» » Животный мир жарких стран. Проект «Животные жарких стран Животный мир в жарких странах

Животный мир жарких стран. Проект «Животные жарких стран Животный мир в жарких странах

«Детский сад № 1 п. Вохма»

Проект

«Животные жарких стран»

Участники проекта: воспитанница подготовительной к школе группы Шадрина Алеся 6 лет, воспитатель, мама.

Вид проекта: детский, информационно-познавательный, краткосрочный.

Обоснование выбора темы:

Животный мир жарких стран очень разнообразен и привлекателен для детей.

В нашей группе это не стало исключением. В процессе непосредственной образовательной деятельности по теме «Животные жарких стран» у Шадриной Алеси возникло много вопросов о животных, их внешнем виде, среде обитания. В ходе беседы с мамой я выяснила, что девочка много рисует по данной теме, просматривает детские журналы и энциклопедии в поисках новой информации. Я решила поддержать увлечения ребенка и организовала детский познавательный проект.

Цель проекта : Создать условия для формирования представлений детей о животных жарких стран.

Задачи:

Расширять знания детей о животных жарких стран.

Обогащать словарный запас детей, развивать связанную речь.

Формировать умение получать информацию из разных источников.

Воспитывать желание поделится знаниями друг с другом.

Развивать познавательные способности детей.

Вовлечь детей к в творческо-поисковую деятельность.

Организовывать совместную познавательно - продуктивную деятельность с родителями.

Основная проблема:

Кто они, эти диковинные животные? Чем они нас могут удивить?


Беседы с ребенком с целью уточнения представления по теме, выдвижение гипотез.

Что мы знаем о животных жарких стран?

Кто живет в жарких странах?

Что мы хотим узнать о животных?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

Животные сами добывают себе еду. Животные бывают дикими, бывают дрессированными.

Лев – самый большой представитель кошачьих в Африке. Бегемот живет в воде.

черепаха, кенгуру,

крокодил,

Какие животные травоядные, а какие млекопитающие?

Почему зебра полосатая?

Зачем жирафу длинная шея?

Самое тяжёлое животное на Земле?

Самое высокое животное на Земле?

Почему животные жарких стран не могут жить в северных странах?

Самый лучший прыгун на земле?

Страус - птица или животное?

Чтение книг. Рассматривание иллюстраций. Посещение зоопарка, цирка. Спросить у взрослого.

Формы реализации проекта:

Организованная деятельность детей.

Непосредственная образовательная деятельность.

Совместная деятельность с родителями.

Новые слова, понятия: проблема, гипотеза, пустыня, саванна, джунгли, Африка, Австралия, хищники, панцирь, грива, пасть, сумчатый, маскировка.

Ожидаемые результаты:

Расширены знания детей о животных жарких стран.

Обогащен словарный запас детей, развита связная речь.

Сформировано умение получать информацию из разных источников.

Дети делятся знаниями друг с другом.

Развиты познавательные способности детей.

Реализация проекта

Цель

1 этап. Организационный.

1.Создание проблемной ситуации.

Обзор книги-энциклопедии «Животные нашей планеты»

3.Анализ проблемы.

Кто живет в жарких странах? Что мы хотим узнать о животных? Что нужно сделать, чтобы узнать?

4.Формулировка проблемных вопросов.

5.Выдвижение гипотез.

6.Состовление и обсуждение с участниками проекта поэтапного плана работы.

7.Беседа с родителями: «Роль проектной деятельности в развитии детей ».

8.Подбор энциклопедической, методической, справочной литературы по теме проекта.

9.Подбор подвижных и дидактических игр, стихов, загадок

Заинтересовать детей данной темой.

Выявить у детей знания о животных жарких стран.

Учить ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы.

Составить план работы, обсудить способы оформления конечных результатов.

Уточнить знания о роли проектной деятельности в развитии детей.

Развивать любознательность, кругозор.

2 Этап. Реализация проекта.

Познавательно-речевое развитие:

НОД Познание. ФЦКМ.

«Какие они, животные жарких стран»

«Жители джунглей и пустынь».

Решение проблемных вопросов:

Кто они эти диковинные животные?

Как спасаются животные от врагов?

Какие животные южных стран травоядные, а какие хищники?

Дидактические игры:

- «Узнай животное по описанию».

- «Травоядное или хищник?».

- «Кто как двигается».

- «В чем ошибся художник?».

- Конструирование из бумаги настольного театра «Зоопарк».

Оригами: «Слон», «Крокодил».

Чтение энциклопедической литературы о животных жарких стран.

Б. Житков «Как слон спас хозяина»,

М. Москвина «Что случилось с крокодилом», С. Маршак «Как зебра потеряла полоски».

Разучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок о животных.

Составление рассказа (с элементами творчества) по серии сюжетных картин.

Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования. Закрепить знания детей о животных, о месте их обитания.

Пополнять объем знаний и сведений детей об окружающем мире. Развивать любознательность кругозор.

Закреплять умение детей решать проблемные вопросы самостоятельно и с помощью взрослых.

Развивать у детей внимание, память, воображение.

Развивать творческие способности детей, побуждая их придумывать различные варианты событий.

Продолжить обучать детей логичности, связности, последовательности высказывания, не изображенных на картине.

Социально- личностное развитие:

Сюжетно ролевые игры:

- «Зоопарк».

