» » Лирическая поэзия. Лирические стихи о любви Лиричный поэт

Лирическая поэзия. Лирические стихи о любви Лиричный поэт

Другие категории

Лирическая поэзия – древний жанр, зародившийся в античной Греции. Позже лирические стихи стали популярны в Древнем Риме, среди лириков особенно прославились такие поэты, как Вергилий, Гораций, Тибулл, Овидий. Они были успешными продолжателями своих греческих предшественников (Вергилия и Овидия упоминают в прозаических произведениях советских писателей).

В период Средних веков лирическая поэзия была распространена как в странах Европы – Британии, Франции, Италии, Германии, так и в Азии – в первую очередь на Ближнем Востоке, в арабских странах.

В провинции Прованс носителями лирики были странствующие поэты – трубадуры. Постепенно эта поэзия распространилась в северную часть Франции, а также попала в Германию.

В Британии поэты-лирики создавали стихи о приключениях отважного героя, благородного разбойника Робин Гуда (хотя на деле этот человек был куда менее благородным, а точнее – обыкновенным бандитом).

В начале эпохи Возрождения среди лириков особенно прославился итальянские поэты Данте Алигьери и Франческо Петрарка. Особенно серьёзным было влияние сонетов Петрарки, как в Италии, так и за её пределами. Лирические сонеты итальянского поэта стали предтечей знаменитых сонетов Шекспира.

В Российской Империи лирическая поэзия зародилась благодаря А.С. Пушкину и В.А. Жуковскому. Среди известных русских поэтов-лириков – Е.А. Боратынский, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.К. Толстой, Н.А. Некрасов (в его лирике часто встречается ораторское «Я»).

В творчестве советских поэтов лирика встречалась реже, нежели у их коллег из 19 столетия. Самый известный поэт-лирик Советского Союза – А.Т. Твардовский (по словам литературоведов П. Вайля и А. Гениса, стихи Твардовского – своего рода реинкарнация лирики Некрасова).

Женское счастье...

Спустилась ночь на землю незаметно...
Померкли звезды в сонных облаках...
Ты тихо моё имя повторяешь...
Я засыпаю на твоих руках...
Своим дыханьем, нежно согреваешь,
А губы обжигают мои плечи..
И волосами ласково играешь,
Как легкий ветерок в весенний вечер..
Бездонный взгляд.. и я в нём утопаю,
В объятьях, растворяюсь без остатка,
И словно околдованная чем-то..
Твоё дыханье слушаю украдкой...
Вся жизнь моя заполнена тобою...
Ты лучик света, что всегда мне нужен...
Люблю тебя таким, какой ты есть...
Счастливая, что стал ты моим мужем...
(О. Маслова)

Ты обручись со мною в мае...

Ты обручись со мною в мае
Всем суевериям назло,
Пускай приметы не пугают,
Нам так друг с другом повезло!

Тринадцать выберем мы датой,
Пусть говорят, что не к добру,
А мы с тобою птиц крылатых
Отпустим в небо поутру.

Пусть понедельник это будет,
И кто-то скажет: "Трудный день!",
Но в нас уверенность пробудит
Пьянящим запахом сирень.

Пускай котенок черной масти
Дорогу нам перебежит,
Возьмем его с собой "на счастье",
И с этим чувством будем жить!
(И. Гендлер)

А наша любовь разгорелась как пламя

…А наша любовь разгорелась как пламя
Из искр мимолётных коротеньких встреч.
Её под дождями, её под снегами
Вдвоём мы в разлуке сумели сберечь.

Любовь – как подарок, любовь – как награда
За верность сердец и души чистоту,
За то, что увидели с первого взгляда
Друг в друге особенную красоту.

Смятенье и трепет, и сладкие грёзы,
И страстный порыв, и любви торжество…
Пылает любовь, согревает в морозы,
Святая и светлая, как божество.
(А. Дмитренко)

Любовь

Какой измерить мерою любовь?
Ничто с ней в этом мире не сравнится.
Она как ключ живой воды струится,
Тревожа и волнуя нашу кровь.

