» » Что придает образу аси загадочность. Разработка урока по литературе

Что придает образу аси загадочность. Разработка урока по литературе

Красота разлита всюду... Но нигде она не сияет с такой силою, как в человеческой индивидуальности. И. С. Тургенев Повесть «Ася» - это прекрасная история любви с печальным концом - влюбленные расстались. Первая любовь Аси закончилась трагично. Главная героиня Ася - это ярчайший образ в литературе. Миловидная девушка семнадцати лет со «смуглым кругловатым лицом, небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она грациозно сложена, но не вполне еще развита». Жизнь Аси складывалась трагическим образом: она дочь помещика и крепостной. Поэтому она застенчива и не умеет вести себя в светском обществе. Рано потеряла мать, а через несколько лет еще и отца. Все это заставило ее рано задуматься о смысле жизни и разочароваться в некоторых вещах, но от этого она не разлюбила жизнь, более того, она хотела оставить свой след в истории. «Дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?» - говорит она. Ася стремится к чему-то особенному, к деятельной жизни, к совершению подвига. Она тонкая, романтическая натура, которой чуждо все обыденное и суетное. Не зря она хочет летать, как птица: «Да, хорошо!- так же тихо отвечала она, не смотря на меня. - Если бы мы с вами были птицы, - как бы мы взвились, как бы полетели... Так бы и утонули в этой синеве... Но мы не птицы». Ей нравятся романтические рассказы и легенды. А своим кумиром она считает Татьяну, героиню романа «Евгений Онегин». Главная ее особенность - это непостоянство, загадочность и странность. Именно поэтому Н. Н. восклицает: «Что за хамелеон эта девушка!». Сначала она лазает по стене, как коза, поливает цветы на стенах, сразу после этого ведёт себя, как благовоспитанная барышня, шьёт и опять выказывает своё ребячество. Ася открытая, пылкая, благородная и непосредственная натура. Героиню впервые охватывает такое чувство, как любовь. Она полностью отдается этому ощущению. Любовь окрыляет ее, и полету нет преград. Ася не умеет скрывать свои чувства или притворяться, и поэтому она первая, подобно пушкинской Татьяне, признается в любви Н. Н. Но его эти вести пугают и он не осмеливается связать свою жизнь с такой необычайной девушкой: «Я досадовал на откровенность Гагина, я досадовал на Асю, ее любовь меня и радовала и смущала. Я не мог понять, что заставило ее все высказать брату; неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня... «Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!» Импульсивная и искренняя любовь Аси разбивается о робкую симпатию Н. Н., его нерешительность и боязнь противостоять общественному мнению. Обвинения Н. Н. глубоко ранят трепетную душу Аси, и она с Гагиным покидает город.Я считаю, даже хорошо, что у Аси не получилось связать свою жизнь с Н. Н., потому что он ее не любил, а просто симпатизировал ей. Ася еще молода и найдет подходящего мужа, который по-настоящему будет ее любить. Просто нужно подождать. Даже сам Н. Н. считал, что все получилось правильно, Я хоть и грустно: «Я не слишком долго грустил по ней; я даже нашел, что судьба хорошо распорядилась не соединив меня с Асей; я утешался мыслию, что я, вероятно, не был бы счастлив с такой женой». В какой-то степени он поступил благородно, не став обманывать девушку и не портя ей всю жизнь. Я Зато Н. Н. запомнил прекрасное ощущение, которое подарила ему Ася - что тебя кто-то любит: «ни я одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовию устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием!», ведь он так и остался холостяком: «Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы». Я считаю, что образ Аси затронул каждого. Ее странное поведение, сила, с которой она влюбилась! в Н. Н., поражает нас, а судьба Аси, та драматичность, с которой она рассталась с Н. Н., заставляет Я нас посочувствовать. Но меня изумляет ее отношение к жизни, те цели, которых она хочет добиться то, что она стремится достичь чего-то в жизни. Образ Аси - знаменитый образ тургеневской девушки, той, которая имеет сильный, независимый Я характер, способная совершить любой подвиг во имя любви и своего счастья. Искренность и честность - вот качества, отличающие «тургеневскую» девушку от простых женщин. Тургенев был мастером своего дела - он смог разглядеть в девушке те возвышенные качества, которые до нею не видел никто. Вообще в творчестве Тургенева образ девушки не был неподвижным. От повести к повести типическое обобщение, которое нес в себе этот образ, становилось все более глубоким и современным, вбирая черты, каждый раз освещающие новую сторону русской действительности. Тургеневские девушки похожи в главном - в отношении к идеалу жизни. Это девушки, исполненные радужных, «крылатых надежд», впервые открывающие для себя новый мир ярких чувств и мыслей. В «Асе» (и других повестях, например в «Первой любви»). Тургенев психологически точно описал, как в юном сердце, Я впервые полюбившем, обостряются все чувства, и герой видит, ощущает поток жизни, его незаметное Я течение. И здесь встает вопрос об актуальности темы, существуют ли в настоящее время такие девушки или вообще подобные люди? Многие считают, что нет. Что мир попон материализма и не способен на настоящие, искренние, преданные чувства. Но эта повесть оставляет веру в обратное. И именно тургеневские девушки и люди им подобные привносят в. наш мир самое светлое, самое красивое и нежное Я чувство - любовь. Более того, образ Аси может стать примером для других. Хотя в наше страшное время опасно быть чистой, непорочной и полной возвышенной любви. Тем не менее, это произведение заставляет задуматься об образе жизни, принципах каждого из нас.

