» » Профилактическая работа в практике социально-педагогической деятельности. Система профилактической работы социального педагога Методы диагностики одарённости

Профилактическая работа в практике социально-педагогической деятельности. Система профилактической работы социального педагога Методы диагностики одарённости

Профилактика – это комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность с целью предупреждения отклонений в ее поведении. Таким образом, под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Основой профилактических мер является деятельность, направленная:

  • – на создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для нормального осуществления процесса социализации личности;
  • – осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье и подросткам;
  • – обеспечение в случае необходимости мер социальноправовой защиты ребенка (принудительное изъятие ребенка из семьи, лишение родителей родительских прав и т.п.).

Выделяют несколько уровней профилактической деятельности :

  • а) государственный уровень – решение социально- экономических, культурных и других задач общегосударственного масштаба но более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей. Обычно это различные законодательные инициативы (например, введение на государственном и региональном уровнях должности уполномоченного по правам ребенка);
  • б) муниципальный уровень – меры по педагогической ориентации инфраструктуры микросоциума, направленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность человека (например, открытие в населенном пункте сети досуговых учреждений для молодежи или рабочих мест для сезонного трудоустройства подростков и т.п.);
  • в) индивидуальный уровень – воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение противоправных действий и отклонений в поведении отдельных лиц (например, осуществление индивидуальной работы по сопровождению ребенка социальным педагогом).

В целом ряде международных документов, посвященных вопросам нормализации социально-психологического развития детей, говорится об уровнях профилактики в несколько ином значении, более близком к отечественному аналогу "вид". Так, например, в Руководящих принципах Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, принятых в 1990 г. в Эр-Рияде, предусмотрено несколько уровней осуществления мер по профилактике преступности несовершеннолетних:

  • первый уровень профилактики, т.е. общие меры по обеспечению социальной справедливости и равенства возможностей, что, в свою очередь, содействует устранению таких глубинных причин преступности, как нищета и другие формы маргинализации несовершеннолетних;
  • второй уровень профилактики, т.е. меры по оказанию помощи детям, относящимся к группам повышенного риска, например, тем, чьи родители сами испытывают особые трудности или же пренебрегают родительскими обязанностями;
  • третий уровень профилактики, включающий меры, позволяющие избежать ненужного контакта с формальной системой правосудия, а также меры по предупреждению повторных правонарушений.

Различают следующие виды профилактической деятельности : первичная, вторичная, третичная.

Первичная профилактика – это комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Она включает следующие основные направления : совершенствование социальной жизни людей; устранение социальных факторов, способствующих формированию и проявлению девиантного поведения; формирование условий, способствующих ресоциализации и реабилитации; воспитание социально позитивно ориентированной личности; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и т.д.

В качестве примера может быть приведена деятельность учреждений сферы здравоохранения (больницы, роддома, женские консультации и т.п.) по своевременной (в том числе и дородовой) диагностике патологий внутриутробного развития детей; решение проблемы занятости досуга детей и подростков силами учреждений системы школьного и внешкольного образования и т.п. Следует отметить, что именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.

Вторичная профилактика – это комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускают уроки, систематически конфликтуют со сверстниками, имеют проблемы в семье и т.п.). Основными задачами вторичной профилактики выступают недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной социальнопсихологической поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации.

Вторичная профилактика включает в себя следующие основные направления : определение факторов риска и выделение так называемых групп "профилактического учета" по различным формам девиантного поведения; раннее и активное выявление лиц с нервно-психическими нарушениями; психологическую и медицинскую коррекцию выявленных заболеваний, осложненных нарушениями поведения. В качестве примера можно привести такую меру уголовного наказания несовершеннолетних, как отсрочка исполнения приговора, т.е. использование воспитательнопрофилактического эффекта угрозы применения наказания в соответствие с Уголовным кодексом РФ в случае, если поведение подростка в определенный период (чаще всего 1–3 года) не будет отвечать принятым в обществе нормам.

Третичная профилактика – это комплекс мер социально- психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение возобновления девиантного поведения человеком, его прекратившим (например, возобновление употребления наркотиков наркозависимым, прошедшим курс реабилитации и находящимся в состоянии устойчивой ремиссии, и др.). Это наиболее слабо развитый в настоящее время вид профилактической деятельности.

Примером мероприятий данного уровня может служить система патронажного сопровождения несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы, оказание им помощи в вопросах обеспечения жильем, трудоустройство, психологическое консультирование и т.д.

Социально-педагогическая профилактика может входить в комплекс мероприятий всех трех уровней. Считается, что она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах.

Кроме указанных видов принято различать:

  • а) общую профилактику , которая предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка (развитие познавательной активности малыша как определенная гарантия отсутствия проблем в школьном обучении) либо на предупреждение гой или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением (массовая подготовка детей к поступлению в школу на базе старших групп детских садов как профилактика отклонений в поведении, связанных с кризисом семи лет, т.е. начала обучения); помимо этого деятельность общего плана (информационную, пропогандистскую и т.д.), направленную на борьбу с причинами девиации, дезадаптации и десоциализации личности на общесоциальном и социально- психологическом уровнях (в масштабах всего государства, отдельных регионов, социальных групп);
  • б) специальную профилактику , т.е. систему мер, направленных на решение определенной задачи (профилактика девиантного поведения, подросткового суицида и т.п.), а также деятельность, специально предназначенную для устранения конкретных причин и условий, способствующих нарушению нормального протекания процессов социализации личности.

Введение

Заключение

Литература

Введение

Любая научная отрасль должна вырабатывать свои, специфические инструментальные механизмы взаимосвязи с практикой, оказывать влияние на развитие практики. Социальную педагогику мы относим к ряду наук, имеющих Деятельностный характер такого механизма. Опираясь на знания ряда других наук, отечественная социальная педагогика владеет достаточно отработанным на практике механизмом влияния на социальные отношения, к качестве которого выступает социально-педагогическая деятельность (СПД), имеющая свою специфику, характерную именно для социальной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания.

Под СПД понимают деятельность, которая направлена на решение задач социального воспитания и социально-педагогической защиты.

Социальный педагог — кто он такой? Попробуем разобраться. В большинстве зарубежных стран это очень уважаемая должность. Ее занимают специалисты, имеющие хорошую подготовку по педагогике, психологии, социальной работе. Сфера деятельности социального педагога — социум как ближайшее окружение личности, человеческие отношения, социокультурные условия развития.

Цели деятельности социального педагога — содействие саморазвитию личности, организация профилактической работы и защита прав ребенка.

Одним из основных направлений деятельности социального педагога является профилактическая деятельность, в том числе профилактика правонарушений, девиантного поведения детей и подростков, в том числе алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей. Пропаганда здорового образа жизни.

Целью данной работы является изучение особенностей профилактической деятельности социального педагога.

