» » Древо иггдрасиль руны. Yggdrasil - Мировое Древо

Древо иггдрасиль руны. Yggdrasil - Мировое Древо
Деревья играют огромную роль в скандинавских культах. Чтобы понять, насколько велика эта роль, мы должны помнить, что, согласно норвежской мифологии, первый человек был сделан из ясеня а женщина из ивы (Ask и Embla). Интересно также отметить, что душа (которая на самом деле делает человека человеком) была дана первым людям Одином, который также связан с Мировым Древом.

Дерево Yggdrasil является символом Мировой оси (Axis mundi), которая связывает миры между собой и соединяет небо с землей. Священные места обычно закрывались, а в центре поднималось дерево или стол.

Такие места назывались «садами постов» (древнескандинавский «ставгардар») и играли роль жертвенных рощ. Войдя в такую рощу, человек предположительно вошел в мифологическое пространство и время, где жили боги. Северные священные деревья символизировали язычество, и по этой причине христиане были против них. В 772 году Карл Великий разрезал Ирминсула в Вестфалии. Последующая решимость распространить христианство в Центральной Европе привела к кровавой войне, в результате которой погибли тысячи саксов.

Легенда

Yggrasil. Островная рукопись - 17 век. Yggdrasil в скандинавской мифологии - это Мировое дерево, гигантское ясеневое дерево, которое представляет собой структурную базу мира, древо жизни и судьбы. Yggdrasil определяет «вертикальную проекцию» пространственной модели мира в норвежской мифологии, соединяющей разные миры (Земля, небо и подземный мир). Характерная особенность Yggdrassil появляется в «Старшей Эдде» («Поговорки Гримнира»), а также в «Младшей Эдде», где Вельва называет Yggdrasil"miotvib maeranl (знаменитое, великое дерево). Она говорит о девяти мирах и девяти «ивюи». Слово переводится по-разному: «деревянные аксессуары», «лес», «корни». Фактически, это слово означает Фонд, поддержку дерева всех девяти миров.

Нумерология, число девять - это число абсолюта, символ совершенства. Кроме того, это число вечной жизни и обновления. Образ Yggdrassil демонстрирует непрерывный цикл, постоянное разрушение и возрождение.

Наиболее точную картину объекта представил Снорри Стурлусон (исландский оскал, историк, писатель, историограф и политик). Первичным источником для него было стихотворение «Волюспа», сложенное незадолго до заката эпохи язычников. Согласно легенде, сначала была только бездна. Обычное для Востока изображение космогонии также можно найти в других текстах.

Оскол подчеркивает, что на Севере существует огромная страна холода и темноты - царство мертвых, Нифльхайм, в котором истощался источник, питавший одиннадцать рек.

На юге был Муспелхайм - полная противоположность Нифлейма, царство света и тепла. Нифльхейм находился под постоянным бдением гигантского Суртра. Между этими двумя мирами, в момент соединения льда и тепла, родилось антропоморфное существо Имир, которое дало жизнь первому мужчине и женщине и родило сына шестиголового великана Трудгельмира (предка вид Хримшурсена). Корова, родившаяся от Фроста и питавшая Имира, лизала из льда Бури, который был женат на дочери одного из более поздних Гигантов и воспитывал трех сыновей - Одина, Вили и Вэ, которые решили убить Имира. Кровь, вырвавшаяся из его ран, поглотила всех гигантов, и только одному из них удалось избежать возмездия.

Братья взяли тело Имира в пропасть и нарезали его на части, создав из них мир: Земля была создана из плоти, Море - из крови, в горы - из костей, облаков - из волос, и череп служил основой для создания Небес.

Эта космогония, основанная на убийстве и увечье антропоморфного существа, пересекается с мифами Тиамата, Пуруши и Пангу. Принцип создания мира в результате жертвоприношения имеет большую древность и является общей религиозной идеей, которая обеспечивает оправдание человеческой жертвы среди немцев и других народов. Такая жертва, являющаяся повторением Вечного Божественного Закона, была призвана восстановить мир, возобновить и оживить жизнь.

Продолжая свою космогоническую работу, братья создали небесные тела и звезды из искр Маспеллы (огненной страны), сортируя их, двигаясь по небу. Появился циркадный цикл и изменение времен года.

Безграничный Океан, окруженный со всех сторон земной поверхностью в форме диска. На берегах Земли боги определили сферу гигантов. Глубоко в материке был построен Миргард («Среднее ограждение»), огороженный стеной ресниц Имира - обитель людей.

Миры Yggdrasil

В легендах и мифах Древо Жизни доводится до читателя не только как Происхождение Миров, но и как Алтарь Вселенной, где один из богов жертвует собой ради спасения этих миров своей мудростью.

Духовный фон мифологии позволяет нам увидеть символическую структуру людей. И если в славянской мифологии три мира являются компонентами человеческой природы (Jav` - тело, Nav` - душа, Prav` - дух), скандинавская система с ее девятью мирами несколько сложнее:

Мидгард - это Тело, Эго;

Муспелхейм - Огненная энергия;

Нифлейм - энергия льда;

Асгард - Сознание, Творение;

Хел - Бессознательное, Разрушение;

Ванахейм - мир, равновесие;

Йотунхейм - движение, деятельность;

Свартальфхейм - эмоции;

Лиосфальхейм - Чувства.

Следует отметить, что Мидгард - это мир выраженных форм. В структуре Yggdrassil он находится в своем ядре, являясь результатом взаимодействия других факторов.

Руническое выражение миров Древа Жизни. Особенности миров в контексте развития человека

Мы сказали выше, что девять миров Yggdrassil - это не только обитель мифических персонажей, но и аспекты бытия и человеческого сознания.

Хель (Руна Хагалаз), - сила, способная трансформироваться и разрушающая сила, низшая из Мирового Дерева Yggdrasil, Королевство мертвых, холод, тьма и тишина. В этом мире устанавливается связь между человеком и его добром, а также с его прошлыми воплощениями и интуицией. Этот мир связан с пониманием своей цели в жизни.

Хель - это разрушительная сторона женственности, секретная четвертая ипостась Луны, полуживая дочь Локи, полу-черные, полу-белые, невидимые сущности. Хель считался скандинавским адом, миром скрытых секретов. Хель - это вывод. Это не место страдания, а область, в которой вы можете получить полное знание, которое скрыто.

Немного выше -

Сварталфахейм (Эйваз Руна (Iwwaz или Eihwaz), символ центральной оси) - мир темных альфаров, карликов, dvergs. Темные альфары - это подземелья подземелья. Гномы и сварты - рабочие духи. Гномы - знатоки магии, знание которых никогда не делилось. Их талант - это художественное мастерство, которое позволяет им создавать удивительные вещи - способность, которую никто не получает. Их путь - кузнечное дело и создание драгоценностей, - область создания магических артефактов. Этот мир связан с денежным потоком, с малым бизнесом и возможностью зарабатывать и зарабатывать деньги.

Жители Сварталфейма символизируют формирующую силу, что создает форму, «хамр». Яркие альфары - это интеллект, темные альфары - это чувства.

