» » Неру, джавахарлал. Джавахарлал неру Дж неру о разделе индии

Неру, джавахарлал. Джавахарлал неру Дж неру о разделе индии

Во внутренней политике Неру стремился примирить все народы Индии и индуистов с мусульманами и сикхами, враждующие политические партии, а в экономике - принципы планирования и рыночной экономики. Он избегал радикальных решений, и ему удавалось сохранять единство правой, левой и центристской фракций Конгресса, сохраняя в своей политике баланс между ними. Неру предупреждал народ:

Он также подчёркивал своё стремление сгладить социальные и классовые противоречия:

Неру провозгласил курс на создание в Индии общества «социалистического образца», что означало преимущественное внимание развитию государственного сектора экономики, поддержка мелкого предпринимательства, стремление создать общенациональную систему социального страхования. На первых всеобщих выборах, проведённых в 1951-1952 годах, Конгресс получил 44,5 % голосов и более 74 % мест в народной палате. В то же время Неру был сторонником укрепления государственного сектора экономики. В резолюции о промышленной политике, которую Неру огласил на Учредительном собрании в апреле 1948 года, предусматривалось установить монополию государства в области производства вооружений, атомной энергии и железно-дорожного транспорта. В ряде отраслей, в том числе самолётостроении и некоторых других видов машиностроения, нефтяной и угольной промышленности, чёрной металлургии, государство оставляло за собой исключительное право на строительство новых предприятий. 17 важнейших отраслей промышленности были объявлены объектами государственного регулирования. В 1948 году был национализирован Резервный банк Индии, а в 1949 году был установлен государственный контроль за деятельностью частных банков. В 1950-е годы Неру осуществил отмену прежних феодальных повинностей в аграрном секторе. Помещикам было запрещено сгонять арендаторов с земли. Были также ограничены размеры помещичьего землевладения. На вторых всеобщих выборах в 1957 году ИНК во главе с Неру вновь одержал победу, сохранив абсолютное большинство в парламенте. Количество поданных за ИНК голосов возросло до 48 %. На следующих выборах в 1962 году партия Неру потеряла 3 % голосов, но, благодаря мажоритарной системе, сохранила контроль над парламентом в Дели и правительствами большинства штатов.

Внешняя политика

Неру, пользовавшийся большим авторитетом в мире, стал одним из авторов политики неприсоединения к политическим блокам. Ещё в 1948 году на съезде ИНК в Джайпуре были сформулированы основные принципы внешней политики Индии: антиколониализм, сохранение мира и нейтралитета, неучастие в военно-политических блоках. Одним из первых правительство Неру признало Китайскую Народную Республику, что, однако, не предотвратило острых пограничных конфликтов с Китаем из-за Тибета в 1959 и в 1962 годах. Неудачи индийской армии в начальной стадии конфликта 1962 года привели к нарастанию критики правительства Неру внутри страны и к отставке членов правительства, принадлежащих к левой фракции ИНК. Но Неру удалось сохранить единство партии.

Осенью 1949 года Неру посетил США. Этот визит способствовал установлению дружественных отношений, активному приходу в Индию американского капитала, развитию торгово-экономических связей. США видели в Индии противовес коммунистическому Китаю. В начале 1950-х годов был подписан ряд соглашений с США об экономической и технической помощи. Однако Неру отверг американское предложение о военной помощи в ходе индийско-китайского вооружённого конфликта 1962 года, предпочтя сохранить приверженность политике нейтралитета. В то же время он ясно очертил границы индийского нейтралитета:

Он принимал экономическую помощь от СССР, но не стал советским союзником, а выступал за мирное существование государств с различным общественным строем. В 1954 году он выдвинул 5 принципов мирного сосуществования (панча шила), на основе которых год спустя возникло Движение неприсоединения. Эти принципы были впервые отражены в индийско-китайском соглашении о Тибете, по которому Индия признавала включение этой территории в состав КНР. Принципы панча шилы предусматривали: взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, соблюдение принципов равенства и взаимной выгоды сторон, мирное сосуществование. В 1955 году Неру нанёс визит в Москву и сблизился с Советским Союзом, в котором видел мощный противовес Китаю. По мере нарастания советско-китайских противоречий советско-индийские отношения становились всё более тесными, а уже после смерти Неру они фактически превратились в союзные.

Смерть

Неру умер 27 мая 1964 года в Дели от сердечного приступа. Согласно завещанию, его прах был развеян над священной рекой Ямуной.

Труды

  • Неру Дж. Открытие Индии / Джавахарлал Неру / Пер. с англ.; Переводчики: В.В. Исакович, Д.Э. Кунина, И.С. Кливанская, В.Ч. Павлов; Ред. перевода В.Н. Мачавариани.. - М.: Издательство иностранной литературы, 1955. - 652, с. (в пер.)

Память

  • В Москве близ МГУ стоит памятник Неру. Территория вокруг него зовётся среди студенчества «Джа». Площадь на пересечении Ломоносовского проспекта с проспектом Вернадского носит имя Джавахарлала Неру.
  • Литературная премия имени Джавахарлала Неру.
  • Стадион Джавахарлал Неру (Дели)
  • Университет имени Джавахарлала Неру
  • Культурный центр в Москве при посольстве Индии носит имя Джавахарлала Неру

2.3 Взгляды Джавахарлала Неру на формирование и развитие общественно-политических систем

3. Влияние общественно-политических взглядов на государственную деятельность Джавахарлала Неру

3.1 Джавахарлал Неру и модернизация Индии

3.2 Влияние традиции на общественно-политические взгляды и политику Джавахарлала Неру

4. Выводы. Обобщенная характеристика политических идей Джавахарлала Неру

Список использованной литературы

1. Введение. Джавахарлал Неру, краткая биография

Видный политический и государственный деятель Индии. Лидер партии Индийский национальный конгресс (ИНК).

