» » Новгородское княжество: форма правления, религия, культура. Школьная энциклопедия Новгородская земля в 12 13 культура

Новгородское княжество: форма правления, религия, культура. Школьная энциклопедия Новгородская земля в 12 13 культура

Уфимский государстенный авиационный
технический университет
Кафедра истории Отечества и культурологии

Культура Новгородского княжества.

Студент ИНЭКа
Группа НИН-127
Кириллова Е.С.
Научный руководитель
Феклина О.Б.

Г.Уфа 2013

Введение…………….………………………………………. .............................. .стр.3

Архитектура……….……………………………………… …………….………………………...стр.4
Книжность,образование, грамотность…………………………………………….. …….стр.10
Военная слава Новгорода……………………………………… ……………………………..стр.15

Заключение…………………………………………………… ……………………………стр.18

Введение.
Цель:
Целью реферата является изучение культуры Новгородского княжества.

Задачи:
В данной работе рассмотрена архитектура Новгорода.Это Софийский собор построенный в 1045-1050 годах., Георгиевский собор Юрьева монастыря, Церковь Успения на Волотовом поле и другие. Так же рассмотрена экономическая, духовная и культурная жизнь новгородцев.

В период раздробленности на Северо-Западе Руси появилось самостоятельное государственное образование – Новгородское княжество. Отличалось это княжество от прочих весьма оригинальным политическим устройством: верховная власть принадлежала не князю, а вечу, поэтому правомерно называть Новгород республикой, характером экономики: здесь в наивысшей для Руси того времени степени были развиты ремесло и торговля, и оригинальной культурой. Изучение этих особенностей позволяет объяснить многие проблемы современности
Но поскольку можно выделить три особенности Новгородской республики, то и изложение сведений о Новгороде в основной части реферата разделяется на три части: государственное устройство, экономика и культура. Пункт о географическом положении и предварительные исторические сведения во введении нужны для того, чтобы показать, на каком пространстве и в какое время существовала Новгородская республика.

Новгород давно стал в нашей историографии одним из популярнейших объектов исторического исследования и продолжает оставаться таким до настоящего времени. Это вполне оправдано общим выдающимся значением его в нашей истории и частными обстоятельствами его исторической, судьбы.

Новгород - один из древнейших русских городов, дата основания которого не зарегистрирована достоверными письменными источниками: они застали город уже существующим. Именно к таким городам, за отсутствием точных о них сведений, пытливая мысль древних летописцев привязывала странствующие международные легенды. Лопата современных археологов должна искать их «дна» на колоссальной глубине культурного слоя, порядка нескольких метров толщины.

Новгород - спутник и свидетель всей нашей истории. Наряду с Киевом, он был центром самостоятельного дофеодального государственного образования на территории Руси. Войдя в Киевское государство, он совершал общий с другими русскими городами путь исторического развития. В период XIII-XIVвв., когда нормальное развитие этих городов было нарушено татарским нашествием, Новгород его продолжал и для известного времени является для нас показателем направления и хода развития русской культуры.

Искусство Новгородской республики занимало одно из самых видных мест в культуре средневековой Европы. Великорусское искусство в значительной степени сформировалась в Новгородской земле. Новгородская республика на протяжении длительного времени была сокровищницей и хранительницей исконной, самобытной великорусской культуры. «В истории русского искусства средних веков (XIII–XV) Новгороду принадлежит первое место. Здесь сформировался и в наибольшей чистоте сохранился великорусский тип, вдали от татарской неволи и крепостного рабства. Здесь и сейчас фольклористы находят лучшие песни и былины, старинные костюмы и интереснейшие памятники деревянного зодчества» {170} .
Своей оригинальностью новгородская культура отличалась от культур и Запада, и Востока. «Для всего мира Новгород - это блистательный центр мировой культуры, не менее важный, чем многие города Италии. Это один из центров Проторенессанса, центр прославленной живописи и архитектуры. Его значение в том, что он оберегал Русь не только в военном отношении, но еще в большей мере в отношении культурном: от растворения в культурах Востока и Запада» {171} . Самобытность выделяла новгородскую культуру и среди культур других русских земель.
С начала XIV века разгорается борьба за первенство на Руси между Тверью и Москвой. «Новгород долго пытался отстаивать свою независимость от великокняжеской власти, используя соперничество Твери и Москвы. Именно поэтому в зодчестве, как и в живописи, Новгород продолжал идти своим путем, не только развивая старые художественные традиции, но и подчеркнуто противопоставляя свое искусство тем новым художественным движениям, которые возникали в искусстве Твери и Москвы» {172} .
* * *
Новгородцы были тонкими ценителями искусства. Их летописи, в отличие от других отечественных и зарубежных хроник, изобилуют сведениями обо всех хоть сколько-нибудь значимых событиях культурной жизни Великого Новгорода. «Я не допущу преувеличения, - писал Д. С. Лихачев, - если скажу, что основным героем литературных произведений Новгорода были памятники зодчества и живописи. Редкое крупное здание в Новгороде не имело легенды о своем возникновении, не имело своей истории, зафиксированных в летописи сведений о себе. А с другой стороны, редкое произведение новгородской литературы не было связано с теми или иными памятниками» {173} .
«Если мы внимательно присмотримся к новгородской письменности, то увидим, что вся она пронизана интересом к искусству… Ни в одной из литератур других русских областей писатели не выказывают себя такими знатоками строительного искусства, техники живописи» {174} .
В новгородской литературе существовал жанр, посвященный описанию далеких стран. Авторы так называемых «хождений» всегда подробно рассказывали о культурных достижениях других народов. В своих произведениях новгородцы-путешественники значительное место уделяли детальному описанию заграничных памятников искусства. При этом они проявляли удивительное художественное чутье и профессиональное знание мастеров.
«Историки литературы многократно отмечали в литературе Новгорода ее простоту, деловитость, отсутствие украшенности, любовь к бытовому просторечию, трезвый практический ум и здравость понятий. И действительно, сравнительно с литературами других областей литература Новгорода одна из самых простых, как просты и естественны памятники новгородского зодчества. Однако за этой внешней непритязательностью кроется настоящее чувство художников, ценителей искусства, умельцев и знатоков своего дела. Это была деловитость художников, делателей, зодчих, иконописцев, ремесленников, для которых искусство было делом жизни. В их подходе к памятникам искусства чувствуется профессиональная заинтересованность и настоящее их понимание

Литература.

1. Ключевский В.О. Собрание сочинений. Курс русской истории.”Мысль”. 1987. С. 74.
2.Вернадский.Россия в средние века.(с.37)
3. Василий Федорович Андреев 1983. Очерки истории средневекового Новгорода. Северный страж Руси.
4,http://fictionbook.ru/ author/mizun_yuriyi_ gavrilovich/haniy_i_knyazya_ zolotaya_orda_i_russkie_ knyajestva/read_online.html? page=3
5. http://www.spsl.nsc.ru/ history/descr/kn02.htm
6. http://www.bibliotekar.ru/ rusNovgStrazh/8.htm
7. Арциховский А. В. Археологичес кое изучение Новгорода // Труды Новгородской археологической экспедиции. М., 1956. Т. 1.
8. Гордиенко Э. А. Новгород в XVI веке и его духовная жизнь. СПб., 2001.

