» » Прототип герасима из рассказа муму андрей. Анализ "муму" тургенева

Прототип герасима из рассказа муму андрей. Анализ "муму" тургенева

Иван Сергеевич Тургенев.

История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями.

(2 часа)

Откройте тетради по литературе, запишите дату и тему урока.

Сегодня вы познакомитесь с фактами биографии И.С. Тургенева, а также с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа "Муму", и героями произведения.

Внимательно посмотрите фильм о детстве И.С. Тургенева.

Начертите в тетради таблицу и заполните правую её часть.

Ещё в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал Аннибалову клятву (а что это за клятва? - см. словарик): «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел... В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был - крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца - с чем я поклялся никогда не примеряться... Это была моя Аннибаловская клятва».

Историко-культурный контекст рассказа

  • Что такое крепостное право?

Всё население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьяне. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями. Дворяне имели право владеть землей и людьми - крепостными крестьянами.

    Что вы знаете о крепостных крестьянах?

Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному

помещику, а её детей - другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).

Обстоятельства, объясняющие появление рассказа «Муму»

Итак,в основу рассказа легла реальная история, которую Тургенев вспомнил, когда находился под арестом. Вы, наверное, спросите, за что? В 1852 году умирает Н. В. Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая составлял некролог. Но власти запретили упоминать имя Гоголя в печати. А за напечатанную в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом на «съезжей, помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлёст розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму».

Прототипами главных героев рассказа являются хорошо знакомые Тургеневу люди: его мать и дворник Андрей, некогда живший в их доме. Происходило же все описанное в доме № 37 на улице Остоженка, по сей день существующем в Москве.

Запишите в литературоведческий словарик: ПРОТОТИП - лицо, послужившее автору оригиналом для создания литературного образа.

А вам бы хотелось на миг оказаться в доме барыни? Я предлагаю вам просмотреть начало мультфильма, снятого по рассказу. Попытайтесь ощутить атмосферу барского дома и нарисовать словесный портрет барыни.

Итак, как выглядит дом барыни? (Подчеркните в тексте.)
- Что вы узнали о барыне в самом начале рассказа?

Как вы понимаете слова: «День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи»?

Обобщим наши наблюдения. Барский дом запущен, не ухожен. Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж и, наверное, редко навещали мать. Тургеневу хватило 50 слов, чтобы показать властную и капризную старуху. Однако она не является главной героиней.

А кто же является главным героем? Конечно же, Герасим.
- Какие чувства вызвал у вас рассказ о Герасиме?
- Откройте учебник на стр. 225. Найдите 2 абзац. Он начинается со слов: "Из числа всей её челяди..." Внимательно прослушайте отрывок из рассказа, следите по тексту. Затем ответьте на вопрос: «Каким вы представляете себе Герасима?»


«... Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником». Тургенев называет Герасима «самым замечательным лицом» из числа всей челяди.... Таким представил нам своего героя писатель.

А таким увидели его художники.

Сравните своё представление с видением художников.

Найдите в тексте фрагмент, который запечатлел А.И. Кулешов.
Художник И. И. Пчелко создал огромное количество иллюстраций к разным произведениям, не мог остаться он равнодушным и к рассказу «Муму».

Какие черты внешнего облика и одежды немого дворника передал художник на рисунке?

Как построение иллюстрации помогает передать богатырскую силу Герасима?

Почему фоном иллюстрации является изображение барского дома?

Вывод: внешний облик Герасима, привыкшего к «неистомной работе», убедительно характеризует немого дворника как человека не только здорового и могучего, но и как человека «важного и степенного». Таким он предстает, например, на иллюстрации «Герасим около дома барыни» А.И. Кулешова.

Как Герасим попал в Москву?

Как работал Герасим? Почему новые занятия казались ему шуткой?

Автор пишет: «Одарённый необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик...»

По этому описанию можно судить об отношении автора к своему герою: Тургенев словно любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о торжественности неистомной работы Герасима, то есть о его неутомимости и трудолюбии.

Как воспринимал Герасим своё новое житьё? Что входило в обязанности Герасима?

Герасим долго привыкал к новому житью. Он не мог полноценно общаться с людьми из-за своей немоты, и общение с природой заменяло ему человеческое тепло. Герасим скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, который только что пасся на ниве, где росла сочная трава, но его поставили в вагон железной дороги. Кругом всё грохочет, визжит, и поезд мчится неведомо куда.
С новыми обязанностями дворника Герасим справлялся шутя, за полчаса, потом долго стоял и смотрел на всех проходящих, ожидая ответа на свои невысказанные вопросы, или швырял метлу и лопату и уходил куда-нибудь в уголок, бросался лицом на землю и по целым часам лежат на груди, как пойманный зверь. Постепенно Герасим привык к городскому житью.

«Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле...»

Какое художественно-изобразительное средство использует автор для того, чтобы читатель понял, чего лишился герой, оказавшись в городе?

Вспомним! Сравнение - это определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим с первым общие признаки.

