» » Биологические знания в жизни человека примеры. Использование биологических знаний в повседневной жизни человека

Биологические знания в жизни человека примеры. Использование биологических знаний в повседневной жизни человека

РОЛЬ УРОКОВ БИОЛОГИИ В ЖИЗНИ УЧЕНИКА.

М.В. – Ромашина – учитель биологии

МКОУ «Подъеланская СОШ»

Жизненно ли необходимо изучать мой предмет? Конечно. Биологические знания – важнейшая составная часть общечеловеческой культуры – без знания биологии невозможно выработать экологический стиль мышления, обеспечить понимание научных принципов взаимодействия в системе «Человек - Природа».

Биология- наука о живой природе, она изучает все проявления жизни, от происхождения, распространения и развития живых существ до строения и функций всех организмов. Включая клетку, как единицу всего живого. Биологические знания лежат в основе многих наук и занимают очень важное место в жизни человека.

Сам человек, его организм представляет собой сложную систему, о функционировании которой просто стыдно не знать! Необходимы так же знания о том, как человек влияет на окружающую среду и она в свою очередь на него. Ресурсы на нашей планеты не безграничны. Значит, чтобы выжить в современном обществе и мире просто необходимо оперировать биологическими знаниями.

Всем известно, что ученик окончивший школу должен знать изученные предметы и применять полученные знания в своей дальнейшей жизни, в том числе и биологию. Многие говорят о том, что биология им никогда и негде не пригодится, и даже не задумываются о том, что постоянно связаны с биологией и являются частью живой природы.

Начиная с пятого класса, учащиеся получают знания, которые они могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни. Заблудившись, они смогут определить стороны горизонта, с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков. Измерить рост, температуру и массу тела свою и будущих детей, сравнивая показатели развития с возрастными нормами. Идя в лес определять опасных животных и наиболее распространенные в данной местности растения, грибы, зная какие из них относятся к ядовитым, а какие к съедобным, также смогут следовать нормам экологического и безопасного поведения в природной среде.

Знания, полученные в 6-7 классах, помогут содержать домашних животных и и ухаживать за ними, получить навыки ухода за комнатными и культурными растениями, и по внешнему виду определять возникшие проблемы в их росте и развитии. Т.е. в дальнейшем они смогут вести своё приусадебное хозяйство. Соблюдать меры профилактики заболеваний вызываемых растениями, животными, грибами и вирусами.

Биологические знания – это научная основа организации здорового образа жизни всего общества и каждого человека в отдельности. Первым условием счастья и пользы для окружающих является человеческое здоровье. Его сохранение – личное дело каждого и его моральный долг. Изучение анатомии человека в 8 классе в дальнейшем позволит учащимся осуществлять элементарные приемы гигиены и самонаблюдения за состоянием своего здоровья. Распознавать отклонения от нормы в состоянии органов и систем органов. Правильно совмещать труд и отдых. Знать влияние вредных привычек на организм человека. Оказывать доврачебную помощь при несчастных случаях, отравлениях. Соблюдать меры профилактики стрессов, ВИЧ – инфекций, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний. Адресно обращаться к специалистам в области медицины. А также выпускник может свою дальнейшую судьбу связать с медициной, сельским, лесным хозяйством.
Главный экзамен по биологии человек сдает всю жизнь, сознавая, например, что заложенный нос является следствием отека, что мороз, ударивший до выпадения снега, уничтожает озимые и заставляет пересевать поля весной, что детей не приносит аист. Когда наш бывший ученик встречается с неизвестной ему проблемой, он должен хотя бы понимать, какого рода книге, или у какого специалиста он должен проконсультироваться. Наконец, без изучения основ биологии применение на практике знаний других естественных и общественных предметов может оказаться опасным, как для самого человека,так для окружающих.
Птицам даны крылья, рыбам - плавники,а людям, которые живут в природе, - изучение и познание природы; вот их крылья.

