» » Познавательная игра викторина к 1 сентября. Методическая копилка

Познавательная игра викторина к 1 сентября. Методическая копилка

Класс делится на две команды.

Ведущий 1. Чтобы получить разрешение выйти из порта, необходимо пройти блицопрос. За каждый правильный ответ команда получает пропуск-жетон.

Будут самые необычные, Остроумные, нелогичные, Запутанные и заводные, Вопросы очень смешные.

II. Блицопрос

1. Как правильно: перепонная барабанка или перепончатая барабанка? (Барабанная перепонка.)

2. Что такое поясница? (Пояснительная записка.)

3. Что такое завалинка? (Заваленный экзамен.)

4. Как называется школьный известняк? (Мел.)

5. Знаменитое изобретение Рубика. (Кубик.)

6. Какое яблоко не является фруктом? (Глазное.)

7. Так называют травянистое растение и - довольно обидно - незадачливого ученика. (Лопух.)

8. Людской порок, приписываемый ослам. (Упрямство.)

9. Литературный герой, имеющий семь пятниц на неделе. (Робинзон Крузо.)

10. Титул узника замка Иф, известного по роману А. Дюма. (Граф (роман «Граф Монте-Кристо»).)

11. С каким животным иногда сравнивают ученика, которого и пушечным выстрелом не разбудишь? Говорят, что он спит как... (сурок).

12. Что роднит лошадь и льва? (Грива.)

13. Коломенская мера длины. (Верста.)

14. «Провожатый» в Киев. (Язык.)

15. Зодиакальный бычок. (Телец.)

16. Как зовут женщину, которая летает на аппарате тяжелее воздуха? (Баба-яга.)

III. Остров литературный

Ведущий. Вот уже наши корабли зашли в территориальные воды литературного острова. Таможня этого государства предлагает следующие условия: вам необходимо ответить на вопросы, а затем составить буриме.

Знаю, вы читали много.

И хочу вам предложить

О своих любимых книжках

Здесь сейчас поговорить.

1. Вопросы

1. Из какой губернии был Левша? (Из Тульской.)

3. О какой дороге идет речь в известном стихотворении Н.А. Некрасова, где упоминается Аполлон Бельведерский? (О железной.)

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную. (М.Ю. Лермонтов.)

5. К кому обращены эти строки А.С. Пушкина? Закончите строфу

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам - ... (Царское Село).

(А.С. Пушкин обращается к друзьям-лицеистам.)

2. Буриме

Команды получают карточки с рифмами и сочиняют к ним стихотворение. Рифмы: разных - праздник; календаре - сентябре; осенний - вдохновенье; звонком - каждый дом.

IV. Остров математический

Ведущий. Вдали показался берег математического острова, мы скоро пристанем к нему, однако на сушу могут спуститься только по одному человеку от команды. Мы приглашаем на остров самых сильных математиков.

1.Задачи

1. У 14 лучших друзей капитана Флинта было по одной ноге, а у самого Флинта целых две. Сколько всего ног, не считая деревянных, оказалось под столом, когда все пятнадцать садились? (16 ног.)

2. Лучший попугай капитана Флинта изучил 1500 ругательств на разных языках: 270 - на английском, 330 - на французском, 250 - на испанском. Остальные он почерпнул из великого русского языка. Сколько ругательств личный попугай Флинта выучил на русском языке? (650 слое.)

3. Один пират спросил у Флинта: «Сколько букв в греческом алфавите?» Флинт этого не знал. Ответьте на этот вопрос. (В словах «греческий алфавит» 16 букв.)

2. Веселая викторина

1. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби.)

2. Какой многоугольник является высоким военным начальством? (Пятиугольник. По-гречески pentagonon. Пентагон - здание военного министерства США в форме пятиугольника, в переносном смысле - военное ведомство США.)

3. Найдите среднее арифметическое ежа и змеи. (Колючая проволока.)

4. Какой математический закон, известный всем с младших классов, стал популярной пословицей? (От перемены мест слагаемых сумма не меняется.)

5. Что есть у каждого слова, растения, уравнения. (Корень.)

6. Какая геометрическая фигура «подрабатывает» в цирке гимнастическим снарядом? (Трапеция.)

2015-201 6учебного года

Место проведения : на площадке

Рабочая группа: организаторы: О.Е. Легошина, О.В. Майструк

ответственный за музыку: А.И. Самко,

ответственный за оформление: учащиеся 11 и 9б класса,

ответственные за подарки первоклассникам: О.Е. Легошина, Л.Б. Егорова

ответственные за выступление первоклассников: С.Г. Рейма и Н.С. Лемко

09. 00 – 10. 00 – звучат песни о школе

10.00-линейка (всем кл.рук. быть с классами и следить за дисциплиной)

Участники в сценарии : Вед: Е.Легошина и А. Журина, сценка: незнайка и кнопочка (Илья с Оксаной), песня А.Сироткина, 11 и 9б кл готовит поздравление стихи, подарки, шары гелевые с голубями из бумаги, звонок подают

ВЕД 1 : Доброе утро, школа!

ВЕД 2 . Доброе утро, дорогие ребята, гости, учителя и уважаемые родители!

ВЕД 1. Сегодня - день начала учебы, новых встреч с огромным миром знаний, который готовы открыть вам учителя.

