» » Вежливый урок. Классный час "урок вежливости"

Вежливый урок. Классный час "урок вежливости"

Вид занятия: урок - путешествие.

Цели:

Научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.
Развитие основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
Развивать речь.
Учить детей вежливому обращению друг с другом, с учителями.

Воспитывать потребность в доброжелательном общении.

Задачи урока:

Воспитывать доброжелательность;

умение дарить тепло и доброту;

способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;

развивать у учащихся эстетические и духовно - нравственные способности;

воспитывать у детей чувство таллерантрости, вежливости, умение дорожить близкими людьми.

Ход урока
I. Организационный момент.

Психолог: сегодня нам с вами нужно открыть «Школу вежливости». Мы отправимся с вами в путешествие на транспорте, но чтобы узнать на каком и попасть на него мы должны назвать вежливые слова. Каждый член команды называет вежливое слово и получает деталь самолета.
Дети: называют вежливые слова и садятся.
(здравствуйте, простите, до свидания, пожалуйста, добро пожаловать, извините, спасибо, всего доброго…)
Затем собирают пазл «самолет».
Учитель: всегда чтобы открыть, что то новое на пути встречаются разные препятствия.

На доске появляется «Карта путешествия».

Первое испытание через которое мы должны перелететь - “Море вежливых”.
А начнём мы со стихотворения Музафара Алимбаева

«Урок вежливости»

Ученик рассказывает:

Слон муравью уступает дорогу:

Доброе утро! Спешим понемногу?

А муравей: - Ах, спасибо, спешу.

Как вы любезны! Прощенья прошу!

Жаворонок в небе

Так сказал орлу:

Вы, орёл, устали, сядьте на скалу.

А орёл ответил: - Правильно, сынок,

Много лет живу я, вот и занемог.

И тебе желаю долго жить, как я, -

Пусть тебе поможет вежливость твоя.

В небе красивый закат догорал,

Ласковый ветер с травою играл,

Суслик сказал: - Уважаемый крот,

День угасает и ночь настаёт,

Скоро взойдёт золотая луна…

Доброй вам ночи. Спокойного сна.

Задание № 1. «МОРЕ ВЕЖЛИВЫХ»

У вас на парте лежит листок с этим стихотворением и карандаши. Выберите понравившийся вам цвет и подчеркните те слова в стихотворении, которые вы считаете вежливыми.

Перечислите их.

Вежливые слова - это лекарство, которое не купишь в аптеках! Эти слова не видны, но обладают чудодейственной силой - создают хорошее настроение, вселяют бодрость, делают человека привлекательнее и симпатичнее.
Психолог: - Наш самолет пролетел над «морем вежливых», а под ним «Аллея приветствий»

Задание № 2. «АЛЛЕЯ ПРИВЕТСТВИЙ»
Если вы услышите правило, которое обязательно нужно выполнять, вы красиво, гордо стоите. Если же это вовсе не правило и так мы не делаем - садимся на корточки.

Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.

Входящего в класс, взрослого приветствуй стоя (покажите).

Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места.

Входящему в класс можно крикнуть “привет”.

Бегать и шумно кричать можно только на игровой площадке.

Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых.

В перемену можно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову.

Помогать друг другу нужно всегда и всюду “Один за всех и все за одного”.

Не надо ябедничать.

В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно.

Молодцы! Спасибо!

Психолог: - Посмотрите, мы, кажется, попали в «тупик Вредных советов»

Задание № 3. «ТУПИК ВРЕДНЫХ СОВЕТОВ»

Жители этого тупика приготовили вам вредные советы.

Игра: «Собери вежливое слово»

Дети собирают из слогов слова: из-ви-ни-те, про-сти-те, по-жа-луй-ста, здрав-ствуй-те, до сви-да-ни- я, спа-си-бо,)

А мы будем находить ошибки в поведении жителей, и исправлять их.

Если ты пришел к знакомым -

Не здоровайся ни с кем

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

Психолог: Какие ошибки? Давайте исправим их.

Если друг на день рожденья

Пригласил тебя к себе -

Ты оставь подарок дома -

Пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом,

В разговоры не вступай,

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал -

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Девчонок надо никогда нигде не замечать

И не давать проходу им нигде и никогда

Им надо ножки подставлять, пугать из - за угла.

Если к папе или к маме тетя взрослая пришла

И ведет какой - то важный и серьезный разговор,

Нужно сзади незаметно к ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

«Стой!», «Сдавайся!», «Руки вверх!»

Вот кто вежливость у нас проявил на деле:

Он в полночный тихий час поднял мать с постели.

«Что с тобой?» - вскричала мать, - «Заболел сыночек?»

Я забыл тебе сказать: «Мама, доброй ночи!»

Задание № 4. «МОРЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ»
Задание в поэтическом море следующее: нужно прочитать строку хором и договорить пропущенное слово.
1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого……… (спасибо)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит……………. (добрый день)
3. Когда нас старшие бранят за шалости,
Мы говорим …………(простите нас пожалуйста)
4. И во Франции и в Дании всем прощаясь говорят…………(до свидания)
Игра: «Доскажи словечко»

В обмене добрых слов участвуйте

И говорите чаще:

Дети: «здравствуйте»

Медведя лет пяти - шести

Учили, как себя вести:

Нельзя грубить и чваниться,

Знакомым надо …

Дети : «кланяться»

Все поступают мудро,

Когда говорят…

Дети: «доброе утро»

Если вы друзей уважаете,

При встрече спросите:

Дети: «как поживаете?»

Хорошо говорить при встрече

Всем знакомым …

Дети: «добрый вечер»

Не забудьте, что на прощание,

Надо всем говорить …

Дети: «до свидания»

Психолог: - Мы попали с вами на Веселую полянку. Давайте выйдем из поезда и немного отдохнем.

А сейчас прозвучат веселые частушки, послушаем их.

Задание № 5 «ОСТРОВ РАДОСТИ»

Частушки

Все: Растяни меха гармошка,

Эх, играй, наяривай!

Слушай правду ты о детях

И не разговаривай!

1 Коля ссорится с друзьями,

В ход пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

На уроках наша Лена.

Не поет и не шумит,
Но визжит на переменах

И гремит, как динамит.

3. Говорит лентяйке мать:

Убери свою кровать!

Я бы, мама, убрала,

Только я ещё мала.

4. Петя ловко ловит рыбу,

Может лодки мастерить.

Только "здравствуй" и "спасибо"

Не умеет говорить.

Вова наш на переменке

Проверял на прочность стенки.

Так усердно он старался,

Что весь в гипсе оказался!

В школе слышан тут и там
Петушиный шум и гам.
Здесь случаются бои -
Петухи у нас свои.

Все на музыке поют,
Димочка стесняется,
Но зато на перемене
Рот не закрывается.

Что за шепот слышен в классе?
Кто нам так мешает?
Это просто кто-то с кем-то
Что-то обсуждает.

Все: Вам частушки не от скуки,
А для пользы пели мы.
Пусть теперь поднимут руки

Те, кого задели мы.

Психолог: - Наше путешествие подходит к концу. Оно завершается на главной

площади перед школой Вежливости - площади Добра.

Как вы думаете, ребята, а что слаще всего на свете?

(выслушиваются ответы детей)

Послушайте стихотворение

Что слаще всего? Я спросил у ребят

Всласть высыпаться, сони, зевая, бубнят.

Сластены, зажмурясь, кричат: леденец!

Кишмиш называют, халву, наконец.

Но слаще халвы и всего остального

Сердечное, доброе слово

Доброта - это стремление человека сделать счастливыми других. Она не требует наград, если сделал добро - забудь, а если получил от других, то помни.

Задание № 6. «ПЛОЩАДЬ ДОБРА»

Игра: «Ласковое слово»

Да, ласковое, доброе слово душу согревает. Я предлагаю вам поиграть в игру «Ласковое слово». Я называю слово, например «ветка», а вы должны сказать это слово, но уже ласково - «веточка».

Мама, сын, лиса, кот, заяц, птица, дочь, ветер, цветок, ягода, облако, солнце.

Итог занятия:

Подводя итог нашего занятия я прочитаю вам стихотворение

С. Маршак «Ежели вы вежливы»

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старушке.

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду

И ежели вы вежливы, то сидя на уроке,

Не будете с товарищем трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы, поможете вы маме,

И помощь ей предложите без просьбы - то есть сами.

И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте....

И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке

Некрасова и Гоголя возьмёте не на веке.

И ежели вы вежливы, вы книжечку вернёте

В опрятном, не измазанном и целом переплёте.

И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

Знал одного ребёнка я.

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое ребёнку воспитание.

Был вежлив этот мальчик

И, право, очень мил

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил, «Спасибо!» - говорил.

Нет ежели вы вежливы, то вы благодарите,

Но мячика у мальчика без спросу не берите!

О чём мы сегодня говорили?

Для чего нам нужно знать эти слова, правила? Зачем мы их учим, повторяем, постоянно говорим об этом?

(Ответы детей)

Вывод:

Все эти правила и вежливые слова нам нужны для того, чтобы общаться, друг с другом, чтобы все друзья, соседи и даже незнакомые люди всегда бы относились к вам внимательно, по-доброму, с уважением. Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по- доброму. Такого человека уважают, любят. И у него есть верные и надёжные друзья.

