» » Гравюры офорты литографии. Определение подлинности оттиска гравюры

Гравюры офорты литографии. Определение подлинности оттиска гравюры

Определяя подлинность гравюры, эксперты анализируют два ключевых момента - бумагу и собственно печать.

Особенности подлинной старинной бумаги

Рассмотрим бумагу родом из 19 столетия и глубже. Так, листы, созданные в эпоху «золотого века», имеют свои особенности, такие как:

  • Белые, с впаянными в них другими листами - более темного оттенка, почти совпадающими по размеру с печатным изображением.
  • Плотная утолщенная ворсованная бумага (преимущественно английская) - с добавлением шерсти шотландской овцы особого вида. Такие листы отличаются ослепительной белизной, исключительно устойчивой к пожелтению, а также многими другими характеристиками качества, уникальности и долговечности.

Описанные виды бумаги не продаются ни в одном современном магазине. А после того, как ваши пальцы многократно почувствуют «особенную стать» позапрошловековых листов - вы легко научитесь отличать подлинные гравюры от дешевых подделок. Ну, а эксперты нашего магазина не позволят вам ошибиться, тем более что у нас продаются только настоящие старинные гравюры.

Работы, созданные в 17-18 веке - чаще всего представляют собой результаты оттисков на бумаге верже - визитной карточке тех столетий. Листы верже отличаются особыми свойствами, продиктованными особым способом их изготовления: выливания бумажной массы с вкраплениями фрагментов дерева, ткани, других видов бумаги и пр. на мелкую решетку, легкий рисунок которой остается на листе после его высыхания.

Вкрапления тем крупнее, чем старше возраст бумаги. Листы верже жесткие, состоящие из «комочков», местами имеющие разную толщину. Чистый лист такой бумаги сегодня достать просто невозможно, а подделывать ее невыгодно, т. к. себестоимость подделки будет чрезвычайно высока, что в планы жуликов обычно не входит.

Также практически невозможно как найти, так и подделать рисовую китайскую и японскую бумагу родом з 17-19 веков; и грубую специфичную бумагу из Индии и Тибета.

Поэтому, с подделкой бумаги далеко не все так просто.

Нюансы старинной печати

Что же касается печати старинных гравюр, то в этом отношении подлинные работы отличаются:

  • Оставленным на бумаге следом от печатной доски, полученном в рузультате высокого давления, создаваемого работой офортного станка. Ни один современный принтер таких «производственных» условий создать не в состоянии.
  • Особыми оттенками красок, которыми особенно «грешат» подлинные старинные литографии. Такие оттенки получали в результате оптического смешения - наложением следующего слоя краски на просохший предыдущий. Такой результат совершенно невозможно получить, если механически смешать краски на струйном или лазерном принтере.
  • Эксклюзивными особенностями каждой гравюрной техники минувших эпох. Например, на офортных гравюрах, оттиснутых на меди и стали, при увеличении можно увидеть черные края. Также невозможно воспроизвести - даже на старинной бумаге - изображения, нанесенные с использованием техники «сухая игла» с ее тончайшим штрихом…

Словом, для специалиста существует множество нюансов, позволяющих отличить подлинную старинную гравюру от подделки.

Вы точно не ошибетесь, если будете приобретать столь изысканный товар у тех, кто знает в нем толк.!

Литография (от греч. lythos - камень, grapho - рисую) - вид печатной графики, обычно относимый к гравюре (хотя приемы гравирования в нем отсутствуют), при котором изображение печатается с плоской поверхности камня.

Принцип работы заключен в самом названии - с греческого оно переводится как «рисую на камне». Так как изображение не прорезается и печатная поверхность не имеет рельефа, то технику литографии относят к «плоской печати». На тщательно отшлифованном камне особой породы известняка голубоватого, желтоватого или серого цвета рисуется изображение - специальным жирным карандашом, пером или кистью. Затем поверхность камня протравливают раствором гуммиарабика или азотной кислотой, при этом рисунок остается непротравленным, так как кислота не действует на жир. Потом на увлажненный камень наносят жирную типографскую краску - она закрепляется только на рисунке, буквально повторив его, и не пристанет к протравленным поверхностям камня. После этого камень закрепляют в станке и делают оттиск.

Литографию, которую художник делает сам от начала до конца, не отдавая свой рисунок в работу репродукционисту, называется автолитографией (греч. autos - сам, самостоятельный). В конце XIX в. родилась техника цветной литографии - хромолитография (от греч. chromos - цвет) с нескольких камней или пластин (т. е. смешанные цвета получается за счет наложения красок трех основных цветов одна на другую).

