» » Ирония в басне стрекоза и муравей. Мораль басни «Стрекоза и муравей

Ирония в басне стрекоза и муравей. Мораль басни «Стрекоза и муравей

Все мы отлично с детства помним басню Крылова «Стрекоза и Муравей». Мораль басни известна каждому школьнику: труд будет вознаграждён, а праздность - наказана. Но ограничивается ли суть содержания басни этой краткой формулировкой? Попробуем ответить на этот вопрос.

Вконтакте

В чём заслуга Крылова

Басня - специфический жанр краткой стихотворной притчи, в русской литературе почти полностью исчерпанный Иваном Андреевичем Крыловым. Он был единоличным автором большинства написанных им басен, а некоторые их них являются переложениями на русский язык произведений Лафонтена, который, в свою очередь, позаимствовал их у Эзопа - как это случилось и с басней «Стрекоза и Муравей». Несмотря на то, что это перевод, у Крылова басня заговорила совсем по-другому, по-новому. В этом отношении русскоязычному читателю очень повезло, ведь только носитель русского языка может во всей полноте оценить истинную глубину крыловского видения нестареющих сюжетов.

Языковые средства передачи авторского послания

Иван Андреевич работал над каждой своей басней с кропотливостью ювелира, беспощадно избавляясь от всех лишних слов, оттачивая текст до совершенства. Поэтому их так легко учить наизусть. При этом Крылов никогда не поступался содержанием, он мог в очень редких случаях позволить себе некоторую грамматическую неуклюжесть или перенос ударения, но нужных слов, точно выражающих его мысль, он не опускал в угоду красоте стиха.

Будет неполным без анализа языковых приёмов. Здесь можно выделить несколько ярких средств, помогающих автору передать главную идею.

Особенности возрастного восприятия

Многие считают, что школьникам рановато читать, например, «Войну и мир» или «Преступление и наказание» . А что насчёт наших любимых басен? Их полезно читать как в детстве, так и в зрелом возрасте. Ведь с возрастом на многие классические литературные произведения люди начинают смотреть по-другому, и басня, в которой, казалось бы, всё предельно ясно, не исключение. Анализируя произведения классиков, легко углубиться в такие дебри, что сами классики диву дались бы. Но тем и хороши их книги, что каждый читатель - юный или пожилой, обыватель или эрудит - найдёт в них что-то своё, увидит сквозь призму своего восприятия жизни.

Мораль басни в школе

Знакомство с басней «Стрекоза и Муравей» происходит в начальной школе и преследует две основные цели:

  1. образовательную - научить детей работать с литературным произведением, анализировать его, выделять главную мысль;
  2. воспитательную - донести до учеников мораль, вернее, сделать так, чтобы они поняли её сами: нужно трудиться ради будущего, иначе рискуешь остаться ни с чем.

Таким образом, воспитательная цель на данном этапе совпадает с собственно миссией жанра - проиллюстрировать на кратком, но ёмком и красочном примере простую истину. Именно это и должно быть отражено в читательском дневнике школьника.

Восприятие глубины басни в зрелом возрасте

Взрослый человек, перечитав басню, заметит, что в ней говорится о справедливости, тогда как между строк можно разглядеть и несправедливость. Ведь Крылов творил в начале XIX века , когда в стране было чёткое социальное расслоение, обусловленное крепостным правом. Крестьяне тяжело работали всю жизнь, а у их хозяев «лето красное» никогда не кончалось. В роли стрекозы могли оказаться обедневшие дворяне, которые, будучи не приспособленными ни к какому труду, внезапно оказались без средств к существованию.

Неоднозначность героев

Имена героев басни стали нарицательными. Трудится, как муравей, говорим мы - это положительный отзыв. А называя, к примеру, девочку стрекозой, мы имеем в виду такие её черты, как подвижность, жизнерадостность, весёлость, беспечность.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Аллегория – это древнегреческое слово, и в переводе оно означает «иносказание ».

Считается, что самым первым, кто стал активно использовать этот прием в своих произведениях, был баснописец Эзоп.

Дело в том, что Эзоп был рабом. Он хотел высмеивать поведение и привычки своих хозяев, но делать это в открытую означало неминуемую смерть. Вот и придумал он собственный язык, который сплошь состоял из намеков, иносказаний и тайных символов .