ВЕД 2. Доброго настроения вам и тем, кто пришел сюда в первый раз, и тем, кто прожил столько интересных и полезных лет в нашей школе.

ВЕД 1. Добра всем гостям и участникам нашего праздника!

ВЕД 2 : Кажется, будто вчера мы стояли,
Веселое время каникул встречали,
Которое после учебного года
Давно ль началось?..
Но царица природа
Неумолима, и месяцы лета
В прошлом. И новая школьная форма надета.

ВЕД 1 : В школу, в школу – утро зовёт,
В школу, в школу – ветер поёт.
Интересным будет урок,
Станет счастливым весь год!

ВЕД 2 : Всего полчаса – и первый звонок
Всех позовет опять на урок.
Школьные двери вновь распахнутся.
Завтра учебные будни начнутся.
Ну, а сегодня – праздничный час!
Хором: С праздником мы поздравляем всех вас!

ВЕД 1 : Первое сентябрьское утро несёт с собой что-то новое, ведя нас по неизведанным дорогам знаний. Это начало большого школьного пути для первоклассников и старт последнему учебному году для девятиклассников.

ВЕД 2. : А где же наше пополнение?

ВЕД 1 . Здесь. И они с нетерпением ждут когда их позовут на линейку. Ведь они сегодня самые главные действующие лица праздника. Именно для них сегодня будет звучать первый в их жизни школьный звонок. Под бурные аплодисменты поприветствуем наших первоклассников.

(Звучит школьная мелодия, первоклассники с 11классом с классным руководителем проходят круг почёта под песню «ПЕРВОКЛАШКА»)

ВЕД 2. Школа, под гимн РФ стоять смирно. Право поднять флаг РФ предоставляется ……………………………………………………………….

(Звучит гимн РФ)

ВЕД 1. Торжественная линейка, посвященная Дню Знаний, объявляется открытой.

ВЕД 2 : Ситуация не нова и понятная вполне,
Если взял директор слово,
Все в полнейшей тишине.
Ждем с волненьем каждый раз,
Что он скажет нам сейчас?

ВЕД.1 Слово для приветствия предоставляется директору школы

Марченковой Нине Михайловне (Н.М. должна представить новых учителей)

На нашем празднике присутствуют гости______________________________

__________________________________________________________________

ВЕД 2 : Дорогие первоклассники!
Первый раз пришли вы в школу,
Первый раз в первый класс,
Все для вас сегодня ново,
Всё волнует вас сейчас!

ВЕД 1: Дорогие малыши,
Знаем, вы готовились!
Рассказать свои стихи,
Вы уже настроились!

Выступление первоклассников

1.Мы дошкольниками были,
Мы ходили в детский сад.
Мы из глины мастерили
И лошадок и зайчат...

2.Мы немного буквы знаем,
Научились мы считать.
Мы по пальцам сосчитаем:
Раз, два, три, четыре, пять...

3.А теперь, а теперь
Открывай нам, школа, дверь!
Нам скорее подари
Расписные буквари!

4.Мы хотим скорей учиться,
Подружиться с букварем!
От страницы до страницы
Мы к весне его прочтем!

5.Мы научимся до лета
Рисовать, писать, считать,
И всегда по всем предметам
Получать мы будем пять»!

6.А теперь, а теперь
Открывай нам, школа дверь!
Принимайте в школе нас:
Здравствуйте, мы -
Первый класс!

ВЕД 2. На трудной дороге в страну Знаний вашим наставником, другом и помощником будет ваш первый учитель. Слово предоставляется __________________________________________________________________.

Первый учитель: Дорогие первоклассники!

Я открою перед вами
Знанья светлого пути.
И пойдете вы не сами,
Вместе будем мы идти
По неведомым дорожкам
В мир неведомых чудес.
Будет трудно нам немножко,
Но у нас Ключ Знаний есть.
Он любую дверь откроет,
В мир познанья пригласит .

СЦЕНКА (НЕЗНАЙКА и КНОПОЧКА)

К микрофону выбегает Незнайка. Он весь обвешан сумками и портфелями.

