» » В д берестов биография. Берестов В.Д

В д берестов биография. Берестов В.Д

Биография которого в целом сложилась счастливо, стал и поэтом, и литературоведом, и археологом. Он был чудесно и разнообразно одарен и оставил о себе добрую память.

Детство

В день смеха, 1 апреля, на одиннадцатом году советской власти (1928 г.), в семье учителя Д.М. Берестова, который прошел Первую мировую войну, родился сын Валентин. Маленького Валюшу, который вопреки значению своего имени (Валентин в переводе с латинского означает "здоровый, сильный") не отличался крепким здоровьем, воспитывали дома. Когда внуку исполнился примерно год, бабушки его тайно окрестили. Так что за Валентином всегда присматривал ангел-хранитель. А бабушки у него были интересные: одна - крестьянка, другая - дворянка. Так странно начал жизнь Валя Берестов. Биография его продолжится в подростковом возрасте совсем не детскими знакомствами. А пока он рос любознательным мальчуганом и в 4 года учился читать по заголовкам газет. Их подшивки собирала прабабушка Александра Герасимовна. В доме Берестовых была маленькая библиотека. В ней были и ценные книги, иллюстрированные старинными гравюрами. Их темой была история, которую в школе вел его отец. Семья жила бедно, приходилось беречь каждую копейку. В те времена бедствовало большинство советских людей. Так жил и Валя Берестов. Биография расскажет, как грамотно подобранные в 30-е годы детские книги сделают его позже археологом.

В годы войны

Родной Мещовск, в котором родился будущий писатель, с начала ВОВ быстро попал под немецкую оккупацию, и вся семья была эвакуирована в Ташкент. Там в четырнадцать лет показал свои стихи Корнею Чуковскому Валя Берестов. Биография, которую он рассказывал сам, описывает, как Корней Иванович в прямом смысле спас жизнь мальчику, так как он голодал и болел. Там же он познакомился с Анной Ахматовой, вдовой О. Мандельштама, сыном М. Цветаевой.

Литературоведению начинающего поэта учила Лидия Корнеевна Чуковская, английскому языку - Надежда Яковлевна Мандельштам. Анна Андреевна Ахматова ему и сыну М. Цветаевой читала свои поэмы, но о своей горькой жизни детям не рассказывала, стараясь их уберечь от всего страшного и запретного, и Валентин Берестов, биография которого интересна его поклонникам, принял любовь очень разных людей, став позже крупным явлением в литературе.

Учеба

В 1944 году, имея на руках рекомендательные письма А.А. Ахматовой, В. Берестов приезжает в столицу. Он заканчивает школу для одаренных детей, которая расположена в Горках, а затем поступает на исторический факультет МГУ. И каждую неделю он ездит домой в Калугу. А надо сказать, что это сейчас электричка от Киевского вокзала довезет до Калуги за три часа. А как долго приходилось ездить в те военные и послевоенные годы! Уже в 1946 году он отправляется на раскопки в Хорезм и Новгород. На основе полученных впечатлений и глубоких знаний позже появятся повести «Меч в золотых ножнах», «Приключений не будет», и, конечно, новые стихотворения. Так течет жизнь начинающего историка и литератора. Берестов, краткая биография которого показывает это, не ограничивается одним каким-то жанром.

Творческий и жизненный путь

Еще в 14 лет подросток написал стихи о подражании. Но сам он был вполне самобытен. Состояние его души было поэтическим, а потому его стихи доступны и легко читаются. Его первый сборник вышел в 1957 году, а после рождения дочери Марины он написал на радостях так много детских стихотворений и сказок, что многие его стали воспринимать как детского писателя.

И это в то время, когда он вел серьезную исследовательскую работу с архивами А. Пушкина (в скобках заметим, что далеко не каждого допускали к ним). В результате появилась работа, с открытиями которой считаются пушкинисты. Внимательному и вдумчивому читателю доступны его статьи, исследования творчества М. Лермонтова, М. Пришвина, А. Блока, А. Ахматовой, А. Толстого, Б. Пастернака, В. Высоцкого.