- «Путешественники».

- «Кругосветное путешествие

Заинтересовывать детей более творчески и широко использовать в играх знания об окружающей жизни.

Художественно-эстетическая деятельность:

Рисование по произведениям С. Маршака «Детки в клетке», «Африканский пейзаж».

Лепка «Экзотические животные».

Аппликация: «Хищные кошки Африки».

Совершенствовать художественные умения и навыки, развивать воображение и фантазию. Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.

Физическое развитие:

Развлечение «Джунгли зовут».

Подвижные игры:

- «Травоядные против хищников».

- «Кто самый ловкий?».

Развивать в детях ловкость, выносливость, умение ориентироваться в пространстве.

Взаимодействие с родителями:

Изучение энциклопедий.

Беседа с детьми о континентах земли.

Сочинение сказок на тему «Приключение в джунглях».

Совместная работа детей и родителей :

Просмотр телепередач о животных пустынь и джунглей.

Викторина с участием детей и родителей «Знатоки природы».

Совместное создание альбома рассказы о животных.

Участие в выставке рисунков.

Способствовать организации совместной деятельности родителей и детей.

3 Этап. Подведение итогов.

1.Выставка рисунков «Животные нашей планеты».

2.Совместная викторина детей и родителей «Знатоки природы».

3.Создание макета «Животные жарких стран»

4 Этап. Анализ деятельности.

В процессе проектной деятельности Алеся:

Взаимодействовала со сверстниками;

Задавала познавательные вопросы, аргументировала, придумывала загадки, сказки;

Получала информацию из разных источников и делилась ею;

Подбирала материалы, инструменты для создания продукта;

Играла в подвижные игры по данной теме.

Данный проект предоставил ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности .

Родители:

Приняли активное и заинтересованное участие совместной деятельности с ребенком и педагогом группы по обогащению знаний детей о животных жарких стран.

Получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду.

Смогли реализовать свои творческие способности.

Литература.


1. Э. Прати. Цибидова. «Животное. Энциклопедия для детей». Издательство Machaon. 2010 г.

2. Б. Федорович. «Лик пустыни». Издательство Москва «Молодая гвардия». 2009 г.

3. М. Борисенко. «Животные жарких стран». Издательство Паритет Серия. 2008 г.

4. Л. Шайтанов. «Первые уроки 5+, животные жарких стран». Издательство «Стрекоза Серия». 2010 г.

5. Л. Шайтанов. Серия Дружок. Дошкольная подготовка. Издательство «Стрекоза».2010

6. О. Александрова. «Моя первая энциклопедия» Издательство Айрис Пресс. 2008 г.

7. Е. Валк. «Дошколятам о животных». Издательство «Учитель». 2010 г.

8. Г. Банару. «Там где всегда жара». Издательство «Карапуз». 2010 г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 п. Вохма»

Конспект непосредственной организованной деятельности

по образовательной области «Познание»

Тема: «Какие они, животные жарких стран»

Программные задачи:

Углубить и расширить знания детей о животных жарких стран, активизировать словарь по теме, уточнить название животных жарких стран.

Упражнять в решении математических задач, кроссворда.

Формировать навык укрепления и сохранения правильной осанки в различных видах деятельности , укреплять мышцы свода стопы

Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными.

Воспитывать стремление изучать природу и живых обитателей Земли, бережное отношение к природе

Закреплять умение способствующих развитию психофизических качеств ловкость, быстрота.

Воспитывать умение действовать в команде.

Умение использовать для изображения животных разные материалы: бумагу, пластилин; проявлять самостоятельность в выборе материала для работы.

Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре через слушание музыки.

Оборудование: картинки животных жарких стран, волшебный цветок с заданиями, кроссворд, силуэты животных для продуктивной деятельности, пластилин, цветная бумага, клей, стеки.

Ход НОД:

Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей). Давайте мы с вами отправимся в жаркие страны. А как вы думаете, что это за страны такие? (Там очень жарко, там много песка и он горячий, там мало воды и т. д.).

Правильно, молодцы! Да жаркие страны – это страны, где всегда жарко, никогда не выпадает снег, но это не только пустыня, в жарких странах есть еще и жаркие равнины - полупустыни, и плодородные тропические степи, и влажные тропические джунгли. Запомнили? У нас еще вся неделя впереди и мы с вами еще об этом поговорим.

А сейчас, посмотрите у меня в руках цветок, он не обычный, чем? (разноцветные лепестки).

Этот цветок волшебный, с его помощью мы отправимся в путешествие. Посмотрите, на лепестках, что-то написано, да это задание с которыми мы должны справиться. Попробуем? (Да). Если мы отгадаем, то узнаем, куда отправимся путешествовать.

Задание 1. «Напиши слово»

Детям раздаются буквы, и они составляют из них слово – АФРИКА.

После того, как дети справились с заданием, звуковой анализ этого слова.

Куда же мы с вами попали? (В Африку)

Молодцы, ребята! Правильно догадались. А знаете Африка - самый жаркий континент на Земле.

А каких животных жарких стран вы знаете? (ответы детей).

Воспитатель называет животных, которых не назвали дети, обращает внимание детей на то, что не только звери здесь живут, но и птицы, подземные животные. Затем рассказывает, как животные жарких стран приспосабливаются к жизни в таких условиях с малым количеством воды и при высокой температуре.