Незнайка : Разойдись! Расступитесь! Дайте пролезть, в конце концов!
Незнайка подходит к ведущим, ставит портфели и сумки на асфальт, вытирает лоб рукавом.
Незнайка : (Обращаясь к ведущим): Я не опоздал? Здрасьте! Три дня собирался, замаялся совсем. Теперь полный порядок! Теперь, так сказать, вооружился до зубов. А думаете легко? Знания, они вон сколько весят! Но я твёрдо решил стать умным. А как решил – всё: умру, но стану. (Начинает собирать сумки в руки) Где у вас тут в школу записываются?
Из рядов учеников появляется Кнопочка.
Кнопочка: Незнайка! Незнайка! Вот ты где … (Переводит дух) Еле догнала! (Обращается к зрителям) Здравствуйте! И простите, что я вмешиваюсь, я понимаю, сегодня такой большой праздник…
Незнайка: Очень большой! Просто огромный! Я в школу иду! (Ставит вновь все портфели на асфальт)
Кнопочка: Да ну?
Незнайка: Точно! Видишь, сколько всего собрал? (Показывает на портфели и сумки)
Кнопочка : Что собрал?
Незнайка: Ну вещи разные… Для учёбы. И книги … Знаешь, что дома нашёл – всё принес!
Кнопочка: Всё?
Незнайка: Всё!
Кнопочка : Так я и думала! Верни мне, пожалуйста, мою книгу «Для тех, кто вяжет».
Незнайка: Вяжет что?
Кнопочка : Ну вещи всякие – носочки, варежки, кофточки…
Незнайка: А-а-а! Пожалуйста! Я думаю, что вязание сегодня мы проходить не будем.
Незнайка отдаёт книгу. Кнопочка заглядывает к Незнайке в сумку и достаёт от туда утюг.
Кнопочка: А это тебе зачем?
Незнайка : Это всего лишь утюг! В школу надо ходить аккуратно одетым. Вот я и прихватил утюг, вдруг брюки помну. А ещё, если с кем подерусь, к синяку приложить можно. Вот так.
Незнайка показывает. Кнопочка открывает следующую сумку и достаёт веник.
Кнопочка : Ну а это-то зачем?
Незнайка : А это мне знакомый посоветовал, сказал, что если будут из школы выметать, то хоть моим веником выметут – не так обидно будет!
Кнопочка : Да, хорошее у твоего знакомого чувство юмора. Но всё это тебе не нужно!
Незнайка : Неужели всё не нужно?
Кнопочка : А ты у ребят спроси, ведь они собирались на уроки. Пусть расскажут, что с собой нужно брать на уроки.
Кнопочка : Ну, понял теперь, как нужно вести себя настоящему школьнику?
Незнайка : Понял! Выходит, зря я три дня потерял, собираясь…
Кнопочка : Зато теперь умнее стал! На ошибках тоже учатся. Знаешь, Незнайка, а давай ребят с праздником поздравим.
Незнайка : А как?

Кнопочка: Стихами.
Незнайка: Опять за окнами сентябрь
И школа, как большой корабль,
Готова в плавание отправиться –
Вновь год учебный начинается!
Кнопочка: Побед, открытий замечательных,
Событий ярких, знаменательных.
Просторы знаний покорять
И на «отлично» курс держать

ВЕД 1 . Спасибо вам, Незнайка и Кнопочка, за эти поздравления! Ну, а мы продолжаем наш праздник.

ВЕД 2:

Дорогие малыши! Ставьте ушки на макушки!

Сейчас к Вам обратятся корифеи всех школьных наук.

Мастера контрольных и сочинений.

Профессоры по сдаче зачётов и экзаменов.

Изобретатели новейших видов шпаргалок.

Самые старшие ученики школы – одиннадцатиклассники.

И я с удовольствием передаю им слово.

1. Милые первоклассники! Сегодня у вас самый радостный день в жизни!

Сегодня вы пришли к нам просто мальчиками и девочками.

А буквально через несколько минут станете учениками нашей школы.

И мы на правах её самых старших учеников хотим дать вам несколько советов!

2. Мы немного старше вас,

И горим желанием

Донести до вас наказ

И наши пожелания!

3. «Грызть» науку на потом

Вы не оставляйте.

Потом бывает суп с котом!

Побольше вы читайте!

4. Будьте вежливы со всеми,

Старшим не грубите,

Всех быстрей на перемену

Мчаться не спешите!

5. Полюбите физкультуру –

В жизни пригодится

Скорректировать фигуру,

Накачать вам мышцы.

6. И запомнить всем вам надо:

Силы ум важнее!

Вера, дружба – вот что свято!

С ними вы сильнее.

7. Чаще, шире улыбайтесь,

Смейтесь позвончее.

На несчастья отзывайтесь

Добротой своею.

8. Что ж, смелее в долгий путь

Школьный, интересный!

А в дороге не забудь

Дом, друзей и песню!

выпускники дарят первоклассникам подарки и шары с голубями

Вед.1: А сейчас дорогие первоклассники вместе с кл. руководителем отпустят шары в небо и при этом надо загадать самое-самое заветное желание, и оно обязательно исполнится. Встаньте в круг, все вместе возьмитесь за веревочку с шарами и произнесите слова: «Раз –два – три! Шарик с мечтою в небо лети! ». (под музыку «воздушные шары» запускают шары).

Вед.2:
Что ж, может, немножко отдохнём от официальных речей? Предлагаю устроить небольшой конкурс разминку. Сейчас мы проведём викторину, среди учеников нашей школы. Я приглашаю на сцену по одному представителю от каждого класса. (Вы сами, можете определить, из каких классов приглашать учеников. Каждому ученику выдаётся таблички с вариантами ответов, то есть с буквами: а, б, в и г. После того, как ведущий озвучил вопрос, ученики должны поднять табличку с правильным, на их взгляд, ответом.)

Викторина:

1 сентября, это…
А) тяжёлый день
Б) день знаний
В) день кипячёного молока
Г) день неудачников

Продолжите строчку – там чудеса, там леший бродит…
А) там есть Макдональдс
Б) там есть вай фай
В) русалка на ветвях сидит
Г) там можно спать целыми сутками

Что оповещает начало урока?
А) салют
Б) хлопушка
В) смс от учителя
Г) звонок

Когда можно уходить из школы?
А) когда в армию призвали
Б) когда спать хочется
В) когда кончились все уроки
Г) когда придёт смс от учителя

Вед.2:
Спасибо нашим участникам за игру. Мы надеемся, что эта шуточная викторина на 1 сентября взбодрила и раскачала вас. И пока вы опять не заснули, мы приглашаем нашу музыкальную группу, для исполнения песни «Жизнь».