1. Технология социально-педагогической профилактики и коррекции

Технология - основная задача - разработка и реализация устойчивых алгоритмов деятельности, способов той деятельности, относительно независимых от соответствующей деятельностной ситуации. Профилактика - научно обоснованные предпринимаемые действия, направленные, на предотвращение возможных физических, психологических или социо-культурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая. Психолого-педагогическая профилактика — это система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Осуществляется на фоне общей гуманизации педагогического процесса. Успешность системы связана прежде всего со всеми субъектами педагогического процесса. Однако довольно часто нарушаются элементарные права ребенка, что предусматривает включение в" профилактическую работу систему мер по социальной защите детства. Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения. Например, многие родители и учителя стремятся развивать активность ребенка, предоставляют ему свободу выбора, поощряют инициативу и самостоятельность, предупреждая тем самым социальный инфантилизм и пассивность. Другие профилактические меры принимаются непосредственно перед возникновением проблем. Так, при возникновении у ученика пробелов в знаниях, умениях и навыках по конкретному предмету учитель дает ему индивидуальные задания, дополнительно разъясняет материал, дает советы по организации домашнего учебного труда, предупреждая таким образом педагогическую запущенность или неуспеваемость ребенка. Третья группа профилактических мер принимается в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых. Например, педагог работает с отдельными поведенческими недостатками ребенка, профилактируя развитие негативных личностных свойств. Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий — к специальной. Специальной профилактикой можно называть систему мер, ориентированных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости, профилактика школьных страхов и т. п. Социально-педагогическая профилактика — это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности. Исходя из понимания социальной ситуации развития, ее объективного (какой она реально является) и субъективного (какой она воспринимается и переживается) аспектов, социально-педагогическая профилактика направлена на изменение различных внешних и внутренних факторов и условий социального воспитания или перестройку их взаимодействия. Занимаясь этим видом профилактики, социальный педагог может направить свою деятельность на воспитательный микросоциум ребенка (педагоги, родители, группа сверстников), изменяя характер их отношения, воздействия на ребенка. Он также может воздействовать на его представления об окружающих и взаимоотношениях с ними и сопровождающие их переживания и изменять их. Наконец он может способствовать изменению позиции ребенка по отношению к социуму (содействие, противодействие, бездействие).

2. Готовность педагогов к осуществлению первичной профилактической деятельности употребления психоактивных веществ

В настоящее время "…первичная профилактика употребления психоактивных веществ является ключевым социальным заказом для Министерства образования Российской федерации… и это исходная базовая позиция для выстраивания всей антинаркотической профилактической деятельности…" (из доклада министра образования Филиппова В. М. на всероссийской конференции "Профилактика злоупотребления ПАВ детьми и молодежью").

Определяя проблему злоупотребления ПАВ как имеющую эпидемический характер, специалисты, занимающиеся вопросами построения профилактических антинаркотических программ, указывают на необходимость комплексного подхода в решении данного вопроса. Одним из звеньев этой цепи является подготовка соответствующих педагогических кадров, которые способны предотвратить проявление и распространение аддиктивного поведения, используя формы и средства соответствующие возрасту и контингенту воспитуемых.

Однако, несмотря на все имеющиеся предпосылки для того, чтобы первичная профилактическая деятельность осуществлялась педагогами, на данный момент существуют следующие данные о готовности педагогов к реализации профилактической работы:

В ходе опросов (Ларионов В. Н., Салямова З. Р., г. Уфа) большинство педагогов внесли антинаркотическую пропаганду в число элементов здорового образа жизни. При анализе конкретного содержания отдельных вопросов по антинаркотической тематике выяснилось, что данная проблема понимается учителями на популярном уровне: весь спектр объяснений сводился к эмоциональной оценке ситуации в понятиях "хорошо - плохо".

Анализ отзывов педагогов, прошедших обучающие семинары по профилактике на базе ЦППМСП Индустриального района г. Перми (2006-2008уч. г.) позволяет говорить о том, что к ведущим мотивам специалистов относятся познавательные (более чем у 50% участников), внешние (получение удостоверения участника семинара для повышения квалификационной категории, приказ администрации и т. д.). Остается спорным вопрос о формировании у педагогов собственной активной позиции в осуществлении профилактической работы.

По данным опроса педагогов Московской области (Копочкина О. В.) проводить профилактические занятия с подростками в первую очередь, по их мнению, должны сотрудники специализированного центра и психологи, прошедшие специальную подготовку, себя педагоги поставили лишь на 4-е место.

Таким образом, можно говорить о расхождении между представлениями педагогов о своих возможностях и реальным воплощением элементов антинаркотической пропаганды в учебно-воспитательном процессе. При этом нельзя не учитывать тот факт, что возможность реализации эффективной профилактической деятельности в школе зависит, прежде всего, от уровня подготовленности к этой деятельности педагогов.

Согласно требованиям проекта отраслевого стандарта первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде по отношению к работе с целевой группой педагогов и специалистов ОУ деятельность должна выстраиваться по следующим направлениям:

Просвещение.

Формирование технологического потенциала профилактической деятельности в образовательной среде.

Разработка комплексной проектно - организованной программы профилактической деятельности в образовательной среде.

Формирование условий развития профессионального потенциала для решения задач профилактики.

Формирование актива и волонтерская деятельность.

Мониторинг ситуации и мониторинг реализации профилактических мероприятий.

В соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими профилактическую деятельность, работа с педагогами школы в рамках губернаторского проекта "Думая о будущем" (март - май 2006г.) строилась следующим образом:

Овладение специфическими знаниями - обучающий семинар-практикум для педагогов "Современные методы профилактики СОЗ среди учащихся", рассчитанный на 8 часов.

Тематика занятий:

Лекция врача-нарколога "Признаки злоупотребления ПАВ. Действия педагога в случае обнаружения злоупотребления учащимися ПАВ";

Психологический семинар-практикум "Способы вовлечения родителей в совместную деятельность по профилактике социально обусловленных заболеваний";

Семинар-практикум "Формы и методы работы с группами учащихся разного возраста по профилактике СОЗ";

Психологический семинар-практикум "Психологические механизмы формирования зависимости".

Повышение профессиональной компетентности педагогов - тренинг профессиональной компетентности для педагогов "Ассертивность, профессиональное общение, эмоциональная саморегуляция", рассчитанный на 8 часов.

Тематика занятий:

Психологический семинар-практикум "Учитель и проблемы дисциплины";

Семинар-тренинг "Целеполагание, планирование, эмоциональная саморегуляция педагога".

Подготовка специалистов для педагогического профилактического актива осуществлялась в ходе областного фестиваля профилактических программ "Поколение плюс", семинара "Раннее выявление подростков, употребляющих наркотические вещества", "Социальная педагогика: проблемы и перспективы", конференции "Социально-педагогическая работа в школе: проблемы, возможности, перспективы".

В результате работы по подготовке педагогов к осуществлению профилактики употребления ПАВ были получены следующие результаты:

Возросла информированность педагогов по вопросам злоупотребления ПАВ и способам выявления учащихся, употребляющих психоактивные вещества. В начале обучения информированность педагогов составляла 79%, по окончании обучения этот показатель составил 87%.

В ходе наблюдения в процессе обучения педагоги осознали актуальность и необходимость осуществления профилактической деятельности.

Педагоги освоили некоторые групповые формы работы с детьми и родителями, получили разработки профилактических занятий с учащимися и методические материалы для родительских собраний, проявили готовность внедрения их в практическую деятельность по классному руководству.

Педагоги осознали, что для достижения результатов необходима не только работа узких специалистов, а системная работа всех заинтересованных специалистов школы со всеми субъектами профилактики.

