой степени, произведения Чосера , Ленгленда и политические баллады. Из «Плаваний» Веспуччи взята завязка «Утопии» - встреча с Гитлодеем, его приключения. Мор создал первую стройную социалистическую систему, хотя и разработанную в духе утопического социализма.

Томас Мор назвал свой труд «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».

«Утопия» делится на две части, мало похожих по содержанию, но логически неотделимых друг от друга.

Первая часть произведения Мора - литературно-политический памфлет; здесь наиболее сильный момент - критика современных ему общественно-политических порядков: он бичует «кровавое» законодательство о рабочих, выступает против смертной казни и страстно нападает на королевский деспотизм и политику войн, остро высмеивает тунеядство и разврат духовенства. Но особенно резко нападает Мор на огораживания общинных земель, разорявшие крестьянство: «Овцы, - писал он, - поели людей». В первой части «Утопии» дана не только критика существующих порядков, но и программа реформ, напоминающая более ранние, умеренные проекты Мора; эта часть очевидно служила ширмой для второй, где он высказал в форме фантастической повести свои сокровенные мысли.

Во второй части снова сказываются гуманистические тенденции Мора. Во главе государства Мор ставил «мудрого» монарха, допуская для чёрных работ рабов; он много говорит о греческой философии, в частности о Платоне: сами герои «Утопии» - горячие приверженцы гуманизма. Но в описании социально-экономического строя своей вымышленной страны Мор даёт ключевые для понимания его позиции положения. Прежде всего в «Утопии» отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация. Взамен её устанавливается обобществлённое производство. Это большой шаг вперёд, так как у предыдущих социалистических писателей социализм носил потребительский характер. Труд является обязательным в «Утопии» для всех, причём земледелием занимаются поочерёдно все граждане до определённого возраста, сельское хозяйство ведётся артельно, но зато городское производство построено на семейно-ремесленном принципе - влияние недостаточно развитых экономических отношений в эпоху Мора. В «Утопии» господствует ручной труд, хотя он и продолжается только 6 часов в день и не изнурителен. Мор ничего не говорит о развитии техники. В связи с характером производства обмен в государстве Мора отсутствует, нет также и денег, они существуют только для торговых отношений с другими странами, причём торговля является государственной монополией. Распределение продуктов в «Утопии» ведётся по потребностям, без каких-либо твёрдых ограничений. Государственный строй утопийцев, несмотря на наличие короля - полная демократия: все должности - выборные и могут быть заняты кем угодно, но, как и подобает гуманисту, Мор предоставляет интеллигенции руководящую роль. Женщины пользуются полным равноправием. Школа чужда схоластике, она построена на соединении теории и производственной практики.

Ко всем религиям в «Утопии» отношение терпимое, и запрещён только атеизм, за приверженность которому лишали права гражданства. В отношении к религии Мор занимает промежуточное положение между людьми религиозного и рационалистического миросозерцания, но в вопросах общества и государства он - чистый рационалист. Считая, что существующее общество неразумно, Мор вместе с тем заявляет, что оно - заговор богатых против всех членов общества. Социализм Мора вполне отражает окружающую его обстановку, чаяния угнетённых масс города и деревни. В истории социалистических идей его система широко ставит вопрос об организации общественного производства, притом в общегосударственном масштабе. Новым этапом в развитии социализма она является ещё и потому, что в ней осознано значение государственной организации для построения социализма, но Мор не мог в своё время видеть перспективу бесклассового общества (в «Утопии» Мора рабство не отменено), осуществляющего принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям» без всякого участия государственной власти, ставшей излишней.

Политические взгляды

  • Основная причина всех пороков и бедствий - это частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, роскоши и нищеты. Частная собственность и деньги порождают преступления, которые нельзя остановить никакими законами и санкциями.
  • Утопия (идеальная страна) - своеобразная федерация из 54 городов.
  • Устройство и управление каждого из городов одинаковы, но главным является центральный город Амаурот, в котором расположен главный сенат. В городе 6000 семей; в семье - от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определённым ремеслом (разрешён переход из одной семьи в другую). Для работы в прилегающей к городу сельской местности образуются «деревенские семьи» (от 40 взрослых), в которых житель города обязан проработать не менее двух лет.
  • Должностные лица в Утопии выборные. Каждые 30 семей избирают на год филарха (сифогранта); во главе 10 филархов стоит протофиларх (транибор). Протофилархи избираются из числа ученых. Они образуют городской сенат, возглавляемый князем. Князь (адем) избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом. Должность князя несменяема, если он не заподозрен в стремлении к тирании. Наиболее важные дела города решают народные собрания; они же избирают большую часть должностных лиц и заслушивают их отчеты.
  • В Утопии нет частной собственности (её автор считает причиной всех зол) и, следовательно, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве.
  • Утопийцы сильно гнушаются войною, как деянием поистине зверским. Не желая, однако, обнаружить, в случае необходимости, свою неспособность к ней, они постоянно упражняются в военных науках. Обычно для войны используются наёмники.
  • Утопийцы признают вполне справедливой причиной для войны тот случай, когда какой-либо народ, владея попусту и понапрасну такой территорией, которой не пользуется сам, отказывает все же в пользовании и обладании ею другим, которые по закону природы должны питаться от неё.
  • В Утопии существует институт рабства. По Мору, в этой идеальной стране есть и должны быть рабы (бесправная категория населения), обеспечивающие возможность осуществления принципа «от каждого по способностям, каждому по потребностям» для каждого свободного гражданина.