Аллегория - это маскировка истинного смысла

Чуть ниже будет приведено определение этого термина, но сначала хочу продолжить тему его появления. Чуть ниже вы можете увидеть изображения автора этого способа художественной речи (тропа) — Эзопа.

Чаще всего он изображал людей в виде животных, наделяя их соответствующими повадками и чертами характера. И всем, включая господ, очень нравились произведения Эзопа.

Они с удовольствием читали их, даже не подозревая, что смеются в этот момент над собой – своими пороками и недостатками. Позже даже появился такой термин, как «Эзопов язык ».

Теперь обещанное определение аллегории:

Очень часто в литературных произведениях и в обычной жизни мы встречаем такие вот соответствия:

Пример аллегории в современной литературе

Перед тобой сейчас отрывок одного из самых известных стихотворений Бориса Пастернака «Зимняя ночь» . Прочти и ответь на простой вопрос – о чем оно?

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Если понимать все дословно, то вроде бы картина ясна. Перед мысленным взором рисуется суровая русская зима, где-то стоит одинокий дом. Происходит все в какой-нибудь деревне, так как электричества нет, и дом освещается свечками. Ну а внутри находятся двое влюбленных, которые периодически занимаются сексом. Похоже, правда? Вот только ни капельки не верно.

Чтобы понять смысл «Зимней ночи», нужно представлять, кто такой Пастернак. Это бунтарь, правдолюб. Автор, который долгое время был запрещен в СССР. И было бы странно предположить, что он вдруг написал такую банальную любовную лирику. А он ее и не писал! В этом стихотворении скрыт куда более глубокий смысл:


Видите, через вроде бы банальную картину зимы Пастернак описал одни из главных законов мироздания. А лучше сказать – замаскировал одно в другом. Это и есть АЛЛЕГОРИЯ.

Аллегории в баснях Крылова

Массу аллегорий использует в своих баснях и Иван Крылов. В каждом его произведении главные герои – животные. Но в них мы можем легко узнать людские манеры поведения или поступки, часто не самые правильные и образцовые.

Крылов очень явно высмеивает людские пороки или, наоборот, хвалит достоинства. В каждом животном зашифрован какой-то характер :

Но Крылов прячет под аллегории не только характеры , но даже целые устои жизни, отношения между разными слоями общества и исторические моменты. Яркий пример – басня «Волк и Ягненок».

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим.

По сюжету Волк укоряет и всячески принижает Ягненка, который посмел пить воду из того же ручья, что и он. Но ведь не об этой паре животных. За образами Волка и Ягненка Крылов спрятал власть имущих и простой народ.

А есть у баснописца и другое произведение – «Волк на псарне».

Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор -
Почуя серого так близко забияку.

В этой басне Крылов умело замаскировал события 1812 года . Тогда Наполеон (Волк), поняв, что Россию (Псарня) ему не одолеть, пытался провести мирные переговоры.

Но в итоге наши полководцы во главе с Кутузовым не купились на это и гнали французскую армию до самого Парижа. А басня как раз заканчивается тем, что опытный ловчий (Кутузов) не пошел на переговоры с волком (Наполеон) и спустил на него всех собак.

Другие примеры аллегорий в литературе

Конечно, не только у Крылова, и не только в баснях мы встречаем аллегории. Например, многие сказки Салтыкова-Щедрина полны иносказаний. Самый яркий пример – «Премудрый пескарь».

Ведь под маской маленькой рыбки, которая решила отгородиться от всего на свете, ни во что не влезать, никому не помогать и жить только для себя, можно рассмотреть пассивных людей. Они ни к чему не стремятся, не пытаются пробиться на самый верх, не борются за улучшение собственной жизни. И автор делает вполне справедливый вывод, что от таких существ (будь то рыба или человек) никакой пользы нет.

От них никому ни холодно, ни тепло, ни бесчестия, ни чести. Они лишь даром занимают место да едят корм.

Еще один пример – «Песня о Буревестнике» Максима Горького . Ведь это не о птице, хотя она и является главным персонажем.

Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах... Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем! … Буря! Скоро грянет буря!

Пингвины в данном случае — серая масса. Люди, которые трепещут перед властью и боятся ей противостоять. А Буревестник – это смельчаки, которые готовы бросить вызов и смести старые порядки.

Такое же недовольство вековыми устоями можно найти и в творчестве Александра Блока .

Вагоны шли привычной линией,
Вздрагивали и скрипели;
Молчали жёлтые и синие,
В зелёных плакали и пели.

Хотя тут надо пояснить, что именно имеет в виду автор. В дореволюционной России состав поезда состоял из разноцветных вагонов. В первом и втором классе (желтых и синих) ездили богатеи, а простой народ ютился в менее комфортных вагонах третьего класса (зеленых).

Но в данном случае Блок, конечно, не имеет в виду какой-то конкретный поезд.

Через аллегорию он описывает общий уклад жизни в стране – богатые наслаждаются и не хотят замечать ничего вокруг, а бедным ничего не остается как молчать и терпеть.

В качестве аллегорий некоторые авторы используют фамилии персонажей . Например, у Гоголя есть Собакевич и Тяпкин-Ляпкин. У Фонвизина – Правдин и Простаков. У Грибоедова – Молчалин и Скалозуб. И как только мы видим, то тут же понимаем, какой характер у того или иного героя, и как к нему относится сам автор.

Чем аллегория отличается от метафоры

Внимательный читатель может задать вопрос – в чем же отличие аллегории от метафоры ? Ведь оба эти понятия подразумевают иносказание.

Суть действительно одинаковая – через яркие образы усилить значение написанного. Вот только масштабы тут разные. , как правило, всего одно слово, которое очень метко подмечает характер или свойства.

Например, золотые руки, гробовая тишина, бегущее время. А вот аллегория может принимать форму целого произведения . Она богаче и глубже по смыслу. И порой даже настолько сложна, что не каждый читатель сможет разгадать в чем ее смысл.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое басня Тропы - это секретное оружие русского языка Сравнение - это прием украшающий образ (примеры из литературы) Литота - это преуменьшение и смягчение для создания образа Афоризмы - это сокровищница человеческой мудрости Предложение - это мысль, доведенная до логического завершения Что такое мораль - функции, нормы и принципы морали Что такое сатира вообще и в литературе в частности
Как анализировать рынок Форекс с помощью индикаторов Лицемер - кто это такой и что такое лицемерие
Стратегии, тренды и технический анализ на рынке Форекс, а так же принципы торговли на Forex

Министерство образования Республики Башкортостан

Институт развития образования РБ

Урок по литературному чтению в 4 классе на тему:

«Басни. И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»

Выполнила учитель начальных классов

МОБУ лицей №4 г.Баймак

Баязитова Г.Г.

2015

Тема: Басни . И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей» Цели урока: 1) познакомить детей с новой басней И.А.Крылова, с новыми понятиями: «ирония», «аллегория»; закреплять умение работать с текстом басни, продолжить формирование навыков выразительного чтения;
2) развивать речь, внимание, мышление:элементы анализа и синтеза;
3)воспитывать трудолюбие, стремление правильно распределять своё время;

Планируемые результаты: Предметные УУД : познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню.
Личностные УУД : формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Метапредметные УУД: познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
регулятивные: умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, презентация к уроку, ЭОР, памятки для учащихся по работе с басней, сигнальные карточки, пазлы с иллюстрацией басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», учебник: Л.А. Ефросинина. Литературное чтение.4 класс, 1 часть, М., «Вентана-Граф», 2013 (УМК «Начальная школа 21 века»).

Ход урока .