Задание 2. «Разгадай загадки и найди картин» кроссворд.

Детям зачитывает воспитатель загадку, затем делят каждое слово на слоги.

1. Его увидишь – сразу ясно:

Царь зверей – шутить опасно.

Грозный вид и грозный рык,

Даже гривы не подстриг. (Лев)

Ребята, чем лев отличается от львицы?

(Внешне львы отличаются от львицы тем, что у льва большая пушистая грива, а у львицы ее нет)

2. В зоопарке,

Верь, не верь,

Проживает

Чудо-зверь.

У него рука - во лбу

Так похожа на трубу! (Слон)

Что это за рука во лбу? А почему хобот назвали в загадке рукой?

(С помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет, переносит очень толстые брёвна).

3. Он высокий и пятнистый,

С длинной - длинной шеей,

И питается он листьями -

Листьями деревьев (Жираф)

Почему жираф выглядит гордо и важно? (Потому, что он высокий, у него длинная шея и ноги и смотрит на всех свысока.)

Воспитатель: У него длинная шея и ноги. Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом, т. е. он может достать до крыши нашего садика, половина высоты приходится на шею. Такая длинная шея позволяет жирафу легко доставать до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья. Передние ноги жирафа длиннее задних ног, а хвост длинной в метр.

4. На носу большущий рог,

Носит каждый (Носорог)

5. Очень вкусные бананы

На обед у (обезьяны)

6. Когда жара спадёт,

Он выйдет из болота,

И ужинать пойдёт,

Вот жизнь у (бегемота)

7. - В реках Африки живет

Злой зеленый пароход.

Кто б навстречу ни поплыл,

Всех проглотит … (крокодил)

8. - Всю жизнь ношу я два горба,

Имею два желудка!

Но каждый горб - не горб, амбар!

Еды в них на семь суток! (верблюд)

Воспитатель: - Верблюда называют кораблем пустыни. Почему, как вы думаете? (Движения у верблюда плавные, как у корабля. Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные)

9. Я на двух ногах скачу,

Деток бросить не хочу,

Я их в сумочку беру.

Кто я? – Мама (Кенгуру.)

Физкультминутка

В Африке жирафы делают вот так! (вытягивают шею вверх)

Цветные попугайчики крылышками «бяк-бяк-бяк» (машут руками)

А удавы в узелок «хлоп-хлоп-хлоп» (буравчик).

А слонята топают «топ-топ-топ» (топают).

И ушами хлопают «хлоп-хлоп-хлоп» (хлопают).

Задание 3. «Реши задачки»

Задачки на сложение

1. Принесла слону обезьяна

Два банана.

Вот обрадовала подарком

Великана.

Был один банан у него –

Посмотрите.

Теперь сколько стало всего –

Подскажите! (три)

2. На качели, на качели

В зоопарке звери сели.

Пять пятнистых леопардов

Солнцу улыбаются.

И со старым добрым львом

Весело качаются.

(Сколько всего зверей?) (шесть)

3. Слон, слониха, три слонёнка

А навстречу два тигрёнка

С водопоя шли домой.

Сосчитайте поскорей,

Сколько встретилось зверей? (семь)

4. Крокодил достал ракушки.

Все ракушки как игрушки.

Всех ракушек было шесть.

Заигрался крокодил

И одну вдруг проглотил.

(Сколько стало ракушек?) (пять)

Задание 4 . «Отгадай-ка » (с мячом)

1. Про что можно сказать?

Слоновый …(хобот, хвост, клык)

Носорожий … (рог)

Львиная …(пасть, грива)

Жирафья …(шея, грива)

Страусиные …(перья, ноги)

2. Передвигаются животные по-разному.

Как передвигается крокодил? (плавает, ходит)

А носорог? (ходит)

А обезьянка? (лазает, перепрыгивает)

А черепаха? (ползает)

Задание 5. Игра "Угадай, кто!"

Воспитатель называет признаки животного, по которым ребенок должен угадать, о ком идет речь.

Топает, как … слон

Бегает, как … конь

Извивается, как … змея

Выносливый, как … верблюд

Толстый, как … бегемот

Медлительный, как …черепаха

Повторяет, как … попугай

Кривляется, как … обезьяна

Лохматый, как … лев

Задание 6. «Укрась животное»

Для детей приготовлены силуэты животных жарких стран.

Ребята сегодня мы с вами будем украшать животных Африки. Подумайте, какие материалы вам понадобятся? Какие способы вы знаете

(Звучит музыка.) Дети берут нужные им материалы и приступают к работе. Воспитатель помогает советом, оказывает поддержку и помощь по необходимости.

Рефлексия

Скажите, ребята, а где мы с вами сегодня побывали?

Что нового вы узнали о животных?

Что вам понравилось больше всего?

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 п. Вохма»

Вохомского муниципального района Костромской области

https://pandia.ru/text/79/021/images/image003_127.gif" alt="Викторина для детей и родителей" width="468" height="37 src=">

На интерес детей к экзотическим животным указывают многие факторы: дети часто задают вопросы о жизни животных в жарких странах, рисуют их, нередко пародируют, рассказывают друг другу удивительные факты, о которых они узнали от родителей или из детских энциклопедий.

Животные жарких стран – счастливчики. У них всегда тепло и солнечно. Бегай, летай себе на просторах – не поскользнешься, не замёрзнешь в холодном лесу.

