» » Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их решения. Конституционные принципы национальной политики в РФ

Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их решения. Конституционные принципы национальной политики в РФ

Этническая идентичность человека является важной составной частью его представлений о самом себе. Еще по историческим меркам недавно в паспорт каждого гражданина СССР была вписана его этническая принадлежность, называвшаяся национальностью.

Система учета этнической принадлежности в Советском Союзе была впервые опробована в ходе переписи населения 1926 г. Ранее в Российской империи в переписях не задавали вопроса о национальности, только о религии и языке. Большей частью люди не знали своей национальности (этнической принадлежности), поэтому о численности этнических групп до 1926 г. можно судить только по косвенным данным. В советской науке слово «этнос» появилось не ранее 1960-х гг. До этого употреблялись понятия «народ», «народность», «национальность».

Поскольку этническая группа очень важна, необходимо определить признаки, по которым можно отличить одну этническую группу (этнос) от другой.

Во-первых, этнос имеет собственное уникальное название - этноним .

Во-вторых, этнос обладает собственной оригинальной культурой - от собственной литературы до собственной кухни. Часть культуры составляют этнические символы, значимые для данного этноса, например какое-нибудь событие этнической истории: геноцид 1915 г. - для армян, холокост - для евреев, косовская битва - для сербов.

В-третьих, этнос характеризуется так называемой этнической границей, отделяющей данный этнос от других. Это не та граница, которая проходит по земле. Этническая граница проходит в человеческих головах и означает разграничение между членами данного этноса (мы) и представителями других этносов (они). На уровне отдельной личности этническая граница проявляется в виде идентификации человека с данным этносом. Опыт показывает, что именно этническая граница является главным признаком различия разных этносов. Этническая группа может утратить свою культуру, но этнос сохраняется до тех пор, пока его представители продолжают ощущать этническую границу.

Язык не всегда можно использовать как признак этнической группы. Существуют языки, родные для представителей разных этносов. Например, многие нерусские этносы в России сейчас являются наполовину или целиком русскоязычными. Существуют также этносы, разделенные по признаку родного языка (например, русскоязычные и казахоязычные казахи).

Если этническая группа тесно связана с определенной религией, ее называют этноконфессиональной группой. Такая группа всегда несколько отличается по культуре от остальных групп того же этноса. Наиболее ярким примером являются сербы, хорваты и боснийцы, которые еще в XIX в. представляли собой единый этнос, разделенный по религиозному принципу. Этноконфессиональной группой в составе русского этноса можно назвать старообрядцев. Если разделение групп заходит слишком далеко, единый этнос распадается на несколько новых, что и произошло с сербскохорватским этносом.

Слово «этнос» используют почти исключительно в России и странах бывшего СССР. В других языках есть понятия «этническая группа» или «этния», но чаще всего за пределами постсоветского пространства используется слово «этничность». Речь не только о лингвистических различиях: за ними стоит разное научное понимание человеческой идентичности. Идентичность - понятие, означающее как внутреннее ощущение человеком целостности своей личности, так и чувство принадлежности к группе. Групповую идентичность можно понимать как объективные общие характеристики группы или как представления членов группы о ее характеристиках.

В российских общественных науках этносы рассматриваются как объективно существующие группы, подобные биологическим организмам. Известный советский этнолог Л.Н. Гумилев считал, что этнос - «личность на популяционном уровне». Согласно этому подходу человек принадлежит к определенному этносу от рождения и не может сменить свою этническую принадлежность. Гумилев полагал, что этносы как организмы могут рождаться, жить и умирать.

Западная этнология большей частью не признает существования этносов как коллективных личностей, имеющих объективные признаки. Этничность - это характеристика конкретного индивида, которая социально обусловлена и может меняться с течением времени или по желанию. Наиболее распространенным подходом к эт- ничности в западной науке является конструктивизм. Этнология занимается не изучением этносов как данности, а исследованием механизмов этнической консолидации, т.е. создания этносов. Конструктивистские исследования этничности проводятся на уровне структуры этнической идентичности отдельного человека. Этническая группа выступает как совокупность индивидов, у каждого из которых свое представление о характеристиках данного этноса.

В современной этнологической и антропологической литературе обычно используется следующее определение.

