» » Урок трудового обучения национальная одежда. План-конспект урока технологии "Казахская национальная одежда" (11кл)

Урок трудового обучения национальная одежда. План-конспект урока технологии "Казахская национальная одежда" (11кл)

6 класс

Цель : Воспитание казахстанского патриотизма

Задачи

Образовательные

    а) Продолжать формировать представления учащихся о культуре, традициях и обычаях казахского народа, закрепить знания об казахской одежде.
    б) Продолжать совершенствовать умения работать с различными материалами в технике аппликации.
    в) Познакомить со словами, обозначающими казахскую одежду, произношение и написание этих слов.

Развивающие

    а) Развивать творческие способности, наблюдательность, внимание, усидчивость, память.
    б) Развивать общие умения - работа со справочной литературой, с инструментами, различными материалами.
    в) Развивать познавательный интерес.

Воспитательные

    а) Воспитывать патриотизм.
    б) Воспитывать интерес и бережное отношение к культуре, традициям и обычаям казахского народа.

Литература :

  1. З. Айдарова «Изобразительное искусство» 6 кл., с.87
  2. К. Болатбаев «Искусство» 10 кл., с.26
  3. К. Матыжан «Казахская национальная одежда», «Казахские ювелирные изделия»

Оборудование :

  1. Таблицы с изображением людей в казахской одежде, ювелирных украшений, таблички с казахскими словами, словари.
  2. Магнитофон, аудиокассета с записью кюев Курмангазы, Д. Нурпеисовой и других авторов.
  3. Куклы в казахских костюмах, казахская посуда.

Ход урока

1. Орг. момент:

О.А. - Здравствуйте, ребята.

М.Б. - Сәлеметсіңдерме, балалар.

О.А. - Сегодня у нас будет необычный урок. Мы более подробно познакомимся с казахской национальной одеждой, узнаем, как произносятся и пишутся слова, обозначающие одежду, и выполним коллаж на тему «Казахская национальная одежда».

2. Повторение пройденного материала:

О.А. - В первой четверти мы знакомились с культурой казахского народа. Что мы узнали на уроках изобразительного искусства?

Ученик - Мы познакомились с казахским орнаментом.

Ученик - Мы изучали казахский ковер «Сырмак» и сделали аппликацию.

Ученик - Мы знакомились с казахской посудой: торсык, пиала, ожау, кувшины, казан, табак - блюдо для мяса и сделали коллаж на тему «Казахская посуда».

Ученица - Мы изучали виды казахских построек: мечеть, мавзолей, минарет и рисовали их.

О.А. - Молодцы!

3. Новый материал:

О.А. У каждого народа есть своя Родина, свои традиции, обряды, игры, национальная кухня и национальная одежда.

М.Б. - Қазір біз қазақтың ұлттық киімдерін білдіретін жаңа сөздермен танысамыз. Сөздік дәптерлерімізді ашамыз да жазамыз:

  1. Көкірекше - легкая безрукавка
  2. Қаптырма - пряжка, застежка
  3. Алқа - подвески на грудь
  4. Шолпы - украшения в косы
  5. Білезік - браслет
  6. Жүзік - перстень
  7. Сырға - серги
  8. Қамшат бөрік - головной убор с пучком перьев филина
  9. Белдік - пояс, ремень
  10. Ішік - верхняя одежда, сшитая мехом вовнутрь и сверху покрытая тканью
  11. Тұмақ - меховая шапка
  12. Кимешек - женский головной убор, закрывающий шею и плечи
  13. Құндық - головной убор, надеваемый поверх кимешек
  14. Мәсі - мягкие сапоги
  15. Кебіс - надевают на мәсі, похожи на туфли на толстой подошве
  16. Далбай - головной убор в виде башлыка
  17. Жарғақ шалбар - яркие брюки из тонкой кожи

Енді осы сөздермен сөз тіркесін құрамыз.

Мысалы : көкірекше киемін, білезік киеді, далбай киеді.

Қазақтың ұлттық киімдері ТӨРТКЕ бөлінеді:

    1. Жас балалар киімі
    2. Жастық шақ балалар киімі
    3. Орта жасты адамдар киімі
    4. Қариялар киімі

О.А. - Четырем ученикам вашего класса было дано задание. Подготовить сообщения об одежде девушек и юношей, и одежде людей среднего возраста.

Одежда девушки

Одежда девушек была в основном приталенной, с вышитым воротом и рукавами. Девушки носили платья көйлек с 2–3 оборками, длинными рукавами и воротником - стоечка. Поверх платья надевали көкірекше - легкую безрукавку, грудная часть и подол которой расшивали узорами. Могли поверх платья надевать қамзол, сшитый по фигуре с серебряной пряжкой қапсырмой. Одежда девушек шилась из ярких тканей, богато расшивалась орнаментом, бисером, монетами, полудрагоценными камнями. Волосы девушки заплетали в косы и украшали их шолпами - лентами и цепочками с украшениями. На голову надевали такия - маленькую шапочку или қамшат бөрік, отороченную мехом с пучком перьев филина, который играл роль украшения и оберега.

