» » Великобритания. Великобритания Предусматривала такие требования к модернизации

Великобритания. Великобритания Предусматривала такие требования к модернизации

HMS London

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Артиллерия главного калибра

  • 4 × 2 - 203-мм/50 орудия;
  • 4 × 2 - 102-мм/45 орудия.

Зенитная артиллерия

  • 2 × 8 - 40-мм/40;
  • 4 × 4 - 12,7-мм пулемёта.

Авиагруппа

  • 1 катапульты, 2 гидросамолёт.

Однотипные корабли

Devonshire, Sussex, Shropshire.

Предпосылки к созданию.

Появление данного типа кораблей, было обусловлено «вашингтонским» соглашением от 1922года , именуемым также Договором Пяти Держав. Этот договор был подписан США, Британской империей, Французской Республикой, Итальянским королевством, Японской империей (Treaty Between the United States of America, the British Empire, France, Italy, and Japan, Signed at Washington, February 6, 1922 ), и предусматривал ограничение нарастающей гонки вооружений.

Так были достигнуты договорённости по ограничению тоннажа и главного калибра кораблей. Которые были разделены на 2 группы:

1 - я группа:

Линейные корабли и линейные крейсера, стандартное водоизмещение 36000т. и калибр главной артиллерии 16 дюймов (406 мм)

2 - я группа:

A - легкие надводные корабли (крейсера и эсминцы);

B - подводные корабли;

C - авианосные корабли (авианосцы и базы гидросамолетов), 27000т и 8 дюймов (203 мм).

Для крейсеров максимальное стандартное водоизмещение в 10000 т и калибр главной артиллерии в 203 мм . Именно с этого момента начинается путь крейсеров, получивших нарицательное название «вашингтонские». Основной задачей при их создании являлось, заполнение в некоторой степени пробела, образовавшегося после ограничения тоннажа линкоров. Так был создан целый ряд быстрых, сильных и хорошо вооружённых судов, но при этом слабобронированные, и довольно дорогостоящие, что так же являлось существенным недостатком.

Лондонская конференция 1930 года

В изначальном варианте классификации, не было чёткого разграничения на «тяжёлый» или «лёгкий» крейсер, это понятие было введено в 1930 году, после морской конференции проходившей в Лондоне с 21 января по 22 апреля. Основной задачей конференции было, установление новых ограничений тоннажа флотов участвующих в ней держав. Также было решено разделить крейсера на класса:

  • Класс «А» - тяжелые крейсера, к которым относились корабли с артиллерией главного калибра свыше 155 мм при сохранении, однако, верхней границы 203 мм;
  • Класс «В»

Легкие крейсера - корабли с орудиями калибра 155мм и меньше.

История создания.

Головной корабль 2-й серии County, получил название графства Юго-Восточной Англии, а так же столицы Великобритании и являлся 11 по счёту кораблём, носящим данное название. Был заложен спустя 17 месяцев (после закладки первого корабля типа «Kent»), 23 февраля 1926 года на казённых верфях Portsmouth Dockyard. Согласно кораблестроительной программе 1925-1926 гг. Изначально, программа предусматривала строительство 5 кораблей данной серии, но введу ограничения морского бюджета, был размещён заказ только на 4 единицы данной серии.

Но размещение заказа на строительство, было сделано с большой задержкой. Так как Адмиралтейство, получило новые данные по кораблестроительных программ других держав участников, и в частности технические характеристики (или предполагаемые характеристики) строившихся там договорных кораблей. Из чего выходило что корабли типа «Kent», имели наименьшую скорость среди договорных кораблей. Поэтому, на этапе заказа, конструктив корабля был в значительной части модернизирован.

Так рассматривалось два варианта решения возникшей проблемы. В первом случаи, предлагалось отказаться от булевых наделок, чем достигалось сужение корпуса, при этом не меняя главные машины, получался прирост в скорости 0,75 узла. По мимо этого предполагалось отказаться от бронирования артиллерии универсального калибра, получившуюся «экономию» веса, использовать для усиления защиты радиоузла, помещения главных генераторов, корабельной системы связи и запасного поста управления.

Второй вариант был более радикальный. Так предлагалось замена двигательной установки, пересмотр бронирования и вооружения крейсера. Увеличение мощности машин с 80000 до 110000 л.с. достигалось путем ликвидации и без того скромного бронирования районов МКО и рулевого отделения, погребов универсальной и мелкокалиберной зенитной артиллерии, а также отказом от торпедного и авиационного вооружения.

Но на полное «раздевание» кораблей Адмиралтейство не пошло, так был принят первый вариант с некоторыми оговорками. Был уменьшен боезапаса ГК, с 150 до 100 снарядов на ствол. Радиостанцию и главные генераторы перенесли в бронированные погреба мелкокалиберной зенитной артиллерии, последнею перенесли в погреба 102-мм снарядов (40-мм снаряды автоматов «пом-пом») и в небронированные помещения (патроны для 7,62-мм пулеметов). Окончательный вариант был разработан начальником отдела кораблестроения Адмиралтейства сэром Уильям Дж. Берри. Представленный на рассмотрение летом 1925 видоизмененный проект был утвержден 25 июля и в том же году состоялся заказ крейсеров новой серии, получившей название по головному кораблю - «London» .

Вооружение

Главный калибр

Артиллерия ГК состояла из восьми 203-мм орудий Виккерса Mk VIII образца 1923 года, размещенных в четырех двухорудийных башнях Mk I с гидравлическим приводом. Башни располагались в носу и корме в позициях «А» и «В» и «X» и «Y». И имели угол возвышения до 70°. Что позволяло вести зенитный огонь и из главного калибра. Вес бортового залпа составлял 940 кг, при скорострельности 4 выст\мин.

Зенитная артиллерия

Платформа главной зенитной артиллерии с четырьмя орудиями Виккерса Mk V калибра 102 мм на станках Mk III. С боезапасом по 200выст\орудие.