Этническая группа - это группа населения, которая имеет значительную степень биологической воспроизводимости, разделяет фундаментальные культурные ценности, реализованные в единстве внешних культурных форм, образует поле коммуникации и взаимодействия и, наконец, характеризуется тем, что принадлежность к группе образует категорию, отличную от других категорий того же порядка (т.е. человек всегда ощущает границу как своей, так и чужой этнической группы).

Каким бы сложным ни было понятие «этнос», понятие «нация» еще сложнее. У этих понятий много общего. Как и этнос, нация обладает собственным названием (американцы, россияне, британцы), собственной национальной культурой. Как и в случае этноса, признаком нации является граница, которую человек проводит между «нами» - нашей нацией - и «другими». Но при всем сходстве нация и этнос - не одно и то же. Нация обладает следующими признаками, которые отсутствуют у этноса:

  • нация имеет четко определенную территорию. Этнос может проживать компактно, а может диаспорально, он не обязательно связан с территорией. Некоторые этносы проживают в основном в диаспоре (евреи, армяне, ирландцы) или обладают очень большими диаспорами (поляки, итальянцы, греки). Как минимум один этнос - цыгане - проживает только в диаспоре. Нации не бывают диаспоральными. Исключением из этого правила является экстерриториальная культурная автономия наций;
  • нация обладает политическим самоуправлением, которое может быть реализовано разными способами. На самом низком уровне находится национально-культурная автономия в составе более крупной нации. Нация, обладающая культурной автономией, имеет возможность сохранять и развивать свою культуру прежде всего через систему образования, транслирующую культурные ценности новым поколениям. Культурно автономные нации также могут иметь свои газеты, телеканалы, театры и другие учреждения культуры. Специфика культурной автономии в том, что она распространяется не на территорию, а на культурную группу, которая может проживать компактно или дисперсно. В России культурной автономией на федеральном уровне обладают, например, цыгане, немцы, поляки. Возможна также автономия на уровне отдельных субъектов федерации, городов, районов. Например, во многих областях и краях России существует автономия греков. Более высокая ступень самоуправления нации - территориальная автономия. Примером являются национальные образования в составе Российской Федерации: Республика Татарстан, Еврейская автономная область, Республика Саха - Якутия и др. Национальные субъекты Федерации в России строятся вокруг понятия титульного этноса, т.е. этнической группы, по названию которой называют республику и которая считается доминирующей, хотя ее представители не всегда составляют большинство населения. В некоторых странах территориальная автономия закрепляется не за этнической, а за политической нацией. Например, Шотландия пользуется частичной автономией в составе Великобритании, но под шотландцами подразумеваются не этнические шотландцы, а все жители Шотландии независимо от этнического происхождения. Высшей формой политического управления нации является собственное государство. Этносы в отличие от наций не обладают политическим самоуправлением. Например, не существует единого центра управления для всех ирландцев мира: в каждом государстве ирландцы входят в состав более крупной нации;
  • нация имеет единое хозяйство - национальную экономику. Этнос не является единой экономической системой. Экономическая самостоятельность была очень важна в XIX в., когда в Европе шел процесс образования наций, а также в период деколонизации после Второй мировой войны. В настоящее время, когда происходит глобализация мировой экономики, национальная экономическая самобытность все больше уходит в прошлое. Учитывая сказанное выше, можно дать следующее определение нации: нация - культурно однородное сообщество людей, обладающее своей территорией и собственной системой политического управления.

В мировой науке нет устоявшегося мнения о соотношении между нацией и этносом. В СССР преобладала теория, что нация представляет высшую стадию развития этноса. В то же время общеизвестно, большинство существующих на планете наций не связаны с конкретным этносом, из которого они могли бы развиться

(например, американцы, бразильцы, австралийцы, нигерийцы и т.д.). Существует два типа наций : этническая нация (этнонация), которая в основном совпадает с этносом, и гражданская (или политическая) нация, состоящая из многих этносов или их фрагментов. Во всем мире, кроме Восточной Европы и бывшего СССР, преобладают гражданские нации. Этот факт объясняется особенностями управления империями - Российской, Османской и Империей Габсбургов, после распада которых образовалось множество этнических наций.

