» » Обычаи и традиции в Австралии. Характер австралийцев

Обычаи и традиции в Австралии. Характер австралийцев

1. Этногенез и этническая история.

2. Аборигены Австралии.

3. Коренное население Меланезии.

4. Материальная и духовная культура полинезийцев.

5. Микронезийцы.

1 . Австралию и Океанию традиционно делят на четыре историко -этнографические области: Австралия, Меланезия, Микронезия и Полинезия. К Австралии обычно присоединяют расположенный на юго-востоке от нее остров Тасмания. В состав Меланезии включают Новую Гвинею, архипелаг Бисмарка (Новая Бри­тания, Новая Ирландия и острова Адмиралтейства), острова Д"Антркасто, Тробриан, архипелаг Луизиада, Соломоновы о-ва, острова Санта-Крус, Новые Гебриды, Новую Каледонию, острова Луайоте, Фиджи и остров Ретуму. Под на­званием Микронезия объединяют Марианские, Каролинские и Маршалловы ост­рова, острова Гилберта, а также изолированные острова Ошен и Науру. Наконец, Полинезия состоит из групп островов Тонга, Самоа, Уоллис, Хори, Тувалу (прежнее название - Эллис), Токелау, Кука, Тубуаи, Общества. Туамоту. Маркизских, Гамбье, Гавайских, а также Новой Зеландии и изолированных островов Ниуэ, Пасхи и некоторых других.

В Австралию первые люди проникли из Юго-Восточной Азии около 40 тыс. лет назад. На Новую Гвинею мигранты попали (также из Юго-Восточнои Азии) не менее 30 тыс.лет назад (а но мнению некоторых ученых, гораздо раньше). Они. как и австралийцы, принадлежали к австралоидной расе. Позже Новую Гвинею достигло еще несколько волн мигрантов. Потомков всех вышеперечисленных мигрантов на Новую Гвинею называют папуасами. Они говорят на языках нескольких генетически между собой не связанных групп (эти языки условно именуют папуасскими). Еще одна миграционная полна и Океанию, достигшая ее архипелагов 5 тыс. лет назад или несколько ранее, связана с переселенцами, принадлежавшими вязыковом отношении к австронезийской семье. По своему антропологическому типу они, вероятно, являлись южными монголоидами.

С Фиджи группа слабо смешавшихся «восточных океанийцев» попала примерно в 1300-1200 годах до н.э. на Тонга, а с последнего архипелага за 1000 лет

заселили острова Самоа. Вследствие тысячелетней изоляции здесь сформировалась особая полинезийская этническая общность и сложилась во многих своих чертах неповторимая полинезийская культура.Начиная с рубежа нашей эры полинезийцы начали свое великое расселение поархипелагам Океании.. Между различными островами Полинезии на протяжении столетий поддерживались контакты.

В 1565 г. Марианы были формально объявлены колонией Испании и с этого времени начинается эра колониальной экспансии европейских государств в Океании. Австралия была открыта европейцами несколько позже Океании - в 1606 г. В XVI в. наибольшую активность в бассейне Тихого океана проявляли испанцы, в XVII в. их заменяют в этой роли голландцы, со второй половины XVIII в. Резко усиливается проникновение в Океанию Великобритании и Франции, а в конце XIX в. к ним присоединяются Германия и США..

Население Австралии (вместе с Тасманией) в настоящее время на 97% состоит из потомков переселенцев, а также иммигрантов, приехавших из европейских стран. Аборигенное население Австралии насчитывает вместе с метисами и жителями островов Торресова пролива немногим более 2%.

Хотя потомки выходцев из Европы и образуют подавляющее большинство населения Австралии, мы начнем этнографическую характеристику с австра­лийских аборигенов ввиду исключительного интереса, который представляет эта группа населения для этнологической науки.

Коренное население Австралии, прежде расселенное в пределах всего ма­терика (кроме некоторых, наиболее неблагоприятных областей), в настоящее время компактно проживает в его северных, западных и центральных районах.

Антропологически австралийские аборигены специфичны и образуют особый тип австралоидпой расы. Тип этот характеризуется темно-коричневой кожей. черными волнистыми волосами, обильной растительностью на лице, сильно вы­ступающим надбровьем, широким носом, сравнительно толстыми губами. Рост у австралийских аборигенов средний или выше среднего, голова длинная, лицо прогнатное (т.е. с несколько выступающими вперед челюстями).

Аборигены Австралии говорят более чем на 200 языках, относящихся к особой австралийской филии, или надсемье (т.е. языковой группировке, родство внутри которой более отдаленное, чем внутри семьи). Филия подразделяется на 26 групп.

Основным занятием австралийцев и тасманийцев были охота и собира­тельство, причем охотились преимущественно мужчины. Женщины же и дети оказывали носильную помощь мужчинам во время охоты, а также собирали различные съедобные дикорастущие растения и ловили мелких животных.

Главными объектами охоты были кенгуру и другие сумчатые животные, птицы. Охотились австралийцы с помощью копий (иногда составленных из не­скольких частей), а также различных метательных палиц, в частности бумеранга. Для увеличения дальности полета копья применялась особая дощечка с упором на конце - копьеметалка. Тасманийцы бумерангов и копьеметалок не знали. Лук в стрелы встречались в Австралии только на полуострове Йорк, где они были заимствованы у папуасов Новой Гвинеи.