Родился 14 ноября 1889 г. в Аллахабаде. Происходит из семьи кашмирских брахманов. Отец Моти-лал Неру адвокат, крупный деятель реформистского крыла Индийского национального конгресса. Образование получил в Англии. В 19051912 гг. учился в английской аристократической школе Харроу и в Кембриджском университете. Адвокат по профессии.

В 1912 г. вступил в Индийский национальный конгресс. С 1916 г. активно участвует в национально-освободительном движении Индии. С приходом к руководству Индийского национального конгресса Махатмы Ганди (1919 г.) Джавахарлал Неру стал его приверженцем и ближайшим соратником. В 1921 г. за антианглийскую агитацию подвергся первому аресту. Всего в тюрьмах провел свыше десяти лет. Неоднократно избирался председателем партии Индийский национальный конгресс (19291930, 19361937, 1946, 1951 1954 гг.). В 1946 г. вошел во временное правительство Индии в качестве вице-премьера (премьер-министром был вице-король).

С августа 1947 г., с образования независимой Индии, до своей кончины бессменно занимал посты премьер-министра и министра иностранных дел. Видел будущее Индии в социализме, однако путь к нему усматривал, вслед за М. К. Ганди, через социальный компромисс.

Под руководством Дж. Неру правительство Индии провело важнейшие мероприятия, направленные на ликвидацию]унаследованной от колониального периода экономической отсталости. Будучи председателем Плановой комиссии, Неру принял непосредственное участие в составлении первых трех пятилетних планов развития Индии.

В области внешней политики Дж. Неру проводил курс неприсоединения к блокам и мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Принял участие в разработке пяти принципов мирного сосуществования в межгосударственных отношениях панча сила. Был одним из инициаторов и участником Бандунгской конференции стран Азии и Африки (1955 г.).

Считал необходимым всемерное развитие индийско-советских отношений. Во время второй мировой войны активно выступал в поддержку Советского Союза. Неоднократно посещал Советский Союз (в 1927, 1955 и 1961 гг.).

В 1955 г. награжден орденом «Бхарат ратна» («Жемчужина Индии»). Посмертно награжден высшей наградой Всемирного Совета Мира «Золотой медалью мира» им. Фредерика Жолио-Кюри (в октябре 1970 г.). Скончался 27 мая 1964 г. в Дели на 75-м году жизни.

Необходимо также отметить, что Джавахарлал Неру крупнейший политический деятель, один из выдающихся лидеров национально-освободительного движения, борец за мир, демократию и социальный прогресс, убежденный противник социальной несправедливости и национального угнетения, искренний друг Советского Союза таким запечатлелся в памяти современников Джавахарлал Неру.

Время неудержимо идет вперед, и вот уже около двух десятилетий отделяют нас от дня кончины Джава-харлала Неру дистанция, позволяющая с большей ясностью увидеть весь жизненный путь и объективно оценить значение и последствия многогранной деятельности этого человека. Минувшие годы были насыщены бурными историческими событиями. Они не пощадили многих государственных и партийных деятелей, которые, сойдя с политической арены, быстро утрачивали ореол крупных лидеров. С Дж. Неру этого не произошло. Его образ как выдающегося лидера Индии, одного из лучших выразителей идеи национального освобождения и социального прогресса остался неизменным.

Интерес к этой крупной фигуре не иссякает. В известной мере он поддерживается обаянием личности Неру, которому поддавались не только те, кому посчастливилось встречаться с ним, но и те, кто знакомится с его богатым литературным наследием, с многочисленными мемуарами и научными публикациями, запечатлевшими его образ. Но главная причина неослабевающего внимания исследователей и читателей к Неру и его выдающейся исторической роли в том, что как мыслитель он коснулся массы проблем, волнующих человечество по сей день.

2. Взгляды Джавахарлала Неру на социально-экономические и политические процессы в истории

2.1 Экономические взгляды Джавахарлала Неру

В данном разделе рассматривается вопрос экономической теории и истории финансов в работах Неру, изучаются его взгляды на экономическую сущность капитализма, виденья Неру основных принципов внешнеэкономических отношений; раскрываются историко-экономические основы “курса Неру”.

Экономика, в понимании Неру, является ведущей сферой исторического процесса, который непосредственно влияет на всех, без исключения, области человеческой жизнедеятельности.

Неру отличал экономический рост как сугубо экономическую категорию, связанную с усовершенствованием орудий труда, от экономического роста как социально-экономической категории, которая возникла с внедрением кооперации. Невзирая на то, что Неру пытался преодолеть рьяное отношение к буржуазным коммерческим ценностям, разрушить обветшалые стереотипы периода феодализма и тем самым реформировать культурную традицию Индии, он не смог достаточно глубоко разобраться в некоторых вопросах денежно-кредитной политики, он также не разграничивал макро и микро уровни финансовой сферы. В своих исследованиях Неру хотел раскрыть, в первую очередь, моральную сущность экономических процессов, решить проблему моральной легитимации финансовой и денежно-кредитной политики. Неру определял двойное влияние финансовых олигархов на международную экономическую систему, и потому, с целью поддержки прогресса и финансовой стойкости государств, считал необходимым частично ограничивать и контролировать их деятельность. Неру считал, что побудительным мотивом капиталистического ведения хозяйства является личная выгода, а главными условиями существования капитализма является свободный мировой рынок и конкуренция.

