» » Жизнь после Высоцкого: как сложилась судьба любимых женщин поэта. Истории любви и жизни

Жизнь после Высоцкого: как сложилась судьба любимых женщин поэта. Истории любви и жизни

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

К:Википедия:Страницы на КУ (тип: не указан)
Оксана Ярмольник
Оксана Павловна Ярмольник

Оксана Ярмольник с книгой «Муська». 2013
Имя при рождении:

Оксана Павловна Афанасьева

Род деятельности:
Дата рождения:
Гражданство:

СССР СССР →
Россия Россия

Супруг:
Дети:

Александра Леонидовна Ярмольник (род. 1983)

Окса́на Па́вловна Ярмо́льник (урождённая Афана́сьева ; род. 29 января (19600129 ) , Москва , СССР) - российский дизайнер и художник по костюмам для театра и кино, актриса. Жена актёра и продюсера Леонида Ярмольника .

Биография

Окончила факультет прикладного искусства . С 1983 по 1985 год художник-постановщик во Всесоюзной дирекции циркового искусства. С 1985 года работает с известными режиссёрами и сценографами , среди которых Олег Табаков , Сергей Женовач , Давид и Александр Боровские , Александр Митта , Борис Мессерер и другие.

Прототип Татьяны Ивлевой, последней любовной привязанности Владимира Высоцкого , в исполнении Оксаны Акиньшиной в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой » (2011).

Член попечительского совета благотворительного фонда «Линия жизни » .

Театральные работы

  • «Правда - хорошо, а счастье лучше» (Малый театр)
  • «От четверга до четверга» (Театр п/р О.Табакова)
  • «Дети?!» (Театр на Малой Бронной)
  • «Белая гвардия» (МХТ им. А.П Чехова)

Фильмография

Художник по костюмам

Актриса

  • 2006 - Связь - Ирина Юрьевна

Книги

  • Оксана Ярмольник. . - М . : Детское время, 2012. - 44 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-905682-06-3 .

Личная жизнь

  • Дочь - Александра Ярмольник (род. 1983) - художник по стеклу, изготавливает стеклянные скульптуры. Окончила МГХПУ им. Строганова .
  • Внук - Пётр (род. 2014)

Напишите отзыв о статье "Ярмольник, Оксана Павловна"

Примечания

Ссылки

  • / «Красота & Здоровье», июль 2013.
  • . Российская газета (5 ноября 2004). Проверено 28 сентября 2016.
  • . Телеканал ТВЦ (21 августа 2016). Проверено 28 сентября 2016.
  • . Театральный смотритель (21 марта 2003). Проверено 28 сентября 2016.
  • . Радио «Маяк ». Проверено 28 сентября 2016.
  • . Пятый канал (5 июля 2010). Проверено 28 сентября 2016.
  • . sncmedia.ru (26 ноября 2015). Проверено 28 сентября 2016.

