» » "Невежда": значение слова и толкование. Что такое невежда? Значение и примеры

"Невежда": значение слова и толкование. Что такое невежда? Значение и примеры

Мы редко задумываемся о том, как важно знать лексическое значение слов, чтоб не попасть впросак. Зачастую незнание и неправильно употребление тех или иных слов или их словоформ более всего показывает окружающим наше невежество .

В словарях нам дается такое описание данного термина – одно значение его звучит, как недостаточность тех или иных познаний, а другое – отсутствие вежливости, воспитания и хороших манер.

Невежа и невежда: разница.

Русский язык является одним из самых сложных для изучения не только иностранцами, но и носителями. Кроме множества склонений, спряжений, в языке есть ещё и ряд слов, которые усложняют задачу освоения языка даже для его носителей – омонимы, паронимы. Такими паронимами и являются слова невежа и невежда .

Эти слова являются яркими примерами паронимов, сходных по звуковому составу слов, но имеющих разное лексическое значение.

Принципами деления паронимов являются деление по морфемному составу и по лексико-семантическому.

По морфологическому составу есть паронимы:

  • суффиксальные, которые образованы разными суффиксами: зрительный и зрительский, изобретательный и изобретательский;
  • префиксальные, образованные при помощи приставок: предоставление и представление, поглотить и проглотить;
  • корневые, которые друг на друга похожи, но имеют разные значения. Сюда и относятся невежа и невежда .

И сегодня носители языка путаются, как правильно употребить слова невежа и невежда, разница между которыми не была заметна вплоть до середины XIX века, когда оба слова обозначали плохо воспитанного человека.

Ещё в «Словаре Академии Российской» (1814 года) было написано, что эти слова обозначают человека неученого, непросвещенного и не имеющего в поступках учтивости.

Невежа и невежда – слова различные по происхождению и стилевой принадлежности. имеет древнерусское происхождение от глагола «вежати» – знать, а невежда по аналогии с такими словами как одежда, рождать – из старославянского языка.

При развитии языка у слова «невежа» становится единственным такое значение, как «грубиян» и «неучтивый человек», вытесняя при этом значение «неуч, малообразованный человек», «не имеющий глубоких познаний в чем-то», которое и прикрепилось к слову «невежда».

Первым разделил лексическое значение этих слов В.И. Даль в своем Токовом словаре.

Расширение лексического запаса поможет знать, кто же на самом деле невоспитанный человек – невежа или невежда .

Русский язык считается одним их самых сложных в мире для изучения. Кроме того, что в русском используется не понятная многим иностранцам кириллица, присутствуют падежи и склонения, есть еще омонимы и паронимы, которые только усложняют задачу. Многие носители языка даже не задумываются, со сколькими трудностями русского они сталкиваются каждый день и даже не видят этого. Отсюда проистекает другая проблема - неверное использование некоторых слов и выражений. Например, многие путают слова «невежа» и «невежда». В чем разница между ними - мы и попробуем понять.

Что такое паронимы

Роль паронимов в русском языке велика, хотя на самом деле их не очень много - всего около тысячи пар. Замена одного слова другим нередко вызывает лексические ошибки, потому что, несмотря на схожесть написания и произношения, значение таких слов разное.

Как можно догадаться, «пароним» - это греческий термин, означающий в дословном переводе «рядом с именем». Паронимы - слова, близкие по написанию, звучанию и произношению, но различные по лексическому значению . Примеры паронимов:

  • Одеть и надеть;
  • Жалостливо и жалостно;
  • Безделица и бездельница;
  • Абонемент и абонент;
  • И др.

Классификация паронимов

Морфологического деления;

  • Лексико-семантического деления.
  • По морфологическому принципу выделяют паронимы:
  • Суффиксальные. Они образуются от различных суффиксов. Эта группа самая большая, в основном тут встречаются прилагательные. Пример: зрительский и зрительный;
  • Префиксальные. Образование происходит при помощи префиксов (приставок). Пример: предоставление и представление;
  • Корневые. Эти слова похожи друг на друга, но корни у них разные и значения не похожи. Именно к этой группе относится лексическая пара невежа и невежда.