Вед. 1 : Друзья, снова праздник на школьном дворе!
Пусть первый звонок прозвенит в сентябре!
Друзья, снова праздник, день знаний у нас!
Звени же, звонок, в добрый путь, в добрый час!
Школа родная, встречай каждый свой класс!

(Входит “звоночек”)
ЗВОНОЧЕК:

Я звонил в последний раз 25 мая
И тогда я сказал, весну провожая:
“Отдыхайте, загорайте,
Веселитесь, не деритесь.
Книжки разные читайте,
Обо мне не забывайте!”
Вот теперь звоню опять,
Чтобы в школу вас позвать!
Год учебный начинать,
Снова знания вбирать!
Вместе всем учиться,
Грустить и веселиться!
Всем спасибо, что пришли
И улыбки принесли,
Море ароматов,
Здравствуйте, ребята!

Вед. 2 : Для учащихся ежедневно звенит голосистый звонок. Вот и сегодня он ждет, чтобы оповестить о начале учебного года, о начале занятий. Право дать первый звонок предоставляется ученику(це)________________________________

_____________________________________________________________________.

Звенит школьный звонок
Вед. 1
: Звени, звонок! Звени, звонок!
Веселый, грустный, дерзкий!

Вед. 2 : Ждёт в жизни вас другой урок,
Уходит тихо детство!..

Вед. 1 : Звени, звонок! Звени, звонок,
Уроки открывая!

Вед. 2 : Мы к знаниям идём вперед,
Усталости не зная!

Вед. 1: По нашей традиции первыми в школу входят самые маленькие ученики - 1-ый класс. К началу школьного пути вас проводят наши выпускники.

Первый и 11 класс уходят в школу под музыку (ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ?)

ВЕД 2 .На этом торжественная линейка, посвященная празднику Первого звонка считается закрытой.

ВЕД 1. Прозвенел первый звонок в новом учебном году. Мы поздравляем всех с Днём Знаний! СЧАСТЛИВОГО ВСЕМ УЧЕБНОГО ГОДА. А сейчас все идут на свой первый урок нового учебного года.

Здравствуйте, мои читатели! Наверняка вас сюда привела общая цель – в вашем окружении находятся дети школьного возраста. Очень важно с самого начала красиво и интересно подвести школьников к новому учебному году. Именно поэтому, викторина для 1 класса на 1 сентября должна проходить в форме игры или развлечения. Далее я постараюсь предоставить вам варианты подобного время провождения среди первоклассников и учеников других классов.

Игры на День знаний для 1 класса

Предполагается, что в основном коллектив первоклассников в общей массе еще малознаком друг с другом или не успел раскрыть себя перед другими. Учителю или родителям, которые заняты организацией мероприятий подобного плана в таком случае идеально подойдут игры на знакомство .

Игры с мячом

Можно сидеть за партами или стоять. Вариаций на проведение подобного развлечения множество:

Подвижные

Выбирается группа детей . Можно отбирать мальчиков, потом девочек, первую пятерку по списку и так далее. В группе дается задание построиться по:

  • цвету волос, глаз, одежде, обуви от светлого к темному или наоборот;
  • по росту;
  • для девочек по длине волос;
  • по алфавиту, начиная с начала или с конца;
  • по дате рождения, начиная от Нового Года.

Паутинка . Дети должны взяться за руки и образовать круг. Ведущий задает задание и кто подходит под данное описание – входит в круг. Например:

  • Кто родился весной, летом, осенью, зимой;
  • Кому нравятся конфеты, пицца, зеленое мороженное;
  • Кто любит «Волшебник изумрудного города», «Алиса в стране Чудес», «Гарри Поттер» или что-то из современных мультиков.

Викторина самых умных первоклашек

Дети очень любят, когда их испытывают на знания и они могут проявить свой интеллект. Подобные соревнования сплочают детский коллектив и проявляют каждого ученика по отдельности. Для начальной школы могут подойти такие вопросы:

  1. Пингвин – это птица или животное? (Плавающая, но не летающая птица).
  2. Из какого материала был сделан Буратино? (Дерево).
  3. Как называется главнокомандующий школы? (Директор).
  4. Назовите ядовитый гриб (мухомор).
  5. Какое дерево имеет белый ствол? (Береза).
  6. Как называется наша планета? (Земля)
  7. Как называется орган, который может слышать запахи? (Нос).
  8. Спойте песенку, которую исполняет Кот Леопольд (От улыбки станет всем светлей).
  9. Назовите, как можно больше диких животных (медведь, заяц лиса, волк)
  10. Перечислите зимние виды спорта (биатлон, фигурное катание, хоккей, керлинг, конькобежный спорт)

Список вопросов для младшеклассников на тему «В гостях у сказок»

Стоит проводить соревнования между двумя командами. Идеально подходит для 2 класса. Но такие варианты вопросов с ответами могут быть разными.

Для детей такие задания вызывают восторг и неподдельный интерес. Очень важно подпитывать весь процесс атмосферой соревнований. Подобные тематические конкурсы можно проводить в библиотеке. Тогда школьники захотят по прошествии викторины взять себе книгу для прочтения.