Из способов охоты более характерными были активные: преследования животного, облавы и т.д. Вместе с тем австралийцы применяли при охоте также сети, силки, разные ловушки и т.п. Выкапывали съедобные растения с помощью длинной заостренной палки. Ею же разрывали норы мелких животных.

Рыболовство было менее распространено, чем охота и собирательство, что в значительной мере объясняется бедностью гидрографической сети на большей части австралийской территории. Рыбу ловили с помощью крючковой снасти, сетями, корзинами, а то и просто руками, лучили копьем, били острогой и гарпуном. Иногда реки перегораживались заколами, практиковалось и отравление водоемов растительными ядами. Тасманийцы рыболовства не знали.

Из домашних животных австралийцам была известна полудикая собака динго, мало помогавшая им на охоте. Орудия производства, охотничье и боевое оружие, а также домашняя утварь изготовлялись из камня, кости, раковин, дерева, растительных волокон и т.п. Тасманийцы, да и многие австралийские племена не знали никакой одежды и ходили обнаженными. В некоторых районах Австралии были известны набедрен­ные повязки, пояса с передниками или без них, а кое-где и плащи из шкурок опоссума.

Пища австралийцев и тасманийцев состояла из различных продуктов охоты и собирательства. Отдельные австралийские племена употребляли в пищу и рыбу. Мясо и рыба жарились на огне, раскаленных углях или камнях, иногда пеклись в горячей золе или песке. Австралийцам была знакома земляная печь, представ­ляющая собой яму, в которой разводился костер и нагревались камни.

Наиболее крупным объединением в большинстве случаев было племя, их насчитывалось примерно 600. Однако племя являлось, скорее, этнической общностью, чем общностью социальной. Оно нс имело какой-либо постоянной организации, не возглавлялось вождем. Средняя численность племени составляла 450-500 человек. Несколько близкородственных племен иногда образовывали племенную группу, представители которой осознавали общность происхождения.

Большая часть племен подразделялась на локальные группы или общины, в среднем 50 человек, владевшие определенными участками земли и бывшими основными производственными ячейками. Значительно положение пожилых мужчин. Наиболее авторитетный из них избирался главой общины.

Отношения между различными общинами и племенами носили обычно мирный характер, в частности они вели натуральный обмен. Конечно, иногда по разным причинам случались вооруженные столкновения, но они не приводили к большому кропопролитию и быстро улаживались.

Религия австралийских аборигенов изучена довольно хорошо. Преобла­дающей формой верований австралийцев был тотемизм, характерны для австралийцев и магические верования, т.е. представления о ^зможности человека сверхъестественным путем влиять на других людей и природу. Менее выражены анимистические верования,хотя вера в злых духов и душу вообще существовала. Аборигены Австралии неимели храмов и жрецов, хотя «специалисты» культа - колдуны и знахари - у них уже выделились.

Народное творчество австралийцев весьма оригинально. Фольклор их был

тесно связан с религиозными верованиями (тотемические мифы и т.д.), но имелось немало произведений без религиозных сюжетов (например, сказки).

Очень характерны для австралийцев пляски, называемые корробори, имевшие обычно изобразительный характер и выполнявшие культовые и развлекательные функции. Пляски сопровождала музыка, преимущественно вокальная, однако из­вестны и некоторые примитивные музыкальные инструменты.

3 . Новая Гвинея - второй по величине остров мира - в настоящее время подразделяется в политическом отношении на две части. Подавляющее большинство населения острова (около 85%) составляют папуасские народы (так обычно называют большую часть коренного ново­гвинейского населения, которая говорит на различных языках, не входящих в австронезийскую семью). Общее число папуасов на Повой Гвинее составляет 4,3 млн человек. В этническом отношении папуасское население острова делится более чем на 600 отдельных этносов. Языки, на которых говорят эти народы, не образуют единой генетической группы, а распределяются между несколькими не родственными между собой филиями, или надсемьями, (как уже отмечалось выше, родство внутри филий более отдаленное, чем внутри семей). В антропологическом отношении среди коренного австралоидного населена Новой Гвинеи различают два основных типа, идентичных по названию с этно языковыми группами острова: папуасский и меланезийский. По своим занятиям подавляющее большинство папуасов - мотыжные зем ледельцы, причем хозяйство их носит натуральный характер. Важнейшие возделываемые культуры - таре, яме, батат, бананы, сахарный тростник, кокосовая) саговая пальма, хлебное дерево. Сейчас у папуасов можно встретить и заимствованные от европейцев культуры (бобы, картофель, выращиваемые как товарные культуры кофейное дерево, какао-бобы и т.д.). Традиционные орудия-каменный топор или тесло, сажальный кол и узкая лопата. Реже встречаются мотыги. Каменный топор и тесло в значительной мере вытеснены железными топорами и ножами, деревянные лопаты и мотыги - железными. Из домашних животных папуасы разводят свиней, кур и собак. В отдельных селениях появился крупный рогатый скот.

Земледелие обычно совмещается с охотой. Охотятся с помощью копья, луя и стрел. Об-ъектами охоты служат дикие свиньи, казуары, мелкие птицы, опоссум ящерицы, змеи. Рыболовство, если не считать нескольких прибрежных поселена развито слабо.

