» » Что такое обида? (сочинение-рассуждение). Главное в дружбе - умение прощать Несколько интересных сочинений

Что такое обида? (сочинение-рассуждение). Главное в дружбе - умение прощать Несколько интересных сочинений

15.3 Я понимаю значение слова «дружелюбие» так: это умение легко ладить с людьми, проявлять к ним интерес. Дружелюбному человеку проще заводить знакомства, а значит он может добиться в жизни большего.

В тексте Лебедевой папа помог девочке помириться с друзьями, проявив тактичность и щедрость (предл. 69-71).

Однажды испанский писатель Карлос Сафон сказал: «Как легко утратить неприязнь к человеку, которого считаешь врагом, если он демонстрирует дружелюбие». Этим автор подчеркнул великую силу упомянутого качества.

Итак, дружелюбие способно помочь человеку жить легче и радостнее.

15.3 Я понимаю значение слова «талант» так: это редкий природный дар, дающий человеку уникальные способности к чему – либо. По- настоящему талантливых людей немного, поэтому они должны ценить и развивать своё мастерство.

В тексте Кима герой обладал художественными способностями, любил своё занятие, набирался опыта, постепенно становясь профессионалом (предл.16-17).

И в произведении Лескова «Левша» показан уникальный русский мастер, сумевший благодаря своему таланту, трудолюбию сотворить невозможное – подковать блоху.

Итак, талант – это прекрасно, особенно если человек не ленится, упорно трудится над его раскрытием и достигает вершин успеха.

15.3 Я понимаю значение словосочетания «умение прощать» так: это ценное качество, помогающее нам достойно строить отношения с людьми и, следовательно, полноценно жить. Лишь сильные люди способны прощать.

В тексте Солоухина совестливый мальчик после долгих колебаний решил извинить Витьку за его поступок, и это спасает дружбу детей (предл. 58, 64).

Однажды римский император Октавиан Август произнёс: «Величие императора в умении прощать». Так предлагавший помиловать убийц Юлия Цезаря монарх заслужил память потомков.

Таким образом, обладание этим прекрасным качеством делает нас чище и мудрее, а нашу жизнь светлее и радостнее.

15.3 Я понимаю значение слова «отзывчивость» так: это душевное качество, заключающееся в умении прийти на помощь в трудную минуту. К сожалению, не все способны не оказаться в стороне от чужого горя.

В тексте Железникова герой, набравшись смелости, попробовал помочь Наде и переубедить категоричного соседа насчёт собаки (предл.40).

А в произведении А.Платонова «Юшка» приёмная дочь Ефима стала бескорыстно помогать людям в борьбе с их болезнями.

Таким образом, нужно стараться быть отзывчивым человеком, ведь так в мире станет определённо меньше несчастных людей.

15.3 Я понимаю значение словосочетания «любовь к природе» так: это умение понимать природу, бережно относиться ко всему живому. Многие великие люди восторгались красотой окружающего мира, подавая другим пример искренней любви и уважения.

В тексте Стамовой героиня внимательно, с удовольствием наблюдает за жизнью животных. Особенно привлекают Танюшу птицы, которых она обожает (предл.16).

Писатель М. Пришвин в своём произведении «Кладовая солнца» показал: если человек любит природу, она поможет ему справиться с трудностями.

Таким образом, нужно любить природу, дающую нам всё необходимое для жизни, являющуюся общим домом для всех живых существ.

15.3 Я понимаю значение слова «самоотверженность» так: это способность до конца отдаваться делу, забывая о себе. Найти в современном мире самоотверженных людей – большая удача и редкость.

В тексте Германа упоминается голландский анатом Ван Тульп, бескорыстно помогавший людям, любивший свой труд (предл.42).

А русский хирург Н.И. Пирогов во время Крымской войны проводил сотни сложнейших операций, впервые применил гипсовую повязку, заложил основы военно – полевой хирургии и оперировал до конца своих дней.

Итак, самоотверженность – прекрасное, ценное качество, к обладанию которым должен стремиться каждый.