Так давайте же будем всегда добры, вежливы и внимательны друг к другу.
Клятва

Клянемся вежливыми быть.
Всегда спасибо говорить.
Добрый день и до свидания,
Нет в мире лучше звания.
Клянемся добрыми мы быть,
А лень и грубость позабыть.
Учится этикету, науку помнить эту.
Клянемся добрыми мы быть.

КГУ СШ №252 имени Г.Н.Ковтунова

Классный час на тему:

« Урок вежливости »

Учитель: Алданазарова Г.С.

Класс: 2 «А»

Дата: 23.02.2016г.

Цель: сформировать у детей представление о вежливости, вежливом
поведении.
Задачи:

1. Научить детей пользоваться вежливыми словами.

2. Познакомить с историей слова «спасибо».

3. Расширить понятие детей о культуре поведения.

4. Привить навыки культурного, вежливого поведения детей в общении друг с другом и другими людьми.

Ход занятия: (Слайд №1 )-начало 1.Организационный момент: Добрый день, ребята! Вы готовы к разговору? У нас сегодня гости– посмотрите.

Что мы должны сказать нашим гостям?

Молодцы! Какие вы вежливые. - Все друг, другу улыбнитесь и тихонечко садитесь!

2. Постановка темы.

О чем мы будем говорить сегодня, вы догадаетесь, если послушаете внимательно стихотворение А. Барто.

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном:

Его зовут... а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день!»

А он стесняется, молчит.

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуй» говорит.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошел, пока, всего...»

Не скажет он друзьям по школе:

Алеша, Петя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовет он только:

Алешка, Петька, Ванька, Толька.

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

Но, может быть, он всем знаком,

И вы встречались с ним где-либо.

Тогда скажите нам о нем,

А мы... мы скажем вам - спасибо!

Итак, о чем пойдет наш разговор? (О вежливости)

Прочитайте тему на слайде .

- Ребята, а как вы понимаете, что значит быть вежливым, хорошим человеком?

Почему вежливости открыты все дороги? (Вежливому человеку всегда рады, с ним хотят общаться люди, все у них получается) (Слайд №2) В давние времена слово «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, того кто с добром относился к людям. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

Для того чтобы стать вежливым, нужно чаще использовать в своей речи вежливые слова, от которых становится теплее, радостнее, светлее на душе. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова у нас с вами должны быть добрыми, надо вести себя всегда так, чтобы и поступки наши были хорошими, чтобы не приходилось за них краснеть и стыдиться.
И сегодня мы попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. А может вы узнаете новые правила и новые вежливые слова.
А поможет нам кот Леопольд.

3. Работа по теме.

Мы с вами отправимся путешествие по городу Вежливости. Сепрва нам надо пройти через мост «Вежливых слов».

Поможет нам в этом этот волшебный цветок «Цветик- семицветик»

Мы будем отрывать лепестки по- порядку и выполнять задания цветочка. Согласны?

Цветик – семицветик сделан из бумаги. А у настоящего цветочка стали бы мы отрывать лепестки?

Если вы готовы работать, то я попрошу мне помочь. (Отрывает 1 лепесток и читает задание)

1лепесток «Волшебные слова»

^ В нашей маленькой деревне есть такой обычай древний: Утром, днём и в темноте Те, и те, и те, и те, Повстречавшись, непременно Говорят одновременно… ( Здравствуйте! ) Слайд 3
- Молодцы, ребята . - Молодец! Какой же вывод мы можем сделать? (Надо всегда приветствовать друг друга ). - Послушаем следующее стихотворение. ^ Настали дни холодные, И птицы перелётные, Крылатые создания, Летят под облаками Куда-то в страны дальние. Мы машем им руками: - До встречи! … (До свидания!) Слайд 4
- Молодцы!

Молодец! Ребята, что же мы должны говорить людям, когда расстаёмся с ними? - До свидания. - Ребята, а теперь послушайте такую историю про слона и мышку. Встретила мышка слона на пути И пропищала тихо и жалостно: - Простите за дерзость, Скажите, пожалуйста, Как мне до вас, до слона дорасти? Слон удивился: - Скажите, пожалуйста, крошка, а знает слово «пожалуйста»! - Ребята, скажите, какое же волшебное слово произносила мышка, когда обращалась к слону? («пожалуйста».) Слайд 5
- Молодец! Когда же мы говорим «пожалуйста», ребята? (Когда что-нибудь или о чём-нибудь просим). Волшебники –гномы

Не мало для нас

Чудесного сделать могли бы,

Но больше чудес совершает в сто раз

Волшебное слово… Спасибо. Слайд 6
- Молодец. Ребята, а если кто-нибудь причинил другому неприятность или неудобства – не желая того. То какое волшебное слово он должен сказать? (Извините, простите) - Молодец. Ребята, скажите, а что мы говорим, когда ложимся спать? (Спокойной ночи.) Слайд 8
- Молодец! Ребята, эти правила вы всегда должны помнить и пользоваться ими в своей жизни.

Скажите, а почему эти слова называю волшебными? (волшебные слова помогают нам в разных ситуациях при общении с людьми)

Учитель. А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными» словами?

Слайд 9

Вежливых слов не одно и не два,

Помни и знай эти чудо-слова.

Назовите такие «волшебные» слова.

2 лепесток

«Вежливо-невежливо». Если вежливо - зеленый светофорчик, невежливо - красный.

Поздороваться при встрече –

Толкнуть и не извиниться –

Не встать, обращаясь к учителю –

Перебивать во время разговора...
– Уметь соблюдать на уроке тишину...
– Уметь выслушать друга.

– Пропустить вперед девочек...
– Сказать, уходя из класса домой «До свидания»
– Громко разговаривать...
– Помочь поднять упавшую вещь...
– Обозвать обидным словом соседа...

Следующий «Переулок поступков»

3 лепесток «Доскажи словечко»
Я читаю вам рассказ, а вы вставляете нужное слово хором. Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицу. В трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь... (дети хором: «Пожалуйста»). Женщина обрадовалась и сказала Вове:... («Спасибо».) Вдруг трамвай неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал:... («Извините, пожалуйста».)

Следующий «Улица добрых сердец»

4 лепесток Конкурс «Самый вежливый»

Проведём игру, в которой надо сказать вежливое слово и передать шарик другому. Слова одинаковые не повторять. Удачи!

Ребята, скажите, если человек знает много вежливых слов, значит можно его назвать вежливым человеком?

Внимательно послушайте стихотворение А. Антонова "Вежлив Витя или нет".

Малыша обидел Витя, но перед школою в строю

Витя просит: "Извините, я ошибку признаю".

На урок пришёл учитель, положил на стол журнал.

Следом Витя:"Извините, я немного опоздал".

Спор давно ведётся в классе

Вежлив Витя или нет? Разберитесь в споре нашем и скажите нам ответ.

Ребята, а как вы считаете? Вежлив Витя или нет?

(Вежливые слова он знает, но поступки расходятся со словами, а поступки плохие совершает.)

Не только слова должны быть у нас добрыми и вежливыми, но и поступки.

5 лепесток игра «Не ошибись, пожалуйста!»

Давайте немного отдохнём. Поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!»

Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебные слова».

Итак, начали!

Встаньте.

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки.

Поднимите, пожалуйста, руки!

Будьте добры, похлопайте!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста!

Пожалуйста, наклонитесь вперед,

Наклонитесь назад.

Присядьте, пожалуйста,

Будьте добры, встаньте.

Тихо сядьте.

Тихо сядьте, пожалуйста!

6 лепесток «Экзамен»

Итак, задачи не на сложенье,

Задачи на правила уважения!

1. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому -11? (Дорогу уступает тот, кто вежливее.)

2. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей- либо дом или квартиру! (Постучать или позвонить.)

3. Какие слова произносят при встрече и прощании?

4. Кто кому должен уступать (в гостях или в транспорте) место?

5.Сколько раз в день надо здороваться с одним и тем же человеком?

6. Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?

7. Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться, обижать своих друзей?

7 лепесток Из истории слов

Спасибо . Откуда явилось это слово?

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе Дело, говорили ему:

Спаси вас Бог!

Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасиба не жалей!»

РЕФЛЕКСИЯ

Помог ли нам волшебный цветок стать вежливее или нет, мы сейчас проверим

Предлагаю вам ответить на вопросы теста «Вежлив ли я?» Если ответ на вопрос – да, то +

Если - нет, то - Тест «Вежлив ли я?» ( слайд 10)
1. Благодаришь ли ты маму или поваров за обед?

2. Извиняешься ли ты, если нечаянно толкнул кого- то?
3. Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр, библиотеку?

4. Можно ли назвать вежливым того, кто любит животных?

5. Нужно ли здороваться с соседями?

6. Нужно ли улыбаться, приветствуя человека?

Проверим. Внимание на слайд. Сравните свои ответы с правильными.

Поднимите руку те, кто не ошибся и хотел бы похвалить себя за работу.

Кто допустил ошибки?

Какой вывод мы можем сделать? Вежливы ли вы или нет?

Молодцы!