АРХИТЕКТУРА.
Издревле новгородцы по всей Руси славились как самые искусные плотники. Новгородские мастера создали немало архитектурных шедевров из дерева. Одними из первых на Руси новгородцы освоили и строительство из камня.История города начинается в 9 веке со строительства деревянной крепости-кремля, ставшей впоследствии сердцем Новгородского княжества. В первоначальном деревянном варианте крепость была круглой и раза в два меньше той, которую можно увидеть сейчас. Уже в 1044 году стены кремля стали постепенно заменять на каменные, но это строительство растянулось почти на 4 века. Только в 20-х годах 15 века Новгородский Кремль-Детинец стал окончательно каменным. Это старейший из всех кремлей на территории России, сохранившийся до наших времен. Внутри него расположились Владычная палата и двор, резиденция архиепископа и храмы. Владычная или как ее еще называют Грановитая палата – единственное строение 15 века в России, которое относится к готическому стилю. Владычный двор – старейшая часть Кремля. Первоначально деревянный, он был обнесен камнем в 12 веке и являл собой своеобразную крепость внутри крепости.
Новгородская София, подобно киевскому прототипу, была парадным сооружением, резко выделявшимся среди окружавших ее деревянных жилищ горожан. Подчеркнутая монументальность княжеских парадных построек характерна для искусства феодального общества. В этом отношении чрезвычайно выразительна также организация внутреннего пространства храма, резко расчлененного на две части - нижнюю полутемную, как бы подавленную низкими сводами хор, доступную для всех горожан, и верхнюю - залитые светом роскошные полати (хоры), предназначенные только для князя, его семьи и ближайшего круга придворных, входивших на полати через лестничную башню.

Несмотря на близость к киевскому собору, новгородская София существенно отличается от него не только в конструктивных особенностях, но и в своеобразии художественного замысла: она проще, лаконичнее и строже. Проще решена вся композиция масс здания. Сложное завершение киевского собора тринадцатью главами заменено более строгим пятиглавием. Архитектурные формы новгородской Софии монолитнее и несколько статичнее, чем расчлененные динамичные массы Софии киевской, с пирамидальным нарастанием устремленной ввысь архитектурной композиции.

Различен и характер интерьеров обоих соборов: в новгородской Софии намечается некоторый отход от сложного "живописного пространства" Софии киевской. В новгородском соборе больше простоты и больше расчлененности, разобщенности пространственных ячеек здания, значительно строже декор. Отказ от мрамора и шифера, мозаики в пользу фресок делает интерьер новгородской Софии более суровым.

В начале XII века Новгород становится вечевой республикой. Боярство завладевает государственным аппаратом, оттесняя князя на роль наемного военачальника города. Князья переселяются в Городище, возле которого возникает княжеский Юрьев монастырь, а чуть позже - Спасо-Нередицкий.

В течение двенадцатого века князья делают ряд попыток противопоставить потерянной для них Софии новые сооружения. Еще в 1103 году князь Мстислав заложил на Городище церковь Благовещения; часть стен была обнаружена в 1966-1969 гг. раскопками. Судя по остаткам, этот древнейший после Софии храм представлял собой большую парадную постройку. В 1113 г. выстроен пятиглавый храм Николы на Ярославовом дворище, который был княжеским дворцовым храмом. По типу и художественным особенностям Николо-Дворищенский собор является большим городским соборным храмом, что, по-видимому, вызвано нарочитым противопоставлением нового княжеского храма храму Софии.

Георгиевский собор Юрьева монастыря, выстроенный в 1119 году князем Всеволодом, по размерам и строительному мастерству занимает в новгородском зодчестве первое место после Софии. Новгородский князь стремился построить здание, которое могло бы если не затмить собор Софии, то хотя бы конкурировать с ним. Поздняя новгородская летопись сохранила имя русского зодчего, выстроившего собор - "мастер Петр". Георгиевский собор, как и собор Николы на Дворище сохраняет образ большого парадного здания. К его северо-западному углу мастер приставил высокую прямоугольную башню с расположенной внутри лестницей, ведущей на полати собора. Выдающийся русский зодчий достиг в этой постройке исключительной выразительности, доведя до предела лаконичность форм, строгость пропорций и ясность конструктивного замысла. Все это придавало собору характер монолитного целого.

В чрезвычайно напряженной политической обстановке строятся два последних княжеских храма -церковь Ивана на Опоках в 1127 году и церковь Успения на Торгу в 1135 году (заложены князем Всеволодом незадолго до изгнания его из Новгорода). В основе обоих построек - упрощенный план Николо-Дворищенского собора: нет башен, вход на хоры устроен в виде узкой щели в толще западной стены.

После 1135 года крайне неуютно чувствовавшие себя в городе князья не выстроили ни одного здания. Нередко сбегавшие с "новгородского стола", а еще чаще изгоняемые вечевым решением, они не решались на крупное строительство, требовавшее времени и средств.

Только в обстановке вот таких новых политических условий может быть понят последний памятник княжеского строительства в Новгороде - церковь Спаса Нередицы, заложенная в 1198 году князем Ярославом Владимировичем подле новой княжеской резиденции на Городище.

Это кубического типа постройка, почти квадратная в плане, с четырьмя столбами внутри, несущими единственный купол. Узкий щелевидный вход на хор в западной стене. Отнюдь не блещет красотой пропорций - стены ее непомерно толсты, кладка грубовата, хотя еще повторяет старую систему "полосатой" кладки. Кривизна линий, неровность плоскостей, скошенность углов придают этой постройке особую пластичность, отличающую новгородское и псковское зодчество от памятников владимиро-суздальской архитектуры и зодчества ранней Москвы, унаследовавшей владимиро-суздальские традиции.

Во второй половине двенадцатого века в Новгороде складывается новый тип храма. Вместо грандиозных, но немногочисленных сооружений появляются здания небольшие и простые, но строящиеся в большом количестве.

Решительно меняется характер интерьера. Пышные открытые полати - хоры - заменяются закрытыми со всех сторон угловыми камерами на сводах, соединенными между собой небольшим деревянным помостом.

Снаружи масса храма также становится монолитнее и проще. Башни для входа на хоры заменяются узким щелевидным ходом в толще западной стены. Парадная многокупольность, столь характерная для более раннего зодчества с конца двенадцатого века исчезает совершенно. Фасады становятся лаконичнее.

Первая дошедшая до нас постройка нового типа - церковь Благовещения у деревни Арканжи под Новгородом, построенная в 1179 году. Это квадратный четырехстолпный однокупольный храм с тремя полуциркульными апсидами на восточной стороне.

Церковь Петра и Павла на Синичьей горе, выстроенная в 1185-1192 гг., полностью совпадая с выше охарактеризованным типом, имеет одну примечательную особенность: она выстроена из одного кирпича, без рядов камня, причем, лежащие в плоскости фасадов ряды кирпича чередуются с рядами, утопленными в растворе, поверхность которого гладко затерта. Эта особенность характерна для полоцкого зодчества двенадцатого века и объясняется, по-видимому, прямым влиянием полоцкой традиции.

