» » Мастерство изображения природы в произведении В.П. Астафьева «Царь-рыба

Мастерство изображения природы в произведении В.П. Астафьева «Царь-рыба

Проблема взаимоотношений человека и природы активно рассматривалась в произведениях 40-50-х гг., где серьезно звучит нота тревоги и беспокойства о сохранении красоты окружающего мира (Пришвин, Паустовский). Традиции Паустовского продолжает проза 60-70-х гг. (Казаков, Носов, Нагибин), где отчетливо прослеживается связь души автора и души природы: произведения полны пейзажей, лирических рассуждений, описаний животного и растительного мира («Северный дневник», «Тедди», «Арктур гончий пес» Нагибина, «Белый Бим Черное ухо» Троепольского).

Мысль о единстве всего живого на земле, о философском прочтении человеческой жизни, в которой мало случайностей, развита в книге Виктора Астафьева «Царь-рыба». Многие исследователи называют произведение Астафьева романом, но его жанровая специфика более сложна: «Царь-рыба» состоит из воспоминаний, жизненных историй, легенд, сюжетно не объединенных. Общее у этого разнородного материала настроение, неспешное рассмотрение человеческих судеб, поступков, событий. Автор переосмысливает понятие «случайность»: все, происходящее в жизни астафьевских героев, рассматривается как закономерное проявление высшей силы, Божьего суда.

Все герои Астафьева связали свою жизнь с природой: рыбаки, охотники, те, кто вернулся в родные места после долгого отсутствия. Их внутренний мир во всем многообразии и сложности и интересен автору. Колоритной выступает фигура Командора, кавказца, случайно занесенного на Енисей; поражает красотой его дочь Тайка. История Командора одна из самых трагических, но в то же время и философских. Тайка в день своего выпускного гибнет под колесами машины, за рулем которой был пьяный односельчанин: «…светлая девочка, не успевшая стать девушкой, кровинка, ласточка, ягодка неспелая, смял, загубил ее пропойный забулдыга, сухопутный браконьер» . Финальные слова, которые завершают главу «У золотой карги», наталкивают на параллель: сухопутным браконьером назван убийца Тайки, а отец Тайки Командор был «речным» браконьером. Трагичность ситуации подчеркивается идеей возмездия: Командор, совершая преступления против природы, платит за них жестокой ценой. Так и получается: Тайка была единственным мостиком в разрозненной семье героя между ним и матерью с Тайкиными братом и сестрой, после ее смерти и без того осиротевший Командор стал обреченно одиноким.

Автор неоднократно подчеркивает: психология разрушения оборачивается трагедиями, бедствиями, которые в первую очередь касаются самого человека. Мотив расплаты, негласного суда за содеянное является основным мотивом произведения.

Силен в «Царь-рыбе» и мотив покаяния, который ярко раскрывается в истории Игнатьича брата Командора. Случайно наткнувшись на громадного осетра Царь-рыбу, Игнатьич решил пренебречь словами деда о необходимости отпустить рыбу и снискать себе славу покорителя такого существа. Но крюки, обращенные против речного создания, впились в сброшенного в воду героя. Именно в эти мгновения Игнатьич припоминает грехи, которые совершил: вспомнил поруганную им в молодости девушку и Тайку, которая перед смертью могла звать отца и дядю, а они не слышали, т.к. «преступали» законы природы на реке. И только после искреннего покаяния кто-то невидимой властной рукой «развел» старика и Царь-рыбу.

Подобные истории смертельной схватки человека и природы рассматриваются автором как философия жизни. Природа, по Астафьеву, не намерена терпеть издевательства над собой, а посему неизбежна кровавая расплата с тем, кто рискнет варварски относиться к ней. Нередко в тексте проскальзывают цитаты из Библии, призывающие человека быть разумнее. Астафьев «просит» человека не разрушать мир, в котором он сам и живет, не засорять природу и свою душа, а стремиться к гармонии с миром.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Человек и природа в рассказе В.П. астафьева «Царь-рыба» Учитель русского языка и литературы Левшиной И.А.

Виктор Петрович Астафьев(1924-2002) Виктор Астафьев родился 1мая 1924 года в селе Овсянка (ныне Красноярский край) в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей - Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».

Тема природы и экологии Важнейшие темы творчества Астафьева - военная и деревенская. Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ « Васюткино озеро». Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Смена». Большинство рассказов, написанных им для детей, вошло в сборник «Конь с розовой гривой». Но важнейшее произведение, связанное с темой природы- «Царь-рыба»