Дом писателя

Женой В. Берестова была художница Татьяна Ивановна Александрова. Их трехкомнатная квартира собирала молодых поэтов, художников и журналистов. Многим Валентин Дмитриевич помог становлению в искусстве. Это была радостная семья, тон в которой задавали двое любящих людей.

Умер писатель, когда ему исполнилось 70 лет, всего через две недели после его юбилея. Это было 15 апреля 1998 года.

Итак, перед вами - биография Берестова, кратко изложенная.

Жизнь и поэзия В.Д. Берестова

Дети учатся читать в разное время: кто-то до школы, кто-то в школе. «Как хорошо уметь читать!», - в восторге сказала дочка Валентина Дмитриевича Берестова Марина, и ее слова стали первой строчкой стихотворения. «Читалочка» хорошо известна всем школьникам нашей страны.

Сам Валя Берестов, когда ему не было еще пяти лет, стал понемногу читать. И хотя денег в семье всегда не хватало, но для детей выписывали журналы «Чиж» и «Мурзилку», и Валя всегда поджидал у калитки почтальона, который принесет свежие номера. А еще он любил ходить в библиотеку маленького городка Мещовска, в котором он родился в далеком 1928 году. В ней был настоящий книжный рай!

Еще учась в школе, Валя Берестов начал писать стихи. Они спасли ему жизнь, когда грянула война, и из родных мест пришлось уехать в Ташкент. Там его стихи ходили по городу между школьниками, пока не попали в руки Корнея Чуковского и Анны Ахматовой. Они подкормили совсем оголодавшего и исхудавшего 14-летнего подростка. Им также заинтересовался А. Толстой. Эти великие литераторы не дали мальчику затеряться и отправили его в Москву. Потом он учился в МГУ и стал историком, но не писать не мог. И вот в 1957 году выходит первый сборник его стихотворений. Потом будет написана не одна книга для детей и взрослых.

В библиотеке всегда найдется много книг писателя, а также биография Берестова для детей. Его жизнь археолога и писателя интересна и поучительна, а книги читаются легко, поскольку это был человек с большим чувством юмора и нравоучений он не любил.

Берестов Валентин Дмитриевич (1928 - 1998) -поэт, прозаик, переводчик, автор мемуаров о многих выдающихся людях двадцатого века, исследователь фольклора, литературы, авторской песни, историк - родился в городе Мещовске Калужской области в семье учителя.
Стихи начал писать с детства. Во время войны, в 1942г., в эвакуации в Ташкенте познакомился с К.И.Чуковским и А.А.Ахматовой, которые отнеслись к нему и к началу его творчества с большим интересом и заботливостью.
Первый сборник стихов «Отплытие» вышел в 1967г. и получил признание читателей, поэтов и критиков. В этом же году выходит первая книга для детей «Про машину». Затем последовали сборники стихов детям: «Веселое лето», «Как найти дорожку», «Улыбка», «Жаворонок», «Первый листопад», взрослым - «Определение счастья», «Пятая нога» и многие другие.
Главная работа Берестова в девяностые годы - это составление вместе с женой, архитектором Н.И.Александровой «Избранного» по «Толковому словарю» В.И.Даля. В 2001г. эта книга вышла в свет. В эти же годы Валентин Дмитриевич много времени уделяет передачам по радио и телевидению. Он сочиняет музыку для своих стихов, выступает с музыкальными группами.
Валентин Берестов — лауреат Государственной премии Российской Федерации (1990), имеет почетный диплом IBBU (1988), Дипломы университетов разных стран. Его стихи высечены на каменной книге в городе Арпино, родине Цицерона (Италия). В 2000г. ему было присвоено звание почетного гражданина Калужской области.

Петушки.

Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно пёрышек лишиться.
Если пёрышек лишиться,
Нечем будет петушиться.


Родничок

Ключик, ключик, родничок,
Чистая волна!
Чей-то круглый кулачок
Звонко бьёт со дна.


Весенняя сказка

Дружно
Ударились
Рыбы
Об лёд —
И на реке
Начался
Ледоход.

Тучка

Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдётся,
В небе радуга смеётся.

Гололедица

Не идётся и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато
Отлично падается!
Почему ж никто
Не радуется?!

Картинки в лужах

В лужах картинки!
На первой — дом,
Как настоящий,
Только вверх дном.