«Ася» - это одно из самых лучших произведений в русской и мировой литературе. В данной повести фигурирующей является тема странной, парой непонятной, сложной любви. Тургенев максимально точно постарался передать переживания, эмоции, чувства главных героев.

Господин Н.Н является рассказчиком в данной повести, именно от его лица все повествуется. Он рассказывает читателю о милой совсем юной девушке Асе. Именно от Господина Н.Н. мы узнаем обо всем, что происходит в повести. Можно провести даже параллель между Господином Н. Н. и Тургеневым. Ведь наш писатель и главный герой очень схожи, особенно по характеру.

Господин Н.Н. молодой эксцентричный человек, за плечами немного, немало 25 лет жизни. По своему характеру он путешественник, любящий узнавать что-то новое и неизведанное, даже таинственное. Он молодой, богатый человек. Его хобби – наблюдение за жизнью людей, за их действиями, манерой общаться. В общем, он производит приятное впечатление. Главный герой – это гармоничная личность, которая уже состоялась в жизни.

Господина Н.Н. нельзя представить без сестры Гагина. Ася – юна, милая девушка. Ее поведение парой удивляет, но в тоже время она очень застенчива и скрыта в себе. Ее манеры похожи больше на подростковые. Но эта девушка говорит всегда то, что думает и никогда не врет. Все что вызывает Ася у читателя, как и у Господина Н. – это трепет, заботу и нежность.

Наш главный герой находиться в смятении. Она хочется окунуться с головой в чувства, но в то же время не хочет потерять баланс равновесия. Он всегда живет гармонично и верно.

Ася – эта та девушка, которая не привыкла молчать. Ей было очень сложно перебороть себя и открыться, признаться в своих чувствах Господину. Но герой не принял ее откровений. Он боится перемен, боится потерять то, что у него есть. Он не готов потерять то, что имеет. А именно спокойствие и свое благополучие.

После отказа Господина, Гагин забирает девушку в другой город, без возможности когда-либо встретиться с ее возлюбленным. В тот момент Ася была подавлена и расстроена и, наверное, это был лучший выход из данной ситуации.

Наш герой, Господин Н.Н. так и остался в одиночестве. Он по-прежнему был наедине с собой и природой. Безусловно, у него были другие женщины, которые любили его, но он их совсем не любил. Но именно Ася смогла оставить след любви в его большом и горячем сердце.

Сочинение Характеристика Господина H. H.

Главным персонажем произведения является некий господин Н.Н., от имени которого ведется повествование.

Образ главного героя раскрывается писателем через историю его взаимоотношений с девушкой Асей.

В двадцатипятилетнем возрасте молодой человек путешествует по европейским странам, испытывая желание новых знакомств, любопытство познания окружающего мира. Будучи свободным и молодым юношей, не обременённым финансовыми проблемами, он наслаждается путешествием, заводя в каждом новом городе несерьезные и необязательные романы с женским полом.

