» » История развития зоологии современная зоология зоологи. Что такое зоология? Что изучает наука зоология? Современные зоологи

История развития зоологии современная зоология зоологи. Что такое зоология? Что изучает наука зоология? Современные зоологи

Зоология - наука о животных - в настоящее время представляет собой не единую науку, а систему наук, изучающих животный мир с самых различных точек зрения. Изучаются строение и жизненные отправления животных как во взрослом состоянии, так и в разные периоды развития, состав фауны того или иного района и особенности географического распространения животных, связь животных организмов с условиями существования и, наконец, закономерности эволюционного развития животных.

Кроме того, изучаются виды животных, полезные человеку в хозяйственной деятельности, с целью увеличения добычи диких и повышения продуктивности домашних, а также и вредные животные с целью, наоборот, выработки рациональных мер борьбы.

В зоологии выделяются, с одной стороны, науки, изучающие отдельные стороны жизни животных - их строение, развитие, жизнедеятельность, распространение, связь с внешней средой и т. д.; с другой стороны, - науки, изучающие отдельные, наиболее крупные и практически важные группы животных (частная зоология). К первой группе относятся следующие зоологические науки.

Морфология - наука о преобразовании формы, т. е. о строении животных в зависимости от изменения функций и условий существования организмов в индивидуальном и историческом развитии. В морфологию входит ряд более частных дисциплин: анатомия - изучающая строение и соотношение органов; сравнительная анатомия - изучающая изменения и превращения формы и функции органов различных животных путем сравнения сходства и различий в организации как современных, так и ископаемых животных; гистология - изучающая микроскопическое строение животных.

Эмбриология - наука об индивидуальном развитии животных и закономерностях этого развития.

Физиология - наука о жизненных отправлениях животных, т. е. о процессах, совершающихся в организме (пищеварение, дыхание, выделение, кровообращение, передача нервного возбуждения, размножение и т. д.), и об обмене веществ между организмом и внешней средой. Особой наукой, изучающей химический состав и химические процессы, которые протекают в животном организме, является биохимия животных.

Экология - наука о взаимодействии животных с внешней средой, как неорганической, так и органической, и о закономерностях зависимости жизни совокупностей особей (популяций), составляющих виды, и динамики их численности при различных условиях существования.


Гидробиология - наука, изучающая закономерности жизни в водоемах, приспособления к условиям существования водных животных и растений, их распределение в водоемах и разрабатывающая меры повышения продуктивности водоемов, а также вопросы санитарного состояния их.

Зоогеография - наука о географическом распространении животных и о закономерностях как современных, так и исторических, определяющих это распространение.

Палеозоология - наука о вымерших животных, их строении, геологическом распределении, историческом развитии, происхождении, а также взаимоотношении с современными организмами.

Генетика - наука о закономерностях наследственности и ее изменчивости.

Систематика - наука о многообразии животных, их классификации и ее закономерностях. Систематика использует данные всех зоологических наук и строит естественную, эволюционную систему животного мира.

Методическое пособие разработки уроков биологии 7класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо-вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ-ектами;

Задачи:

Образовательные : формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно-сти, и эстетической культуры как способно-сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ-ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен-ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру-гих людей; экологическое сознание; воспита-ние любви к природе;

Личностные : понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные : умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Технологии : Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся умений по-строения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т. д.): коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала (с. 3—7 учебника), знакомство со структурой учебника, справочным материалом по предложенному учителем алгоритму; индивидуальная работа — составление таблицы «История развития зоологии как науки» с последующей взаимопро-веркой; работа в парах или малых груп-пах — классификация животных при консультативной помощи учителя с по-следующей взаимопроверкой, выполне-ние заданий, предложенных учителем, с последующей проверкой.

Планируемые результаты

Предметные

Научиться объяснять зна-чения понятий: зоология, систематические категории; описывать представления древних людей о живот-ных, пользуясь данными археологии; оценивать вклад ученых Древнего мира и Средних веков в развитие представлений о животных; осознавать необходимость систематизации информации для удобства ее изучения; ха-рактеризовать систематиче-скую категорию, выделяя ее составляющие; классифици-ровать животных, пользуясь современными систематиче-скими категориями.