Нифлейм (руна Иса - Ледяная Руна) - Королевство снега, Земля Туманов. Никогда не бывает ясной погоды. Нифлейм - мир пассивной энергии. Очень опасно «застревать» в этом мире в течение долгого времени, обитель Холода может «сосать» тепло от путешественника. В этом мире работа с кармой и Дхармой завершается.

Мидгард (Руна Йера), имеет дело с элементами Земли. Его основным свойством является «вращение» времени, потому что эта сила контролирует изменение времен года. Это изменения и развитие, ясно указывающие на истинную цель нашей земной жизни - это период для развития всех аспектов наших целостных существ ради совершенствования духа) - двойника обычного мира, мира люди, средний город, который расположен на центральной оси дерева. Мидгард символизирует физическое тело. Мир Мидгард несет ответственность за духовные и материальные ценности, послушание воле богов, способность понимать красоту.

Йотунхейм (Руна Наутиз - руна потребностей и изменений) - край Земли, обитель демонов и гигантов. Этот мир живет по своим собственным правилам и не следит за мировым порядком, установленным Одином, Вили и Ве. В этом мире развивается уровень мышления.

Ванахайм (руна Ингуз , энергия зачатия и органического роста, плодовитость) - мир Ванира, раса богов и духов, ориентированный на сельское хозяйство. Они являются покровителями плодородия и тесно связаны с культом природы и Земли. В Ванахейме самый приятный климат, и погода всегда отличная. Это настоящая житница девяти миров. Ванахайм - это мир сексуальности. Божество Ванира Фрейра часто изображается с огромным фаллосом. Фрейр и Фрейя объединены в «hieros gamos», священный сексуальный контакт и брак.

Ванахайм - центр Фюльгии. Fyulgya - это тотемный животный и женский дух опекуна каждого человека. На этом уровне создается способность управлять людьми и крупным бизнесом.

Муспелхейм (Руна Дагаз , сила перемен и трансформации) - Огненное королевство, страна огненных гигантов, один из самых экстремальных полюсов космических сил. Muspelhejm - это канал, соединяющий человека с Космосом. Muspelhejm - это плазма и чистая энергия. Он отвечает за управление эмоциями и умение общаться с другими людьми.

Alfahejm (Руна Sowilo , мышление (воздух) - место рождения легких альфаров. Мир света, духов и замечательных эльфов. Царство, расположенное над миром людей. Иллюзии здесь - естественная часть реальности: это игра, искусство работа с формами и фундаментальной частью природы этого мира и его жителей. Время здесь протекает очень неравномерно, а цикл сезонов меняется в зависимости от территории. Этот мир несет ответственность за материализацию фантазий.

Асгард (руна Гебо) - райский город, обитель æsir, Золотое королевство. Он имеет двенадцать замков; никто не может попасть в этот мир без приглашения. Асгард находится в центре внимания «Онда», духа, который дает жизнь. Это лучшее место, чтобы остаться среди всех девяти миров. Асгард - это возможность найти Бога в себе.

В германской модели вселенной и человечества существует много "измеpений", или "миpов".

"Большой мир", или макрокосм, представлен Мировым Древом Иггдрасиль. По преданию, это "дpево" состоит из девяти сфер , или миров.

Символическая модель Иггдрасиля изображена на рисунке. Истинное устройство мира не может быть отражено в двумерной или трехмерной модели.

Совершенно ясно, что "древо" является символом многомерной структуры pеальности.

Дерево, на котором висел Один, в северной мифологии называется Иггдрасиль и символизирует Древо Жизни. Старонорвежское слово «игг» является другим именем Одина, но, лучше переводить его как «я», что указывает на присутствие изначального Духа внутри нас. Слово «драсил» означает «скакун» в значении переносчика или транспортировщика. Следовательно, «скакун моего «я» - это сила, проводящая изначальный Дух, творческое и созидающее начало, через жизненные странствия и опыт многомерной реальности ради взращивания человеческого и расширения его пределов. Поэтому древо Иггдрасиль является также Древом Бытия Духа, вовне и внутри времени.

Таким образом, Космическое Древо - это многомерная Вселенная, в которой высшее "Я" отправляется в странствие к совершенству на протяжение многих жизней.

Древо Иггдрасиль иногда изображалось символом снежинки (цветка жизни), подразумевающим сходное устройство Космоса: древо с вертикальным стволом, пересеченным двумя энергетическими линиями. Эта структура обозначает динамику жизненной силы, текущей вверх по центральному стволу и распространяющейся вовне от источник.

Кроме образов закодированных в метафорической форме, Скандинавская традиция донесла до наших дней ещё более важные сведения: Иггдрасиль имеет достаточно чёткую геометрическую конфигурацию, и представляет собой фигуру сакральной геометрии. И примечательна эта фигура не только тем, что её можно крутить, вертеть, вращать и рассматривать с разных сторон как кубик рубика, но ещё и тем, что она является матрицей волнового генетического кода.

Согласно традиции, центральное космическое древо служит опорой трем мирам. Однако в классическом варианте каждый из этих трех миров представлен треугольником.

Дерево жизни скандинавской традиции имеет явную связь с горой меру и системой миров древних Ариев.

Нордическое мировое дерево, Иггдрасиль , можно сравнить с древом жизни.

Вертикальная колонна, или ось, означает раздел между сознанием и бессознательным, между светом и тьмой, в то время как горизонтальная плоскость определяет границы между расширяющимися, электрическими по природе силами огня, и сжимающимися магнетическими силами льда. По горизонтали - энергия и плоскость физических сил; по вертикали - психический образ сознания и бытия. Все они встречаются в потенциальной гармонии в Мидгарде. Все они используются магом для достижения желаемого результата. Отмечу, что данная модель полностью идентична психофизиологическому комплексу человека и перекликается с психологическими схемами известного швейцарского психиатра К.Г. Юнга.

Иггдрасиль можно изобразить так, что он будет похож на каббалистическое древо , но содержит двадцать четыре пути , соответствующие рунам. Руны - аспекты плетения, которое называется «плетением Урд (Вюрд)», объединяющим Вселенную и различные миры.

Чтобы понять смысл Иггдрасиля надо вспомнить герметический принцип: "Что наверху, то и внизу".

Таким образом Иггдрасиль символизирует также и человеческий микрокосмос. В начальных звуках названия этого ясеня содержится достаточно явное указание. Немецкое Ih. Ещё ближе голландское Ik. Это стоящее вертикально человеческое "Я". Животные "я" не имеют. В подтверждение данной трактовки работают и другие символы.

В ветвях Иггдрасиля живёт орёл - наша мыслительная способность на индивидуальном уровне и, соответственно, ноосфера на глобальном. В корнях обирает дракон Нидхогг - понятно, что применительно к человеку - это Кундалини крестцового сплетения. По стволу Иггдрасиля вверх-вниз снуёт белочка Рататоск. Это та энергия, которая активизирует чакры человека и связывает тёмные слепые силы крестца с силами мышления.