Помог ли нам цветик - семицветик стать вежливее? Слайд 11

Поблагодарим его за это и подарим цветочки.

Если классный час вам понравился, были интересно и полезно, то выбираем красный цветок, а если было неинтересно, скучно, то - розовый.

А теперь поместим цветочки в корзинку , говоря при этом вежливые слова.) .

Важные слова

Слова «До свиданья»,

«Спасибо», «Простите»,

«Пожалуйста», «Здравствуйте»

Щедро дарите!

___________________________

Дарите прохожим,

Друзьям и знакомым,

В троллейбусе, в парке,

И в школе и дома.

___________________________
Слова эти очень

И очень важны.

Они человеку

Как воздух нужны.

________________
Без них невозможно

На свете прожить.

Слова эти надо

С улыбкой дарить.

Песня.

Урок 1
ЧТОБЫ У ТЕБЯ ВСЕГДА БЫЛО МНОГО
ДРУЗЕЙ
Никогда не груби своим товарищам. Не называй обидными словами. Не
давай им прозвищ.
Не старайся кого­нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для
тебя (например, в игре) место. Не забывай здороваться со всеми своими
друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький.
Дружить можно и нужно и с малышами, и с большими ребятами, и с
мальчиками, и с девочками.
Если ты за что­либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть
и простить ему свою обиду. Не злись! Если твой друг просит у тебя какую­
нибудь игрушку или книгу, не отказывай ему. Не жадничай! Если ты сам
взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не
забудь возвратить их вовремя (когда попросил твой друг или когда ты сам
пообещал).

Урок 2
ЧТОБЫ ВОСПИТАТЬ ВОЛЮ И ХАРАКТЕР
Слово "честность", "честь" похожи на слово"чистота". Не правда ли, мой
маленький дружок?
Честным человеком мы называем такого, который"не запачкал" себя
притворством, трусостью и ложью. Честный человек ­ тот, кто правдив и
смел. Тот, кто дорожит дружбой. Кто уважает и любит своих близких и
прочих­остальных знакомых и даже незнакомых людей.
У человека, который всегда старается вести себя вежливо и честно, со
временем вырабатывается сильная воля и твердый характер. Про такого
говорят:
­ Этот человек сам умеет себя воспитывать.
Если ты, мой маленький дружок, тоже желаешь воспитать в себе волю и
характер, вот тебе несколько советов:
Будь дисциплинированным и аккуратным. Не трать попусту на капризы и
глупые дела свое время.
По утрам обязательно делай зарядку, чтобы стать сильным и ловким.(Вдруг
тебе когда­нибудь
понадобится защищать девочку или слабого малыша от задиры­хулигана?)
Веди себя деликатно, по доброму со всеми знакомыми и незнакомыми
людьми.
Всегда уступай свое место в транспорте людям, которые старше тебя. Или
которые ­ ты видишь ­ очень устали, больны. Никогда не обманывай своих
друзей и взрослых.
Лгут и притворяются чаще всего трусливые и плохо воспитанные люди. Не
будь на них похожими!

Урок 3
ЛЕСНЫЕ УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ
Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет лесных
цветов. Травяной покров
сохраняет влагу и дает приют огромному количеству полезных насекомых и
мелких зверьков. Не сбивай незнакомые тебе или даже известные ядовитые
грибы. Многие из них ­ лекарство для лесных обитателей. Не следует ловить
и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, для них наше
"развлечение" часто заканчивается болезнью, мучением и смертью. Это не
игрушки.
Не разрушай нечаянно или нарочно муравейников! Иначе муравьи не успеют
отремонтировать свой теремок до морозов. И погибнут! И, конечно же,
вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на луг, не оставит после
себя свалки.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ
Урок 4
Локти на стол не клади, только кисти рук.
Закуски и салаты с больших блюд клади не теми ложками, которыми ешь сам, а теми,
что на блюде.
Ложку или вилку с едой подноси к чуть склоненной голове, но никогда не наклоняйся
к тарелке.
Прожевывай пищу обязательно с закрытыми губами ­ ни быстро, ни медленно, не
чавкай и не
разговаривай с полным ртом.
На тарелку клади ровно столько, сколько съешь.
Когда трапеза закончена, нож и вилку клади на тарелку параллельно друг другу справа.
СОВЕТЫ ЕДОКАМ.
Это ешь вилкой: котлеты, рулеты, гуляш, бефстроганов, салаты, паштеты, омлеты,
рис, макароны, пельмени, овощные гарниры, картофель.
Это ешь с помощью ножа и вилки: жаркое, отбивные котлеты, птицу.
Это ешь ложкой: каши, творог, суп, пюре.
Хлеб берут рукой, не откусывают от куска, а отламывают кусочки и кладут в рот.
Торт, пирожное и другие сладости с кремом не нужно брать руками. Их едят
маленькой ложкой.
Ну вот, а теперь нам надо с тобой решить
ЗАДАЧУ ДЛЯ ХОЗЯЙКИ.
Дано: клеенка, скатерть, салфетки, тарелки (глубокие и мелкие), чашки, стаканы,
вилки, ножи, ложки (столовые, десертные, чайные), цветы и вазочки для цветов.
Требуется: расположить все так, чтобы было красиво, правильно, удобно.
Решение:
1. На поверхность стола положить клеенку, затем скатерть.
2. Мысленно на расстоянии 1­2 см от края проведи прямую линию, по ней ровно
расставь тарелки ­
каждую против стула. Если стол к обеду, на мелкую тарелку поставь глубокую.
3. Ножи расположи справа от тарелок лезвием к ним, вилки ­ слева острием вверх.
Ложки ­
суповую, десертную ­ положи за тарелками параллельно краю стола ручками вправо.

4. Для воды или сока поставь бокалы справа за приборами. Салфетки ­ на тарелки. Не
забудь о
ложках, ножах, вилках для закусок, салатов, масла. Цветы в вазочках украсят
праздничный
стол.
Рассаживайтесь, гости дорогие!
Урок 5
ВЕЖЛИВЫЕ ИГРЫ
Правила игры
1. Соблюдай правила игры, не старайся выиграть и добиться первенства
нечестным путем.
2. Не радуйся, когда другие проигрывают.
3. Обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись ни на
победителя, ни на того, по чьей
вине, может быть, произошло поражение.

Урок 6
ПРИНИМАЕМ ГОСТЕЙ
Если ты хозяин.
Любой человек, переступивший порог твоего дома, является гостем,
которого следует принять
любезно и сердечно.
Если гость зашел больше, чем на несколько минут, ты должен предложить
ему снять пальто. Причем ты должен помочь ему повесить пальто на
вешалку.
Постарайся,чтобы гость поскорей освоился и почувствовал себя, как дома.
Предложи ему сесть
на самое удобное место.
Займи гостя беседой, пусть гость сам выбирает тему для разговора.
Не оставляй гостя одного на долгое время. А если тебе ненадолго надо
отвлечься, непременно
извинись перед ним.
Если гость засиделся и не собирается уходить, а у тебя неотложные дела, ты
должен найти очень
тактичную форму, как дать ему это понять.
Пословицы и поговорки.
Гостю щей не жалей, а погуще лей.
В чужом доме не будь приметливым, а будь приветливым.
Не бойся гостя сидящего, а бойся гостя стоящего.

В ногах правды нет.
Гостям дважды радуются: встречая и провожая.
Хозяин весел ­ гости радостны.
Желанный гость зова не ждет.
Частые пирушки изведут полушки.
Гость часто за шапку берется ­ не скоро уйдет.
Вслед гостя не употчевать.
Незваный гость хуже татарина.
Урок 7
ИДЕМ В ГОСТИ
Если ты гость
Знай, что неожиданный визит почти всегда причиняет беспокойство.
Поэтому он допустим
только в случае крайней необходимости.
Если ты дважды постучал или позвонил в дверь, а тебе не открыли, следует
не "ломиться" в дверь,
а спокойно уйти, не проверяя, на самом ли деле хозяев нет дома.
Находясь в гостях, некрасиво оценивать квартиру, делать критические
замечания.
Не выпытывай, что сколько стоило и где куплено, не снимай с полочек
украшения, чтобы рассмотреть их со всех сторон.
Каким должен быть подарок?
Подарок должен иметь определенное назначение. Не дари бабушке ролики,
малышу ­ калькулятор, папе ­ погремушку, маме ­ мужской галстук, а
дедушке ­ куклу. Такие подарки нужны, как рыбе зонтик.
Главное, чтобы подарок принес радость. Надо показать, что ты помнишь о
человеке, учитываешь

его вкус, увлечения. Делая подарок, ты приносишь радость другому, а не
хвастаешься перед всеми
своей щедростью.
Не опустошай родительский кошелек, лучше придумай что­нибудь
оригинальное ­ что­нибудь
смастери, нарисуй.
Вручение подарка сопровождается добрыми пожеланиями и улыбкой.
А тот, кто получает подарок, должен запомнить, что "дареному коню в зубы
не смотрят", то есть
всегда нужно выразить благодарность, даже если подарок не пришелся по
вкусу.
Урок 8
КАК ПРОСЛЫТЬ НЕПРИЯТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ
Посмотри на себя со стороны. Какое ты производишь впечатление? Нет ли у
тебя каких­нибудь дурных привычек, которые раздражают окружающих?
Грызешь ли ты ногти? Хлюпаешь ли носом?
Слишком ли громко разговариваешь?
Размахиваешь ли ты руками так, что твои собеседники с трудом
уворачиваются, чтобы не быть задетыми?
Раскачиваешься ли ты на стуле?
Используешь ли ты ноготь мизинца в качестве зубочистки?
Чистишь ли ботинки о штанину брюк?
Хлопаешь ли ты дверью?
Если ты делаешь это, значит, у тебя не так уж мало дурных привычек. И
можешь не волноваться,
люди обязательно скажут тебе вслед: "Какой неприятный человек!".

