» » Русские философы и их основные идеи. Великие философы и их учения (очень кратко) Основные философы

Русские философы и их основные идеи. Великие философы и их учения (очень кратко) Основные философы

Бабочки, конечно, ничего не знают о змеях. Зато о них знают птицы, охотящиеся на бабочек. Птицы, плохо распознающие змей, чаще становятся...

  • Если octo на латыни «восемь», то почему октава содержит семь нот?

    Октавой называется интервал между двумя ближайшими одноименными звуками: до и до, ре и ре и т. д. С точки зрения физики «родство» этих...

  • Почему важных особ называют августейшими?

    В 27 году до н. э. римский император Октавиан получил титул Август, что на латыни означает «священный» (в честь этого же деятеля, кстати,...

  • Чем пишут в космосе

    Известная шутка гласит: «NASA потратило несколько миллионов долларов, чтобы разработать специальную ручку, способную писать в космосе....

  • Почему основа жизни - углерод?

    Известно порядка 10 миллионов органических (то есть основанных на углероде) и лишь около 100 тысяч неорганических молекул. Вдобавок...

  • Почему кварцевые лампы синие?

    В отличие от обычного стекла, кварцевое пропускает ультрафиолет. В кварцевых лампах источником ультрафиолета служит газовый разряд в парах ртути. Он...

  • Почему дождь иногда льет, а иногда моросит?

    При большом перепаде температур внутри облака возникают мощные восходящие потоки. Благодаря им капли могут долго держаться в воздухе и...

  • Доказательство существования Бога - одна из главных задач христианской теологии. И самый интересный аргумент в пользу божественного бытия выдвинул итальянский богослов Ансельм Кентерберийский.

    Суть его следующая. Бог определяется как совокупность всех совершенств. Он есть абсолютное благо, любовь, добро и так далее. Существование - это одно из совершенств. Если что-то существует в нашем уме, но не существует вне его, значит, оно несовершенно. Поскольку Бог совершенен, значит, из идеи о его существовании должно выводиться его реальное существование.

    Бог существует в уме, следовательно, он существует и вне его.

    Это довольно интересный аргумент, иллюстрирующий то, что представляла из себя философия в Средние века. Хотя он был опровергнут немецким философом Иммануилом Кантом, попробуйте самостоятельно поразмыслить над ним.

    Рене Декарт: «Мыслю, следовательно, существую»

    Можете ли вы хоть что-либо утверждать с абсолютной уверенностью? Существует ли хотя бы одна мысль, в которой вы ни капли не сомневаетесь? Вы скажете: «Сегодня я проснулся. В этом я абсолютно уверен». Уверены? А вдруг ваш мозг час назад попал в и теперь они посылают в него электрические сигналы, чтобы искусственно создать у вас воспоминания? Да, это выглядит неправдоподобно, но теоретически возможно. А речь идёт об абсолютной уверенности. В чём тогда вы уверены?

    Рене Декарт нашёл такое не подлежащее сомнению знание. Это знание находится в самом человеке: я мыслю, следовательно, существую. Это утверждение не подлежит сомнению. Задумайтесь: даже если ваш мозг находится в колбе, само ваше мышление, пусть и неверное, существует! Пусть всё, что вы знаете, ложно. Но ведь нельзя отказывать в существовании тому, что мыслит ложно.

    Теперь вы знаете самое бесспорное утверждение из всех возможных, ставшее едва ли не лозунгом всей европейской философии: cogito ergo sum.

    Платон: «Реально существуют понятия вещей, а не сами вещи»

    Главной проблемой древнегреческих философов были поиски бытия. Не пугайтесь, этот зверь вовсе не страшен. Бытие - это то, что есть. Вот и всё. «Тогда что его искать, - скажете вы, - вот оно, везде». Везде, да вот только возьмёшь какую-нибудь вещь, подумаешь о ней, как бытие куда-то исчезает. Например, ваш телефон. Он вроде есть, но вы же понимаете, что он сломается и его утилизируют.

    Вообще, всё, что имеет начало, имеет и конец. Но у бытия нет ни начала, ни конца по определению - оно просто есть. Получается, поскольку ваш телефон есть какое-то время и его существование зависит от этого времени, его бытие какое-то ненадёжное, нестабильное, относительное.

    Философы по-разному решали эту проблему. Кто-то говорил, что бытия вообще нет, кто-то упрямо продолжал настаивать на том, что бытие есть, а кто-то - что человек вообще не может сказать ничего определённого о мире.

    Платон нашёл и аргументировал самую сильную позицию, которая оказала невероятно сильное влияние на развитие всей европейской культуры, но с которой интуитивно сложно согласиться. Он сказал, что бытием обладают понятия вещей - идеи, сами же вещи относятся к другому миру, миру становления. В вашем телефоне есть частичка бытия, но ему самому как материальной вещи бытие не свойственно. А вот ваша идея телефона, в отличие от самого телефона, не зависит ни от времени, ни от чего-либо ещё. Она вечна и неизменна.

    Платон уделил немало внимания доказательству этой идеи, и тот факт, что он до сих пор многими считается величайшим философом в истории, должен заставить вас немного сдержать готовность однозначно отвергнуть позицию реальности идей. Лучше почитайте «Диалоги» Платона - они того стоят.

    Иммануил Кант: «Человек конструирует мир вокруг себя»

    Иммануил Кант - это гигант философской мысли. Его учение стало своеобразной ватерлинией, отделившей философию «до Канта» от философии «после Канта».

    Он первым выразил мысль, которая в наши дни, может, и не прозвучит громом среди ясного неба, но о которой мы совсем забываем в повседневной жизни.

    Кант показал, что всё, с чем имеет дело человек, является результатом творческих сил самого человека.

    Монитор перед вашими глазами не существует «вне вас», вы сами создали этот монитор. Проще всего объяснить суть идеи может физиология: образ монитора сформирован вашим мозгом, и именно с ним вы имеете дело, а не с «реальным монитором».

    Однако Кант мыслил в философской терминологии, а физиологии как науки тогда ещё не было. К тому же, если мир существует в мозге, где тогда существует мозг? Поэтому вместо «мозга» Кант использовал термин «априорное знание», то есть такое знание, которое существует в человеке с момента появления на свет и позволяет ему создать монитор из чего-то недоступного.

    Он выделил различные типы этого знания, но первичными его формами, которые отвечают за чувственный мир, являются пространство и время. То есть ни времени, ни пространства нет без человека, это сетка, очки, сквозь которые человек смотрит на мир, одновременно создавая его.

    Альбер Камю: «Человек - это абсурд»

    Стоит ли жизнь того, чтобы её проживать?

    У вас возникал когда-нибудь такой вопрос? Вероятно, нет. А жизнь Альбера Камю была буквально пронизана отчаянием от того, что на этот вопрос не получается ответить утвердительно. Человек в этом мире подобен Сизифу, бесконечно выполняющему одну и ту же бессмысленную работу. Выхода из этого положения нет, что бы человек ни делал, он всегда будет оставаться рабом жизни.

    Человек - абсурдное существо, неправильное, нелогичное. У животных есть потребности, и в мире есть вещи, способные их удовлетворить. У человека же есть потребность в смысле - в том, чего нет.

    Существо человека таково, что оно требует осмысленности во всём.

    Однако само его существование бессмысленно. Там, где должен быть смысл смыслов, оказывается ничто, пустота. Всё лишается своей основы, ни у одной ценности не оказывается фундамента.

    Экзистенциальная философия Камю очень пессимистична. Но согласитесь, определённые основания для пессимизма есть.

    Карл Маркс: «Вся человеческая культура - это идеология»

    В соответствии с теорией Маркса и Энгельса история человечества - это история подавления одних классов другими. Для того чтобы поддерживать свою власть, господствующий класс искажает знание о реальных общественных отношениях, создавая феномен «ложного сознания». Эксплуатируемые классы просто не догадываются, что их эксплуатируют.

    Все порождения буржуазного общества объявляются философами идеологией, то есть совокупностью ложных ценностей и представлений о мире. Это и религия, и политика, и любые практики человека - мы в принципе живём в ложной, ошибочной реальности.

    Все наши убеждения априори ложны, потому что они изначально появились как способ сокрытия от нас истины в интересах определённого класса.

    У человека просто не оказывается возможности взглянуть на мир объективно. Ведь идеология - это культура, врождённая призма, через которую он видит вещи. Идеологическим необходимо признать даже такой институт, как семья.