  • установленный в боевой рубке главный артиллерийский 3,66-метровый дальномер MkII;
  • 2,44-метровый артиллерийский дальномер (рис.5) в кормовой рубке;
  • 3,66-метровый дальномер зенитной артиллерии на крыше кормовой рубки;
  • два 3,66-метровых дальномера на крыльях мостика.
  • Дальномер на крыше кормовой рубки вскоре заменили 3,66-метровым дальномером MkI

Планы по модернизации

С момента постройки крейсера типа County , подвергались постоянной критике, за слабое бронирование, не совершенство систем ПВО, а также относительная тихоходность. Всё это побудило Адмиралтейство начать интенсивные работы по модернизации данного класса кораблей. Так в результате проведения этих работ в 1935-38 гг., была проведена модернизация крейсеров типа «Kent». А в 1936 году, был рассмотрен весь комплекс вопросов, связанных с модернизацией «лондонов». Разработка документации и спецификаций была поручена начальнику Отдела кораблестроения сэру Артуру Уильяму Джонсу

Предусматривала такие требования к модернизации:

  1. - модернизация ЭУ;
  2. - усиление конструкции корпуса;
  3. - реконструкция носовой надстройки из ярусной в башнеподобную;
  4. - реконструкция системы защиты и особенно бортового бронирования;
  5. - усиление зенитной артиллерии и авиационного вооружения посредством оснащения кораблей более современной техникой.
  6. Проектные работы продолжались в течении 2-х лет, в результате чего, было предоставлено на рассмотрение 3 варианта:
  7. - замена всей силовой установки;
  8. - частичная внутренняя реконструкция МКО - предлагалось поменять местами второе котельное и первое машинное отделения, что помимо прочих выгод повышало живучесть ЭУ кораблей и позволяло сократить количество дымовых труб до двух;
  9. - сохранение старой ЭУ с усилением ее пассивной защиты.

В результате обсуждения был принят окончательный вариант по модернизации кораблей. Окончательный вариант защиты борта - 76-мм броневой пояс длиной 76 м и высотой 5,5 м, реконструкция носовой надстройки построившихся тогда легких крейсеров типа Fiji . А так же замене средств ПВО и корабельной авиации.

План по модернизации от 1938 года предполагал следующую очерёдность проведения работ, на специально выбранной верфи Chatham Dockyard :

London - декабрь 1938 - январь 1940; Но по факту модернизация тяжёлого крейсера «London» началась только в марте 1939 года. А начало 2-й Мировой войны, растянуло проведение работ ещё на полтора года. В результате чего модернизацию в полном объёме прошёл только тяжёлый крейсер «London».

Модернизация

Бронирование

Установка 89мм (3,5 дюйма) бронепояса из нецементированной стали, простиравшийся на 2\5длины корабля и опускающийся на 2,44 м ниже уровня ватерлинии. Начинаясь в носу на уровне зенитных директоров и заканчиваясь сразу за кормовым артиллерийским директором, прикрывал район МКО.

Энергетическая установка (ЭУ)

Частичная замена главной энергетической установки (ЭУ), позволившей установить гораздо производительные котлы и обновить часть турбогенераторов. Сокращение запаса топлива до 2800 т повлекло за собой уменьшение дальности плавания, которая составляла теперь только 8000 м.м. при 12-узлах скорости хода. После реконструкции дымоходов London приобрёл 2 прямые, разные по высоте трубы, установленные на местах прежних концевых дымовых труб.

Внешний вид

Полностью изменена «архитектура» всех надстроек на главной палубе, между башнями «В» и «X». Из которых следует отметить башенноподобную носовую надстройку с примыкавшими к ней самолетными ангарами. Она являлась подобной аналогичным конструкциям легких крейсеров типа Fiji, но внешне все же отличалась (размерами, конструкцией и расположением платформ и уровней).

Зенитная артиллерия.

Была обновлена зенитная артиллерия, вместо одноствольных 102-мм орудий MkV , заменили на 4 сдвоенные установки MkXVI/MkXIX , которые расположили побортно парами, на шельтердеке над торпедными аппаратами.

На крышах ангаров возле 1-й трубы, смонтировали 2 8-ствольных «пом-пома» MkVIII/MkVI .

На возвышенных башнях ГК «В» и «X» установили 2 12,7-мм счетверенных «виккерса» Mk III/Mk I .

Система управления артиллерийским огнём (СУАО)

Установка на верхней платформе носовой надстройки, новый главный артиллерийский директор, а на ее крыльях - 2 зенитных директора Mk II.

Радар

На момент модернизации, была установлен воз­душного обнаружения «тип 279», РЛС управления огнем главной артиллерии «тип 284» и зенитную РЛС «тип 285».

История службы

После спуска на воду, комплектации и проведения всех необходимых приёмных испытаний, корабль вошёл в строй 31 января 1929 года. Получив тактический номер 69 , был зачислен 1-ю крейсерскую эскадру, входив­шую в состав британского Средиземноморского флота (Mediterranean Fleet) после чего отбыл к месту службы.

1931 год - высадка десанта морской пехоты в столице о. Мадеры, Фуншале.

1935 год - участвовал «показательной демонстрации силы» Королевского флота у берегов Абиссинии (Эфиопии), в связи с нападением Италии на Абиссинию.

1936 год - попеременное патрулирование у берегов Барселоны, в связи с началом Гражданской войны в Испании.

1936 год - отправка на верфи для ремонта

Участие в грандиозном параде флота в Спитхеде по случаю 25-летней годовщины коронации короля Георга V. - получения направление в 1-ю эскадру и прибыл в Средиземное море, где (теперь уже с Sussex), производил патрулирование берегов Испании

Март 1939 год - отправка на верфи для модернизации

22 февраля 1941 - зачисление в 22-ю эскадру крейсеров из состава Флота Метрополии (Home Fleet). В составе которой занимался патрулирование конвоев.

26 мая 1941 - на широте Азорских островов он был отозван из состава эскорта конвоя SL.75, следовавшего по маршруту Сьерра-Леоне - Англия. Для участия в операции по поиску немецкого линкора Bismarck, 2 днями ранее потопившего линейный крейсер Hood .

4 и 5 июня 1941 - тяжёлый крейсер «London» в паре с эсминцем «Brilliant» , затопили 2 немецких танкера танкеры Esso Hamburg (9849 т) и Egerland (9798 т) , а через 2 недели, 21 июня затоплен блокадопрорыватель Babitonga (4422 т) .

27 сентября 1941 года - на борту крейсера «London» в Архангельск прибыли личные представители президента Ф. Рузвельта А. Гарриман и Г. Стэрди и уполномоченный английского правительства, министр по делам снабжения лорд У. Бивербрук.

28.09. - 2.10.1941 - конвой QP1, состоявший из 7 союзнических и 8 советских судов

С 30.10.1941 по 25.01.1942 - прошел ремонт, верфь на р. Тайн

26 апреля 1941 - сопровождение конвоя PQ15. Он состоял из 26 транспортов и усиленного эскорта, в который помимо 6 эсминцев, 4 минных тральщиков и 4 вооруженных траулеров входили корабль ПВО (конверсионный грузопассажирский пароход) Ulster Queen и, впервые, авиакатапультное торговое судно Empire Morn, оснащенное катапультой и истребителями разового использования.