Любовь… Она бескрайняя как море.
И штормы бурных ссор, и горечи разлуки
Пройдут и, не оставив места скуке,
Она заполнит всё, с бедою споря.

Любовь… Как два крыла могучих
Нас в небеса легко она возносит
И в даль прозрачной синевы уносит,
Пробив окно в дремучих сизых тучах.

Любовь… Она – как будто страстный
Призыв трубы на бой на поле брани.
И, буду ль я убит, иль пустяково ранен,
Мне он по нраву, этот смерч опасный.

Любовь… Она как шелест трав –
Чуть слышный, осторожный, нежный,
Как буйство роз среди пустыни снежной,
Как струи солнца в зелени дубрав.
(А. Дмитренко)

На кого любовь похожа?

Без неё мороз по коже,
От неё сердечный жар.
Говорят, любовь похожа
На пылающий пожар.

Улыбнётся, назовётся
Сладкой ягодой лесной,
Половодьем разольётся
Соловьиною весной.

С ней становится погожим
Утро пасмурного дня.
На кого любовь похожа?
Ну, конечно, на тебя.
(К. Вуколов)

Любишь раз и навсегда

Все обещания и клятвы
В любви – на дурака рассказ.
Влюбляться можно многократно,
А вот любить... лишь только раз!

Прочтёшь влюблённость, как поэму,
И не останется следа.
Влюбляешься всегда на время,
А любишь раз и навсегда!
(Д. Карпович)

Зачем ты мучаешь меня?

Зачем ты мучаешь меня?
Зачем улыбкой обжигаешь,
Дурманя снова и маня?
Не быть нам вместе, ты же знаешь.

Зачем тебе моя душа?
Молю, чтоб ты ослабил путы.
Но снова жду я, чуть дыша,
Жду встречи каждую минуту.
(В. Сулимова)

Когда она – любовь...

Любовь готова все прощать,
когда она – любовь,
умеет беспредельно ждать,
когда она – любовь,
любовь не может грешной быть,
когда она – любовь,
ее немыслимо забыть,
когда она –любовь,
она способна жизнь отдать,
когда она – любовь,
она – спасенье, благодать,
когда она – любовь,
полна безмерной доброты,
когда она – любовь,
она естественна, как ты,
когда она – любовь.
(Э. Рязанов)


Витамин ТЫ

Будит март своим приходом
Первые цветы.
Мне весною не хватает
Витамина ТЫ.
Я иду-бреду шатаясь,
Слабая до слёз.
Подкосил меня весенний
Авитаминоз.
Разгони скорее, милый,
Стаи воронья.
Угощу тебя сегодня
Витамином Я.
Обостряются желанья
После злой зимы.
Так давай же подкрепИмся
Витамином МЫ!
(Моника Масгеди)

Не бывает любви несчастной...

Не бывает любви
Несчастной,
Может быть она
Горькой,
Трудной,
Безответной
И безрассудной,
Может быть
Смертельно опасной,
Но несчастной
Любовь
Не бывает,
Даже если она
Убивает.

Тот, кто этого не усвоит, -
И счастливой любви не стоит.
(Б. Заходер)

Слово о любви

Любить - это прежде всего отдавать.
Любить - значит чувства свои, как реку,
С весенней щедростью расплескать
На радость близкому человеку.

Любить - это только глаза открыть
И сразу подумать еще с зарею:
Ну чем бы порадовать, одарить
Того, кого любишь ты всей душою?!

Любить - значит страстно вести бои
За верность и словом, и каждым взглядом,
Чтоб были сердца до конца свои
И в горе и в радости вечно рядом.

А ждет ли любовь? Ну конечно, ждет!
И нежности ждет и тепла, но только
Подсчетов бухгалтерских не ведет:
Отдано столько-то, взято столько.

Любовь не копилка в зашкафной мгле.
Песне не свойственно замыкаться.
Любить - это с радостью откликаться
На все хорошее на земле!

Любить - это видеть любой предмет,
Чувствуя рядом родную душу:
Вот книга - читал он ее или нет?
Груша... А как ему эта груша?