    Что в таком случае реально? Экономические отношения, то есть такие отношения, в которых формируется способ распределения жизненных благ. В коммунистическом обществе все идеологические механизмы рухнут (это значит, не будет ни государств, ни религий, ни семей), а между людьми установятся истинные отношения.

    Карл Поппер: «Хорошую научную теорию можно опровергнуть»

    Как по-вашему, если есть две научные теории и одна из них легко опровергается, а к другой вообще невозможно подкопаться, какая из них будет более научной?

    Поппер, методолог науки, показал, что критерий научности - это фальсифицируемость, то есть возможность опровержения. Теория не только должна иметь стройное доказательство, она должна иметь потенциальную возможность быть разбитой.

    Например, утверждение «душа существует» нельзя считать научным, потому что невозможно представить, как его опровергнуть. Ведь если душа нематериальна, то как можно убедиться наверняка, существует ли она? А вот утверждение «все растения осуществляют фотосинтез» вполне себе научно, поскольку, чтобы его опровергнуть, достаточно найти хотя бы одно растение, не преобразующее энергию света. Вполне возможно, что его никогда не найдут, но сама возможность опровержения теории должна быть очевидной.

    Такова судьба любого научного знания: оно никогда не бывает абсолютным и всегда находится в готовности сложить с себя полномочия.

    Философия позволила видимому миру обрести форму в нашем разуме. От точных наук к политическим дискуссиям, философы стремились бросить вызов нашему представлению того, как выглядит мир. И зародилась эта наука в Древней Греции, известной внушительным списком философов, о многих из которых вы знаете ещё со школьных времён. Мы собрали 25 самых известных имён философии, дабы вы могли блеснуть знаниями во время спора.

    Древнегреческий философ Аристотель

    Мраморный бюст известного философа

    Древнегреческий философ, известный практически каждому человеку, хоть немного знакомому с курсом школьной истории. Аристотель был учеником Платона, но во многом превзошёл своего учителя, чем вызвал его недовольство. Известен своими работам в области математики, физики, логики, поэзии, лингвистики и политологии.

    Прадед современной теории Матрицы

    Уроженец Германии, Кант известен своими идеями об относительности восприятия. По его версии, мы видим мир не таким, каким он является. Мы только можем воспринимать его через призму своих мыслей, чувств и суждений. Иными словами, он заложил основу для создания концепции Матрицы братьев Вачовски.

    Создатель Атлантиды и Академии

    Как уже было сказано, Платон был учителем Аристотеля. Он известен созданием Академии в Афинах. Это было первое высшее учебное заведение в Западном мире.

    Конфуций — один из самых великих и известных в мире

    Статья китайского философа в Пекине

    Этот китайский философ жил приблизительно в 500 году до нашей эры. Его философия была сфокусирована на отношениях и важности семьи в жизни каждого индивида и общества. Позже его взгляды развились и стали называться конфуцианством.

    Портрет Юма кисти шотландского художника

    Этот шотландский философ был известен своей приверженностью эмпиризму и скептицизму. Он был уверен в том, что наше восприятие мира строится не на объективном видении, а на нашей вере в то, как должен выглядеть мир. Кант, кстати, многое взял именно из идей Юма.

    Знаменитый философ на полотне королевского мастера

    По праву считается отцом современной философии. Ему принадлежит один из самых известных афоризмов - «я мыслю, следовательно, существую».

    Великий греческий философ-разговорник

    Учитель Платона внёс весьма значительный вклад в риторику, логику и философию. Ему приписывают так называемый сократовский метод дискуссии при котором слушателю задаётся ряд вопросов, приводящих слушателя к нужным выводам.

    Отец «Государя» на прижизненном портрете

    Живший во время Ренессанса, Макиавелли известен своим неоценимым вкладом в политическую философию. Его книга «Государь» рассказывает, как остаться «у руля» власти при любом стечении обстоятельств. Труд Макиавелли был принят «в штыки» так как в то время считали, что власть не может быть недобродетельной. «Сила всегда права» и «Любовь плохо уживается со страхом» — его высказывания.

    Медик, открывший дорогу научно-популярной мысли

    Локк был британским медиком. По его теории, все наше восприятие базируется на субъективном видении. Его мысли развили Юм и Кант. Также Локк известен тем, что использовал в своих трудах простой язык, понятный любому, знакомому с умением читать. Когда его спросили, как объекты вне человека могут существовать, он предложил засунуть руку в огонь.

    Сцена с поиском Человека глазами художника

    Этот философ из Древней Греции известен тем, что сидел в бочке. Также он хаял Аристотеля, утверждая, что тот извратил учение Платона. Не менее известен эпизод, в котором Диоген, находя Афины погрязшими в тщеславии и пороках, ходил по улицам столицы с факелом и возгласами «ищу Человека!».

    Аквинский в окружении идей и одного древнегреческого философа

    Фома Аквинский — один из наиболее значимых христианских богословов-философов. Он не только объединил греческую натуральную школу философии с христианской теологией, но и создал ряд трактатов, развивающих рациональный подход к вере и религии (как это ни странно). Его труды наиболее широко описывают убеждения и веру Средневековья.

    Статуя философа в одном из китайских храмов

    Этот загадочный философ жил примерно в VI веке до н.э. в Китае. Ему приписывается создание такого течения как «даосизм» (или «таосизм»). Основная идея этого учения — Дао, то есть особый Путь к Гармонии. Эти мысли стали очень важными для буддизма, конфуцианства и других философий Азии.

    Литография портрета Лейбница

    Лейбниц стоит в одном ряду с Декартом среди мыслителей-идеалистов. Из-за технического образования и склонности к аналитике, Лейбниц изначально считал, что мозг является сложнейшим механизмом. Однако позже он отказался от этих идей именно по причине совершенства мозга. По его идее, мозг состоял из Монад — тонких духовных субстанций.

    Легендарный «разрушитель мифов»

    Спиноза был голландским иудеем, родившимся в начале XV века в Амстердаме. Он известен благодаря своим исследованиям в области рационализма и прагматизма в авраамических религиях. Например, он пытался доказать невозможность многих христианских чудес того времени. За что, как и положено, был не раз подвергнут гонениям со стороны властей.

    Французский философ эпохи Просвещения, Вольтер выступал за гуманизм, заботу о природе и ответственность за поступки человечества. Он резко критиковал религию и унижение человеческого достоинства.

    Этот английский философ жил в неспокойные времена. Глядя на братоубийственные войны он сделал вывод, что гражданин должен подчиняться власти государства любой ценой, пока эта власть обеспечивает внутренний и внешний мир, так как нет ничего хуже войн.

    Портрет Августина, хранящийся в Ватикане

    Аврелий родился на территории современного Алжира. Особо известен своим трудом «Исповедь», в котором описывает свой путь к христианству. В этом труде он часто рассуждал о свободе воли и предопределённости. Был канонизирован вскоре после смерти и считается одним из важнейших христианских авторов раннего периода.

    Гравюра с изображением философа

    Персидский философ, известный своей критикой трудов Аристотеля. Например, он указывал на ошибку утверждений в вечности мира и его бесконечности. Также он прямо поддерживал суфизм, мистическое направление ислама.

    Гаутама Будда и его последователи

    Пожалуй, самый известный индийский философ. Он пришёл к выводу, что все страдания человека являются следствием конфликта между стремлением к постоянству и отсутствием постоянства в мире.

    Профиль философа на полотне

    Можно сказать, что Монтескьё является прадедушкой почти всех Конституций (В том числе и американской). Этот французский философ внёс в политическую науку неоценимый вклад.

    Портрет кисти неизвестного художника

    Известен не только своими работами в области гуманизма, но и весьма спорными для нас высказываниями (хоть и не лишёнными смысла). Он утверждал, что человек свободнее в анархии, нежели обществе. По его мнению, наука и прогресс не развивают человечества, а дают больше власти правительству.

    Придворный портрет философа

    Ирландец с тонкой душевной организацией известен идеей о том, что материального мира может и не существовать. Все, что нас окружает и мы сами — мысли в разуме высшего божества.

    Фотография Рэнд, выполненная для одно из американских журналов

    Родилась в России, но эмигрировала в США, где и получила широкую известность благодаря своим идеям сильного капитализма, в дела которого правительство не имеет права вмешиваться. Её концепции легли в основу современного либертарианства и консерватизма.