Говоря о Древе Мира в нордической Традиции, нельзя обойти вниманием славянский материал, так как Арийское язычество - одно из самых живучих в Европе, оставило нам культурное наследство ничуть не меньшее, чем язычество нордических ариев.

Рассмотрим немного подробнее три классических пространства: Асгард (высший мир), Мидгард (миры физического плана) и Хель (низшие миры) - в скандинавской Традиции, и соответствующие им Правь, Явь и Навь - в славянской.

Правь (от слов "правда";"правильный" - Верхний Мир, скандинавский Асгард. Здесь обитают иные боги. Согласно скандинавской Традиции, высоко в Небе Мира, на вершине Мирового Древа, восседает мудрый Орел. Этот священный образ - образ Орла, венчающего Мироздание, - один из самых загадочных в мирых Традициях. Орел известен магам практически всех народов . Отсюда берут начало и Имперские Орлы ариев (в том числе и российский двуглавый орел), и Феникс - огненный орел магический инициаций и откровений...

Средний Мир, пронизанный мощным стволом священного Ясеня, славяне называют Явь , (от слова "явный"). Как уже было упомянуто, здесь возможны проявления всех остальных миров, так как в Мидгарде все они встречаются в потенциальной гармонии и равновесии. Если это равновесие нарушить - на Земле наступают природные катаклизмы, катастрофы, войны и другие подобные явления.

Нижний Мир, лежащий под глубочайшими корнями Древа Мира - Навь , имеет один корень с такими старинными русскими словами как "навьи", "навы" - мертвые, "навка" (мавка) - русалка, "нав", "навной" - домовой, и восходит к еще более древней индоевропейской основе, связанной с процессом умирания и погребальными обрядами, Хель в скандинавской традиции.
Это - пекельное царство славянских мифов, называемое иногда адом без придания последнему термину христианской нагрузки.

В скандинавской мифологии Дерево Иггдрасиль - это огромный ясень (по другой версии - тис), который метафорически представляет собой «скелет» обозримого мира. Позже у германских народов Ясень Иггдрасиль стал называться Ирминсуль, его покровителем являлся бог Ирмин, вероятно - образ, возникший приблизительно в VIII веке на основе скандинавского образа бога победы Тюра.

Фактически Иггдрасиль и есть сама Вселенная. Миры Иггдрасиля существуют на разных «уровнях», некоторые - в кроне дерева (как, например, Асгард и Альвхейм), другие на уровне ствола (Мидгард), третьи - в его корнях (например, Хельхейм и Свартальвхейм). Однако это более позднее представление о структуре Мирового древа Иггдрасиль (бытовавшее среди фризов). В наиболее ранних эддических текстах, в частности - в «Речах Гримнира» из «Старшей Эдды» говорится о том, что все «ключевые миры» располагаются у корней Ясеня. Один корень уходит в Хельхейм, второй - в Мидгард, третий - в Ётунхейм. Хотя в Стурлуссоновской Эдде предлагается несколько иной вариант: первый корень Древа Иггдрасиль уходит в Асгард, второй - в Нифльхейм, третий, опять же, в Ётунхейм. Чем вызваны такие разночтения, не совсем ясно.

Согласно эддическим текстам, корни Иггдрасиля располагаются вовсе не нижней части мироздания, что было бы логичным. Например, в «Видении Гюльви» сказано, что тот корень, под которым находится источник Урд, находится «на небе». Иными словами, Иггдрасиль, значение которого для древних скандинавов, былом, несомненно, очень велико, имеет непростую многоуровневую структуру, которая, возможно, выходит за рамки привычного нам трехмерного мира. Однако корень Урд наиболее известный из всех корней Иггдрасиля. Именно под этим корнем живут три норны, которых зовут Урд (что значит «судьба», или «прошлое»), Верданди (в переводе с древнескандинавского - «становление», или «настоящее») и Скульд (что значит «долг», или «будущее»). Норны прядут нити людских судеб, они определяют, кому суждено быть великим героем, а кто сгинет в безвестности. И этот образ также неоднозначен, ведь древнескандинавская традиция не была фаталистична, согласно ее канонам человек в любой момент времени сам определял свою судьбу. Норны поддерживали Древо Иггдрасиль, не позволяли ему состариться и погибнуть.

Второй корень Иггдрасиля известен тем, что, согласно «Младшей Эдде», возле него находится некий источник мудрости, который стережет Мимир, величайший из ётунов. Именно Мимиру Один отдает свой правый глаз, чтобы напиться из источника. После этого ритуала Всеотец пригвоздил себя собственным копьем к стволу Ясеня Иггдрасиль и провисел так девять дней, пока ему не открылось сокровенное знание о рунах. С другой стороны, известна иная легенда, согласно которой Мимир был заложником ванов, позже его убили и обезглавили. В соответствие с этой версии Один отдал свой глаз, чтобы оживить голову Мимира (в «Младшей Эдде» на этот счет сказано, что Всеотец забальзамировал голову великана). Затем Один поместил голову Мимира у источника мудрости и периодически ходил к нему за советом, одновременно черпая знания из источника. Также в Стурлуссоновской Эдде сказано, что Мимир сам пил из источника, зачерпывая воду рогом Гьяллархорн. Это тот самый рог, который, согласно тексту обоих Эдд, принадлежит Хеймдалю, так что данный фрагмент также не совсем понятен.

Под третьим корнем Иггдрасиля находится Хвергельмир (в переводе с древнескандинавского «Кипящий Котел»). Это толи источник, толи колодец, из которого берут начало все подземные реки, в частности - легендарная река Гьелль, отделяющая Хельхейм от Нифльхейма. Хвергельмир наполняется влагой, что капает с рогов оленя Эйктюрнира (в переводе с древнескандинавского «с дубовыми рогами»). Эйктюрнир стоит на крыше Вальхаллы и питается листьями с кроны Древа Иггдрасиль. То есть мы вновь видим достаточно непростую пространственную модель, согласно которой корни Иггдрасиля расположены на разных уровнях.

Мифологические образы, связанные с Иггдрасилем

В более поздних мифах говорится не об одном, а о четырех оленях, что пасутся в кроне Мирового древа. Ветви Иггдрасиля также являются прибежищем для огромного орла, который является воплощением мудрого йотуна Хресвельга, своими крыльями он порождает ветер. На орле (или меж его глаз) восседает сокол Ведрфельнир, который видит все, происходящее в мире. У корней Иггдрасиля живет дракон Нидхегг (этимология не известна). Нидхегг пожирает души людей, которые вели недостойную жизнь, это обманщики, убийцы, клятвопреступники. Мудрый орел из ветвей Иггдрасиля постоянно что-то говорит дракону, и тот отвечает, но так как расстояние между ними слишком велико, то сообщения переносит белка Рататоск (в переводе с древнескандинавского - «грызозуб»). Однако Нидхегг, обитая в самой глубине Хвергельмира, постоянно подгрызает корни Иггдрасиля, стремясь сломить дерево.

Также стоит упомянуть, что, согласно «Младшей Эдде», у корня Урд находится «судилище богов», куда асы приходят каждый день, чтобы решать насущные вопросы (не совсем ясно, почему они не могут делать этого в Асгарде). Таким образом, 9 миров Иггдрасиля пересекаются в различных аспектах, образуя замкнутую систему Вселенной.

