» » Домусульманская аравия. Современный арабский мир

Домусульманская аравия. Современный арабский мир

От тьмы джахилийи к свету истины

Территорию Аравийского полуострова с древнейших времён населяли кочевые арабские племена. В 1 тысячелетии до н. э. в различных частях полуострова стали складываться древнеарабские государства – Минейское (до 650 г. до н. э.), Сабейское (ок. 750–115 гг. до н. э.), Химьяритское царства (ок. 25 г. до н. э. – 577 г. н. э.). В 6–2 вв. до н. э. на севере Аравии возникли рабовладельческие государства: Набатейское царство, ставшее в 106 г. н. э. римской провинцией, и др. Развитие караванной торговли между Южной Аравией и государствами средиземноморского побережья способствовало развитию таких центров, как Макораба (Мекка) и Ясриб (Медина).

В конце 5 в. н. э. в Неджде сформировался союз арабских племён во главе с племенем Кинда. В дальнейшем его влияние распространилось на ряд соседних областей, включая Хадрамавт и восточные районы Аравии.

До распространения Ислама обычаи народов Аравийского полуострова и окружающих его стран были очень далеки от идеала.

Религиозная жизнь

Большинство арабов до Ислама утопали в невежестве и заблуждениях. На Аравийском полуострове было широко распространено идолопоклонничество. Первым, кто принёс на эти земли идолов из стран Шама, был Амру бин Лухайю Хазаий. Они получили там широкое распространение. Люди были убеждены, что есть «один главный бог» и что он поручает другим мелким богам некоторые функции, такие как лечение больных, ниспослание дождя, сохранение от бед и т. д. Люди сами делали из глины, камня или дерева идолов-богов и приносили им различные жертвы. Как пишется в книге «Фикху-ссирати-ннабавийя», в те времена вокруг Каабы было 360 идолов. Главными идолами считались «хубал», «ал-лат», «аль-узза», «манат». Идолы были у каждого племени и у каждого дома. Арабы освящали их, поклонялись и угождали им жертвоприношениями, советовались в делах.

Духовный спад и невежество были особенностью этого периода. Племена вели междоусобные войны, а народ был увлечён азартными играми, употреблением вина, ростовщичеством.

Во 2–5 веках нашей эры на полуострове получают распространение Иудаизм и Христианство. На побережье Персидского залива и Красного моря, а также в Хиджазе, Наджране и Йемене возникают религиозные общины христиан и иудеев. Но вместе с тем на Аравийском полуострове были и те, кто со времён Пророка Ибрахима (мир ему) придерживались Единобожия (тавхида) и истинной религии Творца, то есть были мусульманами, и их называли «ханифы».

Быт бедуинов до Ислама

Жестокость и насилие, обычаи невежества (джахилийи) были нормой жизни арабов до Ислама. Они заживо закапывали новорождённых девочек, выгоняли жён из дома во время месячных, устраивали различные праздники в честь своих богов и т. д. Женщины не имели никаких . Рождение дочери считалось позором и тяжёлым бременем.

Изучая историю, некоторые могут задаться вопросом: почему для выполнения пророческой миссии Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) был выбран именно Аравийский полуостров?

В том, что арабы того периода находились в нравственном упадке, была заключена скрытая воля Всевышнего. К ним был ниспослан Пророк (мир ему и благословение), который принёс истинную веру и вывел человечество из мрака невежества к свету познания, построил общество добра и благополучия.

В Аравии также находился первый Дом на земле – . Культура арабских племён была отсталой по сравнению с культурой других народов, населявших такие государства, как Персия, Римская империя, Греция, Индия, Китай. Однако арабы были физически сильными, боевыми, храбрыми людьми, готовыми пожертвовать собой ради того, в истинности чего они убеждались, – именно такой народ оказался наиболее подходящим для распространения Ислама. Кроме того, Аравийский полуостров является географическим центром всего Земного шара.

Интеллектуальная жизнь арабов до Ислама

В ту эпоху арабы славились красноречием, любили поэзию, риторику; их поэмы, изречения и пословицы поражали глубиной мысли.

