» » Уменьшаемое вычитаемое разность таблица 1. Что такое вычитаемое уменьшаемое и разность: правило

Уменьшаемое вычитаемое разность таблица 1. Что такое вычитаемое уменьшаемое и разность: правило

Вычитание - это арифметическое действие обратное сложению, посредством которого из одного числа вычитают (отнимают) столько единиц, сколько их содержится в другом числе.

Число, из которого вычитают, называется уменьшаемым , число, которое указывает сколько единиц будет вычтено из первого числа, называется вычитаемым . Число, получаемое в результате вычитания, называется разностью (или остатком ).

Рассмотрим вычитание на примере. На столе лежит 9 конфет, если съесть 5 конфет, то их останется 4. Число 9 является уменьшаемым, 5 - вычитаемым, а 4 - остатком (разностью):

Для записи вычитания используется знак - (минус). Он ставится между уменьшаемым и вычитаемым, при этом уменьшаемое записывается слева от знака минус, а вычитаемое - справа. Например, запись 9 - 5 означает, что из числа 9 вычитается число 5. Справа от записи вычитания ставят знак = (равно), после которого записывают результат вычитания. Таким образом, полная запись вычитания выглядит так:

Эта запись читается так: разность девяти и пяти равняется четырём или девять минус пять равно четыре.

Чтобы в результате вычитания получить натуральное число или 0, уменьшаемое должно быть больше вычитаемого или равно ему.

Рассмотрим, как, используя натуральный ряд, можно выполнить вычитание и найти разность двух натуральных чисел. Например, нам необходимо вычислить разность чисел 9 и 6, отметим в натуральном ряду число 9 и отсчитаем от него влево 6 чисел. Получим число 3:

Вычитание также можно использовать для сравнения двух чисел. Желая сравнить между собой два числа, мы задаёмся вопросом, на сколько единиц одно число больше или меньше другого. Чтобы узнать это, надо из большего числа вычесть меньшее. Например, чтобы узнать, на сколько 10 меньше 25 (или на сколько 25 больше 10), надо из 25 вычесть 10. Тогда найдём, что 10 меньше 25 (или 25 больше 10) на 15 единиц.

Проверка вычитания

Рассмотрим выражение

где 15 - это уменьшаемое, 7 - это вычитаемое, а 8 - разность. Чтобы узнать правильно ли было выполнено вычитание, можно:

  1. вычитаемое сложить с разностью, если получится уменьшаемое, то вычитание было выполнено верно:
  2. от уменьшаемого отнять разность, если получится вычитаемое, то вычитание было выполнено верно:

Существуют четыре основных арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление. Они – основа математики, с их помощью производятся все остальные, более сложные вычисления. Сложение и вычитание – простейшие из них и взаимно противоположны. Но с терминами, используемыми при сложении, мы чаще сталкиваемся в жизни.

Говорим о «сложении усилий» при старании совместно получить нужный результат, о «слагаемых достигнутого успеха» и т.п. Названия же, связанные с вычитанием, остаются в пределах математики, редко появляясь в повседневной речи. Поэтому менее привычны слова «вычитаемое», «уменьшаемое», «разность». Правило нахождения каждого из данных компонентов возможно применить лишь при понимании значения этих названий.

В отличие от многих научных терминов, имеющих греческое, латинское или арабское происхождение, в данном случае используются слова с русскими корнями. Так что понять их значение несложно, а значит легко и запомнить, что каким термином обозначается.

Если присмотреться к самому названию, становится заметно, что оно имеет отношение к словам «разный», «разница». Из этого можно заключить, что имеется в виду установленная разница между количествами.

Данное понятие в математике означает:

  • разницу между двумя числами;
  • это показатель того, насколько одно количество больше или меньше другого;
  • это результат, полученный при выполнении вычитания — такое определение предлагает школьная программа.

Обратите внимание! Если количества равны друг другу, то между ними нет разницы. Значит разность их равняется нулю.

Что такое уменьшаемое и вычитаемое

Как следует из названия, уменьшаемое – это то, что делают меньше. А сделать количество меньшим можно, отняв от него часть. Таким образом, уменьшаемым называется число, от которого отнимают часть.

Вычитаемым, соответственно, называется то число, которое от него отнимают.

Уменьшаемое Вычитаемое Разность
18 11 = 7
14 5 = 9
26 22 = 4

Полезное видео: уменьшаемое, вычитаемое, разность

Правила нахождения неизвестного элемента

Разобравшись в терминах, несложно установить, по какому правилу находится каждый из элементов вычитания.