Не стоит забывать и церковь Кирилла в Кирилловском монастыре, полностью разрушенную в годы Второй мировой войны, выстроенную братьями Константином и Дмитром в 1196 году. Летопись сохранила имя зодчего - мастера Корова Яковлевича с Лубяной улицы. Само здание представляет собой ближайшую аналогию церкви Спаса Нередицы.

В церкви Параскевы Пятницы на Торгу, построенной в 1207 году появляются некоторые типовые изменения. К средней полукруглой апсиде примыкали с двух сторон апсиды, имевшие полукруглую форму лишь внутри. Снаружи они были прямоугольные. С трех сторон к основному кубу здания примыкали пониженные притворы, углы которых, как и углы основного куба, были декорированы уступчатыми (пучковыми) лопатками, также необычными для Новгорода. Фасады основного куба имели трехлопастные завершения, соответственно которым делались и покрытия храма. Эту особенность интересно сравнить с аналогичными чертами отлично сохранившегося памятника смоленского зодчества этого периода - церкви Михаила Архангела (1194г.). Здесь чувствуется прямое влияние традиций зодчества Смоленска.

В XIII веке появляется новая техника кладки: из грубоотесанной волховской плиты на растворе из извести с песком. В кладке столбов и сводов применялся кирпич в форме продолговатых брусков крупного размера. Эта кладка типична для Новгорода XIIIXV веков. Подобная техника придает поверхности чрезвычайно неровный вид и скульптурную пластичность.

Такова церковь Спаса на Ковалеве (1345г.) Она имеет еще позакомарное покрытие (чуть позднее оно будет пощипцовое), однако, при отсутствии трех лопаток на фасадах, с одной апсидой и тремя притворами.

Церковь Успения на Волотовом поле (1352г.). Одноглавый кубический четырехстолпный храм. Но подкупольные столбы придвинуты к стенам. Нижние части столбов округлы. Последний прием, впервые примененный в русском зодчестве в Волотовской церкви, впоследствии стал характерной чертой новгородского и псковского зодчества XIVXV веков.
Последующие исторические периоды не привнесли столь значимых архитектурных объектов в облик города, как период его основания и господства. Город уже не играл такой большой роли в жизни страны, и ему не уделялось должного внимания. Внимание правителей было приковано теперь к Москве, а в последствие и к Санкт-Петербургу, Новгород же превратился из центра политической жизни в среднестатистический российский город-крепость. Усугубило ситуацию и то, что он неоднократно подвергался нападениями и разрушениям.
Несмотря на то, что он являлся центром Новгородской губернии, в архитектурном плане город продолжал деградировать, как в дореволюционный, так и в советский период. После очередных разрушений периода Великой Отечественной войны город был практически отстроен заново. Что удивительно, несмотря на большие испытания, выпавшие на долю этого великого русского города, большая часть памятников архитектуры сохранилась и дошла до нас практически в первозданном виде.

КНИЖНОСТЬ

Эпос

Российская империя во главе с немецкой династией и в значительной степени инородческой аристократией окончательно сформировалась в XVIII веке. С середины этого столетия исследователи начали проявлять интерес к истории, как сейчас говорят, государственно-образующей нации, то есть русских. Интересующий историков материал, кроме летописей, содержался в народных сказаниях - былинах. Но вот незадача, к этому времени в исконно великорусских землях народ под гнетом насаждаемой сверху западноевропейской культуры почти совсем забыл свое эпическое наследие. Выручил север и восток Новгородской земли. «Помимо большой роли участия в создании русского национального эпоса, Новгород сыграл неоценимую роль в деле его сохранения. Общеизвестен факт преимущественного сохранения русского эпоса на севере. С севером оказалась связана историческая жизнь огромного большинства, если не сказать всех, эпических произведений, созданных в разных областях Русской земли» {182} .
Исследователи, начиная с XVIII века и кончая сегодняшним днем, собирают и записывают древние русские былины в Олонецкой, Поморской, Печорской и Урало-Сибирских областях бывшей Новгородской республики. Здесь, а не в центре Новгородской земли, исторический русский эпос сохранился в наиболее целостном виде. В самом Новгороде из-за предпринятых Московским правительством мер коренных новгородцев почти совсем не осталось уже в конце XVI века. Поэтому сохранению исторической памяти русской нации Великий Новгород послужил еще раз уже своими отдаленными областями, где имперскому правительству окончательно выкорчевать древнюю русскую культуру так и не удалось.

Образование

Князь Ярослав Мудрый открыл в Великом Новгороде первое на Руси училище. Триста юношей приобретали в нем знания, необходимые для деятельности на различных церковных и гражданских должностях.
Н. И. Костомаров писал, что жители Новгородской земли в Средние века были более образованными, чем население Восточной Руси. Школы, где детей учили грамоте и письму, существовали не только в городах Новгородской республики, но и в селах.
Наши предки всегда заимствовали лучшие достижения Запада и Востока. Если где-то можно было почерпнуть необходимые знания, они их получали. Еще задолго до Петра I русские молодые люди приобретали образование в лучших европейских университетах. Так, в XV веке новгородские юноши обычно учились в университете города Ростока, а университет в Болонье даже возглавлял ректор, русский по национальности.

Грамотность

Очень ценный материал для историков содержат берестяные грамоты, которые, начиная с половины прошлого столетия, археологи в изобилии находят при раскопках в Новгороде. Самые ранние грамоты датируются XI веком, самые поздние - XV веком.
«Большинство грамот - пишет А. В. Арциховский, - частные письма, самое существование которых в средневековой России было до раскопок неизвестно. Затрагиваются всевозможные бытовые и деловые вопросы. Многие грамоты были хозяйственными документами. Встречаются также жалобы, адресованные правительству. Имеются школьные записи, шуточные тексты и другое.
До раскопок многие ученые считали, что в средневековой России грамотные люди принадлежали преимущественно к духовенству. Раскопки это окончательно опровергли еще до открытия берестяных грамот. Многие найденные в Новгороде предметы (бочки, сосуды, рыболовные грузила, поплавки, стрелы, банные шайки и т. д.) помечены именами или инициалами владельцев. Это значит, что грамотны были не только эти владельцы, но и их соседи, для которых пометки предназначались.
Берестяные грамоты тоже говорят о широком распространении грамотности. Почти все их авторы и адресаты - люди светские, притом не только богатые, но и бедные, не только мужчины, но и женщины. Попов среди них совсем мало. И в ряде случаев можно доказать, что авторы писали свои грамоты собственноручно. Гипотеза о применении наемных писцов опровергается содержанием и выражениями многих грамот» {183} . Таким образом, можно смело утверждать, что новгородское общество было обществом всеобщей грамотности.
А как обстояло дело с грамотностью населения в Москве, завоевавшей Новгород? Там грамотными были только духовенство и высший слой общества. В Российской империи даже к началу XX столетия почти 70 % населения оставалось неграмотным. Но и эта цифра демонстрирует огромный успех образовательной политики послереформенной России. По данным за 1863 год, в Псковской губернии, наиболее близкой к Новгороду, среди мужского крестьянского населения грамотных было в это время лишь 1,3 %, а среди женского менее 0,2 %. 1 грамотный крестьянин приходился на 4 деревни, а одна грамотная женщина на 29 деревень {184} .
Немецким правителям Российской империи грамотный русский мужик был не нужен.