Он указывал на противоречивость капитализма, а также на главную экономическую проблему капитализма отсутствие взаимосвязи между вознаграждением и услугами, то есть несостоятельностью решить проблему деления снова созданного богатства. Все же таки Неру признавал прогрессивность капитализма, который решил проблему производства и подал много полезных уроков в области управления. Он вывел зависимость “производство - денежное накопление”, которая с учетом его склонности к выявлению взаимосвязей (денежное накопление-производство), позволяет допустить, что у него формировались элементы монетарного подхода. Империализм, по мнению Неру, был естественным порождением капитализма, сущностью которого было нарушение свободной конкуренции и неограничено стремление наживы. Неру выделял три периода в развитии империализма в Индом и отмечал, что с каждым периодом эксплуатация росла и приобретала все более “совершенную” форму, в результате чего Индия отстала в нормальном историческом развитии приблизительно на сто лет.

Обобщая макроэкономические взгляды Неру необходимо отметить: во-первых, он считал, что национальные монополии могут существовать только в пределах государственных образований; во-вторых, занимание государством или транснациональной компанией (ТНК) монополистического положения на любом сегменте мирового рынка Неру расценивал как естественную победу в честной конкуренции; в-третьих, государства, которые желают вступить в конкурентную борьбу с государством-монополистом или ТНК-монополистом, согласно Неру, должны проводить протекционистскую политику с целью создания равноправных условий для всех конкурирующих сторон; в-четвертых, интеграция в мировой рынок стран, которые развиваются, должен происходить постепенно и сбалансировано, чтобы не ослаблять внутренний рынок. “Социализация международной структуры”, по убеждению Неру, будет обеспечивать в будущем координацию, планирование и регуляцию внешнеэкономической деятельности всех цивилизованных стран. В историко-экономическом обосновании своего “курса” Неру акцентировал внимание на иррациональности капиталистической системы, необходимости ограничения конкуренции путем введения планирования, которое воплощает в себе дух науки и попытку применения продуманного научного метода, который обеспечивает широкую регуляцию и координацию. Неру осознавал, что индустриализация требует больших материальных средств, которые на первом этапе не окупаются. Однако, он считал, что единственным путем для решения проблемы безработицы в Индом является развитие новых отраслей промышленности и создания не средних, а больших промышленных предприятий.

2.2 Социальное деление и общественные отношения в исторических взглядах Джавахарлала Неру

В данном подразделе анализируется динамика взглядов Джавахарлала Неру на социализм, освещает социальная история в исследованиях Неру, а также особенности развития индийской социальной системы в изложении Неру.

Несовпадающее развитие исторических и политических взглядов Неру на социализм обусловило господствующую в историографии точку зрения о противоречивости его мировоззрения в целом.

Внутренняя противоре

Джавахарлал Неру (1889-1964) - выдающийся политический и государственный деятель Индии, лидер партии Индийский национальный конгресс. Выходец из брахманской семьи, он получил образование в английских колледжах и университетах.

В английских тюрьмах отсидел в общей сложности более 10 лет. В 1946 г.

Неру возглавил временное правительство Индии. С августа 1947 г., когда Индия стала независимым государством, идо своей кончины он был премьер-министром и министром иностранных дел Индии.

Важнейшие произведения Дж. Неру - «Автобиография», «Открытие Индии», «Взгляд на всемирную историю» (в трех томах), «Внешняя политика Индии. Избранные речи и выступления. 1946-1964» и некоторые другие - изданы на русском языке. Они дают общую картину его политических воззрений.

Можно выделить два основных этапа в развитии политических воззрений Дж. Неру. Первый этап - годы борьбы за независимость Индии. Второй этап - годы его премьерства, когда ему надо было принимать ответственные решения по различным вопросам внутренней и внешней политики и идеологически обосновывать их. «Политикам приходится иметь дело с повседневными проблемами, и они ищут немедленных решений. Философы думают о конечных целях и склонны утрачивать связь с обыденным миром и его проблемами. Ни тот, ни другой подход сам по себе не отвечает всем требованиям. Можно ли сочетать эти два подхода и действовать наподобие платоновских царей - философов?» - размышлял Неру в 1949 г.

С детских лет Неру впитывал в себя либерально-демократические представления Запада, с увлечением читал книги великих французских просветителей - Вольтера, Монтескьё, Руссо, а также книги с изложением демократического социализма и революционного марксизма. Читая о Европе, он думал о своей стране, как бы заново открывая ее для себя. «Индия была у меня в крови, - писал Дж. Неру, - и многое в ней меня инстинктивно глубоко волновало. И все же я подходил к ней почти как чужеземный критик, полный отвращения к настоящему и ко многим пережиткам прошлого, которые я наблюдал. Я пришел к ней в известной степени через Запад и смотрел на нее так, как мог бы смотреть дружественно расположенный европеец» .

В то же время почти всю свою жизнь Неру находился под сильным влиянием Ганди (не столько его идей, сколько уникальной личности), который прочно стоял на позициях защиты и сохранения индийских традиций.