Памятник В. П. Астафьеву в Красноярске. Скульптор Игорь Линевич-Яворский

Краткое содержание Игнатьич - главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает «ладно» и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности. Не складываются у героя новеллы добрые отношения и со своим братом. В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьем, опытом предков и собственным, обретенным за долгие годы. Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством. Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, он сознает незаконность и неблаговидность своих поступков, боится «сраму», который может его постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка рыбнадзора. Заставляла же Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой. Рыба походила на «доисторического ящера», «глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе». Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних «козявках» и « вьюнцах », он с удивлением называет его «загадкой природы».С самого начала, с того момента, как увидел Игнатьич царь-рыбу, что-то «зловещее» показалось ему в ней, и позже понял, что «одному не совладать с этаким чудищем». Желание позвать на подмогу брата с механиком вытеснила всепоглощающая жадность: «Делить осетра?.. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!» Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время «жадность он почел азартом», а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума. Кроме жажды наживы, была ещё одна причина, заставившая Игнатьича помериться силами с таинственным существом. Это удаль рыбацкая. «А-а, была не была! - подумал главный герой новеллы. - Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не «всякому Якову». Отбросив сомнения, «удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу …». Вскоре незадачливый рыбак оказался в воде, опутанный своими же удами с крючками, впившимися в тела Игнатьича и рыбы. «Реки царь и всей природы царь - на одной ловушке», - пишет автор. Тогда и понял рыбак, что огромный осетр «не по руке ему». Да он и знал это с самого начала их борьбы, но «из-за этакой гады забылся в человеке человек». Игнатьич и царь-рыба «повязались одной долей». Их обоих ждет смерть. Страстное желание жить заставляет человека рваться с крючков, в отчаянии он даже заговаривает с осетром. «Ну что тебе!.. Я брата жду, а ты кого?» - молит Игнатьич. Жажда жизни толкает героя и да то, чтобы перебороть собственную гордыню. Он кричит: « Бра-ате-ельни-и-и-ик!..» Игнатьич чувствует, что погибает. Рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти женской ласковости холодной рыбы. Он понял: осетр жмется к нему потому, что их обоих ждет смерть. В этот момент человек начинает вспоминать свое детство, юность, зрелость. Кроме приятных воспоминаний, приходят мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с браконьерством. Игнатьич начинает понимать, что зверский лов рыбы всегда будет лежать на его совести тяжелым грузом. Вспомнился герою новеллы и старый дед, наставлявший молодых рыбаков: «А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество - не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды - отпушшайте сразу». Слова деда и заставляют астафьевского героя задуматься над своим прошлым. Какой же грех совершил Игнатьич? Оказалось, что тяжкая вина лежит на совести рыбака. Надругавшись над чувством невесты, он совершил проступок, не имеющий оправдания. Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой - наказание за его дурные поступки. Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» Он просит прощения у девушки, которую когда-то обидел: « Прос-сти-итееее … её-еээээ … Гла-а-аша-а-а, прости-и-и ». После этого царь-рыба освобождается от крюков и уплывает в родную стихию, унося в теле «десятки смертельных уд». Игнатьичу сразу становится легче: телу - оттого что рыба не висела на нем мертвым грузом, душе - оттого что природа простила его, дала ещё один шанс на искупление всех грехов и начало новой жизни.

Словарная работа Каково значение слов «ЧЕЛОВЕК» «ПРИРОДА» «ДУША» ДУХОВНЫЙ» ДУХОВНОСТЬ» Что общего между ними? Что говорит В. Астафьев о браконьерах?

Вывод: Человек-часть природы Человек и природа- единое целое

Нестандартная книга Публикация глав « Царь-рыбы » в периодике шла с такими потерями в тексте, что автор от огорчений слег в больницу и с тех пор больше никогда не возвращался к повести, не восстанавливал и не делал новых редакций. Лишь много лет спустя, обнаружив в своем архиве пожелтевшие от времени страницы снятой цензурой главы « Норильцы », опубликовал ее в 1990 году под названием «Не хватает сердца». Полностью «Царь-рыба» была опубликована только в 1993 году.

Что говорит В. Астафьев о браконьерах? Почему так много внимания уделял им?

В чем смысл показа судьбы этого героя?

Что можно сказать об идее произведения? Вмешиваясь в жизнь природы, нарушая экологию, человек совершает нравственное преступление Гармония отношений может быть сохранена только благодаря опыту предшествующих поколений

Сообщение учащегося Особенности пейзажа в « Царь-рыбе » Говорят есть места на свете, Где природа с тобой говорит, Где становимся мы словно дети, Разум спит и душа не болит. Я хочу посетить это место, Посидеть в абсолютной тиши, Разобраться в себе. Если честно, От реальности в сказку уйти... В этой сказке нет зла, нет насилья, Нет обмана, не ходит там смерть, Там не надо кричать от бессилья, На страданья и муки смотреть. Я хочу, чтоб у каждого в жизни Был такой потайной уголок! Чтоб он смог "причесать" свои мысли, Чтоб хранил его и берег.

Человек Несмотря на то, что короток твой век, Ты делаешь его короче, человек, Губишь и не думаешь о том, Что тебе и детям жить придется в нем. Задумайтесь, пожалуйста, о том, На что похож стал мир, В котором мы живем. «Мир большой», - ответишь ты.«Что будет, коль не станет красоты?» «Не поубавится людей на свете» А ты уверен ли в своем ответе?

Предварительный просмотр:

Проект «Человек и природа в рассказе

В. Астафьева « Царь – рыба»».

Левшина Инна Александровна

Учитель русского языка и литературы

МОУ « ЛИЦЕЙ № 1 пос. Львовский»

Подольского муниципального района М О

84967606194

Цель проекта : разработка урока по творчеству В. П. Астафьева.

Предмет : Литература

Программа : В Коровина, Просвещение, 2008г.

Класс : 11класс

Учебник : «Литература», В.П. Журавлёв, М. ,Просвещение, 2010г.

Тема : «Человек и природа в повести В. Астафьева «Царь-рыба»».

Тип урока : комбинированный, урок- размышление.

Цель:

способствовать воспитанию негативной позиции к хищническому, потребительскому отношению к природе; умения связывать экологические проблемы с нравственными; развивать самостоятельность суждений; формировать навыки сравнения анализа; обобщения.

Задачи

Образовательные : проверка уровня знаний по материалу рассказа, умения анализировать текст и делать выводы.

Воспитательные : развитие нравственных качеств, обеспечение ситуации эмоционального переживания.

Развивающие: продолжить формирование развития речи учащихся путём самостоятельного формирования выводов и обобщений; продолжить формирование дискуссионных навыков.

Оборудование : портрет В.П.Астафьева, иллюстрации к рассказу, компьютер.

Эпиграф: « Люди повинуются законам природы, даже когда действуют против них».

И. В.Гёте.

Ход урока

Этап урока

Вре-

мя

Метод обучения

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Средства обучения

Примечания

Организационный

1 мин.

Проверка готовности класса к уроку

Доклад дежурного об отсутствующих

Актуализация знаний учащихся

3 мин.

Рассказ

Вступительное слово

Восприятие рассказа

Иллюст-

рация Портрет В.П. Астафьева,

слайды1-4

Работа над новым материалом

4 мин.

Беседа

Постановка цели

Осмысление содержания рассказа «Царь-рыба»

Демонстрация иллюстраций к книге «Царь-рыба»,

слайд5

Использование материалов презентации

Самостоятельная работа

5 мин.

Метод самостоятельной работы со словарём

Задание учащимся

Выяснение значения слов по теме урока с записью в тетради

Словарь

В. Даля,

слайды 6-7

Проверка домашнего задания

5 мин.