1. Организационный момент.
- Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам в прок.
- Ребята, я приглашаю вас в чудесный мир литературы. (Слайд: название учебного предмета)

2.Работа над новым материлом.
1) Актуализация знаний.
Демонстрация слайда-анимации.
- Нанесите на карту литературных жанров названия или часть текста произведений.
- Какого литературного жанра не хватает? (Басни.)
- Чему посвящен сегодня урок? (Басне)
- Вспомним, что такое басня? (Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют животные, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки) - А как по- иному называют строки, заключающие в себе смысл басни? (Мораль). Слайд (определение: Мораль - нравственное наставление автора. Мораль чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни.)
- А как называют автора басни? (Баснописец)
-Произведения какого известного башкирского поэта баснописца мы проходили на уроках родного языка?(Зайнап Биишевой «Конь и Овод»)
2)Работа с иллюстрацией.
- Посмотрите иллюстрации на доске.
-Кто автор басен, к которым вы увидели иллюстрации? (Слайд: портрет И.А.Крылова)
3)Рассказ учителя: - Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. Он был всесторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. А.С.Пушкин любил читать басни И.А.Крылова и называл его «самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев». Строки его басен стали пословицами и поговорками.

4) Формулирование проблемы.
- Вы догадались, что на уроке нам предстоит встреча с новой басней И.А. Крылова.
- Какую цель мы обычно ставим перед изучением нового произведения. (Узнать о чем это произведение, понять замысел и внутренний мир автора.)
- Что нужно для достижения этой цели?
(Уметь работать с текстом (объяснить значение непонятных слов, находить изобразительно - выразительные средства языка, подтверждать словами текста тему и основную мысль).-
- А вот как называется басня, вы узнаете после речевой разминки.
5)Речевая разминка:
Речевые упражнения (текст на слайде)
Без работы хоть убей,
Жить не может муравей. Надлугом,гдепасутся козы козы,
На крыльях прозрачных порхают стрекозы.
(Разные способы чтения: «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией, с ускорением, с замедлением).
- А почему именно эти персонажи? (Будем читать басню «Стрекоза и Муравей»)
-Герои разминки пришли к нам сегодня в гости.
- Давайте послушаем ваши рассказы о героях басни (Выступают заранее подготовившиеся учащиеся)
- Какими вы их представляете?
6)Парная работа . Определите черты характера главных героев. (о стрекозе: красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д., о муравье: труженик, коллективист, умный и т.д.)
7) Первичное восприятие текста.
-А теперь давайте прослушаем текст басни. Какими в ней показаны герои?
(Слушание басни в аудиозаписи)
- Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления? А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).
-Значит, мы с вами ошиблись? В этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? Так ли это? (разные мнения детей выслушиваются).
-Давайте попробуем в этом разобраться? Но сначала-разминка.
8) ФИЗМИНУТКА.
Нёс однажды Муравей
Две травинки для дверей.
На полянке под кустом
Муравьишка строит дом.
Лишь снежок запорошит
Стрекоза к нему спешит.
Ты, кума, не торопись,
А за дело - ка возьмись.
1, 2, 3, 4, 5 - начинаем приседать.

9)Самостоятельная индивидуальная работа.
-Прочтите басню в учебнике самостоятельно и ответьте на вопрос: сформулирована ли мораль отдельной частью? (нет)
- Значит, чтобы найти смысл поучения басни, нам придется провести небольшое исследование по плану, указанному в ваших памятках к работе с литературными произведениями («Памятки для чтения»)
- Исследование будем проводить, работая в группах. Памятки на столе.
10)Работа в группах.
повторение правил групповой работы.
- Вспомним правила работы в группе: (на слайде)
Работай дружно.
Спокойно высказывай своё мнение.
Уважай мнение другого.
Терпеливо выслушивай мысли других.
Вместе находи правильное решение.
Капитан определяет выступающего.
Самостоятельная работа в группах.

3.Закрепление пройденного.
-Итогом нашей работы будет викторина по вопросам, которые вы обсудили в группах. Команда может ответить на 4 вопроса учителя.Отвечать команды будут по - очереди.
Викторина (по 4 вопросов каждой группе)
1. В стихах или прозе написана басня? Найдите рифмы.
2. Чтобы понять незнакомые слова и выражения, которые встретились в басне, выполним задание:
- Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания (слайд)
Как вы понимаете эти высказывания? (этот вопрос задается после каждого правильно установленного соотношения)