Выясните у своих родителей, знакомых их мнение о значении биологии в жизни современного человека. Подготовьте сообщение, в котором приведите конкретные примеры использования биологических знаний в повседневной жизни человека.

Ответ

Биология – система наук о живой природе. Среди различных биологических наук одними из первых, более двух тысяч лет назад, возникли науки, изучающие растения – ботаника (от греч. ботанэ – зелень) – и животных – зоология (от греч. зоон – животное и логос ). Успехи в развитии биологии со временем обусловили возникновение различных ее направлений, с которыми вы познакомитесь в старших классах.

Каждый организм обитает в определенной среде. Среда обитания – часть природы, окружающая живые организмы, с которой они взаимодействуют. Вокруг нас существует множество живых организмов. Это – растения, животные, грибы, бактерии. Каждую из этих групп изучает отдельная биологическая наука.

В наше время перед человечеством особенно остро встают такие общие проблемы, как охрана здоровья, обеспечение продовольствием и сохранение разнообразия организмов на нашей планете. Биология, исследования которой направлены на решение этих и других вопросов, тесно взаимодействует с медициной, сельским хозяйством, промышленностью, в частности пищевой и легкой и т. д.

Вы все знаете, что, заболев, человек использует лекарства. Большинство лекарственных веществ получают из растений или продуктов жизнедеятельности микроорганизмов. Например, жизнь сотен миллионов людей сохранило применение антибиотиков (от греч. анти – против и биос ). Их вырабатывают определенные виды грибов и бактерий. Антибиотики убивают возбудителей многих опасных заболеваний человека и животных.

Биология играет важную роль и в обеспечении человечества продовольствием. Ученые создают новые высокоурожайные сорта растений и породы животных, что позволяет получать больше продуктов питания. Исследования биологов направлены на сохранение и повышение плодородия почв, что обеспечивает высокие урожаи. Живые организмы широко используются и в промышленности. Например, простоквашу, кефир, сыры человек получает благодаря деятельности определенных видов бактерий и грибов.

Однако активная и часто непродуманная хозяйственная деятельность человека привела к значительному загрязнению окружающей среды веществами, вредными для всего живого, к уничтожению лесов, целинных степей, водоемов. За последние столетия исчезли тысячи видов животных, растений и грибов, а десятки тысяч находятся на грани вымирания. А ведь исчезновение даже одного какого–нибудь вида организмов означает безвозвратную потерю для биологического разнообразия нашей планеты. Поэтому ученые создают списки видов растений, животных и грибов, нуждающихся в охране (так называемые Красные книги), а также выделяют территории, где эти виды взяты под охрану (заповедники, национальные природные парки и т. д.).

Таким образом, биология – наука, призванная своими исследованиями убедить людей в необходимости бережного отношения к природе, соблюдения ее законов. Поэтому ее считают наукой будущего.

ЗАДАНИЕ С1

Применение биологических знаний в практических ситуациях

(ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ)

Задание С1 включает вопросы, связанные с применением биологических знаний на практике. При ответе на вопросы С1 нужно помнить, что у любого практического действия есть научная основа. Именно эту научную основу необходимо раскрыть в ответе. Задания данной линии довольно разнообразны, т. к. охватывают материал всего курса биологии. Некоторые моменты практического использования биологических знаний уже были рассмотрены в материалах для подготовки к решению заданий части А, поэтому остановимся на наиболее типичных ситуациях.

РАСТЕНИЯ

    Пикировка - удаление кончика главного корня. Удаление кончика главного корня приводит к активному росту боковых корней, расположенных в верхнем, наиболее плодородном слое почвы. Формируется мощная корневая система. Улучшается минеральное питание растения. Увеличивается урожайность.

    Окучивание. Окучивание способствует развитию придаточных корней на нижней части стебля, а значит, развитию более мощной корневой системы, улучшению минерального питания растений и повышению урожайности. У картофеля в результате окучивания увеличивается количество подземных побегов - столонов, на концах которых развиваются клубни.