Метод проверки знаний

Постановка вопроса, направленного на выяснение сформированности уровня читательского суждения

Обмен читательскими впечатлениями

Слайд 8

Работа с текстом

15 мин.

Беседа

Постановка вопросов на знание содержания текста рассказа

Анализ рассказа

Слайды 9-11

Закрепление знаний

5 мин.

Диспут

Постановка вопроса, направленного на выявления позиции автора

Обсуждение идейного содержания

Слайды 12-13

Творческая работа

5 мин.

Рассказ

Проверка творческого задания

Сообщение по теме домашнего задания

Презентация

Слайды 14-17

Рефлексия

2 мин.

Заключительное слово

Подведение итога урока, обобщение

Слайд 18

План – конспект урока

По литературе в 11 «С-Г» классе.

Тема урока: Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Царь рыба»

Цель: способствовать воспитанию негативной позиции к хищническому, потребительскому отношению к природе; формировать навыки сравнения, анализ, общения. Умения связывать экологические проблемы с нравственными; развивать самостоятельность суждений.

Задачи:

Образовательные:

Проверка уровня знаний по материалу рассказа, умения анализировать текст и делать выводы

Воспитательные:

Развитие нравственных качеств:

Обеспечить ситуацию эмоционального переживания.

Развивающие:

Продолжить формирование развития речи учащихся путем самостоятельного формирования выводов и обобщений.

Продолжить формирование дискуссионных навыков.

Тип урока: Урок – размышление

Оборудование: портрет В.П.Астафьева, иллюстрации к рассказу, презентация.

Эпиграф:

Люди повинуются законам природы, даже когда действуют против них

И.В.Гете.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя

Виктор Петрович Астафьев (1924-2002) ушел из жизни совсем недавно. Таких людей, как он, называют совестью нации. Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече со злом, предельная честность и способность по-новому видеть мир, жесткая требовательность к самому себе и

Сентиментальность – лишь некоторые черты его неординарной личности.

В «повествовании в цикле рассказов «Царь-рыба» (1976) автор говорит о необходимости безотлагательности «возвращения к природе» В.П.Астафьева связь человека и природы интересует в нравственно-философском аспекте. Отношение к природе выступает в качестве проверки духовной состоятельности личности.

II. Работа по содержанию рассказа.

Вспомните краткое содержание рассказа «Царь-рыба»

Браконьер Игнатьич поймал на Енисее огромную рыбу-осетра, но при попытке перевалить ее в лодку сам упал в воду и зацепился за крючки самолова. Так человек оказался в ловушке вместе со своей жертвой. Выбившись из сил, запутавшись в крючках из собственных самоловов, связанный одной гибельной цепью с царь-рыбой, в итоге герой покаялся в своих грехах и отказался от добычи. В конце рыба освобождается и уходит.

III. Словарная работа.

Задание : значения слов «человек», «природа», «душа «, «духовный», «духовность»

Результат : запись в тетради:

«Человек- часть природы», человек и природа – единое целое»

IV. Обмен читательскими впечатлениями.

Книга «Царь-рыба» оказалась возмутителем литературного спокойствия, вокруг нее завязались дискуссии на страницах журналов и газет.

«Царь-рыба» угодила в самое больное место проблемы «Человек и природа»

Что же вас взволновало, когда вы читали книгу?

V.Анализ рассказа «Царь-рыба»

Что говорит В.Астафьев о браконьерах?

Почему так много внимания уделял им?

(Браконьерство - страшное зло. Автор показывает браконьера Игнатьича. В чем есть своя золотинка человеческой любви, человеческого достоинства, но все это подавляется безграничным хищничеством, превратившимся в стремление урвать лишний кусок) .

В чем смысл показа судьбы этого героя?

(смысл в том, что человек, творящий зло и находящий себе оправдание, допускает существование зла везде).

В чем состоит самая главная вина Игнатьича? (Это – надругательство над любившей его девушкой. Получается, что начав творить зло, остановится почти невозможно. Убийца дочери Командора – духовный двойник Игнатьича. Круги жестокости распространяются широко и беспощадно).

(Астафьев осуждает браконьерство как зло многогранное и страшное по своей разрушающей силе, причем писатель ведет речь не только об уничтожении живой и неживой природы вне нас, говорит о своеобразном самоубийстве, об уничтожении природы внутри человека, человеческой природы).

Что вызывает откровенно неприязненное отношение автора к таким людям, как Гога и браконьеры?

(Это бездуховность. Бездуховность не в смысле отсутствия культурных интересов, а в смысле отказа признать нравственные законы, объединяющие людей и природу, отсутствие ответственности за все, что не «я»).

VI. Обсуждение идейного содержания.

(Астафьеву больно смотреть, как его земляки преступили старинную заповедь и решились на разбойный зверский лов рыбы. Он не судит героев, а заботится об их душевном исцелении, выступает с позиций добра, гуманности, против варварской позиции) .

Что можно сказать об идее произведения?

(Вмешиваясь в жизнь природы, грубо нарушая экологическую среду, человек совершает нравственное преступление. Кто беспощаден к природе, беспощаден ко всему живому, а стало быть, к себе самому. В символической картине единоборства человека с природой ни на чьей стороне не может быть победы, так как человек и природа «повязаны одним смертным концом»)

Гармония отношений может быть сохранена только благодаря духовно - историческому опыту предшествующих поколений. Человек у Астафьева не торжествует, доказывая свое превосходство, а вымаливая у рыбы спасение. Можно согласиться, что люди действуют против законов природы, но повинуются законам природы.

VII. Сообщение учащегося «Особенности пейзажа в рассказе «Царь-рыба»

VIII.Итог урока. Слово учителя.

Мир для В.П.Астафьева – это мир людей и природы, пребывающей в вечном. Неразрывном и противоречивом единстве, нарушение которого грозит вырождением и гибелью. Велика его вера в торжество добра, в то, что каждый из нас сможет познать себя как человека.