Можно сказать, что политическое мировосприятие Неру сложилось под воздействием трех основных идеологических факторов: 1) индийской культуры и общественно-политической мысли, питавшихся традициями «древнеиндийского идеала» с ярко выраженной общедемократической и общегуманистической окраской; 2) западной либерально-демократической и социал-демократической мысли, делавшей главную ставку на реформы как на средство улучшения общества; и 3) марксизма - тоже западного учения, но делавшего главную ставку на пролетарскую революцию.

Свою задачу Неру видел не в том, чтобы выбрать одну из этих идеологий и дальше руководствоваться ею в своей борьбе, а в том, чтобы попытаться совместить их. Отсюда постоянные колебания Неру то в одну, то в другую сторону, наличие многих противоречий в его высказываниях. Но за ними - всегда ищущий, пытливый ум, недовольный собой и всем тем, что мешает решению жизненных ситуаций.

В известной статье «Основной подход», опубликованной в журнале «Проблемы мира и социализма» (№ 4, 1958 г.), теоретическом и информационном органе коммунистических и рабочих партий, издававшемся в Праге на 28 языках, Неру писал: «Я не претендую на то, что обладаю ясностью мышления или готов дать ответы на наши важнейшие проблемы. Могу только со смирением сказать, что я постоянно думаю об этих проблемах. Я мог бы даже сказать, что в известном смысле завидую тем, кто обладает неизменными идеями и избавлен от труда глубже заглядывать в сегодняшние проблемы. Исходят ли они из религиозной или идеологической точки зрения, их не тревожат умственные конфликты, которые всегда сопровождают великие переходные эпохи. И все же, хотя иметь установившиеся идеи и быть удовлетворенным ими очень удобно, их не следует рекомендовать, потому что это может привести лишь к застою и упадку».

В статье отмечалось также, что, несмотря на свои очевидные успехи, коммунизм потерпел неудачу частично из-за своей негибкости, а также из-за игнорирования некоторых существенных потребностей человека. Неру говорил о зреющих внутренних противоречиях социализма, подавлении свободы личности, приверженности к насилию, презрении к моральным и духовным ценностям .

Эта статья могла стать хорошим импульсом для обсуждения важнейших проблем социалистического строительства, развития теории, называвшейся марксизмом-ленинизмом. Но не стала. Коммунисты предпочитали говорить о «полной и окончательной победе социализма в СССР», о переходе от капитализма к социализму «во всемирном масштабе», а о своей теории - как о «единственно правильной» и «глубоко научной».

Что касается Неру, то после многих лет увлеченности марксизмом, положительных оценок теории и практики социалистического строительства в СССР, у него наступило явное разочарование в марксизме. В 40-х и особенно в 50-60-х гг. он стал говорить о религиозных аспектах коммунизма, о фанатиках этой новой веры, о том, что Советская Россия приспособила марксизм к своим нуждам, но ее толкование марксизма имеет мало общего с Марксом . Это были более чем неприятные и неприемлемые для СССР заявления, но в них было много правды. Тем не менее Неру не отказался от социалистической идеи. Будущее Индии он видел в «обществе социалистического образца» или в социализме демократического типа.

В резолюции 64-го съезда ИНК, состоявшегося в 1959 г., было записано, что «создание демократического общества должно быть ясно и единодушно поставлено перед народом в качестве цели планирования, и народу нужно объяснить все проявления социализма в смысле индивидуальных и совместных усилий, которых он требует» . В последние годы своей жизни Дж. Неру создал специальную группу «Социалистический форум», которая пыталась выработать основы политической и экономической программы партии, но ее усилия не увенчались сколько-нибудь заметным успехом. В январе 1964 г. ИНК принял программу «Демократия и социализм» (с тех пор термин «общество социалистического образца» стал постепенно исчезать из политического лексикона ИНК и заменяться термином «демократический социализм»), но и эта программа не решила всех теоретических проблем официальной социалистической ориентации Индии. Незадолго до смерти Неру признал, что «Конгресс не следует какой-либо определенной доктрине и не имеет ясного кредо» .

Несомненная историческая заслуга Дж. Неру состоит в том, что он заложил прочные основы демократического развития своей страны. В январе 1950 г. была принята Конституция Индии, закрепившая такие принципы политической организации общества, как республика, демократия, федерация, гражданские права. Она отменила все цензовые ограничения и сделала избирательное право всеобщим. Неру говорил: «Я верю в демократию, во-первых, потому, что считаю ее правильным средством достижения целей, так как это мирный метод; во-вторых, потому, что она освобождает человека от давления, с которым сопряжены для него другие формы правления». Он предупреждал, что «в сегодняшней Индии любые попытки отказаться от демократических методов были бы губительными и положили бы конец надеждам на близкий прогресс». В 1951 г. на основе этой Конституции впервые были проведены выборы в Парламент и законодательные собрания штатов. На выборах было зарегистрировано 59 партий, всем политическим движениям предоставлялась свобода агитации. Неру принял активное участие в избирательной кампании, внес большой вклад в победу ИНК, который в результате выборов обеспечил себе 45 процентов голосов в центре и 42 процента - в штатах.