Урок 9
ВОСПИТАННЫЙ ПЕШЕХОД
1. Переходить улицу следует по подземным переходам или по специальным пешеходным
дорожкам.
2. При этом нужно взглянуть на светофор. При желтом или красном свете переходить улицу
нельзя. А если горит зеленый свет, посмотри налево… если там нет никакого движущегося
транспорта ­ смело шагай до середины улицы. Там остановись и посмотри направо. Если и на этот
раз нет никаких машин, шагай дальше... Но все же будь внимателен ­ вдруг появится машина, идущая
на поворот, или "скорая" c сиреной и мигалкой.
Для пешеходов на светофорах есть и свои сигналы:
"красный человечек" ­ ждите, "зеленый человечек" ­ идите.
3. Когда на дороге нет перехода, ты можешь переходить ее при двух условиях:
­ если дорога хорошо просматривается в обе стороны,
­ если расстояние между пешеходом и приближающимся автомобилем не меньше расстояния
между тремя фонарными столбами. (Пока машина проедет это расстояние, ты успеешь перейти через
дорогу.)
4. Стоящий трамвай следует обходить спереди. (Если обходить его сзади, можно попасть под
встречный трамвай или другой транспорт.) Автобус и троллейбус обходи сзади. (Если
обходить спереди, из­за них не видно едущих за ними машин.)

5. Нельзя играть на проезжей части дороги и даже на тротуаре. Никаких футболов­волейболов,
бадминтонов­теннисов, никаких скейтбордов­роликов и велосипедов! Играй только
во дворах, в парках, на бульварах, где не грозит встреча с машинами.
6. Вне населенных пунктов пешеходы должны идти по обочине или краю проезжей части навстречу
движению транспорта. Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу и в городе, но особенно важно
соблюдать это правило, переходя шоссе за городом ­ ведь здесь машины мчатся гораздо быстрее!
7. При переходе железной дороги будь особенно внимателен! Хотя поезд легче заметить издали, чем
автомобиль, но он часто и едет быстрее. А машинисту быстро затормозить, остановить
огромный состав почти невозможно.
8. Приближается зима, темнеет рано. Если у тебя еще нет светоотражателя, попроси папу или маму
приобрести его и прикрепи к курточке или к школьному рюкзачку. Тогда, освещенный фарами
проезжающей машины, даже в темноте ты будешь хорошо заметен.
Урок 10
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОБРЫХ ВОЛШЕБНИКОВ
Я думаю, что ты, дружок, конечно, не боишься злых волшебников. Зачем бояться их, когда каждая
девочка и каждый мальчик знают, что сказки кончаются по­доброму? А между прочим, волшебники
живут не только в сказках! Каждый человек, который добр, который честно, старательно, с любовью
выполняет свою работу, чуть­чуточку волшебник. Честное сказочное! Разве не волшебство ­ на
пустыре, на голом месте за несколько месяцев построить прекрасный дом?
А вылечить больного человека? Или... Вырастить сад? А придумать и смастерить­собрать грузовик?
А испечь сладкий­вкусный торт? Да­а... На белом свете вокруг нас таких несказочных волшебников
не так­то мало! Тебе, конечно, очень хочется многому научиться у
твоих знакомых волшебников. Ведь ты сам пока что не умеешь творить чудес. Впрочем… Тут,
кажется, я ошибаюсь. Хотя тебе совсем немного лет, на земле не так уж мало дел и для тебя. Все
зависит лишь от твоих желаний и стараний. И я, конечно, верю в то, что ты не будешь лениться и
постараешься каждый день совершать хоть одно доброе чудо.
Упражнения для добрых волшебников.
Упражнение 1.
Попроси маму или бабушку дать тебе небольшой таз. Налей в него немного теплой воды. Найди
тряпку, которой мама обычно моет пол. Окуни ее в таз с водой. Затем аккуратно выжми ее. И

старательно протри влажной тряпкой пол на кухне. При этом тряпку надо несколько раз окунуть в
воду и отжать. Не оставляй невымытыми углы и часть пола под столом и стульями. Закончив это
дело, пожалуйста, не забудь выжать и повесить сушить тряпку.
Упражнение 2.
Вместе с папой или старшим братом (можно с сестрой или с мамой) насобирайте в лесу сухих и
достаточно толстых прутьев. Сделайте из них палочки примерно одинаковой длины. Из этих
палочек смастерите изгородь вокруг знакомого вам муравейника ­ теперь он будет хорошо заметен
всем прохожим. И кто­нибудь нечаянно на него не наступит и не разрушит муравейный терем.
Упражнение 3.
Помоги своему младшему брату или сестренке одеться, обуться, погуляй с ним, накорми кашей.
Упражнение 4.
Смастери для птиц и белок кормушки на зиму. И не забудь приносить и насыпать в них корм.
Урок 11
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ НА ЛЬДУ
Всегда обращай внимание, какого цвета лед. Если зеленоватый и синеватый ­
значит, его толщина
около 10­12 см. Такой все выдержит. Если же лед матово­бледный, с
желтизной, то он очень
непрочный. Здесь ходить нельзя, можешь провалиться. Запомни, что опасно
передвигаться по льду во время оттепели или когда его занесут снежные
сугробы. Если перейти речку по льду необходимо, а на нем нет проторенной
дорожки, для осторожности лед проверяй – сначала, а ударь по нему
палкой. Если после удара появилась вода ­ возвращайся, это место надо
обходить.

Если все­таки лед затрещал, провалился под ногами и ты в полынье? Не
поддавайся панике, не маши руками. На лед надо выбираться в ту сторону,
откуда шел, осторожно выползать, широко расставив руки, не наваливаясь.
Не пытайся встать на кромку льда. Откатись подальше от полыньи и только
на берегу вставай на ноги. Беги быстрее, чтобы согреться и поскорее
попасть в теплое место. А если ты увидел человека, провалившегося под
лед? Кричи громче, зови ни помощь. Подходить к полынье нельзя, только
подползать, положив под себя что­нибудь вроде доски или лыж. Ни в коем
случае не подавай тонущему руку – вместе окажитесь в воде. Надо
протянуть ему доску, лыжную палку, веревку. Можно использовать длинный
шарф или верхнюю одежду ­ куртку или пальто. Человек, попавший в
полынью, замерзает, одежда его намокает и тянет на дно, он быстро теряет
силы. Поэтому спасающий должен действовать хоть и осторожно, но смело
и решительно.
Урок 12
ПРАВИЛА ДРУЖБЫ
Помогай товарищу: если умеешь что­то делать, научи и его; если товарищ
попал в беду, помоги ему, чем можешь.
Делись с товарищами: если у тебя есть интересные игрушки, книги,
поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет.
Играй и работай с друзьями так, чтобы не брать себе все самое лучшее.

Останови товарища, если он делает что­то плохое.
Если друг в чем­то не прав, скажи ему об этом.
Не ссорься с друзьями; старайся работать и играть с ними дружно, не спорь
по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что­то хорошо получается; не
завидуй товарищам – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не
стесняйся в этом признаться и исправиться.
Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.
Урок 13
ПРАЗДНИК КРАСОК
Попробуйте сами создать­нарисовать праздничный город.
Пусть каждый нарисует дом, башню или дворец.
Аккуратно вырежьте эти рисунки и наклейте их на один самый большой
лист бумаги…Вот и получится у вас город.