Метапредметные УУД

Познавательные: преобразо-вывать информацию из одной формы в другую; классифици-ровать объекты по заданным критериям.

Регулятивные: выделять обоб-щенный смысл и формальную структуру учебной задачи; вы-полнять задания по предложен-ному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.

Коммуникативные: работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками

Личностные УУД

Формирование и развитие позна-вательного инте-реса к изучению биологии и исто-рии развития зна-ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Зоология - наука о животных, предмет ее изучения; этапы развития зоологии: донаучный и научный; методы изучения животных; многообразие животных, их широкое распространение по Земле; систематические категории царства животных; учебник «Животные»: его содержание, методический аппарат, правила работы с учебником.

Ресурсы

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде-ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. —

Хостинг презентаций

Современный органический мир со всей его многообразной биомассой можно разделить на пять :

  • животные;
  • растения;
  • грибы;
  • бактерии;
  • вирусы.

Изучением каждого из них занимается целый комплекс наук. Мы рассмотрим, какие науки занимаются изучением представителей царства животных, как данные дисциплины называются, с каких пор возникли и каких результатов на сегодняшний день добились.

Наука зоология

Главная наука, посвятившая себя изучению многообразия и образа жизни животных, - зоология. Именно она является тем фундаментом, на котором держатся знания о братьях наших меньших.

Что такое зоология? Ответить одним предложением вряд ли получится. Ведь это не просто одна сухая наука, построенная на теории, это целый комплекс разделов и поднаук, собирающих материалы обо всем, что касается животного мира.

Поэтому ответить на этот вопрос можно примерно так: зоология - это наука о той части биомассы нашей планеты, которая относится к животным. Таким образом, объектом изучения зоологии являются все животные - от простейших одноклеточных до многоклеточных млекопитающих. Предметом данной науки считают изучение внешнего и внутреннего строения, физиологических процессов, распространения в природе, образа жизни и особенностей поведения, взаимодействия между собой и с окружающим миром.

Цели и задачи науки

Более полно понять, что такое зоология, помогут ее как заключаются в следующем:

  • изучить особенности функционирования, строения, эмбрионального и исторического развития всех представителей животных;
  • рассмотреть способы приспособления к условиям среды и проследить особенности этологии;
  • определить их роль в ;
  • выявить роль человека в охране и защите животного мира.

В связи с поставленной целью задачами зоологии являются такие пункты:

  1. Изучение внешнего и внутреннего строения, а также физиологических особенностей всех представителей животных.
  2. Сопоставление их потребностей и ареалов их обитания.
  3. Установление значения и роли отдельных групп в природе и хозяйственной деятельности человека.
  4. Проведение анализа систематики животного мира, определение наиболее уязвимых групп, обеспечение их охраны и защиты.

Рассмотрев цели, задачи, объект и предмет зоологии, можно с уверенностью сказать, что изучает зоология именно животный мир во всех его проявлениях.

Классификация зоологических разделов

Известно свыше двух миллионов видов животных. Каждое имеет свои уникальные особенности, а при взаимодействии друг с другом они вообще представляют собой уникальнейшую систему. Изучение такой системы требует много времени и сил. Это работа огромного количества людей. Поэтому вся наука представляет собой особые разделы зоологии.

Классификация зоологических разделов по задачам

Также существует классификация зоологических разделов по задачам для науки. Она представляет собой следующие категории:

  • систематика - раздел, занимающийся классификацией и определением места в для каждого представителя животных;
  • зоогеография - наука, изучающая их распространение и расселение по территории нашей планеты;
  • морфология - наука, изучающая особенности внешнего и внутреннего строения;
  • филогенетика - изучает основы происхождения и исторического развития животного мира;
  • генетика - рассматривает закономерности наследственности и изменчивости во всех поколениях;
  • гистология - изучает клеточное строение тканей;
  • палеозоология - наука об ископаемых останках и вымерших животных всех периодов жизни планеты;
  • цитология - наука о клетке и ее строении;
  • этология - изучает особенности поведенческих механизмов у животных в разных ситуациях;
  • эмбриология - занимается рассмотрением эмбрионов и установлением сходства и различий между всеми представителями животного мира на основе эмбрионального анализа, а также особенностями онтогенеза;
  • экология - изучает взаимодействие животных между собой, а также приспособленность к условиям окружающего мира и взаимодействие с человеком;
  • физиология - особенности всех процессов жизнедеятельности;
  • анатомия - изучает внутреннее строение животных.