Отношения между людьми складываются по-разному. Мы совершаем разные поступки: хорошие и плохие. Помогаем друг другу в делах, исполняем желания, выполняем просьбы. Но случается, лжём, не можем сделать обещанного, поступаем наперекор, ссоримся. Часто мы обижаем любимых людей, сгоряча говорим так, как совсем не думаем. Мы делаем человеку больно, и обижаем его, возможно, не замечая этого. Если он дорог нам, нужно постараться загладить свою вину, извиниться.

Кого из нас не обижали? Кто не обижал сам? Таких людей просто нет. Отличает нас друг от друга иное — умение или неумение прощать. «На обиженном воду возят» — в этой пословице показано негативное отношение к человеку, не способному забывать обиды. Да и самому обиженному тяжело носить в себе свою обиду. Поэтому стоит научиться прощать людей.

Все люди разные, с разными характерами и темпераментом. Каждый обижается, прощает и умеет просить прощения по-своему. Ранимые, чувствительные люди обижаются быстро. Даже мелочи, которые не стоят внимания, шутки они воспринимают серьёзно. Но так же быстро они умеют понять и простить обидчика, потому что тяжело переносят негативные эмоции. Людей же холодных, сухих, скупых на эмоции обидеть сложно. С одной стороны, это хорошо: они защищены от лишних переживаний. С другой стороны, такие люди сами могут сильно обидеть.

Умение просить прощения и прощать — признак сильной личности. Ведь это преодоление своего гнева и признание собственных ошибок.

Прощать обиды необходимо. Когда мы обижены, у нас испорчено настроение, нет улыбки на лице, понижен тонус. А в подавленном состоянии мы сами можем причинить боль. «Прости…». Иногда это слово способно утихомирить самые разыгравшиеся конфликты. Оно способно проникать в самые глубины нашей души, если оно было сказано с искренностью. «Прости»… Сказав это слово, мы словно освобождаемся от оков, которые были столь тягостны. От этого слова в нашей душе утихают все бури, замирают вьюги. И сердце словно оживает от обыденности и печали.

Как научиться прощать? Нужно хотя бы на минуту представить себя на месте обидчика. Ему тяжело, неприятно и обидно за то, что не принимают его извинений. Кроме того, не нужно забывать, что и мы не раз обижали кого-то, чувствовали тревогу, свою вину. Прощать нужно навсегда и от чистого сердца. Если это не так, то значит не было прощения. Если вспоминаешь обиду, то, значит, не простил. Не стоит, если прощаешь, ставить себе это в заслуги. Надо просто забыть.

В художественной литературе есть немало примеров, где звучит тема прощения. Например, в романе-эпопее Толстого «Война и мир». Болконский безумно влюбляется в Наташу Ростову, но что-то говорит ему, что их счастье невозможно. Наташа тоже любит Болконского, правда он её кажется сухим, разочарованным, одиноким, между тем как она сама энергичная, молодая, весёлая девушка. Наташа не понимает, зачем князь отложил их свадьбу на целый год. Этой отсрочкой он спровоцировал её измену. Гордость не позволяет Андрею простить Наташу, понять её. В разговоре с Пьером Болконский сказал: «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить, я не могу». Перед нами предстаёт жестокий эгоист. Болконский заставляет себя забыть о Наташе.

Иначе тема прощения отражена в романе «Герой нашего времени» Лермонтова. Вера играет большую роль в раскрытии характера Печорина. Вера — единственный человек, полностью понявший сущность Печорина, любящая его со всеми достоинствами и недостатками. Эту проницательность и верность чувству не мог не оценить и сам Печорин: «Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть», — и только она одна вызывает настоящие и искренние чувства, хотя и мимолетные. Чувства Веры настолько сильны, что она прощает все страдания, принесенные ей Печориным, продолжая любить его, зная, что они никогда не будут вместе. В образе Веры мы видим покорность, жертвенность, у нее нет ярко выраженного чувства собственного достоинства, она снова признается в любви Печорину после того, как он уже один раз ее оставил. Все это нужно было автору, чтобы показать эгоизм героя, его отношение к окружающим, боязнь потерять свободу — главное, по его мнению, в жизни.