С 83% до 78% снизилась оценка педагогами уровня своей готовности к осуществлению профилактической работы в школе. На наш взгляд, можно считать, что в ходе обучения произошла более реальная оценка специалистами своих знаний, умений, намерений в отношении профилактической деятельности. Педагоги осознали, что деятельность по профилактике употребления ПАВ должна быть системно организована, включать мониторинг эффективности, предполагает временные и интеллектуальные затраты.

После обучения педагоги в меньшей степени стали использовать такую причину оправдания, почему они не занимаются профилактикой СОЗ, как нехватка времени; осознали, что многое в осуществлении профилактики зависит от их желания заниматься данным видом деятельности.

Выводы по итогам работы по подготовке педагогов:

Для формирования установок и выработки профессиональной позиции педагогов к проблеме профилактики необходима регулярная работа в течение как минимум одного года. Из-за ограниченности во времени реализации проекта, слитности мотивационного и деятельностного этапов не удалось в полной мере эффективно организовать деятельность в этом направлении. На наш взгляд, то содержание профилактической работы, которое предлагалось педагогам в ходе обучения, и сыграло роль мотивирующего фактора, хотя изначально предполагалось как обучающий материал.

Анализ эффективности деятельности по обучению педагогов свидетельствует о необходимости разработки специальных мер по мотивированию, привлечению педагогов к сознательному сотрудничеству в области профилактики СОЗ. С целью повышения степени готовности специалистов ОУ к осуществлению профилактической деятельности, нами предлагается алгоритм деятельности, разработанный в рамках экспериментальной работы ЦППМСП.

В соответствии со стандартом существует ряд тем, не освещенных в процессе обучающего семинара и тренинга, в частности: организация и проведение индивидуальной профилактической работы с учащимися и родителями, разработка профилактического мероприятия в рамках учебного предмета, продолжение изучения современных технологий профилактической работы и освоение технологии проведения профилактической дискуссии, проектирование социально-значимого культурного проекта, отслеживание эффективности профилактических мероприятий. Кроме этого, существует необходимость проведения педагогических советов по разработке раздела воспитательной программы ОУ по первичной профилактике злоупотребления ПАВ и оценке результатов профилактической работы в ОУ.

Алгоритм деятельности по повышению готовности педагогов к осуществлению профилактической деятельности:

I этап: до начала семинара (получение информации о семинаре потенциальными участниками до его проведения). Цель данного этапа - привлечение интереса будущих участников семинара, повышение уровня личной ответственности в предстоящей деятельности.

II этап: во время проведения семинара (начальная и итоговая диагностика мотивации, знакомство с результатами диагностики, использование приемов формирования мотивации у участников семинара, участие в организации рефлексии). Цель - получение информации о структуре и динамике мотивации участников обучения, создание условий для осознанного выбора и обозначения роли педагогов в реализации профилактической деятельности.

III этап: после проведения семинара (приглашение участников семинара на последующие мероприятия, организация совместных встреч участников семинара и обсуждение опыта работы; работа с администрацией ОУ - знакомство с данными диагностики мотивов работы педагогов по профилактике СОЗ, рекомендации по выработке и внедрению системы стимулов для дальнейшей работы участников семинара в профилактике СОЗ). Цель - создание условий для оказания поддержки и профессионального роста специалистов, занимающихся профилактической деятельностью, а также для практической реализации новых знаний и умений обучившихся специалистов.

Данный алгоритм деятельности не может использоваться как самостоятельный, но, будучи встроенным, в общую систему обучения специалистов методам первичной профилактики в образовательной среде, способствует повышению готовности специалистов ОУ к осуществлению профилактической деятельности, а, следовательно, и общей эффективности деятельности.

Заключение

На современном этапе формирования и развития социальной работы приоритет закономерно отдан проблемам становления профессионализма социальных работников, расширения целостной сущности кадрового потенциала социальных служб и путей его усиления, подготовки и переподготовки различных категорий специалистов по социальной работе, социальных педагогов и практических психологов, социально-медицинских работников, реабилитологов и трудотерапевтов, социальных юристов и других специалистов.

Профессиональная социальная работа специалистов различного профиля — это адекватная реакция на сложившуюся в современной России непростую социально-экономическую и духовно-нравственную ситуацию, один из принципиально новых способов развития системы социальной защиты, способствующих реальному преодолению негативных последствий проведения реформ и более полному удовлетворению социальных потребностей различных категорий населения нашей страны.

Востребованность такого подхода очевидна. В стране за последние годы созданы и функционируют тысячи государственных, муниципальных и негосударственных социальных служб. В отечественной и зарубежной литературе постоянно предпринимается попытка углубить представления о профессионально-этических качествах социальных работников, дать типологию личности специалиста. Требования к профессионально-этическим качествам социальных работников могут варьировать в зависимости от сферы реализации задач социальной работы и особенностей объектов социальной защиты населения.

Совершенно очевидно, что такие социальные явления, как бедность, безработица, бездомность, бродяжничество, асоциальное поведение детей и подростков, девиантное поведение взрослых, проституция, сиротство, алкоголизм, инвалидность и др., являются важнейшими факторами, влияющими на характер деятельности специалиста и предопределяющими формирование необходимых профессиональных качеств.

Литература

1.Профессиональное мастерство работников социальных служб. Материалы 11-й Национальной конференции Ассоциации работников социальных служб. — М.: Социальная работа, 1998.

2.Семенов Г.С. Методика работы социального педагога. — М.: Школьная пресса, 2007.

3.Социальная педагогика / Под ред. В.Г. Бочаровой. — М.: Владос, 2008.

4.Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/ Отв. ред. д. и. н., проф. Е. И. Холостова, д. и. н., проф. А. С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2005.

5.Топчий Л. В. Проблемы эффективности деятельности специалиста по социальной работе// Семья в России. — 1998. —N" 2. —С. 100-112.

6.Хавкина А. Л. Готовность педагогов к осуществлению первичной профилактической деятельности употребления психоактивных веществ

Методическая разработка

«Профилактическая работа с учащимися, состоящими на учете»

Из опыта работы социального педагога.

Выполнила: Софонова Т.С.

Социальный педагог,

МБОУ СШ №7 г. Павлово

    Пояснительная записка ………………………………………………………….. 3

    Задачи направления ………………………………………………………………. 5

    Воспитательные технологии, формы и методы организации деятельности с учащимися, состоящими на профилактическом учете ………………………….6

    План основных мероприятий ……………………………………………………10

    Ожидаемые результаты реализации направления ……………………...............14

    Разработка мероприятия …....................................................................................15

    Список литературы ……………………………………………………................ 16

    Приложение ……………………………………………………………………….1 7

1. Пояснительная записка

Дети – это наша старость.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А.С. Макаренко

Последние годы государственная образовательная политика провозглашает воспитание как важнейшую составляющую духовной жизни общества.

С 2010 года в школе реализуется программа воспитания «Личность – достойная человека», которая была разработана на основе анализа работы школы по программе воспитания «Синяя птица» и основных положений национального проекта «Наша новая школа».

Актуальность программы определяется важностью развития так необходимых в современном мире духовно-нравственных качеств школьника . Решая задачи по формированию заданных качеств, воспитание направлено на усвоение учащимися общественных ценностей, нравственных требований, норм и принципов, что уже изначально предполагает предупреждение отклонений в поведении.