Национальная культура представляет собой культуру одного из этносов, образующих этнонацию (доминирующего этноса), или смесь фрагментов этнических культур, образующих гражданскую нацию. Многие нации, которые выглядят однородными и похожими на этносы, на самом деле представляют собой гражданские нации, достигшие высокой стадии консолидации. В таких нациях сложно проследить фрагменты прежних этнических культур. Например, на территории Франции еще в начале XIX в. жили разнообразные по культуре и языку этнические группы: провансальцы, бретонцы, пикардийцы, гасконцы и др. Но в течение XIX в. во Франции шел настолько интенсивный процесс национального строительства, что эти этнические группы большей частью утратили свои языки и культурные особенности, превратившись в региональные подтипы французской нации. Только в конце XX в. появилась тенденция к возрождению некоторых исчезнувших региональных языков, например бретонского.

Национальное строительство - процесс консолидации нации, заключающийся в создании однородной культуры и воспитании чувства национальной принадлежности.

Этнические нации часто скрывают свою внутреннюю неоднородность, подавляя этнокультурные и языковые меньшинства. Тем самым они препятствуют собственной трансформации в много- этничные гражданские нации, искусственно культивируя разобщенность этнических групп или подвергая меньшинства насильственной ассимиляции с большинством. Такую ситуацию можно обнаружить во многих государствах Восточной Европы и бывшего СССР.

Единой модели отношений между нацией и языком не существует. Большинство наций являются монолингвальными, т.е. имеют один язык (россияне, американцы, австралийцы, итальянцы и др.). В мире довольно много билингвальных наций, где все представители обязаны владеть двумя языками: нации Финляндии - финским и шведским; индийцев - хинди и английским;

Белоруссии - белорусским и русским. Билингвальность обычно является результатом какой-то исторической ситуации, например колониального прошлого: второй язык чаще всего - язык колонизатора. Существует одна трилингвальная нация - люксембуржцы (люксембургский, немецкий и французский языки) и одна квад- ролингвальная, т.е. формально говорящая на четырех языках, - швейцарцы (немецкий, французский, итальянский и ретороманский языки).

  • От греч. «этнос» - народ и «онима» - название.

Этнические общности

Наряду с классами, сословиями и другими группами социальную структуру общества составляют и исторически сложившиеся общности, называемые этническими.

Этносы - это большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, сознанием нерасторжимости исторической судьбы. Среди этнических общностей выделяют племена, народности и нации.

Нация - это исторически высшая форма этносоциальной общности людей, характеризующаяся единством, территории, экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, этнически, самосознания.

П од единством территории следует понимать компактность проживания нации.

Представители нации говорят и пишут на одном языке, понятном (несмотря на диалекты) всем членам нации. У каждой нации свои фольклор, обычаи, традиции, менталитет (особые стереотипы установки мышления), национальный быт и т.д., т.е. своя культура. Сплочению нации способствует и общность исторического пути, пройденного каждым народом.

Под национальным самосознанием понимается отражение сознания нации в индивидуальном сознании ее членов, выражающее усвоение последними представлений о месте и роли своего народа в мире, о его историческом опыте.

Личность осознает свою национальную идентичность, свою принадлежность к определенной нации, понимает национальные интересы.

Особую роль среди признаков нации играет общность экономической жизни. На основе развития товарно?денежных отношений разрушается натуральная замкнутость и обособленность, складывается единый общенациональный рынок, крепнут экономические связи между отдельными частями нации. Это создает прочную базу для ее единства. Важным фактором образования и развития нации является государство.

Нации формируются в период генезиса товарно-денежных отношений, хотя ряд ученых ведут историю наций с древнейших времен. Им предшествуют племя и народность. Главную роль и образовании племени играют кровнородственные связи, а народность характеризуется общностью территории.

В современном мире насчитывается от 2500 до 5000 этносов, но лишь несколько сотен из них являются нациями. В составе современной Российской Федерации более 100 этносов, в том числе около 30 наций.

В современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции. Одна проявляется в экономическом, культурном и даже политическом сближении наций, разрушении национальных перегородок, ведет в конечном счете к интеграции в рамках наднациональных структур (например, Европейское сообщество). С другой стороны, сохраняется и даже растет стремление ряда народов обрести национальную самостоятельность, противостоять экономической, политической и культурной экспансии сверхдержав. Почти во всех государствах прочны позиции националистических партий и движений, немало сторонников даже у идей национальной исключительности. Правда, общества массового производства и массового потребления по определению не могут быть индивидуальны. Научно-техническая революция также требует углубления кооперации различных государств. Но даже в развитых странах (Канаде, Испании, Великобритании) сохраняет свою остроту национальный вопрос.



Под национальным вопросом понимается вопрос об освобождении угнетенных народов, их самоопределении и преодолении этнического неравенства.