30 июня 1942 года - сопровождение конвоя PQ17, в качестве флагманского корабля крейсерской группы контр-адмирала Л. Г. К. Гамильтона.

Сентябрь 1942 - сопровождение каравана Р018 в составе крейсерской группы вице-адмирала С. С. Бонэм-Картера (тяжелые крейсера Suffolk, London и флаг­манский Norfolk).

Ноябрь 1942 - осуществление совместно с «Suffolk» и 3 (5) эсминцами ближнего прикрытия обратного конвоя QP15 21 декабря по 17 мая 1943 - выведен в резерв и отправлен, на плановый ремонт на верфи р. Тайн

Во второй половине 1943 года вместе с тяжелыми крейсерами «Kent» и Norfolk и легким Belfast совершил несколько патрульных походов в Северное и Норвежское моря, оперируя из Гвалфиорда и Скапа-Флоу.

В ноябре London прибыл в Средиземное море, чтобы доставить из Александрии в Англию британскую военную делегацию, принимавшую участие в работе закончившейся 1 декабря конференции в Тегеране.

После окончания ремонта, получил назначение в 4-ю крейсерскую эскадру и направило корабль в состав Восточного флота (Eastern Fleet), оперировавшего в Индийском океане

16 апреля 1944 операция Cockpit - цель которой являлась, уничтожение японской военно-морской базы в Сабанге, на северо-восточном побережье Суматры, которая защищала вход в Малаккский пролив.

17-18 октября 1944 - Тяжелый крейсер London совместно с County 1-й серии Cumberland и Suffolk и 3 эсминцами составлял боевую группу TG.63.2, бомбардировавшую Никобары.

8 апреля 1945 - London в составе соединения TF.63 вице-адмирала Г. Т. К. Уокера вышел из Тринкомали и напра­вился к северному побережью Суматры

27 апреля 1945 - плановый ремонт на южно­африканской верфи в Симонстаде, продолжавшийся 2 месяца.

2 июля 1945 - тяжёлый крейсер «London» вошел в состав британского Тихооке­анского флота

С начала 1946 - тяжёлый крейсер «London» занимался перевозкой демобилизованных войск.

Последний бой, «инцидент на Янцзы»

С согласия националистического правительства, ввести в Янцзы свои корабли, которые являлись единственным инструментом, способным обеспечить в условиях гражданской войны безопасность английской дипломатической миссии в Нанкине, тогдашней столице Китая.

Тем не менее, верно оценивая возможности правительства Чан-Кайши и считаясь с возможным возникновением необходимо­сти скорой эвакуации своего посольства, англичане решили усилить его охрану боевым океанским кораблем, введя в Янцзы эсминец «Consort».

Ситуация резко изменилась 9 апреля 1949 года, в связи с наступлением «красных китайцев». 20 апреля шедший на замену эсминца «Consort», фрегат «Amethyst» в 260 км выше устья был обстрелян батареей полевой артиллерии «красных».

Севший на мель фрегат за короткое время получил более 50 попаданий 37-105-мм снарядами, в результате чего погибли 19 членов экипажа, в том числе и командир корабля. Радиограмму о помощи получило местное и региональное командование RN в Шанхае и Гонконге.

Вверх по реке был отправлен фрегат «Black Swan», приказ идти на помощь передали также эсминцу «Consort» в Нанкине и тяжелому крейсеру «London». Общее руководство операцией осуществлял находившийся на борту тяжелого крейсера адмирал Мадден.

Первым шёл тяжёлый крейсер «London», а в двух милях за них следовал «Black Swan». В 40 милях вверх по течению корабли попали в хорошо замаскированную засаду, и были обстреляны из полевых батарей.

Не имея возможности маневрировать в узком фарватере реки ввести всю свою артиллерию, получил значительные повреждения. За 3 часа боя в крейсер получил более 20 попаданий, были выведены из строя обе носовые и одно кормовая башни ГК, при чём башня «В» была уничтожена, повреждены носовая надстройка и пункт управления зенитным огнем, убиты 13 и ранены 30 человек.

Источники

  • Патянин С. Б. Дашьян А.В Балакин К. С. - Все крейсера Второй Мировой. Уникальная энциклопедия 2012

Непросто оценить ситуацию в мире, которая сложилась после завершения Первой мировой войны. Поверженная Германская империя - самая большая страна Западной Европы сошла с дистанции во вселенской гонке амбиций и борьбе за первенство. Недалеко от дна «ямы» находилась и Россия, обескровленная почти шестью годами боевых действий и революцией. Формальные победители - Британия и Франция понесли за четыре года «великой мясорубки» слишком большие потери и в людях, и в средствах. Роль ведущей мировой державы всё более переходила в руки «заокеанского дядюшки». Будущее казалось смутным и непонятным.

Впрочем, ситуация на морских просторах выглядела несколько по-другому С практически полным уходом со сцены германского, австро-венгерского и русского флотов позиция Англии представлялась незыблемой. Особенно предпочтительной являлась ситуация в классе крейсеров. Адмиралтейство впервые за многие годы могло упиваться тем, что почти 90% мирового «парка» кораблей этого класса находится под его руководством. Огромная империя с опутавшими весь мир морскими торговыми путями находилась в почти безопасном состоянии.

Однако внешнее благолепие напоминало огромный старинный шкаф, полностью источенный жуком-древоточцем, который надо срочно реставрировать или выбросить и заменить другим. Практически все британские крейсера строились для совместных действий с Гранд-флитом, которые в ближайшие годы не планировались. Конечно, они являлись достаточно универсальными, но для традиционной исторической роли «охранителей торговли» кораблям «буквенных» серий всё же не хватало дальности. В планах новых соперников и «старых друзей» Британии намечалось создание более крупных кораблей, способных неплохо разделаться со скромными по размерам «англичанами». Появление у них рейдеров могло оставить «за бортом» всю армаду империи, представленную многими десятками крейсеров. Выдержать же следующую неограниченную гонку морских вооружений Британии уже было не по силам. Даже эксплуатация огромного числа существующих кораблей висела «тяжёлой гирей на ногах» «владычицы морей». Ведь её флот сразу после войны имел 42 линкора и линейных крейсера, 120 крейсеров, 527 эсминцев и 147 подводных лодок. На кораблях и на берегу к моменту подписания перемирия в Компьене насчитывалось 438 тысяч британских военных моряков. Мало того, Гранд-флит готовился принять ещё тысячу кораблей различных классов, находящихся в различных стадиях постройки! Но даже запланированное сокращение, в соответствии с которым, в частности, число крейсеров уменьшалось вдвое, проблемы «гири на ногах» не решало.