Развитие духовно-нравственных качеств осуществляется в программе через разделы: Нравственность, Культура, Семья, Здоровье, Гражданственность и Экология.

В разделе Нравственность большое внимание уделяется профилактической работе с учащимися, так как школа заинтересована в том, чтобы из ее стен вышли не просто молодые люди с багажом знаний, умений и навыков по различным научным дисциплинам, но люди самостоятельные, хорошо ориентированные в условиях социальной реальности, законопослушные. И важнейшей для школы на современном этапе ее развития является задача, связанная с решением проблемы организации эффективной работы по профилактике отклонений в поведении учащихся. А, как известно лучшая профилактика отклонений в поведении - целенаправленно организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитательное воздействие.

С учащимися школы проводится как общая, так и специальная профилактика (профилактика, которая применяется в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых). В своей разработке мне подробнее хотелось бы рассмотреть специальную профилактику, т. е. профилактическую работу с учащимися, состоящими на всех видах учета.

2. Задачи направления деятельности с учащимися,

состоящими на профилактическом учете:

    Ф ормирование законопослушного поведения несовершеннолетних

    Воспитание чувства уважения к нормам коллективной жизни

    Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

    Привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности

3. Воспитательные технологии, формы и методы организации деятельности с учащимися, состоящими на профилактическом учете.

Воспитательная технология - это совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющих достигать поставленные воспитательные цели.

В науке и практике широкое распространение получила следующая технология работы с подростками, с отклонениями в поведении – технология социально-педагогической профилактики. Это одна из разновидностей социально-педагогической технологии.

Социально-педагогическая технология - совокупность методов, воздействующих на сознание, поведение и деятельность человека как члена социума в процессе его социализации, адаптации, в новых социальных условиях и в социально-ориентированных видах деятельности.

Любая социально-педагогическая технология имеет цель, задачи и соответствующее им содержание. Именно целевая установка определяет назначение технологии (технология педагогической коррекции, педагогической реабилитации, профилактики и пр .).

Социально-педагогическая профилактика - это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития подростков и способствующих проявлению различных видов его активности.

Занимаясь этим видом профилактики, социальный педагог направляет свою деятельность на воспитательный микросоциум ребенка (педагоги, родители, группа сверстников), изменяя характер их отношения, воздействия на ребенка. Воздействует на его представления об окружающих и взаимоотношениях с ними. Способствует изменению позиции ребенка по отношению к социуму.

В технологии социально-педагогическ ой профилактики следует выделить основные подходы:

и нформационный подход , где основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом, к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм;

с оциально-профилактический подход - выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления (сущностью этого подхода является система правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся для устранения или минимизации причин отклонений в поведении) ;

м едико-биологический подход - предупреждени е возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т.е. патологией на биологическом уровне (очень важно вовремя распознать у подростка различные патологические нарушения психики, в этом случае он должен быть обследован психиатром);

с оциально-педагогический - восстановлени е или коррекци я качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности.

В зависимости от типа социально-педагогической технологии деятельность социального педагога включает в себя определенные формы и методы работы.

Ф ормы работы можно подразделить индивидуальные и групповые . Ф ормы воспитательно - профилактической работы можно подразделить на :

познавательные , позволяющие овладеть различными знаниями, способствующими формированию убежденности в правильности той или иной позиции ; практические - призваны сформировать правильное отношение к нормам морали и права, а через них к другим социальным ценностям.

Методы - это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации и реабилитации ребенка.

В деятельности по профилактике отклонений в поведении учащихся социальный педагог применяет следующие методы:

Методы исследования (диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики) - метод наблюдения, анкетирования, тестирование, анализ (аналитические отчеты, справки и прочая документация).

Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение несовершеннолетнего с целью выработки у него заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание.

Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает развитие общечеловеческих морально-этических качеств.

Метод побуждения – применяется с целью нацелить подростка на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями.

Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности несовершеннолетнего .

Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение.

Также социальным педагогом используются м етоды социально-психологической помощи: к онсультирование, тренинги, с оциальный патронаж .

С оциально - педагогическая профилактик а, проводимая в нашей школе, рассчитан а как на взрослых – родителей и учителей, так и на подростков.

Для педагогов это прежде всего социально-психологические тренинги, обучающие занятия , позволяющие преодолеть консервативность педагогического мышления, социальные стереотипы в оценке подростков, установки на доминантность, затруднения в общении.

Для родителей - индивидуальные консультации, лекции с привлечением специалистов медицинских учреждений и сотрудников учреждений системы профилактики, социальный патронаж (посещение на дому с целью контроля за ребенком).

Для подростков, наряду с групповыми занятиями , эффективно использование индивидуальных занятий по преодолению дурных привычек, коррекции негативных социальных установок, самооценки, различных нарушений во взаимоотношениях со взрослы ми и сверстниками.

С учащимися, кроме индивидуальных бесед, я использую следующие формы и методы работы:

1. Исследовательская работа: комплекс мероприятий, направленных на изучение личности ребенка, отслеживание влияния социума (источников положительного и отрицательного влияния на несовершеннолетнего).

Применяются методы исследования: метод наблюдения, анкетирование, тестирование, анализ.

2. Профилактическая работа: определение путей и выработка мер по предупреждению и своевременному выявлению, «сдерживанию» отклонений в поведении, состоянии подростка. Осуществляется контроль за посещением занятий, поведением, успеваемостью, занятостью в свободное от учебы время (применяется метод наблюдения, контроля).

3. Просветительская работа: консультации, беседы, лекции с привлечением специалистов учреждений системы профилактики. На этом этапе используется метод воспитания, убеждения, поощрения, порицания.

4. Воспитательная работа: вовлечение учащихся в различные виды социально-значимой деятельности, привлечения к занятиям в кружках и секциях.

4. План основных мероприятий

п/п

Поставленная цель

Формы работы

Сверка учащихся, состоящих на учете в учреждениях системы профилактики;

Изучение личностных особенностей учащихся, выявление причин дезадаптации, изучение семейных взаимоотношений, социального окружения

Составление банка данных

1.Составление психолого-педагогических характеристик 2.Оформление личных дел учащихся

Планирование работы с учащимися

Социально-медико-психолого-педагогическое сопровождение

1.Индивидуальные и групповые беседы с учащимися;

2.Занятия по адаптации, коррекции поведения

Контроль за посещением занятий, успеваемостью, соблюдением правил поведения в школе

Принятие мер по профилактике правонарушений

1.Ведение журнала учета пропусков занятий, работа с классными журналами;

2.Рассмотрение персональных дел на заседаниях Совета по профилактике

Профилактика совершения обучающимися правонарушений (просветительская работа)

Формирование законопослушного поведения

Организация циклов бесед с инспекторами ОДН, специалистами служб и ведомств системы профилактики

Профилактика вредных привычек

Формирование ответственного отношения к здоровому образу жизни

1.Организация циклов лекций и бесед с врачами детской поликлиники, врачами-наркологами, специалистами центра «Здравомыслие»;

2. Проведение и анализ анкет по наркоситуации

Вовлечение учащихся в различные виды социально-значимой деятельности

Развитие творческих способностей учащихся

1.Организация занятости в кружках и секциях, контроль за их посещением;