Вторая картинка.
Небо на ней,
Как настоящее,
Даже синей.

Третья картинка.
Ветка на ней,
Как настоящая,
Но зеленей.

А на четвёртой
Картинке
Я промочил
Ботинки.

Читалочка

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!

Дети и цветы

Как нарисовать портрет ребёнка?
Раз! — и убежит домой девчонка,
И сидеть мальчишке надоест.
Но художник, кисть макая в краски,
Малышам рассказывает сказки,
И они не трогаются с мест.

Как нарисовать портрет цветка?
Он не убежит наверняка,
А художник рвать его не станет.
Пусть цветок растёт себе, не вянет,
Пусть попляшет он от ветерка,
Подождёт шмеля иль мотылька
И на солнце, не мигая, глянет.

Времена года

Будь лето вечным —
всё бы погорело.

Будь вечной осень —
всё бы отсырело.

Зимою вечной
всё б оледенело.

Вот вечная весна —
другое дело!

Песенка весенних минут

Что ни сутки,
По минутке
День длинней,
Короче ночь.
Потихоньку,
Полегоньку
Прогоняем зиму
Прочь!

Первобытные люди

Окно завесим поплотней,
Залезем под кровать.
Огонь мы с братом из камней
Решили добывать.

Пещера это, а не дом.
Ночь это, а не день.
Вот гром. А молния потом.
Кремень стучит в кремень.

О, искра, спутница труда!
Сначала не костёр,
Разумным блеском навсегда
Зажгла ты чей-то взор.

Не пёс, не северный олень,
Не кошка и не конь,
Был первым приручён кремень,
А вслед за ним — огонь.

Робот

Это чей там слышен топот?
На работу вышел робот.
Мышцы металлические,
Мысли электрические.

Робот лампой помигал,
Робот лапой помахал:
«Посмотрите-ка, ребята,
Как я пашню распахал!»

Робот в шахте уголь рубит,
Робот уголь очень любит,
Никаких других пород
Кроме угля не берёт.

Робот в кратере вулкана,
Как в кастрюльке великана:
«Если не расплавлюсь,
То с работой справлюсь!»

Робот рыбок наблюдает,
Дно морское изучает.
«Выручай меня, матрос!
Я ракушками оброс!»

На другой планете робот
Пробы взял, поставил опыт:
«Воздух есть, и есть вода.
Человек, лети сюда!»

Это маленькая Таня,
А у Тани робот — няня.
«Слушайся, Танюша, мамы,
Как я слушаюсь программы!»

Робот шёл из дома в дом,
Собирал металлолом:
«Из него хочу, ребята,
Я себе собрать собрата!»

// Март 2, 2009 // Просмотров: 44 647

Биография В.Д. Берестова (1928-- 1998)

Родился Валентин Дмитриевич Берестов1 апреля 1928 года в маленьком городке Мещовске, Калужской области, в семье учителя.

Как говорил сам поэт - «социальный «полукровка»: одна бабка - крестьянка, другая - дворянка». Отец будущего поэта сам писал в юности стихи и сумел привить сыну любовь к чтению. Читать мальчик научился в четыре года.

Его жизнь, его книги вмещают множество эпох и литературных жанров. Стихи, проза, жизнь Берестова удивительны и чудесны, вероятно, потому что главный его талант -- любовь.

Поэтические способности обнаружились у маленького Вали очень рано. Первый стихотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников их автор - восьмилетний Берестов - был бит.

Но это не повлияло на его сочинительство, просто новые стихи теперь записывались в тетрадь и хранились в тайнике.

В 1942 году семья Берестовых жила в эвакуации в Ташкенте. Здесь Валентин Берестов познакомился с Анной Ахматовой, Надеждой Яковлевной Мандельштам(женой известного поэта). Но особую роль в литературной биографии Берестова сыграла встреча с Корнеем Ивановичем Чуковским, которому четырнадцатилетний поэт показал свою заветную тетрадь.

В 1944 году семья Берестовых перебралась в Подмосковье. В Москве Валентин Дмитриевич поступил на исторический факультет МГУ, затем в аспирантуру Института этнографии.

