» » Евгений базаров трагический герой. Базаров — "лицо трагическое"

Евгений базаров трагический герой. Базаров — "лицо трагическое"

Ответ оставил Гость

"Отцы и дети” И. С; Тургенева - это произведение, отразившее все стороны русской жизни 50-х годов XIX века, характерные черты предшествующих десятилетий. Предыстория любого из героев романа, его портрет добавляет в описание эпохи необходимые детали. Однако, не все персонажи производят одинаковое по силе впечатление на читателя. Главный герой романа - Базаров. Именно эта личность вызвала больше всего споров в обществе и литературной критике XIX века. “ Базаров ” называется и статья Д. И. Писарева, лучше всех в свое время сумевшего понять сложный характер, созданный Тургеневым. Определение, данное критиком герою “лицо трагическое”, до сих пор остается одним из самых употребляемых в статьях о Базарове. Но содержание трагедии понимается по-разному. Первое, на что мы обращаем внимание, читая роман, - это противопоставление героя и окружающего общества. Базаров - нигилист, то есть человек, врывающийся в мир обыденности с совершенно непривычными для собеседников, например для братьев Кирсановых, взглядами, с желанием разрушить основы существующего мироустройства. Позиции разночинца и дворян-помещиков непримиримы. Их различие - источник постоянных споров Базарова и Павла Петровича, причина безуспешных попыток Николая Петровича понять молодежь. Но Евгений далек не только от Кирсановых. Не меньшая пропасть отделяет его от Кукшиной и Ситникова, тех, которые кричат о своей приверженности нигилизму. Это люди, неминуемо опошляющие любые идеи, проповедующие их ради моды. Они не чета Базарову ни по уму, ни по душевной глубине, ни по нравственной силе. Не стал единомышленником Евгения и “мякенький, либеральный барич” Аркадий. Он и в начале романа, говоря о нигилизме, чаще дает оценку Базарову, реже рассказывает о своих убеждениях. Судьба молодого Кирсанова - лучшее доказательство того, что Аркадий - всего лишь копия отца. Он “свил гнездо”, отказавшись от “горькой, терпкой, бобыльной жизни”. Базаров оказывается совершенно одиноким. На первый взгляд его участие в социальном конфликте эпохи может послужить достаточной причиной, чтобы говорить о нем как о “ лице трагическом ”! Но сам герой не ощущает себя несчастным. “Нас не так мало, как вы полагаете”, - бросает он Павлу Петровичу в споре. На самом деле Базаров доволен тем, что не встретил “человека, который не спасовал бы” перед ним. Евгений самоуверен. Он понимает всю сложность решения задачи “место расчистить”,но и свои силы считает достаточными для того, чтобы “обломать дел много”. Понимание и поддержка ему не нужны. Трагедия Базарова в другом. Он действительно сильная, незаурядная личность. Его философские взгляды не заимствованы из популярной книги. Отказавшись от опыта столетий, Евгений сам построил свою теорию, объяснившую мир, давшую ему цель в жизни. Он выстрадал право на безграничную веру в универсальность своей концепции. В числе прочего Базаров отрицал существование “загадочного взгляда”, любви, “принсипов”, или моральных норм, человеческой души, красоты природы, ценности искусства. Но жизнь не умещалась в предложенные ей рамки, и глубина личности Базарова заключается в том, что он не смог не замечать этого. Встретив Одинцову, Базаров увидел в самом себе романтика, заметил в выражении лица Анны Сергеевны “что-то особенное”, впустил в комнату “темную, мягкую ночь”,наконец, признался, что любит, и не последовал своему лозунгу: “Нравится тебе женщина.. . - старайся добиться толку, а нельзя - ну, не надо, отвернись - земля не клином сошлась”. Евгений видел, что нигилизм не мог объяснить реальную жизнь. Перед героем встала проблема переоценки ценностей, проблема сложная всегда, а особенно тогда, когда человек так верил в то, что теперь должен отвергнуть, когда надо отказаться от сознания себя “богом”, признать всю нематериальную сторону жизни. Трагизм личности Базарова заключается в том, что, будучи нигилистом и в то же время неординарным человеком, он неминуемо должен был прийти к мучительному сознанию необходимости сломать многое из того, что строилось годы.

Героем эпохи 60-х годов XIX века стал разночинец-демократ, убежденный противник дворянско-крепостнического строя, материалист, человек, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый. Таков Евгений Базаров. Писатель очень серьезен в оценке своего героя. Судьбу и характер Базарова он представил в истинно драматических тонах. Тургенев понимал, что судьба его героя не могла сложиться иначе.