Корни национального вопроса - в неравномерности социально-экономического и политического развития различных народов. Более развитые и могущественные государства покоряли слабые и отсталые, устанавливая в завоеванных странах систему национального угнетения, иногда выражавшуюся в насильственной этнической ассимиляции и даже геноциде. После раздела Европы наступила очередь «третьего мира». Традиционные общества Азии, Африки, Америки пали под натиском европейской индустриальной цивилизации и превратились в колониальные страны. Одновременно началась борьба зависимых народов против национального гнета. К концу XX в. она фактически завершилась полным крахом колониальной системы и образованием на политической карте мира множества независимых государств.

Но несовпадение этнических и территориальных границ, ухудшение экономического положения, социальные противоречия, национализм и шовинизм возведенные в ранг официальной политики сохраняющиеся национальные и религиозные различия (подчас довольно резкие), груз прошлых национальных обид являются питательной почвой многочисленных межнациональных конфликтов.



Степень их остроты во многом зависит от характера требований национального меньшинства. Так сикхи в Индии, тамилы в Шри-Ланке, баски в Испании выступают за создание собственных независимых государств, поэтому межнациональный конфликт вылился здесь в многолетнее кровавое вооруженное противостояние. Таков же характер и ольстерского конфликта: ирландцы-католики требуют воссоединения Северной Ирландии с основным ядром нации. Более умеренные требования, например культурной автономии или установления подлинного равноправия (корейское меньшинство в Японии), объясняют и более умеренные формы национального противостояния.

Развал СССР и образование суверенной России не сняли остроты национального вопроса в стране. Все бывшие автономные республики РСФСР заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономий. В ряде республик (Татарстан, Башкортостан, Якутия) националистические силы взяли курс на отделение от России.

К кровавой резне привел северо-осетино-ингушский конфликт. Ингуши пытались вернуть себе территории, отобранные у них еще в годы Великой Отечественной войны и не возвращенные до сих пор. Для разведения враждующих сторон президенту и правительству пришлось направить в зону противостояния федеральные вооруженные силы.

Но самым серьезным проявлением обострения межнациональных отношений на территории России был и остается чеченский кризис. Еще в 1991 г. Республика Ичкерия (Чечня) заявила о своем выходе из состава Российской Федерации. Федеральные власти не признали самопровозглашенное государство. но долгое время не предпринимали никаких мер для нормализации ситуации. В декабре 1994 г. в Чечню были введены российские войска с целью «восстановления конституционного порядка». Отряды сепаратистов встретили федеральные вооруженные силы яростным сопротивлением. Конфликт стал затяжным и кровавым. Чеченские боевики совершили ряд террористических актов против мирного населения в нескольких российских регионах. Правительство оказалось неспособным разрешить кризис военным путем, вызвав волну протеста как в России, так и за рубежом. Война в Чечне вскрыла слабую боеготовность российской армии и неподготовленность командования федеральными силами к руководству военными действиями в горных районах. Банкротство подобной стратегии сделало необходимым мирное урегулирование чеченского кризиса. В августе 1996 г. руководство Российской Федерации и сепаратисты договорились о прекращении военных действий и выводе федеральных войск из мятежной республики. До 2000 г. было отложено решение вопроса о политическом статусе Чечни. Однако после неудачной попытки чеченских боевиков в августе 1999 г. захватить ряд районов Дагестана началась вторая чеченская кампания. В течение осени 1999 - весны 2000 г. федеральным войскам, несмотря на острую критику действий российских властей международными правозащитными организациями (так, Парламентская ассамблея Совета Европы приостановила полномочия делегации Федерального Собрания РФ), удалось установить контроль над большей частью территории республики (за исключением горных районов). Сейчас на повестке дня стоят задачи политического урегулирования: восстановление экономики Чечни, создание органов новой власти (в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации), проведение свободных и демократических выборов, реальная интеграция Чечни в состав Федерации.

Довольно остро стоит национальный вопрос и в странах так называемого ближнего зарубежья. Оставшееся на территории бывших союзных республик, а ныне независимых государств, русскоговорящее население оказалось на положении национального меньшинства. В Прибалтийских государствах (особенно в Латвии и Эстонии) принимаются дискриминационные законы о гражданстве, о государственном языке, направленные против некоренного населения. Долгое время российские власти не предпринимали адекватных мер по защите наших соотечественников.