    Рыхление почвы. В рыхлую почву легче проникает воздух, что улучшает условия дыхания корней, лучше впитывается влага. Рыхление после полива способствует сохранению влаги в почве, и поэтому называется сухой поливкой.

    Внесение удобрений. Азотные удобрения способствуют росту зеленой массы растений, т. е. побегов, фосфорные - обильному цветению и созреванию плодов, калийные - развитию корней и подземных видоизмененных побегов. Органические удобрения содержат весь набор необходимых элементов, вносятся в почву заранее, т. к. необходимо время для их переживания и высвобождения питательных элементов.

    В садах во время цветения плодовых деревьев выставляют улья. Это действие полезно и для пасечников, и для садоводов. Пчелы собирают больше меда, т. к. им не приходится тратить время на поиск и дорогу. При этом они опыляют большое количество цветков, в результате чего увеличивается урожай фруктов.

    Перед хранением семена просушивают. Влажные семена интенсивно дышат, при этом выделяется большое количество тепла, что может привести к гибели зародыша.

    Шампиньоны выращивают искусственно, а белые грибы нет.

Шампиньоны в отличие от других шляпочных грибов не образуют микоризу с деревьями, поэтому их можно выращивать в искусственных условиях. Для этого достаточно поддерживать необходимую температуру, влажность и обеспечить достаточное количество органических веществ в грунте.

    Растения плохо растут на заболоченных почвах. Заболоченные почвы бедны кислородом, что затрудняет дыхание корней. Это отрицательно сказывается на развитии корневой системы и всего растения.

    Для посева отбирают крупные семена. Крупные семена содержат больший запас питательных веществ, что обеспечивает лучшее развитие проростка.

    Одни семена сеют глубже, другие ближе к поверхности. Мелкие семена сеют неглубоко, т. к. иначе имеющегося в них запаса питательных веществ не хватит для выхода проростка на поверхность. Крупные семена заделывают глубже, т. к. им требуется больше влаги для прорастания.

    Пасынкование - удаление лишних боковых побегов. Удаление пасынков (например, у томатов) производится с целью повышения урожайности культуры. Питательные вещества расходуются не на рост ненужных боковых побегов, а на образование плодов.

    Распространение сфагнума часто приводит к заболачиванию территории. Сфагнум имеет особые мертвые клетки, запасающие воду. Масса запасаемой одним растением воды может превышать его собственную массу в 25 раз. В результате происходит переувлажнение верхнего слоя почвы и возможно дальнейшее заболачивание.

    При стерилизации медицинских инструментов используют высокую температуру и давление, а не замораживание. Стерилизация при высокой температуре и давлении приводит к гибели не только самих бактерий, но и их спор. При замораживании бактерии образуют споры.

    Садоводы на зиму обворачивают стволы плодовых деревьев для защиты от грызунов и зайцев. Грызуны и зайцы могут повреждать кору. В коре находятся проводящие элементы, поэтому повреждение коры приводит к нарушению взаимосвязи корневой системы и надземной части растения.

    Весной стволы плодовых деревьев белят. Во-первых, побелка играет роль дезинфицирующего вещества, уничтожая часть вредителей. Во-вторых, светлые стволы отражают солнечные лучи, что уменьшает нагревание ствола и защищает от весенних ожогов.

ЖИВОТНЫЕ

    Мясо надо прожаривать. Плохо прожаренное или проваренное мясо может содержать финны бычьего цепня. Попав в организм человека, финны могут развиться во взрослого червя.

    Дождевые черви приносят большую пользу. Дождевые черви рыхлят почву, улучшая ее структуру, тем самым обеспечивая доступ воздуха к корням растений и лучшее впитывание влаги. Кроме того, они перемешивают различные почвенные слои и участвуют в переработке растительных остатков.

    Пресмыкающиеся по утрам сидят на пнях или камнях. Пресмыкающиеся - холоднокровные животные. Утренние лучи солнца нагревают тело пресмыкающегося. Повышение температуры тела приводит к повышению интенсивности обмена веществ. Животное становится более активным.