По лексико-семантическому делению бывают следующие паронимы:

  • Корневые. Мало похожи корни, значение тоже, но случайное сходство есть (невежа и невежда, полис и полюс);
  • Аффиксальные. У таких слов корень один и тот же, но различие есть в аффиксах (в приставках и суффиксах). Например, масляный и маслянистый;
  • Этимологические. Здесь акцент сделан на этимологии слов. Встречаются слова со схожим когда-то значением, сформировавшиеся в родственных языках в условиях различных реалий. Например, ординарный и одинарный.

В чем разница между невежей и невеждой

Нужно отметить, что до XIX века эти слова означали то же самое: «человек без образования ». Первое разделение между ними провел известный русский ученый В. И. Даль.

В толковом словаре он написал, что невежда - это человек непросвещенный (от глагола «ведать»), хотя вполне может быть добрым и в меру умным, а невежа - человек невежливый и неучтивый .

От каждого из этих слов образуются другие. «Невежда » - невежественность, невежественный и так далее, а «невежа » - невежливость, невежливый.

Такие, более современные слова, мы используем в повседневной жизни практически каждый день. Уже канул в лету глагол «невежничать», означающий грубое поведение.

Примеры употребления слов «невежа» и «невежда»

Рассказывать о разнице двух слов можно долго, однако лучше это подкрепить примерами. Употребляются эти слова в повседневной жизни, в пословицах и поговорках, в художественной (классической и современной) литературе.

Про нерадивого ученика можно сказать: «Какой же ты невежда! », если он не знает очевидных вещей. А, например, про нежеланного гостя, который не реагирует на попытки хозяев выпроводить его, говорят, что он невежа.

Можно вспомнить русские пословицы, отражающие реалии жизни: книжники свое, а невежды свое ; невежа и Бога гневит . К сожалению, это не очень распространенные пословицы. Скорее всего, это можно объяснить тем, что большинство людей сами не понимают разницу в этих двух словах.

В русской классической литературе можно встретить много примеров употребления этих слов. Например, в произведениях, пожалуй, самого известного русского писателя А. С. Пушкина можно увидеть примеры с этими двумя словами. Другие писатели (И. Крылов, И. Тургенев, Ф. Достоевский и другие) тоже часто употребляли эти слова.

Как не ошибаться при использовании паронимов

Кроме классических ошибок при употреблении «невежа» и «невежда» есть еще паронимы, которые вызывают трудности.

  • Подпись и роспись;
  • Адресат и адресант;
  • Доверительный и доверчивый;
  • Командированный и командировочный и так далее.

Эти слова мы довольно часто употребляем каждый день. Чтобы не ошибаться в их использовании, нужно не быть невеждой и постоянно расширять свой кругозор. Как нельзя лучше для этого подходит чтение книг, ведь даже встретив незнакомое слово, можно будет по контексту догадаться о значении, а при его использовании будет включаться ассоциативный ряд.

Безусловно, существуют словари паронимов , причем сейчас они появились даже в Интернете. Но этот способ подойдет только тем, кто ищет конкретный случай употребления того или иного слова. Увы, в школах на изучение паронимов отводится очень мало времени, хотя в ЕГЭ по русскому языку есть вопросы о паронимах.

Паронимы - комплексная и довольно сложная тема. Казалось бы, носители русского языка должны интуитивно представлять, что означает то или иное слово. Однако, как показывает мы знаем, это случается не всегда. Например, есть такие слова как невежа и невежда. В чем разница между ними могут сказать не все. Паронимов в русском языке достаточно, и чтобы быть интересным и образованным человеком необходимо постоянно углублять свои знания.

Видео об отличиях между «невежей» и «невеждой»

В этом видео филолог Ольга Максимова расскажет, в чем же отличия между «невеждой» и «невежей», как объяснить это своими словами:

Урок по внеклассной деятельности во 2 классе

Тема урока «Понятие слов невежа и невежда»

Цель: продолжить работу над развитием устной речи. Строить сообщения в устной речи. Анализировать, делать выводы, сравнивать, высказывать свое мнение, аргументированно отвечать, доказывать своё мнение.