Ремесло пока не отделилось от земледелия. Папуасы селятся обычно небольшими деревнями. В большинстве папуасских перевень число жителей не превышает 100-150 человек. Хижины - свайного типа или наземные. Пол в свайных постройках - из бамбуковых стволов, в наземных - земляной. Стены сооружаются из бамбука и древесной коры, иногда - из грубо обработанных досок. Хижины кроются пальмовыми листьями. Одежда мужчин-папуасов состоит из пояса, изготовленного из тапы (вымо­ченной и отбитой древесной коры). Он несколько раз обертывается вокруг бедер и пропускается между ног. Женская одежда представляет собой юбочку из рас­тительных волокон или травы.

Украшения носят преимущественно мужчины. Это браслеты, ожерелья, своеобразные серьги, носовые вставки и т.д. Целям украшения служат также татуировка и окраска тела. Женщины украшают себя значительно реже.

Европейская одежда проникла на Новую Гвинею еще слабо. Пища в основном растительного происхождения. Мясо (свиней, кур, собак, а сейчас иногда и кошек) употребляют редко. Традиционные перовая разных папуасских народов заметно различаются между собой. У некоторых гр) (например, маринд-аним) важную роль играла такая примитивная форма релип как тотемизм. Широкое распространение получила также вера в магию. Для мног групп папуасов было характерно почитание предков (в примитивной форме культа черепов).

Деятельность миссионеров на Новой Гвинее, особенно активизировавшаяся последние десятилетия, привела к тому, что сейчас большая часть населения с рова формально исповедует христианство в форме протестантизма (лютеранст реформатство и т.д.) и католицизма.

Меланезия (здесь этот регион рассматривается в узком его понимании, т.е. без Папуасии и Фиджи) имеет сложный этнический состав населения, хотя всеже уступает в этом отношении Папуасии. В Меланезии проживает более 300 этносов Так же как в Папуасии, они подразделяются по языку на две основные группы: народы, говорящие на австронезийских языках, и народы, говорящие на папуасских языках. Однако соотношение этих групп в Меланезии иное, чем на Новой Гвинеей здесь резко преобладают австронезийскоязычные группы, папуасов же сравнительно немного.

По мнению ряда исследователей, полинезийцы в антропологическом отношении представляют собой контактный тип между монголоидной и австра-лоидной расами, некоторые же ученые допускают и примесь европеоидного эле­мента.

4. Полинезийские языки, как уже отмечалось, относятся к носточноокеанийской группе океанийской ветви австронезийской семьи. Всего насчитывается три десятка отдельных полинезийских языков. Число полинезийских народов несколько больше - свыше 40.

Главные возделываемые культуры - кокосовая палык. хлебное дерево, панданус, бананы, сахарный тростник, таро, ямс, батат, тыква, кабачки. В настоящее время выращиваются также маниок, кукуруза, рис, хлебное дерево, какао-бобы, ваниль, цитрусовые, ананасы и др. Наиболее распространснным традиционным земледельческим орудием был деревянный кол, который сейчас вытеснен покупной железной лопатой. Домашних животных прежде были известны нелающая собака местной породы, Которую разводили только для мяса, свиньи и куры. Орудия, оружие, утварь изготовлялись из камня, кости, зубов животных, раковин и дерева. В настоящее время широкое распросгранение получили железные орудия.

Полинезийцы известны как прекрасные мореплаватели. Они пересекали водные пространства, ориентируясь по солнцу и звездам, морским течениям Традиццонное полинезийское жилище имеет столбовую конструкцию, в плане прямоугольно или овальное. Стены дома обычно плетут из листьев, травы и т.п., иногда же они отсутствуют, и тогда жилище состоит в первую очередь из массивной, низко свешивающейся крыши из пальмовых листьев или соломы. В

настоящее время многие полинезийцы (особенно гавайцы, маори, таитяне) живут в дом- европейского тина, построенных из современных материалов.

Полинезийская одежда состояла из набедренной повязки или передника у мужчин и юбочки либо передника у женщин. Материалом для изготовления одежды- трава, циновки, растительные волокна, иногда птичьи шкурки, Теперь такую одежду можно увидеть только во время празднеств, в обиход же прочно вошла дешевая покупная одежда европейского типа. Социальное расслоение зашло в Полинезии так далеко, как нигде в других районах Океании. Почти на всех архипелагах выделились наследственные вожди и связанная с ними элита (арики, арии, алии и т.д.).

Фестивали искусств . Главный фестиваль искусств в Австралии устраивается в Аделаиде раз в два года. Ежегодно в феврале проводится фестиваль искусств в Перте, а в январе – в Сиднее.
Литература. Поэзия. Ранняя австралийская поэзия находилась под сильным влиянием английской романтической поэзии 18в. Вследствие этого первые лирики, например Баррон Филд (1786 – 1846), Вильям Чарльз Вентворт (1790-1872) и Чарльз Хэрпар (1813-1868). Первые значительные поэты – уроженцы Австралии Генри Кендол (1839-1882) и Эдам Линдсей Гордон (1833-1870) – популяризировали баллады о сельской жизни в Австралии. Однако лишь немногие поэты превзошли Кеннета Слессора (1901-1971), чьи Пять колоколов занимают уникальное место в австралийской литературе. В последние годы Лес Марри стал, вероятно, самым известным из ныне живущих поэтов Австралии. Он удостоен многих литературных наград, включая престижную международную премию Т.С. Элиота в 1997г. Марри опубликовал свыше 30 книг. Самые последние его работы – Батрацкие поэмы (1996г.) и роман в стихах Фреди Нептун (1998). Романы. До 1880г. было опубликовано около 300 произведений беллетристик. Впрочем, до 1900 австралийская литература произвела по крайней мере три замечательных романа. Это роман Маркуса Кларка Пожизненно осужденный (1874), Рольфа Болдрвуда Вооруженное ограбление и роман Такова жизнь Джозефа Фэрфи. За последние 30 лет появилось много замечательных романов австралийских писателей. Томас Кенилли, один из самых плодовитых авторов, приобрел известность романом Ковчег Шиндлера (1982г.).