На груди носили алқа - подвески, на запястья надевали білезік - браслеты, на пальцы - жүзік - перстни, а в ушах носили сырға - серьги. Обувались в сапожки на каблуках, расшитые орнаментом

Одежда юноши

Юноши и молодые мужчины носили замшевые, бархатные и самотканые брюки шалбар, расшитые орнаментом и с разрезами по бокам внизу. Поверх рубахи надевали халат, подпоясанный кушаком или бешпент, опоясанный белдік - поясом с серебряными накладками.

На голове носили такия, а поверх нее бөрік. Заходя в помещение, бөрік снимали и оставались в такия. Обувались в саптама етік - сапоги с высокими голенищами и войлочными чулками внутри. В зимние холода в них тепло и удобно при езде на лошади.

Зимой надевали шубу тон или ішік - сшитую из меха животных. Мех располагали внутри, а сверху покрывали тканью. На голову зимой надевали тұмақ - меховую шапку с длинными и широкими наушниками и удлиненным концом, закрывающим затылок.

Одежда женщины среднего возраста

Женщины среднего возраста одевались строго, ткани для одежды выбирались не ярких тонов. Одежда женщины отличалась от девичьей прежде всего головным убором. На голову надевали кимешек - плотно облегающий голову и закрывающий шею, грудь, плечи и часть спины. Поверх кимешек носили құндық в форме чалмы или тюрбана. Постепенно құндық заменили шали и платки.

Платье көйлек - шили для праздников из дорогих тканей неярких тонов. Сверху платья надевали қамзол, а поверх қамзола - длинный халат. На ноги женщина надевали мәсі - легкую обувь из выделанной кожи. Голенище мәсі расписывают орнаментом. Подошвы у них нет, так как носят мәсі внутри жилища. На мәсі надевают кебіс, на высоких каблуках с толстой подошвой.

Одежда пожилого мужчины

Мужчины средних лет и пожилые носили рубахи - косоворотки, камзолы, а поверх камзолов легкие шелковые халаты летом, а зимой - шубы тон или дубленки. На голову надевали такия, а сверху шапку, отороченную мехом. Когда нужно, надевали далбай - головной убор в виде башлыка. Мужчины носили домотканые брюки шалбар и сапоги етік.

Ханы, султаны и богатые люди носили:

Айыр қалпақ - высокий калпак с загнутыми кверху полями и расшитый орнаментом золотыми нитками, қамзол, а поверх него надевали позументный шапан из дорогих тканей, расшитый орнаментом, жарғақ шалбар - брюки красного цвета из хорошо выделанной тонкой кожи, расшитые разноцветным узором.

4. Практическая работа:

1) О.А. - Итак. Из сообщений ребят мы более подробно познакомились с казахской одеждой и с казахскими словами, обозначающими одежду. Сейчас мы будем выполнять коллаж на тему «Казахская одежда». А одежду мы будем делать саму по себе? Отдельно куртку, платье или камзол?

Ученики - Нет. Надо показать людей в национальной одежде и чтобы люди были в какой-то обстановке, на каком-то фоне.

О.А. Правильно. На прошлом уроке вы в парах подготовили фон. У кого-то люди будут находиться в юрте, у кого-то на фоне природы или архитектурных сооружений.

О.А. Сегодня вы закончите свои картины. И работать вы будете в технике аппликации. Кто расскажет нам порядок выполнения аппликации?

    1) Выполняется эскиз на заданную тему
    2) Вырезаются детали из картона
    3) По шаблонам вырезаются детали из ткани или цветной бумаги
    4) Собираем изображение
    5) Проверяем, все ли правильно вырезано и составлено
    6) Приклеиваем на фон

О.А. - Все правильно. Ребята, работать вы будете с различными инструментами, а для этого что нужно знать?

Ученики - Технику безопасности!

    А) при работе с ножницами,
    Б) при работе с клеем

О.А. - Молодцы. Вы все прекрасно знаете, теперь можно приступать к работе.

Самостоятельная работа. Во время работы звучат кюи казахских композиторов.

5. Итог. Выставка работ учащихся.

Стихотворение о Родине.

М.Б. - Осымен бүгінгі сабақ аяқталды сау болыңыздар!

Журнал «Современный урок» № 3-7

Тема урока: Образцы казахской национальной одежды.