Язык

Новгородский этнос не только являлся генетически более древним, чем великоросский, малоросский и белоросский, но также сохранял в относительной чистоте древнерусский язык.
«Книжность Новгорода, - подчеркивал Д. С. Лихачев, - отличает единая, общая ей черта: близость письменного языка к разговорному. Это свидетельствует о большом пути культурного развития, пройденном русским языком в Новгороде в предшествующие эпохи. Благодаря этому, несмотря на обилие нахлынувших в Новгород после его крещения произведений церковно-славянской письменности, русский литературный язык Новгорода остался чист от церковно-славянизмов и сохранил все свои русские особенности» {185} .

Литература

Все древнейшие памятники русской письменности связаны с именем Великого Новгорода. «Древнейшая русская рукопись с датой, „Остромирово Евангелие“, была написана в 1057 году по приказанию новгородского посадника Остромира. Древнейшая русская грамота, дошедшая до нашего времени в подлиннике, тоже новгородского происхождения. Это грамота князя Мстислава Владимировича, данная им Юрьеву монастырю под Новгородом около 1130 года. Новгородское происхождение имеет и древнейший частный акт - вкладная Варлаама Хутынского конца XII века. Новгородского же происхождения и древнейшее завещание - духовная Климента XIII века. Велики заслуги Новгорода в деле сохранения памятников русского летописания. Два древнейших списка русской летописи написаны в Новгороде» {186} .
Новгородское письменное наследие - связующее звено между древнерусской и византийской литературами.
«Великий Новгород сохранил и передал по наследству будущим поколениям и переводную церковную и гражданскую литературу, заимствованную из Византии. Значение этой литературы не вполне еще осознано, к ней нередко относятся с пренебрежением, как к переводным, а не оригинальным произведениям письменности. Между тем греческие произведения, переведенные на русский язык в Древней Руси, иногда имеют самостоятельное значение. Их греческие подлинники порой утеряны. В других случаях русские тексты сохранили более древнюю редакцию греческих сочинений. Не исключена возможность, что переводы делались с более ранних редакций и более ранних рукописей, чем известные нам греческие рукописи» {187} .
Новгородская книжность обладала колоссальным духовно-культурным потенциалом. Даже в эпоху уничтожения республики она «нашла в себе достаточные силы выполнить литературные предприятия огромного масштаба, составившие два монументальных памятника общерусской средневековой культуры, - это, во-первых, предпринятый и осуществленный в самом конце XV века Геннадиевский библейский свод - первое на Руси и во всем славянском мире полное собрание библейских книг в славянском переводе, во-вторых, осуществленные в половине XVI века так называемые Макарьевские Великие Четьи Минеи - грандиозный свод агиографической, повествовательной и поучительной литературы» {188} .
По сути, в период Средневековья во всем славянском мире только Великий Новгород обладал необходимыми силами, чтобы осуществить столь великий литературный подвиг. Значимость этого подвига неоценима для всей русской и общеславянской культуры.