هُوَ الَّذِي بَعَثَ فِي الْأُمِّيِّينَ رَسُولاً مِّنْهُمْ يَتْلُو عَلَيْهِمْ آيَاتِهِ وَيُزَكِّيهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَإِن كَانُوا مِن قَبْلُ لَفِي ضَلَالٍ مُّبِينٍ . سورة الجمعة آية 2

А когда был ниспослан Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), Всевышний в Коране сказал (смысл): «Аллах – Тот, Кто послал к неграмотным арабам Посланника из них, чтобы тот читал им ниспосланные Аллахом аяты, очищал их от скверных вероучений и морали, учил их Корану и основам религии. Ведь до этого они были в явном заблуждении, отклоняясь от истины» (сура «аль-Джум‘а», аят 2).

Поэтому отсутствие письма – важная причина в их опоре на силу и развитие памяти, и поэтому арабы были одними из самых способных к устному запоминанию среди прочих наций.

Арабы также были сведущими в таких областях науки, как астрономия и медицина, умели прогнозировать погоду, были хорошими следопытами, а некоторые увлекались колдовством.

Астрономия. Арабы наблюдали за небесными светилами для ориентации во время своих походов через пустыни и горы . Об этом в Коране говорится:

وَعَلامَاتٍ وَبِالنَّجْمِ هُمْ يَهْتَدُونَ . سورة النحلآية 16

Смысл: «Он поставил знаки на земле (как горы), указывающие людям , а в небесах – звёзды, помогающие находить верную дорогу, если они заблудятся» (сура «ан-Нахль», аят 16).

Они также пользовались лунным календарём . Наблюдая за небесными телами, арабы знали расположение планет и отличали планеты от звёзд. Это очень помогало в условиях пустыни, где всегда безоблачное небо. Они знали траекторию движения таких планет, как Сатурн, Юпитер, Марс, Венера, имели знания о созвездиях и Млечном пути. Они дали арабские имена более 250 планетам и звёздам.

Медицина. В медицине тоже у арабов были определённые успехи. Они ставили медицинские опыты на животных и людях, умели лечить травами. Из достижений в медицине в те времена можно напомнить об умении выполнять операции по ампутации органов для спасения жизни. Использовали и такие методы лечения, как кровопускание, гирудотерапия (лечение пиявками), прижигание ран огнём; умели лечить болезни глаз.

Метеорология. У них были представления и о метеорологии. Они могли предсказывать погоду по изменениям ветра, цвета облаков и их форм, дождевые они или недождевые.

Суровые условия пустыни сделали арабов искусными охотниками и следопытами.

Они очень гордились своими предками, родословной и происхождением, все интересовались своей генеалогией . Среди них были специалисты, которые определяли, глядя на внешность, и родословную, и племя, и род человека.

Самое великое событие в истории человечества

В 6 веке н. э. важнейшим политическим центром Аравии стала Мекка. В этот период страна стала объектом борьбы между эфиопскими и персидскими династиями. В середине 6 века арабы во главе с племенем курайшитов сумели отразить нападение эфиопских правителей, пытавшихся захватить Мекку.

12 числа месяца Рабиуль-Авваль 571 года нашей эры случилось самое великое событие в истории человечества – родился Пророк Мухаммад (мир ему и благословение). С начала пророческой миссии Мухаммада (мир ему и благословение) единобожие заняло законное положение в обществе – Ислам стал распространяться, и образовалось первое мусульманское теократическое государство – Арабский халифат со столицей в Медине.

Воцарились в аравийских песках.

  • В чём причины появления ислама?

§ 8.1. Аравия и её обитатели

К юго-востоку от азиатских владений Византии жили племена арабов. Прежде мало кому известные, в VII веке они заставили о себе заговорить и в Азии, и в Европе.

Арабы относятся к числу семитских народов. С историей их родственников - евреев, ассирийцев и финикийцев - вы уже знакомы из курса истории Древнего мира. Арабы осознавали своё родство с евреями, считая своим предком Измаила - сына библейского Авраама.

Арабы издавна населяли Аравийский полуостров. Почти всю его территорию занимают пустыни и степи. Часть их пригодна для кочевого скотоводства. Кочевники-бедуины (что значит «степняки») передвигались в поисках пастбищ со стадами верблюдов, овец и лошадей.

    Без верблюда большая часть Аравии была бы вообще недоступной для человека. Бедуин питался молоком и мясом верблюда, изготавливал одежду и жилище из верблюжьей шерсти, верхом на верблюде сражался с врагами. Лошадей, далеко не столь неприхотливых, обычно имели только богатые люди.

Положение бедуина было ненадёжным, пастбищ не хватало. Скотоводство не всегда давало достаточно средств к существованию, и бедуины при случае грабили соседей, а также купеческие караваны.