Цель урока: научить видеть красоту национальной одежды, ее функциональность, художественную особенность

Задачи урока:

А)образовательная: познакомить учащихся с устройством и убранством юрты как одного из древнейших видов передвижного жилища казахов, а также ознакомиться с видами казахской национальной одеждой, приспособленного к кочевому образу жизни; дать учащимся сведения о материалах, используемых для создания одежды, познакомить с названиями основных деталей одежды, отрабатывать практические навыки изображения ;

Б)развивающие: р азвивать познавательный интерес; развивать навыки композиционного построения; формировать интерес к обычаям и традициям казахского народа; научить видеть красоту национальной одежды, ее функциональность, художественную особенность костюма; развивать наблюдательность, зрительную память и творческие способности учащихся ;

В)воспитательные: нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание на примере изучения устройства и убранства казахского национального жилища и одежды; воспитание уважения к культуре других народов.

Тип урока: урок приобретения новых знаний.

Оборудование урока: Художественные материалы, инструменты и принадлежности.

Приемы и методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Учащиеся должны:

Умело пользоваться языком декоративно - прикладного искусства; принципами декоративного обобщения,

Уметь передавать единство формы и декора,

Умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов,

Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.

План урока.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

IV. Практическая работа и выполнение творческого задания.

V. Анализ работы учащихся и подведение итогов урока.

VI. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие класса.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

3. Психологический настрой.

II. Мотивационное начало урока. Сообщение темы и цели урока.

Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день и наш урок принесёт вам радость общения. Настройтесь на работу. Мысленно пожелайте себе и друг другу успеха. Передайте друг другу по цепочке хорошее настроение через рукопожатие.

Настроились на урок! Я вам желаю удачных работ и правильных действий по их выполнению. И сегодны мы окунемся в пучину истории нашей родины.

III. Изложение нового материала в форме беседы.

Высоко в голубых горах, на широкой, зелёной, горной степи раскинулся летний аул. Это юрты кочевников. Слышится стук копыт лошадей, пасутся овцы. Чувствуется дым и запах костра. В аул со всех сторон стекаются люди, играют дети. Люди одеты в красивые одежды. А вот и юрты. Сегодня я приглашаю посетить три юрты, в которых мы увидим много интересных вещей и научимся рисовать головной убор: тюбетейку. В первой юрте мы узнаем все об орнаменте еще раз повторив пройденный материал, посетив вторую юрту мы узнаем о казахской национальной одежде и побывав в третьей юрте, мы с вами выполним творческую работу.

Давайте посетим первую юрту: Человека входящего в традиционную казахскую юрту, поражает ее убранство. Любая вещь, выполненная из кожи, металла, кости, ткани и шерсти украшен орнаментом. Весь быт кочевника буквально пронизан орнаментом.

    А что называется орнаментом?

    Для чего служит орнамент?

    Сколько видов существует в казахских орнаментах?

    На какие группы делятся орнаменты?

    Назовите предметы украшенные орнаментом?

    Для чего служил орнамент в древности, кроме украшения?

    А в наше время-время компьютерных технологий, где применяют орнамент?

Ответы учащихся.

Да, в одежде и не только. Молодцы видно, что вы хорошо усвоили материал.

А теперь мы узнаем, какие бывают виды казахской национальной одежды, заглянув во вторую юрту. Функции одежды: защита тела от воздействия природной среды, социальная функция.

Древнейшими материалами для изготовления одежды у казахов были шкуры, кожа и шерсть домашних животных. Использовали в основном овчину, реже шкуру коз, жеребят. Для бедных слоев населения характерна одежда из шкур сайгаков, головные уборы из меха лисицы, выдры и других пушных зверей.
Одной из древнейших форм изготовления материала было использование естественно свалявшейся зимней шерсти овец и верблюдов. Шерсть тщательно чистили, раскладывали на подкладке, простёгивали продольными швами и выкраивали из неё часть зимней одежды.

Кроме того, шерсть перерабатывали в войлок, который использовался для изготовле-ния обуви и головных уборов.
Привозные бумажные, шелковые и шерстяные ткани вошли в обиход кочевников ещё в древности. Широкое распространение получили китайские бумажные ткани, попадавшие на территорию Казахстана в виде подарков, военной добычи, в обмен на продукты кочевого хозяйства. Археологические находки свидетельствуют о распростра-нении отдельных предметов одежды из шёлковых материй.
Привозные ткани в основном покупали феодалы, так как только знатные казахи имели право носить шелковую одежду. Наиболее распространёнными были шёлка красного и желтого цветов.

Комплекс мужской и женской одежды казахов в 18 - 19 вв. был довольно устойчив и однороден во всей территории Казахстана. Изменения в костюме 18 - 19 вв. происходили в деталях покроя, выборе материала, менее - составе предметов одежды. Социальные различия в одежде заключались в основном, в качестве материала и отделки, количестве одежды, носимой одновременно, но особенно её запасов, но не отражались на покрое.