Викторина «Животные жарких стран» состоит из 12 вопросов. На каждый вопрос дан ответ. Составитель викторины: Ирис Ревю

1. Какие животные жарких стран вам известны?

Ответ: слон, кенгуру, пеликан, попугай, зебра, жираф, обезьяна, тигр, лев, черепаха, носорог, верблюд, крокодил

2. Отгадайте загадки:

«И петь не поет, и летать не летает…

За что же тогда его птицей считают?»

Ответ: Страус

«Кто на себе свой дом носит?»

Ответ: Черепаха

Он большой. Тяжёлый он.

Весит очень много тонн.

С каждым взвеситься готов.

Исключая лишь китов.

Ответ: слон

Упал молодой леопад!

Ах нет! Молодой леопард

Свалился в большой водопард.

Что делать – опять невпопад.

Держись, дорогой леопад.

Верней, дорогой леопард!

4. Кто находится в сумке у кенгуру?

Ответ: детеныши

5. Название у этой птицы, такое же, как у экзотического фрукта. Хоть это и представитель птичьей братии, но сама бескрылая. Кто это?

Ответ: птица киви

6. Какое животное китайцы называют «мохнатый бык»?

Ответ: это животное – як

7. Какое животное, обитающее в жарких странах, большую часть своей жизни проводит, вися вверх ногами под ветвями деревьев?

Ответ: трехпалый ленивец

8. Какие вы знаете литературные произведения, в которых действующие лица - животные жарких стран?

Ответ: «Маугли», «Доктор Айболит»

9. Какой жук самый крупный и редкий на Земле (обитает в жарких странах)?

Ответ: дровосек-титан

10. Как вы считаете, в жарких странах много видов змей или нет?

Ответ: Наибольшее число видов змей распространено в жарких странах

11. Какое животное, живущее в жарких странах, является самым быстроногим на планете?

Ответ: гепард (семейство кошачьих)

12. Кто из приматов (обезьян) самый умный?

Разилова Елена Леонидовна
НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Животные жарких стран»

Цель – закреплять и расширять знания детей о животных жарких стран .

Задачи :

Уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных жарких стран ;

-формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;

Продолжать учить высказывать собственные суждения;

Развивать интерес к представителям живой природы ;

Расширять активный понятийный словарь воспитанников;

Воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга;

Ход занятия.

Организационный момент. (Создание эмоционального фона) .

Воспитатель : Ребята, давайте посчитаем сколько у нас народу? Первые номера ко вторым повернулись. Здороваемся за :

Мизинчики;

Ладошкой;

Носиками;

-животиками ;

Спинками;

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что это?

Дети отвечают.

Воспитатель : Правильно, это глобус – модель Земли. Ребята, а вы любите путешествовать? Хотите отправиться со мной в большое путешествие? Догадайтесь, куда мы с вами отправимся?

«Самый теплый материк живописен и велик .

Тут живёт среди саванн много львов и обезьян».

Дети : Африка.

Воспитатель : Правильно, мы отправимся с вами на очень жаркий континент . Африка – царство самого жгучего в мире солнца и горячего песка. Кто может показать Африку на глобусе?

Воспитатель : Запоминайте волшебные слова, повторяйте за мной :

Волшебный глобус я кручу,

Попасть я в Африку хочу!

Воспитатель : Вот мы и в Африке. В Африке живёт очень много разнообразных и интересных животных .

Отгадайте мои загадки о них.

1. Воспитатель :

Царь зверей – большая кошка

Порычит со зла немножко,

Спит он в логове, поев

Носит гриву, грозный… (лев)

Да. Это лев. Что вы о нём знаете?

Ответы детей.

детей :

Лев он хищник, выслеживает добычу. У льва большая голова, пушистая грива, а у львицы гривы нет. Лев никого не боится. На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижны, ловки, более удачливы в охоте. Львы тяжелы, неторопливы, ленивы. Добытое львицами мясо сначала отведывает хозяин. Поэтому он всегда полноват, сыт и сам не охотится. Когда он идет на охоту - не прячется, не нападает на свою жертву исподтишка, а гордо предупреждает : рычит – я вышел на охоту, берегитесь звери.

2. Воспитатель :

Носом – шлангом великан

Моется, как в душе.

Это житель жарких стран

Всех крупней на суше.

Угадали? Это.

Да. Это слон. Что вы о нём знаете?

Ответы детей.

Рассказ воспитателя после ответов детей :

Слон – могучее, очень сильное животное . Даже льву с ним не справиться. Самое удивительное у слона – хобот. Что делает слон хоботом?

Собирает листья и плоды с деревьев, рвет траву, пьет, может переносить деревья. Хоботом он защищается от врагов, моется, набирая в хобот воды и поливая себя сверху.

Кто может принести вред слону? (Мышь, когда слон спит, забирается в хобот и прогрызает всё; а муравей, во время сна слона, прогрызает подошвы ног, и слон не может ходить) .

3. Воспитатель :

В Африке толстяк живёт, у него огромный рот,

В зной весь день сидит в воде, думает лишь о еде,

Травку тоннами жуёт ненасытный… (бегемот)

Да. Это бегемот. Что вы о нём знаете?

Ответы детей.