Я считаю Евгения Базарова самым романтическим из всех литературных героев. Его личная трагедия заключена в нем самом, поскольку человек не может существовать, находясь в постоянном конфликте с самим собой. На протяжении всего романа он спорит с Павлом Петровичем Кирсановым па самые различные темы. Но о чем бы они пи говорили - об искусстве ли или о славянофильстве, - мне почему-то кажется, что он спорит не с Кирсановым, а с самим собой. Он как будто упорно старается вытравить из себя какие-то черты характера, которые делают его похожим на тех самых аристократов, против которых он восстает.

Есть, однако, черты, выгодно отличающие его от семейства Кирсановых и им подобных. Базаров - труженик, и труд он считает необходимым условием для получения независимости, которую ценит превыше всего. Он не признает авторитетов и все подвергает строгому суду собственной мысли.

Однако многие его высказывания звучат дико, я имею в виду его рассуждения о поэзии, искусстве, природе и о любви. Он заявляет: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Рафаэль, с его точки зрения, «гроша медного не стоит». Любоваться красотой природы он не склонен: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Что же он говорит о любви? «А все-таки я скажу, что человек, который всю жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина, не самец». Столь же удивительно и другое его высказывание: «И что за таинственные отношения между мужчиной И женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Слова «романтизм» и «гниль» он ставит в один ряд, для него это как будто синонимы. Добрейшей души человек, тонкий и чуткий, во что бы то ни стало хочет казаться циничным и бесчувственным. А между тем полугодовалый ребенок Фенечки легко идет к нему на руки, и Базаров ничуть не удивлен: он говорит, что все дети идут к нему, потому что он знает такую «штуку». Надо сказать, такую «штуку» знают только исключительные люди, и Базаров один из них. Он мог бы быть нежным мужем и отцом, распорядись судьба по-другому. Ведь каким любящим сыном он был, хотя и старался спрятать эту любовь за той же небрежностью в обращении, за которой прятал все свои искренние чувства, например привязанность к Аркадию. Лишь с одним чувством он так и не смог совладать. Оно оказалось не меньшей стихией, чем нигилизм, исковеркавший всю его жизнь. Любовь поглотила его настолько, что не осталось следа от его цинизма и спокойной уверенности материалиста и физиолога. Он больше не «препарирует глаз», хотя и пытается бороться со своей страстью - явным опровержением всех его искусственных теорий. Признаться в любви такой женщине, как Анна Сергеевна Одинцова, может только отчаянный романтик. Зная характер этой дамы, понимая, что для нее спокойствие важнее сильных чувств. он все-таки открывает ей свое сердце. Он получает отказ, и это горе, так же, как и любовь, остаются с ним до его последнего вздоха.

Перед смертью он хочет проститься с любимой женщиной, и его прощальные слова наполнены такой нежностью и грустью, что невольно задумываешься - тот ли это человек. который всеми силами старался уверить себя и окружающих в том, что любви не существует. Он просит Одинцову утешить родителей: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…»

Тургенев описывает уход главного героя из жизни в подлинно трагических тонах. Базаров - мятежная, страстная и сильная личность. Даже на краю могилы он ни па минуту не прекращает напряженной работы ума и сердца. Последние слова Базарова наполнены истинным драматизмом: «Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?» Трагичность судьбы Базарова можно объяснить не только его личностными качествами, но и тем, что он один из первых, из тех, кто прокладывает путь другим. Тургенев писал, что это «фигура, обреченная на гибель, она все-таки стоит в преддверии будущего». И хочется верить в то, что когда-нибудь России будут нужны все люди и им не придется ломать свои души и умы для того, чтобы стать ей полезными.


Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1860 году, во время отмены крепостного права, на стыке двух эпох: эпохи либеральных дворян и эпохи демократов-разночинцев. Эти перемены привели к появлению в русском обществе и литературе второй половины XIX века «нового» героя.

В романе Тургенева таким героем является Евгений Базаров.

Впервые с Базаровым мы встречаемся в усадьбе Кирсановых. «Евгений, - говорит о Базарове Аркадий, - нигилист - человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами и не принимает ни одного принципа на веру.». Базаров действительно считает, что только естественные науки способны привести к прогрессу, а искусство и человеческие чувства лишь тормозят развитие общества. По моему мнению, Базаров на первый взгляд не вызывает симпатии.

Что касается любви, Базаров говорит, что это непростительная дурь и белиберда. К женщинам он относится с цинизмом, потому, впервые встречая Анну Сергеевну Одинцову, Базаров говорит о ней: «Что за фигура! На остальных баб не похожа!» Однако постепенно, неожиданно для самого героя, в его душе начинают просыпаться ещё не знакомые ему нежные чувства по отношению к этой женщине. Любовь ломает уверенного в своих убеждениях Базарова, однако даже невзаимность Одинцовой не лишает героя гордости. «... милостыни я просить не стану,» - говорит он Анне Сергеевне.