Помимо большой традиционности быта скотоводов, сказывалась высокая степень приспособленности казахской одежды к условиям жизни в степи, частым переездам, необходимости в любую погоду проводить много времени без укрытия. В народном костюме казахов отражены древние традиции, связанные с этническими и социальными условиями. Одежду для торжественных случаев шили из дорогостоящих материалов, украшали бисером, вышивкой, узорной тесьмой. Женская одежда делилась на три группы: одежда для девушек, женщин и бабушек. Одежда состояла из длинного жилета, платья с оборками, головного убора и обуви. Одежда различалась по возрасту человека. Молодёжь носила богато орнаментированную одежду красного или зелёного цветов. Взрослые и пожилые люди носили одежду поскромнее, с малым количеством узоров, чёрного или синего цветов. Для торжеств шились праздничные одежды из дорогого материала с красивым орнаментом.

Давайте познакомимся с названиями деталей костюма:

Тымак - остроконечная, отороченная лисьим или другим мехом шапка, наиболее оригинальный головной убор, который носили в зимнее время. Шапка имеет длинные широкие наушники, а так же удлинённый конец, прикрывающий затылок. Кроме лисьего меха, которым оторочена в основном лобовая и наушная части шапки, её тыльная сторона обшивается бархатом или другими дорогими тканями. Тымақ был необходимым атрибутом одежды для людей, которым приходилось подолгу находиться на открытом воздухе в условиях суровой непогоды. Благодаря своей форме он надежно защищает голову и шею.

Қ алпақ - летняя шляпа из тонкого белого войлока с узкой высокой тульей, закругленной или остроконечной макушкой, которую сшивали из двух одинаковых половин, нижние части отгибались, образуя широкие поля. Последние обшивали полосой черной или красной материи. Тулью украшали нашивкой цветного шнура или ткани по шву. Знатным людям калпак расшивали шелком; нередко его шили из бархата.

Айыр калпак - высокий колпак с изогнутыми к верху полями, отороченный изнутри тонким войлоком или плотной тканью, снаружи отделан из особого дорогого материала. Поверх ткани позументами из золотой нити расшиты узоры в виде растений. В основном его носили на пиршества ханы, султаны.

Бө рі к - обычный головной убор, который носили в любое время года. Шили его на войлочной основе, снаружи покрытой тканью. Шапка имела форму длинного колпака. Нижнюю ее часть обшивали мехом пушных зверей, но часто использовалась и овчина.

Ичиг - это зимняя верхняя одежда, сшитая из разных мехов животных. Шьют ичиг, располагая мех на изнаночную сторону. А тыльную сторону натягивают тканью. В зависимости от вида используемого меха ичиг делится на лисий ичиг, волчий ичиг т.д.

Саптама етык - это сапоги с высокими голенищами и войлочными чулками внутри. В зимние холода в них очень тепло и удобно при езде на лошади.

Позументный чапан (шапан) - шьётся из дорогой ткани с позументами на воротнике и груди. Спина, рукава и подол расшиваются позументными нитями. На спинке чапана расшивается круглый, как солнце, узор, а на самом чапане орнаменты в виде растений. Позументный чапан носили состоятельные люди, ханы, султаны.

Жаргак - так казахи называют хорошо отделанную тонкую шкуру. Жаргак окрашивают в красный цвет, наносят на него разноцветные узоры, а затем из готового полотна шьют брюки. Такие брюки называют - «жаргак шалбар». «Жаргак шалбар» носили в основном батыры, бии, акыны, сал-сери.

Шапан - халат, с древности основной вид одежды казахов. Шьётся из шерсти и других тканей. Украшается вышивкой племенной тамги (символ племени) или солнечных (солярных) кругов заполненных растительным орнаментом.

Курте - мужская лёгкая одежда из различных тканей с подкладом. Шьётся без воротника с короткими рукавами, носится поверх рубашки.

Бешпент - один из древнейших видов одежды, имеет удлинённую форму и боковые разрезы внизу, вышивается крупными изображениями солнца, так как оно символизирует жизнь, победу.

Шалбар - штаны разнообразны по фасону, длине и использованию ткани. Украшаются в зависимости от назначений.

Кiсе - наборный пояс из кожи, замши или бархата. Имеет несколько подвесных предметов: кошелёк, паровницу, кресало, футляр для ножей и тому подобное, украшается костью, металлическими бляхами с полудрагоценными камнями.