Поскольку разность – результат данного арифметического действия, то ее и находят с помощью этого действия, никаких других правил тут не требуется. Но они есть на случай, если неизвестен другой член математического выражения.

Как найти уменьшаемое

Данным термином, как было выяснено, называют количество, из которого вычли часть. Но если одну вычли, а другая осталась в итоге, следовательно, из этих двух частей число и состоит. Получается, что найти неизвестное уменьшаемое можно, сложив два известных элемента.

Итак, в данном случае, чтобы найти неизвестное, следует выполнить сложение вычитаемого и разности:

Так же и во всех подобных случаях:

? 5 = 9
9 + 5 = 14
? 22 = 4
4 + 22 = 26


Как найти вычитаемое

Если целое состоит из двух частей (в данном случае количеств), то при вычитании одной из них в результате получится вторая. Таким образом, чтобы найти неизвестное вычитаемое, достаточно вместо него вычесть из целого разность.

По тому же правилу решаются и другие подобные примеры.

14 ? = 9
14 9 = 5
  1. Познакомить учащихся с названием компонентов и результатом действия вычитания.
  2. C разностью как выражением.
  3. Закреплять умение решать задачи.
  4. Развивать вычислительные навыки, внимание, мышление, память, воспитывать интерес к уроку математики.

Оборудование:

  1. Циферблат.
  2. Фигурка Незнайки.
  3. Домик Незнайки.
  4. Картинка “Старичок-Лесовичок”.
  5. Плакат “Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность”.
  6. Плакат “Лесная полянка”.
  7. Ягодки с примерами.
  8. Учебник.
  9. Тетрадь.

1. Организационный момент.

Учитель: Дорогие ребята, сегодня у нас в гостях сказочный герой Незнайка, он просит у вас помощи. Решил он приготовить необычные подарки для девочек из цветочного городка к 8 марта и отправился за подарками один, да вот беда, не смог пройти по дороге, так как не очень любил учиться в школе. Давайте поможем ему приготовить подарок для девочек. Вышел Незнайка из своего домика очень рано, другие коротышки еще спали. Посмотрите на часы и скажите, какое время показывают часы? (На циферблате 6 час. 30 мин), а теперь посмотрите на домик Незнайки и сосчитайте все прямоугольники.

Учитель указкой показывает числа и знак между ними, а дети устно считают.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Как найти разность чисел в математике

Слово «разность» может употребляться во многих значениях. Это может означать и разницу чего-либо, например, мнений, взглядов, интересов. В некоторых научных, медицинских и других профессиональных сферах этим термином обозначают разные показатели, к примеру, уровня сахара в крови, атмосферного давления, погодных условий. Понятие «разность», как математический термин тоже существует.

Арифметические действия с числами

Основными арифметическими действиями в математике являются:

Каждый результат этих действий также имеет своё название:

  • сумма - результат, получившийся при сложении чисел;
  • разность - результат, получившийся при вычитании чисел;
  • произведение - результат умножения чисел;
  • частное - результат деления.

Более простым языком объясняя понятия суммы, разности, произведения и частного в математике, можно упрощённо записать их лишь как словосочетания:

  • сумма - прибавить;
  • разность - отнять;
  • произведение - умножить;
  • частное - разделить.

Разность в математике

Рассматривая определения , что же такое разность чисел в математике, можно обозначить это понятие несколькими способами:

И все эти определения являются верными .

Как найти разницу величин

Возьмём за основу то обозначение разности, которое нам предлагает школьная программа:

  • Разностью называется результат вычитания одного числа из другого. Первое из этих чисел, из которого осуществляется вычитание, называется уменьшаемым, а второе, которое вычитают из первого, называется вычитаемым.

Ещё раз прибегнув к школьной программе, мы находим правило, как найти разность:

  • Чтобы найти разность, надо от уменьшаемого отнять вычитаемое.

Всё понятно. Но при этом мы получили ещё несколько математических терминов. Что они значат?

  • Уменьшаемое - это математическое число, от которого отнимают и оно уменьшается (становится меньше).
  • Вычитаемое - это математическое число, которое вычитают из уменьшаемого.

Теперь понятно, что разность состоит из двух чисел, которые для её вычисления должны быть известны. А как их найти тоже воспользуемся определениями:

  • Чтобы найти уменьшаемое, надо к вычитаемому прибавить разность.
  • Чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность .

Математические действия с разностью чисел

Опираясь на выведенные правила, можно рассмотреть наглядные примеры. Математика, интереснейшая наука. Мы здесь возьмём для решения лишь самые простые цифры. Научившись вычитать их, вы научитесь решать и более сложные значения, трёхзначные, четырёхзначные, целые, дробные, в степенях, корнях, другие.

Простые примеры

  • Пример 1. Найти разницу двух величин.

20 - уменьшаемое значение,

Решение: 20 - 15 = 5

Ответ: 5 - разница величин.

  • Пример 2. Найти уменьшаемое.

32 - вычитаемое значение.

Решение: 32 + 48 = 80

  • Пример 3. Найти вычитаемое значение.

17 - уменьшаемая величина.

Решение: 17 - 7 = 10

Ответ: вычитаемое значение 10.

Более сложные примеры

На примерах 1-3 рассмотрены действия с простыми целыми числами. Но в математике разницу вычисляют с применением не только двух, но и нескольких чисел, а также целых, дробных, рациональных, иррациональных, др.

  • Пример 4. Найти разницу трёх значений.

Даны целые значения: 56, 12, 4.

56 - уменьшаемое значение,

12 и 4 - вычитаемые значения.

Решение можно выполнить двумя способами .

1 способ (последовательное отнимание вычитаемых значений):

1) 56 - 12 = 44 (здесь 44 - получившаяся разница двух первых величин, которая во втором действии будет уменьшаемым);

2 способ (отнимание из уменьшаемого суммы двух вычитаемых, которые в таком случае называются слагаемыми):

1) 12 + 4 = 16 (где 16 - сумма двух слагаемых, которая в следующем действии будет вычитаемым);

Ответ: 40 - разница трёх значений.

  • Пример 5. Найти разницу рациональных дробных чисел.

Даны дроби с одинаковыми знаменателями, где

4/5 - уменьшаемая дробь,

Чтобы выполнить решение, нужно повторить действия с дробями. То есть, надо знать как отнимать дроби с одинаковым знаменателем. Как обращаться с дробями, имеющими разные знаменатели. Их надо уметь привести к общему знаменателю.

Решение: 4/5 - 3/5 = (4 - 3)/5 = 1/5

  • Пример 6. Утроить разницу чисел.

А как выполнить такой пример, когда требуется удвоить или утроить разницу?

Вновь прибегнем к правилам:

  • Удвоенное число - это величина, умноженная на два.
  • Утроенное число - это величина, умноженная на три.
  • Удвоенная разность - это разница величин, умноженная на два.
  • Утроенная разность - это разница величин, умноженная на три.

7 - уменьшаемая величина,

5 - вычитаемая величина.

2) 2 * 3 = 6. Ответ: 6 - разница чисел 7 и 5.

  • Пример 7. Найти разницу величин 7 и 18.

7 - уменьшаемая величина;

Вроде всё понятно. Стоп! Вычитаемое больше уменьшаемого?

И опять есть применяемое для конкретного случая правило:

  • Если вычитаемое больше уменьшаемого, разница окажется отрицательной.

Ответ: - 11. Это отрицательное значение и есть разница двух величин, при условии, что вычитаемая величина больше уменьшаемой.

Математика для блондинок

Во Всемирной паутине можно найти массу тематических сайтов, которые ответят на любой вопрос. Точно так же в любых математических расчётах вам помогут онлайн-калькуляторы на любой вкус. Все расчёты, производимые на них, прекрасное подспорье для торопливых, нелюбознательных, ленивых. Математика для блондинок - один из таких ресурсов. Причём прибегаем к нему мы все, независимо от цвета волос, пола и возраста.

В школе подобные действия с математическими величинами нас учили вычислять в столбик, а позднее - на калькуляторе. Калькулятор - это также удобное подспорье. Но, для развития мышления, интеллекта, кругозора и других жизненных качеств, советуем производить арифметические действия на бумаге или даже в уме. Красота человеческого тела - это великое достижение современного фитнес-плана. Но мозг - это тоже мышца, которая требует иногда её качать. А значит, не откладывая, начинайте думать.

И пусть в начале пути вычисления сводятся к примитивным примерам, всё у вас впереди. А освоить придётся немало. Мы видим, что действий с разными величинами в математике множество. Поэтому кроме разницы необходимо изучить, как вычислить и остальные результаты арифметических действий:

  • сумму - сложением слагаемых;
  • произведение - умножением множителей;
  • частное - делением делимого на делитель.

Вот такая интересная арифметика.

obrazovanie.guru

Как найти уменьшаемое вычитаемое разность?