Каждый писатель в любом своем произведении затрагивает тему природы. Это может быть простое описание места разворачивающихся событий данного произведения или выражение чувств героя, но всегда автор показывает и свою позицию, свое отношение к природе.

Обычно здесь бывают две точки зрения: некоторые считают, что человек - создатель и он должен покорить все живое, обитающее на земле; другие, напротив, доказывают, что природа - это храм, каждый человек обязан подчиняться ее законам. Каждый писатель настаивает на своем и зачастую отказывается понять и осмыслить позицию, противоположную своей. Астафьев в своем произведении «Царь-рыба» пытается разобраться в этой проблеме и найти ответ на важный для всех вопрос: что есть природа - храм или раба человека?

Главный герой данного повествования в рассказах- Иг-натьич, рыбак. Всю свою жизнь он ловил рыбу и умеет делать это как нельзя лучше. Ни одна рыба ни в одном месте реки, даже в самом удаленном и необитаемом, не сможет уйти из его сетей. Он покорил реку. Здесь он царь, царь природы. И ведет он себя как царь: он аккуратен, все свои дела доводит до конца. Но как же он распоряжается богатством, вверенным ему?

Игнатьич ловит рыбу. Но для чего она ему в таких больших количествах? Его семья достаточно обеспечена, чтобы прожить и прокормиться и без этой «наживы». Пойманную рыбу он не продает. А чтобы заниматься ловлей, ему приходится скрываться от рыбнадзора, ведь это занятие считается браконьерством. Что же движет им? И здесь мы видим нашего царя природы с другой стороны. Всеми его поступками руководит жадность. Кроме негр, в поселке много хороших рыбаков, и между ними идет необъявленное соревнование. Если твои сети принесут больше рыбы, то ты лучший. И из-за этого эгоистического желания люди истребляют рыбу, а значит, постепенно губят природу, растрачивают единственное денное, что есть на земле. Но зачем природе такой царь, который не ценит то богатство, которым владеет? Неужели она покорится и не свергнет его? Тогда появляется царь-рыба, царица рек, посланная для борьбы с царем природы. Каждый рыбак мечтает поймать царь-рыбу, ведь она - это знак свыше.

Поверье гласит: если поймаешь царь-рыбу, отпусти ее и никому не рассказывай о ней. Эта рыба символизирует особенность человека, поймавшего ее, его превосходство над другими. Что же происходит с Игнатьичем при встрече с этой посланницей природы? В нем противоборствуют два чувства: с одной стороны, стремление вытащить царь-рыбу, чтобы потом весь поселок узнал о его мастерстве, с другой стороны, суеверный страх и желание отпустить рыбу, чтобы избавиться от этого непосильного для него груза. Но все же первое чувство побеждает: жадность берет верх над совестью. Игнатьич принимает решение во что бы то ни стало вытащить эту рыбу и прослыть лучшим рыбаком во всей округе. Он смутно понимает, что одному ему не справиться, но он подавляет в себе мысли о том, что можно было бы позвать на помощь брата, ведь тогда придется разделить с ним и добычу, и славу. И жадность губит его. Игнатьич оказывается в воде один на один с «рыбиной».

Израненные царь природы и царица рек встречаются в равном бою со стихией. Теперь царь природы уже не управляет ситуацией, природа покоряет его, и постепенно он смиряется. Вдвоем с рыбой, прижавшись друг к другу и успокаиваясь от этого прикосновения, они ждут своей смерти. И Игнатьич просит: «Господи, отпусти эту рыбу!» Сам он этого сделать уже не в силах. Их судьбы теперь в руках у природы.

Так значит, не человек сотворяет природу, а природа властвует над человеком. Но природа не так беспощадна, она дает шанс человеку исправиться, она ждет покаяния. Игнатьич - умный человек, он понимает свою вину и искренне раскаивается в содеянном, но не только в этом: он вспоминает все свои прошлые поступки, анализирует прожитую жизнь. Это происшествие заставляет его вспомнить все давние грехи и проступки и подумать о том, как он будет жить дальше, если выживет здесь.

Может показаться, что Астафьев своими размышлениями только еще больше запутал читателя, а не выстроил его мысли, но все же он дает ответ на непростой вопрос: природа - это храм, где человек не может хозяйничать по своему усмотрению, но все же он должен помочь этому храму обогатиться, ведь человек - часть природы, и он призван оберегать этот единственный дом для всего живого.

Астафьев поднимает и другую, не менее важную проблему: проблему отношений в семье. Всегда главным в семье был муж. Но какое же место занимает женщина? Семья - это единое целое. Если муж - голова семьи, то жена, хранительница домашнего очага, должна быть ее сердцем. Но как-то странно относится голова к своему сердцу: без любви и понимания, лишь с угрозой. Женщины в семьях живут в постоянном страхе. Они стараются во всем угодить своим мужьям и боятся, что могли что-то сделать не так. Приветствуется только покорность жены, слепое поклонение и подчинение мужу. Страх внушается женщинам с детства, поэтому побороть его нелегко, только какое-либо чрезвычайное происшествие может помочь им в этом. Так, только смерть дочери заставила жену Командора преодолеть чувство страха перед мужем и открыто выступить против него.

А каковы же отношения между братьями? И здесь царствует жадность. Игнатьич и Командор враждуют: Командор знает, что Игнатьич - лучший рыбак, и завидует ему, а Игнатьич не любит брата, потому что Командор не такой, как он. Значит, главное чувство, которое преобладает во всех отношениях между людьми в поселке, - это жадность.

Произведение «Царь-рыба» написано как повествование в рассказах. Книга состоит из множества новелл, очерков, рассказов. Одни рассказы написаны в художественном стиле, другие в публицистическом. Это разнообразие позволяет намного точнее оценить ситуацию и разворачивающиеся события, посмотреть на проблемы с разных сторон и найти единственно правильное их решение. Также оно позволяет охватить большое количество проблем. Разные стили делают события, происходящие в повествовании, более реалистичными.