В такой обстановке в 1921 году состоялась конференция, получившая в истории название Вашингтонской, по месту её проведения. Участники (а основные страны представляли весьма весомые фигуры из числа политиков и военно-морских специалистов), помимо прочих вопросов, попытались найти выход из послевоенной экономической депрессии путём ограничения морских вооружений. Нельзя сказать, что согласие наступило быстро и стало полным. Британия не хотела дальнейшего сокращения своего флота, но новый «главный игрок», Соединённые Штаты, выдвинули убийственный аргумент, состоявший в том, что они легко могут построить на каждый английский корабль два своих. В конце концов, число и тоннаж линейных кораблей удалось утрясти с точностью до корабля. С крейсерами же подобной договорённости не получилось. И не последнюю роль здесь сыграло упрямство англичан. Они хотели закрепить своё превосходство надолго, не поступившись ни одной важной единицей. Поскольку самыми большими в мире современными крейсерами являлись «елизаветинцы», чьё водоизмещение превышало 9000 т, вооружённые 190-мм орудиями, то в итоге их и взяли в качестве верхнего предела, приличия ради несколько округлив цифры - до 10 000 т и 8 дюймов соответственно. Британия добилась своего не только по качеству, но и по количеству: общему ограничению крейсерский тоннаж не подлежал.

Однако, как вскоре выяснилось, победа империи оказалась пирровой. Сразу по завершении Вашингтонской конференции в начале 1922 года все основные морские державы как по команде объявили о желании строить крейсера только предельного размера и с максимально разрешёнными 8-дюймовыми пушками. Британии, огромный крейсерский флот которой состоял в основном из небольших единиц водоизмещением менее 5000 т, ничего не оставалось делать, как последовать примеру соперников. Причём для поддержания превосходства требовалось сразу взять высокий темп.

Адмиралтейство так и поступило. Решение о постройке «каунти», или «графств», как обозначили новый тип (они несли названия графств Англии и Шотландии), успели принять ещё в конце того же 1922 года, после чего работы над проектом стартовали с хорошим «напором». Как потом выяснилось, темп пошёл в ущерб качеству. У конструкторов первой морской державы мира возникли те же проблемы, что и у их коллег в других странах. Сочетание ограниченного 10 тыс. тонн водоизмещения и мощной артиллерии в совокупности с планируемой высокой скоростью (иметь менее 30 узлов новым крейсерам считалось просто неприличным) поставило их в тупик: тоннажа на защиту практически не оставалось. Поэтому в Адмиралтействе решили сделать главной «изюминкой» проекта новые восьмидюймовки. Их предполагалось установить в двухорудийных башнях и снабдить полуавтоматической системой заряжания, чтобы достигнуть невиданной для такого калибра скорострельности. Вначале в сообщениях прессы проскочила совсем уж фантастическая цифра - до 20 выстрелов в минуту, но специалисты совершенно справедливо сочли это невозможным. Тогда планку снизили до 10 - 12 выстрелов в минуту. Военно-морские теоретики смело утверждали, что такой крейсер сможет засыпать снарядами своего противника с дистанции 15 миль за считанные минуты. Однако действительность разительно отличалась от прожектов. Мало того, что в проект артиллерийских установок заложили высокую степень механизации, так ещё и захотели, чтобы они могли вести огонь по воздушным целям! Конечно, столь раннее предвидение нового главного врага кораблей вызывает уважение, но вот реализация проекта не могла не потерпеть крах. Сложность техники просто опережала время. В муках испытаний выяснилось, что даже за значительно уменьшенную скорострельность (5 - 6 выстрелов в минуту) придётся изрядно побороться. В конце концов, после нескольких лет службы и переделок, даже в идеальных условиях, орудия могли давать залп в 12 секунд. Однако в результате отчаянной борьбы с непослушной механикой масса каждой башни увеличилась на 50 т, то есть практически на треть. Хотя стволы восьмидюймовок действительно могли задираться вверх до 70 градусов, скоростей наводки никак не хватало для ведения огня даже по неторопливым самолётам конца 1920-х годов. В итоге британские суперустановки оказались вполне рядовыми, примерно на том же уровне технического развития, что и у соперников.

И это стало ещё неплохим результатом, поскольку остальными качествами британские «вашингтонцы» отнюдь не блистали. Они имели самую малую скорость среди «одноклассников», хотя англичане оговаривались, что отныне не собираются проводить дутые испытания облегчённых кораблей, достигая рекордов, которые никогда не будут повторены на службе. Действительно, «каунти» могли поддерживать свои 29 - 30 узлов и десятилетие спустя, причём и в плохую погоду, на сильном волнении, чему в немалой степени способствовал очень высокобортный корпус. Он даже чисто внешне выглядел настолько вместительным, что во вполне серьёзных морских журналах указывалось, что британские крейсера могут перевозить в своих обширных помещениях до 1000 солдат на любые расстояния, причём без потери боеспособности. Конечно, здесь англичанам удалось в очередной раз лихо обмануть своих будущих противников, но условия для команды действительно были вполне приличными.

Другая «неправда» о данных «каунти» не потребовала от Адмиралтейства ничего, кроме полного важности молчания. Речь идёт о защите. В литературе того времени британские десятитысячники часто фигурируют как бронепалубные крейсера, со скосами палубы, достигающими толщины 102 мм! Моряки других стран довольно долго полагали, что «владычица морей» создала своеобразный современный вариант «Пауэрфула» и «Террибла». Однако фактически дела обстояли куда как хуже. Более или менее прилично удалось прикрыть бронёй только зарядные погреба (в Англии хорошо помнили, как их броненосные и линейные крейсера взлетали на воздух от пожаров пороха в Ютландском бою). Остальная площадь огромного корпуса оставалась практически незащищённой не только от орудий крейсеров, но и от пушек современных эсминцев. Единственным прикрытием машинных и котельных отделений являлась 25-мм утолщённая обшивка борта. Не слишком солидной выглядела и 35-мм броневая палуба без скосов. Весьма оригинальной была и защита артиллерии. На бронирование и так перетяжелённых башен просто не оставалось веса, и специалисты родили теорию, что их лучше не бронировать вообще. Дескать, бронебойные снаряды будут спокойно пробивать обе стенки и выходить наружу, если только не заденут сами орудия. Поэтому внушительные на вид «коробки» на деле были изготовлены из тонких 25-мм листов, предохранявших разве что от не слишком крупных осколков. В общем, по защите «графства» вполне можно отнести к категории «консервных банок». Скромные достижения дополняла весьма примитивная система управления огнём и более чем сомнительная подводная защита, состоявшая из размещённых снаружи корпуса булей. А к числу невидимых сразу недостатков добавились довольно резкая качка (хотя легенда о хорошей артиллерийской платформе поддерживалась всё время службы) и сильная вибрация на больших ходах, особенно в кормовой части. Советский посол в Англии И. Майский, путешествовавший на «Кенте», никак не мог уснуть в шикарном адмиральском салоне. Ходуном ходило всё, хотя крейсер держал отнюдь не максимальный ход. А очень высокий борт сказался и на стрельбе торпедами: «рыбки», выброшенные с высоты восьми с лишним метров, ломались или, как минимум, сбивались с курса, создавая опасность для самого корабля. Проблему удалось решить не без труда, усилив конструкцию самих торпед и тщательно подобрав угол, под которым они входили в воду.