Каждый пусть нарисует дерево или цветок.
Вырежьте их и наклейте на тот же самый лист. И в вашем сказочном городе
по вашему хотению вырастут деревья и цветы.
Теперь нарисуйте всяких­разных зверей и птиц, вырежьте их и приклейте
туда же. Так в вашем сказочном городе появятся жители­обитатели, как в
самой настоящей, самой волшебной сказке.
А можно нарисовать большой цветок ­ например, цветик­семицветик.
Раскрасить лепестки, на каждом лепесточке с обратной стороны написать
добрые слова и пожелания. А потом подарить маме.
Правда, здорово получилось?
Урок 14
ПРАВИЛА ПРИВЕТСТВИЯ

На всякий случай напомню тебе, что младшие приветствуют старших. Хотя
воспитанный человек и не ждет, когда с ним поздороваются, а делает это
сам, не давай себя опередить.
Если те, с кем ты хочешь поздороваться, далеко от тебя ­ на другом конце
зала, например, ­ не маши руками и не оглушай всех своими криками.
Встретившись взглядом со своими друзьями, приветливо им кивни. Этого
будет достаточно.
Шумные и бурные восклицания типа "кого я вижу", "ну наконец­то", "где ты
пропадал" приветствиями никак не назовешь.
Если один и тот же человек в течение дня встречается тебе не однажды,
приветствуй его всякий раз, но в разной форме ­ кивком головы, улыбкой,
легким взмахом руки, пожеланием
приятного аппетита (во время обеденной встречи).
Урок 15

КАК ПРЕДСТАВЛЯТЬСЯ И ПРЕДСТАВЛЯТЬ
ДРУГИХ
Не всем это легко ­ представляться. Но общение без знакомства
невозможно. Так что стеснение придется преодолеть. А чтобы не оказаться
в неловком положении, учти, что младшие представляются старшим и что
женщины (не важно, какого они возраста) первыми мужчинам не
представляются. Исключение можно сделать лишь в отношении пожилого
мужчины.
Называя себя, посмотри собеседнику в глаза и улыбнись. На вопрос "как
тебя звать" правильным будет ответ "меня зовут... (не звать).
Если ты пришел в гости позже других и увидел среди приглашенных много
незнакомых тебе людей ­ подойди к хозяевам, поздоровайся с ними. Хозяева
сами тебя представят.
Представляя гостей, начни с малышей, затем старших и сверстников.
Называй имена спокойно и четко. Не стоит при этом добавлять: "это тот
самый", "я вам вчера о ней говорил"... Надеюсь, ты понимаешь, почему?
Урок 16

КАК ВЕЖЛИВО РАЗГОВАРИВАТЬ ПО
ТЕЛЕФОНУ
Прежде всего ты должен быть вежливым и, по возможности, кратким. По телефону лучше
переговорить, а поговорить можно при встрече.
Услышав звонок, поспеши взять трубку, а сказав "алло", не забудь ответить на приветствие.
Если тебя попросили пригласить к телефону кого­то из домашних, твое любопытство ­ "кто
это?", "а зачем она вам нужна?" – будет бесцеремонно. Все, что считает необходимым,
звонящий скажет сам. А вот поинтересоваться, не передать ли что­либо в случае, когда того, кому
звонят, нет дома, будет и уместно, и любезно с твоей стороны.
Если ты занят, скажи, извинившись, что перезвонишь. Но только не забудь это сделать!
Ошиблись номером ­ ответь вежливо, не сердись, ведь и с тобой такое случалось.
Не набирай номер телефона по памяти, если не уверен, что помнишь его как следует. А уж если
ошибся, ни в коем случае не расспрашивай, куда попал и какой это номер телефона. Сказав:
"Простите, я ошибся", положи трубку.
Начиная разговор, поприветствуй и представься.
Ты поступишь правильно, если спросишь, не отвлек ли ты от дел своим звонком и могут ли сейчас с
тобой поговорить.
Телефонный разговор ­ это в некотором роде непрошенный визит. Может оказаться, что твой
звонок для кого­то не первый и не последний. А поэтому не забывай: воспитанные люди никогда не
злоупотребляют телефонными разговорами и звонят лишь по необходимости.

Урок 17
ВЕЖЛИВЫЙ СОБЕСЕДНИК
­ Будь доброжелателен и уважителен к тем, с кем говоришь, а поэтому
помни, что такие выражения, как "с тобой бесполезно разговаривать", "ну
как ты не поймешь?", "я еще таких бестолковых не встречал", " тебе этого
не понять", "ты, конечно же, не знаешь" вежливый человек не употребляет.
­ Помни, что и твоему слушателю есть что сказать. Дай и ему возможность
вступить в разговор.
­ Будь внимателен к собеседнику. Умей заметить, что он спешит, до того,
как он сам тебе скажет об этом. Вовремя смени тему разговора, если она не
интересна или неприятна слушателю.
­ Не обсуждай поведение, манеру одеваться, причины других людей ­
прослывешь "сплетником" ("сплетницей").
­ Не будь болтлив. Долгий разговор утомителен для слушателя.
­ Не используй в разговоре слов, смысл которых тебе не вполне ясен, а
также и тех, значения которых может не знать твой собеседник.
­ Не жестикулируй (не размахивай руками). Если ты выражаешься точно и
ясно, тебя и так поймут без труда.

Урок 18
ВЕЖЛИВЫЙ СЛУШАТЕЛЬ
­ Если к тебе обратились, а ты в это время занят, оставь все свои дела и
посмотри на собеседника, вырази свою готовность участвовать в разговоре.
­ Слушай внимательно и до конца. Не перебивай. Не подсказывай
говорящему слова, не заканчивай за него фразы, не делай по ходу беседы
замечаний. Учти и то, что человеку надо просто иногда выговориться.
­ Если в вашем разговоре участвуют несколько человек, не реагируй на речь,
которая к тебе не обращена.
­ В твоем присутствии допустили бестактность, резко и раздражительно
заговорили. Постарайся сразу прекратить разговор, но сделай это без
вызова.
­ Насмешничают или обзывают других? Переведи разговор на другие темы.
­ Старайся слушать собеседника внимательно и участливо, чтобы у него
было ощущение, что ты с ним говоришь.

Урок 19
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ
Когда ты выходишь из своего дома (маленького мирка) в большой мир (на
улицу, в культурное учреждение...), туда, где много людей, необходимо
соблюдать определенные правила общения. Нельзя, например, допускать
возникновения следующих ситуаций:
­ пожилой человек стоит в трамвае, с трудом удерживая равновесие, а
рядом спокойно сидят молодые люди, которым и в голову не приходит
уступить ему место;
­ посетитель ресторана, кафе, слизывает подливу с ножа;
­ находясь в обществе, ты, забывшись, ковыряешь спичкой в зубах;
­ ты утомляешь своих гостей комментарием к телепрограмме, совсем не
заботясь о том, интересно ли им это;
­ ты безучастно наблюдаешь за тем, как твоя мама, сгибаясь под тяжестью
сумок, возвращается домой.
Поступая таким образом, ты демонстрируешь неуважение к окружающим и
напрасно рассчитываешь на их уважение к себе. Ошибается тот, кто думает,
что правила хорошего тона необходимы только тогда, когда на нем красивая
одежда и он пришел в гости или на концерт, а в повседневной
жизни они не нужны их можно снять вместе с нарядом и оставить на
вешалке до поры, до времени. Быть тактичным, внимательным и приятным в
общении следует не только среди посторонних людей, это необходимо в
первую очередь дома, в кругу семьи, в школе.

Урок 20
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ
ТРАНСПОРТЕ
При входе в городской транспорт не расталкивай всех локтями, пропускай женщин,
пожилых людей и девочек (если ты мальчик) вперед, помоги им подняться в салон. Не
останавливайся у входа (если ты не выходишь на следующей остановке), а пройди в
середину салона.
Воспитанный человек уступает место пожилым людям, малышам, женщинам с
тяжелыми сумками.
В общественном транспорте не стряхивают снег или капли дождя с одежды, не едят, не
входят с мороженным в руках и, конечно, не курят.
В салоне не причесываются, не чистят ногти, не ковыряют в носу, зубах, ушах...
Газету читают в сложенном виде, не разворачивая; не заглядывают в книгу или газету
соседа. А глазки скажут тебе "спасибо!", если ты вообще откажешься от привычки
читать во время движения.
Не разглядывай в упор пассажиров, не опирайся на них всем телом.
Входя в транспорт, нужно снимать рюкзаки и сумки­ранцы, чтобы не задеть (иногда
даже запачкать) людей.
Если тебе трудно держать торт или цветы, когда ты едешь стоя, можно вежливо
попросить сидящих подержать их.
Находясь в салоне, не следует громко смеяться и разговаривать, обсуждать свои
проблемы, спорить во всеуслышанье с друзьями. Тем более непозволительно
оскорблять людей, сделавших вам замечание.
Родители должны следить за тем, чтобы дети не пачкали ногами одежду окружающих и
сиденья.
Не занимай места для пассажиров багажом или пакетами, крупные вещи лучше
перевозить не в часы пик. А громоздкие острые предметы (например, лыжи) перевозят
хорошо упакованными.
Хозяевам животных: кошек, птиц, мелких грызунов желательно перевозить в
специальных клетках; собак ­ обязательно в наморднике.

К выходу надо готовиться заранее (особенно, если много пассажиров). Спрашивай у
стоящих впереди: "Вы выходите на следующей остановке?" Не оттесняй молча людей
прокладывая себе дорогу, а, извиняясь, попроси разрешения тебе пройти.
Если женщина (девушка) едет с мужчиной (молодым человеком), то он первый
проходит к выходу и первым выходит, помогая сойти спутнице.
В любом виде транспорта будь внимательным и предупредительным такие слова, как
"Будьте добры", "Благодарю Вас" придадут тебе уверенность в любой ситуации и
создадут у окружающих мнение о тебе как о человеке воспитанном и
доброжелательном.
Урок 21
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В МЕТРО
Спокойно и осторожно входи на эскалатор, стараясь не подталкивать
людей, идущих впереди.
Если около тебя оказался пожилой человек или инвалид, постарайся ему
помочь при входе на
эскалатор или в вагон.
Не беги по эскалатору.
На эскалаторе следует стоять с правой стороны.
Не прислоняйся к поручням эскалатора и к дверям вагонов электричек.
Входя в вестибюль метро и выходя из него, придерживай двери.
Выполняй эти несложные правила, чтобы обеспечить как свою безопасность,
так и окружающих людей.