Мне кажется, прощать нужно всё и всем, даже предательство друга. Обида и месть разрушают нас. Они могут быть сегодня убедительными, а завтра разрушительными. Вернее, они всегда такие. Приносят лишь минутное удовольствие. У нас нет права судить. Пусть всё рассудит жизнь. Ни к чему держать тяжёлые мысли в сердце. Там должны селиться только светлые, благородные чувства. Прощение – это великодушие. Давайте будем великодушными, и, возможно, мир станет добрее!

Что такое преданность ? Преданность – это готовность пожертвовать чем-то ради чего-либо, способность в любой ситуации сохранять верность чему-либо или кому-либо, будь то идея или человек. Попробую обосновать данное мною определение этого этического понятия.

В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса можно привести предложение 15 из текста В.В Чаплиной. В нем описывается преданность росомахи материнскому долгу – защите своих детей. Как только её детёнышам стала угрожать опасность, она, несмотря ни на что, бросилась на защиту своего потомства.

В качестве второго аргумента, подтверждающего мою точку зрения, приведу пример из своего жизненного опыта. Я знаю двух друзей. Они вместе служили во время войны в Чечне. Однажды во время отступления одного из товарищей ранили. Он не мог двигаться и остался прикрывать отход наших войск. Вдруг рядом ложится его приятель и говорит: «Русские своих не бросают!» Вот она, настоящая преданность: несмотря на угрозу собственной жизни, остаться верным другу, не бросить его в трудную минуту.

Думаю, что приведя два аргумента, я доказал своё понимание слова «преданность». Жалко, что она редко встречается в наши дни. (Белов Никита)

Сочинение 15.3.

Думаю, что дружба – это взаимоотношения между людьми, основанное на доверии, искренности, самопожертвовании. Докажу это с помощью предложенного нам для анализа текста и своего жизненного опыта.

Например, в произведении Розы Госман речь идет о дружбе двух девушек: Ольги и Елены. Оля пишет стихи. Она сама понимает, что они не очень хорошие (1). Однако Лена их всегда хвалит (13). Но подруга неискренна: она льстит Оле, а за спиной смеется над ней (19-21). Поэтому, когда Оля узнает правду, девушки ссорятся. В этой ситуации Оля ведёт себя очень великодушно: она прощает Лену, а та, получив хороший урок, изменила отношение к увлечению Оли, и девушки возобновили дружбу (45-50).

Кроме этого, я хочу привести пример из своей жизни. Моя подруга всегда мне помогает, хранит тайны и поддерживает меня во всех начинаниях. Я тоже стараюсь отвечать ей тем же. Поэтому я считаю ее настоящим другом.

Таким образом, я доказала, что дружба строится на понимании и доверии. Роль дружбы огромна в нынешнем мире, ведь хорошо осознавать, что у тебя есть на кого положиться в трудную минуту.

(Екатерина Листишенкова)

Сочинение 15.3.

Я знаю, что дружба – это взаимоотношения между людьми, основанное на доверии, искренности, самопожертвовании. Докажу это с помощью исходного текста и своего жизненного опыта.

В произведении А. Иванова приведен пример настоящей дружбы. Овечкин готов был пожертвовать собственной жизнью, чтобы спасти друзей. Он бесстрашно прыгнул на ствол дерева и стал рубить его (45-46). Овечкин знал, на какой риск он пошел, но не остановился, а завершил свое дело (48-57).

Кроме того, я хочу привести пример из своей жизни, подтверждающий мою точку зрения. Когда у меня в жизни произошла неприятность, из-за которой я очень переживала, подруга все время была рядом, поддерживала и подбадривала меня. Я думала, что именно она помогла забыть то происшествие. Хочу выразить благодарность ей за это.