Эта книга дала мне много хороших уроков и советов. Теперь, прежде чем что-то сделать, я задумываюсь: а не навредит ли это кому-нибудь, не причинит ли вреда природе? Я начал анализировать свои поступки. И если нахожу, что совершил когда-нибудь ошибку или какой-либо проступок, то стараюсь это исправить. В этом произведении Астафьев как бы спрашивает тебя: а правильно ли ты используешь то, что тебе дано, не растрачиваешь ли ты впустую данное нам богатство - природу? Истина, написанная здесь, осветляет память и мысли и заставляет посмотреть на мир другими глазами.

Эта статья рассматривает одну из ключевых новелл цикла «Царь-рыба». Астафьев, большая часть произведений которого посвящена военной тематике, здесь выступает в несвойственном ему амплуа писателя-деревенщика. Несмотря на показал себя настоящим знатоком сельской действительности, человеческих душ и сложности взаимоотношений.

О книге

Сборник новелл «Царь-рыба» Астафьева был опубликован в 1976 году. Главной темой всех рассказов, включенных в него, стало описание связей человека и природы в нравственно-философском аспекте. То есть отношение героев к природе выступает средством выявления личностных пороков и достоинств человека.

В сборник входит двенадцать рассказов, один из которых имеет то же название, что и весь цикл, - «Царь-рыба». Именно это произведение является ключевым для понимания авторского замысла. В нем же сосредоточены все темы и мотивы, встречающиеся в других новеллах сборника.

Содержание начинается с описания главного героя - Игнатьича. Он слывет среди односельчан как бескорыстный человек, никогда не отказывающий в помощи, умный и находчивый, а также как непревзойденный мастер рыбной ловли. Игнатьич - самый зажиточный деревенский житель, в его хозяйстве все разумно и налажено. Он готов прийти на помощь к любому и не просит за это ничего, но нет в его поступках искренности. Вот и с родным братом отношения у главного героя совершенно не ладятся.

Лучший рыбак

Игнатьич - лучший рыбак в деревне, нет ему равных в этом ремесле. Он обладает небывалым рыбацким чутьем, опытом, который передался ему от предков, и знаниями, полученными за долгие годы практики.

Виктор Астафьев («Царь-рыба» поднимает сложный вопрос взаимоотношений индивидуума с природой и обществом) совершенно не пытается идеализировать своего героя. Автор открыто говорит о том, что свои навыки и опыт Игнатьич часто использовал во вред односельчанам и природе, потому что промышлял браконьерством. Он прекрасно осознает, какое зло причиняет природе, уничтожая рыбу в неограниченных количествах. Герой знает о каре, которая может его постичь, если он будет пойман рыбнадзором. Толкают его на такое опасное преступление непомерная жадность и жажда наживы. Все то немалое добро, что уже имеет Игнатьич, кажется ему недостаточным.

Царь-рыба

Рассказ Астафьева «Царь-рыба» имеет ярко выраженную морально-нравственную направленность, поэтому роковая встреча с природой, воплощенной в царь-рыбе, была для Игнатьича неизбежной.

Увидев огромного осетра, главный герой изумился невообразимым его размерам. Удивительно, что такая огромная рыбина смогла вырасти, питаясь «вьюнцами» и «козявками». Однако не только эти чувства посетили Игнатьича, что-то зловещее почудилось ему в облике царь-рыбы. Не сможет он в одиночку одолеть такое чудовище.

Но мысли о том, чтобы позвать брата и механика на подмогу, немедленно вытеснила жадность: придется же делить осетра с помощниками. В этот момент герою даже стало стыдно перед самим собой за собственные чувства. Но недолго длился стыд. Игнатьич решил принять его за азарт, заглушая голос разума. К тому же в нем проснулась рыбацкая гордость: такая рыба попадается только раз в жизни, и то не всякому, нельзя упустить шанс показать свою удаль.

Борьба

Игнатьич решает, что сегодня его добычей станет царь-рыба. Астафьев начинает описание суровой борьбы человека с природой. Его герой отважно бросается на осетра, пытается его оглушить обухом топора. Но сам падает в воду, где вместе со своей добычей оказывается опутан сетями, а рыболовные крючки впиваются в его тело.

И только после этого осознал Игнатьич, что не сможет одолеть в одиночку такую рыбу. Теперь у рыбака и его улова впереди одна участь - смерть. Пытаясь спастись, герой безуспешно стремится вырваться из пут, молит рыбу отпустить его. Венцом отчаяния становится преодоление собственной гордыни - Игнатьич зовет брата на помощь. Но в ответ слышится лишь эхо.

Главный герой понимает, что гибнет. То, что рыба все плотнее, как женщина, прижимается к нему, приводит Игнатьича в ужас. Одновременно с этим герой начинает вспоминать свое прошлое. Но мало светлых мыслей приходит ему на ум. Он думает о том, сколько бед принес своим браконьерством. Игнатьич вспоминает незаслуженно обиженную девушку, которую когда-то любил и хотел на ней жениться. Он осознает, насколько дурно прожил свою жизнь и сколько ошибок совершил.

Герой понимает, что встреча с царь-рыбой стала для него расплатой за совершенные грехи и злодеяния. Особенно тяготит его то, как он поступил со своей невестой Глашей, безосновательно приревновав ее. И ничего из совершенного Игнатьичем не имеет оправдания.

Развязка

Продолжает описывать раскаяние Игнатьича Астафьев. Царь-рыба, герои из числа деревенских жителей и брат становятся здесь причинами для осознания главным героем своих дурных поступков.

В миг отчаяния Игнатьич взывает к Богу и умоляет отпустить «эту тварь» на свободу, признавая, что «не по руке» ему поймать царь-рыбу. Просит прощения у Глаши, каясь в том, что когда-то ее обидел. После этих слов рыба освобождается от пут и уплывает.

Игнатьич ощущает легкость: телесную - оттого, что избавился от рыбы, тянувшей его на дно, душевную - оттого, что прощены его грехи. Теперь у героя появился шанс начать жизнь заново, не совершая прошлых ошибок и не беря греха на душу.

Таков путь духовного перерождения человека, каким решил показать его Астафьев.

«Царь рыба»: анализ

Основная тема рассказа, как отмечалось выше, - взаимоотношение человека с природой. Но этим писатель не ограничивается, одновременно он поднимает и другую проблему - отношения человека с обществом.