Ответы и объяснения

  • Вероника33
  • середнячок

Чтобы найти уменьшаемое нужно к разности прибавить вычитаемое.
Чтобы найти вычитаемое нужно из уменьшаемого вычесть разность.
Чтобы найти разность нужно из уменьшаемого вычесть вычитаемое.

  • Комментарии
  • Отметить нарушение

Чтобы найти уменьшаемое,надо к разности прибавить вычитаемое. возьмем уменьшаемое за Х
допустим Х — 1 = 3 чтобы найти Х, надо к разности, то есть, к 3, прибавить вычитаемое, то есть, 1 итого получим 4
а 4-1 = 3.

Вычитание чисел

Что такое вычитание?

Вычитание – это арифметическое действие обратное сложению, посредством которого из одного числа вычитают (отнимают) столько единиц, сколько их содержится в другом числе.

Число, из которого вычитают, называется уменьшаемым , число, которое указывает сколько единиц будет вычтено из первого числа, называется вычитаемым . Число, получаемое в результате вычитания, называется разностью (или остатком ).

Рассмотрим вычитание на примере. На столе лежит 9 конфет, если съесть 5 конфет, то их останется 4. Число 9 является уменьшаемым, 5 – вычитаемым, а 4 – остатком (разностью):

Для записи вычитания используется знак — (минус). Он ставится между уменьшаемым и вычитаемым, при этом уменьшаемое записывается слева от знака минус, а вычитаемое – справа. Например, запись 9 — 5 означает, что из числа 9 вычитается число 5. Справа от записи вычитания ставят знак = (равно), после которого записывают результат вычитания. Таким образом, полная запись вычитания выглядит так:

Эта запись читается так: разность девяти и пяти равняется четырём или девять минус пять равно четыре.

Чтобы в результате вычитания получить натуральное число или 0, уменьшаемое должно быть больше вычитаемого или равно ему.

Рассмотрим, как, используя натуральный ряд, можно выполнить вычитание и найти разность двух натуральных чисел. Например, нам необходимо вычислить разность чисел 9 и 6, отметим в натуральном ряду число 9 и отсчитаем от него влево 6 чисел. Получим число 3:

Вычитание также можно использовать для сравнения двух чисел. Желая сравнить между собой два числа, мы задаёмся вопросом, на сколько единиц одно число больше или меньше другого. Чтобы узнать это, надо из большего числа вычесть меньшее. Например, чтобы узнать, на сколько 10 меньше 25 (или на сколько 25 больше 10), надо из 25 вычесть 10. Тогда найдём, что 10 меньше 25 (или 25 больше 10) на 15 единиц.

Проверка вычитания

где 15 – это уменьшаемое, 7 – это вычитаемое, а 8 – разность. Чтобы узнать правильно ли было выполнено вычитание, можно:

  1. вычитаемое сложить с разностью, если получится уменьшаемое, то вычитание было выполнено верно:
  • от уменьшаемого отнять разность, если получится вычитаемое, то вычитание было выполнено верно:

    Конспект урока «Нахождение неизвестного уменьшаемого»

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №565 Кировского района

    Тема: «Нахождение неизвестного уменьшаемого»

    Малина Анастасия Геннадьевна

    Тема : нахождение неизвестного уменьшаемого.

    Цель урока : создание условий для формирования представлений об арифметических действиях с неизвестным уменьшаемым.

    повторить названия компонентов разности;

    учить находить неизвестное уменьшаемое через решение арифметических примеров;

    учить делать правильную запись при решении примеров с неизвестным уменьшаемым.

    закреплять знания таблицы умножения;

    осуществлять коррекцию мышления за счет упражнений на установление простых закономерностей;

    совершенствовать навык устного счета;

    воспитание уважительного отношения к собственному труду и труду окружающих;

    воспитание эмоциональной адекватности поведения.

    Словарь : уменьшаемое, вычитаемое, разность.

    Оборудование : набор цифровых карточек, индивидуальный раздаточный материал, учебник, правило на доску.

    Технологии: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, информационно-компьютерная, коррекционно- развивающая.

    Приготовление рабочего стола.

    Проверка домашнего задания.

    Записываем в тетради сегодняшнее число, «Классная работа».

    Проведем математическую гимнастику. Устно отвечаем. (таблица умножения на каждому ученику индивидуально).

    Ученики считают устно.

    Сегодня будем решать примеры с неизвестным уменьшаемым. Записываем тему урока. Но для начала вспомним, что такое уменьшаемое.

    Запись темы на доске.

    Вывесить памятку на доску.

    Изучение нового материала.

    У меня на доске пять красных яблока. Одно я убрала. Осталось 4. Запишем это как математический пример. 5-1 = 4.