Рассказ воспитателя после ответов детей :

Бегемот – огромное и тяжелое животное . Больше времени он проводит в воде. У бегемота огромные зубы, но питается он только растениями, отрывая их своими сильными губами. Особенно большие клыки в нижней челюсти. Этой челюстью он набирает водоросли со дна, как ковшом экскаватора. Хоть и кажется, что бегемот большой и ленивый, но на самом деле он хорошо плавает и быстро бегает по суше. У нашего большого бегемота есть маленький друг. Кто это? (Бегемот дружит с птицами) .Как они ему помогают? (Птичка сидит на голове у бегемота, когда он сидит в воде, так она ловит рыбу для себя; птица бегемоту чистит от насекомых шкуру, лечит ранки) .

4. Воспитатель : Травояден, ростом с метр.

Ты в саванне меня встретишь.

Вместо носа рог иль два –

Еле держит голова.

Чёрным быть могу иль белым.

Плаваю в воде умело.

Коль увидишь на дороге…

Враз узнаешь … носорога.

Да. Это носорог. Что вы о нём знаете?

Ответы детей.

Рассказ воспитателя после ответов детей :

Тело носорога покрыто толстой кожей грязно-серого цвета. У него очень слабое зрение. Питается носорог, преимущественно, растительной пищей и предпочитают траву. На равнинах, где в больших количествах произрастает трава, они предпочитают поедать мелкие кустарники, выдергивая их с корнем.

5. Воспитатель :: В жарких странах он живёт ,

Гордо по пескам идёт.

На спине горбы имеет,

Ест колючки – не худеет.

Он других не просит блюд

Потому что он …

Да. Это верблюд. Что вы о нём знаете?

Ответы детей.

Рассказ воспитателя после ответов детей :

Верблюды имеют один или два горба – в которых накапливается жир. Этот жир помогает животному обходиться без воды и пищи длительное время, что помогает ему при переходах в пустыне. В пустыне верблюд питается верблюжьей колючкой или травой, если найдёт. Горбы служат так же своеобразной «крышей» , защищающей спину верблюда от палящего солнца.

6. Воспитатель :

Вот живой подъёмный кран ,

Обитатель жарких стран .

Со стволов многоэтажных

Рвёт и листья, и банан. (жираф)

Да. Это жираф. Что вы о нём знаете?

Ответы детей.

Рассказ воспитателя после ответов детей :

Жираф – самое высокое из всех животных . Из-за длинной шеи может запутаться в ветках, когда питается листочками деревьев. Передние ноги длиннее задних, на голове есть небольшие рожки. Пятнышки на шкуре помогают маскироваться среди деревьев от хищников. А детёнышей у жирафа называют жирафята. Жираф, как и верблюд может тоже долго обходиться без воды, во время засухи в саванне.

7. Воспитатель : Проживает в жарких странах ,

Обожает есть бананы,

Хвост не хуже, чем рука,

Смотрит гордо свысока.

Джунгли ей, как дом родной,

В них живёт со всей семьёй.

Ей тарзанкою лианы,

А зовётся …

Да. Это обезьяна. Что вы о нёй знаете?

Ответы детей.

Рассказ воспитателя после ответов детей :

Внешне обезъяны похожи на человека, они могут вставать и ходить на ногах, сидеть как человек. Они очень умные, могут даже рисовать. Обезъяны одинаково ловко пользуются как руками, так и ногами. Очень помогает им прыгать с ветки на ветку длинный хвост, который бывает не у всех обезъян.

Воспитатель : А каких еще животных Африки мы не назвали?

(Дети перечисляют : обезьяна, верблюд, носорог, антилопа и т. д.)

Воспитатель : Молодцы! Вы много интересного рассказали и узнали о животных Африки . А теперь давайте отдохнем.

Игры с мячом «Взрослые и детёныши» .

А сейчас я проверю, как вы знаете названия детёнышей животных жарких стран . Я называю взрослое животное , вы – детёныша :

Например : У бегемота -… бегемотик

У льва – … львёнок

У слона – … слонёнок

У верблюда – … верблюжонок

У обезъяны - … обезъянка

У жирафа – … жирафёнок.

А теперь я называю взрослое животное одно и кидаю вам мяч, а вы называете детёнышей и кидаете мне мяч обратно.

Например : У черепахи много - черепашат.

У льва много – … львят

У слона много – … слонят

У верблюда много – … верблюжат

У обезъяны много - … обезъянок

У бегемота много -… бегемотиков

У жирафа много – … жирафят.

Игра «Это кто такой большой» . (с мячом) .

Я бросаю вам мяч и называю животное , вы ловите мяч и называете это животное так , чтобы в названии была часть ищ.

Например :

страус – страусище ,

1 лев – львище

2 слон –слонище

3 жираф – жирафище

4 зебра –зебрище

5 крокодил –крокодилище

6 носорог –носорогище

7 бегемот –бегемотище

8 верблюд –верблюдище

Воспитатель :

Наше путешествие подходит к концу

Волшебный глобус я кручу,

Попасть обратно я хочу!

Воспитатель : Скажите, а что вы интересного и нового узнали сегодня для себя, о чём бы рассказали своим родителям? (Подводится итог занятия)

Когда речь заходит о том, какие животные живут в жарких странах, то большинство людей вспоминает о слонах, львах и крокодилах. Однако это далеко не единственные представители животного мира, обитающие в жарком климате, чей образ жизни и внешний вид могут быть интересны.

