» » Презентация на тему: "На чем писали наши предки Вначале человек писал на том, что попадалось ему в руки: на камне, листьях, кусках коры, костях, глиняных черепках. Острой костью."

Презентация на тему: "На чем писали наши предки Вначале человек писал на том, что попадалось ему в руки: на камне, листьях, кусках коры, костях, глиняных черепках. Острой костью."

Урок русского языка в 8 классе по истории письменности

Тема: «На чём писали в древности» .

Цели: 1) Проследить путь создания письма; узнать, на чём писали люди в древности.

2) Развивать навык самостоятельной работы со словарями и справочной литературой.

3) Воспитывать интерес к истории возникновения письма

I . Лекция учителя:

По-разному в различных частях земли создавали народы свою письменность. Ее история насчитывает многие тысячи лет. Мы с вами проследили путь создания письма от первых примитивных рисунков до изобретения букв. А на чем писали древние люди?

Когда мы хотим что-то написать, мы берем лист бумаги. Сегодня нам даже трудно представить, что когда-то ее не было совсем, не говоря уже о том разнообразии видов, цветов и размеров, какое выпускает современная бумажная промышленность. Но ни египтяне, ни шумеры, ни древние греки и римляне, ни другие древние народы не знали бумаги. Они изобретали свой «писчий материал». Изготовление специального материала для письма сравнительно позднее явление, первоначально люди применяли природный материал, например, камень. Использовали не только каменные плиты или куски камня, но и высекались надписи прямо на скалах. На камне писали практически все древние народы. Правители государств приказывали выбивать на камне законы и свои жизнеописания, дабы увековечить память о себе для потомков. В Древнем Риме на каменных стелах делались почетные надписи, перечни консулов и триумвираторов. Чтобы сделать надпись, мастер сначала углем или краской наносил рисунок (буквы), а затем по этому рисунку с помощью резца и молотка высекал линии.

Используемые для письма материалы принято делить на две группы: твердые и мягкие. К твердым материалам относятся, кроме камня, кость, металл, керамика и дерево. Надписи на твердых материалах изучает специальная наука ЭПИГРАФИКА.

II . Выступления учащихся с сообщениями:

1 учащийся :

Вспомним древних египтян. Они оставили многочисленные памятники письменности на камне (стенах гробниц и храмов, стелах и скульптурах). Но они также изобрели один из первых специально изготовляемых мягких материалов папирус . В Египте папирус считался царским растением, с начала III тысячелетия до н. э. на него была введена царская монополия. По толщине папирус приблизительно был равен бумаге. Вновь изготовленный он имел белый или почти белый цвет, но со временем желтел. Отдельные листы папируса склеивались в свитки. Длинные свитки встречаются крайне редко. Самыми длинными из известных сегодня папирусов следующие: папирус Вильбура

10 метров, папирус Эберса 20 метров, папирус Харриса (Гарриса) 45 метров. (Названия им были даны по именам тех, кто их нашел и исследовал).

"Все автографы, - пишет Ф. Ф. Брюс, - давно утрачены. Иначе и не могло быть, если они записаны на папирусе, который, как мы знаем, способен долго сохраняться лишь в исключительных условиях."

Кирсоп Лейк указывает, что "трудно удержаться от вывода, что переписчики священных книг обычно уничтожали оригинал".

Чаще всего древние рукописи создавались на папирусе, изготовлявшемся из тростника того же названия. Этот тростник рос в мелких озёрах и реках Египта и Сирии. Большие партии папируса поступали через сирийский порт Библос. Возможно, что от этого названия произошло греческое слово "библос" - книги. Английское слово " paper " - бумага - происходит от греческого слова "папирус".

Добавление учителя:

Использовали для письма и металлические пластины. Древние греки, например, на небольших пластинках из свинца писали письма, а чтобы отпугивать злых духов, в могилу умершему человеку клали пластинку с заклинаниями или магическими формулами. В Риме законы и постановления сената гравировались на бронзовых пластинах и выставлялись на всеобщее обозрение на Форуме. Ветераны римской армии при выходе в отставку получали документ о привилегиях, начертанный на двух бронзовых пластинах. Древние римляне научились делать даже инкрустированные надписи: отлитые из металла буквы вставлялись в углубления на камне или металле. При этом употреблялись разные материалы: золотые буквы на серебре, серебряные на меди, медные на камне. Такие надписи были очень эффектными и носили торжественный характер.

Любой твердый материал не только прочный, но и тяжелый. Да и писать на нем не так просто. Каждый штрих, сделанный при помощи резца и молотка, требовал больших усилий и времени. Конечно, люди стремились найти другие материалы. В повседневной жизни они пользовались мягкими материалами для письма, изучая с этой целью окружающий мир. Письмена на мягком материале принято называть рукописями. Изучением рукописей занимается наука ПАЛЕОГРАФИЯ.

Во многих странах в повседневном употреблении были восковые таблички. Деревянные дощечки, покрытые слоем воска, использовались для обучения грамоте и для всевозможных мелких записей. На них писали костяной или металлической палочкой - стилем, один конец которой был острым, а другой - тупым. Острым концом делали запись, тупой же служил для затирания написанного. Восковые таблички соединяли между собой по две (диптих), три (триптих) и более (полиптих). Древние римляне, большие ценители изящного и сильного слога, любили говорить: «Почаще поворачивай стиль!». Говорили они это тем, кто плохо владел литературным слогом или делал ошибки при письме. Звучало это как совет: учись грамоте, исправляй написанное, совершенствуй литературное мастерство.

2 учащийся:

Среди древних специально изготовляемых мягких материалов для письма одним из самых распространенных был пергамен (или пергамент). Его стали изготовлять во II веке до н.э., а название этот материал получил по месту первоначального производства - Пергамского царства. С его изобретением связана легенда. Древний историк Плиний рассказывает, что пергамен был изобретен в Малой Азии вследствие того, что египетский царь Птолемей, боясь конкуренции библиотеки города Пергама со своей Александрийской библиотекой, специальным указом запретил вывозить из Египта и продавать папирус. До этого момента папирус был самым распространенным писчем материалом на всем Средиземноморье.

Тогда в Пергаме и был изобретен пергамен для создания библиотеки.

Производство пергамена явилось очень трудоемким процессом. Его вырабатывали из кож телят, ягнят и козлят. Кожи натягивали на специальные рамки и тщательно очищали от остатков шерсти и мяса. Затем кожи вымачивались в извести или золе, натирались пемзой и мелом для гладкости, просушивались и еще раз натирались и разглаживались деревянными брусками. Несмотря на дорогое производство, в отличие от папируса пергамент имел многие преимущества: он более гибкий и не ломкий на сгибах, на нем можно было писать с двух сторон.

Первоначально из пергамена создавались книги в виде свитков, но благодаря его свойствам в дальнейшем перешли к другой форме книг - КОДЕКСУ. Само слово «кодекс» весьма любопытно, и чтобы понять его значение нужно вспомнить, что помимо папируса и кожи греки и римляне использовали для записей деревянные дощечки с воском, на которых писали заостренными палочками. Так вот в переводе с латыни слово «кодекс» означает ствол дерева, бревно, чурбан и более того, когда римляне ругались и желали показать тугодумие собеседника, они применяли данное слово в оскорбительном смысле, что соответствует русскому слову «дубина». Но так как при складывании пергамена он напоминал прямоугольную дощечку для письма, данная форма получила название кодекса. Эта форма книг существует до настоящего времени.

Пергамен хорошо держит краски, поэтому кодексы украшали цветными орнаментами, превращая рукописи в настоящее произведение искусства. Иногда пергамен окрашивали в пурпур и писали на нем серебром и золотом.

Пергамен всегда был дорогим материалом для письма. В Средние века в монастырях, когда не хватало пергамена для новых книг, монахи смывали со старых книг написанный текст и на смытой поверхности писали новый. Текст, нанесенный на поверхность, с которой был смыт и соскоблен старый, называется ПАЛИМПСЕСТОМ.

3 учащийся:

Бумагу изобрели в Китае более 2 тысяч лет назад. Китайцы очень долго держали в секрете от всего мира способ ее изготовления. Но книги у людей были уже тогда, когда бумаги еще не было.

Китайский способ изготовления бумаги удалось в конце концов узнать. Но каким сложным путем, как медленно он добирался до Европы! Сначала он попал в страны Малой Азии. Это путешествие продолжалось около пятисот лет. За следующие триста лет он дополз до Европы. Еще через двести лет способ изготовления бумаги узнали в Испании и Италии. Это было в начале XI века, а за следующие двести лет научились делать бумагу во Франции, в немецких государствах и у нас, в России.

Китайцы изготовляли бумагу главным образом из бамбука. Арабы, первыми узнавшие китайский способ изготовления бумаги, вместо бамбука нашли другое сырье. Для приготовления бумаги нужны мягкие растительные волокна, поэтому арабы догадались варить бумажную массу из льняных тряпок, из старых канатов. Арабский способ перешел в Европу, и несколько столетий бумагу всюду, кроме Китая, делали из тряпок. Только в XVIII в. научились изготовлять ее из любой размягченной древесины.

Почти полторы тысячи лет тому назад искусством производства бумаги овладели в Индии. Кампучии, во Вьетнаме. Здесь научились делать бумагу из старых парусов, пеньковых и льняных тряпок, старых сетей и канатов.