Исполнительное искусство . Театр. Первая пьеса, сыгранная в Австралии, - Вербовщик рекрутов, комедия из времен Реставрации, написанная Джорджем Фаркаром. Она была исполнена группой каторжников в 1789г. В 19в. удерживался стандартный английский репертуар с преобладанием популярных мелодрам. В настоящее время в столицах штатов действуют театральные компании, а также небольшие труппы, такие, как, например, Австралийская шекспировская компания и Мельбурнский театр «Ла-Мама».

Опера . Австралийская опера в Сиднее и государственная опера штата Виктория в 1996г. объединились в крупную компанию «Опера Австралия». Её основная сцена – Сиднейский оперный театр.
Балет и хореография. Группа Австралийский балет, основанная в 1961г., выступает преимущественно в Сиднее и Мельбурне. Австралийский театр танца был основан в 1965г. в Аделаиде, его возглавляет известный хореограф Мерил Танкарт. Сиднейская хореографическая компания организует представления а Оперном театре, завоевавшие широкое признание в стране.

Изобразительное искусство . Первыми значительными австралийскими художниками были Том Робертс, Артур Стритон, Чарльз Кондер, Джон Лонгстаф. Испытав влияние европейского искусства в 1880-х годах, они способствовали проникновению живописи на открытом воздухе (пленэр) в Австралию. Среди более молодых художников – Джеймс Глисон, видный сюрреалист; Дональд Френд, основоположник выразительных и сложных ландшафтных стилей; Сидней Нолан, разработавший специальный метод представления австралийской мифологии. Альберт Намаджира – художник абориген, прославившийся изображением ландшафтов центральной Австралии. Среди известных современных австралийских художников отметим Брета Уайтли, Про Харда и Джона Ольсена.

Архитектура
. На заре истории Австралии архитектура имела сугубо утилитарный характер. Во время правления губернатора лаклана Маккуори каторжник Френсис Гринуэй (1777-1837) был назначен архитектором колонии. Вильям Уорделл (1823-1899) и Эдмунд Блекет (1817-1883) были главными поборниками возрождения готического стиля в Австралии. Уолтер Берли Гриффин(1876-1937), уроженец Чикаго, осуществил планировку столичного города Канберры. Ведущие современные архитекторы – Рой Граундс и Гарри Сейдлер.

Библиотеки . Крупнейшие в Австралии – Библиотека штата Виктория (Мельбурн), Национальная библиотека (Канберра), Библиотека штата Новый Южный Уэльс (Сидней) и Библиотека Фишера при Сиднейском университете – насчитывают более чем по два миллиона томов. Библиотека Митчелла в Сиднее – основной источник по истории Австралии.

В 1880–1895, когда в Австралии усилилась тенденция к объединению страны, начался довольно заметный культурный подъем, оставивший след в художественной литературе. Две мировые войны, межвоенный период экономического кризиса и большой наплыв европейских иммигрантов послее 1945 повлияли на формирование специфической австралийской национальной культуры. За последние десятилетия австралийские художники, музыканты, ученые и писатели стали лучше известны за рубежом.

Образование

В Австралии обучение в начальных и средних школах обязательно для всех детей в возрасте от 6 до 15 лет (в Тасмании – до 16 лет). Правительство каждого штата учреждает систему государственного образования, которая составляет самое значительное звено расходов бюджета. Эта система обеспечивает светское образование за весьма скромную годовую плату (от которой обычно освобождают малоимущих). Имеется также много негосударственных платных школ, часть которых принадлежит религиозным общинам. Существуют как элитные школы, взимающие большую плату за обучение, так и более демократические (например, многие католические) школы.

По состоянию на август 1996, в Австралии было зарегистрировано свыше 9,6 тыс. школ, в том числе 74% государственных и 26% негосударственных. Среди последних насчитывалось 67% католических и 5% англиканских школ. Общее число учащихся в начальных и средних школах превышало 3,1 млн., из них 71% в государственных и 29% в негосударственных школах.

По окончании средней школы имеется возможность получить университетское или профессиональное образование, которое за последние 15 лет претерпело значительные изменения. Имеется 35 государственных университетов (из них некоторые были преобразованы в университеты только в конце 1980-х годов) и три частных университета (тоже относительно новых). Государственные университеты финансируются федеральным правительством в соответствии с признанным научным профилем.

Государственные университеты подразделяют на три группы. К одной из них относят университеты, которые были основаны давно и имеют четко выраженную научную ориентацию: Сиднейский (основан в 1850), Мельбурнский (1853), Аделаидский (1874), Тасманийский (1890) в Хобарте, Квинслендский (1909) в Брисбене и Западно-Австралийский (1911) в Перте.