При этом этимология слова «иггдрасиль» достаточно очевидна. «Игг» - это одно из имен Одина, а «драсиль» значит «скакун». То есть дословно «иггдрасиль» можно перевести как «скакун Одина». Многие исследователи видят в этом отражение мифа о том, как Один провисел на дереве в поисках мудрости. Отсюда происходит наиболее популярный кеннинг виселицы - «скакун висельника» (ведь Одина часто называли богом висельников).

В завершении стоит чуть подробнее сказать о вышеупомянутом германском Ирминсуле, который воплотил в себе идею Мирового древа Иггдрасиль. Как полагали северные германцы, Ирминсуль располагался в Вестфалии, а если точнее - в роще у крепости Эресбург. Однако этот огромный ясень был сожжен Карлом Великим в 772 году (Карл стремился крестить германцев). Второй Ирминсуль, согласно легендам, располагался в Тюрингии, на правом берегу реки Унштрут. Разумеется, на данный момент никакого уникального или хотя бы особо крупного ясеня там нет. Да и вообще, очевидно, что речь в этих легендах идет лишь о священных рощах, капищах, местах поклонения древних германцев. Ведь мифологический Ясень Иггдрасиль - это вовсе не дерево, и скандинавы это отлично понимали. Речь шла о структуре космоса, о котором, быть может, викинги знали гораздо больше нас. Ведь многие аспекты мифов об Иггдрасиле до сих пор не ясны исследователям.

P.S. Необходимо упомянуть о таком понятии как «руны Иггдрасиля» или «руна Иггдрасиля». Исконно подобных понятий в северной традиции не существовало, нет никакой руны Мирового Древа. Но в современных эзотерических практиках (например, система Иггдрасиль Рейки) этот образ активно используется. Это вовсе не говорит о том, что некие «руны Иггдрасиля» нельзя применять для медитаций, нужно лишь понимать, что это даже не реконструкция, это условная стилизация.

Те, кто не знаком близко со скандинавской мифологией и аниме-культурой, вряд ли слышали о древе Иггдрасиль и о том, насколько оно важно для всего сущего. Многие люди недооценивают важность мифологических сюжетов, в которых зачастую скрыты очень нужные для человечества знания под видом метафор и аллегорий. Что же это за дерево такое, как оно выглядит и в чем его особенность, подробно рассказывается в этой статье.

Что это такое?

Ясень Иггдрасиль, Мировое Древо, Космическое Мира, Игдразил - это все об одном и том же символе, который заключает в себе всю концепцию строения и бытия нашей вселенной. Обычно его изображают в виде исполинского дерева с широкой кроной и корневой системой, схожих по размерам (как отражение в воде).

Германо-скандинавская мифология утверждает, что корни этого дерева связывают три нижних мира, ветви - три верхних, а также, переплетаясь между собой, они дополнительно удерживают в равновесии три срединных мира, к которым относится и наш, физический мир. В сказаниях утверждается, что Мировое древо выросло еще до появления богов, планет, то есть, по сути, является основой всего мироздания.

Как выглядит дерево Мира с точки зрения мифов?

Описание древа Иггдрасиль лучше начать с представления того, что наша Вселенная - это сосуществование нескольких параллельных миров, девяти, по сведениям из эзотерических раритетных трудов, которые находятся на трех уровнях:

  • Нижний, или подземный уровень, состоящий из трех миров.
  • Средний - уровень людей.
  • Высший, небесный.

Древо Иггдрасиль имеет три корня, каждый из которых пронизывает все три уровня, питаясь от особого источника: средние миры питает Урд, нижние - Кипящий Котел (на скандинавском это звучит, как Хвергельмир), а небесные миры питаются от источника Мимира. Именно благодаря Космическому Древу все эти девять миров взаимодействуют, образуя единую Вселенную. В исторических источниках Иггдрасиль часто изображают с животными или птицами в ветвях, иногда с драконоподобным ящером (или змеем), который извивается между корней.

Каждый лист Иггдрасиля (иногда плоды) часто изображается в виде звезды и символизирует прошлое и будущее, то есть судьбу, при этом само древо покоится на вершине горы, иногда - некоего столба или колонны.

Небесные миры: где живут боги?

Верхний уровень состоит из трех миров (впрочем, как и все остальные уровни), каждый из которых имеет своих жителей, энергетику и символические образы:

  • Асгард возвышается над всеми мирами. Именно там находится вожделенная Вальхалла и обиталище верховных богов-асов, таких как Тор, Один, Фригг. Здесь живут Хранители вселенского прядка, которые следят за гармонией во всех мирах.
  • Ванахейм. Здесь царит покой, умиротворенность, и при этом изобилие. В этом мире проживают божества, уступившие асам право первенства, хотя иногда на этой почве между ними все равно возникают разногласия. Близнецы Фрейр и Фрея, их отец Ньорд - самые яркие представители этой территории, отвечающие за плодовитость любого рода, продолжения рода и сексуальность в целом. Сельское хозяйство - тоже их парафия. По преданиям, вход в это место находится в районе Черного моря, некоторые исследователи даже указывают на Керченский пролив и утверждают, что Ванахейм и Сарматия - это одна и та же точка на карте, только параллели разные.
  • Льесальвхейм считается миром светлых энергий и вечного веселья: в нем живут эльфы (альвы, как их называют германцы), добрые духи и другие положительные существа. Людей здесь совсем нет. У этого мира имеется второе название - Альвхейм, что дополнительно указывает, кто в нем обитает.

Средний мир - мир людей

Ветви Иггдрасиля простираются очень широко, охватывая также все три срединных мира, в которых проживают следующие смертные существа:

  • Мидрагд (дословно так и переводится: среднее место) - основное пространство для проживания людей, в котором заключены физические объекты: материки, океаны и моря. Энергии этого пространства настроены на самый низкий уровень, доступный для понимания, и все материальное, что существует во Вселенной, но при этом чувства, сильная воля и крепкий дух - это тоже свойства Мидгарда.
  • Етунхейм - мир, который населяют основные противники высшего мира и их обитателей. Это Етуны - великаны, которые по возрасту старше некоторых богов и неимоверно сильные. От Асгарда этот мир отделен только рекой Ивинг. Считается, что Утгард (второе название этого места) является сосредоточением интеллекта, силы ума и безграничной фантазии. Все эти аспекты выступают самыми сильными во всех мирах.
  • Муспельхейм - этот мир в переводе означает «огненная земля», и вот почему: его населяют существа из огня, которых называют турсами. Они владеют мощной силой преображения, причем в оба направления: как на созидание, так и на разрушение. Этот мир существовал еще до появления всех остальных и всегда считался обителью страсти. По древним легендам, правитель Муспельхейма, огненный бог Сурт, во время Рагнарека (апокалипсис в скандинавской мифологии) сожжет собой все живое.