В Японии стали вырабатывать высокосортную бумагу из коры шелковицы, и уже через сто лет после появления первых образцов японская бумага превзошла по качеству китайскую, которую изготовляли из бамбуковых стеблей.

В этих странах вырабатывали много различных видов бумаги и научились разнообразному их применению.

В торжетсвенных случаях художественно оформленные листы "серебряной" и "золотой" бумаги навешивали на триумфальные арки, а также создавали всевозможные украшения.

Прозрачную бумагу использовали вместо стекол, вставляя ее в оконные рамы. Производились бумажные платки, веера, зонтики, салфетки. Бумажными обоями оклеивали комнаты, но это могли позволить себе только богатые люди. Вырабатывался и особый вид душистой бумаги, которую для благовоний сжигали в храмах.

В праздник Нового года улицы украшались гирляндами цветов, разноцветными бумажными фонариками. По улицам двигались процессии с изображениями драконов, тигров, слонов и других животных, созданными из бумаги.

В каждой семье тщательно готовились к встрече Нового года - вырезали из цветной бумаги фигурки зверей, делали фонарики, красивые бумажные поделки путем сгибания и

складывания. В этой работе активно участвовали дети, что придавало ожиданию торжества радостное, праздничное настроение.

Арабы усовершенствовали китайский способ производства бумаги. Смоченные водой обрывки тряпья они растирали вращающимся мельничным жерновом и ручной труд таким образом заменили сначала мускульной силой домашних животных, а затем энергией воды.

Изобилие бумаги позволило арабским халифам создавать огромные библиотеки. Например, библиотека халифа Абдар-Рахмана в конце Х века насчитывала свыше 400 тысяч рукописей на бумаге по разным отраслям знаний.

В Европе бумага стала производиться с XII века сначала в Италии, а затем во Франции, Англии, Голландии и Германии.

Этимология

Происходит слово «бумага» от неустановленной формы, предположительно *бубага, из итал. bombagino (отсюда можно объяснить др.-русск. бумажный, бумажникъ «вид матраца»), из лат. bombacium «хлопок|хло́пок»; откуда франц. bombasin «бумазея», нем. Bombasin «лёгкая хлопчатобумажная ткань». Первоисточником всех этих слов считается иранский. Впервые русск. бумага - в Сборн. 1414 г.; также Домостр. - бумага, хлопчатая 1551 г. Бумага была ввезена в Россию в XIV в. из Византии и Италии и в основной своей массе была итальянского происхождения. С середины XVI в. можно констатировать отечественное производство бумаги. По-видимому, слово бума́га произошло вследствие диссимиляции из *бубага, а не из *бѫбага, потому что носовые гласные были заменены уже в X в. звуками у, "а. Поскольку ни греч. βόμβυξ, ни греч. πάμβαξ и др. не могут объяснить русское слово, представляется наиболее вероятным заимствование из итальянского. Из бумажный могло быть образовано бумага, аналогично тому, как образовано фляга из фляжка. В высшей степени невероятно, чтобы тюркские народы сыграли роль распространителей бумаги на Руси.

4 учащийся:

Книги у людей появились давно, но далеко не сразу приобрели они привычный для нас вид. Если бы вы жили пять тысяч лет назад в городе Вавилоне, то и тогда могли бы составить себе библиотеку. Рядами стояли бы у вас небольшие глиняные плитки с углублениями в форме клиньев - черточек, утолщенных с одного конца и постепенно суживающихся к другому. Каждая буква состояла из нескольких клиньев, а какой звук означает эту буква, вы узнавали б по числу и расположению клиньев. Выдавливались клинья на сырой глине заостренными деревянными или тростниковыми палочками.Каждая, даже небольшая книга занимала сотни плиток. Чтобы перенести клинописную книгу, нужно несколько носильщиков.

Еще пятьсот лет тому назад книги печатать не умели. Их переписывали от руки. Поэтому они и стоили очень дорого. Ведь для того, чтобы переписать большую книгу красивым почерком, раскрасить заглавные буквы, сделать рисунки, писцу нужно было работать несколько месяцев. Такие книги могли покупать только самые богатые люди. Но грамотных людей становилось все больше, и потребность в книгах стала расти.

Немецкий мастер Иоганн Гуттенберг изобрел способ печатать книги. Это было около 1450 г. Первые же книги, напечатанные Гуттенбергом, начали вытеснять книги, переписанные от руки.

За двести лет до рождения Гуттенберга в Германии и Голландии уже можно было найти печатные книги. Они отличались от современных книг тем, что печатались не с набора, составленного из отдельных металлических букв, а с больших деревянных досок, на которых вырезались текст и рисунки. Доски покрывались краской и делали оттиск на бумаге. Но это не было новым изобретением, так как в Древней Греции с деревянных досок печатали географические карты, а в Древнем Китае и книги.

Первая книга, отпечатанная в Германии с деревянных досок, называлась «Библия для бедных». Но среди бедных было тогда грамотных мало, а потому и печатных книг было немного. Когда грамотных стало больше и книги понадобились многим, то оказалось, что печатание с досок - все же неудобный и недостаточно дешевый способ. Вырезать текст на досках очень долго: каждая страница - новая доска.

Гуттенберг стал изготовлять отдельные буквы, а не целые доски с текстом. Из этих букв можно было сложить любые слова, а когда книга отпечатана, использовать набор букв для другой книги.

Но некоторые ученые считают, что первую книгу с набора напечатал голландец Лаврентий Костер лет за 20 до Гуттенберга. Голландцы поставили Костеру памятник как первому печатнику.

В бельгийском городе Брюгге Иоанн Брито напечатал небольшую книжку тоже с набора, вероятно, раньше Гуттенберга.

В Италии соорудили памятник поэту Тамфилио Кастальди за то, что он будто бы первым в Европе напечатал книги с набора.

Почему же все-таки весь мир признал изобретателем книгопечатания не Брито или Кастальди, а Иогнанна Гуттенберга? Потому что он изобрел самый лучший способ печатания книг, такой удобный, что его принял весь мир. Лишь спустя четыре века после Гуттен-берга сумели этот способ усовершенствовать, а основа его сохранилась и теперь.

III . Проверка усвоения материала:

1) Беседа:

Как вы думаете, когда появились у людей книги? Какими они были?

Где и когда была изобретена бумага?

На чем писали до изобретения бумаги?

Каково происхождение слова «бумага»?

Кто знает, как изготовляли книги до того, как изобрели книгопечатание?

2) Викторина «Материалы и орудия письма»

Викторина «Материалы и орудия письма».

Вопросы:

1. Самый дальний предок бумаги.

А) камень;

Б) глина;

В) дерево.

2. Настоящий дедушка бумаги.

А) пальмовые листья;

Б) восковые таблички;

В) папирус.

3. Папирус – это…

А) растение;

Б) телячья шкура;

В) берёзовая кора;

4. Прообразы первых книг.

А) Церы;
Б) папирусные свитки;

В) малабарские книги.

5. На чём писали русские люди?

А) на пергаменте;

Б) на папирусе;

В) на бересте.

6. Чем писали русские люди?

А) стилем;

Б) каламом;

В) писалом.

7. Родина бумаги.

А) Китай;

Б) Египет;

В) Италия.

Комментарии к вопросам:

    Самый дальний предок бумаги – камень. Из глубины тысячелетий дошли до нас первые произведения искусства: примитивные скульптуры и наскальные рисунки, или, как их называют специалисты, петроглифы. Название «петроглиф» происходит от двух греческих слов: « petros » - камень и « glyphe » – резьба. Стало быть, петроглифы – это изображения на камне, не нарисованные, а вырезанные на его поверхности. Именно из таких рисунков в будущем образовалась письменность.

    Настоящий дедушка бумаги – папирус. Египтяне сделали великое изобретение: они придумали, как изготовлять удобный, гладкий и эластичный материал, на котором можно легко писать, - папирус. И хотя никто теперь не пишет на папирусе, это слово живёт во многих современных языках и обозначает просто бумагу: papier – по-немецки и по-французски, paper – по-английски, papel и papeles – по-испански. Да и по-русски мы говорим «папиросная бумага».

    Папирус – это растение. Некогда на берегах Нила и около озера Чад зеленели заросли высокого растения, немного похожего на осоку. Это был папирус. Его стебли разрезали вдоль и укладывали рядами так, чтобы край одного стебля ложился на край соседнего. Поперёк одного слоя стелили новый и спрессовывали. На протяжении многих лет учёные не могли разгадать, чем склеивали слои папируса. Наконец, установили, что чудодейственный клей – сок самого растения, выдавленный под прессом. Он и цементировал тоненькие слои первой в истории бумаги.

    Прообразы первых книг – церы. Церы – древнеримские восковые таблички для письма. Это своего рода записные книжки, сделанные из деревянных или костяных дощечек. На эти дощечки наносится слой воска. Таблички связывались шнурком, продетым в дырочки, сделанные в каждой из них. Соответственно количеству табличек-страниц церы назывались диптихом, триптихом, полиптохом.

    Русские люди писали на бересте. Береста – специально обработанная берёзовая кора. Писание на бересте не было на Руси большой редкостью даже в XVIII веке.