Большую проблему представляют многочисленные русские беженцы из Средней Азии, Закавказья, Казахстана, вернувшиеся на родину из районов военных конфликтов и национальной нетерпимости.

При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение гуманистических принципов политики в области национальных отношений:

1) отказа от насилия и принуждения;

2) поиска согласия на основе консенсуса всех участников;

3) признания прав и свобод человека важнейшей ценностью;

4) готовности к мирному урегулированию спорных проблем.

Лекция:

Межнациональные отношения

Межнациональными называются отношения между разными государствами, а также между разными народами одного государства.

Рассмотрим две тенденции межнациональных отношений современного мира. Первая – интеграция – тесные взаимовыгодные межнациональные контакты, сотрудничество в политике, экономике, культуре. В современном глобальном мире быстро растущим производительным силам тесно в рамках одной нации или одного государства. Идёт процесс широкой кооперации стран. Ярким примером экономической интеграции наций и государств является Европейский союз, объединяющий около 30 государств Европы. Примером политической интеграции служит ряд международных организаций, возглавляемых ООН. А примером культурной интеграции является празднование Рождества, хэллоуина и т.д. Интеграция государств способствует стиранию национальных границ и единению человечества. Важным принципом построения межнациональных отношений является толерантность, взаимоуважение наций.

Вторая тенденция межнациональных отношений – дифференциация , это обратный интеграции процесс, когда нации стремятся к самостоятельности, разъединению и противостоянию. Характерной чертой дифференциации является, к примеру, усиление протекционистских мер в международной торговле, националистические и экстремистские взгляды. Стремление наций к дифференциации привело к появлению таких социально-опасных явлений, как:

    национализм и его крайняя форма шовинизм, выражающиеся в ненависти к другим нациям;

    сегрегация – принудительное отделение одной нации от другой по какому - либо признаку, например, расовая дискриминация;

    геноцид – физическое уничтожение нации – особо тяжкое преступление против человечества;

    сепаратизм , заключающийся в стремлении нации отделиться от государства и создать своё самостоятельное государственное образование;

    этническая чистка – политика насильственного изгнания лиц иного этноса с территории страны.

Третья тенденция межнациональных отношений – глобализация (подробнее ).

Таким образом, существуют две основные формы межнациональных отношений: мирное сотрудничество (стабильные отношения) и этнический конфликт (нестабильные отношения). О мирном сотрудничестве речь идёт тогда, когда нации взаимодействуют, приносят друг другу пользу. Основными формами мирного сотрудничества являются этническое смешивание путём межнациональных браков и этническое поглощение – естественная или насильственная ассимиляция, при которой одна нация полностью утрачивает свой язык, культуру и национальное самосознание. Этнический конфликт возникает в результате столкновения интересов разных наций и часто перерастает в вооруженную борьбу.

Причины этнических конфликтов и пути их разрешения


Причинами этнических конфликтов могут быть:

    территориальные притязания;

    борьба за политическую власть или политическую независимость;

    неравенство в обладании материальными ресурсами и благами;

    ущемление прав, ценностей, интересов этноса;

    этноцентризм – превосходные взгляды этноса к собственной культуре и отвержение другой культуры;

    ухудшение экологической обстановки на территории одного этноса из-за действий другого и другие.

Этнические конфликты приводят к тяжёлым последствиям, гибнут люди, разрушаются культурные ценности. Урегулирование этнических конфликтов, с одной стороны, зависит от деятельности международных организаций (прежде всего ООН) и комиссий, которые должны учитывать интересы каждой из конфликтующих сторон. А с другой стороны, зависит от внутренних установок самого человека. Очень важно, чтобы каждый человек не допускал насилия, придерживался гуманистических взглядов к решению этнических вопросов и поддерживал толерантные межнациональные отношения.

Сохранение стабильных межнациональных отношений является главной целью национальной политики любого государства. Основными её направлениями являются:

    обеспечение равноправия всех наций, проживающих в государстве, например, законы РФ гарантируют право каждого гражданина самому определять национальную принадлежность;

    создание условий для сохранения этнической культуры, например, преподавание родного языка в школах;

    организация мероприятий, сближающих нации и расширяющих культурные связи, например, проведение международных фестивалей песни и танца;

    профилактические меры, направленные на пропаганду нетерпимого отношения к национализму, шовинизму.