Смелый шаг был сделан и в экономике, которая становилась планируемой, развивающейся в соответствии с государственными пятилетними планами, и смешанной, включающей частную собственность. Выступая за активное участие государства в хозяйственном развитии, Неру сформулировал основные принципы сосуществования и сотрудничества двух секторов смешанной экономики - государственного и частного: максимальное повышение производства всеми имеющимися средствами и недопущение скопления богатства и экономической власти в руках частных лиц. Была осуществлена аграрная реформа, упразднившая феодально-помещичью систему землевладения. Однако главная социальная проблема индийской деревни - наделение крестьян землей - осталась нерешенной.

Еще одной трудноразрешимой проблемой для Индии - страны многонациональной и многоязычной (население разговаривает на 12 языках и 220 диалектах) - был и остается национально-этнический вопрос. Решительно выступая за развитие всех наций и этнонациональных групп, Неру столь же решительно выступал против сепаратизма. Считая этнонациональные, религиозные, межобщинные и другие конфликты угрозой свободе и независимости Индии, он энергично боролся за ее единство и целостность. В отдельных случаях он допускал применение военной силы.

То же самое можно сказать о многолетней борьбе за освобождение португальских колоний на территории Индии - Гоа, Дамана и Диу. Когда в 1961 г. стало ясно, что Португалия не собирается уходить «восвояси», на эти территории были введены индийские войска. Операция завершилась быстро и с минимальными потерями для сторон.

Неру - один из идеологов и лидеров движения неприсоединения , которое в той исторической обстановке имело антиимпериалистическую направленность, способствовало укреплению политической независимости освободившихся стран. Он был в числе тех, кто выдвинул пять принципов мирного сосуществования в качестве основы отношений между азиатскими странами. Неру принял активное участие в работе Конференции 29 стран Азии и Африки, состоявшейся в апреле 1955 г. в Бандунге (Индонезия). В принятом единогласно заключительном коммюнике подчеркивалось, в частности, что право народов и наций на самоопределение является предпосылкой для полного удовлетворения всех основных прав человека и что культурное сотрудничество стран Азии и Африки должно развиваться.


Видный политический и государственный деятель Индии. Лидер партии Индийский национальный конгресс (ИНК).

Родился 14 ноября 1889 г. в Аллахабаде. Происходит из семьи кашмирских брахманов. Отец - Мотилал Неру - адвокат, крупный деятель реформистского крыла Индийского национального конгресса. Образование получил в Англии. В 1905-1912 гг. учился в английской аристократической школе Харроу и в Кембриджском университете. Адвокат по профессии.

В 1912 г. вступил в Индийский национальный конгресс. С 1916 г. активно участвует в национально-освободительном движении Индии. С приходом к руководству Индийского национального конгресса Махатмы Ганди (1919 г.) Джавахарлал Неру стал его приверженцем и ближайшим соратником. В 1921 г. за антианглийскую агитацию подвергся первому аресту. Всего в тюрьмах провел свыше десяти лет. Неоднократно избирался председателем партии Индийский национальный конгресс (1929-1930, 1936-1937, 1946, 1951 - 1954 гг.). В 1946 г. вошел во временное правительство Индии в качестве вице-премьера (премьер-министром был вице-король).

С августа 1947 г., с образования независимой Индии, до своей кончины бессменно занимал посты премьер-министра и министра иностранных дел. Видел будущее Индии в социализме, однако путь к нему усматривал, вслед за М. К. Ганди, через социальный компромисс.

Под руководством Дж. Неру правительство Индии провело важнейшие мероприятия, направленные на ликвидацию]унаследованной от колониального периода экономической отсталости. Будучи председателем Плановой комиссии, Неру принял непосредственное участие в составлении первых трех пятилетних планов развития Индии.

В области внешней политики Дж. Неру проводил курс неприсоединения к блокам и мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Принял участие в разработке пяти принципов мирного сосуществования в межгосударственных отношениях - панча сила. Был одним из инициаторов и участником Бандунгской конференции стран Азии и Африки (1955 г.).

Считал необходимым всемерное развитие индийско-советских отношений. Во время второй мировой войны активно выступал в поддержку Советского Союза. Неоднократно посещал Советский Союз (в 1927, 1955 и 1961 гг.).

В 1955 г. награжден орденом «Бхарат ратна» («Жемчужина Индии»). Посмертно награжден высшей наградой Всемирного Совета Мира - «Золотой медалью мира» им. Фредерика Жолио-Кюри (в октябре 1970 г.). Скончался 27 мая 1964 г. в Дели на 75-м году жизни.

Необходимо также отметить, что Джавахарлал Неру крупнейший политический деятель, один из выдающихся лидеров национально-освободительного движения, борец за мир, демократию и социальный прогресс, убежденный противник социальной несправедливости и национального угнетения, искренний друг Советского Союза - таким запечатлелся в памяти современников Джавахарлал Неру.

Время неудержимо идет вперед, и вот уже около двух десятилетий отделяют нас от дня кончины Джава-харлала Неру - дистанция, позволяющая с большей ясностью увидеть весь жизненный путь и объективно оценить значение и последствия многогранной деятельности этого человека. Минувшие годы были насыщены бурными историческими событиями. Они не пощадили многих государственных и партийных деятелей, которые, сойдя с политической арены, быстро утрачивали ореол крупных лидеров. С Дж. Неру этого не произошло. Его образ как выдающегося лидера Индии, одного из лучших выразителей идеи национального освобождения и социального прогресса остался неизменным.