Таким образом, я доказала, что дружба действительно играет большую роль в жизни человека, на ней держится весь мир. (Екатерина Листишенкова)

«Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают» ©Махатма Ганди

Часть людей никогда не примет идею прощения, любые доводы бесполезны. Можно долго пытаться убедить их, что неумение прощать, месть, ненависть или обида заставляют нас жить прошлым.

Неумение прощать

Все это будут пустые слова, если человек не умеет прощать вообще. Ведь прощение требует от человека проявления мужества. Зачастую обидами наполнена вся его жизнь и простить — значит почувствовать пустоту. Человеку становится страшно.

Если он избавится от обид, то с чем он останется? Такой человек привык использовать эту эмоцию для того, чтобы манипулировать другими, вызывая у них хроническое чувство вины. Обижаться — это привычный способ взаимодействия с миром. А весь его мир делится на плохих обидчиков и хороших таких как он обиженных людей.

Псевдопрощение

Другая категория людей – это «псевдопрощающие». Таким людям проще сказать: «я простил», чем разбираться в причинах своей обиды. А все потому что им страшно осознать свои чувства, а тем более решиться свои чувства и требования озвучить, рискуя навсегда испортить или даже разрушить отношения.

Страх разрушить отношения возникает тогда когда вы уже пробовали поговорить о своих чувствах, но столкнулись с холодным равнодушием партнера и его нежеланием ничего менять. Но, притворяясь, что вы не обижаетесь на людей, когда на самом деле обижаетесь и злитесь, — не значит прощать. Это форма самоотрицания, которая является для человека деструктивной.

Некоторые специалисты вообще утверждают, что обида – это не настоящее чувство. Это способ поведения, используемый для манипуляции другим человеком.

«Обида – это чувство, которое настолько рано появляется у нас, что мы можем быть свято уверены в том, что это исконное чувство. Анн нет. Это «рэкет». Вспомните детей. С какого возраста они начинают обижаться? Да ровно тогда, когда понимают, что злиться на маму за недополученную конфетку неэффективно.

Гораздо более оправдано обижаться на нее, «Я тебя не люблю» — бьет без промаха и действует разрушительней ядерной бомбы. Редкий родитель может выстоять перед таким натиском». Сделав вывод, ребенок начинает оттачивать и совершенствовать свое мастерство. Умение обижаться становиться навыком, затем – привычкой, а потом уже и рефлексом» (Зыгмантович П.В.)

Обида – это орудие управления человеческими отношениями. В детстве ребенок обижается, на него обращают внимание, родитель чувствует вину, часто не понимая даже за что, и из этого чувства делает то, что от него хотят. Ребенок «принимает решение», что именно так и надо воздействовать на этот мир, чтобы быть услышанным. Дальше действует автоматически. Чтобы наконец перестать обижаться необходимо научиться прощать.

Прощание с обидой — это прощение

Психоаналитики Николь Фабр и Габриэль Рубен определили основные этапы, которые проходит человек на пути к умению прощать:

Умение прощать — это решительный отказ от страданий. Первым и важным шагом к умению прощать может стать сознательное решение прекратить страдать, перестать обижаться и забыть о справедливости. К сожалению иногда для этого приходится расставаться с тем, кто причиняет нам боль.

Умение прощать — это признание того, что с вами поступили плохо. Благодаря механизмам психологической защиты страдание, ненависть и гнев вытесняются в бессознательное, где продолжают действовать с разрушительной силой. Мы нуждаемся в том, чтобы признать вину человека, причинившего нам зло.

Как объясняет Габриэль Рубен, это осознание дарит нам возможность «вернуть вину обидчику обратно и тем самым восстановить отношения с самим собой». К тому же это позволит избежать развития психосоматических заболеваний или моделей поведения, которые ведут к повторяющимся неудачам в работе и в отношениях.

Умение прощать — это забота о своем здоровье. Психологи обнаружили устойчивые физиологические различия между состояниями не прощения и прощения. При одном воспоминании об обидчике у всех испытуемых нарушалась деятельность сердечно-сосудистой системы. Эти изменения становились очень значительными, когда они думали о мести.