Нижние, или подземные миры

В самом низовье древа Иггдрасиль расположено три темных царства, которые населяют не самые дружелюбные существа:

  • В Хельхейме царствует дочь Локи, а дорогу к ней охраняет верный пес Гарм. Это место - завершение пути всего, что умерло своей смертью: будь то старый человек, осенний лист или увядший цветок. Также сюда попадают те, кто умер от голода или жажды, завершая свой жизненный цикл в мире мертвых.
  • Нифльхейм - древнейший мир холода, тьмы и полнейшего застоя, когда нет возможности сделать малейшее движение. По легендам, именно из соединения энергий этого мира с энергиями Муспельхейма родилось первое существо, давшее жизнь всем остальным. Его звали Имиром.
  • Свартальфахейм располагается между миром людей, Мидгардом, и миром мертвых, Хельхеймом, и является прибежищем двергов (цвегри, дворги, или попросту гномы). Эти темные духи подземного мира являются властелинами всех драгоценностей, хранящихся под землей, и непревзойденными умельцами, которые изготовили оружие самих верховных богов.

Символика животных, которые связаны с Мировым деревом

В разных частях этого волшебного дерева обитают животные и птицы, имеющие особый, скрытый смысл. Например, среди ветвей древа Иггдрасиль живут четыре оленя, которые активно поедают его листья, символизируя то, что нет ничего вечного.

В кроне, на самой вершине, сидит огромная птица, похожая на орла (один из ипостасей Одина), а на его макушке, ближе к межбровью - ястреб, который зорко следит за всем происходящим. Ведрфельнир (так его имя) символизирует то, что ничто не скроется от глаз великого бога.

На противоположной стороне, у корней Дерева жизни, суетится похожий на дракона змей Нидхегг, который жаждет умертвить волшебный ясень, подгрызая ему корни. Это еще один мифический символ постоянной битвы между жизнью и смертью во всей вселенной, во всех мирах. По стволу всего дерева неустанно скачет белочка, которая переносит слова-сообщения от ворона к змею и обратно.

Ее имя - Рататоск, что означает Древозуб, или Острозуб (по разным источникам). Внешне милое существо на самом деле коварное: оно искажает смысл передаваемых сообщений, обильно добавляя бранные слова, чтобы разжечь ненависть между двумя собеседниками, которые никогда не видели друг друга, так как не могут оставить свой пост.

Что дает дереву силу для функционирования?

Большое значение для древа Иггдрасиль имеют норны - это аналоги которых имеются во многих культурах (мойры, парки). Самая юная, Скульд, является богиней будущего, женщина средних лет Вердани - это богиня настоящего, Урд - дряхлая старушка, ведающая прошлым.

Живут эти богини в Миргарде у волшебного источника, который называют Урдом (по имени одной из норн). Он считается священным, с живой водой. Ежедневно поливают богини древо жизни, которое со всех сторон истязают животные, и таким образом восстанавливают его, поэтому стоит оно вечнозеленое и раскидистое, связывая не только девять миров, но и три временных пространства: прошлое, настоящее и будущее.

Связь с древними рунами

Переплетение дорог между девятью мирами образует руны, таинственные буквы древних скандинавов. Всего их двадцать четыре. Девять из них, которые не меняют своего изображения при повороте на 180 градусов, обозначали сами миры, что говорит о хорошо развитой системе аналогов миров, соединяющих их путей и происходящего во Вселенной. По этой причине Иггидрасиль довольно часто изображали в обрамлении с этими буквами, подчеркивая их важность.

Символ Древа жизни в разных культурах

В наше время довольно часто можно встретить фото древа Иггдрасиль в виде татуировок, амулета-кулона, рисунка, вырезанного на маленьком кусочке дерева, или просто как принт на одежде. Очень часто эти изображения дополняют рунические надписи.

Что это - дань моде или владение скрытыми знаниями, которые открывают дверь в неведомый мир? Стоит заметить, что образ священного Дерева жизни присутствует у многих народностей: у саксов это Ирминсуль, у майя - Ячкхе, в исламской традиции его называют Деревом счастья, а в индуизме - Деревом Асвафа. Это говорит о том, что суть данного образа как единства Вселенной еще не единожды будет затрагиваться мировыми искателями тайных знаний.


В Греции ясень был посвящен Посейдону, второму богу из ахейской троицы, да и Мелии, или нимфы ясеня, весьма почитались. Согласно Гесиоду, Мелии появились из крови Урана, когда Крон кастрировал его. В Ирландии дерево Торту, дерево Дати и ветвистое дерево Уснеха - три из пяти магических деревьев, которые срубили в 665 году нашей эры, утверждая победу христианства над язычеством, - были ясенями. Потомок священного дерева Гривны, тоже ясень, все еще рос в девятнадцатом веке в Киллуре. Он защищал от участи утопленника, и эмигранты, плывшие в Америку после картофельного голода, брали с собой кусочки его коры. В британском фольклоре ясень - дерево возрождения. Гилберт Уайт описывает в своей "Истории Селбурна", как голых ребятишек проводили на рассвете через расщепленный ясень, чтобы вылечить грыжу. Этот обычай сохранился в отдаленных районах Англии до 1830 года. Палочка друидов с рисунком в виде спирали, найденная недавно в Англси и датируемая началом первого века нашей эры, - тоже из ясеня. Великий ясень Иггдрасиль, посвященный Водену, или Вотану, или Одину, или Гвидиону, уже упоминался в контексте Битвы деревьев и исполнял роль коня. Но Один отобрал дерево у Тройственной Богини, которая, как три норны из скандинавской легенды, вершила под ним суд. Посейдон, сохранив свою власть над лошадьми, стал еще богом морестранников, когда ахейцы начали плавать по морю; то же случилось и с Воденом после того, как его народ вышел в море. В древнем Уэльсе и древней Ирландии все весла и перекладины делались из ясеня. Ясеневыми были и прутья для понукания лошадей, разве что порой пользовались грозным тисом. Злость ясеня, о которой упомянул Гвион, заключена во вреде его тени для травы и хлебов. Зато тени ольхи, наоборот, колосья хорошо растут. Ясень - дерево морского могущества или силы, обитающей в воде. Другое имя Ведена, Игг (Iggr), от которого произошло Иггдрасиль (Igdrasill), несомненно, связано с hydra, по-гречески "море" (если точно, "нечто мокрое"). Третий месяц - это месяц паводков, начинается он 18 февраля и заканчивается 17 марта. В эти три месяца ночи длиннее дней, и солнце все еще считается во власти Ночи. Этруски из-за этого не рассматривали их как часть священного года.