Интерес к этой крупной фигуре не иссякает. В известной мере он поддерживается обаянием личности Неру, которому поддавались не только те, кому посчастливилось встречаться с ним, но и те, кто знакомится с его богатым литературным наследием, с многочисленными мемуарами и научными публикациями, запечатлевшими его образ. Но главная причина неослабевающего внимания исследователей и читателей к Неру и его выдающейся исторической роли в том, что как мыслитель он коснулся массы проблем, волнующих человечество по сей день.

Взгляды Джавахарлала Неру на социально-экономические и политические процессы в истории

Экономические взгляды Джавахарлала Неру

В данном разделе рассматривается вопрос экономической теории и истории финансов в работах Неру, изучаются его взгляды на экономическую сущность капитализма, виденья Неру основных принципов внешнеэкономических отношений; раскрываются историко-экономические основы “курса Неру”.

Экономика, в понимании Неру, является ведущей сферой исторического процесса, который непосредственно влияет на всех, без исключения, области человеческой жизнедеятельности.

Неру отличал экономический рост как сугубо экономическую категорию, связанную с усовершенствованием орудий труда, от экономического роста как социально-экономической категории, которая возникла с внедрением кооперации. Невзирая на то, что Неру пытался преодолеть рьяное отношение к буржуазным коммерческим ценностям, разрушить обветшалые стереотипы периода феодализма и тем самым реформировать культурную традицию Индии, он не смог достаточно глубоко разобраться в некоторых вопросах денежно-кредитной политики, он также не разграничивал макро и микро уровни финансовой сферы. В своих исследованиях Неру хотел раскрыть, в первую очередь, моральную сущность экономических процессов, решить проблему моральной легитимации финансовой и денежно-кредитной политики. Неру определял двойное влияние финансовых олигархов на международную экономическую систему, и потому, с целью поддержки прогресса и финансовой стойкости государств, считал необходимым частично ограничивать и контролировать их деятельность. Неру считал, что побудительным мотивом капиталистического ведения хозяйства является личная выгода, а главными условиями существования капитализма является свободный мировой рынок и конкуренция.

Он указывал на противоречивость капитализма, а также на главную экономическую проблему капитализма – отсутствие взаимосвязи между вознаграждением и услугами, то есть несостоятельностью решить проблему деления снова созданного богатства. Все же таки Неру признавал прогрессивность капитализма, который решил проблему производства и подал много полезных уроков в области управления. Он вывел зависимость “производство - денежное накопление”, которая с учетом его склонности к выявлению взаимосвязей (денежное накопление-производство), позволяет допустить, что у него формировались элементы монетарного подхода. Империализм, по мнению Неру, был естественным порождением капитализма, сущностью которого было нарушение свободной конкуренции и неограничено стремление наживы. Неру выделял три периода в развитии империализма в Индом и отмечал, что с каждым периодом эксплуатация росла и приобретала все более “совершенную” форму, в результате чего Индия отстала в нормальном историческом развитии приблизительно на сто лет.

Обобщая макроэкономические взгляды Неру необходимо отметить: во-первых, он считал, что национальные монополии могут существовать только в пределах государственных образований; во-вторых, занимание государством или транснациональной компанией (ТНК) монополистического положения на любом сегменте мирового рынка Неру расценивал как естественную победу в честной конкуренции; в-третьих, государства, которые желают вступить в конкурентную борьбу с государством-монополистом или ТНК-монополистом, согласно Неру, должны проводить протекционистскую политику с целью создания равноправных условий для всех конкурирующих сторон; в-четвертых, интеграция в мировой рынок стран, которые развиваются, должен происходить постепенно и сбалансировано, чтобы не ослаблять внутренний рынок. “Социализация международной структуры”, по убеждению Неру, будет обеспечивать в будущем координацию, планирование и регуляцию внешнеэкономической деятельности всех цивилизованных стран. В историко-экономическом обосновании своего “курса” Неру акцентировал внимание на иррациональности капиталистической системы, необходимости ограничения конкуренции путем введения планирования, которое воплощает в себе дух науки и попытку применения продуманного научного метода, который обеспечивает широкую регуляцию и координацию. Неру осознавал, что индустриализация требует больших материальных средств, которые на первом этапе не окупаются. Однако, он считал, что единственным путем для решения проблемы безработицы в Индом является развитие новых отраслей промышленности и создания не средних, а больших промышленных предприятий.

Социальное деление и общественные отношения в исторических взглядах Джавахарлала Неру

В данном подразделе анализируется динамика взглядов Джавахарлала Неру на социализм, освещает социальная история в исследованиях Неру, а также особенности развития индийской социальной системы в изложении Неру.

Несовпадающее развитие исторических и политических взглядов Неру на социализм обусловило господствующую в историографии точку зрения о противоречивости его мировоззрения в целом.

Внутренняя противоречивость мировоззрения Неру оказывается только в конце 20 – в 30-ые годы, что объясняется господством марксистской тенденции в его политических взглядах и унаследованным от фабианского социализма духовным или моральным подходом в исторических взглядах.

В следующий период идейно-теоретического развития исторические взгляды Неру на социализм приобретают последующее развитие за счет послабления его интереса к марксизму. В середине 50-х годов в исторической концепции социализма Неру происходит окончательное смещение акцента из социально-экономических аспектов на социокультурную сторону социализма. В политической сфере Неру принимает концепцию смешанной экономики и склоняется к сочетанию социалистического и капиталистического путей развития, которые должны в единстве обеспечить переход к социально-экономическому расцвету Индии. Таким образом, социализм Неру являет собой сформированную идеологическую концепцию, в которой органически совмещались политические и исторические стороны. Неру отклонял марксистское положение о социальной гегемонии пролетариата и его безусловной исторической прогрессивности. В своих исследованиях он доказывал, что средний класс является движущей силой социального прогресса.