    Писали русские люди писалом. На церах писали стилем – тонкими палочками. Стили бывали металлические или костяные. Один кончик был заострённым, им и писали, другой – тупой, округлой формы. Им заглаживали воск, если нужно было написать на цере новый текст или исправить написанное. Русское писало – это тот же стиль, но несколько изменённый. А калам – тростниковое или камышовое перо, которым писали в средние века на Востоке.

    Родина бумаги – Китай. Трудно точно ответить на вопросы, где, когда и кем изобретена бумага. Согласно легенде, бумагу изобрёл китаец-раб. Но так как раб не может быть умнее своего господина, то злосчастного изобретателя казнили, а его изобретение распространилось по всему свету.

IV . Представление учащимся необходимой для работы на занятиях литературы:

1. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык / Под ред. М.Д. Аксенова. М.: Аванта+, 1998.

2.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва, «Азъ» Ltd., 1992 год.

3 .Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Москва, «Эксмо», 2009 год.

4. Универсальный словарь русского языка: Начальная школа / Под общей ред. О.Л. Соболевой. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 752 с.

5. Шаповалова О.А. Этимологический словарь русского языка. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007 год.

    Рут М.Э. Этимологический словарь русского языка для школьников. Екатеринбург, «У-Фактория», 2007 год.

    Вартаньян Э.А. Из жизни слов. М.: Просвещение, 2008 год.

V . Коллективная работа над лингвистическими задачами по исследованию истории происхождения слов с использованием представленной учебной литературы:

1) Роза – прекраснейший, красивейший цветок. Название какой болезни по своему происхождению связано с розой?

2) Встретились как-то слова пышка, опыт, пустой, попытка, пыхтеть, пухнуть, испытание, пускать, пух, пышный, пустыня, опушка, пушка. И показалось им, что они похожи друг на друга. Решили они обратиться к этимологическому словарю с вопросом, есть ли среди них родственники. Помогите словам – найдите среди них группы возможных родственников.

Лингвистические задачи и ответы к ним:

1. Роза – прекраснейший, красивейший цветок. Название какой болезни по своему происхождению связано с розой?

Ответ: рожа - 1. (болезнь) (XVII в.) Польское roza - «болезнь» < «роза» - из латинского rosa - «роза». Болезнь названа по цвету кожи, который появляется у заболевшего, поскольку лицо при этой болезни покрывается красными пятнами, сейчас в медицине такие пятна называются «розеолами». 2. (морда) Пренебрежительное, отрицательно окрашенное название лица.

2.Встретились как-то слова пышка, опыт, пустой, попытка, пыхтеть, пухнуть, испытание, пускать, пух, пышный, пустыня, опушка, пушка. И показалось им, что они похожи друг на друга. Решили они обратиться к этимологическому словарю с вопросом, есть ли среди них родственники. Помогите словам – найдите среди них группы возможных родственников.

Ответ: пышка – исконно-суффиксальное производное от той же основы, что и пыхтеть, пышный .

опыт – исконно-производное от опытать - «испытать», префиксное образования от пытать . См. попытка, испытание .

пустой – общеславянское, того же корня, что древне-прусское paust - «дикое место». Пустой : буквально - «необитаемый, незанятый».

пыхтеть пых .

пухнуть пух .

пускать - обратное образование от пущати , формы многократного значения от пустить .

пух - общеславянское. Того же корня, что пыхтеть, пухнуть . Вероятно, суффиксальное производное от звукоподражательного пу . Первоначально пух - «дуновение» (ср. сербо-хорватское пухати - «дуть», чешское puchat - «дышать» и т. д.).

пышный - общеславянское суффиксальное производное от пыхъ - «дыхание, пыхтение». См. пыхать. Пышный буквально - «надутый, надменный».

опушка - исконно-суффиксальное производное от опушить - «оторочить», префиксальное образования совершенного вида от пушить , суффиксальное деривата от пух .

пушка - обычно толкуется как древне-русское заимствованное из польского языка, в котором puszka - результат переоформления древне-немецкого buhsa - «ружьё, трубка». Не исключено, однако, что это слово является исконным суффиксальным производным от пускати . Пушка отмечается в виде «пуска» с XIV в.

пустыня - происходит от старо-славянского поустыни (др.-греч. ἐρημία). От *pustъ (пустой). Отсюда пустынь, пустыня, пусты́рь.

испытание - происходит от глагола испытать (испытывать), из ис- и пытать, далее от праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: древне-русского, старо-славянского пытати (др.-греч. ἐξετάζειν), русского пытать, украинского питати «спрашивать», белорусского пытаць - то же, болгарского пи́там «спрашиваю», сербохорватского пи́тати, пи̑та̑м, словенск. pítati, pȋtam, чешского ptát sе «спрашивать о чем-либо», словацкого руtаť «просить, умолять», польского pytać «спрашивать».


Древний человек, как и современный, периодически испытывал желание зафиксировать свои эмоции или мысли. Сегодня всё просто - мы возьмём блокнот и ручку, либо откроем компьютер и напишем нужный текст. А много веков назад наши пращуры использовали острый камень для выбивания им на стене пещеры рисунка или значка. А на чем и чем писали в стародавние времена на Руси?

Церы и писала - что это такое?

Вместо бумаги в Древней Руси использовали церы, которые представляли собой деревянную дощечку в виде небольшого подноса, заполненного воском. Это было многоразовое устройство: на воске царапали буквы, при необходимости их затирали, и церы снова были готовы к употреблению.


Писала, которыми и работали с воском, делали из кости, дерева или металла. Эти пращуры современных карандашей выглядели как палочки длиной до двадцати сантиметров, с заостренным концом. Писала украшались резьбой или орнаментом.

Береста и пергамент как замена бумаге

Церы представляли собой, если так можно выразиться, стационарное устройство для письма. Брать их с собой или использовать в качестве почтового отправления было неудобно. Для этих целей служила березовая кора, или береста. На ней наши предки выцарапывали тексты с помощью тех же писал. Делали из бересты и книги. Изначально подбирались кусочки коры нужного размера, одинаково обрезались, и на них наносился текст. Затем изготавливалась обложка, также из берёзовой коры. Когда всё было готово, страницы с одного края пробивались при помощи шила, в полученные отверстия продергивался шнурок из кожи, которым древняя книга закреплялась.


Для серьезных литературных произведений, летописей, официальных грамот, законов использовался более дорогой материал, чем береста - пергамент. Пришёл он из Азии, где был изобретён предположительно во втором веке до нашей эры. Делался он из телячьей кожи, которая проходила особую выделку. Поэтому старинные книги стоили очень дорого - слишком ценное было сырье. Например, чтобы изготовить листы для Библии в современном формате А4, необходимо было использовать не менее 150 телячьих шкур.

Процесс изготовления пергамента был очень непростым. Шкуры промывались, очищались от ворса, вымачивались в растворе извести. Потом мокрое сырье натягивалось на деревянную рамку, растягивалось, сушилось. С помощью специальных ножей внутренняя сторона как следует очищалась от всех частиц. После этих манипуляций шкура натиралась мелом и выглаживалась. Заключительный этап - отбеливание, для этого использовались мука и молоко.

Пергамент был великолепным материалом для письма, светлым и прочным, двусторонним, и к тому же многоразовым - при необходимости верхний слой можно было легко соскоблить. Писали на нем чернилами.

Не ешь ягодку, лучше чернила сделай

Для изготовление чернил на Руси использовалась смола вишни или акации, то есть камедь. В нее дополнительно добавлялись вещества для придания жидкости определенного цвета. Чтобы сделать черные чернила использовали сажу или так называемые чернильные орешки (особые наросты на дубовых листьях). Коричневый цвет получился после добавления ржавчины или бурого железа. Небесно-голубой давал медный купорос, кроваво-красный - киноварь.

Можно было поступить проще, то есть просто использовать природные материалы. Например, сок черники - и готовы красивые фиолетовые чернила, ягоды бузины и корень спорыша - вот вам и тушь синего цвета. Крушина давала возможность сделать яркие пурпурные чернила, а листья многих растений - зелёные.


Приготовление чернил нельзя назвать легким делом, поэтому готовились они непосредственно перед применением и в очень небольшом количестве. Если часть жидкости оставалась неиспользованной, ее хранили в плотно закрытых сосудах из керамики или дерева. Обычно чернила старались делпать достаточно концентрированными, потому при письме в них добавляли воду. Так возникли чернильницы, то есть небольшие устойчивые емкости удобной формы для разведения чернил и макания перьев.

Перышко гусиное, или почему перочинный нож так называется

Когда возникли чернила, появилась необходимость в новом инструменте для письма, так как палочки уже не подходили. Для этой цели отлично подошли птичьи перья, чаще всего это были обычные гусиные, прочные и достаточно удобные. Интересно, что их брали из левого крыла птицы, поскольку такое перышко было удобнее держать в правой руке. Левши делали для себя писчий инструмент из правого крыла.


Перо нужно было как следует подготовить: его обезжиривали, вывариваем в щёлочи, закаливали в горячем песке, и только после этого затачивали или «чинили» при помощи ножичка. Перочинный нож – название пошло именно оттуда.

Писать пером было сложно, для этого требовалось особое умение. При неаккуратном использовании на пергамент летели мелкие брызги, при излишнем нажатии перо распластывалось, создавая кляксы. Потому для написания книг привлекались особые люди - писцы, имеющие красивый аккуратный почерк. Они искусно выписывали заглавные буквы красными чернилами, делали заголовки вязью, украшали страницы книги красивыми рисунками, пускали орнамент по краям.