Древние имели обширные знания в области географии, астрономии, медицины, зоологии, экологии, и ботаники, и именно эти познания, а не "дикость" или "отсутствие цивилизации" привели к такому своеобразному мироощущению. Трудно поверить, что, скажем, викинги, объездившие на своих кораблях почти весь мир и, следовательно, неплохо разбиравшиеся в физической географии, могли утверждать, будто он реально находится на ветви чудовищного дерева. Следует помнить, что любой языческий миф затрагивает, прежде всего, не физическую, а духовную сторону жизни, смысл которой и будет рассматриваться здесь. Справедливости ради, следует упомянуть, что, наряду с основным духовным смыслом, миф зачастую описывает некий природный процесс путем иносказания, однако данный его аспект не является основным.
Славянские и германские племена, обитая близ дремучих лесов, где произрастали дуб, ясень, береза, сосна, ель и другие широколиственные и хвойные деревья не могли не заметить, что дерево не является простым растением. Дерево в совокупности с другими организмами, зависящими от него (насекомыми, травами, грибами и т. д.), составляет сложную биосистему, в которой жизнь каждого организма, второго и последующих уровней зависит от состояния дерева. Все это было замечено и описано языком мифа, а универсальность природных моделей дала возможность описать свои представления о духовном устройстве Вселенной наиболее простым образом. Таким образом, возникла естественная модель мироустройства, происходящая из законов самой Природы. Миры и обитатели кроны (различные священные животные) Дерева, в данной трактовке, рассматривались как организмы второго уровня, напрямую зависящие от Него, обитатели Миров - как организмы последующих биологических уровней.



Этим не исчерпывается символизм Мирового Дерева. В текстах мифов Оно предстает перед нами не только как Основа Миров, но и как Алтарь Вселенной, на котором один из Богов приносит Себя в жертву, способную спасти Миры и наделить его мудростью. В духовной же подоплеке мифологии можно увидеть символичную структуру человека. В славянской традиции каждый из трех Миров соответствует одной составляющей сущности человека: Явь - Телу; Навь - Душе; Правь - Духу. Скандинавская система, упоминающая Девять Миров, несколько сложнее для восприятия: Мидгард - Тело, Эго; Муспельхейм - Огненная Энергия; Нифльхейм - Энергия Льда; Асгард - Сознание, Созидание; Хель - Бессознательное, Разрушение; Ванахейм - Покой, Равновесие; Етунхейм - Движение, Деятельность; Свартавльхейм - Эмоции; Лессавльхейм - Чувства. Заметим, что Мидгард - мир проявленных форм - в схематической структуре Иггдрасиля находится в центре, представляя собой результат взаимодействия остальных факторов. Основываясь на нумерологии, характерной для нордических мистерий, можно говорить о том, что обе системы Мирового Древа связаны с числом три, а это, в свою очередь, позволяет нам провести некоторые аналогии между ними: Явь - Мидгард, Свартавльхейм, Лессавльхейм; Навь - Хель, Етунхейм, Нифльхейм; Правь - Асгард, Ванахейм, Муспельхейм. [Тройка и кратные ей занимают особое место в мифологии многих индоевропейских культур: Три Мира в славянской Традиции (Явь, Навь и Правь); три корня Иггдрасиля; три Норны (Урд, Вернанди и Скульд); три петуха - предвестника Рагнарека, и другие... Много образов, связанных с тройкой, сохранилось и в христианизированном обществе, потеряв, однако, при этом значительную часть своей смысловой нагрузки, что можно видеть в названиях и содержании русских народных сказок и былин: "три царства - медное, серебряное и золотое"; "три поездки Ильи Муромца"; Тридевятое царство; три сказочных брата; три дороги на перепутье итд, итп.

Если же говорить о причинах выбора славянами и скандинавами того или иного вида Дерева, то здесь следует вспомнить традиционную символику дуба и ясеня. В северных индоевропейских культурах оба дерева воспринимались как наиболее священные и обладающие наиболее сильной магией. Они символизировали мощь, силу, мудрость, мужское начало и духовную силу, связываясь в мифологических представлениях с верховным божеством или богом-громовником. Известно, что славяне часто устраивали капища именно в дубравах, а иногда приносили жертвы непосредственно дереву, ясеневая же древесина служила скандинавам для изготовления сильнейших оберегов и лучших наборов рун, а также для проведения магических ритуалов. Кроме того, знакомый с биоэнергетикой деревьев может отметить, что ясень и дуб (в противоположность иве и осине, связанных с женским началом в Природе) относятся к группе деревьев, "излучающих" положительную биоэнергию. Древние, наверняка, знали о таких свойствах деревьев и в качестве Основы Миров представляли Дерево "делящееся" своей энергией, а не "отнимающее" ее. Вспомним, дома (а дома в древности воспринимались как миниатюрная модель Вселенной) никогда не строились, например, из осины. Колодцы же (ведущие в глубь земли - в Мир Мертвых), наоборот, делались исключительно из нее, в чем был, несомненно, и чисто практический аспект: осина, "излучая" отрицательную биоэнергию, убивала в воде бактерии и микроорганизмы, что значительно снижало вероятность эпидемий, свирепствующих в средневековой Европе, где колодцы строились преимущественно из камня.

редставленный здесь текст конечно не исчерпывает символизм Дерева в нордических традициях. Да и разве можно исчерпать одной статьей или даже одной книгой то, что созидалось предками в течение тысячелетий? Поистине можно написать огромное по объему исследование, снабженное бесчисленным количеством теорий и научных фактов, но так и не постичь сакральной сути, заложенной в мифе, ибо сакральное постигается не столько умом, сколько "надсознанием архетипа", и всякая попытка изложить Его словами является только отражением частного видения предмета и может лишь помочь человеку в его Постижении.

Антропоморфное древо

или человек в образе растения

Иггдрасиль представляется подобным человеческому существу. Однако северному менталитету свойственно прямое отождествления дерева и человека, поскольку известно, что самая первая человеческая чета была сотворена - путем не создания, но “одушевления” - из двух древесных стволов, найденных на побережье (см., напр., “Прорицание вёльвы”).

Ведь даже имя первого мужчины, Аск, означает “ясень”, поскольку он был сотворен из ветви этого дерева (что до первой женщины, Эмблы, - ее имя означает “вяз”). Действительно, усматривается некая корреляция между космическим Древом и человеком. Представление, будто люди происходят от дерева, было широко распространено в древней Европе. Даже в Греции считали, что некоторые роды происходят от духа ясеня.

Человечество есть творение космоса, - творение, которому боги желают дать разум и собственно “человеческую” жизнь. Однако и до того, как боги вдохнули в него душу, человек был существом живым, в данном случае - деревом. Даровав ему дыхание, жизнь, подлинность, как о том сказано в Эддах, боги, возможно, нарушили естественный мировой порядок вещей, что так или иначе, но неизбежно, должно было привести к Рагнареку .

Однако продолжим анализ сходства между Иггдрасилем и человеком. Если Иггдрасиль - это отображение человека, он, как явствует, покоится на трех опорах, которые, по принципу подобия, являют собою основы человеческой личности: мудрость (Мимир), разрушительная энергия-жизнь, сексуальная мощь (Ниддхёг) и Судьба (Норны), чье предназначение - уравновешивать всю систему и заставлять плоскость склоняться то в одну, то в другую сторону.

Древо Жизни...

Иггдрасиль, Древо Жизни, имеет девять миров. Однако “девять” - это и число вечной жизни, вечного возобновления. Образ Иггдрасиля свидетельствует о постоянном круговороте, о непрестанном его разрушении и возрождении. Его листва служит пищей для оленя Эйктюрнира, с чьих рогов стекают все воды сущие, питая источник Хвергельмир, который, в свою очередь, поит древо... Иггдрасиль, Древо Жизни, символизирует неодолимую силу Жизни. Он и дает приют умершим, и возрождает к существованию с помощью своих ягод.