2. Привлечение к участию в классных и общешкольных мероприятиях

Сроки исполнения

Ожидаемый результат

Ответственный

Сентябрь

Составление общих списков,

состоящих на учете

Социальный педагог

Кл. руководители

Педагог-психолог

Согласно плану работы

Предупреждение правонарушений

Социальный педагог

Кл. руководители

Педагог-психолог

Школьный

фельдшер

Инспектор ОДН

В течение учебного года

Предупреждение правонарушений

Социальный педагог

Кл. руководители

Педагог-психолог

Зам. директора по ВР

Инспектор ОДН

В течение учебного года

Формирование законопослушного поведения учащихся,

формирование чувства ответственности за свои действия

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

В течение учебного года согласно совместному плану с Павловской наркологией

Привитие навыков самоконтроля, умения сделать правильный выбор

Социальный педагог

Педагог-психолог

Зам. директора по ВР

В течение учебного года

Организация досуга учащихся через дополнительное образование

Социальный педагог

Кл. руководители

Зам. директора по ВР

Организация каникулярного времени, в том числе летнего отдыха (трудоустройства) обучающихся

1.Организация занятости учащихся в каникулярное время;

2.Привитие навыков трудовой деятельности

1.И нформирование родителей о формах летнего отдыха;

2.П редоставление путевок в школьный лагерь;

3.Т рудоустройство через ЦЗН, занятость в трудовой бригаде

Работа с родителями учащихся;

с учителями-предметниками

Согласованность действий по проведению профилактической работы с учащимися

1.Индивидуальные беседы с родителями и учителями по вопросам взаимоотношений с детьми;

2. Обучающие занятия с целью выработки единого подхода к воспитанию подростков

Анализ работы

Сравнительный анализ по годам

Списочный учет и корректировка

Организация занятости учащихся как профилактика правонарушений

Социальный педагог

Кл. руководители

Зам. директора по ВР

В течение учебного года согласно плану работы

Создание условий для взаимопонимания; разработка методов разрешения конфликтных ситуаций

Социальный педагог

Педагог-психолог

Зам. директора по ВР

Аналитические отчеты, справки;

Задачи по дальнейшей работе с учащимися

Социальный педагог

5. Ожидаемый результат:

    Повышение активности участия учащихся в жизнедеятельности школы

    Увеличение количества участников в мероприятиях и конкурсах

    Уменьшение числа учащихся, состоящих на всех видах учета

    Повышение уровня воспитанности школьников

7. Литература

1. Баранова Л.Д. Социальный педагог в школе. - Волгоград: Учитель, 2008. - 187 с.

2. Галагузова М.А. и др. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. - М.: Издательский центр «Акаде­мия», 2002. - 192 с.

3. Галагузова М.А. и др. Социальная педагогика: курс лекций (введение в профессию «социальный педагог», основы социальной педагогики, основы социально-педагогической деятельности). Учебное пособие для высших учебных заведений - М., Гуманит. издание ВЛАДОС, 2001. - 416 с.

4. Ляпина Е.Ю. Профилактика социально-опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений. - Волгоград: Учитель, 2007. - 231 с.

5. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2005г. с. 480

Любая научная отрасль должна вырабатывать свои, специфические инструментальные механизмы взаимосвязи с практикой, оказывать влияние на развитие практики. Социальную педагогику мы относим к ряду наук, имеющих Деятельностный характер такого механизма. Опираясь на знания ряда других наук, отечественная социальная педагогика владеет достаточно отработанным на практике механизмом влияния на социальные отношения, к качестве которого выступает социально-педагогическая деятельность (СПД), имеющая свою специфику, характерную именно для социальной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания.

Под СПД понимают деятельность, которая направлена на решение задач социального воспитания и социально-педагогической защиты.

Социальный педагог - кто он такой? Попробуем разобраться. В большинстве зарубежных стран это очень уважаемая должность. Ее занимают специалисты, имеющие хорошую подготовку по педагогике, психологии, социальной работе. Сфера деятельности социального педагога - социум как ближайшее окружение личности, человеческие отношения, социокультурные условия развития.

Цели деятельности социального педагога - содействие саморазвитию личности, организация профилактической работы и защита прав ребенка.

Одним из основных направлений деятельности социального педагога является профилактическая деятельность, в том числе профилактика правонарушений, девиантного поведения детей и подростков, в том числе алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей. Пропаганда здорового образа жизни.

Целью данной работы является изучение особенностей профилактической деятельности социального педагога.

1. Технология социально-педагогической профилактики и коррекции

Технология – основная задача – разработка и реализация устойчивых алгоритмов деятельности, способов той деятельности, относительно независимых от соответствующей деятельностной ситуации. Профилактика – научно обоснованные предпринимаемые действия, направленные, на предотвращение возможных физических, психологических или социо-культурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая. Психолого-педагогическая профилактика - это система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Осуществляется на фоне общей гуманизации педагогического процесса. Успешность системы связана прежде всего со всеми субъектами педагогического процесса. Однако довольно часто нарушаются элементарные права ребенка, что предусматривает включение в" профилактическую работу систему мер по социальной защите детства. Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения. Например, многие родители и учителя стремятся развивать активность ребенка, предоставляют ему свободу выбора, поощряют инициативу и самостоятельность, предупреждая тем самым социальный инфантилизм и пассивность. Другие профилактические меры принимаются непосредственно перед возникновением проблем. Так, при возникновении у ученика пробелов в знаниях, умениях и навыках по конкретному предмету учитель дает ему индивидуальные задания, дополнительно разъясняет материал, дает советы по организации домашнего учебного труда, предупреждая таким образом педагогическую запущенность или неуспеваемость ребенка. Третья группа профилактических мер принимается в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых. Например, педагог работает с отдельными поведенческими недостатками ребенка, профилактируя развитие негативных личностных свойств. Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий - к специальной. Специальной профилактикой можно называть систему мер, ориентированных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости, профилактика школьных страхов и т. п. Социально-педагогическая профилактика - это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности. Исходя из понимания социальной ситуации развития, ее объективного (какой она реально является) и субъективного (какой она воспринимается и переживается) аспектов, социально-педагогическая профилактика направлена на изменение различных внешних и внутренних факторов и условий социального воспитания или перестройку их взаимодействия. Занимаясь этим видом профилактики, социальный педагог может направить свою деятельность на воспитательный микросоциум ребенка (педагоги, родители, группа сверстников), изменяя характер их отношения, воздействия на ребенка. Он также может воздействовать на его представления об окружающих и взаимоотношениях с ними и сопровождающие их переживания и изменять их. Наконец он может способствовать изменению позиции ребенка по отношению к социуму (содействие, противодействие, бездействие).

2. Готовность педагогов к осуществлению первичной профилактической деятельности употребления психоактивных веществ

В настоящее время "…первичная профилактика употребления психоактивных веществ является ключевым социальным заказом для Министерства образования Российской федерации… и это исходная базовая позиция для выстраивания всей антинаркотической профилактической деятельности…" (из доклада министра образования Филиппова В. М. на всероссийской конференции "Профилактика злоупотребления ПАВ детьми и молодежью").