160.Тяжёлый крейсер «Дорсетшир» (Англия, 1930 г.)

Строился на верфи ВМС в Портсмуте. Водоизмещение стандартное - 9950 т, полное - 13 425 т, максимальная длина - 192,93 м, ширина - 20,12 м, осадка - 6,37 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки - 80 000 л.с., скорость -32,25 узла. Бронирование: борт 25 мм, палуба 35 - 38 мм, погреба и рули 102 - 25 мм, башни и барбеты 25 мм. Вооружение: восемь 203/50-мм орудий, четыре 102/45-мм зенитные пушки, один четырёхствольный 40-мм зенитный автомат, четыре 47-мм салютные пушки, два четырёхтрубных 533-мм торпедных аппарата. В 1930 г. построено две единицы: «Дорсетшир» и «Норфолк». Модернизированы в 1937 г. с установкой новой зенитной артиллерии: четыре спаренных 102-мм орудия и два четырёхствольных 40-мм автомата. «Дорсетшир» потоплен японской авианосной авиацией в апреле 1942 г., «Норфолк» сдан на слом в 1950 г.

161.Тяжёлый крейсер «Нортумберленд» (Англия, проект 1930 г.)

Должен был строиться на верфи ВМС в Девонпорте. Водоизмещение стандартное - 10 000 т, полное - 12 665 т, максимальная длина - 182,87 м, ширина - 19,51 м, осадка - 6,55 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки 60 000 л.с., скорость 30 узлов. Бронирование: борт 140 мм, палуба 35-76 мм, погреба 76-140 мм, рули 37 мм, башни и барбеты 25 мм. Вооружение: восемь 203/50-мм орудий, четыре 102/45-мм зенитные пушки, два четырёхствольных 40-мм зенитных автомата, четыре 47-мм салютные пушки, два четырёхтрубных 533-мм торпедных аппарата, два гидросамолёта. В 1930 г. планировалось заложить две единицы: «Нортумберленд» и «Сэррей» 4-й серии типа «каунти». Постройка отменена в связи с подписанием Лондонского морского соглашения и изменением кораблестроительной политики.

162.Тяжёлый крейсер «Лондон» (Англия, 1930 г.) (вид и данные после модернизации 1938 - 1941 гг.)

Строился на верфи ВМС в Портсмуте. Водоизмещение стандартное - 11 015 т, полное - 14 580 т, максимальная длина - 192,03 м, ширина - 20,12 м, осадка - 6,91 м. Мощность четырёхвальной паротурбинной установки 80 000 л.с., скорость 32 узла. Бронирование: борт 89 - 114 мм, палуба 35 - 38 мм, погреба и рули 102-25 мм, башни и барбеты 25 мм. Вооружение: восемь 203/50-мм орудий, четыре двухорудийные 102/45-мм зенитные установки, два четырёхствольных 40-мм зенитных автомата, позднее добавлены шесть 40-мм и двадцать 20-мм автоматов. В 1929 г. построено четыре единицы: «Девоншир», «Лондон», «Шропшир» и «Сассекс», однако переоборудование по указанному проекту успел пройти только «Лондон». Все сданы на слом в 1950 - 1955 гг.

Впрочем, «болезни» такого рода оказались характерными практически для всех «вашингтонских» первенцев, построенных в 1920-е годы. К несомненным достоинствам британских крейсеров следует отнести прочность и надёжность постройки, отличную мореходность, очень большую дальность - качества, востребованные на службе ничуть не меньше, чем мощь артиллерии и толщина брони. Неуклюжие с виду высокобортные «лайнеры» с тремя высокими трубами (первоначально они имели умеренную высоту, но их быстро нарастили на 4,5 м для того, чтобы отвести дым подальше от мостиков и поста управления огнём) прекрасно подходили для плавания в северных водах и пользовались симпатией в Ройял Неви.

Хуже обстояло дело с количеством. Адмиралтейство выразило желание заказать сразу не менее 17 «десятитысячников», но экономические трудности заставили всё более урезать потребности. Уже в октябре 1923 года ограничились восемью кораблями, сроки постройки которых растянулись на пять лет. А в январе следующего года последовало сокращение заказа уже до пяти единиц. На счастье империи, желание иметь пару таких же кораблей выразила Австралия, так что окончательный объём заказа составил семь крейсеров типа «Кент». Всего же за восемь лет, до 1930 года, было построено только 13 «вашингтонских» крейсеров трёх серий, отличия между которым, впрочем, оставались незначительными. Урезание аппетитов адмиралов вполне объяснимо: «каунти» получились очень дорогими. Каждый стоил примерно 2 миллиона фунтов стерлингов (из которых почти треть приходилась на «чудо-башни»), то есть тройка «вашингтонцев» соответствовала по цене огромному линейному крейсеру «Худ». Ещё такую же сумму приходилось выложить за 8-10 лет службы каждого «графства».

Во второй и третьей сериях Адмиралтейство попыталось избавиться от явных слабостей у своих первенцев, но серьёзные намерения всегда выливались в чисто косметические изменения. У конструкторов оставалось слишком мало пространства (точнее, веса) для манёвра. Так борьба за более высокую скорость приводила к почти полному «раздеванию» и так не блиставшего защитой корабля. Поэтому ограничились уборкой булей внутрь корпуса, выиграв тем самым пол-узла скорости, а также усилили броню снарядных погребов, ранее прикрытых только 25-мм экранами.