Пустяк? Отчего? Почему пустяк?!
Порой ведь и каплею жизнь спасают.
Любовь - это счастья вишневый стяг,
А в счастье пустячного не бывает!

Любовь - не сплошной фейерверк страстей.
Любовь - это верные в жизни руки,
Она не страшится ни черных дней,
Ни обольщений и ни разлуки.

Любить - значит истину защищать,
Даже восстав против всей вселенной.
Любить - это в горе уметь прощать
Все, кроме подлости и измены.

Любить - значит сколько угодно раз
С гордостью выдержать все лишенья,
Но никогда, даже в смертный час,
Не соглашаться на униженья!

Любовь - не веселый бездумный бант
И не упреки, что бьют под ребра.
Любить - это значит иметь талант,
Может быть, самый большой и добрый.

И к черту жалкие рассужденья,
Все чувства уйдут, как в песок вода.
Временны только лишь увлеченья.
Любовь же, как солнце, живет всегда!

И мне наплевать на циничный смех
Того, кому звездных высот не мерить.
Ведь эти стихи мои лишь для тех,
Кто сердцем способен любить и верить!
(Э. Асадов)

Любовь

Любовь – это тайна и чудо,
И нам не узнать никогда,
Придет ли, когда и откуда,
А если уйдёт, то куда…

Дороги не сыщет обратно,
Лишь будет манить издалИ…
На солнце отчётливы пятна –
Ожоги ушедшей любви…
(Л. Татьяничева)

Все женщины разные очень...

Все женщины разные очень,
Особенно в жаркие ночи:
Одна молчалива, как птица,
Другая пылает, как зорька.
А есть та, которая снится.
Которая снится. И только.
(Н. Зиновьев)

Любовь, любовь - загадочное слово...

Любовь, любовь - загадочное слово,
Кто мог бы до конца тебя понять?
Всегда во всем старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себя утрата
Или обогащенье без конца?
Горячий день, какому нет заката,
Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждет:
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?
(В. Рождественский)

Она ни петь, ни плакать не умела...

Она ни петь, ни плакать не умела,
Она как птица легкая жила,
И, словно птица, маленькое тело,
Вздохнув, моим объятьям отдала.

Но в горький час блаженного бессилья,
Когда тела и души сплетены,
Я чувствовал, как прорастают крылья
И звездный холод льется вдоль спины.

Уже дыша предчувствием разлуки,
В певучем, колыхнувшемся саду,
Я в милые беспомощные руки
Всю жизнь мою, как яблоко, кладу.
(В. Рождественский)

Нет женщин нелюбимых...

Нет женщин нелюбимых,
Невстреченные есть...
Проходит кто-то мимо,
Когда бы рядом сесть.

Когда бы слово молвить,
И всё переменить.
Былое светом молний,
Как плёнку, засветить.

Нет нелюбимых женщин.
И каждая права.
Как в раковине жемчуг,
В душе любовь жива.

Всё в мире поправимо -
Лишь окажите честь...
Нет женщин нелюбимых,
Пока мужчины есть.
(А. Дементьев)

О, как нам часто кажется в душе...

О, как нам часто кажется в душе,
Что мы, мужчины,
властвуем,
решаем.
Нет!
Только тех мы женщин выбираем,
Которые
нас выбрали
уже.
(Н. Доризо)

Любовью дорожить умейте

Любовью дорожить умейте,
С годами дорожить вдвойне.
Любовь не вздохи на скамейке
и не прогулки при луне.
Все будет: слякоть и пороша.
Ведь вместе надо жизнь прожить.
Любовь с хорошей песней схожа,
а песню не легко сложить.
(С. Щипачев)


Три сладостных момента

Три сладостных момента
У любви.
Я назову вначале ожиданье
Любви,
Потом сама любовь,
А вслед за ней
Придут воспоминанья.
Когда мы всё
Переживаем вновь.
(А. Дементьев)

Древнее свидание

В далекую эру родной земли,
Когда наши древние прародители
Ходили в нарядах пещерных жителей,
То дальше инстинктов они не шли,

А мир красотой полыхал такою,
Что было немыслимо совместить
Дикое варварство с красотою,
Кто-то должен был победить.