Зоология позвоночных животных

Что такое зоология Это такой раздел, который занимается изучением всех представителей животного мира, имеющих хорду (в течение жизни преобразующуюся в позвоночный столб со спинным мозгом).

В задачи этой учебной дисциплины входит знакомство учащихся с внешними и внутренними особенностями всех классов позвоночных животных, их поведение и образ жизни, распространение и роль в природе и жизни человека.

Основными отличительными особенностями позвоночных, которые характерны только для этой группы, являются следующие:

  1. Только у них имеется хорда - прародитель позвоночника. У некоторых видов она так и остается на всю жизнь, но у большинства перерастает в позвоночник.
  2. Нервная система таких животных четко дифференцирована на головной и спинной мозг (за исключением строго хордовых, у которых она остается всегда в виде нервного тяжа над хордой).
  3. Пищеварительная система у представителей разных классов открывается наружу ротовым отверстием на передней части тела, конец пищеварительной трубки преобразуется у морских обитателей в жабры. У наземных внутри формируются легкие.
  4. У всех представителей имеется сердце - центр кровеносной системы.

Именно таким животным и посвящен раздел зоологии о позвоночных животных.

Зоология беспозвоночных животных

Что изучает животных? Это особенности строения, образа жизни и значения в природе всех животных, не имеющих вышеперечисленных признаков. К таким животным относятся представители следующих типов:

  • губки;
  • кишечнополостные;
  • кольчатые, круглые и плоские черви;
  • моллюски;
  • иглокожие;
  • членистоногие (паукообразные, насекомые, ракообразные).

Беспозвоночные составляют большую часть из всех известных животных. Кроме того, они играют важную роль в хозяйственной деятельности человека.

Именно поэтому изучение беспозвоночных имеет важное значение и представляет большой научный интерес.

Зоология простейших

К простейшим относятся все одноклеточные животные. А именно:

  • саркомастигофоры (амебы, лучевики, фораминиферы, солнечники);
  • жгутиконосцы (вольвокс, эвглена, трипаносома, опалина);
  • инфузории (ресничные и сосущие инфузории);
  • споровики (грегарины, кокцидии, токсоплазмы, малярийный плазмодий).

Некоторые амебы, инфузории и все споровики являются опасными возбудителями серьезных заболеваний и у людей, и у животных. Поэтому подробное изучение их жизненного цикла, способов питания и размножения является важной частью в поиске методов борьбы с ними. Именно поэтому зоология простейших является не менее важным разделом науки, чем все остальные.

Краткий очерк развития науки

Данная наука очень занимательная. Зоология увлекала и прельщала многие умы во все времена. И это, безусловно, оправданно. Ведь наблюдение за братьями нашими меньшими действительно очень интересное и полезное занятие.

Основные этапы, которые проходило развитие зоологии, мало чем отличаются от таковых в других науках. Это основные четыре периода:

  1. Древнее время. Древняя Греция - Аристотель, Древний Рим - Плиний старший.
  2. Средневековье - время застоя. Все науки находились под влиянием церкви, изучение всего живого было строго запрещено.
  3. Эпоха Возрождения - самый активный период в развитии зоологии. Накоплено множество теоретических и практических данных о жизни животных, сформулированы основные законы, введена в обиход систематика и таксоны, бинарная номенклатура названий животных и растений. Самыми громкими именами в этот период стали: Чарльз Дарвин, Жан Батист Ламарк, Карл Линней, Джон Рей, Сент-Илер, Антони ван Левенгук.
  4. Новое время относится к XIX-XX веку. Это период развития знаний о молекулярном и генетическом строении животных, открытие биогенетических законов и механизмов эмбрионального и физиологического развития животных всех типов. Самые громкие имена: Сеченов, Геккель и Мюллер, Мечников, Ковалевский.