Зима катит в глаза.
В мягких муравах у нас.
Голову вскружило.
Оглянуться не успела.
В ум пойдет.
Помертвело чисто поле.
Злой тоской удручена. Забыла обо всем.
Не хочется думать.
Неожиданно наступила зима.
Быстро прошло.
В поле стоит мёртвая тишина.
Тоскует.
В мягкой траве у нас.
3. Как изображена в басне Стрекоза? Найдите подтверждение в тексте.(Беззаботная. Веселая. Резвая. Грациозная. Легкомысленная. Ленивая.)
4. Как изобразил И.А. Крылов Муравья? Найдите подтверждение в тексте.(Трудолюбивый. мудрый.)
5. Настали ли нужда и голод для Муравья?
6. Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?
7. Справедливо поступил Муравей со Стрекозой?
8.Почему автор несправедливо обидел Стрекозу, в природе они уничтожают личинки комаров? (Под насекомыми автор подразумевает людей. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём).
9. Как вы относитесь к Стрекозе?
10. А как вы относитесь к Муравью? Во всем ли прав он, отказав в помощи Стрекозе?
11. Почему же Крылов именно таким показал Муравья?
- Мы знаем, что басни писались не ради этих насекомых. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше.
12. Чему учит нас эта басня? Какова мораль? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)
Знакомство с терминами «ирония», «аллегория»
- Ребята И.А. Крылов о стрекозе говорит с усмешкой, с легким юмором или говорят с иронией. В басне всегда прослеживается ИРОНИЯ. Давайте прочтем, что такое ирония в учебнике (тонкая, скрытая насмешка) А так же в баснях используется АЛЛЕГОРИЯ (чтение в учебнике: слово греч., в переводе оно означает «иносказание».) Так в баснях хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность - в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья.
- Из частичек пазлов, собранных командой, составьте полную иллюстрацию. Какой момент басни представлен иллюстратором? (заключительный) Из чего это понятно? Озаглавьте эту иллюстрацию. Зачитайте названия. Можно ли считать эти слова моралью басни? Докажите.
4.Итог урока: 1)Рефлексия.
Вывод по проблеме:
Смогли мы ответить на главный вопрос урока?
Какие же пороки высмеивает Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
Нужно ли изучать басни?
Чему они учат?
Самооценка (сигнальные карточки трёх цветов: зелёный, жёлтый, красный)
- если работа в группе не вызвала затруднений –зелёный;
- если были трудности, но удалось справиться самостоятельно – жёлтый;
- если смогли справиться лишь с помощью других – красный1
. 2)Домашнее задание .
Выразительное чтение басни наизусть.
Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить, нарисовать иллюстрацию к басне (по желанию)

Дополнительный материал:
СТРЕКОЗА.
Мы, стрекозы относимся к самым необычным созданиям во всем мире насекомых. В яркие солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами восторгаетесь. Самым впечатляющим, вероятно, вы находите наше искусство полета. Действительно, я могу перечислить вам девять различных видов полета, которыми мы мастерски владеем. Я ни в коем случае не должна забыть еще одну характерную особенность - нашу впечатляющую красочность. После бабочек нам, без сомнения, гарантировано второе место в конкурсе по красоте и богатству красок. Вы найдете у нас всевозможные сочетания: от нежных тонов, переходящих в металлически светящиеся, до насыщенных и резких. Невозможно не восторгаться нашей красотой!
МУРАВЕЙ.
Я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточки или какую-то другую добычу, кто-то торопится на поиски пищи, кто-то трудится на куполе самого муравейника, открывая в нем входы-выходы или вытаскивая на поверхность – погреться на солнышке – белых личинок. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Каждый из нас может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес.
Приложение 2

Памятка к работе над басней

1.Как называется басня? Кто ее автор? В стихах или прозе она написана?
2.Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?
3.Кто является главными героями в басне?
4.Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.
5.Что осуждается в басне?
6.Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?
7.Что должен понять из этой басни читатель?
8.Какое выражение басни стало крылатым?

Работа в группах

БАСНЯ И. А. КРЫЛОВА «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ».


Цели урока: познакомить детей с новой басней И.А.Крылова, с новыми понятиями: «ирония», «аллегория»; закреплять умение работать с текстом басни, продолжить формирование навыков выразительного чтения.
Тип урока: Открытие новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные УУД: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню.
Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Метапредметные УУД:
познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
регулятивные: умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, экспозиционный экран, видеопроектор, ноутбук, магнитная доска, магнитофон, карточки, сигнальные карточки.

Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
- Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам в прок.

Ребята, я приглашаю вас в чудесный мир литературы.

2. Актуализация знаний.


Посмотрите иллюстрации на доске.
- Кто автор басен, к которым вы увидели иллюстрации? (портрет И.А.Крылова)
- Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. Он был всесторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. А.С.Пушкин любил читать басни И.А.Крылова и называл его «самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев».

Что такое басня?

(Небольшой рассказ в стихах или прозе, поучительного характера, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить.)

В басне есть нравоучение?

Как оно называется?

Что осуждается в морали? (зависть, лень, ложь, глупые поступки…)

Какова мораль этой басни? В каких словах произведения она заключается?

Чему учит нас каждая басня?

Ребята, внимательно послушайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать.

Две горошины – глаза, В лесу у пня беготня, суетня,
Ножки – грабелькой, Народ рабочий весь день хлопочет,
Хвостик – сабелькой, Себе дом строит.
Крылья – бантиком. (Муравьи)
(Стрекоза)

Каждая из басен И.А.Крылова отражает человеческие недостатки и несправедливые отношения между людьми. Сегодня на уроке мы поподробнее познакомимся с ещё одной басней великого русского баснописца «Стрекоза и муравей». Судя по названию, кто будут действующими лицами басни? (Стрекоза и муравей)

Что это за животные?

Как они выглядят? (Муравей маленький, чёрный, невзрачный, а Стрекоза – красивая, изящная с тонкими прозрачными крылышками и большими глазами)

(Детям показываются иллюстрации с изображением стрекозы и муравья)

Когда и где можно встретить муравья? (Летом. Встретить можно около муравейника).

А что такое муравейник? (Это жилище муравьёв)

Наблюдали ли вы когда-нибудь за муравьями?

За каким занятием их чаще всего можно застать? (Тащат в муравейник палочки, хвоинки, гусениц и т.д.)

Муравьи очень трудолюбивы, они постоянно чем-то заняты, никогда не сидят без дела.

Где можно встретить стрекозу? (Пархает с цветка на цветок)

Какими эти персонажи могли быть в басне?

А сейчас мы узнаем, верно ли вы догадались.

3. Просмотр мультфильма.
- Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления?

А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).
- Значит, мы с вами ошиблись? В этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? Так ли это? (разные мнения детей выслушиваются).
- Давайте попробуем в этом разобраться? Но сначала проведём физминутку.

4. Физминутка

Нёс однажды Муравей

Две травинки для дверей.

На полянке под кустом

Муравьишка строит дом.

Лишь снежок запорошит

Стрекоза к нему спешит.

Ты, кума, не торопись,

А за дело - ка возьмись.

1, 2, 3, 4, 5 - начинаем приседать.

5. Повторное чтение и углубленный анализ басни.

1.Словарная работа.

Что необходимо выяснить для успешного усвоения содержания басни?

(на доске появляются слова, выражения)

Значение непонятных слов, выражений.

Вешние дни (иначе: весенние)

В мягких муравах (мурава – трава; в мягких травах)

Удручена (огорчена, опечалена)

Помертвело чисто поле (собран урожай; насекомые и животные попрятались, впали в спячку; цветы и травы засохли; птицы улетели; стоит тишина)

Оглянуться не успела (прошло всё очень быстро)

И кому же в ум пойдёт (никто даже не подумает)

Дети высказывают предположения о лексическом значении устаревших слов и выражений.

Запоминают значение слов и выражений.

2.Повторное чтение басни. (Слушание басни в аудиозаписи)

Дети читают басню самостоятельно.

3.Углублённый анализ басни.

Подберите характеристики для наших героев.

(1 ряд- охарактеризует Стрекозу, 2 ряд- Муравья: работа в парах)

Слова для справок: трудолюбивый, весёлый, злой, справедливы, жадный, ленивый, беспечный, несерьёзный, бесшабашный, хитрый, запасливый. Слова для справок на печатаны на карточках (на каждую парту).

Учащиеся дают характеристику героям басни.

Проверим вашу работу.

Дети защищают свои ответы.