У казахов особо почитался головной убор. Среди женских головных уборов заслуживает особое внимание саукеле. Это традиционный, очень древний головной убор невесты. Высокий, конусообразный, отороченный дорогим мехом, украшенный жемчугом, кораллами, золотом, серебром, яркими драгоценными и полудрагоценными камнями. Вышитые узоры, разноцветные нити, жгутовая отделка, ажурные металлические украшения делают саукеле богатым. Меховая оторочка, украшенная тисненым жгутом, закрывает нежный лоб. При малейшем движении кисточки, закрывающие виски, начинают колыхаться. Цепочка с бусинами, свисающая сзади с верхушки саукеле, раскачивается в такт шагам юной красавицы. Шили головной убор из очень дорогих материалов, Обязательно прикрепляли фату, которая закрывала фигуру девушки придавая её облику особое изящество.

К женским головным уборам еще относится кимешек, бө рі к, а также есть шапочка тюбетейка. Самая красивая из тюбетеек – это такия для маленьких девочек. Тақ ия имеет круглую форму, очень лёгкая, высота её равна 10-15 сантиметров. На поверхность тақ ии пришивали перья филина, края украшали дорогими камнями. Тақ ию девочки носили до замужества. Выходя замуж девочка исполняла прощальную песню «сынсу» посвящённую - символу детства.

Казахская национальная одежда дошла и до наших дней. Одевают её по праздникам и в наше современное время она немного изменилась. Почтительное и уважительное отношение к национальной одежде признак мудрости народа и его забота о будущем культурном наследии казахов.

А теперь заглянем в третью юрту - эта юрта мастерская, где мы нарисуем шапочку тюбетейку. У казахского народа много разного вида шапок.

имели среди казахов довольно широкое распространение. Они сшивались из двух основных частей - цилиндрического невысокого околыша и макушки. Тюбетейки обычно шили из сатина. Для нарядных тюбетеек использовался бархат, они украшались цветной строчкой, вышивкой, золотом и серебром.

А теперь перейдём к практической части нашего урока.

IV. Практическая работа учащихся и выполнение творческого задания.

Учащиеся начинают самостоятельно делать зарисовки, создавать эскизы. Дети подходят к работе творчески, из деталей одежды, украшая их казахским орнаментом, составляют свои образцы, эскизы, находят общее цветовое решение работы. Учитель следит за тем, чтобы были соблюдены пропорции фигур, подобраны красивые сочетания цветов, чтобы изображение было лаконичным.

Наша работа будет состоять из того что мы должны нарисовать тюбетейку. Разукрасить орнаментом. Подобрать цвета.

Орнамент тюбетейки - это не только характерный художественный рисунок, но и оберег. Тюбетейки носят как мужчины, так и женщины.

Правила при выполнении орнамента.

Очень важна в орнаменте симметрия и ц вет.

Сочетание цветов в орнаменте имеет важное значение - они должны чередоваться в определенном порядке.

Всякий цвет в орнаменте имеет свою символику. Голубой – обозначение неба; белый – символ радости, счастья; желтый – знания, мудрости; красный – символ юности, красоты и весны; черный – символ земли.

1. Орнамент должен соответствовать объёму и форме изделия.

2. Орнаментальная композиция должна сочетаться по цвету с фоном основы.

3. Узоры в композициях должны располагаться симметрично.

4. Декоративный центр и бордюры орнаментальной композиции должны выделяться с помощью различных цветов. В орнаментальных композициях используют 1 - 4 цвета.

Выбор цвета фона и рисунка определяет композиция.

V. Анализ работы учащихся и итоги урока.

Выставка детских работ.

Посмотрите на выполненные вами работы. Я очень рада, что рисунки получились у всех. Молодцы!

Давайте отложим наши работы и проверим новый материал в виде устных тестов:

а) Какие детали женского костюма вы знаете? (саукеле, чапан, кимешек, борик, такия, койлек, кокырекше, масы).
б) Какие материалы использовались при изготовлении одежды? (шелк, бархат, тонкий войлок, кожа, шерсть, хлопок. Все ткани натуральные).

в) Саукеле – это головной убор: женщин, девушек, невесты.

г) Одежду украшали: орнаментами, бисером, тесьмой.

VI.Рефлексия .

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Чему научились на сегодняшнем уроке?

Что научились создавать своими руками?

Красиво получилось?

В какой технике создавали работу?

Какое чувство вы испытываете после выполнения работы?

Тема : Казахский народный костюм.

Цели :

Образовательная : ознакомить учащихся с образцами казахской национальной одежды,научить рисовать простейшие виды одежды.

Развивающая :развитие воображения, памяти, художественно-творческих способностей.

Воспитывающая: воспитывать общую эстетическую культуру, художественный вкус, привить любовь к традиционному искусству.

Оборудование : образцы народной одежды.

Ход урока

Орг.момент . Психологический настрой. Проверка подготовки рабочих мест.

Урок начинается,

Проверить пологается,

На столе ли все в порядке

Краски, кисточки, альбом?