Особенное внимание Неру обращал на негативные социальные последствия искусственных реформ, которые не основываются на традициях и особенностях народов, а также на негативную сторону объективно прогрессивных нововведений, которые носили фрагментарный характер и проводились без дополнительных изменений во всех направлениях социально-экономической политики. Неру был уверен, что проведение социокультурной политики, которая ограничивает стимул к стяжиння в обществе, устранит в будущем много препятствований, и, таким образом, обеспечит переход к социальной системе, которая быстро будет развиваться. В истории развития социальной системы Индии Неру видел как периоды большего или более малого прогресса, так и периоды регресса. Идея группы, которая всегда была в основе индийской социальной системы, по мнению Неру, не только не обветшалая, но в перспективе будет приобретать все большую научно-теоретическую и практическую значимость.

Неру считал, что индийская концепция кооперативно групповой социальной системы, которая опирается на принцип функциональности социальных групп, должна естественным путем трансформироваться в новых, более прогрессивные формы социального уклада общества.

Взгляды Джавахарлала Неру на формирование и развитие общественно-политических систем

В подразделе рассматриваются теоретические аспекты политической истории в трудах Неру, освещают ретроспективные взгляды Неру на демократию и изучение им исторического опыта государственного строительства.

По мнению Неру, социокультурные факторы должны быть движущей силой политической деятельности людей. Отсутствие любых проявлений демократии в период феодализма Неру связывал с политическим господством церкви и считал божеское право королей анахроническим. Природу власти Неру рассматривал как извечно порочную, и был уверен в том, что ни один человек, насколько большой она не является, не повинная стоять вне критики. Неру понял, что “фашистский метод”, который заключается в создании широкого массового движения, может не вступать в споры с “демократическим методом”, который предусматривает принуждение меньшинства большинством.

Его категорическое неприятие фашизма объясняется тем, что он связывал либерально гуманистическую традицию ХІХ ст. в большей мере с марксизмом, чем с фашизмом. Неру сформулировал моральный подход к политике и был негативно настроен относительно авторитарной системы правления. Политическим кредо Неру были высокие моральные принципы, которые неминуемо оправдывают себя в глобальной исторической перспективе. В результате исторических исследований понятия демократии в его мировоззрении испытало значительную трансформацию от формальной демократии 20-х – конца 30-х годов к политической демократии, синтезированной с экономической демократией в следующем периоде. Окончательное понимание демократии Неру проявилось в 50-ые годы в форме демократического социализма, в котором основной акцент, как и в историческом социализме Неру, был сделан на социокультурном аспекте. Субъектом демократии Неру считал доминирующий средний класс, но в то же время предостерегал от желания принятие коммунистических представлений о демократии, где масса является метафизическим понятием.

В связи с этим, Неру не идеализировал закон, установленный даже демократическим путем, и считал необходимым применение контроля над законодательной деятельностью. Осознание растущей власти науки и просветительства позволило ему допустить, что в перспективе политические изменения будут происходить в направлении “демократически запланированного коллективизма”. Неру считал, что община в Индии была основой политической системы, и потому в будущем она должна стать административной и избирательной единицей в пределах более широкой политической системы. Такое негативное явление в государственном управлении как бюрократизм, Неру связывал с безответственностью чиновников перед народом и ограниченностью их мировоззрения. Он считал, что когда бюрократический подход в государстве становится господствующим, то возникает бюрократическая и деспотическая система, которая становится ускорителем последующей бюрократизации служащих.

Единственным путем борьбы с бюрократией и коррупцией Неру считал брахманизацию духу государственных служащих, то есть значительное повышение их морально-этического уровня, и потому обнаруживал некоторую склонность к элитаризму. Неру был уверен, что целью любых политических изменений, в конце концов, должно быть повышение жизненного уровня масс, обеспечения промышленного и культурного развития нации.

Он отмечал, что прогресс стал общим делом, и если люди откажутся от международного единства и некоторой международной организации, то, по его мнению, должны возникнуть наднациональные районы, которые будут функционировать как одно огромное государство. На фундаментах своих общественно-политических исследований Неру пришел к выводу, что основой политического единства выступает единство историческая и эмоциональная.

Влияние общественно-политических взглядов на государственную деятельность Джавахарлала Неру

Джавахарлал Неру и модернизация Индии

Неру целеустремленно и последовательно осуществлял свой социально-экономический курс на создание государственного сектора и кооперацию сельского хозяйства в Индом.

Под его руководством развернулась широкая индустриализация Индии, создавался мощный государственный сектор индийской экономики. Благодаря осуществлению политики импортозамещения в начале 60-х годов правительства Индии удалось в некоторой степени сократить удельный вес дефицита торгового баланса. Курс Неру на введение сельхозкооперации был магистральным путем проведения ускоренной модернизации сельского хозяйства и должен был обеспечить преодоление дуализма индийской экономики и успешное осуществление индустриализации Индии. Неру активно выступал за развитие общей обработки земли, но считал, что на данном историческом этапе коллективная обработка земли менее эффективна в производственном отношении.