    Мы выполнили действие вычитание. Вспомним, как называются числа при вычитании.

    А что, если мы не будем знать, сколько яблок у нас было. А будем знать только, что убрали 1 яблоко, а осталось 4. Как найти, сколько было? Что будем искать? Уменьшаемое.

    Давайте посмотрим, что мы делали. Мы к разности (остатку) прибавили вычитаемое.

    Мы с вами только что сами сформулировали правило. Откройте страницу 16, прочитаем правило в рамочке.

    Теперь предлагаю потренироваться в поисках неизвестного уменьшаемого. Обычно, неизвестное уменьшаемое обозначают, как Х.

    Решать будем так:

    Работа с доской.

    Записать в тетради названия чисел при вычитании.

    Пример на доске. Памятка о названиях компонентов действия вычитания.

    Стр. 16 правило читаем хором.

    Правило на доску.

    С. 17, упр. 86/ с. 16 упр. 83, 84

    Мы сегодня находили неизвестное уменьшаемое. Вспомним правило. Как мы обозначаем неизвестное уменьшаемое?

    О чем мы с вами сегодня говорили?

    Что больше всего понравилось?

    Сегодня особенно хорошо занимались…..

    В следующий раз будут лучше работать ….

    Стр. 17, упр. 85, выучить правило с. 16/ стр. 17 упр. 88

    Оценка работы учеников

    Литература: Пе рова М.Н Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. -- 408 с.: ил. - (Коррекционная педагогика) .

    Если к разности (остатку) прибавить вычитаемое, то получится уменьшаемое.

    уменьшаемое вычитаемое разность

    • Малина Анастасия Геннадьевна
    • 08.11.2016

    Номер материала: ДБ-331031

    Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Вы первый можете оставить свой комментарий

    Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

    Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

    Сертификат о создании сайта

    Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

    Грамота за использование ИКТ в работе педагога

    Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО

    Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

    Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

    Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

    Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

    Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

    Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

    Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

    Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

  • Урок математики. 1 класс. УМК "Перспектива"

    Тема. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.

    Цели:
    - познакомить с названиями компонентов и результата действия вычитания; формировать умение читать числовые выражения, используя эти термины; рассмотреть связь компонентов действия вычитания с целым и частью;
    - совершенствовать вычислительные навыки;
    - продолжить формирование умения решать простые задачи;
    - развивать логическое мышление;
    - продолжить формировать и развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения;
    - продолжить работу по формированию и развитию организационных учебных умений, в том числе умения контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
    Оборудование: учебники, тетради, презентация, опорные таблички.

    Ход урока.

    I . Организация класса.

    II . Работа над каллиграфией.

    1 .3 4 5..8.10

    Вставьте пропущенные числа, записав ряд в тетрадь.

    III . Актуализация знаний.

    1) Устный счет в пределах 10 .

    Сосчитайте от 4 до 10; от10 до 3.

    Как получить предыдущее число? Последующее?

    Назовите последующее число 3, 7, 9.

    Назовите предыдущее число 8, 5, 2.

    Назовите " соседей" числа 8, 4.

    Какое число стоит справа от 9? Слева от 7?

    2) Решение задач в стихах.


    Три больших, три маленьких,
    Маленьких, удаленьких.
    Целая семья опят.
    Сколько их на пне сидят? (3 + 3 = 6)


    Шесть ежей – с лукошками,
    Два ежа – с гармошками.
    Сколько же, дружок,
    Ежей явилось на лужок? (6 + 2 = 8)


    На тарелочке семь слив.
    Вид их очень уж красив!
    Съел четыре сливы Павел.
    Сколько мальчик слив оставил? (7 – 4 = 3)


    IV . «Открытие» нового знания и формулирование темы урока.
    1) –Какое из полученных числовых выражений «лишнее»? Далее выясняется:
    - Как называются оставшиеся выражения? (это суммы), как называются компоненты действия сложения, читаются оставшиеся выражения с использованием названий компонентов действия сложения (слагаемое, слагаемое, сумма)
    2) - Перед вами «лишнее» числовое выражение (7 – 4 = 3)
    - Можете ли вы прочитать его, пользуясь названиями компонентов действия вычитания (Нет.)
    - Почему? (Не знаем названия компонентов при вычитании)
    - Какой вопрос у вас возникает? Что надо узнать? (Как называются числа при вычитании.)
    - Как бы вы назвали одним словом выражение 7 - 4? (Молчат.)
    - В математике есть одно общее название для таких выражений (с действием вычитания). Кто-нибудь его знает? А какое название придумали бы вы? (Предположения детей)

    3) - Как бы вы назвали число 7 (4,3)? Почему?