Урок 22
В МУЗЕЕ И КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕЕ
Не мешай другим посетителям ­ не говори громко; не шаркай ногами по
полу; закашлявшись, выйди из зала; не загораживай собою экспонаты.
Не навреди самим экспонатам ­ не касайся их руками, как бы любопытно не
было; не прикасайся и к стеклам витрин.
Вернисаж ­ это торжественное открытие выставки.
И хотя атмосфера на нем непринужденная, громкий смех, суета,
посторонние разговоры недопустимы.
Если художник ­ виновник торжества – тебе знаком, непременно подойди и
вырази все впечатление от выставки. Или просто поблагодари и пожелай
успехов.

Урок 23
СНЕСЛА КУРОЧКА ЯИЧКО...
Яйцо, сваренное вкрутую.
Оно обычно подается в холодном виде, уже очищенным и разрезанным пополам или
мелко порубленным. Его едят при помощи ножа и вилки. Если же крутое яйцо подано в
скорлупе, то есть его можно так, как тебе удобно (особенно если нет дополнительной
посуды, куда складывать скорлупки).
Яйца всмятку (как и в мешочек) подают в горячем виде в специальных рюмочках­
подставках, находящихся на блюдце. Верхушку яйца надо срезать чайной ложечкой и,
подцепив той же ложечкой, переложить на блюдце. Если у тебя это не получилось,
ничего страшного: аккуратно сними пальцами неотлетевшие части скорлупки и положи
их на блюдце. Теперь чайной ложечкой вычерпывай полужидкое яйцо.
Яичница­глазунья.
Тебе потребуются: вилка, нож и чайная ложечка с заостренным концом. Слева от
тарелки находится
вилка, справа ­ нож (ближе к тарелке) и ложечка (снаружи).
1) Кончиком ложки аккуратненько проткни желток сбоку, поближе к белку, чтобы
жидкий желток вытек в ложечку.
2) Съев содержимое ложки, вычерпай остатки желтка и тоже съешь.
Если глазунья состояла из нескольких яиц, повтори пп. 1­2.
3) Оставь ложку на дальнем от себя краю тарелки.

4) Белок сложи пополам при помощи ножа и вилки (потому что тонкий слой плохо
цепляется на вилку).
5) Отрезай ножом маленькие кусочки белка и отправляй их в рот при помощи вилки.
Яичница­болтунья (яичная кашка).
Как мелкокрошенное блюдо или суфле едят вилкой и тупым ножом.
Толстый белковый омлет (яичное суфле).
Едят вилкой или десертной ложкой.
Омлет.
Едят при помощи вилки и ножа.
Урок 24
В ТЕАТРЕ И КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ
Посещение театра или концерта можно считать выходом в свет. Поэтому
советую тебе не просто одеться, а нарядиться и прихватить с собой туфли.
Приходить в театр или на концерт надо пораньше, чтобы было время и
привести себя в порядок, и погулять в фойе.
К своему месту проходят лицом к сидящим. Если при этом ты случайно
кого­то задел, обязательно извинись.
Во время спектакля не разговаривай даже шепотом и не ищи случайно
оброненную вещь ­ она никуда не денется до перерыва.
На концерте не подпевай исполнителю, если он об этом специально не
просит ­ все же люди пришли послушать не твое пение).

На музыкальных концертах не спеши апплодировать, если не очень хорошо
знаешь музыкальное произведение: пауза в исполнении может означать не
конец исполнения, а перерыв между частями.
Цветы, принесенные для актеров, заранее освободи от оберточной бумаги
(это не относится к красивой специальной упаковке). Кстати, цветы можно
передать, например, через администратора ­ он всегда в зале. Но
договариваться об этом надо до начала концерта или в перерыве.
Урок 25
В КИНОТЕАТРЕ
Конечно, кинотеатр ­ это не концертный зал и не театр, но и здесь есть свои
правила.
Если головной убор мешает сидящим сзади, его снимают не дожидаясь
просьбы об этом. И так поступают не только мальчики, но и девочки.
Если кто­то сделал это ради тебя, обязательно поблагодари.
Не комментируй увиденное, не выражай свое мнение о фильме и отношение
к героям по ходу просмотра.

Это мешает другим. А если кто­то думает иначе, может возникнуть спор
или шумное обсуждение, чему не место в кинотеатре. Не забывай, что люди
пришли смотреть фильм, а не слушать комментарии и споры.
Урок 26
В ТЕАТРЕ, В КИНОТЕАТРЕ, НА КОНЦЕРТЕ
"Перевертыш"
Подавая свои вещи гардеробщице, ни в коем случае не перебрасывай курточку или
плащ за барьер.
Пусть он сам поработает. Если так сделает каждый зритель, у гардеробщицы
разовьются прекрасные мускулы. Номерок лучше всего повесить на палец, так будет
удобно вращать его. Именно для этого на номерках сделана дырка или привязана
веревочка. Если твое место в середине зала, не торопись занимать его. Пусть сначала
сядут все остальные. Зато потом, когда ты будешь проходить, им придется встать.
Такая зарядка очень полезна для здоровья. Как только ты устроился на месте, начинай
хлопать. Ведь просто несправедливо, что ты готов, а представление или фильм еще не
начался.

Не забудь: вам с товарищем не так уж часто приходится просидеть рядом полтора­два
часа.
Используйте эту возможность, чтобы рассказать все новости и обсудить сложные
вопросы. Одно плохо: приходится иногда напрягать голосовые связки, так как мешает
музыка или реплики актеров... Купи в буфете шоколад, но сразу не ешь. Иди в зал и
разверни тогда, когда певец или музыкант выйдет на сцену. Знаешь, как приятно есть
шоколад и конфеты под музыку! Обязательно звонко шурши фольгой. Не будь
эгоистом. Если тебе известно содержание фильма или спектакля, быстренько расскажи
самое главное соседям. Они будут так благодарны! Помни, что долго сидеть
неподвижно очень вредно для организма. Поэтому больше двигайся: поворачивайся,
наклоняйся, упирайся ногами в спинку переднего сиденья, спихивай руки соседей с
подлокотников.
Обязательно во время представления или показа фильма несколько раз выйди из зала и
прогуляйся по фойе. Вернувшись, не забудь громко узнать у друга, что происходило за
время твоего отсутствия. Дружок, ты догадался, что делать надо все наоборот?:­)
Урок 27
ЦВЕТЫ В ПОДАРОК
Если ты знаешь, какие цветы у твоих друзей или родственников любимые, то
не раздумывай и дари именно их.
Ребенку уместно подарить небольшой букетик (фиалок, незабудок,
ромашек, мимоз...), перевязанный яркой ленточкой. Можно подарить
тюльпан. Говорят, он раскрывается на смех ребенка.

Маме хорошим подарком будут розы или гвоздики, бабушке ­ цветы нежных
тонов: лилии, хризантемы... Папе и дедушке подари красные гвоздики.
Старшей сестре можно подарить нераспустившиеся розовые или красные
розы. Старшему брату хорошим подарком станут темные розы.
По традиции в подарочном букете должно быть нечетное число цветов: 3, 5,
7... Если ты даришь один цветок, обрати внимание: он должен быть не
хрупким и не мелким.
Цветы преподносят, заранее освободив их от бумаги. А если цветы в
нарядной подарочной обертке, то ее не снимают.
Букет несут по улице и дарят стеблями вниз.
Хороший вариант ­ комнатный цветок в красивом горшочке. Но лучше
заранее узнать вкусы и предпочтения того, кому хочешь сделать подарок.
Подаренные цветы сразу ставят в воду в той комнате, где принимают гостей.
Урок 28
КАК ЕДЯТ ФРУКТЫ
АНАНАС. Подают нарезанными ломтиками с кожурой. Едят с помощью
десертной вилки и ножа, вырезая треугольнички.
АРБУЗ и ДЫНЯ. Подают разрезанными на ломти. Мякоть едят чайной
ложкой или с помощью десертной вилки и ножа.
АПЕЛЬСИН. Очень сложно есть за столом. Первый способ: вымытый
апельсин нарезать кружочками; держа кружочек в руке и разорвав кольцо
кожуры, выедают мякоть.