Отношение Игнатьича к своим односельчанам и близким людям сходно с отношением героя к природе. Высокомерие, пренебрежение, снисхождение и осознание собственного могущества - вот те чувства, которые главный герой испытывает при контакте с окружающим миром.

По замыслу Астафьева, человек должен жить в гармонии с природой, быть ее частью, иначе борьба со стихией приведет его к смерти. Именно эта мысль стала сюжетообразующей в произведении.

Писатель до мельчайших подробностей прописывает символический образ Игнатьича, воплощающий того самого царя природы, который привык считать себя властителем мира. И чтобы показать всю иллюзорность власти этого псевдовластителя, Астафьев изображает его встречу с царь-рыбой. Однако примечательно то, что от этого столкновения должен погибнуть не только сам герой, но и его соперница. Судьбы Игнатьича и царь-рыбы оказываются тесно сплетены. И единственным способом выжить для обоих становится освобождение главного героя от того груза ошибок и грехов, что лежит на его душе. Именно те нравственные низости, что совершил за свою жизнь Игнатьич, становятся причиной возможной смерти его самого и царь-рыбы.

Этим рассказом Астафьев наглядно иллюстрирует идею о том, что природа - священный храм, в котором человек не хозяин, а смотритель и помощник. Только в этом случае у человека есть возможность существовать в гармонии с собой, социумом и окружающим миром в целом. В противном случае все его поступки приведут к гибели.

Образ Игнатьича

Наибольшее внимание в произведении уделил именно образу Игнатьича Астафьев («Царь-рыба»). Главные герои рассказа группируются вокруг центрального персонажа, помогая раскрыть черты его характера. Так, из взаимоотношений с односельчанами и братом мы узнаем о тщеславии Игнатьича. А когда автор рассказывает о мотивах, побуждающих героя самому бороться с царь-рыбой, открывается еще одна нелицеприятная черта его характера - жадность.

Как говорилось выше, образ Игнатьича олицетворяет царя природы, привыкшего чувствовать себя хозяином мира. Однако нельзя рассматривать этого персонажа только как отрицательного. У героя и есть и положительные черты. Он хороший хозяин, способный с умом распорядиться своим достатком. К тому же Игнатьич всегда придет на помощь нуждающемуся, какие бы мотивы его к этому ни подвигали. Ну и, наконец, чтобы стать отличным рыбаком, необходимо приложить много усилий, не лениться и стремиться к своей цели.

Таким образом, Игнатьич выступает как очень неоднозначный персонаж, наделенный как положительными, так и отрицательными чертами. И главная ошибка этого человека в том, что он не привык считаться с окружающими и ценить их. Осознав же свои прегрешения, Игнатьич получает право начать жизнь заново.

Другие персонажи

Остальные образы в рассказе «Царь-рыба» Астафьева предназначены лишь для того, чтобы оттенить образ главного героя. Примечательной можно назвать только саму царь-рыбу, выступившую в роли первородной силы. Не зря автор сравнивает ее с «доисторическим ящером».

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ПЕЙЗАЖ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ 11

1.1 История становления и развития пейзажа в литературе 11

1.2 Определение понятия «пейзаж» в теории литературы. Виды пейзажей 15

1.3 Своеобразие художественного мира В. Астафьева 34

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕЙЗАЖА В ПРОИЗВЕДЕНИИ В. АСТАФЬЕВА «ЦАРЬ-РЫБА» 50

2.1. Виды и роль пейзажей в произведении В. Астафьева «Царь-рыба» 50

2.2. Описательные средства при рассмотрении пейзажей в 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66

Выдержка из текста

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность настоящей работы. Пейзаж прошел долгий эволюционный путь литературно-художественного пейзажа. Однако на сегодняшний день литературно-художественный пейзаж очень поверхностно рассмотрен с учетом его значимости для текстопостроения, несмотря на то, что значение пейзажного фрагмента диктуется в первую очередь потребностями текста, и автор конструирует ту или иную пейзажную картинку, полностью подчиняясь законам текстопостроения, хотя, возможно, и не вполне осознает это. Данная особенность пейзажа трактуется в контексте идиостилистической проблематики с учетом замечания М. Риффатера, определяющего идиостиль как осознанное или неосознанное выражение авторской личности. Изучение законов построения художественного текста, к числу которых относятся и особенности отображения в нем окружающего мира в его художественном осмыслении, продолжает оставаться одним из важных вопросов современной лингвистики текста. В этом отношении большое значение приобретает рассмотрение такого явления, как литературно-художественный пейзаж.

Все перечисленные факторы, рассмотренные на базе художественного текста, не только раскрывают сущность антропохронотопической координаты художественного текста, но и позволяют взглянуть на связь человека и природы в художественном отображении как на соответствующий блок текстовой информации, вербализуемый в соответствии с законами текстовой номинации.

Широкий диапазон перечисленных проблем, затронутый настоящим исследованием, свидетельствует о его теоретической значимости. Суммируя ее в целом, можно заявить о том, что изучение литературно-художественного пейзажа, предпринимаемое с позиций концепта, содействует решению онтологических вопросов текстопостроения в едином комплексе друг с другом, поскольку когнитивные основы исследования вполне эффективно обеспечивают такую возможность. В этой связи становится возможным подключение человеческого фактора и на этой основе придание исследованию антропоцентрической значимости. Помимо этого обращение к закономерностям вербализации мыслительного содержания, находящегося в границах пейзажного концепта, вносит определенный вклад в решение проблем текстовой номинации и текстовой референции.

