» » Многообразие и значение кольчатых червей урок. Технологическая карта интегрированного урока биологии и географии на тему: «Многообразие и значение кольчатых червей

Многообразие и значение кольчатых червей урок. Технологическая карта интегрированного урока биологии и географии на тему: «Многообразие и значение кольчатых червей

Урок №

Тема: многообразие и значение кольчатых червей. Классы Малощетинковые, Многощетинковые и Пиявки.

Цели:

1) Изучить многообразие кольчатых червей, их распространение и значение в природе;

2) сформировать навыки бережной работы с натуральными объектами (дождевой червь);

3) Развивать познавательный интерес у детей;

4) Воспитывать ответственное отношение к учебному труду.

Оборудование: поднос, дождевые черви, лист бумаги, пинцет, лупа, кусочек репчатого лука, таблица «Дождевой червь», презентация по теме, компьютер, проектор.

Структура урока:

І. Организационный момент. Постановка цели урока (5 мин)

ІІ. Актуализация знаний (5 мин)

ІІІ. Изучение нового материала (15 мин)

ІV. Лабораторная работа (14 мин)

V. Домашнее задание (1 мин)

Ход урока

І. Орг. момент. Учитель здоровается с учащимися, обращает внимание на готовность на их подготовку к уроку. Разрешает сесть, сообщает тему и цели урока.

ІІ. Актуализация знаний.

На прошлом уроке вы изучали внутреннее и внешнее строение кольчатых червей. Давайте немного повторим:

2) Есть ли у кольчатых червей органы чувств?

Краткий ответ

3) Что такое параподии?

Краткий ответ

4) Опишите строение кровеносной системы

Краткий ответ

5) Как дышат кольчатые черви?

Краткий ответ

6) Из каких отделов состоит пищеварительная система дождевого червя?

Краткий ответ

7) Назовите органы выделения кольчецов

Краткий ответ

8) Сколько видов кольчатых червей существует?

Краткий ответ

ІІІ. Изучение нового материала.

1) Многообразие.

Тип кольчатые черви включает, как нам известно, 9 тыс. видов червей. Широко распространены и известны: многощетинковые, малощетинковые черви и пиявки.

А. Многощетинковые черви обитают преимущественно в водной среде. Большинство из них – морские донные животные, ползающие по дну или зарывающиеся в ил или песок, в основном в прибрежной зоне.

Часть полихет ведет сидячий образ жизни, прикрепляясь к камням раковинам моллюсков и др.

Яркими отличительными особенностями многощетинковых червей являются:

1) Щупальца, глаза, усики, расположенные в головном отделе;

2) Парные подвижные боковые выросты тела, усаженные щетинками;

3) Жабры – органы дыхания, которые представляют собой кожные выросты различной формы.

Б. Малощетинковые кольчатые черви обитают преимущественно в почве и на дне пресных водоёмов. Они не имеют всех перечисленных выше признаков. Каждый сегмент этих червей имеет маленькие щетинки, которые расположены пучками (пара боковых, пара брюшных). Кроме этого малощетинковые черви – гермафродиты, тогда как большинство многощетинковых - раздельнополы. Известные нам представители класса – трубочники и дождевые черви.

В. Пиявки – на земном шаре насчитывается 400 видов, их строение разнообразно. Они живут не только в болотах, но и практически в любых типах водоемов , как в пресных, так и солёных. Большинство пиявок – кровососы, но и есть виды, которые кровь сосать не могут и принадлежат к числу хищников, например, ложноконская пиявка поедает более мелких червей и даже нападает на рыб. Тело у них вытянутое, уплощенное в спинно – брюшном направлении. На переднем и задних концах расположены присоски. Параподии, щетинки и жабры отсутствуют. Хорошо известно, что после укусов пиявки раны долго кровоточат. Это объясняется тем, что в раны попадает особое белковое вещество герудин, которое препятствует свёртыванию крови.

Все пиявки – гермафродиты. Оплодотворение внутреннее. Оплодотворенные яйца выделяются в коконах.

2) Значение кольчатых червей

1. Принимают участие в построении пищевых цепей;

2. Участвуют в почвообразовании;

4. Используют в медицине.

ІV. Лабораторная работа №13

Тема. « Внешнее строение дождевого червя»

Цель: Изучить внешнее строение дождевого червя.

Оборудование: поднос, дождевые черви, лист бумаги, пинцет, лупа, кусочек репчатого лука, таблица «Дождевой червь».

Ход работы:

1. Рассмотрите живого дождевого червя, определите форму его тела, окраску, размеры (длину и толщину). Обратите внимание на его кольчатое (членистое) строение тела.

2. По движению тела определите передний и задний концы тела, их толщину и окраску.

3. На переднем (более заостренном конце тела) найдите ротовое отверстие и утолщение – поясок. Посчитайте, из скольких члеников он состоит.

4. На заднем (более тупом) конце тела найдите отверстие, через которое выбрасываются, не переработанные остатки пищи, - это анальное отверстие.

5. Поверните червя брюшной стороной вверх. Определите чем отличается она от спинной. Найдите с помощью лупы щетинки, которыми он упирается в частицы почвы при передвижении.

6. Пустите червя ползать по листу бумаги. Присмотритесь, как он передвигается. Прислушайтесь, как шуршит червь щетинками о бумагу. Смочите стекло водой и пустите червя на него. Посмотрите, как червь передвигается по мокрому стеклу.

7. Проведите пальцем вдоль брюшной стороны от переднего к заднему концу тела. Что ощущаете? А теперь от заднего к переднему и сравните степень сопротивляемости этим движениям. Сделайте вывод.

8. Обратите внимание на кожу червя. Определите, какая она – сухая или влажная? Подумайте, какое значение имеет такая кожа для жизни в почве.

9. Выясните, как дождевой червь реагирует на действия различных раздражителей: прикоснитесь палочкой или пинцетом к различным участкам дождевого червя, поднесите к переднему концу тела кусочек лука, не дотрагиваясь до червя. Как реагирует червь на эти воздействия? Какие выводы можно сделать из данных наблюдений.

10. Опишите результаты наблюдений. Зарисуйте дождевого червя в тетради и сделайте надписи к рисунку. Ответьте на вопрос: каковы приспособления дождевого червя к условиям жизни в почве?

V. Домашнее задание: стр. 128-130, готовиться к тесту


Общая характеристика

кольчатое (сегментированное)

с числом сегментов от нескольких десятков до нескольких сотен


Общая характеристика

На каждом сегменте – Параподии –

мускулистые выросты на теле многощетинковых червей, расположенные попарно на каждом сегменте туловища и необходимые главным образом в качестве органов движения


Общая характеристика

В настоящее время известно около 9000 видов

Делятся на 3 класса:

  • Многощетинковые
  • Малощетинковые
  • Пиявки

Многообразие кольчатых червей

Класс Многощетинковые

  • Морские виды.
  • Имеют голову с щупальцами, парой усиков, две пары глаз.
  • На каждом сегменте имеют параподии со щетинками.
  • Имеют жабры.
  • Раздельнополые.