Здесь можно поразмыслить о “двойнике” древа Иггдрасиль в необъятной Долине Чудес, что окружает гору Бего - возвышающуюся возле ущелья Танд гору, ассоциируемую с Тором (благодаря тому, что она наполнена железом, которое регулярно притягивает к ней молнии). Это место представляет собою одно из самых древних в мире святилищ, возраст которого - по меньшей мере, 4000 лет. Там, в долине Фонтан-альб, в направлении, перпендикулярном маленькому ручейку, возвышается Древо Жизни, вызывая, пишет Эмилия Массон, мысль о “внезапном его появлении, едва схлынули бурлящие воды. Эта картина, простая и одновременно исполненная волнующей красоты, концентрирует в себе все разнообразие индоевропейских верований, связанных с древом жизни” .

Древо возвышающееся, древо-фаллос, символ отца, и одновременно дуплистое, населенное множеством существ, символ матери, Иггдрасиль поистине есть отображение первоначального гермафродита, гиганта Имира, из тела которого, убив его, Один и его братья Вили и Ве создали мультиверсум во всей его красоте.

... и мировая ось

Мирча Элиаде считал Иггдрасиль “деревом в высшей степени космическим”. Когда настанет конец света, и мир, содрогнувшись, рухнет, Древо вздрогнет, но не упадет. Он же доказал на множестве примеров, что ни одна религия не могла обойтись без концепции Центра Мира . “Изучая мифы и легенды, имеющие отношение к Древу Жизни, мы - отмечает он, - постоянно наталкиваемся на идею, согласно которой подразумевалось, что Древо, находясь в центре Мироздания, связывает Земли и Преисподнюю”.

“В одной средневековой германской загадке, - пишет еще М.Элиаде, - идет речь о некоем дереве, чьи корни уходят в глубь Преисподней, а вершина достигает Престола Господня, чьи ветви объемлют Мир, и это древо в точности является Крестом. Действительно, для христиан Крест олицетворяет собою опору Мира” . Можно, имея к тому все основания, полагать, что германским “христианам” удалось интегрировать образ центра, свойственный их традиции, в новую веру.

Как то показал Найджел Пенник, “существует две взаимосвязанных, но четко различающихся идеи, ассоциирующихся с космической осью. Первая - это Космическая ось как спиритуальная модель, способ рассмотрения или объяснения феномена, встречаемого во время путешествий души как в физическом теле, так и вне тела. Вторая - это группа, связываемая с физической геолокацией некоего объекта, являющегося универсальным образом или отражением извечной космической реальности” .

Найджел Пенник подчеркивал, что большинство знаменитых гео-мифологических пунктов, рассматриваемых в качестве центра Мира или выражающих понятие космической оси, были связаны с мифами о драконоборцах. Дракон или змей символизируют энергии Земли, грохочущие, необузданно дикие и опасно свободные. Посвященные минувших времен безошибочно отыскивали места, где можно было бы символически или физически (с помощью камня, дерева) зафиксировать эти дикие силы, чтобы подчинить их себе.

Ясень...

Как следует из эддических текстов, речь якобы идет о ясене. Согласно Найджелу Пеннику, это дерево традиционно “для гадания и волшебства, ибо почки его имеют форму полумесяца, указывая на его связь с [...] лунной богини Мани”. В северной Европе древесину ясеня широко использовали для изготовления оружия и орудий, особенно - имевших магическое предназначение. Считалось, что ясень служит хорошим проводником магической силы. Гунгнир, копье Одина, представляло собою ясеневый кол, символизирующий “мобильную версию” космической оси Иггдрасиль. Согласно все тому же Пеннику, ясень служит могущественной защитой от любых вредоносных воздействий. Пенник приводит множество заимствованных из традиционных европейских суеверий или фольклора примеров, где ясень используется в магических целях.

... или тис?

Хотя из текстов нам известно, что Иггдрасиль является ясенем, некоторые могут задаться вопросом, не идет ли речь, скорее, о тисе или даже дубе? Так, у профессора Яна де Ври возник вопрос, почему бы наряду с распространенным в одних районах (Исландия и Норвегия) представлением об Иггдрасиле как о ясене, в других (Дания и Швеция) . не бытовать представлению о нем как о тисе. Предварительно он напомнил, что священное дерево святилища Уппсалы (Швеция), вечнозеленое и приносящее плоды, обладающие целебными свойствами, было, вероятно, тисом.

В одном из эддических текстов говорится, что ягоды Иггдрасиля приносили облегчение при болях в период женских недомоганий. А ведь ясень не приносит ягод, в отличие от тиса, плоды которого якобы обладают важными целебными свойствами, излечивающими женские недомогания и облегчающими беременность. Не следует забывать и о том, что в древнескандинавском языке тис иногда назывался barraskr , то есть “ясень с иголками

Ниже мы поговорим о химических, особенно галлюциногенных, свойствах тиса. Пока же отметим, что свойства эти также могут служить одним из аргументов в пользу идентичности Иггдрасиля тису.

Что касается отождествления Мирового древа с дубом, в защиту этой версии также имеются доводы, особенно в пределах континентальных германских территорий. Встречаются изображения священного дерева в виде дуба, посвященного Тору и символизирующего воинскую доблесть, стойкость, мужество и верность. В “Саге о Волсунгах” дуб, возвышающийся посреди зала, поддерживает своими ветвями королевский дворец. Известно также множество священных дубов, которые буквально усеивали древнегерманские земли. Первое место среди них занимал посвященный Донару-Тору дуб Фулды, срубленный Бонифацием в 725 г., что должно было символизировать искоренение духа язычества.

Как бы то ни было, относительно бесполезно и смешно искать среди земной растительность абсолютный аналог подобной символической космической структуры.

Три корня

Иггдрасиль опирается на три корня. Согласно Младшей Эдде Снорри Стурлуссона, один из корней уходит к асам, второй - к инеистым великанам, третий - в Нифльхейм (Niflheim - “Мир тумана”). Однако в “Речах Гримнира” Старшей Эдды говорится не о Нифльхейме, а о Хель , и не о богах, а о роде человеческом. Кроме того, возле каждого из корней течет по источнику; каждый источник в той или иной мере является источником мудрости и познания. Корень, уходящий к гигантам, скрывает источник Мимира (“Память”). Возле корня, ведущего к богам (или людям), находится источник Урд (“То, что свершилось”). Под третьим корнем - корнем Нифльхейма (или Хель) скрывается источник Хвергельмир (“Кипящий котел” или “Источник, который звенит”), где варится питье богов. Поскольку вначале было не три норны (сестры Рока - Урд, Верданди и Скульд), а одна-единственная, то и источник вначале должен был быть только один.

... флора...