Литография - одна из самых распространенных гравировальных техник. Ее почти случайно в 1796 г. изобрел актер, драматург и музыкант из Богемии Алоизиус Зенефельдер, которому был остро необходим быстрый и дешевый способ печатания нот. Однажды он записал счет от прачки жирной тушью на камне и неожиданно обнаружил, что с этого камня можно получать отпечатки. Свое открытие он оценил достойно - в 1806 г. открыл собственную типографию в Мюнхене, а в 1818 г. издал руководство по литографской печати. С этого времени литография фактически завоевала книжный рынок и область печатной графики, потеснив ксилографию. Ее популярность объяснялась и тем, что давно уже была необходима такая печатная графика, которая лучше всего передавала бы карандашный штрих, мазок кисти, но главное - позволяла бы самому художнику делать гравюру, не пользуясь услугами резчиков. Кстати, именно поэтому литографию широко внедрили в книжную печать в XIX в. в странах Ислама, где запрещалось нерукописное техническое воспроизведение священной книги Корана.

Литография давала художнику полную свободу, но в ней таилась и опасность - потери особенностей графической техники как таковой, превращения в копию рисунка обычным карандашом, сангиной, акварелью и пр. Линейность и четкая контурность не подходят литографии, ибо ее красота и очарование - в шероховатом, бархатистом штрихе, густых или просветляющихся тенях, воздушной сложности пространства. Именно благодаря легкости рисунка ее стали широко использовать для печати плакатов, модных картинок, журнальных иллюстраций, листовок. А за выразительные качества полюбили французские и английские романтики, барбизонцы, импрессионисты и символисты конца XIX века.

В 1-ой половине XIX в. литография привлекла и русских художников, работавших в портрете и пейзаже - О. Кипренского, А. Венецианова, К. Брюллова. Чуть позже, во 2-й половине XIX в. появились жанровые литографии, сатирические листы, карикатура и книжная иллюстрация. В это же время к литографии обращается ряд крупных художников - И. Шишкин в пейзаже, И. Репин в жанровых сценах, В. Серов - в портрете. Если в первой половине - середине XIX в. литографическая техника использовалась, прежде всего, как удобный репродукционный способ, то с 1900-х гг. рождается оригинальная литография - художники ищут способы раскрыть ее возможности, не превращая в простое дублирование карандаша, сангины, угля и т. п. В этом направлении весьма успешно работали представители художественного объединения «Мир искусства» - А. Бенуа, А. Остроумова-Лебедева , М. Добужинский, П. Кузнецов.
В эпоху авангарда, в 1910-е годы литография нашла широкое применение в изданиях поэтов - кубофутуристов. В это время широкое распространение получили литографированные книги, которые иллюстрировались выдающимися авангардистами А. Лентуловым, Н. Гончаровой, О. Розановой, М. Ларионовым.

В советское время литография также имела своих значительных мастеров. В литографии работали выдающиеся художники-графики В. Лебедев, Н. Тырса, Н. Купреянов, Е. Чарушин, К. Рудаков, Е. Кибрик, А. Каплан и другие. Экспериментальные литографские мастерские давали широкие возможности для развития и усовершенствования техники.

Во 2-й половине XX в. литография оказывается востребованной представителями неофициального искусства, «второго русского авангарда», концептуалистами, такими, как М. Гробман, И. Макаревич, Д. Плавинский, М. Шемякин и многие другие.