Отрывок, характеризующий Ярмольник, Оксана Павловна

– Куда же ты? Тут стой! – зашептали голоса на Лазарева, не знавшего куда ему итти. Лазарев остановился, испуганно покосившись на полковника, и лицо его дрогнуло, как это бывает с солдатами, вызываемыми перед фронт.
Наполеон чуть поворотил голову назад и отвел назад свою маленькую пухлую ручку, как будто желая взять что то. Лица его свиты, догадавшись в ту же секунду в чем дело, засуетились, зашептались, передавая что то один другому, и паж, тот самый, которого вчера видел Ростов у Бориса, выбежал вперед и почтительно наклонившись над протянутой рукой и не заставив ее дожидаться ни одной секунды, вложил в нее орден на красной ленте. Наполеон, не глядя, сжал два пальца. Орден очутился между ними. Наполеон подошел к Лазареву, который, выкатывая глаза, упорно продолжал смотреть только на своего государя, и оглянулся на императора Александра, показывая этим, что то, что он делал теперь, он делал для своего союзника. Маленькая белая рука с орденом дотронулась до пуговицы солдата Лазарева. Как будто Наполеон знал, что для того, чтобы навсегда этот солдат был счастлив, награжден и отличен от всех в мире, нужно было только, чтобы его, Наполеонова рука, удостоила дотронуться до груди солдата. Наполеон только прило жил крест к груди Лазарева и, пустив руку, обратился к Александру, как будто он знал, что крест должен прилипнуть к груди Лазарева. Крест действительно прилип.
Русские и французские услужливые руки, мгновенно подхватив крест, прицепили его к мундиру. Лазарев мрачно взглянул на маленького человечка, с белыми руками, который что то сделал над ним, и продолжая неподвижно держать на караул, опять прямо стал глядеть в глаза Александру, как будто он спрашивал Александра: всё ли еще ему стоять, или не прикажут ли ему пройтись теперь, или может быть еще что нибудь сделать? Но ему ничего не приказывали, и он довольно долго оставался в этом неподвижном состоянии.
Государи сели верхами и уехали. Преображенцы, расстроивая ряды, перемешались с французскими гвардейцами и сели за столы, приготовленные для них.
Лазарев сидел на почетном месте; его обнимали, поздравляли и жали ему руки русские и французские офицеры. Толпы офицеров и народа подходили, чтобы только посмотреть на Лазарева. Гул говора русского французского и хохота стоял на площади вокруг столов. Два офицера с раскрасневшимися лицами, веселые и счастливые прошли мимо Ростова.
– Каково, брат, угощенье? Всё на серебре, – сказал один. – Лазарева видел?
– Видел.
– Завтра, говорят, преображенцы их угащивать будут.
– Нет, Лазареву то какое счастье! 10 франков пожизненного пенсиона.
– Вот так шапка, ребята! – кричал преображенец, надевая мохнатую шапку француза.
– Чудо как хорошо, прелесть!
– Ты слышал отзыв? – сказал гвардейский офицер другому. Третьего дня было Napoleon, France, bravoure; [Наполеон, Франция, храбрость;] вчера Alexandre, Russie, grandeur; [Александр, Россия, величие;] один день наш государь дает отзыв, а другой день Наполеон. Завтра государь пошлет Георгия самому храброму из французских гвардейцев. Нельзя же! Должен ответить тем же.
Борис с своим товарищем Жилинским тоже пришел посмотреть на банкет преображенцев. Возвращаясь назад, Борис заметил Ростова, который стоял у угла дома.
– Ростов! здравствуй; мы и не видались, – сказал он ему, и не мог удержаться, чтобы не спросить у него, что с ним сделалось: так странно мрачно и расстроено было лицо Ростова.
– Ничего, ничего, – отвечал Ростов.
– Ты зайдешь?
– Да, зайду.
Ростов долго стоял у угла, издалека глядя на пирующих. В уме его происходила мучительная работа, которую он никак не мог довести до конца. В душе поднимались страшные сомнения. То ему вспоминался Денисов с своим изменившимся выражением, с своей покорностью и весь госпиталь с этими оторванными руками и ногами, с этой грязью и болезнями. Ему так живо казалось, что он теперь чувствует этот больничный запах мертвого тела, что он оглядывался, чтобы понять, откуда мог происходить этот запах. То ему вспоминался этот самодовольный Бонапарте с своей белой ручкой, который был теперь император, которого любит и уважает император Александр. Для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди? То вспоминался ему награжденный Лазарев и Денисов, наказанный и непрощенный. Он заставал себя на таких странных мыслях, что пугался их.
Запах еды преображенцев и голод вызвали его из этого состояния: надо было поесть что нибудь, прежде чем уехать. Он пошел к гостинице, которую видел утром. В гостинице он застал так много народу, офицеров, так же как и он приехавших в статских платьях, что он насилу добился обеда. Два офицера одной с ним дивизии присоединились к нему. Разговор естественно зашел о мире. Офицеры, товарищи Ростова, как и большая часть армии, были недовольны миром, заключенным после Фридланда. Говорили, что еще бы подержаться, Наполеон бы пропал, что у него в войсках ни сухарей, ни зарядов уж не было. Николай молча ел и преимущественно пил. Он выпил один две бутылки вина. Внутренняя поднявшаяся в нем работа, не разрешаясь, всё также томила его. Он боялся предаваться своим мыслям и не мог отстать от них. Вдруг на слова одного из офицеров, что обидно смотреть на французов, Ростов начал кричать с горячностью, ничем не оправданною, и потому очень удивившею офицеров.

В Москве в Гостином дворе завершилась 13-я Неделя моды, на которой свои модели представили 43 ведущих отечественных и зарубежных кутюрье.

По сравнению с прошлым годом наша мода продвинулась дальше по пути коммерциализации. Большинство коллекций выполнено в духе западного дизайна (Нина Донис, Алена Ахмадуллина, Виктория Андрианова), и лишь Слава Зайцев да Оксана Ярмольник показали романтические коллекции, которые можно оценить как коллекции для души.

Зайцев оглянулся на советские 40 - 60-е годы, когда после войны женщины вдруг стали искать способы понравиться. Оксана Ярмольник показала коллекцию "Ощущения", сделанную изо льна в духе минимализма. Это одежда для женщин, чья ярко выраженная сексуальность не отталкивает мужчин.

Театральный художник

На ее показы не случайно пришла мощная группа поддержки в лице Олега Янковского с супругой, Леонида Ярмольника, Игоря Верника: ведь Оксана - театральный художник. В театре работает с 1984 года. На ее счету более 80 спектаклей в "Табакерке", во МХАТе, в "Современнике", в Театре на Малой Бронной. Каждая ее вещь выполнена вручную и существует в одном экземпляре.