    Привлечение птиц. Для привлечения птиц изготавливают искусственные гнездовья (скворечники, синичники). Птицы уничтожают большое количество насекомых-вредителей, особенно в период выкармливания птенцов.

    Летучие мыши ориентируются даже с закрытыми глазами.

Для ориентации в пространстве летучие мыши используют преимущественно ультразвук, поэтому более важным является орган слуха, а не зрения.

ЧЕЛОВЕК

    Гиподинамия. При недостатке двигательной активности мышцы слабеют, в мышечных волокнах уменьшается количество сократительных нитей. Из костей уходят соли кальция, которые, соединяясь с холестерином, откладываются на стенках кровеносных сосудов, нарушая кровообращение.

    При длительном стоянии или сидении отекают ноги. Ноги отекают в результате затруднения венозного кровообращения. Движению крови по венам ног способствуют наличие венозных клапанов и сокращение скелетных мышц (сдавливающих вены). При стоянии или сидении мышцы не сдавливают вены, в результате чего отток крови от нижних конечностей затрудняется. Давление крови увеличивается, жидкость просачивается в ткань, вызывая отек.

    Час ходить легче, чем час стоять на одном месте. При ходьбе попеременно работают мышцы сгибатели и мышцы разгибатели ног. В момент сокращения разгибателей сгибатели расслабляются, и наоборот. Во время стояния эти группы мышц работают одновременно, поэтому утомление наступает быстрее. Другой причиной утомления является затруднение венозного кровотока (см. выше).

    При введении в вену лекарственных препаратов, их разбавляют физиологическим раствором. Введение больших доз лекарств в вену может привести к нарушению постоянства состава плазмы крови (к сдвигу состояния плазмы в сторону гипертонического раствора), что может вызвать нарушение работы клеток крови. Физиологический раствор - раствор хлорида натрия с концентрацией 0,9% - соответствует концентрации минеральных солей в плазме крови.

    Дети, переболевшие ветрянкой (или некоторыми другими болезнями), больше не болеют ею. Вырабатывается активный естественный иммунитет. После болезни в организме длительное время сохраняются клетки иммунной памяти (особая группа лимфоцитов), которые в случае повторного попадания соответствующего возбудителя обеспечивают выработку большого количества антител.

    Сердце алкоголика большое, но слабое. У человека, страдающего алкоголизмом, мышечная ткань сердца перерождается в жировую, не способную сокращаться. Кажущееся большим, сердце на самом деле обладает малой силой сокращения, выталкивает небольшой объем крови за один раз и поэтому сокращается чаще.

    В пищу необходимо обязательно употреблять свежие фрукты и овощи, т. к. они содержат минеральные вещества, витамины и улучшают моторику (сокращение стенок) кишечника.

    При взлете и посадке самолета пассажирам предлагают леденцы. При взлете и посадке появляются неприятные ощущения в ушах, связанные с возникновением разницы давления на барабанную перепонку со стороны внешней среды и со стороны полости среднего уха. Глотательные движения способствуют расширению слуховой (евстахиевой) трубы, соединяющей полость среднего уха с носоглоткой. В результате давление по обе стороны барабанной перепонки выравнивается.

    Лечение антибиотиками. Длительное использование антибиотиков приводит к нарушению микрофлоры кишечника - дисбактериозу. В результате могут развиваться болезнетворные организмы, ухудшается работа кишечника, нарушается синтез некоторых витаминов. Формируются устойчивые к антибиотикам штаммы микроорганизмов.

    Вредно принимать пищу и одновременно читать (или смотреть телевизор). Посторонние раздражители могут угнетать сокоотделительные рефлексы, что ухудшает пищеварение.

    Принимать пищу желательно в одно и то же время (режим питания). Прием пищи в одно время способствует выработке условного рефлекса на время приема. Пищеварительные соки начинают вырабатываться заблаговременно, благодаря чему пища попадает в уже подготовленный желудок и усваивается быстрее.