То есть возвращаясь к сравнению, мы можем сделать вывод о том, что Герасим лишился почвы, которая питала его всю жизнь - деревенского быта, неистомной крестьянской работы, захватывающей его целиком.
Да, читателю трудно судить о том, что чувствовал и о чем думал Герасим. Поэтому автор вводит в дальнейшее повествование целый каскад сравнений. Какую же тайну несут сравнения? Обратимся к ним. Заполните таблицу.

Всмотримся в слово «степенный». Степенный - рассудительно-спокойный, важный. Важный - горделиво-величественный, надменный. А надменный - высокомерный, кичливый. А кичливый - выражающий самомнение, заносчивый.

Да разве ж Герасим такой? Однако ясно одно: и важность, и высокомерие, и надменность, проступающие в его степенности, связаны с чувством превосходства над окружающими. Тургенев отмечает: герой «был нрава строго и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем драться не смели». А человек, любящий порядок, является воплощением надежности, на него можно положиться, он ничего не делает кое-как.

Прочтите описание каморки Герасима.

И. С. Тургенев поселяет своего огромного героя в маленькую каморку и обставляет её громоздкой мебелью, чтобы показать богатырскую мощь героя, его физическую силу. А также, даёт понять, что у его молчаливого героя колоссальная сила духа.

Какой художественный приём использует Тургенев, рассказывая о Герасиме?

Вспомним! Гипербола - сильное преувеличение.

Найдите примеры гиперболы в тексте и подчеркните.

Подведём итоги! Герасим подобен русскому былинному богатырю. Матушка-природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить речь и слух. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в огороде - с метлой и бочкой - кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всём Герасим любит порядок, аккуратность. Наш герой - один из тех, кто хорошо знал свое место, место крепостного, готового «в точности» исполнить приказания барыни. Но наступит время, когда образцовый слуга, проявив неслыханную дерзость, самовольно уйдет от барыни. Причины ухода останутся для окружающих загадкой. Но это предмет разговора на следующих уроках.

Проверьте себя! Мышкой перетаскивайте события и располагайте их в нужном порядке.

Домашнее задание . Письменно ответить на вопрос: «Каким я представляю себе Герасима?»

Р.S. Вопросы по уроку можно задавать в чате.

литературы

Каргасок

1. Введение стр.3

2. Основная часть

2.1. Время написания рассказа «Муму» стр.4

2.2. Отношение Тургенева к крепостному праву стр.5

2.3. Написание рассказа и появление его в печати стр.7

2.4. Детские годы Тургенева в связи с биографией его матери стр.8

2.5. Реальные события, положенные в основу рассказа стр.12

3. Заключение стр.14

4. Информационные ресурсы стр.15

1. Введение

Иван Сергеевич Тургенев - один из любимых детьми писателей, хотя он никогда не писал специально для детей. Идейность его рассказов, простота и изящество его языка, живость и яркость нарисованных им картин природы и глубокое чувство лиризма, которым пронизано каждое произведение писателя, очень располагают не только взрослых, но и детей.

Моё знакомство с Тургеневым началось на уроке литературы с чтения рассказа «Муму». Он поразил меня драматизмом излагаемых событий, трагизмом положения Герасима, печальной судьбой собачки.

Цель данной работы состоит в том, чтобы больше узнать о детских годах Тургенева, о реальных событиях, положенных в основу рассказа, о причинах его появления в печати, выяснить роль и значение Тургенева для своего времени как борца с крепостничеством.

Актуальность работы: данную работу можно использовать на уроках литературы в 5 классе.

2.1. Время написания «Муму»

Главным вопросом эпохи 40-50-х годов 19 века был вопрос о крепостном праве.

Всё население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьяне. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями. Дворяне имели право владеть землёй и людьми - крепостными крестьянами. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначить им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а её детей – другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле или отдавать ему часть заработанных денег.

В газетах и журналах того времени стали появляться статьи о том, что крепостническая система хозяйства невыгодна.

В обществе распространялись разговоры о работе правительства по отмене крепостного права. Правящие круги поддерживали такие слухи созданием секретных комитетов и незначительных мероприятий. Был даже издан указ «Об обязанных крестьянах». Этот документ разрешал помещикам давать крестьянам участки земли в пользование за «условленные повинности». Но помещик всё-таки оставался владельцем этих участков и «повинности» мог назначать, какие хотел. Естественно, этот указ на деле не облегчил положение крепостного крестьянства.

2.2.Отношение Тургенева к крепостному праву

Передовые люди выступали за освобождение крестьян от крепостной зависимости. Надежды на разрешения крестьянского вопроса возлагались на министра внутренних дел.

тоже решил принять участие в разрешении крестьянского вопроса. Он поступает на службу в министерство, которое возглавляет. Тургенев искренне желал и верил в то, что можно что-то исправить и облегчить жизнь и судьбу крепостных.

В конце декабря 1842 года он пишет «записку». Она называлась «Несколько замечаний о русском хозяйстве и русском крестьянине». Эта записка была документом для поступления на службу, носила официальный характер. Тургенев опирался на знание русской деревни, указывал на несовершенство в отношениях между помещиками и крестьянами, на недостатки в законе о земельной собственности. В то же время он говорил о природном уме русского крестьянина, его смекалке, добродушии.