Ко второй группе относятся университеты, созданные в послевоенный период, которые, помимо мощной научной базы, уделяют большое внимание подготовке преподавателей. Это Австралийский национальный университет в Канберре (основан в 1946, с автономным Институтом научных исследований); университет Нового Южного Уэльса в Сиднее (1949), университет Новой Англии в Армидейле (1954), университет Маккуори в Сиднее (1964), университеты Монаш (1961) и Ла-Троб (1967) в Мельбурне, университет в Ньюкасле (1965), университет Флиндерса в Аделаиде (1966), университет Джеймса Кука в Таунсвилле (1970), университет Гриффита в Брисбене (1975), университет Мердока в Перте (1975), университет в Вуллонгонге (1975) и университет Дикина в Джилонге (1974).

Третья группа охватывает университеты, организованные в самые последние годы, некоторые из них были преобразованы из учительских колледжей, технологических институтов и т.д. В данную группу входят в Новом Южном Уэльсе – Сиднейский технологический университет (получил университетский статус в 1988), Западно-Сиднейский университет (1989), университет Южного Креста (1994) и университет Чарльза Стёрта (1989); в Виктории – университет при Королевском Мельбурнском институте технологий (1992), Балларатский университет (1994), Технологический университет штата Виктория (1990) и Суинбернский технологический университет (1992); в Квинсленде – Квинслендский технологический университет (1989), Западно-Квинслендский университет (1991) и Центрально-Квинслендский университет (1994); в Западной Австралии – университет Эдит Кауан (1985) и технологический университет Кертин (1986); в Австралийской столичной территории – Канберрский университет (1990) и в Северной территории – университет Северной территории (1989). Имеются также три частных университета: университет Бонд (1987) в Голд-Косте (Квинсленд); Австралийский католический университет (1991), рассредоточенный в семи кампусах в Восточной Австралии, и университет Нотр-Дам (1989) в Западной Австралии.

С 1984 по 1988 студенты австралийских университетов не вносили плату за обучение. С 1989 была введена система платного высшего образования, по которой студенты вносили плату за весь курс обучения (которая на самом деле покрывала лишь часть фактических расходов). Эту сумму можно было внести сразу или по окончании университета выплачивать частями из заработной платы, когда она превысит 21 334 австрал. долл. в год. По состоянию на 1999, размер этой платы составлял 3409 австрал. долл. в год за курсы гуманитарных, общественных и педагогических наук, 4855 австрал. долл. в год за курсы технических наук, компьютерной технологии и предпринимательства и 5482 австрал. долл. в год за курсы юриспруденции, медицины, стоматологии и ветеринарии.

В 1996 в университетах Австралии обучалось 630 тыс. человек, из них 72% (458 тыс.) с целью получения диплома бакалавра. Продолжительность обучения колеблется от трех лет для получения степени бакалавра наук или искусств до шести лет для получения диплома врача или хирурга. Университеты Мельбурнский, Квинслендский и Новой Англии предоставляют заочное образование по некоторым специальностям. Рост стоимости обучения привел к рационализации отбора абитуриентов и высоким конкурсам при поступлении в такие престижные университеты, как Сиднейский, Мельбурнский и Австралийский национальный.

Помимо университетов, в Австралии существует разветвленная система профессионального образования. В штатах и территориях функционируют институты, предоставляющие техническое и другое образование. Они финансируются федеральным правительством и частными лицами. В 1996 в этой системе обучалось 1,35 млн. студентов.

По состоянию на май 1996, 42% австралийцев в возрасте от 15 до 64 лет (ок. 5 млн. человек) имели образование выше среднего, в т.ч. 1,5 млн. – по степень бакалавра и более высокие степени.

Попечительство и финансирование искусства

Искусство в Австралии поддерживается благодаря государственным субсидиям и филантропической деятельности. Ниже приведены некоторые данные о масштабах этой поддержки. В 1997 примерно 82% австралийцев хотя бы один раз посетили кинотеатр, 48% – слушали симфонический оркестр, 47% – побывали в художественной галерее, 47% – в драматическом театре, 41% – в музыкальном театре, 41% – на концерте рок-музыки, 19% – на сольном концерте, 13% – на оперном спектакле и 12% – на балетном представлении. В 1995 38% взрослых австралийцев пользовались публичными библиотеками, тогда как в 1993–1994 средний австралиец тратил 61 австрал. долл. на покупку книг.

Главным государственным органом по поддержке искусств является Австралийский совет, который был основан в 1968. Он распределяет гранты австралийским деятелям искусства и художественным организациям на основе конкурса заявок. Имеются специальные программы финансирования для поощрения искусства аборигенов, проектов культурного развития общин, танцевального искусства, литературы, музыки, новых средств массовой информации, театра, зрелищных искусств и народного творчества, а также известных организаций. В 1998 большие гранты получили Австралийский балет, Сиднейский симфонический оркестр, Австралийский камерный оркестр и различные государственные театральные компании. Правительства штатов и территорий реализуют программы дополнительного финансирования.

Многие крупные корпорации выступают в роли спонсоров определенных художественных организаций и мероприятий. Например, Седьмой канал телевидения является главным спонсором Австралийской оперы, «Телстра» – спонсором Австралийского балета, нефтяные компании «Эссо» и «Шелл» – спонсорами Национальной галереи Австралии.

Фестивали искусств

Главный фестиваль искусств в Австралии устраивается в Аделаиде раз в два года. Ближайший запланирован на март 2000. Аделаидский фестиваль охватывает все виды искусств и литературы и привлекает ведущих международных и австралийских мастеров и организации. В нем участвуют не только профессионалы, но и любители искусства.