Жалко ли вам Стрекозу?

Почему она пошла к Муравью? - Муравей труженик.

Правильно ли поступил Муравей?

Как вы думаете, стал ли отказ Муравья уроком для Стрекозы?

Найдите в басне слова, в которых заключается главная мысль произведения. Как вы понимаете? «- Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!»

Какова мораль басни?

Нужно не только веселиться, но и работать.

6. Знакомство с терминами «ирония», «аллегория»
- Ребята И.А. Крылов о стрекозе говорит с усмешкой, с легким юмором или говорят с иронией. В басне всегда прослеживается ИРОНИЯ. Давайте прочтем, что такое ирония в учебнике (тонкая, скрытая насмешка) А так же в баснях используется АЛЛЕГОРИЯ (чтение в учебнике: слово греч., в переводе оно означает «иносказание».) Так в баснях хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность - в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья.

7. Индивидуальная работа учащихся.

Учитель раздаёт детям карточки для индивидуальной работы.

Упражнение «Соберите пословицы»

Вам необходимо соединить начало и конец пословиц.

Ученики учатся составлять пословицы, доказывают правильность своего выбора.

Проверка выполненной работы (результаты работы появляются на доске)

Делу - время, потехе - час.

Кто веселится весной, проплачет зимой.

Семь раз отрежь, один раз отмерь… и т.д.

Какие пословицы лучше всего выражают главную мысль басни?

8. Рефлексия. Итог урока:

Какие же пороки высмеивает Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
Нужно ли изучать басни?
Чему они учат?

Самооценка (сигнальные карточки трёх цветов: зелёный, жёлтый, красный)
- если работа в группе не вызвала затруднений – зелёный;
- если были трудности, но удалось справиться самостоятельно – жёлтый;
- если смогли справиться лишь с помощью других – красный

9. Домашнее задание.
Выразительное чтение басни наизусть.
Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить, нарисовать иллюстрацию к басне (по желанию)

2 561 0

В статье рассмотрим сущность и примеры такого литературного приема как аллегория.

Понятие аллегории

Многие нередко сталкиваются с вопросом: аллегория – что это? Значение слова аллегория необходимо искать у греков, в переводе с их языка аллегория означает «иносказание». Если давать определение этому понятию, то аллегория – это художественный прием, суть которого — выразить абстрактное понятие через конкретный, очевидный образ.

Наверное, самым распространённым примером аллегории будет служить изображение смерти в виде черепа и костей, или же фигуры в черном одеянии с косой . Образы аллегории широко применялись еще со времен Средневековья и Ренессанса художниками на своих полотнах до самого IX века. В современном же искусстве интересные аллегории используют куда виртуознее для более тонкого, незримого выражения смысла произведения, давая зрителю самому уловить скрытый намёк автора. В этом и заключается роль аллегории.

Примеры

Нельзя сказать, что аллегорию можно встретить исключительно в литературной речи. Мы сами, нередко того не замечая, в повседневной жизни употребляем выражения иносказательного характера. К примеру, «первая ласточка» — признак приближения хороших перемен, нового и долгожданного события. Или «ворона в павлиньих перьях» — человек, который старается показать себя важным, незаменимым, значительным, хотя сам таким не является.

Каждый знает, что образ змеи, обвивающей чашу – это символ медицины, а девушка Фемида с повязкой на глазах, держащая в руках весы олицетворяет правосудие. Изображение сердца означает любовь, креста – веру. Всё это аллегория.

Что такое аллегория в литературе

Аллегория в литературе начинает встречаться еще со времен античности. Ярким примером служат поэмы Гомера «Одиссея» и «Илиада», где аллегоричный образ Одиссея отождествляется с любознательной, неиссякаемой мыслью человека, а его жена Пенелопа, как трогательный и бесспорный образ любви, верности и женской преданности.

В произведениях древнегреческого баснописца Эзопа использована аллегория: описывая животных, автор высмеивал, выставлял напоказ людскую жадность, притворство и глупость. Позже его стиль аллегорического изложения назовут эзоповым языком.