Пескожил


Многообразие кольчатых червей

МОРСКОЙ ПЕСКОЖИЛ

Крупные черви длиной до 20 см, обитающие в U-образных норках, которые роют в илисто-песчаном грунте. Питаются, пропуская через кишечник донный осадок.


Многообразие кольчатых червей

Крупные черви Длина тела половозрелой особи обычно составляет от 4 до 10 см, но может доходить до 90 см.


Многообразие кольчатых червей

Живут в расщелинах коралловых рифов. Взрослые особи - до 45 см в длину и при рассмотрении под водой напоминают спагетти.

Многообразие кольчатых червей

Пурпурный австралийский червь

Данный кольчатый червь может достигать 3 метров в длину (толщина при этом около 2,5 см).

Червь обитает в тропических водах Индийского и Тихого океанов от Восточной Африки до Индонезии, Филиппинских островов и даже Японии.

Обитает на дне, обычно на глубине от 6 до 40 м, преимущественно на коралловых склонах и неглубоких лагунах.

Палоло периодически массами появляется в некоторых местах в океане, который в это время буквально кишит ими. Так, атлантический палоло (Eunice fucata), за три дня до последней четверти луны, в июне - июле, массово всплывает на поверхность моря около Флориды и близлежащих островов. ана - включая Вануату и Самоа - использует репродуктивные части палоло как источник пищи (подобно тому, как население Евразии - икру и молоки некоторых видов рыб). Во время их непродолжительного ежегодного появления при последней четверти луны в октябре-ноябре, черви с энтузиазмом вылавливаются сетями: их едят как сырыми, так и готовят разнообразными способами, заготавливают впрок. Это событие настолько важно для жителей Торреса и других коралловых островов Вануату, что оно указано в их лунном календаре.


Многообразие кольчатых червей

Класс Малощетинковые

  • Почвенные.
  • Голова не обособлена.
  • Органы чувств слабо развиты.
  • Параподий нет, мало щетинок.
  • Гермафродиты.
  • Представители: Дождевой червь, Трубочник

Дождевой

Трубочник


Многообразие кольчатых червей

АВСРАЛИЙСКИЙ ЗЕМЛЯНОЙ ЧЕРВЬ

самое крупное из всех известных подземных беспозвоночных в мире. Жители Австралии очень почитают своих необычных соседей. В их честь даже учредили ежегодный международный фестиваль «Кармаи» (название червя на наречии местных аборигенов).


Значение

Перемешивают гумус, способствуют разложению опада, обеспечиваю доступ в почву кислорода

Кормовая база для плотоядных животных

Многообразие кольчатых червей

Медицинская

пиявка

Ложноконская

пиявка


Значение

Пиявки вырабатывают гирудин, препятствующий свертыванию крови и способствующий рассасыванию тромбов.

Использование в медицине.


Тема урока «Тип кольчатые черви. Особенности строения и жизнедеятельности»

Цель урока: изучение нового материала

Тип урока: комбинированный

Задачи урока:

Образовательная: сформировать представления учащихся об особенностях организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных по сравнению с плоскими и круглыми червями, их происхождении от примитивных плоских червей; выяснить роль кольчатых червей в природных сообществах.

Развивающая: продолжить формирование умений узнавать изученных животных, сравнивать их, делать выводы, работать с таблицами, выполнять лабораторную работу по инструкции, наблюдать, решать проблемные вопросы.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе; уважительное отношение к «червякам», к их праву на существование, принимая во внимание сложность их организации, их роль в природе.

Оборудование: таблицы, рисунки с изображением схем строения кольчатых червей, многообразие их видов; видео ролик о кольчатых червях; цифровой микроскоп; микропрепараты; раздаточный материал.

Ход урока:

    Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, настраивает на работу.

    Проверка домашнего задания. Работа на интерактивной доске.

Задание: Повторение темы «Круглые черви»

Вариант 1

Вариант 2

1. Найдите общее понятие:

(для проверки используется прием «передвинь и узнаешь»)

2. Из 4 слов только 3 объединены общим понятием: гермафродиты, раздельнополые, кутикула, половой диморфизм.

Какое слово лишнее? (используется интерактивное средство из коллекции -выбрать один правильный ответ)

    Очистка питьевой воды

(работа с интерактивным средством «Водоворот»)

Сверьте с образцом на доске.

1. Найдите общее понятие:

2. Из 4 слов только 3 объединены общим понятием: рот, стилет, кутикула, анальное отверстие.

Какое слово лишнее?

    Санитарное благоустройство жилищ (водопровод, канализация)

    Санитарный контроль продуктов

    Соблюдение правил личной гигиены

    Обезвреживание фекалий, используемых в качестве удобрений

    Систематические медицинские осмотры

    Очистка питьевой воды

Сверьте с образцом на доске.

3. Изучение нового материала.

    Введение в тему. Беседа.

Учитель: Вы уже знаете, что червеобразность – одна из классических моделей природы – представлена тремя основными вариантами: плоские, круглые, кольчатые.

Как вы думаете. Почему они изучаются в этой последовательности?

Учащиеся: Так в процессе эволюции происходило усложнение их организации.

Учитель: Вспомним по одному представителю каждого типа: планария, аскарида, дождевой червь. Кто из них на ваш взгляд, более всего соответствует обыденному представлению о животных как активных охотниках за пищей? На чем основано ваше мнение?

Активная локомоция у многоклеточных животных требует развития мышц и опорного аппарата для них. Мышечный аппарат всех червей представлен кожно-мышечным мешком, но опорный орган в виде гидроскелета появляется впервые только у круглых червей. Первичная полость нематод, заполнена жидкостью, не отделена от внутренних органов. Представьте, что такая «модель» размером с дождевого червя, а не микроскопическая, как свободноживущие нематоды, проходит испытание на прочность в плотном грунте, ей приходится протискиваться через острые частицы горных пород. Что произойдет при повреждении кожно-мышечного мешка? Полостная жидкость вытечет, кожно-мышечный мешок утратит опору, и организм погибнет.

Эту проблему природа решила 600 млн. лет назад, создав вторичную полость – целом. Современные кораблестроители используют «достижения» природной лаборатории для повышения «живучести» крупных судов, в особенности подводных лодок. Что же это за приспособления? Тело животного разделяется на сегменты, выложенные внутри эпителием. Перегородки между сегментами, а также правой и левой половинками каждого сегмента состоят из двойного слоя клеток. При повреждении кожно-мышечного мешка полостная жидкость вытекает только из одного сегмента. Так трюм корабля разделяется переборками, и пробоина не всегда приводит к гибели судна. Такое строение полсти тела организма оказалось очень удачным. Им обладает самый многочисленный тип животных – Членистоногие, но ближе всего к исходному плану строения – кольчатые черви. Именно с них мы и начнем изучение новой группы животных – высшие беспозвоночные. Они успешно решили проблему активного передвижения.

    Объявление темы урока. Постановка познавательной задачи.

Учитель: Сегодня на уроке, знакомясь с этими животными, мы должны выяснить два главных момента.

Как строение кольчатых червей связано с их образом жизни?

В чем заключается взаимосвязь внутреннего строения и процессов жизнедеятельности кольчатых червей?