Между тем зарубежные конструкторы после первых столь же обескураживающих результатов с новым классом крейсеров постепенно создавали всё более и более могучие и уравновешенные проекты. Главное, японцам, американцам, французам и итальянцам удалось обеспечить свои корабли вполне приличной защитой. «Графства» на фоне второго поколения «вашингтонцев» выглядели просто бледно. Пришлось, наконец, раскачиваться и англичанам. Проект четвёртой серии «каунти» значительно отличался от своих предшественников. Они наконец-то приобрели серьёзный броневой пояс и более современный внешний вид, но ценой снижения проектной скорости до 29-30 узлов. «Жестяными» оставались 25-мм орудийные башни. Но всё же «Сэррей» и «Нортумберленд» могли являть собой заметный шаг вперёд.

Однако шаг этот так и не удалось сделать. Вновь вмешалась политика. В начале 1930 года в Лондоне прошла очередная морская конференция по разоружению, на которой после долгих «сражений» удалось достичь согласия по общему тоннажу крейсеров. И согласие это оказалось весьма невыгодным для Британии. Все крейсера поделили на две категории, отнеся к классу «А» (ставшему несколько лет спустя тяжёлыми крейсерами) корабли с артиллерией главного калибра свыше 155 мм. Англия получила квоту всего на 146 800 т таких кораблей, и уже существующие единицы заполнили её почти до предела. Так к «вашингтонской» стратегической ошибке в морской политике и кораблестроении прибавилась ещё и «лондонская». От более или менее приличной четвёртой серии пришлось отказаться.

Чтобы совсем не отстать от соперников, британцы перешли к модернизации существующих «каунти». Ввиду явной недостаточности бронирования своих тяжёлых крейсеров флот предложил, прежде всего, дополнительно защитить их. После неоднократной проработки проектов (от конструкторов требовали уложиться всё в те же 10 000 т стандартного водоизмещения, хотя допускали «небольшую перегрузку» в 200 т) «вашингтонцы» обрели наконец броневой пояс. Причём довольно солидный по толщине - 114 мм, что в совокупности с имевшейся 25-мм обшивкой давало определённую защиту даже от восьмидюймовых снарядов. Однако он представлял собой лишь довольно короткую и очень узкую (1,8 м) полоску брони, прикрывавшую только верхнюю часть турбин и котлов. Однако даже такой пояс спас «Бервик» в бою с германским тяжёлым крейсером «Адмирал Хиппер»: немецкий снаряд ухитрился таки попасть в узенькую «набедренную повязку», пробить которую не смог. Кроме того, корабли получили новую зенитную артиллерию, включая четырёхствольные 40-мм автоматы «пом-пом», оружие для того времени весьма приличное, а также гидросамолёты.

Для компенсации массы всего этого богатства на части единиц понизили переднюю надстройку, а на «Камберленде» и «Саффолке» пошли на более суровую меру, срезав корпус в корме позади башен на одну палубу (кстати, вместе с адмиральскими и командирскими помещениями). Предполагалось ещё объединить все три трубы в одну общую или ограничиться объединением только двух задних, но это давало всего десяток тонн выигрыша за большие деньги, так что от проведения такой «хирургической операции» отказались. Как ни странно, но затраты на модернизацию оказалась довольно скромными, менее 10% от исходной стоимости кораблей.

Гораздо более серьёзную переделку предстояло претерпеть единицам второй и третьей серий. К их модернизации готовились более двух лет, и в итоге наступившая война не позволила осуществить её, кроме как на головном «Лондоне», да и тот удалось ввести в строй только в 1941году. Лорды Адмиралтейства долго решали, надо ли заменять все турбины и котлы на более новые, или только поменять местами кочегарки и машинные отсеки, улучшив живучесть. В итоге сделали что-то среднее, обновив все котлы и часть турбин. Внешне же корабль изменился очень сильно. Он получил совершенно новые надстройки, включая массивную переднюю, две трубы и треногую мачту, приобретя типичный облик новых британских лёгких крейсеров.

Англичане надеялись, что такой «волк в овечьей шкуре» может стать неприятной неожиданностью для любого более слабого «лёгкого» противника, или же, наоборот, тот будет шарахаться от всякого корабля с таким обликом. Впрочем, изменился крейсер не только внешне: он получил 89-мм пояс, причём, в отличие от узенького «кентского», более серьёзных размеров, глубоко погружённый в воду. В джентльменский набор вошли также новые 102-мм зенитки и многоствольные «пом-помы».

У проведённой модернизации обнаружились не только розы, но и шипы. Сократилась дальность, поскольку уменьшился объём топливных цистерн. Но с этим можно было бороться, а вот потеря прочности корпуса в результате перегрузки, приведшая к разрывам и трещинам в конструкциях, заставила загнать корабль обратно на завод после недолгой службы в полярных водах. На службу «Лондон» вновь попал только в середине 1943 года, можно сказать, к шапочному разбору.

Небольшие переоборудования всех «каунти» продолжались в ходе всей войны. В результате крейсера приобретали новые радиолокаторы и усиленное зенитное вооружение.

Британские «графства» активно участвовали в войне и оказались счастливыми кораблями. Ни один из них не погиб ни от снаряда, ни от мины или торпеды. На дно пошли только два из них, причём от бомб самого достойного противника. «Дорсетшир» и «Корнуолл» в начале 1942года вошли в состав разношёрстного Восточного флота, наспех сколоченного для того, чтобы противостоять активно стремящимся в Индийский океан японцам. Несколько британских отрядов до поры до времени благополучно уклонялись от разведчиков с авианосного соединения вице-адмирала Нагумо, уже имевшего на своём счету американские линкоры, атакованные в Пёрл-Харборе, и английские «Принс оф Уэльс» и «Рипалс», потопленные на ходу в открытом море. Аналогичная судьба постигла и парочку «каунти», пытавшихся спастись после налёта японцев на базу в Коломбо на Цейлоне. Утром 5 апреля 1942 года на несчастные корабли налетели 53 пикирующих бомбардировщика. Англичанам не помогли многоствольные «пом-помы»: японцы один за другим аккуратно заходили на свою цель прямо с носа, со стороны солнца, слепившего наводчиков, и сбрасывали бомбы с высоты всего 300 м. За 19 минут японцы поразили крейсера девятнадцатью бомбами. Оба «вашингтонца» быстро и безропотно пошли ко дну; единственным утешением служило большое число спасённых - более 1100 человек.