В студенческие годы Берестов впервые поехал на археологические раскопки. Древние города - Хорезм, Новгород. Через несколько лет он расскажет о своих археологических экспедициях в исторических повестях «Меч в золотых ножнах»(1964) и «Два огня»(1966).

Первый поэтический сборник «Отплытие» и тоненькая книжка для дошкольников «Про машину» вышли в свет в 1957 году.

Интерес к детской поэзии пришел к Берестову «случайно», когда он стал отцом. берестов поэтический стихотворение ценность

«Моя дочь Марина вдохновила меня на стихи и сказки для малышей. Меня стали считать только детским. Я и горевал, и бросал «детское», но ничего поделать было нельзя… Впрочем, почти вся классика ушла к детям разных возрастов. Если так, то сдаюсь, я - детский!» - В.Д. Берестов.

Стихи Валентина Берестова знакомы каждому с детства, стоит только вспомнить несколько строчек:

Не надо к маме приставать.

Не надо к бабушке идти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай еще страницу!»

Не надо звать,

Менее известен Берестов как сказочник. Одна из известных сказок Валентина Берестова «Катя в Игрушечном городе» написана в соавторстве с Татьяной Александровой, женой писателя.

Берестов вспоминал о встрече с Татьяной Александровой, случившейся лет за 10 до их женитьбы. К нему, уже известному писателю и поэту, пришла 30-летняя женщина и принесла рукопись в черной папке со шнуровкой. Все, что она читала, заставляло Валентина Дмитриевича грустно вздыхать: «Такая милая женщина и не избежала писательской отравы…» Татьяна Ивановна разочарование писателя почувствовала и очень расстроилась.

«…И тогда огорченная Таня вынула из папки большую красную тетрадь и прочла: «Маленький домовенок с размаху налетел на огромное дерево и кувырк вверх лаптями». Я затаил дыхание. Происходило чудо… Нет в русских сказках ни эльфов, ни гномов, одушевляющих лес и горы, навещающих и людское жилье. И вот теперь эта художница собралась населить для наших детей многоэтажные городские дома маленькими домовятами, о каких еще никто никогда не писал и не рассказывал.»

Это была рукопись сказки о приключениях маленького домовенка Кузьки.

«Я знал Таню 25 лет. И только через 10 лет осмелился признаться ей и самому себе, что люблю ее. 15 лет мы прожили вместе.» - В.Берестов

Берестов-переводчик познакомил читателя с такими поэтами, как Морис Карем и Франтишек Грубин. Стихи М. Карема в переводе В.Д. Берестова печатались в журналах и альманахах: “Новый мир” (1986, № 4; 1990, № 1), “Огонек” (1989, № 9; 1990, № 36), "Согласие", (1990, № 1), “Теплый Стан” (М., 1990).

Печатался Берестов как критик и литературовед - статьи об А.С. Пушкине, В.И. Дале, С.Я. Маршаке (“Новый мир”, 1987, № 9), В.С. Высоцком (“Новый мир”, 1988, № 2; "Вопросы литературы", 1995, № 2). Статьи об авторской песне и многое другое.

Берестов В. Д. - Член Союза Писателей СССР (1957). Член редсоветов издательства “Малыш” (с 1989), журнала “Детская литература” (с 1996).

Лауреат Всероссийского конкурса на лучшее художественное произведение для детей (1977, 1987), Государственная премия РСФСР (1990), диплом 3-го Всероссийского молодежного фестиваля “Артиада” (1997), премия им. Б.Полевого (1986), премия им. А.Синявского “За благородство и творческое поведение в литературе” (1998; посмертно).

В последние годы жизни писал и выпускал детские сказки вместе со своей женой художницей и писательницей Татьяной Александровой. Составил (вместе с женой) “Избранное” по “Толковому словарю” В.И.Даля (издано в 2001 г.)