Есть девиз у нас такой:

Все что нужно - под рукой.

Вступительная беседа .

Национальная казахская одежда – памятник истории. Одежда у казахов очень разнообразна. Она бывает женской и мужской.

Женская Мужская

саукеле чапан етик айыр калпак чапан жарган

кимешек мяси кебис тумак ичиг саптама етик

борык такия

(Показываю по книге)

Между праздничной и повседневной одеждой не было большой разницы. Праздничная одежда сшита более аккуратно, украшена узорами, вышивками.

Повседневную одежду шили из простого материала или шерсти.

Головные уборы очень разнообразны. Но есть среди них один, который бывает и мужским и женским – это тюбетейка.

Обьяснение последовательности работы .

Внимательно рассмотрите образцы тюбетеек, а потом последовательно по этапам нарисуйте их. Обратите внимание на элементы узора, которым украшены тюбетейки. Постарайтесь передать их как можно точнее. Когда эскизы будут готовы раскрасьте тюбетейки.

Практическая работа .

Закрепление нового материала .

Заполнение кроссворда.

    Одежда, сшитая очень аккуратно, украшена узорами, вышивками.

    Женский головной убор.

    Казахская национальная одежда, сшитая из простого материала из шерсти.

    Головной убор мужской и женский.

    Тюбетейка на казахском языке.

Рефлексия . Итог занятия. Разбор и показ лучших работ.

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Класс: 3-Б

Тема: Национальная одежда казахского народа.

Цель: продолжить совершенствовать умения работать с бу­магой, прививать интерес к казахской материальной художе­ственной культуре и национальной одежде.

Планируемые результаты:

Предметные: знают приемы создания конической формы из бумаги, понятия «конус», национальная одежда», «кимешек», «камзол», «шалма (тюрбан»); знают правила безопас­ности при работе с циркулем, ножницами и клеем, умеют их применять практически.

Личностные: проявляют ценность приобретаемых знаний и умений по обработке бумаги для создания из нее различных персонажей; проявляют интерес к казахской национальной

одежде как части национального культурного наследия, осоз­нают необходимость бережного отношения к ней как ценности казахского народа.

Системно-деятельностные: применяют умения трансфор­мировать конические формы в образ бабушки в казахской на­циональной одежде; планируют собственную деятельность, проявляют умение оказывать поддержку друг другу и взаимо­контроль.

Материалы и инструменты: компьютер, проектор, экран, цветная и белая бумага, ножницы, клей, циркуль, фломастер. Цветные карандаши, атласная лента; памятки безопасной ра­боты с колющими и режущими инструментами.

Межпредметные связи: Познание мира, Изобразительное искусство.

Основные понятия и термины: национальная одежда, ко­нус, чертеж, развертка конуса, кимешек, шалма (тюрбан), камзол.

Ход уроков

    Организационный момент.

    Подготовка к восприятию нового материала.

    Как вы думаете, есть ли одежда, которая бы нравилась всем и всегда? (Дети размышляют и высказывают свои мне­ния.)

    Да, это национальный костюм.

    Давайте, посмотрим на костюмы разных народов, прожи­вающих в Казахстане.

На экране демонстрация костюмов народов, проживаю­щих в данном регионе - узбекский, русский, украинский, кир­гизский, азербайджанский и др.

    Кто же эти гениальные создатели всей этой красоты? (Дети рассуждают и высказывают свои мнения.)

Комментарии учителя:

Это сотни тысяч самых обычных людей, которые веками кроили, шили, украшали и носили одежду в будни и праздни­ки. Заботливые руки безвестных мастериц сохраняли и совер­шенствовали самое лучшее в национальном костюме, безжа­лостно отбрасывая все, что делало его неудобным или наруша­ло гармонию образа человека в костюме.

Работа с учебником.

Рассматривают рисунки казахской национальной одежды.

Комментарии учителя:

Казахский национальный костюм создавался в течение многих тысячелетий для нелегкой кочевой жизни народа в бескрайних просторах степей. Поэтому одежда была простой и удобной, и такой, чтобы за ней легко было ухаживать.

Сегодня на уроке мы делаем куклу в образе бабушки в ка­захском национальном костюме. Посмотрим на нее в учебнике (с.78).

Какие задачи стоят перед нами на уроке? (высказывания учащихся).

3. Открытие новых знаний.

Наша кукла выполнена из бумажных конусов разных размеров.

Вам знакомо слово «конус»?

А слово чертеж?

Конус - это геометрическое тело, образованное вращением прямоугольного треугольника вокруг своей оси, проходящей через один из его катетов.

Чертеж - это изображение какого-либо предмета на плос­кости с помощью линий.