И вот, когда буйствовала весна
И в небо взвивалась заря крылатая,
К берегу тихо пришла она -
Статная, смуглая и косматая.

И так клокотала земля вокруг
В щебете, в радостной невесомости,
Что дева склонилась к воде и вдруг
Смутилась собственной обнаженности.

Шкуру медвежью с плеча сняла,
Кроила, мучилась, примеряла,
Тут припустила, там забрала,
Надела, взглянула и замерла:
Ну, словно бы сразу другою стала!

Волосы взбила над головой.
На шею повесила, как игрушку,
Большую радужную ракушку
И чисто умылась в воде речной.

И тут, волосат и могуч, как лев,
Парень шагнул из глуши зеленой,
Увидел подругу и, онемев,
Даже зажмурился, потрясенный.

Она же, взглянув на него несмело,
Не рявкнула весело в тишине
И даже не треснула по спине,
А, нежно потупившись, покраснела...

Что-то неясное совершалось...
Он мозг неподатливый напрягал,
Затылок поскребывал и не знал,
Что это женственность зарождалась!

Но вот в ослепительном озаренье
Он быстро вскарабкался на курган,
Сорвал золотой, как рассвет, тюльпан
И положил на ее колени!

И, что-то теряя привычно-злое,
Не бросился к ней без тепла сердец,
Как сделали б дед его и отец,
А мягко погладил ее рукою.

Затем, что-то ласковое ворча,
Впервые не дик и совсем не груб,
Коснулся губами ее плеча
И в изумленье раскрытых губ...

Она пораженно взволновалась,
Заплакала, радостно засмеялась,
Прижалась к нему и не знала, смеясь,
Что это на свете любовь родилась!
(Э. Асадов)

Где отражается жизнь посредством мыслей, переживаний, впечатлений, которые вызваны некоторыми обстоятельствами. Все чувства и эмоции не описываются, а выражаются. Характерными особенностями лирики являются стихотворная форма, ритмичность. В центре внимания находятся глубокие душевные переживания героя.

Ученые-литературоведы считают, что лирика - это один из трех родов литературы. Существует наряду с драмой и эпосом. Каждый имеет основной признак. Эпос повествует о событиях, драма отображает события в диалогах, а лирика субъективно и эмоционально передает размышления автора.

Произошло это слово в 19 веке от латинского «лира». Позже было заимствовано в греческий, французский, английский, немецкий, итальянский языки. К нам слово «лирика» пришло из французского. Означает оно род художественной литературы или совокупность произведений, относящихся к этому роду. Лирика - это эмоциональные элементы в каком-нибудь произведении или творчестве писателя, это внутренний монолог писателя, который он ведет сам с собой.

Этот род литературы охватывает такие стихотворные жанры: романс, элегия, песня, сонет, стихотворение. Говорят, что лирика - это душа поэзии. В ее центре находится конкретный субъект - поэт, его мысли, эмоции, которые и составляют содержание произведения. Какой бы ни был диапазон тематики писателя, везде прослеживается его индивидуальная оценка в отличие от эпоса, где объективно изображается происходящее. Поэтому лирический поэт имеет риск быть неправильно истолкованным. Личная трактовка своих переживаний является позицией утверждения личности. В этом заключается ее сила и слабость одновременно. Глубина мировоззрения поэта становится решающей в создании лирического произведения. В 19-20 веках этот жанр стал подразделяться на четыре категории: гражданскую, философскую, любовную и пейзажную. В писали Дж. Байрон, Ф. Петрарка, А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Блок.

Творчество художника, который создает стихи, придает его поэтическому миру неповторимый и индивидуальный облик. Этим и отличается лирика Лермонтова от лирики Пушкина, произведения Блока от творений Некрасова и т. д. Чтобы почувствовать особенности произведений различных поэтов, нужно обратиться к их биографии, истории того времени.