Биография

БЕРЕСТОВ ВАЛЕНТИН ДМИТРИЕВИЧ

Его жизнь, его книги вмещают множество эпох и литературных

Жанров. Стихи, проза, жизнь Берестова удивительны и чудесны, вероятно, потому

Что главный его талант - любовь. Вот стихотворение «Улыбка»:

Ушедший мир лежал у наших ног,

Но я чужим назвать его не мог…

Философ П. -Т де Шарден утверждал: «Наша способность любить

Развивается до охвата всех людей и всей Земли». Именно эта способность была у Б., и он принял любовь как дар соединять в своем творчестве жизни и миры разных людей. Поэтому вероятно, в отрочестве Берестов покровительствовала А. Ахматова, учила языку Н. Я. Мандельштам. К. И. Чуковский, С. Я. Маршак наставляли в юности. Берестов - явление крупное в современной литературе, его уход 15 апреля 1998 года еще обнажит перед нами «зияющие высоты» наших незнаний, утрат. Возможность пребывания в масштабе личности художника - философа, поэта духовный опыт чтения его книг. Необходимая книга для чтения и перечитывания - сборник «Первый листопад». Уникальность книги в том, что стихам принадлежат тонкие, изящные, акварели Т. И. Александровой - жены поэта. Особый мир - детские портреты. Все вместе -

Цветы, пейзажи, портреты - Любовь Поэта и Художника. Книга, рожденная любовью.

Жизнь Берестов - истинный путь: он стремится к себе идеальному к пре-

Делу замысла, чтобы представить красоту подобного творчества, надо

Обратиться к его воспоминаниям об А. А. Ахматовой.

Валентин Дмитриевич поведал о тех днях, когда он слушал Ахматову: «Понимал, что слышу голос мировой поэзии». О часе прихода к Анне Андреевне он говорит: «Над домом и двором стояла яркая голубая весенняя звезда. Она сияла над той светящейся дверью, куда мы должны были войти». Берестов оставил нам память об уникальных событиях, бережно передал традицию понимания вечных истин.

Ода отрочеству. Так можно уточнить жанр, в котором воссозданы события в Ташкенте 1942-43 гг. В ташкентском пристанище А. А. Ахматовой творцами событий в литературной жизни были и юные отроки - Валя Берестов и его ровесники: «Ахматова смотрит на нас, словно, пытаясь угадать судьбу каждого». 1 апреля 1943 г. Берестов получил «правила для юных поэтов». Любовь Берестова, её энергия-луч света, помогающий нам проницать окружающее в гармонии целого, а самих себя через совершенство мира.

Узнавание поэта вдохновенно в его стихах и не менее радостно и волнующе в признаниях в верности русской поэзии ХХ века (Н.Гумилёв, В. Хлебников, М. Кузьмин), размышлениях о родстве и близости с Д. Дефо, обнаружении истоков зрелого Пушкина в Державине, Батюшкове.

Природа поэзии Берестова - образы познания мира любовью. «Детский» Берестов соответствует ожиданиям ребенка потому, что он философ, художник, ученый - «космос» его духовного опыта сотворен любовью в точкё сопряжения веков и личностей.

Поэт и археолог. Стихи и изучение древних памятников Хорезма и Новгорода, Берестов был, смел и неутомим в своих дерзаниях, в жизнетворчестве, и цель свою, посвященную ребенку, видел в том, чтобы помочь узнать человеку в детстве «истинное лицо, свою уникальную, данную от рождения, гениальность"

Открыть малышам поэта Берестова, наверное, можно только приняв его кредо: мы должны постичь разные эпохи детства. Порою, они неотделимы во времени, соприкасаются. Эту детскую тайну сердечно принял и выразил поэт: ребенок - явление разных времен, он свободно путешествует в них. «Вечер. В мокрых цветах подоконник», «Все ждут, когда на улицу отпустят…», «Великан», «Зимние звезды». События в этих стихотворениях выражены в образах от ребенка и будущего взрослого, каким станет этот ребенок. Подобное понимание детства требует особого таланта и провидения - доказательство подлинности художника. Взгляд на себя из будущего помогает ребенку возрастать душой.

Поэзия Берестова рождается детским взглядом на мир: «Веселое лето», «Знакомый», «Картинки в лужах», «Тропинка», «Снегопад», «Гололедица»,

«Прощание с другом». Трагические, веселые, грустные, волшебные истории. Мелодия речи ребенка о себе и мире:

Сегодня вышел я из дома.