Для земледелия были пригодны только прибрежные районы, особенно расположенные вдоль побережья Красного моря и на юге полуострова. Здесь проходил важный торговый путь, соединявший Византию с Восточной Африкой и Индией. В оазисах вдоль этого пути возникли города, крупнейшим торговым центром была Мекка. Благосостояние жителей зависело от караванной торговли.

  • Найдите на карте этот торговый путь.

Арабы - и бедуины, и земледельцы, и торговцы - делились на племена, а те, в свою очередь, на роды. Племена постоянно враждовали друг с другом за пастбища, и это усугублялось обычаем кровной мести: за убийство или оскорбление родича мстило всё племя. Вожди руководили племенем во время войны, разбирали споры между соплеменниками. Вожди и их близкие родственники относились к числу наиболее богатых членов племени.

Племенная вражда особенно болезненно ощущалась в трудные времена. Так было в конце VI - начале VII века, когда борьба Византии с Ираном сильно расстроила аравийскую торговлю. Лишь объединение арабов могло решить эту проблему, обратив вовне энергию, с которой арабы уничтожали друг друга.

Кааба. Изображение XVIII в.

В большинстве своём арабы были язычниками. Они поклонялись солнцу, луне и звёздам, почитали камни причудливой формы, верили в добрых и злых духов. Разные племена почитали разных богов. Общеаравийской святыней была Кааба (в переводе с арабского - куб) в Мекке. В углу этого большого кубического здания находился «чёрный камень», который, по преданию, Бог даровал Адаму. Вокруг Каабы располагались идолы различных божеств.

В первые века нашей эры в Аравии распространились иудаизм и христианство - первые монотеистические религии в истории (монотеизм в переводе с греческого - единобожие). Проникновение монотеистических религий в Аравию свидетельствовало о том, что язычество всё менее удовлетворяло арабов. Но их путь к признанию единого Бога лежал не через приобщение к иудаизму или христианству, а через создание новой веры.

Арабы в VI-VII веках. Возникновение ислама и образование единого государства

Презентация подготовлена учителем ФГОУ

сош № 4 МОРФ Латыповой О.Ш.


Цель урока:

Раскрыть основы процесса разложения раннефеодальных отношений и возникновения государства у арабов. Способствовать осознанию учащимися роли ислама в объединении арабских племен.

План урока:

Общественный строй и верования арабов

Мухаммед - основатель ислама

Основные положения ислама



В центральной части Аравийского полуострова расположены сухие степи, переходящие в песчаные и каменистые пустыни. По берегу Красного моря высятся скалистые горы. К востоку

от них много цветущих оазисов. На юге полуострова земли наиболее плодородны, что положительно сказывалось на жизни и благосостоянии людей.

Природа Аравийского полуострова


Населяли Аравию арабы, что в переводе означает «пустынники, жители пустыни». Они кочевали с табунами лошадей, стадами

овец, коз и одногорбых

верблюдов.

Арабы-бедуины

Для бедуинов разведение верблюдов было жизненно важным, поскольку

обеспечивало их мясом,

молоком, шерстью, позволяло кочевать по песчаным степям.

Караван пустыни


Для земледелия были пригодны лишь небольшие оазисы, где жили оседлые арабы.Здесь еще в 1-м тысячелетии до н. э. люди научились строить сложные оросительные системы. .

Жителей оазисов окружала богатая растительность:

высокие финиковые пальмы, тамариксы, смоковницы,

посевы пшеницы и фруктовые сады.В оазисах возникали города


Самым крупным из них был город Мекка. Состоятельные горожане жили здесь в больших каменных домах. Дважды в году - летом и зимой - они снаряжали караваны в соседние страны. Мекка была центром

караванной торговли.

Весной здесь проводились

ярмарки. Бедуины

пригоняли скот и

обменивали его на хлеб,

ткани, оружие, посуду.

Во время этих ярмарок

наступал мир, запрещались

ссоры и столкновения

Ярмарки в Мекке


Бедуины делились на племена и роды, которые

враждовали из-за пастбищ. Каждое племя поклонялось своим богам. Племена возглавлялись вождями. В случае голода вожди кормили бедняков, которые считали племя своей семьей. Вожди владели большими пастбищами. Усобицы их только разоряли.

Арабы в национальной одежде


Общественный строй и верования арабов

Центром объединения арабов стала Мекка -район развитого земледелия, ремесла и торговли. В результате оживленной торговли в городе накопились огромные богатства. Постоянные торговые

связи мекканцев с другими

аравийскими племенами

способствовали

распространению их влияния

на всю Аравию.