Современная зоология

XXI век - время цифровых технологий и торжества уникальной сверхмощной техники. Это дает большие преимущества всем наукам, изучающим живую природу, но при этом и ставит перед ними новые задачи.

Что такое зоология современного этапа развития? Это наука, которая готовится дать ответы на вопросы:

  • Что представляет собой животный мир?
  • По каким законам он живет и какими особенностями обладает?
  • Как может человек без вреда для природы использовать животное разнообразие мира в своих целях?
  • Возможно ли искусственное воссоздание утраченных (вымерших) видов животных?

Поиск ответов займет у ученых еще очень много времени, несмотря на обладание столь совершенной техникой.

Значение зоологии переоценить сложно. Уже не раз выше упоминалось о том, какую большую роль она играет в жизни людей, их здоровье и хозяйственной деятельности. Она изучалась века и будет изучаться всегда, потому что нерешенных вопросов о животных остается еще очень большое количество.

(от Зоо.... и... логия (См. ...Логия))

наука о животных - часть биологии (См. Биология), изучающая многообразие животного мира,строение и жизнедеятельность животных, их распространение, связь со средой обитания, закономерностииндивидуального и исторического развития. З. тесно связана с производственной деятельностью человека, сосвоением, реконструкцией и охраной животного мира Земли.

Краткая историческая справка. Описания животных известны с древнейших времён; имеются книги оживотных, созданные в Древнем Китае, Индии и некоторых др. странах, однако З. как наука берёт начало вДревней Греции и связана с именем Аристотеля (См. Аристотель). В его произведениях описано около 500видов животных; ему принадлежит ряд важных идей и обобщений, в том числе учение о взаимозависимостичастей организма (о корреляции (См. Корреляция)), учение о градациях. Среди естествоиспытателейДревнего Рима наиболее известен Гай Плиний Младший, автор «Естественной истории» (37 книг), в которойописаны все известные в то время животные. Значительное развитие З., как и естествознания в целом,происходит в эпоху Возрождения. В течение 16-17 вв. идёт первоначальное накопление знаний омногообразии животных, их строении, образе жизни. Для этого периода характерны сочинения швейцарскогоучёного К. Геснера, французских - Г. Ронделе, П. Белона и др. Большое значение для развития З. имелоизобретение микроскопа. Работы голландского микроскописта А. Левенгука, итальянского учёного М.Мальпиги, английского врача У. Гарвея и многих др. положили начало познанию мира микроскопическихживых существ (см. Микробиология, Протозоология), изучению микроскопического строения и зародышевогоразвития животных организмов (см. Гистология, Эмбриология животных). Основы современной системыживотного мира закладываются в конце 17 и 1-й половине 18 вв. преимущественно работами английскогоучёного Дж. Рея и в особенности шведского натуралиста К. Линнея (1-е издание ero «Systema naturae»вышло в 1735). В системе Линнея были даны следующие таксономические категории: вид, род, порядок,класс. Царство животных делилось на 6 классов: млекопитающие, птицы, гады, рыбы, насекомые, черви.Современник Линнея французский натуралист Ж. Бюффон в своей «Естественной истории» (36 тт., 1749-88) дал обширный материал по биологии животных, а также высказал мысль об изменении видов подвлиянием условий среды. Французский анатомом и палеонтологом Ж. Кювье в начальник 19 в. былоразработано учение о корреляции органов (1801-05), основанное на представлении о целостностиорганизма и взаимосвязанности его частей, и введено в З. понятие типа (1812). Кювье, как и Линней, -представитель метафизической биологии, утверждавшей неизменяемость видов. В сочинениях др. крупныхзоологов конца 18 и начала 19 вв. отчётливо выявляется идея исторического развития органического мира.Современник Кювье французский зоолог Э. Жоффруа Сент-Илер разделял идею изменяемости видов подпрямым влиянием внешних факторов. К этому же периоду относится деятельность Ж. Б. Ламарка, изложившего в своей «Философии зоологии» (т. 1-2, 1809) первую теорию эволюции органического мира.Ламарку принадлежит разработка системы беспозвоночных животных, которых он разделил на 14 классов.Противником метафизических взглядов Кювье был также выдающийся русский зоолог К. Ф. Рулье. Онпризнавал эволюцию видов под влиянием условий среды. Рулье - основоположник экологическогонаправления З. в России, основатель обширной научной школы (Н. А. Северцов, А. П. Богданов, Я. А.Борзенков и др.). Весомый вклад в З. внесли К. М. Бэр - автор исследований в области эмбриологииживотных, создатель учения о зародышевых листках у позвоночных, а также русский зоолог Х. И. Пандер. В30-40-х гг. 19 в. развитию З. способствовало создание немецким учёным Т. Шванном клеточной теории (См.Клеточная теория), в которой Ф. Энгельс усматривал одно из трёх великих открытий естествознания 19 в.