В остальных боях «графства» показали себя с лучшей стороны, хотя некоторым из них пришлось побывать и под огнём линкоров. А «Норфолку» даже дважды: он поучаствовал в бою с «Бисмарком», выпустив в германский линкор более пяти сотен снарядов, а через год сражался с «Шарнхорстом», получив от него два 283-мм «подарка» без особых последствий. «Шропшир» попал под залпы японских линкоров «Фусо» и «Ямасиро» в проливе Суригао в 1944 году в ходе знаменитого сражения в заливе Лейте, оказавшись единственной заметной целью, так как с завидной скорострельностью выпускал залп за залпом с использованием пороха, дававшего хорошо видимые вспышки. Спасла его, пожалуй, только быстрая гибель неприятельских кораблей. «Каунти» продемонстрировали неплохую живучесть. Так, «Австралия» стала любимой целью для камикадзе: в неё врезались шесть японских самолётов, но корабль остался на плаву и даже сам добрался до порта. Как и «Саффолк», поражённый прямым попаданием 500-кг бомбы и несколькими близкими разрывами и почти сутки хромавший 15-узловым ходом до Скапа-Флоу. Или «Кент», торпедированный итальянским торпедоносцем. Зато и ремонтироваться всем им пришлось долго и упорно. Но в целом стратегические ошибки, казавшиеся очень существенными в 1930-е годы, на деле обошлись Британии минимальными последствиями. В войну «графства» оказались нужными и ценными кораблями.

После Второй мировой войны судьба совсем устаревших кораблей стала совершенно очевидной. Бывшая великая империя быстрыми темпами сокращала свой флот, места в котором для «каунти» никак не находилось. Один за другим их исключали из списков флота и отправляли на слом. Повезло только «Камберленду». В 1947 году его переоборудовали в опытовый корабль, лишив трёх башен главного калибра. На крейсере осталась лишь носовая возвышенная башня, которую, впрочем, тоже вскоре сняли. Бывшего «вашингтонца» использовали теперь в качестве плавучей платформы для испытания вооружения. Он попеременно нёс на борту то одинокую 114-мм башню-спарку новой конструкции, то пару одиночных 114-миллиметровок, а затем на нём установили вооружение для новых крейсеров типа «Тайгер»: башню с двумя универсальными 76-мм орудиями, которую сменила двухорудийная же 152-мм башня. С новыми решётчатыми башнями он выглядел современно и даже импозантно, но никакой боевой ценности, естественно, уже не имел. «Камберленд» стал последним из уцелевших «каунти», уйдя «на вечный покой» в 1959 году, спустя 30 лет после того, как вступил в строй.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Военный Крейсер Белфаст (HMS Belfast) — это гордость флота Британии, навечно пришвартованная на Темзе в самом центре Лондона. Когда-то он участвовал в боевых сражениях и проявил себя во время Второй мировой войне, а сейчас это — военно-морской музей, пользующийся популярностью у туристов и жителей Великобритании.

Он был построен в 1936 году в Ирландии, и был назван в честь ее столицы — Белфаст. Так уж получилось, что ему сразу же суждено было принять участие в боевых действиях.

31 августа 1939 года корабль Белфаст ввели в состав 18 крейсерской эскадры, и с 3 сентября он принимал участие в морской блокаде Германии. Правда, ему не повезло — практически сразу он подорвался на мине и до 1942 года находился в ремонте.

Когда же он, наконец, вернулся с «отдыха», его задействовали в военных действиях по полной: он сопровождал морские грузы союзникам в СССР — товары и военную технику.

А в декабре 1943 крейсер «Белфаст» прославился уничтожением немецкого линкора «Шарнхост». Его перевели в Британский Тихоокеанский флот, где он и встретил окончание войны, патрулируя воды на Дальнем востоке.

Немалую помощь корабль Белфаст оказал и во время корейской войны в 1950-1953 годах, но получил большие повреждения во время артиллерийской атаки.

HMS Belfast из Тауэра

После ремонта в 60-х годах его списали в резерв и чуть было не отправили на переплавку, но он был спасен Имперским военным музеем, превратившего его в популярный плавучий музей.

Время работы музея крейсер Belfast

Крейсер Белфаст по сравнению с обычным круизным корабликом.

Что посмотреть на крейсере Белфаст?

Этот корабль большой, очень большой, это заметно, если подойти ближе — на нем 9 палуб! И можно посетить их все, заглянуть в любой закоулок, осмотреть каждую деталь. Для начала посоветую скачать и ознакомиться с .

В Великобритании умеют делать музеи — это не просто корабль, а экспозиция настоящего военного судна! Повсюду фигуры моряков, занимающихся своими делами, в каютах — инсценировки морского быта.

Стоимость посещения HMS Belfast

Это только издалека он такой маленький.

Частные туры с гидом

Цены представлена за группу до 12 человек.

Эта экскурсия — уникальный тур, который проводит один из членов судовой компании. Морские писари (иомены) — это высоквалифицированные члены команды с беспрецедентными знаниями о крейсере Белфаст.

Они расскажут о том, как моряки выживали в суровых условиях холодных арктических конвоев, о его роли в истории и жизни моряков, живущих и работающих на борту.

Вход на крейсер Белфаст — это вот тот длинный крытый мостик.

Цена за эту экскурсию указана за группу (вроде бы до 15 человек, но нужно уточнять). Это можно сделать по почте [email protected], если заинтересовало. По этому же адресу можно узнать подробности тура и возможности его бронирования.

Как добраться до HMS Belfast?

Отыскать этот корабль просто — он пришвартован на реке между мостами London Bridge и Tower Bridge.

Ближайшая станция метро: London Bridge (5 минут ходьбы), Tower Hill (10 минут)

Ближайшая ж/д станция: London Bridge (в 5 минутах)

Автобусы: любые, которые идут до London Bridge.

Корабль Ее Величества легкий крейсер "Белфаст" поставлен на вечную стоянку на реке Темзе в центре Лондона. В настоящее время это корабль-музей, филиал Имперского Военного музея.

У этого корабля, названного в честь столицы Ирландии города Белфаста, славная и героическая история. Он был заложен в декабре 1936 года и спущен на воду в день Св. Патрика 17 марта 1938 года Анной Чемберлен, женой тогдашнего премьер-министра Невилла Чемберлена. 31 августа 1939 года "Белфаст" вошел в состав 18 крейсерской эскадры, а на следующий день гитлеровская Германия напала на Польшу. 3 сентября 1939 года Великобритания и Франция официально вступили во Вторую мировую войну. "Белфаст" принимал участие в установлении морской блокады Германии, но в ноябре был серьезно поврежден магнитной миной и ремонт корабля продолжался до 1942 года. После этого "Белфаст" принимает участие в атаке на германский линкор "Тирпиц", прикрывал высадку союзных войск в Нормандии и ходил в составе арктических конвоев, доставлявших Советскому Союзу военную помощь союзников.