    Бувуар в последние годы жизни

    Симона не считала себя философом. Однако именно эта французская женщина-писатель повлияла на формирование экзистенциализма и феминизма. Сторонники последнего, кстати, считают её чуть ли не мессией борьбы за женское равноправие.

    Статуя легендарного военачальника

    Будучи талантливым военным, генерал Сунь-Цзы обладал бесценным опытом ведения боевых действий. Это позволило ему написать одну из наиболее популярных среди бизнес-акул и современных деловых философов книгу - «Искусство войны».

    Конечно, этот список далеко не полон, в нем нет многих спорных или одеозных личностей, чья философия повлияла на современное общество не меньше, чем научный прогресс (взять того же Ницше). Однако философия и развитие мысли всегда дает повод для дискуссий. Так ведь?

    Анализируя ход общественного развития, Плеханов отстаивал марксистский тезис о решающей роли производительных сил, являющихся основой общественных отношений и одновременно движущими силами исторического процесса. Противоречивый характер исторического процесса, обусловленный характером развития способа производства, требовал более детального анализа сути этих противоречий и их разрешения. В решении этой проблемы на теоретическом уровне Плеханову принадлежит несомненная заслуга.

    Плеханов подверг критике взгляды сторонников экономического материализма, утверждавших, что общественное развитие совершается в рамках одних производительных сил. В работах «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» Плеханов убедительно раскрывает огромную роль активной, творческой деятельности людей в деле ускорения исторического процесса. Не только базис, но, в свою очередь, производственные отношения и надстройка оказывают большое влияние на ход человеческой истории.

    Анализ диалектики взаимодействия объективных условий и субъективного фактора, а также базиса и надстройки Плехановым содействовал развитию марксистской философии, т. к. в его трудах исследовались механизмы влияния экономического базиса на надстройку. В своих сочинениях мыслителю удалось внести вклад в освещение проблем общественного сознания. Плеханов показывает зависимость форм общественного сознания от общественного бытия и в то же время обращает внимание на их относительную самостоятельность. Ему удалось продемонстрировать зависимость правового, морального и эстетического сознания от экономического положения его носителей. Он показывает, что политика, мораль, право и искусство выражают интересы классов.

    В труде «К вопросу о роли личности в истории» Плехановым был дан образец материалистического решения проблемы роли выдающихся людей в истории общества. При этом он подчеркивал, что личности становятся великими тогда, когда они в своих действиях выражают объективную необходимость, имеющую место в ходе истории.
    Вкладом Плеханова в философию является анализ классового характера общественной идеологии. Именно интересы класса определяют и формируют его идеологию.
    Противоречивым является подход Плеханова к анализу социальной революции.В начале своей деятельности он придерживался марксистского положения о социальной революции как законе исторического развития.

    В дальнейшем его взгляды на движущие силы революции и условия ее осуществления меняются. Теоретически допуская необходимость социальной революции, по существу Плеханов выступал за примирение классовых интересов. Применительно к России он абсолютизировал необходимость созревания объективных предпосылок, т. е. уровня экономического развития, недооценивал решимость рабочего класса и крестьянства к социальным изменениям, отводя им пассивную роль, и возводил на роль гегемона стихийного исторического процесса буржуазию.

    Таким образом, несмотря на некоторые расхождения с классической марксистской теорией, Плеханов является одним из крупнейших продолжателей и пропагандистов марксизма в России.

    11. Ленин (1870-1924 гг.)

    Мыслитель, политический деятель революционного движения, теоретик марксизма, профессиональный революционер.

    Его сочинения отличаются особым стилем сочетания аргументов с резкой критикой оппонента. Развивал идеи классовой борьбы, установления Диктатуры пролетариата и ликвидации частной собственности.

    Ленин чрезмерно политизировал философию, следствием чего стали высылка из России в 1922 г. многих выдающихся философов, усиление догматизации марксистско-ленинской философии и ее самоизоляция от мировой философской мысли. Бердяев писал, что «в конце концов, Ленин потерял различие между добром и злом, допуская обман, ложь, насилие, жестокость».

    Ленин боролся против идеализма во всех его проявлениях. Утверждал, что существует тесная связь между Агностицизмом и Религией.

    Ленинизм - идейно-политическое течение, которое теоретически ориентирует на преодоление бедности и безработицы, а практически использует непримиримую стратегию и тактику террора, экспорта революции и т. д.

    Основные работы: «Материализм и эмпириокритицизм» (критика философии Маха); «Государство и революция»; «Философские тетради»; «О значении воинствующего материализма»; «К вопросу о диалектике» и др.

    12. С.Н. Булгаков (1871-1944 гг.)

    Крупный русский религиозный философ, экономист и публицист, член Второй Государственной думы.

    Родился в Орловской губернии в семье священника. Окончил Московский университет. В 1911 г. в знак протеста против ущемления прав университетской автономии вместе с другими профессорами подал в отставку. В 1918 г. принял священство. В 1922 г. вместе со многими другими писателями и учеными был выслан из СССР. В 1925-1944 гг. - профессор Богословского института в Париже.

    В 1890-е годы, будучи марксистом, Булгаков выступил с критикой учения Маркса по аграрному вопросу, считая наиболее приемлемым в сельском хозяйстве мелкое производство, а не его концентрацию.

    Увлекшись философией Соловьева, отказывается от идей марксизма и становится приверженцем «философии всеединства», идеализма, а позднее и религиозной философии. Противопоставляет марксизм и религию: «Христианство побуждает личность, заставляет человека ощущать в себе бессмертный дух, социализм же его обезличивает. Марксизм упраздняет индивидуальность и превращает человеческое общество в муравейник или пчелиный улей».

    Интересны оригинальные идеи Булгакова о язычестве, иудаизме и христианстве: «Заслуживает особого внимания одна отличительная черта язычества, именно то, что в его пантеоне присутствуют божества не только мужские, но и женские, и вообще божество имеет пол. Почитание богинь и наличность половых элементов в божестве обычно воспринимается как религиозная мерзость. Таково было еще отношение в Ветхом Завете: борьба с культами женских божеств занимала видное место в проповеди пророков. Не менее непримиримы оказались здесь и христианские апологеты, которым следуют и нынешние богословы.

    Отношение Ветхого Завета к язычеству было чрезвычайно непримиримым. Даже область постижения язычества иудаизму была запрещена. Самим апостолам в начале их проповеди пришлось преодолевать в себе самих предубеждение против «необрезанных». Такое отношение к язычеству унаследовали от иудейства и христиане вплоть до сегодняшнего дня. Христиане смотрят на язычество глазами иудейства , хотя на христианстве уже не лежит того запрещения, какое содержалось в ветхозаветной религии».
    Подобно Соловьеву Булгаков стремился соединить богословие, философию и науку. Под влиянием Флоренского он увлекся проблемами софиологии. Центральное место в его философии заняли вопросы «космологии», в т. ч. разработка таких понятий, как «мировая душа» и «София».

    13. Бердяев (1874-1948 гг.)

    Религиозный философ, крупнейший мыслитель XX в., наиболее известный русский философ в мире.

    На его духовную жизнь сильное влияние оказали три русские революции: болезненно встретил революцию 1905 г., Февральскую революцию в целом одобрил, Октябрьскую революцию не принял, отказавшись к этому времени от увлечения марксизмом. Большое влияние на Бердяева оказали Хомяков, Достоевский, Соловьев. Дружил с Мережковским.
    Бердяев дважды был арестован - в 1920 г., однако после допроса лично Дзержинским был отпущен, и в 1922 г., после чего вместе с группой других философов был выслан из России. В эмиграции Бердяев окончательно становится противником идей марксизма и приверженцем идеализма, а затем и теории «нового религиозного сознания».

    «Человек имеет большую ценность, чем общество. Государство, нация, Бог хочет помочь человеку своей любовью и стремится добиться единства любви и свободы, что должно преобразовать мир. Революция - это крайняя степень проявления хаоса».
    Бердяев полностью разделяет идею, получившую свое философское выражение в этике Руссо и Канта и широко распространенную в современной западной философии: «к человеку нельзя относиться как к средству, он может быть только целью».