    Зачем сервировать стол и украшать блюда. Вид красиво сервированного стола и аппетитного блюда вызывает условно- рефлекторное выделение пищеварительных соков, что улучшает пищеварение. Выделяющийся при этом сок И.П. Павлов назвал запальным, или аппетитным.

    Надо есть суп. Мясные отвары и отвары овощей содержат готовые биологически активные вещества (аминокислоты, олигопептиды), вызывающие усиленную секрецию пищеварительных соков.

    Лекарства должен назначать врач. Врач имеет соответствующее образование и знает назначение каждого лекарственного препарата и правила его приема. Лекарства имеют побочные эффекты. Прием лекарств без консультации специалиста недопустим.

    Лучше дышать через нос. При прохождении через носовую полость воздух очищается, согревается и увлажняется.

    Носовые кровотечения. В носовой полости близко к поверхности расположены кровеносные сосуды, благодаря которым вдыхаемый воздух нагревается.

    Пуля пробила грудную клетку, легкие оказались не задеты, но раненый погиб от удушья. Пуля нарушила целостность легочной и (или) пристеночной плевры. В результате нарушилась герметичность плевральной полости, поэтому расширение грудной полости при вдохе не приводит к расширению легких. Легкие спадаются.

    После бани или физических упражнений лицо часто краснеет. При физической нагрузке вырабатывается большое количество тепла. Расширение кровеносных сосудов кожи способствует теплоотдаче. Во время пребывания в бане теплоотдача также увеличивается.

    При сильном ударе затылком перед глазами «бегают» звездочки. В затылочной доле коры больших полушарий находится центральная (обрабатывающая) часть зрительного анализатора (зрительная зона). Сильный удар может вызвать раздражение нервных клеток и возникновение зрительного образа в виде звездочек и т. п.

    Человек не может одновременно видеть четко предметы, расположенные на разном удалении от него. Это связано с особенностями аккомодации хрусталика. При рассматривании близко расположенных предметов хрусталик более выпуклый, что делает невозможным четкое видение предметов, находящихся далеко, и наоборот.

    При переезде на новую квартиру рука ищет выключатель на прежнем месте, а выключатель находится на другом. Это пример условного рефлекса, выработавшегося на старом месте жительства. Со временем этот рефлекс угаснет и выработается новый.

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

    Поведение эритроцитов и других клеток в растворах с разной концентрацией солей. В зависимости от концентрации окружающий клетку раствор (по отношению к цитоплазме клетки) может быть гипертоническим (концентрация раствора выше, чем концентрация веществ в цитоплазме), гипотоническим (концентрация веществ ниже) и изотоническим (равная концентрация). Цитоплазма клеток, помещенных в гипертонический раствор, сжимается - происходит плазмолиз, вода выходит из клетки в окружающий раствор. В данном случае эритроциты сморщиваются. В гипотоническом растворе эритроциты набухают, т. к. вода поступает в клетки, и лопаются. В изотоническом растворе эритроциты не изменяются.

    У пресноводных простейших есть сократительные вакуоли, а у морских нет. Сократительные вакуоли простейших удаляют из организма не только жидкие продукты распада, но и избыток воды. Пресноводные простейшие живут в гипотоническом растворе, поэтому избыток воды постоянно поступает в их тело. Мор-

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

С1.1. К чему приводит удаление верхушки побега? С какой целью человек использует этот прием?

С1.2. В парниковых хозяйствах иногда подают в теплицы углекислый газ. С какой целью это производится?

С1.3. Часто в сосновом лесу можно видеть множество молодых рябинок, хотя поблизости нет взрослых плодоносящих растений. Как можно объяснить их появление?

С1.4. Что такое зеленое удобрение?

С1.5. Почему растения, пересаженные с комом земли, лучше приживаются?

С1.6. Чем отличаются корневые системы сосен выросших на болоте и на песчаной почве? В чем причина отличий?

С1.7. Почему наиболее эффективным способом профилактики распространения сибирской язвы является уничтожение больных животных и сжигание их трупов?