"Белфаст" сыграл ключевую роль в одном из самых известных морских сражений Второй мировой - сражении у мыса Нордкап, в результате которого был потоплен германский линкор "Шарнхорст". Затем крейсер был переведен в Британский Тихоокеанский флот и конец войны он встретил на Дальнем Востоке, там он и продолжал нести службу. Позднее в составе военно-морских сил ООН "Белфаст" принимал участие в корейской войне.

В начале 60-х годов крейсер был списан в резерв и, возможно, попал бы на переплавку, но им заинтересовался Имперский Военный музей. Долгие переговоры с правительством привели к тому, что крейсеру был присвоен статус корабля-музея, и он встал на прикол в центре Лондона. Кроме "Виктории" - корабля адмирала Нельсона - только этот боевой корабль было решено сохранить для потомков. Несмотря на то, что "Белфаст" больше не входит в состав Военно-морских сил Ее Величества, он удостоен права поднимать британский Военно-морской флаг.

Из первого экипажа "Белфаста" до сих пор живы три ветерана. Они по-прежнему поддерживают связь с кораблем, а один из них, несмотря на свои 96 лет, каждую неделю приходит на "Белфаст" и на несколько часов становится центром экспозиции - своего рода живым экспонатом, - отвечая на вопросы посетителей.

Россия помнит и ценит вклад крейсера "Белфаст" в общую победу. В 2010 году мастера-судостроители из Санкт-Петербурга принимали участие в реставрации корабли и по оригинальным чертежам середины прошлого века изготовили новые мачты. Реставрационные работы были оплачены российскими бизнесменами.

Корабль-памятник "Белфаст" (HMS Belfast) - это еще одна визитная карточка Лондона и последний сохранившийся британский крейсер, участвовавший во Второй мировой войне (точнее говоря - вообще самый последний сохранившийся британский крейсер!).

"Белфаст" стоит на Темзе рядом с другой известной лондонской достопримечательностью - Тауэром, между Лондонским и Тауэрским мостами.

Крейсер "Белфаст" стал развитием проекта английских легких крейсеров типа "Саутгемптон" (корабли этой серии назывались в честь британских городов, поэтому их нередко называют кораблями типа "таун"). От своего прототипа "Белфаст" отличался улучшенной броневой защитой. Корабль был заложен в декабре 1936 г. на верфи "Харланд энд Волф" в Белфасте и вступил в строй перед самым началом Второй мировой войны. Для "Белфаста" война началась неудачно - 21 ноября 1939 г. крейсер подорвался на немецкой донной мине и вышел из строя на три года. Хотя, возможно, крейсер тем самым спасся от гибели или от новых тяжелых повреждений - ведь он "провалялся в госпитале" самое "горячее" для британского флота время. Его "систершип", "Эдинбург" погиб в апреле 1942 г. в Баренцевом море. "Белфаст" же за Вторую мировую войну больше повреждений не получил, хотя, вернувшись в строй в конце 1942 г., был задействован в прикрытии конвоев в Мурманск (в том числе участвовал в уничтожении немецкого линкора "Шарнхорст" в декабре 1943 г.) и в поддержке союзных войск во время высадки в Нормандии. В 1950-1953 гг. "Белфаст" участвовал в Корейской войне (где получил небольшие повреждения от огня северокорейской береговой артиллерии). После Корейской войны корабль прошел модернизацию, принимал активное участие в заграничных плаваниях и в 1963 г. был выведен в резерв. К началу 70-х он остался последним британским крейсером-участником Второй мировой войны и это обстоятельство заставило британскую общественность выступить с ходатайством о превращении "Белфаста" в корабль-памятник. 21 октября 1971 г. он открылся для посетителей в качестве корабля-музея (филиала Имперского военного музея).

"Белфаст" - вид с кормы. Обратите внимание на любопытную архитектуру корабля - его машинная установка смещена к корме (чтобы дать место для размещения катапульты и гидросамолета), поэтому рубка и трубы расположены достаточно далеко друг от друга.

Носовые башни главного калибра (152-мм)

102-мм зенитки (изначально на крейсере стояло 6 спаренных артустановок такого калибра, но в ходе модернизации в 1945 г. две "спарки" были сняты).

Видно, что ремонт и реконструкция корабля продолжается до сих пор.

40-мм зенитные автоматы "Бофорс". Всего на корабле 6 спаренных "Бофорсов". Собственно крейсер сейчас находится примерно в том виде и с тем составом вооружения, который он получил в ходе модернизации 1955-59 гг.

Аутентичная обстановка создана не только снаружи, но и внутри корабля. Правда помещения воссозданы, скорее в обстановке, характерной для периода Второй мировой войны. Для наглядности они даже дополнены манекенами в форме Королевского флота.

Корабельная пекарня

Сувенирная мягкая игрушка явно не в тему, но видел их во многих помещениях крейсера - не знаю, или специально для детей кладут, или просто проявление английского юмора

На камбузе

Операционная

Корабельные врачи могут оказать любую помощь

Помещение кораблельного плотника

По помещениям корабля ориентироваться достаточно легко - маршрут заранее продуман и в нужных местах расставлены указатели. При входе можно взять аудио-гид. На информационных стендах рассказывается о различных периодах истории корабля, а на размещенных над стендами экранах можно посмотреть отрывки из кинохроники или документальных фильмов.

Артиллерийский погреб

Пост управления артогнем

При входе на корабль есть магазинчик с сувенирами и книгами (ИМХО ассортимент книг особо не впечатляет и цены как и во многих музейных магазинах достаточно "заряженные")

Тактико-технические характеристики "Белфаста" на момент вступления в строй
Водоизмещение - 10 550/13 175 т; Размеры - 176,5/187x19,3x6,5 м; Машинная установка - 4 турбо-зубчатых агрегата, 4 паровых котла, 80 000 л.с., скорость - 32,5 узл., Запас топлива - 2250 т нефти; Дальность хода - 12 200 (12 узл.) миль. Броня: борт 114, палуба 51 мм, траверсы 63 мм, башни и барбеты 102 — 51 мм, погреба 114 мм. Экипаж - 850 чел. Вооружение - 4x3 — 152-мм/50, 6x2 — 102-мм/45, 2x8 — 40-мм/40, 2x4 — 12,7-мм, 2x3 — 533-мм ТА; 1 катапульта и 2 гидросамолета.