Дикие животные жарких стран - это и обезьяны, и бегемоты, и мангусты, и шакалы, и представители семейства кошачьих, и даже медведи. Перечень названий обитателей жаркого климата займет не одну и даже не две страницы. Некоторые из них более интересны, поскольку почти отсутствуют в наших зоопарках, а значит, и увидеть их хотя бы в вольерах почти невозможно. К таким животным относятся мангусты, павианы, лемуры и буйволы.

Мангусты

Эти зверьки, чье название знакомо всем, кто читал произведения Киплинга, живут в Азии, Индии, в Африке, и даже на южных границах Европы они тоже встречаются. В современном мире ученые насчитывают 35 разновидностей мангустов. Разделяют их зоологи по 14 родам.

Независимо от того, к какому роду и виду принадлежат мангусты, их образ жизни и повадки одинаковы. Эти зверьки не любят одиночество и предпочитают проживать сообществами. Численность такого сообщества может достигать 50-60 особей.

Селятся они как в норах, так и в дуплах деревьев. Норы могут рыть самостоятельно или же использовать заброшенные.

Эти животные жарких стран - хищники. Охотятся они также, как и живут, - сообща. А высматривая добычу, забавно встают на задние лапки, вытягиваясь в струнку и немного покачиваясь. В этот момент мангусты весьма напоминают сусликов и сурков. Хотя в Индии в данном моменте сходство видят не с этими грызунами, а с природными врагами мангустов - змеями. Зверьки ведут и дневной, и ночной образ жизни. На ночную охоту они выбираются в тех случаях, если в дневное время слишком жарко.

Чем еще интересен мангуст?

Интересные факты о животных жарких стран в отношении мангустов всегда начинаются с таких моментов, как всеядность и высокая способность к адаптации. Зверек при отсутствии добычи не начинает мигрировать, как поступают многие хищники. Он попросту меняет свой рацион.

Если охотиться не на кого, мангусты поедают личинок, крупных насекомых, ракообразных. А если нет и их, то совершенно спокойно переходят на растительную пищу, начиная лакомиться орешками, плодами, кореньями и всем, что смогут добыть.

Мангуст легко приручается. Во многих индийских деревнях это вовсе не дикое, а совершенно домашнее животное, поколениями живущее вместе с людьми. Мангусты в домашних условиях - нечто среднее между кошкой и собакой. Они ловят мышей и прочих мелких грызунов, пьют молоко из блюдечек, обеспечивают безопасность жилищ от ядовитых змей, но при этом еще и охраняют поселения от чужаков, могут присматривать за пасущимися козами, отгонять хищников и спать вместе с человеком, свернувшись калачиком.

Павианы

Такие животные жарких стран, как павианы, - это не просто вид обезьян. Павиан - самая крупная обезьяна на просторах Аравии и на Африканском континенте. Именно там и расположен их ареал обитания в природе.

Помимо своих размеров павианов от прочих обезьян отличают такие качества:

  • выносливость;
  • агрессивность;
  • разумность;
  • умение приспосабливаться.

Разумность павианов заключается в их хитрости. Эта обезьяна никогда ничего не забывает и способна годами дожидаться подходящего момента, чтобы, к примеру, отомстить обидчику.

Павианы - кочевники. Они не ведут оседлой жизни на одном месте, не склонны привязываться к территории или бороться за нее. Эти обезьяны находятся в постоянном странствии, а их физическая выносливость может дать фору этому качеству у многих иных представителей фауны.

О внешних отличиях павианов

Отличаются эти животные жарких стран от прочих обезьян и внешне. У них иное строение головы - верхние челюстные кости весьма широкие и развитые. Пасть павиана тоже сложно перепутать со ртом обезьян других видов - это животное обладает торчащими мощными клыками, придающими ему сходство с рисованными вампирами.

Но самая главная внешняя черта павиана, на которую просто невозможно не обратить внимания, - это голые ягодицы. Причем кожа на них окрашена ярко и, как правило, в красные оттенки.

О социальных взаимоотношениях павианов

Живут и странствуют они большими семьями. Возглавляет семью самый сильный, красивый и опытный павиан. Однако агрессивность этих животных вынуждает молодняк периодически оспаривать право вожака на лидерство.

Любопытным фактом является неравенство в женском коллективе семей павианов. Та самка, которую предпочитает вожак, пользуется гораздо большим авторитетом и популярностью у остальных членов стаи, также как и ее детеныши. Но как только главный павиан оказывает внимание другой самке, все уважение пропадает.

Питаются павианы преимущественно растительной пищей, однако они абсолютно всеядны и не брезгуют ничем.

Лемуры

Животные жарких стран названия иногда имеют специфические для уха европейца, схожие с какими-либо словами. К примеру, лемур. Название этого зверька в произношении идентично французскому слову «любовь». Однако названо животное вовсе не от французского слова, а от греческого. В Древней Греции оно имело значение «ночной дух».

Лемуры - самые плохо изученные зоологами животные. В конце прошлого столетия ученым было известно около тридцати разновидностей этих зверьков. В наши дни зоологи говорят уже о сотне разных видов.

Самый маленький из лемуров - микроцебус. Этого зверька часто называют мышиным лемуром. Длина его тела достигает максимум 13 сантиметров. А самый крупный из известных видов - полумак. Он вырастает до полуметра.