Лирика Пушкина проходит несколько стадий своего развития. На первые его стихи повлияла борьба литературного и поэтического языков. В лицейские годы из-под пера поэта выходят сатирические строки, пародии. Лирика этих лет посвящена дружеским отношениям, которые связывали крепкими узами юные дарования. Произведения Пушкина пронизаны идеями исторических, художественных и общественных идей. Любовная лирика стала вершиной его творчества и, кроме того, всей русской поэзии.

Эмоциональное богатство поэтического мира А. Пушкина вместило в себя все оттенки любовных чувств: от мимолетного увлечения и до мук раскаяния от вечной разлуки. Вся лирика поэта пронизана нравственными, даже если речь идет об измене и заблуждениях. Стихи автора передают человеческое чувство облагороженным, в котором нет случайных черт, но есть индивидуальность, драматизм и сила.

Воспринимать произведения любого автора нужно с усвоения его жанра, типа, стиля, размерности. Только после этого можно понять непостижимый смысл лирики. Незнание ее особенностей может привести к неправильному толкованию смысла, который вложил поэт в произведение.

Лирике свойственен субъективизм, самораскрытие автора, искреннее представление его внутреннего мира, его порывов и желаний.

Главного персонажа лирического произведения – носителя переживания – обычно называют лирическим героем.

Большинство лирических произведений написаны в стихотворной форме, хотя лирика может быть и прозаической. Лирике в большей степени свойственны малые формы.

Обычно выделяют следующие лирические виды:

– гимн,

– ода,

– послание,

– эпитафия,

– сонет,

– лирическое стихотворение,

– элегия,

– эпиграмма,

– песня,

– романс,

– мадригал.

Гимн

Гимн (от греч. ὕμνος – хвала) – это торжественная, прославляющая песня в честь богов, победителей, героев, важных событий. Изначально элементами гимна были: эпиклеза (священное имя), просьба, ареталогия (эпическая часть).

Одним из самых известных гимнов является «Гаудеамус» (лат. gaudeamus – возрадуемся) – студенческий гимн.

«Итак, будем веселиться,

Пока мы молоды!

После веселой молодости,

После горестной старости

Нас возьмет земля…

Да здравствует Академия!

Да здравствуют профессора!

Да здравствуют все члены ее!

Да здравствует каждый член!

Пусть вечно они процветают!..»

(Из гимна «Гаудеамус», пер. С.И.Соболевского)

Ода

Ода – это поэтическое, а также музыкально-поэтическое произведение, которому свойственны торжественность стиля и возвышенность содержания. Об оде также говорят, как о прославлении в стихах.

Широко известны оды Горация, М. Ломоносова, А. Пушкина и т.д.

«Самовластительный Злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу…»

(Из оды «Вольности», А.Пушкина)

Послание

Послание – это поэтическое письмо, обращенное к какому-либо лицу или группе лиц. По содержанию послания бывают: дружеские, лирические, сатирические и др.

«Ты, меня любивший фальшью

Истины – и правдой лжи,

Некуда! – За рубежи!

Ты, меня любивший дольше

Времени. – Десницы взмах! -

Ты меня не любишь больше:

Истина в пяти словах».

(М.Цветаева)

Эпитафия

Эпитафия (от греч. epitaphios – «надгробный») – изречение, сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи. Обычно эпитафия представлена в стихотворной форме.

«Из лавров и из роз положьте здесь венец:

Под камнем сим сокрыт любимец Муз и Граций,

Фелицы славныя певец,

Державин, Пиндар наш, Анакреон, Гораций.

(А. Е. Измайлов, «Эпитафия Г. Р. Державину»)»

Сонет

Сонет – поэтическое п роизведение, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Итальянский сонет состоит из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета. Английский – из 3-х катренов и заключительного двустишия.

Как правило, содержание сонета точно соответствует распределению мыслей: в первом четверостишии – тезис, во втором – антитезис, в двух трехстишиях – вывод.

Венок сонетов – это пятнадцать сонетов, которые в особом порядке связаны между собой. При этом последний сонет венка состоит из первых строк всех сонетов.

«Вздыхаю, словно шелестит листвой

Печальный ветер, слезы льются градом,

Когда смотрю на вас печальным взглядом,

Из-за которой в мире я чужой.