Ежегодно в феврале проводится фестиваль искусств в Перте, а в январе – в Сиднее. Более специализированные музыкальные фестивали устраивают в Аделаиде в феврале в те годы, когда нет главных фестивалей. Кроме того, каждый год в марте организуют фестиваль поп-музыки «Мумба» в Мельбурне, а в январе – фестиваль кантри-музыки в Тамуэрте (Новый Южный Уэльс).

Литература

Поэзия

Ранняя австралийская поэзия находилась под сильным влиянием английской романтической поэзии 18 в. Вследствие этого первые лирики, например Баррон Филд (1786–1846), Вильям Чарльз Вентворт (1790–1872) и Чарльз Хэрпар (1813–1868), несмотря на техническое мастерство, видели Австралию глазами англичан и писали о ней английским поэтическим языком. Первые значительные поэты – уроженцы Австралии Генри Кендол (1839–1882) и Эдам Линдсей Гордон (1833–1870) – популяризировали баллады о сельской жизни в Австралии. Наиболее значительными писателями прославленных «девяностых годов» австралийской литературы были Эндрю Бартон («Банджо») Патерсон (1864–1941) и Генри Лоусон (1867–1922). Патерсон создал окончательный вариант всемирно известной баллады «Танцующая Матильда». В 1880 в Сиднее Дж.Ф.Арчибальдом и Э.Дж.Стивенсом (1865–1933) был основан журнал «Бюллетень».

Австралийские поэты Виктор Дейли (1858–1905) и Кристофер Джон Бреннан (1870–1932) известны не столь широко. Дейли писал романтические стихи. Бреннан был одним из первых англоязычных писателей, испытавших воздействие французского символизма. Бернард О"Дауд (1866–1953), находившийся под большим влиянием Уолта Уитмена, был мастером поучительной демократической поэзии. Джон Шоу Нейлсон (1872–1942) и Хью Мак-Крэ (1876–1958) – два величайших поэта Австралии. Однако лишь немногие поэты превзошли Кеннета Слессора (1901–1971), чьи Пять колоколов занимают уникальное место в австралийской литературе. Доротея Маккеллар (1883–1968) выпустила много сборников стихов, но наибольшую известность ей принесла поэма Моя страна (1945), которую признают жемчужиной австралийской поэзии. Среди других значительных поэтов – Джеймс Маколи (1917–1976), Гвен Харвуд (1920–1995), Уджеру Нунакал (1920–1993, псевдоним Кэт Уокер), А.Д.Хоуп, Джудит Райт и Крис Уоллес-Краббе.

Страница 1 из 4

Основная территория материка мало заселена. Большинство населения проживает в городах, расположенных на узкой полосе земли вдоль восточного и юго-восточного побережья; только недавно возникшая Канберра находится чуть дальше от берега. На материке сухой и жаркий континентальный климат. Население страны в основном городское (85%); коренное население, аборигены, составляют 1,5% от общего числа австралийцев.

Люди жили на территории Австралии уже за 40 тыс. до н.э. Инструменты, используемые человеком за 8 тыс. лет до н.э., на всех материках выглядят одинаково: скребки, сколки каменных пород, палки-копалки. На населенный аборигенами материк обратили внимание голландские мореплаватели и британские путешественники. После экспедиций в Австралию Бугенвиля (1768 г.) и Кука (1770 г.) между Англией и Францией зарождается соперничество, завершившееся в пользу англичан. В январе 1788 г. первая высадка каторжников в порте Джексон (Сидней) положила начало британской колонии в Австралии (Новый Южный Уэльс). Со временем Австралия перестает быть местом ссылки и становится колонией Британской империи. Ныне усилия лейбористских правительств направлены на повышение конкурентоспособности страны и устранение структурных проблем в экономике. Коренное население, аборигены, получают небольшую часть исконных земель.

Из-за своего географического положения Австралия на протяжении сотен лет была фактически отрезана от окружающего мира, поэтому влияние других народов было минимальным. Кроме того, природные условия континента обеспечивали аборигенам удовлетворение их потребностей с помощью охоты и собирательства. Результатом этого стало пребывание австралийцев на примитивной стадии развития, хотя это и не дает основание для утверждений об их дегенерации или регрессе, как пытаются представить некоторые ученые. На несколько более высокой стадии развития находились коренные жители Океании.

Коренное население Австралии при появлении европейцев насчитывало около 300 тыс. Это были кочевые племена, не знавшие земледелия и скотоводства, ткачества и гончарства, не умевшие обрабатывать металл. В семейных отношениях парный брак еще только зарождался. Европейцы, наблюдавшие за аборигенами, сначала полагали, что у них отсутствуют религиозные верования. Но на самом деле именно религиозные воззрения, главную роль в которых играл тотемизм, являлись основой повседневной жизни, социальных отношений и культуры австралийцев. У большинства австралийских племен господствовало представление о том, что в отдаленные времена, обозначавшиеся термином «время снов», жили фантастические полулюди-полуживотные – мужчины-эму, мужчины-кенгуру, женщины-птицы, от которых произошло затем население Австралии. Эти прародители охотились, воевали, женились, устраивали различные празднества. Следы их ног и результаты поступков превратились в деревья, водопады, холмы, звезды и т.д. Многие австралийские кланы считают себя прямыми потомками прародителей, а каждая тотемическая группа имеет свой священный участок, особые легенды и специальные обряды.