Книжные собрания

«Собирание и хранение рукописей производилось при „Доме святой Софии“, так назывался в Новгороде весь политический и хозяйственный комплекс, подчиненный новгородскому архиепископу. Переписка книг при дворе новгородского владыки была поставлена на широкую ногу, на это не жалели средств и труда. Собирали рукописи также монастыри и церкви, князь и бояре» {189} .
Новгород был ведущим центром древнерусской книжности. По подсчетам исследователей из всего фонда сохранившихся древнерусских книг XI–XIV веков новгородские памятники письменности составляют не менее половины. Иногда этот факт пытаются объяснить тем, что Новгород якобы обходили стороной катаклизмы, гибельные для культуры. Однако, «известно, что Новгород не представлял полного исключения из прочей Руси в отношении сохранности его письменных памятников. Они гибли здесь так же, как и везде в древней Руси, от общего бича - пожаров, гибли от местного бедствия - наводнений» {190} .
Многочисленные новгородские монастыри обладали большими книжными собраниями. А Софийская библиотека была одной из самых древних, знаменитых и обширных хранилищ книжных сокровищ Руси.
«Крупнейший русский культурный центр в период своего расцвета, Новгород еще в XVII веке оставался самым большим средоточием книжных богатств. Когда во второй половине XVII века понадобилось собрать в Московский Печатный двор книги старого исправленного письма, запросы на них, в первую очередь, были направлены в Новгород и Псков» {191} .
* * *
Совокупность достижений в области культуры, искусства, общественно-государственного устройства и духовной жизни дает возможность говорить о том, что новгородцы создали одну из самых высокоразвитых цивилизаций своего времени. С точки зрения общерусской цивилизации ее можно назвать новгородской подцивилизацией русской нации.
Надо отметить, что пик новгородской подцивилизации пришелся на тот период русской истории, когда Киевская Русь с ее подцивилизацией русской нации уже перестала существовать, а московская подцивилизация русской нации находилась в стадии формирования. По сути, на протяжении достаточно продолжительного периода времени Великий Новгород один представлял русскую цивилизацию глазам всего мира, окружающего Русь. Представлял ярко и достойно.
ВОЕННАЯ СЛАВА НОВГОРОДА
В течение многих столетий Новгород вёл вполне самостоятельную внешнюю политику. Вначале основной её целью было расширение государственной территории. В XIII - XV веках главной задачей стало сохранение в непрекосновенности границ новгородской державы и защита государственной самостоятельности новгородской республики. Для того чтобы добиться выполнения указанных задач Новгороду приходилось вести войны, отправлять осольства, заключать договора, вступать в союз и расторгать союзнические отношения. В целом, несмотря на отдельные неудачи, сила новгородского войска и искусство новгородских дипломатов обеспечивали выполнения обеих задач.
Особенно тяжёлые испытания выдержал Новгород в XIII веке. Выдающейся была роль новгородцев в отражении крестоносной агрессии с Запада. Не прекращались попытки немецких и шведских рыцарей овладеть русскими землями и в дальнейшем. Первые века существования Новгорода сильных врагов у его границ не было, поэтому новгородское войско главным образом совершало походы на север, восток и юго-восточную Прибалтику с целью расширения территории Новгородских земель. В то же время новгородцы на стороне одного или другого князя иногда участвовали. Вспопомним как новгородское войско помогло Ярославу Мудрому завладеть великокняжеским престолом.
Во второй половине XII века - первой четверти XIII века новгородцы сталкивались с Владимиро-Суздальскимикнязья ми, стремившимися подчинить Новгород своему влиянию. Например в 1170 году огромное войско, посланное Андреем Боголюбским подошло к неукреплённому тогда ещё Новгороду. Победа новгородцев у стен города самим победителям казалась чудом. Они считали, что выиграли битву только благодаря помощи пресвятой Богородицы. С тех пор икона Знамения Богородицы, которая, по приданию, спасла Новгород, стала одной из самых почитаемых реликвий.
В 1216 году новгородцы вмешались в борьбу между сыновьями владимиро-суздальского князя Всеволода Большое Гнездо. Войско, основу которого составляли новгородцы под предводительством князя Мстислава Удалого, наголову разбило многочисленную владимирскую рать в битве на реке Липецы. Каким же было новгородское войско, в чём секрет его победоносности? Основу новгородского войска составляло ополчение: бояре, житьи люди, ремесленники, крестьяне. В него не входили только не свободные жители и священнослужители. Люди посостоятельнее отправлялись воевать на конях. Бедные бились в пешем строю. Впереди войска располагались лучники, осыпавшие врага градом стрел.
Вместе с ополчением в походы выступал и князь. Наличие в новгородском войске нескольких сотен княжеских дружинников, хорошо вооружённых и обученных укрепляло его боеспособность. Общая численность войска, которое могла выставить новгородская земля было 30 - 40 тысяч человек. Но это было только в последний период новгородской независимости, и причём в критические моменты. Обычная же численность войска при походе составляла 5 - 10 тысяч человек.
Из защитного вооружения особенно распространены были кольчуга и щит, много образцов которых нашла археологи. В XIII веке кольчугу стал вытеснять "доспех" - рубашка с надежно закреплёнными на ней, заходящими друг на друга металлическими пластинками наподобии чешуи. Судя по летописям, "доспех" имел каждый свободный новгородец и при случае пользовался им. Для защиты головы использовались разнообразные шлемы. Наступательное оружие было двух видов - дальнего и ближнего боя. Главным орудием ближнего боя были прямые двухлезвийные мечи и копья. В XIV-XV веках двуручный меч стала постепенно вытеснять сабля. Копья были, главным образом, ударным оружием. Наиболее мощные из них, с наконечником в виде листа лавра, назывались рогатинами. Были и лёгкие метательные копья - сулицы. В рукопашной схватке пользовались ножами, топорами, кинжалами, булавами, кистенями, шестопёрами. В дальнем бою, при приближении противника использовали луки. Лук часто помогал и всадникам - они могли выпускать до десятка стрел за минуту. Менее скоростными, но зато более точными и мощными были арбалеты или, как говорили на Руси - самострелы. Для натягивания тетивы здесь уже использовался рычаг, зато стелы с металлическим наконечником могли "прошить" насквозь даже тяжёлые доспехи.
Однако часто до самих битв дело не доходило. Сторона, совершающая поход проводила " ослабление " - то есть проникала на территорию врага, габила, убивала или уводила в рабство мирное население. Противоположная сторона часто производила в таких случаях ответные " подвиги ". Однако наряду с такими " войнами " существовали и настоящие, особо ожесточённые.
С середины XII века феодальный сосед новгорода - Шведское государство начало проводить завоевательную политику в восточном направлении. Объектом агрессии шведских феодалов стала территория современных Финдляндии и Карелии. Новгородцы собирали в то время дань с племени еми, жившего в центральной Финляндии. Походы шведских феодалов были объединены одним поводом - окатоличивание племён суми и еми (современных угров, финов и ижорцев). Однако причина была совсем иная - захват земель, налаживание сбора с них дани, а при удаче, продвижение дальше, на Русскую Землю.
Первый "крестовый поход " был предпринят шведским королём Эриком в 1157 году в землю племени сумь. Несмотря на сопротивление местных жителей, шведам удалось захватить часть территории и окрестить имеющаяся на нём население. Не ограничиваясь этим, в 1164 году шведы нанесли удар по новгородским землям. Флотилия из 55 шведских кораблей, пройдя Финский залив, Неву и Ладожское озеро, оказались у стен новгородской крепости Ладоги в устье волхова. Жители города сожгли посад и заняли оборону крепости, послав при этом гонцов в Новгород. Шведы попытались штурмовать крепость, но понесли тяжёлые потери. Через 5 дней пришедшее войско князя Святослава Ростиславича наголову разгромило шведов. Остатки их на 12 оставшихся кораблях бежали.
После этого шведы не предпринимали более попыток взять Новгород до 1313 года. Однако всё время между XI-XV веками шла ожесточённая борьба новгородцев и шведов за территории, с которых собиралась дань - Карельский перешеек и современная территория с северо - запада России до Новгорода. При этом обе стороны совершали походы, но новгородцы даже добирались до глубокой территории шведов, производя там многочисленные погромы. Новгородское войско могло бы и с успехом разгромить шведов как государство, но, состоящее из свободных новгородцев, было вынуждено возвращаться к родным землям, не воюя долго на чужой территории.
В конце XII - начале XIII века немецкие крестоносцы завоевали Литву и укрепились там, построив несколько крупных крепостей. Продвигаясь дальше на восток, они столкнулись с интересами новгородцев - жители юго-восточной части Эстонии, куда пошли немцы, платили дань Новгороду. Новгородцы совершили несколько походов в Литву (1210, 1212, 1217, 1221, 1223гг.). Несмотря на успех некоторых таких экспедиций, остановить движение крестоносцев новгородцы тогда были не в силах: немецкие рыцари основывали укреплённые замки, у Новгорода же после захвата в 1224 году меченосцами Юрьева других опорных пунктов не было.
В 1234 году князь Ярослав Всеволодович с новгородскими и переяславскими войсками вторгся на территорию Ливонии и под Юрьевом нанёс тяжёлое поражение немецкому войску. Согласно заключённому договору Юрьев остался у немцев, которые обязались выплачивать дань.
Через три года началось Татаро-Монгольское нашествие и Новгороду пришлось мириться с утратой Прибалтики. По видимому, согласно предварительной договорённости ливонские немцы напали на Русь в 1240-х годах одновременно со шведами. Обстановка тому благоприятствовала - Русь была сильно ослаблена монголами. Им (немцам и шведам) удалось захватить Изборск, а затем и Псков. Над северо-западной Русью нависла опасность - немцы стремились захватить Новгород и другие русские города. Передовые рыцарские отряды стали появляться уже в 30 верстах от Новгорода.
В критическом положении ликвидировать опасность удалось исключительно благодаря героизму новгородских воинов и полководческому дарованию Александра Невского. Несколькими сильными ударами Невский выбил немцев из Пскова и Копорья. Но основное сражение произошло на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года. Это было легендарное Ледовое побоище, принесшее славу Александру Невскому. Не меньшее значение имела Раковорская битва, но в отличие от Ледового, эта известна гораздо меньше. Битва произошла 18 февраля 1269 года около города Раковор (Нынешний Эстонский Раквере). Против новгородцев выступили немецкие и датские рыцари, но новгородцы одержали победу и уничтожили большую часть войска. И хотя позднее Ливонский орден не раз угрожал северо-западным русским землям, его самый сильный натиск был остановлен. Русь не стала добычей немецкого рыцарства.

Заключение

История Новгородской республики, как и вся Русская история, очень поучительна.
История Новгорода Великого говорит нам, что у России есть опыт построения демократического государства, насчитывающий, по крайней мере, три с половиной столетия. Разумеется, никто в Средние века не рассуждал о правах человека и свободе слова, но основной принцип, запечатленный в самом названии демократии (народовластие), был определяющим в новгородском государственном устройстве; новгородцы назывались вольными гражданами
и т.д.................