Тургенева продолжалась с июня 1843 года по февраль 1845 года. Служил он под начальством, знаменитого автора «Толкового словаря», творчество которого очень ценил.

Вопрос о крепостном праве стал одной из основных тем художественной литературы . Тургенев в своих рассказах изобразил крах крепостничества. Писатель показал, что русский народ умён, даровит, талантлив, и такой народ нельзя держать в рабстве. В этом отразилась прогрессивность взглядов автора на крепостное право.

В 40-50 годах Тургенев был одним из самых передовых писателей. К его голосу прислушивалась вся передовая общественность того времени. Напечатанные им в 1852 году «Записки охотника» явились обличительным документом, направленным против крепостничества.

«В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был - крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решился бороться до конца - с чем я поклялся никогда не примириться. Это была моя Аннибаловская клятва…».


Писатель никогда, с самого детства, не смотрел на окружающих его людей из народа как на собственность. Он видел в крепостных прежде всего людей, нередко друзей и даже учителей. Именно крепостной впервые привил ему вкус к русской литературе .

вспоминал: « Учителем, который меня впервые заинтересовал произведением российской словесности был дворовый человек. Он нередко уводил меня в сад и здесь читал мне, - что бы вы думали?- «Россиаду» Хераскова. Каждый стих его поэмы он читал сначала, так сказать, начерно, скороговоркой, а затем тот же стих читал набело, громогласно, с необыкновенной восторженностью».

Когда писателю в наследство досталась половина имения матери, каждая крепостная семья хотела попасть во владение к Ивану Сергеевичу. Он отпустил на волю дворовых и перевёл с барщины на оброк всех, кто этого пожелал.

2.3. Написание рассказа «Муму» и появление его в печати

1852 год. В этот год умер. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Он писал Полине Виардо: «Для нас он (Гоголь) был больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих».

Под впечатлением Тургенев напечатал в «Московских ведомостях » статью о Гоголе, которая была запрещена. За нарушение цензурных правил царь приказал арестовать Тургенева на месяц, а затем выслать в Спасское под присмотр.

16 апреля 1852 года Тургенева посадили на «съезжую»- в особую комнату для арестованных в полиции. Рядом с камерой, где находился писатель, была экзекуционная, куда помещики присылали своих крепостных для наказания. Там секли крепостных. Это соседство для Тургенева было тягостным. Хлёст розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. Он не переставал думать о тяжкой доле простого народа.

Именно здесь, в таких условиях, автор «Записок охотника» написал свой знаменитый рассказ «Муму». Этим Тургенев доказал, что он не собирается отступать от своей главной темы - борьбы с крепостничеством, но будет её дальше развивать и углублять в своём творчестве. Из заключения Тургенев писал друзьям о своих дальнейших планах: «…буду продолжать свои очерки о русском народе, самом странном и самом удивительном народе, какой только есть в мире».

Отбыв месяц в заключении и получив предписание ехать на жительство в свою деревню, Тургенев перед отъездом прочитал для друзей «Муму». «Истинно трогательное впечатление, - писал один из слушателей,- произвёл этот рассказ, вынесенный им из съезжего дома, и по своему содержанию, и по спокойному, хотя и грустному, тону изложения».

Тургеневу удалось с помощью друзей напечатать рассказ. Он был помещён в третьей книжке журнала «Современник» за 1854 год. Полиция спохватилась уже после, когда рассказ был напечатан.

2.4. Детские годы Тургенева в связи с биографией его матери

Почему Тургенев, дворянин по происхождению и воспитанию, восстал против крепостного права? Думается, ответ надо искать в биографии писателя, в его детских годах. Именно они оставили неизгладимый след от ужасов насилия и произвола.

Родился 28 октября 1818 года в городе Орле, в богатой дворянской семье. Его детство прошло среди изумительной и неповторимой красоты средней полосы России в поместье Спасском - Лутовинове Орловской губернии.

Родители писателя были самые богатые помещики края. У них было свыше пяти тысяч крепостных. Шестьдесят семейств обслуживали господский дом. Среди них были слесари, кузнецы, столяры, садовники, писари, портные, сапожники, маляры, музыканты.

Отец - Сергей Николаевич, в молодости офицер кирасирского полка, красивый, избалованный, жил так, как ему хотелось, не заботился ни о семье, ни о своём обширном хозяйстве. Мать - Варвара Петровна, урождённая Лутовинова, женщина властная, умная и достаточно образованная красотой не блистала. Была она небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченным оспой. И только глаза были красивы: большие, тёмные и блестящие.

В детстве и юности она перенесла много несправедливостей, и от этого её характер очень ожесточился. Чтобы понять это, надо рассказать немного её историю.

Варвара Петровна была сиротой. Её мать, бабушка писателя, после смерти мужа осталась без всяких средств к существованию и вынуждена была вновь выйти замуж за вдовца. У него уже были дети. Мать Варвары Петровны всю свою жизнь посвятила заботам о чужих детях и совсем забыла о родной дочери.