Объектом исследования настоящего дипломного исследования является, таким образом, целостный образ окружающего пространства, зафиксированный в произведении В. Астафьева «Царь-рыба». Творчество писателя уже не раз было предметом монографического изучения. В работах А.Н.Макарова, Н.Н.Яновского, В.Я.Курбатова, Т.М.Вахитовой, А.П.Ланщикова, А.Ю.Большаковой, С.В.Переваловой, в диссертациях, научных статьях, докладах исследовались характерные для писателя темы, отдельные жанры, поэтические особенности произведений, философское наполнение его творчества. В критике 1960- 1970-х годов очень популярным, и даже расхожим, был тезис о том, что в текстах «деревенщиков» доминирующую роль играет оппозиция «деревня-город, между тем представляется более точной и основательной позиция В. Ковского, который еще в начале 1980-х назвал главным атрибутивным признаком «деревенской прозы» «обращенность художника к прошлому, давнему или сравнительно недавнему, но взятому в качестве этического и эстетического критерия настоящего».

«Деревенская проза» не только с неопочвеннических позиций подвергла критике многие явления советской действительности, но и осудила негативные тенденции, присущие современной цивилизации в целом" , — справедливо указывает А. Большев. В мере, необходимой для решения поставленных исследователями задач, в этих работах рассматривались вопросы художественного своеобразия, влияния традиций, взаимодействия творчества В. Астафьева с современной литературой. Эволюционируя как художник к совершенству, демонстрируя в своей литературной практике и попятное движение, Астафьев в значительной мере оставался верным самому себе, своим творческим установкам, созвучным или отличающимся от творческих принципов его современников. Основой для хронологизации и систематизации творчества В. Астафьева, для обозначения рамок «уральского», «вологодского» и «сибирского» периодов являются события биографии писателя, кардинально изменяющие «литературное окружение», работа над этапными произведениями и их публикация, этапы эволюции его мировидения, перемены в восприятии художника критикой. Астафьевский автобиографизм определяет и тематическую парадигму прозы писателя — темы сиротства, распада традиционной деревни, величия Сибири, военного апокалипсиса и нравственной деградации России.

Проблема периодизации творчества В.П. Астафьева косвенно затрагивалась в работах Н.Н.Яновского, В.А.Курбатова, Т.М.Вахитовой, А.П.Ланщикова, А.Ю.Большаковой и некоторых других исследователей. Однако полностью разрешенной эта проблема по вполне объяснимым причинам быть не могла.

В процессе решения проблемы периодизации всегда существует опасность схематизации, произвола в выборе критериев для определения границ периодов, для отнесения произведений к тому или иному периоду. Творчество В. Астафьева исключением здесь не является. В настоящей работе предлагается следующая периодизация:

  • Первый период (1951 — 1969) можно охарактеризовать становления жанрово-стилевой системы и кристаллизации проблематики В.Астафьева. Он связан с жизнью писателя в городах Чусовой (Пермская область) и Пермь, а потому условно может быть назван пермским, или уральским. Внутри этого периода можно выделить время первых опытов, ученических вещей. Сюда войдут произведения и книги, написанные и изданные с 1951 по 1958 годы: от «Гражданского человека» и сборника «До будущей весны» до романа «Тают снега» включительно. На этом этапе уже обозначилась характеризующая во многом творчество писателя тенденция отрицания лжи, схематизма, неприятия упрощенного подхода к важным жизненным и эстетическим проблемам, хотя сам писатель не избегает в это время порицаемых им просчетов в его собственном творчестве. Пермский период включает в себя и время краткого (1959 — 1961), но продуктивного пребывания писателя на Высших литературных курсах в Москве. Вторая, завершающая часть этого периода характеризуется созданием и появлением значимых оригинальных произведений писателя («Перевал», «Стародуб», «Звездопад», «Кража», первая книга «Последнего поклона», первые редакции «Пастуха и пастушки»), осознанием своих тематических пристрастий (автобиографическая тема, темы природы и войны).

В это время Астафьев ощущает свою духовную близость с другими писателями и литературными течениями (К.Симонов, Ю. Нагибин, Е. Носов; «лирическая», «деревенская», «военная» проза, «тихая лирика»).

Происходит осознанное отталкивание писателя от «лекал соцреализма» (В.Астафьев).

Рубежным между первым и вторым периодами творчества В. Астафьева стало издание повести «Последний поклон» (1968).

Второй период творчества В. Астафьева совпадает с его вологодским периодом жизни (1969 — 1980).

Это время жанрово-стилевых открытий писателя. Он создает оригинальные, универсальные по жанру и стилю «современную пастораль» «Пастух и пастушка», впитавшую богатую культурную и литературную традицию; «Оду русскому огороду» и «повествование в рассказах» «Царь-рыба», синтезирующие миф с жанром рассказа и повести, с традициями лирики. «Царь-рыба» (1976 — 1990) В. Астафьева — этапное произведение русской литературы последней трети ХХ века. Для В. Астафьева её появление означало (вместе с повестями «Последний поклон», «Пастух и пастушка») кульминацию творческой эволюции. Для «деревенской прозы» «Царь рыба» знаменовала реализацию её возможностей при обращении не только к социально-этической, военной, но и к натурфилософской проблематике. Для литературного процесса этого времени «повествование в рассказах» стало этапом в развитии жанра повести, в трансформации «сибирского текста», в эволюции реалистического метода. Философской основой мировидения писателя наряду с пантеистическими представлениями всё более оказываются христианские идеи греха, жертвы, искупления, воскресения. Писатель приобретает значительную известность (особенно после публикации «Последнего поклона», работ А.Н. Макарова об Астафьеве).

Третий (красноярский, или сибирский) период творчества (1980 — 2001)

оказался для писателя самым длительным и самым продуктивным по числу созданных произведений. Для Астафьева наиболее значимой представляется в этом периоде завершение эволюции от пантеизма к христианскому мировосприятию, обогащение поэтики и стиля за счет синтеза трагического и комического в образности произведений. Как и внутри первого периода, здесь необходимо членение на два более локальных временных отрезка. Первый (1980 — 1988) представляет собой переходное явление продолжающегося подцензурного творчества. Литература этого времени разрабатывает темы кризиса нравственности, тональность её приобретает «мрачные» свойства (Ч.Айтматов, В. Крупин, В. Распутин, А. Рыбаков и другие).

В. Астафьев находит в себе силы и возможности для мощной критики социальных и политических устоев, для национальной самокритики, выразившейся в усилении тенденции отрицания, сатирической образности в произведениях той поры. «Кумирами» Астафьева этого времени стали русские классики.