Питаются эти животные жарких стран преимущественно растительной пищей. А активными бывают в вечернее и ночное время. Ареал их обитания - Коморские острова и Мадагаскар. Живут зверьки по 30-40 лет, а селиться предпочитают крупными сообществами.

Лемур, как и мангуст, хорошо приручается и неплохо чувствует себя в неволе. Однако в отличие от мангуста практической пользы не приносит - никого не ловит, ничего не охраняет, более того, от скуки может начать наводить в доме собственный порядок.

Буйволы

Буйвол - это огромный дикий бык, отличающийся от одомашненного обрамляющей голову или образующей венец формой рогов и более флегматичным нравом. Эти парнокопытные обитают на африканских просторах и в Индии.

Рога буйвола могут достигать пары метров. Самые известные изображения этих рогов украшают стены египетских построек. Мифические быки, несущие между рогами солнце, - это буйволы.

Хотя эти животные и имеют достаточно флегматичный нрав, они полностью лишены страха. Не столь важно, кто, по мнению буйвола, ему угрожает - человек, тигр, лев, стая гиен или шакалов, этот бык будет драться. Эта особенность присуща буйволам всех видов.

Живут они крупными стадами, численностью от сотни голов и выше. Хотя одинокий буйвол никогда не отступает, стадо при сигнале вожака всегда пускается в организованное бегство. Чем вызван этот интересный факт учеными не выяснено.

Живут буйволы в среднем около 20 лет. Питаются исключительно растительной пищей. В Индии они одомашнены и являются настоящим рабочим скотом - возят тяжести, впрягаются в плуги, на них катаются дети. В отличие от коровы, буйвол в этой стране священным животным не считается.

В чем особенности животных жарких стран?

Особенности жизни животных в жарком климате обусловлены климатическими условиями. Отсутствие холодов обусловливает то, что они:

  • не делают запасов пищи;
  • не роют глубоких многометровых нор;
  • не впадают в спячку.

Большинство из проживающих в жарких широтах животных обладают такими качествами, как лень, отсутствие стремления охотиться постоянно, спокойное отношение к человеку. Именно на этих свойствах основаны парки сафари. То есть животные, видя другой биологический вид, не являющийся предметом их охоты, спокойно продолжают заниматься собственными делами, не обращая никакого внимания на туристов. А путешествуя по саваннам, можно наблюдать такую картину - развалившиеся на траве львы в непосредственной близости от пасущихся антилоп или буйволов.

Фауна нашей планеты очень богата и разнообразна на всех континентах, во всех странах, регионах и областях. Множество видов животных обитает на всех широтах, начиная с Северного полюса и заканчивая Антарктидой. А в жарком климате их особенно много. Самым жарким континентом является Африка, где температура воздуха порой достигает свыше 50˚С. Там обитают всем известные слоны, жирафы, бегемоты, львы, гепарды, зебры, носороги, разнообразные обезьяны, маленькие, большие, яркие и хищные птицы, и многие другие животные.

Но кроме Африки на нашей огромной планете находится большое количество жарких регионов. Это пустыни и полупустыни разных континентов. Пустыня ‒ засушливая природная зона, где годовая норма осадков составляет менее 25 см. Даже во время нечастых дождей пустынная почва почти не впитывает воду, поэтому быстро высыхает. Средняя температура в жарких пустынях выше 30˚С, а иногда достигает и 50˚С. Но, несмотря на неблагоприятные условия, в пустынях можно найти самые разнообразные формы жизни. Животные в пустынях, в основном, получают воду из пищи.

Пот, моча и другие телесные жидкости у них почти не выделяются ‒ это сохраняет драгоценную влагу. У большинства крупных млекопитающих тело покрыто густой шерстью, которая защищает их от жары. Мелкие животные обычно селятся под землёй, где и переживают дневную жару. Многие пустынные животные ведут ночной образ жизни.

Жираф распространён в Африке к югу от пустыни Сахара. В густых лесах отсутствует, его можно встретить в саваннах или редколесье. Высота ‒ до 6 м, масса ‒ до 750 кг. Жираф питается листьями, побегами и цветками деревьев, прежде всего акаций и мимоз. Листья ловко обрывает длинным языком. Даже самые колючие акациевые ветви ничуть ему не мешают. Держится небольшими стадами. Самка рождает одного детёныша ростом до 180 см. Новорождённый уже через считанные минуты поднимается на ноги и идёт за мамой. Благодаря своему росту и сильным ногам жираф почти не имеет естественных врагов. Даже лев решится напасть на него только во время водопоя. Это самый опасный момент для жирафа, ведь ему приходится не только наклонять низко голову, но и широко расставлять ноги.

Заслуженный спринтер ‒ гепард тоже населяет жаркие районы, Африку и некоторые пустынные области Азии (Иран). Он охотится в светлое время суток ‒ утром или вечером ‒ на газелей и других мелких, на весьма быстрых антилоп (спрингбок, импала). Реже может охотиться и на большую добычу ‒ гну, орикса или водяного козла. Чаще всего держится одиноко. Если несколько гепардов видят вместе ‒ это в основном группа братьев и сестёр, которая ещё не распалась, или мать с уже большими детьми. В выводке обычно бывает четверо слепых котят. Затем детёныши до полутора-двух лет остаются на попечении матери. У молодых гепардов полувтяжные когти, но с возрастом они становятся затупившимися и невтяжными, как у собаки.