Варвара Петровна вспоминала: « Быть сиротой без отца и матери тяжело, но быть сиротою при родной матери - ужасно, а я это испытала, меня мать ненавидела». В семье девочка была бесправна. Отчим её бил, сёстры также не любили.

После смерти матери положение её стало ещё хуже. Не выдержав унижений и обид, пятнадцатилетняя девочка решила убежать из семьи отчима, чтобы найти приют у своего дяди - Ивана Ивановича Лутовинова, человека сурового и нелюдимого, владельца богатого имения Спасское. Более семидесяти километров прошла она пешком. Но и у самого дяди ей не стало легче.

был жестоким помещиком. Он безмерно угнетал своих крепостных. На свою племянницу он мало обращал внимания, но требовал от неё рабского подчинения. За малейшее ослушание грозил выгнать из дома.

Пятнадцать лет племянница терпела унижения и издевательства своего дяди. Девушка решила бежать.

Но внезапная смерть дяди неожиданно сделала Варвару Петровну владелицей многочисленных имений, нескольких тысяч крепостных крестьян, огромного денежного состояния.

Варвара Петровна стала одной из самых богатых невест в краю. вышла замуж за Сергея Николаевича. Казалось бы, перенесённые в детстве и юности обиды, притеснения, унижения должны сделать человека более мягким, сострадательным, но может всё быть и по-другому. Человек может ожесточиться и сам стать деспотом. Именно это и случилось с Варварой Петровной. Она превратилась в злую и жестокую помещицу. Все дворовые её боялись, она своим видом приводила окружающих в страх.

Мать Тургенева была очень неуравновешенной и противоречивой натурой. Основными чертами её натуры являлись эгоизм, деспотичность, презрение к бедным. И в то же время она обладала чертами одарённой личности и своеобразным обаянием. Когда она говорила с крестьянами, она нюхала одеколон, потому что её раздражал «мужицкий запах». Многим из своих крепостных она искалечила жизнь: одних угнала на каторгу, других - в глухие деревни на поселение, третьих – в солдаты. Зверски расправлялась со слугами с помощью розг. За малейшую провинность их секли на конюшне. О жестокости Варвары Петровны сохранилось немало воспоминаний, как её сына, так и его современников. Близкий Тургеневу литератор Павел Васильевич Анненков вспоминал: «Как женщина развитая, она не унижалась до личных расправ, но подверженная гонениям и оскорблениям в молодости, озлобившим её характер, она была совсем не прочь от домашних радикальных мер исправления непокорных или не любимых ею подвластных. …Никто не мог равняться с нею в искусстве оскорблять, унижать, сделать несчастным человека, сохраняя приличие, спокойствие и своё достоинство».

Ужасной была и судьба крепостных девушек. Варвара Петровна не давала им выходить замуж, оскорбляла.

В домашней обстановке помещица старалась подражать коронованным особам. Крепостные люди различались между собой придворными званиями: у неё был министр двора, министр почты. Корреспонденцию Варваре Петровне преподносили на серебряном подносе. Если барыня была довольна полученными письмами, все радовались, если же наоборот, то все, затаив дыхание умолкали. Гости спешили покинуть дом.

Варвара Петровна была страшна в гневе, могла разозлиться из-за малейшего пустяка. Писатель, будучи мальчиком, вспоминал такой случай. Однажды во время прогулки барыни в саду два крепостных садовника, занятые делом, не заметили её и не поклонились ей, когда та проходила мимо. Помещица страшно возмутилась, и на другой день провинившиеся были сосланы в Сибирь.

Ещё один случай вспоминал Тургенев. Варвара Петровна очень любила цветы, особенно тюльпаны. Однако её страсть к цветам очень дорого обходилась крепостным садовникам. Раз как-то кто-то вырвал дорогой тюльпан из клумбы. Виновника не нашли и за это высекли на конюшне всех садовников.

Другой случай. У матери писателя был один крепостной талантливый мальчик. Он очень любил рисовать. Варвара Петровна отдала его учиться живописи в Москву. Вскоре ему заказали расписать потолок в одном московском театре. Когда помещица об этом узнала, она вернула художника в деревню и заставила его писать с натуры цветы.

« Он писал их,- рассказывал сам Тургенев,- тысячами - и садовые, и лесные, писал с ненавистью, со слезами… они опротивели и мне. Бедняга рвался, зубами скрежетал - спился и умер».

Жестокость Варвары Петровны простиралась и на её любимого сына. Поэтому не добром вспоминал Тургенев свои детские годы. Его мать знала только одно воспитательное средство - розгу. Она не представляла, как можно воспитывать без неё.

Маленького Тургенева пороли в детстве очень часто. Тургенев впоследствии признавался: « Драли меня за всякие пустяки, чуть не каждый день».

Однажды какая-то старая приживалка что-то насплетничала Варваре Петровне на её сына. Тургенев вспоминал, что мать без всякого суда и расспросов тотчас начала его сечь. Секла собственными руками, и на все его мольбы сказать, за что его наказывают, приговаривала: сам знаешь, сам догадайся, сам догадайся, за что секу.