Чтобы перестать обижаться, необходимо разозлиться. Чувство злости поначалу даже полезно, оно говорит о психическом здоровье и о том, что вы не отрицаете случившееся и не переносите на себя чужую вину. Поэтому признайте и «выпустите наружу» свое страдание.

Конечно редко выпадает такая возможность напрямую выразить обидчику свой гнев, высказать упреки. Он может не считать себя виновным или обладать настолько сильной властью над нами, что мы не посмеем ему противостоять.

Однако мы можем сами себе помочь используя разнообразные техники работы с обидой

Перестаньте чувствовать себя виноватым. Умение прощать — это значить уметь простить себя Здесь важно выяснить, что было задето - ваши гордость, репутация, честь или телесные границы? «Ответ на этот вопрос может помочь избавиться от чувства вины, то есть осознать, что мы не несем ответственности за то, что с нами случилось», - уточняет психоаналитик Николь Фабр.

Умение прощать — это понимание того, кто вас обидел. Перестать обижаться нам помогают естественные реакции гнева и злости, но если испытывать ненависть долго, то это приведет к саморазрушению. Чтобы этого избежать, полезно понять мотивы того, кто вас обидел, увидеть его слабости, осмыслить поступок, причинивший нам боль, что поможет простить его.

Как узнать, действительно ли мы простили и перестали обижаться?

Если мы больше не испытываем ни гнева, ни злости по отношению к тому, кто заставил нас страдать, и «если ощущение своей вины в том, что произошло, исчезло», добавляет Габриэль Рубен, то мы можем считать, что простили.

Психологи не устают повторять, что прощение нужно не обидчику, а нам самим

«Простить - значит освободить «заключенного» и обнаружить, что «заключённым» был ты» ©Льюис Б. Смидес

Умение прощать - это освобождение, в котором растворяется боль и которое помогает пережившему ее стать хозяином своей жизни, перестать терпеть и страдать или даже стать сильнее.

    В теме 15.2 нужно проанализировать цитату, соотнести её с идеей текста и написать, как ученик эту цитату понял. Это и будет тезисом данного сочинения. А в теме 15.3 нужно привести определение данного морально-этического понятия (например, дружба, человечность, доброта и др.). Второе, несомненно, легче, так как требует от ученика только хорошей памяти, в отличие от первого – в нём, чтобы сформулировать тезис сочинения, нужно предварительно тщательно проанализировать весь текст, и если цитата будет понята учеником неверно, то за это будут снижены баллы.

  • 2) Основная часть – доказательства-аргументы.

В теме 15.2 нужно найти номера предложений, подтверждающих исходный тезис. Работа эта требует от учащегося определённой кропотливости, так как примеры из текста должны точно соответствовать смыслу приведённой в задании цитаты, и объём фрагмента из текста, использованный в качестве примера, не должен быть слишком громоздким. Кроме того, необходимо привести своё микрорассуждение по поводу того, как этот пример соответствует цитате, что само по себе достаточно трудоёмко. В теме 15.3 всё проще: достаточно взять большой пример из данного текста или из жизненного опыта и объяснить только его самый общий смысл, не вдаваясь в детали. К слову, Сенина Н.А. в методических рекомендациях советует вместо примера из жизненного опыта брать пример из художественной литературы, что тоже значительно облегчает работу ученика, так как он оперирует готовым материалом, а не вынужден подбирать подходящий пример сам.

  • 3) Заключение-вывод.

В обеих темах сходен – необходимо обобщить сказанное, ещё раз вернувшись к главной мысли (в 15.2) или к определению понятия (в 15.3), и сделать окончательный вывод (15.2) или показать значение понятия не только для ученика, но и для людей вообще (15.3). И с тем, и с другим все ученики справляются более-менее одинаково.

Итак. На первый взгляд, тема 15.3 легче, чем тема 15.2, так как больше ориентирована на общую эрудицию учащегося, а не на его аналитические способности. И тем не менее на экзамене мои ученики выбрали именно тему 15.2! Почему? Очень просто. Какой среднестатистический девятиклассник может запомнить (и будет это делать) 20-30 определений морально-этических понятий из словаря?