Слайд 2

Род, племя, народность…

Доклассовое общество представлено такими формами общности людей как род и племя. Род-группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии. Племя- объединение нескольких родов. Народность -исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, культурой, следует за племенем и предшествует нации. Нации появляются в период развития капиталистических отношений. Нация - исторически сложившаяся общность, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общностью территории, языка, культуры, психологического склада, самосознания.

Слайд 3

Признаки нации

Признаки нации: единство территории единство языка общность исторической судьбы общая культура общее самосознание-знание истории своего народа, бережное отношение к нац. традициям, чувство нац. достоинства устойчивая государственность единство экономических связей развитая соц. структура Национальность- принадлежность к определенной нации

Слайд 4

Этнос

Национальное меньшинство - значительная совокупность людей определенной национальности, проживающих на территории определенного государства, являющихся его гражданами, но не принадлежащих к коренной национальности. Диаспора – пребывание значительной части населения вне пределов страны. Этнос-совокупность людей, обладающих общностью культуры, осознающих эту общность как выражение общности исторических судеб. Является обобщающим понятием для племени, народности, нации.

Слайд 5

Конфликты

Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни. Формы межнациональных отношений: мирное сотрудничество - этническое смешивание (межнац. браки) - этническое поглощение-ассимиляция полное растворение одного народа в другом (ВПН, освоение Северной Америки) этнический конфликт

Слайд 6

Межнациональная интеграция

интеграция- стремление к взаимодействию, расширению связей, восприятию всего лучшего (Европейский союз образован в 1993 в соответствии с Маастрихтским договором 1992 на базе Европейского сообщества, объединявшего 12 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция)

Слайд 7

«Плавильный котёл» (meltingpot) - концепция, согласно которой США представляет собой своеобразный "плавильный котел" (тигель), превращающий представителей различных этнических групп в просто американцев. ИзраэлЗангвилл (1908): «Америка… это огромный плавильный котёл, в котором переплавляются и преобразуются все европейские нации».

Слайд 8

Т.О., межнациональная интеграция – это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.(экономич. союзы – ВТО, военные союзы – НАТО, транснациональные корпорации, межкультурное взаимодействие и т.д.)

Слайд 9

глобализация

Глобализация – (от лат. Глобус – шар) – процесс сближения народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую и экономическую систему.

Слайд 10

Ассимиляция

Ассимиляция (от лат. assimilatio – слияние, уподобление, усвоение) – (в этнографии) слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Различают естественную ассимиляцию, возникающую при контакте этнически разнородных групп населения, смешанных браках и т. п., и насильственную ассимиляцию, характерную для стран, где национальности неравноправны.

Слайд 11

Аккультурация

Аккультурация (лат. accumulare – накапливать + cultura – возделывание) – взаимное уподобление и приспособление различных культур народов и отдельных явлений этих культур, в большинстве случаев при доминировании культуры народа, в общественном отношении более высокоразвитого.

Слайд 12

Национальная дифференциация

Мультикультурализм - политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. дифференциация - стремление нации к саморазвитию, суверенитету, противостояние различных этносов (протекционизм, экстремизм, сепаратизм.....)

Слайд 13

Национализм

Национализм – идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим, пропаганда национальной исключительности отдельной нации.

Слайд 14

Шовинизм

Шовинизм – от имени Н. Шовена, солдата, поклонника завоевательной политики Наполеона – идеология, суть которой заключается в проповеди национального превосходства с целью обоснования «права» на дискриминацию и угнетение других народов. . Дискриминация (от лат. discriminatio – различение) – умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п. В области международных отношений – предоставление гражданам и организациям какого-либо государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям других государств.

Слайд 15

Сегрегация

Сегрегация (от позднелат. segregatio – отделение) – политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку, одна из форм расовой дискриминации. Апартеид (апартхейд) (на яз. африкаансapartheid – раздельное проживание) – крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Современное международное право считает апартеид преступлением против человечества.

Слайд 16

Геноцид

Геноцид (от греч. genos – род, племя и лат. caedo – убиваю) – одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде (биологический геноцид). Такие преступления совершались в массовых масштабах гитлеровцами во время 2-й мировой войны, особенно против славянского и еврейского населения.