Культура народов Австралии мало чем отличается от их верований. Элементы первобытной культуры сохранились у народов, населяющих не только Австралию, но и Океанию, а также Южную и Тропическую Африку. Они привлекали внимание этнографов, которые отмечали общие черты этих культур: единство человека и природы, нерасчлененность этих понятий, которая обнаруживает себя в бережном отношении к воспроизводящим силам природы, в системе космогонических представлений и антропогенных мифов, в понятии времени и пространства. На анализе этих культур можно показать, что универсальная культура человечества проявляется в локальном разнообразии. В каждой локальной культуре прорабатывается нечто, входящее в культурную сокровищницу всего человечества.

Основная территория Австралии мало заселена. Большинство населения проживает в городах, расположенных на узкой полосе земли вдоль восточного и юго-восточного побережья; только Канберра находится чуть дальше от берега. Население страны в основном городское (85%); коренное население, аборигены, составляют всего 1,5% от общего числа австралийцев .

На материке Австралии - очень сухой и жаркий континентальный климат.

Люди жили на территории Австралии уже за 40 тыс. до н.э. Инструменты, используемые человеком за 8 тыс. лет до н.э., на всех материках выглядят одинаково: скребки, сколки каменных пород, палки-копалки.

Из-за своего географического положения Австралия на протяжении сотен лет была фактически отрезана от окружающего мира, поэтому влияние других народов было минимальным. Природные условия континента обеспечивали аборигенам охоту и собирательство. Результатом этого стало пребывание австралийцев на примитивной стадии развития с точки зрения цивилизации. На несколько более высокой стадии развития находились коренные жители Океании.

Коренное население Австралии при появлении европейцев насчитывало около 300 тысяч человек. Это были кочевые племена, не знавшие земледелия и скотоводства, ткачества и гончарства, не умевшие обрабатывать металл . В семейных отношениях парный брак еще только зарождался. Европейцы, наблюдавшие за аборигенами, сначала полагали, что у них отсутствуют религиозные верования. Но на самом деле именно религиозные воззрения, главную роль в которых играл тотемизм, являлись основой повседневной жизни, социальных отношений и культуры австралийцев.

У большинства австралийских племен господствовало представление о том, что в отдаленные времена (так называемое «время снов»), жили фантастические полулюди-полуживотные – мужчины-эму, мужчины-кенгуру, женщины-птицы, от которых произошло затем население Австралии. Эти прародители охотились, воевали, женились, устраивали празднеики. Следы их ног и результаты поступков превратились в деревья, водопады, холмы, звезды и т.д. Многие австралийские кланы считают себя прямыми потомками прародителей, а каждая тотемическая группа имеет свой священный участок, особые легенды и специальные обряды.

Культура народов Австралии мало отличается от их верований. Элементы первобытной культуры сохранились у народов, населяющих не только Австралию, но и Океанию, а также Южную и Тропическую Африку. Общие черты этих культур: единство человека и природы, нерасчлененность этих понятий, которая обнаруживает себя в бережном отношении к воспроизводящим силам природы, в системе космогонических представлений и антропогенных мифов, в понятии времени и пространства.

Культура народов Австралии неразрывно связана с религиозными верованиями аборигенов. Их религиозные представления коренятся в понятии мифического стародавнего времени, которое именуют «временем сновидения». В эту мифологическую эпоху, после сотворения мира, первоначальные небесные существа открыли людям таинства и установили нравственные и юридические нормы. С миром усопших и с богами, свидетелями этого времени, можно общаться с помощью священных снов.

Австралийская мифология говорит о том, что предки оставляют в природе следы своего присутствия в виде деревьев, камней и источников . В каждом таком месте существа из «времени сновидений» оставляют «детские духи», которые оплодотворяют проходящих мимо женщин.

Человек сохраняет особую связь с тем священным местом, где, как считается, забеременела его мать, символически связан с каким-либо животным, растением или атмосферным явлением, которое является ему во сне и дает советы. После смерти человек возвращается к своему сну и к священному месту своего зачатия, чтобы, в свою очередь, оплодотворить женщину и обеспечить непрерывность жизни.

Ритуалы также должны обеспечить высокую рождаемость в племени и плодородие в окружающей природе, обеспечивая в нужном количестве дожди, источник жизни растений и животных.

Каждый род связан с одним из видов животных, который является его тотемом (эму, кенгуру и т.п.). Тотему, естественно, нельзя причинять вред, а он, в свою очередь, сообщает полезные сведения в сновидениях.

Обряды инициации совершаются в несколько этапов и растягиваются на многие годы. Они включают физические действия над телом инициируемого, иногда довольно болезненные (обрезание, нанесение шрамов, вырывание зубов, эпиляция), символическое умерщвление и воскрешение. Обряды инициации вырывают молодого человека из среды женщин и одновременно дают ему право совершать священнодействия.

В качестве тотемов выступают чаще всего животные и лишь изредка растения или какие-нибудь предметы. Особенностью тотемизма у австралийцев является половой, когда кроме общего родового тотема у мужчин и женщин существуют еще отдельные.

Индивидуальные тотемы имели колдуны, знахари и вожди. Жители Австралии не считают его чем-то высшим, поэтому неверно говорить о его обожествлении – существует вера только в сверхъестественное родство с ним. Аборигены верят, что в людях живут те же духи, что и в их тотемных животных, растениях, скалах, а также в легендах и ритуальных церемониях. После смерти дух освобождается от тела и возвращается к духовному существованию. Так аборигены связаны с окружающим миром, членами своего рода и другими группами людей по соседству, а также с прошлыми и будущими поколениями.