В одном из немецких городков, посетив студенческую вечеринку, господин знакомится с семьей художника-любителя Гагина и его сводной сестрой по имени Ася, с которыми у юноши завязываются добрые дружеские отношения. Часто бывая в доме Гагиных, господин Н.Н. делится с художником историей о своей несчастной любви к молодой вдове. В ответ Гагин рассказывает юноше о происхождении своей семьи. Оказалось, что Ася является лишь сводной сестрой художника, рано потерявшей родных отца и мать.

Господин Н.Н., глядя на девушку, воспринимает ее в качестве эксцентричной и странной особы, с быстро меняющимся настроением в собственном поведении, напоминающим ему ящерицу-хамелеона. Однако в дальнейшем юноша осознает причины данного поведения Аси, обусловленные застенчивым характером девушки и отсутствием дельных советов родных. Поскольку осиротев, Ася лишена родительской заботы и ласки, а, живущий рядом сводный брат, в силу бесхарактерности и чрезмерной доброты, не в состоянии научить девушку жизненным премудростям.

Спустя некоторое время молодой человек начинает испытывать к Асе нежные чувства и девушка отвечает ему взаимностью, готовая ради возлюбленного на решительные действия. Однако нерешительный юноша, испугавшись ответственности, не успевает сделать девушке предложение руки и сердца, так семейство Гагиных спешно покидает город и уезжает, не оставив нового адреса.

Господин Н.Н. впоследствии так и не находит свое личное счастье, живя в одиночестве и храня светлую память о чувстве к Асе, оставившую в его душе нежные и красивые воспоминания.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Сострадание - активный помощник

    В нашей быстротечной и суетливой жизни очень многие совсем забыли о сострадании. Они не видят или просто не хотят замечать тех, кто нуждается в помощи.

  • Сочинение Семья Кабановых в пьесе Гроза Островского

    В одном из провинциальных городков живет купеческая патриархальная семья. Купчиху Марфу Игнатьевну Кабанову прозвали Кабанихой, таким неприятным прозвищем. Она имела очень нелегкий характер

  • Мой любимый герой Войны и мира (роман Толстого)

    оим любимым героем романа «Война и мир» является Пьер Безухов. Этот выбор обусловлен многими критериями. Несмотря на то, что юноша описан как человек несколько робкий, бесхарактерный, мягкотелый и наивный – его образ имеет множество плюсов.

  • Рецензия на книгу Горе от ума Грибоедова
  • Мой друг Вася от имени Валека (сочинение Короленко Дети подземелья)

    Меня зовут Валик. Я живу в городском подземелье с самого раннего детства из-за бедности. Родители мои умерли, зато у меня есть младшая сестричка, которую многие ласково называют Марусей. Жизнь у нас очень тяжелая, но мы, если быть честным, привыкли.

Тема: «Образ Аси в повести И. С. Тургенева».Тип урока: урок открытия нового знания.

Вид - интеллектуальный клуб.

Цели:

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Задача: формировать и развивать УУД.

Образовательный аспект: совершенствование умений и навыков словесного оформления образов, умения находить подтверждение своим суждениям в тексте; закрепление теоретических понятий «образ», «герой», «композиция», «сюжет», «повесть», углубление знаний учащихся об образе главной героини повести; познакомить с понятием литературный тип «тургеневской» девушки.

Развивающий аспект: формирование умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, развитие навыков самоконтроля и рефлексии, формирование у учащихся интереса к исследовательской работе; развитие логического и образного мышления;

Воспитательный аспект: воспитывать эстетическое восприятие любви, искренность, гуманизм, бережное отношение к женщине; воспитание грамотного читателя.

Место урока в учебном плане: на изучение данного тематического блока выделяется 3-4 часа, данная тема обсуждается на 2 занятии.

Технологии: технология проблемного обучения, игрового обучения, развивающего обучения, индивидуального обучения, технология обучения на примере конкретных ситуаций.

Методы: эвристическая беседа, дискуссия, проблемные задания, анализ информации разных форм, инсценирование, конструирование, дифференцирование.

Формы работы: индивидуальная, групповая, парная, коллективная.

Виды контроля: устные и письменные ответы, рефлексивная карта. Оборудование: УМКГ.С. Меркина, С.А. Зинина (М: Русское Слово, 2013г.), презентация Power Point, раздаточный материал для каждогоучащегося, видеозапись трейлера. Межпредметные связи: литература, МХК, история, философия, искусство театра и кино.