Среди животного мира жарких районов часто можно встретить чепрачного шакала. Он может жить в различных ландшафтах, но густых лесов избегает. Один из самых всеядных представителей семьи. Чепрачный шакал ест различных мелких животных. Иногда подбирает остатки добычи крупных хищников, не брезгует и падалью. Образует постоянные пары. Нередко самостоятельно роет норы, но чаще всего использует старые норы лисиц или дикобразов. Самка рождает от трех до восьми детёнышей. Самец участвует в выращивании и воспитании потомства. Чепрачный шакал пользуется заслуженной репутацией тунеядца. Часто присоединяется к трапезе льва или тигра, не дожидаясь, пока те наедятся. Без малейшего страха ворует из-под носа гиены лакомые куски. У человека тырит все, что «плохо лежит», на свалках ничуть не смущается присутствием стаи бездомных собак.

Много насекомых, ящериц, грызунов и других мелких животных также являются важной частью животного мира жарких районов.

Очень интересное насекомое ‒ рогокрылая эмпуза, живущая в пустынях с редкой кустарниковой растительностью Ближнего Востока, Закавказья и Средней Азии. Это причудливое насекомое имеет длину тела до 65 мм. Питается насекомыми, которых ловит передней парой ножек. На голове эмпузы есть маленький участок хитинового покрова, который, подобно зеркалу, отражает солнечные лучи. Этим создаётся иллюзия блестящей капельки росы. Она ‒ своеобразная приманка для других насекомых жаркой поры. Чаще всего ею искушаются мухи, летящие, чтобы напиться, а взамен попадают прямо в смертельные объятия хищника.

Несколько видов тараканов-черепашек распространены в песчаных и глинистых пустынях Средней Азии. Они питаются разнообразной растительной пищей. Самка откладывает несколько десятков яиц, «упакованных» в плотную хитиновую оболочку, которая называется оотека. Взрослым таракан-черепашка становится на четвёртый год жизни. Эти насекомые ведут ночной образ жизни. От дневной жары прячутся в различных тайниках, чаще всего в норах грызунов. Нередко здесь заселяется целая группа разновозрастных насекомых.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Человечество знает о существовании множества видов животных, но некоторые из них до сих пор остаются неизвестными. Они отличаются между собой размерами, расцветкой, местами обитания, издаваемыми звуками., пищевым рационом, но самое главное – в наличием уникальных качеств. Некоторые животные выглядят для нас очаровательными, другие же отвратительными. Одни являются для нас друзьями и незаменимыми помощниками, а другие – вредителями или представляют собой опасность. Предлагаем вашему вниманию самые невероятные факты о животных.

Невероятные факты о животных

1. У бобров зубы никогда не прекращают свой рост, поэтому, чтобы управлять их длиной, животные вынуждены постоянно грызть деревья.

2. Горбатые киты издают самые громкие звуки среди всех живых организмов. Издаваемый ими звук можно услышать на расстоянии 800 метров.

3. Слоны могут учуять запах воды на расстоянии около 3 миль. Они также являются одними из трех млекопитающих, которые подвергаются менопаузе – двое других это горбатые киты и женщины.

4. Медуза Turritopsis – уникальный обитатель морей, который способен омолаживать себя за счет регенерации клеток своего тела. Ученые прозвали её «бессмертной».



5. Некоторые африканские дождевые черви достигают длины более 6 метров.

6. Крысы размножаются настолько быстро, что всего за 18 месяцев, 2 крысы могли бы создать более 1 миллиона родственников.

7. В отличие от людей, овцы имеют четыре желудки, каждый из которых помогает им переварить пищу, которую они едят.

8. Даже тогда, когда змея закрыла свои глаза, он все еще может видеть сквозь веки.

9. В среднем мухи живут не более 2-х 3-х недель.



10. Вы не поверите, но на небольших травяных лужайках обитает около 50000 пауков. Увидеть их сложно из-за их зеленой расцветки.

11. Летучие мыши являются единственными млекопитающими, которые обладают способностью летать.

12. Аллигаторы могут прожить более 100 лет.

13. Снежные барсы питаются не только мясом овец и коз. Они также могут употреблять в качестве пищи различную растительность.

14. Тарантулы могут прожить без пищи более дух лет.



15. Когда собакам очень жарко, то пот начинает выделяться через подушечки их лап. Поэтому они иногда ложатся на пол, чтобы быстрее остыть.

16. Существуют различные виды зебр, каждый из которых отличается своим количеством и расположением черных полос на теле.

17. У собак значительно лучше зрение чем у человека, но в тоже время они не распознают настолько яркую палитру цветов.

18. Свиньи и люди – единственные живые существа, способные загорать.

19. Улитки могут спать в течение трех лет без еды и воды.



20. Слон это единственное животное с четырьмя коленями.

21. Альбатрос может летать целый день, махнув лишь единожды своими крыльями.

22. Все домашние кошки не любят запах любых цитрусовых.

23. Глаза хамелеонов могут вращаться независимо друг от друга, что позволяет им смотреть одновременно во всех направлениях не поворачивая голову.

24. У тигров полосатый не только мех, но и кожа.

25. Около 80% всех животных на Земле являются насекомыми.