У меня две коллекции, - рассказывает Оксана, - одна в шоу-руме - детская, другая показана на подиуме - это коллекция женской одежды "Весна - лето-2005". У нее нет коммерческих перспектив, но мне на самом деле индустрией моды заниматься не очень интересно, хотя я и окончила текстильный институт. Я реализуюсь в другом - как художник по театральным костюмам. Занимаюсь интерьерами, наконец. (Оксана создала модные кованые ширмы, трехстворчатые, с эффектами ржавчины).

- А в кино работали?

В кино я попробовала работать и больше этим не занимаюсь. Художнику по костюмам интересно арт-кино, где костюм является неотъемлемой частью художественного произведения. А просто кого-то одевать скучно и неинтересно. Театр полностью удовлетворяет все мои творческие амбиции.

Художественный руководитель Театра на Малой Бронной Лев Дуров сказал, что вы очень строгий художник, чрезвычайно требовательный, и он вас даже побаивается.

Мне приятно с ним работать, он не вмешивается в мое творчество, а от этого возникает соавторство.

- А любимчики среди актеров у вас есть?

Люблю работать с Мариной Зудиной, потому что она отлично чувствует образ. Для нее сценический костюм - прежде всего костюм для персонажа.

Роковая женщина

Роковой женщиной Оксана Ярмольник стала для Владимира Высоцкого. С ней Высоцкий встретился за два года перед смертью.

Оксана с Высоцким, как не раз описано, столкнулась у администратора Театра на Таганке. "Слушай, - сказала она подруге, - что-то не хочется мне с ним встречаться". А она: "Ты что?! Да все бабы Советского Союза просто мечтают оказаться на твоем месте!" Она мысленно представила бесчисленное количество этих женщин - и пошла на свидание.

Они встретились как два родных человека: "Думаю, ему со мной тоже было что обсудить. Это сейчас молодежь ничего не интересует, кроме денег. А наше поколение было совсем другим, мы много знали, хотя не было компьютеров, много читали, в том числе и запрещенные книги, ходили на подпольные спектакли и концерты. О деньгах никто не думал. Это было время романтики, увы, постепенно уходящей из нашей жизни..."

Где бы он ни появлялся: в компании друзей или в огромном зале на концерте, он с легкостью подчинял всех своему обаянию.

Марина Влади была далеко, Оксана ее воспринимала как его родственницу, ее существование никак не отражалось на их отношениях.

Самые важные слова в ее жизни Оксана услышала только через год после знакомства с Высоцким. Это произошло в Бухаре. Они жили в гостинице. У Высоцкого внезапно наступила клиническая смерть. Его чудом удалось спасти. Помог местный врач. Он сделал уколы в подключичную артерию. Когда Высоцкий пришел в сознание, первое, что он сказал, было: "Я люблю тебя". Высоцкий никогда не бросался такими словами.

Оксана была с ним и в ту роковую ночь, когда Владимира Семеновича не стало. Это было в 1980 году. Собралась компания. Фотограф В. Нисанов вспоминал: "...До 2 ночи пили. Потом Ксюша (Оксана Ярмольник), врач Толя Федотов и Сева Абдулов ушли в его квартиру. В квартире с Высоцким осталась Ксюша. В 4.30 утра стало известно, что Володя умер... Когда врач подошел к Высоцкому, тот был холодным".

Она сразу после похорон ушла из его квартиры. Не то что личные какие-то вещи - даже документы не взяла. "Мы были наивными и полагали, что раз церковь отделена от советского государства, то нас могут запросто обвенчать и без штампиков в паспорте... Володя нашел одного батюшку, который подпал под его обаяние и согласился нас обвенчать. Но не сложилось..."

Он жил наотмашь. "Oднa poль Гамлета - уже маленькая смерть"...

Другая жизнь

Через два года после смерти Высоцкого она вышла замуж за Леонида Ярмольника и родила дочь Сашу.

- С Ярмольником у вас началась совершенно другая жизнь...

Да. Мы познакомились с Леней тоже в Театре на Таганке. Потом случайно встретились в гостях...

Ярмольник 7 лет работал в Театре на Таганке. Звездных ролей у него не было, но у него были срочные вводы вместо Высоцкого. В1983 году он покинул театр.

Ваш муж сыграл в фильме В. Тодоровского "Мой сводный брат Франкенштейн", премьера которого прошла с большим успехом. А как бы вы оценили его работу?

Сложный вопрос. Сейчас всех интересует коммерческое кино, а Леня стал продюсером этой картины. Массового зрительского успеха, как у "Ночного дозора", у этого произведения никогда не будет. Эта картина очень глубокая. Те, кто ее видел, пребывают после просмотра в состоянии некоей подавленности. То, что, как нам кажется, происходит где-то на стороне, может вдруг коснуться и тебя...