    Многие философские высказывания Бердяева представляют значительный интерес:

    - «Смерть есть самый важный факт человеческой жизни, и человек не может достойно жить, не определив свое отношение к смерти»;

    - «Личность не может реализовывать полноту своей жизни при замкнутости в себе»;

    - «Задача философии - найти наиболее совершенную формулировку истины, увиденной в интуиции, и синтезировать формулы»;

    - «Есть глубокое различие в первоначальном отношении к Богу и Христу в католицизме и в православии. Для католического Запада Христос объект. Он - вне человеческой души. Он объект влюбленности и подражания. Для православного Востока Христос - субъект, он внутри человеческой души. Душа принимает Христа внутрь себя, вглубь своего сердца. Здесь невозможна влюбленность в Христа и подражание Ему»;

    - «Магию необходимо отличать от мистики. Мистика духовна. Она есть богообщение. Магия почти материалистична и относится к астральному плану. Магия - это природообщение. Мистика - в сфере свободы. Магия - в сфере необходимости. Магия есть действие над природой и власть над природой через познание ее тайн. Магия имеет глубокое родство с естествознанием и техникой».

    Большое внимание Бердяев уделяет будущему России: «Самим Богом предназначено, чтобы Россия стала великим целостным единством Востока и Запада». Все беды России от неправильного соотношения мужского и женского начал. На Западе католицизм воспитал дисциплину духа, что определило преобладание мужского начала. «Русская же душа осталась не освобожденной, она не осознала каких-либо пределов и простиралась беспредельно. Она требует всего или ничего, и поэтому неспособна воздвигать половинчатое царство культуры».

    Бердяев первым провел исследование практически всей истории русской философии - от Чаадаева до Ленина («Истоки и смысл русского коммунизма», «Русская идея»).
    В эмиграции Бердяев занимал патриотическую позицию и непрестанно осуществлял связь русской и европейской философской мысли

    У Бердяева не было непосредственных учеников, но его идеями интересовался широкий круг общественности. Уже при жизни он приобрел мировую славу. Он был первым из русских мыслителей, к которому с почитанием относились и в Европе. В Кембриджском университете ему присвоили почетный титул доктора за теологические изыскания, который до этого присваивался только Фоме Аквинскому. Бердяев отказался от выдвижения на Нобелевскую премию.

    Его сочинения переведены на многие языки. При том, что труды Соловьева В. С. также переведены на многие языки, но его гораздо меньше знают, чем Бердяева. В западных философских кругах некоторые считают Бердяева гением, видя в нем самого яркого представителя религиозного экзистенциализма.

    Как только в России перестали действовать идеологические запреты, идеи Бердяева вернулись в интеллектуальную жизнь России: его книги издаются огромными тиражами, его имя упоминается в тысячах статей, его философия является предметом университетских лекций. У идей Бердяева оказалась долгая жизнь, они стали неотъемлемой частью русской культуры.

    14. Флоренский (1882-1943 гг.)

    Религиозный мыслитель и ученый-энциклопедист. Развивал идеи «философии всеединства» Соловьева. Учился на математическом и философском факультетах Московского университета, а также в Московской духовной академии. В 1911 г. принял священство. После революции как инженер занимал ответственную должность в комиссии по электрификации. Занимался живописью, был полиглотом, изобретателем. Написал несколько работ по математике и электротехнике. Флоренского называли «русским Леонардо да Винчи».

    В 30-е годы был арестован и сослан на Соловки, где и погиб.

    Свои мысли Флоренский излагает на основе религиозного опыта: «Истину нельзя найти с помощью слепой интуиции. Подлинная истина возможна только на небе, а на земле мы имеем лишь множество истин. Любовь возможна лишь при участии божественной силы, т. к. мы любим только в Боге и через Бога». Для Флоренского София - это вселенская реальность, которая представляет собой «четвертую ипостась», понимаемую многогранно.
    Философские взгляды Флоренского характеризуются стремлением совместить истины науки и религиозной веры. Свою философскую систему он назвал «конкретной метафизикой» и рассматривал как ступень к будущему целостному мировоззрению, которое синтезировало бы Интуицию и Рассудок, Разум и Веру, Философию и Богословие, Науку и Искусство.

    15. Ильин (1883-1954 гг.)

    Выдающийся мыслитель, теоретик и историк культуры и религии.

    Окончил юридический факультет Московского университета. После учебы в Германии и Франции преподавал в Московском университете. В 1922 г. был выслан из России. Жил в Берлине. С приходом к власти нацистов был лишен права преподавать и публиковаться. Последние годы жил в Цюрихе.

    По политическим убеждениям Ильин является монархистом. Обосновывал идеи самодержавной монархии как идеальный тип правового государства и «либерального консерватизма». Русская идея - есть идея сердца. Сердца, созерцающего свободно и предметно, и передающего свое видение Воле для действия, и Мысли - для осознания слова. В работе «О сопротивлении злу силою» критикует учение Л. Толстого о непротивлении.

    Значительный интерес представляют философские высказывания Ильина о социальном равенстве и справедливости:

    - «Однажды все народы поймут, что социализм и коммунизм ведут не к справедливости, а к новому неравенству и что равенство и справедливость совсем не одно и то же. Люди от природы не равны: они отличаются друг от друга полом и возрастом; здоровьем, ростом и силою; зрением, вкусом, слухом и обонянием; красотой и привлекательностью; телесными умениями и душевными способностями - сердцем и умом, волею и фантазией, памятью и талантами, добротою и злобой, совестью и бессовестностью, образованностью и необразованностью, честностью, храбростью и опытом»;

    - «Уравнять всех и во всем - несправедливо, глупо и вредно. Бывают верные, справедливые неравенства (т. е. преимущества - привилегии, послабления, ограждения), но бывают и неверные. И вот люди, возмущаясь чужими неверными привилегиями, начинают восставать против всяких привилегий вообще и требовать всеобщего равенства. Это требование несправедливо, т. к. приводит всех к единому знаменателю. От коммунистического равенства русские люди становились полубольными, оборванцами, нищими и невеждами - они все теряли и не выигрывали ничего»;

    - «Справедливость не только не требует равнения, а наоборот: она требует жизненно верного неравенства. Надо обходиться с людьми не так, как если бы они были одинаковыми от природы, но так, как этого требуют их действительные свойства, качества и дела - и это будет справедливо»;

    - «Надо предоставлять хорошим людям (честным, умным, талантливым, бескорыстным) больше прав и творческих возможностей, нежели плохим (бесчестным, глупым, бездарным, жадным) - и это будет справедливо»;

    - «Надо возлагать на людей различные обязанности и бремена: на сильных, богатых и здоровых - бо?льшие, а на слабых, больных, бедных - меньшие - и это будет справедливо»;

    - «Равенство - однообразно!»

    16. Лосев (1893-1988 гг.)

    Философ, историк философии, филолог. Окончил Московский университет. Одновременно получил музыкальное образование. После революции преподавал философию в Москве и Нижнем Новгороде, а также был профессором в Московской консерватории и в Академии художеств.

    В 1927 г. вышла его книга «Философия имени», в которой он всесторонне рассматривает проблемы, связанные с философией Имени. Лосев утверждал, что человек без имени «антисоциален», с именем же темный и глухой мир оживает.
    В 1930 г. в связи с публикацией «Диалектики мифа» началось политическое преследование мыслителя. Лосев был объявлен классовым врагом, арестован и отправлен на строительство Беломорканала.

    Труды Лосева начали публиковаться только после смерти Сталина. Всего опубликовано более 400 научных работ, включая восьмитомную «Историю античной эстетики».

    Краткая информация о лучших философах мира, философских трудах мыслителей Древних времен, Средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени и эпохи Просвещения. Классическая философия и философы современности.

    Список великих философов

    Философы Древнего мира

    Будда (Просветленный) (ок. 567-488 до н.э)

    Основатель буддизма.

    Лао-Цзы (6-5вв. до н.э.)

    Полулегендарный основатель даосизма. Традиционно его считают автором знаменитой книги «Дао дэ цзин» («Книга пути и достоинства»).

    Конфуций (Кун-цзы) (551-479 до н.э)

    Китайский философ, родоначальник конфуцианства

    Фалес. (640-550 гг. до н. э.)

    Древнегреческий мыслитель, один из родоначальников античной философии. Основатель Милетской школы.

    Анаксимандр (610-547 гг. до н. э)

    Древнегреческий философ, представитель Милетской школы. Автор первого философского сочинения на греческом языке «О природе». Ученик Фалеса. Создал геоцентрическую модель космоса, первую географическую карту.