Оборудование: презентация учителя, карточки с басней А. И. Крылова «Свинья под дубом». Таблички: «Я знаю», «Я могу объяснить», «Я хочу знать»

Толковые словари на парту.

“Читайте больше!” - говорят вам взрослые. А почему они так говорят? Потому что люди давно заметили, что мало читающие пишут безграмотно.

Слайд 1

Посмотрите, чем отличаются слова «невежа» и «невежда» (Во втором слове появилась буква Д)

А кто может объяснить лексическое значение этих слов?

В литературном языке нужно четко разграничивать слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА по их значению и правильно употреблять их в речи.

Выберите табличку, которая поможет определить ваше состояние в начале урока.

Я хочу знать!

Я могу объяснить!

Я знаю!

Ребята, послушайте стихотворение А.Л.Барто «Невежа».

Дайте определение первому слову.

Слайд 2- 14

НЕВЕЖА - грубый, невоспитанный человек.

Однокоренные слова к нему: вежливость, невежливость, вежливо.

Вспомните литературных персонажей, о которых можно сказать, что он невежа.

Слайд 15

У вас на партах лежат карточки. Прочитайте басню.

СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ

Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

«Ведь это дереву вредит, -

Ей с Дубу Ворон говорит, -

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».

«Пусть сохнет, - говорит Свинья, -

Ничуть меня то не тревожит;

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,

Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».

«Неблагодарная! - промолвил Дуб ей тут, -

Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было

Что эти желуди на мне растут».

Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Один из учеников читает выразительно басню.

Учитель:

Как описывает Крылов свинью?

Ученики:

Прожорливая, противная, глупая…

Учитель:

Какие слова использованы для ее описания?

Ученики:

Невежда.

Учитель:

Почему она названа «невеждой»? Давайте обратимся к толковому словарю.

«Невежда» - малообразованный человек, неуч.

НЕВЕЖДА - это неуч, необразованный человек. Это слово входит в состав однокоренных слов: невежество, невежественность, невежественный.

Вспомните литературных персонажей, о которых можно сказать, что он невежда. Приведите примеры.

Слайд 16

Посмотрите на таблички, которые помогали определить ваше состояние в начале урока. Кто теперь может выбрать другую табличку? Докажите.

Итог занятия. Можно ли сказать о сходстве или этих слов? В чем их сходство? В чем различие?

Информация для учителя

Невежа-невежда. Эти слова имели одно значение. Они были однокоренными со словом ведать, т. е. знать. Интересно, что этот корень есть и в слове ведьма: она все знает.

Человек, который мало знал, назывался невежа, а по-старославянски - невежда. В современном русском языке значения этих слов разошлись: невежа-тот, кто мало знает и не хочет знать больше. Невежа- это невежливый, невоспитанный человек. А слово ведьма в сов. рус. яз. потеряло связь со словами невежа и невежда.

Не так уж редок случай, когда невежа и невежда употребляются как синонимы. Но, к сожалению, это ошибка. Как и почему так вышло? Мы поговорим об этом сегодн...

"Невежда": значение слова и толкование

От Masterweb

17.05.2018 00:00

Не так уж редок случай, когда невежа и невежда употребляются как синонимы. Но, к сожалению, это ошибка. Как и почему так вышло? Мы поговорим об этом сегодня. Сравним значение слова «невежда» с тем, которое просто похоже на него.

Значение

Так как у нас нет даже представления о том, как отличается одно слово от другого, то начнем не типично, то есть сразу с обращения к словарю. Будьте внимательны и вчитайтесь в те формулировки, которые последуют ниже:

  1. Невежда – это «малообразованный человек, а также человек, несведущий в какой-нибудь области».
  2. Невежа – это «грубый, невоспитанный человек».