На 50-летие Ярмольника Оксана преподнесла мужу сюрприз. Открыл Леонид гараж, а там вместо его "Мерседеса" стоит "Победа" 1954 года выпуска - того года, в котором родился и Леня.



Леонид Ярмольник и Оксана Афанасьева вместе вот уже 35 лет. Два характера, две цельные личности, два лидера нашли друг друга не сразу. Встреча с Оксаной превратила Леонида из непостоянного покорителя женских сердец в образцового семьянина. Она была последней любовью великого Владимира Высоцкого. Ярмольник стал для нее мужем, другом, любовником и отцом их единственной дочери.

Оксана Афанасьева: жизнь до Леонида


У нее было сложное детство, у этой сильной девочки. Ей было всего шесть лет, когда умерла мама. Оксана помнит очень хорошо свое детство и боль от той утраты, которую она пережила. Маленькая девочка осталась жить с отцом, довольно популярным в то время литератором. В доме часто собирались компании, где спиртное лилось рекой. Она училась в самой престижной французской школе, а дома ежедневно видела отца в подпитии, который в состоянии опьянения часто бывал агрессивен. А еще он все пытался найти идеальную мачеху для дочери, не понимая, что его рано повзрослевшей Оксане не нужны никакие замены любимой мамы.

После школы девушка поступила в текстильный институт, выбрав для себя профессию художника по костюмам. В какой-то момент она приняла кардинальное решение разменять общую с отцом квартиру и начать свою самостоятельную взрослую жизнь.



Она часто бывала в театре, стараясь не пропускать премьеры. И в один из дней в администраторской театра на Таганке судьба свела ее с Владимиром Высоцким. Именно ее, Оксану Афанасьеву, назовут последней любовью великого барда. Ради него она бросит своего жениха, а с Высоцким проживет яркие два года. Последние два года его жизни. Он любил ее, он боготворил ее и умер, когда она была рядом. Тогда ей было всего 20 лет. А через два года после его смерти судьба подарила ей второй шанс полюбить и стать любимой.

Леонид Ярмольник: жизнь до Оксаны



Леонид родился в Приморском крае в семье военного. Особого усердия к учебе не проявлял, но зато виртуозно играл на аккордеоне, окончил музыкальную школу. В старших классах увлекся литературой, а затем и театром. После школы поступил в Щукинское училище.

Работая в Театре на Таганке, начал сниматься в кино. Именно о кино мечтал актер. Но этот мир принял его далеко не сразу. Фактически дебют Ярмольника состоялся только в 1974 году, в фильме «Ваши права». Запомнился он зрителям в роли Феофила в картине «Тот самый Мюнхаузен», а еще по многочисленным юмористическим телепередачам. Чуть позже он сыграет в кино множество ярких ролей, которые полюбятся зрителям.



В театре же у него были прекрасные работы в замечательном актерском окружении. Еще при жизни Владимир Семенович Высоцкий передал ему часть своих ролей.

Юного Ярмольника можно было вполне обоснованно назвать ловеласом и сердцеедом. Первая любовь случилась с ним в 15 лет, правда, девушка была старше его и к чувствам юного воздыхателя относилась весьма снисходительно. Роман актера с Зоей Пыльновой длился целых семь лет. Затем был первый официальный брак с Еленой Валк. У него вообще было много женщин. Он будто искал свою половинку. И он нашел ее в 1982 году.

Судьбоносная встреча



Они познакомились на вечеринке у общих друзей. Оксана уже была в компании, когда приехал Леонид Ярмольник вместе с Александром Абдуловым. И Леонид практически сразу понял, что пропал. Он сразу стал ухаживать за очаровательной девушкой с грустным взглядом. Он шутил, он был сама любезность. После вечеринки он пошел ее провожать. А уже через сутки он жил у Оксаны.



Леонид понял, что встретил, наконец, свою идеальную женщину. И что ее потерять он просто не имеет права. Многие отговаривали его от отношений с Оксаной. Но переубедить Ярмольника было совершенно невозможно. Он любил и был любим. У него хватало ума и такта для того, чтобы не расспрашивать Оксану о ее прошлом с Владимиром Высоцким и, тем более, не ревновать к нему. В 1983 году у Оксаны и Леонида родилась дочь Александра.

Нескучный брак



Они оба не любят говорить о любви. Они достигли в своей семье главного - гармонии. Некогда любвеобильный Ярмольник стал образцовым семьянином. Он нежно любит свою прямолинейную Ксюху. О ней он всегда отзывается с нескрываемой нежностью и уважением. А еще он стал очень заботливым отцом и совершенно сумасшедшим дедом для своего внука, маленького Пети.