- В 1881 году за год до своей кончины, всемирный известный Ч.Дарвин неожиданно для своих коллег, почитателей и противников опубликовал книгу о дождевых червях, которую заключил словами: “Плуг принадлежит к числу древнейших и имеющих наибольшее значение изобретений человека; но еще задолго его изобретения почва правильно обрабатывалась червями и всегда будет обрабатываться ими. Весьма сомнительно, чтобы нашлись еще другие животные, которые в историй земной коры заняли бы столь видное место”.

Что же такое интересного увидел Дарвин в дождевых червях?

3) Решение познавательной задачи.

1. Рассказ учителя. Общие сведения о кольчатых червях и их происхождении.

Они распространены во всех географических поясах. Однако большее число видов обитает в теплых областях.

Тело кольчатых червей вытянутое, круглое или овальное на поперечном разрезе. Тело разделено перетяжками на членики. Дождевой червь, трубочник, медицинская пиявка, нереида, пескожил – все это представители типа кольчатых червей. Тип объединяет несколько классов из них три основных – Многощетинковые(Полихеты), Малощетинковые(Олигохеты) и Пиявки. Мы познакомимся с особенностями образа жизни, строения и процессами жизнедеятельности их на примере дождевого червя – представителя Малощетинковых.

2. Индивидуальная и парная работа. Образ жизни дождевого червя.

Задание: внимательно прочитайте текст об образе жизни дождевого червя, а затем обсудите ответы на вопросы с начало с соседом по парте и потом с учителем.

Текст: Дождевые черви наиболее многочисленны в почве, богатой перегнивающими растительными остатками. На поверхность почвы эти черви выползают в сумерки и ночью. Питаются дождевые черви перегнивающими травинками, опавшими листьями, перегноем. Дождевые черви живут во влажной почве. В сырую погоду, особенно после дождей, черви в большом количестве появляются на поверхности земли, ползают по садовым дорожкам, лежат на дне лужиц. Во время летних засух черви уходят на глубину 40-60 см, свертываются там клубками, иногда буквально завязываясь узлом, выделяют слизь и с ее помощью строят вокруг себя из почвенных частиц довольно прочную капсулу, впадая затем в пассивное состояние. Такая диапауза может продолжаться больше двух месяцев. В зимнее время черви находятся в нижней части своих ходов на глубине примерно 90-150 см.

Вопросы:

    От каких факторов среды зависит жизнь дождевого червя? (в засушливую погоду, при недостатке влаги, процессы жизнедеятельности затруднены и черви погружаются в глубокие и более влажные слои почвы; в зимнее время они стремятся опуститься ниже глубины промерзания почвы)

3. Лабораторная работа «Внешнее строение дождевого червя». (инструктивная карточка)

Задание: Рассмотрите внимательно рисунки, просмотрите внимательно видео фрагмент и выполните задания лабораторной работы в рабочей тетради. Итогом вашей работы должен быть вывод, основа которого дана в инструктивной карточке.

Комментарий учителя к видеофрагменту: Когда дождевые черви передвигаются в рыхлой почве, они передним концом тела раздвигают ее частицы. В плотной почве черви проедают себе дорогу – пропускают почву через кишечник, выбрасывая ее через анальное отверстие. Тело дождевого червя может укорачиваться и утолщаться либо удлиняться и утончаться. Изменения в длине и толщине тела происходят благодаря работе кольцевых и продольных мышц. Путем их попеременного сокращения и расслабления червь передвигается.

Вывод: Дождевые черви имеют……………………… окраску. Тело червя сильно вытянуто в …………… . Передний конец тела более ………………… и по цвету …………………… заднего. Ближе к переднему концу тела заметно утолщение - …………………….. . Он имеет значение при размножении. Тело разделено на большое число колец – члеников. На брюшной стороне каждого членика расположены по четыре пары ………………….. . Они имеют опорное значение при прокладывании ходов в почве. При передвижении дождевого червя его тело либо ……………… и ………………., либо ………………. и ……………… .

4. Парная работа учащихся с текстом; рассказ учителя (о значении кровеносной системы). Внутреннее строение и жизнедеятельность кольчатых червей.

Задание для учащихся: внимательно слушайте одноклассников, записывая кратко особенности внутреннего строения по предложенному алгоритму. Произведите взаимопроверку с соседом по парте, сравнивая ответы с текстом учебника.

Алгоритм

    Полость тела

Учитель: Снаружи тело покрыто тонким слоем кутикулы, которую вырабатывает кожный эпителий. Под ним лежат кольцевые и продольные мышцы. Кожный эпителий и мышцы образуют кожно-мускульный мешок. Наличие кожно-мускульного мешка обеспечивает сложность движений кольчатых червей.

У кольчатых червей, как и у круглых, имеется заполненная жидкостью полость тела, которая расположена под кожно-мускульным мешком. Она образовалась не в результате разрушения клеток паренхимы, а из промежуточного слоя клеток – мезодермы. Такая полсть тела называется вторичной, или целомом.

Пищеварительная система устроена значительно сложнее.

Выделительная система представлена метанефридиями, которые расположены в каждом сегменте. Их воронка обращена в полость тела, а другой конец открывается наружу.

У кольчатых червей впервые появляется кровеносная система. Она представлена спинным и брюшным сосудами. От них отходят многочисленные капилляры, которые несут обогащенную кислородом кровь от кожи ко всем органам и тканям. Кровь червя красного цвета. Движение крови по сосудам обеспечивают так называемые «сердца» - утолщенные поперечные кровеносные сосуды, расположенные в передней части тела. Кровь движется только по сосудам и не попадает в полость тела. Такая кровеносная система называется замкнутой.

Органов дыхания нет. Он дышит всей поверхностью тела.

Нервная система тоже устроена сложнее. Вокруг глотки располагаются соединенные между собой парные надглоточные и подглоточные нервные узлы. Узлы имеются и в каждом сегменте, образуя брюшную нервную цепочку. От нее отходят многочисленные нервы.

Дождевые черви – гермафродиты. Однако оплодотворение у них перекрестное, так как в размножении принимают участие две особи. Развитие дождевого червя прямое. Из яиц выходят маленькие червячки.

Бесполое размножение дождевых червей наблюдается крайне редко. Зато у них хорошо развита регенерация. Они весьма успешно восстанавливают поврежденные части тела и даже достраивают недостающий задний конец, если его отрезать. Передний конец тела восстанавливается редко и с большим трудом.

5. Первичное закрепление.

Учитель: Ребята, проверьте свои знания без текста учебника . Работа на интерактивной доске.

Задание: Установите соответствие между органами, системами органов и их функциями. Соедините линиями, обозначьте цифрами.

Системы органов Функции

Пищеварительнаясистема А. Отвечает на раздражение

питательные вещества

Кровеносная система В. Осуществляет выделение жидких продуктов

обмена

Выделительная система Г. Обеспечивает воспроизведение себе подобных

Д. Управляет работой организма

Система размножения Е. Осуществляет переваривание и всасывание пищи

Части организма

1. Спинной и брюшной кровеносные сосуды 7. «Сердца»

2. Метанефридии 8. Желудок

3. Окологлоточное кольцо 9. Кишка

4. Глотка 10. Рот

6. Пищевод 12. Семенники

6. Фронтальная работа с микроскопом.