Улыбки вашей видя свет благой,

Я не тоскую по иным усладам,

И жизнь уже не кажется мне адом,

Когда любуюсь вашей красотой.

Но стынет кровь, как только вы уйдете,

Когда, покинут вашими лучами,

Улыбки роковой не вижу я.

И, грудь открыв любовными ключами,

Душа освобождается от плети,

Чтоб следовать за вами, жизнь моя».

(«На жизнь мадонны Лауры (XVII)», Ф.Петрарка)

Лирическое стихотворение

Лирическое стихотворение – малое поэтическое произведение, написанное от лица автора или вымышленного лирического героя. В лирическом стихотворении описывается внутренней мир, чувства, эмоции автора или героя произведения.

«Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне».

(«Утес», М.Лермонтов)

Элегия

Элегия – поэтическое произведение, посвященное печальным раздумьям, проникнутое грустью. Содержание элегий обычно составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь, разочарование, обреченность и т.д.

«Здравствуй, моя гора с красноватой блещущей высью,

Здравствуй, солнце, чей свет мягко ее озарил!

Вас я приветствую, нивы, тебя, шелестящая липа,

И на упругих ветвях звучный и радостный хор;

Здравствуй и ты, лазурь, объявшая неизмеримо

Бурые склоны горы, темную зелень лесов

И – заодно – меня, кто бежал из темницы домашней

И от избитых речей ищет спасенья в тебе…»

(«Прогулка», Ф.Шиллер)

Эпиграмма

Эпиграмма (от греч. ἐπίγραμμα – надпись) – небольшое сатирическое поэтическое произведение, в котором высмеивается конкретное лицо. Характерные черты эпиграммы – это остроумие и краткость.

«Гораздо меньше на земле армян,

Чем фильмов, где сыграл Джигарханян».

(В.Гафт)

Песня

Песня – небольшое поэтическое произведение, являющееся основой для последующих музыкальных обработок. Обычно состоит из нескольких куплетов и припева.

«А не спеть ли мне песню о любви

И не выдумать ли новый жанр

Попопсовей мотив и стихи

И всю жизнь получать гонорар…»

(«О любви», О.Тарасов)

Романс

Романс – небольшое напевное поэтическое произведение, которое может быть наложено на музыку. Обычно в романсе отражаются п ереживания, настроения, чувства лирического героя.

«А напоследок я скажу:

прощай, любить не обязуйся.

С ума схожу. Иль восхожу

к высокой степени безумства.

Как ты любил? – ты пригубил

погибели. Не в этом дело.

Как ты любил? – ты погубил,

но погубил так неумело…»

(«А напоследок я скажу», Б. Ахмадулина)

Мадригал

Мадригал (итал. madrigale , от лат. matricale – песня на родном языке – это небольшое музыкально-поэтическое произведение. Обычно имеет любовно-лирическое или шутливо-комплиментарное содержание.

«И как в раю магометанском

Сонм гурий в розах и шелку,

Так вы лейб-гвардии в уланском

Ее Величества полку.

(«Мадригал полковой даме», Н. С. Гумилев)

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книгах А. Назайкина

Что такое лирическая поэзия? Лирическая поэзия получила свое название от греческого слова «лира» – музыкальный инструмент, игрою на котором древние греки аккомпанировали себе, когда пели. Само назва­ние лирической поэзии указывает на ее близкую связь с музы­кой: та и другая выражают различные сердечные чувства.

В то время как эпос изображает мир внешний (объектив­ный), предмет лирики – внутренний (субъективный) мир по­эта, его личные чувствования, вызванные каким-либо предметом или явлением.

К лирической поэзии относятся не только те стихотворе­ния, в которых поэт выражает свои чувства от своего лица (на­пример, «Молитва» Лермонтова, «Опять на родине» Пушкина.), но также и те, в которых он выражает их посредст­вом такого воображения внешних предметов и явлений, кото­рое от начала и до конца проникнуто его чувством, его душевным настроением (например, «Тучки» Лермонтова, «Лес» Кольцова).