Определяя проблему злоупотребления ПАВ как имеющую эпидемический характер, специалисты, занимающиеся вопросами построения профилактических антинаркотических программ, указывают на необходимость комплексного подхода в решении данного вопроса. Одним из звеньев этой цепи является подготовка соответствующих педагогических кадров, которые способны предотвратить проявление и распространение аддиктивного поведения, используя формы и средства соответствующие возрасту и контингенту воспитуемых.

Однако, несмотря на все имеющиеся предпосылки для того, чтобы первичная профилактическая деятельность осуществлялась педагогами, на данный момент существуют следующие данные о готовности педагогов к реализации профилактической работы:

В ходе опросов (Ларионов В. Н., Салямова З. Р., г. Уфа) большинство педагогов внесли антинаркотическую пропаганду в число элементов здорового образа жизни. При анализе конкретного содержания отдельных вопросов по антинаркотической тематике выяснилось, что данная проблема понимается учителями на популярном уровне: весь спектр объяснений сводился к эмоциональной оценке ситуации в понятиях "хорошо – плохо".

Анализ отзывов педагогов, прошедших обучающие семинары по профилактике на базе ЦППМСП Индустриального района г. Перми (2006-2008уч. г.) позволяет говорить о том, что к ведущим мотивам специалистов относятся познавательные (более чем у 50% участников), внешние (получение удостоверения участника семинара для повышения квалификационной категории, приказ администрации и т. д.). Остается спорным вопрос о формировании у педагогов собственной активной позиции в осуществлении профилактической работы.

По данным опроса педагогов Московской области (Копочкина О. В.) проводить профилактические занятия с подростками в первую очередь, по их мнению, должны сотрудники специализированного центра и психологи, прошедшие специальную подготовку, себя педагоги поставили лишь на 4-е место.

Таким образом, можно говорить о расхождении между представлениями педагогов о своих возможностях и реальным воплощением элементов антинаркотической пропаганды в учебно-воспитательном процессе. При этом нельзя не учитывать тот факт, что возможность реализации эффективной профилактической деятельности в школе зависит, прежде всего, от уровня подготовленности к этой деятельности педагогов.

Просвещение.

Формирование технологического потенциала профилактической деятельности в образовательной среде.

Разработка комплексной проектно - организованной программы профилактической деятельности в образовательной среде.

Формирование условий развития профессионального потенциала для решения задач профилактики.

Формирование актива и волонтерская деятельность.

Мониторинг ситуации и мониторинг реализации профилактических мероприятий.

В соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими профилактическую деятельность, работа с педагогами школы в рамках губернаторского проекта "Думая о будущем" (март – май 2006г.) строилась следующим образом:

Овладение специфическими знаниями – обучающий семинар-практикум для педагогов "Современные методы профилактики СОЗ среди учащихся", рассчитанный на 8 часов.

Тематика занятий:

Лекция врача-нарколога "Признаки злоупотребления ПАВ. Действия педагога в случае обнаружения злоупотребления учащимися ПАВ";

Психологический семинар-практикум "Способы вовлечения родителей в совместную деятельность по профилактике социально обусловленных заболеваний";

Семинар-практикум "Формы и методы работы с группами учащихся разного возраста по профилактике СОЗ";

Психологический семинар-практикум "Психологические механизмы формирования зависимости".

Повышение профессиональной компетентности педагогов - тренинг профессиональной компетентности для педагогов "Ассертивность, профессиональное общение, эмоциональная саморегуляция", рассчитанный на 8 часов.

Тематика занятий:

Психологический семинар-практикум "Учитель и проблемы дисциплины";

Семинар-тренинг "Целеполагание, планирование, эмоциональная саморегуляция педагога".

Подготовка специалистов для педагогического профилактического актива осуществлялась в ходе областного фестиваля профилактических программ "Поколение плюс", семинара "Раннее выявление подростков, употребляющих наркотические вещества", "Социальная педагогика: проблемы и перспективы", конференции "Социально-педагогическая работа в школе: проблемы, возможности, перспективы".

В результате работы по подготовке педагогов к осуществлению профилактики употребления ПАВ были получены следующие результаты:

Возросла информированность педагогов по вопросам злоупотребления ПАВ и способам выявления учащихся, употребляющих психоактивные вещества. В начале обучения информированность педагогов составляла 79%, по окончании обучения этот показатель составил 87%.

Педагоги освоили некоторые групповые формы работы с детьми и родителями, получили разработки профилактических занятий с учащимися и методические материалы для родительских собраний, проявили готовность внедрения их в практическую деятельность по классному руководству.

Педагоги осознали, что для достижения результатов необходима не только работа узких специалистов, а системная работа всех заинтересованных специалистов школы со всеми субъектами профилактики.

С 83% до 78% снизилась оценка педагогами уровня своей готовности к осуществлению профилактической работы в школе. На наш взгляд, можно считать, что в ходе обучения произошла более реальная оценка специалистами своих знаний, умений, намерений в отношении профилактической деятельности. Педагоги осознали, что деятельность по профилактике употребления ПАВ должна быть системно организована, включать мониторинг эффективности, предполагает временные и интеллектуальные затраты.

После обучения педагоги в меньшей степени стали использовать такую причину оправдания, почему они не занимаются профилактикой СОЗ, как нехватка времени; осознали, что многое в осуществлении профилактики зависит от их желания заниматься данным видом деятельности.

Выводы по итогам работы по подготовке педагогов:

Для формирования установок и выработки профессиональной позиции педагогов к проблеме профилактики необходима регулярная работа в течение как минимум одного года. Из-за ограниченности во времени реализации проекта, слитности мотивационного и деятельностного этапов не удалось в полной мере эффективно организовать деятельность в этом направлении. На наш взгляд, то содержание профилактической работы, которое предлагалось педагогам в ходе обучения, и сыграло роль мотивирующего фактора, хотя изначально предполагалось как обучающий материал.

Анализ эффективности деятельности по обучению педагогов свидетельствует о необходимости разработки специальных мер по мотивированию, привлечению педагогов к сознательному сотрудничеству в области профилактики СОЗ. С целью повышения степени готовности специалистов ОУ к осуществлению профилактической деятельности, нами предлагается алгоритм деятельности, разработанный в рамках экспериментальной работы ЦППМСП.

В соответствии со стандартом существует ряд тем, не освещенных в процессе обучающего семинара и тренинга, в частности: организация и проведение индивидуальной профилактической работы с учащимися и родителями, разработка профилактического мероприятия в рамках учебного предмета, продолжение изучения современных технологий профилактической работы и освоение технологии проведения профилактической дискуссии, проектирование социально-значимого культурного проекта, отслеживание эффективности профилактических мероприятий. Кроме этого, существует необходимость проведения педагогических советов по разработке раздела воспитательной программы ОУ по первичной профилактике злоупотребления ПАВ и оценке результатов профилактической работы в ОУ.

Алгоритм деятельности по повышению готовности педагогов к осуществлению профилактической деятельности:

I этап: до начала семинара (получение информации о семинаре потенциальными участниками до его проведения). Цель данного этапа - привлечение интереса будущих участников семинара, повышение уровня личной ответственности в предстоящей деятельности.

II этап: во время проведения семинара (начальная и итоговая диагностика мотивации, знакомство с результатами диагностики, использование приемов формирования мотивации у участников семинара, участие в организации рефлексии). Цель - получение информации о структуре и динамике мотивации участников обучения, создание условий для осознанного выбора и обозначения роли педагогов в реализации профилактической деятельности.