Сама Оксана признается, что ее супругом мог стать только такой человек, как Леонид Ярмольник. Они не выносят свою жизнь на публику, предпочитая решать все проблемы внутри семьи. У них был период долгого выяснения отношений, когда они оказались на грани развода. Оксана даже хотела уйти. Но посмотрев на ситуацию со стороны, поняла: не имеет она права лишать дочь такого замечательного отца. Не имеет права рушить счастье своей дочери Александры, которая безмерно любит папу. Леонид тоже решил умерить свою эмоциональность, чтобы сохранить любимую жену и дочь. У них хватило сил начать жизнь с чистого листа и ни разу об этом не пожалели. Хотя однажды Оксана и Леонид все же развелись, но только лишь для того, чтобы решить квартирный вопрос. Зато второе бракосочетание в 1998 году отпраздновали потом очень широко.


В семье Ярмольник движущей силой и моторчиком является, несомненно, Оксана. Но ей хватает женской мудрости повернуть все таким образом, что Леонид каждую ее идею считает своей. По ее собственным словам, высший женский талант состоит в том, чтобы мужчина чувствовал себя абсолютно свободным.

Щукинское училище, несмотря на все желание учиться, не могло удержать юного Ярмольника в своих стенах надолго. Он, как и в школе, любил пропускать уроки в компании молодого Александра Абдулова, его близкого друга. В 1976 году он все же «выпустился» и сразу же был принят в небезызвестный театр на Таганке. В эти дни на его сцене уже блистал Владимир Высоцкий.

goodhouse.ru\Московский театр драмы и комедии на Таганке, 1962 год

Быстрый старт

Главный режиссер театра Юрий Любимов практически сразу же разглядел в Леониде талант и перспективность. Ярмольник вступил в ряды актеров, игравших в «Мастере и Маргарите». Даже сам Высоцкий «поделился» ролью Куренского. Дебют в кино произошел в 1974 в картине «Ваши права?». Уже через 5 лет молодой актер прославился на весь Союз с юмористической миниатюрой «Цыпленок табака». А роль Феофила в киноленте «Тот самый Мюнхгаузен» подняла его на совершенно недосягаемый пьедестал популярности.

youtube.com

Первый брак

Именно в театре на Таганке он повстречал свою первую любовь. Ею стала Зоя Пыльнова. Она была старше его на семь лет, к тому же замужем. Но это не смогло остановить влюбленные сердца. Несмотря на слабый протест ее мужа Владимира Ильина, они решили сожительствовать. «Мы замечательно и счастливо прожили с ней в гражданском браке семь лет», - вспоминал актер про эти отношения. Внезапно произошла трагедия: долгожданную беременность прервал выкидыш. Зоя потеряла ребенка от Ярмольника на 7 месяце и так не смогла смириться с потерей. Они разошлись и Пыльнова вернулась к законному мужу.

Фиктивный брак

Леонид Ярмольник долго не мог успокоить разбитое сердце. Авантюрная сущность актера смогла взять вверх, и он решился на необдуманный шаг: женился на Елене Коневой, подруге из общей компании. Кто-то считает, что это было сделано ради московской прописки, но сам Ярмольник утверждает, что этот поступок был сделан сгоряча, чтобы раз и навсегда забыть когда-то любимую Зою. Судьба посмеялась над ним и в этот раз: буквально через месяц после свадьбы он встретил свою настоящую судьбу.

Леонид и его Оксана

Оксана Афанасьева с 18 лет была неистово увлечена театром. Без нее не проходила ни одна премьера. Именно так она и познакомилась с Владимиром Высоцким. Именно в попытке приблизиться к театральным подмосткам она стала работать художником по костюмам. К сожалению, уже в 20 лет молодая девушка отправляла Высоцкого в последний путь. Говорят, именно она была рядом в самый тяжелый в его жизни период. Оксана и Владимир были близки относительно короткое время, но от этого печального события она не могла оправиться целый год. Девушка познакомилась с Ярмольником в кругу друзей, на майских праздниках. «На следующий же день после той первомайской посиделки я переехал к Ксюше. У меня был шикарный автомобиль - «Жигули», я привез ее на нем домой и… просто остался там, как говорится, на веки поселился», - вспоминал Леонид “завязку” их отношений.

serialstv.org

Две свадьбы: тихая и шумная

Расписались они, когда Оксана была уже на седьмом месяце беременности. Свадьбы была тихой, в тесном семейном кругу. В начале 90-х им пришлось развестись «на бумаге», чтобы решить квартирный вопрос с жильем родителей актера. Зато, когда дочери Александре выполнилось 15 лет, было принято решение отпраздновать все по-настоящему: с шумным гулянием, платьем, гостями и прочими атрибутами классического праздника.

serialstv.org

Маленький семейный мирок

Периодически «желтая пресса» пытается уличить Леонида Исааковича Ярмольника в новом романе, но все эти обвинения не находят подтверждений в реальном мире. Семья старается не обращать на них внимание. Дочь Александра тоже обладательница творческой жилки. Она стала художником, создающим необыкновенные витражи. Леонид и Оксана уже давно дедушка и бабушка, которые души не чают в их внуке Петре. Они все чаще сторонятся громких компаний. Леонид Ярмольник все так же востребован как актер и даже открыл в себе продюсерскую жилку. Остается только пожелать долгих лет любви и взаимопонимания этой чудесной паре!