    7 – уменьшаемое, это число мы уменьшаем; 4 – вычитаемое, это число мы вычитаем; 3 – это разность – значение выражения. Выражение с действием вычитания тоже называется разностью. (Появляется название выражения – разность)
    - Прочитаем это выражение, используя новые термины.

    Вывешивается опорная табличка.

    V . Физкультминутка.

    VI . Первичное закрепление.

    1)Ра бота по учебнику с. 33-32.

    Закрепление названий компонентов.(Табличка-правило в учебнике)

    Используя названия компонентов, заполним табличку № 4.

    2) - Закрепим полученные знания через решение задач №1,стр.32.

    Прочитайте задачу (1),(2).

    Что общего вы находите в этих задачах? (Решаются действием вычитания).

    Устный разбор 1 задачи.

    Устный разбор 2 задачи.

    Запишем решение 2 задачи на доске и в тетрадях.

    3) - Продолжаем работать над темой урока.

    У меня есть 3 числа: 8,3,5. Подумайте, какие 2 примера на вычитание вы можете составить с данными числами? (8-3=5, 8-5=3)

    Запишите эти примеры. Прочитайте их "по разному".

    4) Устная работа. (С веерами)

    Какое действие нужно выполнить, чтобы найти разность чисел?

    Найдите разность чисел: 7 и 3, 9 и 4, 6 и 0, 2 и 2.

    Уменьшите: 7на 2, 9 на 1, 4 на 3, 6 на 2, 5 на 4, 10 на 3.

    VII . Рефлексия деятельности на уроке.
    - Итак, что нового вы сегодня узнали на уроке?

    Поднимите руку те, кто думает, что он хорошо поработал на уроке?

    Поднимите руку те, кто думает, что ему нужно больше стараться?

    Все дети молодцы, потому что честно оценили свою работу.

    Знания, умения и навыки, которые приобретут, закрепят ученики в ходе урока (ожидаемый результат):
    - ученики приобретут знания о названиях компонентов и результата действия вычитания;
    - научатся читать числовые выражения, используя эти термины;
    - приобретут знания о связи компонентов действия вычитания;

    - закрепят навыки счета и вычислений в пределах 10;
    - закрепят навыки в решении простых задач;
    - закрепят навыки в установлении закономерностей;
    - приобретут навык делать выводы в результате совместной работы класса;
    - закрепят навыки оформлять свою мысль в устной речи, навыки математически грамотной речи;
    - приобретут навык определять цель деятельности на уроке;
    - приобретут навык контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

    Тема: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей" (1 класс УМК «Школа России»)

    ФИО (полностью)

    Смолянская Наталья Викторовна

    Место работы

    МОУ «Разуменская СОШ №2 Белгородского района Белгородской области»

    Должность

    Учитель начальных классов

    Предмет

    Математика

    Класс

    1 класс

    Тема и номер урока в теме

    Тема: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей"

    Номер урока в теме: 1

    Базовый учебник

    Моро М.И. и др. Математика. 1 класс. Ч. 1,2. М.: Просвещение,2012.

    8. Цели урока : познакомится с названиями компонентов при вычитании, читать выражения, используя термины: уменьшаемое, вычитаемое, разность (значение разности).

    Личностные УУД:

      формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

    Регулятивные УУД:

      в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

      преобразовывать практическую задачу в познавательную;

      проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

    Познавательные УУД:

      строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

      проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

    Коммуникативные УУД:

      учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

      формулировать собственное мнение и позицию;

      договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

    9. Задачи :

      обучающие:

    Знакомство учащихся с названиями чисел при вычитании, учить читать выражения, используя эти термины;

    Продолжение работы по формированию навыков учащихся: анализ источников информации, навыков работы в паре;

    Закрепление знаний и умений: ранее изученного материала.

      развивающие:

    - развитие навыков и умений: умение классифицировать и обобщать, умение формулировать выводы по изученному материалу;

    Развитие самостоятельности мышления и интеллекта;

    Развитие грамотной устной речи.

      воспитательные:

    - воспитание мировоззренческих понятий: причинно-следственные связи в окружающем мире, познаваемость окружающего мира и человечества;

    Нравственное воспитание: воспитание чувства товарищеской взаимовыручки, воспитание этики парной работы.

    10. Тип урока: открытие нового знания.

    11. Формы работы учащихся: коллективная, фронтальная, в парах.