Слайд 17

Холокост

В гитлеровской Германии было уничтожено в лагерях смерти (Треблинка, Освенцим) около 6 млн. евреев. Эту трагедию называют греческим словом «холокост» Холокост (холокауст) (англ. holocaust – от греч. holokaustos – сожженный целиком) – гибель значительной части еврейского населения Европы (св. 6 млн. человек, св. 60%) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-45.

Слайд 18

Сепаратизм

Сепаратизм (франц. separatisme от лат. separatus – отдельный) – стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования (сикхи, баски, тамилы) или за предоставление части страны автономии.

Слайд 19

конфликт

Межнациональный конфликт (в широком смысле) – это любая конкуренция (соперничество) между этническими группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до политической, экономической и социальной конкуренции.

Слайд 20

Причины межнациональных конфликтов:

1) экономические причины – борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами (земля, недра); 2) социальные причины – требования гражданского равноправия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенстве при приёме на работу, особенно на престижные места в органах власти; 3) культурно – языковые причины – требования сохранения или возрождения, развития родного языка, сплачивающего этнос в единое целое.

Слайд 21

4) Концепция «столкновения цивилизаций» Хантингтона объясняет современные конфликты конфессиональными, религиозными различиями. 5) Исторические прошлые взаимоотношения народов. 6) Этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

Слайд 22

Типы межнациональных конфликтов:

1. Государственно-правовой. (неудовлетворенность правовым положением этнической общности, конфликт с властью – Южная Осетия и Абхазия); 2. Этнотерриториальный (за определение границ – Палестино-Израильский конфликт. Сектор Газы) 3. Этнодемографический (защита прав «коренной национальности» , Франция и мусульмане) 4. Социально-психологический (насильственное изменение образа жизни, нарушение прав человека – русские в Прибалтике)

Слайд 23

Способы разрешения:

1) отсечь наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, более склонные к компромиссам; важно исключить любые факторы, способные консолидировать конфликтующую сторону (угроза применения силы, например); 2) применение широкого спектра санкций – от символических до военных. Следует учитывать, что санкции могут работать на экстремистские силы, усиление и ожесточение конфликта. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека;

Слайд 24

3) перерыв конфликта, в результате меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, ослабевает консолидация сил в обществе; 4) разделение глобальной цели на ряд последовательных задач, которые решаются последовательно от простых к сложным; 5) предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам.

Посмотреть все слайды

Национальные отношения представляют собой отношения между народами (этносами), которые охватывают все стороны общественной жизни.

Понятие национальных отношений

Национальные отношения находят свое выражении е в общественных действиях, которые во многом зависят от индивидуальной мотивации и поведения субъектов общества.

Национальные отношения могут быть дружескими и взаимоуважительными, либо наоборот – враждебными и конфликтными.

Понятие этнических общностей

Этнические общности – это объединения людей, на основе общего исторического прошлого, которое провоцирует тождество в их мировоззрении, в культурных и духовных традициях.

Главной особенностью этнических общностей является их общий исторический регион проживания.

На сегодняшний день в мире насчитывается несколько тысяч этнических общностей, современная география их расселения самая разнообразная.

Межнациональные конфликты и межнациональное сотрудничество

Межнациональные конфликты – это разновидность социальных конфликтов, которые происходят между членами разных этнических общностей. Во многих научных трудах основой межнациональных конфликтов указываются разновидности политического, гражданского противоборства.

Межнациональные конфликты зачастую существуют в двух формах: в форме политической конкуренции и в форме вооруженных противостояний. Нередко формирование образа врага в лице другого народа происходит на исторической основе.

Межнациональное сотрудничество является взаимодействием между представителями разных этносов, которое находит отображение в экономических, политических и культурных общественных отношениях. Главным принципом межнационального сотрудничества является взаимопомощь, а также уважение к представителям других народов.

Культура межнациональных отношений

Культура межнациональных отношений представляет собой уровень взаимоотношений между людьми и этносами различных национальностей, в основе которого лежат нравственные принципы, правовые нормы, а также нормы взаимного доверия и уважения.

Низкий уровень культуры межнациональных отношений провоцирует возникновение межнациональных конфликтов, высокий способствует развитию межнационального сотрудничества.

Национальная политика

Национальная политика является составной частей деятельности любого государства, которая регулирует межнациональные отношения граждан в различных видах общественного взаимодействия.

Сущность национальной политики прямо зависит от общих векторов государственной политики. В основе национальной политики правовых демократических государств лежит принцип уважения к людям, принадлежащим к любым этническим общностям.