Владимир Высоцкий называл ее своей последней любовью. И не потому, что предвидел свой скорый конец. Просто любой мужик рано или поздно хочет остановиться и самому себе сказать: "Именно с этой женщиной я счастливо проживу оставшийся век и умру с ней в один день". Его возлюбленной в ту пору шел девятнадцатый год, сам Высоцкий разменял пятый десяток. И отмерено им было не век и не полвека, а всего-то два года.

Высоцкий сейчас - что минное поле. Все, кому не лень, пишут о нем воспоминания, а потом другие неленивые люди эти воспоминания опровергают. И непонятно, чего вокруг имени Высоцкого больше: обожания или совсем недостойной суеты. Так надо ли эту суету приумножать?


Разве можно придумать что-то новое про роман 19-летней девушки с 40-летним знаменитым артистом? Слишком неравные весовые категории: у одного чересчур опыта, другая вся переполнена розовыми соплями. В лучшем случае он ее перепахал, в худшем - переехал.
Но оказалось, что Оксану Ярмольник переехать совсем даже непросто. И, наверное, было невозможно никогда, даже в ее девятнадцать лет (интервью из журнала "Карьера" N7, июль 1999):

Я очень рано повзрослела - может, потому, что рано умерла мама. Все мои друзья были старше меня. Сейчас мне кажется, что первые двадцать лет моей жизни были гораздо сильнее насыщены разного рода драматическими событиями, чем двадцать последующих. С восемнадцати лет я жила одна - разменяла родительскую квартиру и таким вот образом обеспечила себя жилплощадью. Поступила в текстильный институт. Деньги зарабатывала тем, что обшивала подруг.
Я все всегда решала сама: где учиться, с кем дружить, кого любить. В самые сложные моменты у меня - к сожалению, а может быть, и к счастью - не было человека, который бы что-то посоветовал, пальцем погрозил, запретил...

- И тут вы встретили Высоцкого. Он, наверное, был вашим кумиром...

Знаете, у меня никогда не было кумиров. Встретила - и встретила. Он на меня первый внимание обратил. Я была заядлой театралкой. С Володей мы столкнулись у администратора Театра на Таганке.

- И вы.. .

Не я - он, что называется, обалдел. Взял телефон, пригласил на свидание. Как раз перед свиданием я с подругой пошла в Театр Моссовета. Я даже не помню, что мы смотрели,- весь спектакль я размышляла, идти мне или нет. И вот мну я в руках программку, верчу ее... "Слушай,- говорю подруге,- что-то не хочется мне с ним встречаться". А она: "Ты что?! Да все бабы Советского Союза просто мечтают оказаться на твоем месте!" Я мысленно представила бесчисленное количество этих женщин - и пошла.
Итак, мы встретились. Кумиров у меня не было, но был юношеский максимализм, а в придачу к нему - уже готовый жених, милый такой мальчик. Так вот, повинуясь юношескому максимализму, я с женихом на следующий день рассталась. Я решила, что лучше один день с таким человеком, как Володя, чем вся жизнь - с тем моим приятелем.
Владимир Семенович был абсолютно, совершенно, стопроцентно гениальным человеком. Более одаренных людей я с тех пор не встречала. У него была колоссальная энергетика. Где бы он ни появлялся: в компании друзей или в огромном зале, где давал концерт,- он с легкостью подчинял своему обаянию и пять человек, и десять тысяч. Даже партийные чиновники, вставлявшие ему палки в колеса, на самом деле искали с ним знакомства и просили билет в театр.

- Но, говорят, он пил.

Только об этом и пишут: пил, кололся, алкоголик, наркоман. Вот и представляешь эдакого доходягу с трясущимися руками, перед которым кокаиновые борозды и пара шприцев. Это абсолютная чушь. За те два последних года, что мы были знакомы, Володя снялся в фильме "Место встречи изменить нельзя" и в "Маленьких трагедиях". У него были записи на радио, роли в театре, он ездил с выступлениями по стране. На Одесской студии готовился как режиссер запустить фильм "Зеленый фургон". Правда, ему не дали.
При этом - да, пил, сидел на игле. Но это было вперемежку с работой на износ, наперегонки с болезнью.