О том, сколько лет Новгороду, точных сведений нет. Как и о Москве, об этом городе есть упоминания в летописях, как уже существующем. Новгород стоял во времена княжения Рюрика и не просто стоял, а представлял собой солидное княжество. Новгородский кремль -детинец – старейший на русской земле.

Предположительно город начал строиться в 9-м веке с деревянного кремля. Но уже в 11 веке деревянные строения начали менять на каменные. Земля Новгородская заключала в себе земли славян и кривичей. После его принял князь Олег, тот самый, чей «щит на вратах Цареграда» увековечил в Византии храбрость и боевую готовность славян. Князь Олег объединил восточных славян в единое государство, обложил данью новгородцев, и отправился воевать на юг.

Новгород был городом с довольно высоким для своего времени уровнем культуры. Ее развитию способствовали торговые отношения с голландцами и немцами, торговые пути, проходившие через Новгородскую землю.

Архитектура

Издавна Новгородское княжество славилось своими плотниками. Умели они строить и быстро, прочно и красиво. Одними из первых в Новгороде стали строить новгородцы здания из камня. За период с 1054 года по 1229 было возведено (или срублено) 69 церквей.

Уже в те годы верхушки церквей (главы) золотились. Наружные стены покрывались оловом. Внутри стены украшались иконами, настенной живописью, серебряными паникадилами, иконы отделывались золотом, дорогими камнями, жемчужинами, финифтью.

Из русских иконописцев того времени упоминается св. Алимпий Печерский. Он выучился иконописи, а также мастерству мозаики у греческих мастеров, которые расписывали Печерский монастырь.

Жилые строения были исключительно деревянные. В летописях упоминается и о строительстве мостов через Волхов.

Литература

В книге Соловьева «История России с древнейших времен» упоминаются древнерусские стихотворения, главным героем которых является Василий Буслаевич. Этот герой предводительствовал над местной молодежью, вел разгульную жизнь. От его вольностей страдали горожане. В одной из песен рассказывается, как Василий Буслаевич со своими молодцами- удальцами новгородцев побил. В другой песне – о том, как он ездил в Иерусалим молиться.

Василий Буслаевич отслужил обедню во здравие матушки и себя, Отслужил панихиду на отца который прожил до 90 лет, и своих близких. Но вот домой вернуть не довелось ему. Пренебрег советом не скакать мимо магического камня, и нашел под ним свою погибель.

Еще один герой отмечается в новгородских песнях и сказаниях – Ставр, новгородский сотский, живший с женой. Из летописи, датированной 1118 годом, становится известно, что вызвал Ставра в Киев наряду с несколькими другими новгородскими боярами, обвинявшимися в ограблении двух граждан. В песне Ставр обвинялся в хвастовстве своим достатком. Князю Владимиру показалось оскорбительным, что какой-то сотник может быть богаче его, Великого Князя Киевского.

«Что это за крепость в Киеве, у великого князя Владимира? у меня де, Ставра боярина, широкий двор не хуже города Киева: – а двор у меня на семи верстах, а гридни, светлицы белодубовы, покрыты гридни седым бобром, потолок в гриднях черных соболей, пол, середа одного серебра, крюки да пробои по булату злачены».

В другой новгородской летописной хронике за 1167 год упоминается о Садке Сытиниче, построившем церковь св. Бориса и Глеба из камня. О Садке поется и песня. В ней повествуется о том, что Садко принес от Волги поклон брату Ильменю, и тот наградил Садка несметными богатствами. Страсть Садка возводить храмы божьи, не осталась без вознаграждения. Из другой песни мы узнаем, что когда Садко оказался во власти морского царя, ему помог св. Николай.

Почти все значимые свидетельства русской письменной культуры имеют отношение к Великому Новгороду. Кроме хронологических летописей и стихотворений, которые пелись, в Новгороде были созданы:

  • Остромирово Евангелие – по приказу посадника Остромира в 1057 году;
  • Грамота князя Мстислава Владимировича. Она была выдана в 1130 году Юрьеву монастырю;
  • Духовная Климента ХIII, и много других.

«Книжность Новгорода, - подчеркивал Д. С. Лихачев, - отличает единая, общая ей черта: близость письменного языка к разговорному. Это свидетельствует о большом пути культурного развития, пройденном русским языком в Новгороде в предшествующие эпохи. Благодаря этому, несмотря на обилие нахлынувших в Новгород после его крещения произведений церковно-славянской письменности, русский литературный язык Новгорода остался чист от церковно-славянизмов и сохранил все свои русские особенности».

Общие сведения

До сих пор не совсем ясны истоки, с которых началось развитие Новгородского княжества. Древнейшие упоминания о главном городе региона относятся к 859-му году. Однако предполагается, что в то время летописцы не использовали погодные записи (они появились к 10-11 веку), а собирали те легенды, которые были наиболее популярны в народе. После того как Русь переняла византийскую традицию составления сказаний, авторы должны были составлять рассказы, самостоятельно прикидывая даты, до начала погодных записей. Разумеется, такое датирование далеко неточно, поэтому доверять ему полностью не следует.

Княжество "Новгородская земля"

Каким был этот регион в древности? Новгород обозначает "новый город". Городом в Древней Руси называли укрепленные поселения, окруженные стенами. Археологами было найдено три поселения, находившихся на территории, которую занимало Новгородское княжество. Географическое положение этих районов указано в одной из летописей. Согласно сведениям, область находилась на левом берегу Волхова (там, где сейчас расположен Кремль).

С течением времени поселения объединились в одно. Жители соорудили общую крепость. Она и получила название Новгорода. Исследователем Носовым была развита уже существовавшая точка зрения о том, что историческим предшественником нового города было Городище. Оно располагалось несколько выше, недалеко от истоков Волхова. Судя по летописям, Городище являлось укрепленным поселением. В нем пребывали князья Новгородского княжества и их наместники. Местные краеведы даже высказывали достаточно смелое предположение, что в резиденции жил и сам Рюрик. Учитывая все это, можно вполне утверждать, что от этого поселения и пошло Новгородское княжество. Географическое положение Городища можно считать дополнительным аргументом. Оно стояло на балтийско-волжском пути и считалось в то время достаточно крупным торгово-ремесленным и военно-административным пунктом.

Характеристика Новгородского княжества

В первые столетия своего существования поселение было небольшое (по меркам современности). Новгород был полностью деревянным. Он располагался по двум сторонам реки, что было достаточно уникальным явлением, поскольку обычно поселения находились на холме и на одном берегу. Первые жители сооружали свои дома неподалеку от воды, но не вплотную к ней, из-за довольно частых наводнений. Улицы города строились перпендикулярно Волхову. Чуть позже их соединили "пробойными" переулками, которые шли параллельно реке. С левого берега возвышались стены Кремля. В то время он был намного меньше, чем тот, что стоит в Новгороде сейчас. На другом берегу в Словенском поселке располагались усадьбы и княжеский двор.