Ко всему прочему присутствует аллегория в литературе Средневековья , в текстах священных Писаний, религиозных гимнах, притчах, трудах Отцов Церкви немало образов носят иносказательный мотив. Немало аллегорий к нам пришло из Библии: Иуда символизирует предательство, а Богородица – безгреховность, нравственную чистоту, безукоризненною мораль и непорочность.

Множество аллегорических примеров можно найти в творчестве Верхарна, Ибсена, Франса, в гениальном произведении Данте «Человеческая комедия», в сонетах Шекспира, поэмах Шелли. Стоит учесть тот факт, что в произведениях IX-XX вв. период рационалистических философских традиций аллегория практически не употреблялась вовсе.

К слову, русские авторы никак не могли обойтись без аллегорий. Баллады Жуковского , сатира Салтыкова-Щедрина, произведения Ильфа и Петрова, Чехова, стихи Маяковского , басни Крылова – неиссякаемый источник остроумных и тонких иносказаний.

Аллегория в баснях Крылова

Зачастую, говоря об аллегории, нас интересуют самые яркие, запоминающиеся примеры из художественной литературы. И аллегория Крылова явное тому подтверждение.

Каждая его басня – это небольшая забавная история, где главные герои исключительно обитатели леса, раскрывает читателю в шуточной форме определенную норму поведения или поступок, зачастую не самый образцовый.

В каждом из характеров лесных героев мы узнаем что-то схожее, близкое среди нашего окружения. Описывая своих персонажей, Крылов больше затрагивает человеческие пороки и достоинства, чем характер животного. У автора аллегория басни такова: Лиса символизирует хитрость, плутовство, ложь, наглость, угодничество и заискивание ради своей выгоды. Осел – образ упрямства, тупости, безграмотности и невежества. Петух представляется нам как образец зазнайства, самолюбия и нарциссизма. Медведь олицетворяет силу, мощь, доброту, а иногда и ограниченность, нерасторопность. Стрекоза – беспечность, а заяц – трусость и хвастовство.

Произведения Крылова многолики. В одних автор высмеивает характеры, а в других — отношения между людьми, устои жизни, общественный порядок. Аллегория басни «Волк и Ягненок» прекрасно отражает взаимоотношения между властью и народом, между всеимеющими, всемогущими и подчиненными, сильными и слабыми. И как часто это бывает в жизни, сильный пытается доказать свою властность, издеваясь, помыкая над слабым.

А есть у Крылова басни, в которых наши своё отражение исторические события. Так, например, в басне «Волк на псарне» повествуются события в годы Отечественной войны 1812 года, когда французский император попытался провести мирные переговоры с Россией. Волком Крылов изобразил Наполеона, а опытным ловчим – полководца Кутузова. Когда Волк попадает на псарню (на территорию России), то и сам не рад, это можно понять из строк: «В минуту псарня стала адом». Пытаясь избежать своей горькой участи, хитростью идет на переговоры, но умный ловчий не поддается.

Чем отличается аллегория от метафоры

Часто встает вопрос: какая же разница между метафорой и аллегорией? Как и когда правильно употреблены аллегория или метафора? Давайте разберемся.

Метафора – это выражение (или слово), употребленное в переносном значении. Например, золотые руки, часы идут .

Аллегория и метафора схожи между собой тем, что оба эти понятия построены на ассоциациях, то есть проводится параллель между названным объектом и его определением. Однако, аллегория куда глубже и богаче по своему значению и сложности.

Метафора изображает нам какие-либо события или состояния, например наступление старости через метафору «пришла осень» , невозможность возвратить все вспять — «заросла тропинка» , описание притихшего, неподвижного леса – «лес призадумался» .

Метафора – это своего рода сравнение, эффектное, меткое, остро подмеченное, благодаря которому произведение становится живым, выразительным и воображение читателя начинаем работать.

В свою очередь аллегория может принимать форму целого произведения (это хорошо видно на примере басен и притчей). Используя этот литературный прием, автор иллюстрирует какое-то событие, историю и дает нам понять свое отношение к случившемуся.

Переносное значение в метафоре умещается в одно слово, а в аллегории оно охватывает целую мысль. Метафорой выступают словосочетания, а примером самых простых и кратких аллегорий служат пословицы («Лучше синица руках, чем журавль в небе» ).