В результате этих событий у Базарова возникает внутренний конфликт. Его жизнь перестаёт поддаваться его же теории, любовь противоречит взглядам Базарова, однако тот не предаёт своей теории, даже чувствуя приближение смерти.

И. С. Тургенев не принимает концепции своего героя, но уважает силу его духа и стремление к цели.

Таким образом, Базаров на самом деле ранимая и любящая натура, которую разъедает реализм и цинизм. Автор не показывает нам жизни Базарова, однако очень ярко описывает то, как он умирает, и этого достаточно для того, чтобы понять, какой силой обладал герой. «Умереть так, как умер Базаров - уже подвиг,» - сказал о герое критик Писарев.

Обновлено: 2018-06-27

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

"Отцы и дети" И. С; Тургенева - это произведение, отразившее все стороны русской жизни 50-х годов XIX века, характерные черты предшествующих десятилетий. Предыстория любого из героев романа, его портрет добавляет в описание эпохи необходимые детали. Однако,не все персонажи произ- водят одинаковое по силе впечатление на читателя. Главный герой романа - Базаров. Именно эта личность вызвала больше всего споров в обществе и литературной критике XIX века. "Базаров" называется и статья Д. И. Писарева, лучше всех в свое время сумевшего понять сложный характер, созданный Тургеневым. Определение, данное критиком герою ("лицо трагическое"), до сих пор остается одним из самых употребляемых в статьях о Базарове. Но содержание трагедии понимается по-разному.

Первое, на что мы обращаем внимание, читая роман, - это противопоставление героя и окружающего общества. Базаров - нигилист, то есть человек, врывающийся в мир обыденности с совершенно непривычными для собеседников, например для братьев Кирсановых, взглядами, с желанием разрушить основы существующего мироустройства. Позиции разночинца и дворян-помещиков непримиримы. Их различие - источник постоянных споров Базарова и Павла Петровича, причина безуспешных попыток Николая Петровича понять молодежь.

Но Евгений далек не только от Кирсановых. Не меньшая пропасть отделяет его от Кукшиной и Ситникова, тех, которые кричат о своей приверженности нигилизму. Это люди, неминуемо опошляющие любые идеи, проповедующие их ради моды. Они не чета Базарову ни по уму, ни по душевной глубине, ни по нравственной силе.

Не стал единомышленником Евгения и "мякенький, либеральный барич" Аркадий. Он и в начале романа, говоря о нигилизме, чаще дает оценку Базарову, реже рассказывает о своих убеждениях. Судьба молодого Кирсанова - лучшее доказательство того, что Аркадий - всего лишь копия отца. Он "свил гнездо", отказавшись от "горькой, терпкой, бобыльной жизни".

Базаров оказывается совершенно одиноким. На первый взгляд его участие в социальном конфликте эпохи может послужить достаточной причиной, чтобы говорить о нем как о "лице трагическом"! Но сам герой не ощущает себя несчастным. "Нас не так мало, как вы полагаете", - бросает он Павлу Петровичу в споре. На самом деле Базаров доволен тем, что не встретил "человека, который не спасовал бы" перед ним. Евгений самоуверен. Он понимает всю сложность решения задачи ("место расчистить"), но и свои силы считает достаточными для того, чтобы "обломать дел много". Понимание и поддержка ему не нужны.

Трагедия Базарова в другом. Он действительно сильная, незаурядная личность. Его философские взгляды не заимствованы из популярной книги. Отказавшись от опыта столетий, Евгений сам построил свою теорию, объяснившую мир, давшую ему цель в жизни. Он выстрадал право на безграничную веру в универсальность своей концепции. В числе прочего Базаров отрицал существование "загадочного взгляда", любви, "принсипов", или моральных норм, человеческой души, красоты природы, ценности искусства. Но жизнь не умещалась в предложенные ей рамки, и глубина личности Базарова заключается в том, что он не смог не замечать этого. Встретив Одинцову, Базаров увидел в самом себе романтика, заметил в выражении лица Анны Сергеевны "что-то особенное", впустил в комнату "темную, мягкую ночь", наконец, признался, что любит, и не последовал своему лозунгу: "Нравится тебе женщина... - старайся добиться толку, а нельзя - ну, не надо, отвернись - земля не клином сошлась".

Евгений видел, что нигилизм не мог объяснить реальную жизнь. Перед героем встала проблема переоценки ценностей, проблема сложная всегда, а особенно тогда, когда человек так верил в то, что теперь должен отвергнуть, когда надо отказаться от сознания себя "богом", признать всю нематериальную сторону жизни.

Трагизм личности Базарова заключается в том, что, будучи нигилистом и в то же время неординарным человеком, он неминуемо должен был прийти к мучительному сознанию необходимости сломать многое из того, что строилось годы. Мыслящий сторонник любой узкой теории рано или поздно приходит к разочарованию в ней. Такова судьба Евгения.