Мы говорили о Дюрере как о великом художнике из Северной Германии, но он был ещё и прекрасным гравёром. Эта гравюра отлично подходит для обсуждения творчества Дюрера. Отчасти потому, что это ксилография. В конце 1400 - начале 1500-х гг. были распространены разные виды гравюр, но самое широкое распространение получила именно ксилография. Причин этому несколько, вероятно, главная - это способ создания ксилографии. Глядя на эту работу, важно помнить, что все линии, отпечатанные на листе, выступали над поверхностью доски. Представьте, как это выглядело на куске дерева. Взгляните вот на это облако. Здесь был тонкий выступ на поверхности, и резчик (иногда сам Дюрер) вырезал всё, что на листе будет белым. Получалось что-то вроде печати. Работа трудоёмкая, но она окупается. Можно сделать много оттисков и хорошо заработать, как Дюрер. Или распространить свои идеи, ведь ксилографии легко носить с собой. Вначале нужно приложить большие усилия, но потом можно сделать много оттисков, причём недорогих, которые можно взять с собой. Благодаря этому ваши идеи или слава быстро распространятся. Ещё на популярность ксилографии повлияло то, что она могла сочетаться с текстом, а книг тогда печатали всё больше и больше. Изображения выступали на поверхности, как буквы в печатной машинке, и поэтому ксилографии и текст можно было помещать в один и тот же пресс. Надо сказать, что Дюрер интересовался не только ксилографией. Конечно, как мы видим, он и в ней мог проработать детали, передать игру света и тени. Дюрер, несомненно, был великим мастером. Но даже для него возможности ксилографии были ограничены. Главная проблема кроется в том, что резчик удаляет то, что не должно появиться на листе, а не создаёт изображение напрямую. Вы не рисуете ручкой или кистью, а отмечаете то, что не хотите видеть на бумаге, …. понимаете, о чём я. И это создаёт проблемы. В ксилографии трудно изобразить очень тонкие линии или мелкие детали. Эти линии в этих облаках - очень тонкие полоски, выступающие над поверхностью. И во время печати они могут просто сломаться. Поэтому Дюрер заинтересовался техниками, позволяющими изобразить мелкие детали и градацию тона. И в дальнейшем он решил использовать технику гравировки по металлу, которая серьёзно отличается от ксилографии. Принципиальная разница состоит в том, что линии, которые вы проводите по металлу, появятся потом на бумаге. Как рисование. Да, как рисование по металлу. Гравёр проводит по металлической пластине острым v-образным на конце инструментом. Он называется штихель. Процарапывая им металл, можно получить тончайшие линии. На этой гравюре мы видим, как Дюрер смог передать мельчайшие детали, тонкие нюансы текстуры и светотени. Этого ему никогда не удалось бы сделать в ксилографии. Вы прочерчиваете бороздки, потом покрываете чернилами всю пластину целиком, а затем вытираете её, оставляя чернила только в бороздках. После этого пластина отправляется под пресс, который давит намного сильнее, чем пресс для ксилографии. «это, кстати, один из недостатков гравировки. по сравнению с ксилографией. Всего их несколько, и один как раз заключается в том, что из-за сильного давления пресса и тонкости точек и бороздок хороших оттисков получается мало. Так что, как ни странно, ксилографий можно напечатать больше, чем гравюр. И гравюры выходят дороже. Да, поэтому они дороже. И не стоит забывать, что стоимость исходного материала тоже выше, ведь это металл, а не дерево. Перед нами сейчас гравюра Дюрера «Святой Иероним в келье». Да, это поздний оттиск, он сделан в начале 1500-х гг. Поразительно, как Дюреру удалось с помощью гравировки передать черты Североевропейской живописи. Эту светотень, эти текстуры, внимание к деталям. Да и сама идея гравюры: человек в уединении трудится, вероятно, над переводом Библии, который и прославил Иеронима. Его набожность, погружённость в работу - тоже северные черты. Надо добавить, что здесь есть влияние итальянского искусства. Дюрер, как мы видим, использует линейную перспективу. В начале 1500-х гг. в Северной Европе немногие художники владели этой техникой. Дюрер познакомился с ней во время своих поездок в Италию. И здесь он хвастается этим, да? Безусловно.

Отличие офорта от гравюры и получил лучший ответ

Ответ от Пользователь удален[эксперт]
Наиболее распространённой в графике является техника гравюры, то есть печатание оттиска с рисунка, вырезанного на печатной форме из определённого материала. Отсюда и разновидность графики: литография (печатная форма изготовляется из камня) , офорт (из металла) , ксилография (из дерева) , линогравюра (из линолеума) .
Гравюра позволяет размножать одинаковые изображения. Наиболее доступным и удобным материалом для гравюры является линолеум. Для работы можно использовать любой линолеум, лишь бы он поддавался резьбе. Линогравюра – чрезвычайно интересный вид творчества. Изображения, выполненные такой техникой, четкие и выразительные.
Основной принцип офорта, отличающий его от гравюры, заключается в том, что прорезывание линий металлическими инструментами сопровождается и усиливается травлением кислотой. Согретую доску покрывают тонким слоем грунта, особого лака (для его изготовления существуют разные рецепты – обычно в него входит смесь воска, смолы, асфальта) , который не разъедается кислотой. После этого доска слегка коптится. На этом темном фоне художник рисует различными острыми иглами, освобождая те линии-углубления, которые потом протравливаются до желаемой глубины. Поправки и ретуши здесь очень легки – достаточно только покрыть лаком неправильные и ненужные линии. Кислота выедает свободную от лака поверхность доски тем сильнее, чем дольше продолжается процесс травления.

Ответ от АлЕкСа [гуру]
может ты и скажешь?


Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Отличие офорта от гравюры

   Что такое графика? Графика это изображение, полученное на бумаге или картоне при помощи карандаша, акварельной кисточки или печатной машины. Рисунок, акварель, иллюстрация к книжке, гравюра, висящая на стене, - все это графика.
   Художники сравнительно редко пользуются цветными карандашами. Чаще они рисуют углем, тушью, простым карандашом, разноцветными мелками, которые называются пастелью. Черно-белый или подкрашенный рисунок обладает большой прелестью, и рисунки известных мастеров часто ценятся не менее их картин, написанных маслом.
   Гравюра - гораздо более сложный вид графики, чем рисунок. Существует множество различных разновидностей гравюры. Основные - это гравюра на дереве и линолеуме, офорт, литография. Гравирование по дереву - очень сложная и кропотливая работа, требующая большой усидчивости и внимания.