Гляжу - навстречу мой знакомый

Бежит по снегу босиком…

Можно несколько раз перечитывать строчку за строчкой, строфу за строфой и всякий раз радостно улыбаться событиям в жизни двух неразлучных друзей - мальчика и собаки. Неожиданность сюжета таится в ритме происходящего. Магия сменяющихся ритмов.

Сначала: …Визжим, и прыгаем, и скачем

И он, и я, и он, и я!

Потом: … Объятья, шутки, разговоры.

Ну, как живешь? Ну, как дела?

И… Вдруг видим кошка вдоль забора,

Как тень, на цыпочках прошла.

Конец известен? Ну и что! Желание произнести все вновь, все опять присвоить себе, увидеть еще раз рождает эпическое: «Сегодня вышел я из дома…» Впереди - новое удивительное приключение.

Дом. Небо. Ветка. Увидел ребенок и отразил в лужах «как настоящие» Повтор волшебного, «как настоящие», в каждой строфе, усиленный сравнениями, придает всему подлинность, яркость, непременность. Вслед за ребенком, за его погружением в прекрасное отражение, запыхавшись, вслушиваемся в тихий голос:

А на четвертой

Картинке

Я промочил

Ботинки.

Есть у Поэта стихотворение с названием-обращением: «Лети!» Строка «Птица неба не боится» превратилась для многих малышей в метафору-напутствие, поддержку доверие, надежду Берестова, вспоминая строку А. А. Ахматовой, обращенную к ребенку: «Но тебя не предам никогда… восклицал: «Клятва поэта ребенку!» Берестовская верность ребенку в

Его поэзии - то, что он стремился поведать о детях. Образ ребенка у Берестова - это, прежде всего озвучивание идеи ребенка в мире: Любовь, Свет, «иная жизнь, иные времена», Память, Чудо, Будущее - «Вся теплота, сила света». Поэт говорит с ребенком о нем самом - редчайшее явление среди взрослых. К малышу в стихах обращаются не с назиданием, а с радостью от его света в мире… Ребенок слушает и слышит про

Себя. Поэт рядом с ребенком, открывал ему день его рождения, засыпаний, пробуждений. игр, обид, слез. Поэт дает вместе с ребенком «уроки» жизни. Кому? Ребенку, А почему не скучно? Потому что ребенок воспринимается поэтом как равный.

В стихотворении «Дети и цветы» поэт задает вопрос «Как нарисовать портрет ребенка?» Ответ - рядом с ребенком должен быть художник, благодарный ребенку за его жизнетворчество.

Философия детства, сознание его ценности, вера в высокое предназначение ребенка как дара Божия, по-особенному явлена в двух произведениях:

Про девочку с мячом:..

Так и сяк его берет,

Шлеп об землю, хлоп об стенку

И опять через коленку.

Видит каждого из нас,

Кто умен, кто симпатичен,

Кто ей просто безразличен.

Поразительно, как удалось поэту встревожить нас, напомнить: ум ребенка интуитивен и наблюдателен, его откровения миру не заслуживают снисходительности, хрупкое создание «видит каждого из нас», ждет обращения соразмерного. Поэт знает:

Это в детстве - всего откровенней,

Без прикрас и возвышенных фраз,

Твой огонь, человеческий гений,

Зажигается в каждом из нас.

«Ода снежной горке"

Детская игра - это полёт. Берестов сопровождает ребёнка в полёте движения, естественном, свободном развитии, прекрасного - того, что открывает ребёнок в себе сам. Более пронзительной веры в ребёнка мы не обнаружили. Наши дети, внимающие Берестову в его стихах, учатся соответствовать себе - прекрасным: «Птица неба не боится».

Поэт однажды заметил: «Стремление обрести изначальный рай - в детском взгляде на мир. Глазам ребенка доступна гармония мира. Полагаем, что для большинства детей лирические стихи Берестов - трепет узнавания себя в другом - человеке, птице, дереве, звуке, текучей воде.

Крошечные миниатюры, на один вдох: «Верблюжонок», «Баю-бай», «Репей», «Воробушки», «Гуси», «Тучка». Исполняется греза ребенка - он понятен, он принят, с ним говорят на его языке, его услышали. «Это - я!» - выдыхает ребенок. Свободное дыхание - вот что такое диалог поэта с малышом.