Приход металлических перьев на смену птичьим

Птичьи перья прослужили человечеству не менее тысячелетия. И только в 1820 году на свет появилось стальное перо. Произошло это в Германии, а через некоторое время металлические перышки пришли в Россию.


Первые металлические перья стоили очень дорого, их часто делали не просто из стали, а из драгоценных металлов, а саму палочку украшали рубинами, алмазами и даже бриллиантами. Понятно, что такая роскошная вещь была доступна только очень богатым людям. Несмотря на появление металлических соперников, гусиные перья продолжали честно скрипеть по бумаге. И только в конце XIX века производство стальных перьев было поставлено на поток, они появились практически в каждом доме, где умели писать.

Металлические перья используют и сегодня – их вставляют в поршневые ручки, плакатными перьями пользуются художники, есть даже специальные нотные перья.

Сегодня для того, чтобы записать что-нибудь, мы берём блокнот и авторучку или смартфон. А чем в старину пользовались наши предки, и какой находчивостью они при этом отличались?

Блага цивилизации настолько крепко вошли в нашу жизнь, что мы редко задумываемся о том, что было у людей до этих вещей. Не думали ли вы о том, как раньше выглядели книги, и что в них можно было прочесть? А из чего они изготовлялись? Какие в старину были письма, и чем их писали? Какой доступный заменитель дорогому пергаменту придумали наши находчивые предки? Да и вообще, насколько была распространена грамотность на Руси?

Письменность на Руси

Славяне, вопреки расхожему мнению, умели и писать, и читать ещё за долго до распространения христианства. Подтверждением тому служат записи в путевых книгах арабских путешественников, историков и писателей, таких как Ибн ан-Надим, Аль-Масуди и других.

Пользовались тогда наши предки самобытной письменностью, называемой «черты и резы». А с 9 века получает широкое распространение кириллица и глаголица. После принятия славянами православной веры образование становится массовым явлением, и Кирилло-мефодиевская азбука официально входит в употребление. Она была создана греческими учёными монахами Кириллом и Мефодием на основе старославянского языка.

Притом, грамотность среди народа носила действительно массовый характер: на раскопках славянских городов непременно находится множество берестяных грамот и других документов, книг и писем обычных людей!

На чём

Наверное, потому грамотность так широко была распространена на Руси, что славяне придумали доступные для всех писчие принадлежности: дешёвые и несложные в изготовлении. Это береста, деревянные и костяные писала и растительные чернила. Давайте рассмотрим все их по отдельности.

Конечно же, пергамент – выделанная особым способом телячья шкура – на Руси тоже использовался. Но на нём писали только официальные грамоты и законы, либо изготовляли из него важные книги, например, Библии, своды законов, летописи. Это объясняется тем, что пергамент был очень и очень дорогим материалом: для одной книги средней толщины требовалось около 200 шкур животных! Да и качественный пергамент мог смастерить не каждый мастер. В общем, книги из этого материала были доступны только боярам и князьям, а те не скупились на их украшения. Но об этом позже!

Казалось бы, дороговизна пергамента должна была отбить у простого народа тягу к знаниям. Но нет! Не зря наши предки славились своей смекалкой: она только побудила их к поиску альтернативных материалов. И славяне нашли идеальную «бумагу» – бересту. Это практичный, недорогой, удобный в использовании и легкодоступный материал. Береста, то есть аккуратно снятая верхняя кора берёзы, на Руси также использовалась в строительстве и при изготовлении различной утвари. А берестяные грамоты, благодаря влагоустойчивости берёзовой коры, хорошо сохранились до наших дней.

Чем

Для письма славяне использовали так называемые писала – палочки, похожие на толстые вязальные спицы. Один их конец (писчий) заостряли, а другой изысканно украшали резьбой. Изготовляли их из твёрдого дерева, лёгкого железа или костей животных.

Писалом на бересте не писали, а продавливали буквы. Для пергамента такой приём не годился – нужны были чернила. И если в Европе придумывали сложные, дорогостоящие и даже ядовитые составы, то наши предки и здесь нашли более практичное и доступное вещество. За основу чернил брали смолу акаций или вишни – камедь. Примешивая к ней разные вещества, можно было получить разный цвет чернил.

Например, для получения чёрного цвета к камеди примешивали сажу. Для коричневого – отскобленную ржавчину, для красного – киноварь (сульфит ртути), для голубого – медный купорос. А если не было под рукой этих веществ, то наши предки могли обойтись чернилами из плодов черники, корней спорыша и некоторых других растений. Пусть такие чернила и были недолговечными, но и ими ведь можно было пользоваться.

Как выглядели книги

Берестяные книги напоминали современные блокноты на пружинке. Изготовлялись они следующим образом: из коры берёзы нарезали листы одинакового размера, заполняли их текстом, накрывали с обеих сторон чистыми листами обложки, по краю пробивали сквозные дырочки и связывали шнурком, тесёмкой, гайтаном.

Книги из пергамента изготовлялись, в принципе, также, но получали дорогое оформление. Обложки делались из ценного дерева, обтягивались кожей или бархатом и украшались золотом и серебром. Связанный шнуром корешок обтягивался кожей. Уголки для сохранности оковывали металлом. Сам текст украшался цветными миниатюрами и орнаментом. Такие книги действительно были на вес золота.

Ученические принадлежности

Представляете, у наших предков тоже были ученические «тетради»! Береста, конечно, дешёвый материал, но, чтобы не тратить её на неучей, которые только-только взяли в руки писало, славяне придумали церы . Это такие плоские деревянные дощечки, обрамлённые выпуклой рамкой. Поверхность дощечки заливали воском, но рамка не давала ему растечься. Когда воск высыхал, на нём можно было выцарапывать текст. Согласитесь, очень удобное приспособление многоразового использования!

Человечество не знало письма на протяжении большей части своей истории. По мере накопления опыта и знаний у человека появилась необходимость запоминать и передавать их. Делать это при непосредственном общении было просто, но многое утрачивалось из-за несовершенства человеческой памяти. Главным же препятствием стали пространство и время, преодолеть которые могло только запечатленное слово

Сейчас на нашей планете Земля в более чем двухстах государствах проживают десятки тысяч различных народов и народностей, у которых за прошедшие века и тысячелетия сформировалось великое множество языков, наречий и диалектов. Каждому из этих языков, наречий и диалектов требовалась своя система символов и знаков, которая позволяла бы записывать приобретенные знания для будущих поколений, вести учет хозяйства и т. д.

Шло время, менялись люди, переселялись с места на место; одни народы смешивались с другими народами. Вместе с этими процессами изменялись и языки, а вместе с языками изменялась и письменность; от наскальных рисунков древних людей, символов и иероглифов, до алфавитов.

В современном русском алфавите 33 буквы. Но откуда они взялись; всегда ли их столько было в алфавите; что было до букв; как и чем писали наши бабушки и дедушки; насколько трудно это было делать? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе нашей исследовательской работы.

Мы сами попробуем изготовить письменные принадлежности из различных материалов. Потренируемся писать углем и деревянными палочками на глиняных табличках, бересте и воске; воспользуемся чернилами, гусиными и стальными перьями, а также раскроем секрет производства китайской бумаги, сделав её в домашних условиях.

В результате нашего увлекательного путешествия во времени мы покажем, как изменялась письменность, а также проанализируем прошлое и постараемся заглянуть в будущее. Попытаемся спрогнозировать, чем и на чём будут писать наши потомки, а может и мы лет так через пятьдесят.

Интересно? Тогда давайте вместе окунемся в этот пока ещё неизведанный и неузнанный нами загадочный мир письменности. Но это только пока. Садимся в машину времени и отправляемся на поиски приключений и познания неизвестного.

ПРЕДМЕТНОЕ ПИСЬМО

Первым шагом к современному письму было использование предметов, как напоминательных. Они не передавали мысль, а только напоминали о ней. Потом за предметами стали закреплять конкретное значение:

Стрела – объявление войны;

Курительная трубка – символ войны или мира (принять её – значило принять дружбу и мир, отвергнуть – вступить на тропу войны);

Шнур, веревка – дорога.

Сейчас мы попробуем с помощью предметов рассказать немного о себе. Вот наше сообщение для Вас:

Если Вы не поняли, объясняем. В этом письме написано: «МАМА, ПАПА И МЫ (СЕСТРЁНКИ) –

НЕРАЗЛУЧНАЯ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ. МЫ ОЧЕНЬ ЛЮБИМ ЖИВОТНЫХ

И У НАС ЕСТЬ КОШКА - ЦАРА. »

Ну, мама, папа, я, сестра и кошка – понятно. А

белый шарфик, опоясывающий нас всех, означает мир, дружбу и нашу сплоченность (мы всегда делаем всё

вместе и поддерживаем друг друга во всём).

Подобное предметное письмо встречается и сейчас – в нашей современной жизни. Вот, например, сапожник на своей вывеске подвешивает сапог, а на витринах магазинов выставляются товары, которые магазин продаёт. И каждый человек, проходя мимо, независимо от языка, на котором он говорит, понимает – что продаётся в этом магазине.

Кольцо на безымянном пальце правой руки является символом замужества.