Общие правила проведения викторин для школьников

Существует определенные советы, которые помогут правильно создать сценарий проведения викторины, игр, конкурсов, посвященный Дню знаний.

  1. Презентация . Дети отлично воспринимают материал визуально. Например, задается вопрос, а когда звучит правильный ответ – всплывает картинка на экране. Подобным образом можно задавать ребусы, графические загадки.
  2. Сценарий первого сентября не должен быть длинным. Максимальное время проведения – 1 час. Учитывайте, что в этот день дети эмоционально возбуждены, могут переживать, быстро уставать.
  3. Тематические вечеринки прибавляют задора и веселья. Можно использовать темы сказки для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Для детей 4 класса уже можно использовать ранее пройденный материал по предметам и задавать по ним вопросы. Средняя школа любит активные викторины, например, квесты. А вот старшеклассникам понравятся игры типа «Брейн Ринг», «Что? Где? Когда?».
  4. Стоит позаботиться заранее о подручном материале , который будет использоваться в процессе викторины, а также об украшении комнаты в соответствии с тематикой.
  5. Всем детям стоит вначале огласить правила игры , а лучше повесить их на доске в виде графического изображения.
  6. Результат викторины должен быть серьезно оценен и победители по честному вознаграждены. Не стоит акцентировать внимание на проигрыше, лучше заранее предусмотреть поощрительные призы. Важно не испортить праздничное настроение всем участникам проекта.

Если вы готовите задания для первоклашек, то стоит сделать акцент на веселом времяпровождении, знакомстве и проявлении себя.

Вначале необходимо провести разминку в виде игр. Для детей, начиная с 3 класса можно проводить предметные викторины, например, на тему музыки, математики, родного и иностранного языка, литературы и так далее. Средняя и старшая школа будет с интересом выполнять подвижные задания и проявлять себе в интеллектуальных конкурсах.

Квест по школе

Ко Дню знаний можно подготовить креативные идеи проведения такого праздника. Одним из подобных вариантов может быть квест по родной школе. Итак, правила проведения такого мероприятия:

  1. Группа детей делится на команды с равным числом учеников.
  2. Выдается лист бумаги, где указано задание.
  3. Каждый правильный ответ приводит школьников в нужное место на территории школы или школьного двора, где будет ждать их новая подсказка.
  4. Квест не должен быть слишком длинным и включать в себя около 40 минут – 1 часа или не более 10 загадок.
  5. В конце подобной викторины должен ждать учеников сюрприз или приз.
  6. Можно использовать задания, игры, конкурсы, которые будут оценивать независимые судьи, непосредственно на месте. По удачному выполнению судья выдает следующую загадку и так далее.

Проводить подобные мероприятия стоит с детьми, начиная с 6 класса. Чем старше школьники, тем сложнее можно давать им задания.

На страничках моего сайта вы найдете для себя много интересного, не забудьте сохранить собственные заметки в соцсетях и рассказать о них друзьям. А впереди еще много чего интересного! До новых встреч!

С уважением, Анастасия Скореева

Игры, конкурсы и развлечения на 1 сентября для школьников.

УДОЧКА

Для этой игры понадобится скакалка длиной 1,5—2 м. Участвовать могут одновременно несколько человек. Все участники встают по кругу. В центр круга встает ведущий. Он берет в руку скакалку (можно взять веревку или шнур с привязанным на конце мягким мячиком) и со словами: «Ловись, рыбка, большая и маленькая!» начинает вращать скакалку так, чтобы ее конец попал под ноги участников. Задача участников состоит в том, чтобы скакалка не коснулась их ног. Для этого при приближении к ногам «удочки» нужно подпрыгнуть, чтобы скакалка прошла под ногами. Если кто-нибудь из участников наступит на «удочку», то он считается пойманным и при этом меняется местами с ведущим. Игру можно ограничить по времени или проводить до тех пор, пока все участники не перебывают в роли ведущего.

ПОЙМАЙ ВОРОБУШКА!

Это веселая игра рассчитана на всех участников, которые становятся в круг, крепко держась за руки, выбирают «воробья» и «кошку». «Воробья» помещают в центр круга, а «кошку» — за круг. Задача «кошки» состоит в том, чтобы вбежать в круг и поймать «воробья». Остальные же участники не должны подпустить «кошку» к «воробью». Игра продолжается до тех пор, пока «кошка» не поймает «воробья». В этом случае игра заканчивается, и выбираются новые «воробей» и «кошка».

ТЯНИ ТОЛКАЙ

В этой игре всех участников нужно разделить на пары. Пары выстраиваются на одну линию, которую начертил ведущий. На некотором расстоянии (около 3 м) начерчена еще одна линия. Участники становятся спиной друг к другу и захватывают напарника согнутыми в локтях руками. По сигналу ведущего (звонок в колокольчик, хлопок в ладоши, слова: «Раз, два, три — тяни!») пары устремляются к указанной линии. Достигнув отметки, они возвращаются.

При этом сначала один участник идет лицом вперед, а потом наоборот. Победителем становится та пара, которая быстрее остальных вернулась на свое место.

«КАЖЕТСЯ, ДОЖДЬ НАЧИНАЕТСЯ...»