«Осенние одуванчики», «Возвращение к природе», «Счастье» - цикл стихов, негромкого признания - возвращение к Природе. Поразительны интонация и композиция стихотворения «Возвращение к природе» Оно начато с отрицания: «Не стало…» В нем девять строк. Пятая звучит: «Как будто целый мир погиб» - тот мир, который только что предстоял перед взором: «С листвой и небом…» Четыре последние строки как ступени, возвышающие тебя до труда мучительного и прекрасного - возвращения к Природе.

Стихи Берестова возвращают изначальный смысл привычным словам. Например, слову «Новизна», «по-новому», «вновь». Синонимы этих слов: названия стихов поэта, их сюжет, образы. «Ночь уходит». Глагол уходит, мы еще увидим, услышим, почувствуем, переживем во времени долгом, как ожидание, которое угадывает в нас это слово.

Ночь уходит на покой

И уводит за собой…

Нетерпению, что готово радоваться: «ночь уходит», еще не пришло время, еще есть время для наслаждения, дремы:

Пряча в складки

Запах сладкий,

Лепесток за лепестком,

Сам себя укрыл украдкой

И уснул ночной цветок…

И еще длится и, наконец:

Рассветает.

Рассвело.

Вспомним, вызывало ли когда-нибудь в нас пробуждение столько умиротворения, покоя и… ликования:

Рассветает.

Рассвело.

Эти новые звуки и их образ - теперь навсегда.

Поэт знал, мы ему поверим, когда говорил, что обрести рай - увидеть мир глазами ребенка.

О своих стихах для детей Берестов говорил: «…сочетание сюжета с размером новое. Я даже употребляю древнегреческие размеры. - Никто не замечает!» Надо нам принять этот укор, осмыслить. Берестов - очень верная, поэтическая фамилия, излучающая теплый, солнечный свет и улыбку. Благодать. Чистота. Тишина.»

Детский поэт, переводчик и писатель Берестов В.Д. родился в г. Мещовске 1 апреля 1928 года. Он рано начал читать, и первые стихи написал еще в детстве. Берестов В.Д. довольно многогранный писатель. В его жизни и произведениях переплелись многие эпохи и литературные жанры.

Главной движущей силой в жизни, прозе и стихах Берестова является любовь. А главными его учителями стали Анна Ахматова, которая была покровительницей Берестова с отрочества, учителем языка стала Надежда Мандельштам (именно она и познакомила будущего поэта с А.Ахматовой), с юности учили писательскому ремеслу Чуковский К.И. и Маршак С.Я.

Серьезному занятию литературой передует окончание Берестовым исторического факультета МГУ, а также аспирантуры Института этнографии и проведение многих археологических раскопок. Навыки в истории отобразились и в литературной сфере, например в познавательных художественных произведениях «Государыня пустыня», «Приключений не будет», «Меч в золотых ножнах», а также в стихах и песнях. Впервые они были опубликованы в «Юности», на большинство из них сделаны пародии.

В 1957 году мир увидел первый сборник стихов «Отплытие», который сразу был признан как читателями, так и поэтами и критиками. Вслед за ним, в этом же году вышла первая книга Берестова для детей «Про машину».

В дальнейшее вышли сборники стихов на самые разные тематики и жанры: «Веселое лето», «Улыбка», «Пятая нога», «Определение Счастья», «Жаворонок», «Первый листопад» и другие. По словам поэта Коржавина, Берестов - веселый лирический поэт, прежде всего талантливый, умный. Анна Ахматова, характеризуя короткие юмористические стихи Берестова, советовала ему отнестись к этому более серьезно, так как никто так не умеет писать. Отметился Берестов В.Д. и как публицист. Написал много статей посвященных биографиям Пушкина, Блока, Даля, Есенина, Высоцкого и многих других выдающихся личностей.

В последние годы жизни Берестов с женой создавал и выпускал детские сказки. Основной работой этого времени считается их совместно составленная книга «Избранное» по «Толковому словарю» В. И. Даля. Умер Берестов в Москве 15 апреля 1998 года.