Задание: Рассмотрите на малом увеличении микроскопа готовый микропрепарат поперечного разреза дождевого червя. Используя рисунок в учебнике, выясните, какие органы дождевого червя видны на микропрепарате. Чем внутреннее строение дождевого червя отличается от внутреннего строения плоских и круглых червей?

6.Фронтальное решение биологических задач, рассказ учителя. Значение Кольчатых червей в природе и жизни человека.

Учитель читает стих «Памятник червю»:

Есть памятник собаке

Есть памятник лягушке

Коту и обезьянам

И даже голубям

Бизону, долгоносику

И лоцману – дельфину

Но не найдете памятник

Вы дождевым червям.

Ну, почему вы помните

Про комара кусачего

Про зайца длинноухого, про синего кита

Вы их увековечили…

ЧЕРВЯМ поставьте памятник!

Чтоб знало человечество

На ком стоит Земля!

За что дождевым червям нужно поставить памятник?

Задача 1

В лиственном лесу на 1 га насчитывается в среднем 30 000 дождевых червей. В течение года один червь утаскивает в норки и перерабатывает до 800 г листьев. Сколько листьев перерабатывают все черви за год на площади в 1 гектар? (24 т)

Задача 2

В наиболее благоприятных условиях (чаще всего это широколиственные леса) численность дождевых червей достигает 500 – 800 на 1 м кв. рассчитайте, сколько почвы за сутки перерабатывают дождевые черви на площади 20 га земли, если один дождевой червь может переработать за это время около 0,5 г почвы? На основании полученных данных сделайте вывод о роли дождевых червей. (80000 кг или 80 т)

Работа со слайдом «Значение Кольчатых червей»

4. Закрепление. Работа с тренажером.

5. Выводы. Подведение итогов.

6. Домашнее задание.

1) Если остались трудности в изучаемых сегодня вопросах, то прочитайте текст учебника на стр. 128-129 и выполните задание в тетради № 76;

3) Подумайте! Что вы изобразите на памятнике дождевому червю.

Технологическая карта по теме

«Тип Кольчатые черви. Дождевой червь»

Цель: изучить особенности образа жизни и строения Кольчатых червей.

Задание 1: запишите в тетрадь: тему урока, дату урока.

Задание 2: Повторение темы «Круглые черви». Выполните задание в тетради.

Вариант 1

Вариант 2

1. Найдите общее понятие:

Аскарида, острица, ришта, филярия

гермафродиты, раздельнополые, кутикула, половой диморфизм.

Какое слово лишнее?

3. Выберите из предложенного списка меры профилактики аскаридоза:

    Санитарное благоустройство жилищ (водопровод, канализация)

    Санитарный контроль продуктов

    Соблюдение правил личной гигиены

    Обезвреживание фекалий, используемых в качестве удобрений

    Систематические медицинские осмотры

    Очистка питьевой воды

Сверьте с образцом на доске.

1. Найдите общее понятие:

Власоглав, почвенная нематода, мононх-однозуб, аскарида

2. Из 4 слов только 3 объединены общим понятием: рот, стилет, кутикула, анальное отверстие.

Какое слово лишнее?

3.Выберите из предложенного списка меры профилактики энтеробиоза:

    Санитарное благоустройство жилищ (водопровод, канализация)

    Санитарный контроль продуктов

    Соблюдение правил личной гигиены

    Обезвреживание фекалий, используемых в качестве удобрений

    Систематические медицинские осмотры

    Очистка питьевой воды

Сверьте с образцом на доске.

Задание 3: Внимательно прочитайте текст об образе жизни дождевого червя, а затем обсудите ответы на вопросы с начало с соседом по парте и потом с учителем.

Текст: Дождевые черви наиболее многочисленны в почве, богатой перегнивающими растительными остатками. На поверхность почвы эти черви выползают в сумерки и ночью. Питаются дождевые черви перегнивающими травинками, опавшими листьями, перегноем. Дождевые черви живут во влажной почве. В сырую погоду, особенно после дождей, черви в большом количестве появляются на поверхности земли, ползают по садовым дорожкам, лежат на дне лужиц. Во время летних засух черви уходят на глубину 40-60 см, свертываются там клубками, иногда буквально завязываясь узлом, выделяют слизь и с ее помощью строят вокруг себя из почвенных частиц довольно прочную капсулу, впадая затем в пассивное состояние. Такая диапауза может продолжаться больше двух месяцев. В зимнее время черви находятся в нижней части своих ходов на глубине примерно 90-150 см.

Вопросы:

    Почему это животное получило такое название?

    Почему после дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли?

    От каких факторов среды зависит жизнь дождевого червя?

Задание 4: Рассмотрите внимательно рисунки, просмотрите внимательно видео фрагмент и выполните задания лабораторной работы(смотри инструктивную карточку) в рабочей тетради. Итогом вашей работы должен быть вывод, основа которого дана в инструктивной карточке.

Задание 5: Внимательно слушайте учителя, записывая кратко особенности внутреннего строения по предложенному алгоритму. Произведите взаимопроверку с соседом по парте, сравнивая ответы с текстом учебника.

Алгоритм

    Особенности кожно-мускульного мешка

    Полость тела

    Общий план строения пищеварительной системы

    Общий план строения выделительной системы

    Особенности строения кровеносной системы

    Особенности строения дыхательной системы

    Особенности строения нервной системы

    Особенности строения половой системы

Задание 6: Установите соответствие между органами, системами органов и их функциями. Соедините линиями, обозначьте цифрами (смотри карточку).

Задание 7: Рассмотрите на малом увеличении микроскопа готовый микропрепарат поперечного разреза дождевого червя. Используя рисунок в учебнике, выясните, какие органы дождевого червя видны на микропрепарате. Чем внутреннее строение дождевого червя отличается от внутреннего строения плоских и круглых червей?

Подведение итогов урока:

А) Прочитайте цель урока. Достигли ли Вы её? В какой степени? Б) Какие затруднения у Вас возникли? В) Оцените свою работу: «5» - если выполнили все предложенные задания; «4» - если выполнили 1-5 задания; «3» - если выполнили 2-4 задания.

Домашнее задание.

1) Если остались трудности в изучаемых сегодня вопросах, то прочитайте текст учебника на стр. 125-126, 128-129 и выполните задание в тетради № 89-91;

2) Если трудностей нет, то подготовьте сообщение о любом представителе класса Кольчецов.

3) Подумайте! За что дождевым червям нужно поставить памятник?

Карточка с заданиями

Системы органов Функции

Пищеварительнаясистема А. Отвечает на раздражение

Нервная система Б. Доставляет клеткам кислород и другие

4. Глотка 10. Рот

5. Брюшная нервная цепочка 11. Яичники

6. Пищевод 12. Семенники

Системы органов Функции

Пищеварительнаясистема А. Отвечает на раздражение

Нервная система Б. Доставляет клеткам кислород и другие

4. Глотка 10. Рот

5. Брюшная нервная цепочка 11. Яичники

6. Пищевод 12. Семенники

Лабораторная работа

«Внешнее строение дождевого червя»


Брюшные пучки щетинок дождевого червя (при увеличении в 100 и 300 раз)

    Рассмотрите внешний вид дождевого червя.