Букеты цветов с нами тоже разговаривают:

Подсолнух говорит о тайной симпатии;

Красная роза – признаётся в любви;

Лилии – обещает искреннюю дружбу;

Тюльпан означает успех и славу, то есть кто-то желает тебе удачи;

Жёлтые нарциссы означают зависть и обман;

Фиалки - выражают надежду и скромность;

Маки - пытаются загладить ссору;

Ромашка – обещает быть тебе опорой

Даже обычный светофор на дороге – тоже разновидность предметного письма. В зависимости от горящего цвета все понимают, что нужно делать – идти, ждать или стоять.

Можно предположить, что этот вид письма очень удобен, ведь его должны понимать люди всей планеты (и русские, и немцы, и французы)! Но у такого предметного письма есть и недостатки. Вот, например, посылает мне мама такое сообщение:

Я, конечно, понимаю это, что мама приглашает меня на чашку чая. Бегу на кухню – там никого нет! Оказывается, я ошиблась – моя мамочка хотела таким письмом попросить меня, чтобы я заварила для неё чай. Вот такие недопонимания при чтении предметного письма и происходят, потому что есть возможность читать их по-разному.

Об одном таком предметном послании рассказал древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.). Он писал, что скифы отправили персам, с которыми воевали, необычные дары. Это были лягушка, мышь, птица и пять стрел. (Животные и птица были живые, настоящие.) Персы оказались в затруднении. Им предстояло понять символический смысл присланных даров.

Персидский царь Дарий I увидел (или хотел увидеть) в этом послании знак покорности своих врагов. Он решил, что таким образом скифы признают своё поражение: мышь и лягушка, живущие в земле и воде, символизируют земную и водную стихии, которые скифы отдают ему во владение. Птица, по мнению царя, могла быть символом быстрого бегства противника, а стрелы – отказ от сопротивления.

Совсем иначе расшифровал это живое послание один из приближённых царя: «Если вы, персы, не научитесь скакать по болотам, как лягушки, прятаться в норы, как мыши, и летать, как птицы, то вы все погибнете, осыпанные нашими стрелами». Придворный мудрец оказался прав. Скифы победили персов в этой войне.

Предметное «письмо» – это доступное средство общения для народов или племён, говорящих на разных языках. Для его создания используется простейший вид условной связи между предметом и понятием (лягушка – «прыгать», птица – «летать»). Однако всё равно прочитать, а вернее, правильно истолковать такое послание без специальных подсказок и дополнительных сведений невозможно

Необходимо иметь представление о культуре и мышлении авторов послания, учитывать конкретные события, связанные с его составлением. Не случайно персидский царь и придворный мудрец «прочитали» послание скифов противоположным образом. Вероятно, толкователю - слуге были хорошо известны храбрость и воинственность скифов, с которыми персы вступили в войну.

Ещё один вид предметного письма – запоминание чисел с помощью зарубок на деревьях и на жезлах, а также с помощью узелков на шнурах.

Интересным образцом предметного письма служит кипу древних инков. Империя инков, которая считается одной из великих мировых цивилизаций, просуществовала с 1400 года по 1532 год нашей эры. Древний народ жил в Андах, вдоль западного побережья Южной Америки.

Кипу - это толстая верёвка или палка, на которую нанизаны шнуры с узелками и сплетениями. Вес кипу достигал четырёх килограммов. У индейцев каждый цвет имел определённый смысл. Черный означал несчастье, фиолетовый – опасность или вражду, красный – войско или войну, белый – серебро или предложение мира, жёлтый – золото, зелёный – зерно. Простой узел передавал числительное 10, двойной – 100, тройной – 1000.

Располагая в различных сочетаниях цвета и узлы, индейцы передавали большое количество сообщений. Некоторые учёные считают, что на кипу могли быть записаны своды законов, хроники и даже стихи.

ЯЗЫК РИСУНКОВ (ПИКТОГРАФИЯ)

Первые рисунки человека, найденные учёными, сделаны 40-10 тысяч лет назад. Древний человек высекал на камне, вырезал на кости, наносил краской и углём на стены пещер контуры животных.

Люди каменного века, жившие около 15-20 тысяч лет назад, покрывали стены своих пещер удивительно реалистическими изображениями бизонов, мамонтов, лани, диких кабанов, горных козлов, носорогов, лошадей, оленей, людей.

Художественная техника того времени была очень разнообразной: проведение линий пальцами на глине, резьба на всевозможных подставках, собственно роспись, осуществляемая самыми разными способами – распыление жидкой краски, нанесением её кисточкой, сочетание краски и резьбы на одном и том же изображении .

Для приготовления красок применялись различные минеральные красители. Жёлтая, красная и коричневые краски приготовлялись обычно из охры, чёрная и темно-бурая - из окиси марганца. Белая краска вырабатывалась из каолина, различные оттенки жёлто-красного цвета - из лимонита и гематита, древесный уголь давал чернь. Вяжущим веществом в большинстве случаев была вода, реже жир.

Сейчас мы побываем в каменном веке, и постараемся научиться писать языком рисунков, как писали древние люди. Для этого нам понадобился уголь и обои (не будем же мы пачкать стены дома).

Представляем, что мы – охотники, которые вернулись домой после длительных поисков добычи. И выплёскиваем всё увиденное на стену своей пещеры. В рисунках мы расскажем где побывали, как выслеживали добычу и какие животные нам встречались.

Мы вышли на охоту рано утром. Сначала мы увидели больших, мохнатых мамонтов, угрожающих нам своими клыками. Затем с другой стороны к нам подкрались разные другие животные. Мы были окружены со всех сторон!

Но мы подбили парочку животных с ветвистыми рогами (оленей). Когда мы возвращались домой, нам озаряли путь звезды.

Вот такая получилась история. У нас лучше всего получились мамонты – большие, мохнатые и реалистичные. Создалась такая атмосфера – мы почувствовали себя настоящими древними людьми. Наносить пиктографию было не сложно, а наоборот рисовать даже легко и весело. Но если учесть то, что древние люди сначала высекали рисунок на камне, а потом закрашивали, то это очень огромный труд!

Все-таки современный способ письма удобнее, ведь люди понимают рисунки по-разному.

Интересно, а существует ли пиктография сейчас – в нашей современности? Вооружимся фотоаппаратом и отправляемся опять на охоту, но только на этот раз не на животных, а на «современные» пиктографии.

В школе, на электрощите – «Осторожно! Высокое напряжение».

Дома, на одежде – «ручная стирка», «нельзя отбеливать», «гладить при средней температуре»,

«химчистка запрещена», «нельзя выжимать и сушить в стиральной машине».

На мягкой игрушке – «подлежит вторичной переработке»

На средстве от комаров – «Знак - корзина или человек, выбрасывающий упаковку в корзину, напоминает о необходимости выбрасывать упаковку в специальные емкости, откуда мусор попадает на мусороперерабатывающий завод».

На лекарстве – «Способ применения».

Дорожный знак – «Указатель движения автомобилей».

Дорожный знак – «Пешеходный переход».

Дорожный знак – «Осторожно дети».

Вывеска на аптеке.

Вывеска парикмахерской.

В результате нашего исследования мы обнаружили, что люди пользуются пиктографией и сегодня! Самые распространенные пиктограммы – дорожные знаки, изображение товаров на вывесках магазинов и мастерских.

ИЕРОГЛИФЫ

Сначала люди рисовали то, что хотели передать или запомнить. Но постепенно рисунки превратились в значки, каждый обозначал какое-нибудь слово. Такие значки называются иероглифами

Слово «иероглиф» первоначально означало «священные письмена». Сейчас этим словом мы называем систему письма, которой в глубокой древности пользовались в Египте, а в наше время – в Китае и в Японии

Очень интересны и таинственны иероглифы Египта, изображающие людей и богов, животных и растения, небесные тела и домашнюю утварь и многое, многое другое.

Египет. Карнакский храм.

В Египте существовало приблизительно семьсот иероглифов. Их весьма конкретный вид (птиц, змей, человечков, различных предметов) долгое время поддерживал в европейских ученых мысль о том, что эти знаки являются символическими. Истина была открыта в 1822 году Франсуа Шампольоном.

Легенда говорит о том, что в 11 лет, впервые увидев древнеегипетские надписи в коллекции древностей, привезенных с берегов Нила, Франсуа сказал: «Я прочту это, когда вырасту!»

Вся дальнейшая жизнь Шампольона была направлена на достижение этой цели. Он овладел многими древними языками, изучал ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПАПИРУСА

древнюю историю. В 1807 году семнадцатилетний юноша сделал доклад о Древнем Египте в Гренобльской академии. Еще долгих пятнадцать лет ушло на подготовку к главному Густые заросли тростника покрывали берега событию в жизни ученого. И вот – победа! Метод прочтения древнеегипетской письменностиНила.

Тростник срубали, а стебель его разрезали на тонкие пластинки одинакового размера.

Только через шесть лет после своего гениального открытия Шампольон впервые приехал в долину Нила. Толпы местных жителей сходились, чтобы посмотреть на иностранца, который может прочесть надписи на стенах древних пирамид, иностранца, который «подарил» ЕгиптуПропитанные водой пластинки плотно укладывали его историю. в ряд; ряды накладывали друг на друга.