Русские летописи

Новгородское княжество упоминается в записях достаточно мало. Однако эти немногочисленные сведения имеют особую ценность. В летописи, датированной 882-м годом, рассказано о походе князя Олега на Киев из Новгорода. В результате объединились два восточнославянских крупных племени: полян и ильменских славян. Именно с того времени и начинается история Древнерусского государства. Записи 912-го года говорят о том, что Новгородское княжество платило скандинавам в год по 300 гривен за поддержание мира.

Записи других народов

Новгородское княжество упоминается и в византийских летописях. Так, например, император Константин VII писал о руссах в 10-м веке. В скандинавских сагах также фигурирует Новгородское княжество. Самые ранние сказания появились со времен правления сыновей Святослава. После его смерти между двумя его сыновьями Олегом и Ярополком разгорелась борьба за власть. В 977-м году произошла битва. В результате нее Ярополк разгромил войска Олега и стал великим князем, посадив в Новгороде своих посадников. Был еще третий брат. Но опасаясь быть убитым, Владимир бежал в Скандинавию. Однако его отсутствие было сравнительно недолгим. В 980-м году он вернулся в Новгородское княжество с наемными варягами. Тогда он разгромил посадников и двинулся на Киев. Там Владимир сверг Ярополка с престола и стал Киевским князем.

Религия

Характеристика Новгородского княжества будет неполной, если не говорить о значении веры в жизни народа. В 989 произошло крещение. Сначала оно было в Киеве, а затем и в Новгороде. Власть усилилась за счет христианской религии и ее единобожия. Церковная организация была построена по иерархическому принципу. Она стала мощнейшим инструментом становления русской государственности. В год крещения в Новгород был прислан Иоаким Корсунянин (византийский священник). Но, надо сказать, что христианство не сразу прижилось. Многие жители не спешили расставаться с верой своих предков. Согласно археологическим раскопкам, многие языческие обряды сохранились вплоть до 11-13 столетий. А, например, Масленица празднуется и сегодня. Хотя этому празднику придана несколько христианская окраска.

Деятельность Ярослава

После того как Владимир стал киевским князем, он отправил в Новгород сына Вышеслава, а после его кончины – Ярослава. С именем последнего связана попытка избавиться от влияния Киева. Так, в 1014-м году Ярослав отказался платить дань. Владимир, узнав об этом, стал собирать дружину, однако в ходе подготовки внезапно умер. На престол взошел Святополк Окаянный. Он убил своих братьев: Святослава Древлянского и причисленных впоследствии к лику святых Глеба и Бориса. Ярослав был в достаточно трудном положении. С одной стороны, он был совершенно не против захватить в Киеве власть. Но с другой – его дружина была недостаточно сильна. Тогда он решил обратиться к новгородцам с речью. Ярослав призывал народ захватить Киев, вернув, таким образом, себе обратно все, что было отобрано в виде дани. Жители согласились, и через некоторое время в битве у Любеча Святополк был на голову разбит и бежал в Польшу.

Дальнейшее развитие событий

В 1018-м году вместе с дружиной Болеслава (своего тестя и короля Польского) Святополк возвратился на Русь. В битве они разбили основательно Ярослава (он бежал с четырьмя дружинниками с поля). Он хотел отправиться в Новгород, а затем планировал двинуться в Скандинавию. Но жители не дали ему это сделать. Они порубили все ладьи, собрали деньги и новое войско, дав возможность князю продолжать сражаться. В это время, уверенный в том, что достаточно крепко сидит на престоле, Святополк поссорился с польским королем. Лишенный поддержки, он проиграл битву на Альте. Ярослав после сражения отпустил новгородцев домой, дав им особые грамоты – "Правду" и "Устав". По ним они должны были жить. В течение следующих десятилетий Новгородское княжество также зависело от Киева. Сначала в качестве наместника Ярослав прислал своего сына Илью. Затем он отправил Владимира, который в 1044-м году заложил крепость. В следующем году по его велению было начато строительство нового каменного собора вместо деревянного Софийского (который сгорел). С того времени этот храм символизирует новгородскую духовность.

Государственный строй

Он складывался постепенно. В истории выделяется два периода. В первом существовала феодальная республика, где властвовал князь. А во втором - управление принадлежало олигархии. В течение первого периода в Новгородском княжестве существовали все главные органы госвласти. Высшими институтами считались Боярский совет и вече. Исполнительной властью были наделены тысяцкий и княжеский суды, посадник, старосты, волостели и управляющие волостелями. Вече имело особое значение. Оно считалось верховной властью и обладало здесь большей силой, чем в других княжествах. Вече решало вопросы внутри- и внешнеполитического характера, изгоняло или выбирало правителя, посадского и прочих должностных лиц. Оно также являлось высшей судебной инстанцией. Другим органом являлся Совет бояр. В этом органе сосредотачивалась вся городская система управления. В составе Совета присутствовали: именитые бояре, старосты, тысяцкие, посадники, архиепископ и князь. Власть самого правителя была значительно ограничена в функциях и объеме, но при этом, безусловно, занимала ведущее место в органах управления. Сначала кандидатура будущего князя обсуждалась на Совете бояр. После этого он приглашался для подписания договорной грамоты. В ней регламентировался правовой и государственный статус и обязанности властей по отношению к правителю. Князь проживал со своим двором в предместье Новгорода. Правитель не имел права издавать законы, провозглашать войну либо мир. Вместе с посадником князь командовал войском. Имевшиеся ограничения не позволяли правителям закрепляться в городе и ставили их в подконтрольное положение.



Новгород был крупнейшим культурным центром Древней Руси.
В XI-XII веках на Руси,и особенно в Новгороде, широко распространялись рукописные книги. В 1056-1057 годах дьякон Григорий переписал для посадника Остромира Евангелие. «Остромирово евангелие» - самая древняя из сохранившихся рукописных книг Древней Руси.

С древнейших времен в Софийском соборе создавалась библиотека, известная далеко за пределами Новгорода. Из всех дошедших до нас древнерусских книг (с XI века) более половины принадлежало Новгороду. Это свидетельствует об огромной роли города в развитии русской письменности.

В летописи 1030 года говорится, что князь Ярослав Мудрый собрал в Новгороде «от старост и поповых детей 300 учити книгам» и повелел открыть для них школу.
Ярослав обязал священников в своих приходах учить людей грамоте.
Грамотность в древнем Новгороде по сравнению с другими городами была значительно распространена. Это доказывают не только берестяные грамоты (в Новгороде их найдено около 600), но и граффити (процарапанные на стенах зданий надписи и рисунки), надписи имен владельцев на многочисленных предметах.

Древнейшие летописные записи в Новгороде известны с XI века. Летописание велось не только в Софийском соборе, но и в некоторых пригородных монастырях.
В середине XII века в Новгороде жил ученый монах Кирик. Его по праву называют первым русским математиком. Кирик был руководителем хора церкви Рождества Богородицы Антониева монастыря. Ему было 26 лет, когда он в 1136 году написал сочинение «Учение им же ведати человеку числа всех лет». В «Учении» Кирика, посвященном счету времени, отражены данные древнерусского календаря, с помощью которого можно было делать сложные математические расчеты с большими числами. И трактате Кирика содержатся сведения о единицах измерения времени: год, месяц, неделя, день, час.
Кирику принадлежит еще одно сочинение - «Вопрошание», в котором он выступил как летописец, записывавший в виде дневника беседы с новгородским архиепископом Нифонтом и другими духовными лицами.
«Учение» и «Вопрошание» свидетельствовали о высокой образованности Кирика, знакомого с сочинениями византийских, греческих и латинских авторов.