Мальчик не знал, за что его секут, не знал, в чём признаваться, поэтому сечение продолжалось три дня. Мальчик готов был убежать из дома, но выручил его немец- гувернёр. Он поговорил с матерью, мальчика оставили в покое.

В детстве Тургенев был искренним, бесхитростным ребёнком. За это ему часто приходилось расплачиваться. Тургеневу было семь лет, когда в гости к Варваре Петровне приехал известный в то время поэт и баснописец. Мальчика попросили прочитать одну из басен гостя. Он охотно это сделал, но в заключение к великому ужасу окружающих сказал, что его басни хороши, а – гораздо лучше. По одним источникам за это мать его лично высекла розгою, по другим - мальчика на этот раз не наказали.

Тургенев не раз признавался, что в детские годы его держали в ежовых рукавицах и матери своей он боялся как огня. Он с горечью говорил, что ему нечем помянуть его детства, ни одного светлого воспоминания.


С детских лет Тургенев возненавидел крепостное право и давал себе клятву никогда и ни при каких обстоятельствах не поднимать руки на человека, хоть в чём-нибудь зависимого от него.

«Ненависть к крепостному праву - уже тогда жила во мне,- писал Тургенев,- она, между прочим, была причиной тому, что я, выросший среди побоев и истязаний, не осквернил руки своей ни одним ударом - но до «Записок охотника» было далеко. Я был просто мальчик – чуть не дитя».

В дальнейшем, пережив суровые годы детства, получив образование и став писателем, Тургенев всю свою литературную и общественную деятельность направил против гнёта и насилия, царивших в России. Свидетельством этому явились замечательные антикрепостнические рассказы. Большинство из них вошло в книгу «Записки охотника».

2.5. Реальные события, положенные в основу рассказа

К ним близок по содержанию и рассказ «Муму». Материалом для написания послужил действительный случай, который произошёл в Москве на Остоженке в доме № 37.

Прототипами главных героев рассказа являются хорошо знакомые Тургеневу люди: его мать и дворник Андрей, когда-то живший в их доме.

Однажды, объезжая свои имения, Варвара Петровна заметила крестьянина богатырского сложения, который на расспросы барыни ничего не мог ответить: он был немым. Ей понравились оригинальная фигура, и Андрей был взят в Спасское дворником. С этого времени он получил новое имя - Немой.

«Варвара Петровна щеголяла своим гигантом дворником,- рассказывала.- Одет он был всегда прекрасно и, кроме красных кумачовых рубашек, никаких не носил и не любил; зимой красивый полушубок, а летом плисовая поддёвка или синий армяк. В Москве зелёная блестящая бочка и красивая серая в яблоках заводская лошадь, с которыми Андрей ездил за водой, были очень популярны у фонтана близ Александровского сада. Там все признавали тургеневского Немого, приветливо его встречали и объяснялись с ним знаками».

Немой дворник Андрей, как и Герасим, нашёл и приютил у себя бездомную собачку. Привык к ней. Но собачка не понравилась барыне, и она приказала её утопить. Немой исполнил приказание барыни и продолжал спокойно жить и работать у барыни. Как ни горько было Андрею, но он остался верен своей госпоже, до самой смерти служил ей и, кроме неё, никого своей

госпожой признавать не хотел. Очевидица рассказывала, что после того трагического конца его любимицы, Андрей ни одной собаки никогда не приласкал.

В рассказе «Муму» Герасим показан как бунтарь. Он не мирится с причинённой ему барыней обидой. В знак протеста он уходит от жестокой барыни в деревню пахать родную землю.

Сохранилось донесение царского чиновника из секретной переписки цензурного ведомства того времени. В нём чиновник говорит о том, что читатели, прочитав рассказ, исполнятся состраданием к крестьянину, угнетаемому помещичьим своенравием.

Этот документ подтверждает великую художественную выразительность и идейную силу тургеневского произведения.

видел в Герасиме своеобразный символ - это олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости… Писатель был уверен, что он (Герасим) со временем заговорит. Эта мысль оказалась пророческой.

3. Заключение

Сделаем следующие выводы:

1. Человек, перенёсший в детстве страдания и боль, вступая во взрослую жизнь, ведёт себя по-разному: кто-то, как Варвара Петровна, становится злым и мстительным, а кто-то, как Тургенев – чутким к страданиям человека, готовым помогать людям не только словом, но и делом.

2. Увиденные в детстве унижения, оскорбления человеческой личности и достоинства сформировали в будущем писателе отвращение к крепостному праву. Хотя Тургенев не был политическим борцом, но с помощью своего литературного таланта, общественной деятельности он боролся с крепостническим произволом.

3. В «Муму» сталкиваются две силы: русский народ, прямодушный и сильный, и крепостнический мир в лице капризной, выживающей из ума старухи. Но Тургенев даёт этому конфликту новый поворот: у него герой совершает своеобразный протест, выразившийся в его самовольном уходе из города в деревню. Возникает вопрос, на чём держится крепостное право, почему мужики-богатыри прощают господам любые прихоти?