Иероглифическое письмо, окончательно разработанное к 3200 гг. до н. э. , без особых изменений просуществовало до III в. н. э. Состоящее из очень красивых знаков, оно легко поддавалось гравировке на самых разных поверхностях: на стенах храмов, гробниц, Полученный таким образом слой пластинок стелах, статуях и других предметах. Это письмо использовали главным образом для отбивался деревянным молоточком и утончался.

религиозных и официальных текстов. Однако иероглифы плохо подходили для повседневного пользования, а потому писцы стали применять значительно упрощенные знаки – так называемое «иератическое» письмо, широко распространившееся в обиходе. Им составлялисьНаконец, поверхность разглаживалась. А после письма, счета, административные акты. Писцы исписывали черными или красными чернилами просушки получался лист светло-коричневого не только папирус, но и осколки камней, глиняные черепки (остраконы) . цвета.

Египтяне любили высекать надписи на стенах пирамид, скульптур, саркофагов. Но для бытовых целей нашли удачный материал для письма – папирус. Он изготавливался из нильского тростника. Листы склеивались в край и превращались в

Самой удобной формой книги из папируса, материала ломкого, хрупкого, был свиток. свитки, на которых можно было писать как

Писали на папирусе палочкой или кисточкой. вдоль, так и поперёк.

В наше время в Египте до сих пор есть фабрики по изготовлению папируса. На одной из них мы побывали этим летом.

Папирус на таких фабриках изготавливают сейчас исключительно для туристов.

Нам рассказали и показали там – как изготавливают папирус. Самое поразительное, это то, что тростник, замоченный в воде, очень-очень легкий.

Постепенно из иероглифов произошла слоговая азбука: в ней каждый знак – это целый слог (Древний Египет тысячи лет назад).

Ещё дальше пошли финикийцы (жители восточного берега Средиземного моря, отличные мореплаватели и удачные купцы) – они придумали буквы и стали «изобретателями алфавита». Их алфавит состоял из 22 упрощенных знаков. Каждая буква – один звук. Но они записывали только согласные Писали финикийцы справа налево, сейчас так пишут в арабских странах.

Древние греки познакомились с письмом финикийцев, но добавили в него новые буквы – для обозначения гласных звуков. Так появился первый в мире настоящий алфавит (Древняя Греция, I тыс. до н. э.) . В греческом алфавите было уже 24 буквы, обозначающих как согласные, так и гласные звуки.

Создатели славянской азбуки – братья Кирилл и Мефодий. 863 год считается годом рождения славянской азбуки. В основу создания славянской азбуки был заложен греческий алфавит.

Братья Константин и Мефодий родились в Солуни (по-гречески Салоники) в семье военачальника, получили хорошее образование. Кирилл обучался в Константинополе при дворе византийского императора Михаила III, хорошо знал греческий, славянский, латинский, еврейский, арабский языки, преподавал философию, за что и получил прозвание Философ. Мефодий был на военной службе, затем несколько лет управлял одной из областей, населённых славянами; впоследствии удалился в монастырь.

В 860 году братья уже совершили поездку к хазарам с миссионерской и дипломатической целями. Чтобы иметь возможность проповедовать христианство на славянском языке, необходимо было сделать перевод Священного писания на славянский язык; однако азбуки, способной передать славянскую речь, в тот момент не существовало.

За создание славянской азбуки и принялся Константин. В работе ему помогал Мефодий, также хорошо знавший славянский язык, так как в Солуни жило очень много славян (город считался полугреческим, полуславянским). В 863 году славянская азбука была создана (славянская азбука существовала в двух вариантах: глаголица – от глаголъ – «речь» и кириллица; до сих пор у учёных нет единого мнения, какой из этих двух вариантов был создан Кириллом). С помощью Мефодия был сделан перевод книг с греческого на славянский язык. Славяне получили возможность читать и писать на своем языке. У славян появился не только свой, славянский, алфавит, но и родился первый славянский литературный язык, многие слова которого до сих пор живут в болгарском, русском, украинском и других славянских языках.

Славянская азбука

В славянскую азбуку заложено тайное послание. Для того чтобы понять тайнопись славянской азбуки, необходимо не просто бегло просмотреть её, а вчитываться в каждую букву-слово. Ведь каждая буква-слово содержит смысловое ядро, которое вкладывал в неё Константин. Вот что он хотел нам сказать:

Я знаю буквы:

Письмо – это достояние.

Трудитесь усердно, земляне,

Как подобает разумным людям -

Постигайте мироздание!

Несите слово убежденно -

Знание – дар Божий!

Дерзайте, вникайте, чтобы

Сущего свет постичь! .

Более 500 лет назад на то, чтобы написать или переписать толстую книгу да ещё украсить её рисунками уходили месяцы, а то и годы. Не удивительно, что рукописные книги стоили очень дорого. Вдобавок некоторые из них одевали в дорогую кожу, парчу, а иногда и в серебро. Нередко владельцы таких книг приковывали их цепями к полкам, чтобы не украли.

Иван Федоров напечатал первую русскую азбуку в 1574 году во Львове. В своих книгах он и другие печатники использовали буквы, внешне похожие на старые, рукописные.

Петр I провёл первую реформу русского письма. Он убрал из алфавита ряд ненужных букв, а также ввёл новое начертание (Петербург, начало XVIII века). Этим новым шрифтом, гражданской азбукой, мы пользуемся до сих пор.

За три века русский алфавит претерпел ряд реформ. Количество букв в основном уменьшалось, исключение составляют буквы «э» и «й» (употреблявшиеся и ранее, но узаконенные в XVIII веке) и единственная «авторская» буква - «ё», предложенная княгиней Екатериной Романовной Дашковой. Последняя крупная реформа русской письменности была проведена в 1917-1918 г. (см. Реформа русской орфографии 1918 года), в результате чего появился современный русский алфавит, состоящий из 33 букв.

Не исключена возможность и дальнейшего сокращения букв в нашем алфавите. Например, буквы «Е», «Ё», «Ю», «Я» можно писать «йе», «йо», «йу», «йа». А мягкость или твердость букв обозначать какой-нибудь черточкой. Таким образом, в алфавите останется всего 27 букв – звуков.

НА ЧЁМ ПИСАЛИ ЛЮДИ

Теперь нам ясно, как развивалась буквенная письменность. А теперь снова вернемся к тому времени, когда люди придумали иероглифы и значки. Тогда еще не возникла мысль о книгах. Люди писали на гладко выструганных дощечках, на глиняных плитках, на пальмовых листьях, на коже животных. Писали на том материале, который легче найти или изготовить.

Самый древний писчий материал - это пергамент, свежая баранья кожа. Рабам приходилось немало помучиться, чтобы пергаментная полоска получилась хорошей: ее мыли, соскабливали с кожи весь жир, обмакивали в гашеную известь, сушили на деревянной раме и полировали. Получалась тонкая, чуть желтоватая кожа, одинаково ровная и чистая с обеих сторон. Только после такой обработки на пергаменте можно было писать.

Иногда пергамент красили в синий, пурпурный или черный цвет. На таком пергаменте писали золотой пылью, растертой с водой и клеем. Чем тоньше был пергамент, тем дороже он ценился.

Пергамент был дорог, и постепенно его перестали применять.

Первые глиняные дощечки-письма появились в Месопотамии. Писец брал сырую дощечку с гладкой поверхностью и палочкой выдавливал на ней текст. Потом дощечку сушили на солнце или обжигали в печи. После этого ее обмазывали слоем глины и на нем писали имя адресата. Затем шел повторный обжиг. От выделения пара внутренняя табличка отклеивалась от «конверта» и оказывалась заключенной в нем, как ядро ореха в скорлупе.

Сейчас мы перенесемся во времени и попробуем пописать на глиняных табличках. Для этого мы купили в магазине глину, и приготовили кисточки (будем писать заостренным концом).

Удобнее писать зубочистками! А ещё очень хорошо исправляются ошибки. Не понравилось то, что написал – намочил палец и стер.

Когда наши глиняные таблички были написаны, мы их оставили сушиться. А на следующий день запекли, как пирожки, в духовке. Вот какая красота у нас получилась.

Глиняные дощечки были хрупкими, тяжелыми, и люди стали искать другой материал для письма.

В древнем Египте писали на папирусе. О его способе производства мы уже писали выше. Сырьем для него служил тростник. От нижней части тростника, находившейся в воде, отделяли тонкие, гибкие и прозрачные полосы длиной около пятидесяти сантиметров. Их укладывали рядами так, что полосы соединялись краями. Когда получался квадрат, на него накладывали еще слой полос, но уже перпендикулярно к первым. Весь лист просушивали и шлифовали при помощи раковины или куска слоновой кости. Затем его пропитывали растительным клеем и колотили по нему колотушкой, чтобы он стал тонким. После этого лист сушили на солнце. На тщательно отполированной и гладкой поверхности папируса писец рисовал иероглифы. Чернилами ему служили водяные краски.

Научиться писать и читать иероглифы было очень сложным делом. Помимо труда и времени, для этого требовались и немалые способности. Поэтому писец в Египте пользовался большим уважением и почетом. Писцы нередко занимали большие должности, были среди них министры, философы, архитекторы, ученые

При всех своих хороших качествах папирус все же был непрочным, изготовлять его было нелегко. И, несмотря на это, он применялся очень долго, дольше многих других материалов, пригодных для письма.