Лирическая иоэзия служит для выражения сильных чувств, а так как они обыкновенно не бывают продолжитель­ными, то и лирические произведения всегда бывают невели­ки. Тогда как эпические произведения составляют иногда целые тома (например, поэмы, романы), лирические в боль­шинстве случаев состоят из нескольких строф. Выразил поэт свое чувство – и кладет перо. Если же он, несмотря на то, что чувство его охладело, будет продолжать писать, то его лириче­ское произведение не вызовет у читателей соответствующего настроения: только искренне чувство поэта передается читате­лю.

По своему происхождению лирика делится на два вида; на народную устную и литературную, письменную.

Устную лирику составляют те лирические песни, которые слагаются неграмотным народом устно и устно передаются от поколения к поколению.

Между лирическими песнями наиболее замечательны: пес­ни обрядовые и песни бытовые. В обрядовых песнях, которыми сопровождались религиозные обряды, выражаются религиозные чувства народа; в бытовых – чувства, вызванные условиями жизни вообще и семейной в частности.

Большинство русских народных песен отличает изобрази­тельность языка. Они часто начинаются обращением к приро­де: к солнцу красному, ветру буйному, полю чистому и т. п. Изобразительности языка песен способствует обилие сравне­ний, особенно отрицательных: «Уж как пал туман на сине море, а злодей-тоска в ретиво сердце», «Не былинушка в чис­том поле зашаталася: зашаталася безприютная головушка», а также обилие выразительных постоянных эпитетов: солнце красное, море синее, поле чистое, кровь горючая и т. д.

Народным песням свойственны нежность и задушевность, объясняемые мягкостью народного характера. Они достига­ются частым употреблением уменьшительных и ласкатель­ных слов: ясная звездочка, частый дождичек, зеленая березонька, травушка-муравушка, ласточка-касаточка, де­точки малешеньки и т. п.

Искренность и глубина чувства также присущи народной песне, ведь народ излил в своих песнях только то, что пережил и перечувствовал на самом деле.

Суровая природа, продолжительное монгольское иго, кре­постное право, тяжелая семейная обстановка способствовали развитию грусти, унылому напеву, которые составляют отли­чительную черту большинства русских песен.

Пушкин так характеризовал русскую песню:

От ямщика до первого поэта Мы все поем уныло. Грустный вой Песень русская – известная примета!

Печалию согрета Гармония и наших муз и дев,

Но нравится их жалобный напев.

Не чужды русской песне широкий разгул, удаль, безгранич­ная веселость, тонкая и меткая ирония. Таковы, например, песни «А и горе, горе, гореваньице», «Не шуми, мати, зеленая дубравушка» и т. п.

Пушкин подметил и эту сторону русской народной песни, говоря:

Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика:

То раздолье удалое,

То сердечная тоска.

Это то отчаянное разгулье, которое иногда охватывает чело­века, сознавшего, что жизнь его испорчена, погибла беспово­ротно.

В отличие от лирики устной письменную лирику составля­ют те лирические произведения, которые создаются не безгра­мотным народом, а отдельными лицами – писателями.

Элегия – лирическое стихотворение, в котором поэт выра­жает чувство грусти, вызваанное каким-либо печальным яв­лением. «Элегия» в переводе с греческого языка значит траурная, печальная, грустная песнь. Элегия получила свое начало в Малой Азии и была первоначально скорбною похо­ронною песнею. Затем она появилась в Греции и получает бо­лее широкое значение: здесь целью ее было или возбудить любовь к отечеству, или воодушевить воинов перед битвой. С V века до Р.Х. чувство грусти в элегии становится снова преобла­дающим. В Рим она переходит с этим же отлитчительным ха­рактером.

Жуковский впервые познакомил русскую читающую пуб­лику с элегией благодаря своим переводам («Сельское кладби­ще» Грея, «Опять ты здесь, мой благородный гений» Гете и др.) и оригинальным элегиям («Теон и Эсхин»). Кроме Жуков­ского, прекрасные образцы элегии встречаются в произведе­ниях Пушкина («Безумных лет угасшее веселье», «Брожу ли я вдоль улиц шумных»), Лермонтова («И скучно и грустно», «Выхожу один я на дорогу», «Ангел», «Парус»), Некрасова («Слезы матери»), Никитина («Вырыта заступом яма глубо­кая») и др.