Это только одна из проблем героя. Не менее ощутима для него и другая. Базаров готов свершить нечто необыкновенное, но оказывается, что в окружающей его жизни нет места подвигу. Поняв это, Евгений обращается к занятиям медициной в имении отца. Но сам он не собирался быть земским врачом; не видели его в этой роли ни Аркадий, ни Одинцова, ни отец. Базаров томится без дела, которое захватило бы его полностью, потребовало от него использования всех талантов и знаний. Смирившись с обыденностью жизни, Евгений не проявил бы себя, поэтому Тургенев убивает своего героя. Базаров растрачивает свои силы лишь на то, чтобы умереть достойно, не найдя себе иного применения из-за неспособности видеть великое в малом. Но такой задачи Тургенев не ставил перед созданным им персонажем. Писатель считал, что энергия Базарова невостребована, так как тот слишком рано родился.

Бессмысленная смерть стала причиной еще одной трагедии. Незадолго до заражения крови Базаров начал прислушиваться к людям, ощутил свою неприкаянность, пожалел о том, что у него нет семьи. Это сожаление слышно в его последнем разговоре с Аркадием.

У независимого Базарова не могло быть жены и детей, "гнезда", не только потому, что не было достойной его женщины, но еще и потому, что он "не был создан" для семьи. Он не был мужем, как и не был сыном. Любовь к родителям проявляется у Евгения только перед смертью, сменяя прежнюю снисходительность в отношении к ним. "Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать..." - говорит герой о них Одинцовой. Базаров пытается утешить стариков, соглашается на религиозные обряды, в которые они верят. Возможно, останься Евгений жив, он смог бы со временем создать семью, по-другому построить свои взаимоотношения с родителями. Но времени ему отпущено не было.

Так, трагедия Базарова заключается в том, что он, вступив в полосу мучительной переоценки ценностей, не увидел новой дороги; что он растратил свои огромные силы лишь на то, чтобы достойно умереть; что он, осознав свою неприкаянность, не успел ничего изменить в собственной жизни.

Тема: П одготовка к сочинению «Евгений Базаров – «новый герой»

или трагическая личность?» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Цели:

Выработка навыков работы над сочинением.

Формирование и развитие навыков анализа литературного произведения.

Развитие литературно-творческих способностей учащихся.

Приобщение учащихся к литературе как к виду искусства.

Формирование личностного подхода к проблеме.

Развитие речи учащихся.

Оборудование:

Рабочие тетради по литературе;

Карточки для капитанов команд.

Ход урока .

1. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Умение убедительно, ярко, красиво говорить и писать необходимо каждому человеку. Сочинение- это возможность красиво и эмоционально высказать то, что не всегда можно сказать вслух. Цель сегодняшнего урока – выявить ваше отношение «вечно живому роману» И.С. Тургеневу «Отцы и дети» и научить вас самостоятельно мыслить, творить, сочинять, излагая на бумаге примеры ученической мудрости. Итак, начинаем.

2. Работа по новой теме.

«Аукцион тем» (опрос домашнего задания).

Учитель : Хочется понять, что взволновало вас, что заинтересовало вас в романе Тургенева, о чём бы вы хотели поразмышлять в своём сочинении. Тема, сформулированная и представленная вами, поможет понять это.

Ученики представляют и защищают темы сочинений. (Под руководством учителя ученики выбирают наиболее интересные темы и обосновывают свой выбор. Одна из тем предусматривает работу по образу главного героя романа - Базарова, поэтому она становится ключевой темой подготовительной работы в классе.)

3. Работа над сочинением по теме «Евгений Базаров – «новый герой» или трагическая личность?»

а) Работа по подбору эпиграфа к сочинению.

б) работа в группах.

Класс делится на 4 группы. Начинается работа над составлением плана сочинения. Из предложенного учащимися необходимо «собрать» один, наиболее полный и приемлемый, например:

Причины появления в русском обществе и литературеII половины XIX века образа «нового» героя.

Базаров – «новый» герой или трагическая личность?

«И весь портрет его вызывал неприятие…».

Программа жизни Базарова – нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.

Испытание любовью.

3. «Вечно живой образ». Писарев о Базарове.

4. Работа с капитанами команд.

Капитаны команд получают карточки – лакуны

Словарь! (в лингвистике и литературоведении лакуны - пробел, пропуск, недостающее место в тексте)

Задание : в предложенном тексте пропущены слова или целые словосочетания. Объём вставляемой конструкции задаётся длиной лакуны. Можно менять текст в целом. Таким образом, возникает несколько вариантов вступления к сочинению. Количество вариантов зависит от количества творческих групп. Затем капитаны команд представляют варианты вступления, а «соперники» корректируют их. Понравившиеся варианты вступлений каждый ученик заносит в рабочие тетради. Например.