Римляне и греки писали и на свинцовых листах, а позднее - на восковых дощечках. Восковая дощечка имела некоторые преимущества перед глиняными дощечками, папирусом, свинцовыми листами. Дощечка делалась из самшита, бука или слоновой кости и слегка выдалбливалась наподобие блюдечка. В углубление наливали растопленный воск, окрашенный в темный цвет. Воск быстро застывал, и тогда писец наносил на него знаки. Такое письмо после прочтения можно было стереть и на том же воске написать ответ

Интересно, трудно ли было писать на воске? Есть только один путь чтобы проверить – собственный опыт. Для этого мы берём деревянную дощечку и заливаем её растопленным воском (свечкой). Наливаем воск так, чтобы сверху на дощечке получился ровный слой. После того, как воск застынет, попробуем пописать

Готовая восковая табличка получилась очень похожей на плитку шоколада.

Писать на восковой дощечке не очень удобно. Когда процарапываешь воск сверху, то появляется восковая стружка и её надо постоянно убирать. Давить зубочисткой приходится сильно и не по одному разу процарапывать один и тот же элемент буквы.

Восковая дощечка страдала и очень существенным недостатком: она не могла гарантировать длительное сохранение текста. Однако прожила она довольно долго. Даже в XII веке в Париже еще работала фабрика, изготовлявшая такие дощечки.

В Древней Руси для частной переписки и личных записей широко использовался такой дешевый и доступный всем материал, как береста.

И мы тоже попробуем пописать на бересте. Сначала бересту необходимо подготовить к письму. Снимаем аккуратно верхний грубый слой бересты так, чтобы получилась гладкая поверхность, на которой можно писать. Писать будем, выдавливая буквы на поверхности заостренными палочками. Раньше эти палочки делали из кости, а мы сделаем их деревянными.

Так трудно! Через пару слов рука очень устаёт. Нужно очень сильно надавливать палочкой на бересту. Но текст на поверхности виден отчетливо.

Появление бумаги было очень важной исторической вехой в культурном развитии человечества. Она сразу расширила применение письменности, которая до этого времени оставалась достоянием лишь царей, их приближенных и небольшого круга ученых.

Бумагу изобрели в Китае. Заслуга этого великого изобретения приписывается китайцу Чай Луню, который жил примерно около двух тысяч лет назад. Но некоторые исторические сведения позволяют предположить, что бумага была известна в Китае и до него.

Чай Лунь делал бумагу из шелка. Очевидно, он считал его наиболее подходящим для этой цели, так как раньше шелк был основным материалом для письма. Этим и объясняется, что большая часть древних китайских литературных памятников написана на шелковых свитках.

Затем на изготовление бумаги пошло льняное и конопляное тряпье и древесная кора.

Сейчас мы совершим путешествие во времени и перенесемся в Китай, чтобы увидеть всё своими глазами. Берём старенькую простынку и режим её на маленькие кусочки (в Китае бельё разрывали, но мы попробуем укорить процесс изготовления бумаги). Мы так усердно старались, что, в конце концов, у всех появились мозоли на пальцах от ножниц. Получилась целая гора тряпочек. Даже не верится, что из этого может получиться бумага. Но мы не останавливаемся Бросаем всё в кастрюлю, заливаем водой и варим. Волокна должны разделиться, чтобы всё получилось. Только после 12 часов варки наша простыня превратилась в кашицу. После того как все наше месиво остыло, приступаем к формированию листов бумаги. Кашицу отжимаем и складываем на кафельную плитку, сверху накрываем второй плиткой, на которую устанавливаем папины гантели (получилось подобие пресса). Примерно через час снимаем пресс и верхнюю кафельную плитку, чтобы наша «китайская» бумага просохла. И на утро, когда бумажные листочки высохли, мы убрали вторую плитку кафеля. Всё прошло успешно! Но то, что получилось трудно назвать, в наше время, бумагой. Скорее всего, это картон. Получились толстые, плотные, на ощупь напоминающие картон листы (а может папины гантели не достаточно тяжелые?) с шероховатой поверхностью. Все-таки это победа, раньше и подумать не могли, что можно сделать бумагу из простынки. Мы просто фокусницы!

Сейчас самое время приступить к изучению китайского языка. Напишем несколько иероглифов на нашей «китайской» бумаге.

Просмотрели очень много различных китайских иероглифов и наконец-то выбрали «Красный лес» и «цветок». И как только можно запомнить – какой иероглиф обозначает то, или иное слово? Очень аккуратно с помощью кисточек пишем выбранные слова красной краской. Поверхность бумаги неровная, поэтому нам необходимо большое внимание, аккуратность, терпение и точность. Если хоть одну палочку изобразить повыше или пониже, правее или левее, то получится совершенно другое слово.

Вот мы и закончили наш эксперимент. На «китайской» бумаге писать иероглифы тоже очень интересно и увлекательно. Теперь мы знаем, как пишутся два китайских иероглифа: «красный лес» (вверху) и «цветок» (внизу).

А интересно – если постирать эту бумагу, то можно наверно заново на ней писать? Но этот эксперимент мы оставим на потом. Возвращаемся к истории и теории о китайском секрете производства бумаги.

Китайцы ревностно хранили секрет производства бумаги. Виновному в разглашении тайны угрожала смертная казнь. Но в мире не существует вечных секретов. Пришло время, и тайна изготовления бумаги проникла в мусульманские страны. Было это в 751 году, когда арабы разбили китайское войско и пленные китайцы рассказали победителям об этой тайне.

От арабов секрет распространился среди европейских народов. Первое бумажное производство в Европе возникло в XI веке в Испании, в городе Валенсии. Испанская бумага в XIII веке проникла во Францию и Италию. Вначале ее применяли только для нотариальных актов. И не потому, что относились к ней с недоверием, а из-за ее дороговизны.

Постепенно производство бумаги совершенствовалось. В этом особенно велика заслуга итальянцев. В XV и XVI веках бумагоделательные мастерские в городе Фабриано были самыми лучшими в Европе. Бумага стала дешевой, доступной и производилась в большом количестве. Она стала во всех странах идеальным материалом для письма.

ЧЕМ ПИСАЛИ ЛЮДИ

Медленно, но неуклонно, вместе с совершенствованием материала для письма, становилось более удобным и орудие, при помощи которого наносились знаки. Вначале это были твердые гранитные палочки-резцы, ими выбивались значки на камнях, на стенах пещер. Затем появились заостренные деревянные палочки - ими писали на пергаменте, папирусе, глиняных и восковых дощечках.

В некоторых странах - в Италии, Англии, Франции, Испании - писали серебряными и свинцовыми палочками. Но когда стала распространяться бумага, возникла необходимость в другом материале, способном оставлять след на листе. В Италии начали применять палочки из черного глинистого сланца. Этот сланец назывался «караташ» - «черный камень». Отсюда и пошло название нашего карандаша.

В 1565 году в Англии были обнаружены залежи графита. Глыбы этого мягкого камня распиливали на тонкие пластинки, делали грифели. Месторождение графита считалось тогда единственным в мире, и правительство короля опасалось, как бы оно не истощилось. Графит использовали очень экономно. Добывать его разрешалось только шесть недель в году. И все-таки через два столетия залежи были почти исчерпаны. Пришлось снова возвращаться к серебряным и свинцовым палочкам.

Карандаши из чистого графита были крупными, ломкими. В 1795 году француз Конте применил очень удачную рационализацию: он смешал графитную пыль с особой липкой глиной. Карандаш получился прочным, а след от него на бумаге не потерял своей четкости. Из такой смеси стали делать тонкий стерженек и «одевать» его в деревянную рубашку. Экономия графита получилась огромной, да и сам карандаш стал прочнее, удобнее. Таким он дошел и до наших дней.

А месторождения графита открывали то в одной, то в другой стране. В России огромные его залежи были найдены в Сибири, в Саянских горах. По своим качествам наш русский графит - один из самых лучших в мире.

Начиная с XVII и особенно XVIII века, когда вместе с широким распространением бумаги стала расцветать эпистолярная литература, становится модным писать чернилами. Сами чернила были известны еще во времена императора Августа. Тогда существовали даже и красные чернила, считавшиеся в Риме священными.

Появление чернил связано с появлением пергамента - для него требовался такой состав, который въедался бы в кожу. Ученые установили самые распространенные рецепты изготовления чернил. Из наростов на больных листьях дуба и вяза делали настой и смешивали его с железным купоросом. В этих наростах - так называемых «чернильных орешках» - содержалось дубильное вещество танин. В дальнейшем танин нашли и в других растениях - в тростнике, в обыкновенной калине, в мексиканском кампешевом дереве.

У нас на Руси тоже существовало много способов приготовления чернил. В XV веке писцы делали их даже «из доброго кваса и кислых щей, на ржавом железе настоянных». В большом ходу была березовая сажа. А в селах на чернила шла бузина, истолченная в ступе

Когда для письма стали применяться чернила, то вместо всяких палочек потребовался какой-то новый инструмент. В восточных странах стали писать «каламом» - пустотелой тростинкой. Кончик у нее расщеплялся, и по нему постепенно стекали чернила. Эта тростинка по своему устройству уже напоминала наше перо. В течение нескольких сот лет калам оставлял на пергаменте, папирусе и бумаге египетские иероглифы, греческие и латинские буквы, арабскую вязь.