С1.8. После дождя многие дождевые черви выползают на поверхность почвы. С чем это связано?

С1.9. Какое значение имеют двустворчатые моллюски для самоочищения водоемов?

С1.10. Как по внешнему виду отличить тритона от ящерицы?

С1.11. В чем биологический смысл приметы, что перед дождем ласточки летают низко?

С1.12. В чем заключается биологический смысл поговорки: «Ночью все кошки серые»?

С1.13. Почему при высокой влажности воздуха жара переносится хуже.

С1.14. Почему вредно постоянно жевать жвачку?

С1.15. Как изменяются частота сердечных сокращений и давление крови при большой кровопотере?

С1.16. Чем опасно отравление угарным газом?

С1.17. Как объяснить появление мурашек и мелкой дрожи при замерзании?

С1.18. Почему горячая пища хуже подвергается воздействию пищеварительных ферментов?

С1.19. Группу мышей перевезли в высокогорную лабораторию. Через некоторое время у всех мышей отмечалось повышение содержания гемоглобина в крови. Какой это вид изменчивости? С чем связано данное изменение?

С1.20. В результате разливов нефти страдают многие группы организмов. Одна из них - водоплавающие птицы. В результате загрязнения оперения нефтепродуктами птицы погибают. Как это можно объяснить?

Вопрос 1. Что изучает биология?

Биология изучает строение и жизнедеятельность живых организмов, обитающих на Земле, их многообразие и развитие.

Вопрос 2. Что называют биосферой?

Биосфера - особая оболочка Земли, область распространения жизни.

Вопрос 3. Какое значение имеет биология?

Биология – основа нашей жизни. Биология тесно связана со многими сторонами практической деятельности человека - сельским хозяйством, различными отраслями промышленности и медициной, а также и охраной природы.

Вопрос 4. Почему необходимо изучать биологию?

Потому что, чем бы ни занимался человек, почти везде нужны знания по биологии. Например, сельское хозяйство в настоящее время во многом зависит от биологов-селекционеров, занимающихся улучшением существующих и созданием новых сортов культурных растений и пород домашних животных. Создана и успешно развивается микробиологическая промышленность. Знание законов биологии помогает лечить и предупреждать болезни человека. С помощью современных биотехнологий предприятия выпускают лекарства, витамины, высокоэффективные кормовые добавки для сельскохозяйственных животных, микробиологические средства защиты растений от вредителей и болезней, бактериальные удобрения, а также препараты для нужд пищевой, текстильной, химической и других отраслей промышленности и для научных целей. А также знание биологии помогает решить проблему сохранения и улучшения условий жизни на нашей планете.

Вопрос 5. Что изучает экология?

Экология изучает отношения организмов между собой и с окружающей их средой.

Подумайте

Почему считают, что роль биологии в жизни человека в XXI в. будет возрастать?

Так как наука не стоит на месте, люди, с помощью биологии, будут находить все новые и новые способы облегчить себе жизнь. Новые, более эффективные лекарства, более устойчивые сорта растений, развитие микробиологии поможет узнать много неразгаданных тайн. Открытие новых видов растений и животных, поможет нам лучше понять историю и уникальность нашего мира.

Задания

Выясните у своих родителей, знакомых их мнение о значении биологии в жизни современного человека. Подготовьте сообщение, в котором приведите конкретные примеры использования биологических знаний в повседневной жизни человека.

Биология - это наука о жизни. Современный человек должен знать об окружающем мире и понимать, что происходит вокруг него. Именно знание биологических законов дает понимание того, что в природе все взаимосвязано, и необходимо сохранение баланса различных видов существ. Биология помогает решать человеку различные проблемы: охрана окружающей среды, знания о живых организмах, производство средств защиты растений от вредителей и болезней, создание новых сортов культурных растений, выведение новых пород домашних животных, выращивание продуктов питания, производство лекарств, витаминов, вакцин, сывороток и многое другое.