Понимание Неру демократического социализма как синтезу политической и экономической демократий наложило непосредственный отпечаток на второй пятилетний план. В нем кооперативное сельское управление (политическая демократия), в сущности, приравнивалось к земледельческим кооперативам (экономическая демократия). Валютный кризис 1957 –1958 гг. не позволила Неру начать переход к ускоренной индустриализации – идее, которую он вынашивал в течение 30, - 40-ым гг.

Основная ошибка Неру была в том, что он проигнорировал необходимость размораживания золотого запаса, которое должно было резко повысить инфляционные ожидания и помешать возникновению валютного кризиса. Невзирая на взрыв рождаемости в начале 50-х годов и, как следствие, падения показателя национального дохода (НД), Неру удалось достичь долгосрочного прироста чистого национального продукта (ЧНП), – показателя, который более верно отображает уровень благосостояния людей в условиях дуальной экономики. Неру хотел создать общество, где народ будет выступать инициатором позитивных превращений, а не государство, которое в большинстве случаев является единственным организатором и проводником радикальных превращений.

Наиболее важны рычаги власти приводились в действие под воздействием индийского неотрадиционализма, который способствовал сочетанию принципов традиционной и харизматичной власти и ограничивал потенциальные возможности рационально легальной власти, которая была дискредитированной за годы колониализма. Потому парламентскую демократию (механизм действия политической демократии) Неру решил покорить интересам исполнительной власти, которая, согласно с традицией, была монополией Индийского национального конгресса (ИНК). Неру рассчитывал реализовать свою концепцию демократического социализма не столько путем парламентской демократии, которая для него превратилась в рычаг власти, сколько через развитие демократии на местном уровне. Таким образом, постепенно шел процесс укрепления центральной власти в большей мере, чем это предусматривалось Конституцией Индии. Основными рычагами усиления власти Неру были мажоритарная система и Высшее руководство (High Command).

Комплексный исторический подход к национализму позволил Неру в период пребывания при власти направлять регионализм руслом национализма, то есть совмещать процесс пробуждения национального самосознания у индийских этносов с высшей целью – развитием загальноиндийской национального самосознания, которое, в свою очередь, укреплялось принципами интернационализма. В исторической перспективе Неру отводил национализму достаточно высокое, почетное место, которое тот должен был занимать в процессе социализации международной структуры.

Влияние традиции на общественно-политические взгляды и политику Джавахарлала Неру

В подразделе изучается влияние цивилизационного подхода на внешнюю политику Неру и его социокультурных взглядов на внутреннюю политику правительства.

Неру отдавал преимущество стратегии неприсоединения, потому что, по его мнению, в динамическом ядре цивилизации каждого большого народа существуют “некоторые черты величия”, и потому кратчайшим путем до всестороннего прогресса Индии должно быть взаимное обогащение больших государств (цивилизаций) и Индии. Благодаря цивилизационному подходу Неру определил три приоритетных партнеров Индии на международной арене: Америка, Россия и Китай.

Таким образом, цивилизационный подход стал идейно-теоретическим обоснованием политики неприсоединения, и позволил Неру более четко увидеть как позитивные, так и негативные черты США и СССР, подталкивал его к привлечению лучшего опыта обоих сверх государств. Субъективное и в некоторой степени патетическое отношение Неру к культуре Китая вместе с его методологическими ошибками в исторических исследованиях привело к отрыву политической практики Неру от исторической традиции Китая. Наиболее ярко это оказалось в том, что Неру рассматривал Юго-восточную Азию (ПСА) как сферу цивилизационного влияния Индии и не учитывал традиционные геополитические интересы Китая в этом регионе. Вооруженное увлечение португальских колоний Диу, Гоа и Даману в 1961 г. было серьезным внешнеполитическим просчетом Неру, потому что, рядом с разными подходами Индии и КНР к решению проблемы Тибета, это стало одной из причин аннексии КНР части индийской территории в 1962 году.

Цивилизационный подход Неру сыграл определяющую роль в решении правительства Индии оставить связь с Содружеством наций. Кстати, исключительно личная позиция Неру обусловила последующее пребывание Индии в составе Содружества наций. Неру сознательно пытался изменить социокультурную традицию Индии, чтобы сделать ее традиционалистской, то есть, изменив сущность, предоставить ей гибкости и мягкости для взаимодействия с новациями. Неру внес изменения в два последних ведичних ашрами (ванапрастха и саньясин), обращение к которым явно не отвечало современному образу жизни и могло создать определенные социально психологические преграды на пути модернизации Индии. Следует отметить, что он открывал Индию не столько для европейцев, сколько для европеизированной индийской элиты, подобной ему, что была в значительной степени оторвана от своих корней.

Учитывая это, необходимо признать, что Неру не всегда точно интерпретировал социокультурную традицию с целью предоставления ей большей гибкости и способности приспосабливаться к потребностям индийского общества, которое модернизировалось. Он верно нашел единственную для Индии религиозную “сущность”, философскую основу – адвайта веданту – но не смог предоставить ей религиозной “формы”, потому что это нуждалось бы в разрыве с индийской социокультурной традицией, которая освящала плюрализм мыслей и непрерывное развитие путем трансформации, то есть изменения форм. Неру так и не удалось подключить к процессу модернизации Индии религиозную традицию, которая отличалась высокой функциональностью, гибкостью, способностью к саморазвитию. Неру смог усилить позиции государства в начальном и среднем образовании, что способствовало послаблению кастовой системы. Он активно содействовал развитию высшего технического образования и фундаментальных наук в Индии.