Иггдрасиль-дерево имеет замечательное строение. На его листьях записаны судьбы людей. Из них сочится роса, разумно описанная Дилльманом как “медвяная роса” , вещество, напоминающее священный напиток богов. “Прорицание вёльвы” сообщает нам, что эта роса происходит от “грязи”, которой забрызгано дерево. В отличие от других комментаторов, которые сочли в данном случае неуместным переводить древнеисландское aurr как “грязь” (склоняясь к более благородным жидкостям), Ф.Кс.Дилльман указывает, что подобные гипотезы “не принимают во внимание ни лечебных свойств, присущих земле, ни, в особенности, существования многочисленных мифов о происхождении меда - “этой прекрасной субстанции, в которой на самом деле есть частицы небесной грязи”.

Ягоды Иггдрасиля обладают неким свойством, которое помогает женщинам разрешиться от бремени, что говорит в пользу отождествления Иггдрасиля с тисом. В этом случае стоит воскресить в памяти свойства тиса. Эдред Торссон отмечает, что тис “содержит алкалоид, оказывающий токсическое воздействие на центральную нервную систему. Правильно приготовленный, он действует как мощный галлюциноген. Профессор медицины Куковка из университета в Грайце (Германия) обнаружил, что в жару тис выделяет газообразный токсин, который, накопляясь в тени дерева, может вызвать галлюцинации у человека, расположившегося под сенью его ветвей” . Этот аспект окажется важным, когда мы перейдем к рассмотрению проблемы шаманизма.

... фауна...

Вокруг дерева обретаются странные представители фауны. Сегодня понимание их символики в значительной мере утрачено, тем более, что некоторые концепции, традиции или мифы наложились друг на друга, и нам не остается ничего иного как подсчитывать варианты их толкований.

У его подножия Иггдрасиля обитает дракон Ниддхёгг; в переводе Р.Бойера это имя означает “Тот, кто наносит жестокие удары” (с кратким “i ”) или “Тот, кто разит темно [исподтишка, незаметно? - пер.]” (с “i ” долгим); Ф.Кс.Дилльман предлагает вариант “Тот, кто повергает вниз” или, соответственно, “Тот, кто родит свирепо”.

Однако дракон-змей не всегда имеет негативное значение, и его символизм носит двойственный характер. Он служит и олицетворением той необузданной силы, той жизненной энергии, которая - при умении владеть ею - может служить развитию. В качестве стража золота (Фафнира) он являет собою препятствие, допустимое и необходимое для того, чтобы, превзойдя себя, достичь света . Во многих традициях, в том числе и североевропейских, дракон олицетворяет собою величие, легитимность и священность королевской власти (например, алый и белый драконы англов, драконы из эпопеи о Мерлине, и ПенДрагон, отец Артура...). Сам Один, собираясь завладеть священным медом, превращается в змея, чтобы проникнуть в сердце горы (а, едва завладев питьем и выпив его, будто случайно превращается в орла, чтобы ускользнуть) .

Считается, что ясень обращает в бегство змей, оказывая на них своего рода магическое воздействие. Не символ ли это высвобождения скрытых возможностей духа и разума, - высвобождения, способствующего гармоничному перерождению темной души рептилии в душу сияющую, стремящуюся ввысь, воплощением которой станут считать орла или сокола?

Наконец, змея повсеместно ассоциируется с образом женщины и плодородия, и, таким образом, неразрывно связана с источниками жизни. Так и Ниддхёгг возлежит возле Хвегельмира - источника животворных вод всех миров.

В образе Древа обнаруживается классическая символика, включающая орла-небо на вершине и змея-землю у подножия. Орел, сидящий на вершине дерева, служит символом души или шаманской птицы, готовой улететь навстречу Пробуждению. Логично, что, будучи воплощением высшего духовного принципа, орел, царь птиц, занимает наивысшее положение в этой структуре. Во многих традициях он заменяет собою солнце.

Сокол (или ястреб) Ведрфельнир (“Полинявший от ненастий”), пребывающий меж глаз орла, может воскресить в памяти Жgishjamr , “Шлем ужаса” - символический нордический эквивалент третьего глаза . Ведрфельнир - это еще и своего рода память о воплощениях существа, ставшая неотъемлемой составной частью “пробужденного” орла.

Белка Рататоск (“Зуб грызуна” или “Грызозуб”) снует вверх-вниз, перенося вести между орлом и драконом, головой и телом. Здесь содержится намек на то, что разум и тело могут быть размещены в одной плоскости и нейтрализовывать (подавлять) друг друга.

Как утверждает Эдред Торссон, “было бы ошибкой отделять дискуссию о “душе” от дискуссии о “теле” [...] Они связаны наитеснейшим образом, однако парадокс заключается в том, что в рунической практике они могут быть сознательно отделены одно от другого” . Белка символизирует нейтрализацию двух противоборствующих сил - “пожирателей трупов” Хресвельга (орла) и Нидхёгга (дракона), что подобно изображению кадуцея: две змеи, обвившиеся вокруг одной оси.

Небезынтересно отметить, что на вершине изображены еще и олени, которые, как орел, поедают змей.

Мировое древо, Ясень Иггдрасиль, ключевой символ Магии Севера. Ясень - активное воплощение Миропорядка, противостоящее постоянно наступающему Хаосу, „подгрызающему“ сами корни - основу Ясеня. Ясень - активная мироструктура, уравновешивающая различные силы Вселенной, прежде всего энергии Льда и Огня - миросоздающие, вечно противоборствующие и сотрудничающие Силы. Ясень - универсальная составляющая Вселенной, присутствующая в любой её части, объекте, особи. Именно через Ясень Вселенная объединена в единое целое.

Ясень имеет точно определенную структуру. Это, прежде всего, «три корня» - три источника - основы порядка, каждый из которых обладает своей определенной характеристикой. Это и «девять миров» - основных структур Ясеня. Каждый мир - это определенная часть, имеющая свое Назначение, Силу и Роль. И это ещё «сопутствующие персонажи» - мифологические символы - образы, либо обеспечивающие жизнь Ясеня, либо её укорачивающие, либо использующие Ясень.

Идея Мирового Древа присуща не только Северной Магии. Любая древняя мифологическая культура обладает своим Мировым Древом. При этом все они имеют сходные черты - универсальные составляющие: Ствол - Мир средний (мир людей), Крону - Мир Верхний (мир духов), Корни - Мир нижний (мир предков). Миры предков и духов могут меняться местами, количество миров может быть три, девять, двенадцать…

Ясень Иггдрасиль наиболее близок к Древам шаманов Севера Европы и Сибири, также обладающим девятеричной структурой. И это не удивительно - древняя мета-культура Евразии создала основу многих культурных традиций.

Один из аспектов Ясеня крайне важен для человека - Ясень и Человек тождественны в своей основе. Миры Ясеня тождественны строению психики человека. Психика человека произрастает из Ясеня и не просто связана с мирами Древа, а каждую секунду воздействует на Вселенную и подвергается воздействию извне - через Древо Миров.

Именно на овладение Ясенем, как инструментом само-созидания и активного действия, базируется глубинная Магия Севера, магия Рун прежде всего.



**************************************** **************************************** **