Тотемизм австралийских аборигенов предполагает взаимную магическую зависимость: с одной стороны, он влияет на человека, спасая от опасности; с другой же, люди тоже могут воздействовать на него. Это влияние выражается, в частности, в церемонии умножения (интичиум), распространенной в центральных районах Австралии. Во время церемонии члены рода стараются сблизиться с тотемом и почерпнуть у него силы. Одним из способов такого сближения было поедание мяса тотемного животного после специальной церемонии, включающей в себя уборку тотемного участка, окропление собственной кровью из вены священных предметов, исполнение обрядовых песен и танцев. Этот обряд призван заставить тотем размножаться.

С ним связаны и верования в сверхъестественную силу определенных предметов, имеющих значение тотемических эмблем. У ряда племен в качестве таких эмблем выступают овальные камни или пластинки из дерева с закругленными концами – чуринги. Их покрывают рисунками, не имеющими общего с тотемом, но символически его обозначающими. Они являются важнейшим достоянием группы и хранятся в особых местах, куда запрещен доступ непосвященным. Обычно таким местом был тотемический центр, отмеченный каким-нибудь природным знаком – скала, пещера или водоем. Здесь хранились реликвии племени и совершались магические обряды. Как правило, сюда запрещался доступ женщинам. В то же время во многих группах проводились тайные женские церемонии, на которых не могли присутствовать мужчины.

Однако тотемизм является не единственной формой религиозного сознания аборигенов Австралии. По свидетельству исследователей, почти все они панически боятся порчи со стороны врага. Любая смерть, болезнь или еще какое-нибудь несчастье тут же связывается с колдовством. В таких случаях принято проводить гадания, чтобы выяснить, где находится враг, наславший порчу. Но на деле к обряду вредоносной магии прибегали крайне редко, т.к. это означало навлечь на себя неизбежную месть родственников жертвы.

Очень развита у австралийцев лечебная и любовная магия. У всех племен существуют знахари, практикующие как лечение целебными травами, так и использование различных форм заговора и гипноза. Если больной излечивался, это приписывалось влиянию магических сил. Применялись магические приемы и для достижения успеха в любовных делах: чтобы привлечь внимание женщины и вызывать у нее ответное чувство, использовали незатейливые украшения, над которыми заранее произносились заклинания. В этом случае обычным формам ухаживания приписывалось магическое влияние.

У многих австралийских племен существует развитая мифология . В языках некоторых народов одно и то же слово обозначает уже упоминавшийся термин «время снов» и легенды, имеющие отношение к событиям той далекой эпохи. Но эти легенды отнюдь не считаются священными. Как правило, в них повествуется о различных небесных светилах или животных. Многие мифы посвящены подвигам разных героев, обычно выступающих в образах полулюдей-полуживотных. Рассказы об их деяниях прошли через много поколений в виде песенных циклов. Исполнялись эти песни во время племенных церемоний, называемых некоторыми народами корробори. Поскольку у аборигенов Австралии не было жрецов, принять в них участие могли почти все взрослые члены племени, сами же песни, служившие в качестве аккомпанемента к ритуальным танцам, обычно исполняли старики.

У большинства австралийских племен религиозно-мифологические воззрения во многом сходны. Так, например, хотя ни у одного народа не существовало веры в единого верховного бога, все же можно назвать несколько особо почитаемых в разных частях материка сверхъестественных существ. Это Ванджина, чье изображение встречается в пещерных рисунках северо-запада Австралии, Байяме, почитавшийся у народов юго-востока, или Атнату, упоминаемый в легендах племен Центральной Австралии. Характерной особенностью является связь с обрядами инициации: именно им приписывается создание людей, установление обычаев и норм морали.

Обряд инициации был важнейшим моментом в жизни юношей, посвящавшихся во взрослые члены племени, и девушек, получавших право вступать в брак. С этим обрядом связаны некоторые церемонии. Обычно трудные испытания ожидали мальчиков – в течение нескольких лет они должны были совершенствовать свои физические качества, развивать охотничьи навыки, придерживаться ограничений в пище. Во многих районах Австралии практиковались обрезания и различные физические увечья. Прошедших испытания учили традициям племени, знакомили со священными местами и ритуальными танцами, обрядами и легендами.

Проходившая в XVIII–XIX вв. британская колонизация привела к гибели большей части коренных жителей Австралии . Оставшиеся в живых во многом утратили свою культуру и прежние верования. Английские миссионеры насаждали среди аборигенов христианство, стараясь приспособить его к местным верованиям. Лишь небольшая часть коренного населения сохранила и продолжает сохранять старые обычаи.

Большая группа религиозных обрядов у коренного населения Австралии связана с погребальным культом. Обычаи захоронения у них очень разнообразны: захоронения в разном положении, кремация, воздушное погребение и даже ношение трупа с собой, а также поедание умерших соплеменников. Однако представления о загробной жизни у австралийцев крайне неопределенные. (Вернее наверное будет сказать, что представления цивилизованных о представлениях аборигенов неопределённые. :-)) У некоторых племен существуют верования в то, что души умерших отправляются в отдаленные края или на небеса, у других распространены поверья о скорой смерти души после гибели тела.

Элькин А. Коренное население Австралии.