    Анаксимен (6 в. До н. э.).

    Ученик Анаксимандра. Первоначалом всего считал воздух, из разряжения которого возникают все вещи.

    Парменид (6 в. До н. э.)

    Древнегреческий философ и политический деятель. Свои взгляды выразил в поэме «О природе».

    Пифагор Самосский. (около 570-500 гг. до н. э).

    Древнегреческий философ из города Регия, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма. В г. Кротоне основал школу своих последователей (около 2 тысяч человек), представляющее собой одновременно и философско - научную школу и религиозно - магический союз. Из записанных произведений Пифагора известны: «О природе», «О воспитании», «О государстве», «О мире», «О душе». Пифагор впервые назвал Вселенную «космосом». В качестве основного принципа всего существования он выделял число.

    Ксенофан (570-478 гг. до н. э)

    Древнегреческий странствующий поэт и философ. Сатирик, отрицатель авторитетов эллинской культуры. Основное произведение - Силлы (сатиры) в 5 книгах, направленное «против всех поэтов и философов».

    Гераклит Эфесский. (544-483 гг. до н. э.)

    Древнегреческий философ, основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. Основное сочинение - книга «О природе», состоявшая из трёх частей («О природе», «О государстве», «О Боге»).

    Левкипп (5 в до н. э.).

    Один из основателей древнегреческой атомистики, учитель Демокрита. Допускал существования небытия т.е пустоты.

    Горгий (около 480- 380 гг. до н. э.)

    Древнегреческий софист, крупнейший теоретик и учитель красноречия V века до н. э.. Автор сочинения « О природе, или о несуществующем»

    Демокрит (около 460 -- 370 гг. до н. э.)

    Демокрит Абдерский – знаменитый древнегреческий философ, один из основателей атомистики и материалистической философии

    Зенон (около 490-430 гг. до н. э.)

    Зенон Элейский - древнегреческий философ, ученик Парменида, представитель Элейской школы. Знаменит своими апори́ями, которыми он пытался доказать противоречивость концепций движения, пространства и множества. Аристотель считал его основателем диалектики как искусства постижения истины посредством спора или истолкования противоположных мнений.

    Протагор (480-410 гг. до н.э.)

    Виднейший из софистов. Выдвинул тезис «человек есть мера всех вещей - сущих в их бытии и несущих в их небытии». Приобрёл известность благодаря преподавательской деятельности в ходе своих многолетних странствий.

    Сократ (около 470/469-399 гг. до н. э)

    Античный мыслитель, первый афинский философ. Учение Сократа знаменует поворот в философии - от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Отдавал предпочтение устному рассуждению в ходе диалогов на площадях и в палестрах. Один из родоначальников диалектики как метода познания истины путем наводящих вопросов. Стал воплощением идеала мудреца.

    Зенон из Китиона (около 334-262 гг. до н. э.)

    Зенон Китийский, Зенон-сто́ик - древнегреческий философ, основал в Афинах школу стоиков.

    Диоген (около 404- 323 гг. до н. э.)

    Философ - киник. Практиковал крайний аскетизм. Считал себя гражданином мира. По преданию жил в бочке.

    Аристотель (384-322 гг. до н. э.)

    Наиболее влиятельный из философов древности, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Основоположник формальной логики. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. «Первая философия Аристотеля» (позже была названа метафизикой) содержит учения об основных принципах бытия. Основные сочинения - «Метафизика», «Органон», «Физика», «О возникновении животных», «О душе», «Этика», «Политика», «Поэтика».

    Эпикур (341-270 гг. до н. э.)

    Древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах («Сад Эпикура»). В молодости считал истинным наслаждением - наслаждение тела. А в старости признавал высшим наслаждением - развитие себя, познание разума.

    Эпиктет (около 50- 138 гг.)

    Древнегреческий философ; раб в Риме, потом вольноотпущенник; основал в Никополе философскую школу. Проповедовал идеи стоицизма: основная задача философии - научить различать то, что сделать в наших силах и что нет. Выдержки из его учения, известные под названиями «Беседы» и «Руководство» сохранились в записи его ученика Арриана.

    Марк Аврелий. (121- 180 гг.)

    Марк Аврелий Антони́н - римский император, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета. Оставил философские записи - 12 книг, написанных на греческом языке, с общим названием «Рассуждения о самом себе».

    Философы Средневековья

    Средневековые философы на Википедии ru.wikipedia.org

    Августин Блаженный (354-430).

    Аврелий Августин Иппони́йский - христианский богослов и философ, один из Отцов христианской церкви, главный представитель западной патристики. Родоначальник христианской философской истории. Развил учение о благодати и предопределении. Сочинения: «О граде Божием», «Исповедь».

    Патристика - философия и теология Отцов Церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства в послеапостольские времена.

    Иоанн Дамаскин (около 675-753).

    Византийский богослов, философ и поэт, завершитель и систематизатор греческой патристики; ведущий идейный противник иконоборчества. Философско-теологический компендиум «Источник знания». Автор песнопений, способствовавших оформлению Византийской системы осмогласия.

    Аль-Фараби (870/872- 950/951)

    Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад аль-Фараби, - философ, математик, теоретик музыки, учёный Востока. Один из крупнейших представителей средневековой восточной философии. Аль-Фараби - автор комментариев к сочинениям Аристотеля (отсюда его почётное прозвище «Второй учитель») и Платона. Ему приписывается создание Отрарской библиотеки.

    Симеон Богослов (949-1022).

    Византийский философ-мистик, религиозный писатель, поэт. Развивал идею самоуглубления и просветления личности; приближал поэтический язык к живым речевым нормам.

    Ибн Сина (Авиценна) (980-1037 гг)

    Абу́ Али́ Хусе́йн ибн Абдулла́х ибн аль-Ха́сан ибн Али́ ибн Си́на, известный на Западе как Авице́нна- средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Самый известный и влиятельный философ-учёный средневекового исламского мира

    Насир Хосров (1004-1088)

    Абу́ Муи́н Наси́р Хосро́в аль-Кабадияни аль-Марвази- таджикско-персидский поэт, философ и религиозный деятель. Составил свод исмаилитской философии «Книга припаса путешественников» и ряд философских трактатов: «Книга, соединяющая две мудрости», «Лик веры», «Книга света», «Книга счастья», «Трапеза братьев», «Открытие и освобождение» и др.

    Пьер Абеляр (1079-1142)

    Французский философ-схоласт, теолог, поэт. В споре о природе общих понятий развил учение, названное позже концептуализмом. Католическая церковь неоднократно осуждала Абеляра за еретические воззрения

    Омар Хайям (1048-1131)

    Ома́р Хайя́м Нишапури́- персидский философ, математик, астроном и поэт. Известен во всём мире как философ и выдающийся поэт, автор цикла философских рубаи. Омар Хайям также известен созданием самого точного из ныне используемых календарей.

    Роджер Бэкон (1214-1292)

    Английский философ и естествоиспытатель, монах-францисканец. Профессор в Оксфорде. Придавал большое значение математике и опыту - как научному эксперименту, так и мистическому озарению. Занимался оптикой, астрономией, алхимией.

    Фома Аквинский (1225-1274)

    Философ и теолог, систематизатор схоластики. Сформулировал 5 доказательств бытия Бога, описываемого как первопричина, конечная цель сущего и.т.д. Утверждал, что природа завершается в благодати, разум - в вере, философское познание - в сверхъестественном откровении. Основные сочинения: «Сумма теологии», «Сумма против язычников».

    Данте Алигьери (1265-1321)

    Итальянский поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного итальянского языка, политический деятель. Автор философских и поэтических трактатов о проблемах человека «Пир не закончен», «О народной речи», «Божественная комедия».

    Философы эпохи Возрождения

    Николло Макиавелли (1469-1527)

    Итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель (занимал во Флоренции пост секретаря второй канцелярии), автор военно-теоретических трудов. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 году.

    Николай Кузанский (1401-1464)

    Николай Куза́нский (настоящее имя Николай Кребс - кардинал Римской католической церкви, крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог, учёный-энциклопедист, математик, церковно-политический деятель. Стоял на позициях неоплатонизма, в своей философии он развил необычное для своего времени представление о религиозной терпимости (веротерпимости).