4. Информационные ресурсы

1. Большой учебный справочник. Русские писатели ХIХ века. М.: Дрофа,2000

2. Жизнь и творчество: Материалы для выставки в школе детской библиотеки сост. и вступительная статья, М.:Детская литература, 1988

3. Из воспоминаний о семье. Литература 5 класс под ред. - М.:Мнемозина, 2010

4. . Биография. Пособие для учащихся. Л.: «Просвещение»,1976

5. История рассказа «Муму» Смена № 000 ноябрь 1947г. [Электронный ресурс]/ Режим доступа:Smena - *****> storiya-Rasskaza-mumu

6. Тургенев собрание сочинений и писем в 28т. Письма. М.-Л., 1961 Т.2

7. Тургенев в школе: Пособие для учителей/ сост. .- М.: Просвещение,19с.

8. Шер о русских писателях. Фотографии. М.: Детская литература,1982, 511с.

9. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. в 3т. т. 3. М.:Педагогика - Пресс,1999

Биография. Пособие для учащихся. – Л: «Просвещение», 1976

Н. Биография. Пособие для учащихся.- Л.: «Просвещение», 1976

Биография. Пособие для учащихся. Л.: «Просвещение» , 1976

Тургенев собрание сочинений и писем в 28т. Письма. М.-Л., 1961, Т 2 с.323

Там же - с. 389

Жизнь и творчество: материалы для выставки в школе и детской библиотеке сост. и вступительная статья, М.: Детская литература, 1988

Из воспоминаний о семье. Литература 5 класс под ред. - М.: Мнемозина, 2010, с.58

«Тургенев урок» - После Московского столичный университет показался Тургеневу бесцветным. В 1852 г. Вышла отдельная книга «Записок охотника», в сборник входит 20 рассказов. У костра несколько ребят. О каких чувствах пишет автор рассказа? Деятельность библиотекаря в школе достаточно разнообразна. И. С. Тургенев (1818- 1883).

«Писатель Тургенев» - Малая гостиная. Полина Виардо - родилась 6 июля 1821 г. в Париже. И. С. Тургенев был связан с Францией на протяжении 38 лет. Девичья. Эмиль Золя. Буживаль находится недалеко от Парижа. Герб рода Тургеневых. Музей-заповедник «Спасское-Лутовиново». Там и воздух-то как будто «полон мыслей»!.. Московский музей И. С. Тургенева.

«Годы Тургенева» - В 1833 году 15-летний Тургенев поступил на словесный факультет Московского университета. Иван Сергеевич Тургенев. 1818-1883. В 1841 году Тургенев вернулся на родину. Повести и рассказы. Мать, Варвара Петровна Лутовинова, происходила из богатой дворянской семьи. В 1846 году вышли повести «Бреттер» и «Три портрета».

«Тургенев Отцы и дети» - История создания романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Николай Петрович Кирсанов. 4 группа. Аркадий Кирсанов. 5 группа. «Отцы и дети» -едва ли не самая шумная и скандальная книга в русской литературе. Собрать информацию о Евгении Базарове. 2 группа. 1 группа. Василий Иванович Базаров. 3 группа. П. Вайль, А. Генис.

«Тургенев как писатель» - Стоят: Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович. Над столом -портреты В.Г.Белинского и М.С.Щепкина. В Спасском у Тургенева и Савиной сложились особенно дове-рительные и искренние отношения. «Накануне» 1860. Художник Д. Боровский. 1980. Эмиль Золя. Автор Д.Н. Кардовский. 1933. Открытие памятника Пушкину в Москве.

«Тургенев биография» - О какой повести идет речь? Современники 2 (3 ума). Кого же называл своим учителем Тургенев? Роман «Отцы и дети» 3 (5 умов). Разминка. Одной из главных в романе является тема отношений между поколениями. «Эрудит». Биография 3 (5 умов). Биография 1 (1ум). Герои и произведения 3 (5 умов). Герои и произведения 1 (1ум).

Формы работы на уроке:

  1. фронтальная;
  2. индивидуальная.

Цель:

  1. дать полную характеристику образу главного героя рассказа – Герасиму;
  2. показать нравственную силу Герасима, его превосходство над другими героями рассказа;
  3. показать уродливость общественных отношений, основанных на личной зависимости человека от человека, раскрыть трагизм судьбы крепостных.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Часто рассказ Тургенева «Муму» остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: «Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?»

Вместе с тем рассказ этот не так уж прост и для взрослого читателя. Чтобы понять его правильно, нам сегодня необходимо дать полную характеристику главного героя Герасима, попытаться понять его поступки, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена жизни Тургенева. Это и является целями нашего сегодняшнего урока.

Я знаю, что текст вы знаете хорошо, рассказ вам понравился (об этом говорят ваши рисунки), и вы будете активно работать на уроке. Итак, начинаем.

II. Индивидуальное задание.

Время написания рассказа «Муму» – 1852 год. Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России? Об этом нам расскажет…

(Короткий рассказ о крепостном праве заранее подготовленного ученика.)