Характерные черты развития З. в 20 в. В течение 20 в. продолжаются фаунистические исследованияна суше, в морях и океанах. Число известных науке видов, по сравнению с концом 19 в., возрастает втрое,составляя (по данным разных авторов) 1,2-1,5 млн. Особенно много фаунистике, зоогеографии исистематике дало изучение Мирового океана. В этих исследованиях участвовали десятки экспедиционныхсудов различных стран. Наибольшее значение в 50-60-х гг. 20 в. имели экспедиции советского судна«Витязь» и датского судна «Галатея». С работами «Витязя» связано крупное открытие - описание А. В.Ивановым нескольких десятков видов животных нового типа, названных погонофорами (См. Погонофоры), «Галатея» нашла в восточной части Тихого океана примитивных моллюсков неопилин (См. Неопилины), описанных датскими зоологами Г. Лемхе и К. Вингстрандом и относящихся к классу моноплакофор,известному ранее лишь в ископаемом состоянии. У юго-восточных берегов Африки была поймана (1938)кистепёрая рыба Латимерия, описанная английским учёным Д. Смитом. До того времени Кистепёрые рыбыбыли известны лишь в ископаемом состоянии из палеозойских и мезозойских отложений.

Продолжается работа по перестройке и усовершенствованию системы животного мира. На основесравнительно-анатомических и эмбриологических исследований значительно возросло число высшихтаксонов - типов и классов. Если Кювье различал 4 типа, то в современных системах их много больше.Например, советский зоолог В. Н. Беклемишев в «Основах сравнительной анатомии беспозвоночных» (3изд., т. 1-2, 1964) выделил 16 типов. Большое значение в систематике животных имеет проблема Вида, разрабатываемая в последние десятилетия особенно энергично в связи с её не только теоретическим, но ипрактическим значением. Важное место в этих исследованиях занимает изучение популяций (См.Популяция) как формы существования вида и элементарной единицы, в недрах которой начинаетсявидообразование. Вопросы внутривидовой систематики непосредственно соприкасаются с популяционнойгенетикой и эволюционной экологией животных (изучающей экологические механизмы эволюционногопроцесса, - работы советского эколога С. С. Шварца, 1969). Традиционные методы систематики животных(сравнительно-анатомические, палеонтологические, эмбриологические и др.) обогащаются новымиподходами: биохимическими, серологическими молекулярно генетическими и др. Так, советский биохимик А.Н. Белозерский для целей систематики и филогении изучает нуклеотидный состав дезоксирибонуклеиновойкислоты (ДНК) у организмов разных видов. Всё шире в З. начинают применять методы кариологии (См.Кариология), раньше использовавшиеся главным образом в систематике растений.

Наряду с разработкой проблем микроэволюции (См. Микроэволюция) животных продолжаетсяизучение закономерностей макроэволюции (См. Макроэволюция)и конкретных путей филогении.Бельгийский палеонтолог Л. Долло сформулировал правило необратимости филогенетического развития(1893). Американским учёным Э. Копом (1896) было показано, что новые филогенетические ветви берутначало от неспециализированных форм. Для понимания путей эволюции животных большое значение имелиисследования (советского учёного А. Н. Северцова, немецкого - Б. Ренша, английского - Дж. Хаксли)морфо-физиологических закономерностей эволюционного процесса. Советский учёный В. А. Догель набольшом зоологическом материале разработал учение о сокращении числа гомологичных органов(олигомеризации) в процессе эволюции.