    Мартин Лютер (1483-1546)

    Деятель реформации в Германии. Отвергал основные догматы католицизма. Основатель Лютеранства. Перевел на немецкий язык Библию.

    Парацельс (1493-1541)

    Врач, естествоиспытатель и философ эпохи Возрождения. Один из основателей ятрохимии. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины. В центре его учения - понятие природы, как живого целого, проникнутого единой мировой душой. Человек способен магически воздействовать на природу с помощью тайных средств.

    Джордано Бруно (1548-1600)

    Итальянский философ - пантеист и поэт, признан выдающимся мыслителем эпохи Возрождения и великим представителем эзотеризма. Обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме. Отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной и бесчисленного множества миров. Развивал идеи Коперника. Основные сочинения: «О бесконечности, вселенной и мирах», «О причине, начале и едином.», «О героическом энтузиазме».

    Мишель де Монте́нь (1533- 1592)

    Французский писатель и философ эпохи Возрождения, автор книги «Опыты». Его философскую позицию можно обозначить как скептицизм- нечто среднее между скептицизмом жизненным, который есть результат горького житейского опыта и разочарования в людях, и скептицизмом философским, в основе которого лежит глубокое убеждение в недостоверности человеческого познания.

    Галилео Галилей (1564-1642)

    Итальянский ученый, естествоиспытатель. Боролся против схоластики, считал основой познания опыт. Заложил основы современной механики. Построил телескоп с 32-кратным увеличением. Активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут суду инквизиции и из - за этого ему пришлось отказаться от учения Н. Коперника.

    Иоган Кеплер (1571-1630)

    Немецкий математик, астроном, механик, оптик. Открыл законы движения планет, на основе которых создал планетные таблицы. Заложил основы теории затмений. Изобрел телескоп, в котором объектив и окуляр - двояковыпуклые линзы.

    Философы эпохи Просвещения и Нового времени

    Философы Нового времени на Википедии ru.wikipedia.org

    Френсис Бэкон (1561-1626)

    Английский философ, историк, политик, основоположник эмпиризма и английского материализма. Был сторонником научного подхода и разработал новый, антисхоластический метод научного познания. Главные произведения: «Опыты, или наставления нравственные и политические», «О достоинстве и приумножении наук», «Новый Органон», «Новая Атлантида».

    Томас Гоббс (1588-1679)

    Английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Известен идеями, получившими распространение в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия и история. Основные сочинения: «Левифан», «Основы философии».

    Рене Декарт (1596-1650)

    Французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии.В основе философии Декарта - дуализм души и тела, «мыслящей» и протяженной субстанции. Основные сочинения: «Геометрия», «Рассуждение о методе», «Начала философии».

    Бенедикт Спиноза (1632-1677)

    Бенедикт Спиноза (урождённый Барух Спиноза)- нидерландский философ-рационалист и натуралист еврейского происхождения, один из главных представителей философии Нового времени. Основные сочинения: «Богословско-политический трактат», «Этика».

    Джон Локк (1632-1704)

    Английский философ и педагог, представитель эмпиризма и либерализма. Признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. В «Опыте о человеческом разумении» разработал эмпирическую теорию познания. Способствовал распространению сенсуализма. Основоположник ассоциативной психологии.

    Готфирд Лейбниц (1646-1716)

    Готфрид Вильгельм Лейбниц - немецкий философ, математик, языковед, физик. Основатель и первый президент Берлинской Академии наук. В духе рационализма развил учение о прирожденной способности ума к познанию высших категорий бытия и всеобщих и необходимых истин логики и математики. Лейбниц является завершителем философии XVII века и предшественником немецкой классической философии, создателем философской системы, получившей название монадология. Он развил учение об анализе и синтезе. Один из создателей дифференциального и интегрального исчислений.

    Джордж Беркли (1685-1753)

    Ирландский философ, известный своей системой спиритуалистической философии; епископ Клойнский. В «Трактате о началах человеческого знания» утверждал, что внешний мир не существует независимо от восприятия и мышления: бытие вещей состоит в их воспринимаемости. Учение Беркли - один из источников эмпириокритицизма, прагматизма, неопозитивизма.

    Шарль Монтескьё (1689-1755)

    Французский просветитель, правовед, философ. Выступал против абсолютизма. Стремился вскрыть причины возникновения того или иного государственного строя, анализировал различные формы государства и формы правления. Средством обеспечения законности считал принцип разделения властей. Основные сочинения «Персидские письма», «О Духе закона».

    Дени Дидро (1713-1784)

    Французский философ - просветитель, писатель. Основатель французской «Энциклопедии». В философских сочинениях «Письмо о слепых в назидание зрячим», «Мысли об объяснении природы», будучи сторонником просвещенной монархии, выступал с критикой феодализма, абсолютизма. Отстаивал материалистические идеи. Один из идеологов французской буржуазии 18 в. Литературные сочинения «Жак - фаталист», роман «Монахиня», роман «Племянник Рамо».

    Иеремия Бентам (1748-1832)

    Английский философ и юрист, родоначальник утилитаризма, аналитической школы права, идеологического либерализма. В сочинении «Деонтология, или наука морали» сформулировал нравственный идеал («наибольшее счастье наибольшего числа людей»), и критерии морали («достижение пользы, выгоды, удовольствия, добра и счастья»).

    Иоган Готлиб Фихте (1762-1814)

    Представитель немецкой классической философии. Профессор Йененского университета, был вынужден оставить его из-за обвинений в атеизме. В «Речах к немецкой нации» призывал немецкий народ к моральному возрождению и объединению. Профессор и первый выборный ректор Берлинского университета.

    Давид Юм (1711-1776)

    Английский философ - идеалист, психолог, историк. Единственным предметом достоверного знания считал объекты математики. Все суждения о существовании происходят также из опыта, который, однако, Юм понимал идеалистически. Отрицал объективный характер причинности. В этике развил теорию утилитаризма. Агностицизм Юма оказал значительное влияние на современный идеализм, послужив одним из главных идейных источников неопозитивизма. Основное сочинение - «Исследование о человеческом разуме».

    Жан Жак Руссо (1712-1778)

    Французский философ, представитель сентиментализма. С позиции деизма осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость. В сочинении «Рассуждение о начале и основаниях неравенства…», «Об общественном договоре» и др. Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма социальной власти. Государство, по его мнению, может возникнуть только в результате договора свободных людей. Эстетические и педагогические взгляды выражены, в романе - трактате «Эмиль или о воспитании».

    Иммануил Кант (1724-1804)

    Родоначальник классической немецкой философии. Профессор университета в Кенингсберге. Разработал космогоническую гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной туманности. В развитой в 1770г. «критической философии» выступил против догматизма, умозрительной метафизики и скептицизма. Знаменитые философские работы: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790)

    Георг Вильгельм Гегель (1770-1831)

    Гепрг Вильгельм Фридрих Гегель- немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии. Создал объективно - идеалистическую теорию диалектики. Ее центральное понятие - развитие - есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его сверхвременного движения в области чистой мысли. Противоречие - внутренний источник развития. История - «прогресс духа в сознании свободы». Основные сочинения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Основы философии права».

    Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854)

    Немецкий философ, отталкивался от идей И. Фихте, развивал принципы объективно - идеалистической диалектики природы как живого организма, бессознательного духовного творческого начала. Считал, что искусство - высшая форма постижения мира, единство сознательного и бессознательного, теоретической и практической деятельности. Абсолют - тождество природы и духа, субъекта и объекта. Через саморазвитие абсолюта развивается его самопознание. Источник зла - свободное отпадение человека от абсолюта.

    Артур Шопенгауэр (1788-1860)

    Немецкий философ, представитель волюнтаризма. В главном сочинении «Мир как воля и представление» сущность мира предстает у Шопенгауэра как неразумная воля, слепое бесцельное влечение к жизни. «Освобождение от мира », аскетизм достигаются через сострадание, в состоянии, близком к состоянию буддийской нирване. Пессимистическая философия Шопенгауэра получила распространение в Европе со 2-ой половины 19вв.

    Огюст Конт (1798-1857)

    Французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии. Позитивизм рассматривал, как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом. Наука по Конту не познает сущности, а только явления. Выдвинул теорию трех стадий интеллектуальной эволюции человечества (теологической, метафизической и позитивной или научной), определяющих развитие общества. Разработал классификацию наук. Основные сочинения: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики».