ХОД УРОКА

Вступительное слово.

Добрый день. Сегодня я приглашаю вас в интеллектуальный клуб, в котором вежливо ведётся дискуссия, ценится быстрота реакции при ответе на вопросы. В интеллектуальном клубе вы сможете показать оригинальность мышления, поразить нестандартностью высказываний и умением задавать вопросы. В общем, блистайте эрудицией. Вот некоторые установки нашего занятия в интеллектуальном клубе. Перед началом работы необходимо ознакомиться с материалами. Возьмите ваш файл, рассмотрите. Подпишите индивидуальный бланк. Поднимите руки те, у кого в файлах есть текстовая информация на белых листах. Я прошу вас приступить к выполнению задания, а остальные будут работать вместе со мной. Актуализация знаний по теме.

Мы продолжаем изучение повести И.Тургенева «Ася Мы будем работать с текстом повести, доказывать свои суждения, выполнять исследовательскую работу. Мы знакомы лишь с малой частицей творчества И. Тургенева. Мастерство его проявляется в каждом росчерке пера, и повесть «Ася» - одно из показательных произведений. В нем вы, совершив путешествие в XIX век, встретили «тургеневскую девушку», представляли себя рядом с героями, убедились, что человеческие чувства: любовь и дружба, взаимопонимание и отношения между людьми - были всегда сложными и многогранными…

Беседа по вопросам проблемного характера.

О чем эта повесть? Как зовут главного героя? Что вы можете сказать о нем? Каковы его занятия, увлечения?

Н. Н. - обобщение, традиционное обозначение какого-либо лица, скрывающего свое настоящее имя. Н. Н. типичен, он представитель своего поколения «лишних людей»: умных, образованных, стремящихся к какой-либо деятельности, но не знающих, что делать и как (яркий пример - Гагин.) Не умея найти себе поприще для реализации своих знаний и таланта, они скитаются либо по России, либо по миру, привыкая ничего не делать, ничего не решать, ни за что не отвечать. «Умная ненужность», «лишние люди», «эгоисты поневоле» - разные их имена. «Лишние люди» - поколения дворянских интеллигентов 1820-1850-х годов, причем русских дворян, не нашедших себе применения в социально-политической структуре общества тех лет. Так как они «эгоисты поневоле», они думают только о себе, своих чувствах и переживаниях, о своем душевном и материальном комфорте. Другие люди существуют на периферии их чувств и желаний.

Как правило, испытания любовью, сильным чувством они не выдерживают, ибо любовь - всегда жертва, всегда революция, всегда смена образа жизни.

Что вы можете сказать о Гагине?

Какова тема повести? Тема прочитанной повести - любовь, человеческие взаимоотношения, отношение к близкому человеку, бережное отношение к чувствам других — это и есть нравственный аспект произведения.

Почему повесть названа «Ася», если повествование ведётся от первого лица?

Где происходят события? Перенесёмся в Германию на берега Рейна.

Ich weiβ nicht, was soll es bedeuten

Daβ ich so traurig bin;

Ein Märchen aus alten Zeiten,

Das kommt mir nicht aus dem Sinn.

(Heinrich Heine

“Die Heimkehr”, 1823-1824)

А так звучит перевод А. Блока.

Не знаю, что значит такое,

Что скорбью я смущён;

Давно не даёт покою

Мне сказка старых времён. (1909)

Эта сказка старых времён повествует о юной золотоволосой девушке Лорелей, сидящей на вершине скалы и поющей чарующие песни. Её красота и голос привлекали рыбаков, которые разбивались о подводные рифы и погибали. Лорелей - символ любви, к которой стремится душа. Любовь прекрасна. Но в ее пламени можно и погибнуть. Лишь безумцы отваживаются любить, ведь придет миг, когда придется проститься с любимым навсегда.

Учитель вывешивает на доску иллюстрацию и подписывает основную краткую характеристику образа. /любящая, страдающая, отчаянная, опасная/ 4 минуты.

- Теперь, ребята, посмотрите в файлы /розданы индивидуально/ и найдите иллюстрации /только у 7/. Скажите, знаете ли вы, кто изображён? Предположительно назовут Маргариту из «Фауста» и Татьяну из «Евгения Онегина», но могут и не определить. Вызвать 1 ученика к доске с иллюстрацией. Ребята высказывают предположения.