Определите: - окраску тела,

Длину тела,

Толщину тела,

Передний и задний концы тела,

Поясок.

Сделайте рисунок червя.

    Рассмотрите брюшную часть тела дождевого червя.

Чем она отличается от спинной?

Найдите щетинки. Какова их функция?

Сделайте рисунок щетинки.

    Запишите вывод.

Вывод: Дождевые черви имеют……………………… окраску. Тело червя сильно вытянуто в …………… . Передний конец тела более ………………… и по цвету …………………… заднего. Ближе к переднему концу тела заметно утолщение - …………………….. . Он имеет значение при размножении. Тело разделено на большое число колец – члеников. На брюшной стороне каждого членика расположены по четыре пары ………………….. . Они имеют опорное значение при прокладывании ходов в почве. При передвижении дождевого червя его тело либо ……………… и ………………., либо ………………. и ……………… .

Самоанализ урока

Данный урок является первым в теме «Тип Кольчатые черви» и первым при изучении высших беспозвоночных животных. Материал урока опирается на знания, полученные при изучении двух предыдущих типов червей. Цель урока – изучение нового материала. Тип - урока комбинированный. Структура урока соответствует данному типу. Для раскрытия нового материала были выбраны следующие методы: - по характеру познавательной деятельности учащихся – частично- поисковый; - по виду источников знаний – словесно-наглядно-практический; - по форме совместной деятельности учителя и учащихся использовались частные методы: рассказ с элементами беседы, организация лабораторной работы, самостоятельная работа, работа в парах, фронтальная работа, взаимопроверка и самопроверка.

Разным сочетанием методов поддерживается активность и работоспособность учащихся в течение всего урока. Эти методы способствуют развитию у учащихся умений внимательно слушать учителя, наблюдать, делать выводы, проводить сравнение, адекватно воспроизводить прочитанное.

Развитию мышления учащихся способствуют приемы: - создание проблемных ситуаций; - использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций – анализ, сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирование.

Развитию воображения учащихся способствует образная подача материала. Старалась, чтобы весь урок способствовал общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом.

Все обеспечение урока способствует рациональному использованию времени. На уроке используется созданные мной технологическая карта для учащихся, инструктивная карточка для выполнения лабораторной работы, презентация – интерактивный плакат, управляемый различными кнопками. Он удобен для использования на интерактивной доске. Для урока создан дидактический материал в программе SMART Notebook 10 для работы учащихся на интерактивной доске. Применение компьютерных технологий позволяет в значительной мере оптимизировать образовательный процесс. Использование средств мультимедиа открывает широкие возможности для эффективного наглядно-демонстративного сопровождения на уроке. В созданных мною учебных пособиях сочетаются печатный текст, звук, графика, анимации и видео. Это дает возможность просматривать сложные явления и процессы (передвижение дождевого червя в почве). Использование цифрового микроскопа позволяет получить увеличенное изображение изучаемого объекта; изучать объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно. Это дает ощутимый дидактический эффект в плане мотивации.

Домашнее задание подготовлено всем ходом урока, носит дифференцированный, закрепляющий и развивающий (творческий) характер.

Урок № 10

Тема: Многообразие кольчатых червей.

Тип урока: изучение и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: комбинированная.

В процессе обучения использовались следующие приемы и методы:


  • Методы диалога и полилога

  • Рефлексивные приемы

  • Приемы создания ситуаций успеха и индивидуального выбора

  • Методы самодиагностики

  • Словесный метод (беседа с элементами самостоятельной работы)

  • Наглядно-образный метод (мультимедийная презентация)

  • Частично-поисковый метод (решение проблемных вопросов,)

  • Работа с учебником, дополнительной литературой (помогает определить правильность ответов и выводов, используется как источник новой информации).
Формы работы учащихся:

*индивидуальная (отрабатываются умения анализировать, высказывать свою точку зрения)

*работа в группах (отрабатываются умения общения и умения совместной работы)

*фронтальная

Планируемые результаты: учащиеся узнают о многообразии кольчатых червей, особенностях их строения и приспособленности к жизни в различных средах обитания, их роли в природе.

^ Цели урока:


  1. Предметные: Расширить и закрепить знания об особенностях строения, жизнедеятельности разных классов кольчатых червей, связанные со средой их обитания; выявить более сложное строение по сравнению с изученными типами червей; показать их роль в природе и практическое значение для человека.

  2. Личностные: Развивать формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками при групповой работе; содействовать формированию интереса к предмету; содействовать развитию личностных качеств: ответственности, целеустремленности.

  3. Метапредметные: Уметь определять понятия: вторичная полость (целом), паренхима, параподии, диапауза, анабиоз, герудин, полихеты, пиявки. Устанавливать аналогии при сравнении плоских, круглых и кольчатых типов червей; устанавливать причино-следственные связи: среда обитания и приспособленность к жизни. Организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально, в группах, аргументировать и отстаивать свое мнение., развивать межпредметные связи с географией, показывать на физической карте мира места распространения полихетов.
Оборудование:

Для учителя: проектор, презентация « Многообразие кольчатых червей», таблица « Тип круглые черви» ,»Физич. Карта мира»

Для ученика: листы для индивидуальной работы (со схемами внутреннее строение дождевого червя, таблицы сравнения, проверочный тест « Тип плоские, круглые и кольчатые черви».

Ход урока:


  1. Организационный момент.
Ребята сегодня у нас немного необычны урок, присутствует много гостей, я попрошу не волноваться и настроится на работу. Слайд №1

Слайд №2- 3Есть красота, которую не увидеть просто невозможно. Это и тенистый лес, и красочный луг с ароматом цветов. Среди этих красот встречаются удивительные животные, покоряющие наши сердца своей грацией, изяществом, стремительным полетом. Слайд 4-5.

Но у человека к разным животным отношение бывает предвзятое. Как часто в повседневной жизни мы встречаемся с « вредными», « опасными», и « противными» животными. С каким пренебрежением мы к ним относимся, хотя не редко они приносят пользу. И вот о них сегодня мы продолжим свой разговор: о « безобразных» и « прекрасных».

На протяжении трех уроков мы знакомились с интерсными и необычными беспозвоночными животными. Какими?

На прошлом уроке мы рассмотрели особенности внешнего, внутреннего строения кольчатых червей, на примере дождевого червя, как представителя класса малощетинковые черви (олигохеты), выявили их более сложное строение по сравнению с плоскими и круглыми червями; особое внимание уделили образу жизни олигохетов и биологической роли в природе.

Сегодня мы закрепим полученные знания, познакомимся с другими представителями классов кольчатых червей и проведем контроль знаний по типам: плоские, круглые и кольчатые черви. Новые понятия. Слайд №8

Проверка дом. Задания.


  1. Какие классы выделяет тип Кольчатые черви. Слайд №9.

  2. В каких средах обитают кольчацы?

  3. Расскажите о внешнем строении кольчатых червей на примере дождевого червя как представителя класса малощетинковые.
Сравнить с представителями плоских и круглых червей. Слайд №10

  1. Какой образ жизни ведут малощетинковые черви? Сравнение с плоскими и круглыми.