Всех участников делят на две равные команды. Перед каждой командой на некотором расстоянии ставят стул, на который кладут плащ, зонтик и шляпу. По команде ведущего: «Марш!» первый участник подбегает к стулу, надевает плащ и шляпу, затем, открыв зонтик, кричит: «Кажется, дождь начинается!» После этого все снимает и бежит назад к своей команде. Остальные игроки проделывают то же самое.

Побеждает та команда, которая быстрее другой закончит эстафету.

ЛАПША

В землю перед игрой заколачивают большой кол. К нему привязывают веревку длиной 2 м. Вокруг кола (не совсем вплотную, примерно на расстоянии 1 м) укладывают в кучу различные мелкие предметы (палочки, шишки и т. д.) Это и есть «лапша», которую хотят стащить играющие. Один из них — ведущий. Он — «повар». Ухватив свободный конец веревки и натянув ее, «повар» быстро ходит или бегает вокруг горшка (кола). В руки ему дают жгут. Но играющим не терпится отведать «лапши», и они стараются схватить один из предметов, сложенных у горшка. Каждый раз игрокам можно брать только по одному предмету.

«Повар» охраняет «лапшу» и бегает по кругу со жгутом, стараясь осалить играющих. В другой руке он держит натянутую веревку. Осаленный жгутом должен выложить обратно все, что ему удалось унести. Игра заканчивается, когда «расхлебают» всю «лапшу». А выигрывает тот, у кого на руках окажется большее количество «лапши».

МОЛЕКУЛЫ

В ней принимают участие все присутствующие игроки. Все они двигаются хаотично при словах ведущего: «Атомы — молекулы, атомы — молекулы». Затем ведущий неожиданно выкрикивает какое-либо число (например три). При этом все должны образовать команды (обняться, взяться за руки) по столько человек, какое было названо число (в нашем случае — по три человека). Потом опять происходит «брожение атомов», и снова звучит команда. Тот, кому не хватило места в молекуле, становится следующим ведущим. Игра может продолжаться определенное игроками время.

СЛОВЕСНЫЙ ВОЛЕЙБОЛ

Все участники встают в широкий круг. Один из игроков бросает мяч через центр круга. При этом называет слово (существительное). Тот, кто ловит мяч, одновременно добавляет подходящий по смыслу глагол. Например: «облако — плывет», «костер — горит». Кто назовет бессмыслицу, выбывает из игры. Победителем становится тот участник, который останется последним. Так как первоклассники еще не знают, что такое «существительное» и «глагол», то им объясняют, что надо назвать предмет и то, что надо с ним делать.

КУДА-КУДА?

Все участники встают в круг, и ведущий рассчитывает их всех по порядку номеров. Каждый должен запомнить свой номер, а затем все игроки перемешиваются, и опять все встают в круг. В центре встает ведущий. Он называет любые два номера, которые должны поменяться местами, предварительно прокричав: «Куда- куда». Задача ведущего — занять место одного из тех игроков, которые перебегают с места на место. Тот участник, который останется без места, становится ведущим.

МЕНЯЕМ ДВИЖЕНИЯ

Эта игра развивает внимание, которое первоклассникам пригодится и в дальнейшей школьной жизни. Игра заключается в том, что нужно угадать человека, который меняет движения. Для этого все участники становятся в круг. Один доброволец выходит за дверь — вот он-то и будет угадывать.

Когда доброволец выйдет, оставшиеся выбирают наиболее подвижного человека (ведущего), который будет менять движения. Когда доброволец возвращается, все одновременно начинают хлопать. Потом вслед за ведущим меняют движения, например топают (но это нужно делать незаметно для угадывающего). Если доброволец угадал ведущего, то ведущий, в свою очередь, становится угадывающим.

РЕВНИВЫЕ КУРЫ

Все участники выстраиваются в две цепочки друг напротив друга — это «цыплята». Впереди каждой цепочки стоит «курица». По сигналу ведущего «курицы» должны дотронуться (запятнать) до «цыплят» из другой цепочки и защитить своих. «Цыпленок», до которого дотронулась «курица» из другой цепочки, переходит в ее цепочку. Побеждает та «курица», у которой в конце игры окажется больше «цыплят».

РАСТОПИ ЛЕД!

В эту игру лучше играть, если на День знаний выпал теплый, солнечный денек. А если игра проводится в помещении, то можно играть в любую погоду.

Все участники делятся на две команды, каждая получает по одному кубику льда (желательно, чтобы кубики были одного размера). Задача команды состоит в том, чтобы раньше другой команды растопить лед. Кубик должен постоянно переходить от одного игрока к другому. Участники могут греть его в руках, тереть и т. д. Побеждает та команда, которая быстрее растопила свой кусочек льда.

ЗООПАРК

Это просто веселая игра для поднятия праздничного настроения у первоклассников. Все участники встают в круг и берут друг друга под руки. Условия этой игры такие: кто услышит название зверя, которое ему шепнули заранее, но так, чтобы никто не слышал, тот должен упасть, а остальным его нужно удержать. Ведущий начинает рассказ: «Иду я по зоопарку и вижу — лев (все стоят), иду дальше, вижу — крокодил (все стоят), заворачиваю за угол, а там — бегемот (все стоят)... решил я уйти и вижу... ЗАЯЦ». Дальше происходит следующее: все падают, потому что всем шепнули «ЗАЯЦ».