Те, у кого есть текстовая информация на белых листах, помогают нам раскрыть неизвестные факты, и мы соотнесём рисунок и текст на доске /по данному выше учителем образцу/.

2. Культурологичекая экспозиция. Завязка урока.

Работа с информацией о

1. Семистрельной Мадонне /черты - жертвенность и всеобъемлющая Любовь /,

2. Маргарита - Гретхен из «Фауста» И. Гёте /чистота, невинность /,

3. Доротея из «Германа и Доротеи» И. Гёте /домовитость, степенность /,

4. Галатея Рафаэля /совершенная физическая и духовная красота /,

5. Татьяна Ларина /искренность, безупречная душевная красота, чистота, сила духа, смелость/,

6. Полина Тургенева /характеристику не даём, так как она - мостик к теме и целям?

По очереди все изображения оказываются прикрепленными к ватману. Всего 7 образов вместе с Лорелей. 8-10 минут.

Посмотрите на получившийся коллаж. Что отличного и общего?

6 культурологических и 1 реальный, все связаны с Тургеневым, с повестью «Ася» .

Можете предположить тему и цели нашего интеллектуального заседания?

«Образ Аси. Тип «тургеневской девушки».

Узнать из чего, как складывается художественный образ; в чём особенности «тургеневской девушки»; подумать об актуальности образа Аси. Запишите тему в бланк.

Записать вопросы урока на доске:

«Из чего складывается художественный образ человека»,

«В чём обаяние образа тургеневской девушки?»

«Для чего же создаётся художественный образ».

Докажем ваше предположение, что женские образы на нашем импровизированном стенде имеют отношение к тексту повести «Ася» и непосредственно к самой героине. Читают цитаты учащиеся.

Просмотр слайдов 2-10 с цитатами из повести для создания общей картины. 3-4 минуты.

Сделать микровывод о том, что Тургенев целенаправленно упоминает данные женские образы, т.к. при создании образа Аси писатель использует их основные черты /см. коллаж/

Таким образом, при создании собственного художественного образа писатель опирается на определённые прототипы. Для более полного восприятия и дальнейшей работы с текстом предлагаю посмотреть трейлер к кинофильму 1977 года по мотивам повести «Ася». Просмотр трейлера.4 минуты.

3. Основная часть урока. Работа с текстом, терминами.

Чтобы и нам с вами ответить на вопросы Гагина: «А какого Вы мнения об Асе? Вам сестра моя нравится?» - предлагаю проанализировать цитаты из повести. В ваших файлах есть оранжевые, зелёные и жёлтые листы с текстовой информацией.

«Зелёные листочки» встают и работают отдельно за выделенным столом по выданной инструкции. /5 минут/

Инструкция. Прочитайте фрагменты текста, определите автора высказывания, расположите отрывки в хронологическом порядке /по сюжету/, выберите свой номер, определите основные черты описанной героини. Ваше время 5 минут.

«Оранжевые» по очереди зачитывают цитаты. Выявите общее в высказываниях и запишите в бланк на цветок. Почему цветок? Вспомните эпизод, в котором Ася бросает из окна ветку герани. /сумасшедшая, странная, бедова (ничего не боящаяся, смелая, дерзкая)/ 2 минуты.

Слайд № 9.

«Жёлтые» зачитывают цитату и актёрски обыгрывают /произнесите реплику от имени Аси, как бы вы сыграли её. Выявите основные черты и запишите. 3 минуты. Слайды 10-11.

Время «Зелёных» : ребята показывают результаты, объясняют свой выбор, записывают вывод. Проверка правильности на слайде №12-16. Запись основных черт характера, поведения и внешности в бланк. 4 минуты

Какой открылась нам, читателям Ася? Вам нравится такая девушка?

4. Кульминация урока

Посмотрите на промежуточный итог вашей работы, отражённый на доске. Мы рассмотрели много женских образов и подошли к основополагающим вопросам урока: «Из чего складывается художественный образ человека», «В чём обаяние образа тургеневской девушки?» и «Для чего же создаётся художественный образ».

Что в литературоведении понимают под термином «художественный образ»?