В России 19 века люди жили при крепостном праве. Это значило, что существовали богатые помещики и бедные крестьяне, которые полностью подчинялись своим хозяевам. У одного барина было много людей, но это были именно «люди», «челядь», «холопы». Они целый день в работе, они ютятся в каморках, устают, недосыпают, и всё это для того, чтобы угодить своему хозяину, ублажить его, выполнить любое его желание. Некоторые помещики даже не считали своих крепостных за людей. По поводу крепостных они говорили: «Моя вещь. Что хочу, то с ней и делаю. Я хозяин»!

Тем и страшна была сила произвола крепостников, что именно у этого сословия была возможность делать всё, что заблагорассудится, со своими крепостными людьми. Именно при крепостном строе существовало самое страшное право – эксплуатация одного человека другим. Вот что такое крепостное право.

III. Работа по теме урока.

А теперь вернемся к нашему произведению и дадим полную характеристику внешности, характеру и поступкам Герасима.

1. Характеристика Герасима (слайд 2, 3).

Послушайте аудиозапись, которая начинает характеристику Герасима, и продолжите анализ Герасима по предложенному плану, используя материал учебника (стр. 209-211).

  1. Необычайная сила Герасима.
  2. Новые обязанности Герасима.
  3. Отношения с остальными слугами.
  4. Случай в околотке.
  5. Нрав Герасима.

2. Работа со сравнениями.

– При описании Герасима Тургенев использует много сравнений – изображение одного явления с помощью сопоставления с другим (слайд 4). Найдите в тексте эти сравнения и объясните их употребление.

  1. «Он вырос, как дерево растет на плодородной почве».
    Хватит ли у него сил пустить корни в новой почве?
  2. «Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда – Бог весть».
  3. «Пойманный зверь».
    – А что должен чувствовать пойманный зверь? (Страх, ужас от неизвестности, близость смерти).
    – Итак, каким мы видим Герасима? (Трудолюбивый, ответственный, страдающий, чувствующий себя неуютно).
    – В чем же источник его страданий? (В том, что он крепостной, что его судьбой распоряжаются другие).
    – Есть еще одно сравнение, которое уводит от размышлений о тяжкой доле крепостного.
  4. «Степенный гусак».
    – Почему сравнивается именно с гусаком? Нет ли пояснений в тексте? (Гусь, как известно, птица важная и рассудительная. Герасим чувствовал к ним уважение).

Вывод: Сильный, ловкий, умелый, находчивый, трудолюбивый, богатырь, выполняющий свой долг – крепостную повинность, нрав строгий и серьезный, страдающий, недоумевающий, уважающий себя и других, человек с чувством собственного достоинства.

3. Светлым пятном в жизни Герасима была Татьяна.

Пересказ отношений Герасима к Татьяне.

– Почему Герасим не стал бороться за Татьяну?

Вывод: Чувствуется нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на конфликт, потому что он понимал, что зависит от барыни, что он ничего не решает.

4. Герасим и Муму.

Проводив Татьяну, Герасим в тяжелом состоянии шел вдоль реки…

Так в его жизнь вошла Муму (слайд 5).

– Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой».

– Изменился ли с появлением Муму сам Герасим?

– Объясните смысл слов: «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».

5. Герасим и барыня.

(Пауза – приглашение в театр встретиться с героиней рассказа).

Но счастье Герасима и Муму длилось недолго. Однажды…

А сейчас я предлагаю немного отдохнуть и совершить путешествие в театр. Сядьте поудобнее, слушайте внимательно, потому что к нам в гости пришла барыня.

Монолог ученицы в роли барыни.

(Скажи, пожалуйста, что это за собака у нас на дворе всю ночь лаяла? Мне спать не давала! Не знаю, немого ли, другого ли кого, только спать мне не дала. Да я и удивляюсь, на что такая пропасть собак! Желаю знать. Ведь есть у нас дворная собака? Ну, чего еще, на что нам еще собака? Только одни беспорядки заводить. Старшего нет в доме – вот что. И на что немому собака? Кто ему позволил собак у меня на дворе держать? Вчера я подошла к окну, а она в палисаднике лежит, какую-то мерзость притащила, грызет – а у меня там розы посажены… Чтоб ее сегодня же здесь не было… Слышишь? Сегодня же!)

– Какой была барыня? (слайд 6).

– Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Непослушание)

– Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?

– Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни?

Вывод: Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что приказ барыни.

6. Смерть Муму.

Просмотр отрывка из одноименного видеофильма.

– Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям героя.

– Что предпринимает Герасим?

7. Выразительное чтение учителем сцены ухода Герасима из города в деревню (стр. 240-241), (слайд 7).

– Почему Герасим ушел в деревню, ослушавшись барыню?

– Что добавляет заключительное сравнение со львом к нашему представлению о герое?

Вывод: Он уже не пойманный зверь, а лев – царь, хозяин положения. Сравнение со львом помогает ощутить мощный прилив сил, делающих его неуязвимым для опасностей. Разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках. И Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.

IV. Обобщение по уроку. Общий вывод.

1. Прототип Герасима (слайд 8).

Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал 10 пудов. Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесённые реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, сохранил рабскую покорность ей даже после уничтожения собаки.