Развертка конуса - это развертка его боковой поверхности и основания в часть круга и круг заданного радиуса.

Чтобы сделать конус из бумаги, нужно начертить развертку его боковой поверхности, а затем склеить ее стороны в конус.

Работа с учебником.

амый большой конус в нашей кукле - это туловище. Ра­диус окружности, лежащей в основании конуса, равен 20 см. Найдем рисунок и чертеж этого конуса в учебнике (с. 78). Под­нимем руки с учебниками и покажем этот конус и его разверт­ку. (Вызывается ученик с учебником и показывает всему классу нужный конус.) Туловище делают из белой бумаги. Оно же будет и платьем бабушки.

С двух сторон туловища нужно приклеить рукава в виде конусов белого цвета. Посмотрим в книге и прочитаем, как они делаются и какой нам понадобится радиус окружности (рабо­та с учебником, с.77, пункт 1).

На туловище куклы наденем камзол. Что такое камзол?

Первосоветская СОШ
Открытый урок на тему:
«Национальная одежда народов Казахстана»
Подготовила: Мигитко Г. В.
2017 год
Цели: Воспитание казахского патриотизма.
Задачи: Образовательная
- формирование представления учащихся о культуре, традициях и обычаях казахского народа закрепить знания об казахской одежде.
- совершенствование умения работать с различными материалами в технике аппликации.
- знакомство с новыми словами, обозначающими казахскую одежду, произношение и написание этих слов.
Развивающая.
- развитие творческих способностей, наблюдательности, внимания, усидчивости, памяти.
- развитие общего умения – работа со справочной литературой, с инструментами, различными материалами.
- развитие познавательного интереса.
Воспитательные.
- воспитание патриотизма интереса и бережного отношения к культуре, традициям и обычаям казахского народа.
- воспитание взаимовыручки, коллективизма, взаимоуважения, бережного отношения к труду.
Метод: Изучения нового материала объяснения с практическим применением.
Тип: Комбинированный
Форма: Групповая
Оборудование:
Энциклопедия, словарь с названием одежды, ювелирных изделий на казахском языке. Виды одежды, фото с изображением одежды казахского народа.
Ход урока:
Орг момент.
Готовность к уроку. Проверка отсутствующих.
Повторение пройденного материала.
Что мы изучали на прошлом уроке?
- Мы познакомились с культурой казахского народа.
- Что нового узнали о культуре казахского народа?
- Какие орнаментальные композиции применялись в изготовлении одежды, обуви, посуды и т.д.
Изучение нового материала.
У каждого народа есть своя Родина свои традиции, обряды, игры, кухня, виды одежды.
Көкірекше – легкая безрукавка.
Қаптырма – пряжка, застежка.
Алқа – подвески на грудь.
Жолпы – украшения в косы.
Білезік – браслет.
Жүзік – перстень.
Сырға – серги.
Қамшат бөрік – головной убор с пучком перьев филина.
Белдік – пояс, ремень.
Ішік – верхняя одежда, сшитая мехом вовнутрь и сверху покрытая тканью.
Тұмақ – меховая шапка.
Кимешек – женский головной убор, закрывающий шею и плечи.
Құндық – головной убор, надеваемый поверх кимешек.
Мәсі – мягкие сапоги.
Кебіс – надевают на мәсі, похожи на туфли на толстой подошве.
Далбай – головной убор в виде башлыка.
Жарғақ шалбар – яркие брюки из тонкой кожи.
Мужская и женская одежда имеют свои конструкционные особенности. К примеру женская одежда отличается вытачками на груди, талии, плечах различными складками, воланами, мужская одежда более строгая.
В мужской одежде плечи шире, застежка направлена слева направо, тогда как в женской – справа налево.Обработка и отделка плечевых изделий зависит от их вида и применения. К видам отделки относятся вышивание, складки, рельефы, защипы, разновидности швов; воланчики, накладные детали, кружева, тесьма, люрекс и др. материалы для украшения.
Одежда для торжественных случаев намного сложнее повседневной, имеет различные украшения детали и силуэты. В такой одежде присутствует богатая и сложная отделка.
Например:
Мужская одежда
Камзол

По традиции передняя часть камзола по горловине и краям украшается национальным узором.
Одежда девушки.

Одежда девушек была в основном приталенной, с вышитым воротником – стоечка. Девушки носили платья көйлек с 2-3 оборками, длинными рукавами и воротником – стоечка. Поверх платья надевали көкірекше – легкую безрукавку, грудная часть и подол которой расшивали узорами. Могли поверх платья надевать қамзол, сшитый по фигуре с серебряной пряжкой қапсырмой. Одежда девушек шилась из ярких тканей, богато расшивалась орнаментом, бисером, монетами, полудрагоценными камнями. Волосы девушки заплетали в косы и украшали и шолпами – лентами и цепочками с украшениями. На голову надевали такия – маленькую шапочку или қамшат бөрік, остроконечную мехом с пучком перьев филина, который играл роль украшения и оберега.
Головные уборы.
У казахского народа имеется несколько разновидностей мужских и женских головных уборов. В тысячелетней истории народа, большую часть жизни проводившего в седле, головной убор имел особое значение для сохранения здоровья. Головные уборы носили зимой и летом женщины, мужчины, дети.
Борик – очень красивый мужской головной убор.