Главный герой повести Тургенева, от лица которого ведется повествование, - двадцатипятилетний богач, путешествующий, говоря его собственными словами, "без всякой цели, без плана". Юноше незнакомы мучительные раздумья о смысле существования. Единственное, что руководит героем в жизни, - это его собственное хотение: "Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились, заботы не успели завестись - я жил без оглядки, делал, что хотел, процветал, одним словом, - признается рассказчик "…я жил без оглядки".

"Без оглядки" - показатель степени его социальной раскрепощенности, которая определяется не только и не столько необремененностью всякого рода житейскими заботами и отсутствием раздумий о дне завтрашнем, сколько известной свободой в плане морально-этическом.

"Без оглядки" - значит, не задумываясь о последствиях своих поступков, "не возлагая на себя ответственности за судьбу ближнего".

"Без оглядки" подразумевает, таким образом, абсолютную свободу хотений и действий без каких бы то ни было нравственных обязательств со своей стороны.

Как видим, характер героя повести с самого начала задан автором как довольно противоречивый. С одной стороны, настроенность на волну собственных хотений свидетельствует об известной эгоистичности его натуры. Вместе с тем глубокая внутренняя потребность героя - влечение к обществу, а это противоречит эгоизму. Им руководит любопытство, неподдельный интерес к миру, к людям: "Меня забавляло наблюдать людей… да я даже не наблюдал их, я их рассматривал с каким-то радостным и ненасытным любопытством". Однако устремленность героя навстречу людям отчасти мнимая, ведь роль стороннего наблюдателя подразумевает некую приподнятость над окружающими людьми, оторванность от общества. Но в то же время, наряду со стремлением занять позицию ведущего, он не испытывает ни малейшего дискомфорта и от положения ведомого: "В толпе мне было всегда особенно легко и отрадно; мне было весело идти, куда шли другие, кричать, когда другие кричали, и в то же время я любил смотреть, как эти другие кричат". Заметим, что в итоге именно ведомость, которой на поверку обернулась свобода волеизъявления героя, именно зависимость от мнения "толпы", от расхожих социально классовых предрассудков помешала герою обрести счастье: полюбив, он так и не отважился связать свою судьбу с девушкой более низкого происхождения, незаконнорожденной дочерью помещика.

Тургенев мастерски показывает зарождение и эволюцию любовного чувства в герое. При первом свидании девушка, которую увидел господин Н., показалась ему очень миловидной.

Далее - беседа в домике Гагиных, несколько странное поведение Аси, лунная ночь, лодка, Ася на берегу, бросающая неожиданную фразу: "Вы в луны столб въехали, вы его разбили…", звуки ланнеровского вальса - этого достаточно для того, чтобы герой почувствовал себя беспричинно счастливым. Где-то в глубине души у него рождается мысль о любви, но он не дает ей ходу. Вскоре с удовольствием, даже со скрытым самодовольствием герой начинает догадываться, что Ася его любит. Он утопает в этом блаженном сладостном чувстве, не желая заглядывать в самого себя и ускорять события. Не такова Ася. Полюбив, она готова на самые крайние решения. И этих решений требует от героя. Но когда Гагин заводит разговор о женитьбе, Н. Н. снова уходит от ответа, как когда-то уходил от него в разговоре с Асей о крыльях. Успокоив Гагина, он начинает толковать "хладнокровно по мере возможности" о том, что следует предпринять в связи с запиской Аси. А затем, оставшись один, раздумывая о происшедшем, замечает: "Любовь ее меня и радовала и смущала… Неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня…". И приходит к выводу: "Женитьба на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!".

Структура образа рассказчика в повести очень непростая. По первому предложению повести мы понимаем, что история эта записана со слов Н. Н. Тот, кто якобы записал ее, обнаруживает себя всего двумя словами: "… начал Н. Н." Затем Н. Н. рассказывает повесть о своей любви, ему в это время, вероятно, около пятидесяти лет. В повести одновременно сосуществуют несколько Н. Н.:

Н. Н. пятидесяти лет;

Н. Н. двадцати пяти лет - такой, каким он был в реальности (обнаруживается в поступках);

Н. Н. двадцати пяти лет - такой, каким видит его Н. Н. в пятьдесят лет (обнаруживается через попытки самоанализа).