Мекканский храм Кааба был

местом поклонения для многих,

в том числе и кочевников-

бедуинов.

Кааба. Гравюра


Общественный строй и верования арабов

Храм Кааба расположен в центре Мекки. Это здание почти кубической формы (от арабского «кааба» произошло современное понятие «куб»), высотой 15 м

Углы Каабы ориентированы на стороны света. В восточный угол Каабы вмонтирован Черный камень, окаймленный серебряным ободом, - главный предмет поклонения в Каабе. В Каабу ведет дверь, сделанная из чистого золота, которая весит 286 кг.

Кааба


Общественный строй и верования арабов

Объединение арабских племен было ускорено борьбой с внешними врагами. В конце 6 века Иран захватил южную часть Аравийского полуострова, а Византия укрепилась на севере. Арабская торговля была нарушена. Арабские племена не могли объединиться без единой веры. Богом всех арабов стал Аллах, который воспринимался как создатель мира и людей. Пророком и истолкователем воли Аллаха стал Мухаммед.

Рождение пророка Мухаммеда. Миниатюра XIV в.


Мухаммед - основатель ислама

Мухаммед родился около 570 года в знатной купеческой семье.В 6 лет Мухаммед осиротел. В юности он занимался

караванной торговлей. Когда Мухаммеду было 40 лет, в месяце рамадане (по лунному арабскому календарю) произошло важное событие. Ночью на горе Хире около Мекки Мухаммед общался с Аллахом (верховным богом арабов), после чего начал публично проповедовать открывшиеся ему истины - Коран.

Пещера Хирана, где Мухаммед получил первое откровение


Мухаммед - основатель ислама

Мухаммед стал проповедывать новую религию. Он утверждал, что нет других богов, кроме всемогущего единого Бога -

Аллаха, а себя называл «посланником Бога» - его Пророком. Мухаммед призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв одну веру. В проповедях Мухаммед обличал «несправедливо наживающих богатство», призывал богачей помогать бедным и сиротам

Проповедывающий Мухаммед


Мухаммед - основатель ислама

Ислам- «покорный Аллаху». Коран – « чтение», священная книга мусульман. Коран состоит из 114 глав,

называемых суры.Сунна -

рассказы (хадисы) о поступках

и изречениях Мухаммеда

Мусульманин (от араб,

«муслин») - уверовавший.

Страница из Корана

Рукопись Корана VII в


Мухаммед - основатель ислама

Влиятельная мекканская знать отнеслась враждебно к проповеди Мухаммеда. Опасаясь за свою жизнь, в 622 году

Мухаммед со сторонниками переселился в соседний оазис, позднее названный в его честь Медина - «город Пророка». Год стал начальной датой мусульманского летоисчисления Укрепившись в Медине, по­сланник Аллаха приступил к созданию нового государства.

«Мечеть пророка Мухаммада»


Мухаммед - основатель ислама

В «город пророка» стали стекаться сторонники новой религии. Они захватили ряд караванов и дорог. Знать предприняла поход на Медину, но потерпела поражение.

В 630 году знать подписала

договор с Мухаммедом и

большинство арабов приняли

ислам и признали власть

Мухаммеда, который

стал главой арабского

государства и мусульманской

церкви. На Аравийском

полуострове образовалось

арабское государство.

Пророк Мухаммед.

Французская гравюра 17 в.


Основные положения ислама

1)Верить то, что существует один единственный Бог – Аллах, а Мухаммед –пророк его.

2) Ежедневно совершать пятикратную молитву.

3) Соблюдать главный пост в течении месяца всем, кроме

детей и больных, от рассвета до заката.

4)Тратить пятую часть дохода или добычи на милостыню.

5) Совершить, если это возможно, хотя бы один раз в жизни паломничество в священные города -Мекку и Медину.

Мухаммед в Мекке


Основные положения ислама

На основе Корана разработаны правила поведения, предписанные Аллахом для всех случаев жизни -шариат. Шариат в переводе с арабского означает «путь, который Бог указывает человеку».

Мусульманская мораль

предписывает верующему:

не убивай, не кради,

уважай старших.

Коран запрещает играть в

азартные игры, пить вино,

закрепляет главенствующую

роль мужчины и

имущественое неравенство

Ангел Джабраил объявляет Мухаммеду,что он-пророк.