  1. Слайд №11
Из каких слоев клеток состоит тело кольчатых червей? Сравнение с плоскими и круглыми

  1. Внутреннее строение.
Чем представлены органы чувств, дыхание?

Фронтально

Прогрессивная группа, двусторонняя симметрия тела преимущественно свободнодвижущие, на теле: головной, туловище и хвостовой отдел. Туловище из сегментов длина от 0,5 до 3 м., движение обеспечивается пучками кольцевых и продольных мышц, а также особые парные выросты по бокам каждого сегмента –параподии, которые есть не у всех червей.Среди олигохет есть от 0,5 мм до 40 см. Вместо параподий на теле имеются щетинки 4 пучка по кругу (табл), их тело покрыто слизью.

Почве, пресных соленых водоемах, не прихотливы к содержанию кислорода, передний конец в ил, задний улавливает кислород, пит заглатывают ил переваривая органич. Вещества.

Диапауза- защитная капсула.

3 слоя, перегородки вдоль и поперек на отдельные сегменты, внутри жидкость. Вторичная полость тела в которой находятся внутренние органы.

У плоских паренхима, кожно-мускульный мешок, у круглых внутри жидкость, которая придают упругость.

Зрение, осязание, вкуса, обоняния, равновесия, слуха

Через влажную поверхность тела, жаберные выросты.


7)Слайд №12 Системы внутренних органов.

К доске 4 человека распределяют правильно цифры и называют органы. Остальные подписывают в путеводных листах. Приложение №1

Происходит усложнение?

8)Слайд №13 . Ребята, какой вопрос я должна задать? Половое размножение. Сравнение с плоскими и круглыми.

9) Какова роль дождевого червя в природе? Слайд №14

10) выводы: Слайды №15-16


- пищеварительная-глотка, пищевод, зоб, желудок, кишка.

Нервная- окологлоточное кольцо, брюшная нервная цепочка

Кровеносная- спинной, брюшной кровеносный сосуд, « сердца»

Выделительная- трубочки метанефридии.

Есть раздельнополые, есть гермафродиты. Соприкасаясь обмениваются половыми клетками, яйца поступают в специальное образование на теле – поясок, сползает с перед. Конца в почву. Фрагментация.

Развитие: прямое.


  1. Новая тема.
1)Слайд №17 -18 Познакомимся с представителями класса многощетинковые черви (полихеты)

Что вы думаете о внешнем строении?

Работа в группах. Слайд №19

Полихетов свыше 6 тыс видов обитает в морях. Пресные воды п-в Таймыр, оз. Байкал, рек Северной Америки проникли представители одного рода. Членистое тело полихет состоит из трех отделов: головной лопасти, сегментированного туловища и задней анальной лопасти. На голове-щупальцы « антенны» несут мелкие глазки, также расположен рот. На втором и последующими члениками – параподии, со с щетинками несут жаберные выросты. Замкнутая кровеносная система, сердца нет, кровь движется за счет сокращения основных сосудов, капилляры подходят к жабрам, гдеи кровь насыщается кислородом, кровь – бесцветная, зеленая, красная. Остальные системы как у дождевого червя.Большинство раздельнополые, развитие происходит с чередованием жизненных форм, у некоторых наблюдается забота о потомстве. Слайд №20.

2)Слайд №21Серпула

Слайд №22 Афродита

Слайд №23Нереис

Из семейства нереид самый большой представитель 60-70 см. в длину.

Слайд №24

Из полихет особого упоминания заслуживает палоло. Туземцы ловят их – палоло считается здесь изысканным лакомством. Для местных жителей время массового всплытия червей – « праздник палоло»

Слайд №25 Эти крошечные монстрики похожи на пришельцев с другой планеты, но на самом деле это просто существа из глубин океанов. Они обитают под огромным давлением моря, куда не проникает солнце.

Физ. минутка.

На доске названия червей, молча глазами найти правильный ответ.

Слайд №26

Класс пиявок невелик –около 400 видов. У них постоянное число сегментов -33, реже -30. Тело вытянуто, сплюснуто в спинно- брюшном направлении, на переднем конце – присоска, ротовая, на заднем другая, у них нет параподий и щетинок. Пиявки плавают волнообразно изгибая тело, или «шагают» по грунту, переменно прикрепляясь передней и задней присосками. Главное отличие пиявок от олигохет – исчезновение вторичной полости, целома, она зарастает рыхлой соединительной тканью паренхимой. Гермафродиты.

Обитают в основном в пресных водоемах, но могут жить в слабосоленых, в почве и на поверхности суши. Обитатели холодных водоемов могут вступать в анабиоз – такое состояние организма, при котором жизненные процессы замедляются.

Значение: Большую пользу приносит медицинская пиявка. Велико ее значение пи лечении заболеваний, связанные с гипертонией, развитию тромбов, склерозе. В слюне пиявок находится белок гирудин, препятствующий свертыванию крови. Медицинские пиявки ценятся, в наших водоемах можно встретить большую ложноконскую пиявку, но она кровь не сосет.

Общая характеристика. Слайд №27


Фронтально

Работа в группах. Составить общую характеристику полихетов.


Общую характеристику вы запишите дома при заполнении таблицы. Слайд №28.

Проведение физ. минутки.


А сейчас групповая работа. На закрепление ранее полученных знаний, на внимательность по новой теме. Приложение №2

Ученику каждой группы задается вопрос. Ответ должен быть аргументирован.

Работа в группах. Дом. Задание творческие вопросы от каждой группы.

Индивидуальная работа. Тестирование. Приложение №3.

Самооценка. Приложение №4.


Оценка учителя за урок.

Оценка урока учениками « смайлики»

Вопросы для групповой работы.

Группа №1


  1. Большинство многощетинковых червей раздельнополые.

  2. Кровеносная система дождевого червя замкнутого типа.

  3. Медицинские пиявки используются для снижения артериального давления, растворение тромбов.

  4. Размножение палоло происходит на дне моря.
Группа №2.

  1. Упрощение в строении малощетинковых кольчатых червей связано с роющим образом жизни.

  2. Дождевой червь способен к регенерации.

  3. Все представители кольчатых червей дышат поверхностью кожи.

  4. У всех кольчатых развитие прямое.
Группа №3.

  1. Все пиявки используются в медицине.

  2. Засуха опасна для дождевых червей.

  3. У всех представителей кольчатых червей имеется вторичная полость тела.

  4. Нервная система кольчатых состоит из парных надглоточных узлов и брюшной нервной цепочки.
Группа №4

  1. Пиявки имеют постоянное число сегментов.

  2. Некоторые представители многощетинковых червей являются деликатесом.

  3. При неблагоприятных условиях дождевой червь вступает в диапаузу.

  4. У многощетинковых червей может проявляться забота о потомстве.
Группа №5.

  1. Тело червя уплощенное, состоит из сегментов (33), без щетинок, с двумя присосками.

  2. Кольчатые черви наиболее прогрессивный тип червей.

  3. Пиявки чувствительные к загрязнению водоема

  4. Кто из представителей кольчатых может впадать в анабиоз.
Творческие вопросы.