III этап: после проведения семинара (приглашение участников семинара на последующие мероприятия, организация совместных встреч участников семинара и обсуждение опыта работы; работа с администрацией ОУ - знакомство с данными диагностики мотивов работы педагогов по профилактике СОЗ, рекомендации по выработке и внедрению системы стимулов для дальнейшей работы участников семинара в профилактике СОЗ). Цель – создание условий для оказания поддержки и профессионального роста специалистов, занимающихся профилактической деятельностью, а также для практической реализации новых знаний и умений обучившихся специалистов.

Данный алгоритм деятельности не может использоваться как самостоятельный, но, будучи встроенным, в общую систему обучения специалистов методам первичной профилактики в образовательной среде, способствует повышению готовности специалистов ОУ к осуществлению профилактической деятельности, а, следовательно, и общей эффективности деятельности.

Заключение

На современном этапе формирования и развития социальной работы приоритет закономерно отдан проблемам становления профессионализма социальных работников, расширения целостной сущности кадрового потенциала социальных служб и путей его усиления, подготовки и переподготовки различных категорий специалистов по социальной работе, социальных педагогов и практических психологов, социально-медицинских работников, реабилитологов и трудотерапевтов, социальных юристов и других специалистов.

Профессиональная социальная работа специалистов различного профиля - это адекватная реакция на сложившуюся в современной России непростую социально-экономическую и духовно-нравственную ситуацию, один из принципиально новых способов развития системы социальной защиты, способствующих реальному преодолению негативных последствий проведения реформ и более полному удовлетворению социальных потребностей различных категорий населения нашей страны.

Востребованность такого подхода очевидна. В стране за последние годы созданы и функционируют тысячи государственных, муниципальных и негосударственных социальных служб. В отечественной и зарубежной литературе постоянно предпринимается попытка углубить представления о профессионально-этических качествах социальных работников, дать типологию личности специалиста. Требования к профессионально-этическим качествам социальных работников могут варьировать в зависимости от сферы реализации задач социальной работы и особенностей объектов социальной защиты населения.

Совершенно очевидно, что такие социальные явления, как бедность, безработица, бездомность, бродяжничество, асоциальное поведение детей и подростков, девиантное поведение взрослых, проституция, сиротство, алкоголизм, инвалидность и др., являются важнейшими факторами, влияющими на характер деятельности специалиста и предопределяющими формирование необходимых профессиональных качеств.

Профилактическая деятельность является важной составной частью работы социального педагога. Профилактика отклоняющегося поведения в работе социального педагога школы - специально организованная совместная деятельность педагогов, родителей, ученического коллектива, общественности и самого подростка, осознающего необходимость самосовершенствования (Л.И. Маленкова) .

Среди общегосударственных задач предупреждения и профилактики преступности особое место занимает проблема ранней профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, предупреждение асоциального поведения на ранних стадиях развития, пока социальные отклонения не переросли в преступную деятельность. При этом ранняя профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних, прежде всего, предполагает своевременное выявление и нейтрализацию неблагоприятных воздействий, оказываемых на несовершеннолетнего со стороны его ближайшего окружения.

Школа, по мнению М.А. Алемаскина, выступает одним из центральных звеньев в системе общей профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. С одной стороны, она призвана осуществлять педагогизацию воспитательно-профилактической деятельности семьи, с другой стороны, в школе должны быть в полной мере реализованы собственные воспитательно-профилактические функции по коррекции трудновоспитуемых учащихся, осуществляемой непосредственно в процессе учебно-воспитательного процесса, по созданию воспитывающей среды в школе, по месту жительства, по оздоровлению условий семейного воспитания детей .

В социально-педагогической литературе С.А Беличева., М.Я. Галагузова., Л.В., Мардахаев и др. выделили основные направления деятельности социального педагога по профилактике девиантного поведения учащихся в школе: правовое воспитание; половое воспитание; формирование нравственной культуры личности; трудовое воспитание; формирование эстетической культуры личности; воспитание физической культуры личности (формирование здорового образа жизни).

А.И. Долгова, А.К. Щедрина отмечают, что ведущим направлением профилактики девиантного поведения учащихся является правовое воспитание, так как оно способствует формированию у учащихся правового сознания. Правовое воспитание - это организованное, систематическое воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения. Цель правового воспитания - заключается в формировании правосознания у учащихся и в обеспечении их на этой основе сознательного и активного правомерного поведения.

А.И. Долгова выделяет следующие задачи правового воспитания: формирование необходимой системы знаний по вопросам государства и права; формирование уважения к государству и праву, принципам законности; привитие навыков правомерного поведения; воспитание активной гражданской позиции, нетерпимости к всякого рода правонарушениям; формирование потребности и умения активно защищать в установленном законом порядке интересы и права свои, государственные, общественные, права иных лиц. .

Задача социального педагога при реализации правового воспитания координировать совместную деятельность всех субъектов, осуществляющих деятельность в данном направлении, оказывать помощь в разработке и организации различных форм правового воспитания педагогам школы, самому участвовать в правовом воспитания.

Ю. Васильев, С. Тихоненко, отмечают, что половое воспитание является ведущим направлением по профилактике сексуальных девиаций. Особенную важность приобретает это направление воспитания в старших классах, это связано, прежде всего, с возрастными особенностями учащихся. В этот период жизни происходит формирование полового поведения.

Главная задача, воспитывать у детей правильное отношение к этой естественной и совсем не постыдной или запретной сфере человеческих отношений. .

Формирование основ нравственной культуры личности включает в себя воспитание гуманности, сознательной дисциплины и культуры поведения.

Рассмотрим более подробно элементы данного направления социально- педагогической деятельности. Воспитание гуманности осуществляется в разнообразных видах деятельности, в различных вариантах межличностных отношений. Учащийся должен быть включен в сопереживание, соучастие. Важным условием воспитания гуманности является организация общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого.

Одно из центральных мест в системе нравственного воспитания школьников занимает воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Соблюдение дисциплины предполагает подчинение требованиям коллектива, большинства. Деятельность социального педагога по воспитанию сознательной дисциплины должна быть направлена на разъяснение учащимся школы необходимости соблюдения дисциплины в интересах самой личности, коллектива, общества.

Следующее направление, которое мы хотели бы рассмотреть - трудовое воспитание. О трудовом воспитании, профориентации, трудоустройстве в рамках профилактики девиантного поведения писали Н.К. Семернова, А.Н. Щедрина и другие.

Труд, как утверждают Н.К. Семернова, способствует становлению личности, её моральному выздоровлению в случае, если в развитии личности были допущены социальные отклонения.

В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания: формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности; развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике; воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности предприимчивости, деловитости и честности; вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

В социально-педагогической литературе выделены педагогические условия организации трудового воспитания: подчинение труда учащихся учебно-воспитательным задачам, которые достигаются в процессе взаимопроникновения целей общественного, общественно полезного труда; сочетание общественной значимости труда с личными интересами учащегося. Задача социального педагога состоит в том, чтобы в процессе выполнения взятого обязательства поддерживать у школьников желание довести работу до конца, приучить их работать систематически и равномерно.

Формирование эстетической культуры является важным при организации деятельности социального педагога по профилактике девиантного поведения учащихся.

Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Дети и подростки постепенно переходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и умножении ее богатства, в том числе - красоты, а зло стоит в нанесении ей ущерба, в ее загрязнении. В.Н Кудрявцев, В.В Лунев, считают, что именно формирование вышеуказанной позиции способствует предупреждению девиаций.

Таким образом, эстетическое воспитание призвано сформировать у учащихся школ стремление и умение строить свою жизнь по канонам красоты, а следовательно является одним из направлений профилактической деятельности девиантного поведения.

Л.И Божович, Ю.В. Василькова считают, что воспитание физической культуры личности учащегося способно стимулировать формирование активного и здорового образа жизни. Организация работы по воспитанию физической культуры направлена на решение следующих задач:

Содействие правильному физическому развитию, повышение их работоспособности, охрана здоровья;

Приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены, физической культуры и спорта.

Одним из важнейших направлений профилактической деятельности социального педагога является работа по предупреждению отклоняющегося поведения школьников и преодолению школьной дезадаптации учащихся с целью недопущения дальнейшего углубления девиации.

Одним из определяющих социально-психологических факторов десоциализации в школе является то, что трудновоспитуемые учащиеся являются выключенными из активного, опосредствованного социально значимой деятельностью взаимодействия с одноклассниками, что приводит их к неудовлетворенности, психологической изоляции в классе, к поискам новой, предпочитаемой среды общения и других референтных групп. Эмоциональный дискомфорт, психологическая изоляция таких учащихся усугубляются чрезмерной авторитарностью педагогов, отрицательно сказывающейся на характере межличностных отношений в классе .

Организуя процесс социально-педагогической профилактики отклоняющегося поведения подростков в школе, социальный педагог может использовать следующие способы: психолого-педагогическое изучение и отслеживание ребенка на протяжении всего периода его обучения в школе, своевременное выявление состояния учащихся; просветительская деятельность в вопросах обучения и воспитания, психического развития детей и подростков, направленная на повышение уровня компетентности взаимодействующих с ребенком взрослых; организация психолого-педагогических консилиумов для анализа поведения и развития школьников с отклонениями в поведении; комплексные консультации специалистов для педагогов и родителей, проводимые на основании данных социально психологической, психолого-педагогической и медицинской диагностики; совместные семинары и психолого-педагогические практикумы для учителей, родителей; разработка индивидуальных программ коррекционной работы и их реализация на уровне образовательного учреждения.

Успех социально-педагогической профилактики отклоняющегося поведения подростков, по наблюдению Л.Я Олиференко, невозможен без объединения усилий всего педагогического коллектива школы. Требование комплексного подхода к воспитанию, одним из компонентов которого является единство целенаправленных воспитательных воздействий на личность школьника, объясняет необходимость подхода к проблеме предупреждения отклоняющегося поведения школьников с точки зрения общешкольной системы, которая предусматривает: специально организованную в школе методическую и психолого-педагогическую подготовку педагогов к работе с трудновоспитуемыми учащимися; внедрение в практику учебно-воспитательной работы единых методик изучения и учета подростков девиантного поведения; четкое распределение функций между членами педагогического коллектива по организации воспитательной работы с учащимися девиантного поведения, по созданию единой воспитательной среды и вовлечению таких детей и подростков в разнообразные виды коллективной деятельности; руководство воспитанием подростков девиантного поведения в семье и ближайшем бытовом окружении; систематический анализ результатов работы, внедрение их в дальнейшую практику.

Профилактическая работа предполагает взаимодействие социального педагога с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании необходимой помощи учащемуся и семье, где социальный педагог выполняет роль координатора воспитательных усилий школы, семьи и социальной среды и анализирует полученные воспитательные результаты. Социально-педагогическая профилактика отклонений в поведении учащихся будет успешной в том случае, если будет организовано взаимодействие всех участников школьного социума. Оно может быть представлено следующей схемой 1 .

Схема 1. Схема взаимодействия школьного социума по профилактике девиантного поведения школьников

Таким образом, школа как социально-педагогическая система играет основную роль в профилактике отклоняющегося поведения детей и подростков. Для ее эффективного осуществления необходимо тесное взаимодействие специалистов внутри системы, а также самого образовательного учреждения с другими социальными институтами.

Н.И. Бокунь говорит, что, необходимым направлением профилактической деятельности социального поведения школы является внедрение в деятельность учреждения и реализация специальных программ профилактики девиантного поведения. Реализация данного направления профилактики включает проведение мероприятий, направленных на достижение следующих задач:

Повышение уровня информированности воспитанников о проблеме девиантного поведения (о социальной, правовой и физиологической опасности явлений алкоголизма, наркомании, подростковых правонарушений и преступности);

Изменение неадекватного отношения к девиантным поступкам и формирование негативной установки к такому поведению;

Формирование навыков противостояния и преодоления внешнему давлению, конформности (умения сказать «нет», отстоять свою позицию, сохранить свои убеждения и ценности);

Формирование навыков ведения здорового образа жизни.

Реализация основных направлений профилактической деятельности социальный педагог создает благоприятные предпосылки для формирования нормоправильного поведения детей - девиантов.

Структурная схема процесса профилактической работы социального педагога школы и коллектива школы с подростками девиантного поведения - отражена на схеме 2.

В деятельности социального педагога школы, осуществляющего профилактику девиантного поведения, можно выделить определенный алгоритм работы (по С.С. Гилю) .

1 этап. Диагностика проблем личностного и социального развития девиантных подростков. Данная функция необходима для уточнения социально-психологических особенностей ребенка и параметров его проблемной ситуации. Специалист изучает индивидуальные особенности ребенка, выявляет его трудности и проблемы, отклонения в поведении, определяет их причины; исследует условия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребенка.

2 этап. Разработка профилактической программы. По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем и подбирает психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.

Индивидуальные профилактические программы разрабатываются в рамках индивидуальных программ комплексной профилактики учащихся. Групповые профилактические программы - для решения определенных проблем группы девиантных подростков.

Схема 2. Структура профилактики девиантного поведения в школе

3 этап. Реализация программ профилактики девиантного поведения учащихся школы.

На протяжении актуального периода осуществляется социально-психолого-педагогическое сопровождение подростка с трудностями в воспитании. Отслеживается динамика развития позитивных форм поведения, особенности эмоционально-волевых проявлений, оказывается психологическая помощь во взаимоотношениях с педагогами, учащимися и родителями.

4 этап. Итогово-оценочный. Направлен на оценку эффективности проведения профилактической работы, внесение в нее необходимых корректив.

В данном параграфе мы рассматривали профилактику девиантного поведения, осуществляемую социальным педагогом в школе.

Таким образом, деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения учащихся общеобразовательной школе является многоаспекной, включающей различные направления: правовое воспитание; половое воспитание; формирование нравственной культуры личности, трудовое воспитание; формирование эстетической культуры личности, воспитание физической культуры личности (формирование здорового образа жизни). Таким образом, исходя из целей и функций деятельности социального педагога школы, профилактика девиантного поведения детей и подростков является обязательной составляющей воспитательного процесса в учреждении.

Для эффективной профилактической деятельности в данном направлении необходим комплексный подход: привлечение различных специалистов с использованием различных форм и методов деятельности социального педагога.