О развитии плотницкого мастерства у славян Приильменья IX-XII веков можно судить по образцам деревянных сооружений, известных из летописей, выводам ученых после археологических раскопок,предметам быта и украшениям, найденным археологами. Летописец писал, что в 989 году новгородцы срубили первую деревянную церковь святой Софии «о тринадцати верхах», которая поражала современников своим «благолепием».
Площадь застройки города с усадьбами к концу XII века составляла не менее 100 гектаров (из них 12,5 гектара - площадь детинца). В конце XII века в Новгороде было не менее 50 улиц.
Археологи открыли и изучили сотни оснований деревянных жилых и хозяйственных построек, оборонительных сооружений, мощенных деревом улиц. Уже с X века улицы города покрывали деревянными мостовыми из толстых сосновых плах. Новгород стоит на отложениях плотной глины, и для отвода грунтовых вод древние новгородцы применяли сложную систему желобов и деревянных труб. Остатки такой системы можно увидеть в Новгородском музее.

Первые каменные здания появились в Новгороде в середине XI века.Яркий образец мастерства древних новгородских зодчих - Софийский собор, построенный в 1045-1050 годах при князе Владимире, сыне Ярослава Мудрого.
Каменная архитектура Новгорода развивалась в течение двух периодов - княжеского (до 1136 г.) и республиканского (до 1478 г.) Из известных новгородских храмов княжеского периода сохранилось несколько - Софийский собор; Никольский собор на Ярославовом дворище (1113-1136 гг.), который, как установили археологи и реставраторы, с запада был соединен галереей с деревянным дворцом князя; в Юрьевом и Антониевом монастырях уцелели здания соборов Георгия (1119 г.) и Рождества Богородицы (1117-1119 гг.) и др.
Все каменные постройки периода правления князей принадлежат к храмовой архитектуре киевско-византийского стиля. Они построены из известняковой плиты и валунов с византийской плинфой (кирпичом). При строительстве применяли византийскую цемянку - смесь извести с толченым кирпичом, которая по связующим качествам не уступала цементу.

С середины XII века в Новгороде установилась феодальная республика. Каменные храмовые здания в Приильменъе того периода отличали незначительные размеры. Некоторые ученые объясняют это тем, что заказчиками строений были уже не князья или богатые бояре, а жители улиц, мелких монастырей, даже отдельные семьи. По традиции внутреннее пространство храмов украшали настенной росписью.
В постройках княжеского периода фресковая роспись и мозаика частично сохранились в Софийском соборе, в церкви Рождества Богородицы Антониева монастыря, в Никольском соборе на Ярославовом дворище и в лестничной башне Георгиевского собора Юрьева монастыря.

В малых храмах живопись второй половины XII века можно увидеть в церквах Благовещения в Аркажах, Георгия и Успения в Старой Ладоге. На весь мир славилась фресковая роспись в церкви Спаса на Нередицком холме около Рюрикова городища, построенная князем Ярославом Владимировичем для - княжеской семьи в 1198 году и расписанная фресками в 1199 году. В прекрасном состоянии фрески были до Великой Отечественной войны. Фашисты до основания разрушили здание.
После войны оно реставрировано, но фрески погибли безвозвратно, сохранились лишь их незначительные фрагменты.

Несмотря на то, что после 882 года центр русской земли отодвигался в Киев, Новгородской земле удается сохранить свою независимость.

В 980 году новгородский князь лишает власти киевского князя при помощи варяжской дружины;

Во второй половине 12 века Владимиром Мономахом были приняты различные меры для укрепления позиций центральной власти в Новгородской земле. В 1117 году, несмотря на недовольство новгородских бояр, на престол в Новгороде взошел Всеволод Мстиславович.

Новгородские и , располагавшиеся на северо-западе, в 12 веке были в составе Киевской земли. В 1348 году Псков, входящий в состав Новгородской земли, стал большим торговым и ремесленным центром и отделился от Новгорода, став самостоятельной республикой.

Государственный и политический строй Новгородской феодальной республики

Главной политической особенностью Новгородской земли в 12 веке, являлась республиканская форма правления в отличие от других русских княжеских земель.

Высшим государственным органом Новгородской республики считалось (парламент-митинг).

Вече выбирало (изгоняло) князей, решало вопросы, касаемо войны и мира, составляло законодательные акты и свершало суд над руководителям высших исполнительных органов государственной власти.

Князь (как правило, из ) призывался на управление вечем. Князь являлся символом государства. Вместе с посадником князь выполнял судебные функции, назначал судей и судебных приставов.

Архиепископ - глава церкви, обладал некоторыми привилегиями, в том числе в суде, также он являлся председателем Боярского совета, называемый в Новгороде «Оспода», а в Пскове - «Господа».

Посадник - выбирался вечем на определенный срок, имел определенные судебные полномочия, решал вопросы, касаемо жизни Новгородской республики.

Экономика Новгородской земли

Большая часть населения в Новгороде занималась сельским хозяйством. До 13 века сельское хозяйство в Новгородской земле развивалось крайне медленно. Этому поспособствовали внешние факторы: низкая урожайность, эпидемии, гибель скота, набеги грабителей. В 13 веке подсеку (система земледелия, основанная на вырубке и выжигании леса) заменила новая трехпольная система, которая являлась более эффективной. Самым добываемым из зерновых тут была рожь. Также выращивались и другие зерновые. Выращивались и некоторые виды овощей. В Новгородских водах водилась рыба, которую успешно продавали. Было развито бортничество (промысел меда). Благодаря изобилию в Новгородских лесах разных видов зверей, Новгород считался огромным экспортером мехов в Европу.

Культура Новгородской земли

Новгородцы пользовались берестяными грамотами для передачи письменной информации. Новгородские стили архитектуры и живописи тоже широко известны. Основной религией тут было православие. Новгородский язык отличался от языка других русских княжеств, называемый «новгородским диалектом».

Падение Новгородской республики

С 14 века , Московское, и Тверское княжества пытались подчинить Новгород себе. Новгородская верховная власть была против сбора дани Москвой и просила поддержку у Литвы.

Московский князь встревоженный назревавшим новгородско-литовским союзом обвинил Новгород в предательстве и после Шелонской битвы (1471 г.), а также последующего совершенного им похода на Новгород в 1478 году способствовал присоединению Новгородской республики к . Благодаря этому, Москва унаследовала прежние отношения Новгородской республики с соседями. Территория Новгородской земли в эпоху Московского царства (16 - 17 вв.) разделялась на 5 пятин: Водскую, Шелонскую, Обонежскую, Деревскую и Бежецкую. С помощью погостов (единица административного деления) определялось географическое местоположение селений, и производился подсчет населения с их имуществом для подати.

21 марта 1499 года Великим князем Новгородским и Псковским стал сын Ивана 3 - . В апреле 1502 года Василий стал соправителем Ивана 3, а после его кончины в 1505 году - единоличным монархом.