Второй способ: полностью очистить апельсин от корки и разделить на
дольки, которые можно брать рукой.
БАНАН. Очищают от кожуры, мякоть едят чайной или десертной ложкой
либо десертной вилкой.
ВИНОГРАД. Обрывают с грозди, кладут на свою тарелку и едят по одной
ягоде.
ВИШНЯ. Подают с черешками, держа за которые, ягоды съедают. При этом
косточку выплевывают на десертную ложку, поднося ее близко к губам.
Затем кладут косточку на край блюдца.
ГРЕЙПФРУТ. Подают разрезанным поперек. Съедобная средняя часть
очищается ножом от кожуры и посыпается сахарной пудрой. Едят
десертной ложкой.
ЗЕМЛЯНИКА. Если подают с чашелистиками, то едят, держа за черешок и
обмакивая в сахарную пудру. Если подают ягоду без чашелистиков, то
предварительно посыпают сахарной пудрой целиком и едят чайной
ложечкой.
ЛИМОН. Нарезают ломтиками. Берут специальной маленькой вилочкой и
кладут в чашечку с чаем кофе. Ложечкой выдавливают сок, остатки лимона
вынимают и кладут на край блюдца.
ЯБЛОКИ. Разрезают на 4 части, пользуясь ножом и вилкой. Дольки едят
руками.
ГРУША. Разрезают на 4 части, как и яблоко, но едят с помощью вилки и
ножа.
МАНДАРИН. Очищают от кожуры и делят на дольки, которые берут
руками.
ПЕРСИК и СЛИВА. Разрезают пополам, удаляют с помощью ножа и вилки
косточку.
АБРИКОС. Едят или как персики, или как вишни.
Урок 29
ЛЕСНОЙ ЭТИКЕТ
ЗАЙКА И БЕЛОЧКА
Зайка с белочкой играют
У высокой ели.
В небе звёзды исчезают,
Значит, быть метели.
Зайка варежки снимает,
Быстро белке надевает,
Вот какой мальчишка

Маленький зайчишка.
Не страшны теперь метели ­
Белку варежки согрели...
Зайка с белочкой гуляли
Вместе до рассвета,
Их глаза в ночи сияли
Бусинками света.
УПРЯМЫЙ ОСЛИК
По узенькой дорожке
Ползли сороконожки,
За ними шли утята,
Весёлые цыплята.
Встал ослик на пути.
­ Дай, ослик, нам пройти!
­ Не верю я ушам, ­
Сказал он малышам.
Расставил ослик ножки
На ширину дорожки:
­ Я даже носорогу
Не уступлю дорогу.
ЭТИКЕТ
Если ты мужчина­бобр,
Будь к бобрихе очень добр.
Если ты мужчина­тигр,
Предложи побольше игр.
Если ж ты мужчина­ёж,
Для подружки всё найдёшь.
И ещё совет я дам
Всем звериным господам:
Чаще с милой говорите,
И цветы, цветы дарите!
* * *
Учат люди, учат звери:
Маме с папой надо верить.
Каждый раз перед едой
Помните совет простой ­
Мойте мордочки и лица,
Лапки, руки и копытца.
Это правило для всех ­
Носишь ли, не носишь мех.
* * *
Среди ёлочек, сосёнок
Заплутал малыш лисёнок.
Тороплюсь ему помочь ­
Лес накроет скоро ночь.
К маме с папой в дом родной
Мне известною тропой.
Ведь с лисёнком мы друзья,
А друзей бросать нельзя!
Урок 30
ЭТИКЕТ ДЛЯ КАРАПУЗОВ
В садик не бери конфетки,
Ведь другим обидно деткам.

Маму провожай спокойно
И веди себя достойно.
Не дерись и не ругайся,
Грубо ты не выражайся.
Воспитательницу слушай,
Без приказа спи и кушай.
На тарелку ты не плюй,
А как следует прожуй.
Не толкай свою подружку,
Если держит в ручке кружку.
Помоги тем, кто слабее,
Будь умнее и добрее.
Одевайся побыстрей,
Не задерживай детей.
Лезь туда, где это можно,
Только очень осторожно.
Игрушку ты не отнимай,
Возьми другую, поиграй.
После сна ты потянись,
Умой лицо и расчешись.
С незнакомым не ходи,
Воспитателя зови.
Маму радостно встречай,
По подружкам не скучай.
Урок 31

ЭТИКЕТ ДЛЯ КАРАПУЗОВ
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ
Аккуратно кушай хлеб ­
Это кухня, а не хлев.
Не вертись юлой на стуле,
Головой не лезь в кастрюлю.
Супчик кушай аккуратно,
Не выплевывай обратно.
Пей чаек, не проливая!
Что за лужица большая?
Что за грохот? Что упало?
Маша за столом мечтала.
Не корми котлетой кошку,
А сама поешь немножко.
Вытирай салфеткой рот
И не капай на живот.
Ложкой ешь кисель и кашу,
Суп, пюре и простоквашу.
Вилкой можно брать картошку,
Мясо, рис... Не надо ложкой!
Ручкой можно брать пирог,
Глазированный сырок.
И скажи спасибо всем,
У кого ты пищу ел.

Урок 32
ЭТИКЕТ ДЛЯ КАРАПУЗОВ
В ГОСТЯХ
Сначала ты договорись,
Потом уж в гости соберись.
Одеваемся нарядно,
Чтобы выглядеть парадно.
Ты оделся, расчесался...
Почему ж не умывался?
Не ходите без подарка,
Не должно его быть жалко!
Если вас не пригласили,
Не врывайтесь в гости силой.
Не забудь ботинки снять,
Дома в них нельзя гулять!
Не шали и не кусайся,
Без причин не обижайся.
Не ломай столы и мебель,
Где б в гостях, мой друг, ты не был.
Будь воспитанным и скромным,
По местам не шарь укромным.
Бить ногой не надо кошку
И бросать под стол картошку!
Похвали хозяев, дом,
А также то, что в доме том.
Ты обулся, куртку взял...
А "До свидания!" сказал?

Урок 33
ЭТИКЕТ ДЛЯ КАРАПУЗОВ
В ТРАНСПОРТЕ
Уступай старушкам место,
Если стало очень тесно.
Не кричи, что сесть мечтаешь ­
Постоишь и не растаешь.
Стой спокойно и держись,
Не рыдай и не вертись.
Здесь ничем сорить не надо ­
Быть воспитанным отрада.
Фантик на пол не бросай,
А упал он ­ поднимай.
Не пинай других ногами
И не пачкай сапогами.
Песни громко ты не пой,
Потихоньку рот закрой.

Цель занятия: учить детей вежливому обращению, уважению к человеку любого возраста, знакомить с миром вежливых слов и речевых оборотов, формировать духовно и нравственно развитую личность.

Задачи занятия: приобщение к нравственности, развитие внутренней культуры детей, развитие умения общаться, расширение активного словарного запаса детей, выработка особого мнения о вежливом человеке и правил вежливости.

Оборудование: карта “Страна добра”, карточки с пословицами, слайд-шоу “Волшебные слова”, карточки с загадками, книги о вежливости, аудиозаписи.

Ход занятия

Организационный момент.

Прослушивание спокойной расслабляющей мелодии в течение 1–2 минут (для сосредоточения ребят).

Воспитатель. Добрый день ребята! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Сегодня мы поговорим о таких качествах, как доброта и вежливость.

Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека.

В старину “Вежа” означало “знаток”, – тот кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям. Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача – добрый человек поздравит его, а если беда – добрые слова помогут утешить и успокоит. Чтобы лучше запомнить слова доброты и вежливости, давайте представим себе, что мы отправляемся в путешествие. Вы любите путешествовать?

Конечно! Вот мы и посетим с вами необычную страну – Страну добра.

Смотрите: перед вами карта этой страны. Прочитайте, какие необычные города в ней находятся: Народная мудрость, город Незнайки, Не попади впросак. В каждом городе нас будут ждать приключения, а кое-где – испытания.

В народе всегда относились к доброте по-особому. Есть такая пословица: доброе слово и кошке приятно. Это означает, что не только каждому из нас нравится, когда к нему относятся с добротой. Доброту понимают даже животные. Поэтому мы начинаем наше путешествие с города Народной мудрости.

Народ придумал много пословиц и поговорок о доброте. И вот некоторые из них:

Про доброе дело говори смело.
Жизнь дана на добрые дела.
Не мудрён привет, а сердце покоряет.
Ласковое слово лучше мягкого пирога.
Как проживёшь, так и прослывёшь.

Дети называют пословицы, которые они знают о доброте и вежливости.

Воспитатель. А что ещё придумал и сочинил народ о доброте, вежливости. Как вы думаете?

Дети отвечают.

Воспитатель. Правильно. Конечно это сказки, где добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хотел достичь своей цели злым способом.

Ребята называют сказки (“Кот и петух”, “Морозко”, “Кощей Бессмертный” и др.), рассказывают о чём и о ком в них говориться.

Воспитатель. Вы правильно ответили, поэтому наш маршрут лежит дальше по дороге под названием: Улыбка.

Добрые слова нужны нам дома, в школе, на улице и в магазине. Давайте посмотрим с вами интересные рисунки и вспомним эти добрые, волшебные слова.

На экран выводятся слайды “Волшебные слова” . (Приложение 1.)

Дети читают и произносят вежливые слова, говорят, когда и где их надо произносить .

Воспитатель. Мы с вами прибыли в город Незнайки. Незнайка узнал, что мы будем путешествовать по Стране добра и учиться говорить вежливые слова там, где это нужно, решил нам помочь. Он оставил нам свои весёлые загадки.

Эти загадки особенные. Если сама загадка учит добру и вежливости, то в ответ на неё надо всем хором сказать: “Это я, это я, это все мои друзья!”

Эти слова надо говорить не на каждую загадку. Если загадка с подвохом – надо промолчать. Давайте, ребята, по репетируем – произнесём все вместе слова Незнайки.

Дети произносят слова.