Только для этой игры надо заранее положить что-то мягкое, например маты, которые есть в любом спортивном зале школы, или матрасы и одеяла, если игра проводится дома.

ПУТАНИЦА

Из всех участников выбирают одного ведущего, который отворачивается от остальных игроков. Все остальные берутся за руки и стараются запутаться, не разрывая рук. Затем они зовут ведущего: «Распутай нас!» Ведущий должен распутать запутанных участников, но тоже не разрывая их рук.

ПЕЧЕНЬЕ

Этот конкурс развивает у детей ловкость и реакцию. Для него надо заранее подготовить печенье, желательно такое, которое трудно раскрошить. Все участники делятся на две команды. Перед каждой командой нужно поставить большую тарелку с такими печенинками и дать в руки г1о мячику. По сигналу ведущего (это могут быть звонок в колокольчик или хлопок в ладоши) первые участники команды должны подкинуть мячики вверх и, пока они летят, успеть схватить печенинки из тарелки (чем больше, тем лучше). При этом печенье не должно поломаться или раскрошиться. Победит та команда, у которой в конце конкурса наберется большее количество целых печений. Они и могут стать призами победившей команде.

ОГОРОДНЫЕ СТРАСТИ

Для этого конкурса заранее надо подготовить 8 обручей, 2 ведра, 4—5 картофелин, 2 лейки. Желающих участников делят на две команды по 4 человека. Каждому в руки дается «огородный инвентарь», распределяя так: 1-й участник «пашет землю» (кладет обручи); 2-й участник «сажает картошку» (кладет картошку в обруч); 3-й участник «поливает картошку» (обегает каждый обруч с лейкой); 4-й участник «убирает урожай» (собираёт картофель в ведро).

Все действия происходят друг за дружкой. Побеждает та команда, которая быстрее другой закончит «огородные работы».

ЧЕТЫРЕ СТИХИИ

Эта игра имеет несколько вариантов. Все их можно использовать как самостоятельные. Пусть ведущий выберет то, что ему подходит.

Вариант 1 . Все участники становятся по кругу. В центре его — ведущий с мячом в руках. Он бросает мяч любому игроку и говорит при этом одно из четырех слов: «земля», «вода», «воздух», «огонь». Тот, кому брошен мяч, должен поймать его и, если сказано «земля», ответить названием какого-нибудь животного, живущего на земле, на слово «вода» — названием рыбы, на слово «воздух» — названием птицы. При слове «огонь» надо поднять мяч над головой, повернуться кругом, ответить тем же словом «огонь» и бросить мяч ведущему. Кто ошибется в ответе, тот становится ведущим.

Вариант 2 . Эта игра еще называется «Полслова за вами». Ведущий становится внутри круга. Несколько раз подряд он громко на ходу говорит: «Рыбы, звери, птицы». Неожиданно он останавливается против того или другого игрока и произносит одно из этих трех слов. Раньше, чем ведущий сосчитает вслух до трех, играющий должен назвать рыбу, зверя или птицу в зависимости от того, какое слово сказано. Тот, кто не сумеет в течение этого времени дать верный ответ, становится ведущим.

ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ

Все участники становятся в круг. Ведущий стоит в центре круга. Выбирают третьего лишнего. Он выходит за круг. По сигналу (звонок в колокольчик, хлопок в ладоши, слова «Раз, два, три — начни!») ведущий выходит за круг и пытается догнать игрока, который бежит по внешней стороне круга. Игрок во время бега может поменяться местом с любым из стоящих в круге, тогда тот, с кем поменялся игрок, становится третьим лишним, и водящий ловит его. Если ведущий поймал игрока, то игрок становится ведущим, а ведущий — игроком, и игра продолжается до тех пор, пока не надоест или пока не закончится время, которое на нее отведено.

ЗАПРЕТНАЯ ТЕРРИТОРИЯ

Для этой игры нужно нарисовать на земле два круга (маленький круг должен быть внутри большого). Участники делятся на две группы. Первая группа, взявшись за руки, встает вокруг нарисованного на земле большого круга (снаружи его), вторая группа — внутри маленького. Задача каждого участника — заставить других наступить на запретную территорию, находящуюся между двумя кругами, и при этом удержаться самому. Тот участник, который наступил на запретную территорию, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в одной из команд не останется ни одного игрока.

ШУМНАЯ ЭСТАФЕТА

Для этой эстафеты всех участников нужно выстроить в несколько колонн, перед каждой колонной построить ряд кеглей. Первый участник закрывает глаза и пытается, петляя, обойти все кегли. При этом оставшаяся группа подсказывает ему направление движения. Сложность состоит в том, что когда все группы начинают кричать одновременно, то выделить из общего шума команды голоса своей группы крайне проблематично. Когда первый участник добрался до последней кегли, то группа кричит ему: «Все!». С этими словами участник открывает глаза и бегом возвращается к своей группе, передавая эстафету следующему участнику и вставая за последним. Если участник услышал слово «Все!» не своей группы и открыл глаза раньше времени, то он возвращается и проделывает все с самого начала. Побеждает та группа, у которой быстрее других закончатся игроки.