Повесть имеет форму воспоминаний, которыми делится Н. Н. спустя двадцать пять лет после встречи с Асей. Временная дистанция необходима Тургеневу для того, чтобы дать постаревшему герою возможность взглянуть на себя со стороны, вынести самому себе приговор.

Таким образом, читатель видит Н. Н. - молодым человеком лет двадцати пяти, веселым, беззаботным, живущим в свое удовольствие. Он тонко чувствует красоту природы, наблюдателен, начитан, приобрел познания в области живописи и музыки, общителен, испытывает интерес к окружающему миру, к людям. А вот к труду он равнодушен, да и нет ему надобности в этом. Тем не менее, при всех своих достоинствах и недостатках он сумел тронуть сердце Аси.

За ее основу были взяты черты, присущие биографии писателя. Характеристика Аси в повести «Ася» невозможна без краткого экскурса в жизнь, а точнее любовь Ивана Сергеевича.

Вечный друг Полины Виардо

Отношения Полины Виардо и Ивана Сергеевича продлились долгих 40 лет. Это была история любви, которая поселилась только в сердце одного человека, Тургенева, а страстно почитаемая им женщина не отвечала ему взаимностью. Она была замужем. И все четыре десятилетия Иван Сергеевич приходил в их дом в качестве вечного и навсегда верного друга семьи. Поселившись «на краешке чужого гнезда», писатель пытался построить свое, однако до конца жизни любил Полину Виардо. Виардо стала женщиной-разлучницей, убийцей счастья девушек, которые безоглядно влюблялись в Ивана Сергеевича.

Стоит сказать, что трагичные отношения с Виардо были не новы для него. Совсем еще юный Иван в восемнадцатилетнем возрасте влюбился в дочь Катеньку. Милое ангельское создание, какой казалась девушка на первый взгляд, на деле не оказалась таковой. Она имела длительные с главным деревенским ловеласом. По злой иронии девичье сердце покорил Сергей Николаевич Тургенев, отец писателя.

Однако не только писателю разбивали сердце, он сам не раз отвергал любящих его женщин. Ведь до конца дней он обожал Полину Виардо.

Характеристика Аси в повести «Ася». Типаж тургеневской девушки

Многие знают, что тургеневские девушки существуют, но мало кто помнит, какова она, героиня из рассказов писателя.

Портретная характеристика Аси, встречающаяся на страницах повести, такова.

Как видно из приведенных строк, Ася обладала нетипичной красотой: мальчиковая внешность сочетала в себе короткие крупные глаза, окаймленные длинными ресницами, и необычайно стройный стан.

Краткая характеристика Аси, ее внешнего образа будет неполной, если не упомянуть, что, скорей всего, в ней нашло отражение разочарование Тургенева в круга (последствия к Екатерине Шаховской).

Именно здесь, на страницах повести «Ася», зарождается не только тургеневская девушка, но тургеневское чувство любви. Любовь сравнивается с революцией.

Любовь, как и революция, проверяет героев и их чувство на стойкость, жизнеспособность.

Происхождение Аси и характер

Предыстория жизни героини внесла существенный вклад в характер девушки. Это внебрачная дочь помещика и горничной. Ее мать старалась воспитывать ее в строгости. Однако после смерти Татьяны Асю забрал к себе отец. Из-за него в душе девушке зародились такие чувства, как самолюбие и недоверчивость.

Характеристика Аси из повести Тургенева вносит изначальные несоответствия в ее образ. Она противоречива и игрива в отношениях со всеми людьми. Если взять ее интерес ко всему окружающему, то можно понять, что девушка показывает это немного неестественно. Так как она смотрит на все с любопытством, однако по сути дела ни во что внимательно не вникает и не вглядывается.

Несмотря на присущее ей самолюбие, она обладает странным пристрастием: заводить знакомства с людьми, которые классово стоят ниже нее.

Момент духовного пробуждения

Характеристика Аси из повести Тургенева будет неполной, если не обдумать вопрос духовного пробуждения главных героев: Аси и господина Н.Н.

Герой и автор повествования, встретив в небольшом немецком городке Асю, чувствует, что душа его затрепетала. Можно сказать, что он духовно ожил, открылся чувствам. Ася убирает розовую завесу, через которую он смотрел на себя и на свою жизнь. Н.Н. понимает, насколько ложно было его существование до момента знакомства с Асей: время, растраченное на путешествия, теперь ему кажется непозволительной роскошью.