При познании конкретных путей эволюции разных групп животных сталкиваются две противоположныетенденции. Большинство исследователей, исходя из дарвиновской концепции эволюции, принимаютмонофилетический характер филогенеза (см. Монофилия), считают, что Дивергенция - основной путьэволюционных преобразований. При этом не исключаются, разумеется, отдельные случаи конвергенции (См.Конвергенция)и Параллелизмав развитии групп. Сторонники противоположной точки зрения предполагаютсуществование множества параллельных линий филогенетического развития (Полифилия). Крупные таксоны(классы, отряды), а иногда даже роды и отдельные виды рассматриваются ими как происходящие из разныхпараллельно развивавшихся корней. При таком понимании филогенеза таксономические единицы теряютзначение комплекса сходных видов, родов и т. п., связанных единством происхождения, и сходство междукомпонентами таксона становится случайным и трудно объяснимым. Поэтому исследователи, признающиеполифилию основным принципом филогении, стоят на позициях Антидарвинизма, принимают принципАвтогенеза.

Характерными чертами развития эмбриологии животных в 20 в., наряду с углублением знаний вобласти морфологии Онтогенеза в сравнительном и эволюционном аспектах, является каузальный ифункциональный анализ индивидуального развития. Начало этому направлению было положено в конце 19в. трудами немецкого биолога В. Ру; в 20 в. особенно большое значение в его развитии имели работы Х.Шпемана, И. Гольтфретера (Германия, 20-30-е гг.), Ч. Чайлда (США), Д. П. Филатова (СССР). В середине20 в. наметился синтез экспериментальной эмбриологии и генетики (См. Генетика); дифференцировкачастей развивающегося зародыша рассматривается как результат последовательного действия разных Геновв онтогенезе. Советским учёным П. Г. Светловым разработано учение о критических периодахиндивидуального развития.

Палеозоология из описательной науки - «служанки» стратиграфической геологии - стала частью З.,играющей особенно большую роль в установлении путей эволюции животного мира. Существенное значениев развитии эволюционной палеозоологии имело также возникновение палеоэкологического направления(немецкий учёный О. Абель, советские учёные А. А. Борисяк, Ю. А. Орлов и др.). Разработка новых методовпалеозоологические исследования позволила в ряде случаев восстанавливать не только внешний вид, но ивнутреннюю организацию ископаемых животных, как это было сделано, например, шведским учёным Э.Стеншьё для некоторых бесчелюстных.

Современная зоология - это обширный комплекс научных дисциплин, посвященных всестороннему изучению животных. Исследования более общего характера относятся к проблемам эволюционной морфологии и систематики животных, зоогеографии суши и Мирового океана, экологии.

XX в. ознаменовался в зоологии сенсационным открытием - находкой живой кистеперой рыбы - латимерии (1938), подтвердившей существование переходного звена между рыбами и земноводными. Международный зоологический конгресс в Лондоне (1958) отнес также к центральным событиям в зоологии изучение моллюска Neopilina и обоснование нового типа погонофор.

Теоретическую основу зоологии XX в. составляют принципы, заложенные в «Происхождении видов» Ч. Дарвина и развитые в «Морфологических закономерностях эволюции» А. Н. Северцова (1931; на русском языке - 1939), в работах по систематике животных Э. Майра, в трудах по эволюционной теории И. И. Шмальгаузена. Крупными теоретическими обобщениями XX в. являются также сформулированные В. А. Догелем принципы олигомеризации у Metazoa и полимеризации у Protozoa.

Следует учитывать еще одно важное направление зоологии. В XX в. в связи с интенсивным промышленным развитием и сильно возросшим антропогенным воздействием на природные комплексы приобрела особую остроту проблема охраны природы, в том числе ее наиболее уязвимого

Зоология XX в. опирается на прочный фундамент эволюционной теории. В ней господствует исторический подход к разрешению общих вопросов, ставятся и решаются проблемы филогении.