– Почему Тургенев изменил конец истории с глухонемым?

(Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений).

2. Подумай, кто виноват в смерти Муму? Почему ты так считаешь? (слайд 9)

  1. Герасим.
  2. Барыня.
  3. Степан, передавший приказ барыни.
  4. И. С. Тургенев.
  5. Крепостное право.

Вывод: Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право. В образе Герасима показаны лучшие черты народа-труженика: благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, а главное, способность противостоять несправедливости (слайд 10).

Иван Сергеевич Тургенев был смелым автором, произведения которого нередко попадали под тщательный обзор органов цензуры. Рассказ «Муму», известный сегодня каждому школьнику, долгое время был запрещен к публикации. И если бы не дипломатические способности автора, мир так бы никогда и не узнал об этой трогательной и трагической истории.

История создания

В середине 50-х годов XIX в. Тургенев находился под домашним арестом, а потом был отправлен в ссылку за некролог на смерть Гоголя. Находясь под присмотром частных приставов, весной 1855 г. Тургенев пишет рассказ «Муму». Этой вещью он делится с семьей издателя Аксакова, которая положительно реагирует на произведение, но не может опубликовать его из-за протеста цензуры. Спустя год, в журнале «Современник» «Муму» все-таки появляется, что становится причиной рапорта чиновника и официального рецензента журнала. Представители органов цензуры недовольны, что аудитория может проникнуться состраданием к персонажам, и поэтому не позволяет распространять рассказ в другие издания. И только весной 1956 г. в главном управлении цензуры после многочисленных ходатайств друзей Тургенева было принято решение включить решение включить «Муму» в собрание сочинений Ивана Сергеевича.

Анализ произведения

Сюжетная линия

В основе рассказа лежат реальные события, которые происходили в доме у матери Тургенева в Москве. Автор повествует о жизни барыни, в служении у которого находится глухонемой дворник Герасим. Слуга начинает ухаживать за прачкой Татьяной, но барыня принимает решение женить её на своем башмачнике. Чтобы разрешить ситуацию дворецкий барыни предлагает Татьяне предстать перед Герасимом пьяной, чтобы отвратить его от себя. И эта хитрость срабатывает.

Через год прачка и башмачник уезжают в деревню по приказу барыни. Герасим же приносит с собой выловленного из воды щенка и дает ему кличку Муму. Барыня узнает о присутствии собаки во дворе одной из самых последних и никак не может наладить отношения с животным. Получив приказ избавиться от собаки, дворецкий пытается тайно продать Муму, но она сбегает обратно к Герасиму. Когда до дворника доходят сведения, что барыня недовольна, он отправляется на пруд, где топит собаку, а сам принимает решение вернуться к себе в деревню, а не в столичный дом барыни.

Главные герои

Реальным прототипом персонажа послужил слуга Варвары Тургеневой Андрей Немой. Автор рисует образ замкнутого человека, который необычайно трудолюбив и достаточно положительно настроен к людям. Этот деревенский крестьянин был способен на самые настоящие чувства. Невзирая на внешнюю мощь и угрюмость, Герасим сохранил в себе способность любить и держать свое слово.

Татьяна

Этот портрет молодой служанки включает в себя все черты типичной женщины из русского поместья XIX века. Забитая, несчастная, не имеющая собственного мнения, эта героиня получает защиту только в период любви Герасима. Не имея морального права и реальной возможности перечить своей хозяйки, Татьяна собственными руками рушит свои шансы на счастливую судьбу.

Гаврила

(Дворецкий Гаврила справа на иллюстрации )

Дворецкий в рассказе предстает простоватым и глупым мужичком, который стремится за счет заискивания остаться в плюсе и найти для себя выгоду. Нельзя сказать, что Тургенев рисует характер Гаврилы злым, но его непосредственная роль в гибели собаки и разрушении жизни Татьяны и Герасима накладывает существенный отрицательный отпечаток на восприятие его как личности.

Капитон

(Лакей Капитон на иллюстрации стоит слева рядом с сидящим Гаврилой )

Образ башмачника можно охарактеризовать как портрет образованного лакея. Этот человек считает себя умным, но при этом не обладает должной силой воли и высокими жизненными стремлениями. В конечном итоге, он превращается в пропойцу и бездельника, которого не способна изменить даже женитьба.

Из всех персонажей «Муму» пожилая барыня - основной негативный персонаж. Именно её поступки и решения приводят к череде страданий и необратимым трагедиям. Тургенев описывает эту героиню как капризную и вспыльчивую женщину, которая упряма и своенравна в своем желании вершить судьбы других людей. Единственными положительными чертами барыни можно рассматривать её хозяйственность и умение распоряжаться домом.

Заключение

Рассказ «Муму» Ивана Сергеевича Тургенева нельзя считать простым произведением о тяжести крестьянской жизни. Это философский текст, который помогает читателю разобраться в вопросах добра и зла, ненависти и любви, единения и разлуки. Писатель уделяет большое внимание вопросу привязанности человека и важности присутствия близких людей, как в жизни богатых, так и в жизни бедняков.