Перерожденное мировоззрение господина Н.Н. с трепетом ожидает каждой встречи. Однако встав перед выбором: любовь и ответственность или одиночество, - он приходит к выводу о нелепости возможной жениться на той, чей нрав ему не покорить никогда.

Любовь также помогает раскрыться характеру Аси. Она начинает осознавать себя личностью. Теперь она не может обойтись обычным чтением книг, из которых она дочерпывала знания об «истинной» любви. Ася открывается чувству, надеждам. Она первый раз в жизни перестала сомневаться и открыла себя для ярких чувств.

Какова она, Ася, в глазах господина Н.Н.?

Характеристика Аси в повести «Ася» производится не самим Иваном Сергеевичем, эту задачу он отводит своему герою, господину Н.Н.

Благодаря этому мы можем заметить трансформацию отношения героя к возлюбленной: от неприязни к любви и недопониманию.

Господин Н.Н. отметил душевный порыв Аси, желающей показать свое «высокое» происхождение:

Все ее поступки поначалу кажутся ему «детскими выходками». Но вскоре он увидел ее в облике испуганной, но прекрасной птички:

Взаимоотношения Аси и господина Н.Н.

Словесная характеристика Аси в повести «Ася» предрекает трагичный исход зарождающихся отношений героини и господина Н.Н.

По природе своей Ася - натура противоречивая от самых своих корней. Стоит только вспомнить отношение девушки к матери и своему происхождению:

Девушка любила, чтобы на нее обращали внимание, и одновременно с тем боялась этого, так как была достаточно робкая и стыдливая.

Ася грезит о герое, который станет для нее воплощением счастья, любви и мысли. Герое, который сможет безропотно противопоставить себя «людской пошлости», чтобы спасти любовь.

Ася увидела своего героя в господине Н.Н.

Рассказчик полюбился девушке с первого момента их знакомства. Она хотела его заинтриговать и при этом показать, что она - родовитая барышня, а не какая-то там дочь горничной Татьяны. Это несвойственное для нее поведение повлияло на первое впечатление, сложившееся у господина Н.Н.

Затем она влюбляется в Н.Н. и начинает ожидать от него не просто действий, а ответа. Ответа на волнующий ее вопрос: «Что делать?» Героиня грезит о подвиге, но так и не дождется его от возлюбленного.

Но почему? Ответ прост: господин Н.Н. не наделен душевным богатством, присущим Асе. Образ его достаточно скуден и немного уныл, хотя не лишен нотки назидательности. Таким он предстает перед нами по мнению Чернышевского. Человеком с трепещущейся, мучающейся душой видит его сам Тургенев.

«Ася», характеристика Н.Н.

Души сердечные порывы, раздумья о смысле жизни были незнакомы герою повести Н.Н., от имени которого ведется повествование. Он вел распутную жизнь, в которой делал, что хотел, и думал только о собственных желаниях, пренебрегая мнением других.

Его не заботили чувство морали, долга, ответственности. Он никогда не думал о том, какие последствия понесут его действия, при этом самые важные решения перекладывая на плечи других.

Однако Н.Н. - не полное воплощение плохого героя повести. Вопреки всему он не утратил способности понимать и разделять добро от зла. Он достаточно любопытен и любознателен. Цель его странствия - не желание познать мир, а мечта узнать много новых людей и лиц. Н.Н. достаточно самолюбив, но ему не чуждо чувство отвергнутой любви: ранее он был влюблен во вдову, которая его отвергла. Несмотря на это, он остается добрым и достаточно приятным юношей 25 лет.

Господин Н.Н. осознает, что Ася - девушка со странностями, поэтому боится в будущем столкнуться с неожиданными поворотами ее характера. Кроме этого, женитьба видится ему как неподъемная ноша, в основу которой входит ответственность за чужую судьбу и жизнь.

Побоявшись перемен и переменчивой, но полной жизни, Н.Н. отказывается от возможного взаимного счастья, взвалив на плечи Аси ответственность за принятие решения об исходе их отношений. Совершив таким образом предательство, он заранее предрекает для себя одинокое существование. Предав Асю, он отверг жизнь, любовь, будущее. Однако упрекать его Иван Сергеевич не спешит. Так как он сам расплатился за совершенную ошибку...