Основные положения ислама

Основные течения ислама

Шииты

Сунниты

Признают только Коран

Имам – глава государства

Имамами могут быть только потомки Али (Мухаммеда) по наследству

Признают Коран и Сунны. Халиф – глава государства Халиф может избираться

мусульманской общиной.

Древние Арабы

аравия халифат араб общность ислам

Библия знает арабов как кочующее племя семитского происхождения, а также как потомков Измаила. Назывались они Заведеями.

Древние семитские племена, из которых впоследствии сложился древнеарабский народ, уже во II тысячелетии до н.э. занимали территорию Аравийского полуострова. Первые арабские государственные образования возникли на северной границе Аравии, а также в Центральной Аравии (Киндитское царство, государства Лахмидов и Гасанидов).

К V--VI векам арабские племена составляли большинство населения Аравийского полуострова. В первой половине VII века с возникновением ислама начались арабские завоевания, в результате которых был создан Халифат, занявший обширные территории от Индии до Атлантического океана и от Средней Азии до центральной Сахары.

Арабы славились как великолепные врачи и математики.

Арабский халифат 632-750 гг.

В Северной Африке население, говорившее на близких арабскому семито-хамитских языках, сравнительно быстро арабизировалось, восприняв язык, религию (ислам) и многие элементы культуры завоевателей. Одновременно происходил и обратный процесс усвоения арабами некоторых элементов культуры покорённых народов. Сложившаяся в результате этих процессов своеобразная арабская культура оказала большое влияние на мировую культуру.

Арабский халифат к X веку в результате сопротивления завоёванных народов и роста феодального сепаратизма распался на отдельные части.

В XVI веке арабские страны Передней Азии (кроме значительной части Аравийского полуострова) и Северной Африки (за исключением Марокко) вошли в состав Османской империи.

Начиная с XIX века арабские земли подверглись колониальным захватам и стали колониями и протекторатами Великобритании, Франции, Италии, Испании. К настоящему моменту все они (за исключением Западной Сахары) являются самостоятельными государствами.

Иосиф Флавий многократно упоминает арабов (начиная с эпохи патриархов): «Между тем Иуда, также один из сыновей Иакова, увидел арабских купцов из племени измаильского, которые везли пряности и другие сирийские товары в Египет из Галаада, и дал, ввиду отсутствия Рувила, братьям совет -- вытащить Иосифа и продать его арабам, потому что таким образом Иосиф умрет на чужбине среди иностранцев, а они сами не запятнают рук своих его кровью».

Арабы - группа народов, метаэтническая общность. В Азии Арабы составляют большинство населения Бахрейна (бахрейнцы), Иордании (иорданцы), Ирака (иракцы), Йемена (йеменцы), Катара (катарцы), Кувейта (кувейтцы), Ливана (ливанцы), Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ; арабы Объединённых Арабских Эмиратов), Омана (оманцы), Саудовской Аравии (саудовцы), Сирии (сирийцы); в Африке - Алжира (алжирцы), Западной Сахары (мавры), Египта (египтяне), Ливии (ливийцы), Мавритании (мавры), Марокко (марокканцы), Судана (суданцы), Туниса (тунисцы). В Израиле, Иордании, Ливане, Сирии и других странах живут палестинцы; Арабы живут также в Турции, Иране, Узбекистане, Афганистане, Индонезии и других странах. Арабы-эмигранты есть в Западной Европе (2500 тыс. человек), Северной и Южной Америке (1200 тыс. человек), Западной и Южной Африке, Австралии и др. Общая численность 199 млн. человек, из них в Азии 70 млн. человек; в Африке 125,2 млн. человек.

Язык арабский западно-семитской группы афразийской семьи.

Арабы - самый многочисленный на Земле народ, говорящий на семитском языке. Кроме арабского к семитской (семито-хамитской) группе языков принадлежат еврейский, сабейский (древний язык Южной Аравии), финикийский, аморейский, арамейский, амхарский (эфиопский) и некоторые другие. По одной из существующих теорий, в незапамятные времена предки современных семитов обитали в тех местах, где ныне расстилаются безжизненные пески величайшей в мире пустыни Сахара, а затем, в 5-6 тысячелетии до нашей эры, переселились на Аравийский полуостров.