- У вас не было отрезвления, когда вы узнавали обо всех его пороках?

Я была безумно влюблена. И потом, о каких пороках речь - о пьянстве? Тогда пили абсолютно все, а творческие люди и подавно. Другое дело, никто ведь не предполагал, что Володе так мало осталось. Знаете, я сейчас с трудом вспоминаю те годы - ведь что-то я еще делала, училась. А такое ощущение, что жизнь была заполнена только им.
Я бы все на свете отдала, чтобы его вылечить. Но представьте Москву конца 70-х: где лечиться, у кого, как сделать это анонимно? Мы все боялись, что об этом узнают: за наркотики легче было попасть в тюрьму, чем в больницу.
Хотя сейчас думаешь: какая ерунда! Ну узнали бы - и что? Надо было ехать за границу, ложиться в клинику. Марина два раза устраивала его в лечебницы. Наступала ремиссия, но ненадолго.
На нем висело множество людей, и он о своей ответственности никогда не забывал. Он помогал матери, отцу, двум сыновьям, не говоря уж о многочисленных приятелях. Кого-то выдавал за границу замуж или женил. Другой звонил из ОВИРа: "Мне не дают загранпаспорт!" - и Володя ехал выручать.

- А ответственность за вас он ощущал?

Мне кажется, я в большей степени чувствовала себя ответственной за наши отношения. И мне было достаточно, что мы вместе. И хотя, конечно, были и чувства, и накал, и страсть, о том, что он меня любит, он мне сказал только через год. И для меня это стало сильнейшим потрясением, моментом абсолютного счастья.
Володя переживал из-за моей неустроенной судьбы, из-за того, что не мог дать мне больше. Даже просил у Марины Влади развода. И чего бы он разводом добился? Стал бы невыездным, и все. А для него поездки за границу были как глоток воздуха. У него были сотни друзей в Америке, Франции, Германии. Если бы он развелся, его бы в Союзе сгнобили или просто бы вышвырнули из страны, как Галича, Алешковского, Бродского.
Марина была далеко, я ее воспринимала как Володину родственницу, ее существование никак не отражалось на наших отношениях. Я вообще не люблю, когда в моем присутствии о ней плохо отзываются. Люди, которые Володю любили, были ему близки, для меня не то чтобы святы, но вне критики.
...Когда Володя умер, так сложились обстоятельства, что я практически сразу после похорон ушла из его квартиры. Не то что личные какие-то вещи - даже документы не взяла. Я позвонила Давиду Боровскому, нашему общему другу, художнику Театра на Таганке, и попросила принести мне документы и два обручальных кольца, которые лежали в стакане - на тумбочке, в спальне. Но они исчезли.
А кольца купил Володя, чтобы со мной венчаться. Мы были наивными и полагали, что раз церковь отделена от советского государства, то нас могут запросто обвенчать и без штампиков в паспорте. Оказалось, что необходима регистрация загса. Мы объездили половину московских церквей - безрезультатно. И все-таки Володя нашел одного батюшку, который подпал под его обаяние и согласился нас обвенчать. Но не сложилось.

- А вы как-то привыкали друг к другу, притирались острыми углами?

С первой минуты разговора у каждого из нас было ощущение, что встретился родной человек. У нас было очень много общего во вкусах, привычках, характерах. Иногда казалось, что мы и раньше были знакомы, потом на какое-то время расстались и вот опять встретились. Володя даже вспомнил, что бывал у моих родителей дома и знал мою маму. Правда, видел ли он меня ребенком, так и осталось невыясненным.

- Вы отдыхали вместе?

Я ездила с ним на концерты в Тбилиси, в Среднюю Азию, в Минск, в Питер на машине.
По дороге в Питер - а Володя как раз привез из Германии "мерседес" - мы подобрали голосовавшую на обочине семью: мужчину, женщину и ребенка. Просто стало жалко, кажется, была плохая погода, шел дождь.
И вот они сели в "мерседес", еще через пару минут поняли, что вообще-то их везет Высоцкий. И застыли, как скульптуры египетских фараонов. Так, молча, с каменными лицами всю дорогу и просидели.

- Высоцкого тяготила всенародная слава?

Это была слава заслуженная, ведь специально его раскруткой, как это делают сейчас, никто не занимался. К тому же многие просто не знали его в лицо, хотя песни Высоцкого слушали и знали все. И к людям он относился не как к назойливой толпе, а именно как к людям.
Мы ехали в Минск, проводница в поезде пристально на Володю посмотрела: "Что-то мне ваше лицо знакомо. Вы не актер Театра Моссовета?" "Нет,- ответила я,- он зубной техник". Мы перемигнулись и пошли в свое купе. Через полчаса приходит к нам проводница. "Как хорошо,- говорит,- что я вас встретила. У меня что-то десна под коронкой болит. Вы не посмотрите?"
И Володя, как заправский стоматолог, долго что-то разглядывал у нее во рту и потом серьезно так посоветовал поменять мост. В общем, скучно с ним не было.