В культуре

Имя: Томас Mор

Государство: Лондон, Королевство Англия

Сфера деятельности: Писатель, Философ, Юрист

Величайшее достижение: Создатель произведения Утопия. Причислен к лику святых.

Томас Mор известен тем, что в 1516 году написал роман «Утопия», став родоначальником литературного жанра утопии. Он служил советником короля Англии в начале 1500-х годов, но был осужден по обвинению в измене из-за отказа признать короля главой англиканской церкви и обезглавлен в 1535 году. Через 400 лет, в 1935 году католическая церковь канонизировала его, причислив к лику святых, а англиканская церковь присвоила ему звание «мученик Реформации».

Ранние годы

Многие исторические данные свидетельствуют о том, что Томас Мор родился в Лондоне 7 февраля 1478 года, хотя некоторые считают, что год его рождения ― 1477-й. Он учился в одной из лучших школ в Лондоне, а в юности служил в доме Джона Мортона, архиепископа Кентерберийского и канцлера Англии (и будущего кардинала). Вспоминали, как Мортон говорил, что Томас станет «чудесным человеком».

Юридическая практика и монастырь

Примерно в 1494 году его отец, служивший судьей в Лондоне, возвращает сына в Лондон для изучения общего права. А в 1496 году Moра приняли в один из четырех юридических обществ Англии, а в 1501 году он уже полноправный адвокат-барристер. Он сумел совместить свои литературные и духовные интересы с работой и с удовольствием читал как Священное писание, так и классику.

В это же время находился Эразм Роттердамский, и Мор сблизился с ним. Это было начало дружбы и профессиональных отношений, они вместе работали над переводами с латинского. В третий свой визит, в 1509 году, Эразм написал свою знаменитую сатиру «Похвала глупости», посвятив ее Мору.

Между тем, занимаясь профессиональной деятельностью, которая приносила ему большое удовлетворение, Томас принял решение готовить себя к монашеству. Для этого в 1503 году он переехал в монастырь за пределами Лондона и присоединился к монахам-картезианцам, живя монашеской жизнью, насколько это позволяла его адвокатская практики. Молитва, пост и покаяние оставались с ним на всю оставшуюся жизнь, но чувство долга служить своей стране преодолело его стремление к монашеству, и в 1504 году он вступил в парламент. Примерно в это же время он женился в первый раз.

Считается, что «История короля Ричарда III» (на латыни и на английском языке) написана между 1513 и 1518 годами. Работа считается первым шедевром английской историографии, и несмотря на явные недочеты, она оказала влияние на всех последующих историков, включая .

«Утопия»

В 1516 году была опубликована «Утопия» ― литературное произведение, в котором он изобразил государство с идеальной системой государственного управления, с близкой к коммунистической системе распределения ресурсов, где все социальные и политические процессы полностью управляются разумной интеллигенцией. Утопия охватывала такие далеко идущие темы, как наказания, государственное образование, мультирелигиозное общество, развод, эвтаназия и права женщин, а также он утверждал, что учеба и освоение ремесла более важны, чем гуманность. «Утопия» стала предшественницей нового литературного жанра: утопический роман.

На службе короля Генриха VIII

В 1520 году реформатор Мартин Лютер опубликовал три произведения, в которых излагалось его учение о спасении, которое, по словам Лютера, могло быть достигнуто только через благодать. В 1521 году король Генрих VIII откликнулся на вызов Лютера, поручив Мору написать манифест «В защиту семи таинств».

К этому времени Moр стал казначеем Англии, но он также служил «интеллектуальным придворным», секретарем и доверенным лицом, а в 1523 году он был избран спикером Палаты общин.

Летом 1527 года Генрих VIII попытался с помощью Библии доказать, что его брак с Екатериной Арагонской недействителен, так как она не смогла произвести на свет наследника мужского пола. Мор пытался поддержать точку зрения короля, но все было напрасно, и развод Генриха не удался.

В 1532 году Мор ушел из Палаты общин, сославшись на состояние здоровья. Однако истинная причина, скорее всего, была в том, что Генрих пренебрег законами церкви и развелся с Екатериной. В дальнейшем Мор не присутствовал на коронации Анны Болейн в июне 1533 года. Королю это не понравилось, и его месть была неизбежной.

Суд и казнь

В феврале 1534 года Moр был обвинен в соучастии с монахиней-прорицательницей Элизабет Бартон, которая публично осуждала разрыв Генриха VIII с Римом. В апреле произошел окончательный разрыв, когда Мор отказался принести присягу Генриху о том, что тот является главой англиканской церкви, которая, по мнению Мора, принизила бы власть папы.

17 апреля 1534 года Мор был отправлен в лондонский Тауэр и был признан виновным в государственной измене.

Томас Мор был обезглавлен 6 июля 1535 года. Его последние слова были: «Слуга короля хорош, но первым является Бог». Мор был беатифицирован, то есть причислен к лику блаженных в 1886 году и канонизирован католической церковью в 1935 году. Он также считается «реформаторским мучеником» англиканской церкви.