ВНУТРИ КОЛЬЦА

В этой эстафете принимает участие столько участников, сколько может поместиться в гимнастический обруч. Всех участников выстраивают в две колонны. Первого участника помещают в обруч. Его задача — пробежать с обручем до какой-нибудь конечной точки (это Могут быть стул, стол, кегля, пенек), вернуться назад, взять следующего участника и с ним проделать тот же путь. Эстафету следует продолжать до тех пор, пока не закончатся участники в команде. Побеждает та команда, которая все сделает быстрее другой.

ПАЛКА-ЗАПУТАЛКА

Этот конкурс развивает у маленьких школьников внимание и логическое мышление. Ведущий заранее заготавливает две палки, которые ломает на несколько кусков. Куски от этих палок надо высыпать на пол (землю) и перемешать. Приглашаются два участника, которые должны восстановить палки в первоначальном виде. Выигрывает тот участник, который первым соберет свою палку.

Участников может быть больше, но при этом заранее заготавливается большее количество палок, которые так же необходимо заранее переломить.

ПЕРВОКЛАШКИ-КЕНГУРЯШКИ

Этот конкурс лучше проводить на свежем воздухе (можно на школьном дворе), так как там больше простора. Участников делят на две одинаковые команды, которые выстраиваются друг за другом. На земле (полу, асфальте) нужно прочертить линию, с которой будет дан старт. Первый участник делает прыжок с места двумя ногами. Следующий участник делает прыжок с того места, куда допрыгнул первый (отметка ставится там, где у прыгуна были пятки). Так по очереди проделывают свои прыжки все участники. Победителем будет та команда, у которой последняя отметка находится дальше, чем у другой.

ХВОСТАТАЯ ЗМЕЯ

Для этой игры из всех участников нужно выбрать двух капитанов. Эти капитаны подходят к любому участнику и предлагает ему стать «хвостом», говоря при этом такие слова:

— Я змея, змея, змея, хочешь стать моим «хвостом»?

Если участник соглашается, то он должен пролезть между ног у капитана и встать сзади него, взяв его за талию. Потом капитан с «хвостом» подходит к другому игроку и предлагает то же самое. Если игрок не соглашается, то капитан должен его убедить другим способом (рассмешить, рассказав анекдот или смешную историю, прочитать стишок, спеть песенку). После этого убежденный участник пролезает под ногами капитана и встает в «хвост». Победит та «змея», капитан которой будет убедительней другого и соберет больший «хвост».

ЧЕРВИВОЕ ЯБЛОКО

В этой игре принимают участие все присутствующие. Эта игра развивает внимание. Все игроки должны встать в круг и взяться за руки. Все вместе они бегут по кругу. Ведущий встает в центр круга и говорит: «Яблоко, червивое яблоко. Ветер дует, оно падает». После того как ведущий закончит говорить эту фразу, все участники должны быстро присесть на корточки. Тот участник, который не сумеет это все быстро выполнить, т. е. сделает хотя бы один шаг, не присядет или упадет, выходит из игры.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется один участник. Он и будет победителем. Если все участники оказываются внимательными (что бывает редко), то игра может продолжаться по времени столько, сколько нужно, или до тех пор, пока детям не надоест в нее играть.

СОРТИРОВКА ОВОЩЕЙ

В этой игре принимают участие два человека. Им в руки выдается по пустой корзине. На некотором расстоянии от участников нужно поставить два ведра, в которых перемешаны морковь и картофель. Рядом с участниками надо поставить пустое ведро. Задача участников заключается в том, что по сигналу (звонок в колокольчик, свисток, хлопок в ладоши) они должны добежать со своей корзиной до ведра, выбрать из овощей либо морковь, либо картофель, положить в свою корзину, возвратиться назад и положить овощ в пустое ведро. Выиграет тот участник, который быстрее другого выполнит задание.

Этот конкурс можно провести командной эстафетой. В этом случае в качестве эстафетной палочки будет корзина, которую и передают следующему участнику. Победит та команда, которая быстрее другой наполнит свое командное ведро.

ШУСТРЫЕ ГОРОДА

Эту игру лучше проводить на школьном дворе. В ней дети знакомятся с названиями городов. Названия городов пригодятся им потом на уроке географии и в жизни. Итак, на земле нужно начертить большой круг. Все участники встают внутрь этого круга. Каждый выбирает себе название города. Если участники еще не знают названия городов, то им подсказывают старшие товарищи.

Из всех участников выбирается один ведущий. Он подбрасывает мячик кверху и называет какой-нибудь город. Тот игрок, чей город назвал ведущий, должен поймать мячик. Если ему удалось поймать мяч, то он, в свою очередь, может подбросить мячик вверх и назвать любой город. А если он не поймал, то все игроки разбегаются в разные стороны, пока он догоняет мячик. Когда игрок схватит мяч, ведущий кричит: «Стоп!» И тут все «города» замирают на месте.

Игрок с мячом выбирает любой «город» и определяет на глаз, сколько до него километров. Каждый километр — это шаг. Идет к «городу» и считает шаги. Если после названного количества шагов он может, не сходя с места, дотянуться до участника («города») рукой (при этом участник не должен отстраняться), он становится «городом», а тот игрок, до которого дотронулись, — ведущим. Игра снова начинается из круга.