  1. Известно, что если попробовать вытаскивать дождевого червя, заползающего в свою норку, то его скорее можно разорвать, чем вытащить. Почему?

  2. В стеклянную банку с промытым и влажным речным песком
    поместили несколько дождевых червей. В течение 3-х месяцев червей кормили опавшими листьями, ботвой растений и увлажнялипесок. В конце опыта на поверхности песка образовался темный внесколько миллиметров слой. Каково его происхождение? Из чегоон состоит?
В 1939-1941 гг. из Азовского в Каспийское море было перевезено 60 тыс. червей нереид. Через три года после этого рыбакамКаспия в уловах рыбы стали попадаться более крупные осетры,севрюги, чем прежде. С какой целью акклиматизировали нереид?
4. Если на кожу дождевого червя попадает стиральный порошок, то содержащиеся в нем вещества образуют на кожи червя непроницаемую для воздуха пленку. К каким последствиям это может привести? Свой ответ поясните. Почему садоводам и огородникам: нельзя поливать растения водой, в которой стиралось белье.

Изучая особенности образа жизни дождевых червей, юные зоологи установили: в сырую погоду, особенно после дождей, черви в большом количестве появляются на поверхности, ползают по садовым дорожкам, лежат на дне лужиц. Почему?

7. Крот – любитель дождевых червей, как он их отлавливает?
8.Гирудин,который пиявки впрыскивают в ранку при укусе вместе со слюной. После укуса пиявки ранка долго кровоточит. Какое значение имеет гирудин для питания пиявки?

^ Тестирование по теме « Плоские, круглые, кольчатые черви»

Вариант 1

1. В какой тип объединяют животных, имеющих удлинённое тело, разделённое на сходные членики, кровеносную систему, брюшную нервную цепочку и окологлоточное нервное кольцо?

а) Круглые черви

б) Плоские черви

в) Кольчатые черви

г) Кишечнополостные

2. Сколько видов плоских червей известно к настоящему времени?

а) около 25 тысяч

б) более 12,5 тысяч

в) около 9 тысяч

г) 5 тысяч

а) рыбья пиявка, лошадиная пиявка

^ 4. Тип Кольчатые черви включает классы…

в) в тонком кишечнике человека

г) в мышцах

^ 6. В организм человека яйца аскариды попадают с…

б) немытых рук, с загрязнённой водой, немытыми овощами, фруктами

7. Промежуточным хозяином личинок печёночного сосальщика является…

а) медуза

б) черепаха

в) малый прудовик

^ МОЯ САМООЦЕНКА НА УРОКЕ

ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ
.

Вариант 2

1. В какой тип объединяют гермафродитных животных, имеющих трёхслойное уплощённое двусторонне-симметричное тело, пищеварительную систему, представленную ртом, глоткой и кишечником?

а) Круглые черви

б) Плоские черви

в) Кольчатые черви

г) Кишечнополостные

^ 2. Сколько видов кольчатых червей известно зоологам к настоящему времени?

а) больше 20 тысяч

б) более 12,5 тысяч

в) около 9 тысяч

г) 5 тысяч

б) печёночный сосальщик, бычий цепень

в) аскарида, острица, трихинелла, нитчатка

^ 4. Тип Круглые черви произошли от…

а) кишечнополостных

б) древних плоских червей

в) кольчатых червей

а) в желчных протоках печени и желчном пузыре позвоночных животных

б) в толстом кишечнике человека

г) в мышцах

^ 6. Многощетинковые черви преимущественно обитают в…

а) прибрежной полосе морей

в) небольших водоёмах

7. Большую роль в распространении яиц аскариды и заражении ими людей играют…

а) комары

б) комнатные мухи
^ МОЯ САМООЦЕНКА НА УРОКЕ
ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ

Вариант 3

Правильный вариант ответа обведите кружочком!

1. В какой тип объединяют раздельнополых животных, имеющих веретёнообразное тело (круглое на поперечном разрезе), жидкостную полость тела с расположенными в ней внутренними органами?

а) Круглые черви

б) Плоские черви

в) Кольчатые черви

г) Кишечнополостные

^ 2. Сколько видов круглых червей описано зоологами к настоящему времени?

а) больше 20 тысяч

б) более 12,5 тысяч

в) около 9 тысяч

г) 5 тысяч

^ 3. Из перечисленных видов червей отметьте кольчатых червей.

а) нереида, дождевой червь, трубочник, лошадиная пиявка

б) печёночный сосальщик, бычий цепень

в) аскарида, острица, трихинелла, нитчатка

^ 4. Тип Плоские черви включает классы…

а) Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы

в) Ресничные черви, Сосальщики, Ленточные черви

г) Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки

а) в желчных протоках печени и желчном пузыре позвоночных животных

б) в толстом кишечнике человека

в) в тонком отделе кишечника человека

г) в мышцах

6. В организм человека финна бычьего цепня человека попадает с…

а) плохо проваренным (прожаренным, провяленным, прокопчённым) мясом

б) немытых рук, с загрязнённой водой, немытыми овощами, фруктами.

МОЯ САМООЦЕНКА ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ.

Дневник наблюдений

1. Мы плывём уже третьи сутки на юг, подплываем к Меланезии, а именно к островам Вануату. На небе уже взошла луна, но то, что мы увидели, нас очень удивило. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Причиной этому явлению стал ____________________________________ . Его фотография:

2. Мы прибыли к берегам Австралии. Пришлось высадиться на берег, чтобы закупить продукты для нашего путешествия. И вот, что мы узнали: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Это животное называется _____________________________________ . Вот его фотография:

Место на карте, где мы сейчас находимся:

3. И вот мы у берегов Баренцева моря, но всё ещё в лодке. Здесь мы встретили ___________________________ . Вот что для него характерно: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

Его фотография:

Место на карте, где мы сейчас находимся:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Его фотография:

Место на карте, где мы сейчас находимся:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПИЯВКА

Пиявки (лат. Hirudinea) – подкласс кольчатых червей из класса поясковых (Clitellata). Большинство представителей обитают в пресных водоёмах. Некоторые виды освоили наземные и морские биотопы. Русское слово «пиявка» образовано от глагола «пить». Пиявки питаются кровью позвоночных, моллюсков, червей и т. д., встречаются также виды-хищники, питающиеся не кровью, а заглатывающие добычу целиком (например, личинку комара, дождевого червя). Некоторые едят кровь земноводных и растительную пищу.

Пиявка медицинская (Hirudo officinalis) - водится на севере России, так в особенности на юге, на Кавказе и Закавказье. Пиявки составляли в XIX веке выгодный предмет вывоза: за ними приезжали на Кавказ греки, турки, итальянцы и др. Сверх того производилось искусственное размножение пиявок в особых бассейнах или парках по системе Сале в Москве, Петербурге, Пятигорске и Нижнем Тагиле. Россия поставляла в Европу около 70 миллионов пиявок в год.