Воспитатель. Я поняла, это мы приехали в город, который называется Не попади в впросак, верно?

Загадки довольно хитрые, отгадывая их, надо ещё быть и очень внимательным. Ребята, слушайте, не отвлекайтесь, нужные слова вовремя произносите, а на загадку хитрую – молчите.

Кто из вас, проснувшись бодро,
“С добрым утром!” скажет твёрдо?
Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?
У кого из вас в порядке,
Сумка, книжки и тетрадки?
Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?
Кто из вас молчит, как рыба,
Вместо доброго “спасибо”?
Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?

Ребята правильно ответили на загадки.

Воспитатель. Ну вот, стать вежливым нелегко, но это очень важно.

Ребята, сейчас я прочитаю вам маленький рассказ, а вы должны будете вставлять в него нужные волшебные слова.

Мальчик Вова ехал в автобусе, он сидел у окна и рассматривал улицы. В автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал: “Садитесь…..”

Пожалуйста (отвечают дети).

Женщина поблагодарила Вову.

Спасибо (отвечают дети).

Вдруг автобус затормозил, все пассажиры наклонились вперёд, Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину, но тут же сказал: “Извините…..”

Пожалуйста (отвечают дети).

Воспитатель. Молодцы, все нужные слова вы назвали правильно.

Утром – поздороваться, уходя – попрощаться и место уступать. Это очень приятно – быть вежливым, этим можно гордиться.

Многие детские писатели и поэты, писали рассказы и стихи о доброте и вежливости. Что бы читая, их произведения дети учились быть добрыми и вежливыми. Я хочу прочитать вам стихотворение, которое написал С. Я. Маршак “Ежели вы вежливы”.

Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В автобус вы поможете
Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с бабушкой, и с дедушкой
Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.

И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.

Воспитатель. Мы с вами совершили увлекательное путешествие по Стране добра, не покидая класс. Остаётся надеяться, что вы ребята будете себя вести так, как мы сегодня учились.

А закончить наше занятие я хочу вот этими словами:

Я хочу сказать вам на прощанье
Перед тем, как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
Расстаёмся мы сейчас,
Добрый путь вам! В добрый час!

Идёт исполнение песни В. Шаинского “Улыбка”.

Методическая разработка классного часа

«Урок вежливости»

Методическая характеристика темы

Цели:

Развивающая:

    расширить знания воспитанниц о культуре поведения.

Познавательная:

    знакомство воспитанниц с правилами поведения в общественных местах.

Воспитательная:

    формирование положительного отношения к правилам поведения.

Задача классного часа :

    формирование у воспитанниц этической культуры.

Время занятия : 35 минут

Оборудование : мультимедийная презентация.

Ход проведения классного часа

«Урок вежливости»

На доске цитаты:

«Ничто не дается так дешево и не ценится так дорого как вежливость». (Сервантес).

«В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости…, остроумие становится в нем шутовством, простота – неотесанностью, добродушие – льстивостью» (Д. Локк).

«Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям». (Ж.-Ж. Руссо).

Вступительное слово классного руководителя. Вежливость - это моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Она включает: внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, приветливость, деликатность, тактичность, скромность. Вежливость всегда была показателем воспитанности. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают правила поведения, принятые в обществе. Вежливый человек - учтивый, внимательный. С ним легко установить контакт и поддерживать его. Вежливые слова поднимают людям настроение, говорят об уважении говорящего к собеседнику, о его такте, чуткости, готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается.

Сообщение воспитанницы об истории происхождения слова «вежливость».

Классный руководитель. Вежливость можно заменить словом «этикет». Давайте с вами вспомним:

- откуда и когда произошло слово «этикет»?

- когда зародился этикет?

- какие виды этикета существуют?

- Без чего невозможен этикет (без каких понятий?)

Ответы воспитанниц.

Классный руководитель. Истинная вежливость заключается в том, чтобы быть вежливыми всегда и со всеми. Умеем ли мы вести себя в общественных местах, в гостях, дома и т.д.? Увы! Не все и не всегда! Кому из нас не приходилось сталкиваться с проявлениями бестактности, равнодушия, хамства? Многие знают из своего опыта, как бывает обидно и как портится настроение, когда кто-то толкнет, пусть даже нечаянно, и не извинится, или скажет грубое слово, или не поймет вашего состояния и будет шутить, когда вам не до шуток. Этот кто-то малокультурный невоспитанный человек. Именно про таких людей Д. Локк говорил: «В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости, остроумие становится в нем шутовством, простота – неотесанностью, добродушие – льстивостью».

- А какого человека можно назвать воспитанным?

Ответы воспитанниц.

Классный руководитель. Воспитанному человеку, как правило, присущи хорошие манеры.

- А что такое манеры?Ответы воспитанниц.

Манеры - это то, как мы ведем себя, общаемся с другими людьми, как мы говорим и какие употребляем при этом выражения, тон, интонация, свойственная человеку походка, жестикуляция и даже мимика. Манеры являются частью культуры поведения человека. К хорошим манерам относится: соблюдение правил культурного общения, вежливость, учтивость, пунктуальность, точность, высказывание уважения и благодарности другим людям, придержать дверь перед выходящим человеком - все это хорошие манеры.

Задание: на доске нарисован человечек. Предлагается каждой из воспитанниц «подарить» ему признак воспитанного человека. (от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и записываются характеристики воспитанного человека).

Воспитанницы выполняют задание, дают комментарии.

Классный руководитель. Человека, который относится благожелательно к окружающим людям, пытается понять их радости, огорчения, настроение, уважает окружающих, помогает им и словом, и делом, соблюдает общепринятые нормы поведения, мы считаем культурным, воспитанным, вежливым. Вежливость способствуют общению с людьми. Вежливые слова рождают тепло души:

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.

Вопрос: Какие же вежливые слова рождает тепло души?

Воспитанницы перечисляют вежливые слова.
1. Здравствуйте!
2. Будьте добры.
3. Спасибо.
4. Будьте любезны.
5. Извините.
6. Доброе утро!
7. Благодарю.
8. Спокойной ночи!
9. Пожалуйста.
10. Добрый день!
11. До свидания!
12. Добрый вечер!
13. Скажите, который час?
14. Извините за беспокойство.

Классный руководитель. Для того чтобы каждый из нас был вежливым, необходимо соблюдать следующие правила:

1. В вежливости проявляется отношение к другим людям.
2. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
3. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
4. Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не ответить на приветствие.
5. Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
6. Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.
7. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.

8. Приучи себя постоянно помнить об окружающих.

9. Пусть добрая улыбка красит вас! Улыбайтесь, когда говорите вежливые слова.

Классный руководитель. Задание 1 . Вы отправляетесь в театр или музей, но так как данные места расположены далеко, вы вынуждены воспользоваться общественным транспортом. Перечислите правила поведения в общественном транспорте.

Воспитанницы делают выводы, чего нельзя делать в общественном транспорте:

    бросать бумагу на пол, ибо транспорт – это не общественная урна;

    громко чихать и кашлять;

    заглядывать в газету, которую читает другой пассажир;

    вытягивать ноги в проход;

    в переполненном транспорте ставить сумки на сидячие места;

    громко разговаривать.

Классный руководитель. Задание 2. Итак, вы в общественном месте. Назовите правила поведения в театре, в музее, в кино, на концерте.
Правила поведения в театре, на концерте, в музее и на выставке.

При посещении театра, концерта старайтесь не шуметь, не занимать оба подлокотника кресел, не опираться руками или ногами на стоящие впереди кресла. Лучше всего не опаздывать на спектакль, концерт, но если это случилось, пройдите на балкон или сядьте на ближайшее свободное место. Свое место вы найдете в перерыве. Программы и бинокли держат на коленях. Неприлично в антракте разглядывать окружающих в бинокль. Разговаривать (даже шепотом) во время сеанса, кино или театрального представления не разрешается, тем более нельзя громко комментировать происходящее на сцене. Если вам спектакль или кино не нравится, сидите молча, а в подходящий момент (в перерыве между сценами, выходами артистов) покиньте зал. В кинозале мужчины и женщины снимают высокие головные уборы, чтобы не мешать сидящим за ними зрителям видеть экран. Постарайтесь не елозить на стуле, не кашлять и не чихать. Если вы больны, например, гриппом, посещать общественные места категорически воспрещается.

Правила поведения в музеях и на выставках.

При передвижении по залу старайтесь не мешать окружающим концентрировать свое внимание и наслаждаться произведениями искусства. Для этого не подходите слишком близко к другим посетителям, не загораживайте своей спиной картины, не разговаривайте громко. И конечно, нельзя трогать экспонаты руками. Чтобы не рассеивать впечатление полезно осматривать только те экспонаты, которые вам интересны. Бессмысленно быстро пробежать по всем залам, не выделив отдельных картин какого-то художника.

Если вы осматриваете залы в сопровождении экскурсовода, то слушайте его объяснения молча, не придвигаясь к нему слишком близко, чтобы не мешать остальным. Если у вас возникли вопросы, задавайте их после того, как рассказ окончен, или во время паузы. Неприлично во время экскурсии разговаривать с соседями.

Классный руководитель. В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к обществу, к природе. Не надо запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим.

Задание 3. Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения:
№ 1