Жуковский в своих элегиях проводил ту мысль, что здесь, на земле, нет прочного счастья, и надеялся на утешение в за­гробном мире; у Пушкина грустное чувство всегда примиряет­ся с действительностью; элегии Лермонтова проникнуты безотрадной скорбью, граничащей с отчасяньем, и т. п.

Вообще русская литература особенно богата элегиями. Еще Пушкин заметил, что «печалию согрета гармония наших муз». Причина этого – тяжелые условия русской жизни.

Еще один вид лирического произведения – сатира. В ней вы­ражается насмешка или негодование, вызванные, по мнению поэта, каким-либо общественным явлением, достойным пори­цания.

Сатира первоначально возникла в Греции, но высшего раз­вития как по форме, так и по содержанию, достигла в Риме, где и получила свое название. Самыми знаменитыми римски­ми сатириками были Гораций и Ювенал. Сатира Горация лег­кая, шутливая: она поражает зло преимущественно «тонким остреем иронии». Сатира Ювенала имеет характер серьезный, карающий, потому что гнев и негодование волновали его душу при виде нравственного падения современного ему общества.

В русской литературе первым сатириком был Кантемир, за­мечательный своими сатирами Дмитриев («Чужой толк»), Пушкин («Деревня»), Лермонтов («Дума», «Первое января»), Некрасов («Железная дорога», «Размышление у парадного подъезда»), А. Толстой и некоторые другие.

Сатира имеет большое общественное значение и не только серьезная, но и легкая, шутливая: кто посмеялся над изобра­женным злом, тот постарается от него уклониться, чтобы не быть смешным ни в своих, ни в чужих глазах.

Сатирическим элементом, т. е. насмешкой и негодованием, бывают проникнуты иногда и эпические и драматические про­изведения, например, романы («Герой нашего времени»), по­эмы («Мертвые души»), повести («Шинель», «Старосветские помещики»), басни («Осел и Соловей»), комедии («Ревизор») и т. п. Но эти произведения отличаются от сатиры собственно тем, что в них главное место занимает изображение событий или характеров, вызывающих смех или негодование читате­лей, а не выражение чувств поэта, как в собственно сатире.

От сатиры следует отличать эпиграмму, т. е. сатирическое стихотворение, направленное против какого-либо одного лица.

Баллада – небольшой поэтический рассказ с примесью чу­десного, сверхъестественного, фантастического.

Слово «баллада» в преводе с языка кельтов – народная пес­ня. Впервые баллада появилась в Англии в XII веке. Образова­лась она из слияния рыцарских преданий, занесенных сюда норманами, с местными героическими сказаниями отчасти кельтского, отчасти англо-саксонского происхождения. Духи и приведения играют видную роль в этих народных песнях и придают им мрачный, таинственный характер.

В XVIII веке в Англии были изданы сборники старинных песен. Сборники эти возбудили большой интерес во всей Евро­пе, особенно в Германии. Увлечение этого рода поэзией поро­дило множество баллад сначала в Германии, а потом и в других странах. Содержание для них поэты брали из средневе­ковой жизни, из народных преданий и суеверий; впоследст­вии стали обращаться за сюжетами к древнегреческой жизни или же создавать собственные, в духе народных сказаний.

Жуковский первый познакомил русских читателей с не­мецкими и английскими балладами в своих высокохудожест­венных переводах: «Ленора» Бюргера, «Кубок», «Граф Габсбургский», «Поликратов перстень», «Ивиковы журавли» Шиллера, «Суд божий над епископом» Саути и многие другие. Им же написано несколько оригинальных баллад: «Светла­на», «Ахилл» и другие.

Пушкин придал балладе национальный характер, заимст­вуя содержание ее из русских народных преданий и поверий. Например: «Песньо вещем Олеге», «Утопленник», «Бесы». За ним уже следовали А. Толстой, Некрасов и другие.