Девичья такия
Если мужские тюбетейки шили из обычных тканей, то на девичий головной убор, который назывался такия, не жалели дорогих материалов.
Калпак – исключительно мужской головной убор.

Касаба
– красивый женский головной убор, напоминающий по форме тюбитейку, но объемнее ее.
Кимешек

– женский головной убор. Его носили молодые и пожилые женщины. Шили из белой ткани, молодым – из тонкого белого шелка.
Саукеле
– самый древний и красивый вид казахского женского головного убора и самый нарядный в гардеробе невесты.
Саукеле – это наследие, передаваемое из поколения в поколения, своеобразный символ, представляющий новый этап в жизни женщины - казашки. Видоизменившись, саукеле и сейчас не уходит из гардероба невесты, достойно заменяя венок и фату.
Аппликации в одежде:
Умение использовать аппликацию для крашения одежды – большое искусство, которое дано не каждому. Даже те, кто имеют навыки работы с иглой и умеют шить одежду, испытывают затруднения при украшении одежды. Рассмотрим технологию выполнения аппликации на
При наложении аппликации любое изделие приобретает нарядный вид. Аппликация должна привлекать внимание, поэтому ее располагают на груди, воротнике, рукавах и, если нужно, на плечах, спине. Для этого выбирают дорогие, блестящие, под золото или серебро ткани.
Способы наложения узоров:
Существует два способа наложения узоров. Первый – на драп накладывают ткань, предназначенную для узоров. Сначала блестящую ткань – накладку склеивают специальной тонкой клеющей тканью. Рисуют на ней мелом или другим средством узор. Затем прострачивают на машине по контуру. Вырезают прошитый узор. Затем обрабатывают узор частым оверложечным швом, для чего ткань натягивают на пяльца. Орнамент проглаживают утюгом.

Второй способ отличается от первого тем, что узор предварительно вырезают из позолоченной или посеребренной парчи и соединяют зигзагообразным мелким стежком с основной тканью.
Чтобы накладка была рельефной, можно сделать на ней вышивку. Края накладки отделывают позолоченной или посеребренной тесьмой.
Третий способ выполнения аппликации из узоров применяется только на некоторой одежде. Это – наклеенная аппликация. Выполняют ее так. Тонкую полиэтиленовую пленку положите под накладную ткань по контуру рисунка. Затем сильно нагретым утюгом прогладьте основную ткань.
Для украшения одежды используют не только аппликацию, но и вышивку.
Выполнение практической работы.
Итак, мы познакомились с казахской одеждой и с названиями одежды на казахском языке.
Сейчас мы с вами займемся коллажем.
Наш коллаж будет называться «Казахская одежда».
Что нам нужно для нашей работы? Как нужно выполнять аппликацию – отдельно или все вместе?
Ученики
- Нет. Надо показать людей в национальной одежде.
Учитель
- Правильно. На прошлом уроке мы с вами подготовили фон.
По желанию можно было выполнить фон – пейзаж, сооружения лес, полянку и т.д., юрта и другие предметы и эпизоды.
Сегодня мы с вами закончим свои картины. Работу будем выполнять в виде аппликации.
Кто из вас расскажет и продемонстрирует порядок выполнения аппликации.
Ученики
- Первое что мы должны – это напомнить про ТБ с инструментами, правильной организацией рабочего места.
1. Выполняем эскиз на заданную тему.
2. Второе – это непосредственная работа с бумагой, клеем, ножницами.
- Выполняем эскиз элементов рисунка, на белой бумаге.
-/выполняем трафарет, вырезаем их/
- Следующий этап нашей работы – обводим элементы, вырезанных деталей на цветной бумаги.
- Затем вырезаем элементы и приклеиваем на подготовленный фон.
Демонстрируем.
Учитель
Сейчас мы проанализировали порядок выполнения работы.
Приступаем к самостоятельной работе.
Контроль самоконтроль за выполнением работы.
Завершение работы.
Подведение итога. Оценивание.
Что мы, сегодня выполняли на уроке?
Что узнали нового?
Мы узнали о национальной одежде народов Казахстана.
- Научились выполнять коллаж по пройденной теме.
- Научились работать с предоставленным материалом, выполнять эскизы, аппликации.
Уборка класса