Гирудотерапия – метод нетрадиционной медицины, лечение различных заболеваний человека с использованием медицинской пиявки. Лечение пиявками ранее использовалось в общепринятой медицине, но в XX веке вышло из употребления, в связи с появлением синтетических антикоагулянтов, в том числе, гирудина. Лечебные свойства медицинской пиявки известны людям на протяжении тысячелетий. Наиболее широкое применение медицинские пиявки получили в XVII–XVIII веках в Европе для кровопусканий в связи с концепцией «дурной крови», господствовавшей тогда в медицине. В наше время лечение с помощью медицинских пиявок переживает второе рождение.

В пиявках могут длительное время сохранять жизнедеятельность патогенные микроорганизмы. Например, возбудитель брюшного тифа выживает в организме пиявки до 30 дней, паратифа B - до 90 дней.

Источники: ,

ПАЛОЛО

Своеобразной пищей служит крупный (30 - 40 см) многощетинковый кольчатый червь - палоло. Обычно в течение года он прячется в расщелинах скал, среди рифов, но в строго определенное время всплывает на поверхность океана для совершения брачного танца. В районе архипелага Самоа это происходит в октябре и ноябре, когда луна вступает в последнюю четверть. В Атлантике, у берегов Флориды и Вест-Индии, родственный палоло червь размножается в течение 3 дней в последнюю четверть луны, между 29 июня и 23 июля. В Амбоине, на Малайском архипелаге, подобный червь, называемый «ва-во», роится на вторую и третью ночь после полнолуния в марте и апреле. А японский палоло «бачи» появляется в октябре и ноябре после новолуния и полнолуния. Эта связь половой цикличности с фазами луны весьма примечательна. Но что особенно интересно, в роении участвует лишь его задняя часть. Разбухшая от яиц или молок, она отрывается от тела и всплывает. Передняя же еще глубже забивается в расщелину. Несметная масса палоло покрывает порой обширные пространства в десятки квадратных километров. Самки отличаются от светло-коричневых самцов своим серовато-индиговым или зеленоватым цветом. Вода становится опаловой. Ветер и течения образуют из икры длинные полосы, которые даже опытными моряками не раз принимались за буруны. Палоло ловят, вычерпывая сеткой, банкой или черпаком прямо из воды. Эту густую, извивающуюся клубками коричневато-зеленую массу можно есть сырой без всяких приправ, завертывать в листья хлебного дерева или отваривать . Вкусом и запахом палоло напоминает свежую рыбью икру и считается у жителей Полинезии, Меланезии, Микронезии и Вест-Индии большим деликатесом.

Источник:

«Эти черви достигают полуметровой длиной, живут очень скрытно, не показываясь на поверхности рифов. Там, на глубине, с ними происходят не совсем обычные преобразования: у каждого червя отрастает длинный "хвост", который состоит из отдельных члеников, начиненных икрой или молоками. А дальше, по неизвестной науке причине, палоло начинает вести себя совершенно загадочно.

Ежегодно, в октябре и ноябре, во время полнолуния, в "хвостах" палоло заканчивается созревание икры и молок. Далее, по мере уменьшения луны, скрытников-палоло охватывает трепетное, все растущее "волнение", в их организме происходят еще более резкие изменения: палоло начинают подчиняться таинственному, странному призыву луны, и чем сильнее становится этот призыв, тем больший "страх" охватывает переднюю часть палоло. Тогда они забиваются поглубже в расселины, а задняя, хвостовая, их часть так же неудержимо начинает рваться из расщелины на волю, в открытое море, к лунному свету.

Дважды в год, в октябре и ноябре, но обязательно за день до наступления последней четверти луны, напряжение среди палоло достигает предела, и тела их разрываются на две части: передняя съеживается в расщелине, а задняя вырывается на волю и всплывает к поверхности. Здесь членики "хвоста" лопаются, молоки смешиваются с икрой, а чехольчики тонут. Это происходит сразу со всеми палоло и называется их роением.

Для полинезийцев палоло - настоящее лакомство; они едят их сырыми прямо во время ловли, жарят, завернув в пальмовые листья, солят, делают запасы…

Исполнив свое назначение, кусочки червей дождем падают на дно, но еще налету становятся добычей рыб и ракообразных. Те же, что достигают дна, большей частью достаются камбалам, бычкам, крабам, морским звездам и другим донным хищникам и трупоедам».

Отрывок из произведения Игоря Забелина «В погоне за ихтиозаврами»

АВСТРАЛИЙСКИЙ ГИГАНТСКИЙ ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ

Когда рыбак копает червей для предстоящей рыбалки, то ему, конечно, хочется найти кого-нибудь побольше. Но что бы он сказал, если бы обнаружил под землей червя длиной в 3 метра? А, между тем, такие черви водятся в Австралии. Правда, на крючок их никто не насаживает - их численность и так слишком мала, поэтому они находятся под охраной государства.

Австралийский гигантский дождевой червь - самое крупное из всех известных подземных беспозвоночных в мире. Он обитает исключительно в Гиппсленде - сельском районе штата Виктория площадью всего в 1000 кв. км. Да и то, встретить его тут можно далеко не на каждом углу - как настоящий дождевой червь, он выбирает для жизни глинистую и влажную почву недалеко от водоемов. Взрослая особь гигантского австралийского червя достигает в длину 2,5-3 метров при толщине тела в 2-3 см и весе около 700 г. Неудивительно, что издалека ее можно перепутать с длинной исхудавшей змеей. Гигантские дождевые черви крайне редко выползают на поверхность - всю свою жизнь они проводят в длинных подземных туннелях, которые самостоятельно выкапывают. Обычно червь роет землю передней частью своего тела, однако, если грунт слишком твердый, он пропускает его через кишечник и кучками выбрасывает на поверхность. За сутки одна особь способна переработать 500-700 г почвы.

Забавно, что при движении под землей гигантский червь ведет себя очень шумно - причмокивает, булькает или жужжит. А все потому, что стенки его туннелей покрыты специальным секретом, который облегчает скольжение. Жители Австралии очень почитают своих необычных соседей. В их честь даже учредили ежегодный международный фестиваль «Кармаи» (название червя на наречии местных аборигенов). Кроме того, в 1985 году был выстроен стометровый аттракцион-музей, посвященный гигантскому дождевому червю.

ПЕСКОЖИЛ

Морской пескожил (лат. «обитатель песка морской») - вид многощетинковых червей. Крупные черви длиной до 20 см, обитающие в U-образных норках, которые роют в илисто-песчаном грунте. Питаются, пропуская через кишечник донный осадок. Пескожилы населяют приливно-отливную зону и верхнюю сублитораль морей Северной Атлантики и Северного Ледовитого океана, где образуют плотные поселения на обширных территориях - «пескожильные пляжи».

Эти черви могут образовывать целые огромные колонии, в которых на один квадратный метр может их быть до 300000 особей. Рыба может полакомиться лишь хвостом пескожила. Но это не является проблемой для червя. Проходит некоторое время и задняя часть пескожила снова отрастает. Кроме рыб любят полакомиться пескожилом чайки, иглокожие и разные ракообразные. Используют для своих целей рыбаки, они гибнут тысячами из-за плохой окружающей среды, но их популяции ненамного уменьшаются благодаря хорошей плодовитости. Кроме того, что эти черви используются в рыболовной отрасли, им нашли достойное применение в медицине. В их тканях нашли отличное вещество, которое обладает широким спектром антимикробного действия.

Источники: ,