На смену каламу пришло заточенное определенным образом птичье перо. Перья использовали гусиные или вороньи. На бумаге писали гусиными перьями, которые нужно было предварительно срезать наискось, заострять и расщеплять с помощью перочинного ножа.

Гусиное перо применялось много веков. Им писали Коперник и Гарибальди, Шекспир и Ломоносов, Жан-Жак Руссо и Пушкин.

Пером очень сложно писать. У нас иногда получались маленькие кляксы. Намного проще писать шариковой ручкой. Когда пишешь гусиным пером нужно затаить дыхание, чтобы не получилось кляксы. Надавливать на бумагу не надо, а то получаются очень толстые линии. Перо надо даже держать под определенным углом, иначе чернила на бумагу не напишутся, а все размажется. После того, как мы попробовали писать пером и окунулись в атмосферу прошлого, нам сразу стало понятно, как сложно было тогда писать.

Первое стальное перо появилось около 1820 года в Германии. Оттуда оно пришло во Францию, Россию и другие страны. Стоило оно дорого, и стоимость эта еще больше повышалась от того, что палочку со стальным, золотым или яхонтовым пером нередко украшали алмазами, рубинами, бриллиантами и другими драгоценностями. Эта роскошь была доступна только аристократам, богачам, и поэтому дешевое гусиное перо долгое время соперничало с пером металлическим.

Попробуем пописать ручкой с металлическим пером. Я (Ангелина) напишу фразы, которые читаются слева направо и наоборот одинаково (их оказывается так много!). А я (Настя) напишу стихотворение собственного сочинения.

Перьевой ручкой писать немного легче, чем гусиным пером. Перо могло сломаться, когда на него нажимаешь, а перьевая ручка не ломается, потому что у неё железный наконечник. Но иногда кляксы всё же получались. У нас были очень хорошие впечатления, иногда возникало такое ощущение, как будто мы и правда живём в те времена, когда писали пером, что было намного сложнее, чем в современное время.

Только после того, как мы сами попробовали пописать пером и чернилами, отчетливо стало понятно,насколько трудно было написать целую книгу! Например, ты уже написал половину книги и сделал кляксу, приходится всё переписывать – всё, что ты писал, от начала до конца. А если опять нечаянно получится клякса, или напишешь не ту букву, или сделаешь ошибку – опять всё заново переписывать. Это очень трудно – написать целую книгу без единой ошибочки и кляксы. Мы поняли, как тогда всё было сложно и каким большим уважением, восхищением, терпением, усидчивостью, знаниями обладали писцы. У нас остались в памяти эти запоминающиеся моменты и мы как будто прокатились на машине времени.

В конце прошлого столетия металлические перья стали изготовлять штамповочными фабричными машинами. В то время они и одержали окончательную победу над гусиными перьями.

Все стальные перья приходилось окунать в чернила, в их конструкцию было внесено множество усовершенствований, чтобы можно было дольше писать, окунув перо один раз. Некоторые перья изготовлялись с углублениями в форме ложки и желобками, в которых оставалось немного чернил, когда перо окунали в чернильницу. Когда чернила на пере кончались, из углубления поступало по желобкам на кончик еще немного. Другим способом было изготовление пера с "крыльями", обращенными вниз, чтобы под ними оставались чернила. Некоторые перья делали как бы двойными; идея заключалась в том, что между верхним и нижних перьями должно оставаться определенное количество чернил.

Все эти попытки лишний раз подчеркивали давно назревшую потребность в пере, которое имело бы свой собственный запас чернил. Эта потребность была удовлетворена в 1883 г. , когда Льюис Эдсон Уотерман, житель Нью-Йорка, изготовил первую пригодную для использования перьевую авторучку.

В 1940-е годы братья Ласло и Георг Биро изобрели шариковую авторучку в том виде, в каком мы знаем ее сейчас. В 1943 году были изготовлены первые коммерческие образцы. Во время второй мировой войны правительство Великобритании приобрело патент Ласло. Шариковые ручки стали использовать штурманы в авиации и офицеры в нелегких боевых условиях

В 60-е годы в Японии были изобретены фетровые наконечники для пишущих инструментов. Ручки с фетровыми наконечниками получили название "фломастер" ("flowmaster" от англ. flow - стекать). Наибольшее распространение фетровые наконечники получили в известных всем флуоресцентных маркерах.

В 80. 90-х годах появились роллеры. По сути, это более "тонкая" и продвинутая технология шариковых ручек. Тонкий шарик и менее густые чернила. В начале 90-х годов технология роллеров была значительна улучшена. Появилось невиданное ранее разнообразие инструментов и фирм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вот и подошло к концу наше неповторимое и увлекательное путешествие в загадочный мир письменности.

В результате нашей исследовательской работы мы обнаружили, что и в нашем современном мире широко используются методы передачи информации, применявшиеся до изобретения алфавита. Так предметное письмо и язык рисунков пользуются в настоящее время большой популярностью при оформлении витрин и вывесок магазинов.

Кроме того, наше «перемещение во времени» показало, что писать можно чем угодно и на чём угодно. Вопрос только в том – на чём и чем писать удобнее?

Больше всего нам понравилось писать на обыкновенной бумаге стальным пером и шариковой ручкой, хотя шариковой ручкой писать легче.

Человечество прошло не малый путь для того, чтобы создать такой материал для письма, как бумага. Стены пещер первобытных людей, глиняные таблички, восковые дощечки, береста – ничто не может конкурировать с бумагой, которая обладает легкостью и эластичностью, она не хрупка, благодаря чему ее можно легко сворачивать. Благодаря таким свойствам из бумаги можно мастерить различные поделки – например, оригами.

Со временем, с появлением новых технологий и письменных принадлежностей писать и передавать информацию станет еще легче. Уже сейчас изобрели такие ручки, которыми можно писать, не сжимая их пальцами. Это достигнуто при помощи специальной формы ручки, которую изобрели японцы. А кто сейчас не знаком с глобальной компьютерной сетью Интернет?

С помощью компьютера сейчас пишутся и отправляются по электронной почте письма и короткие сообщения. С помощью специальных компьютерных программ рисуют целые картины, проектируют дома и садовые участки, и многое, многое другое.

Может быть, пройдёт ещё немного времени и человек сможет посылать мысли другому человеку, как файлы или графические образы? Ведь научно доказано, что человек использует только 10 процентов от всего объема ресурсов головного мозга. Кто знает, может именно нам предстоит осваивать новые технологии письма, передачи и хранения информации?! Поживём – увидим!!!

Нет более привычного для нас с детства предмета, чем лист бумаги. На нем, родимом, рождались наши детские художественные шедевры. А чуть повзрослев, мы учились писать, и тоже старательно исписывали буковками лист за листом. Далее - больше. Признаюсь - я в юности писала стихи предмету своей первой любви, доверяла свои сердечные тайны бумаге. А знаем ли мы, на чем писали люди в древности? Мне кажется романтичным написать слова Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ на простом глиняном черепке.

Вот такой интересный материал я нашла по истории письменности. Мне будет приятно, если данная тема вам интересна.

Папирус изготовливали из тростника, который рос на мелководье в озерах и реках Египта и Сирии. Крупные партии папируса отправлялись через сирийский порт Библос. Считается, что греческое слово, означающее книги, происходит от названия этого порта. Английское слово «бумага» происходит от греческого слова «папирус».

Трости разрезали вдоль на узкие тонкие полоски, которые в два слоя клали под пресс, располагая их под прямым углом друг к другу. После просушки желтоватую поверхность полировали с помощью камня или другого приспособления. Историк Плиний называет несколько разновидностей папируса - разной толщины и разного вида с тонкими до прозрачности листами. Древнейшие рукописи писались на папирусах, и поэтому они не сохранились нигде, кроме очень засушливых регионов, как, например, в песках Египта или в пещерах Кумрана.

Другим материалом, на котором писали в старину, был пергамент. Пергаментом называли обработанную кожу овец, козлов, антилоп и других животных. Слово «пергамент» пришло от названия города Пергам в Малой Азии, поскольку производство этого писчего материала, в одно время особым образом связано с этим городом. Одной из разновидностей пергамента был материал из молодой телячьей кожи.

Еще один материал, использовавшийся в старину для письма, называли велум. Как правило, этот вид кожи красили в фиолетовый цвет. Многие рукописей, сохранившихся до наших дней, действительно выполнены на телячьей коже фиолетового цвета. На велумовой коже писали обычно золотом или серебром. По сравнению с папирусом, пергамент хранился гораздо дольше. Копии, изготовленные на пергаменте были значительно лучше, но и значительно дороже, чем папирусные манускрипты.

Кроме того, использовались в древнем мире остраконы. Так называли необработанные глиняные черепки, которые использовались, как писчий материал. В Египте и Палестине глиняных черепков было обнаружено множество.

Еще одним письменным материалом были камни или скалы. Археологи находят обычные камни, на которых острым металлическим предметом вырезали письмена.

Надписи находят и на глиняных табличках, которые после написания высушивали, чтобы сохранить написанное на длительный срок. Каменные таблицы Моисея были написаны на одной из разновидностей, рассмотренных выше.

Использовали также восковые таблички. Кусок дерева покрывали тонким слоем воска, на котором потом писали металлическим пером.

Друзья, а на каком материале из вышеперечисленного вы бы хотели попробовать написать несколько строк, а возможно даже письмо, рассказ или просто любовное признание близкому человеку? Исключая бумагу конечно.