Биология стала теоретической основой для медицины, дав ей возможность понять специфику человеческого организма. Это поможет лучше разобраться в том, как нужно организовать свою жизнь с точки зрения питания, физической и умственной нагрузок.

Можно привести следующие примеры использования биологических знаний в повседневной жизни человека: нужно мыть руки перед едой; немного зная строение своего тела, мы можем найти и проверить свой пульс; нельзя долго сидеть за компьютером и смотреть близко телевизор, т.к. устают глаза и может испортиться зрение; мыть фрукты и овощи перед их употреблением (знаем о микробах) и т. д.

Биология - наука о живых организмах. Неудивительно, что в начале XXI века она вышла на первые строчки среди остальных наук, ведь достижения в области медицины, селекции, генетики связаны с открытиями учёных-биологов.

Практическое значение биологии

Большинство из нас не задумывались, насколько вклад науки может повлиять на будущее. Уже сегодня учёные раскрыли могут выводить новые сорта растений и породы животных. Идёт работа по синтезу противоопухолевых веществ. Медицина будущего полностью будет основана на биологии.

В чём заключается практическое значение общей биологии? Важно понять, каким образом функционирует любая клетка организма и какие процессы там происходят. А ещё можно узнать, как делятся клетки и что собой представляет геном человека. Развитие общей биологии может дать представление о том, как функционирует наш организм.

Практическое значение биологии в жизни огромное, ведь не раз вам, наверное, помогали знания, полученные ещё в школе, когда вы доставали аптечку или пытались вывести для себя какие-либо закономерности природы. Сейчас стоит перед миром глобальная проблема экологии. Здесь практическое значение биологии нельзя переоценить, т. к. знание особенностей развития организмов в природе может сильно помочь в сохранении окружающей среды, в том числе флоры и фауны.

Селекция и генная инженерия

Проблема голода затрагивает огромное количество стран. Чтобы увеличить объёмы получаемого урожая с посевов, было необходимо провести работу по улучшению генома растений. Учёные достигли успехов в области селекции, и теперь количество продукции, получаемой с посевов, выросло в несколько раз. То же касается и выведения новых пород животных. Теперь человек может разводить животных, которые приносят больше шерсти, дают больше молока, имеют большую массу. В этом также заключается практическое значение биологии.

И селекция неотделимы друг от друга. Благодаря этим двум отраслям биологии и были достигнуты подобные результаты. Выведение новые сортов, пород и штаммов напрямую связано с генетикой, т. к. в лаборатории идёт работа с геномами организмов на уровне ДНК. Гены, которые необходимы человеку, встраиваются в геномы и бактерий. В итоге организмы получают устойчивость к какому-либо неблагоприятному фактору, повышают свой урожай и т. д.

Молекулярная биология и медицина

На чём будет основана медицина будущего? Определение нуклеотидной последовательности генома человека уже не миф. Большое количество болезней связано с мутациями в генах. По причине каких-либо нарушений в молекуле ДНК, люди страдают аллергией или могут испытывать побочные воздействия препаратов при лечении. Всё это в недалёком будущем может быть обнаружено, если секвенировать геном каждого отдельного человека и сделать индивидуальные генетические паспорта.

Сегодня существуют целые предприятия по производству лекарств или веществ, необходимых человеку. Технология продукции основана на использовании бактерий. Каким образом это происходит?

Человек научился встраивать необходимые ему гены в генетическую информацию бактерий. Так как прокариоты делятся очень быстро, они тем самым увеличивают копии этих генов. Такие бактерии-производители используются, например, в производстве инсулина, а значит, это весьма эффективно.

Эволюция

Проблема эволюции волнует человека и сегодня. Откуда мы произошли? Как на самом деле происходила эволюция организмов на Земле? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимы новые открытия в области биологии.

Практическое значение биологии настолько велико, что уже сегодня учёные смогли прояснить некоторые детали эволюции. Однако они ещё не дали ответа на главные вопросы происхождения человека. Раскрыть все тайны эволюции - это одна из главных целей современной биологии.