Слово “арабы” происходит от общесемитского корня [`RB], несущего значение “сухой, засушливый, пустынный”. Стало быть, арабы - это “пустынники, жители пустыни”. Любопытно, что сами арабы стали называть себя так только в VII веке нашей эры, когда в ходе завоевательных походов и создания халифата, обитавшие на Аравийском полуострове племена, столкнувшись с другими народами, столкнулись с необходимостью обретения собственного имени, которое позволило им осознать свою общность и противопоставить себя другим народностям. До этого главным для каждого араба была принадлежность к своему племени и роду, а имя “арабы” использовали, в основном, соседние народы.

Существует у арабов, разумеется, и мифологическая версия их происхождения, согласно которой они являются потомками Исма"ила (библейского Измаила) и Кахтана (Йоктана), сыновей Ибрагима (праотца Авраама). Далее генеалогическая цепочка восходит к Саму (Сим, прародитель всех семитских народов), его отцу Нуху (Ной) и первому человеку Адаму. В средние века у арабов было очень популярно составлять генеалогии, которые отражали как реальные, так и мифические родственные отношения. Кстати, и сегодня многие арабы знают всю “цепочку” своих предков - вплоть до Адама!

Арабы, населявшие Аравийский полуостров, принадлежали к группе семитских народов, также как ассирийцы, финикийцы, евреи. Большинство арабов к началу VII в. оставалась кочевниками, или бедуинами (жителями пустыни), разводившими верблюдов, коз, овец. И лишь некоторая их часть занималась земледелием, в основном на юге Аравийского полуострова.

Самым развитым земледельческим районом являлся Йемен (по-арабски счастливый) на юго-западе полуострова, где имелись плодородные земли, богатая тропическая растительность, росли финики, виноград, плодовые деревья. Здесь находилось некогда цветущее Савское царство, правительница которого, согласно Ветхому Завету, была гостьей царя Соломона.

Середина полуострова обширное плоскогорье Неджд не имело рек. Источниками воды служили колодцы или, временами, сухие русла, несущие потоки дождевой воды. Это был мир бедуинов кочевников. Лишь на западном берегу и в середине плоскогорья, где находилась большая часть колодцев, были поселки, пахоты и сады.

Иным был образ жизни населения Хиджаза (границы) западной прибрежной полосы вдоль Аравийского залива. Здесь пролегала дорога из Йемена в Египет, Сирию и к Евфрату, что давало возможность для развития местной, внешней и транзитной торговли. На территории Хиджаза существовало несколько древних торговых городов Мариб, Сана, Неджран, Маин.

Среди них выделялась Мекка центр транзитной торговли на караванном пути из Йемена в Сирию. Впервые Мекка как Макораба упоминается еще у Птолемея (II век). Мекка, однако, была не только крупным торговым центром. Она являлась культовым центром многих арабских племен.

В центре Мекки стоял храм кубической форма Кааба (куб), в стене которого находился священный черный камень, которому поклонялись. В самом храме находились изображения языческих божеств многих арабских племен. Кааба была местом паломничества. Мекка и ее окрестности считались заповедными и священными.

Со временем паломничества совпадала большая зимняя ярмарка. Степные арабы пригоняли скот и обменивали его на сирийские ремесленные изделия. Ежегодно справлялся торжественный праздник весны. На 4 месяца прекращались военные столкновения и набеги. Арабы в большинстве своем были язычниками.

В различных районах Аравии верили в разных богов. Особенно почитались бог Утренней Звезды, бог Луны. Чтились женские астральные божества. И в то же время у многих языческих племен существовало представление о неком верховном божестве, которого называли Аллах (Бог, арабское Алилах, сирийское Алаха).

Так, племя курейшитов, к которому принадлежал и пророк Мухаммед, верило, что их верховное божество, Аллах, воплощен в том священном черном камне, который вделан в стену храма Каабы.

Торговые отношения арабов с соседними странами способствовали проникновению в Аравию христианства и иудаизма двух первых в истории цивилизации монотеистических религий. Иудаизм принесли в Аравию евреи торговцы, переселенцы из Палестины, бежавшие от притеснений римлян. Христианство стало известно арабам от торговцев, монахов, священников из Византии и Эфиопии.

Таким образом, складывались духовные предпосылки для появления новой монотеистической религии, как основанные на верованиях арабов, так и предлагаемые иудаизмом и христианством. Духовной и политической основой сплочения арабов стала новая религия ислам.

К началу VII в. в Аравии, в особенности в Мекке, значительное распространение получил ханифизм духовно-религиозное учение, направленное на поиск нового единого Бога и заимствовавшее некоторые общие идеи христианства и иудаизма. Одним из ханифов-проповедников стал Мухаммед (570-632), торговец из Мекки.