Для тех, кому маловато ссылки на значение слова «невежда» в толковом словаре, поясняем: когда человек удостаивается звания «невежа», то люди указывают ему на отсутствие у него манер. То есть он не умеет себя вести в приличном обществе: локти кладет на стол, ест руками и не пользуется столовыми приборами.

А невежда – это тот, кто не знает, что Земля все-таки вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Сейчас невеждой можно признать того, кто не овладел компьютером и интернетом, потому что они стали неотъемлемой частью человеческой жизни. Таким образом, у невежды (значение слова было чуть выше) гораздо больше примеров для иллюстрации, кроме того, человека-невежду труднее выделить на общем фоне. Мало ли кто и в чем не разбирается, это ведь не всегда очевидно, правда ведь?

Огрехи воспитания можно исправить


А что лучше быть невеждой или невежей? Этот вопрос, как вы понимаете, ответа не имеет, но невежество в бытовом, воспитательном смысле вполне искоренимо, а вот невежество в смысле недостаточности знаний, наверное, нет. Почему? Это довольно просто. Нам нужно только сравнить значение слов «невежда» и «невежа».

Научиться вести себя в обществе вполне возможно. Достаточно вспомнить пьесу «Пигмалион» Бернарда Шоу.


Напоминаем, что в ней цветочница достаточно легко овладела премудростями светских условностей и, мало того, научилась правильно изысканно говорить. Так что невежество – это дело техники. Интересно еще и одно - внутренне девушка изменилась под давлением внешнего? Наверное, да. Все-таки даже если играть роль, можно что-то у нее перенять. По крайней мере, так говорят иногда прославленные актеры, что такой-то персонаж их чему-то научил.

Невежество как постоянный стимул и спутник

Теперь хотелось бы снова обсудить значение слова «невежда», оно более возвышенное, потому что касается не манер и воспитания, а образования. И здесь нужно сказать, что невежество неизбежно. Мир огромен, поэтому вряд ли кому-то под силу объединить все знания. Как ни печально, время энциклопедистов прошло. Области специального знания разрослись до невероятных размеров. Но горевать не время, напротив, нужно радоваться и постоянно самосовершенствоваться как минимум в своей области.

Нев е жа. Грубый, невоспитанный человек. Большой невежа .

Нев е жда. Необразованный, несведущий человек. Невежда в литературе .

Неизмеримый несоизмеримый

Неизмер и мый. Очень большой, значительный по величине, размеру, силе и т. п. Неизмеримые глубины .

Несоизмер и мый. Такой, который не может быть измерен мерой чего-либо другого, не имеющий общей меры с чем-либо другим. Несоизмеримые величины .

Неприглядный непроглядный

Непригл я дный. 1. Непривлекательный на вид; невзрачный. Неприглядная внешность . 2. Не вызывающий одобрения, неблаговидный. Неприглядное прошлое .

Непрогл я дный. Такой темный или густой, плотный, что ничего нельзя разглядеть; беспроглядный. Непроглядная темень .

Нестерпимый нетерпимый

Нестерп и мый. Такой, который трудно, невозможно стерпеть, перенести, невыносимый; очень сильный по степени своего проявления. Нестерпимая мука .

Нетерп и мый. 1. Такой, который нельзя терпеть, с которым нельзя мириться, недопустимый. Нетерпимое положение . 2. обычно в сост. сказ. Такой, который по складу своего характера лишен терпимости, не может мириться с кем-, чем-либо; не считающийся с чужим мнением. Нетерпимый человек .

Обидный обидчивый

Об и дный. 1. Причиняющий обиду, оскорбительный. Обидное замечание . 2. Досадный, неприятный. Обидная ошибка .

Об и дчивый. Легко обижающийся, склонный видеть обиду, оскорбление там, где их нет. Обидчивый ребенок .

Обосновать основать

Обоснов а ть (обосн о вывать ). Подкрепить доказательствами, привести убедительные доводы в пользу чего-либо. Обосновать предложение .

Основ а ть (осн о вывать). 1. Положить начало чему-либо, создать, образовать. Основать город . 2. Подкрепить доказательствами, обосновать. Основанный на фактах .