    12. Необходимое техническое оборудование: компьютер и проектор, анимация (ЭОР) ; у учителя – карточки со словами “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность”, “ прибавить”, “увеличить”, “плюс”, “сумма”, “вычесть”, “уменьшить”, “минус”, “разность”, у учеников – разрезные цифры ; учебник: Моро М.И. и др. Математика. 1 класс. Ч. 1,2. М.: Просвещение,2012.

    13. Структура и ход урока:

    Этап урока

    Название используемых ЭОР

    (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

    Деятельность учителя

    (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

    Деятельность ученика

    Время

    (в мин.)

    Организационный момент

    Цель : Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

    Долгожданный дан звонок. Начинается урок!

    Слушаем внимательно. Работаем старательно .

    Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить.

    Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность.

    0,5мин

    Актуализация знаний

    Цель : Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

    ЭОР №1

    ЭОР №2

    1. Устный счёт.

    а) Фронтальная работа.

    Учитель читает задание, дети поднимают карточку с нужной цифрой.

    Задачи в стихах.

    Есть котята у кошки:

    Три котёнка в лукошке,

    Два у блюдца с водицей-

    Захотелось напиться.

    Попрошу я ребят

    Дружно муравьи живут

    И без дела не снуют.

    Два несут травинку,

    Два несут былинку,

    Два несут иголки.

    Сколько их под ёлкой? (6)

    Ходит красный петушок,

    Шесть хохлаток тоже там.

    Сколько всех их? Скажешь сам? (7)

    В кружку сорвала Мария

    Девять ягодок малины.

    Пять дала своей подружке.

    Сколько ягод стало в кружке? (4)

    5, 6,7,4. (запись на доске)

    Что можно сказать об этих числах? Как расположены? Давайте расположим их по-порядку? Что получилось? (отрезок натурального ряда чисел)

    б) Самостоятельная работа класса.

    б) Дифференцированная работа.

    Работа с цепочками. (Задание на интерактивной доске).

    2. Минутка чистописания.

    Я тетрадь свою открою и с наклоном положу,

    Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу.

    Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

    Какую цифру мы пропишем, вы должны угадать:

    К этой цифре ты привык,

    Это цифра-снеговик.

    Лишь зима сменяет осень,

    Дети лепят цифру …. ! (восемь)

    Только к цифре ты, дружок,

    Третий не лепи кружок.

    (Объект интерактивного взаимодействия «Письмо цифр»)

    Посмотрите образец правильного написания цифры 8 и повторите самостоятельно в тетради.

    Подчеркните самую красивую на ваш взгляд цифру.

    3. Работа с математическим набором.

    Ребята, вы прописали красивые цифры. А для чего нам нужны цифры? (Для записи чисел, выражений).

    Тогда сосчитайте, сколько красных кругов ? (2)

    Сколько синих кругов? (4)

    Сколько всего кругов? (6)

    Как записать это математическим языком? (2+4=6 – запись появляется на доске)

    Почему записали выражение на сложение? (Чтобы узнать, сколько всего, надо объединить части).

    Прочитайте равенство разными способами.

    По ходу чтения 2+4=6 разными способами, рядом с равенством появляются таблички: 1 “ прибавить”

    2 “увеличить” 2+4=6

    3 “плюс”

    4“ сумма”

    Молодцы, все четыре способа назвали. (Слева от табличек крепится улыбающееся лицо ).

    Какой ещё выражение на сложение можно составить с этими слагаемыми и суммой? (4+2=6).

    Что заметили? (значение суммы не изменилось)

    Составьте выражение на вычитание с этими числами. (6-4=2 или 6-2=4 ).

    Каким правилом воспользовались при составлении выражения на вычитание? (обратное действие суммы - вычитание).

    Прочитайте выражение разными способами.

    По ходу чтения, рядом с ним появляются таблички: 1 “ отнять

    6-4=2 2 “ уменьшить

    3 “ минус

    Молодцы, все способы назвали.

    Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

    Обеспечение в самом начале урока высокого уровня вовлечённости учеников в учебную деятельность.

    Формирование умения находить ответы при нахождении значения числовых выражений.

    Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал).

    Работа по образцу.

    Самостоятельная работа.

    Высказывания предположений, актуализация опыта.

    Осмысление собственного опыта.

    Чтение равенств, используя математическую терминологию.

    Моделирование действий сложения и вычитания с помощью рисунков.

    Составление схем арифметических действий, запись числовых выражений.

    5 мин

    7 мин

    3 мин

    5 мин

    Физминутка.