Прежде чем приступить к гравированию, аккуратно отпиленную, отполированную и хорошо просушенную дощечку покрывают тонким слоем белой краски. Затем по высохшей краске простым карандашом наносят рисунок. Без этого рисовать по темной дощечке трудно, а резать без рисунка - еще труднее. Вырезают рисунок на досках специальными инструментами, которые называются штихелями .
   Затем мастер берет в руки штихель и начинает гравировать. Он оставляет линии рисунка нетронутыми и удаляет штихелем те места, которые на бумаге должны получиться пустыми. Когда все свободные от штрихов и линий места «выбраны» и остались только штрихи в виде тонких перегородок, - доска готова для печати. Гравюру печатают при помощи печатной машины, напоминающей гигантские щипцы для раскалывания орехов.
   Для печати гравюры пользуются такой же типографской краской, какой печатаются книги, журналы, газеты.
   Краску «накатывают» на гравированную деревянную дощечку каучуковым валиком. Поведут этим валиком по каменной плите с краской, потом по дощечке - и так несколько раз.
   Бумагу для печатания гравюр специально мочат, так как сухая бумага прилипает к дощечке с краской. Сырую, или, как говорят, «воглую», бумагу кладут на гладкую чугунную плиту печатного станка. Сверху на нее опрокидывают дощечку вырезанной стороной, промазанной краской. Нажимают рычаг, и сверху спускается другая чугунная плита и сильно придавливает дощечку к бумаге. На бумаге получается оттиск. Таким образом с одной деревянной доски можно напечатать очень много оттисков. Правда, изображение получается зеркальное. Но для рисунка это не имеет значения.

   Гравюра на линолеуме делается точно так же, но вместо дерева употребляют линолеум.
   Есть еще один способ гравирования - офорт , - гравюра на цинке . Цинк, однако, не режут штихелем. Офортисты используют свойство цинка бурно реагировать с кислотами. Если положить кусочек цинка в банку с соляной кислотой, то через некоторое время от него ничего не останется: цинк растворится в кислоте.
   Для офорта берут гладкую цинковую доску и покрывают ее слоем непроницаемого для кислоты лака. По этому лаку специальной, офортной иглой процарапывают рисунок так, чтобы в тех местах, где прошла игла, с цинка сошел лак. Теперь остается только на минуту положить цинковую доску в ванночку с соляной кислотой. Попадая на цинк в тех местах, где лак процарапан, кислота проедает в доске желобки в соответствии с нанесенным иглой рисунком. После этого лак смывают с доски спиртом. Офорт готов. Печатается офорт примерно так же, как и гравюра на дереве. С той только разницей, что там на бумаге отпечатывалась краска, приставшая к выпуклостям доски, а здесь, наоборот, краска, застрявшая в желобках. Этот способ гравюры называется глубокой печатью .

Офортом занимались многие известные художники. Замечательным офортистом был великий голландский живописец и график Рембрандт .
   Литография во многом отличается от собственно гравюры, и от офорта, а материалом для литографии служит не металл и не дерево, а специальный литографский камень - род очень плотного известняка.
   На особым образом отшлифованном литографском камне (обычно он почти белый) рисуют, как на бумаге, жирными черными карандашами. Жирные карандашные следы в процессе травления мешают кислоте реагировать с камнем. В тех же местах, где камень остался незачерненным, в результате взаимодействия с кислотой он становится пористым и, как губка, впитывает воду. Когда на литографский камень наносят краску, она пристает к нему в жирных местах, а к пропитанным водой участкам - нет. Эти участки оставляют бумагу неокрашенной.
   Литография печатается так же, как и офорт, и собственно гравюра.
   В литографии можно пользоваться и пером, и кистью, и карандашом, можно соскребать и переделывать любую часть рисунка, добиваясь большей выразительности.
   Великим мастером литографии был французский художник Оноре Домье , живший в XIX веке.
   Сатирические рисунки, в которых Домье высмеивал короля, буржуазию и чиновников, печатались литографским способом. Вы, возможно, видели рисунки художника Е.А. Кибрика к повести Ромена Роллана «Кола Брюньон» - они выполнены в литографской технике.

Графика играет очень важную роль в нашей повседневной жизни. Картины и скульптуры помещены на выставках и в музеях, а произведения графического искусства встречаются нам повсюду. Иллюстрации в книгах и журналах, плакаты на стенах домов, этикетки на пищевых продуктах - все это создано художниками-графиками.

Настоящим художником-графиком может стать тот, кто хорошо рисует и вдобавок обладает трудолюбием и настойчивостью.

А.А. Гастаев; гл. ред. М.В.Толстиков