Ниже я привожу 2 сочинения ученицы, написанные накануне экзамена ОГЭ по русскому языку. Сам экзамен она сдала на 38 баллов из 39 возможных.

Взят 3-й вариант из сборника «ОГЭ. Типовые экзаменационные варианты». Под ред. И.П. Цыбулько. 2015 г.

  • Сочинение 15.2

В данном отрывке содержится главная мысль текста. Ее я понимаю так: Ольга, узнав о том, что ее близкая подруга обсуждает ее стихи и смеется над ними, пишет обличительное стихотворение, в котором Лена должна будет узнать себя. Это должно будет смутить ее и пристыдить. Лена, услышав этот стих, все понимает и чувствует страх, так как боится потерять Ольгу – свою лучшую подругу. Ей, безусловно, становится стыдно за то, что она смеялась над ее стихами и называла их «нелепыми».

Первый пример, доказывающий мою мысль, можно найти в предложениях №24-33. В них Ольга, несмотря на свой мягкий характер, находит выход из сложившейся ситуации. Узнав о предательстве подруги, она понимает, что не сможет выяснить прямо у Лены, правда ли то, что она смеялась над ее стихами. Она решает написать разоблачающий стих и продекламировать его подруге.

Второй пример, подтверждающий мою мысль, содержится в предложениях №40-46 и 52-53. Ольга читает свой стих Лене и наблюдает за ее реакцией. Она понимает, что все это правда и Лена смеялась над ее стихами, но, вместо того чтобы обидится на свою подругу и прекратить общение, Ольга прощает Лену. Она дает ей шанс сохранить их дружбу, она надеется на ее совесть, и Лене становится стыдно: она понимает, что была неправа. В результате мы наблюдаем счастливый финал: девушки на протяжении долгих лет остаются подругами и ценят дружбу друг друга.

В заключение хотелось бы сказать о том, что дружба крайне необходима и важна для человека. Настоящие друзья нужны ему как пища и воздух. Главные достоинства настоящих друзей – умение поддержать, выслушать, искренне порадоваться успеху другу и умение прощать. Только умение прощать может сохранить истинную дружбу.

  • Сочинение 15.3 Что такое дружба?

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности и общности интересов. Друзья – люди, которые могут разделить твое горе и успех, простить тебя, если оступишься.

Пример настоящей дружбы можно найти в данном тексте. Ольга смогла простить Лену и сохранить с ней дружбу на многие годы. Она не пошла на открытый конфликт, чтобы разоблачить Лену и ее предательство. Она положилась на совесть Лены, которая поняла, что поступала неправильно по отношению к подруге. Лицемерие Лены чуть было не разрушило их дружбу с Ольгой, но она вовремя все поняла, исправилась и сохранила дружбу с Ольгой.

Второй пример настоящей дружбы можно найти в произведении А.Гайдара «Тимур и его команда». Отец Жени приезжает в Москву всего лишь на три часа, чтобы повидаться с дочерьми. Но в это время Женя находится на даче, она не успевает на последнюю электричку до Москвы. Она считает, что уже не увидит отца. И тут она встречает Тимура, которому и рассказывает все. Он, тринадцатилетний мальчишка, берет без спроса мотоцикл дяди и везет Женю в Москву. Они едва успевают увидеться с отцом Жени. Но даже за эти несколько минут, проведенных в обществе ее отца, она благодарна Тимуру. Он поддержал ее и помог ей в трудной ситуации, рискуя доверием дяди и даже жизнью, так как довольно небезопасно ехать на мотоцикле поздно вечером. Женя и Тимур – настоящие друзья, готовые на все ради друг друга.

В заключение хотелось бы сказать о том, что дружба крайне необходима и важна для человека. Настоящие друзья нужны ему как пища и воздух. Чем больше у человека друзей, тем более уверенным он себя чувствует. Ведь когда тебя окружают люди, на которых человек может положиться, тем спокойнее его жизнь.