Валентин Дмитриевич Берестов родился 1 апреля 1928 года в Калужской области (г. Мещовск) в семье учителя истории. Берестов уже в 4 года научился хорошо читать, радуя прабабушку чтением газет вслух своей слепой прабабушке. Она любила газету «Известия» и просила маленького внука описывать картинки в газете словами, так как читать сама не могла. Так юный поэт прочел свое первое слово – СССР! Сам же мальчик обожал сказки, а позже детские романы, зачитываясь Марком Твеном и мечтая о приключениях, как у Тома Сойера. Любимыми его произведениями были "Одиссея" и "Гекельберри Финн", сказки Андерсена и баллады Жуковского.

Поскольку поэтические способности у мальчика обнаружились рано, стихи Берестов начал писать еще в детстве. Однако его первый опыт закончился грустно. Берестов терпел плохое отношение со стороны сверстников, ведь увлечение чтением и поэзией не было популярным, поэтому восьмилетнему Валентину часто доставалось от одноклассников. Именно поэтому первые стихи Берестова, записанные в тетрадь, хранились в укромном тайнике.

Во время войны в 1942 году, в эвакуации в Ташкенте мальчик познакомился с Ахматовой. В местном Дворце пионеров преподаватель английского языка, Надежда Яковлевна, заметила талантливого ребенка и отвела его к Анне Андреевне. Позже Валентин познакомился и с Надеждой Мандельштам. Но настоящим подарком судьбы было знакомство с Корнеем Ивановичем Чуковским, который спас Берестову жизнь, когда тот серьезно заболел. Ему же четырнадцатилетний мальчик и решился показать свою заветную тетрадь. Так началось становление его поэтического таланта, К. И. Чуковский писал о нем: «Этот четырнадцатилетний хилый подросток обладает талантом огромного диапазона, удивляющим всех знатоков. Его стихи классичны в лучшем смысле этого слова, он наделен тонким чувством стиля и работает с одинаковым успехом во всех жанрах, причем эта работа сочетается с высокой культурностью, с упорной работоспособностью. Его нравственный облик внушает уважение всем, кто соприкасается с ним». Именно Корней Чуковский помог Валентину раскрыть талант и больше не стесняться его.

В 1944 году Берестов переезжает в Подмосковье и поступает в МГУ на исторический факультет, а затем в Институт этнографии на аспирантуру, работает над археологическими раскопками в Новгороде и Хорезме. Эта работа явилась основой для художественных произведений познавательного характера (повести «Государыня пустыня», «Меч в золотых ножнах»(1964) и «Два огня» (1966), «Приключений не будет»), а также для многих стихов и песен. «Раскопки — это своего рода общение с древними людьми, с человечеством», — писал В. Берестов. В 1946 году Берестов начинает публикацию в периодических изданиях, а в 1957 году появляется на свет книжка для детишек дошкольного возраста «Про машину» – первое издание поэта для детей. Затем выходят сборники «Картинки в лужах», «Весёлое лето», «Улыбка». «Жаворонок», «Первый листопад», «Определение счастья», «Пятая нога» и многие другие. «Берестов, — писал поэт Коржавин, — это прежде всего талантливый, умный и, если можно так выразиться, весёлый лирический поэт».

Также увлекательны статьи Берестова о Дале, Блоке, Есенине, Мандельштаме, о творчестве Высоцкого. Он написал мемуары о детстве и о великих современниках (Чуковском, Ахматовой, А. Толстом, Пастернаке, В. Пудовкине и многих других). Он занимался пересказами библейских преданий, переводами, и в первую очередь — переводами стихов близкого ему по духу бельгийского поэта Мориса Карема, получившего в Париже титул «Короля поэтов».

В последние годы жизни поэт писал и выпускал сказки вместе со своей любимой женой, художницей и архитектором Татьяной Александровой. Основной работой Берестова в те годы было составление вместе с супругой «Избранного» по «Толковому словарю» В. И. Даля. В 2001 г. эта книга вышла в свет. В эти же годы Валентин Дмитриевич много времени уделяет передачам по радио и телевидению. Он сочиняет музыку для своих стихов, выступает с музыкальными группами.

«Если бы меня спросили, кто — человек столетия, я бы сказала: . Потому что именно таких людей двадцатому веку не хватало больше всего» – так говорила о Валентине Дмитриевиче известный литературовед Новелла Матвеева, и это воистину так.