    Людвиг Фейербах (1804-1872)

    Немецкий философ. Первоначально последователь Гегеля, затем подверг критике его философию. В центе его философии - человек, трактуемый, как биологическое существо, абстрактный индивид. Религию истолковывал как отчуждение человеческого духа. Основу нравственности усматривал в стремлении человека к счастью, достижимому, посредством «религии любви». Основные сочинения «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства», «Основы философии будущего», «Сущность религии».

    Джон Стюарт Милль (1806-1873)

    Английский философ. Идеолог либерализма. Последователь Конта. В «Системе логики» разработал методы индуктивного исследования, трактуя их как общие методы науки. В этике соединял принцип эгоизма и альтруизма.

    Давид Фридрих Штраус (1808-1874)

    Немецкий теолог и философ-младогегельянец. В сочинении «Жизнь Иисуса» отрицал достоверность Евангелий, считал Иисуса исторической личностью. В дальнейшем склонялся к пантеизму.

    Серен Кьеркегор (1813-1855)

    Датский теолог, философ, писатель. Выделил три стадии на пути к Богу: эстетическую, этическую, религиозную. Защищал тезис о реальности христианства. Оказал влияние на датскую литературу, экзистенциализм и диалектическую теологию. Основные сочинения «Или или», «Страх и трепет», «Философские крохи», «Стадии жизненного пути».

    Герберт Спенсер (1820-1903)

    Английский философ, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Развил учение об общей эволюции; в этике - сторонник утилитаризма. Внес огромный вклад в изучение древней культуры. Основное сочинение «Система синтетической философии».

    Елизавета Петровна Блаватская (1831-1891)

    Русская писательница и теософ. Странствовала по Европе, Сев. Америке, М. Азии, Индии и Китаю. С 1860г. Устраивала спиритические сеансы в России. Уехав в США в 1873г. Печатала в Американской прессе статьи по спиритизму, приняла американское гражданство. Под влиянием индийской философии основала в 1875г. В Нью-Йорке Теософическое общество. В 1878 уехала в Индию, где также основала Теософическое общество. Главные сочинения «Разоблаченная Исида», «Тайная доктрина».

    Питер Чарльз Сандерс (1839-1914)

    Американский философ, логик математик и естествоиспытатель. Родоначальник прагматизма. Выдвинул принцип, согласно которому содержание понятия целиком исчерпывается представлениями о его возможных последствиях. Основатель семиотики. Работы по математической логике.

    Фридрих Ницше (1844-1900)

    Немецкий философ, представитель философии жизни. Творческая деятельность: в «Рождение трагедии из духа музыки» противопоставил два начала бытия - «дионисийское» (жизненео-оргаистическое) и «апполоновское» (созерцательно-упорядочивающее). В своих сочинениях выступал с анархической критикой культуры. В мифе о «сверхчеловеке» культ сильной личности сочетал с романтическим идеалом «человека будущего».

    Философы ХХ века. Современные философы

    Современные философы на Википедии ru.wikipedia.org

    Вильгельм Дильтей (1833-1911)

    Немецкий философ, ведущий представитель философии жизни, основатель философской герменевтики. Развил учение о понимании как специфическом методе наук о духе, интуитивном постижении духовной целостности личности и культуры.

    Бернард Бозанкет (1848-1923)

    Английский философ, представитель неогегельянства, последователь Ф. Бредли. Автор «Философской теории государства».

    Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900)

    Российский философ, поэт, публицист. Преподавал утопический идеал всемирной теократии. Оказал большое влияние на русскую религиозную философию. Идеи Христианского платонизма переплетаются с идеями новоевропейского идеализма, особенно Ф.В. Шеллинга.

    Зигмунд Фрейд (1856-1939)

    Австрийский врач-психиатр, психолог. Основатель психоанализа. Развил теорию психосексуального развития индивида, в формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. Принципы психоанализа распространил на различные области человеческой культуры. Основные труды «Толкование сновидений», «Психопаталогия обыденной жизни», «Лекции по введению в психоанализ», «Тотем и табу», «Я и Оно».

    Эдмунд Гуссерль (1859-1938)

    Эдмунд Густав Альбрехт Гу́ссерль- немецкий философ, основатель феноменологии. Философия Гуссерля сосредоточена на гносеологической проблематике. Стремился превратить философию в «строгую науку» посредством феноменологического метода. В дальнейшем обратился к идее «жизненного мира» как изначальному социально-культурному опыту, сближаясь с философией жизни. Оказал влияние на экзестенцианализм и антропологию.

    Джон Дьюи (1859-1952)

    Немецкий философ, один из ведущих представителей представитель прагматизма. Предложил «реконструкцию философии», чтобы придать ей практическую значимость. Развил концепцию инструментализма, согласно которой понятие и теория - инструменты приспособления к внешней среде. Создатель педагогической теории, в основе которой лежит принцип «обучении я посредством деланья» (формирование практических навыков).

    Анри Бергсон (1859-1941)

    Французский философ. Подлинная и первоначальная реальность, по Бергсону, - жизнь как метафизически-космический процесс, «жизненный порыв», творческая эволюция. Структура ее - длительность, постигаемая только посредством интуиции, противоположной интеллекту; различные аспекты длительности - материя, сознание, память, дух. Основное сочинение «Творческая эволюция».

    Джордж Герберт Мид (1863-1931)

    Американский философ, представитель прагматизма; социальный психолог, основатель т.н. символического интеракционизма. Формирование человеческого «Я», по Миду, отражает структуру взаимодействия индивида в различных группах и состоит в усвоении значения символов и собственной роли.

    Владимир Иванович Вернадский (1863-1865)

    Российский философ, естествоиспытатель. В центре его научных и философских интересов - разработка целостного учения о биосфере и живом веществе, взаимоотношение природы и общества

    Мигель Де Унамуно (1864-1936)

    Испанский писатель, философ, представитель экзистенцианализма. В центре его философии - образ Дон Кихота, выступающий как «душа Испании», воплощение трагического чувства действительности. Основные темы художественных произведений - любовь, смерть, одиночество, богоискательство.

    Бертран Рассел (1872-1970)

    Английский философ, логик, математик, общественный деятель. Основоположник английского ноерелиализма. Развил дедуктивно-аксиоматический метод построения логики в целях логического обоснования математики.

    Николай Александрович Бердяев (1874-1945)

    Религиозный философ. Издавал философско-религиозный журнал «Путь». От марксизма перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенцианализма и персонализма. Свобода, дух, личность противопоставляется им миру объектов, в которых царствует зло, страдание, рабство. Основные сочинения «Смысл творчества», «Миросозерцание Достоевского», «Философия свободного духа», «Русская идея», «Самопознание».

    Карл Густав Юнг (1875-1961)

    Швейцарский психолог и философ, основатель «аналитической психологии». Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (т.н. архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в т. ч мифов и сновидений. Цель психотерапии по Юнгу - осуществление индивидуальности личности. Оказал влияние на культурологию, сравнительное религиоведение и мифологию.

    Альберт Швейцер (1875-1965)

    Немецко-французский философ, теолог и миссионер, врач, музыковед и органист. Организовал госпиталь в Ламбране (Габон). Исходный принцип мировоззрения Швейцера - «преклонение перед жизнью» как основа нравственного обновления человечества. Нобелевская премия мира.

    Мартин Бубер (1878-1965)

    Еврейский религиозный философ и писатель, близкий к диалектической теологии и экзистенцианализму. Центральная идея философии Бубера - бытие как «диалог». (Между человеком и Богом, между человеком и миром).

    Отто Ве́йнингер (1880-1903)

    Австрийский философ и психолог. Основной работой Вейнингера была книга «Пол и характер. Принципиальное исследование» (1902)

    Освальд Шпенглер (1880-1936)

    Освальд Арнольд Готтфрид Шпе́нглер- немецкий философ, историк, представитель философии жизни, публицист консервативно-националистического направления. Развил учение о культуре как множестве замкнутых «организмов», выражающий коллективную «душу» народа и проходящих определенный внутренний жизненный цикл. Главное сочинение «Закат Европы» (1918).

    Тейяр Де Шарден (1881-1955)

    Французский философ, палеонтолог, теолог. Развил теорию «Христианского эволюционизма», сближающуюся с пантеизмом. Оказал влияние на обновление доктрины католицизма.