Обсудить осудить

Обсуд и ть (обсужд а ть). Всесторонне рассмотреть, обдумать, оценить, делясь своими мнениями, соображениями по поводу чего-либо или чьего-либо поведения, поступка. Обсудить новость .

Осуд и ть (осужд а ть). 1. Признав виновным, вынести приговор. Осудить преступника . 2. Признать дурным, неприличным, выразить неодобрение, порицание. Осудить поступок .

Освоить усвоить

Осв о ить (осв а ивать ). 1. Научиться пользоваться чем-либо, употреблять что-либо, овладеть чем-либо. Освоить профессию . 2. В процессе изучения чего-либо, знакомства с чем-либо приобрести какие-либо знания, постичь что-либо; усвоить. Освоить прочитанное .

Усв о ить (усв а ивать ). 1. Сделать своим, присущим себе, привычным для себя что-либо новое, постороннее, чужое. Усвоить дурную привычку . 2. Поняв как следует, разобравшись в чем-либо, запомнить, выучить. Усвоить правила . 3. Поглощая, всасывая, переработать в себе (об организме, желудке и т. п.). Усвоить пищу .

Опасливый – опасный

Оп а сливый. Действующий, поступающий осторожно из боязни, опасения чего-либо: выражающий опасение, боязнь, настороженный, недоверчивый. Опасливый взгляд .

Оп а сный. 1. Грозящий опасностью, сопряженный с опасностью, риском. Опасная дорога . 2. Способный причинить кому-, чему-либо какое-либо зло, вред, ущерб, вызвать дурные последствия. Опасный враг .

Опечатка отпечатка

Опеч а тка. Ошибка в тексте, допущенная при наборе, печатании. Грубая опечатка .

Отпеч а тка. 1. Изготовление типографским способом. Отпечатка первого тома . 2. Снятие печати, открытие чего-либо запечатанного. Отпечатка помещения .

Особенный особый

Ос о бенный. 1. Не похожий на других, не такой, как все; необычный. Особенный голос . 2. Более значительный, сильный, чем всегда, чем обычно. Особенный трепет . 3. устар . Отдельный, особый. Особенный стол .

Ос о бый. 1. Не похожий на других, не такой, как все; необычный, особенный. Особое мнение . 2. Большой, значительный. Встретить без особого удивления . 3. Отдельный, не общий. Особый прибор .

Отборный отборочный

Отб о рный. 1. Отобранный из числа других как лучший по качеству, первосортный, отличный. Отборное зерно . 2. разг . Непристойный, неприличный (о бранных словах, выражениях). Отборная ругань .

Отб о рочный. Предназначенный, служащий для отбора кого-, чего-либо. Отборочные соревнования .

Понятливый понятный

Пон я тливый. Быстро и легко понимающий и усваивающий что-либо. Понятливый ребенок .

Пон я тный. 1. Доступный пониманию; ясный, вразумительный. Понятное объяснение . 2. Имеющий основание, оправданный, объяснимый. Понятное возмущение .

Поступок проступок

Пост у пок. Действие, совершенное кем-либо. Странный поступок .

Прост у пок. Поступок, нарушающий обычный, признанный обязательным порядок, какие-либо нормы, правила поведения; провинность. Предостеречь от проступка .

Поэтический поэтичный

Поэт и ческий. 1. Относящийся к поэзии как словесному художественному творчеству. Поэтический жанр . 2. Связанный с творением поэзии, со способностью к поэзии. Поэтические задатки . 3. Проникнутый поэзией (о чем-либо прекрасном), возвышенный, полный очарования и задушевности. Поэтическое видение мира . 4. Обладающий повышенной эмоциональностью, большой чувствительностью. Поэтическая душа .

Поэт и чный. 1. Проникнутый поэзией (о чем-либо прекрасном), возвышенный, полный очарования и задушевности. Поэтичное письмо . 2. Обладающий повышенной эмоциональностью, большой чувствительностью. Поэтичная натура .