    ЭОР №3

    Тренажер для глаз: «Лепим снеговика»

    Учащиеся смотрят на экран и повторяют рисунок, двигая глазами за объектом.

    1 мин

    Постановка проблемы.

    Цель : Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

    Ребята, вы прочитали разными способами выражение на вычитание, но оно почему-то не довольно, обижено. (Справа от табличек – грустное лицо ). Как вы думаете, в чём причина?

    Конечно, в записи вычитания каждое число тоже должно иметь своё имя и сегодня мы их определим?

    Для чего это нужно? Сформулируйте тему урока.

    Учащиеся устанавливают, что выражение на сложение можно прочитать четырьмя способами, а на вычитание – только тремя. Нужно найти ещё один способ.

    Установить название компонентов при вычитании.

    2 мин

    «Открытие» новых знаний детьми

    Цель : Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.

    Для начала вспомните, что значит “ вычесть”? - Что обозначает первое число?

    Что показывает второе число?

    А третье число?

    Какое число из трёх самое большое?

    Как вы думаете, почему?

    Что происходит с первым самым большим числом при вычитании?

    То как может называться это число?

    Что происходит со вторым числом? (Его вычитают).

    Значит, как его называют?

    А третье число показывает разницу между первым числом и вторым.

    На сколько 6 больше 4? (На 2).

    Вопрос “на сколько” задают при сравнении, чтобы найти разницу.

    Как же называется третье число?

    Если результат вычитания называется “разность”, то выражение на вычитание можно назвать так же? Почему? (Да. Между ними стоит знак “=”).

    Возле примера появляется табличка: 4 “разность” и вместо грустного лица – весёлое.

    Проблема разрешена.

    Ребята, посмотрите, наше исследование прошло успешно, выражение на вычитание тоже улыбается. Все его числа получили имена.

    Давайте все вместе повторим названия чисел при вычитании

    Взять, отложить, убрать…

    (Дети выясняют, что это целое, из которого можно взять часть).

    Применение знаний и способов действий в изменённых условиях.

    Использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств.

    Выясняется, что

    уменьшаемое, вычитаемое.

    Дети хором проговаривают названия компонентов действия вычитания.

    5 мин

    Физкультминутка

    - Мы присядем столько раз, сколько зайчиков у нас.

    Столько сделаем наклонов, сколько ёлочек зелёных.

    Столько раз поднимем руки, сколько точек в нашем круге.

    Развитие внимания учащихся.

    Развитие мышц тела и конечностей.

    2 мин

    Первичное закрепление.

    Цель: Зафиксировать во внешней речи новое учебное действий.

    ЭОР №4

    ЭОР № 5

    8-4 4+1 6-2 9-7

    Что записано на доске? На какие группы разделим записи? Выпишите в тетрадь разности и найдите их значения.

    Подчеркните синим цветом уменьшаемое, зелёным – вычитаемое. (С комментированием)

    Работа по учебнику: стр. 29

    - №1 (самостоятельно) Уменьшаемое - 9, вычитаемое - 4. Запишите разность этих чисел и вычислите.

    - №2 и №3 – устно решить задачи на нахождение остатка.

    - Работа в парах.

    1,2,3

    Работа в группах

    «Знакомство с уменьшаемым, вычитаемым, разностью» Дети определяют, что неизвестно, наблюдают за происходящим, заполняют таблицу, пользуются математическим словариком, проверяют решение)

    Высказывания предположений, систематизация знаний.

    6 мин

    2 мин

    4 мин

    Рефлексия

    Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности .

      На полях в тетради нарисуйте два вертикальных отрезка.

      Под первым поставьте букву Т (трудно), под вторым И (интересно).

    Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности.

    2 мин

    Приложение к плану-конспекту урока

    «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей" (1 класс УМК «Школа России»)

    ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

    Название ресурса

    Тип, вид ресурса

    Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

    ЭОР № 1

    Тренажёр на выполнение табличного сложения и вычитания чисел до 10.

    практический

    Тест с видеофрагментами

    ЭОР № 3

    Тренажёр для глаз.

    практический

    Презентация

    ЭОР № 4

    Интерактив. Компоненты действия вычитания. Задание 1,2,3

    практический

    Видеофрагмент

    http :// files . school - collection . edu . ru / dlrstore /4999 b 6 fb http :// files . school - collection . edu . ru / dlrstore /4999 b 6 fd -9 e 71-11 dc -8314-0800200 c 9 a 66/ iz 2. swf

    ЭОР № 5

    Знакомство с уменьшаемым, вычитаемым, разностью.

    контрольный