- Он вникал в ваши проблемы, в учебу?

Его поражало, что я могу взять карандаш и за пять минут что-то изобразить на бумаге. Он вообще восхищался людьми, умеющими рисовать, ужасно завидовал им, тому же Михаилу Шемякину.
Конечно, он вникал во все. Он ехал за границу, спрашивал: "Что тебе привезти?" А я же шила. "Привези,- говорю,- шелковые нитки морковного цвета номер восемь и наперсток".

- Вообще-то это непросто. На весь Париж два специализированных магазина тканей.

Володя отвечал в том же духе: легче, дескать, достать живого крокодила. В результате он привез коробку - набор для рукоделия, с ножницами, нитками-иголками, наперстками и прочими вещицами. Я со всем этим ходила в институт, на занятие, которое называлось "воплощение в материале". И мне подруги завидовали.
За два дня в Германии он умудрялся купить мне два чемодана шмоток. Все с необычайным вкусом подобранное. "Мне нравится,- говорил,- когда ты каждый день в чем-то новеньком". Или: "А вот это - моя особенная удача". Удачей была французская сумочка из соломки или какая-то другая вещь, которая, по его мнению, мне особенно шла.
И вот представьте меня во всех этих "Диорах" и "Ив-Сен-Лоранах" во времена жутчайшего дефицита, когда пара приличной обуви была проблемой. У меня было восемнадцать пар сапог, меня подружки так и представляли: "Знакомьтесь, это Оксана, у нее восемнадцать пар сапог".

- После сапог спрашивать о цветах вроде бы как и неприлично...

Однажды весной я сказала, что люблю ландыши. Утром проснулась от того, что щелкнула входная дверь - Володя куда-то убежал. Естественно, он принес ландыши. Но сколько? Ландышами была уставлена вся комната. Он, наверное, ездил по Москве и скупал цветы оптом.
В общем, такая вот сказочная жизнь, где все было перемешано: и его срывы, и его нежность. Это действительно была какая-то неправдоподобная любовь. Особенно первый год получился безмятежным. Позже появилось какое-то предчувствие беды.

- Но почему такой страшный финал? Может, советская власть виновата?

Советская власть, конечно, мешала, но одновременно и помогала. Она вносила в жизнь такую интригу, такой конфликт. Была борьба, острая драматургия. Это же как театральная пьеса: чем серьезней конфликт, тем интересней смотреть. Вот сейчас нет советской власти - и искусство пресно, примитивно, банально. Свободой надо уметь пользоваться, а мы этого еще не умеем.
А смерть Володи я воспринимаю как рок, судьбу, от которой не убежишь. Ну не кололся бы он - умер бы от сердечного приступа или попал под машину. Он так наотмашь жил, что иначе и не получилось бы.

Панихида в холле подъезда утром 28.07.80.
Слева направо: отец и мачеха ВВ, Оксана Афанасьева (ныне Ярмольник), длинный парень - сын М. Влади Петя (Пьер), администратор В. Янклович, Никита Высоцкий, М. Влади, мать ВВ, И. Годяев и В. Шехтман (двоюродный брат В. Абдулова).

- А что с вами было потом, когда его не стало?

Страшный год. Я ушла в академку, подумывала, не эмигрировать ли. Меня вызывали в КГБ, пытались завербовать. Я отказалась. Из института меня не выгнали, но в Болгарию позже не пустили.
Помогли друзья. Я по-прежнему дружила с актерами Таганки. Мне давали работу, я училась. Прошло два года, я встретила Леню - и началась совсем другая история. Но вот ощущение, что Володя многое в моей судьбе предопределил, у меня осталось. Если бы не он, все бы сложилось совсем иначе.

А потом Оксана Ярмольник окончила Московский текстильный институт (факультет прикладного искусства). В 1983-1985 годах работала художником-постановщиком во Всесоюзной цирковой дирекции. С 1984 года - художником по костюмам в театре и кино. На ее счету более 80 спектаклей поставленных в ведущих театрах страны. Создание сценических образов популярных российских поп и рок звезд - еще одна грань в творчестве этого художника.
Кроме этого Оксана постоянно принимает участие во всевозможных творческих проектах, будь то разработка дизайна мебели, предметов интерьера, украшение новогодней елки, роспись декоративных тарелок или придумывание праздничных тортов.
Игрушки, производством и дизайном которых занимается Оксана с 2000 года, получили в России и за рубежом необыкновенное признание и любовь. Каждая вещь из ее коллекции существует в единственном экземпляре и выполнена вручную...