1989 — 2001-й годы характеризуются ослаблением идеологического давления государства на писателей в целом. «Деревенская проза» в это время продолжает существовать, но уже не продуцирует новых интегрирующих общественное сознание и литературу идей. Больший вес и влияние в литературном процессе приобретает «возвращенная» литература (И.Бунин, А. Солженицын, В. Максимов, Г. Владимов, В. Аксенов и другие) В этих условиях, придерживаясь традиционалистских, консервативных взглядов в оценке фактов и явлений русской истории, Астафьев, тем не менее, приветствует утверждение либеральных принципов в современном обществе и государственной жизни.

В качестве предмета исследования выступают отдельные описания окружающего пространства, а именно картины живой природы в разнообразных временных, сезонных и погодных состояниях

Целью исследования является выявление структурных и содержательных особенностей пейзажа в произведении В. Астафьева «Царь — рыба».

Достижение поставленной цели определило постановку следующих исследовательских задач:

1. выделить пейзажные описания в тексте, установить их своеобразие и характерные признаки;

2. осуществить классификацию пейзажных описаний на типологических основаниях;

4. определить зависимость пейзажного концепта от различных категориальных свойств текста отдельного художественного произведения;

5. охарактеризовать в целом структуру пейзажного концепта, реализованного в произведения В. Астафьева «Царь — рыба».

Теоретической базой данного исследования послужили положения, разработанные в отечественных и зарубежных трудах по лингвистике текста, когнитивной лингвистике и лингвокультурологии.

Методологической базой исследования избрана та система функциональной сущности языка, которая решается в настоящее время на базе достижений в области лингвистики текста. Основным методом исследования является описательно-аналитический метод. Понимание основных характеристик пейзажа было сформировано автором настоящего дипломного исследование на основе анализа ряда произведений как зарубежных, так и отечественных авторов, работавших над проблемой пейзажа в теории и практике литературы.

Структура работы. Диплом состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава представляет собой теоретическое обоснование основной проблематики работы. Вторая глава посвящается анализу индивидуально-авторского воплощения концепта «пейзаж» в тексте избранного произведения В.Астафьева. В Заключении излагаются результаты исследования. Работа завершается библиографическим списком.

Список использованной литературы

1.Арсеньев К.К. Пейзаж в современном русском романе. — М.: Олма-пресс, 2005

2.Астафьев В. Всему свой час. М., 1985.

3.Астафьев В. Посох памяти. М., 1980.

4.Астафьев В. Собр.соч.: В 4 т. М., 1979. Т. 4.

5.Большев А. Деревенская проза 1960 — 1980-х годов (В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин).

6.Бритиков А.Ф. Поэтика и смысловая роль пейзажа. Шолоховское чувство природы // Мастерство Михаила Шолохова. М.-Л.: Наука, 1964.

7.Вахитова Т.М. Повествование в рассказах В. Астафьева «Царь-рыба». М., 1988.

8.Гражданин Перми. — Пермь, 1993

9.Гурленова Л.В. Чувство природы в русской литературе 1920−1930-х годов. Сыктывкар: изд-во Сыктывкарского ун-та, 1998

10.Камендровская Р.С. Иерархическая структура пейзажных описаний в англоязычном прозаическом тексте (на примере романа Ш. Бронте «Джен Эйр») // Лингвистические и экстралингвистические проблемы коммуникации. Теоретические и прикладные аспекты: межвуз. сб. науч. тр. / МГУ им. Н.П. Огарева; редкол.: Ю.К. Воробьев (отв. ред.) [и др.].

— Вып. 3. — Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2004. -

12.Ковский В. Литературный процесс 60- 70-х годов (Динамика развития и проблемы изучения современной советской литературы).

13.Ланщиков А. Виктор Астафьев. -М., 1992

14.Лапченко А. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов: В. Распутин, В. Астафьев, С. Залыгин. Л., 1985

15.Лапченко А.Ф. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов: В.Распутин. В.Астафьев. С.Залыгин. М., 1989

16.Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: В 3 кн. Кн.

2. Семидесятые годы (1968−1986).

17.Лотман Ю. Руссо и русская культура ХVIII — начала ХIХ века // Руссо Жан Жак Трактаты. М., 1969.

18.Луценко Р.С. Лингвокультурные основы работы над текстом художественного произведения (на примере реализации концепта «пейзаж» в английской литературе XIX—XX вв. еков) // Интеграция образования: научно-методический журнал / редкол.: Н.П. Макаркин (гл. ред.) [и др.].

19.Макаров А. Во глубине России. — М., 1973

20.Максимов А.Н. Художественный текст — понятие, сущность, функциональная нагрузка. — М.: Литера, 2005

21.Максимова Л. К. «Царь-рыба» В. Астафьева. Трансформация жанра проповеди// Художественное творчество и литературный процесс. В.IX. — Томск: Изд-во Томского ун-та,

22.Нагаева А.И. Притча в художественной структуре «Царь-рыбы» В. Астафьева//Фольклор и литература Сибири. — Омск, 1991

23.Никольский В.А. Природа и человек в русской литературе XIX века (50−60-е годы).

Калинин: изд-во Калининского ун-та, 1973

24.Опарина М.В. Очерки русской литературы Сибири. Т. 2. — Новосибирск, 1989

25.Опарина М.В. Теория классического литературного текста. — М.: Олма-пресс, 2005

26.Опарина М.В. Теория художественного текста. — М.: Смарт, 2006

27.Пигарев К. Русская литература и изобразительное искусство: Очерки о русском национальном пейзаже середины ХIХ века. М.: Наука, 1972

28.Проза В. Астафьева. К проблеме мастерства. — М.: Литера, 2005

29.Смирнова А.И. Поэтика композиции повествования в рассказах «Царь-рыба» В. Астафьева//Проза В. Астафьева. К проблеме мастерства. — Красноярск, 1990

30.Царь-рыба // Астафьев В.П. Пастух и пастушка. М., 1989.

31.Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной…»: Система пейзажных образов в русской поэзии. — М.: Высш. шк., 1990