    Павел Александрович Флоренский (1882-1937)

    Российский религиозный философ, Богослов. В сочинении «Столп и утверждение истины. Опыт православной традиции» разрабатывал учение о Софии (Премудрости Божией) как основе осмысленности и целостности мироздания. В работах 20-х гг. стремился к построению «конкретной метафизики».

    Жак Маритен (1882-1973)

    Французский религиозный философ, ведущий представитель неотомизма. Видел путь к преодолению морального и социального хаоса, вызванного, по его мнению, субъективизмом нового времени в сфере веры, мысли, чувства.

    Карл Ясперс (1883-1969)

    Немецкий философ, психиатр. Основную задачу философии усматривал в раскрытии «шифров бытия» - различных выражений трансценденции (непостижимого абсолютного предела бытия и мышления). Соотнесенность экзистенции и трансценденции прозревается человеком в так называемых пограничных ситуациях (страдание, борьба, смерть). Основные сочинения «Философия», «Истоки и цели истории», «Великие философы».

    Пауль Тиллих (1886-1965)

    Немецко-американский философ, протестантский теолог. Представитель диалектической теологии. Стремился к созданию идеальной теологии культуры, примирению разума и откровения.

    Мартин Хайдеггер (1889-1976)

    Немецкий философ. Развил учение о бытии, в основе которого противопоставление подлинного существования и мира повседневности, обыденности. Постижение смысла бытия связано, по Хайдеггеру, с осознанием бренности человеческого существования («Бытие и время»). Темы работ «позднего» Хайдеггера - происхождение «метафизического» способа мышления, поиск пути к «истине бытия».

    Габриэль Оноре Марсель (1889-1973)

    Французский философ, драматург, литературный критик. Основоположник католического экзистенцианализма. Подлинный мир бытия противостоит неподлинному миру обладания. В основе драм Марселя лежат религиозно-моральные конфликты: «Расколотый мир», «Жажда», «Рим больше не в Риме».

    Алексей Федорович Лосев (1893-1989)

    Российский философ и филолог. В русле традиций Платона и неоплатонизма, диалектики Шеллинга и Гегеля разрабатывал проблемы символа и мифа, диалектики художественного творчества, особенно античного восприятия мира. Основные труды по античной эстетике.

    Рудольф Карнап (1891-1970)

    Немецко-американский философ, логик. Ведущий представитель логического позитивизма и философии науки. Развил теорию логического синтеза языка науки, дополненную поздней семантической теорией.

    Эрих Фромм (1900-1980)

    Немецко-американский философ и социолог, главный представитель неофрейдизма. Опираясь на идеи психоанализа, экзистенциализма, марксизма, стремился разрешить основные противоречия человеческого существования - между эгоизмом и альтруизмом, обладанием и бытием. Пути выхода из кризиса современной цивилизации видел в создании «здорового общества», основанного на принципах и ценностях гуманистической этики (среди которых высшая - любовь). Восстановление гармонии между индивидом и природой, личностью и обществом. Основные сочинения: «Бегство от свободы», «Психоанализ и религия», «Революция надежды».

    Ханс Георг Гадамер (1900-2002)

    Немецкий философ, один из главных представителей философии герменевтики середины 20 в. Автор трудов по истории философии, эстетике и философии истории. Главный труд - «Истина и метод. Основы философской герменевтики» (Wahrheit und Methode. Grundzüge einer philosophischen Hermeneutik, 1960).

    Уиллард ванн Орман Куайн (1901-1980)

    Американский философ, математик, логик. Представитель неопрагматизма, или логического прагматизма. Труды по построению аксиоматической системы, включающий логику классов, логической семантике и модальной логике, философии математики.

    Карл Раймунд Поппер (1902-1994)

    Философ, логик и социолог. Свою философскую концепцию - критический рационализм построил как антитезу неопозитивизму. Выдвинул принцип фальсифицируемости, служащий критерием демаркации - отделения научного знания от ненаучного. Теория «трех миров» Поппера утверждает существование физического и ментального миров, а также мира объективного знания. Основные сочинения: «Логика научного исследования», «Открытое общество и его враги», «Предположение и опровержение».

    Теодор Адорно (1903-1969)

    Немецкий философ, социолог, музыковед. Представитель франкфуртской школы. Выступил с критикой культуры и общества и идеями «отрицательной диалектики». Вместе с сотрудниками провел исследование «авторитарной личности» как социально-психологичкской предпосылке фашизма.

    Арнольд Гелен (1904-1976)

    Немецкий философ, один из основателей философской антропологии как специальной философской дисциплины. Основное сочинение: «Человек. Его природа и положение в мире».

    Эмманюэль Мунье (1905-1950)

    Французский философ, основатель и глава французского персонализма. Путь освобождения человечества видел моральном обновлении, духовной революции. Сторонник христианского социализма.

    Жан-Поль Сартр (1905-1980)

    Жан-Поль Шарль Эма́р Сартр - французский философ, представитель атеистического экзистенциализма, писатель, драматург и эссеист, педагог.

    Айн Рэнд (1905-1982)

    Айн Рэнд (урождённая Алиса Зиновьевна Розенбаум)- американская писательница и философ, родившаяся в России. Она известна своими двумя романами-бестселлерами - «Источник» и «Атлант расправил плечи»; работала также как драматург и сценарист. Айн - создательница философской системы, названной ею объективизмом.

    Эманюэль Левинас (1906-1995)

    Французский этический философ. Испытал влияние Э.Гусерля и М.Хайдегера по влиянию религиозной традиции иудаизма. Основой философии считал этику, ее центральное понятие у Левинаса - «другой» и встреча с «другим».

    Курт Фридрих Гёдель (1906-1978)

    Австрийский логик, математик и философ математики. Наиболее известен сформулированными и доказанными им теоремами о неполноте, которые оказали огромное влияние на представление об основаниях математики. Считается одним из наиболее выдающихся мыслителей XX века.

    Симо́на де Бовуар (1908-1986)

    Французская писательница, представительница экзистенциальной философии, идеолог феминистского движения. Известная книга: «Второй пол»

    Джон Остин (1911-1960)

    Английский философ, представитель лингвистической философии. Основную цель исследования видел в прояснении выражений обыденности языка.

    Альбер Камю (1913-1960)

    Французский прозаик, философ, эссеист, публицист, близкий к экзистенциализму. Получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада». Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года. Альбера Камю относят к представителям атеистического экзистенциализма

    В пьесе «Калигула» выразил поиск мировоззренческих опор в лишенном смысла мире. В повести «Посторонний» герой воплощает фатальное бессилие овладеть потоком бытия. Бунт против законов мироздания отражается в его произведениях: роман-притча «Чума», философское эссе «Миф о Сизифе», «Бунтующий человек». Публицистика: «Злободневные заметки», «Шведские речи».

    Поль Рикёр (1913-2005)

    Поль Рикёр- французский философ, один из ведущих (наряду с Хайдеггером и Гадамером) представителей философской герменевтики, новой ветви философии, выросшей из своего корня - феноменологии.

    Томас Кун (1922-1996)

    Томас Сэмюэл Кун - американский философ, и историк науки. Выдвинул концепцию научных революций как смены парадигм - исходных концептуальных схем, способов постановки проблем и методов исследования. Дал критику неопозитивистскому пониманию науки.

    Стэнфордская философская энциклопедия называет Куна одним из самых влиятельных философов науки XX столетия, возможно, самым влиятельным. Его книга «Структура научных революций» является одной из самых цитируемых научных книг за всю историю науки.

    Мишель Фуко (1926-1984).

    Поль-Мишель Фуко́- французский философ, теоретик культуры и историк, один из основоположников структурализма. Создатель концепции «археологии знания». Является одним из наиболее известных представителей антипсихиатрии. Книги Фуко о социальных науках, медицине, тюрьмах, проблеме безумия и сексуальности сделали его одним из самых влиятельных мыслителей XX века.

    Жан Бодрийяр (1929- 2007)

    Французский социолог, культуролог и философ-постмодернист, фотограф, преподавал в Йельском университете. Известная работа: «Симулякры и симуляция»

    Карлос Кастанеда (1931/1935-1998).

    Американский писатель и антрополог, этнограф, мыслитель эзотерической ориентации и мистик], автор 12 томов книг-бестселлеров, посвящённых изложению эзотерического учения о «Пути знания» индейца из племени яки дона Хуана Матуса. Доктор философии по антропологии.